Мотобайк. Хайсайд на мотоцикле


Хайсайд. Дорожная стратегия. Учебник по выживанию для мотоциклистов

Задний тормоз может отправить вас в полет

Вы возвращаетесь из магазина по автомагистрали, до дома всего пять миль. Впереди маленькая машина буксирует прицеп с большой газонокосилкой. Он явно великоват для такого тягача и мотается во все стороны.

В очередном повороте прицеп переворачивается. Все вокруг начинают резко тормозить и пытаться как-то его объехать. Вы давите на рычаг переднего тормоза, постоянно увеличивая усилие, чтобы плавно загрузить нос мотоцикла. В то же время вы пытаетесь тормозить задним тормозом, но в панике вы делаете это сильнее, чем нужно, и зад начинает сносить. Вы инстинктивно снимаете ногу с педали. Заднее колесо снова обретает сцепление с дорогой, байк резко распрямляется и катапультирует вас. Вам повезло, машины смогли вас объехать и на вас надет кожаный комбинезон, так что вы почти не пострадали.

Вы тормозили предельно грамотно. Постепенное увеличение усилия на переднем тормозе предотвращает юз переднего колеса. Не надо бояться перетормозить задним тормозом. Даже если колесо начнет сносить, это не снизит эффективность торможения. Ваш инстинкт самосохранения сыграл с вами злую шутку, заставив убрать ногу с педали, что и привело к хайсайду.

По статистике, на автомагистралях происходит меньше аварий, чем на других дорогах. Однако они более опасны, потому что случаются неожиданно и вызывают цепную реакцию. Как только вы заметили потенциальную проблему, сразу примите меры, не дожидаясь, пока она превратиться в аварию.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

sport.wikireading.ru

Highside (хайсайд) - Теория мотоспорта

Никогда не пытайтесь повторить это сами ни в домашних, ни в каких-либо других условиях!

Потрясающе обширна и разнообразна палитра всевозможных падений, периодически постигающих мотоциклистов в той или иной ситуации. Но есть среди них одно из наиболее тяжелых и опасных по степени наступающих последствий, для обозначения которого западные коллеги ввели даже специальный термин – highside.

Наиболее часто «исполнителей» полета на сверхмалых высотах можно наблюдать на треке. Впрочем, это не исключает полностью возможность вникания в суть модного английского понятия и хозяев дорожных мотоциклов или, при определенных и крайне неблагоприятно сложившихся обстоятельствах, даже укротителей всяческого рода малокубатурных «тошнилок».

В чем суть происходящего действа? Рассмотрим на примере специально тренированного пилота-самурая, «развлекавшегося» подобным образом на одном из моих мастер-классов по технике трековой езды в прошлом сезоне.

Если принять в расчет, что асфальтовое покрытие не изобилует различными составляющими, заметно ухудшающими его сцепные свойства, то для наступления «звездного момента» летчика-истребителя потребуется несколько факторов.

1. Пилот входит в поворот.

2. На выходе из поворота пилот резко «открывает» «газ». Заднее колесо пробуксовывает, и мотоцикл уходит в занос.

3. Мотоцикл заносит. Пытаясь «поймать» аппарат, пилот сбрасывает газ и сцепление заднего колеса с асфальтом восстанавливается...

4. ...что приводит к резкой потере скорости. Сила инерции продолжает нести пилота вперед – к «хайсайду».

5-7. Пилота выбрасывает из седла мотоцикла вверх и вперед. Обратите внимание : «хайсайд» случился на скорости всего около 50 км/ч.

Предполагается, что наш герой априори бесстрашен, поэтому повороты на своем спортбайке он проходит практически в запредельных углах. Обратите внимание, что Suzuki GSX-R1000 полностью уложен до подножки водителя, расположенной, кстати, довольно высоко. Но поскольку пилот довольно грамотно свешен и не «клизмотронит», то даже в таком варианте ничего страшного не происходит, мотоцикл упорно не желает встречаться с асфальтом, неся своего седока к моменту славы. Если же в такой ситуации той небольшой площади резины, которая «работает» с поверхностью, все же окажется недостаточно, то мотоцикл мягко, насколько вообще это слово здесь применимо, соскользнет. В данном случае падения на правую сторону – типичнейший пример lowside. В переводе – «низкое падение». Единственные возможные варианты при этом – какое из колес первым потеряет контакт с асфальтом. Но для рассматриваемого нами процесса одного только критичного угла наклона мотоцикла недостаточно, потребуется еще несколько составляющих.

Вот чего никогда не следует делать при таком серьезном наклоне аппарата – опрометчиво и бесстрашно «открываться»! Итак, что же произошло? Могучий Suzuki GSX-R1000, запросто срывающий заднее колесо в пробуксовку порой и на третьей передаче при прямолинейном движении, на столь панибратское отношение ответил, в общем-то, согласно всем законам физики…

То есть, сила сцепления заднего баллона, напомню, заметно уменьшенная ввиду большого угла наклона мотоцикла, а значит и меньшей площади контакта резины с асфальтом, оказалась явно меньше силы тяги, приложенной все к тому же заднему колесу. В результате этого локального конфликта случилась пробуксовка, немедленно повлекшая за собой занос.

До кульминации осталось совсем немного. Райдер чувствует, что задняя часть мотоцикла начинает «плыть», и инстинктивно (страшно все-таки!) доводит дело до логического завершения – «закрывается» и одновременно пытается «поймать» заблудший хвост, повернув руль в сторону заноса. Но, согласно одной старой советской поговорке: «поздно пить боржоми, если почки отказали!».

Вот теперь у нас есть полный набор для того, чтобы столь беззастенчиво попранные законы физики смогли катапультировать около 300 кг (приблизительный вес пилота и мотоцикла) в воздух даже с «безобидных» 50-ти км/ч! В принципе, все делалось правильно, именно так занос и ловится, но… на заднеприводном автомобиле. На мотоцикле такая схема тоже работает, но только на очень ранних стадиях, особенно это касается мощных спортбайков! Однако вернемся к нашему герою. Процесс достиг своего апогея, настойчивый пилот сумел-таки погасить возникший занос и даже восстановить утерянный контакт задней резины с асфальтом. Единственное, что он не сумел сделать, так это договориться с сэром Исааком Ньютоном, еще за сотни лет до этих драматических событий справедливо заметившим, что единожды приложенная сила не может раствориться волшебным образом «в никуда»...

В нашем случае это серьезный вращательный момент, возникший при заносе мотоцикла. Именно он не дал продолжить возможность безнаказанного дальнейшего перемещения в горизонтальном положении, выплеснув, согласно базовым законам физики, сгусток накопленной кинетический энергии вперед – вверх.

В итоге получился классический highside – высокий полет, надо заметить, весьма и весьма точное определение… Для достижения еще более впечатляющих «высот» орбитального пилотирования конструкторами «предусмотрена» подвеска, на ходе отбоя работающая не хуже иной катапульты!. Удержаться в такой ситуации на мотоцикле, мягко говоря, очень проблематично…

А почему последствия такого рода падений бывают наиболее тяжелыми, красноречиво говорит все та же фотография. Напомню, что скорость при «выполнении» этого показательного выступления из серии «То, чего вы меньше всего хотите, чтобы с вами произошло» была всего 50 км/ч!

Возникает вполне закономерный вопрос: как правильно бороться с возникающим заносом, чтобы впоследствии не наблюдать собственный мотоцикл с высоты птичьего полета?

Как бы абсурдно это ни звучало, но единственным возможным способом избежать highside при столь запущенном боковом скольжении… будет активная работа «газом»! Посмотрите, как это делает почти половина гонщиков MotoGP, а теперь подумайте о том, способны ли вы вопреки собственным инстинктам самосохранения, уловив начавшееся боковое скольжение, еще больше открутить ручку «газа»…

Так что действительно реальной возможностью избежать сомнительного счастья бреющего полета будет жесткое пресечение малейших попыток «хвоста» уйти на сторону еще в самом зародыше!

Тогда, и только тогда, можно смело прикрываться, не боясь взмыть в воздух.

А как же гонщики на супермото, ездящие в боковом скольжении чуть ли не всю дистанцию трассы? А вот здесь все несколько по-иному. Во-первых, срыв заднего колеса они всегда провоцируют преднамеренно, используя для этого как двигатель (получите пару передач вниз и полный «газ»!), так и задний тормоз. А во-вторых, эти ребята хорошо представляют, что будет, если в этот момент пойти на поводу инстинкта самосохранения, так нам порой мешающего в управлении мотоциклом, и «закрыться»…

Теперь хотелось бы вернуться к началу статьи, чтобы у перемещающихся на «гражданских» дорожниках и скутерах не возникло ложного представления о том, что этот материал представляет для них исключительно факультативный интерес. Ведь отсутствие мощного двигателя отнюдь не является гарантом того, что ЭТОГО  с вами не случится. Ведь никто и никогда (во всяком случае, в нашей стране) не может гарантировать, что в повороте заднее колесо вашего Dragster! (хе-хе) не попадет на заботливо оставленный дорожниками гудрон или другую склизкую мерзость, вы начнете активно бороться с заносом, а дальше вам снова придется освежить полученные знания по физике за шестой класс…

P. S. «Учебный» highside был «профессионально» исполнен не знающим и тени сомнения и страха Дмитрием, магическим образом ухитрившимся не пострадать в столь тяжелейшей передряге, чего стоит одно только приземление!.

Но, смею вас заверить, такой благополучный исход – это просто счастливое исключение, так что учитесь на чужих ошибках.

motocycle.ru

Хайсайд. Задний тормоз может отправить вас в полет

Иногда при торможении происходит следующее. Вы давите на рычаг переднего тормоза, постоянно увеличивая усилие, чтобы плавно загрузить нос мотоцикла. В то же время вы пытаетесь тормозить задним тормозом, но в панике вы делаете это сильнее, чем нужно, и зад начинает сносить. Вы инстинктивно снимаете ногу с педали. Заднее колесо снова обретает сцепление с дорогой, байк резко распрямляется и катапультирует вас.

Вы тормозили грамотно. Постепенное увеличение усилия на переднем тормозе предотвращает юз переднего колеса. Не надо бояться перетормозить задним тормозом. Даже если колесо начнет сносить, это не снизит эффективность торможения. Ваш инстинкт самосохранения сыграл с вами злую шутку - ззаставив убрать ногу с педали, что и привело к хайсайду.

Хайсайд (Highside) - это падение с мотоцикла, когда седло находится относительно высоко от асфальта. При этом возможны разные варианты вылета, но обычно падение происходит так, что мотоцикл скользит следом за упавшим мотоциклистом. При хайсайде нужно группироваться при скольжении по асфальту, чтобы мотоцикл не догнал и не придавил.

Классическая причина хайсайда - это резкий сброс газа при прокруте заднего колеса, при этом ушедшее в сторону заднее колесо резко восстанавливает сцепление с асфальтом и подвеска катапультирует того, кто решил спасти ситуацию и малодушно закрыл газ. 

Приблизительно то же происходит при блокировке заднего колеса в наклоне. Отпускание заднего тормоза, когда заднее колесо ушло достаточно далеко от линии движения, тоже приведет к хайсайду. Единственная разница: в этом случае полет будет не такой красивый - подвеска в этом случае не работает как заряженная катапульта.

Вторая распространенная причина хайсайда - это когда заднее колесо ушло в сторону достаточно далеко и руль уже не может вывернуться так, чтобы переднее колесо смотрело по ходу движения. К примеру, при торможении в повороте обоими колесами не повезло и заднее колесо заблокировалось.

Если вы хотите избежать хайсайда - надо навсегда забыть о том, чтобы решать проблемы со срывом заднего колеса закрытием газа. Для устранения скольжения в большинстве случаев достаточно прекратить открывать газ, а в случае когда газ был открыт сильно и резко - закрывать нужно очень плавно, избегая заваливания мотоцикла рулением.

В крайнем случае, при прокруте заднего колеса, когда вовремя не сбросили газ получится лоусайд.

bfcclub.ru

Мотосовет № 1 - Динамика хайсайда (причины и как этого избежать)

James R Davis Highside Dynamics (what happens and how to prevent it)Источник: http://msgroup.org/Перевод: SixBiSixДостаточно часто, ошибка, совершённая в пилотировании мотоцикла, приводит к несчастному случаю, обычно не серьезному, но иногда фатальному. Одна из самых смертельно опасных ошибок, которые вы можете совершить, называется хайсайд (highside).Когда мотоцикл заваливается, или ложиться, он падает благодаря силе притяжения и все заканчивается тем, что мотоцикл лежит на боку. Падение на низкой скорости обходится обычно без или с небольшими последствиями для мотоцикла и мотоциклиста. Даже на высоких скоростях, при условии, что мотоциклист одет в соответствующую экипировку, последствия ограничиваются лишь повреждением мотоцикла. В обоих случаях, это падение называется лоусайд (lowside) – означающее, что мотоциклист отделился от мотоцикла в направлении падения: вниз.

Очевидно, что хайсайд означает, что Вы отделились от мотоцикла вверх и перелетели через наивысшую точку мотоцикла. По своей сути это не смертельно, но случается, что мотоцикл подлетает в воздух вслед за мотоциклистом и затем падает, часто на мотоциклиста.  Не так много людей выжило после такой случайной встречи.

Итак, каковы причины хайсайда? Что приводит к хайсайду и что можно предпринять для предотвращения хайсайда?

Начнем с того, что хайсайд начинается тогда, когда вы настолько сильно нажимаете на задний тормоз, что блокируете заднее колесо. Если это происходит во время поворота (или если вы двигаясь прямо дополнительно тормозите передним тормозом, или если на дороге есть значительная неровность, или неожиданно возник сильный дисбаланс мотоцикла), то  возникает занос/сдвиг в сторону от направления движения мотоцикла. Это происходит из-за снижения сцепления задней покрышки (это началось «трение заноса» - около 80% от того сопротивления, которое было до начала скольжения) и заднее колесо начало ДВИГАТЬСЯ БЫСТРЕЕ (в направлении движения мотоцикла) переднего колеса (центробежная сила, в том числе, заставляет двигаться колесо в прежнем направлении). Рефлекторной и правильной реакцией мотоциклиста в этой ситуации является поворот переднего колеса в направлении заноса. [На самом деле, переднее колесо само повернётся в направлении заноса – задача мотоциклиста лишь не мешать этому]. Позвольте пояснить, что я не имею ввиду, что в ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ переднее колесо управляется или поворачивается в сторону заноса, но  будет КАЗАТЬСЯ, что так происходит. Без всякого воздействия переднее колесо будет направлено по первоначальной траектории движения мотоцикла, в то время как заднее колесо будет скользить в сторону. Это приводит к тому, что кажется, будто переднее колесо поворачивает в сторону заноса и главная ваша задача НЕ ПРЕПЯТСТВОВАТЬ этому движению. В этот момент мотоциклист может сделать ошибку, которая может стоить ему жизни – мотоциклист может отпустить задний тормоз.Давайте посмотрим, что происходит в момент, когда задний тормоз заблокировал колесо, которое начинает заносить, и что происходит в момент, когда мотоциклист отпускает задний тормоз. Предположим, что мотоциклист в этот момент совершает крутой поворот. (При движении прямо ситуация становится аналогичной в том момент, когда заднее колесо начинает отклоняться от траектории движения переднего колеса в ту или иную сторону). Мотоцикл движется в направлении, куда в этот момент повернуто переднее колесо. Отметим, что заднее колесо все время чуть-чуть «проскальзывает» для того, что бы двигаться в направлении переднего колеса.

В этот момент задний тормоз заблокирован и переднее колесо значительно теряет сцепление с дорогой (как минимум на 20%). Это приводит к отклонению наружу от центра поворота.Мотоциклист не препятствует повороту переднего колеса в сторону заноса. Таким образом, направление движения мотоцикла изменяется. Тем временем, заднее колесо продолжает движение в заносе и двигается БЫСТРЕЕ  переднего колеса. Мотоцикл пытается «завалиться» (заднее колесо не имеет сцепления с дорогой из-за чего отсутствует тяга, обеспечивающая стабильность) и мотоцикл упадёт, если в этот момент ничего быстро не предпринять.

Однако мотоциклист, понимая, что скольжение заднего колеса вышло из-под контроля, решает отпустить задний тормоз для того, что бы восстановить контроль над задним колесом. В момент, когда мотоциклист отпускает задний тормоз заднее колесо, которое скользило вперед и в сторону, внезапно начинает вращаться снова. Это позволяет заднему колесу двигаться вперед гораздо проще, чем в мгновение до этого, и неожиданно у заднего колеса восстанавливается сцепление (заметьте, снижение сцепления колеса с дорогой примерно на 20% привело к его заносу и сцепление с дорогой восстановилось благодаря увеличение сцеплению с дорогой всего на 20%).

Не имеет значения вращает ли двигатель заднее колесо, потому что мотоцикл не просто «буксует/стирает» заднее колесо (потому что колесо теперь вращается), мотоцикл начал двигаться быстрее (в действительности замедлилось торможение) в направлении траектории переднего колеса. В то же самое время, в связи с восстановлением полного сцепления с дорогой, занос заднего колеса мотоцикла внезапно прекращается. И все что дальше происходит и есть хайсайд!

Не имеет значения причина, за-за которой занос заднего колеса внезапно прекратился. Это может быть как неровность на дороге, так и восстановление сцепления колеса с дорогой. Результат внезапного прекращения заноса всегда один:: центробежная сила вместе с инерцией, стараются сохранить движение центра тяжести мотоцикла по траектории его движения. В связи с тем, что занос нижней части заднего колеса прекратился, (все силы торможения сконцентрированы в пятне контакта), развивается крутящий момент. В результате чего мотоцикл сильно закручивается в направлении первоначального заноса. Переднее колесо способствует развитию крутящего момента, благодаря подшипникам оси. Мотоцикл просто вращается вокруг оси переднего колеса.

Естественно, что мотоциклист двигается в том же направлении, что и закручивающийся мотоцикл.

Ослабление давления на задний тормоз, конечно, было ошибкой. Другими словами, если заднее колесо начало движение в неконтролируемом вами заносе, независимо от поворота переднего колеса в сторону заноса, самым безопасным действием будет ПОЛОЖИТЬ МОТОЦИКЛ НА ЗЕМЛЮ – выполнить лоусайд (т.е. НЕ ослабляйте давление на задний тормоз).Позвольте добавить еще одну деталь, которая поможет избежать хайсайда описанного выше: ПЕРЕД НАЧАЛОМ интенсивного торможения в повороте всегда выпрямляйте мотоцикл.Если мотоцикл двигается прямо, особенно если мотоцикл оборудован интегрированной системой торможения, и заднее колесо пошло юзом (скольжение) у вас все еще есть возможность выполнить хайсайд, но вероятность этого намного меньше, чем в повороте (чем выше скорость и круче поворот (большой наклон) дороги, тем вероятность хайсайда выше). Как и прежде, лучшее решение, которое может принять мотоциклист – НЕ ОТПУСКАТЬ задний тормоз, если он заблокирован для предотвращения хайсайда.

Внезапное прекращение торможения передним тормозом в момент, когда заднее колесо заблокировано и идёт юзом (скользит), также может привести к хайсайду, т.к. это увеличивает нагрузку на заднее колесо и, следовательно, увеличение сцепления заднего колеса с дорогой. Тем не менее, единственный способ «выйти сухим»  из этой ситуации заставить переднее колесо мотоцикла двигаться быстрее заднего в направлении юза. Значит, плавное снижение давления на рычаг переднего тормоза является рациональным. (Однако, имейте ввиду, что с любой системой интегрированного торможения, это фактически бесполезно потому, что в момент торможения задним тормозом, происходит торможение и передним). Усиление торможения передним тормозом, с другой стороны, приведет к почти гарантированному немедленному падению и лоусайду.

Может ли возникнуть хайсайд если вы не будет прекращать тормозить задним тормозом? Не сомневайтесь! Если вы были очевидцем «прямолинейного» хайсайда, вы запомните, что след от юза (скольжения) был прямой линией почти до конца, пока не стал похож на букву «J». Это означает, что мотоциклист успешно сохранял траекторию движения переднего колеса в направлении юза (скольжения) до тех пор, пока руль не был повернуть до ограничителя (достигнут максимальный угол поворота). В этот момент мотоциклист, конечно, не мог дальше поворачивать руль в сторону юза (скольжения) и направление движения мотоцикла мгновенно изменилось – юз (скольжение) увеличивалось до тех пор, пока угол между траекторией движения мотоцикла и задним колесом не достиг 90 градусов. В этот момент пятно контакта заднего колеса максимально и направлено перпендикулярно направлению движения мотоцикла и, следовательно, увеличивается вероятность восстановления контакта колеса с дорогой. Это примерно тот самый момент, когда мотоцикл прекращает юз (скольжение) и резко взмывает вверх.

Понимая, что юз (скольжение) заднего колеса требует от вас плавно отпускать передний тормоз и сохранять прежнюю интенсивность торможения задним тормозом в надежде, что переднее колесо сможет вернуться на одну ось с задним колесом (медленно еще медленнее). Что же вы можете сделать в случае если не заднее, а переднее колесо уходит в юз (скольжение)? ДЕЛАЙТЕ ТО ЖЕ САМОЕ! Плавно отпускайте передний тормоз и продолжайте тормозить задним! Следовательно, у вам не нужно принимать решение,  в зависимости от того, какое колесо начало скользить.  Действие одно и то же.

Выше я упомянул, что если у вас есть выбор, то вы должны положить мотоцикл на землю, а не выполнять хайсайд. Также было отмечено, что динамика движения мотоцикла непременно приведет к хайсайду, даже если вы все сделаете правильно – повернёте в сторону заноса и правильно укротите передний тормоз. Все так безнадёжно? Должны ли вы сделать хайсайд? Вовсе нет! Это значит, что как только вы поняли, что попытка исправить ситуацию не удалась, сразу ЖМИТЕ НА ПЕРЕДНИЙ ТОРМОЗ! Это ПРИВЕДЕТ к лоусайду!!! (Если мотоцикл оборудован интегрированной системой тормозов, то лоусайд можно выполнить просто УВЕЛИЧИВ давление на задний тормоз, потому что это увеличит торможение и передним тормозом).Пожалуйста, не нужно возмущаться, что я предлагаю вам активно делать лоусайд! Если вы когда-нибудь видели результаты хайсайда, вы должны расцеловать землю за то, что у вас есть возможность положить мотоцикл на неё. Если вы можете положить мотоцикл, сделайте это! Если не можете … в любом случае удачи вам.

(Меня спрашивали, почему интенсивное торможение пердним тормозом приводит к лоусайду, в отличие от хайсайда, который должен был бы вот-вот случиться. Это происходит потому, что используя передний тормоз вы можете перенести вес, что приведет к снижению сцепления заднего колеса с дорогой. Это в свою очередь  снижает вероятность возникновения хайсайда и замедление мотоцикла происходит быстрее, а значит он быстрее упадет (лоусайд)).

Некоторые люди утверждают, что если вы можете достаточно быстро, как только заднее колесо будет заблокировано, прекратить торможение задним тормозом, вы сможете избежать хайсайда и восстановить контроль над мотоциклом. Это ПРАВДА! Однако, вы должны понимать, что это означает в действительности. Существует большая разница между ЮЗОМ (skid - скольжение) и ЗАНОСОМ (slide). Во время юза (скольжения) ваша покрышка не вращается со скоростью, соответствующей скорости движения мотоцикла и, следовательно, вы стираете немного резины, но вы все еще контролируете мотоцикл – таким образом колесо двигается в одном направлении с мотоциклом.  В момент заноса мотоцикл выходит из под контроля и заднее колесо начинает двигаться вбок -  в сторону – и вы  больше не можете контролировать мотоцикл. Если вы отпустите задний тормоз во время юза вы почувствуете сильный «толчок» в момент восстановления сцепления колеса с дорогой и далее все будет ПОД ВАШИМ КОНТРОЛЕМ. Если вы прекратите торможение задним тормозом во время заноса, то во время восстановления сцепления вы почувствует как  «толчок» превратится в «удар» или, что еще хуже, в хайсайд.

Таким образом, мой совет не отпускайте задний тормоз, когда он заблокировал колесо в случае ЕСЛИ НАЧАЛСЯ ЗАНОС. Для большинства это означает НИКОГДА НЕ ОТПУСКЙТЕ ЗАБЛОКИРОВАННЫЙ ЗАДНИЙ ТОРМОЗ, потому что занос начинается ОЧЕНЬ БЫСТРО и в реальной ситуации большинство мотоциклистов не смогут достаточно быстро среагировать или даже распознать, что заднее колесо находится в заносе – это глупо в экстремальной ситуации претворяться, что вы представляете собой исключение и можете распознать момент начала заноса.

Это не правда, что хайсайд может возникнуть только в повороте. Ниже представлена приемлемая схема динамики хайсайда подготовленная Кэшем и мной.

sixbisix.livejournal.com

РАЗВИТИЕ ХАЙСАЙДА |

Часто, когда едешь на мотоцикле, любая ошибка заканчивается неприятностями, как правило, не очень серьезными, но иногда ошибка может стать фатальной. Одна из наиболее серьезных ошибок, которые может допустить мотоциклист, называется «хайсайд». Когда мотоцикл падает на землю под воздействием гравитации, он оказывается на боку. На низких скоростях это обычно приводит к небольшим повреждениям мотоцикла и заканчивается легкими травмами для водителя, или вообще обходится без последствий. Даже на повышенной скорости, при условии, что мотоциклист пользуется соответствующей защитной мотоэкипировкой, наибольшим повреждениям подвергается мотоцикл. В любом случае, такие аварии называются «лоусайд», другими словами, мотоциклист падает в направлении падения машины – вниз.

Соответственно, «хайсайд» означает, что мотоциклиста выбрасывает из седла в обратную сторону, и он перелетает над верхней частью мотоцикла. Само по себе, такое падение не смертельно, но случается, что байк часто следует по воздуху по той же траектории, что и мотоциклист, а затем падает на него. При таком ударе, когда сверху падает машина, выжить могут не многие. Итак, как развивается такая авария? Каковы ее причины, и что можно сделать, чтобы предотвратить ее?

Начать с того, что хайсайд начинается, когда вы слишком резко/сильно включаете задний тормоз, и тормозная мощность может заблокировать заднее колесо. Если вы движетесь по кривой/дуге (или если вы также включили передний тормоз на прямой, или на дороге попадается большая кочка, или нагрузка на мотоцикл не сбалансирована должным образом), задняя часть мотоцикла начинает отклоняться/уходить в сторону от изначального направления движения мотоцикла, потому что задняя шина теряет сцепление (развивается «трение скольжения» - степень сцепления соответствует примерно 80% от сцепления, которое было до начала заноса), и начинает двигаться быстрее (в направлении движения мотоцикла), чем передняя шина (среди прочих факторов, здесь срабатывает центробежная сила). Автоматическая и правильная реакция мотоциклиста в данной ситуации – повернуть переднее колесо в направлении заноса. (Фактически, переднее колесо само повернет в этом направлении – ваша задача просто не мешать этому). Но теперь мотоциклист может допустить ошибку, которая может стоить ему жизни – он может отпустить задний тормоз.

Давайте рассмотрим, что происходит в тот момент, когда задний тормоз блокирует заднее колесо, и оно начинает скользить, и что происходит в тот момент, когда отключается мощность заднего тормоза. Предположим, в данный момент мотоциклист проходит мягкий поворот. (При движении по прямой происходит точно то же самое, когда заднее колесо начинает смещаться в ту или иную сторону по отношению к траектории движения переднего колеса.) В этот момент мотоцикл движется в направлении, которое задает переднее колесо. Заметьте, что задняя шина всегда немного отстает, когда она старается подстроить свое направление в том же направлении, в котором движется передняя шина.

Теперь, в этот момент задний тормоз блокирует колесо, и заднее колесо теряет существенное количество сцепления (по крайней мере, 20%). Оно начинает соскальзывать наружу от центра дуги, по которой движется машина.

Теперь водитель позволяет переднему колесу повернуть в направлении заноса. Соответственно, направление движения мотоцикла изменяется. Тем временем, задняя шина продолжает скольжение и по-прежнему в данный момент движется быстрее, чем передняя часть мотоцикла. Мотоцикл пытается «лечь» (так как заднее колесо больше не вращается, вы потеряли его гироскопический эффект и, таким образом, нарушили примерно 80% стабильности мотоцикла), и так он и сделает, если только мотоциклист не предпримет быстро каких-либо действий.

Но мотоциклист, понимая, что задняя часть его машины бесконтрольно скользит, решает снять давление с заднего тормоза, чтобы выйти из сложившейся ситуации. Когда он это делает, задняя шина, которую тащит вперед и одновременно в сторону, неожиданно снова начинает вращаться. Это позволяет ей двигаться вперед гораздо легче, чем он

potalkivat.ru