Советский мотоцикл. Мотоцикл л 8


Советский мотоцикл - Мотоциклы России и СССР

Мотоциклостроение в СССР

Мы живем в России. И потому коротко проследим основные вехи зарождения и становления отечественной мотоциклетной промышленности и лишь бегло перечислим заводы и модели мотоциклов, сходившие с их конвейеров. Надеемся, что даже такой краткий экскурс даст достаточно убедительные свидетельства того, что наша страна на каких-то этапах своего развития занимала ведушие позиции и в создании мотоциклов.Все началось в 1913-1914 годах - тогда были предприняты попытки организовать сборку легких мотоциклов из деталей швейцарского производства на заводе «Дукс» в Москве. Но помешала Первая мировая война.В 1924 году группа московских инженеров под руководством П.Н. Львова спроектировала первый русский мотоцикл «Союз». Он имел одноцилиндровый четырехтактный двигатель рабочим объемом 500 см3 и оснащался пружинной подвеской заднего колеса, что по тем временам было весьма прогрессивно. Мотоцикл был построен в следуюшем году в единственном экземпляре и даже участвовал в испытательных пробегах. Но дальше этого дело не пошло: изменился профиль завода...В 1928 году в Ижевске было создано конструкторское бюро по мотоциклостроению, которое возглавил талантливый инженер Петр Можаров. Под его руководством были спроектированы, изготовлены и испытаны пять (!) моделей мотоциклов.

Модели ИЖ-1 и ИЖ-2 имели четырехтактный двухцилиндровый, V-образный двигатель рабочим объемом 1200 см3 и мошностью 24 л. с. и штампованную раму, которая в задней части образовывала расширение, использовавшееся в качестве глушителя (такое решение некоторые иностранные фирмы стали применять только в наше время!). Привод на колесо осуществлялся карданным валом. Огромные колеса размера 4-27" были взаимозаменяемыми - большая редкость в тогдашней мотоциклетной практике. Мотоцикл ИЖ-2 имел принудительное охлаждение.Потом группа П.В. Можарова была переведена в Ленинфад. И здесь она спроектировала новый мотоцикл с двухтактным двигателем объемом 300 см3. 25 таких мотоциклов было построено в 1930 году на заводе «Промет». Они хорошо показали себя в испытательных пробегах. И после модернизации и устранения мелких недоработок были переданы в серийное производство на завод «Красный Октябрь». Именно эта модель под названием Л-300 стала первой, открывшей эпоху российского мотоциклостроения.В 1931 году Петр Владимирович Можаров переехал в Москву и возглавил группу конструкторов в НАТИ (Научном Автотракторном Институте). Группа должна была спроектировать мотоцикл для Красной Армии.Базовая модель получила название НАТИ-750. А параллельно с ней был разработан еще целый ряд моделей самого разного назначения.В 1932 году при Наркомате тяжелой промышленности создается специальная комиссия по мотоциклостроению. По ее решению на базе опытных мастерских Ижстальзавода, где были собраны первые ИЖ-1 и ИЖ-2, теперь организуется Ижевский мотоциклетный завод. И уже в 1933 году здесь начинают выпускать мотоцикл ИЖ-7, доработанный и улучшенный Можаровым вариант Л-300. Этот мотоцикл оказался настолько удачным, что некоторые экземпляры дожили до наших дней.В эти же годы Етавмашпром решает перепрофилировать на производство мотоциклов знаменитый Подольский механический завод, делавший швейные машинки. Наладить этот процесс поручают все тому же Петру Владимировичу Можарову Он создает документацию, и по ней в Ижевске в 1933 году строят четыре мотоцикла НАТИ-А750, а с марта 1935 года эти мотоциклы под индексом ПМЗ-А750 начинает выпускать Подольский завод.В том же 1935 году вступил в строй мотоциклетный завод в Таганроге. Его мотоциклы ТИЗ-АМ600 с трубчатой дуплексной рамой и четырехступенчатой коробкой передач сразу же зарекомендовали себя как очень выносливые и надежные.В 1937 году в Ижевске проектируются мотоциклы ИЖ-8, ИЖ-9 и ИЖ-12. Первый из них уже с января 1938 года выпускается серийно, второй встает на конвейер годом позже. А непосредственно перед началом Великой Отечественной войны в массовое производство поступил ИЖ-12 с четырехтактным одноцилиндровым мотором объемом 348 см3 и мощностью 13,5 л. с.Чтобы удовлетворить потребности армии, сразу в нескольких городах: Москве, Горьком, Ленинграде и Харькове - начали выпускать мотоциклы М-72 с оппозитным четырехтактным двигателем.На этом и закончился предвоенный этап развития отечественного мотоциклостроения.Война перетасовала не только людские судьбы, но и судьбы заводов.Эвакуированное из Москвы в Ирбит производство тяжелых мотоциклов так в Москву и не вернулось. Теперь Ирбитский мотоциклетный завод известен далеко за пределами России. С его конвейера сошло более трех миллионов мотоциютов «Урал». Сегодня наряду с традиционными мотоциклами с коляской (ИМЗ-8.103-10, ИМЗ-8.103-40, ИМЗ-8.107) завод выпускает и мотоциклы-одиночки ИМЗ-8.123 «Классик», 36 л. с; ИМЗ-8.1237 «Волк», 40 л. с; ИМЗ-8.1243 «Вояж», 40 л. с. А также другие модели, в том числе, естественно, армейский вариант ИМЗ-8107 «Gear-UP», 32 л. с.Производство мотоциклов в Таганроге больше не возрождалось. Как не имело оно продолжения в Тюмени и Горьком, где в годы войны выпускались М-72.Но сразу же после войны, буквально в том же 1945 году, в Ижевске была вновь организована конструкторская фуппа по мотоциклостроению. Вскоре сюда перевезли из Германии чертежи и техническую документацию мотоцикла ДКВ «НЦ-350» и почти ничего не меняя, приступили к выпуску копии под названием ИЖ-350.После серьезной модернизации этот мотоцикл стал называться ИЖ-49. А потом... А потом Ижевск стал главным мотоциклетным городом страны. К концу 70-х годов его конвейеры могли выдавать до 350 000 мотоциклов в год. Модели ИЖ-56, ИЖ-«Планета», ИЖ-«Юпитер», ИЖ-«Планета-Спорт» хорошо известны и любимы в народе.Сегодня, после перестроечной разрухи, завод вновь медленно встает с колен. Базовой моделью остается ИЖ-7 «Планета 5» - имеется несколько его вариантов, различающихся комплектацией. В ответ на требования молодежного рынка создана модель ИЖ-6 «Юнкер» - мотоцикл нового для нас типа «чоппер». В КБ завода имеются интересные разработки легких 50-кубовых мотоциклов.Одно из старейших предприятий отечественного Мотопрома - Ковровский завод им. В.А. Дегтярева (Владимирская обл.). Этому оружейному предприятию после окончания войны было предписано освоить выпуск мотоциклов. За прототип избрали мотоцикл ДКВ РТ-125 - очень прогрессивную по тем временам модель. Уже в 1946 году на вывезенном из Германии оборудовании начался серийный выпуск мотоциклов, получивших обозначение К-125. Позже, в 1957 году, объем двигателя был увеличен до 175 см3. Одновременно и на Московском мотоциклетном заводе было организовано производство модели Ml А «Москва». Внешне московская и ковровская машины отличались разве что эмблемами на бензобаках. На самом же деле у них было разное электрооборудование. В народе М1А сразу же любовно окрестили «макакой». Это прозвише потом распространили на все мотоциклы с двигателями 125 см3. Беда советской мотоциклетной промышленности состояла в том, что все заводы были нацелены на выпуск мотоциклов строго определенной кубатуры, но огромными партиями. В результате конструкторская мысль была скована, технологии оставалась неизменными на протяжении десятилетий и тормозили развитие. Продвижение новых моделей требовало неимоверных усилий. Ни о какой конкуренции между заводами не могло быть и речи.В результате наша мотоциклетная промышленность, получившая в послевоенные годы мощный толчок к развитию и к 1960-1965 годам поднявшаяся до очень приличного международного уровня, исчерпала себя. Начался период застоя и все большего отставания. А годы перестройки сделали это отставание почти необратимым.По мере оздоровления рынка стали, конечно, оживать и мотозаводы. На том же Ковровском заводе в 1995 году был создан легкий мотоцикл в стиле «эндуро» - «Пилот». Двумя годами раньше базовая модель "Восход-ЗМ" была заменена мотоциклом «Сова» с двигателем двух размерностей: 175 и 200 см3.

О мотороллерах в России

Первым в России ЗИД начал выпускать четырехколесные мотовездеходы (по международной классификации - ATV, от английского All Terrain Vehicle) и трехколесные «грузовички» с отцепляемым модулем.Тульский машиностроительный завод, предприятие сугубо оружейное, включился в конверсионные программы гораздо позже ковровского. Его первый мотороллер Т-200 «Тула» появился в 1957 году и имел совершенно неоспоримое родство с немецким «Гогго» («Goggo») ТА 200. На базе Т-200 вскоре был создан грузовой вариант, ставший на многие годы основной продукцией завода. Он прекрасно себя зарекомендовал, и многие машины той поры работают и сегодня. К началу 90-х годов завод освоил выпуск мотоцикла на широкопрофильных шинах, своеобразного двухколесного вездехода, какого еще не было в России.Сегодня в программе ТМЗ, труднее других пережившего перестройку, грузовой мотороллер ТМЗ-5403-03К «Муравей» с кузовами различных модификаций, трехколесный мотоцикл Тула - 5971 и двухколесный мотовездеход Тула-5952. Есть у завода и новые интересные разработки, в том числе сделанные совместно с итальянскими партнерами.Вятско-Полянский машиностроительный завод (г Вятские Поляны, Кировская обл.) был в то же время, что и Тульский, нацелен на выпуск такой же продукции - мотороллеров. Прообразом была избрана итальянская «Весна» («net»), а в российском варианте мотороллер получил название «Вятка». Одно время это маленькое пузатенькое транспортное средство было у нас весьма популярно. Особенно хорошо было на нем сдавать экзамены в ГАИ: мотороллер на крошечных колесах с необыкновенной легкостью вписывался в любые «восьмерки» и «змейки». Но затем спрос на эти машинки стал падать. И, хотя завод провел серьезную модернизацию, в результате которой была создана новая модель, в 1979 году выпуск мотороллеров прекратили.

rusmotorcycle.ucoz.ru

Мотоцикл Л - 500 красный октябрь

Первый советский спортивно-дорожный мотоцикл Л-500

Инженеры «Красного Октября», хоро шо узнав недостатки своего первенца, разрабатывали новые конструкции. Из них, пожалуй, наибольший интерес представлял первый советский спортивно-дорожный мотоцикл Л-500. На нем был установлен четырехтактный верхнеклапанный одноцилиндровый двигатель рабочим объемом 500 см3. Мощность около 18 л. с. обеспечивала максимальную скорость 115—120 км/час. В системе электрооборудования были предусмотрены все элементы, необходимые для удобства эксплуатации, — зажигание от магнето, аккумулятор, генератор, мощная фара, задний фонарь и электросигнал. Мотоцикл показал хорошие ходовые качества, но в серийное производство не попал, так как технологические возможности завода не соответствовали сложной конструкции этой машины.Осенью 1934 года началась сборка опытного образца, закончили его весной, летом испытали, а в сентябре подготовили документацию. Мотоцикл назвали "Л-500".Раму собирали из трех отштампованных швеллеров, соединяя их болтами. Цилиндр верхнеклапанного двигателя расположили вертикально. Толкатели приводили в движение рокеры, а те - клапаны, установленные с наклоном 45°. Камеру сжатия выполнили полусферической, а рокерную коробку - из алюминия. Магнето приводилось в движение от одного из распределительных валов, генератор постоянного тока - через роликовую цепь велосипедного типа.Любопытной была система циркуляционной смазки. Масло из бачка закачивалось первой ступенью помпы в двигатель, затем стекало на дно картера, там его забирала вторая ступень помпы, прокачивала через фильтр и оттуда подавала вновь в бачок, после чего цикл повторялся. Вилка переднего колеса была параллелограммной, штампованной, с двумя фрикционными демпферами. Колеса сделали взаимозаменяемыми, причем переставить их можно было всего за одну-две минуты, при этом тормозной барабан и цепь не смещались, а значит, не требовалась их дополнительная регулировка.В систему электрооборудования ввели все, что было нужно для того, чтобы сделать мотоцикл максимально удобным - зажигание от магнето, аккумулятор, питавший мощную переднюю фару, и подзаряжавшийся от генератора постоянного тока, реле-регулятор, задний фонарь и электросигнал.Характеристики "Л-500". Двигатель: четырехтактный, одноцилиндровый, рабочий объем - 496 см3, диаметр цилиндра - 82 мм, ход поршня - 94 мм, степень сжатия - 5,5, мощность - 18 л. с. Коробка передач: трехступенчатая, передача от двигателя к коробке передач - цепная. Тормоза - барабанные. Объем топливного бака - 12 л. Сухая масса - 120 кг. Максимальная скорость - 120 км/ч.Так получилось, что к началу испытаний не успели изготовить "персональный" карбюратор, поэтому Л-500 обкатывали с карбюратором от менее мощного Л-300. Естественно, сказалось его заниженное проходное сечение: машина не продемонстрировала тех качеств, на которые рассчитывали разработчики. В частности, максимальная скорость оказалась ниже расчетной примерно на 15-20 км/ч.Для серийного выпуска "Л-500" предстояло оснастить завод иным оборудованием, по существу заменив практически весь станочный парк. Но для этого неизбежно пришлось бы приостанавливать на некоторое время отлаженное производство столь нужных стране мотоциклов "Л-300".И тогда в конструкторском бюро "Красного Октября" решили так: если пока ничего не получается с "Л-500" то почему бы не попробовать оснастить более мощным двигателем серийный "Л-300". Естественно, не прекращая его производства.Первым делом для "Л-300" спроектировали двухтактный мотор рабочим объемом 350 см3, но, как выяснилось, он не обеспечивал существенного повышения мощности и, следовательно, не обещал улучшить технические характеристики машины. Поэтому работу над таким "Л-350" свернули, не создав даже опытного экземпляра. 

rusmotorcycle.ucoz.ru

Мотоцикл К-175 - Мотоциклы России и СССР

Мотоцикл К-175  

«Ковровец» К-175 — советский дорожный мотоцикл-одиночка, выпускавшийся Заводом имени Дегтярёва с с 1957 по 1965 год (с модификациями).Мотоциклы серии «К-175» имели короткоходный одноцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объёмом 173,7 см³. Мотоциклы имели капотированную заднюю часть и закрытый кожухом карбюратор, 16-ти дюймовые колеса (шины 3,25—16), полностью закрытую цепь и двухместное седло подушечного типа. На часть мотоциклов серии «К-175» устанавливался полуавтомат выжима сцепления.В 1958 году Ковровским заводом было освоено производство более мощных(с рабочим обьемом двигателя до 175 см в кубе) легких дорожных мотоциклов, которые под маркой К-175 выпускались до 1960 года. На мотоцикле К-175 двигатель по конструкции в основном аналогичен двигателю мотоцикла К-58, но имеются и некоторые отличия.Цилиндр двигателя с алюминиевой рубашкой и запресованной в нее стальной гильзой имеет два выпускных окна и два выпускных патрубка. Головка цилиндра имеет увеличенное оребрение, а на внешней стороне маховика коленчатого вала нет таких глубоких выемок, как на маховике двигателя мотоцикла К-58. Палец коленчатого вала цилиндрический и изготовлен в виде стакана.Воздухоочиститель, состоящий из набора сеток, вмонтирован в корпус декоративной крышки, закрывающей карбюратор.В узле сцепления добавлено две пары дисков, что вызвало соответственное увеличение высоты внутреннего и наружного барабанов.Задняя передача имеет усиленную втулочно - роликовую цепь 12,7х8,2 мм.Маятниковая вилка по конструкции аналогична маятниковой вилке мотоцикла К-58, но в связи с большим вылетом звездочки двигателя она несколько отличается по размерам.На мотоцикле К-175 установлены легкосъемные взаимозаменяемые колеса. Звездочка заднего колеса крепится к правому перу маятника с помощью полуоси и смонтирована на отдельном шарикоподшипнике.Спицы колеса прямые и короткие.Мотоцикл Ковровец-175А  является следующей ступенью модернизации мотоцикла К-175. Повышение степени сжатия  и установка модернизированного карбюратора К-55Б привели к увеличению мощности двигателя до 8,2 л. с.Кривошипно-шатунный механизм и система газораспределения такие же, как у мотоцикла К-175,Как качественно  поменять поршневую, узнать размеры ремонтных цилиндров и поршней, когда и как очищать поршневую от нагара можно узнать здесь.На мотоцикле установлен глушитель новой конструкции, значительно снижающий уровень шума выходящих отработанных газов.Основное  отличие Ковровца-175А заключается в том, что на нем установлена новая четырехступенчатая  коробка передач, которая состоит восьми шестерен, первичного, промежуточного и вторичного валов. На первичном валу имеются три шестерни, из которых одна подвижная, на промежуточном - четыре ,из них одна подвижная, и на вторичном  валу - одна шестерня. На выступающем из картера конце первичного вала жестко установлен малый (внутренний) барабан сцепления, а на конце вторичного вала- ведущая звездочка задней цепи. Первичный вал одним концом (со стороны сцепления) установлен в шарикоподшипнике (серия 203), а другим- во втулке основной шестерни, которая вращается в двухрядном роликоподшипнике, наружное кольцо которого запрессовано в картер. Промежуточный вал вращается в двух шарикоподшипниках (серия 202), наружные обоймы которых запрессованы в левую и правую половины картера.Заполнение коробки передач маслом производится через отверстие в левой верхней крышке сцепления, которое закрывается пробкой, имеющей маслоизмерительный щуп и отверстие для сообщения картера с атмосферой. Механизм переключения передач состоит из основания, повторного диска с двумя симметрично расположенными криволинейными пазами и пятью фиксирующими канавками, двух собачек переключения, поводка и двух подвижных вилок. На мотоцикле Ковровец-175А с 1961 года устанавливается бесштоковая вилка с гидроамортизатором. В рулевой колонке вилки смонтирован демпфер руля фрикционного типа, который состоит из двух металлических (подвижной и неподвижной) и двух фрикционных (фибровых) шайб, резьбовой втулки, тарельчатой пружины и затяжного болта с гайкой-барашком. Неподвижная шайба входит в вырез упора поворота вилки на раме, а подвижная шайба имеет внутри выступ, входящий в паз резьбовой втулки. Последняя входит с низу в трубку рулевой колонки фиксируется в ней штифтом. На мотоцикле Ковровец-175А соединение звездочки заднего колеса с колесом осуществляется резиновой муфтой которая частично гасит динамические нагрузки.Электрооборудование ( здесь) принципиально одинаково с электрооборудованием мотоцикла К-58.МодификацииК-175 (1957—1959 гг.) — Базовая модель, от предыдущей модели «К-55» мотоцикл позаимствовал трехступенчатую коробку передач, подвеску и систему электрооборудования постоянного тока с аккумулятором. Цилиндр двигателя чугунный, глушителель один. Мощность двигателя — 8 л.с. при 5200об/мин. Максимальная скорость: 80 км/ч. Вес: 105 кг.К-175А (1959—1962 гг.) — Отличается четырехступенчатой коробкой передач[1], безбатарейной системой зажигания от генератора переменного тока. На бензобаке эмблема с изображением бегущих зайцев, взятая с герба города Коврова. Сухая масса — 110 кг, максимальная скорость — 80 км/ч.К-175Б (1962—1964 гг.) — На мотоцикл устанавливался другой карбюратор (К-36). Сухая масса — 115 кг, максимальная скорость — 85 км/ч.К-175В (1964—1965 гг.) — Выпускался в двух вариантах: с чугунным цилиндром (с одним глушителем) и с цилиндром из алюминиевого сплава (с чугунной гильзой и двумя глушителями). Мощность двигателя повышена до 9,5 л.с. при 5200—5400 об/мин. Максимальная скорость: 85 км/ч. Вес: 110 кг.[править]Спортивные моделиК-175СМ — предназначен для многодневных спортивных соревнований мотоциклов с рабочим объемом двигателя до 175 см³. В отличие от дорожного мотоцикла «К-175А» имеет форсированный двигатель с цилиндром, отлитым из легированного чугуна повышенной износостойкости. Передняя цепь усиленная, механизм выключения сцепления новый, более надежный в работе. Рама изготовлена из легированной стали, имеет усиливающие косынки. Руль более широкий, усилен дополнительной трубкой. У передней вилки увеличен до 150 мм ход и улучшены гидроамортизаторы. Задняя подвеска имеют увеличенный до 85 мм ход. Шины повышенной проходимости: задняя размером 3,25—19", передняя размером 2,5—19". Колеса имеют усиленные спицы и увеличенные по диаметру и ширине тормозные барабаны с лабиринтным уплотнением для защиты от попадания грязи и влаги. Задняя цепь открыта и для предотвращения ее соскакивания со звездочки заднего колеса снабжена направляющей. Мощность двигателя — 11 л.с. при 5200об/мин. Вес: 105 кг[2].К-175СМУ (1964 г.) — предназначен для многодневных спортивных соревнований мотоциклов с рабочим объемом двигателя до 175 см³. Рама изготовлена из легированной стали 30ХГСА, Ход передней вилки 150 мм, сальники двойные. Задняя подвеска с регулируемой гидравликой. Шины повышенной проходимости: задняя размером 3.50—19", передняя размером 3.00—21". Мощность двигателя — 14 л.с.. Вес: 108 кг[3]).К-175СК и К-58СК — Мотоциклы предназначены для спортивных соревнований по кроссу с рабочим объемом двигателя до 175 см³ и до 125 см³. Двигатель и ходовая часть такие же, как и у мотоциклов К-175СМ и К-58СМ. В отличие от мотоциклов, предназначенных для многодневных соревнований, они не имеют приборов освещения и сигнала. 

rusmotorcycle.ucoz.ru