Прочитайте текст и выполните задания A24, A25 и А18.На месте каких цифр должны быть знаки препинания? Я подумал(1) что(2) если в сию решительную минуту не переспорю старика(3) то уже впоследствии трудно будет мне освобождаться от его опеки. 1) 1 2)1, 3 3)1,2,3 А19.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Поздней осенью очень быстро темнело(1) и(2) когда сумерки уже зарождались под неприветливым небом(3)то треск ветвей и шорох капель стали особенно отчетливо слышны(4) потому что все остальное замерло и заснуло. 1) 1, 3, 4 2)1,2,3,4 3)2,3, 4 А20.В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Вступая в лес, который тянется на несколько сот километров, невольно испытываешь чувство некоторой робости. 2) В эту ночь, как нарочно, загорелись пустые сараи, которые принадлежали откупщикам. 3) Дорога, по которой мы шли, напоминала старую лесную тропу. Дорога по которой мы шли напоминала старую лесную тропу


Подготовка к ЕГЭ по русскому языку "Замена придаточного предложения причастным оборотом"

Разделы: Русский язык

Цель этой статьи – вполне конкретная – помочь ученикам, учителям лучше ориентироваться в пространстве заданий, связанных с частью А ЕГЭ по русскому языку. Это задание проверяет умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка. Звучит оно так: “В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?”

Задание впервые появилось в КИМах в 2006 году, и практика выполнения подобного рода заданий в школах имеется. Придаточные определительные достаточно легко можно заменить причастным оборотом, но всегда ли?

Ответу на данный вопрос и будет посвящена данная статья.

В задании, связанном с трансформацией сложноподчиненного предложения в простое, необходимо указать номер предложения, в котором придаточное можно заменить определение, выраженным причастным оборотом. Например: Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица. - Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, заставлявшим забывать некрасивость ее лица.

Замена придаточного предложения причастным оборотом
Замена возможна Замена невозможна
1. Союзное слово который в именительном падеже:

Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов. – Три тополя, росшие на краю поля, превратились в огромных великанов.

1.Союзное слово который в косвенном падеже (кроме винительного падежа без предлога и родительного падежа при глаголе с отрицанием):

Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

2. Союзное слово в винительном падеже без предлога:

Многие животные, которых истребляет человек, постепенно вымирают. - Многие животные, истребляемые человеком. человек, постепенно вымирают.

2. Союзное слово который + глагол в будущем времени:

Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории США.

3. Союзное слово который в родительном падеже падеже при глаголе с отрицанием:

Солнце, которого еще не скрыли тучи, казалось ярким. – Солнце, еще не скрытое тучами, казалось большим и ярким.

3. Союзное слово который + глагол в условном наклонении:

Доверься врачу, который приготовил бы тебе это лекарство.

4. Союзное слово который соотносится с сочетанием ТОТ (ТА, ТЕ, ТО) + существительное:

Дорога привела нас в тот глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной.

Тест

I вариант

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой. 2) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов. 3) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом. 4) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В гостиную входили из коридора, который заканчивался входом в кухню. 2) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность. 3) Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи. 4) Когда Никита один возвращался домой, высоко в небе стояла луна, которая освещала поля бледным синим светом. 

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Земля, которая показалась на горизонте, произвела на матросов неописуемое впечатление: все прыгали и кричали что-то бессвязное, восторженно ликующее. 2) Здесь начинался старинный графский парк, в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны. 3) Проток имел под водою свои собственные берега, обраставшие в летнее время густыми водяными травами, которые расстилались по водной поверхности. 4) Снег, который таял в черной воде озера, щекотал лицо и порошил серым дымом леса.

4. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории США. 2) Певцы, которые исполняли старинные цыганские песни, очень понравились Кротову. 3) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, которая взялась бог знает откуда, быстро продвигалась к нам. 4) Охотник вышел из леса на большое болото, которое в народе называлось Ведьминым.

5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Романы, которые пишет В. Пелевин, очень нравятся читателям. 2) Тропинка, которая соединялась с широкой, твердой, как камень, ослепительно белой дорогой, привела их к графскому парку. 3) В читальню вошел широкий, приземистый мужчина, который был одет в кучерский костюм и шляпу с павлиньими перьями. 4) В жесткой траве, которая была похожа не шерсть козы, цвели меж низких полыней лиловые низкие цветы. 

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В мусоре, который выбросили из комнаты, попалось несколько медных монет, сильно позеленевших. 2) Артисты, которые не были заняты в этот вечер, собрались в доме юбиляра и устроили настоящий праздник. 3) Почему я вижу звезды, которые так ярко светятся на черно-синем болгарском небе? 4) Однажды я прочитал статью, в которой описывалась история редкой марки.

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Старый князь, при котором жила Агафья, был большой любитель псовой охоты. 2) Я где-то читал, как по одной надписи, которая была вырезана на камне, ученые открыли жизнь целой страны. 3) Тут было много офицеров, которые отличились в боях. 4) Огромный олень, который величаво вышел на освещенную луной поляну, внезапно резко метнулся в ближайшие кусты ольшаника. 

8. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, который стоял при въезде. 2) Сам город выгодно отличается от своих собратий удивительной чистотой улиц, происходящей не столько от заботливости городского управления, сколько от песчаной почвы, на которой выстроен город. 3) Разъяренные мужики, которые не ожидали от барина такой неслыханной дерзости, схватились за рогатины. 4) Корабль стал похож на щепку, которая попала в течение реки.

9. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Темные лохматые облака, которые проплывали над нами, чем-то напоминали огромных небесных псов, догонявших невидимую добычу. 2) На коне сидел маленький золотой всадник, который взмахивал шашкой направо и налево всякий раз, когда часы били. 3) Карета свернула к большому пруду, который показался из-за высоких деревьев. 4) Хорош березовый лес и в те дни, про которые сказано: “то было раннею весною, в тени берез то было”, то есть когда разворачиваются на березе изумрудные листочки.

10. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В одном из окон показалось женское лицо, которое было похоже на тыкву хвостиком кверху. 2) Последние волны согретого солнцем тумана, который прятался по низинам, медленно таяли на наших глазах. 3) Незадолго до женитьбы барина, о котором ты ещё много услышишь, случилось вот какое происшествие. 4) Журавлиный клин, который показался вдалеке, привлек всеобщее внимание горожан: он был необычайно велик.

II вариант

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Подводчик Степка, на которого только теперь обратил внимание Егорушка, быстро разделся, сбежал вниз по крутому бережку и бултыхнулся в воду. 2) Синим было чистое небо, а золотистые холмы, которые раскинулись до самого горизонта, напоминали сказочную иллюстрацию из какой-то детской книжки. 3) Дорога привела нас в глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной. 4) На стене висели две длинные китайские картины из сильно потемневшей материи с вышитыми на ней пейзажами, которые изображали природу этой восточной страны.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Солнце уже опускалось за лес и бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. 2) Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли. кроме одной какой-то упрямой, которая чирикала монотонно, с промежутками. 3) За мрачной равниной мы попали в круглую впадину — зеленую, ровную котловину, которая была окружена синими, поразительно яркими горами. 4) С высоты мы увидели как на ладони большое село, в общей картине которого выделялись ровные ряды новых стандартных домиков под шифером, построенных, как видно, совсем недавно.

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Художников объединяет стремление к созданию русского национального искусства, которое опирается на народное творчество. 2) В Абрамцево был создан ряд замечательных произведений, которые составили славу русской живописи. 3) Навсегда, на всю жизнь я запомнил левую плоскость самолета “У-1”, на котором мы учились летать. 4) И по сей день Абрамцево служит источником вдохновения для художников, которые призваны украсить в дальнейшем своими именами страницы истории русской живописи.

4. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Ночью на деревьях сверкали небольшие лампочки, которые придавали сказочно-таинственный вид всему саду. 2) Они не вполне доверяли какому-то Ваське-председателю, который в тундровом совете считался главным специалистом по колхозным вопросам. 3) Ослепительно-белый айсберг, который проплывал мимо нашего крейсера, вдруг с гулким звуком резко наклонился набок. 4) Пригородный поезд, на который мы едва успели, вскоре весело мчал нас по солнечному белоствольному лесу к заветной рыбалке и ночному костру.

5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Двор был окружен крепкой и непомерно толстой деревянной решеткой, которую сделал мой дед. 2) В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. 3) Мечты о полетах в космос, которыми жили многие ученые прошлых столетий, осуществились лишь в двадцатом веке. 4) Это открытие дало возможность продолжить эксперимент, который давно прекратили.

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Доктор Луховицын, который считался постоянным врачом при цирке, велел Арбузову раздеться. 2) Мрачная сталинская эпоха, о которой написаны сотни различных произведений, в творчестве В. Шаламова выглядит особенно страшной. 3) Пробираясь к речонке, я нечаянно спугнул большую болотную сову, которая днем всегда прячется в травяном покрове. 4) Тягостное воспоминание, которое было связано с фронтовым ранением, мучило Сергея Петровича, заставляло вновь и вновь переживать события того рейда по тылам врага. 

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Олимпиада, которая начнется в 2008 году в Китае, снова будет праздником силы, красоты, мужества. 2) Казаков манила Сибирь, которая славилась неисчислимыми таежными и речными богатствами. 3) При барской усадьбе был большой пруд, который когда-то вырыли крепостные. 4) Большое кряжистое дерево, которое напоминало былинного богатыря, от удара молнии раскололось надвое, и по корявой коре стекали капли, похожие на слёзы.

8. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Доверься врачу, который приготовит тебе это лекарство. 2) Крупные капли дождя, которые резко стучали по верху кибитки, отзывались головной болью, мешали уснуть. 3) Прикрикнув на дочь, которая расшалилась не на шутку, Степанида тяжело опустилась на лавку и грустно покачала головой. 4) Здешнее лесничество, которое было создано в середине века, известно своими экологическими программами.

9. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В тени деревьев, которые растут у самой воды, спасаются от нестерпимой жары и слоны, и бегемоты, и львы. 2) Через несколько минут, в продолжение которых луч за лучом и счезли, зелёный свет зари сделался ярко-оранжевым, затем темно-красным. 3) Тур Хейердал, который путешествовал вокруг света вместе с Ю.Сенкевичем, был прекрасным рассказчиком. 4) Поэт Р. Рождественский, который тонко чувствовал жизнь во всем её проявлении, оставил нам удивительные стихи.

10. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Пугачевский бунт, о котором так интересно написал А.С.Пушкин в своей повести “Капитанская дочка”, по своим масштабам превзошел все предыдущие крестьянские войны. 2) Маленький зайчонок, который был найден ребятишками в лесу, быстро осмелел и прыгал по всему дому, выпрашивая морковку. 3) Боевой вылет эскадрильи, который был намечен на утро, пришлось отменить: ситуация на фронте изменилась. 4) Любовь к детям, которая окрыляла старую женщину, давала ей силу жить и надеяться на скорую встречу с ними.

Ключ

I вариант II вариант
№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ 1 3 2 1 1 4 1 2 4 3 1 4 3 4 3 2 1 1 2 1

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Прочитайте текст и выполните задания A24, A25 и А18.На месте каких цифр должны быть знаки препинания? Я подумал(1) что(2) если в сию решительную минуту не переспорю старика(3) то уже впоследствии трудно будет мне освобождаться от его опеки. 1) 1 2)1, 3 3)1,2,3 А19.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Поздней осенью очень быстро темнело(1) и(2) когда сумерки уже зарождались под неприветливым небом(3)то треск ветвей и шорох капель стали особенно отчетливо слышны(4) потому что все остальное замерло и заснуло. 1) 1, 3, 4 2)1,2,3,4 3)2,3, 4 А20.В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Вступая в лес, который тянется на несколько сот километров, невольно испытываешь чувство некоторой робости. 2) В эту ночь, как нарочно, загорелись пустые сараи, которые принадлежали откупщикам. 3) Дорога, по которой мы шли, напоминала старую лесную тропу.

Прочитайте текст и выполните задания A24, A25 и А18.На месте каких цифр должны быть знаки препинания? Я подумал(1) что(2) если в сию решительную минуту не переспорю старика(3) то уже впоследствии трудно будет мне освобождаться от его опеки. 1) 1 2)1, 3 3)1,2,3 А19.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Поздней осенью очень быстро темнело(1) и(2) когда сумерки уже зарождались под неприветливым небом(3)то треск ветвей и шорох капель стали особенно отчетливо слышны(4) потому что все остальное замерло и заснуло. 1) 1, 3, 4 2)1,2,3,4 3)2,3, 4 А20.В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Вступая в лес, который тянется на несколько сот километров, невольно испытываешь чувство некоторой робости. 2) В эту ночь, как нарочно, загорелись пустые сараи, которые принадлежали откупщикам. 3) Дорога, по которой мы шли, напоминала старую лесную тропу.

gramotey.com

Москва Вступительное испытание по русскому языку. Вариант 1

Транскрипт

1

2 Москва 2015 Вступительное испытание по русскому языку Вариант 1 При выполнении заданий в бланке ответов рядом с номером выполняемого вами задания (1 25) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. 1. Значение какого слова меняется в зависимости от места ударения? 1) атлас 2) низина 3) оптовый 2. Какое слово имеет значение «исполненный трудностей, страданий, тяжелых переживаний»? 1) тернистый 2) вакантный 3) скорбный 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) несколько килограмм яблок 2) нашествие варваров 3) две пары резиновых сапог 4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Благословляя своего избавителя, 1) изменения к лучшему произошли в Галиче, из которого бежали венгры и поляки. 2) жителями города было сделано много для его защиты. 3) жители Галича называли Мстислава Храброго Красным Солнышком. 5. Укажите предложение с синтаксической ошибкой. 1) Старинный ритуал надеть кольцо в день бракосочетания означает желание и обязанность жить в мире и согласии со своим избранником. 2) Многие дети говорят, что новый учитель более понятнее объясняет. 3) Согласно инструкции решено направить бракованный аппарат в отдел контроля. 6. В каком слове пишется «нн»? 1) балова..ый ребенок 2) моще..ая дорога 3)конче..ый человек

3 7. В каком ряду в каждом слове пропущена буква «е»? 1)св..тилище, оч..рк, гр..чанка 2) гр..маса, д..ковинка, расст..лить 3) д..шевле, бисс..ктриса, бракосоч..тание 8. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется «ъ»? 1) в..ехать, суб..ект, под..язычный 2) с..езд, в..юга, меж..издательский 3) с..емка, по..ездка, пред..юбилейный 9. В каком варианте ответа, пропущена буква «и»? 1) затм..вать2) буш..вать 3) прислуж..вать 10. В каком слове пишется «е»? 1) вин..ватый 2) ноздр..ватый 3) век..вой 11. На месте какой (-их) цифры (цифр) пишется «ни»? Дед уже давно н..(1) читал н..(2) книг, н..(3) газет и н..(4)с кем н..(5) обсуждал события общественной жизни. 1) 1,5 2)2, 3, 4 3)2,3 12. В каком ряду все слова пишутся слитно? 1) работать (без)устали, найти (на)ощупь, сидеть (по)турецки 2) ударить (с)размаху, ответить (с)ходу, говорить (по)английски 3) броситься (в)рассыпную, яйцо (в)крутую, освободили (в)чистую 13. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Грозно зашумели уже сбросившие листву деревья и над ними по хмурому небу промчались клочки серых туч. 1) Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая не нужна. 2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом «и» нужна запятая. 3) Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» нужна запятая. 14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Плюшкин(1) севши в кресло(2) и (3) взявши в руки перо(4) долго еще ворочал на все стороны четверку.

4 1) 1,2,3,4 2)1,3,4 3)1, В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Дождь прошел (1) однако (2) грибов не было. Саня (3) однако (4) и не думал уходить так скоро. 1) 1,2,3,4 2)1, 3 3)1, 3, На месте каких цифр должны быть знаки препинания? Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость(1) и страдания людские(2) смех(3) и слезы(4) любовь(5) и гнев. 1) 1,2,3,4,5 2)1,3,5 3)2, Как объяснить постановку тире в данном предложении? Ввысь взлетел сокол жмется уж к земле. 1)Вторая часть бессоюзного сложного, предложения дополняет, раскрывает содержание первой части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит резкое противопоставление содержанию первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 18. На месте каких цифр должны быть знаки препинания? Я подумал(1) что(2) если в сию решительную минуту не переспорю старика(3) то уже впоследствии трудно будет мне освобождаться от его опеки. 1) 1 2)1, 3 3)1,2,3 19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Поздней осенью очень быстро темнело(1) и(2) когда сумерки уже зарождались под неприветливым небом(3)то треск ветвей и шорох капель стали особенно отчетливо слышны(4) потому что все остальное замерло и заснуло. 1) 1, 3, 4 2)1,2,3,4 3)2,3, В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

5 1) Вступая в лес, который тянется на несколько сот километров, невольно испытываешь чувство некоторой робости. 2) В эту ночь, как нарочно, загорелись пустые сараи, которые принадлежали откупщикам. 3) Дорога, по которой мы шли, напоминала старую лесную тропу. Прочитайте текст и выполните задания 21 А25. (1)... (2) Он называется лазерный оптико-акустический томограф, а применять его будут для обследования новообразований в молочных железах. (3) Прибор излучением одной длины волны помогает найти в груди пациентки неоднородность размером со спичечную головку, а другой определить, доброкачественное это новообразование или нет. (4) При поразительной точности метода процедура совершенно безболезненна и занимает всего несколько минут, (5)... лазер заставляет опухоль петь, а акустический микроскоп по звуку находит и определяет по тембру звучания ее природу. 21. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте? 1) В основе прибора сразу два метода. 2) Работу авторам удалось осуществить благодаря поддержке РФФИ. 3) Уникальный прибор сконструировали физики из Международного научноучебного лазерного центра МГУ им. М. В. Ломоносова. 22. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении? 1) Прежде всего 2) Образно говоря 3) Кроме того 23. Какие слова являются грамматической основой в четвертом (4) предложении текста? 1) процедура совершенно безболезненна 2) процедура занимает несколько минут 3) процедура занимает 24. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

6 1) сложное, с бессоюзной и союзной сочинительной связью 2) сложносочиненное 3) сложное бессоюзное 25. Укажите правильную морфологическую характеристику слова «это» из третьего (3) предложения текста. 1) личное местоимение 2) указательное местоимение 3) определительное местоимение

7 Вступительное испытание по русскому языку Вариант 2 1. В каком слове ударение падает на первый слог? 1) диспансер 2) браковщик 3) туфля 2. Укажите предложение, в котором произошло смешение паронимов «желанный» и «желательный». 1) Это был желанный ребенок, любимый всеми и оберегаемый от всяческих проблем. 2) Я свято верил в удачу, но почему-то желанное будущее все не наступало. 3) В ходе исследования ученые добились желанных для научной группы результатов, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. 3. Укажите предложение, в котором нарушена морфологическая норма. 1) Образ святых в золоченых рамках, полумрак, ни с чем не сравнимый запах, атмосфера умиротворения вот, что манило ее в храм. 2) В детстве в пионерском лагере мы менялись с польскими ровесниками: мы им дарили матрешек, они нам брелоки. 3) На совещание приглашены ректора московских вузов. 4. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен? Немного отдохнув, 1) мы двинулись в обратный путь. 2) следует вернуться к упражнениям. 3) мысли лучше идут на ум. 5. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1) Попробуйте сами сформулировать тему сочинения. 2) Приехав с Москвы, он долго рассказывал об особенностях столичной жизни. 3) Солдат не скоро перестал тосковать по семье, помогли успокоиться только частые письма родителей.

8 6. В каком слове пишется НН? 1) ветре..ый 2) гости..ица 3)деревя..ый 7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная, проверяемая ударением гласная корня? 1) ур..вновешенный, п..скарь, уг..монить 2) сногсш..бательный, р..веть, од..лжить 3) осм..леть, ос..нить, доск..нально 8. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? 1) н..именьший, пр..воверный, с..творить 2) неот..емлемая часть, меж..языковой, порт..ера 3) измерительный пр..бор, пр..дать правильные черты, пр..казать 9. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква «и»? 1) дела..шь чертеж, сопровожда..мый в порт корабль 2) верт..шь колесо, независ..мый театр 3) подавля..мый бунт, он кле..т 10. В каком слове пишется «е»? 1) потерявшийся волч..нок 2) размеж..вка участка 3) плохонькая рубаш..нка 11. В каком предложении «не» со словом пишется слитно? 1) Отдыхающие далеко (не)плохо провели время на побережье. 2) Путешественники выбрали (не)пригодное для отдыха место. 3) (Не)легкая, а тяжелая работа сразу отвлекла писателя от грустных мыслей. 12. В какой строке все слова пишутся слитно? 1) (в)потьмах плохо видно, расстаться (на)веки 2) (в)высь небесную, всматриваться (в)даль 3) (от)роду не знал, пришел (во)время

9 13. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) Кататься на коньках вот мое хобби. 2) Хорошее образование есть первое условие профессионализма. 3)Учение о подготовке и произнесении публичной речи риторика. 14. На месте каких цифр должны быть запятые? Маленькая статуя мадонны с почти детским лицом(1) и красным сердцем на груди(2) пронзенным мечами(3)выглядывала из ветвей. 1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3)2, На месте каких цифр должны быть запятые? Это место(1) казалось ему(2) лучше всего подходит для прогулок. Ему казалось (3) невозможным принять это приглашение. 1) 3 2) 1 3)1, Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) После каждой поездки в командировку у писателя появлялись то новые рассказы то повести то просто короткие записи в дневнике. 2) Результаты эксперимента интересуют как российских так и зарубежных исследователей. 3) Прямая и широкая улица простиралась от нового и светлого района к морю. 17. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Все: деревья, мельница, крестьянские избы было после осенних дождей мокрым и грязным. 1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. 18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Ученик (1) настроение (2) которого(3) в большинстве случаев создается обстановкой(4) должен видеть перед собой в учебном заведении только прекрасное, высокое и изящное. 1) 1,3,4 2)2,3, 4 3)1, В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

10 Вдруг режущим светом сверкнула яркая молния(1)и(2) когда резким грохотом рассыпался первый удар(3)то с неба точно обрушилась огромная гора(4)что тотчас придавила все живое к земле. 1) 1, 2, 3, 4 2)2, 3, 4 3)1, 3, В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болота и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными валами. 2) На собрание прибыли все делегаты, за исключением двух, которые отсутствовали по болезни. 3) Дорога, по которой мы часто гуляли в детстве, вся заросла высокой травой. Прочитайте текст и выполните задания 21 А25. (1)... (2)... в атомной промышленности, но и в повседневной жизни, с непрофессионалами. (3) Врачам, к которым поступают пациенты с признаками лучевого поражения, бывают нужны ответы на конкретные вопросы: какую дозу получил данный человек, как она распределяется по телу? (4)От этого зависят и прогноз, и стратегия лечения. (5) Ответы ищет ретроспективная дозиметрия область радиационной физики, которая определяет дозу «от противного»: по тем изменениям, которые ионизирующее излучение производит в живом и неживом веществе. 21. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте? 1) Для реконструкции доз применяют различные методы: расчетный, активационный, биодозиметрический. 2) Плохо, если человек получает опасную дозу ионизирующего излучения, да еще не имея при себе дозиметра, и, тем не менее, такие случаи происходят. 3) Один из наиболее мощных методов ЭПР-дозиметрия основан на анализе спектров электронного парамагнитного резонанса (ЭПР) облученных материалов.

11 22. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении? 1) Не только 2) Кроме того 3) Так как 23. Какие слова являются грамматической основой в четвертом (4) предложении текста? 1) зависят и прогноз, и стратегия 2) зависят стратегия лечения 3) зависят от этого 24. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста. 1) сложное, с бессоюзной и союзной сочинительной связью 2) сложносочиненное 3) сложное, с союзной подчинительной связью 25. Укажите правильную морфологическую характеристику слова «этого» из четвертого (4) предложения текста. 1) указательное местоимение 2) определительное местоимение 3) вопросительное местоимение

12 Ответы на тест Вариант Вариант

docplayer.ru

А1. Значение какого слова меняется в зависимости от места... -reshimne.ru

1) балова..ый ребенок 2) моще..ая дорога 3)конче..ый человек

А7. В каком ряду в каждом слове пропущена буква «е»?

1)св..тилище, оч..рк, гр..чанка

2) гр..маса, д..ковинка, расст..лить

3) д..шевле, бисс..ктриса, бракосоч..тание

А8. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется «ъ»?

1) в..ехать, суб..ект, под..язычный

2) с..езд, в..юга, меж..издательский

3) с..емка, по..ездка, пред..юбилейный

А9. В каком варианте ответа, пропущена буква «и»?1) затм..вать 2) буш..вать 3) прислуж..ватьА10. В каком слове пишется «е»?1) вин..ватый 2) ноздр..ватый 3) век..войА11. На месте какой (-их) цифры (цифр) пишется «ни»?Дед уже давно н..(1) читал н..(2) книг, н..(3) газет и н..(4)с кем н..(5) обсуждал события общественной жизни.1) 1,5 2)2, 3, 4 3)2,3А12. В каком ряду все слова пишутся слитно?1) работать (без)устали, найти (на)ощупь, сидеть (по)турецки2) ударить (с)размаху, ответить (с)ходу, говорить (по)английски3) броситься (в)рассыпную, яйцо (в)крутую, освободили (в)чистуюА13. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:Грозно зашумели уже сбросившие листву деревья и над ними по хмурому небу промчались клочки серых туч.1) Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая не нужна.2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом «и» нужна запятая.3) Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» нужна запятая.А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?Плюшкин(1) севши в кресло(2) и (3) взявши в руки перо(4) долго еще ворочал на все стороны четверку.1) 1,2,3,4 2)1,3,4 3)1, 4А15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?Дождь прошел (1) однако (2) грибов не было.Саня (3) однако (4) и не думал уходить так скоро.1) 1,2,3,4 2)1, 3 3)1, 3, 4А16. На месте каких цифр должны быть знаки препинания?Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость(1) и страдания людские(2) смех(3) и слезы(4) любовь(5) и гнев.1) 1,2,3,4,5 2)1,3,5 3)2, 4А17. Как объяснить постановку тире в данном предложении?Ввысь взлетел сокол — жмется уж к земле.1)Вторая часть бессоюзного сложного, предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит резкое противопоставление содержанию первой части.3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.А18. На месте каких цифр должны быть знаки препинания?Я подумал(1) что(2) если в сию решительную минуту не переспорю старика(3) то уже впоследствии трудно будет мне освобождаться от его опеки.1) 1 2)1, 3 3)1,2,3А19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Поздней осенью очень быстро темнело(1) и(2) когда сумерки уже зарождались под неприветливым небом(3)то треск ветвей и шорох капель стали особенно отчетливо слышны(4) потому что все остальное замерло и заснуло.1) 1, 3, 4 2)1,2,3,4 3)2,3, 4А20. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?1) Вступая в лес, который тянется на несколько сот километров, невольно испытываешь чувство некоторой робости.2) В эту ночь, как нарочно, загорелись пустые сараи, которые принадлежали откупщикам.3) Дорога, по которой мы шли, напоминала старую лесную тропу.

reshimne.ru

Грозно зашумели уже сбросившие листву деревья и над ними по хмурому небу промчались клочки серых туч. 1) Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая не нужна. 2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом «и» нужна запятая. 3) Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» нужна запятая. А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Плюшкин(1) севши в кресло(2) и (3) взявши в руки перо(4) долго еще ворочал на все стороны четверку. 1) 1,2,3,4 2)1,3,4 3)1, 4 А15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Дождь прошел (1) однако (2) грибов не было. Саня (3) однако (4) и не думал уходить так скоро. 1) 1,2,3,4 2)1, 3 3)1, 3, 4 А16. На месте каких цифр должны быть знаки препинания? Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость(1) и страдания людские(2) смех(3) и слезы(4) любовь(5) и гнев. 1) 1,2,3,4,5 2)1,3,5 3)2, 4 А17. Как объяснить постановку тире в данном предложении? Ввысь взлетел сокол — жмется уж к земле. 1)Вторая часть бессоюзного сложного, предложения дополняет, раскрывает содержание первой части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит резкое противопоставление содержанию первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. А18. На месте каких цифр должны быть знаки препинания? Я подумал(1) что(2) если в сию решительную минуту не переспорю старика(3) то уже впоследствии трудно будет мне освобождаться от его опеки. 1) 1 2)1, 3 3)1,2,3 А19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Поздней осенью очень быстро темнело(1) и(2) когда сумерки уже зарождались под неприветливым небом(3)то треск ветвей и шорох капель стали особенно отчетливо слышны(4) потому что все остальное замерло и заснуло. 1) 1, 3, 4 2)1,2,3,4 3)2,3, 4 А20. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Вступая в лес, который тянется на несколько сот километров, невольно испытываешь чувство некоторой робости. 2) В эту ночь, как нарочно, загорелись пустые сараи, которые принадлежали откупщикам. 3) Дорога, по которой мы шли, напоминала старую лесную тропу.

А1. Значение какого слова меняется в зависимости от места ударения? 1) атлас 2) низина 3) оптовый А2. Какое слово имеет значение «исполненный трудностей, страданий, тяжелых переживаний»? 1) тернистый 2) вакантный 3) скорбный А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) несколько килограмм яблок 2) нашествие варваров 3) две пары резиновых сапог А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Благословляя своего избавителя, 1) изменения к лучшему произошли в Галиче, из которого бежали венгры и поляки. 2) жителями города было сделано много для его защиты. 3) жители Галича называли Мстислава Храброго Красным Солнышком. А5. Укажите предложение с синтаксической ошибкой. 1) Старинный ритуал — надеть кольцо в день бракосочетания — означает желание и обязанность жить в мире и согласии со своим избранником. 2) Многие дети говорят, что новый учитель более понятнее объясняет. 3) Согласно инструкции решено направить бракованный аппарат в отдел контроля. А6. В каком слове пишется «нн»? 1) балова..ый ребенок 2) моще..ая дорога 3)конче..ый человек А7. В каком ряду в каждом слове пропущена буква «е»? 1)св..тилище, оч..рк, гр..чанка 2) гр..маса, д..ковинка, расст..лить 3) д..шевле, бисс..ктриса, бракосоч..тание А8. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется «ъ»? 1) в..ехать, суб..ект, под..язычный 2) с..езд, в..юга, меж..издательский 3) с..емка, по..ездка, пред..юбилейный А9. В каком варианте ответа, пропущена буква «и»? 1) затм..вать 2) буш..вать 3) прислуж..вать А10. В каком слове пишется «е»? 1) вин..ватый 2) ноздр..ватый 3) век..вой А11. На месте какой (-их) цифры (цифр) пишется «ни»? Дед уже давно н..(1) читал н..(2) книг, н..(3) газет и н..(4)с кем н..(5) обсуждал события общественной жизни. 1) 1,5 2)2, 3, 4 3)2,3 А12. В каком ряду все слова пишутся слитно? 1) работать (без)устали, найти (на)ощупь, сидеть (по)турецки 2) ударить (с)размаху, ответить (с)ходу, говорить (по)английски 3) броситься (в)рассыпную, яйцо (в)крутую, освободили (в)чистую А13. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Грозно зашумели уже сбросившие листву деревья и над ними по хмурому небу промчались клочки серых туч. 1) Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая не нужна. 2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом «и» нужна запятая. 3) Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» нужна запятая. А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Плюшкин(1) севши в кресло(2) и (3) взявши в руки перо(4) долго еще ворочал на все стороны четверку. 1) 1,2,3,4 2)1,3,4 3)1, 4 А15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Дождь прошел (1) однако (2) грибов не было. Саня (3) однако (4) и не думал уходить так скоро. 1) 1,2,3,4 2)1, 3 3)1, 3, 4 А16. На месте каких цифр должны быть знаки препинания? Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость(1) и страдания людские(2) смех(3) и слезы(4) любовь(5) и гнев. 1) 1,2,3,4,5 2)1,3,5 3)2, 4 А17. Как объяснить постановку тире в данном предложении? Ввысь взлетел сокол — жмется уж к земле. 1)Вторая часть бессоюзного сложного, предложения дополняет, раскрывает содержание первой части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит резкое противопоставление содержанию первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. А18. На месте каких цифр должны быть знаки препинания? Я подумал(1) что(2) если в сию решительную минуту не переспорю старика(3) то уже впоследствии трудно будет мне освобождаться от его опеки. 1) 1 2)1, 3 3)1,2,3 А19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Поздней осенью очень быстро темнело(1) и(2) когда сумерки уже зарождались под неприветливым небом(3)то треск ветвей и шорох капель стали особенно отчетливо слышны(4) потому что все остальное замерло и заснуло. 1) 1, 3, 4 2)1,2,3,4 3)2,3, 4 А20. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Вступая в лес, который тянется на несколько сот километров, невольно испытываешь чувство некоторой робости. 2) В эту ночь, как нарочно, загорелись пустые сараи, которые принадлежали откупщикам. 3) Дорога, по которой мы шли, напоминала старую лесную тропу.

gramotey.com

Пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. 9-й класс

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4) Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

– (6) Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: я не мог оторваться!- восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

(8)В это время в класс вошёл мой сосед по парте – Колька Бабушкин. (9) Носатый, долговязый, нескладный.(10) У него не было отца.(11) Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей.(12)Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

(13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14) Он поставил изжёванный дермантиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу.(15)Она лежала на его половине парты. (16) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.

– (17)Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. (18) Я от возмущения разинул рот.

(19) Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась у него на лице. (20) Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

– (21) Спасибо за подарок!

– (22)Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.

(23)Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. (24) Все засмеялись. (25) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

– (26) Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…

(27)Тридцать лет прошло с тех пор. (28)Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (29) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

(30) А эта книга… (31) Колёк,да я отдал бы за тебя всю библиотеку! (32) Да мы всё бы тебе отдали… (33) Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (34) Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что ты можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

(По В.Дроганову)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

В каком предложении придаточную часть спп нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

А26

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1.Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болото и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными валами.

2.Около дома был небольшой огород, на котором росли брюква, салат и лук.

3.По темному небу, которое было усеяно тысячами звезд, вспыхивали едва уловимые зарницы.

4.Тигр, который обитает в Уссурийском крае. Крупнее своего индийского собрата.

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1.Хретет, по которому мы теперь шли, состоял из ряда голых вершин.

2.Кругом в лесу и на поле стояла тишина, которую нарушает только однообразное жужжание комаров.

3.Енотовидная собака – животное, которое занимает среднее место между собаками, куницами и енотами.

4.Проводник молча указал на клочья тумана, которые появились в городах.

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1.Всем было хорошо известно, какой спортсмен сможет добиться хороших результатов.

2.Мы остановились у первой же реки, которую встретили на пути.

3.Впереди расстилалась большая болотистая равнина. Которая была покрыта изжелта-бурой травой.

4.Луна, которая появилась из-за облаков, осветила бледным светом окрестность.

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1.Большое дерево, которое лежало на земле, загородило нам путь.

2.Вступая в лес, который тянется на несколько сот километров, невольно испытываешь чувство некоторой робости.

3.Мы еще издали услышали глухой шум, который незаметно приближался к нам.

4.Дорога, по которой мы часто гуляли в детстве, вся заросла высокой травой.

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1.Я не могла сразу найти такого человека, который бы смог проводить меня до ближайшего города.

2.В свете луны стоял сад, который был засыпан цветами мокрого снега.

3.Чайки, которые каждое утро летали над морем плавно махая крыльями, опускались на воду.

4.На собрание прибыли все делегаты, за исключением двух, которые отсутствовали по болезни.

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1.Он относился именно к тем людям, которым хочется помочь.

2.Нас заинтересовал тот домик, который стоял на самой окраине.

3.В эту ночь, как нарочно, загорелись пустые сараи, которые принадлежали откупщикам.

4.В одной из комнат я нашел молодого парня, который разбирал за столом бумаги.

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1.Очень богат русский язык словами, которые относятся к временам года и к природным явлениям…

2.Я время от времени поглядывала на светлый квадрат солнца, который падал на лестницу и казался мне ослепительным из глубины темноватого склада.

3.Около дома мы увидели сад, в котором, как мне казалось, росли все знакомые мне цветы.

4. «Гелиотроп» напоминал начищенный кирпичом до яркого блеска бокастый дымящийся самовар, который болтается на невысоких волнах мелкого моря.

^

1.Они придавали всему пейзажу облик старинного крепостного района, который засыпан вросшими в землю ядрами.

2.В скалах, которые заросли оранжевыми лишаями, гнездились дикие голуби.

3.Сосны, которые посадил дед, давно превратились в могучие деревья.

4.Дорога, по которой мы шли, напоминала старую лесную тропу.

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1.Шум моря, который доносился снизу, говорил о покое.

2.Пастух, который подошел к нашему костру, оказался старым знакомым.

3.Мы плыли в тумане, который закрывал берег и море.

4.Небо, по которому плыли тяжелые темные тучи, мрачно нависало над нами.

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1.Болото было покрыто тонкой коркой льда, на которую опускались последние осенние листья.

2.Часы, которые он проводил с молодежью, были для Павла зарядкой бодрости.

3.Бабочки, которых привлекал свет лампы, кружились около фонаря.

4.Путешественника, который впервые отправляется в центральные районы Тянь-Шаня, изумляют прекрасные дороги.

ignorik.ru