Схема электронного блока зажигания мотоцикла урал. Бесконтактное зажигание. Электронное зажигание мотоциклов


Техническое описание электронного зажигания на мотоциклах ИЖ Юпитер 5

Мотоциклы ИЖ по праву считаются легендами отечественной автомобильной промышленности. Использование этих транспортных средств было особенно актуально в советские годы, однако и сегодня ИЖ успешно используются многими отечественными мотолюбителями. В этой статье мы расскажем о том, что представляет собой электронное зажигание на мотоцикле ИЖ Юпитер 5 и как осуществляется настройка системы зажигания (СЗ).

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Общие сведения

Тюнингованный мотоцикл ИЖ Юпитер 5

На ИЖ Юпитер 3 используется бесконтактное зажигание (БСЗ) 1137.3734, предназначенное для всех моделей, оборудованных 12-вольтовым генератором. Модуль катушки зажигания на Юпитер 4 или другой модели дает возможность выбрать соответствующий режим функционирования мотора благодаря последовательному подключению выходных проводов.

Устройство в целом повышает технические параметры транспортного средства благодаря:

  • улучшенному пуску двигателя при отрицательных температурах;
  • более стабильной работе силового агрегата, что достигается в результате снижения асинхронности образования искры, а также благодаря оптимизации угла опережения СЗ в соответствии с оборотами мотора;
  • понижению уровня токсичности отработанных газов, расхода топлива, а также снижению налета на свечах;
  • устойчивому старту силового агрегата даже на севшем до 6 вольт аккумуляторе, при условии, что используются определенные модели катушек зажигания;
  • более простой установке и обслуживанию системы в целом.

Технические данные

Работа бесконтактной СЗ на Юпитере

Вкратце рассмотрим основные технические параметры, характерные для третьей модели ИЖ:

  1. Отрицательный вывод АКБ всегда заземлен, уровень напряжения батареи составляет 12 вольт.
  2. Если замок зажигания отключен, соответственно, мотор не работает, параметр потребления тока составит не более 0.15 ампер.
  3. Узел позволяет обеспечить бесперебойное появление искры, если количество оборотов коленвала не превышает 7 тысяч в минуту. Уровень тока, который потребляет узел, в этом случае составит не более 2.5 ампер.
  4. Кроме того, механизм также позволяет обеспечить бесперебойное образование искры, если параметр напряжения в электроцепи будет изменяться от 6 до 16 вольт. В это время показатель напряжения на свечках меняться не будет.
  5. Согласно техническим данным, узел может нормально функционировать, если температура воздуха составляет от 25 градусов мороза до 60 тепла.
  6. Благодаря применению микропроцессорного компонента в работе узла формировка момента позволяет обеспечить правильную и стабильную работу всех остальных механизмах. Разумеется, если при этом силовой агрегат работает в нормальном режиме.

Схема

Схема зажигания мотоцикла ИЖ

Что касается схемы, то оптические зажигание на ИЖ Юпитер 5 или любая другая СЗ монтируется с применением запчастей и крепежных компонентов, которые имеются в комплекте. Как известно, механизм предназначается для воспламенения топливовоздушной смеси. Сама смесь, которая располагается в цилиндре мотора, загорается благодаря искре, образующейся между электродами свечи. Ни для кого не секрет, что качество функционирования СЗ во многом влияет на работу всего транспортного средства.

Как показывает практика, одной из проблем ИЖей является то, что угол опережения периодически сбивается. Это обусловлено износом кулачков, а также контактов прерывательного устройства. Следует отметить, что механические воздействия в электронной СЗ полностью отсутствуют.

Снятие импульса осуществляется в отдельном блоке, при этом сигнал поступает на коммутатор, где происходит его усиление. Впоследствии импульс поступает на катушку, потом все происходит в обычном режиме. На свечу поступает разряд, что способствует возгоранию смеси, в результате чего коленвал начинает двигаться. Произвести замену устройства или его регулировку в домашних условиях не так сложно, однако нужно помнить, что неправильные действия могут привести к возможным неисправностям в дальнейшем.

 Загрузка ...

Руководство по настройке БСЗ на мото

Чтобы произвести настройку системы на мотоцикле, желательно использовать устройства со шкалой до 15 вольт и внутренним сопротивлением до 0 кОм. Благодаря электронному прибору регулировка узла не займет много времени и сил. Клеммы от устройства необходимо подключить к датчику Холла. Более подробно процедура настройки контактного зажигания без использования вспомогательных приборов приведена на видео ниже (автор ролика — канал Хана Рулю).

Итак, для правильной настройки поместить поршень цилиндра в положение, обеспечивающее наиболее оптимальное образование искры. Цилиндр может использоваться любой. Затем активируется зажигание, при этом модуляторное устройство нужно повернуть в сторону движения ротора коленвалом. Поворачивание осуществляется до того момента, пока на экране вольтметра не будут видны изменения. В тот момент, когда вы сможете словить искру, положение шторок изменять не следует. Что касается модуляторного устройства, то его необходимо надежно закрепить на валу генератора, для этого применяется крепежный винт.

Во время настройки следует в любом случае замкнуть высоковольтники на корпусе двигателя. Это делается для того, чтобы при использовании КЗ система не перегрузилась, что в конечном итоге может привести к выходу из строя БСЗ. Помимо этого, работу мотора нельзя останавливать при демонтаже свечных колпачков.

После того, как регулировка будет сделана, работоспособность системы необходимо проверить. Если вы расположите проверяемый кабель примерно в 7-8 мм от силового агрегата, после чего попытаетесь завести мотор, должна проскочить искра. Как видите, в целом процедура настройки узла не особо сложная, но она требует внимательности и правильного подхода, так что приведенные выше рекомендации все же стоит учитывать. Кроме того, не нужно забывать и о технике безопасности, поскольку неправильные действия могут привести к замыканию проводки и выходу из строя узла в целом.

Видео «Инструкция по настройке зажигания на мотоцикле ИЖ Юпитер 5»

Как в домашних условиях правильно осуществить эту задачу, вы можете узнать из видео ниже, где подробно описана эта процедура (автор — Kirilldo911).

avtozam.com

Тюнинг мотоцикла Иж. БСЗ на Иж Юпитер

Основная «болячка»  двигателя мотоцикла Иж Юпитер – это штатная контактная система зажигания.  Любой владелец Юпитера рано или поздно сталкивается с проблемой отказа работы одного из цилиндров из-за изменения зазора в контактах или выхода из строя конденсатора.  Регулировка помогает, но, как правило, не надолго. Кардинально решается эта проблема –  установкой бесконтактной системы зажигания  на мотоцикл.

Одноканальное БСЗ.

Наверняка есть много вариантов исполнения БСЗ, мы все их рассматривать не станем. Остановимся на самом простом, и наверняка самом распространенном в нашей стране варианте. Мотоциклетного рынка или мотомагазина, где можно купить заводское БСЗ, поблизости нет, токаря со станком рядом тоже нет.  Исходить будем из этого.

Минимальный набор для установки

Но без минимального набора нам не обойтись, поэтому прежде чем начинать работу необходимо запастись следующими комплектующими, которые продаются в любом автомагазине или  авторынке в нашей стране:

1.       Коммутатор от ВАЗ 2108

2.       Датчик Холла от ВАЗ 2108

3.       Комплект проводов для БСЗ от ВАЗ 2107 (с трамблера (датчика Холла) на коммутатор)

4.       Катушка зажигания двухвыводная (от автомобиля Ока или Газель с двигателем ЗМЗ 406)

5.       Два автомобильных силиконовых высоковольтных провода необходимой длины с колпачками для свечей (можно купить комплект для ВАЗ и взять оттуда, можно просто найти б/у провода, предварительно убедившись в их работоспособности)

Далее, кроме комплектующих, нам понадобится небольшой ровный кусок листовой стали толщиной  1-1,2 мм, для изготовления модулятора и пластины под датчик Холла. Сразу предупреждаю, что нержавеющая сталь или цветные металлы для изготовления модулятора не подходят, так как они не являются магнитными материалами. Для изготовления пластины под датчик Холла можно использовать любой материал достаточной прочности.

Из инструмента могут понадобиться дрель со сверлами, напильники, зубило, молоток ну и другой инструмент, который, как правило, есть в любом гараже.

Процесс переделки

Демонтируем старую систему зажигания.  Снимаем с мотоцикла пластину с контактами, конденсаторы, катушки зажигания с высоковольтными проводами. Коммутатор устанавливаем в правом бардачке.

Катушку зажигания крепим к раме под баком. Разъем проводки подключаем к коммутатору, подсоединяем черный массовый провод из разъема на массу.  Провод с клеммы №1 разъема коммутатора подключаем к одной из клемм катушки. Вторую клемму катушки подключаем к старой проводке,  к проводу на который подается «+12В» при включении зажигания. В старой проводке этот провод соединял обе катушки зажигания. От него же тянем дополнительный провод  «+12В» на коммутатор, который подсоединяем к 4-му проводу в разъеме. Все тщательно изолируем. Провод с разъемом к датчику Холла заводим в полость генератора.

Можно проверить работоспособность системы. Подсоединяем датчик Холла к своему разъему,  подсоединяем высоковольтные провода на катушку и на свечи зажигания. Обеспечиваем надежную массу свечам. Включаем зажигание и проводим металлическим предметом (можно плоской отверткой) через щель датчика Холла. На свечах должна проскочить искра. Схема работоспособна. (Если искры нет, то что-то подключено неправильно и необходимо все заново проверить.) Теперь осталось  подать искру в нужное время в цилиндры, для этого:

Изготавливаем пластину для крепления датчика Холла.

Требований  к форме пластины как таковых нет. Она должна обеспечивать крепление датчика Холла  на определенном расстоянии от оси якоря.

Приблизительную разметку центрального отверстия и вырезов для винтов крепления к генератору можно скопировать со старой, снятой пластины крепления контактов. Размечаем крепление датчика Холла таким образом, что бы расстояние до задней стенки датчика через щель магнитов от центра якоря  было в районе 60-65 мм. Можно проточить в изготавливаемой пластине дополнительные канавки в креплении к генератору для обеспечения небольшого вращения пластины вокруг оси (для облегчения установки момента зажигания), но можно этого и не делать, а просто прикрепить наглухо пластину к генератору. Сверлим, подтачиваем, подгоняем по месту, устанавливаем пластину с датчиком Холла на генератор.

Изготавливаем модулятор «Бабочку»

Следующий момент, необходимо точно измерить расстояние от центра якоря до задней стенки датчика Холла через щель магнитов. Это расстояние берем за основу для изготавливаемого модулятора. В чистоте радиус модулятора должен получиться на два миллиметра меньше, чем измеренное расстояние, это необходимо для зазора между стенкой датчика и краем модулятора.

Выпиливаем из листового металла квадратную заготовку с длиной стороны равной расстоянию от центра якоря до задней стенки ДХ  умноженного на два. Размечаем центр квадрата. Размечаем от этого центра внутри квадрата одну окружность нужного радиуса, а вторую окружность радиусом примерно 15 мм. Размечаем сектора внутри большей окружности. Проводим линию через центр окружности. Отмеряем транспортиром или треугольником от центра  угол в 60 градусов и проводим вторую линию через центр. На заготовке получается четыре сектора. Два по 60 градусов и два по 120 градусов. Узкие сектора помечаем карандашом или фломастером на выброс. Сверлим в центре размеченной квадратной заготовки отверстие диаметром 8 мм. Аккуратно вырубаем зубилом круг. Линия разметки окружности остается на заготовке. Далее в отверстие вставляем болт, зажимаем заготовку гайкой с обратной стороны и вставляем в патрон дрели. Включаем дрель и напильником или камнем выравниваем неровности и биения наружной кромки заготовки,  полученные от зубила. Стачиваем до размера в чистоте.  В результате получается идеальный круг нужного диаметра. Зажимаем заготовку в тиски. Аккуратно ножовкой или шлифмашинкой выпиливаем сектора до размеченной внутренней окружности. Внутреннюю часть сектора по нанесенной малой окружности вырубаем зубилом и обтачиваем напильником. Модулятор практически готов. Необходимо проверить, что бы противоположные срезы находились на одной прямой. Это нужно для синхронности в воспламенении цилиндров (на одинаковом расстоянии от ВМТ).

Достаточно, что бы хотя бы одна пара срезов лежала на одной  прямой.  Эти срезы секторов помечаем, что бы отличить их от нерабочих срезов. Дело в том, что искра образуется в момент ОТКРЫТИЯ шторки в датчике Холла.  То есть, когда заканчивается прохождение металлической части через датчик и начинается вырез. Это важный момент и его необходимо учитывать при установке модулятора на мотоцикл. Коленвал вращается ПО часовой стрелке, поэтому располагаем рабочую грань – выходящей из датчика. Относительно не рабочей входящей грани рабочая,  находится СЛЕВА.

Устанавливаем  модулятор на  якорь генератора. Тут может понадобиться регулировка. Обычно подкладывается набор из нескольких шайб либо под модулятор, либо под датчик, для совмещения  шторки и прорези  датчика.  Шторка должна проходить примерно по центру прорези.  Вращающийся модулятор не должен задевать стенок датчика.

Установка момента зажигания.

Для установки момента зажигания можно использовать приспособления для определения момента искры, но будем считать, что приспособлений нет. Определяем момент искры по самой искре. Для этого используем штатный индикатор, который идет в комплекте мотоцикла для установки поршня в положение 2,8 мм до верхней мертвой точки. Если индикатора нет, то любыми подручными способами устанавливаем правый поршень в положение  2,8 мм до ВМТ. Модулятор не должен быть затянут на якоре. Включаем зажигание и проворачиваем модулятор по часовой стрелке до пробоя искры в свече. Повторяем операцию и запоминаем положение модулятора относительно якоря при прохождении искры. Затягиваем модулятор, стараясь не провернуть его относительно найденного положения.  (Вот тут пригодятся прорези на пластине)

Далее идет проверка и подгонка соосности рабочих граней модулятора, что бы искра была на обоих цилиндрах  на одинаковом удалении от ВМТ. Прокручивая коленвал, проверяем еще раз правильность установки момента зажигания для правого цилиндра, запоминая положение индикатора при котором происходит искра. Переустанавливаем индикатор в левый цилиндр, устанавливаем опережение 2,8 мм от ВМТ по индикатору и ловим в этом положении искру. Если все совпадает и искра там, где нужно, можно вас поздравить, настройка завершена, заворачиваем свечи, запускаем и наслаждаемся отныне ровной, на всех оборотах, работой мотора.

Если у вас искра появляется раньше или позже, то выполняем следующие действия.

Вариант А. Если на левом цилиндре искра появляется позже положения 2,8 мм до ВМТ. Необходимо прямо на мотоцикле немного подпилить надфилем ту шторку, которая выходит с датчика Холла, что бы добиться более раннего появления искры. Модулятор в этом случае не откручивайте и не снимайте, а то придется все устанавливать заново!

Вариант Б. Если на левом цилиндре искра появилась раньше чем, на правом, то есть,  не доходя до положения 2,8 мм до ВМТ. Отпускаем болт крепления модулятора и устанавливаем момент зажигания сначала для  левого цилиндра. Далее повторяем все вышеописанные действия начиная установку момента зажигания с левого цилиндра, плюс используем вариант А для доводки правого цилиндра.

Петухов Николай

Редакция журнала благодарит Петухова Николая за любезно предоставленные материалы  для статьи.

Если у Вас есть чем поделиться с читателями и Вы желаете опубликовать на нашем сайте свой рассказ  или фотоотчет о путешествиях,  присылайте, пожалуйста, материалы на адрес: [email protected]

my-auto.biz

Электронное зажигание на мотоцикл

По всей России колесит огромное количество разновидностей мотоциклов и мото техники. От старых еще 40-х годов, до новых выпускающих по сегодняшний день. Сейчас все чаще встречается техника с бесконтактной системой зажигания. Контактная так же не упускается из виду.

На примере мотоцикла Урал, стоит себе в гараже, а в нужный момент не завелся. В таком случае с ним проще поступить следующим образом, заменить кулачковое зажигание на современное – электронное. Но бывает, что и работающий «нормально» едущий мотоцикл может сломаться. Как выявить поломку контактной системы зажигания:

  • Аккумулятор заряжен, а двигатель не заводится
  • Свечи покрылись нагаром, даже с новыми маслосъемными кольцами
  • Не хватает мощности мотоциклу при максимальной нагрузке
  • Не набирается максимальная скорость

И так, давайте разбираться. Что же дает бесконтактная система зажигания.

  1. Отсутствие забот в эксплуатации мотоцикл
  2. Двигатель заводится в любую погоду. Будь то сыро или жарко.
  3. Зажигание работает без сбоев
  4. Увеличение времени эксплуатации мотоцикла
  5. Свечи ходят дольше
  6. Заряд аккумулятора упал до 6 вольт, а двигатель по-прежнему заводится
  7. Угол опережения зажигания постоянный, от времени не меняется
  8. Катушка зажигания не перегревается
  9. Искрообразование, такое как и должно быть, как по цвету, так и по мощности.

Бесконтактная система зажигания устанавливается на все транспортные средства. Давайте посмотрим, что же в нее входит:

  • Модулятор, он переводит в электрические импульсы магнитные потоки
  • Датчик Холла, по-другому он считается датчиком магнитного потока
  • Катушка зажигания. Она не такая, как все, отличается от обычных
  • Коммутатор, распределяющий искрообразование
  • Коммутационные провода, клеммы, элементы для крепления

Принцип работы такой системы зажигания совсем несложный. Вращающиеся пластинки, закрепленные на валу, своими листками контролируют путь магнитного потока, открывая и закрывая его. Датчик же Холла, магнитное поле, образованное установленным магнитом. От положения вала распределения зависят разрывы поля. В определенный же момент нахождения поршня в нужной точке для искрообразования возникает импульс от датчика Холла или датчика схожего с ним по значению. Оттуда импульс мгновенно передается в коммутатор и на катушку зажигания. Образованная искра в свечах зажигания и является результатом.

Самым последним элементов в системе искрообразования любого двигателя являются свечи. Обычная среда для их работы, это большое давление и высокая температура. Исправность свечей не проверить в бытовых условиях. Для их проверки необходим специальный стенд. При подаче импульса высокого напряжения и получается искрообразование. Визуально же можно проверить свечу только определив уровень нагара на ее кончике и на юбке.

Свечи, не вечные. Их необходимо менять в двигателе, как предписано правилах эксплуатации. Покупая свечи зажигания, обращайте внимание на калильное число. Обязательно выбирайте его верно. Допустимый же зазор в свечных электродах 0,8 – 1 мм. Если искра на свечах отсутствует, это еще не значит, что они не исправны.

Причиной отсутствия искры может быть как износ маслосъемных колец, так и при прогорании прокладки головки блока цилиндров антифриз попадает в камеру сгорания. В зависимости от причины неисправности свечи будет изменен цвет и характер нагара. После того, как вы установили бесконтактное зажигание на свой мотоцикл, установили свечи, можете приступать к настройке. От вида системы зажигания будет зависеть порядок работ по настройке:

  1. Для начала устанавливаем электронную систему зажигания
  2. Выставляем зажигание, совмещаем стрелку на маховике с меткой на двигателе
  3. По схеме подключаем провода
  4. Регулируем положения датчиков Холла, модуляторов, модуля
  5. Крепим элементы зажигания
  6. Следим за образованием искры, приводя вал в движение
  7. После тестового пробега, выставляем оптимальный угол опережения зажигания

Если вы планируете заливать в бак 92 бензин, то выставляйте зажигание более ранним. С электронной системой зажигание можно использовать вашего двухколесного друга в любую непогоду.

Похожее

chopperfoto.ru

Схема электронного блока зажигания мотоцикла урал. Бесконтактное зажигание

Многих наверняка парит штатная контактная система зажигания на отечественных мотоциклах. Постоянная необходимость ее регулировать, то зазоры уплывут, то конденсатор пробъет, то контакты подгорели.

Обычное контактное зажигание

эх, тоска зеленая! а что если?.. товарищ интернет в помощь и находим опять же интересные всякие статейки, заметки и картинки.

Ну во-первых хочу поблагодарить форум МотоИЖ и его дружелюбных пользователей. Не одни сутки провел я листая ветки форума, читая гневные комменты, интересные посты и всякий флуд. Сейчас я попытаюсь собрать все мысли в голове в порядок и "родить" конспект всего это просвещения. Руководство к действию, так сказать.

Теория.На мотоцикл ИЖ, а именно юпитер, возможность установить бесконтактное зажигание имеется, и нет ничего сложного.

Общая схема включения выглядит так:

Общая схема включения

Коммутатор впринципе можно любой, хотя многие ругают коммутаторы фирмы Астра в прозрачном корпусе. не знаю даже что может вывести его из строя, покупаем вот такой:

Катушка зажигания от Оки или от 406 двигателя

Катушечка

Далее комплект силиконовых проводов с наконечником в виде чехла и с распределенным сопротивлением. Чехол уберет извечную проблему пробоя свечи в дождь, а распределенное сопротивление избавит от необходимости подбирать колпачки.

Датчик холла для данной композиции менее всего пригоден, т.к. единственное место его установить - корпус генератора, магнитные поля от него будут периодически перемагничивать встроенный в Холл магнитик, можно конечно изготовить экранирующую пластину… ладно, об этом позже;-)

Собственно Холл

Устройство Холла

Ну еще стоит приобрести жгут проводов от Оки или Нивы.

ВСЁ! Гениально, не правда ли? тупо собрать по схеме провода и должно работать, можно ставить на мотоцикл. Но мы пойдем другим путём.

Благодаря пользователю Umka и его статьи было решено улучшить данную систему установкой оптического датчика вместо датчика Холла.

Описание из статьи Umk"и:Датчик собран на двух микросхемах в корпусе Soic-8. Та что слева, интегральный регулятор напряжения LM317, включенный в режиме стабилизации тока (аналог КРЕН12). Ее можно было и не ставить, но так светодиод практически полностью защищен от перегорания. Да и яркость свечения от величины разряда батареи не будет меняться, а это более надежный запуск и устойчивость к «запылению». Микросхема справа – это логический компаратор. Он сравнивает два напряжения на входах (3 и 2 нога). До тех пор, пока напряжение на ножке 3 ниже чем на 2, выходной транзистор (внутри микросхемы) открыт, поэтому на выводе 7 (выход датчика) низкий уровень напряжения, поскольку большая его (напряжения) часть падает на резисторе R7. Как только напряжение на выв. 3 превысит напряжение на выв. 2, компаратор мгновенно переключится, закрыв выходной транзистор, создавая тем самым высокий уровень на выходе 7. Опорное напряжение на выв. 2 формируется делителем напряжения из резисторов R5, R6 и составляет половину напряжения питания. Напряжение на выводе 3 формируется измерительной цепью из фототранзистора и резистора R4, которые в эквиваленте составляют тот же делитель. Только величина сопротивления фототранзистора зависит от степени его освещенности, освещенность создает инфракрасный светодиод, а модулятор модулирует (прерывает) световой поток. Прошу прощения за каламбур. То есть на выходе мы имеем четкий сигнал практически прямоугольной формы на любых оборотах двигателя. Изменяя соотношение резисторов R5 – R6, или подбирая R4 можно подстроиться под любой фототранзистор и уровень освещенности (читай запыленности) датчика для достижения надежной работы. Собственно для 12В систем зажигания ничего подбирать думаю, не придется, т.к. и фототранзистор и микросхема имеют большой «запас» по уровню срабатывания. Так что забудьте о страшных историях про пыль и масло в зажигании и неработающий из-за этого оптический датчик!

Итак, идем в радиомагазин и покупаем необходимые детальки, делаем пайку на коленке навесным монтажом:

навесной монтаж на коленке

Проверяем работоспособность схемы с помощью пульта от телевизора. В нем стоит обычный ИК диод, передающий команды, эти команды мы должны заметить по мигающему светодиоду в схеме

Бумажная заготовка

Разводим печатную плату

Обожаю свой кроссовый Чезет 250 (CZ 250), но была у него проблема с контактным зажиганием. Неисправности зажигания вызванные с пропаданием искры из за контактов портили любую поездку. Едешь, вдруг глохнет Чезет 250, начинаешь зачищать контакты, появляется искра, поехал дальше. Надоело мне эта бесконечная чистка, решил заменить контактное зажигание на электронное, крутил в голове кучу вариантов с какого движка можно приспособить бесконтактное зажигание на Чезет 250.

Перелазил весь инет в поисках подсказок, толком ничего не нашел. Но попал на форум мопедистов, просто удача, и большое спасибо автору за такую классную подсказку, как можно сделать электронное зажигание из обыкновенной Чезетовской катушки (подковы) применив простенькую электронную схему. Что поразило, люди ездят на мопедах, так в принципе что можно выжать из этих дырчиков. Так нет, переделывают контактное зажигание на электронное и очень довольны. Думаю если дырчики довольны с таким зажиганием, то кроссовому Чезету 250 оно просто необходимо.

Почитал этот форум, нашел кучу разных схем по замене контактного зажигания на бесконтактное, и решил попробовать сделать такое зажигание на свой Чезет 250. Единственно не понравился первый вариант намотки катушки в четыре секции да еще тонкой проволокой. Думаю вот замороч

electricianprof.ru

Электронное зажигание | Авто Байк

Электронное зажигание. Двадцать лет назад мотолюбители, купившие новенькие «Вятки-150М», при попытках отрегулировать зажигание вставали в тупик. На статоре не было самой главной детали — прерывателя! Зато сбоку, снаружи от ротора, была пристроена какая-то непонятная катушка с обмоточным проводом. От нее и от статорной обмотки питания зажигания провода шли к загадочной коробке под седлом. Еще один провод из этой коробки шел к катушке зажигания. Что же это такое было!

А была это первая в бывшем СССР электронная бесконтактная система зажигания, установленная на мототранспортное средство. Вскоре «вятичи» оценили ее по достоинству: легкий пуск, плавная работа двигателя, свеча не так сильно покрывается нагаром. Система практически не требовала ухо да, сохраняла стабильность характеристик, была лучше защищена от воздействия мыли. Кроме того, энергия для пробоя искрового промежутка свечи накапливалась теперь не в катушке зажигания, а в конденсаторе, благодаря чему уменьшилось время пробоя, а мощность искры возросла. Есть хорошая искра — значит, топливо сгорает полнее, мощностные и экономические показатели двигателя улучшаются.

Через три года после дебюта на вятскополянских мотороллерах бесконтактная электронная система зажигания (БЭСЗ) прижилась на ковровских и минских мотоциклах, а еще через два года — и на мопедах. С тех пор она не сдает завоеванных позиций.

Узнав о достоинствах бесконтактной системы, познакомимся с нею получше. Итак, БЭСЗ состоит из генератора переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов и отдельной обмоткой питания системы зажигания, электронного коммутатора, высоковольтного трансформатора (катушки зажигания). Другие элементы — высоковольтный провод, свечной наконечник, свеча — ничем не отличаются от применяемых в «классическом» варианте. Вместо прерывателя система имеет магнитоэлектрический датчик, закрепленный на статоре генератора. Он представляет собой катушку с железным сердечником, намотанную тонким проводом на пластмассовом каркасе.

Рис. 1. Схема системы зажигания мотороллера «Вятка-Электрон»: 03 — обмотка зажигания; Д — датчик. Цвета проводов: Ф — фиолетовый, Б — белый, К — красный.

Теперь посмотрим, как БЭСЗ работает. В качестве примера возьмем наиболее простую, «вятскую» (рис. 1). Вращающийся ротор с магнитами наводит в обмотке зажигания ОЗ импульсы тока, которые через диод VD1 заряжают конденсатор С1 до напряжения 200—250 В за один оборот коленвала. В тот момент, когда выступ полюсного башмака ротора проходит мимо полюса датчика, в последнем возбуждается импульс тока напряжением 5—8 В. Диод V 1)2 отфильтровывает положительную полуволну импульса, которая, поступая на управляющий электрод тиристора VD3, открывает его. Сразу же через него на первичную обмотку катушки зажигания разряжается конденсатор С1. Этот разряд наводит во вторичной обмотке катушки ток высокого напряжения (15—18 кВ). который и образует искру на свече.

Диод VD4 защищает тиристор от обратного напряжения и поддерживает колебательные процессы в коммутаторе.

Остановить двигатель можно замкнув на

«массу» датчик или первичную обмотку катушки зажигания.

Система обладает еще одним достоинством — она автоматически регулирует угол опережения зажигания.

Рис. 2. Форма импульса датчика зажигания: 1 — на холостом ходу, 2 — на максимальных оборотах, и а— углы опережения зажигания.

Как известно, на малых оборотах, он тоже должен быть малым и возрастать с ростом оборотов коленвала. При «классической» же системе величина угла опережения выставляется один раз (около 27°) и не меняется во всем диапазоне оборотов. В результате на холостом ходу двигатель трясется (для такого режима работы зажигание оказывается слишком «ранним»), а на максимуме, что называется, «перекручивается» — на этот раз зажигание «позднее».

БЭСЗ этим недостатком не страдает. На малых оборотах ротора в датчике наводится импульс малой амплитуды — соответственно, искра возникнет позже. С ростом оборотов амплитуда и длительность импульса на уровне срабатывания тиристора, а значит и угол опережения зажигания, возрастают (рис. 2). При снижении оборотов процесс проходит в обратном порядке.

Автоматическая регулировка зажигания улучшает работу мотора, его мощ-ностные и экономические показатели, а в конечном счете увеличивает надежность мотоцикла в целом — ведь чем плавнее работает двигатель, тем дольше он служит, тем меньше вибраций передается на раму и подвески, тем реже мотоцикл требует ремонта.

БЭСЗ, устанавливаемая с 1476 года на мотоциклы MMB3-3.111 «Спорт», ММВЗ-3.115, MMB3-3.112, «Восход-2», «Восход-2М», «Восход-3», более совершенна. Она состоит из генератора Г-427, коммутатора КЭТ-1 или КЭТ-1 А, катушки зажигания Б-ЗООБ.

Коммутатор (рис. 3) несколько сложнее «вятского», но работает по тому же принципу. КЭТ-1 отличается от КЭТ-1 А иным включением диода VD2 (показано пунктиром), меньшим сопротивлением резистора R2 (510 Ом вместо 1 кОм), а также другим конструктивным исполнением выводов (клеммы с винтовыми зажимами вместо разъемной колодки).

Конденсаторы — металло-бумажные, типа МБМ, рассчитаны на напряжение 250 В (CD и 160 В (С2 и СЗ). Допускается замена диодов КД105 диодами Д226, Д237 и другими, рассчитанными на обратное напряжение не менее 300 В и ток 300 мА. Тиристор КУ201И можно заменить на КУ201, КУ202 с буквенным символом И — H.

В схему коммутатор включается так: вывод «Д» — к датчику, «Г» — к клемме «3» генератора, «К» — к катушке зажигания. «Массовым» выводом служит корпус коммутатора, поэтому при монтаже следует обеспечить его надежный контакт с металлическими деталями мотоцикла.

 

avtobike.com