Теория вождения мотоциклом. Теория вождения мотоцикла


Теория вождения мотоциклом | Мото-мануалы и инструкции

Вы собираетесь научиться ездить на мотоцикле? Для этого вы пошли в автошколу, чтобы получить первоначальные навыки и изучить правила дорожного движения, для получения водительских прав категории «А» или «А1»? Но по каким-то причинам вам нужны дополнительные знания и простые объяснения, которые помогут вам легко научиться водить мотоцикл? Наше интернет-издание предлагает вам небольшое руководство «Шаг за шагом», с помощью которого любой желающий сможет понять, как быстро научиться управлять мототехникой.

Мотоцикл также как и автомобиль притягивает к себе большое внимание. Многие бы мечтали овладеть им, но ошибочно полагают, что водить мототехнику сложно и опасно. На самом деле, это достаточно просто, и соблюдая все меры предосторожности и правила дорожного движения, мотоцикл становится не опаснее автомобиля.

Тем не менее, все-таки мотоцикл все равно считается транспортным средством с повышенным риском попасть в аварию. Но, несмотря на это, наши советы помогут вам сделать процесс обучения и получения первоначального опыта вождения мототехникой более приятным и комфортным.

Оглавление:

  1. Шаг 1: Основа
  2. Шаг 2: Ваша безопасность
  3. Шаг 3: Посадка
  4. Шаг 4: Выучите средства управления: Газа / Тормоза
  5. Шаг 5: Как управлять сцеплением
  6. Шаг 6: Переключение передач на мотоцикле
  7. Шаг 7: Запуск двигателя мотоцикла
  8. Шаг 8: Прогрев двигателя мотоцикла
  9. Шаг 9: Перед началом движения не забудьте убрать подножку
  10. Шаг 10: Начало движения

Шаг 1: Основа

Предположим, что вы уже знаете какой вам тип мотоцикла больше по душе, и вы уже получили первые несколько уроков вождения байком. Независимо от этапа вашего обучения, помните, что вы всегда должны одевать защитное снаряжение. Кроме того, садясь за руль мототехники, вы должны знать, что техника, которой вы доверяете свою жизнь, находится полностью в исправном состоянии.

Именно поэтому любой владелец мототехники обязан периодически проводить технический осмотр и плановое техническое обслуживание мотоцикла, чтобы во время выявить все возможные неисправности.

Шаг 2: Ваша безопасность

Садясь за руль любой мототехники, вы должны помнить, что за рулем вы не защищены ни чем, в случае аварии. Поэтому вы должны максимально быть защищены различным снаряжением, которое поможет вам выжить в случае ДТП.

Вы должны быть максимально экипированы всем основным защитным снаряжением: перчатки, шлем, одежда, ботинки и т.п.

После того как вы одели на себя все, что необходимо для вашей безопасности, можно переходить к следующему шагу.

Шаг 3: Посадка

В зависимости от вашего роста и высоты мотоцикла, закидывать ногу через мотоцикл во время посадки может быть не очень удобно для многих новичков. Начинайте с левой стороны. Стабилизируйте свой баланс, встав на левую ногу, прислонившись к бензобаку и перенеся часть центра тяжести тела на руль.

Далее, подняв правую ногу, начинайте перекидывать ее через сиденье байка. Будьте осторожны и не поднимайте правую ногу слишком высоко, так вы можете потерять равновесие и упасть вместе с мотоциклом.

Шаг 4: Выучите средства управления: Газа / Тормоза

Правая рука за рулем мотоцикла отвечает за две важнейших функций в мотоцикле: ускорение и торможение. При скручивании правой ручки на себя (запястье движется в низ) вы добавляете двигателю крутящий момент (по аналогии с автомобилем — «нажимаете педаль газа»). Правда стоит отметить, что если вы новичок, то должно пройти определенное время чтобы привыкнуть к правой ручке газа. В первое время вы, возможно, будете делать перегазовку, не чувствуя должным уровнем дроссель (ручку газа).

Также правая рука помимо регулировки оборотов двигателя отвечает за торможение с помощью передних тормозов (на фотографии сверху вы можете видеть положение правой руки для торможения).

Потянув рычаг на себя, вы сможете снизить скорость мотоцикла или полностью остановится. Здесь также как и с набором оборотов мотора, требуется гладкость и аккуратность, чтобы не переборщить с интенсивностью торможения.

Помните, что если вы надавите на рычаг переднего тормоза или переборщите с силой нажатия, то мотоцикл может потерять сцепление с дорогой и пойти в занос.

Обратите внимание, что большинство современных мотоциклов теперь не требуют прилагать слишком большого усилия, чтобы нажимать рычаг тормоза. Поэтому во многих моделях можно применять двухпальцевый метод торможения на мотоцикле (на фото сверху). Тем не менее, на некоторой мототехнике по-прежнему, чтобы нажать передний тормоз, необходимо нажимать рычаг всеми свободными пальцами.

Правая нога, также отвечает за торможение задним тормозом (в нижней части фотографии сверху). Вам необходимо знать, что задние тормоза становятся менее эффективными, если вы пользуетесь передней тормозной системой. Все дело в том, что в момент торможения передним тормозом весь вес центр тяжести переходит в переднюю часть мотоцикла.

Задняя тормозная система очень полезна при определенных ситуациях. Например, очень удобно и безопасно пользоваться задним тормозом при маневрировании на маленькой скорости. Иногда задние тормоза намного эффективнее передних (на любой скорости) если вы управляете крейсерским мотоциклом, у которого весь основной вес приходится на задние колеса.

Передние же тормоза нужны, для того чтобы более эффективно остановить мотоцикл, когда как с помощью задних вы можете немного снизить скорость при необходимости.

Шаг 5: Как управлять сцеплением

Сцепление на мотоцикле и на другой мототехники находится на левой рукоятке. Большинство спортбайков требует только двух пальцев рук для нажатия рычага сцепления (в верхней части фотографии), когда как туристические, крейсерские и другие типы мотоциклов требуют, чтобы сцепление выжималось всей рукой.

Сцепление на мотоцикле, так же как и в автомобиле, необходимо, чтобы подключать или отключать двигатель от передачи. Нажимая рычаг сцепления, и включая к примеру, нейтральную скорость, вы отключаете двигатель от коробки передач, которая перестает передавать крутящий момент от мотора на заднее колесо. Далее, нажав сцепление и включив передачу, мы возвращаем передачу крутящего момента через трансмиссию на заднее колесо мотоцикла.

Шаг 6: Переключение передач на мотоцикле

Переключение передач на мотоцикле происходит по-другому в отличие от автомобилей. Несмотря на тот же принцип работы, переключение передач происходит с помощью ножного рычага, который передвигается левой ногой вверх или вниз. Вот список передач по порядку в большинстве мототехнике:

  • — 6-я передача (есть не во всех мотоциклах)
  • — 5-я передача
  • — 4-я передача
  • — 3-я передача
  • — 2-я передача
  • — НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
  • — 1-я передача

Подавляющее большинство мотоциклов и другой мототехники использует вышеуказанный порядок передач. Обычно его называют коротко так: «1-я передача — вниз, 5-я передача вверх». Так легче запомнить, куда нужно нажимать рычаг коробки передач для включения необходимой скорости.

Для того чтобы найти нейтральное положение левой ногой (в этом положение на заднее колесо перестает передаваться крутящий момент) может понадобиться некоторое время, чтобы привыкнуть все делать быстро на подсознательном уровне.

Стоит отметить, что некоторые модели мотоциклов позволяют автоматически включить нейтральное положение при нажатии рычага сцепления. Также на многой мототехнике при переключении передач на контрольной панели приборов высвечивается та скорость, которую вы включили.

В том числе, и при включении нейтрального положения на многих мотоциклах вы можете видеть перед собой, какая передача включена (нейтральная передача обозначается буквой «N» которая подсвечивается зеленым цветом).

Переключение передач происходит в следующем порядке:

  1. — Нажмите ручку сцепления (с помощью левой руки)
  2. — Включите необходимую передачу (с помощью левой ноги)
  3. — Плавно отпустите сцепление, поворачивая плавно ручку газа на себя (правое запястье вниз)

Помните, что на каждой скорости вы не должны разгоняться выше определенных значений. Чтобы легче понять, когда нужно включать другую скорость, вы должны научиться чувствовать работу двигателя. К примеру, если на определенной скорости мотор мотоцикла начинает надрываться, то нужно сразу сменить скорость. К тому же если вы двигаетесь не на трассе, то нет никаких причин раскручивать мотор до слишком больших оборотов.

Если на начальном этапе вам покажется сложным процесс переключения передач, при начале движения, не волнуйтесь. На самом деле этот процесс намного проще, чем кажется. Необходимо просто привыкнуть к порядку переключения передач.

Шаг 7: Запуск двигателя мотоцикла

Теперь, когда вы знакомы со всеми основными органами управления мототехникой, пришло время чтобы начать движение. Для этого сначала необходимо запустить двигатель мототехники. В наши дни практически большинство мотобайков оснащаются электрической системой пуска двигателя.

Помните, что если положение выключателя зажигания будет находиться в выключенном состоянии, то, повернув ключ зажигания, мотор не заведется.

Поэтому прежде чем запустить двигатель не забудьте нажать кнопку «Включить» (на фото). Такой выключатель на многих мотоциклах находится с правой стороны. Его легко нажимать большим пальцем правой руки.

Теперь поверните ключ в положение «Зажигание», как показано на фотографии в нижней части. Обычно чтобы повернуть ключ в положение «Зажигание» необходимо повернуть его в правую сторону. Большинство современных мотоциклов после этого начнут проводить самопроверку, для того чтобы убедиться, что все датчики функционируют.

Если во время самопроверки вы увидите что стрелки спидометра и тахометра поднялись и потом опустились до нуля, не переживайте это нормально.

Когда самопроверка завершена, убедитесь, что коробка передач находится в нейтральном положении (на панели приборов горит зеленым цветом N).

Затем большим пальцем правой руки необходимо нажать на кнопку запуска, которая, как правило, располагается ниже выключателя зажигания и обозначается логотипом из молнии и круговой стрелкой.

Многая мототехника потребует от вас отпустить сцепление, чтобы запустить мотор. Это сделано в качестве меры предосторожности, чтобы не допустить не контролированного движения мотоцикла, в случае, если водитель забыл поставить мотоцикл в нейтральное положение.

Далее нажав кнопку запуска, мотор запуститься.

Некоторые карбюраторные мотоциклы, перед запуском мотора требуют, чтобы водитель нажал ручку газа, для того чтобы закачать топливо в цилиндры. Но большинство современных мотоциклов не требует использования ручки газа для запуска мотора.

После того как вы запустили мотоцикл необходимо немного подождать, прежде чем вы насладитесь поездкой на мотобайке и начнете постигать мир мотокультуры.

Шаг 8: Прогрев двигателя мотоцикла

Любой двигатель внутреннего сгорания достигает оптимальной производительности только после того, как полностью прогреется и достигнет рабочей температуры. Правда в автомобильном мире практика прогрева двигателя практически уходит в прошлое.

Большинство современных автомашин не требуют прогрева мотора, так как после запуска мотора дальнейшей работой управляют сложные компьютерные системы и электронные датчики. Однако мотоциклетные моторы по-прежнему требуют предварительного прогрева перед поездкой. Особенно если мотоцикл оснащен карбюратором. Если мототехника оснащена электронным впрыском топлива, то прогрев мотора требует гораздо меньше времени.

После того как вы запустили мотор, дайте ему поработать на холостом ходу как минимум от 45 секунд до нескольких минут. Избегайте больших оборотов мотора, поскольку при холодном силовом агрегате масло в нем не может быстро распределиться во всех движущихся частях.

Правда фактически время, необходимое для разогрева двигателя, будет меняться от разных факторов, начиная от температуры внешний среды и объема мотора и заканчивая мощности силовой установки и типа используемого масла.

Для того чтобы понять, когда температура двигателя достигла нормального значения для начала движения, используйте температурный датчик, который показывает вам температуру мотора.

Шаг 9: Перед началом движения не забудьте убрать подножку

Большинство современных мотоциклов имеют функцию безопасности, которая предотвращает движение на мотобайке с поднятым механизмом подножки. То есть если вы забыли убрать подножку после запуска мотора, электронная система автоматически выключить зажигание.

Если ваша мототехника не оборудована подобной техникой, то перед началом движения всегда проверяйте, по нескольку раз, убрали ли вы механизм подставки. Для того чтобы убрать механизм подставки достаточно сложить его левой ногой.

Шаг 10: Начало движения

После того как вы изучили шаги № 1-9, и все системы вашей техники находятся в исправном состоянии, все готово для начала движения. На этом шаге вы должны вспомнить функции ручки газа, как работает передний и задний тормоз, как работает ручка сцепления и ножной рычаг переключения передач, а также как нужно плавно отпускать ручку сцепления и одновременно поворачивать ручку газа.

Потяните рычаг сцепления на себя. Нажмите ножной рычаг переключения вниз, поставив коробку на первую скорость. Далее плавно и медленно отпустите педаль сцепления, и вы почувствуете, как мотоцикл начинает двигаться.

Небольшое выкручивание ручки газа (запястье вниз) поможет вам удержать мотоцикл от сваливания. Как только мотоцикл получит достаточный импульс движения, который не позволяет ему сваливаться на бок, поставьте обе ноги на подножки.

После того как вы тронулись и поставили ноги на подножки, можете принимать поздравления. Вы едите самостоятельно на мотобайке.

Большинство начинающих водителей мотоциклов сталкиваются с проблемами при поворотах во время движения. Точно также как и на велосипеде при движении больше 15 км/час для поворота в нужную сторону вам необходимо с силой нажать на ручку руля с той стороны, в которую вам нужно повернуть. При этом вы также должны наклониться в ту сторону, в которую хотите повернуть.

На самом деле теория, теорией, а практику никто не заменит. Поверьте управлять мотоциклом проще, чем описание самой техники вождения мототехникой. Поэтому когда вы находитесь за рулем мотоцикла вы должны доверять своим инстинктам. Вы должны научиться чувствовать транспортное средство.

Переключение передач, которое описано в шаге №6, требует определенной практики и привычки. Торможение и работа ручкой газа описана в шаге №4. Эти действия также требуют некоторую практику, которую вы быстро усвоите на площадке в автошколе.

Но главное для безопасного вождения не это. Основная задача в безопасности, это грамотное маневрирование и гладкость всех действий за рулем мототехники. Если вы новичок вы не должны стремиться к большой скорости. Все обучение должно быть постепенным и последовательным. Это позволит вам сохранять максимальную безопасность за рулем мотоцикла, а также позволит вам надежно закрепить полученные навыки в процессе обучения.

moto-manual.com

Сбыча мечт, теория вождения мотоцикла и доброе утро

Про таксиста ты и прав и не прав. Возьмем классификацию дорожных условий по Циганкову:Классификация ситуационных зон ("зон безопасности") в соответствии с характеристикой условий движения и возможностями водителя в обеспечении собственной безопасности.1. Зона относительной безопасности относится к ситуациям со стабильно благоприятными условиями по всем компонентам системы "В - А - Д - С" (состояние водителя, характеристика дорожного покрытия, техническое состояние автомобиля, режим движения в рамках ПДД, ненагруженный поток, освещенность, отсутствие внешних помех и др.). Соответственно этому для управления автомобилем в нормальных условиях могут и должны применяться стандартные приемы управления, на освоении которых, по идее, построена нормативная база обучения водителей, т.е. программа автошкол.2. Зона риска относится к ситуациям со сложными условиями движения, требует от водителя повышенного внимания, готовности к применению опережающих, компенсаторных и защитных действий, строго дозированных по времени в связи с превышением оптимального скоростного режима движения, сокращением дистанции и интервалов, ограничением и ухудшением обзора, снижением коэффициента сцепления, нарушением ПДД в предопасной стадии, появлении неисправностей в системах автомобиля, снижением работоспособности водителя (в том числе и при алкогольном опьянении), ухудшением метеоусловий.3. Зона критических условий включает в себя экстремальные ситуации движения (потеря устойчивости и управляемости, отказ или повреждение систем или механизмов автомобиля, острый дефицит времени и дистанции, возникновение стресса и потеря работоспособности из-за болезни или алкогольного опьянения, неожиданные помехи или непредсказуемые действия участников движения, грубые нарушения ПДД и др. Выход из экстремальных ситуаций требует применения и соответственно освоения нестандартных, вариативных, в том числе творчески сконструированных элементов или двигательных композиций из ранее изученных приемов применительно к возникшей ситуации. Действия такого рода требуют специальной подготовки по программе высшего водительского мастерства. Арсенал таких приемов включает в себя нестандартные, а в отдельных случаях, уникальные приемы, систематизированные в отдельных видах автомобильного спорта: шоссейно-кольцевые гонки, трековые гонки, автокросс, авторалли, гонки по бездорожью, гонки "на выживание" и др.4. Аварийная зона связана с катастрофическими ситуациями, характеризующимися полной потерей устойчивости и управляемости, вынужденным баллистическим движением автомобиля при сопутствующем отказе или невозможности управления. Применительно к данным ситуациям водитель должен осваивать экстраординарные приемы самостраховки, в том числе меры, смягчающие последствия ДТП.

Все что даст 10+ летний опыт это предсказание зоны риска и планирование избежания.Но рефлексы экстремальной зоны надо тренировать, взяться этим навыкам в обычной ситуации неоткуда.Соответственно для мотоцикла грань гораздо ближе, если неумение управлять машиной (блокировка колес, неправильное руление и т.д.) часто грозят небольшим скольжением и другими неприятными, но не катострофическими последствиями. А вот на мото неумение/нежелание тормозить передним колесом, сброс газа/торможение в наклоне, неумение быстро контр-рулением повернуть и т.д. может оказаться роковым.

Те книги что ты перичислил делятся на: "О зоне риска, как предвидеть и избегать" и "Система мото-человек-дорога, как управлять".Надо учиться и отрабатывать управление, вбивать в рефлексы и убивать рефлекс самосохранения (торможение в повороте, и т.д.).Рефлексы экстремальной зоны надо отрабатывать, хороший пример - на очень маленькой скорости на грунте/песке (ну и льду) блокировать заднее колесо и переднее на доли секунды, потом небольшой слайд задним колесом при блокировке, потом слайд газом (техника на видео http://www.youtube.com/watch?v=JOZjGfr2mo4). Учиться этому на юбре самое оно...

Зону аварийности надо визуализировать, т.е. представлять аля вот уже так и так случилось, есть выбор что делать или в встречку или в обочину, и т.д. (читать и смотреть реальные ситуации на форумах, ютубе и думать как можно было минимализировать)

http://www.cvvm.ru/article/kontseptsiya-aktivnoi-bezopasnosti-voditelya

yamaha-ybr-125.livejournal.com

Основы безопасного вождения мотоцикла (часть седьмая).

Погодные условия.

После затяжной зимы, наступают теплые деньки. Повышается температура воздуха, сходит снег, появляется возможность вытащить мотоцикл из гаража и ощутить ветер в полной мере, окунуться в мир скорости. За время зимы желание оседлать мотоцикл вырастает до необъятных размеров. Тут нужно быть осторожным, так как за несколько месяцев навыки вождения притупились, жажда скорости выросла, дороги еще не полностью очистили от грязи и техническое состояние мотоцикла еще не проверено.

В первую очередь нужно начать с технического осмотра мотоцикла. Даже самая дешевая станция техобслуживания сможет помочь в этом. Проверьте давление шин, уровень масла, топлива, состояние движущихся элементов и так далее.

Выезжая впервые из гаража, не забудьте об экипировке. Она нужна всегда, особенно в первые весенние дни.

Не пытайтесь во время первой поездки на мотоцикле тут же сбить «оскому» и во что бы это не стало насладиться скоростью, ревом двигателя и свободой езды на мотоцикле. Воспоминания о том, что осенью вы были королем байка остались, но вот навыки позабылись. Прокатитесь не спеша и недалеко от гаража, прочувствуйте мотоцикл, послушайте работу его двигателя, проверьте тормоза и другие системы управления. Пусть первая поездка будет небыстрой и не на длительные дистанции. Набирая скорость, не забывайте о том, что дорожные службы еще не везде убрали грязь на дорогах общественного значения. Особенно будьте осторожны на поворотах и вблизи с обочиной. И даже если дорога чистая, не забывайте, что асфальт еще холодный и сцепление с шинами не идеальное.

Как правило, дорога весной больше разбита, нежели осенью, когда вы в последний раз ездили на мотоцикле. Это связано с тем, что из-за перепадов температуры быстрее происходит коррозия дорожного полотна. В любом случае вы обнаружите новые ямы. И даже если дорожные службы уже успели положить новый асфальт, следует предупредить, что новое покрытие более гладкое и сцепление шин с ним не такое хорошее, чем на уже разработанном асфальте, особенно если прошел небольшой дождь или был утренний густой туман, как это бывает весной.

Если движетесь по дороге с ямами или открытыми люками, будьте осторожны. Опасайтесь водителей, которые могут совершать маневры, чтобы объехать препятствие. В некоторых случаях они просто могут не заметить мотоциклиста или забыть о нем, когда увидят перед собой открытый канализационный проем или яму в два колеса.

Также не стоит забывать, что нежелательно тормозить на линии разметки, так как асфальт покрыт специальной краской, которая снижает степень сцепления шин с асфальтом. Берегитесь масляных пятен.

gccds.ru