Бронефантазии 40-х годов. Паровые танки. Немецкий танк газы шли в кабину


Почему немецкая армия бросила столько техники в декабре 1941? - Снабжение бензином армии во время второй мировой войны - История нефтяной промышленности - Каталог статей

В июне 1942 г. академик С.С. Наметкин направил служебную записку начальнику Управления снабжения горючим Красной Армии бригадному инженеру М.И. Кормилицыну. В ней ход битвы под Москвой рассматривается «со специальной точки зрения» — под углом снабжения немецкой армии горючим и смазочными материалами. Академик следил за событиями на Западном фронте и изучал состав и свойства моторного топлива и смазочных масел, применяемых немецкой армией. Следует отметить, запасы нефти в самой Германии были ничтожны. Еще задолго до войны она наладила производство горючего из угля и угольных смол, торфа и отходов деревообработки, водяного газа и т.п. В основном выпускался так называемый синтетический бензин. Его непременные компоненты — ароматические углеводороды, прежде всего бензол, застывающий при температуре плюс 5,4ºC.
Для справки. Обычный, из нефти, бензин полноценно работает, как правило, до минус 45–55 градусов. Именно таким снабжалась Красная Армия. Основное количество немецкого горючего теряло дееспособность уже при минус 10–15. Зачастую составлялись смеси зимних и летних сортов. Например, одна из проб применявшегося немцами бензина, отработанная весной на Западном фронте, застывала при минус 36-ти. При минус 28-ми градусах начиналось выпадение отвердевших компонентов. Понятно: в разгар холодов такой или более «зябкий» бензин, теряя подвижность, переставал поступать в двигатель. Техника оказывалась «грудой металла».

Но зимними марками бензина вермахт все же располагал. Вспомним о румынской нефти в руках фашистов, а также довоенные поставки из Советского Союза, трофеи... Немецкие «морозоустойчивые» бензины: с низкой температурой замерзания, малым содержанием бензола и высоким октановым числом — не уступали советским. Правда, шли они в основном для авиации. На наземной технике использовались лишь в самую холодную зимнюю пору: предписывалась строжайшая экономия.

«В условиях рано наступивших зимних холодов, — пишет С.С. Наметкин, — вся техника германской армии встала, так как в бензиновых баках машин в одно морозное утро вместо жидкого топлива оказалась каша — смесь мельчайших кристаллов выпавшего бензола с жидкой трудно застывающей частью моторного топлива». «Просчеты германского генштаба с горючим» для него были бесспорны. То же — со смазочными материалами. Вот свидетельство генерала Гюнтера Блюментрита: «Суровый климат оказывал воздействие и на оружие. Смазка на оружии загустевала так, что часто невозможно было открыть затвор, а глицерина или специальных масел, которые можно было бы использовать в условиях низких температур, у нас не было. Под танками ночью приходилось поддерживать слабый огонь, чтобы двигатели не замерзали и не выходили из строя».

Свою записку академик С.С. Наметкин завершает выводом: «Анализ данных по составу и свойствам горючего и смазочных масел, принятых на снабжение в германской армии, показывает, что ранняя зима 1941–1942 гг. застала ее с „летними“ сортами горючего и масел; смена „летних“ на „зимние“, в том числе из-за ставки на молниеносную войну, была подготовлена недостаточно»... Могут спросить: «А как же мужество, самопожертвование, героизм, полководческий талант — неужели они не в счет?..» Вывод академика С.С.Наметкина отнюдь не ставит все это под сомнение.

На поле брани наш народ сделал свое дело. А русская природа — свое. Просто температурная аномалия применительно к горючему, «противоборствовавшему» под Москвой, способствовала славе именно нашего оружия.

www.neftepro.ru

ГАЗ-MM-B — история и вторая жизнь полуторки — журнал За рулем

9 мая 2015 года

Если объявить конкурс на звание автомобильного символа Великой Отечественной, то наверняка победителем из этой битвы выйдет «полуторка» — самый распространенный грузовик в Красной армии. Так автомобиль ГАЗ-АА прозвали из-за грузоподъемности в полторы тонны. Мы же познакомимся с модификацией «полуторки» военных лет — ГАЗ-MM-B 1944 года из собрания коллекционера и реставратора Евгения Шаманского

ГАЗ-ММ 1942

При зимней езде старались утеплять капот, а не кабину — водитель оставался продуваемым всеми ветрами. Верхняя «скатка» использовалась в качестве форточки

При зимней езде старались утеплять капот, а не кабину — водитель оставался продуваемым всеми ветрами. Верхняя «скатка» использовалась в качестве форточки

При зимней езде старались утеплять капот, а не кабину — водитель оставался продуваемым всеми ветрами. Верхняя «скатка» использовалась в качестве форточки

Материалы по теме

Во время войны «полуторка» была везде и всюду. Именно она, на пару с  ЗИС-5, вынесла на себе все тяготы и невзгоды первых месяцев войны, когда о поставках ленд-лизовских «Виллисов» и «Студебеккеров» еще даже не помышляли. В течение всей войны «полуторки» доставляли на передовую снаряды, перебрасывали подкрепление, тянули пушки и минометы, служили санитарными машинами. Они возили хлеб в блокадный Ленинград по ледовой трассе Ладожского озера. На «полуторках» держался тыл: из-за нехватки мужчин, ушедших на фронт, за ее баранку садились женщины. К 1941-му конструкция ГАЗ-АА выглядела явно устаревшей — Горьковский автомобильный завод выпускал без существенных изменений американский грузовик конца 20-х годов. Но именно такое качество, как простота, оказалось одним из самых главных и решающих во время войны.

История «полуторки» вкратце такова. Подписанный в мае 1929 года договор между представителями Высшего совета народного хозяйства СССР и руководством Ford Motor Company предусматривал предоставление лицензии на производство в нашей стране легкового Ford Model A и грузового Ford Model AA, а также техническую помощь в этом процессе. В Нижнем Новгороде началось строительство автомобильного завода, и в 1932-м он начал производство автомобилей ГАЗ-А и ГАЗ-АА. В том же году город переименовали в Горький, но первые «полуторки» еще успели покинуть конвейер под обозначением НАЗ-АА.

ГАЗ-АА

ГАЗ-АА

ГАЗ-АА

ГАЗ-АА

Благодаря массовому конвейерному производству ГАЗ-АА оказался самым «многотиражным» грузовиком тех лет. Вообще приоритетное производство грузовиков — главная черта советского автомобилестроения 30-х годов. Стремительное развитие промышленности, сельского хозяйст­ва и армии требовало в первую очередь большого количества грузовых автомобилей. И все силы советские заводы бросали на их производство, сделав СССР мировым лидером по выпуску грузовых машин.

ГАЗ-АА

www.zr.ru

Германия побеждала не танками, а автомобилями. Скелеты в шкафу истории

Колёса блицкрига: Германия побеждала не танками, а автомобилями

[111]

Первый месяц Великой Отечественной войны ознаменован катастрофой советских приграничных военных округов.

Особо выделяется разгром танковых корпусов на Юго-Западном фронте. Танков у нас на этом направлении было в разы больше, чем у немцев – и они исчезли за считанные дни без видимого ущерба для наступающих немцев.

В прочих родах войск разница не столь внушительна. Общая же численность личного состава германской армии вторжения даже превосходила нашу. Но всё же темп разгрома ошеломил не только ветеранов Первой Мировой, ещё помнивших многомесячные позиционные сражения едва ли не за каждый пенёк. Абсолютная величина наших потерь впечатлила даже тех, кто помнил: крупнейшую (и по всем предварительным расчётам сильнейшую) армию мира – французскую – немцы сокрушили меньше чем за месяц (с пленением разгромленных частей и подписанием капитуляции – шесть недель).

Более всего потрясала скорость движения немецких танковых дивизий. Не зря главный германский теоретик и организатор этого рода войск (в 1920-е, когда Германией правили социал-демократы, именно он организовал в Казани – и не раз инспектировал – секретную школу, где немцы – вопреки запретам, прописанным в Версальском мирном договоре – отрабатывали не только конструкции танков, но и методы их использования, щедро делясь накопленным опытом с советскими военными) Хайнц Вильхельм Фридрихович Гудериан прозван «быстроходный Хайнц».

1941.06.22 советскую границу пересекли примерно 3 тысячи танков с крестами на броне. На учёте же в РабочеКрестьянской Красной Армии состояло около 23 тысяч. Казалось бы, мы могли просто выстроить из боевой техники стену вдоль границы – и немцы разбились бы о неё.

Конечно, фактическая разница далеко не столь внушительна.

Тогдашняя наша система учитывала даже опытные танки, построенные в начале 1920-х и уже к началу 1930-х пригодные разве что на металлолом. Реально в строю было немногим более половины нашего номинального танкового парка. Причём изрядная часть пребывала на Дальнем Востоке (в 1938-м и 1939-м нам пришлось там всерьёз драться с японцами), в Средней Азии (ещё в середине 1930-х из Афганистана к нам ломились банды под разными знамёнами), за Кавказским хребтом (с Турцией мы очень дружили в 1920-х, но затем отношения ощутимо охладели)…

Вдобавок у немцев было намного больше бронеавтомобилей, чем у нас. Вооружены и бронированы они были не хуже наших лёгких танков, а по скорости и проходимости в летнюю сушь заметно лучше.

Словом, если сравнить все бронесилы, развёрнутые вдоль западной границы СССР, наш перевес выглядит довольно скромно: всего в пару раз. Но и этого вроде более чем хватало: по канонам военной науки, для успешной обороны достаточно иметь на направлении удара всего 1/3 от сил наступающего.

В советское время столь вопиющую разницу между теоретически возможным и фактическим ходом событий принято было объяснять внезапностью первого удара немцев. Гарнизоны в нескольких километрах от границы огонь и впрямь застиг врасплох. Но ведь основные наши войска стояли далеко вне пределов досягаемости немецкой артиллерии – в 2–3 суточных переходах от линии начала боевых действий. Так что должны были подготовиться ко встрече.

В наши дни бытует немало теорий ещё интереснее. Марк Семёнович Солонин полагает: народ не хотел воевать за советскую власть, а потому бросал оружие и разбегался до тех пор, пока не убедился – национальная социалистическая немецкая рабочая партия куда хуже всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Яков Григорьевич Верховский и Валентина Исидоровна Тырмос уверяют: Иосиф Виссарионович Джугашвили запретил войскам действовать активно и подставил их под удар, дабы гарантированно избежать обвинения в агрессии – Великобритания и Соединённые Государства Америки могли помогать только жертвам, но не агрессорам. Арсен Беникович Мартиросян обвиняет: троцкистские заговорщики во главе с народным комиссаром обороны Семёном Константиновичем Тимошенко и начальником генерального штаба Георгием Константиновичем Жуковым вместо активной обороны попытались провести встречный удар – часть плана поражения СССР, придуманного Михаилом Николаевичем Тухачевским. Владимир Богданович Резун (когда-то неудачливый военный разведчик, а ныне модный на постсоветском пространстве британский публицист) и вовсе взял на вооружение концепцию, разработанную ещё министром пропаганды Третьей Германской империи. Йозеф Пауль Фридрихович Гёббельс заявил: Адольф Алоизович Хитлер был вынужден напасть на СССР исключительно ради защиты от неизбежного советского удара. Резун творчески развил идею. По его мнению, наше нападение намечалось на 6-е июля, а подготовка к наступлению так отлична от подготовки к обороне, что всю несметную советскую армаду разгромили «как стоячую».

«Если всё испробовано и ничего не помогает – прочтите наконец инструкцию». Хайнц Вильхельм Фридрихович Гудериан, Херман Хот и другие немецкие танковые генералы разработали (а по опыту польской кампании существенно усовершенствовали) замечательную инструкцию по употреблению танков. Её ключевые пункты просты:

? танки с танками не воюют;

? в формуле боевой мощи самоходной техники «бронёй, огнём, колёсами» последнее звено важнейшее.

В 1941-м немецкие танки были заметно мощнее (и по броне, и по огню) наших БТ, но безнадёжно уступали Т-34, не говоря уж о КВ. Зато изрядно превосходили всю нашу технику по надёжности, обзору, скорости. Немцы – в отличие от нынешних байкеров – не пытались мериться: у кого пузо толще (броня и пушка больше). Они не собирались проламывать танками оборону. Для этого предназначались артиллерия (чья мощь заведомо превосходит всё, что можно вставить в башню танка) и пехота (чьи глаза разглядят на поле боя даже то, чего не заметит оптика танкового прицела). Танкисты же должны обходить любые очаги сопротивления, выискивать свободное направление и по нему уходить вглубь вражеского тыла, нарушая снабжение и координацию войск.

В XVII веке такой тактикой славились французские полководцы, способные иной раз одними манёврами – без единого выстрела – принудить противника к сдаче. Множество образцов этого искусства дала наша Гражданская война. Но именно немцы во Второй Мировой войне превратили тактический приём в инструмент решения стратегических задач. Сейчас эту стратегию с неизменным успехом употребляет армия Израиля. Тогда же она воспринималась как чудо – с соответствующими последствиями.

В 1940-м немецкая пехота по методу, наработанному ещё в Первую Мировую, за пару дней прошла сквозь легендарную линию Мажино – лучшую в мире систему долговременных укреплений. Танки же и не пытались состязаться с артиллерией, укрытой в бетонных бункерах и броневых башнях – они обошли Великую Французскую Стену с юга, через леса. И французские резервы, шедшие затыкать бреши в линии, оказались прижаты к ней и отрезаны от тыла.

Но даже в тылу можно наткнуться на серьёзные силы – например, те же резервы, ещё не дошедшие до фронта. Поэтому немецкие танки сопровождала артиллерия разных калибров (в среднем по пушке или миномёту на каждый танк), пехота (30–40 бойцов на танк), разведка (по 7–8 мотоциклов на танк, из них 4 с колясками). А ещё – запасы горючего на несколько дней беспрестанного движения и боеприпасов на тяжёлые бои.

Всё это должно двигаться вместе с танками, в том же темпе. На каждый немецкий танк по штату полагалось 3–4 легковых автомобиля и 7–10 грузовых. Фактически непосредственно перед нападением на СССР грузовой и мотоциклетный парк танковых войск был примерно на 1/10 больше штатного.

Советские военные теоретики сочли: танк сам располагает и пушкой (а некоторые тяжёлые образцы – даже 2–3 разных калибров), и пулемётами, и навьючить на него можно немалый груз. Поэтому решили возложить на танки почти все задачи транспорта, разведки, боя, а прочие силы придавать им лишь в минимальном количестве, для редких непредвиденных обстоятельств. В предвоенных советских танковых войсках на один танк приходилось по штату примерно 1/6 пушки, 1/6 миномёта, 1/3 трактора, 1.5 мотоцикла, 5 автомобилей.

Основным в ту пору советским грузовиком был ГАЗ-ММ – приспособленный к нашим дорогам, бензину и технологиям Форд-А. Собственно, весь Нижегородский (с 1932-го – Горьковский) автозавод куплен у Хенри Уильямовича Форда вместе с двумя моделями – грузовой А и легковой М. ММ – модель А с новым мотором от М.

Форд рассчитывал на сравнительно небогатых потребителей. В частности, Форд-А поднимал именно столько груза, сколько нужно мелкому фермеру или владельцу небольшой сети ларьков. Даже в наши дни самое популярное нижегородское изделие – ГАЗель – рассчитано на те же 1.5 тонны.

Основной же немецкий грузовик – Опель «Блиц» (Молния – именно от этой модели идёт нынешняя фирменная эмблема с зигзагом) – вдвое грузоподъёмнее. Это и его проходимость улучшило: например, он способен продавить куда более толстый, нежели доступно «полуторке», слой грязи, чтобы добраться до плотного грунта. Правда, это различие сказалось позже: в первый месяц войны дождей было немного. Но даже в сухое время на каждый наш танк приходилось в 3–4 раза меньше возимого штатными автомобилями груза, чем на немецкий.

Вдобавок в мирное время основная масса советской автотракторной техники работала в народном хозяйстве. В армию она должна была попасть только по мобилизации. Войска же до её объявления располагали примерно 1/3 штатного транспорта. Дорога из внутренних округов в приграничные столь длинна, что мобилизованная техника прибыла лишь тогда, когда танки – без пушек, без пехотной поддержки, без подвоза снарядов и горючего – были выбиты.

Выбиты, в частности, потому, что танк далеко не столь универсален, как казалось до реальных боевых действий. Даже первоклассная немецкая оптика – не говоря уж о нашем, тогда новом и потому не столь умелом, производстве наблюдательных приборов – не гарантирует обнаружение на поле боя всего важного. А выкурить противника, укрывшегося в земле или за обратными скатами возвышенностей, могут только пушки, бросающие снаряд не столько вперёд, сколько вверх – гаубицы и миномёты. В танковой башне такое не разместить: КВ-2, вооружённый 6-дюймовой гаубицей, перестали выпускать, когда стало ясно, что вес громоздкой башни опрокидывает его на любом склоне.

Если бы автопарк советских танковых корпусов был сопоставим с немецким, исправить ошибки можно было бы прямо по ходу боёв. Ведь и сами немцы не сразу определили оптимальную структуру: к началу Второй Мировой войны в их танковых дивизиях тоже было маловато пушек и пехоты, и только по опыту сражений в Польше танки стали всего лишь костяком многофункциональных войск. Но без автотранспорта не подвезти ни пушки, ни солдат.

Танковый успех надо закрепить. Надёжно завоёваны лишь места, пройденные царицей полей – пехотой. Она у немцев неплохо поспевала за танковыми колоннами. Не только благодаря лошадям (их в вермахте был миллион – по штату в немецкой пулемётной роте на порядок больше подвод, чем в нашей, с мотоциклетной разведкой сосуществовала кавалерийская, и почти всю артиллерию, приданную пехоте, тянули кони). Ещё 1940.03.20 тогдашний глава германского генштаба Франц Максимиллианович Хальдер отметил в дневнике: «Каждый 10-й человек в действующей армии – водитель машины. На 4.2 млн человек (общая численность армии) – 420 тыс. машин». А ведь после этого немцы захватили во Франции, Нидерландах, Бельгии 40 тыс. армейских автомобилей. И новое производство шло полным ходом. Причём не только в самой Германии. В подконтрольных ей – союзных и завоёванных – странах действовали заводы громадной по тому времени мощности: 600 тыс. автомобилей в год.

Правда, не все эти заводы в полную силу выпускали автотехнику. Так, чешская «Шкода» хотя и делала на базе изысканной машины «Суперб» армейский внедорожник, но основным её продуктом стал танк, разработанный в 1938-м фирмой «ЧКД-Прага» (в основе – тот же лёгкий «Виккерс», что у нас стал Т-26, но чехи его на редкость удачно реконструировали), а с 1942-го – самоходные пушки на его шасси: противопехотная «Мардер» и противотанковая «Хетцер». В армии вторжения было 815 Т-38 (последние из них сгорели уже под Москвой), а за годы Великой Отечественной чехи произвели для немцев более 5 тыс. единиц бронетехники (в частности, в 1945-м – свыше тысячи).

Зато Франция давала германской армии прежде всего автомобили. Ведь французские танки немецким требованиям никак не соответствовали. Так, тяжёлый Б1бис, чью броню и артиллерию превзошли только наши ИС и немецкие «Тигры», обладал запасом хода всего 100 км и черепашьей скоростью: к полю боя этих монстров доставляли на специальных автоприцепах.

Правда, хорошей свинье всё в пользу. Б1бис неплохо поработали при немецком штурме Севастополя: их броне были страшны разве что прямые попадания из корабельных пушек. Лёгкие французские танки успешно дрались с советскими партизанами, почти лишёнными тяжёлого оружия.

Но это в основном трофеи 1940-го года – примерно 700. После оккупации французские танкостроители работали только по немецким проектам – медленнее, чем по собственным, учитывающим особенности местной технологии. Зато автомобили для германской армии Франция произвела в неприличном количестве – 1/5 автопарка вермахта. Не зря после войны барона Луи Альфредовича Рено обвинили в сотрудничестве с оккупантами, а фирму национализировали.

Тем более во Франции было кому работать. Немцы намеревались вывозить оттуда ежемесячно 50 тыс. рабочих, чтобы заменить на своих заводах персонал, мобилизованный в армию. Но германский министр вооружений Шпеер своей властью сократил число до 5 тыс.: остальные приносили немцам куда больше пользы на своих привычных рабочих местах.

И, кстати, не в одной автопромышленности. Франция и Чехия совместно дали вермахту не только 10 тыс. единиц бронетехники, но и, например, 1/2 тяжёлой артиллерии, 1/4 средней, 1/6 противотанковой, соответствующий боезапас, 3/4 парка знаменитых самолётов корректировки артиллерийского огня Фокке-Вульф-189. Израиль отбивал первые – сразу после провозглашения своей самостоятельности – атаки арабов на свежекупленных истребителях Ме-109 чешского производства: немцы не успели вывезти и использовать несколько сот мощных и сравнительно простых в управлении машин.

Фирму «Ситроен» спас от обвинений и национализации красивый патриотический жест. В начале войны была готова к производству легковушка для фермеров 2CV – «две лошади»: из 9 л. с., развиваемых её 2-цилиндровым моторчиком в 345 см3, облагались налогом только 2 л. с. Перед оккупацией Франции салон опытного образца набили всей конструкторской и технологической документацией, завернули машину в водонепроницаемые брезент и рубероид – и зарыли в углу заводского двора. После войны автомобиль выкопали (правда, производство началось только к концу 1948-го, зато закончилось во Франции только в 1988-м, а в других странах – в 1990-м), и руководство фирмы предъявило его как доказательство нежелания сотрудничать с врагом.

Правда, немцам этот «гадкий утёнок» был не очень нужен. Фердинанд Антонович Порше ещё в 1936-м создал легендарный «жук». Правда, ФольксВаген (народный автомобиль) ориентирован скорее на горожанина, чем на фермера. Но его армейский вариант, прозванный КюббельВаген (лоханка-повозка) за открытый кузов из плоских гофрированных листов, благодаря малому весу имел отличную проходимость, так что офицеры на таком легко поспевали за танками практически всюду, где могли двигаться сами танки. А полноприводные и амфибийные варианты КюббельВагена и подавно бегали где угодно и как угодно.

Вообще о проходимости немцы – вопреки бытующему у нас представлению – позаботились всерьёз. Дабы их войска не были привязаны к дорогам и могли обходить – а не проламывать – сопротивление. В частности, строились – в основном для роли артиллерийских тягачей – полугусеничные (с гусеничным шасси вместо задних осей) грузовики. Эту схему придумал ещё в 1906-м технический директор императорского гаража, личный шофёр Николая II, французский инженер Адольф Адольфович Кегресс. Но у нас она так и не прижилась: использованные им резинотканевые ленты выдерживают только нагрузки, характерные для легковых автомобилей, а рецепт стали, достаточно живучей к истиранию, чтобы из неё можно было делать гусеницы с ходимостью порядка хотя бы тысячи километров, подобран только во второй половине 1930-х (отчего во всём мире прекратилась разработка колёсно-гусеничных танков вроде наших БТ). Немцы же успели до войны справиться с техническими сложностями новой для них схемы, так что в танковых войсках работали танкоподобные грузовики.

Кстати насчёт ходимости. Не только от гусениц она зависит.

Моторы немецких танков работали по нескольку сот часов. Наш танковый дизель В-2, только что освоенный в производстве, даже на заводском стенде выдерживал не больше 70. На реальных же Т-34 и КВ он и полусотни часов не работал: воздушный фильтр из промасленной проволоки либо пропускал недостаточно воздуха, либо – когда масло сдувалось потоком – переставал задерживать пыль, и абразивный износ поршневых колец нарушал компрессию.

Конструкции более ранних наших танков были отработаны годами, детские болезни изжиты. Но их производство давно (в основном – весной 1940-го) прекратилось. Сразу же перестали делать и запчасти. К началу войны их почти не осталось даже на армейских складах. Танки, ломающиеся на ходу от многолетнего износа, стало нечем чинить.

Разница в живучести автомобилей, конечно, далеко не столь разительна. Но всё же весьма заметна (по большинству категорий машин – в разы). Соответственно и грузы для наших войск перемещались в среднем – с учётом поломок и починок – существенно медленнее, чем для немецких.

Итак, 1941.06.22 на нас напала не просто численно превосходящаяя армия, поддержанная экономикой практически всей Европы. Она ещё и была оснащена всем необходимым для перемещения со скоростью, непосильной войскам нашей страны, всего за десять лет до войны развернувшей конвейерное автопроизводство. Вся огневая мощь наших танков и артиллерии пропадала впустую: пока мы добирались до противника, он успевал уйти – и нанести удар в новом месте. Что толку в самом тяжком мече, если враг успеет, пока ты его заносишь для удара, уколоть тебя лёгкой шпагой в десяток разных мест?

Чтобы уравнять силы с врагом, было мало мобилизовать бойцов и возобновить на эвакуированных заводах выпуск оружия. Пришлось ещё и нарастить производство автомобилей. Пусть даже ценой резкого упрощения. Кабина стала фанерной, на ГАЗ-ММ справа убрали фару. Изрядную часть автопарка перевели на газогенераторы. Древесные отходы (от стружек до сосновых шишек), тлея в простой ёмкости с минимальным доступом воздуха, выделяют угарный газ. Он и догорает в моторе. Мощность, конечно, не та – зато дефицитный в военное время бензин высвобождается для более требовательной техники. Самой же машине с газогенератором, как крыловской стрекозе, под каждым кустом готов и стол, и дом: нехватки щепок на Руси отродясь не бывало.

Некоторые категории автомобилей у нас просто не производились. Помогли союзники. Так, фирма «Студебеккер» поставила 3– и 5-тонные грузовики с приводом на все колёса: даже «Опель-Блиц» им в подмётки не годился. «Виллис» (чьё обозначение GP – General Purpose, т. е. общее назначение – дало название целому классу автомобилей) – также со всеколёсным приводом – мог нести не только командира, но и 3/4 тонны груза со скоростью, недоступной прочей наземной технике.

Советский и союзный автопром оказался в конечном счёте мощней европейского. И когда наша армия сравнялась с германской в подвижности, наши победы стали регулярны. К концу войны немцев окружали и пленили почти так же часто, как красноармейцев в её начале. В 1941-м наши потери (в основном – пленными, позже умершими от болезней и голода: немцы не только – в отличие от нас – не заботились о жизни «недочеловеков» и не соблюдали международные конвенции, но и просто не рассчитывали на такое число захваченных) были в несколько раз больше вражеских. За войну в целом на каждого погибшего советского солдата пришлось примерно 0.7–0.8 (немецкая статистика безвозвратных потерь куда менее точна, чем наша) немецкого или союзного немцам европейского бойца. Если бы не грандиозная разница в мобильности в первый год войны, наши воины и вовсе гибли бы не чаще немцев.

На военных парадах нас восхищают танки, пушки, самолёты… Но возможности армии как единого целого, бьющего по врагу всей мощью народного хозяйства страны, зависят (иной раз решающим образом) и от мирных – порою даже без защитной окраски – автомобилей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Дизельные танки Гитлера — Старый Русский Топ

Каждый раз, когда я читаю побасенки про то, что немцы не могли себе позволить ставить на танки дизельные двигатели из-за того, что вся солярка шла на флот, мне хочется спросить пишущих: хоть раз они включали критическое мышление? Люди скорее посчитают инженеров Daimler-Benz идиотами (они ведь на свою Пантеру хотели ставить дизель, для которого якобы нет топлива!), хотя это один из ведущих и сильнейших производителей моторов, но в многократно повторенной побасенке не усомнятся.

Если же обратиться к фактам, то вырисовывается удивительная для них картина: Гитлер хотел целиком пересадить армию на дизели уже в 1943 году, для чего была разработана целая линейка двигателей.

Известный немецкий конструктор Фердинанд Порше был в хороших отношениях с Гитлером, он мог запросто прийти к нему, выпить хорошего пива да закусить вкусными сосисками. Но куда важнее другое: Порше мог лично общаться с Гитлером и делиться с ним своими взглядами на развитие техники.

Кроме того, в 1939-1943 годах Порше был главой Танковой комиссии, которая по сути дела была конкурентом Отдела №6 Управления вооружений. В Танковую комиссию входили представители ведущих производителей военной техники. Кроме того, Порше был в дружеских отношениях с доктором Фрицем Тодтом, который руководил тремя министерствами. Как и Порше, Тодт имел значительное влияние на Гитлера, поэтому нет ничего удивительного в том, что некоторые идеи Гитлера были сформированы под влиянием Танковой комиссии.

Одной из таких идей, которой посвящена эта статья, был план по созданию целой линейки дизельных двигателей воздушного охлаждения для танков и бронеавтомобилей. Фердинанд Порше известен как приверженец именно двигателей воздушного охлаждения и применения дизелей на танках. Видимо, его взгляды поддержал и Гитлер, который задумал переход на дизельные двигатели.

Хотелось бы процитировать генерал-лейтенанта Э. Шнайдера. Вот что он писал:

Вопрос об установке на танках дизелей вызвал в Германии — стране, где впервые был создан этот тип мотора, — большие споры. За применение этого двигателя в танках говорили, между прочим, его более прочная конструкция, меньший расход горючего, приспособленность к самым различным видам горючего и меньшая опасность воспламенения тяжёлого топлива при попаданиях в танк. Своим танком Т-34 русские убедительным образом доказали исключительную пригодность дизеля для установки его на танке. Но если военные специалисты и ведущие фирмы моторостроительной промышленности открыто высказывались за этот двигатель, то его противники постоянно стремились задержать его введение.

2 июля 1942 года на собрании Танковой комиссии Фердинанд Порше объявил, что Гитлер опять потребовал разработать и внедрить дизельные двигатели воздушного охлаждения на все типы военных машин: от лёгких бронеавтомобилей до тяжёлых танков, причём начало их использования планировалось на 1943 год.

Разумеется, удобно и практично, когда на разных военных автомобилях и танках используется одно и то же топливо, это значительно упрощает логистику. Если на танках кончилось топливо и требуется срочно начать атаку, то на худой конец его запасы можно взять у бронеавтомобилей. Именно поэтому едва ли VK 20.01 (D) смог бы пойти в серию: только он был с дизельным двигателем в бензиновом царстве. Если бы у него кончилось топливо и не было бы запасов дизельного топлива поблизости, то от всех этих бочек с бензином не было бы никакого толка.

Именно поэтому логично использовать на танках линейку только дизельных или только бензиновых двигателей. В Японии использовались только танковые дизели воздушного охлаждения. В СССР по возможности старались ставить дизели и закупать именно дизельные Шерманы, Валентайны и Матильды. В США и Германии, наоборот, в большинстве были танковые бензиновые двигатели, бензиновые Шерманы американцы старались брать себе.

Так что идея создания целой линейки дизельных двигателей для наземной военной техники была в этом плане логичной: уж если создавать, то не один двигатель, а семейство. Но вот другой вопрос: какой был смысл именно в дизельных двигателях воздушного охлаждения?

Дизельные двигатели благодаря своей экономичности обеспечивают при том же объёме топливных баков значительно больший запас хода. Воздушное охлаждение конструктивно проще, отпадает нужда в водяных радиаторах, трубопроводе и насосе. Масляную систему и систему охлаждения можно смонтировать прямо на двигателе и демонтировать их из танка моноблоком, что очень удобно.

Не нужно забывать, что в 1942 году немцы вели бои как на севере Африки, так и в снегах СССР. В африканской жаре резиновые прокладки трубопроводов жидкостных систем охлаждения не выдерживали жары: вода в радиаторах нагревается до 90-95 градусов, она ещё не начала кипеть, а прокладки уже летят. Именно из-за неудовлетворительной работы жидкостных систем охлаждения Tiger (P) с двигателями воздушного охлаждения одно время хотели направить именно в Африку. А в СССР противоположная проблема: вода в радиаторах зимой замерзала.

Кроме того, если систему охлаждения спроектировать под жаркие условия, то зимой вентиляторы будут слишком сильно обдувать радиаторы переохлаждая двигатель. Для решения этой проблемы на ленд-лизных Валентайнах приходилось частично закрывать радиаторы листами фанеры. Конечно, данные проблемы можно было решить применением двухскоростных приводов вентиляторов: на жаре используется одна скорость, а на холоде другая. Только вот конструктивно это намного сложнее.

Серийный дизельный двигатель Tatra 103 воздушного охлаждения мощностью 220 л.с. при 2000 об/мин

Серийно Tatra 103 ставились на тяжёлые восьмиколёсные бронеавтомобили Puma. Помимо бронеавтомобилей немцы в опытном порядке установили этот дизель на Pz.Kpfw.II Ausf.L, но не на обычный танк, а на прототип с наклонными бронелистами (Lynx). Tatra 103 установили также на опытный образец Jagdpanzer 38 Starr и на Jagdpanzer 38 D — немецком развитии Jagdpanzer 38(t):

Двигатели воздушного охлаждения, изначально рассчитанные под более экстремальные температурные условия, предлагают простое решение этой проблемы. Только вот создать мощный танковый воздушник — проблема очень потная. Воздух намного хуже отводит тепло от металла, поэтому для адекватного охлаждения требуется очень интенсивный обдув. А как его обеспечить, если двигатель закован в броню? Одним словом, для обеспечения вменяемого охлаждения приходится изощряться.

Для создания линейки дизелей был создан рабочий комитет, в который входили такие фирмы, как Daimler-Benz, Kloekner-Humboldt-Deutz, Maybach, Opel, Tatra, Simmering и Steyr. Фирмы должны были предоставить свои передовые наработки и опыт в данной области. Всего Армии требовалось восемь двигателей:

30 л.с. Pkw Volkswagen (Kdf Wagen)70-80 л.с. Radschlepper Ost, Raupenschlepper Ost, kleines Kettenrad110-120 л.с. Двигатель для лёгких тягачей и лёгких разведчиков220-240 л.с. Двигатель для средних тягачей и лёгких танков280-320 л.с. Двигатель для тяжёлых 12- и 18-тонных тягачей530-570 л.с. Танковый двигатель700-750 л.с. Танковый двигатель1000-1200 л.с. Танковый двигатель

Идея всей линейки дизелей заключалась в стандартизации, на разных двигателях использовалось несколько типов стандартных цилиндров. Изначально планировались цилиндры объёмом 1,1 и 2,2 литра, но позже остановились на трёх:

цилиндр объёмом 0,8 л, 13 л.с. на 2800 об/минцилиндр объёмом 1,25 л, 20 л.с. на 2400 об/минцилиндр объёмом 2,3 л, 30-34 л.с. на 2200 об/мин, с турбокомпрессором 40-45 л.с.

Затем из стандартных цилиндров подходящего объёма собирались двигатели различной конфигурации (рядные, V- и X-образные) с разным числом цилиндров (от 4 до 18) в зависимости от габаритов моторного отделения и требований по мощности. То есть после разработки и испытания одноцилиндровых макетов двигатели не нужно было проектировать с нуля, что облегчало работы. Упрощало это производство и ремонт: раз есть только три типа цилиндров, то и поршневые кольца от одного двигателя подходят к нескольким другим, меньше головной боли при их замене. В случае с двигателями воздушного охлаждения это удобно вдвойне: на них применяют не моноблок цилиндров и моноблок головок цилиндров, а отдельные цилиндры с отдельными головками.

Теперь посмотрим, как из этих цилиндров набирались двигатели. Вот нужно заменить неудачные бензиновые Typ 101 на Tiger P2. Берём цилиндр объёмом 1,25 л, набираем из них 16-цилиндровый X-образный дизель объёмом 20 литров и мощностью 320-370 л.с. Нужен двигатель для нового сверхтяжёлого танка VK 100.01 (P)? Берём цилиндр объёмом 2,3 л, составляем из них V-образный 16-цилиндровый дизель мощностью 720-770 л.с. и объёмом 36,8 литра. Танк растолстел и нужен новый двигатель? Увеличиваем число цилиндров на два, получая V-18 объёмом 41,4 литра и мощностью 860 л.с. Нужен перспективный дизель для новых Тигров, а V-16 от VK 100.01 (P) слишком длинный и не компонуется? Берём те же цилиндры, но составляем X-образный 16-цилиндровый двигатель, который без труда встаёт в короткое моторное отделение. Аналогично составляется весь модельный ряд.

Несмотря на заложенные здравые идеи, до конца эти планы так и не были реализованы. Во-первых, в условиях войны за год разработать и внедрить целую линейку двигателей от 30 л.с. для Фольксвагена до 1200 л.с. для сверхтяжёлых танков было попросту невозможно. В 1943 году планировалось испытать 4- и 6-цилиндровые двигатели, ни о каком немедленном их применении речи, конечно, не шло. Только в конце войны был готов 750-сильный дизель Sla 16 и планировалось начать его серийное производство, но на дворе был 1945 год с понятными обстоятельствами. Во-вторых, Управление вооружений поддерживало монополию фирмы Maybach и сломить этот союз было очень сложно, фирма Daimler-Benz не даст соврать.

Но и полным провалом программу назвать нельзя. В конце войны всё было готово к началу серийного производства Sla 16. Если бы не разруха и скорое поражение, немцы могли бы себе позволить строить танки трёх весовых классов с этими дизельными двигателями. Кроме того, на RSO помимо бензинового двигателя ставили и дизель воздушного охлаждения. Так что планы не были реализованы полностью, но и полностью не провалились. В условиях середины-конца войны лучшего исхода едва ли можно было ожидать.

В 1942 году фирма Porsche K.G. предложила два варианта новой силовой установки для танка Tiger P2: это два 16-цилиндровых дизеля объёмом 20 литров каждый, а также один 16-цилиндровый дизель объёмом 36,8 литра мощностью 720 л.с. И хотя серийное производство танка было благополучно провалено, работы над 36,8-литровым двигателем продолжились. Дело в том, что двигатель Maybach HL 230, который устанавливался на Тигры и Пантеры, имел недостаточную надёжность. Всю войну инженеры сражались с его карбюраторами, но так и не смогли довести их до ума. Кроме того, на 70-тонном Tiger II 700-сильного двигателя было явно недостаточно. А если учесть, что реальная мощность HL 230 ограничивалась 600 л.с. для экономии моторесурса, то становится ясно, что Майбаху была нужна замена.

36,8-литровый дизель как раз вписывался в моторное отделение Тигров и Пантер. Он был более мощным и экономичным, поэтому работы над ним продолжились, но уже под новые танки. Этот дизель был плодом совместной работы фирмы Porsche K.G. и Simmering, которая уже выпускала ранее для Порше печально известные двигатели Typ 101. Внутри фирмы Simmering двигатель получил название Sla 16, под которым он вошёл в историю.

Sla 16 без системы охлаждения и турбокомпрессоров

К стальному картеру крепилось 16 цилиндров по X-образной схеме. На каждый блок из 4 цилиндров был свой распредвал нижнего расположения. Цилиндры с точёными рёбрами изготавливались из стали, а головки цилиндров и поршни из силумина (сплав алюминия с кремнием). Выхлопные газы отводились к двум турбокомпрессорам, работающим на оборотах до 28 000 в минуту.

Система охлаждения состояла из двух вентиляторов с приводом от валов. Вентиляторы выдували воздух из пространства между блоками цилиндров, попутно обдувая четыре маслянных радиатора. Такая компоновка позволяла размещать двигатель в Королевские Тигры и Пантеры даже не меняя надмоторную плиту. Масляная система двигателя была гипертрофированной, поскольку служила ещё и системой охлаждения. Масляный резервуар был помещён прямо на картер двигателя. Таким образом вся масляная система и система охлаждения монтировались на двигателе, что значительно облегчало его замену.

Для запуска двигателя зимой сперва давался ток в спираль накаливания, которая за 1-2 минуты прогревала масло, затем двигатель запускался от двух электростартеров. Горячий двигатель запускался от одного стартера.

Так как Sla 16 работал на меньших оборотах, чем HL 230, то к двигателю крепился повышающий редуктор, который, к тому же, был необходим из-за высокого расположения вала X-образного двигателя. Благодаря редуктору Sla 16 мог работать со штатной трансмиссией Тигров и Пантер.

Сперва был изготовлен одноцилиндровый опытный агрегат, который отработал на стенде 100 часов и выдал 47 л.с. на 2100 об/мин. Лишь после этого были построены два опытных двигателя, которые выдержали 300-часовые испытания и выдали максимальную мощность 770 л.с. на 2200 об/мин. Затем один двигатель установили на шасси Королевского Тигра. Вероятно, в роли испытуемого был Ягдтигр, ведь несколько Ягдтигров с подвеской фирмы Porsche KG собрали на Nibelungenwerk. Со второй попытки удалось обеспечить дизель нормальным охлаждением, но из-за недостатка времени были завершены лишь испытания по сокращённой программе.

Итак, что имели немцы к концу войны? Испытания показали, что любой Tiger II, Panther и САУ на их базе можно оборудовать новым двигателем, для чего нужно было убрать перегородки в моторном отделении и поставить новую подмоторную раму. Таким образом танки можно было модернизировать, например, в ходе капремонта. Что касается производства, то фирма Simmering спроектировала оснастку и после стендовых испытаний сообщила, что для серийного производства всё готово. Опытную серию из 20 Sla 16 планировали выпустить на Steyr, но пока судьбу двигателя обсуждали, война закончилась. Видимо, документация и/или сам двигатель попал к советским специалистам, благодаря чему мы имеем подробное его описание и чертежи.

Установка Sla 16 в Королевский Тигр

PS. Не прошло и 70 лет, как ЧТЗ выдал для танков Объект-195 и Армата Т-14 Х-образный дизель, аналогичный немецкому (разве что с более привычным водяным охлаждением — воздушное так и не осилили). Что кагбэ намекает.

В начале войны все без исключения немецкие танки оснащались бензиновыми двигателями преимущественно жидкостного охлаждения. Но в конце войны ситуация изменилась и немцы могли перейти на выпуск танков и САУ исключительно с дизелями воздушного охлаждения, если бы не лоббирование двигателей фирмы Maybach Управлением Вооружений.

Для предельного упрощения, удешевления и унификации к 1945 году планировали оставить в серийном производстве только три типа гусеничных шасси: Jagdpanzer 38, Panther и Tiger II. На Jagdpanzer 38(t) ставили 160-сильный чешский бензиновый двигатель, который работал на последнем издыхании без дальнейших резервов, поэтому его планировали заменить на дизель Tatra 103. Для Tiger II и машин на его базе фирмы Porsche K.G. и Simmering спроектировали и изготовили дизельный двигатель Sla 16 мощностью 750-770 л.с., который мог без проблем устанавливаться в уже выпущенные танки, для чего требовалась лишь переделка моторного отделения в ходе ремонта. Этот двигатель можно было ставить и в Пантеру, такой вариант назывался Geraet 545 и прорабатывался вполне успешно.

topru.org

«Самогонный» Panzerkampfwagen » Военное обозрение

Вторая мировая была "войной моторов". Всем известно, что Германия в развитии своих моторизованных сил преуспела. И это с учетом того, что с топливом для моторов в ней было проблематично. Не имела она больших запасов нефти, а её противники, в первую очередь, конечно, Великобритания, а в последствии и США, отрезали её от поставок из мест основной добычи. Но гений немецких ученых позволил создать производство синтетического топлива (газолина) из бурого угля, запасы которого на территории Германии были значительны. Вот почему всю войну её танки приводились в движение двигателями, работающими на легком топливе, так как немногочисленные поставки нефти из Румынии после переработки в дизтопливо шли на "прокорм" Кригсмарине, особенно в "желудки" многочисленных подводных лодок.

Производство синтетического топлива — довольно сложный и дорогостоящий процесс, а так как тратить его на обучение новых экипажей танков приходилось много, то для экономии немецкие ученые, основываясь на процессе Фишера — Тропша, известном с 1923 года, предложили иной вариант — газогенераторную установку, работающую все на том же буром угле.

Что, в принципе, было логичным шагом, так как к тому времени подобные установки уже нашли свое место на колесных автомобилях.

Буквы RW на номере этого грузовика означают, что он принадлежит Рейхсверу. Т.е сделан до 1933 года. По всей видимости некоторое количество автомобилей с газогенераторами уже имелось в немецкой армии еще и до 1933 года. Военный засыпает в генератор топливо, что он там засыпает — понять сложно. Возможно, что дрова или....шишки.

Первые упоминания о попытках установки газогенераторов на танки, относятся к 1938 году, но особого размаха они достигли уже после начала Второй мировой. Основные работы по разработке этой тематики были организованы в Освенциме, где были развернуты лаборатории и мощности немецкого химпроизводства.

В результате на свет появились Panzerkampfwagen, которые сами немцы в шутку называли "самоходными самогонными аппаратами". Это учебный танк на базе Pz I.

Более "внушительно" смотрелся учебный танк на базе Pz II.

И чешский легкий танк LT vz.38, он же Pz.38(t). Которые во множестве служили в вермахте

Несколько Pz I c газогенераторами были "превращены" в американские М-4 "Шерман" и использовались для тренировок расчетов ПТО, а в 1945 году начали привлекаться для тренировок "фольксштурма" в проведении боев в городе.

Особняком стоят танки переделанные под работу на сжиженном газе, как средние Pz IV…

…так и более тяжелые Pz VI "Тигр".

и вот такой "безбашенный" "Тигр" работающий на смеси пропан-бутан . Эти танки были в тренировочном лагере Падерборн (Panzer Ersatz-und Ausbildungsbataillon 500) Там существовало пять единиц Тигр I

Pz V "Пантера", переоборудованный под работу на сжиженном метане.

Самоходка "Мардер".

Также для тыловых частей был разработан тягач на базе Pz II. Один из которых был захвачен партизанами в Дании у Sturmgeschutz-Ersatz und Ausbildungs-Abteilung 400.

БТР "Ханомаг" с газогенераторной установкой. Так же использовались в учебных подразделениях, с целью - экономия бензина. Судя по надписям снимки сделаны где-то в Голландии.

А что же о боевом применении газогенераторных танков? Есть упоминание об использовании в боях учебного Pz I с башней от Pz III и в боях за Берлин псевдо-"Шерманов" . Также есть неподтвержденные сведения, что около 50 танков Pz VIB "Тигр-2" (или "Королевский Тигр") было оборудовано газогенераторными установками весной 1945 года и что все они были уничтожены в боестолкновениях.

После окончания Второй мировой эти немецкие разработки попали в США и там были успешно "забыты", но, возможно, новый топливный кризис заставит вспомнить о них и применить вновь… на учебных боевых машинах.

Использованы материалы:1. Промышленный регион Освенцима // http://library.kiwix.org/wikipedia_ru_all_05_2011/A/Промышленный%20регион%20Освенцима.html.2. Шушпанцеры атакуют! // http://shushpanzer-ru.livejournal.com/1478568.html.3. Fahrschulepanzerwagen V "Panther" (školné vozidlo) // http://en.valka.cz/topic/view/31275.4. Panzerkampfwagen I Ausf B ohne Aufbau // http://forum.valka.cz/topic/view/77572.5. Стимпанк Третьего рейха // http://warspot.ru/321-stimpank-tretiego-reyha.6. Нефть и её заменители: необходимое послесловие // http://kpfu.ru/studentu/neft-i-ee-zameniteli-neobhodimoe-posleslovie_109063.html.7.Состояние с топливом в нацисткой Германии в период 1933 - 1945.(часть 3) http://nnm.me/blogs/teufel65/sostoyanie_s_toplivom_v_nacistkoy_germanii_v_period_1933_-_1945_chast_3/

topwar.ru

Киношная боевая техника - Кино

У авторов современных военных фильмов, ввиду отдаленности показываемых событий, проблемы с реквизитом - уцелевших образцов техники, тем более в рабочем состоянии, осталось очень мало. Поэтому под старую технику с переменным успехом гримируют современную. А кое-где можно увидеть и настоящие экземпляры военных раритетов…

Киноэпопея по роману Ивана Стаднюка "Война" была снята в 1989-1990 гг. и впервые была показана по 1-му каналу Общесоюзного телевидения в 1990 году. На мой взгляд, "Война на Западном направлении" оказалась незаслуженно забытой среди таких более внушительных произведения советского кинематогрфа, как "Освобождение" и "Государственная граница".

Помимо хорошей и интересной сюжетной линии, показывающей различные стороны жизни офицеров РККА, режиссер решил использовать немного нестандартный, но весьма эффективный приём — эпизоды с боями были сняты на черно-белую пленку, что создавало впечатление реальных документальных кадров (которые тоже присутствовали в фильме).

Вместе с хорошей озвучкой это смотрится просто здорово. Ну и в техникой тоже не подкачали. Теперь подробности...

Н

ачнем как обычно с Т-34. Тут решили особо не заморачиваться и показали нам послевоенные Т-34-85. Что же, "тридцатьчетверка" запомнилась большинству из нас именно такой.

Впрочем, в этом кадре показан именно Т-34 с 76-мм пушкой. Уже гораздо лучше. Впечатление немного портит башня-"гайка", которая появилась в конце 1942 года.

А тут уже подбитая "тридцатьчетверка" с оторванной башней. Кадр весьма зрелищный, но в нем хорошо видно, что вырез под установку башни заварен накладным бронелистом.

Немецкие танки в наступлении в июне 1941 года. Место действия — Западная Белоруссия. Многие считают, что танки с угловатыми башнями это неприменимо "тигры", но в операциях 1941-1942 гг. основную массу немецких танков составляли даже не Pz.IV (под которые загримировали Т-34-85), а более легкие Pz.II и Pz.III.

Неожиданная встреча немецкого танка и советских бойцов, оказавшихся в окружении. Конечно, очень напоминает "тигр", но специфическая форма башни и орудия должны были имитировать именно "четверку".

"Фашистские стервятники". Мне вообще трудно сказать, какой тип немецкого самолёта изображали в 1990 году эти учебные Як-52. Вроде как "фоккеры" (FW-190), но на Восточном фронте он начали использоваться только с 1942 года.

На "лаптежников" (Ju-87) они тоже не похожи — остаются "мессеры" — ну что же, если тогда не нашлось ничего лучше, то Як-52 за "фашиста" сойдет. Как раз тут черно-белая пленка очень пригодилась, затемняя не только окраску "Яка", но и его отдельные элементы конструкции.

Второй кадр с полётом "мессера" идущего на штурмовку переправы (вторая серия фильма). Если хорошо подумать, то Як-52 может вполне сойти за Hainkel He-170. Эти самолёты также имели радиальный двигатель и двухместную кабину для пилота и наблюдателя.

Советская 37-мм (если не ошибаюсь) зенитная пушка. Хотя каждому полку и дивизии полагалась целая целая батарея зениток, в июне 1941 года эффекта оказалось от них немного. Некоторые даже не успели пострелять...

А вот более известное орудие времен войны — противотанковая 45-мм пушка образца 1938 года (судя по короткому стволу). Вот только колеса такого типа появились несколько позже.

Грузовик ЗиС буксирует дивизионную пушку вместе с расчетом. Полагаю, что это должна быть Ф-22УСВ. По крайней мере, очень похожа.

Штабной ГАЗ-61.Или ГАЗ-М1? В определении затрудняюсь, но в любом случае, обе машины использовались в частях РККА по прямому назначению и в 1941 году большой редкостью не были.

Советская бронемашина — по всей видимости, это была попытка воссоздать внешний облик наиболее распространенного на то время бронеавтомобиля БА-20. В целом эта попытка удалась, хотя на реальный БА-20 его современная "реплика" похожа только издали. Это кадр из второй серии. Нам он интересен тем, что на заднем плане виден танк "БТ-5".

А это кадр из четвертой серии, где "БА-20" подбит и брошен экипажем..Между прочим, очень реалистичный кадр с разгромленной автоколонной. На снимке военных лет уже настоящий БА-20, брошенный при схожих обстоятельствах.

Собственно то, о чем я хотел рассказать в статье "Кино-танки". Атака танков БТ. тогда я полагал, что они настоящие, но если внимательно приглядеться, то 5 опорных катков здорово выдают Т-34-85. Впрочем, "грим" был наложен настолько успешно, что 20 лет назад у меня не оставалось сомнений, что это именно танк БТ и причем не какой-нибудь, а БТ-5 — не самая распространенная в 1941 года машина.

Ну и напоследок — печальный финал. Горит попавший под обстрел БТ-5. Через несколько минут экипаж взорвет машину вместе с немецкими мотоциклистами, неразумно пытавшимися открыть люк.

Вот так выглядел настоящий БТ-5. Не правда ли, "гримированный" Т-34-85 на него очень похож? Вот если бы ещё Т-37 или Т-38 смогли переделать из какого-нибудь тягача...

На этом снимке настоящий БТ-5. Танк был подбит и оставлен экипажем в 1941 году — впоследствии он стал предметом обильного фотографирования со стороны немецких солдат.

Помню, в начале 90-х гг. по телевидению шла реклама примерно следующего содержания — киностудия предоставит для съёмок фильмов о войне танки Т-34, БТ и другие, а также военную технику. Тогда верилось, что мы наконец сможем увидеть более-менее полноценные реплики Т-26 или КВ, но надежды не оправдались. А хотя...

В том же 1990-м году вышел другой, не менее примечательный фильм, под названием "Танк Клим Ворошилов-2". Поначалу я думал, что там будет про войну и танки, но фильм оказался больше жизненной драмой. Но самое главное — в нем сняли почти настоящий КВ-2. Откуда?Оказалось всё довольно просто. С какого-то склада, вероятнее всего на Украине, извлекли ИС-2 и переделали его в КВ-2. "Родня" довольно близкая, поэтому особых трудностей не возникло. Правда, танк ездил мало и не стреляет совсем, но выглядит просто потрясно и очень аутентично, даже несмотря на большую подбашенную коробку. Очень жаль, что в постперестроечный период эту машину потеряли.

Идем дальше.Пытаясь разыскать информацию по реальным танкам, задействованным в фильмах о войне, нашел один интересный форум и тему под названием "Танки в гриме". Много там чего интересного, но интересует нас по-прежнему реальная боевая техника и вот тут попалась мне пара фотографий. В комментарии было указано, что это кадры из фильма "Битва за Москву".Сам я эту эпопею смотрел очень давно и не помню, действительно ли это так, ведь на первом фото мы видим танк КВ-1. Даже если не присматриваться особо, видно, что это Т-10 (или ИС-3). А на заднем плане маячит Т-34, причем не какой-нибудь, а с 76-мм пушкой.

Ну, без немецкого "тигра" обойтись и в этот раз не смогли. Основой для него стал Т-34-85. Неплохо получилось, но дате событий не соответствует совсем.

А вот эти танки узнаете? Вроде как это те самые БТ, которые снимались в фильме "Война на Западном направлении". Обратите внимание — на переднем плане БТ-5РТ, а на заднем виден БТ-7 с конической башней! Ходовая часть немного выдает "тридцатьчетверку", но все равно здорово.

Теперь снова немного о "гриме" и танках. Кроме Т-34-85 и Т-55 на советских киностудиях совсем не брезговали другими типами танков. Взять, к примеру, фильм "На войне как на войне", о котором уже говорилось в прошлый раз. Тогда речь шла о СУ-100 которая играла роль СУ-85. Но был там и другой интересный "гость" — под видом "тигров" выступали там обычные Т-34, а вот "пантеры" были сделаны из танков ИС-2, которые в 1960-х гг. ещё водились в западных ВО в достаточном количестве. Фото ниже.

Фото 1 — немецкий "тигр"

Фото 2 — немецкая "пантера" переделанная из танка ИС-2

Та же "пантера", но с другого ракурса

Не менее интересен факт использования советской бронетехники в фильме "Руины стреляют", снятого на киностудии "Беларусьфильм" в 1970 году.

На этих двух кадрах (второй в самом начале статьи) видна немецкая самоходка очень похожая на "Jagdpanther". Весьма вероятно, что так оно могло быть на самом деле, но кого же загримировали под "немца"?С первого взгляда кажется, что это СУ-100. Однако, присмотритесь внимательнее. Форма боевой рубки немного другая, да и маска орудия не та. Вариантов тут немного — это послевоенная самоходная противотанковая установка СУ-122-54. В фильмах она встречается крайне редко и потому представляет интерес по нашей теме.

Ещё один пример "конверсии" редких танков можно наблюдать в фильме "Блокада", снятый в 1973-1977 гг. в четырех частях на киностудии Ленфильм.

Немецкий танк "Тигр". Возможно. А может быть и нет. Хотя "Тигры" под Ленинградом всё же были.

Немцы на бронетранспортере. Следом виден ещё один "Тигр". В который раз нам предлагают считать советский БТР-40 за немецкий. Самое интересное, что в вермахте двухосных БТР практически не было. В основном использовались полугусеничные.

Вот теперь настала очередь советских танков. Видимо, в ЛВО ещё имелся запас тяжелых танков ИС-3 на ходу, вот их и решили использовать в кино. Спорить тут бесполезно, ведь ИС-3 появляется в кинематографе совсем не часто, но давайте не будем забывать, что дело происходит в 1942 году...

Танк ИС-3 символизирующий собой (как мне думается) КВ-1.

Кадр из фильма "Батальоны просят огня". Советские танки идут к линии фронта. 1943 год. Вот только танки эти не Т-34, не КВ и даже не ИС-2. Вместо них роль боевых машин сыграли Т-10М

Для киноэпопеи "Освобождение" на Львовском танкоремонтном заводе изготовали 15 Тигров. Базой послужили  танки Т-44. Впоследствии  они снимались в "Горячем снеге" и других фильмах. Самое интересное, что на танки установили фальшивые катки и уширенные гусеницы. Но с такой ходовой частью машина теряла управляемость и от них пришлось отказаться.

Вот пример типичного немецкого танка из отечественного кино. Кадр из эпопеи "Освобождение" Юрия Озерова. На мой взгляд не слишком удачная реплика на тему Тигра. Создан на базе Т-44. Сходство с Тигром еще куда не шло, но используются они во многих фильмах в которых показаны события начала войны, что по моему просто нелепо.

Кадр из фильма "Свои"

Пожалуй, лучше всего была соблюдена историческая достоверность (я имею ввиду стрелковое оружие и БТТ) в фильме "Свои". Подлинные винтовки, пулемёты и пистолеты-пулемёты, уже конечно примелькались, их и в других фильмах часто можно увидеть, но вот танки Pz.38 (t) и Pz.IV - приятно удивили! Правда,  танк Pz.IV в фильме использовался более поздней модификации, в 1941 году таких не было, но это не особо бросалось в глаза, т.к. с пушки сняли дульный тормоз.

Настоящий БТ-7 в белорусском фильме "Днепровский рубеж"

А это Тройка из того же фильма. Не настоящая конечно но хорошо сделанная на базе БМП. Использовалась и в фильме "Брестская крепость"

А это немцы стреляют из натурального Шварцлозе

Вообще  в фильме "Днепровский рубеж" все достаточно аутентично. И по моему это уже стало фирменным знаком белорусского кинематографа. Приятно когда с таким уважением относятся к зрителю.

cinematographua.livejournal.com

Бронефантазии 40-х годов. Паровые танки

 

image

В 1915 году неизвестный изобретатель написал: «Пар как сила когда-то изменил весь строй мирового обихода и как реальная сила постепенно завоевал себе применение во всех видах, но эта гигантская сила до сего дня не использована как оборонительная». Недавно в архивах нашлось несколько проектов, появившихся на свет без малого три десятилетия спустя. При их рассмотрении кажется, что авторы вдохновлялись именно этими восторженными словами.

Пар, ломящий кости

Эта разработка сохранилась в архиве без авторства и даты. Но по контексту ясно, что выполнена она в годы Великой Отечественной войны. Неизвестный изобретатель предложил такой способ борьбы с живой силой врага: «Используя отработанные газы танка установить прибор, поддающий в сопло перегретую воду, где вода мгновенно превращается в пар и из сопла выбрасывается паро-водяная смесь и обваривает противника».

Проекты паровых танков времён Великой Отечественной войны находятся на грани между архаичностью и фантастикой

К этой мысли его подтолкнуло наблюдение за паровозами, у которых столбы пара из труб могут достигать 20 метров. Автор считал, что достаточно всего лишь установить трубу горизонтально — и можно будет окатывать гитлеровцев струями пара или кипятка. По мнению изобретателя, даже огнемётчики не могли сравниться с угрозой такой атаки.

Дальнейшее описание машины раскрывало другие её преимущества. Благодаря соплам, расположенным по периметру корпуса, танк мог бы создавать дешёвую и простую паро-дымовую завесу. Раструбы в днище машины дали бы ей возможность буквально варить противника в его собственных окопах. Конечно, всё это требовало бы сжигания огромного количества горючего, но изобретатель уверял: «Защита и сохранение во многих случаях танка и экипажа окупит дополнительных расход топлива». Вершиной рационализаторского предложения стал вариант распыления пара вместе с ядовитыми газами.

Пока изобретатель ждал ответа из наркомата обороны, он не терял времени даром. В следующем письме он, как будто забыв о своём паромёте, предлагал новую тактику боя: взрыв паровых котлов, доставленных на оккупированную территорию. Хотя к бронетанковой технике это уже отношения не имело.

И первое, и второе предложение анонима остались без официального ответа, потому что обратного адреса он тоже не указал.

Паровой танк Зайцева

Послание слесаря Л. И. Зайцева из Куйбышева (ныне — Самара), написанное в конце ноября 1942 года, было лаконичным. По словам автора, он буквально выстрадал проект своего парового танка: «Счел своим долгом довести до сведения Генерального Штаба то, что мучило меня дни и ночи, на что после тяжелой работы на заводе, затрачивал ночные часы, через что буквально не мог спать ночами».

image

При этом само описание машины уместилось на тетрадном листке. Позднее, в начале 1943 года, автор прислал и эскиз, сетуя, что не нашлось у него ни туши, ни циркуля. Хотя даже в карандашном наброске танк выглядел довольно грозно. Корпус длиной в 20 м и примерно равными (по 5 м) высотой и шириной должен был иметь обтекаемую форму. Паровому танку не полагалась башня — вместо неё Зайцев изобразил бронеколпак. На первый взгляд оригинально, но не более того. Что же делало эту идею удивительной?

Прежде всего, автор хотел оснастить свою машину двумя двигателями, наделив её таким образом «огромной силой». Вторая, намного более существенная особенность заключалась в топливе. «Горючее – это не дорогостоящий бензин или другой вид перегона нефти, а самая обыкновенная нефть, могущая быть заменена углем и даже дровами», — писал Зайцев. Какие именно двигатели могли работать на нефти-сырце, он не уточнил. По названию машины можно предположить, что паровые котлы, соединённые с турбиной. Зайцев уверял: «Скорость хода его поездная, очень малый шум в момент хода».

Паровой танк следовало защитить мощной бронёй. Наряду с мощными основными бронеплитами автор предлагал экранировать гусеницы более чем на две трети их высоты. Толщина защиты не уточнялась. Аргументируя необходимость запустить свой аппарат в серийное производство, Зайцев написал ещё одну любопытную вещь: «Война затяжная — молниеносность похоронена, поэтому можно и надо строить машины с такой броней… Металла у нас на сегодняшний день хватит». Это при том, что всего четыре месяца назад в знаменитом приказе № 227 «Ни шагу назад!» подчёркивалось, что СССР несёт убыток металла и рискует остаться вовсе без него.

На вооружение автор тоже решил не скупиться. На эскизе парового танка видны по три орудия на носу и корме машины, причём центральные из них — явно большего калибра. Кроме того, на каждый борт приходилось ещё три ствола. Ещё два зенитных орудия должны были находиться в бронеколпаке на крыше корпуса. Рукописная пометка, оставленная на письме военным специалистом, была краткой ему под стать: «Дать ответ автору, что его письма получены, в них ничего конкретного не сказано».

Вся суть в детали «К»

В январе 1943 года в Народный комиссариат обороны поступило письмо красноармейца А. И. Кузьмина. «Хочу я предложить построить паровой танк “Таран”, которому не нужно бензина, являющийся в настоящее время острым дефицитом, каковой целиком можно отдавать авиации», — писал он. Автор был полон веры в успешный исход Великой Отечественной войны, а его замысел должен был помочь наступлению Красной армии на запад. Кузьмин сознавал, что предложенный им танк специалистам покажется смешным, но говорил, что будет счастлив, если конструкторы доведут проект до ума и воплотят его в металле.

Кузьмин вряд ли слышал о дореволюционных проектах: «Обое» Семчишина и «Царь-танке» Лебеденко. Между тем «Таран» весьма походил на них. Основой конструкции машины служила пара колёс гигантского диаметра в 10 метров, оснащённых резиновыми покрышками. Их размеры обеспечили бы танку отличную проходимость на любой местности. «Также имея колоссальный собственный вес позволит ему давить все в лепешку попадающееся на своем пути», — добавлял автор.

image

На оси, соединяющей колёса, располагалась «деталь К» — кабина машины. В ней отводилось место двигателю с паровой турбиной и экипажу. Интереснее всего принцип движения «Тарана», который выбрал Кузьмин. «Кабина механизмов отмеченная у меня «деталь К», под действием пара закатывающаяся на стенку колеса с внутренней стороны и давя своей тяжестью на одну сторону, чем заставляя его катиться вперед». Автор сравнил свой танк с белкой в колесе. Однако его замысел был больше похож на вариант «вечного двигателя» XIX века, описанный ещё М. Е. Салтыковым-Щедриным: колесо из древесины, которое вращали бы переваливающиеся внутри мешки с песком. По мнению Кузьмина, кабина с двигателем и людьми в его танке играла роль такого мешка.

Деталь «К» должна была весить больше самого колеса, чтобы оно могло закатываться на гору или переезжать через овраг, реку с крутыми берегами. Изобретатель был уверен, что, несмотря на габариты, «Таран» будет ехать бесшумно и даже останется незаметным для противника. Кузьмин рассчитывал разогнать свой танк до 200 км/ч при отличной манёвренности. Других технических характеристик в описании проекта не было, упоминалось только, что пушка такой махине ни к чему, хватит и пулемётов.

Завершая рассказ о своём танке, автор усомнился, получится ли построить «Таран» на паровой тяге, и предположил, что можно обойтись обычным двигателем внутреннего сгорания. Как бы то ни было, военные специалисты отнеслись к детищу Кузьмина без энтузиазма.

Все три проекта, о которых говорилось выше, остались только на бумаге. Если бы они где-то и пригодились, то разве что в мире, живущем по законам стимпанка — альтернативной реальности, в которой паровые двигатели одержали верх в технологическом развитии человечества. 

wot-news.com