Царский доспех. Шлемы. Шлем с короной


Зубчатая корона (предмет) | The Elder Scrolls Wiki

HeavyImperialShield Зубчатая коронаID: 000DA750
Зубчатая корона
Защита Вес Цена
23 9 5000 Gold Skyrim
Тип Шлем
Класс Тяжёлая броня
Улучшение невозможно
Зубчатая корона (ориг. The Jagged Crown) — шлем, квестовый предмет, тяжёлая броня в игре The Elder Scrolls V: Skyrim.

    Это уникальный шлем и квестовый предмет. Является одним из лучших шлемов в игре по количеству очков защиты без улучшения (показатель защиты аналогичен даэдрическому шлему). Эта корона является символом власти верховного короля Скайрима, последним её владельцем был Боргас из Винтерхолда, погибший во время Дикой Охоты в 1Э 369. Он был захоронен вместе с короной, и о её местонахождении ничего не было известно до событий одноимённых квестов Братьев Бури или Легиона.

    Местонахождение Править

    Встречается в ходе одноимённого квеста, который возможно выполнить по распоряжению Имперского легиона или Братьев Бури. Поиски короны приведут обе стороны в древнюю нордскую гробницу, в которой противникам предстоит сразиться за корону — друг с другом и с её древним владельцем — королём-драугром Боргасом.

    Pin-iconPin-icon Примечание: С доспехом АзидалаDB, по сути являющимся той же древней нордской бронёй, эта способность не работает.

    • Если надеть Зубчатую корону вместе с одной из масок драконьих жрецов, то голова пропадёт, и эффекты предметов сольются, пока они надеты. Исправлено в версии 1.9.
      • Если надеть Зубчатую корону вместе с одной из масок драконьих жрецов, а потом, не снимая короны, надеть другой шлем, то защита короны и шлема сочетаются. Однако, если надеть на корону соловьиный капюшон, то исчезает голова, оставляя текстуру одной короны.

    Начать обсуждение Обсуждение статьи «Зубчатая корона (предмет)»

    • Как украсть зубчатую корону?

      42 сообщений

      • *Если парализовать жертву подброшенным ядом или заклинанием, то мож… 2016-11-22T11:26:06Z

      • От 178.124.149.113:*Если парализовать жертву подброшенным ядом или заклинанием, … 2017-01-09T01:24:12Z

    • Зубчатая корона

      2 сообщений

      • ...А что, если я не хочу отдавать её? 2014-12-18T17:24:43Z

      • Написано же, можно украсть у Хадвара или Ралофа в Ривервуде. Можно ещё попробовать её забаговать на сдаче квеста, если её не забирают мгновенно. 2015-01-03T10:25:09Z

    ru.elderscrolls.wikia.com

    Царский доспех. Шлемы. | Путешествия во времени

    Царский доспех

    Последним, выделенным нами предметом вооружения, который входил в состав церемониального царского оружия, является шлем. Следует отметить, что и в России, и в странах Западной Европы, и на Востоке шлем являлся наиболее украшенной и персонифицированной частью боевого облачения. Декорированные резными и гравированными орнаментами, насечкой, золотыми и серебряными накладками с личной или государственной символикой, яловцами и перьями они были своего рода «визитными карточками» воинов во время сражений или турниров. В ряде стран Западной Европы мы встречаем случаи объединения в одном изделии шлема и королевской короны. Именно такой шлем изображен на могильной плите легендарного английского короля Ричарда Львиное Сердце. Шлем с короной, принадлежавший шведскому королю Густаву Адольфу, хранится в Королевской оружейной палате в Стокгольме.

    Имеются свидетельства, что в ряде европейских стран во время коронационных церемоний шлемы с короной (или украшенные изображением короны) выступали в качестве основных символов власти. Особое отношение к боевым наголовьям прослеживается и в средневековой Руси: «золотой» или «золоченый» шлем — обязательный атрибут княжеского снаряжения. Это, возможно, и предопределило особый статус шлема в русском военном церемониале — главное лицо, отвечавшее за «доспех» великого государя и его двора — оружничий — вез его за сувереном во время торжественного марша.

    В разрядах второй половины XVI в. для названия боевого наголовья используется термин «шелом». Под ним принято понимать шлем с высокой колоколовидной тульей и длинным шпилем. Эта классическая по совершенству своей формы часть доспеха применялась в Восточной Европе с X в. Сохранились два прекрасных подписных царских шлема, изготовленных для Ивана Грозного (он находится в коллекции Королевского музея в Стокгольме) и его сына Ивана Ивановича (в собрании Оружейной палаты).

    Царский доспех

    Однако уже с середины XVI в. «шеломы» постепенно выходят из употребления, и начинает распространяться другой тип шлема, который, как правило, входил в состав вооружения не простых воинов, а воевод или царя. Речь идет о «шапке ерихонской». Согласно описи, в Оружейной палате Московского Кремля в 1686/87 гг. хранилось девять подобных боевых наголовий. Три из них (так же, как и саадаки) были названы в составе царской походной казны 1655 г. Это «шапка большая ерихонка, наведенная золотом с каменьями и жемчуги ..,», «шапка ерихонка булатная, подвершие, уши да затылок прорезной, наведено золотом, в наводе слова арапские …ударил челом дворецкий, князь Алексей Михаилович Львов» и «…шапка ерихонка булатная верх серебряный, резной с каменьями и бирюзою …на носу яхонт лазорев».

    Все три шлема сохранились в собрании Оружейной палаты. Остановимся на одном из них — «шапке большой ерихонке, булатной». В отличие от других подобных шлемов, сделанных, как правило, в Турции или Иране, в ее создании принимал участие русский мастер — один из лучших оружейников за всю историю Оружейной палаты, Никита Давыдов. Основа шлема — колпак — восточного происхождения. Все остальное: наушн, затыльник, защитная стрелка, украшения — было сделано Никитой Давыдовым. Работа была выполнена для царя Михаила Федоровича в 1621 г.

    Царский доспех

    В отличие от других подобных шлемов, в его декор введены элементы, которые сразу определяют его статус. Во-первых, насеченное золотом изображение короны на колпаке шлема. Во-вторых, выполненное в технике эмали изображение архангела Михаила на защитной носовой стрелке. Возможно, во втором случае мастер ставил перед собой задачу ввести в украшение изображение ангела-хранителя царя Михаила Федоровича. Однако нельзя забывать, что в Киевской Руси архангел Михаил являлся княжеским покровителем.

    Так как эмальерных работ Н. Давыдова не сохранилось, а время создания «шапки большой ерихонки» совпадает с работами над «большим государевым нарядом» и саадаком, возникает предположение: не была ли фигура архангела Михаила на носовой стрелке шлема изготовлена теми же самыми «немецкими» мастерами, которые создавали «большой государев наряд»? И, наконец, третий очень важный элемент. Мы привыкли к тому, что к навершию шлема крепится или яркий флажок — яловец, или перья для украшения. В данном случае шлем венчал золотой крест «с алмазы да три зерна гурминских больших, под крестом лал большой» — такой же, как на царских венцах.

    Интересно, что этот крест был съемным, и к шлему был приложен еще один, тоже золотой, и с большим изумрудом под перекрестьем. К шлему, как и к саадаку, прилагался покровец, сшитый из бархата. Особый по характеру декор этого уникального, увенчанного крестом боевого наголовья, безусловно, позволяет утверждать; пред нами — боевой царский венец.

    Царский доспех

    Таким образом, насколько об этом позволяют судить источники, в XVI столетии в России складывается особый воинский церемониал. Составной частью этого церемониала являлось наличие определенной группы оружия: трех саадаков, копья, сулицы, рогатины, пищали, а также шлема.

    Это не просто личное оружие царя. Его статус в арсенале русских государей XVI—XVII в. был значительно выше. На что указывает ряд характерных особенностей данного комплекта. Во-первых, если еще в XV в. перечисленное оружие могло быть функциональным — личным вооружением князя, то уже в начале XVI в. (при первых упоминаниях в походных разрядах самого оружия и связанных с ним придворных -оружничего и рынд) его использование приобретает больше символический характер.

    Последним великим князем Московским, непосредственно участвовавшим в сражении, был Василий II Темный, последующие же государи осуществляли общее руководство боевыми действиями. Во-вторых, уже во второй половине XVI в. ряд предметов вооружения (копье, сулица, шелом), а в XVII в. уже и весь комплект не использовался в русском вооружении. В-третьих, практически все предметы этой группы уже являются носителями государственной и личной царской символики, а покровец «саадака большого наряда» по своему внешнему виду представляет собой не что иное, как штандарт русского монарха.

    В-четвертых, главные предметы вооружения комплекта, использовавшегося в XVII в., — два саадака большого наряда и шлем — «шапка ерихонская» работы Никиты Давыдова были изготовлены в одно время с «большими государевыми нарядами» царей Михаила Федоровича и Алексея Михаиловича, причем, возможно, при участии тех же самых мастеров. Богатое убранство и характер декора сближают их с такими государственными регалиями, как венец, скипетр и держава. В-пятых, особое значение этого комплекта вооружения подчеркивает и тот факт, что он находится в руках рынд, набранных из «ближайших людей» государя.

    Таким образом, мы имеем дело не просто с предметами вооружения, предназначавшимися для украшения торжественных церемоний, а с государственными боевыми регалиями России XVI-XVII столетий.

    Автор: Алексей Левыкин.

    P. S. К слову, еще и сегодня во время различных археологических раскопок исследователи-археологи продолжают находить старинные средневековые шлемы, представляющие огромную ценность для истории. Кто-то же на этом делает не плохой бизнес (так званные черные археологи), при этом не жалея денег на новейшее современное оборудование. Например, если купить хорошие металлоискатели глубинные в Ленинградской области, где много исторических ценностей, с их помощью можно сделать множество интереснейших находок. Вот только хотелось, чтобы подобные находки все-таки совершались не черными археологами (с последующей их продажей где-то на черном рынке) а белыми, и ставали достоянием музеев и общественности.

    travel-in-time.org

    Геральдика

    Флажок Герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн

    Герб может изображаться малым, средним или большим. Малый герб состоит только из щита с гербом. Средний герб изображается в сопровождении шлема с навершием и намёта. Большой герб включает в себя все геральдические атрибуты - шлем и нашлемник, намёт, щитодержателей, мантию, корону и девиз. Все основные элементы большого герба содержит представленный здесь герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн: щит, шлем с нашлемником, щитодержатели, девиз, основание, мантия, княжеская корона. Рассмотрим подробнее каждый из этих элементов.

    Щит

    Основой герба является щит. С описания этого главного элемента мы и начнём изложение правил геральдики. В геральдике встречаются щиты самых разных форм - от простых до весьма замысловатых. Самой распространённой формой рыцарского щита в эпоху зарождения геральдики была треугольная, которая и стала основной. Но в разные исторические периоды появлялись и другие конфигурации. Сегодня форма щита может служить отправной точкой для экспертизы герба.

    Поскольку герб в основе своей есть атрибут рыцарства, геральдический щит - прежде всего щит конного рыцаря, и его форма изменялась вместе с развитием военного искусства. Вот как говорит об этом П. фон Винклер в своей книге "Оружие" (С.-Петербург, 1894 г.)

    "В истории развития оружейного дела Европы нет ни одного периода, который бы имел большее значение, чем период Х и XI столетия. Причина и повод к этому был дан северным народом, который уже в VIII столетии наводил ужас на всю древнюю Европу своими отважными набегами. Это были норманны. Утвердившись на севере Франкского государства (912), они принимают деятельнейшее участие в развитии рыцарства, благодаря своим способностям, деятельности и предприимчивости они вскоре сделались первыми людьми в военном деле, в них повсюду видели пример и образец всего того, что к асается войны, ее средств и способа ведения. Еще в IX столетии норманны были в Андалузии, высаживались на африканский берег, проходили через Италию, вынесли из этих походов необыкновенную военную опытность и под огнем и мечом не упустили из виду ничего, что было для них нового и полезного у других народов. Таким образом, они сделали значительные преобразования в военном деле, преобразования, которые стали основным положением для всех средних веков и которые своей организацией с наступательной тактикой соответствовали феодальному строю, элементы для этих преобразований они большей частью заимствовали у восточных народов. На обоях Байо, изображающих картины завоевания Англии, с первого взгляда заметно в вооружении влияние востока, хотя дальнейшее развитие, нельзя не признать, совершается согласно своеобразным национальным верованиям. Там мы впервые находим рядом с древним пилумом острый шлем с характерным наносником, плотно облегающий панцирь, но, в то же время, замечаем, что нормандец, равно как и саксонец, удерживает употребление своего большого национального щита с длинным мечом".

    Фрагмент гобелена из БайоДревний гобелен из Байо, изображающий завоевание Англии норманнами - свиток длиной 73 метра, выполненный способом аппликации - стал для историков ценным источником информации о норманнах. На гобелене можно видеть, что англосаксы, как и их противники, вооружены большими вытянутыми щитами, специально разработанными для защиты как можно большей площади тела.В этот период и в следующие столетия воины сражались преимущественно пешими, а вытянутые по росту щиты "bodylength" обеспечивали хорошую защиту от лучников.Однако конница приобретает все большее значение. Норманны, выходцы из Скандинавии, были моряками, но быстро овладели искусством конного боя. Их предки, викинги, захватили полуостров на севере Франции, и сейчас называемый Нормандией, и поселились там. Норманны создали сильное государство и стремились к расширению своих владений. Под руководством герцога Вильгельма Завоевателя они вторглись в Англию. 14 октября 1066 года в битве при Гастингсе состоялось сражение между девятитысячной армией Вильгельма и десятью тысячами английской пехоты, возглавляемой королем Гарольдом. Англосаксы успешно оборонялись, но тысячный отряд норманнских всадников, предприняв ложную атаку, выманил их с позиций, после чего они были полностью разгромлены, а сам король Гарольд погиб в бою.

    Схема построения щитаВ конце IX века воинственные норманны с энтузиазмом восприняли идею завоевания Святой земли. Началась эпоха крестовых походов, оказавшая огромное влияние на военную тактику и вооружение. Возросла роль конницы в европейских войнах. Форма щита претерпела существенные изменения, так как рыцарю теперь требовалась защита не от фронтальных, а от боковых ударов, так как с появлением нового стрелкового оружия, такого как самострел, способного пробивать своими "болтами" стальные доспехи, важность щита как средства защиты от стрелков снизилась. Здесь надо отметить, что конные рыцари держали щит наклонно, отчего многие художники изображают геральдический щит "couche", то есть наклоненным под углом между 25 и 45 градусами. Итак, высота щита уменьшалась, и щит в конце концов приобрел форму, известную как "heater". Классический "heater" имеет точные размеры и изображается по определенной схеме.

    Первоначально форма геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в гера льдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм. Широкие возможности для фантазии художников открыло появление "bouche" - круглого выреза с правой стороны щита, служившего опорой для копья.

    Типы щитов

    Можно выделить по крайней мере девять основных форм геральдических щитов: варяжский, испанский, итальянский, французский, английский, византийский, немецкий, ромбический, квадратный. Самым удобным с точки зрения свободного места является французский щит, предоставляющий, по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной. Он представляет собой прямоугольник с основанием, равным 8/9 высоты, с выступающим в средней нижней части остриём и закруглёнными нижними углами.

    Шлем

    Шлем помещается над щитом. Форма геральдического шлема менялась со временем, в зависимости от моды и усовершенствования доспехов. Постепенно были выработаны правила, по которым шлем изображался в соответствии с титулом, достоинством или званием владельца герба. Вот как эта система выглядит в английской геральдике. Золотой шлем с решётчатым забралом, повёрнутый прямо - для гербов суверенов и принцев королевской крови. Серебряный шлем с золотым решётчатым забралом, повёрнутый геральдически вправо - для пэров. Серебряный шлем с поднятым забралом, повёрнутый прямо - для баронетов и рыцарей. Серебряный турнирный шлем, повёрнутый геральдически вправо - для эсквайров и джентльменов. Многочастный герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн сложился в процессе слияния нескольких знатных родов, имеющих свои собственные гербы. Составной частью этих гербов были и клейноды, в определённых случаях также передающиеся по наследству, вот почему на гербе пять шлемов с разными навершиями. Легко определить, какой части щита соответствует каждое из них (добавим, что в данном случае центральный шлем, в отличие от остальных четырёх, увенчан княжеской короной, соответствующей титулу обладателя герба).

    Навершие

    Навершие, нашлемник или клейнод - укреплённое на верхушке шлема украшение, первоначально из рогов животных и перьев птиц. Этот элемент получил развитие во время рыцарских турниров. Он служил дополнительным опознавательным знаком, по которому можно было узнавать рыцаря в общей свалке турнирного побоища, так как издали эту фигуру было видно лучше, чем герб, изображённый на щите. Навершия делались из лёгкого дерева, кожи и папье-маше, но со временем их стали изготовлять и из более ценных материалов. Непременной частью герба навершия стали не сразу. В Англии герольды в XVI веке узаконили этот элемент, чтобы иметь возможность взимать за него дополнительную плату. В настоящее время навершие автоматически включается в новые гербы. Шлем и навершие должны быть повёрнуты в одну сторону. Навершие укрепляется на шлеме обычно вместе с бурлетом. Само навершие представляет собой повторение главной фигуры герба, но часто может быть отдельным, самостоятельным знаком. Многие старинные гербы не имеют навершия, так как они были утверждены до того, как навершия вошли в моду.

    Клейноды должны соответствать по раскраске гербовому щиту.

    Клейноды бывают вспомогательными и самостоятельными.

    Вспомогательные клейноды полностью повторяют изображение на гербовом щите. Для этого как правило используются так называемые щитовые доски и крылья, предоставляющие площадь, примерно равную площади самого щита. Самостоятельные клейноды не повторяют изображение на щите, но в большинстве случаев соответствуют ему по тинктурам.

    Главные типы клейнодов следующие:

    1. Рога 2. Крылья 3. Перья и флаги 4. Естественные фигуры (человека или животных) 5. Искусственные фигуры 6. Щитовые доски 7. Головные уборы

    Рога

     

    Простые рога

    Открытые рога

    Олений рог

    Простые рога

    Открытые рога

    Олений рог

    Утыканные рога

    Рога с фигурой

    Рожок

    Утыканные рога

    Рога с фигурой

    Рожок

    Рога бывают двух видов - воловьи, в виде полумесяца, и бычьи, S-образные. Они всегда изображаются парами, выступающими по обе стороны шлема. До XIV века шлемы украшались серповидными заостренными рогами, а позднее приобрели более изогнутую форму с отпиленными концами. Отсюда появился второй тип геральдических рогов - S-образных, открытых, то есть имеющих на концах небольшие раструбы, что делает их похожими на слоновьи хоботы. Они также напоминают охотничьи рожки, из-за чего у некоторых герольдистов происходило смешение этих двух терминов. Впрочем, охотничьи рожки иногда изображались на подобие рогов, парно, выходящими по сторонам шлема, мундштуком вверх. Уже на самых ранних гербах рога украшаются всаженными в них веточками, перьями и бубенчиками, в отверстия открытых рогов втыкались ветки, перья и т.п.

    Рога раскрашиваются в соответствии с раскраской щита. Иногда между рогов помещается второстепенная фигура, имеющаяся в гербе: какое-либо животное, человеческая фигура, каой-либо предмет.

    Часто встречаются рога других типов: рога козла, оленя и единорога, причем последний, всегда одиночный, зазубрен и отогнут назад. Эти рога относятся к самостоятельным клейнодами и не несут на себе изображения гербовых фигур.

    Крылья

     

    Простые крылья

    Крылья с крестом

    Простые крылья

    Крылья с крестом

    Раскрытые крылья

    Усеянные крылья

    Раскрытые крылья

    Усеянные крылья

    Крылья как правило изображаются парами, причем их положение - прямое или профильное - зависит от положения шлема. Если шлем обращен прямо, крылья изображаются распростертыми, на шлеме, обращенным в профиль, крылья изображаются параллельно друг другу, с обращенными назад острыми концами.

    На древних гербах, имеющих горшковидные шлемы, крылья изображались стилизованно, похожими скорее на доски, раскрашенные под перья или усаженные отдельными перьями. С развитием геральдики и отходом от примитивных готических форм крылья приобрели более естественный вид.

    Крылья раскрашиваются в соответствии с раскраской щита и, как и щитовые доски, иногда полностью повторяют изображенные на нем первостепенные и второстепенные фигуры. Иногда между крыльями размещается второстепенная гербовая фигура (например, звезда или роза), изображенная в самом гербе.

    Перья

     

    Павлинье перо

    Павлиньи перья

    Павлинье перо

    Павлиньи перья

    Страусовые перья

    Перья в колчане

    Страусовые перья

    Перья в колчане

    Перья бывают трех типов - петушиные, павлиньи, страусовые. Они изображаются по отдельности, по три, по пять и т.д., обычно в виде веера.

    Петушиные, изображаемые в виде пучка узких длинных перьев неравной длины, являются самыми древними. Они укрепляются на верхушках головных уборов, надетых на шлем, или вставляются в особые колчаны.

    Павлиньи перья изображаются как по отдельности, так и в виде целого павлиньего хвоста, веерообразно распущенного. Перья имеют натуральную раскраску - зеленую с жёлто-красно-синими "глазами".

    Страусовые перья, появившиеся в геральдике позднее двух предыдущих, изображаются по отдельности, но чаще всего по три, загнутыми сверху. Страусовые перья имеют тинктуры щита. Если перо одно, оно раскрашивается в несколько цветов, или окрашивается металлической тинктурой щита, если пера три, то их окраска чередуется: металл-финифть-металл, или финифть-металл-финифть.

    Перья часто вставляются в колчаны, имеющие цилиндрическую, удлиненную или заостренную книзу, раскрашенные гербовыми фигурами в соответствии с раскраской щита.

    Перья нельзя показывать выходящими прямо из шлема, поэтому они всегда выходят или из колчана, или из короны.

    Флажки

     

    Флажок

    Флажки изображаются маленькими, на подобие вымпелов, трегольными или квадратными. Если флажков несколько, они располагаются веерообразно и симметрично относительно центра шлема. Флажки должны иметь гербовые цвета, изображенные на них фигуры всегда обращены к древку. Иногда флажками бывают утыканы рога.

    Естественные фигуры (человека и животных)

     

    Мавр

    Лев

    Мавр

    Лев

    Голова собаки

    Лапа

    Голова собаки

    Лапа

    Самое разнообразное и живописное семейство образуют клейноды, несущие изображения человека и животных. Существуют следующие типы таких клейнодов:

    1. Отдельные части тела человека или животного. Это прежде всего головы, а также полные руки, кисти рук и ноги.

    2. Туловища или бюсты человека и животных. Это прежде всего верхняя часть тела с головой, шеей и грудью, но без рук или передних лап (причем шея и грудь изображаются необычно удлиненными, шея отогнута назад в виде буквы S).

    3. Вырастающие фигуры. В отличие от вышеописанного, этот способ предполагает изображение фигуры человека или животного по пояс или ниже, с руками или передними лапами, как бы вырастающей из шлема.

    4. Полные фигуры человека или животного. При этом фигуры изображаются так, как они представлены в щите, хотя животные, например лев, иногда показываются сидящими на шлеме.

    Искусственные фигуры

    Геральдика располагает большим количеством так называемых негеральдических фигур, любая из которых может быть перенесена в клейнод или отдельно, или в совокупности с другими фигурами, образуя сложную конструкцию. Особенно интересны такие клейноды, в которых с помощью нескольких фигур зашифрован какой-либо сюжет, повторяющий или дополняющий изображение на гербовом щите.

    Щитовые доски

    Щитовые доски имеют круглую, шестиугольную или веерообразную форму. Они достаточно велики для того, чтобы полностью воспроизвести изображение на гербовом щите. Края и углы этих досок часто украшаются кисточками, бубенчиками, перьями. Сами доски иногда устанавливаются на подушку, украшенную по углам кистями, которая покоится на шлеме.

    Головные уборы

     

    Шапка

    В качестве клейнода используются самые разнообрвзные и, главное, характерные, головные уборы. В средневековых гербах можно видеть архаичные формы головных уборов - высокие остроконечные шляпы с отворотами, колпаки с развоенными верхушками. Клейнодами служат и епископские митры. В российской геральдике целая серия так называемых "лейб-компанских" гербов имеет шлемы, увенчанные гренадерскими шапками.

     

    Бурлет

     

    Бурлет надетый на шлем

    Бурлетом (wreath, torse) называется предмет, похожий на жгут (венок) из разноцветной ткани, который надевается на шлем и обычно является переходным звеном от шлема к навершию. Так же, как и намёт, бурлет должен быть окрашен в основные цвета герба, причем первый виток должен быть металлическим, второй - финифтяным и далее в такой же последовательности. Обычно бурлет состоит из шести витков. О происхождении геральдического бурлета рассказано в разделе "История геральдики".

    Корона

    Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе указывает на титул обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, и любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией. Можно выделить следующие типы геральдических корон: императорские, королевские и княжеские короны, которые изображаются в гербах монархов и в государственных гербах (а также в гербах административных областей), символизируя суверенитет; короны маркизов, графов, виконтов, баронов; дворянские диадемы; тиары, митры и шляпы духовенства; стенные короны, составленные из крепостных башен и стен, помещаемые в городских гербах.

    Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей XV в веке. Шлемы с коронами носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Использование короны для украшения щита и в качестве гербовой фигуры пришло, вероятно, от монет - при французском короле Филиппе VI начали чеканить монеты, на обратной стороне которых изображалась корона. Тогда только короли помещали короны в свои гербы, но с развитием феодализма даже самые мелкие феодалы начали носить короны и украшать ими гербы. Очень часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника, поддерживает само навершие вместо бурлета, или вместе с ним, располагаясь сверху.

    Короны

    Намёт

    Намёт (lambrequin, mantling), напоминающий целый или изорванный плащ, изображается в виде прикреплённой к шлему материи. О происхождении геральдического намёта рассказано в разделе "История геральдики". Внешняя и внутренняя поверхности намёта должны быть окрашены переменно финифтью и металлом, причем в современной геральдике принято окрашивать поверхность намёта главным цветом щита, а изнанку (подбой) - главным металлом щита. Последнее правило считается искусственно привнесенным в геральдику в период, когда "живая геральдика" уступила место "канцелярской" ("бумажной"). Таким образом, принципы классической геральдики не будут нарушены, если: а) поверхность намёта будет металлической, а подбой - финифтяным; б) расцветка намёта не будет соответствовать расцветке гербового щита.

    Намёт может быть раскрашен с использованием мехов. Иногда намёт покрывается щитовыми фигурами, вышитыми на его поверхности, а иногда поверхность намёта усеивается мелкими негеральдическими фигурами, например, липовыми листьями, звездами, сердцами и т.д.

    Если в гербе используются два, три и более шлемов, у каждого из них должен быть персональный намёт. Намёт может быть раскрашен не в два, а в четыре цвета (особенно, когда щит составлен из двух гербов). В этом случае правая сторона намёта окрашивается в цвета более почетной части герба - правой, а левая - в цвета левой части герба.

    Можно выделить три типа шлемового намёта, каждый из которых соответствует определенному периоду развития геральдики.

    Целый намёт

    Намёт с ровным краем

    Намёт с вырезанным краем

    Целый, с ровным или вырезанным краем (XIV век)

    Намёт в виде узких длинных полос материи (XV век)

    Намёт в виде растительного орнамента (XVI век)

    В виде узких длинных полос материи (XV век) В виде растительного орнамента (XVI век)

    Мантия

     

    Мантия

    Мантия (mantling, lambrequin) - традиционная часть парадного облачения монарха. В геральдике этот атрибут суверенитета присутствует в гербах монархов и суверенов, а также представителей высшей аристократии. На геральдическую мантию можно смотреть как на предмет одежды, но, вероятно, и как на напоминание о шатре, в котором рыцарь отдыхал и переодевался во время турнира, и о палатках, в которых крестоносцы укрывали от непогоды оружие и доспехи во время военных походов. Мантия как правило изображается пурпурной, подбитой горностаем и стянутой по углам золотыми шнурами с кистями. На некоторых больших государственных гербах (например, на большом гербе Российской империи) поверх мантии изображается сень - круглый шатёр из той же материи.

    Щитодержатели

    Щитодержателями называются фигуры, расположенные по сторонам щита и поддерживающие его. Как правило это те же геральдические животные - львы, орлы, грифоны, единороги, или человеческие фигуры - дикари с дубинами, ангелы или воины. Впрочем, щитодержатели могут быть взяты не из классической геральдики, а выступать самостоятельными символами чего-либо. Например, во множестве государственных гербов относительно молодых стран Африки, Азии и Америки щитодержателями являются наиболее характерные представители местной фауны - кенгуру, страус (Австралия), антилопы, тигры, зебры.

    Выбор щитодержателей для герба не ограничивается каким-либо специальным правилом геральдики, хотя в российской геральдике, насквозь канцелярской, принято, что щитодержателей могут иметь только представители высшей аристократии.

    В западной геральдике в отношении щитодержателей действует тот же принцип, что и в отношении девизов - они могут меняться по желанию владельца герба.

    Основание

    Основанием называется платформа, на которой стоят щитодержатели и на которой располагается весь герб в целом. Это может быть холм или лужайка, как на гербе Великобритании, льдина, как на гербе Исландии, резная плита, как на гербах Греции и Швеции, горы, как на гербе Малави, или остров в море, как на гербе Мальты. Основанием может быть и причудливо изогнутая ветка, похожая на деталь чугунной решётки, как на гербе князей Барклай-де-Толли- Веймарн. Основание не является обязательным элементом герба, им часто служит девизная лента. Щитодержатели всегда должны стоять на основании, какой-бы формы оно ни было. Исключением являются только щитодержатели, парящие в воздухе, то есть летящие ангелы.

    Девиз

    Девиз - краткое изречение, как правило, написанное на ленте внизу щита. Иногда девизы размещаются в гербе без ленты, если щит круглый, девиз обычно пишется вокруг щита. Очевидно, основой для девиза первоначально мог служить рыцарский боевой клич (как например "Crom boo", девиз герцогов Фицджеральдов, означающий "Кром (старый родовой замок) навсегда!", но девизом может быть короткое высказывание, напоминающее о каком-то важном историческом событии. или выражающее кредо владельца герба. Текст девиза может быть зашифрован и понятен только посвящённым. В западной геральдике было принято писать девизы на латыни, хотя это правило не обязательно. Смысл некоторых старинных девизов вообще невозможно понять - либо история не сохранила данных о событиях, о которых говорил девиз, либо в силу различных обстоятельств фраза искажалась, в неё вкрадывались ошибки. Девиз не является обязательной и постоянной частью герба, поэтому владелец может изменять его по своему желанию. При составлении новых гербов девиз всегда включается в их конструкцию. В государственных монархических гербах девиз иногда помещается на сени - шатре, располагающемся над мантией. Цвета ленты и букв должны соответствовать основным цветам и металлам герба. Вот примеры геральдических девизов.

    "С нами Бог" - государственный девиз Российской империи. "Gott mit uns" (нем.) - германский императорский государственный девиз аналогичного содержания. "Dieu et mon droit" (франц.) - "Бог и моё право" - девиз Великобритании.. "Dieu protege la France" (франц.) - старый французский девиз "Бог хранит Францию". На современном французском гербе начертаны слова "Liberte, Egalite, Fraternite" (франц.) - "Свобода, равенство, братство".. "Je maintiendrai" (франц.) - "Я сохраню" - Нидерландов.. "Nihil sine Deo" (лат.) - "Ничто без бога" - Румынии.. "L'union fait la force" (франц.) - "Объединение даёт силу"- Бельгии.. "Providentiаe memor" (лат.) - "Помню о предопределении" - Саксонии.

    Из дворянских девизов можно привести следующие примеры.

    "Treu auf Tod und Leben" - девиз немецких графов Тотлебенов, в котором обыгрывается их фамилия - "Верен в смерти и в жизни". "Labore et Zelo" - латинский девиз графов Аракчеевых - "Трудом и усердием". "Semper immota fides" - девиз графов Воронцовых - "Верность всегда непоколебимая". "Deus conservat omnia" - девиз графов Шереметевых - "Бог сохраняет всё". "Честь и верность" - девиз светлейших князей Варшавских, графов Паскевичей-Эриванских.

    Девизная лента как правило расположена внизу герба, под основанием или на его фоне (кроме шотландской геральдики, в которой девиз помещается над клейнодом).

     

    ФЛАГИ, ШТАНДАРТЫ, ВЫМПЕЛЫ

    Хотя в некоторых больших гербах флаги встречаются, они не являются геральдическим элементом. Тем не менее, о них стоит упомянуть из-за тесной связи с геральдикой.

    Флаги и знамёна издавна использовались как опознавательные знаки, хорошо различимые на расстоянии. Они были незаменимы на поле боя, но также и во время рыцарских турниров. С развитием военной технологии турнирные доспехи приобрели такую массивность и прочность, что рыцари могли отказаться от щита, как от основного элемента защиты. В связи с этим потребовалось перенести изображение герба со щита на вымпел, который заменял щит с гербом в качестве опознавательного знака.

    Имеется три главных вида гербовых флагов: собственно флаг (banner), штандарт (standard) и флажок, или вымпел (pennon).

    Знамя (banner)

     

    Королевское знамя Шотландии

    Средневековый флаг, несущий изображение герба владельца, был вертикально вытянутым прямоугольником с отношением ширины к высоте как 2 к 3. Противоположный древку край флага мог быть снабжён многочисленными "язычками", или одним большим "языком" в верхнем правом углу (тогда он назывался "schwenkle").

    Никто ниже ранга рыцаря-баннерета не имел право на флаг (Knight Banneret - несуществующий ныне старинный титул, дававший привилегию во время сражения вести своих людей под собственным флагом, в отличие от бакалавров (Bachelor), рыцарей низшего ранга, не имевших достаточного количества вассалов, чтобы собрать их под своё знамя). Ранг баннерета был ниже ранга рыцарей Ордена Подвязки, когда присваивался королём во время войны, а в обычное время следовал после титула баронета). На рисунке королевское знамя Шотландии.

    Штандарт (standard)

    Штандарт Томаса Ховарда

    Томаса Ховарда

    Штандарт Генри Стаффорда (1475 г.)

    Генри Стаффорда (1475 г.)

    Штандарт Сира Роберта Веллеса (1470 г.)

    Сира Роберта Веллеса (1470 г.)

    Штандарт Сира Мейстера Гилфорда

    Сира Мейстера Гилфорда

    Штандарт Графа Эдмунда Рооса (1460 г.)

    Графа Эдмунда Рооса (1460 г.)

    Штандарт Лорда Роберта Уиллогби (1440 г.)

    Лорда Роберта Уиллогби (1440 г.)

    Штандарт представляет собой длинное полотнище, сужающееся к концу и закруглённое. Причём закруглённый конец раздваивался, если штандарт не принадлежал принцу королевской крови. Штандарт, величина которого варьировалась от 11 ярдов (10 метров) у императора до 4 ярдов (1,5 метра) у барона, обычно разделялся на три части: в первой помещался рыцарский или национальный герб, во второй - гербовый значок, а в третьей части - изображение его навершия (были и другие варианты). Эти части разделялись полосами, на которых был начертан рыцарский боевой клич или девиз. Цвет штандарта соответствовал фамильным цветам рыцаря или цветам его гербового одеяния.

    Во время сражения штандарт служил ориентиром для войск. Он показывал не физическое присутствие главнокомандующего, а местонахождение его штаба. На рисунке приведены штандарты сэра Генри Стаффорда (1475 г.) и Томаса Ховарда, участника войны Алой и Белой Розы (с 1455 по 1485 год). Крест Св. Георга на подъёме (область у древка) показывает национальную (английскую) принадлежность.

    Флажок (pennon)

    Вымпел Суверенного Военного Мальтийского ОрденаЭто флаг, или вымпел, среднего размера (около трёх футов или одного метра), имевший треугольную форму и прикреплявшийся к древку копья. Как и знамя, он указывал на физическое присутствие человека, изображение герба которого нёс. Треугольный флажок меньшего размера назывался "pavon pennon". Здесь показан флажок с раздвоенным концом - вымпел Суверенного Военного Мальтийского Ордена.

    geraldsch40.narod.ru


    Смотрите также