Глава 4. Сша и страны западной европы во второй половине XX в. Какими путями шли развивающиеся страны во второй половине 20 века


3. Какие пути развития у освободившихся стран?

3. Какие пути развития у освободившихся стран?

Проблема выбора путей развития после Второй мировой войны и особенно после завершения распада колониальных империй и деколонизации стала общей проблемой для всех стран Азии и Африки.

Выбор оказался небольшим: социалистическая ориентация или еврокапиталистический путь. При любом варианте определяющими были культурно-цивилизационные особенности и традиции.

Многие освободившиеся страны, хотя в политическом плане выступали против европейских стран-метрополий, заимствовали идеи европейской цивилизации и встали на путь «догоняющего» развития. Лидеры этих стран не собирались восстанавливать доколониальные порядки и традиционное общество. Они хотели создать современное передовое национальное государство, составными частями которого были бы высокоразвитая промышленность, всеобщее избирательное право, грамотность населения и его доступ к современной медицине. Отсюда было и понимание главной задачи момента – преодоление отсталости, модернизация.

Ряд стран (Китай, Вьетнам, Северная Корея и др.) встал на социалистический путь развития. Уже к середине 1970-х гг., например, в Китае стали ощущаться признаки наступающего кризиса. Ему пришлось становиться на другой путь – путь рыночных реформ и ослабления государственного регулирования экономикой и других сфер жизни. Вьетнам к этому времени только успел объединиться.

К началу 1990-х гг. проблема построения социализма было вообще снята с повестки дня как ориентационная модель развития. Распад СССР и всей социалистической системы привел к невозможности социалистического выбора со стороны каких-либо иных стран. Но вот идея социалистической ориентации оказалась более живучей. Она получила широкое распространение в ряде стран Африки и некоторых арабских странах. Но осуществление национализации, кооперирования, установление однопартийной политической системы в конечном итоге обернулись разорением хозяйства, бюрократизацией, коррупцией и установлением авторитарно-диктаторских режимов, которые приводили к серии военных переворотов. В большинстве стран, которые избрали социалистическую ориентацию, также пришлось начинать переход к рыночно-частнособственническим отношениям и многопартийности с сильной ролью государственного сектора и регулирования, т. е. осуществлять переход к модернизации.

По какому бы пути не шли освободившиеся государства, все они столкнулись с необходимостью преодолевать традиционный уклад жизни и экономики, который и стал собственно причиной колонизации этих стран со стороны более развитых государств.

Попытка освободившихся стран подорвать сложившееся международное разделение труда, мирохозяйственные связи не увенчались успехом. Это оказалось недостижимой задачей. Проведение импортозамещающей индустриализации (политика сокращения импорта машин из западных стран, производства своей техники) требовало средств. Внутренних источников у освободившихся стран было недостаточно. Пришлось обращаться к западным кредиторам. Это привело к росту задолженности стран третьего мира. К концу 1988 г. она достигла астрономической цифры – более триллиона долларов. Критическое положение, угроза утраты в очередной раз независимости заставили пересматривать экономическую политику.

Проблема преодоления отсталости усугублялась начавшимся после войны повышением темпов роста населения, преимущественно за счет повышения рождаемости в развивающихся странах.

Демографический взрыв вызвал аграрное перенаселение. Увеличился приток населения в города, которые также не могли рационально освоить массу безработного населения. Безработица в свою очередь способствовала сохранению низкой заработной платы, что замедляло технический прогресс. Наряду с социальными проблемами развивающиеся страны стали испытывать и экономические трудности. Это вело и к социально-политической неустойчивости. Освободившиеся страны представляли собой как бы бурлящий котел. Революции и государственные перевороты, гражданские войны и межгосударственные конфликты – все это стало характерной чертой развития стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Глава 4. Сша и страны западной европы во второй половине XX в.

§ 1. Общие тенденции экономического и социально-политического развития ведущих индустриальных стран во второй половине XX в.

Вторая мировая война явилась самым трагическим собы­тием XX века. Она коренным образом изменила соотношение сил на планете. Германия, Япония и Италия вышли из войны побежденными, экономика и финансовая система этих стран были подорваны. Позиции Великобритании и Франции, ранее ведущих стран Запада, были сильно ослаблены.

Разгром основных центров фашизма и милитаризма ока­зал огромное воздействие на развитие демократических про­цессов в странах Запада. Быстро росла политическая и соци­альная активность широких народных масс. Широко развернулись общественные движения, повысилась активность политических партий и демократических организаций. Появ­ление ядерного и термоядерного оружия, других видов ору­жия массового уничтожения, постоянные войны и конфлик­ты в различных регионах планеты вызвали рост массового движения за мир и предотвращение новой мировой войны. В политической истории стран Запада ведущим направлением ста­ло развитие либеральной демократии. В основных странах За­падной Европы произошло утверждение демократии. В 1970-е годы рухнули последние фашистские режимы. В 1974 г. про­изошла революция в Португалии, открывшая дорогу демок­ратии, пал военный режим в Греции. В 1975 г. после смерти Ф.Франко начался и успешно завершился демонтаж фашист­ского режима в Испании. В 1989 г. начались реформы в ЮАР, приведшие впоследствии к устранению режима апартеида.

В 80 - 90-е годы в ряде развитых стран Запада в полити­ческой жизни получил развитие неоконсерватизм. Он содей­ствовал ослаблению государственного вмешательства в эко­номику, развитию социального партнерства, расширению межхозяйственных связей.

Во второй половине 90-х годов левые силы начали возвра­щать утраченные позиции. После весенних 1997 г. парламент­ских выборов в Англии, а затем и во Франции левые силы в Западной Европе еще больше укрепили свои позиции. В 1997 г. в общей сложности из 15 стран-членов Европейского Союза в 13

65

у руля исполнительной власти оказались левоцентристские партии либо коалиции с участием социалистов и коммунистов.

Все послевоенные годы в странах Запада шел процесс рас­ширения избирательного права. Были отменены все виды по­литической дискриминации негров в США. Складывались но­вые принципы взаимоотношений между властью и оппозицией, которые характеризуются не противоборством, а конструктив­ным диалогом.

Важной особенностью послевоенного экономического раз­вития стран Запада является быстрый и динамичный прогресс во всех сферах хозяйства. Среднегодовые темпы роста ВНП (ва­лового национального продукта) в Германии и Италии вырос­ли в 4 раза, Франции - более чем вдвое, Великобритании -почти вдвое. «План Маршалла», расширение внутреннего рын­ка, изменение структуры потребления, бурный рост междуна­родной торговли - все это было важными факторами эконо­мического подъема.

Огромное воздействие на послевоенное развитие оказал научно-технический прогресс. Шла качественная перестройка всех отраслей хозяйства на основе внедрения новейших дости­жений научно-технического прогресса. Началось массовое про­изводство изделий радиоэлектроники, новых средств связи, пластических масс и искусственных волокон. Быстрыми темпа­ми развивались реактивная авиация и атомная энергетика, за­ботой государств и правительств была поддержка инвестиций в новейшие отрасли промышленности. Особое внимание уделя­лось развитию фундаментальной и прикладной науки. Стиму­лировался потребительский спрос.

Быстрый экономический прогресс в 50-60 годы качественно изменил облик западных стран. Они стали высокоразвитыми индустриальными государствами с интенсивным сельскохозяй­ственным производством. Заметным явлением послевоенной экономической жизни стран Запада явилось быстрое развитие производственной сферы. Значительно увеличилось количество государственных служащих и торговых работников, шел про­цесс исчезновения многих профессий и появления новых, свя­занных, прежде всего, с НТП.

Неравномерность экономического развития привела к из­менению в соотношении сил. Совершив мощный рывок в эко­номическом развитии, на второе место в мире вышла Япония. Первой державой в Европе стала ФРГ. На рубеже 70-80-х годов началась смена экономических приоритетов. Еще более значи-

66

тельные изменения в странах Запада связаны с технологической революцией. С середины 70-х годов на первый план выдвинулась проблема осуществления глубоких качественных изменений в структуре экономики, технологического переоснащения произ­водства на базе новейших достижений НТР. Этот процесс про­должается и в настоящее время, однако, развитые страны Запа­да сделали мощный рывок, прежде всего, в конце 70-80-х годов.

Структурная перестройка сопровождалась быстрым вне­дрением наукоемких технологий, позволяющих сберегать мате­риалы, энергию и труд, использовать робототехнику, органи­зовывать в передовых отраслях уникальные автоматизированные производства. Достижения новейшей техники вошли в быт и жизнь людей. Массовое производство компьютеров и снижение цены на них позволили сделать их доступными для многих се­мей. Начался настоящий компьютерный бум. Это позволило получить доступ к любой информации огромной массе людей. Технологический и информационный взрыв качественным об­разом изменил функции человека, его место и роль в системе производства.

Интернационализация производства. Качественные измене­ния происходят в развитии экономических и иных связей между странами Запада. Под воздействием ИТР созданы новые систе­мы связей, сформировано практически единое информацион­ное пространство, которое явилось мощнейшим фактором рос­та мировой торговли. Например, за семь лет, с 1982 по 1988 г., она выросла на 1/3. Ведущую роль в мировой экономике и миро­хозяйственных связях стали играть транснациональные корпо­рации (ТНК), располагающие производственной и сбытовой базой сразу во многих странах. Ядро ТНК составляют крупные американские компании.

В последнее десятилетие быстро развивается специфиче­ский вариант интернационализации хозяйственной, полити­ческой и культурной жизни человечества - неолиберальная гло­бализация. В первую очередь это связано с масштабным ростом роли научно-технического прогресса и информационных тех­нологий, финансовой деятельности.

Формой согласования и решения экономических и поли­тических проблем ведущих стран стали ежегодно проводимые с 1975 г. совещания «большой семерки».

В послевоенные годы функционируют специализирован­ные учреждения ООН - Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ),

67

членами которых являются подавляющее большинство стран мира. С 1961 г. существует межправительственная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в кото­рую входят 30 промышленно развитых государств.

Формирование уникальной разветвленной системы миро­хозяйственных связей отражает все многообразие мира, как противоречивость, так и его целостность. В орбиту этих связей втягиваются Россия, другие страны СНГ, страны Восточной Европы, многие развивающиеся страны. От США поступила инициатива создания Всемирной торговой организации (ВТО). В настоящее время в нее входят 135 государств. Общая цивили-зационная основа развития способствует расширению взаимо­выгодного сотрудничества, дает надежду всем народам на луч­шее будущее.

Под влиянием НТР стали более важны духовные ценнос­ти, знания, уровень развития образования, науки и техники. Все более заметной становится взаимосвязь высшего образова­ния, всестороннего научно-технического, экономического и социального прогресса и национального благосостояния. В ве­дущих развитых странах Запада постоянно растет доля лиц с высшим образованием среди основной массы трудоспособного населения в возрасте 25-60 лет. Так, в начале 90-х годов их количество составило (в%): в США - 35, Канаде - 30, Япо­нии- 21, Германии - 17, Англии - 15, Франции - 14, Ита­лии - 6. К началу 90-х годов средняя подготовка рабочей силы в ведущих странах Запада поднялась до уровня младшего кол­леджа. Высшее и среднее специальное образование становится базовым для большинства профессий.

Современное производство ведущих западных стран пере­живает этап зрелости научно-технической модернизации. Веду­щую роль в увеличении общественного богатства играют новые знания и информация. Производство проходит через новый этап социального и культурного прогресса, способствуя быстрому повышению профессионального и социокультурного уровня трудовых ресурсов.

Высококвалифицированные рабочие, техники, инженеры, специалисты по управлению стали главной ценностью любого производства, а вложения в человека стали давать наивысшую отдачу. В странах Запада качественным образом изменилась со­циальная и профессиональная структура населения. Все боль­шую роль в жизни общества стала играть интеллигенция. Резко возросло количество «белых» и «золотых» воротничков.

68

Такие качественные перемены сформировали и новый об­раз жизни сотен миллионов людей. Появилась новая шкала цен­ностей. Для многих работающих материальное вознаграждение уже не является главным, на передний план вышла возмож­ность творчески трудиться, осуществлять свои мечты, реализо-вывать свои возможности.

Возможным результатом этих перемен явилось изменение общественного сознания. Все большее значение приобретает понимание необходимости эволюционного пути развития. В этой связи в ведущих странах Запада политические идеологии пра­вящего класса и рабочих организаций завершили переход от конфронтации к социальному компромиссу. Общечеловеческие интересы, сохранение и обогащение культурного наследия всех народов, решение глобальных проблем современности выхо­дят на первый план. В первой половине 90-х годов состоялись три мировых форума по глобальным вопросам: «Экология и человек» (Рио-де-Жанейро, 1992), «Народонаселение и разви­тие» (Каир, 1994), «Социальные вопросы жизни человечества» (Копенгаген, 1995). Все это говорит о вступлении западных об­ществ в качественно новый этап своего развития.

В развитии экономики стран Западной Европы большую роль сыграла интеграция. Начало этому процессу было положе­но созданием европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в 1951 г. Оно интегрировало каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленность шести стран. Позднее к ЕОУС присоединились еще 6 стран, и сейчас оно контролиру­ет 100% добычи каменного угля, свыше 90% выплавки стали и производства чугуна, около 40% добычи железной руды в За­падной Европе.

В 1957 г. было подписано соглашение о создании объедине­ния атомной промышленности этих стран - Европейского со­общества по атомной энергии (Евратом). В этом же году в Риме ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали договор об образовании Европейского экономиче­ского сообщества (ЕЭС). Цель его - устранить ограничения в торговле между странами-участницами, обеспечить свободное передвижение людей, капиталов, товаров и услуг. Предполага­лись также выработка общей политики в области транспорта и сельского хозяйства, создание валютного союза, унификация налоговых систем. Речь шла о том, чтобы в значительной степе­ни передать экономическую политику под контроль наднацио­нального объединения.

69

В феврале 1992 г. в нидерландском городе Маастрихте ми­нистры иностранных дел и финансов 12 государств - членов Европейского Сообщества подписали Договор о Европейском Союзе, предусматривающий трансформацию ЕС в экономиче­ский, валютный и политический союз. Договор является одним из крупнейших политических и правовых актов в более чем 40-летней истории европейской интеграции, равным по своему потенциальному значению Парижскому и Римскому.

Он открывает новый этап в развитии европейской интегра­ции. В случае его осуществления к концу XX века Европейский Союз превратится, по сути, в экономическую «сверхдержаву», равную США и значительно превосходящую Японию, полити­чески в большой мере реализует идею Соединенных Штатов Европы. Процесс ратификации в странах ЕС прошел достаточно успешно, и Договор с 1 ноября 1993 г. вступил в силу.

Интеграционные процессы в Западной Европе оказали огромное влияние на другие регионы планеты. В 1988 г. был подписан двусторонний договор о свободной торговле между США и Канадой. 17 декабря 1992 г. заключено соглашение меж­ду США, Канадой и Мексикой о создании Североамерикан­ской ассоциации свободной торговли (НАФТА). Реализация это­го соглашения началась с 1 января 1994 г. На первых порах соглашение предусматривает демонтаж торговых барьеров, ли­берализацию режима иностранных инвестиций, свободную миг­рацию рабочей силы. США активно вовлекают в НАФТА Чили и выступают с инициативой создания к 2005 г. зоны «свободной торговли», в которую бы вошли 34 страны Северной и Южной Америки и Карибского бассейна.

studfiles.net

МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

Стр 1 из 9Следующая ⇒

Раздел 6

МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

Страны Западной Европы и США во второй половине XX века

Особенности послевоенного восстановления

После окончания второй мировой войны, которая при­чинила всем ее участникам огромный ущерб, перед веду­щими странами Западной Европы и США встала сложней­шая Задача реконверсии, то есть, перевода экономики на мирные рельсы. Это была общая для всех проблема, но существовала и национальная специфика.

США были единственными из ведущих стран мира, ко­торые смогли нажиться на войне. На территории этого государства находилось 75 % мировых запасов золота. Дол­лар стал главной валютой западного мира. Иная ситуация была в Западной Европе. Западноевропейские страны мож­но условно разбить на три группы: в первую входит Анг­лия, на территории которой не велись наземные бои (она подвергалась только бомбардировкам), во вторую — Герма­ния, временно утратившая свой суверенитет, и в наиболь­шей степени пострадавшая от боевых действий, в третью — остальные государства — участники войны. Что касается Англии, то ее общие потери превысили четверть всех на­циональных богатств. Государственный долг утройдся. На

мировом рынке Англию потеснили США. В Германии в сфере экономики ситуация была вообще близкой к краху: промышленное производство не достигало и 30 % от дово­енного уровня. Население оказалось полностью деморали­зованным, а судьба страны — абсолютно неясной. Ярким примером государств, относящихся к третьей группе, можно считать Францию. Она весьма серьезно пострадала от че­тырехлетней оккупации. В стране ощущался острый недо­статок топлива, сырья, продовольствия. Финансовая сис­тема также находилась в состоянии глубокого кризиса.

Такова была та исходная ситуация, с которой начался процесс послевоенного восстановления. Практически вез­де он сопровождался острейшей идейно-политической борь­бой, в центре которой стояли вопросы о роли государства в осуществлении реконверсии и о характере социальных отношений в обществе. Постепенно обозначилось два под­хода. Во Франции, Англии, Австрии сложилась модель государственного регулирования, предполагавшая прямое вмешательство государства в экономику. Здесь была про­ведена национализация ряда отраслей промышленности и банков. Так, в 1945 г. лейбористы осуществили национа­лизацию английского банка, чуть позднее — угледобываю­щей промышленности. В собственность государства были переведены также газовая и электроэнергетические отрас­ли промышленности, транспорт, железные дороги, часть авиакомпаний. Крупный государственный сектор образо­вался в результате проведения национализации и во Фран­ции. В него вошли предприятия угольной промышленнос­ти, заводы «Рено», пять главных банков, основные стра­ховые компании. В 1947 г. был принят общий план мо­дернизации и реконструкции промышленности, заложив­ший основы государственного планирования развития ос­новных секторов экономики.

По-иному решалась проблема реконверсии в США. Там частнособственнические отношения были намного проч­нее, и поэтому акцент делался лишь на косвенные методы регулирования через налоги и кредит.

Первостепенное внимание в США и Западной Европе стали уделять трудовым отношениям, основе всей соци­альной жизни общества. Однако на эту проблему смотре-

ли везде по-разному. В США был принят закон Тафта-Хартли, который вводил жесткий государственный конт­роль над деятельностью профсоюзов. В решении же ос­тальных вопросов государство пошло по пути расширения и укрепления социальной инфраструктуры. Ключевой в этом плане стала выдвинутая в 1948 г. программа «спра­ведливого курса» Г. Трумена, предусматривавшая повы­шение минимума заработной платы, введение медицинско­го страхования, строительство дешевого жилья для низ­кодоходных семей и т. д.. Сходные мероприятия проводи­ло лейбористское правительство К. Эттли в Англии, где с 1948 г. внедряется система бесплатного медицинского об­служивания. Прогресс в социальной сфере был очевиден и в других западноевропейских странах. В большинстве из них профсоюзы, находившиеся тогда на подъеме, активно включились в борьбу за решение основных социальных проблем. Результатом этого стало небывалое увеличение государственных расходов на социальное страхование, на­уку, образование и профессиональную подготовку.

Следует отметить, что сдвиги, произошедшие в первые послевоенные годы в социально-экономической сфере, на­шли соответствующее отражение и в политико-правовой области. Практически все политические партии Западной Европы в большей или меньшей степени восприняли идео­логию и практику реформизма, что в свою очередь, было закреплено в конституциях нового поколения. Речь идет, прежде всего, о конституциях Франции, Италии, отчасти ГДР. В них наряду с политическими свободами были за­фиксированы и важнейшие социальные права граждан: на труд, на отдых, на социальное обеспечение и образование. Таким образом, государственное регулирование после вой­ны стало главным фактором в развитии западноевропейс­кой экономики. Именно активная регулирующая деятель­ность государства позволила достаточно быстро преодо­леть те трудности, с которыми столкнулась западная ци­вилизация на данном этапе развития.

Реформизм 60-х годов

60-е годы XX века вошли в историю не только как вре­мя бурных потрясений, охвативших все ведущие страны

Запада, но и как пик либерального реформизма. В эти годы происходит стремительное развитие научно-технической сфе­ры. Внедрение новейших технологий позволило значитель­но увеличить производительность труда и видоизменить характер производства, что, в свою очередь, способствова­ло изменению социальной структуры западного общества.

Практически во всех развитых странах в два-четыре раза сократилась доля населения, занятого в аграрном секторе. К 1970 г. в сельском хозяйстве США осталось только 4 % от всего самодеятельного населения страны. Перемещение сельских жителей в города, положившее начало формиро­ванию мегаполисов, вызвало резкое расширение сферы об­служивания. К началу 70-х годов здесь было занято уже 44 % от всего активного населения, и это соотношение посто­янно увеличивается. И наоборот, доля лиц, задействован­ных в промышленности и на транспорте, сокращается. Из­менилась и структура самой промышленности. Исчезли мно­гочисленные профессии, связанные с физическим трудом, зато возросло количество инженерно-технических специа­листов. Сфера наемного труда в странах Запада расширя­лась и достигла в 1970 г. 79 % экономически активного населения. В качестве важной составляющей социальной структуры западного общества выделяются средние слои, представленные мелкими и средними предпринимателями, а также «новыми» средними слоями, то есть лицами, не­посредственно связанными с новым этапом научно-техни­ческой революции (НТР). 60-е годы были отмечены и быс­трым ростом студенчества. Во Франции, например, коли­чество студентов выросло с 0,8 млн в середине 50-х гг. до 2,1 млн в 1970 г.

НТР способствовала появлению новых форм организа­ции производства. В 60-е годы стали широко распростра­няться конгломераты, контролировавшие большие груп­пы крупных предприятий в разных отраслях экономики. Быстро росли и транснациональные корпорации (НТК), объединявшие отраслевое производство в масштабе уже не одной, а нескольких стран, что выводило процесс интер­национализации хозяйственной жизни на принципиально новый уровень.

С середины 50-х и на протяжении 60-х годов экономи­ка западных стран находилась на фазе подъема. Среднего-

довые темпы прироста промышленной продукции возрос­ли с 3,9 % в межвоенный период до 5,7 % в 60-е годы. Несомненным толчком к столь динамичному развитию стал план Маршалла* по которому 16 европейских государств получили от правительства США в 1948—1951 гг. 13 млрд долларов. Эти деньги пошли в основном на закупку про­мышленного оборудования. Важным показателем бурного экономического прогресса становится объем производства, который к началу 1970 гг. увеличивается в 4,5 раза по сравнению с 1948 г. Особенно высокие темпы роста на­блюдались в ГДР, Италии и Японии. То, что там происхо­дило, в последствии было названо «экономическим чудом». Стремительный рост экономики позволил заметно улуч­шить качество жизни. Так, например, в ФРГ в 60-е годы в 2,8 раза возросла заработная плата. С ростом доходов меняется и структура потребления. Постепенно все мень­шую долю в нем стали занимать расходы на питание, а все большую — на товары длительного пользования: дома, машины, телевизоры, стиральные машины. Уровень без­работицы в эти годы упал до 2,5—3%, а в Австрии и скан­динавских странах был еще меньше.

Однако, несмотря на благоприятный экономический кли­мат, интенсивное либеральное законодательство в соци­альной сфере, страны Запада не смогли избежать социаль­но-политических потрясений. К концу 60-х стало очевид­но, что для гармоничного развития общества, помимо,эко-номиче-ского благополучия, не меньшее значение имеет решение материальных и моральных проблем.

Так, правительство СШАв 60-егоды столкнулось с серьезным вызовом широкого спектра массовых демокра­тических движений, прежде всего негритянского, веду­щего борьбу против расовой дискриминации и сегрега­ции, а также молодежного, выступавшего за прекраще­ние войны во Вьетнаме. Особенно заметных успехов доби­лось движение за гражданские права негритянского насе­ления. В 60-е годы правительство США приняло серию законов, направленных на отмену всех видов расовой дис­криминации.

Немалое беспокойство у американского общества выз­вал «бунт молодых». В 60-е годы молодежь, прежде всего студенты, стала принимать активное участие в обществен-

13. Зак. 606

но-политической жизни страны. Они выступила под ло­зунгами отрицания традиционных ценностей, а с началом широкомасштабных боевых действий во Вьетнаме пере­ключились на антивоенные акции.

Еще более драматичными были 60-е годы для Франции. С конца 50-х и до конца 60-х французское общество пережило ряд социально-политических потрясений. Первый, в 1958 г., был вызван событиями в Алжире, где с 1954 г. шла война. Французское население Алжира выступило против незави­симости страны, вокруг них объединились сторонники со­хранения колониальной империи — «ультраколониалисты», имевшие прочные позиции не только в Алжире, но и в са­мой Франции. 14 мая 1958 г. они подняли мятеж.

Французов, проживавших в Алжире, поддержала ко­лониальная армия, потребовавшая призвать к власти ге­нерала Ш. де Голля. Во Франции разразился острейший политический кризис, положивший конец Четвертой рес­публике. 1 июня 1959 г. генерал возглавил правитель­ство. А осенью того же года была принята новая консти­туция, радикально изменившая характер политического устройства Франции. Из парламентской республики стра­на превратилась в президентскую. Фактически вся полно­та власти сосредоточилась в руках де Голля. При реше­нии важнейших вопросов он обращался к референдумам. Таким путем был урегулирован вопрос об Алжире.

Впервые право Алжира на самоопределение было при­знано де Голлем в сентябре 1959 г. Это решение вызвало край­нее недовольство ультраколониалистов. В январе 1960 г. они подняли второй мятеж в Алжире, но уже против де Голля. Генерал его подавил. Тогда «ультра» создали Сек­ретную вооруженную организацию (ОАС), которая начала открытый террор против сторонников независимости Ал­жира. В апреле 1961 г. руководство ОАС подняло третий мятеж, но и он был подавлен. Во Франции развернулось широкое движение за мир, и 18 марта 1962 г. в Эвиане было подписано соглашение о предоставлении Алжиру не­зависимости.

Решив алжирскую проблему, де Голль смог сконцентри­роваться на проведении социально-экономических реформ. В годы его правления большие средства выделялись на мо­дернизацию и развитие промышленности (прежде всего, авиа­ционной, атомной, аэрокосмической), а также сельского хо-

зяйства. Была расширена система социального страхования.

Вместе с тем жесткий, тяготевший к авторитаризму стиль правления де Голля, вызывал постоянные вспышки поли­тической борьбы, порождая постоянное недовольство в раз­личных слоях французского общества. Президент подвер­гался критике и слева, и справа. Тем не менее, в 1965 г. он был переизбран на второй срок. Однако в мае-июне 1968 г. во Франции неожиданно разразился острейший кризис, пер­вопричиной которого стали выступления радикальных сту­дентов. Как и во многих других западных странах, в это время среди французских студентов были весьма популяр­ны левые, коммунистические взгляды, преобладало оттор­жение традиционных буржуазных ценностей.

Конфликт между студентами и администрацией универ­ситетского города Сорбонны вспыхнул в начале мая 1968 г. При попытке очистить помещение университета от бунтую­щих студентов произошли кровавые столкновения с поли­цией, свидетелям которых благодаря телевидению стала вся страна. 13 мая на защиту студентов вышли профсоюзы и другие левые силы. Во Франции началась всеобщая забас­товка. Ультралевые призвали жителей страны на баррика­ды. В конце мая, когда напряжение достигло критического момента, де Голль перешел в наступление. Ему удалось убе­дить большинство населения в том, что только он способен предотвратить новую революцию и гражданскую войну. В общественном мнении произошел перелом в пользу власти, и к концу июня ситуация была взята под контроль.

Стремясь закрепить успех, де Голль наметил проведе­ние административной реформы.' В апреле 1969 г. он вы­нес этот законопроект на референдум, и заявил, что в случае его отклонения уйдет в отставку. После того, как 27 апреля 1969 г. 52,4 % избирателей проголосовали против, генерал де Голль покинул свой пост. В истории Франции начался постголлистский период.

6.1.3. «Консервативная волна»

Исходный импульс «консервативной волне», по мнению большинства ученых, дал экономический кризис 1974 — 1975 гг. Он совпал по времени со всплеском инфляции,

13*

приведшей к крушению структуры внутренних цен, что затрудняло получение кредитов. К этому добавился энер­гетический кризис, который способствовал нарушению тра­диционных связей на мировом рынке, осложнил нормаль­ный ход экспортно-импортных операций, дестабилизиро­вал сферу финансово-кредитных отношений. Стремитель­ный рост цен на нефть вызвал структурные изменения в экономике. Основные отрасли европейской промышленно­сти (черная металлургия, судостроение, химическое про­изводство) пришли в упадок. В свою очередь, происходит быстрое развитие новых энергосберегающих технологии.

В результате нарушения международного валютного об­мена, пошатнулись основы финансовой системы, введен­ной еще в Бреттонвудсе в 1944 г. В западном сообществе стало нарастать недоверие к доллару как основному сред­ству расчетов. В 1971 и в 1973 гг. он дважды подвергся девальвации. В марте 1973г. ведущие страны Запада и Япония подписали соглашение о введении «плавающих» курсов валют, а в 1976 г. Международный валютный фонд (МВФ) отменил официальную цену на золото.

Экономические неурядицы 70-х гг. происходили на фоне приобретавшей все больший размах НТР. Бе основным проявлением стала массовая компьютеризация производ­ства, способствовавшая постепенному переходу всей запад­ной цивилизации к «постиндустриальному» этапу разви­тия. Заметно ускорились процессы интернационализации хозяйственной жизни. ТНК стали определять лицо запад­ной экономики. К середине 80-х гг. на их долю приходи­лось уже 60 % внешней торговли и 80 % разработок в сфере новых технологий.

Процесс преобразования экономики, толчком к которо­му стал экономический кризис, сопровождался рядом соци­альных трудностей: увеличением безработицы, ростом сто­имости жизни. Традиционные кейнсианские рецепты, зак­лючавшиеся в необходимости увеличения государственных расходов, сокращения налогов и удешевления кредита, по­рождали перманентную инфляцию и бюджетный дефицит. Критика кейн-сианства в середине 70-х гг. приобрела фрон­тальный характер. Постепенно складывается новая кон­сервативная концепция регулирования экономики, наибо­лее яркими представителями которой на политической арене

стали М. Тэтчер, возглавившая правительство Англии в 1979 г,, и Р. Рейган, избранный в 1980 г. на пост прези­дента США.

В области экономической политики неоконсерваторы ру­ководствовались идеями «свободного рынка» и «теорией предложения». В социальной сфере ставка была сделана на сокращение государственных расходов. Государство со­храняло под своим контролем только систему поддержки нетрудоспособного населения. Все трудоспособные граж­дане должны были обеспечивать себя сами. С этим была связана и новая политика в области налогообложения: проводилось радикальное снижение налогов на корпора­ции, что имело целью активизировать приток инвестиций в производство.

Вторая составляющая экономического курса консерва­торов — формула «государство для рынка». В основе дан­ной стратегии находится концепция внутренней стабиль­ности капитализма, согласно которой данная система объяв­ляется способной к саморегуляции посредством конкурен­ции при минимальном вмешательстве государства в про­цесс воспроизводства.

Неоконсервативные рецепты быстро завоевали широ­кую популярность среди правящей элиты ведущих стран Западной Европы и США. Отсюда и общий набор мероп­риятий в сфере экономической политики: снижение нало­гов на корпорации при росте косвенных налогов, сверты­вание ряда социальных программ, широкая распродажа государственной собственности (реприватизация) и закры­тие нерентабельных предприятий. Среди тех социальных слоев, которые поддержали неоконсерваторов, можно вы­делить главным образом предпринимателей, рабочих вы­сокой квалификации и молодежь.

В США пересмотр социально-экономической политики произошел после прихода к власти республиканца Р. Рей­гана. Уже в первый год его президентства был принят закон об оздоровлении экономики. Его центральным зве­ном стала налоговая реформа. Вместо прогрессивной сис­темы налогообложения вводилась новая шкала, близкая к пропорциональному налогообложению, что, безусловно, являлось выгодным наиболее зажиточным слоям и средне­му классу. Одновременно правительство осуществило со-

кращение социальных расходов. В 1982 г. Рейган высту­пил с концепцией «нового федерализма», включавшего пе­рераспределение полномочий между федеральным прави­тельством и властями штатов в пользу последних. В связи с этим республиканская администрация предложила ан­нулировать около 150 федеральных социальных программ, а оставшиеся передать местным органам власти. Рейгану удалось в короткий срок снизить уровень инфляции: в 1981 г. она составляла 10,4%, а к середине 1980-х гг. упала до 4 %. Впервые после 1960-х гг. начался бурный экономи­ческий подъем (в 1984 г. темпы £оста достигли 6,4 %), увеличились расходы на образование.

В общем виде итоги «рейганомики» можно отразить в сле­дующей формулировке: «Богатые стали богаче, бедные — бед­нее». Но здесь необходимо сделать ряд оговорок. Повышение жизненного уровня затронуло не только группу богатых и сверхбогатых граждан, но и достаточно широкие и постоянно растущие средние слои. Хотя «рейганомика» и нанесла ощу­тимый ущерб малоимущим американцам, она создала конъ­юнктуру, которая давала шансы на получение работы, тогда как предшествовавшая социальная политика способствовала лишь общему сокращению числа бедняков в стране. Поэто­му, несмотря на достаточно жесткие меры в социальной сфе­ре, правительству США не пришлось столкнуться со сколь­ко-нибудь серьезным общественным протестом.

В Англии решительное наступление неоконсерваторов свя­зано с именем М. Тэтчер. Своей главной целью она объявила борьбу с инфляцией. За три года ее уровень снизился с 18% до 5 %. Тэтчер отменила контроль над ценами и сняла огра­ничения на передвижения капитала. Резко сократилось суб­сидирование государственного сектора, ас 1980 г.началась его распродажа: были приватизированы предприятия неф­тедобывающей и авиакосмической промышленности, воздуш­ного транспорта, а также автобусные компании, ряд пред­приятий связи, часть имущества Управления британских железных дорог. Приватизация коснулась и муниципально­го жилого фонда. К 1990 г. 21 государственная компания была приватизирована, 9 миллионов англичан стали акцио­нерами, 2/3 семей — собственниками домов или квартир.

В социальной сфере Тэтчер повела жесткую атаку на профсоюзы. В 1980 и 1982 гг. ей удалось провести через

парламент два закона, ограничивающие их права: под зап­рет ставились стачки солидарности, отменялось правило о преимущественном приеме на работу членов профсоюза. Представители профсоюзов были отстранены от участия в деятельности консультативных правительственных комис­сий по проблемам социально-экономической политики. Но главный удар по профсоюзам Тэтчер нанесла во время зна­менитой стачки горняков в 1984 — 85 гг. Поводом к ее началу послужил разработанный правительством план зак­рытия 40 нерентабельных шахт с одновременным уволь­нением 20 тыс. человек. В марте 1984 г. профсоюз горня­ков объявил забастовку. Между пикетами бастующих и полицией началась открытая война. Суд в конце 1984 г. признал стачку незаконной и наложил на профсоюз штраф в 200 тыс. фунтов стерлингов, а позднее лишил его права распоряжаться своими фондами.

Не менее сложной для правительства Тэтчер была про­блема Северной Ирландии. «Железная леди», как называ­ли М. Тэтчер, являлась сторонницей силового варианта ее решения. Комбинация этих факторов несколько поколеба­ла позиции правящей партии, и летом 1987 г. правитель­ство объявило досрочные выборы. Консерваторы вновь одер­жали победу. Успех позволил Тэтчер еще более энергично, проводить в жизнь программные установки консерваторов. Вторая половина 80-х гг. стала одной из самых благопри­ятных эпох в английской истории XX века: экономика по­стоянно находилась на подъеме, повышался уровень жиз­ни. Уход Тэтчер с политической арены был предсказуем. Она не стала дожидаться того момента, когда благоприят­ные для страны тенденции пойдут на спад и на партию консерваторов ляжет вся ответственность за ухудшение по­ложения. Поэтому осенью 1990 г. Тэтчер заявила о своем уходе из большой политики.

Аналогичные процессы происходили в 80-е годы XX века в большинстве ведущих стран Запада. Некоторым исключением из общего правила была Франция, где в 80-е гг. ключевые позиции принадлежали социалистам во главе сФ. Миттераном. Но и им приходилось считаться с доминирующими тенденциями общественного развития. «Кон­сервативная волна» имела весьма определенные задачи —

обеспечить оптимальные, с точки зрения правящей эли­ты, условия для осуществления назревшей структурной перестройки экономики. Поэтому неслучайно, что к нача­лу 90-х гг., когда наиболее сложная часть.этой перестрой­ки была выполнена, «консервативная волна» постепенно пошла на спад. Происходило это в весьма мягкой форме. Р. Рейгана сменил в 1989 г. умеренный консерватор Дж. Буш, в 1992 г. Белый дом занял Б. Клинтон, а в 2001 г. к власти пришел Дж. Буш-младший. В Англии Тэтчер сме­нил умеренный консерватор Дж. Мейджор, его, в свою оче­редь, — в 1997 г. — лидер партии лейбористов Э. Блэр. Однако смена правящих партий не подразумевала измене­ния внутриполитического курса Англии. Примерно так эке развивались события и в других западноевропейских стра­нах. Последний представитель «неоконсервативной волны», канцлер ФРГ Г. Коль в сентябре 1998 г. вынужден был уступить свой пост лидеру социал-демократов Г. Шредеру. В целом 90-е гг. стали временем относительного затишья в социально-политическом развитии ведущих стран Запада в XX в. Правда, большинство специалистов считает, что оно будет недолгим. Вступление западной цивилизации в ста­дию «постиндустриального» развития ставит перед полити­ками множество новых, ранее неизвестных задач.

СССР в 1945-1991 гг.

Социально-экономическое

Зак.606

годов) оказалась, как считают сейчас многие ученые, един­ственным возможным выходом из создавшегося положения.

Страны Азии в 1945 - 2000 гг.

Крушение колониальной системы.Вторая мировая война оказала громадное влияние на развитие стран Востока. В боях участвовало огромное количество азиатов и африкан­цев. Только в Индии было призвано в армию 2,5 млн чело­век, во всей Африке — около 1 млн человек (а еще 2 млн были заняты обслуживанием нужд армии). Огромны были потери населения в ходе боев, бомбардировок, репрессий, из-за лишений в тюрьмах и лагерях: в Китае за годы войны погибло 10 млн человек, в Индонезии — 2 млн человек, на Филиппинах — 1 млн Неимоверны были бедствия населе­ния, разрушения и убытки в зонах военных действий. Но наряду со всеми этими тяжелыми последствиями войны не­сомненны и ее положительные результаты.

Народы колоний, наблюдая поражения армий колони­заторов, сначала — западных, потом — японских, навсегда изжили миф об их непобедимости. В годы войны как никог­да четко определились позиции разных партий и лидеров.

Самое же главное — в эти годы выковывалось и созрело массовое антиколониальное сознание, сделавшее необрати­мым процесс деколонизации Азии. В странах Африки этот процесс по ряду причин развернулся несколько позже.

И хотя борьба за достижение независимости еще потре­бовала ряда лет упорного преодоления попыток традици­онных колонизаторов вернуть «все старое», жертвы, при­несенные народами Востока во Второй мировой войне не были напрасны. В пятилетие после окончания войны доби­лись независимости почти все страны Южной и Юго-Восточ­ной Азии, а также Дальнего Востока: Вьетнам (1945 г.), Индия и Пакистан (1947 г.), Бирма (1948 г.), Филиппины (1946 г.). Правда, Вьетнаму пришлось в дальнейшем вое­вать еще тридцать лет до достижения полной независимос­ти и территориальной целостности, другим странам — мень­ше. Однако во многом военные и иные конфликты, в кото­рые втягивались эти страны вплоть до недавнего времени, порождены уже не колониальным прошлым, а внутренни­ми или международными противоречиями, связанными с их независимым, суверенным существованием.

Традиционные общества Востока и проблемы модер­низации.Развитие современного мирового сообщества про­исходит в духе глобализации: сложились мировой рынок, единое информационное пространство, существуют между­народные и наднациональные политические, экономичес­кие, финансовые институты и идеологии. Народы Востока активно участвуют в этом процессе. Бывшие колониальные и зависимые страны получили относительную независимость, но стали вторым и зависимым компонентом в системе «мно­гополюсный мир — периферия». Это было определено тем, что модернизация восточного общества (переход от тради­ционного общества к современному) вколониальный и по­стколониальный период проходила под эгидой Запада.

Западные державы по-прежнему стремятся и в новых условиях сохранить и даже расширить свои позиции в странах Востока, привязать их к себе экономическими,

политическими, финансовыми и прочими узами, опутав сетью соглашений о техническом, военном, культурном и прочем сотрудничестве. Если же это не помогает или не получается, западные державы, особенно США, не колеб­лясь, прибегают к насилию, вооруженной интервенции, экономической блокаде и прочим средствам давления в духе традиционного колониализма (как в случае с Афга­нистаном, Ираком и другими странами).

Тем не менее, в будущем под влиянием изменений в развитие экономики, научно-техническом прогрессе воз­можно перемещение мировых центров — экономических, финансовых, военно-политических. Тогда, возможно на­ступит конец евро-американской направленности эволю­ции мировой цивилизации, а восточный фактор станет направляющим фактором всемирной культурной основы. Но пока доминантой складывающейся мировой цивилиза­ции остается Запад. Его сила опирается на сохраняющее­ся превосходство производства, науки, технологии, воен­ной сферы, организации экономической жизни.

Страны Востока, несмотря на различия между ними, в большинстве своем связаны сущностным единством. Их объе­диняет в частности, колониальное и полуколониальное про­шлое, а также периферийное положение в мировой эконо­мической системе. Их объединяет также то, что по срав­нению с темпами интенсивного восприятия достижений на­учно-технического прогресса, материального производства, сближение Востока с Западом в сфере культуры, религии, духовной жизни происходит относительно медленно. И это естественно, потому что менталитет народа, его традиции в одночасье не меняются. Иными словами, при всех наци­ональных различиях страны Востока до сих пор роднит наличие определенной совокупности ценностей материаль­ного, интеллектуального и духовного бытия.

Повсюду на Востоке модернизация имеет общие черты, хотя каждое общество модернизировалось по-своему и по­лучило свой результат. Но при этом западный уровень материального производства и научных знаний остается для Востока критерием современного развития. В разных восточных странах проходили проверку, как западные модели рыночной экономики, так и социалистические пла-

новые, по образцу СССР. Соответствующие воздействия испытывали идеология и философия традиционных об­ществ. Причем «современное» не только сосуществует с «традиционным», образует с ним синтезированные, сме­шанные формы, но и противостоит ему.

Одна из особенностей общественного сознания на Вос­токе заключается в мощном влиянии религий, религиоз­но-философских доктрин, традиций как выражения соци­альной инертности. Выработка современных взглядов про­исходит при противоборстве традиционного, обращенное в прошлое шаблона жизни и мысли с одной стороны, и современного, ориентированного на будущее, отмеченного научным рационализмом — с другой.

История современного Востока свидетельствует о том, что традиции могут выступать как в качестве механизма, способствующего восприятию элементов современности, так и в качестве тормоза, блокирующего преобразования.

Правящая элита Востока в социально-политическом от­ношении делится, соответственно, на «модернизаторов» и «охранителей».

«Модернизаторы» пытаются примирить науку и рели­гиозную веру, социальные идеалы и морально-этические предписания религиозных доктрин с действительностью через освящение научного знания священными текстами и канонами. «Модернизаторы» нередко призывают к пре­одолению антагонизма между религиями и допускают воз­можность их сотрудничества. Классический пример стран, сумевших приспособить традиции с современностью, ма­териальными ценностями и институтами западной циви­лизации — конфуцианские государства Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии (Япония, «новые индустриальные страны», Китай).

Напротив, задача фундаменталистов-«охранителей» — переосмысление действительности, современных социокуль­турных и политических структур в духе священных тек­стов (например, Корана). Их апологеты утверждают, что не религии должны приспосабливаться к современному миру с его пороками, а общество должно строиться так, чтобы соответствовать основным религиозным принципам. Фун-даменталистам-«охранителям» присущи нетерпимость и «по­иск врагов». Во многом успехи радикальных фундамента-

листских движений объясняются тем, что они указывают людям на их конкретного врага (Запад), «виновника» всех его бед. Фундаментализм получил широкое распростране­ние в ряде современных исламских стран — Иране, Ливии и др. Исламский фундаментализм — это не просто возвраще­ние к чистоте подлинного, древнего ислама, но и требова­ние единства всех мусульман в качестве ответа на вызов современности. Тем самым выдвигается претензия на созда­ние мощного консервативного политического потенциала. Фундаментализм в его крайних формах ведет речь об объе­динении всех правоверных в их решительной борьбе с из­менившимся миром, за возврат к нормам очищенного от позднейших наслоений и искажений настоящего ислама.

Японское экономическое чудо. Япония вышла из вто­рой мировой войны с разрушенной экономикой, угнетенной в политической сфере — ее территория была оккупирована войсками США. Период оккупации закончился в 1952 году, за это время с подачи и при содействии американской адми­нистрации в Японии были проведены преобразования, при­званные направить ее на путь развития стран Запада. В стра­не вводилась демократическая конституция, права и свобо­ды граждан, активно формировалась новая система управ­ления. Такой традиционный японский институт как мо­нархия сохранялся лишь символически.

К 1955 году, с появлением либерально-демократической партии (ЛДП), которая стояла у руля власти несколько последующих десятилетий, политическая ситуация в стране окончательно стабилизировалась. В это время происходит первая смена экономических ориентиров страны, заключав­шаяся в преимущественном развитии промышленности группы «А» (тяжелая промышленность). Ключевыми от­раслями экономики становятся машиностроение, судостро­ение, металлургия

Вследствие ряда факторов во второй половине 50-х — начале 70-х годов Япония продемонстрировала небыва­лые темпы роста, обогнав по ряду показателей все страны капиталистического мира. Валовой национальный продукт (ВНП) страны увеличивался на 10 — 12 % в год. Будучи весьма скудной, в сырьевом отношении, страной, Япония смогла развить и эффективно использовать энергоемкие и

трудоемкие технологии тяжелой промышленности. Рабо­тая по большей части на привозном сырье, страна смогла пробиться на мировые рынки и добиться высокой рента­бельности хозяйства. В 1950 г. национальное богатство оценивалось в 10 млрд долларов, в 1965 уже в 100 млрд долларов, в 1970 эта цифра достигла 200 млрд., в 1980-м был перейден порог в 1 триллион.

Именно в 60-е годы появилось такое понятие, как «япон­ское экономическое чудо». В то время, когда 10 % счита­лись высоким показателем, промышленное производство Японии увеличивалось на 15 % в год. Япония в два раза превзошла в этом отношении страны Западной Европы и в 2,5 раза - США.

Во второй половине 70-х годов произошла вторая смена приоритетов в рамках экономического развития, что было связано, прежде всего, с нефтяным кризисом 1973 — 1974 годов и резким подорожанием нефти — основного энергоно­сителя. Наиболее остро подъем цен на нефть отразился на базовых отраслях японской экономики: машиностроении, металлургии, судостроении, нефтехимии. Первоначально Япония была вынуждена значительно сократить ввоз нефти, всячески экономить на бытовых нуждах, но этого оказалось явно недостаточно. Кризис экономики, ее энергоемких от­раслей, обострялся традиционной для страны нехваткой земельных ресурсов, экологическими проблемами. В этой ситуации японцы поставили во главу угла развитие энер­госберегающих и наукоемких технологий: электроники, точного машиностроения, средств связи. В результате Япо­ния вышла на новый уровень, вступив в постиндустриаль­ную информационную стадию развития.

Что же позволило разрушенной после войны многомилли­онной стране, практически лишенной полезных ископаемых, достичь такого успеха, относительно быстро войти в число лидирующих в экономическом отношении мировых держав и добиться высокого уровня благосостояния граждан?

Конечно, все это в немалой степени было обусловлено всем предшествующим развитием страны, которая в отли­чие от всех других стран Дальнего Востока, да и большей части Азии, изначально встала на путь преимущественно­го развития частнособственнических отношений в услови­ях незначительного давления государства над обществом.

Читайте также:

lektsia.com

Африканская модернизация во второй половине XX века

Внутренние и внешние факторы развития

В разных странах (и даже регионах) модернизация шла своими путями, однако можно выделить ее главные, общие направления. Модернизация требует мобилизации всех имеющихся внутренних резервов и широкого использования внешних источников.

Для страны (региона) важно определить свое место в мировой экономике и международном разделении труда, выявить свои экспортные ресурсы (экспортную базу). Требуется ответить на главный вопрос: «Что можно продать, чтобы обеспечить свою модернизацию?» Если стране нечего предложить для мирового рынка и все экономические ниши заняты, то обеспечить модернизацию может более дешевая или более качественная продукция, а еще лучше — и то и другое. Когда это невозможно, остается рассчитывать только на внешние источники, т. е. на «международную благотворительность», которая не даст населению хотя бы умереть с голода.

Масштабы содействия мирового сообщества могут быть различными, в зависимости от внутренних возможностей и от компетенции государственной администрации. Все факторы модернизации можно разделить на внутренние и внешние (Деление на внутренние и внешние факторы модернизации условно. В реальной жизни они тесно переплетены).

Внутренние ресурсы Африки весьма ограничены. Природные условия на большей части материка без огромных инвестиций и сложных природоохранных мероприятий уже ничего не могут дать. Какими-то уникальными и разнообразными минеральными ресурсами большинство стран Африки (за исключением ЮАР) не располагают. На долю Африки приходится по разным оценкам 2/3—3/4 мировых запасов платины, алмазов, золота, около 1/2 — марганца, хрома, фосфоритов. Почти все месторождения находятся на территории ЮАР. Выгоды географического положения могли использовать лишь средиземноморские страны, располагающиеся ближе к Европе. Этот благоприятный фактор используют Тунис и Марокко посредством развития легкой промышленности, субтропического земледелия, иностранного туризма, нацеленных именно на соседнюю Европу. Трудовой потенциал Африки значителен по количеству, в возрастном отношении очень молод, но в основной своей массе не имеет даже элементарной квалификации. Он не является серьезным фактором модернизации. Внутриполитическая обстановка в большинстве африканских стран нестабильна, нет и «общественного согласия», т. е. понимания в обществе необходимости модернизации. Государственные структуры слабы, отсутствует необходимое количество современных специалистов. Можно сказать, что Африка практически не имеет внутренних резервов для модернизации и может рассчитывать лишь на внешний источник.

Объективно африканские страны были заинтересованы в модернизации, но внутренне они к ней не были готовы.

Раньше сильно преувеличивалась роль африканских ресурсов. Однако без африканского сырья Запад мог бы вполне (или почти) обойтись. Да и самым важным стратегическим сырьем располагает практически только ЮАР. Неквалифицированные трудовые ресурсы Африки в эпоху НТР имеют серьезных конкурентов на мировом рынке рабочей силы (в первую очередь из стран Азии). Получается такая ситуация, при которой сам регион не может, а Запад в целом экономически не заинтересован в африканской модернизации. Но модернизация началась! В 60—70-х гг. она проводилась довольно активно. Ее началу способствовал целый ряд факторов.

Большинство африканских стран стали суверенными, появились популярные идеи развития национальной экономики. Одновременно на мировой арене шла борьба за сферы влияния между двумя сверхдержавами — США и СССР. У некоторых африканских лидеров появилась возможность использовать эти противоречия. Сохранялись у западных стран и чисто экономические интересы в Африке: получение дешевого минерального сырья, сельскохозяйственной продукции, ценных пород древесины.

Главная сложность состояла в невозможности механического переноса методов хозяйствования, техники и технологии в совершенно иную природную и социальную среду. По мнению некоторых ученых, модернизация в Африке сопровождалась «болезненной прививкой европейской (западной) культуры».

Особенно важно то, что модернизация была направлена на ключевые сектора материального производства — аграрный и промышленный (в первую очередь добывающей промышленности). Развитие экспортного аграрного производства и бурный рост городов, которые были объявлены «полюсами роста», привело к резкому оттоку сельского населения и неконтролируемой гипертрофированной урбанизации. Были нарушены традиционные социальные структуры, а новые не успели сформироваться. По существу, провалились две 10-летние программы ООН по развитию Африки. Модернизация оказалась разрушительной, в результате положение региона даже ухудшилось. Резко выросла внешняя задолженность, углубились экологические проблемы, усилилась зависимость Африки от импорта продовольствия для быстро растущего населения. Для решения африканских проблем предлагаются самые разные варианты: от необходимости взять Африку на «полное иждивение» развитых стран, которые не дадут огромному региону «взорваться» и похоронить вместе с собой и весь «цивилизованный» Запад, до стремления доказать необходимость бросить Африку на произвол судьбы. В цивилизованном мировом сообществе конца XX в. должна быть разработана серьезная концепция социально-экономического развития Африки, которая включала бы реализацию как внутренних, так и внешних предпосылок при их гибком сочетании.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Идеи социализма в странах «третьего мира» во второй половине XX века | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Серьёзное влия­ние на процессы, происходившие в развивающихся странах после Второй мировой войны, оказывали идеи социализма. Стремление людей постколониальных стран к соци­альной справедливости объяснялось сохранением бедности и нищеты, проч­ными традициями общинной жизни, а также тем, что их вдохновлял пример Советского Союза, пропагандировав­шего собственные достижения в раз­личных сферах.

В 1949 г. в Китае к власти пришли коммунисты, победившие в граждан­ской войне сторонников Гоминьдана (остатки их разбитой армии перепра­вились на остров Тайвань). Лидер ком­партии Мао Цзэдун сформировал ре­жим личной власти. Началась эпоха социальных и экономических экспе­риментов, жертвами которых стали миллионы китайцев. После неудач по­литики «большого скачка» — попытки форсированной индустриализации — Мао начал «культурную революцию». В ходе её «великий кормчий» распра­вился с реальными и мнимыми оппозиционерами; массовым репрессиям подверглись партийные кадры и представители образованной части общества.

Мао Цзэдун провозглашает создание Китайской Народной Республики. 1949 г.

После смерти Мао в 1976 г. руководство компартии, постепенно пересмотрев свою политику, дало мощный стимул экономическому развитию страны на основе привлечения западного капитала, ис­пользования новейших технологий и рыночных механизмов. Идео­логом нового курса стал Дэн Сяопин. В 1980 — 1990-х гг. Китай пре­вратился в промышленного гиганта мирового масштаба. Однако рыночные реформы не отразились на политической системе страны. Деятельность сторонников демократических преобразований пресе­калась властями. В этом отношении характерны кровавые события 1989 г. на пекинской площади Тяньаньмынь, в ходе которых войска подавили выступление студентов.

Во Вьетнаме, несмотря на сохранение власти коммунистов, бы­ли проведены рыночные преобразования, стимулировавшие разви­тие экономики. Единственным азиатским государством, в котором до настоящего времени сохраняется модель «казарменного соци­ализма», является Северная Корея (КНДР).

Президент Египта А. Садат, президент США Дж. Картер и премьер-министр Израиля М. Бегин во время подписания мирного договора. 1979 г.

В некоторых мусульманских странах социализм переплетался с религией. Их лидеры обращались к принципам «первоначального ислама» — идеям справедливости и равенства. Так, лидер ливийской революции Муаммар Каддафи, называвший себя социалистом, утвердил Коран в качестве конституции Ливии. Левые идеологи в развивающихся странах часто говорили о «национальном социализ­ме», учитывая специфику той или иной страны. Они предлагали особый, «третий путь» развития — между советским «реальным со­циализмом» и западным капитализмом. Под флагом национального социализма происходили революции и перевороты в Ираке, Сирии, Южном Йемене, Алжире, Эфиопии и других странах. Их лидеры за­являли о проведении социалистических преобразований в надежде получить экономическую, финансовую и военную помощь от СССР. Однако по мере нарастания кризисных явлений в Советском Союзе страны «социалистической ориентации» (Ангола, Мозамбик, Сомали, Эфиопия и др.) меняли свой курс, ориентируясь на помощь Запада. Материал с сайта http://worldofschool.ru

В этой связи характерна политическая эволюция Египта — круп­нейшего арабского государства. В 1952 г. революционная организа­ция «Свободные офицеры» во главе с Гамаль Абдель Насером со­вершила государственный переворот. Новое правительство провозг­ласило своей целью построение социализма. Несмотря на упорное сопротивление западных стран и Израиля, вылившееся в 1956 г. в вооружённый конфликт, оно национализировало Суэцкий канал. Вскоре в руки государства перешли крупные предприятия. Устано­вились тесные политические и военные связи с СССР.

Однако поражение Египта в арабо-израильской войне 1967 г. и кончина Г. А. Насера изменили ситуацию. После новой неудачи в войне с Израилем в 1973 г. президент Анвар Садат взял курс на свёртывание отношений с Советским Союзом, денационализировал неэффективно работавший государственный сектор экономики. Он пошёл на сближение с США и при их посредничестве подписал в 1979 г. мирный договор с Израилем. Садат погиб в 1981 г. от рук мусульманского убийцы-фанатика, но прозападный курс Египта при новом президенте Хосни Мубараке не претерпел изменений.

На этой странице материал по темам:
  • Какова была судьба социалистической идеи в третьем мире?

  • Идеи социализма в странах "третьего мира"

  • Какова судьба социалистической идеи в старнах "третьего мира"

  • Идеи социализма в странах третьего мира

  • Страны третьего мира до 1991

Вопросы по этому материалу:
  • Какова судьба социалистической идеи в странах «третьего мира»?

worldofschool.ru

Экономическое развитие мира второй половины XX века

Вторую половину XX века можно отнести к новому, современному этапу развития мира. В целом он представляет собой эволюцию поисков новой парадигмы экономического развития в мире: в странах капиталистической системы хозяйства, в странах "третьего мира" и, наконец, в странах социалистической системы.

Новый этап интернационализации производства порожден развертыванием научно-технического развития (НТР). Ее развитие и последствия имеют по ряду признаков всемирный характер и определяются совместными международными усилиями. Современное обновление науки, техники и технологий столь масштабно и всесторонне, что осуществить его силами одной, даже крупной страны уже невозможно. Более того, НТР позволяет в короткий срок настолько увеличить выпуск новой продукции, что рамки отдельной страны оказываются слишком узкими для ее полной реализации и использования. Становится необходимым и экономически оправданным развертывать производство в расчете не на одну, а на ряд стран.

Переворот в средствах информации, связи и транспорта сделал возможным быстрое распространение НТР во всех регионах земного шара, резко повысил подвижность капитала и рабочей силы, необходимых для освоения этих достижений. В результате созданные в одной стране техника и технология, преодолевая искусственные барьеры, быстро распространяются по всему миру. Для всех стран, независимо от их социально-политического устройства, определяющую роль начинают играть общие тенденции технологического и организационно-экономического прогресса. Сложились единые критерии технико-экономической эффективности, требующие, чтобы хозяйственная деятельность в каждой стране отвечала общим для мирового хозяйства требованиям и стандартам. Последние закрепляются в документах международных организаций.

Вместе с тем это, хотя и очень важная, объективно обусловленная уровнем производительных сил, но лишь одна сторона современного этапа развития мирового хозяйства. В теоретическом плане огромный интерес представляет эволюция поисков новой парадигмы экономического развития мирового хозяйства, предопределенной требованиями нового уровня и характера производительных сил. В указанной эволюции можно выделить два периода. Первый связан с изменением экономической идеологии в капиталистической системе мирового хозяйства и формированием в странах данной системы экономики смешанного типа, что обеспечило высокие темпы роста в 50-60-х годах. Второй период – успешное развитие мировой социалистической системы хозяйства, в основе которой лежали принципиально иные экономические отношения – сотрудничества и взаимопомощи, но не конкуренции. Противостояние двух мировых систем хозяйства затрудняло выбор экономической стратегии для стран, освободившихся от колониальной зависимости. Характерное для их правительств балансирование между идеями социализма и капитализма в ряде случаев выразилось в так называемом «некапиталистическом» (но и не социалистическом! – примечание авторов) пути развития.

Первоочередной целью послевоенной экономической политики западных стран стало обеспечение и поддержка процесса экономического роста, что подразумевало смену идеологических ориентиров. Такой поворот объяснялся тем, что были сделаны выводы из просчетов, допущенных в предшествующие десятилетия. По окончании первой мировой войны Европа стремилась воспроизвести либеральный капитализм 21 века. Однако несовместимость этих идей с новой экономической ситуацией проявилась довольно быстро.

Массовая безработица и всеобщий хаос во время кризиса 30-х годов показали всему миру, насколько рыночный капитализм не соответствует идеалам цивилизованного общества.

Разрушение финансовой и денежной систем распространилось на все страны, мировая торговля развалилась. Предприятия прекратили инвестирование и пытались сохранить свои рынки сбыта за счет создания всевозможных картелей и принятия протекционистских мер. Технологический прогресс способствовал созданию монополий и манипулированию рынком. Сформировались мощные экономические группировки, разрушить которые не могло никакое антитрестовское законодательство. В международном аспекте страны пользовались плодами капитализма для укрепления военной мощи государства. Подобное развитие делало неизбежным возникновение военных конфликтов.

Стала очевидной необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь в целях реорганизации системы свободного рынка. Вмешиваясь в экономическую жизнь, государство могло руководствоваться уже применявшимися до и во время первой мировой войны рецептами. Примером подобного вмешательства была модель плановой экономики, разработанная военным министром Германии Вальтером Ратенау и использованная в период первой мировой войны. Хорошие результаты дали и пятилетние планы, которые с 1928 г. осуществлял Советский Союз. Он не был затронут Великой депрессией и, более того, за короткие сроки сумел провести индустриализацию, что позволило отстоять независимость и победить во второй мировой войне. Был создан достаточно высокий уровень новых предприятий, соответствующий мировым стандартам, ликвидирована безработица, обеспечен рост благосостояния трудящихся (правда, в основном городского населения).

Плодотворным примером государственного вмешательства в экономику был и «новый курс» 32-го президента США Франклина Делано Рузвельта (1882-1945) .

http://mirovaja-ekonomika.ru

mirovaja-ekonomika.ru

61. Развитие стран Востока во второй половине XX в.. История [Шпаргалка]

61. Развитие стран Востока во второй половине XX в.

В сентябре 1945 г. Япония была оккупирована союзными войсками, в основном американскими. Под влиянием США была принята Конституция, Япония, оставаясь монархией, пошла по пути либеральной демократии. Япония стала одним из крупнейших производителей механических транспортных средств, электроники, станков, стали, химических веществ, текстиля и пищевых продуктов, не обладая сколько-нибудь значительными запасами природных ресурсов. По номинальному значению валового внутреннего продукта (ВВП) Япония до 2010 г. шла на втором месте после США, но уступила это место Китаю, отойдя на третью позицию.

В обстановке холодной войны отношения Японии с СССР не были урегулированы.

В 70–80-х гг. среди стран Азии, Африки и Латинской Америки выделилась группа богатых государств «нефтяного благоденствия».

Это Ирак, Иран, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, султанат Бруней. Они сумели в условиях благоприятной экономической конъюнктуры создать большие финансовые резервы и разумно использовали нефтедоллары не только на текущее потребление, но и на строительство, техническую реконструкцию, создание современной инфраструктуры и т. д.

Особую группу составили «азиатские тигры» — Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Малайзия. Они создали экономики, ориентированные на экспорт, на производство высококачественной продукции. Общим для «азиатских тигров» было получение западной финансово-экономической помощи, льготных займов. В этих странах у власти находились радикальные антикоммунистические режимы, которые в условиях холодной войны и горячей войны в Индокитае находились на передовой линии борьбы с коммунизмом. Эти страны по примеру японцев соединили трудолюбие и неприхотливость своих народов с использованием новейших достижений в организации сложного наукоемкого производства. Мастера «желтой сборки» заняли видное место в производстве разного рода современной техники, в банковском деле, туристическом бизнесе.

В 1947 г. по решению ООН на территории Палестины должны были возникнуть два независимых государства: еврейское и арабское. Иерусалим выделялся в самостоятельную административную единицу под управлением ООН. Однако реально было создано лишь государство Израиль. Арабские страны объявили войну вновь созданному еврейскому государству. В ходе первой арабо-израильской войны 1948–1949 гг. Израиль занял большую часть территории, предназначавшейся для Палестины. Часть земель заняли Иордания и Египет. После еще двух войн (1967,1973) Израиль подписал мирные договоры с Египтом (1979), Иорданией (1994). Началось восстановление палестинского самоуправления.

В КНР в 1978 г. под влиянием Дэн Сяопина, продолжившего традицию Конфуция, руководство Коммунистической партии Китая начало одну из величайших экономических революций современности. Вместо трудовых крестьянских коммун (аналога советских колхозов) появились индивидуальные, семейные крестьянские хозяйства, но земля осталась общенародной собственностью. Появились мелкие и средние частные предприятия в городах. В Китае умело развили идеи нэпа, свернутого в СССР Сталиным. Исключительно важным фактором для успехов экономических реформ в Китайской Народной Республике были традиционные трудолюбие, дисциплинированность, рационализм и привычка подчиняться руководству, свойственные китайскому народу. Коммунистическая партия Китая сохранила политическую власть, поставила задачу постепенного построения основ социализма. По размерам ВНП Китай вышел на второе место в мире после США и обеспечил приличный жизненный уровень своим гражданам.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru