Текст книги "Диктанты повышенной сложности. 3-4 классы". Шли мы лесом шли мы полем здесь нужна сноровка


Костюмированное поздравление на день рождения

 Поздравление именинницы клоунами 

Клоуны входят с чемоданом под цирковую музыку, прошлись по всему залу здороваются с каждым или через одного.После окончания музыки начинают выступление.

Шлёпа: Я первый!

 

Клёпа: Нет я!

 

Шлёпа: Я сам хочу поздравить!

 

Клёпа: Нет, вместе!

 

Шлёпа: Ну, ладно…

(делают необходимые приготовления)

 

Вместе: Мы к тебе так торопились,Собирались ловко!Взяли вот мешок с подаркомА главное…Морковку!  (правая рука) 

Шли мы лесом, шли мы полем,Здесь нужна сноровка!Нужна песня, нужна шуткаИ ещё…Морковка! (левая рука)

По горам и по пригоркамМы взбирались ловко!Чтоб к тебе быстрей попасть,Ели мы…Морковку!  (делают вид, что откусывают морковку) 

Шлёпа: Домик наш в дремучей чаще,На двери подковка…

 

Клёпа: Ты чё! Какой домик!Цирк уехал, нас забыли…

 

Шлёпа: А!!! Это очень ловко!Мы пришли тебя поздравитьВот тебе…Морковка!  (отдает морковь)

 

Клёпа: С днем рожденья поздравляем.Развяжи шнуровку!Смеха, радости желаем!Только ешь…

 

Вместе: Морковку!  (отдают пакет с морковью и надевают пустышку)  

Шлёпа: Так, Клепочка, говоришь, цирк уехал?

 

Клёпа: Уехал

 

Шлёпа: Но мы-то остались, а давайте, организуем свою цирковую труппу. Согласны?

 

Клёпа: Тогда мы объявляем вас артистами нашего цирка!

 

Шлёпа: А у каждого артиста обязательно есть что?

 

Клёпа: Что?

 

Шлёпа: У каждого артиста есть имя. Я – Шлёпа!

 

Клёпа:  А я – Клёпа!

 

Шлёпа: И мы вам сейчас присвоим каждому цирковое имя.

(прикрепляют бэйджики гостям)

 

Шлёпа: Итак! Первым номером нашей программы…

 

Клёпа: Я!

 

Шлёпа: Первым номером нашей программы…

 

Клёпа: Я!

 

Шлёпа: (подходит к Клёпе) Первым номером нашей программы…

 

Вместе: Я!  (смотрят друг на друга) Мы!Мы пришли тебя поздравитьМилого ребёнка  (Шлёпа надевает бант имениннице)Исполнения желанийВ годик поросенка. (или изменить на другой год)

 

Клёпа: Что Алена (или другое имя) нам покажет?

 

Шлёпа: Может стих сейчас расскажет?

(Помогает встать имениннице на стул, хлопаем. После исполнения номера Шлёпа помогает спуститься и снимает бант, надевает его на место)

 

Загрузка...

 

Клёпа: Вот я глупый

 

Шлёпа: Ты глупый?

 

Клёпа: Я глупый

 

Шлёпа: Почему это ты вдруг решил, что ты глупый?

 

Клёпа: Я совсем забыл, что на дне рождения нужно непременно водить каравай.

 

Шлёпа: Мы это сейчас же исправим.Вторым номером нашей программы – Каравай

 

Шлёпа: Сегодня день рожденья у тебя,Пришли поздравить все твои друзья.И мама с папой счастливы сейчасЧто родилась сегодня дочь у вас.

 

Клёпа: Следующим номером нашей программы – колыбельная в стиле РЭП.Исполняют, как вы уже догадались  (называют цирковые имена родителей)

 

Шлёпа: Следующим номером нашей программы – жонглеры  (даёт гостям три мячика, пробуют, не получается жонглировать)

 

Клёпа: Что же делать? Номер объявлен, нужно выступать! Какой ужас, никто не умеет жонглировать!

 

Шлёпа: Жонглёры должны быть очень ловкими, но начинать нужно с простого.

(Игра  «Горячий мяч», кто проиграл – танцует Лезгинку)

 

Клёпа: А я знаю еще одну подвижную игру  «Отважные канатоходцы»

(Проводится игра)

 

Шлёпа: Все отдышались! Сделали глубокий вдох (руки вверх),выдох (руки вниз). Берёмся за руки и поем самую днюрождёвскую песню.

(поют Песенку крокодила Гены)

 

Вместе: Пришло время нам прощатьсяЖалко с вами расставатьсяВеселитесь, не скучайтеВ гости чаще приглашайте!

vcostumeveseley.ru

Клоуны поздравляют ребенка с днем рождения. Сценарий мероприятия.

Клоуны входят с чемоданом под музыку, прошлись по всему залу здороваются с каждым или через одного.После окончания музыки.

Шлепа: Я первый !

Клепа : Нет я!Шлепа: Я сам хочу поздравить!Клепа : Нет вместе!Шлепа: Ну ладно…/ делают необходимые приготовления /Вместе: Мы к тебе так торопились,Собирались ловко!Взяли вот мешок с подаркомА главное…Морковку! / правая рука /

Шли мы лесом, шли мы полем,Здесь нужна сноровка!Нужна песня, нужна шуткаИ ещё…Морковка! / левая рука /

По горам и по пригоркамМы взбирались ловко!Чтоб к тебе быстрей попасть,Ели мы…Морковку! / делаем вид, что откусываем морковку /

Шлепа: Домик наш в дремучей чаще,На двери подковка…

Клепа: Ты чё! Какой домик!Цирк уехал, нас забыли…

Шлепа: А!!! Это очень ловко!Мы пришли тебя поздравитьВот тебе…Морковка! / отдаем морковь /

Клепа: С днем рожденья поздравляем.Развяжи шнуровку!Смеха, радости желаем!Только ешь…Вместе: Морковку! / отдаем пакет с морковью и одеваем пустышку /– 2 –Шлепа: Так, Клепочка, говоришь, цирк уехал?Клёпа: УехалШлёпа: Но мы-то остались, а давайте организуем свою цирковую труппу.Согласны?Клепа : Тогда мы объявляем вас артистами нашего цирка!

Шлепа: А у каждого артиста обязательно есть что?Клёпа: Что?Шлепа: У каждого артиста есть имя. Я – Шлёпа!Клёпа: А я – Клёпа!Шлёпа: И мы вам сейчас присвоим каждому цирковое имя./ прикрепляем бэйджики гостям /

Шлёпа: Итак! Первым номером нашей программы…Клёпа: Я !Шлёпа: Первым номером нашей программы…Клёпа: Я !Шлёпа: /подходит к Клёпе/ Первым номером нашей программы…Вместе: Я! / смотрят друг на друга / Мы!Мы пришли тебя поздравитьМилого ребёнка /Шлёпа надевает бант имениннице/Исполнения желанийВ годик поросенка.Клёпа: Что Алена нам покажет?Шлёпа: Может стих сейчас расскажет?/Помогает встать имениннице на стул, хлопаем. После исполнения номера Шлёпа помогает спуститься и снимает бант, одевает его на место/.

Клёпа: Вот я глупыйШлёпа: Ты глупый?Клёпа: Я глупыйШлёпа: Почему это ты вдруг решил, что ты глупый?Клёпа: Я совсем забыл, что на дне рождения нужно непременно водить каравай.Шлёпа: Мы это сейчас же исправим.Вторым номером нашей программы – Каравай

Шлёпа: Сегодня день рожденья у тебя,Пришли поздравить все твои друзья.И мама с папой счастливы сейчасЧто родилась сегодня дочь у вас.Клёпа: Следующим номером нашей программы – колыбельная в стиле РЭП.Исполняют, как вы уже догадались / называем цирковые имена родителей /

Шлёпа: Следующим номером нашей программы – жонглеры /даю гостям три мячика, пробуем, не получается жонглировать/Клёпа: Что же делать? Номер объявлен, нужно выступать! Какой ужас, никто не умеет жонглировать!Шлёпа: Жонглёры должны быть очень ловкими, но начинать нужно с простого/Игра – «Горячий мяч», кто проиграл – танцует Лезгинку /

Клёпа: А я знаю еще одну подвижную игру – «Отважные канатоходцы»/ Игра /

Шлёпа: Все отдышались! Сделали глубокий вдох (руки вверх),выдох (руки вниз). Берёмся за руки и поем самую днюрождёвскую песню./ Песенка крокодила Гены /

Вместе: Пришло время нам прощатьсяЖалко с вами расставатьсяВеселитесь, не скучайтеВ гости чаще приглашайте!

prazdnovik.ru

Читать книгу Диктанты повышенной сложности. 3-4 классы О. В. Узоровой : онлайн чтение

Текущая страница: 7 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

З и С в приставках и корне

В ПАРКЕ.

Мы обошли большое здание и вышли в парк. Как здесь здорово! Как приятно сблизиться с природой! Среди этой красоты нет места злобе. Взгляните на эти яркие осенние краски. Ветер сдёргивает с деревьев разноцветные листья, и они летят по воздуху, а иногда сгрудятся в одном месте, словно сговорились. Дворники сгребают их в кучи и сжигают.

Нам хочется побегать, повозиться. Мы сбегаем по дорожке к оврагу, сдуру спрыгиваем в него, скользим и скатываемся по крутому склону. Шапки сваливаются с нас. Мы сгибаемся и ищем их среди листвы.

Сумерки. Скоро не будет видно ни зги. Где наш дом? Сзади? Или спереди? Или справа? Или слева? Что мы скажем дома, когда явимся среди ночи? Но тут судьба сжалилась над нами. Мы слышим, как вдалеке звучит шум мотора. Дорога там! Наш дом там! (130)

Грамматическое задание

1. Выписать из диктанта три слова с приставкой С-.

2. Выписать из диктанта одно сложное слово и разобрать его по составу.

Повторение

ПОРТНОЙ.

Мне надо сшить костюм. Здешний портной не сделает это хорошо. Он, конечно, не сжульничает, но может плохо прострочить на сгибах. Мне сказали, что в соседнем городе портной шьёт сказочно. При этом он может сберечь много ткани.

Я надел на лошадь новую сбрую, нагрузил сзади на телегу всякий товар и поехал. Сижу, правлю, ем сдобу. Как здорово сбивать кончиком кнута головки у одуванчиков. Звонко стрекочат кузнечики, летают стрекозы. Звучит под копытами лошади земля.

Вот и город. Надо сгрузить товар во дворе у племянника и оставить его стеречь лошадей. А в этом здании живёт портной. Я сделал ему заказ и сдал материал. (101)

ГРЕЦКИЙ ОРЕХ.

Я хочу расколоть грецкий орех. Чтобы сделать это, беру щипцы, кладу орех на сгиб одной из половинок и начинаю сближать рукоятки. Сжимаю орех между половинками щипцов, сдавливаю их всё сильнее и сильнее.

Но я случайно сбиваю орех, и он скатывается на пол. Слышен глухой стук, звук упавшего ореха. Ничего, кладу снова. Больше он не сбежит. Здесь нужна ловкость. Сдавливаю изо всех сил, но безо всякого результата.

Беру другой орех и опять не могу его расколоть. Да что они, сговорились, что ли? Ну и на здоровье! Я не могу сказать ничего другого и сталкиваю орехи в корзинку. (98)

Однородные члены предложения

ЛЕТО ПРОШЛО.

Я бреду по дорожке и думаю о прошедшем лете. Где то время, когда можно было выходить на улицу без тёплого свитера, без куртки и без шапки? Время, когда дождь, холодный ветер и грязь под ногами появлялись ненадолго и исчезали под лучами солнца?

Как было весело и приятно! Мы катались на велосипедах, купались в речке, в пруду, в озере, собирали грибы. По вечерам сходились в большой комнате у самовара и играли в интересные игры.

Сейчас каникулы и отдых остались позади. Пришли школьные будни, домашние задания и контрольные работы. К нам вернулись математика и русский язык, и труд, и физкультура. Но разве это плохо? Это тоже здорово! (107)

Грамматическое задание

1. Выписать из диктанта первое предложение и разобрать его по членам предложения и частям речи.

2. Выписать из диктанта слово с сочетанием СН и разобрать его по составу.

ЗА ЯГОДАМИ.

Мишка, Лёшка и Серёжка пошли в лес за ягодами. Ребята прошли пастбище, перебрались через овраг и углубились в лесную глушь. В нашем лесу есть много малины, земляники, черники и брусники. Попадаются также и ежевика, и костяника. Друзья собирают ягоды в лукошко, но намного больше кладут себе в рот.

Кажется, мальчики вышли совсем недавно, а уже столько прошли. Мишка увлёкся сбором земляники, отстал от друзей и потерял их из виду. Сначала он испугался, но потом собрался с духом и закричал.

Кто-то услышал его за деревьями и закричал в ответ. Это кричит Лёшка или Серёжка. Надо хватать лукошко и бежать в ту сторону. (104)

Грамматическое задание

1. Выписать из диктанта второе предложение и разобрать его по членам предложения и частям речи.

2. Написать по два глагола-исключения первого и второго спряжения.

Повторение

ПОЕЗДКА НА ДАЧУ.

Закончился учебный год. До первого сентября мы откладываем учебники и тетрадки, забываем о классных и домашних работах. Я уезжаю с родителями на дачу.

Утром второго июня мы выходим из дому, садимся на метро и едем до станции «Комсомольская». Там мы проходим к Ярославскому вокзалу, покупаем билеты на поезд и ждём электричку до станции «Правда». На большом табло высвечиваются время отправления поездов, станция назначения и номер пути. Наша электричка приходит на восьмой путь и отправляется через двадцать минут. За это время я успеваю съесть порцию мороженого, выпить стаканчик сока и сгрызть пакетик фисташек. Я беру с собой в вагон второй пакетик и интересный журнал.

Мы успеваем немного соскучиться в дороге, но вот, наконец, приезжаем на станцию «Правда». За пятнадцать минут мы дошли до нашей дачи, отперли дверь и поставили сумки. Я был очень рад снова очутиться здесь, снова вдохнуть чистый загородный воздух, увидеть сосны и ёлки, берёзы и клёны, услышать пение птиц. (154)

ПРОГУЛКА ПО МОСКВЕ.

Мы любим гулять по центру Москвы, исследовать окрестности Арбата, бродить по переулкам Замоскворечья.

Сегодня мы идём по улице Варварка от метро «Китай-город», проходим мимо красивых церквей и заходим в одну из них. Потом направляемся к Красной площади, обходим собор Василия Блаженного, но не заходим в него, а проходим мимо Лобного места, мимо Мавзолея к Историческому музею и к Манежной площади. Здесь мы гуляем около фонтанов, осматриваем их, спешим перейти дорогу и выходим к Тверской улице.

Теперь мы можем или прогуляться по Тверской до Пушкинской площади, или пройти направо до Лубянской площади. Мы выбираем второй вариант и идём мимо Думы, мимо станции метро «Театральная», мимо Большого театра. Через Старую и Новую площадь мы возвращаемся к станции метро «Китай-город». (122)

ВЕСЕННИЕ КАНИКУЛЫ.

Каждый день весенних каникул мы совершали интересные экскурсии, гуляли в парках или посещали музеи. Сходили в музей Дарвина, в Пушкинский музей, в Исторический, обошли все музеи Кремля и осмотрели его территорию. Мы были на Поклонной горе, на Воробьевых горах, в Коломенском и в Царицыне.

Мне также очень понравилось гулять в Нескучном саду и в Битцевском парке, карабкаться там по склонам оврагов, переходить ручейки, а в Нескучном саду понравилось прогуливаться по набережной Москвы-реки и потом переходить реку по пешеходному мосту.

В Москве есть ещё много интересных мест. В июне мы обязательно посмотрим Бородинскую панораму, посетим Донской и Новодевичий монастыри и сходим в Политехнический и Палеонтологический музеи. (108)

Сложное предложение

ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ.

Мы очень любим ходить в Исторический музей, здание которого находится рядом с Красной площадью.

На первом этаже посетители музея видят каменные топоры и бивни мамонта, скелеты древних людей и остатки их жилищ, а опытные экскурсоводы рассказывают о первобытных людях. Выдолбленная деревянная лодка, остатки древнего кострища, кости животных и примитивные орудия труда дают представление о жизни в те далёкие тысячелетия, когда люди ещё не строили города и не занимались сельским хозяйством.

Следующие залы музея показывают, как развивалось человечество, как совершенствовались орудия труда, как становились всё более интересными произведения искусства.

Музей освещает историю нашей страны, но посетитель музея может составить себе представление о развитии всего человечества. (106)

ПУШКИНСКИЙ МУЗЕЙ.

В Москве есть Музей изобразительных искусств имени Пушкина, в котором посетители могут познакомиться с искусством различных народов и эпох.

Сначала мы попадаем в греческий зал, где вдоль стен стоят древнеримские копии знаменитых древнегреческих скульптур. Сами скульптуры либо не дошли до нас, либо хранятся в лучших музеях Европы, а копии были приобретены для нашего музея. Эти копии тоже очень древние, они были изготовлены в Древнем Риме для украшения дворцов и вилл богачей и вельмож.

Кого изображают эти скульптуры, которыми любуются многие поколения людей, которые приняли за образец великие европейские художники? Мы увидим здесь античных богов и героев. Древние греки рассказывали о них много всевозможных историй. Эти истории называются мифами. Они отличаются от обычных сказок тем, что когда-то люди в них верили. Здесь стоят Зевс, Гера, Афина, Афродита и другие персонажи, которых люди придумали в то время, когда гром, молния, буря, неурожай, болезни считались карой богов. (147)

ПУШКИНСКИЙ МУЗЕЙ. (Продолжение.)

Мы обходим Пушкинский музей, и вот перед нами предстают залы, где мы можем видеть искусство древнего Междуречья. На берегах рек Тигр и Евфрат сменили друг друга несколько древних цивилизаций, а археологи нашего времени раскапывают развалины дворцов, храмов и жилых домов тех далёких эпох. Сначала в Междуречье жили шумеры, и мы должны быть благодарны им за то, что они создали. Они оставили после себя богатейшую культуру, и многие народы пользовались потом достижениями шумеров. Археологи находят в развалинах их поселений глиняные таблички с таинственными надписями, а языковеды расшифровывают шумерские иероглифы и узнают историю исчезнувшего народа.

После шумеров в Междуречье пришли вавилоняне, но многое в своей культуре они переняли от своих предшественников. Вавилоняне тоже покрывали глиняные таблички сложными знаками, а учёные нашего времени научились читать и эти письмена.

Вавилонян сменили ассирийцы. Они делали огромные изображения фантастических животных и быков, тоже покрывали их письменами, и несколько таких изображений находятся в ассирийском зале. (152)

ПУШКИНСКИЙ МУЗЕЙ. (Продолжение.)

Мы пришли в египетский зал и у нас разбежались глаза. Древние египтяне создали богатую культуру, и в зале есть много интересных вещей. Это всевозможные украшения и амулеты, скульптуры богов и фараонов, изделия египетских ремесленников, и всё это учёные нашего времени нашли в песках египетской пустыни.

Египтяне поклонялись многим богам и для каждого бога воздвигали свои храмы. У них были бог Ра, бог Тот, бог Осирис, богиня Исида и несколько других. В храмах служили жрецы, а простые люди платили налоги на содержание храмов и жрецов. Многие люди считали, что египетские жрецы владеют тайными знаниями и умеют колдовать.

Египетские цари назывались фараонами, и люди слушались их во всём. Для фараонов строились огромные гробницы, и на это строительство слуги фараона сгоняли множество людей. Гробницы эти сохранились до наших дней, они называются египетскими пирамидами, и туристы со всего мира приезжают в Египет посмотреть на величественные памятники прошлого. (146)

ПУШКИНСКИЙ МУЗЕЙ. (Окончание.)

В Пушкинском музее представлено искусство разных народов и времён, и посетителю бывает трудно осмотреть весь музей за один раз.

Вот в этом зале мы можем видеть искусство средних веков, но прежде всего нам бросается в глаза огромная статуя мускулистого юноши. Это библейский герой Давид, а статую изваял великий итальянский художник и скульптор Микельанджело. В нашем музее стоит копия, а подлинник находится во Флоренции.

Мы продолжаем нашу прогулку по музею, и вот перед нами предстают картины французских художников-импрессионистов. Эти художники придумали свою собственную манеру письма, и их полотна пользовались и пользуются большим успехом во всём мире. Мы проходим в следующие залы, здесь есть картины великих художников Ван Гога, Пикассо и многих других.

Пушкинский музей показывает нам удивительные и прекрасные творения человеческого гения, и настоящий любитель искусства приходит сюда много раз. (133)

iknigi.net

Тексты строевых песен Выпуск 8

Самый верный человек—солдат! Музыка Я. Френкеля, стихи М. Танича

Курносый парень с автоматом Поправил скатку за спиной, А вслед вздохнули местные девчата,— Видать, скучает по другой.

Солдат, он такой, И недаром говорят: Самый скромный, самый скромный, Самый скромный человек — солдат!

Подруга парня ожидает Вторую девичью весну. И письма, словно голуби, слетают К ее далекому окну.

Солдат, он такой, И недаром говорят: Самый верный, самый верный, Самый верный человек — солдат!

Дороги мирно пахнут мятой, Шумит листва над головой Лишь потому, что парень с автоматом Идет по звонкой мостовой.

Солдат, он такой, И недаром говорят: Самый сильный, самый сильный, Самый сильный человек — солдат!

Солдат народу служит верно Не ради славы и. наград. Из всех людей он, может, самый первый За то, чтоб не было солдат.

Солдат, он такой, И недаром говорят: Самый мирный, самый мирный, Самый мирный человек — солдат! Самый верный, самый сильный, Самый мирный человек — солдат!

РакетыМузыка В. Мурадели, стихи В. Харитонова

Восходы и закаты В моем краю... Ракеты, как солдаты, Стоят в строю. Ракеты им названье, Они строги, Как знаки восклицанья В конце строки.

Припев: Приходит ночь. На землю Глядит луна... Они не спят, не дремлют, Не знают сна. Спокойны наши нервы, Спокойны мы.

Ракеты нам, наверно, Не брать взаймы. Стоят на всякий случай, Врагу в ответ, И нет защиты лучшей От всяких бед. Припев.

Ракеты огневые, Курок на взвод. Готовы, боевые, Уйти в полет. Любой кружок на карте Найдут, любой. Они стоят на старте — Готовы в бой.

Припев: Приходит ночь. На землю Глядит луна... Они не спят, не дремлют, Не знают сна.

Народы дружат — солдаты служат Музыка О. Фельцмана, стихи Е. Долматовского

Мой дед ходил на Колчака, Хотя не знал наук военных. В рядах сибирского полка С ним шел мадьяр из бывших пленных.

Припев: Мадьяр и русский В строю едином. Войска свободы Непобедимы. Народы дружат — Солдаты служат, Мадьяр и русский В одном строю!

Когда друзей Мадрид позвал На подвиг доблести и чести, Был Мате Залка генерал С советским добровольцем вместе. Припев.

Пришел к Дунаю мой отец Путем крутым и каменистым. С ним рядом шел седой боец, Он был венгерским коммунистом. Припев.

Свободу бережно хранят На вахте мира благородной Советский воин и солдат Венгерской армии народной.

Припев: Мадьяр и русский В строю едином.. Войска свободы Непобедимы. Народы дружат — Солдаты служат, Мадьяр и русский В одном строю!

Комсомольцы-прибалтийцы Музыка В. Румянцева, стихи Е. Волкова

Над Балтикой нашей суровой, седой Весеннее солнце встает. Как символ отваги Матросов герой Нас к подвигам славным зовет. Припев:

Комсомольцы-прибалтийцы, Берегите Родину-отчизну. Комсомольцы-прибалтийцы, Знамя Ленина Ведет нас к коммунизму. Ракетчик, моряк, пехотинец, пилот, Смело к подвигам, вперед!

Громили не раз озверелых врагов В боях прибалтийские части. Умножим мы славу героев-отцов Во имя свободы и счастья. Припев.

Друзья! Нам гвардейская честь дорога, Верны мы знаменам побед. И если война — мы любого врага Сметем ураганом ракет.

Припев: Комсомольцы-прибалтийцы, Берегите Родину-отчизну. Комсомольцы-прибалтийцы, Знамя Ленина Ведет нас к коммунизму. Ракетчик, моряк, пехотинец, пилот, Смело к подвигам, вперед!

Одним ударом Музыка Н. Сауткина, стихи Ю. Разумовского

Далеко ли бьет ракета, Что ответить вам на это? Долетает до планет — На земле предела нет.

Припев: И ракетой, и радаром Мастерски владеем; Сбить врага одним ударом Мы всегда сумеем!

А точна ли эта «штука», Как ответит нам наука? Проверяли мы не раз: Бьет не в бровь, а прямо в глаз. Припев.

Велика ли мощь ракеты, Кто ответит нам на это? Отвечать не сможет тот, Кто затронет наш народ. Припев.

Недобитые вояки Подстрекают к новой драке. Намотайте-ка на ус — Неприступен наш Союз.

Припев: И ракетой, и радаром Мастерски владеем; Сбить врага одним ударом Мы всегда сумеем!

Мы идем служить в солдаты Музыка Л. Бакалова, стихи В. Малкова

Ой, подружки, ой, девчата! Проводить вы нас должны. Мы идем служить в солдаты, мы в солдаты, Чтобы не было войны.

И не надо волноваться, Бросьте грустные слова — Нам всего по девятнадцать, девятнадцать, А вернемся в двадцать два.

Только просим не лениться И на письма слать ответ; Нам солдатам на границе, на границе Нужен девичий привет.

Нас, конечно, скоро встретит Служба, что тревог полна. По уставу мы ответим, мы ответим Все, что спросит старшина.

Ой, подружки, ой, девчата! Проводить вы нас должны. Мы идем служить в солдаты, мы в солдаты, Чтобы не было войны.

Дай руку, брат—солдат! Музыка Э. Колмановского, стихи А. Кузнецова

Собрал нас здесь, ребята, приказ военкомата, Но мы совсем не хнычем, нам по сердцу приказ. Вчера были «ребята», сегодня мы солдаты, И стала домом армия для каждого из нас.

Припев: Дай руку, брат —солдат! Нелегок путь, и далеко привал. И чтоб никто в походе не отстал, не отстал, Дай руку, брат, дай руку, брат — солдат!

Вчерашние ребята, сегодня мы солдаты. И если вновь сиреной взорвется тишина, Нас в строй поставят свято суровые комбаты И выдаст нам скупой НЗ бывалый старшина. Припев.

Отслужим мы, ребята, но каждый пусть солдатом Останется душою, где б ни трудились мы. Сегодня ж мы с тобою себя готовим к бою, Мы всё с тобою сделаем, чтоб не было войны!

Припев: Дай руку, брат — солдат! Нелегок путь, и далеко привал. И чтоб никто в походе не отстал, не отстал, Дай руку, брат, дай руку, брат — солдат!

Горячи у нас денечки Музыка А. Аверкина, стихи В. Андрианова

Нам горнист поход играет, Светятся штыки. На ученье выезжают С песнями стрелки. Эх! Есть приказ: до срока Путь пройти далекий. Бронетранспортер, Как ветер, скор.

От дождя спасет палатка, Выручит шинель. Луговой травы охапка — Лучшая постель. Эх! Ночью от ракеты Нам хватает света, Быстро цель найдем, Сразим огнем.

Горячи у нас денечки Летом и зимой. Не жалей ты лишней строчки В адрес полевой. Эх! Если не забыла И не разлюбила, Будет сердцем рад Письму солдат.

Счастье наше, враг, не трогай Мы дадим отпор. По любым пройдет дорогам Бронетранспортер. Эх! Сотни верст в два счета Вмиг промчит пехота, С марша вступит в бой За край родной.

Слушай, солдат... Музыка И. Горина, стихи В. Марьинского

Слушай, солдат, Уж солнышко встает. Трубы звучат, Зовут тебя в поход.

Эх, Медлить, друзья, не станем, Дружную песню грянем, Чтобы она крылом достала небосвод!

Слушай, солдат, Вокруг поет земля, И шелестят Пшеницею поля.

Эх, Там, на полях и в селах, Много девчат веселых, И среди них, солдат, любимая твоя.

Слушай, солдат, Враги твои не спят, Снова грозят Войной тебе, солдат.

Эх, Что же, в ответ на это Грозные есть ракеты, И все солдаты наши начеку стоят!

Слушай, солдат, Пойдем в огонь и в дым, Но отчий сад И дом свой защитим.

Эх, Наши поля и села, Наших девчат веселых, Родину нашу мы в обиду не дадим!

Слушай, солдат, Уж солнышко встает, Трубы звучат, Зовут тебя в поход.

Эх, Медлить, друзья, не станем, Дружную песню грянем, Чтобы она крылом достала небосвод!

Советские ракеты Музыка В. Сорокина, стихи Б. Кежуна

Ты послушай, родная держава, Как в лесах, и в горах, и в песках Ходит слава, почетная слава О советских Ракетных войсках.

Припев: Мы русские солдаты, Умелые ребята. Пусть помнят все любители чужих земель: Чем дальше, тем точнее, Чем дальше, тем вернее Советские ракеты попадают в цель!

Чтобы солнце пылало лучисто, Чтоб земля молодела в цвету, Мы — ракетчики-артиллеристы Днем и ночью стоим на посту,

Припев. От вечерней зари до рассвета Не смыкают ракетчики глаз. И поднимутся в небо ракеты, Если Родина даст нам приказ.

Припев: Мы русские солдаты, Умелые ребята. Пусть помнят все любители чужих земель: Чем дальше, тем точнее, Чем дальше, тем вернее Советские, ракеты попадают в цель!

Солдатская дорожная Музыка О. Каравайчука, стихи Я. Рохлина

Степь, да горы, да пыль дороги, Впереди далекий путь. Мы от Волги, эх, до Берлина дошли, Не устали — как-нибудь.

От привала и до привала — То ли ветер, то ли дождь. Эй, товарищ, не то бывало, Что невесело идешь!

Будет жарко — ты не сдавайся, Будет зябко — не остынь. Теркин Вася, эх, воевал, ты учти, В той же части, что и ты.

Не уступим никогда мы Славы армии своей. Не горюйте, наши мамы, Ждите, мамы, сыновей.

Мы вернемся из похода, Потолкуем, а пока — Пламенеет, эх, шелестит на ветру Знамя нашего полка.

Мы готовы к последней схватке На земле и в синеве. Не грустите, эх, все в порядке, Ждите, мамы, сыновей.

Вкус полыни да пыль дороги, Впереди далекий путь. Мы от Волги, эх, до Берлина дошли, Не устали — как-нибудь.

И какие нас ветры носят По земле и вместе с ней, Все расскажем, когда вернемся, Ждите, мамы, сыновей.

Марш Полтавской дивизии Музыка О. Фельцмана, стихи Е. Долматовского

На Осколе, на Осколе Стала гвардией наша семья. Воевала за мир и за волю Дивизия, дивизия моя.

Припев: Под знаменем отеческим Шагают молодые сыновья. Полтавская Гвардейская Бесстрашная дивизия моя.

Не забыты, не забыты Бой на Волге и бой за Днепром. Были полчища вражьи отбиты Дивизии, дивизии огнем. Припев.

Под Полтавой, под Полтавой Подвиг новый творили отцы. Породнились с прадедовской славой Дивизии, дивизии бойцы. Припев.

Шли на Прагу шли на Прагу Наши танки победной весной. Помнит мир боевую отвагу Дивизии, дивизии родной. Припев.

На ученье и на марше Мы, танкисты, всегда как в бою. Мы прославим под знаменем старших Дивизию, дивизию свою.

Припев: Под знаменем отеческим Шагают молодые сыновья. Полтавская Гвардейская Бесстрашная дивизия моя.

Читайте тексты в сборнике

 

ale07.ru

Диктанты

Для контроля за грамотностью студентов в течение каждого семестра проводится два контрольных диктанта. Примерные тексты предлагаются ниже. Они взяты из книги В.Ф. Мазиловой «Практикум по русскому языку». – М.: Просвещение, 1971. – С. 195, 202, 204, 206, 207.

Весна

Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – повсюду вода. Над пропитанным водою еще не растаявшим снегом в овражке порхает первая бабочка, будто лимонно-желтый листочек. Многочисленные ручейки и речонки объединяются в пенящиеся бешеные потоки.

Птицы, возвратившиеся издалека, уже приглядывают места для будущих гнезд. Некоторые из них смастерили гнездышки и внутри выстлали пухом и шерсткой. А у воронихи вылупилось шесть прожорливых птенцов, и из гнезда слышится их не смолкающий ни на минуту требовательный писк.

На проталинке под кустом копошится серенький пушистый комочек – это зайчонок. Он совсем недавно родился, очень забавен, но уже умеет прятаться от врагов в прошлогодней траве.

В конце апреля осинник и орешник сплошь увешаны длинными сережками, в лужицах и канавах огромные комья студенистой лягушиной икры.

У самой дороги – муравьиная куча, близ которой взад и вперед бегают тысячи маленьких тружеников.

А сколько нового в полях и садах! В полях, очищенных от снежного покрова, рассеивают минеральные удобрения для подкормки зеленеющих озимых посевов, нуждающихся в усиленном питании. Подкармливают посевы вручную или с помощью самолета, рассыпая сверху удобрения, похожие с виду на сероватый порошок.

Когда земля слегка просохнет, пойдут тракторы, потащат за собой бороны, которые расчесывают землю, чтобы посевам было легче расти.

В саду у груш, вишен, яблонь, крыжовника подрезают поломанные сучочки, выставляют на пасеку ульи с пчелами.

С большим искусством нужно высадить молоденькие деревца, ямку вырыть с таким расчетом, чтобы корни не загибались кверху – такое положение неестественно, – разровнять землю вокруг ствола.

Посаженное деревце и в дальнейшем потребует неустанных забот: поливки, подкормки. Приходится охранять сад и от непрошеных гостей: гусениц, плодожорки, майских жуков, таких безобидных на вид.

Лес зимой

Кто не боится дождя и холода, пусть идет в лес ноябрьским утром: много небезынтересных встреч ожидает вас в притихшем, но по-прежнему живом лесу.

В начале зимы без особого труда вы отыщете зайчишку: его снежно-белая шубка предательски выделяется на бурой земле, не покрытой снегом.

Не вовремя принарядился косой! Смотрите в оба. Может быть, вам удастся подкрасться на верный выстрел: зайчонка не осмеливается выскочить из своего укрытия.

Где-то вверху на сосне перепрыгивают с сучка на сучок синицы, отыскивая не спрятавшихся под кору жучков. Тонко свистнет рябчик в ельнике, и снова тишина, ничем не нарушаемая.

В мелкой поросли леса издали видна рябина: рдеют ее ярко-красные гроздья, словно кораллы, брошенные чьей-то рукой. Хлопочут на ее ветвях дрозды, еще не улетевшие на юг. Слышится неприятный крик сойки. Сейчас, осенью, когда еды вволю, эти птицы припасают пищу впрок на зиму, рассовывая желуди в разные щелки. Интересно, много ли удастся им найти зимой из спрятанного?

В глубине леса раздается испуганный заячий крик: по-видимому, какой-то хищник застал зверька врасплох. Изредка залетает в наши края полярная сова – очень красивая, да только совсем непрошеная гостья.

Если побудете дольше в лесу, то увидите длиннохвостую пуночку. Поздней осенью эти птицы тоже перекочевывают из тундры на юг.

В декабре лес преобразуется неузнаваемо: белая перина сплошь покрывает землю.

Приятно отправиться в лес на санях по не езженной с самой осени дороге. В безветренную погоду дремлющие деревья, опушенные инеем, стоят будто в варежках. В лесу по-праздничному чисто, все сверкает нетронутой белизной. На свежевыпавшем снегу, точь-в-точь как в раскрытой книге, вы прочитаете о жизни лесных обитателей.

Лабиринт чьих-то путаных следов уходит в чащобу смешанного леса. Это не кто иной, как лиса выслеживала неосторожного мышонка.

Вот под сосной груда клеваных шишек, а в вершине ствола вы, наверное, обнаружите расщелину – это кузница дятла.

Следопыты и юннаты вернутся домой не с пустыми руками: немало зарисовок и фотографий можно сделать в лесу зимой.

Базар

Базар шумел. Чего только не увидели мы в съестных рядах! За прилавками с белокачанной капустой, за россыпями золотого лука, шафранной моркови, за бочонками с мочеными яблоками и солеными огурцами, за поросячьими тушами стояли в белых фартуках продавцы.

В рядах за ними летали на ветру полутораметровые домотканые льняные полотенца, с которых кричали петухи, полыхала гроздьями калина; расстилались полотняные скатерти, вышитые аллегорическими сценами.

Издали бросалась в глаза шерстяная «рязанка», сработанная в четкую цветную по черному полю клетку, что лучше всякой «шотландки». Привлекали внимание варежки, вязанные в елку. Но не яствами и рукоделием славятся окрестности этого городка.

Всем крестьянкам хорошо известны с давних пор скопинские «синюхи». «Синюха – это не что иное, как двухлитровый широкогорлый, необлитой горшок.

Кто не едал розового, румяного, томленного в крестьянской печке молока? Такое душистое молоко не удается получить ни в стеклянной, ни в облитой кринке. Хорошая хозяйка ни за что не возьмет никакой другой посуды, если стоит на прилавке глиняный горшок простого обжига: во всякой другой посуде молоко «не дышит» и скоро киснет.

Издавна закрепилась за Скопином слава благодаря его керамическому искусству, такому, какого никто и нигде никогда не видывал.

Даже в Москве на весенних базарах нарасхват брали диковинные гончарные изделия, и не по дешевке. Главным образом это были сосуды, поражавшие изящными и целесообразными пропорциями частей и разнообразием силуэта.

Удивляло умение так искусно вылепить птиц и животных, будто бы мастера подсмотрели их врасплох в естественном движении. В изделиях смутно чувствовался какой-то почерк старинной чеканной осеребренной посуды, не сохранившейся теперь уже нигде, кроме музеев.

Московские коллекционеры и другие антиквары-керамисты часто наведывались в Скопин за этими вещами.

studfiles.net

Контрольный диктант по русскому языку. 10

 {module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10 - 11 КЛАСС

ТЕМА: СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

 

За брусникой

  Солнце еще греет по-летнему, но трава уже чуть-чуть пожелтела. В темно-зеленых косах берез кое-где виднеются светло-желтые пряди.

  Вверху над нами бледно-голубое небо, слева лес, а справа еще не скошенное овсяное поле, за ним вдали небольшая речонка. Мы проходим межой и сворачиваем влево, к лесу.

  Лес и теперь по-прежнему хорош. Волей-неволей мы, завороженные его красотой, останавливаемся, а затем шагаем напрямик в чащобу. Широкие ветви могучих деревьев крепко-накрепко переплелись в вышине, в лесу темно и прохладно. Медленно продвигаемся вперед и нежданно-негаданно попадаем на полянку, насквозь продуваемую легким ветерком. Здесь должна быть брусника, и ее во что бы то ни стало нужно разыскать. По-моему, надо идти дальше, в глубь леса, но мои подружки врассыпную разбегаются по поляне и уже сыплют в корзины кроваво-красные ягоды. Наконец и я замечаю под блестящими, как будто кожаными листьями ягоды брусники. Да их здесь видимо-невидимо! Поляна сплошь покрыта ягодами. Мы разбрелись поодиночке и только изредка перекликаемся друг с дружкой. Понемногу корзины наполнились доверху, да и сами мы наелись досыта.

  Однако обед все-таки нужен. Маруся расстелила на траве сложенную вдвое газету, положила на нее хлеб, соль и яйца, варенные вкрутую. Потчевать никого не приходится. С аппетитом мы съели все и растянулись на траве.

  Где-то поблизости вполголоса звенит кузнечик. Не хочется уходить, но и ночевка в лесу никого не прельщает. Уже темнеет, а до дому путь вовсе не близкий. Удастся ли вернуться засветло?

  Мы берем корзины, наполненные ягодами, и выходим к дороге. Несмотря на усталость, все шагают быстро, озабоченно поглядывая на солнце, еще не скрывшееся за лесом. Ветви деревьев еле-еле колышутся, как бы прощаясь с нами.

(В. Мазилова)

 {module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи} 

samopodgotovka.com

Читать книгу Диктанты повышенной сложности. 3-4 классы О. В. Узоровой : онлайн чтение

Текущая страница: 2 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Парные согласные в слабой позиции

ЗАГОТОВКА ДРОВ.

Начались заморозки. Выпал снег. Мой друг Серёжка Ложкин пришёл ко мне с просьбой помочь ему нарубить дров. Мы надели тёплые рубашки, куртки и шапки и отправились в лес.

Вот и ельник. Маленькие пташки чирикали на ветвях деревьев. Вокруг стволов росла мягкая низкая травка. Под ногами много иголок и шишек. Серёжка застучал топором. Мне в сапог попал кусочек дерева. Я вытряхнул его. Тут ствол начал падать. Серёжка ловко отскочил.

Потом мы пилили упавшее дерево. Положили охапки дров в мешок, погрузили его на салазки и привязали верёвкой. Повезли груз домой. Дорожка идёт вокруг пруда. На пруду уже лёд. Но идти через пруд нельзя. Лёд сейчас ещё хрупкий. (107)

Грамматическое задание

1. Выписать два слова с парной согласной в слабой позиции. Написать проверочные слова.

2. Выписать два слова с проверяемой безударной гласной Е в корне слова. Написать проверочные слова.

АЛЬПИНИСТЫ.

Группа альпинистов переходит ледник. Пять человек идут в связке. Ведёт их опытный альпинист. В группе есть радист. Есть связь с базой.

Идут без спешки. Это нелёгкий переход. Недавно был снегопад. Вокруг красивый пейзаж. Лёд сверкает на солнце. Снежная вершина впереди похожа на алмаз. Яркий свет режет глаз. На головах у всех каски. На случай, если сверху упадёт камешек.

Командир достаёт компас. Надо точно выверить маршрут. А вот ровная площадка. Можно сделать привал, выйти на связь с базой, послушать сводку погоды. А потом вперёд. (84)

Грамматическое задание

1. Выписать два слова с парной согласной в слабой позиции. Написать проверочные слова.

2. Выписать два слова с таким составом: корень, суффикс, окончание.

ЗАВТРАК.

Мама приготовила нам на завтрак омлет. Я и мой брат сели за стол. Я сел на стул. Брат на табурет. На столе лежит хлеб, сыр и колбаса. Мы с братом любим разные сорта колбас, но один сорт сыра.

Я беру нож и мажу на хлеб мягкое масло из маслёнки. Брат наливает в свою кружку кофе и ставит кофейник назад на плиту. Я пью чай и мешаю ложкой сахар в чашке. Брат режет хлеб. Получился неровный разрез. На столе теперь крошки. Надо взять тряпку и смахнуть крошки в вёдрышко. (89)

Грамматическое задание

1. Выписать два слова с парной согласной в слабой позиции. Написать проверочные слова.

2. Выписать два слова с проверяемой безударной гласной А в корне слова. Написать проверочные слова.

Повторение

В ОТПУСК.

Я хочу поехать в отпуск на юг. У меня в Одессе живёт дядя. Включаю радиоприёмник и слушаю прогноз. В Одессе погода хорошая. Надо дать дяде телеграмму. Сажусь в троллейбус и еду на телеграф. Потом покупаю билет на самолёт.

Надо собирать багаж. Кладу в чемодан вперемешку бельё, водолазки и безрукавки. Укладка вещей не терпит спешки. Потом иду в парикмахерскую. Делаю короткую стрижку.

На другой день встаю рано. За окном рассвет. Еду в аэропорт. Полёт проходит нормально. Разносят закуску. В Одессе льёт проливной дождь. Я открываю зонт. Скоро я приезжаю к дяде. Он счастлив. Для него это приятный сюрприз. Я отношу вещи в свою комнатку. Дождь перестал. Иду на пляж. (104)

ПРОРУБЬ.

Пруд замёрз. Рядом с мостками люди пробили лёд и сделали прорубь. В ней полощут бельё. Сегодня чуть свет сюда пришли две соседки. Мороз. На окнах изморозь. Слышится скрип снега под ногами.

Женщины прошли по узкой дорожке к проруби. На каждой надет тулуп и тёплая обувь. В корзинах вперемешку разные вещи. Тяжко тащить такой груз. Они с облегчением ставят его на снег. Полощут рубашки и тряпки. Их у каждой по два десятка.

Женщины идут назад и выходят на берег. Там стоит сторожка. Старик сторож как раз доедает завтрак. За избушкой сторожа родник. Рядом растёт могучий дуб. Большая ветвь склонилась над родником. На ней висит кружка. Женщины берут кружку и пьют воду. (112)

ПОЛЁТЫ В КОСМОС.

В России человек, который летает в космос, называется космонавт. От слова космос. В Америке такой человек называется астронавт. От слова астро – звезда. Люди пока не могут долететь до звёзд. Но люди мечтают об этом.

Не в каждом космическом корабле есть пилот. Часто запускают беспилотный зонд. Такой корабль исследует состав верхних слоёв атмосферы и поверхность Земли. Он наблюдает движение циклонов или осуществляет радиосвязь. Через спутник транслируются телепередачи.

Беспилотные корабли летят в направлении других планет. На Землю был доставлен лунный и марсианский грунт. Летят корабли и к самым далёким планетам. Пройдёт не один год, прежде чем они долетят. (98)

ОТВЕТ ПО ИСТОРИИ.

Серёжка Чашкин отвечает урок истории про Киевскую Русь. Его друг Мишка Мышкин глядит в учебник. Другу нужна подсказка. Он не знает нужных дат. По просьбе друга Мишка зашептал нужные числа.

Когда жил князь Святослав? Это был крепкий боец. Он выиграл много битв. Но в одной битве князь погиб. Погибли и остатки дружины. Когда это было? Серёжка не знает ответ. Он нервно теребит рукав рубашки. Слышится шёпот друга.

Гнев учителя велик. Молчи, озорник! Неси сюда дневник! Теперь учитель смотрит на Серёжку. Взгляд очень строг. Сколько у тебя уже двоек? Это для Серёжки не секрет. Эту цифру он знает. (100)

КЛАД.

За пиратами гнался королевский флот. Капитан корабля пират Флинт решил спрятать свои сокровища и взял большой сундук с крепким замком. Вот алмаз, жемчуг, много золотых монет.

Впереди остров. Там и зароем клад. Пираты перенесли груз в лодку и перевезли на берег, на песчаный пляж. Теперь в путь! Пираты проделали сложный маршрут. Они перешли овраг и зашли в лес. Вот низкий грот. Вход закрывает куст. Это колючий шиповник. Рядом пруд. Около растёт камыш. Внутри грота земля мягкая. Через десять минут тайник готов. Сундук опустили в яму. На скале выбили крест.

Девять человек знают секрет. Флинт достаёт пистолет. Но там всего один заряд. Бен Ган вынимает нож. У Сильвера крепкий кулак. Слышится резкий свист. Появляется отряд солдат. У них много ружей и шпаг. Среди пиратов испуг. Они в беспорядке бегут. (129)

АКРОБАТКА.

На площади выступала маленькая акробатка. Площадь заполнил народ. На голове у девочки большой бант. Акробатка залезла на канат и легко сделала пируэт. Это был большой риск. Снизу раздались хлопки.

Брат страховал девочку. Ему уже исполнилось шестнадцать лет. Брат – плечистый атлет, ловкий и крепкий. Узкоплечий карлик с короткими ногами обходил народ. В руке он держал свою маленькую шляпку. Там набралось уже много монет. Хватит денег на обед и на ужин. Атлет бросил младшей сестре мячик. Та с лёгкостью его поймала. Девочка пробежала по канату, ловко переставляя ножки. Вернулась назад. И вдруг ошибка! Девочка падает вниз! Короткий полёт. Но брат успел поймать сестру. (108)

ЗА ГРИБАМИ.

Мы любим грибки. Их хорошо поджарить с картошкой. Отличный вкус! Грибной суп также очень хорош. Вкусны пирожки с грибами. Туда надо добавлять ещё яйца и рис. Груздь и рыжик мы солим на зиму. Но мой любимый гриб – опёнок.

Сегодня мы с моим младшим братишкой отправились в лес за грибами. Взяли лукошки. У каждого с собой нож. Надо срезать ножку гриба и не портить грибницу. Прихватили зонтик. Вдруг пойдёт дождь. Хотя погода хорошая. Да и прогноз нормальный.

Вот мы в лесу. Сколько тропинок! По какой дорожке пойдём? Где больше грибов? Вон на опушке большой крепкий подберёзовик! Мы забираемся в глубь леса. Прикрываем лица от гибких веток. То тут, то там замечаем шляпки грибов. В чаще мы находим черничник. Вдоволь наедаемся ягод. А теперь вперёд! Надо найти груздь. (127)

Непроизносимые согласные

ЗВЁЗДНОЕ НЕБО.

Стенные часы на лестнице гулко пробили двенадцать раз. В этот поздний час я вышел из дому полюбоваться звёздным небом. Оно было прекрасно! Весь небесный свод сверкал тысячами огоньков. Он походил на алмазные россыпи. Над крышей моего дома величественно плавал лунный серп. Ясный свет луны освещал окрестности. Вся местность была видна как на ладони.

При виде этой чудесной картины сердце моё радостно забилось. Меня охватило чувство вечного праздника. Словно не было вокруг никаких опасностей, ничего безобразного. Тесные улицы нашего города казались мне просторными, дома гигантскими. Долой пресную серьёзную жизнь! Радостный и счастливый я долго бродил по пустым улицам. (99)

Грамматическое задание

1. Выписать два слова с непроизносимой согласной. Написать проверочные слова.

2. Написать гласные, перед которыми пишется разделительный Ь.

ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ.

Солнце взошло над тесными улицами нашего городка. Наступил праздничный день. Весь город ждал этого праздника. Вчерашний день был ненастным. Но сегодня у природы явно тоже праздничное настроение. Небесный свод ясный и безоблачный.

Сегодня можно подольше поспать и встать поздно. Радостные и счастливые горожане выходят на улицы только к полудню. Как все любезны сегодня! Мелькают красные, синие, зелёные воздушные шары. Сегодня всех ждёт вкусный обед. Потом интересный концерт и народное гуляние. Самые известные люди нашего города собрались на лестнице перед ратушей. По улицам гарцуют наездники из доблестной королевской гвардии.

Здравствуй, прекрасный праздник! Какой чудесный день сегодня! (97)

Грамматическое задание

1. Выписать два слова с сочетаниями СН, ЗН. Написать проверочные слова.

2. Написать гласные, перед которыми пишется разделительный Ъ.

КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ.

Поздним утром прекрасная принцесса гуляла по берегу реки и любовалась парусными лодками. Погода была чудесной. Лёгкие облачка бежали по небесной лазури. Юный паж любезно беседовал с принцессой. На лестнице собралась группа прелестных фрейлин.

Вдруг раздался ужасный плеск, и из тростника вылезло безобразное чудовище. Оно имело гигантское зелёное тело и красные лапы с алмазными когтями. Уши чудовища были похожи на капустные листы. Оно бросило на принцессу яростный взгляд и облизнулось. Страшилище предвидело вкусный завтрак. Чувствительная принцесса упала в обморок.

Тут в воротах появился молодой наездник. Это был доблестный командир королевской гвардии. Он оглушительно свистнул и метнул в чудовище копьё. Враг был серьёзно ранен, однако ещё не убит. Он атаковал храброго бойца, но напрасно. Скоро чудовище было повержено. Берег огласился радостными криками. В королевстве объявили большой праздник. (128)

Грамматическое задание

1. Выписать два слова с непроизносимой согласной. Написать проверочные слова.

2. Из последнего предложения выписать слово, в котором звуков меньше, чем букв.

Повторение

АСТРОНОМ.

Поздним праздничным вечером в маленькой тесной комнатке сидел старый профессор. Это был честный и серьёзный человек. Немного властный, но добрый и любезный. Он изучал звёздное небо, рассчитывал движение небесных тел. Он был известным астрономом.

Сегодня профессор сидел грустный. Ни праздничный салют, ни вкусный обед, ни интересный концерт не развеселили его. Профессор пытался сделать расчёт движения открытой им кометы. Но напрасно. Чудесная наука математика изменила своему доблестному рыцарю. Листы бумаги на столе исписаны гигантскими формулами. Честное слово, профессор сделал всё, что мог. Ужасно!

И тут у старого учёного появилось странное чувство. Сердце профессора радостно забилось. Чудесное озарение! Он рванулся к столу и начал яростно писать. Счастливое выражение не сходило с его лица. Формула была готова. (115)

ВОСКРЕСНЫЙ ВЕЧЕР.

Мама испекла вкусный капустный пирог. Вся семья радостно собралась вокруг праздничного стола. Бабушка спустилась по лестнице со второго этажа. По какому поводу праздник? Сегодня воскресный день.

Чудесный вечер в тесном семейном кругу. На маме красный передник. Папа рассказывает местные новости. Интересно всё знать! А ему известно всё.

С самым серьёзным видом папа так забавно шутит, что нам ужасно смешно. Наш папа тракторист. Он ездит на железном колхозном коне. Он хорошо знает все окрестности и часто водит нас гулять в незнакомую местность.

После ужина мама предлагает поиграть в лото. Мы все согласны. Целый час мы играем в эту прекрасную игру. Каждый играет честно. Но уже становится поздно. Пора спать. (110)

НОЧЬЮ НА КЛАДБИЩЕ.

Мой самый близкий друг Серёжка Кукушкин предложил мне и моему младшему брату сходить ночью на кладбище. Это ужасно интересно. Но вдруг опасно? Однако мы были согласны. Я и брат жили на летней даче. Серёжка местный. Он хорошо знает окрестности.

Мы встретились поздно вечером. Ночь была лунная и звёздная. Небесный купол сверкал, как алмазная россыпь. Деревья отбрасывали гигантские тени. Сосновый запах был сильнее, чем днём. Мы тихо пошли по узкой тропинке к кладбищу. Ночью это грустное место показалось мне зловещим и опасным. Моё сердце начало чаще стучать. Мы с опаской вошли в тень между могилами.

Вдруг Серёжка остановился. Мы с братом подошли и почувствовали ужас. Над одной из могил висел и качался красный огонёк. Неужели это настоящее привидение? Напрасно мы сюда пришли. Так быстро, как в ту ночь, я ещё не бегал. Через десять минут мы были уже дома. (141)

КРЕПОСТНЫЕ СТЕНЫ.

Вчера был ненастный день. Но сегодня с самого утра небо ясное. Ласково пригревает летнее солнце. Чудесный денёк! Мы решаем залезть на гору и посмотреть местную старинную крепость. Это очень интересно!

Поздним утром мы вышли из дому и зашагали по широкой тропинке по направлению к крепости. Она стоит на вершине небольшой горы и видна издалека. Возникает такое чувство, что идти до неё недолго. Но нам на это путешествие потребовался целый час.

Вот и крепостные стены. Прекрасный вид открывается сверху! Все окрестности как на ладони. Напрасно мы не взяли видеокамеру. Залезаем на стену. Мы, доблестные защитники крепости, отражаем атаки грозного врага. Положение серьёзное и опасное. Сквозь узкие, тесные бойницы мы стреляем из арбалетов. Яростный штурм окончен. Враг бежит. (118)

ПОСЛЕ ШКОЛЫ.

Мишка Чебурашкин вчера безобразно написал контрольную. А сегодня за устный ответ он получил двойку. Напрасно он не занимался в праздники! Но ведь было столько интересного. Теперь Мишка идёт грустный. А день сегодня чудесный. Но напрасно ласковое солнце радостно согревает землю. Мишке всё кажется ужасным. Как опасно не готовиться к занятиям!

По лестнице спускается друг Мишки Алёшка Пешков. Он счастлив. Он получил вчера четвёрку, а сегодня пятёрку. Ему день кажется прекрасным. Он жуёт вкусные капустные пирожки. Алёшка все праздники серьёзно готовился. Он честно заработал свои отметки.

Мишка издалека увидел Алёшкину красную куртку и свистнул. Алёшка заметил друга и подошёл к нему. Друзья отправились гулять по окрестностям. Обошли гигантскую лужу. Это было местное озеро. Подняли обломок железной трубы и бросили его на середину лужи. Из куска доски и тетрадного листка сделали парусный корабль. (133)

НА МОРСКОМ БЕРЕГУ.

Мы шли по берегу моря. На горизонте виднелся одинокий парусник. Я вспомнил чудесное стихотворение Лермонтова. Небесный свод был ясным, но дул сильный ветер. Большие волны яростно накатывали на берег и с шумом разбивались. Сверкающие на солнце алмазные брызги разлетались в разные стороны.

У нас с собой был пакет с вкусными капустными пирожками и фляжка с пресной водой. Мы присели на гигантские камни и перекусили. Настроение у меня стало прекрасным. Я радостно забежал в пенящуюся воду и начал доблестно сражаться с волнами. Но заплывать далеко было опасно. Скоро я выбрался на берег и вытерся большим красным полотенцем.

Мы забрались на скалу полюбоваться окрестностями. Вон на горе видны крепостные стены и башни. Интересно было бы туда слазить. (118)

СТАРИННЫЙ ЗАМОК.

Поздним воскресным утром я шагал по просёлочной дороге и пытался насвистеть один прелестный мотивчик. Но напрасно. Сегодня чудесная царица Музыка отвергала меня своей властной рукой. Свистнув последний раз, я умолк и производил звуков не больше, чем бессловесный камень.

Я принялся созерцать окрестности. Местность была довольно холмистая. Вдалеке виднелись крепостные стены и красная крыша замка. Там жили когда-то доблестные рыцари и вели интересную и опасную жизнь, полную яростных битв.

Теперь в замке живут их честные и серьёзные потомки. Они ходят по тесным коридорам, карабкаются по узким винтовым лестницам. Они едят вкусные обеды в парадной зале, где на стенах ещё висят железные доспехи. Та далёкая эпоха кажется этим людям ужасной и безобразной, а собственная пресная жизнь – прекрасной. (118)

Мягкий знак после шипящих

СТАРЫЙ ДОМ.

Мы с другом пошли на соседнюю пустошь. Там стоит старый дом. Его обвивает густой плющ. Рядом болото, растёт камыш. Пробираясь к дому, можно выпачкаться, но это мелочь.

Вот и старый дом. Внутри прохлада и тишь. Мы чувствуем лёгкую дрожь. От стены отвалился кирпич, и образовалась брешь. В доме царит полумрак.

Из-под наших ног выскакивает мышь. Обходим первый этаж. Везде пыль, грязь. Я нашёл на полу какую-то вещь. Это старая потёртая брошь. Мой друг поднял с полу ржавый ключ. Поднимаемся по лестнице на второй этаж. Раньше здесь царила роскошь. А сейчас полный ералаш. Всё переломано, лежит рваный плюш, ржавый нож и сломанная конская упряжь. Мы глядим через окно на окружающий дом пейзаж. (115)

Грамматическое задание

1. Выписать два слова мужского рода с шипящей на конце.

2. Во втором предложении подчеркнуть основу предложения.

ЦАРЕВИЧ И КОРОЛЕВИЧ.

Поехал Иван-царевич на поиски приключений. Надоела ему роскошь дворцовая. Прицепил к поясу меч, сел на лошадь. Царь вышел на лестницу попрощаться с сыном. Трубач на крепостной стене сыграл торжественный марш. Страж ворот опустил перекидной мост. Дорога идёт через поля. Вокруг пшеница, рожь.

Долго ли, коротко ли ехал Иван. Вот навстречу ему королевич из соседнего королевства. Витязь хоть куда, усач, крепыш. Решили богатыри вместе ехать.

Друзья заехали в глушь. Спустилась ночь. Окружающий пейзаж погрузился во тьму. Пора отдохнуть. Выбрали небольшую пустошь. Рядом чернеет пруд, шумит камыш. Деревья на берегу обвил плющ. Друзья нашли шалаш и залезли в него. У царевича с собой корж и калач. Королевич достал лаваш. Вот и весь их багаж. Рядом из земли бил ключ. Набрали воды. (123)

Грамматическое задание

1. Выписать два слова женского рода с шипящей на конце.

2. Из диктанта выписать слово с непроизносимой согласной.

Повторение

В ЗАПОВЕДНИКЕ.

Газетчик решил съездить в заповедник и сделать репортаж. Он сел на свой «Москвич» и поехал. Подъехал к избушке, вышел из машины. Какая вокруг тишь! Вот растёт ландыш, а вон летит стриж. Журналист вошёл в сторожку. Сторож был его друг.

Хозяин поставил в печь чугунок, разогрел борщ и гуляш. Достал нож, нарезал лаваш. К чаю – корж и калач. Журналист попросил показать ему заповедник. О чём речь? Гость принёс из машины багаж. Сторож надел плащ и запер дверь на ключ. С собой старик прихватил ружьё.

Друзья прошли небольшую пустошь и зашагали по лесной тропинке в самую глушь. На коряге лежит малыш уж. То и дело перед ними пробегала мышь. В кустах шуршит ёж. Из кустов послышался рёв и появился медведь. Журналиста пробила дрожь. Но сторож не растерялся и выстрелил в воздух. Зверь испугался выстрела и убежал. (136)

РЫБАК.

Старый врач встал рано утром и пошёл на рыбалку. Ночь была прохладной. Врача охватила лёгкая дрожь. Он быстро зашагал через пустошь к речке. Дорожка шла мимо избушки, где жил сторож. Из трубы валил дым. Сторож топил печь.

Вот и речка. Врач пришёл на песчаный пляж. У берега рос камыш. В камыше лежала лодка. В ней была течь. Врач присел на кирпич, нацепил на крючок хлебный мякиш и закинул удочку. На другом берегу реки открывался чудесный пейзаж. На поле колыхалась рожь, вдалеке чернел лес. Какая вокруг тишь!

Вдруг врач услышал человеческую речь. К нему шли соседи – скрипач, его дочь и её муж. Молодёжь стала купаться, а скрипач присел рядом с врачом. Как улов? Так, мелочь. Один лещ. (117)

ВЕЧЕРОМ.

Мой друг позвал меня на футбольный матч, но я не смог пойти. Я делал чертёж для завтрашнего урока черчения. Этот урок у нас ведёт завуч. Передо мной на столе стояла тушь. В руке я держал карандаш. У меня получалась неплохая вещь! Я встал, взял нож, разрезал пополам калач и съел половинку.

По телевизору передавали репортаж с футбольного матча. Намного лучше смотреть футбол дома. Просто роскошь! Наши взяли мяч, пробили брешь в обороне соперников и атакуют ворота. Какая чушь! Промахнуться с такого близкого расстояния. На поле начался полный ералаш.

Кто-то вставил в дверь ключ. Меня пробила дрожь. Но это были мои родители. Мама пошла в душ, а папа снял обувь и плащ и сел рядом со мной. (118)

НОЧНАЯ ПРОГУЛКА.

Врач приехал к больному. Он отпустил экипаж, сказав, что вернётся домой пешком. Весь багаж врача состоял из маленького докторского чемоданчика. Через час осмотр больного был закончен. Врач съел борщ и гуляш, которыми его угостили, и зашагал к дому. Сторож запер за ним дверь на ключ.

Приближалась ночь. Луна выкатилась на небо, как сверкающий серебряный мяч. Небесный охотник Орион сжимал в руке звёздный меч. Стремительный Возничий взметнул свой мерцающий бич над головами огненных лошадей. Какая роскошь! А какая вокруг тишь! Еле слышно шелестит от лёгкого ветерка рожь, шумит камыш вокруг маленького болотца. Чудесный ночной пейзаж.

Врач взглянул на часы. Уже полночь. Осталось ещё пройти пустошь, а там будет дом. Вот и он. На крыльце дочь ждёт отца. (118)

iknigi.net