9 мифов про конкистадоров. Шлем конкистадоров


Доспехи. Рыцари Нового Света [с иллюстрациями]

Те из читателей, кто интересовался испанским завоеванием Америки, наверное, держат в памяти иллюстрации, изображающие рыцарей, с ног до головы закованных в железо, которые преследуют обнаженных дикарей. Но предлагаем задуматься: а каково было этим рыцарям в сорокаградусную жару да под палящим тропическим солнцем? Не иначе как чувствовать себя куском мяса в железной кастрюле на огне. А шагать по сельве в такой экипировке, весившей около тридцати килограммов? А ежедневно очищать доспехи от ржавчины в сезон дождей? А если внезапная ночная атака индейцев? Доспехи надевать — целая история, но не спать же в них!

Нет, конкистадоры не были себе врагами, и потому в Америке им пришлось отказаться от рыцарского облачения и подыскивать куда менее красивые, но более удобные средства защиты тела. А полный рыцарский наряд надевался лишь по торжественным случаям, например, при актах овладения землей, — надевался для будущих иллюстраций.

Конечно, конкистадоры сохранили шит, но не тот, громадный, что таскали воины средневековья, а небольшой, круглый, полуметра в диаметре для пехоты (родела) и овальный, сантиметров восьмидесяти, для всадников (адарга), которым те прикрывали себя и коня. В тяжелом рыцарском шлеме, закрывавшем все лицо, конкистадор задохнулся бы, не пройдя и мили, поэтому шлем был заменен железной каской, внутри смягченной хлопком или шерстью, чтобы не натирала голову. Иногда к каске приделывались железные пластины для защиты ушей. На начальных этапах конкисты широко использовался облегченный нагрудник: кираса, закрывавшая грудь и спину, и прикрепленные снизу две железные пластины для защиты бедер. Наколенники, ручные пластины, железные перчатки были выброшены на свалку истории — руки и ноги оставались открытыми. Однако даже этот облегченный нагрудник вызывал огромные неудобства: все равно тяжел, идти в нем неудобно, надевается с помощью слуг, которые должны были сзади завязать завязки и застегнуть застежки. Одно дело в цивилизованной Европе, где герольды заранее оповещают о битве, и совсем другое дело в Америке, где дикари могут внезапно напасть в любой момент.

Родела — щит пехотинца. Диаметр 59,9 см, вес — 4,180 кг. Сзади щита приделана петля для руки; Адарга — щит всадника; Доспехи конкистадоров: шлем, кольчуга, перчатки, нагрудник. Но и эти, облегченные, доспехи оказались неподходящими для американской жары и влажности и, за исключением шлема, вместо них стали использоваться хлопковые накидки

Более удобна в обращении кольчуга. Но она ржавела, а главное, далеко не всегда сдерживала удары индейских стрел. В экспедиции Сото провели эксперимент: натянули кольчугу на корзину и попросили индейца выстрелить в нее из лука. Стрела пробила ее насквозь «и с такой силой, — пишет хронист, — что если бы с другой стороны корзины стоял человек, она бы и его пронзила». Натянули на корзину две кольчуги — с тем же результатом.

И тогда конкистадоры, отбросив испанскую гордость, позаимствовали у индейцев майя и ацтеков их защитную одежду из плотного простеганного хлопка толщиною в три пальца, которая прекрасно защищала от стрел. С этими доспехами испанцы познакомились во время злосчастной экспедиции Кордовы на Юкатан, когда от индейских стрел погибло полсотни человек. Уже на следующий год в экспедиции Грихальвы конкистадоры облачились в хлопковую защиту, которую назвали «эскаупиль». Это что-то вроде безрукавки с высоким воротником, она доходит до колен и спереди застегивается на крупные пуговицы и петли.

Шлем испанского всадника. Изготовлен ок. 1500 г

Там, где индейцы использовали отравленные стрелы, эскаупиль опускался ниже колен, а на ноги надевались «гольфы» из того же материала — они назывались «антипаррас». Эскаупиль легок, не стесняет движений, одевается быстро, и хотя при дожде намокает и тяжелеет, по крайней мере, не ржавеет. Правда, выглядит довольно безобразно, особенно когда напитается грязью и потом. Чапетоны, прибывавшие в Новый Свет, щеголяли в своих новеньких доспехах и свысока посматривали на ветеранов, облаченных в вонючие хлопковые рубища; но после первых же переходов и битв быстро поняли что к чему. Испанцы скроили эскаупиль и для коней — это уже была их собственная модель: попона, закрывавшая тело коня от шеи до крупа.

Во время боя индейские стрелы застревали в эскаупиле, и конкистадоры становились похожи на дикобразов. А после битвы они развлекались тем, что подсчитывали застрявшие стрелы — у кого больше. По свидетельству хрониста Педро де Агуадо,[27] один испанец насчитал в своей защите и в защитной попоне коня около двухсот стрел. Пусть он же, Агуадо, завершит этот раздел, дав подлинный портрет рыцаря Нового Света: «Человек, водруженный на коня и вооруженный всем этим оружием, представляет собой нечто самое уродливое и бесформенное, что только можно себе вообразить, ибо всадник и конь, чьи очертания искажены до неузнаваемости толстыми накидками из хлопка, становятся похожи на башню или на что-то вовсе несуразное…».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

9 мифов про конкистадоров - Курилка

Оружие и доспехи

«О Тескатлипока!.. Бог земли раскрыл свою пасть. Он голоден. Он с жадностью проглотит кровь многих, которые умрут…»(«Тайна жрецов майя», В. А. Кузмищев)

Оружие, с помощью которого обучали искусству войны юношей, будущих воинов у ацтеков и майя, было по сравнению с оружием испанцев, конечно, весьма примитивным. Однако у них были хорошие доспехи, хорошие даже по европейским стандартам XVI в. Дети крестьян, а именно они составляли большую часть населения империи ацтеков, с детства учились обращаться с пращой, причем играя, они еще и приносили добычу к семейному очагу. Это оружие мог сделать любой, просто сплетя веревку нужной длины из волокон растения магуэй. Стандартная праща имела длину пять футов (1,52 м) и имела посредине расширения, а на конце петлю. Петли надевали на три пальца, а другой конец зажимали между большим и указательным пальцем. В расширение вкладывался снаряд, праща раскручивалась, после чего свободный конец в нужный момент воином отпускался. Обычно использовались небольшие овальной формы камни, но и они вполне могли проломить человеку голову с расстояния в 200 ярдов (ок. 180 м). Град из таких камней в любом случае причинял противнику урон, так что даже европейцы, имевшие металлические шлемы и доспехи, не избежали травм от камней, выпущенных индейцами из пращей.

Изображение

Жертвенные кремневые ножи ацтеков. Для многочисленных жертвоприношений их требовалось много, поскольку они быстро тупились от работы! И найдено их очень много, как богато украшенных, так и очень простых. И вряд ли бы победители-испанцы стали... подделывать эти ножи (или заставлять это делать индейцев!), чтобы что-то там кому-то доказать? Кому доказать и зачем? Ведь вера Христова восторжествовала! Национальный музей антропологии и истории, Мехико.

Мальчики также учились владеть луком и стрелами — древним оружием их предков — индейцев чичимеков. Традиционно считается, что луки у индейцев были плохие, ведь сложносоставных луков они не знали. То есть луки у них были простые, выделывались из орешника или вяза, причем самые длинные могли достигать пяти футов. То есть они были явно слабее луков английских лучников эпохи Креси и Пуатье, но не так, чтобы и намного. Тетива могла быть из кожи либо сухожилий животных. На стрелы шла калина, прутья которой их выпрямляли над огнем, при этом поочередно их то высушивали, то размачивали. Для устойчивого полета использовали перья попугаев, а наконечники могли быть из сланца, обсидиана либо кремня, но были уже и медные — из самородной меди, выкованные «вхолодную». Известны трехзубые наконечники из кости. Их применяли на охоте, но могли применять и в бою, поскольку они могли наносить серьезные ранения.

Изображение

Ацтекский жертвенный нож с деревянной резной рукояткой. Национальный музей антропологии и истории, Мехико.

В задачу лучников и пращников входило внесении дезорганизации в ряды противника и нанесении ему ослабляющих потерь. Однако хотя ацтеки и сводили их в единые отряды, в качестве главной ударной силы они обычно не использовались, поскольку цель боя заключалась не истреблении противника, а в его пленении.

Изображение

«Кодекс Мендоса». Лицевая сторона, страница 46. Запись дани ацтекам от побежденных народов, включая доспехи для воинов. Бодлеанская библиотека Оксфордского университета.

Другим очень популярным оружием мезоамериканских индейцев являлось копье и палка-копьеметалка — атлатль. Преимущество таких копьеметалок заключалось в том, что охотники с их помощью могли атаковать крупных животных, таких как бизон или мамонт, нанося им тяжелые и глубокие раны. Ацтекские копьеметалки (из тех, что дошли до наших дней) имеют в длину около двух футов (ок. 60 см). Держать это снаряд нужно было между указательным и средним пальцами, которые кроме того продевались в петли по обеим сторонам древка. На поверхности копьеметалки был желобок, в котором копье укладывалось так, чтобы его тупой конец упирался в Г- образный выступ. Чтобы бросить копье, руку отводили назад, а затем резко дергали вперед движением, очень похожим на удар кнутом. В результате оно вылетало из копьеметалки с силой в двадцать раз превышающей ту, которую можно была развить, бросая копье рукой. Копьеметалки вырезались из дерева твердых пород и искусно украшались перьями и резным орнаментом. Хотя копьеметалка использовалась теотиуаканцами, миштеками, сапотеками и майя, вопрос, а насколько рядовой ацтекский воин мог в бою полагаться на атлатль, до сих пор является спорным. Ведь чтобы уверенно применять его нужны были и немалое мастерство, и большая практика, так что, скорее всего, это было оружие избранных. Примечателен и тот факт то, что, судя по изображениям в индейских кодексах и на стелах, это оружие часто появлялось в руках у различных богов, а значит вполне могло считаться весьма и весьма незаурядным.

Изображение

Рис. художника Ангуса МакБрайда. На первом плане воин-запотек с атлатлем в руках. Позади него воин-жрец, одетый в «комбинезон» из человеческой кожи.

Дубинки и топоры также входили в арсенал мезоамериканских воинов. Так, дубинка с утолщением на конце называлась куауололли и этот вид оружия и твердых пород древесины был особенно популярен у уастеков, тарасков и их соседей. Дубинкой человека оглушали, затем вязали и утаскивали в тыл. Топор был популярным оружием у ольмеков, о чем свидетельствуют их произведения искусства. Топоры выделывались из твердого камня, литой меди и насаживались на деревянную рукоять. Правда, ацтекские воины, также, как и майя, топоры столь широко не использовали.

Изображение

Ацтекские воины-орлы и воины-ягуары. «Флорентийский кодекс». Библиотека Лауренциана, Флоренция.

Зато очень значимым оружием и те и других был деревянный меч макуауитль, имевший кромки из вклеенных в пазы и острых как бритва кусочков обсидиана. Известные нам образцы имели длину около 3,5 футов (1,06 м), но были двуручные экземпляры совершенно жуткого вида. Считается, что широкое применение макуауитля у ацтеков было связано с необходимостью как можно быстрее вооружать и обучать большие группы простолюдинов. Эффективность их подтверждают испанцы. Например, один из участников похода Кортеса описал, как «индеец сражался против всадника, и этот индеец нанес лошади своего противника такой удар в грудь, что рассек ее до внутренностей, и та пала мертвой на месте. В тот же день я видел, как другой индеец ударил лошадь по шее, и та упала мертвой к его ногам». То есть макуауитль был очень серьезным оружием и мог нанести противнику серьезное увечье. С другой стороны, можно было ударить его и плашмя, что опять-таки соответствовало тактики «брать врага в плен».

Изображение

Воины ацтеки: первый слева — воин братства «стриженых», принадлежал к элите и потому сражался без шлема, чтобы все видели его короткую прическу; воин в центре — жрец, одетый в характерную жреческую одежду, крайний справа — рядовой воин с макуауитлем как у всех остальных и в стеганом хлопковом панцире. Рис. Ангуса МакБрайда.

Копье-тепоцтопилли имело наконечник, вырезанный из дерева с обсидиановыми лезвиями, вставленными в него также, как у макуауитля. Длина этого копья могла быть и 3, и 7 футов (1,06-2,13 м). Как правило, это было оружие молодых воинов для первого боевого похода. Такими копьями можно было действовать из-за спины опытных воинов с мечами в руках.

И вот здесь мы подходим к тому, что культура ацтеков не была культурой каменного века в чистом виде. Ее следовало бы называть «культурой обсидиана». Обсидиан же есть ничто иное, как специфическое вулканическое стекло, которое образуется при быстром остывании и затвердевании потоков вулканической лавы, содержащих силикаты. Крупнейший из выходов обсидиана как раз и расположен неподалеку от Тулансинго, в 65 милях (ок. 105 км) от Теночтитлана. Оттуда его глыбы доставляли в город, сотни ремесленников делали из него наконечники стрел и копий, и множества «одноразовых» лезвий которые принялись и в быту, и на войне. Сделать такое лезвие совсем несложно, буквально за несколько секунд, а точить не надо. Проще выбросить и сделать новое.

Изображение

Перьевая туника. Национальный музей антропологии и истории, Мехико.

Под стать оригинальному оружию, созданному ацтеками, были и средства защиты от него. Так, сильные удары макуауитля требовали щитов, больших, чем раньше. И такие щиты — круглые щиты-чималли стали достигать 30 дюймов (т.е. 76 см) в диаметре. Выделывались они из прутьев обожженных на огне или же деревянных реек, переплетенных между собой нитями хлопка. Одним из видов украшения служила их бахрома из перьев, в вот кожаные ленты, прикрепленные внизу, дополнительно могли защищать ноги от метательных снарядов. Известны и цельнодеревянные щиты с медными бляшками. Щиты украшались перьями, причем узоры представляли собой определенные геральдические фигуры, указывающие на военные заслуги владельца. Известно, что такие узоры, как шикальколиукуэ и куэшио, были самыми популярными.

Изображение

Воины ацтеки в боевом облачении, которое показывает, кто из них сколько взял пленников. «Кодекс Мендоса». Бодлеанская библиотека Оксфордского университета.

Способов защитить голову индейцы придумали множество. Даже простая прическа, темилотль, из завязанных в узел волос на макушке, могла сильно смягчить удар плоской стороной макуауитля по голове. Шлемы были привилегией воинов и могли иметь форму голов орлов, ягуаров и прочих животных, например, койота, либо цицимитля, ацтекского «демона мести». Они обозначали ранг воина или же его принадлежность к определенному отряду «воинов-орлов» или «воинов ягуаров». Шлемы обычно делали из дерева, украшали их разноцветными перьями. Вырезали их из твердого дерева — например, красного. Дополнением к шлему являлась шапка из плотного хлопка, а также ленты из кожи или хлопковой ткани, завязывавшиеся под подбородком. Такой шлем прежде всего был изображением тотемного животного. Причем он закрывал голову воина целиком, так что смотреть ему приходилось через его пасть. По верованиям ацтеков, теперь и сам зверь, и воин составляли единое целое и дух зверя должен был ему помогать. Ну и, разумеется, все эти ужасные «личины» не могли не наводить ужас на простодушных крестьян. Такие «фигурные» шлемы давали воинам в награду, но представители знати и наконы — командиры отрядов, могли заказывать себе шлемы в форме головы любого животного, будь то попугай, гриф, обезьяна, волк или кайман, и по ним их и различали на поле боя!

Стандартным защитным доспехом для торса были куртки-безрукавки — ичкауипилли, сделанные из стеганой хлопковой ткани, между слоями которой находилась еще и просоленная хлопковая вата. Стальная броня, как выяснили испанцы после высадки на острове Эспаньола, в жарком, и к тому же еще и влажном климате Карибских островов, Мексики и Центральной Америки практически бесполезна. Ее было тяжело носить, приходилось постоянно чистить, и к тому же она страшно нагревалась на солнце. Поэтому ичкауипилли (больше похожий на бронежилет, чем собственно на панцирь) оказался идеальным средством защиты. К тому же бритвенноострые лезвия обсидиана тупились и обламывались на кристаллах соли. Изображения ичкауипилли в пиктографических рукописях встречаются во множестве, при этом их длина могла меняться от талии и до середины бедра. Обычно ичкауипилли имели цвет неотбеленного хлопкового полотна, но попадались среди них и окрашенные в яркие цвета, например, в красный. Часто такие хлопковые куртки воины носили с эуатлем — закрытой туникой с отделкой из перьев и кожи. Эуатль имел кожаную юбку или пришитые внизу полосы ткани наподобие греко-римских птериг, служившие для защиты бедер, но не сковывавшие движения. Интересно, что ацтекские императоры отличались особой любовью к эуатлям из перьев колпицы красного цвета, которые собирали лично (!) — вот даже как. Дополнительной защитой служили браслеты на запястьях и предплечьях, а также сделанные из дерева и кожи наголенники, иногда усиливавшиеся полосками металла — самородной меди, выкованной вхолодную.

Изображение

Воины с копьями тепоцтопилли. «Кодекс Мендоса». Бодлеанская библиотека Оксфордского университета.

Одежда u знаки различияЗабавно, но на испанцев поистине ошеломляющее впечатление произвело разнообразие всевозможной военной одежды ацтекской армии. Дело в том, что в большинстве других культур униформу использовали для того, чтобы различать отдельные воинские подразделения на поле боя и испанцам это было понятно. А вот то у ацтеков различия в одежде обозначала соответствующее различие между воинами, имевшие разный боевой опыт внутри одного подразделения. Поскольку все воины обычно были родом из одной кальпилли или ее окрестностях, старшие несли ответственность за младших. И именно поэтому и те, и другие различались одеждой! Так, юноша вступавший в армию, имел обычно лишь набедренную повязку-маштлатль, пару сандалий и короткий домотканый плащ. И все видели, что он еще новичок на «тропе войны» и, соответственно, ему помогали и его подбадривали. Ну, а он сам еще в школе самым тщательным образом изучал все виды воинских облачений, и знаки различия, как свои, так и противника, по специальным пиктографическим книгам, и мог поэтому безошибочно определять в сражении, кто есть, кто.

Изображение

Фреска из храма майя в Бонампаке, полуостров Юкатан. Вождь победившей стороны осматривает взятых пленников с вырванными ногтями, чтобы они не могли оказать сопротивления.

Главное, что определяло ранг воина и детали его одеяния — это количество неприятелей, взятых им в плен. Захватив двух пленных, он тут же получал право на куэштекатль, одежду воинских облачений уастеков — как память о победе, одержанной над ними императоров Монтесумой I. Куэштекатль имел вид облегающей куртки из хлопковой ткани — тлауицтли, расшитой разноцветными перьями и коническая шапка того же цвета. Тому, кто сумел взять в плен трех врагов, давался в награду длинный ичкауипилли с черным узором в виде бабочек. Пленившему четырех — шлем ягуара, а пятерых и больше — тлауицтли из зеленых перьев с черным украшением шопилли — «коготь». Выдающиеся воины, обладали правом выбора: стать командирами отрядов или же перейти в элитный отряд куачике, что-то «берсерков» в армии ацтеков.

Изображение

Воины с мечами и дубинками в руках. «Кодекс Товар» (или «кодекс Римиреса»). Национальный музей антропологии и истории, Мехико.

Жрецы из кальмекак, участвовавшие в битвах также получали за пленных награды. Сначала они носили шиколли — простую хлопковую куртку без каких-либо украшений. Но если он добывал двух врагов, то получал белый тлауицтли с черным украшением, являвшийся ритуальной принадлежностью богини Тлацотеотль. Взял трех пленных — и,значит, заслуживаешь право на зеленый тлауицтли и вдобавок памитль — флажок с красными и белыми полосами, да еще и увенчанный пучком драгоценных перьев птицы кецаль изумрудного цвета. Жрец, взявший четырех и более врагов, получал куэштекатль с узором из белых кругов на черном фото, означавших звезды. Захвативший пятерых пленников мог носить красного цвета тлауицтли с черным украшением в виде веера из перьев попугая ара, который назывался момойактли. Тем, кто смог захватить шестерых, в награду давалось одеяние койота, украшенное желтыми или красными перьями и деревянный шлем с его головой.

Изображение

Фигура воина с двумя щитами, украшенными перьями. Теночтитлан. Национальный музей антропологии и истории, Мехико.

Военный ранг воина серьезным образом зависел от его социального положения. Во главе ацтекского общества стоял уэй тлатоани, или Великий Оратор. К XV в. эта позиция соответствовала титулу императора. За ним шли мелкие правители и князья — тетекунтин (ед.ч. текутли), из числа знатных людей, и пипильтин (ед.ч. пилли) рангом пониже, что-то вроде европейских баронов. Но и честолюбивым простолюдинам-масеуатлин (ед.ч. масеуатль) путь наверх был не закрыт. Для этого надо было подниматься вверх по всем армейским рангам, а их было около десяти. Помимо них существовали еще четыре для верховного командования (и они, безусловно, были запретными для пипильтин) — тлакатекатль, тлакочкалькатль уитцинауатль и тикокиауакатль. Те, кто дослуживался до ранга командира подразделения и выше, получали в награду яркие одеяния и плюмажи из перьев. Они были самыми броскими элементами их костюма, поэтому на фоне всех остальных воинов заметить их было нетрудно. Вероятно, самый необычным облачение тлакочкалькатля, Хранителя Дома Копий. Командующие этого ранга обычно были в родстве с императором — например, Ицкоатль и Монтесума были тлакочкалькатлями до того, как стали уэй тла-тоани. Их «форменный костюм» включал в себя устрашающего вида шлем, изображающий цидимитля, демона-мстителя.

Вне, так сказать, строя, в боевом облачении необходимости не было, однако и тут и рядовым воинам, и командирам подразделений нужно было носить плащ-тильматли, длиной от 4 до 6 футов (1,22-1,83 м), скреплявшийся на правом плече и свободно ниспадавший вдоль тела. Как и другая воинская одежда, этот тильматли украшали так, чтобы все достижения его владельца были бы заметны для каждого с первого взгляда. Так, у простолюдина, взявшего в плен одного неприятеля, тильматли украшали цветы, два пленника позволяли надеть тильматли оранжевого цвета с полосатой каймой. И так далее — чем выше ранг воина, тем более сложные узоры украшали его тильматли. Ну, а самые богатые плащи были сотканы, окрашены, расписаны и расшиты с таким мастерством, что испанцы, видевшие их, сравнивали эти одеяния с лучшими одеждами, сделанными из шелка.

Изображение

«Кодекс Мендоса», стр.65. Одеяния воинов в зависимости от их ранга для повседневного ношения. Бодлеанская библиотека Оксфордского университета.

О значении одежд и оружия для воинов Мезоамерики говорит речь, приписываемая Тлакаэлелю (приводится Дураном в «Истории индейцев Новой Испании», стр. 234): «Я желаю вселить мужество в сердца тех, кто смел, и воодушевить тех, кто слаб. Знайте, что ныне император повелел, чтобы отважные мужи не покупали на торжище золотые венки, перья, украшения для губ и ушей, браслеты, оружие, щиты, плюмажи, богатые плащи и штаны. Наш повелитель сам раздает их в награду за незабываемые деяния. По возвращении с войны каждый из вас получит награду сообразно заслугам, чтобы вы могли показать своим семьям и богам доказательства своей доблести. Если кто из вас думает, что потом «займет» себе этой славы, — пусть помнит, что наградой за такое будет лишь смертная казнь. Сражайтесь, мужи, и обретите себе богатство и славу здесь, на бранном торжище!»

Изображение

Воин-тлакателькатль в «штатском» («ацтекский генерал») Бодлеанская библиотека Оксфордского университета.

Сравнение с торжищем, то есть с рынком, не более, чем метафора. Но стоит подчеркнуть, что простым людям в государстве ацтеков запрещалось даже ношение украшения. При этом главными мастерицами по изготовлению красивой одежды и перьевых украшений, были женщины знатных родов, поэтому правители стремились иметь много жен не только с целью создания политических союзов, но и просто ради того, чтобы банально разбогатеть благодаря получению от них приданного и свадебным подаркам. Учитывая, что правитель мог жениться до двадцати раз, его жены производили предметы роскоши в больших количествах. К 1200 г. н. э. многие ацтеки сообразили, что чем не в больших количествах знатная семья приобретает диковинные материалы и производит из них украшения, ткани и перьевые накидки, тем более выгоден с такой семьей брак. Ну, а выгодные браки позволяли рассчитывать и на более высокое положение при дворе, ну а сам этот царский дом приобретая все более редкие вещи, мог привлекать к себе все большее число союзников просто… одаривая их ими! Увы, но «вещизм» среди ацтеков процветал совершенно явным образом!

П. С. Следующий материал планировался как простое продолжение этой темы. Но в связи с интересом определенной части читателей «ВО», который они проявили к источниковедческой базе исследования, третья статья будет именно об этом. Не пропустите!

Автор: Вячеслав Шпаковскийhttps://topwar.ru/12...t-vtoraya.html#

arkaim.co

Завоевательные войны в Новом свете. Вооружение и одежда конкистадоров

21.07.2015

22222824Несмотря на то что в Испании были созданы национальные вооруженные силы, специально установленного обмундирования у них в 15 и 16 веках не существовало. Солдатам полагалось одеваться за свой счет. Многие начинали свою карьеру, будучи одеты в обычные шерстяные туники, узкие штаны и простые плащи, а также во все, что удавалось найти крестьянину или работнику, входящему в ополчение. Позднее, разбогатев от грабежа и насмотревшись на поднимающийся в городах Италии, Франции и Священной Римской империи процветающий средний класс, торговцев и ремесленников, солдаты желали произвести впечатление и блеснуть хорошим вкусом.

Как и воины всех других народов, испанцы поначалу предпочитали мягкие струящиеся линии одежды, отражающие идеализацию форм человеческого тела, столь значимую для искусства Возрождения, но вскоре предпочтения переменились в пользу консервативного внешнего вида, разительно контрастировавшего с предпочтениями противника. Например, швейцарские наемники, сражавшиеся против испанских войск в Италии, носили костюмы ярких цветов, с прорезями и пуфами, а также изящные шляпы с перьями. Одежда по большей части изготавливалась из шерсти и льна. Шелк и мех были дороги и по большей части доступны только офицерам, да и то разве что для отделки их одежды. Рубашки шили широкими и собирали складками на низкий вырез, позднее у рубашек появился небольшой воротник или оборка, из которой позднее, к концу 16-го века, развился круглый гофрированный воротник. На ноги надевали облегающие рейтузы или чулки. Чулки надевали или отдельно, или сшивали вместе, а затем подвязывали шнурком к рубашке или даже дублету. Другим обычным элементом одежды были дублет и камзол. Иной раз их трудно различить из-за одинакового фасона и общих способов изготовления. Исходно дублет был приталенным, с большим вырезом спереди, открывающим рубашку.

Его рукава, суженные к запястью и расширяющиеся к плечу, либо пришнуровывались к проймам, либо пришивались. В начале 16 века дублет застегивали спереди сверху донизу, а его полы могли быть различной длины - от совсем коротких до целиком закрывающих бедро. Иногда швы скрывались дополнительными валиками или крылышками. Для дополнительного тепла или в качестве неофициальной одежды те, кто мог себе это позволить, носили под дублетом или камзолом жилет без рукавов, длиной до талии. Ранний камзол также был приталенным, но мог иметь как низкий нагрудный вырез, так и глухой ворот. Длина его складчатых пол достигала коленей, но позднее укоротилась до верхней части бедер. Вначале камзол носили расстегнутым, открывающим рубашку, дублет и гульфик, но к середине 16 веке он приобрел высокий стоячий воротник и стал застегиваться от горла до талии. Полы больше не были складчатыми, но остались расширяющимися книзу и могли быть разной длины. В конце концов, уже в 17 веке камзол превратился в верхнюю одежду из буйволовой кожи у тяжелой кавалерии, а дублет послужил основой для нынешних пиджаков.

Плащи выполняли функции нынешних пальто или шинелей. Поначалу длин-ные, они впоследствии укоротились до коленей. Имея на спине множество складок, плащ был раскрыт спереди, его откидывали назад, чтобы продемонстрировать узор-ную подкладку. Примерно в 1530-х годах рейтузы стали делить на верхние и нижние, первые впоследствии превратились в штаны, последние - в носки. С укорачиванием дубле-та штаны оказались на виду. Они были разного фасона и длины. Обычно они состо-яли из трех слоев: подогнанной по фигуре основы, на которую можно было нашить все что угодно, внутренней льняной подкладки и внешней части, более свободной, но с длинными прорезями, через которые виднелась подкладка. Самым распространенным головным убором была плоская шапка с узкими полями и беретообразным верхом, которую обычно носили сдвинутой набок. Часто верх делили на секции и делали их жесткими. И солдаты, и моряки носили небольшие шапки с узкими подвернутыми полями.

Несмотря на их приверженность к европейской моде, в реальности испанские солдаты обычно приспосабливали к своим нуждам одежду тех народов, на землях которых они воевали. Мы знаем, что они часто получали в дар от ацтеков предметы одежды . Стиль, соответствующий их представлениям о подобающем костюме, включал короткий бахромчатый жакет шиколли (популярное одеяние местных жрецов) и широкий прямоугольный тильматли, носимый как плащ или пончо. Башмаки и короткие сапоги приходилось заменять сандалиями.

Насколько широко конкистадоры применяли доспехи - вопрос спорный. Очень немногие из участников завоевания Нового Света, оставивших воспоминания, писали о том, каким предохранительным вооружением они владели и чем они реально прикрывали себя в бою. То ли конкистадоры мало пользовались доспехами, то ли их применение являлось настолько обычным делом, что не заслуживало упоминания. В отличие от боевых действий в Испании и Италии польза от брони в Карибских войнах была весьма ограниченной. Во влажном климате тропиков, при изобилии насекомых, крайне тяжело носить металлические латы. На солнце они раскалялись, кроме того, их следовало постоянно чистить или смазывать для защиты от ржавчины. Более того, доспехи были дороги - даже очень старые, а пред-водители отрядов стремились уменьшить расходы на снаряжение и всегда делали выбор в пользу наступательного вооружения, а не оборонительной защиты.

Зарисовки, относящиеся к началу военной кампании в Мексике, заставляют предположить, что лишь немногие из людей Кортеса носили латы. Индейские ри сунки из Тлашкаланского манускрипта, датированного примерно десятью годами позже, изображают испанцев, приближающихся к Тлашкале, с мечами, пиками и копьями, но без доспехов. Опять же, Берналь Диас говорит о солдате, который таскал «позолоченный, но изрядно поржавевший шлем», как о чем-то необычном настолько, что это привлекло внимание ацтекского посланника. Однако позднее Диас описывает испанских всадников как «хорошо защищенных броней», а сами ацтеки говорят о людях, «целиком закованных в железо, словно они стали железными». Различия в описаниях заставляют выдвинуть два предположения: что до-спехи не являлись обычной частью личного снаряжения солдата, но их тащили на вьюках вместе с припасами и раздавали непосредственно перед боем, или что доспехи попросту были подвезены позже вместе с новыми предметами снабжения.

По-видимому, верно и то, и другое. Вполне возможно, что рядовые солдаты, среди которых немногие могли добыть европейские латы, использовали вместо них ацтекские доспехи из стеганого хлопка, которые были легкими, не стесняли движений и неплохо защищали от туземных дротиков и метательных камней. Участникам первых экспедиций Колумба вряд ли было доступно что-то серьезнее шлема и нагрудника. Как показали раскопки на юго-западе Соединенных Штатов, спустя полвека ситуация почти не изменилась. Шапель де фер представляла собой открытый шлем с низким верхом и широкими полями и в таком виде просуществовала с 12 по 16 века. Такие шлемы было легко производить, перевозить и распределять, однако при всей своей простоте они служили достаточно надежной защитой головы как для рядового бойца, так и для командира. В 15 веке появился другой вид шлема - селата, или салад. Поначалу у некоторых легких шлемов появились вырезы для глаз в полях, что позволяло надеть шлем поглубже, не ограничивая при этом обзора. Эта модификация оказалось такой удобной, что оружейники начали делать шлемы с опущенными полями, которые полностью закрывали нижнюю часть головы. Однако к 1450 г. и испанцы, и итальянцы стали отдавать предпочтение одному из вариантов салада под названием барбют, оставляющему лицо открытым.

В 16 веке шлем снова видоизменился - он стал выше, поля сделались гораздо уже. Первые такие шлемы появились в Италии, их называли кабассетами, или «грушами». Предположительно кабассеты появились в Испании вместе с ветеранами Итальянских войн и вместе с ними же попали на Карибы после 1500 г. Прошло от 30 до 40 лет, пока не появилась четвертая и самая знаменитая разновидность шлема - морион. Этот шлем с гребнем имел поля, которые закрывали уши, а надо лбом поднимались вверх. Хотя сами конкистадоры никогда не пользовались такими шлемами, морионы стали популярны по всей испанской империи и впоследствии сделались частью легендарного образа конкистадора.

Рыцари в полных доспехах представляли собой самую тяжеловооруженную военную силу средневековой Европы. Часто во время атаки им приходилось прорываться к противнику через заградительную стрельбу. В связи с этим важной частью их снаряжения были закрытые шлемы, но использовали ли их конкистадоры - неизвестно. В конце 15 в. самым распространенным кавалерийским шлемом являлся армз. Он имел более удобную форму, а его вес распределялся на плечи благодаря наличию широкого латного воротника (горжета). Ранние образцы имели нащечники, которые крепились на шарнирах и смыкались на подбородке под забралом. Позднее подвижная защита для нижней части лица стала крепиться на тот же шарнир, что и само забрало. Недостаток этого шлема заключался в сложности его изготовления и, соответственно, в его дороговизне. Кроме того, носить армз в тропиках было слишком жарко, а шарниры быстро ржавели в том климате, и шлем становился непригоден к использованию.

В 16 веке появился новый вид кавалерийского шлема - бургиньот. Это был открытый шлем с козырьком, выступающим поверх глаз, и стоячим гребнем. К нему легко крепились нащечники, а при наличии бюффе, или круговой стойки, закрывающей основание шеи, он обеспечивал ту же самую степень защиты, что и армэ, не требуя при этом индивидуальной подгонки или особого ухода.

И шлемы, и доспехи в Западном полушарии было накладно покупать, перевозить и поддерживать в хорошем состоянии. Во время итальянских кампаний солдаты обычно снимали латы с убитых рыцарей, но трудно оценить, сколько они оставляли себе, а сколько продавали. Самой распространенной разновидностью доспехов была кольчуга, изобретенная еще в древнеримскую эпоху. Для изготовления кольчуги проволоку наматывали на металлический стержень, а затем резали на кольца, кото-рые склепывали друг с другом. Обычная кольчуга весила от 15 до 30 фунтов (от 6,8 до 14,5 кг) в зависимости от размера колец и «покроя». Некоторым везло, и они обзаводились бригандиной - курткой из плотной ткани с приклепанными к ней стальными или железными пластинами, покрытой вельветом или другой хорошей тканью. Пластинчатая броня была готической по стилю, и пехотинцы, которых использовали в качестве ударных войск, шли в бой в нагрудниках. По возможности кавалеристы старались защитить себя пластинчатым доспехом, который в идеале состоял из на-грудника, наспинника, наплечников, наручей, налядвенников и наоедренников.

При рассмотрении количества и качества предохранительного вооружения, использовавшегося в различных конкистадорских кампаниях, следует принять во внимание и практичность разных видов туземных доспехов. Оружие индейцев составляли пращи, луки, копьеметалки, дубинки и мечи с лезвиями, состоящими из пластинок вулканического стекла. Ацтекские ичкауипилли вполне защищали от всего этого. Они представляли собой жилеты из стеганого хлопка и предназначались скорее для того, чтобы гасить удар, чем отражать его, то есть имели те же функции, что и европейский акетон (поддоспешник). И, наконец, пехотинцы-мечники и кавалеристы обычно располагали щитами. Испанцы предпочитали выпуклые круглые щиты-тарчи, железные или деревянные, которые крепились ремнями на кисть руки и на предплечье. Также пользовался популярностью кожаный щит сердцевидной формы, адарга, заимствованный у мавров. Его было легко изготовить и в Америке.

Категории: Культура

archaeology.kiev.ua

Одежда конкистадров - Civilization War

Хотя в Испании и существовала национальная армия, никакой униформы у этой армии не было. Солдаты вроде Мигеля должны были сами приобретать себе одежду. Многие начинали свою военную карьеру, имея только рубаху, рейтузы, простой плащ и что-нибудь еще по мелочи. Позднее, разбогатев на войне, воины могли по богатству своей одежды соперничать с купцами Италии, Франции и Священной Римской Империи. Как и повсюду в Европе, испанские солдаты также носили элегантную одежду эпохи просвещения, но вскоре испанская мода приобрела строгие и аскетичные черты, резко контрастируя с одеждой других европейских стран. Те же швейцарцы носили разноцветную одежду с разрезами и буфами, изящные шляпы, украшенные перьями.Одежду в то время шили из шерсти, льна или кудели. Шелк и мех были дороги, их использовали обычно только для отделки. Рубахи первоначально имели низкий ворот, но позднее появились воротники-жабо, ставшие особенно популярными к концу XVI века. На ногах носили облегающие рейтузы. Рейтузы были или раздельными или сшитыми вместе. На ногах рейтузы удерживались с помощью тесемок, которыми их подвязывали к рубахе или дублету.

Популярным предметом одежды была куртка-дублет. Дублет имел облегающий покрой. На груди он открывал рубаху. Со временем покрой дублета сделался более свободным, особенно в плечах. К началу XVI века дублет застегивался спереди на пуговицы, имел воротник-стойку и полы. Иногда швы маскировали валиками или крыльями. Часто под дублет поддевали жилеты без рукавов. Жилет носили для тепла, кроме того, этот дополнительный предмет одежды свидетельствовал о том, что его владелец может себе позволить излишество. Длина у дублета колебалась. Иногда они доходили до колен, а иногда едва касались бедер. Если у ранних дублетов была открытая горловина, через которую виднелась рубаха, то более поздние образцы застегивались наглухо. В результате средневековый дублет превратился в современный френч.

Верхняя одежда также подвергалась влиянию моды. Первоначально мантия была длинной, позднее ее укоротили до уровня колен. Полы плессированные на спине, имелась кокетка. Мантии часто носили не застегнутыми, так что виднелась подкладка.

Где-то после 1530 года рейтузы стали делиться на верхнюю и нижнюю часть. Верхняя часть превратилась в бриджи, а нижняя – в чулки. После того, как дублет стал короче, бриджи оказались открытыми для обозрения. В результате они также стали изменяться по покрою и цвету в соответствии с требованиями моды. Бриджи были трехслойными, причем верхний слой был с разрезами, через которые проглядывала подкладка.

Наиболее популярным головным убором считалась шапка с плоской тульей, похожей на берет, и узкими полями. Часто поля разрезали, сегменты делали жесткими или заламывали их вверх. Среди солдат и матросов популярностью пользовалась шапка полусферической формы с небольшими отвернутыми вверх полями.

Несмотря на признание европейской моды, одежда испанских солдат часто имела характерные особенности. Нам известно, что испанцы часто получали одежду у ацтеков. Среди индейской одежды, которую могли носить испанцы, следует упомянуть куртку-ксиколли и широкое прямоугольное пончо-тилматли. На ногах испанцы также могли носить индейские сандалии.

До сих пор не утихают споры относительно того, насколько тяжелые доспехи носили конкистадоры. В дошедших до нас свидетельствах практически не обсуждаются используемые доспехи. Этому можно дать два объяснения: или конкистадоры практически не использовали доспехов, или доспехи были настолько неотъемлемой частью экипировки, что обсуждать их особым образом просто никому не приходило в голову. Можно предположить, что в Карибском бассейне использование доспехов было менее оправданно, нежели в Европе. Действительно, тропическая влажность, насекомые, жара. В таком климате доспехи должны были быстро ржаветь. Кроме того, доспехи в любом случае были достаточно дорогим изделием, тогда как освоение Центральной Америки можно сказать шло по принципу самофинансирования.

Одежда конкистадоров

Одежда конкистадоров

Вопреки стереотипам, унаследованным от эпохи барокко, испанские конкистадоры вовсе не носили козлиных бородок и шлемов-морионов. В действительности, они были людьми ренессанса, предпочитавшими следовать итальянским модам. В конце XV века испанцы предпочитали брить бороду (1a). Однако многие источники утверждают, что Кортес и его солдаты носили бороды. По-видимому, это объясняется лишь постоянной жизнью в полевых условиях, когда возможность побриться считалась роскошью.

Источники часто упоминают «плоские шапки», которые могли быть разных форм, при этом часто украшались стильными разрезами на полях (1b). К 40-ма года XVI века распространились короткие прически п подстриженные бороды. Головной убор украшался пером, его часто небрежно сдвигали на глаза (1c).

Рубахи с воротником заправляли в рейтузы (2). Рейтузы удерживались завязками, которыми соединялись с дублетом (3) или камзолом (4). В те времена одежда кроилась по одним и тем же лекалам, поэтому на рисунках часто трудно отличить один тип верхней одежды от другого. В целом, камзол представлял собой верхнюю одежду, которую носили поверх дублета для защиты или для тепла. Полы дублетов поначалу были довольно длинными, но вскоре значительно укоротились.

Кавалеристы обычно носили сапоги для верховой езды (5a). Пехота начинала кампанию в обычных кожаных башмаках (5b), но обувь быстро выходила из строя, приходилось использовать различные сандалии (5c).

            

ciwar.ru


Смотрите также