«Представление» И. Бродский. Входит пушкин в летном шлеме в тонких пальцах папироса
«Представление» И. Бродский - читать, анализ стихотворения
«Представление» Иосиф Бродский
Михаилу Николаеву
Председатель Совнаркома, Наркомпроса, Мининдела!Эта местность мне знакома, как окраина Китая!Эта личность мне знакома! Знак допроса вместотела.Многоточие шинели. Вместо мозга — запятая.Вместо горла — темный вечер. Вместо буркал — знакделенья.Вот и вышел человечек, представитель населенья.Вот и вышел гражданин,достающий из штанин.
«А почем та радиола?»«Кто такой Савонарола?»«Вероятно, сокращенье».«Где сортир, прошу прощенья?»
Входит Пушкин в летном шлеме, в тонких пальцах —папироса.В чистом поле мчится скорый с одиноким пассажиром.И нарезанные косо, как полтавская, колесас выковыренным под Гдовом пальцем стрелочникажироможивляют скатерть снега, полустанки и развилкиобдавая содержимым опрокинутой бутылки.Прячась в логово своеволки воют «E-мое».
«Жизнь — она как лотерея».«Вышла замуж за еврея».«Довели страну до ручки».«Дай червонец до получки».
Входит Гоголь в бескозырке, рядом с ним —меццо-сопрано.В продуктовом — кот наплакал; бродят крысы,бакалея.Пряча твердый рог в каракуль, некто в брюкахиз баранапревращается в тирана на трибуне мавзолея.Говорят лихие люди, что внутри, разочарованпод конец, как фиш на блюде, труп лежитнафарширован.Хорошо, утратив речь,Встать с винтовкой гроб стеречь.
«Не смотри в глаза мне, дева:все равно пойдешь налево».«У попа была собака».«Оба умерли от рака».
Входит Лев Толстой в пижаме, всюду — ЯснаяПоляна.(Бродят парубки с ножами, пахнет шипромс комсомолом.)Он — предшественник Тарзана: самописка —как лиана,взад-вперед летают ядра над французскимчастоколом.Се — великий сын России, хоть и правящего класса!Муж, чьи правнуки босые тоже редко видят мясо.Чудо-юдо: нежный графПревратился в книжный шкаф!
«Приучил ее к минету».«Что за шум, а драки нету?»«Крыл последними словами».«Кто последний? Я за вами».
Входит пара Александров под конвоем Николаши.Говорят «Какая лажа» или «Сладкое повидло».По Европе бродят нары в тщетных поисках параши,натыкаясь повсеместно на застенчивое быдло.Размышляя о причале, по волнам плывет «Аврора»,чтобы выпалить в начале непрерывного террора.Ой ты, участь корабля:скажешь «пли!» — ответят «бля!»
«Сочетался с нею браком».«Все равно поставлю раком».«Эх, Цусима-Хиросима!Жить совсем невыносимо».
Входят Герцен с Огаревым, воробьи щебечутв рощах.Что звучит в момент обхвата как наречие чужбины.Лучший вид на этот город — если сестьв бомбардировщик.Глянь — набрякшие, как вата из нескромныяложбины,размножаясь без резона, тучи льнут к архитектуре.Кремль маячит, точно зона; говорят, в миниатюре.Ветер свищет. Выпь кричит.Дятел ворону стучит.
«Говорят, открылся Пленум».«Врезал ей меж глаз поленом».«Над арабской мирной хатойгордо реет жид пархатый».
Входит Сталин с Джугашвили, между ними вышлассора.Быстро целятся друг в друга, нажимают на собачку,и дымящаяся трубка… Так, по мысли режиссера,и погиб Отец Народов, в день выкуривавший пачку.И стоят хребты Кавказа как в почетном карауле.Из коричневого глаза бьет ключом Напареули.Друг-кунак вонзает клыкв недоеденный шашлык.
«Ты смотрел Дерсу Узала?»«Я тебе не все сказала».«Раз чучмек, то верит в Будду».«Сукой будешь?» «Сукой буду».
Входит с криком Заграница, с запрещеннымполушарьеми с торчащим из кармана горизонтом, что опошлен.Обзывает Ермолая Фредериком или Шарлем,Придирается к закону, кипятится из-за пошлин,восклицая: «Как живете!» И смущают глянцем плотиРафаэль с Буанаротти — ни черта на обороте.Пролетарии всех странМаршируют в ресторан.
«В этих шкарах ты как янки».«Я сломал ее по пьянке».«Был всю жизнь простым рабочим».«Между прочим, все мы дрочим».
Входят Мысли О Грядущем, в гимнастеркахцвета хаки.Вносят атомную бомбу с баллистическим снарядом.Они пляшут и танцуют: «Мы вояки-забияки!Русский с немцем лягут рядом; например,под Сталинградом».И, как вдовые Матрены, глухо воют циклотроны.В Министерстве Обороны громко каркают вороны.Входишь в спальню — вот те на:на подушке — ордена.
«Где яйцо, там — сковородка».«Говорят, что скоро водкаснова будет по рублю».«Мам, я папу не люблю».
Входит некто православный, говорит: «Теперь я —главный.У меня в душе Жар-птица и тоска по государю.Скоро Игорь воротится насладиться Ярославной.Дайте мне перекреститься, а не то — в лицо ударю.Хуже порчи и лишая — мыслей западных зараза.Пой, гармошка, заглушая саксофон — исчадьеджаза».И лобзают образас плачем жертвы обреза…
Входят Мысли О Минувшем, все одеты как попало,с предпочтеньем к чернобурым. На классическойлатынии вполголоса по-русски произносят: «Все пропало,а) фокстрот под абажуром, черно-белые святыни;б) икра, севрюга, жито; в) красавицыны бели.Но — не хватит алфавита. И младенец в колыбели,слыша «баюшки-баю»,отвечает: «мать твою!»».
«Влез рукой в шахну, знакомясь».«Подмахну — и в Сочи». «Помесьлейкоцита с антрацитомназывается Коцитом».
Входят строем пионеры, кто — с моделью из фанеры,кто — с написанным вручную содержательнымдоносом.С того света, как химеры, палачи-пенсионерыодобрительно кивают им, задорным и курносым,что врубают «Русский бальный» и вбегают в избук тятевыгнать тятю из двуспальной, где их сделали,кровати.Что попишешь? Молодежь.Не задушишь, не убьешь.
«Харкнул в суп, чтоб скрыть досаду».«Я с ним рядом срать не сяду».«А моя, как та мадонна,не желает без гондона».
Входит Лебедь с Отраженьем в круглом зеркале,в которомвзвод берез идет вприсядку, первой скрипке корчарожи.Пылкий мэтр с воображеньем, распаленнымгренадером,только робкого десятку, рвет когтями бархат ложи.Дождь идет. Собака лает. Свесясь с печки, дрянь косаяс голым задом донимает инвалида, гвоздь кусая:«Инвалид, а инвалид.У меня внутри болит».
«Ляжем в гроб, хоть час не пробил!»«Это — сука или кобель?»«Склока следствия с причинойпрекращается с кончиной».
Входит Мусор с криком: «Хватит!» Прокурор скулуквадратит.Дверь в пещеру гражданина не нуждается в «сезаме».То ли правнук, то ли прадед в рудных недрах тачкукатит,обливаясь щедрым недрам в масть кристальнымислезами.И за смертною чертою, лунным блеском залитою,челюсть с фиксой золотою блещет вечной мерзлотою.Знать, надолго хватит жилтех, кто головы сложил.
«Хата есть, да лень тащиться».«Я не блядь, а крановщица».«Жизнь возникла как привычкараньше куры и яичка».
Мы заполнили всю сцену! Остается влезть на стену!Взвиться соколом под купол! Сократитьсяв аскарида!Либо всем, включая кукол, языком взбивая пену,хором вдруг совокупиться, чтобы вывести гибрида.Бо, пространство экономя, как отлиться в формумассе,кроме кладбища и кроме черной очереди к кассе?Эх, даешь простор степнойбез реакции цепной!
«Дайте срок без приговора!»«Кто кричит: «Держите вора!»? »«Рисовала член в тетради».«Отпустите, Христа ради».
Входит Вечер в Настоящем, дом у чорта на куличках.Скатерть спорит с занавеской в смысле внешнегоубранства.Исключив сердцебиенье — этот лепет я в кавычках —ощущенье, будто вычтен Лобачевскийиз пространства.Ропот листьев цвета денег, комариный ровный зуммер.Глаз не в силах увеличить шесть-на-девять тех,кто умер,кто пророс густой травой.Впрочем, это не впервой.
«От любви бывают дети.Ты теперь один на свете.Помнишь песню, что, бывало,я в потемках напевала?
Это — кошка, это — мышка.Это — лагерь, это — вышка.Это — время тихой сапойубивает маму с папой».
«Представление» И. А. Бродского – уникальное явление в русской поэзии. Эта поэма была написана в 1986 году. Читатель возвышенный и привыкший к изящному языку, вероятно, встретив в ней обсценную лексику, может усомниться оскорбиться и прекратить чтение. Однако делать этого не стоит, поскольку поэма представляет собой произведение исключительной художественной ценности.
Сначала рассмотрим структуру поэмы. Произведение состоит из 16 строф. Строфа в свою очередь представляет собой сложный комплекс из нескольких частей: сначала идут 4 длинные строки, рифмующиеся перекрёстно, потом ещё две длинные строки с парной рифмой, за ними – две короткие строки с той же рифмовкой. Затем следует ещё одно четверостишие с парной рифмой. Таким образом, общая схема строфы выглядит так: abab cc dd eeff. Исключение – последняя строфа, включающая в себя два коротких четверостишия. Стихотворный размер напоминает многостопный хорей.
Что касается содержания стихотворения, то для его подробного анализа потребуется немало времени, так как поэту удалось вписать в него множество явлений, типажей и вещей в гиперболизированных сатирических образах и метафорах.
Поэма построена в виде сценария пьесы. Почти каждая строфа начинается с анафоры «Входит…», и читатель видит, как по очереди на сцене появляются известные персонажи и разыгрывают свою роль. Стремительно меняются декорации, в которых читатель или зритель этого безумного фарса узнаёт просторы покинутой Бродским России. Где-то из-за кулис слышится нестройный хор массовки, которая изображает голос народа – неприличные выкрики и шепотки.
Главные приёмы, которые Иосиф Александрович использует в этом произведении, – гипербола и метафора. Вот как, например, поэт рисует гротескный образ чинуши в первой строфе:…Знак допроса вместо тела.Многоточие шинели. Вместо мозга — запятая.Вместо горла — темный вечер. Вместо буркал – знак деленья.
Мы видим полностью обезличенное существо, напоминающее пустой костюм в одном из эпизодов романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.
Метафоры служат для ироничного упоминания известных читателю персонажей. В следующем образе легко угадывается фигура В. И. Ленина в Мавзолее:Говорят лихие люди, что внутри, разочарованпод конец, как фиш на блюде, труп лежит нафарширован.
Различные исторические деятели в этой поэме приобретают черты преувеличенно комичные. Но это горькая ирония. Действительно, тяжело видеть как, например, произведения великого писателя превращаются в предмет мебели («нежный граф превратился в книжный шкаф…»). Страшно понимать, что в руках спесивых бюрократов оказалось опаснейшее оружие («Вносят атомную бомбу с баллистическим снарядом. Они пляшут и танцуют…»). Подобных отсылок к историческим реалиям ещё много в тексте поэмы.
Может быть, это произведение слишком жестоко высмеивает обстановку в России конца XX века. Однако, в этом заключается его цель – привлечь внимание к проблемам, чтобы найти их решение. Пусть для этого применяются хулиганские выходки, грубые словечки и оскорбительные образы. Поэт выступает как зеркало, показывая, пусть и преувеличенно, недостатки общества в надежде, что они будут исправлены.
pishi-stihi.ru
Представление — Бродский Иосиф Александрович
Иосиф Бродский - Представление: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Михаилу Николаеву
Председатель Совнаркома, Наркомпроса, Мининдела!Эта местность мне знакома, как окраина Китая!Эта личность мне знакома! Знак допроса вместо тела.Многоточие шинели. Вместо мозга — запятая.Вместо горла — темный вечер. Вместо буркал — знак деленья.Вот и вышел человечек, представитель населенья.
Вот и вышел гражданин,достающий из штанин.
‘А почем та радиола?’‘Кто такой Савонарола?’‘Вероятно, сокращенье’.‘Где сортир, прошу прощенья?’
Входит Пушкин в летном шлеме, в тонких пальцах — папироса.В чистом поле мчится скорый с одиноким пассажиром.И нарезанные косо, как полтавская, колесас выковыренным под Гдовом пальцем стрелочника жироможивляют скатерть снега, полустанки и развилкиобдавая содержимым опрокинутой бутылки.
Прячась в логово своеволки воют ‘і-мое’.
‘Жизнь — она как лотерея’.‘Вышла замуж за еврея’.‘Довели страну до ручки’.‘Дай червонец до получки’.
Входит Гоголь в бескозырке, рядом с ним — меццо-сопрано.В продуктовом — кот наплакал; бродят крысы, бакалея.Пряча твердый рог в каракуль, некто в брюках из баранапревращается в тирана на трибуне мавзолея.Говорят лихие люди, что внутри, разочарованпод конец, как фиш на блюде, труп лежит нафарширован.
Хорошо, утратив речь,встать с винтовкой гроб стеречь.
‘Не смотри в глаза мне, дева:все равно пойдешь налево’.‘У попа была собака’.‘Оба умерли от рака’.
Входит Лев Толстой в пижаме, всюду — Ясная Поляна.(Бродят парубки с ножами, пахнет шипром с комсомолом.)Он — предшественник Тарзана: самописка — как лиана,взад-вперед летают ядра над французским частоколом.Се — великий сын России, хоть и правящего класса!Муж, чьи правнуки босые тоже редко видят мясо.
Чудо-юдо: нежный графпревратился в книжный шкаф!
‘Приучил ее к минету’.‘Что за шум, а драки нету?’‘Крыл последними словами’.‘Кто последний? Я за вами’.
Входит пара Александров под конвоем Николаши.Говорят ‘Какая лажа’ или ‘Сладкое повидло’.По Европе бродят нары в тщетных поисках параши,натыкаясь повсеместно на застенчивое быдло.Размышляя о причале, по волнам плывет ‘Аврора’,чтобы выпалить в начале непрерывного террора.
Ой ты, участь корабля:скажешь ‘пли!’ — ответят ‘бля!’
‘Сочетался с нею браком’.‘Все равно поставлю раком’.‘Эх, Цусима-Хиросима!Жить совсем невыносимо’.
Входят Герцен с Огаревым, воробьи щебечут в рощах.Что звучит в момент обхвата как наречие чужбины.Лучший вид на этот город — если сесть в бомбардировщик.Глянь — набрякшие, как вата из нескромныя ложбины,размножаясь без резона, тучи льнут к архитектуре.Кремль маячит, точно зона; говорят, в миниатюре.
Ветер свищет. Выпь кричит.Дятел ворону стучит.
‘Говорят, открылся Пленум’.‘Врезал ей меж глаз поленом’.‘Над арабской мирной хатойгордо реет жид пархатый’.
Входит Сталин с Джугашвили, между ними вышла ссора.Быстро целятся друг в друга, нажимают на собачку,и дымящаяся трубка… Так, по мысли режиссера,и погиб Отец Народов, в день выкуривавший пачку.И стоят хребты Кавказа как в почетном карауле.Из коричневого глаза бьет ключом Напареули.
Друг-кунак вонзает клыкв недоеденный шашлык.
‘Ты смотрел Дерсу Узала?’‘Я тебе не все сказала’.‘Раз чучмек, то верит в Будду’.‘Сукой будешь?’ ‘Сукой буду’.
Входит с криком Заграница, с запрещенным полушарьеми с торчащим из кармана горизонтом, что опошлен.Обзывает Ермолая Фредериком или Шарлем,придирается к закону, кипятится из-за пошлин,восклицая: ‘Как живете!’ И смущают глянцем плотиРафаэль с Буонаротти — ни черта на обороте.
Пролетарии всех странМаршируют в ресторан.
‘В этих шкарах ты как янки’.‘Я сломал ее по пьянке’.‘Был всю жизнь простым рабочим’.‘Между прочим, все мы дрочим’.
Входят Мысли о Грядущем, в гимнастерках цвета хаки.Вносят атомную бомбу с баллистическим снарядом.Они пляшут и танцуют: ‘Мы вояки-забияки!Русский с немцем лягут рядом; например, под Сталинградом’.И, как вдовые Матрены, глухо воют циклотроны.В Министерстве Обороны громко каркают вороны.
Входишь в спальню — вот те на:на подушке — ордена.
‘Где яйцо, там — сковородка’.‘Говорят, что скоро водкаснова будет по рублю’.‘Мам, я папу не люблю’.
Входит некто православный, говорит: ‘Теперь я — главный.У меня в душе Жар-птица и тоска по государю.Скоро Игорь воротится насладиться Ярославной.Дайте мне перекреститься, а не то — в лицо ударю.Хуже порчи и лишая — мыслей западных зараза.Пой, гармошка, заглушая саксофон — исчадье джаза’.
И лобзают образас плачем жертвы обреза…
‘Мне — бифштекс по-режиссерски’.‘Бурлаки в Североморскетянут крейсер бечевой,исхудав от лучевой’.
Входят Мысли о Минувшем, все одеты как попало,с предпочтеньем к чернобурым. На классической латынии вполголоса по-русски произносят: ‘Все пропало,а) фокстрот под абажуром, черно-белые святыни;б) икра, севрюга, жито; в) красавицыны бели.Но — не хватит алфавита. И младенец в колыбели,
слыша ‘баюшки-баю’,отвечает: ‘мать твою!’ ‘.
‘Влез рукой в шахну, знакомясь’.‘Подмахну — и в Сочи’. ‘Помесьлейкоцита с антрацитомназывается Коцитом’.
Входят строем пионеры, кто — с моделью из фанеры,кто — с написанным вручную содержательным доносом.С того света, как химеры, палачи-пенсионерыодобрительно кивают им, задорным и курносым,что врубают ‘Русский бальный’ и вбегают в избу к тятевыгнать тятю из двуспальной, где их сделали, кровати.
Что попишешь? Молодежь.Не задушишь, не убьешь.
‘Харкнул в суп, чтоб скрыть досаду’.‘Я с ним рядом срать не сяду’.‘А моя, как та мадонна,не желает без гондона’.
Входит Лебедь с Отраженьем в круглом зеркале, в которомвзвод берез идет вприсядку, первой скрипке корча рожи.Пылкий мэтр с воображеньем, распаленным гренадером,только робкого десятку, рвет когтями бархат ложи.Дождь идет. Собака лает. Свесясь с печки, дрянь косаяс голым задом донимает инвалида, гвоздь кусая:
‘Инвалид, а инвалид.У меня внутри болит’.
‘Ляжем в гроб, хоть час не пробил!’‘Это — сука или кобель?’‘Склока следствия с причинойпрекращается с кончиной’.
Входит Мусор с криком: ‘Хватит!’ Прокурор скулу квадратит.Дверь в пещеру гражданина не нуждается в ‘сезаме’.То ли правнук, то ли прадед в рудных недрах тачку катит,обливаясь щедрым недрам в масть кристальными слезами.И за смертною чертою, лунным блеском залитою,челюсть с фиксой золотою блещет вечной мерзлотою.
Знать, надолго хватит жилтех, кто головы сложил.
‘Хата есть, да лень тащиться’.‘Я не блядь, а крановщица’.‘Жизнь возникла как привычкараньше куры и яичка’.
Мы заполнили всю сцену! Остается влезть на стену!Взвиться соколом под купол! Сократиться в аскарида!Либо всем, включая кукол, языком взбивая пену,хором вдруг совокупиться, чтобы вывести гибрида.Бо, пространство экономя, как отлиться в форму массе,кроме кладбища и кроме черной очереди к кассе?
Эх, даешь простор степнойбез реакции цепной!
‘Дайте срок без приговора!’‘Кто кричит: ‘Держите вора!’?’‘Рисовала член в тетради’.‘Отпустите, Христа ради’.
Входит Вечер в Настоящем, дом у чорта на куличках.Скатерть спорит с занавеской в смысле внешнего убранства.Исключив сердцебиенье — этот лепет я в кавычках —ощущенье, будто вычтен Лобачевский из пространства.Ропот листьев цвета денег, комариный ровный зуммер.Глаз не в силах увеличить шесть-на-девять тех, кто умер,
кто пророс густой травой.Впрочем, это не впервой.
‘От любви бывают дети.Ты теперь один на свете.Помнишь песню, что, бывало,я в потемках напевала?
Это — кошка, это — мышка.Это — лагерь, это — вышка.Это — время тихой сапойубивает маму с папой’.
Читать стих поэта Иосиф Бродский — Представление на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
rustih.ru
Иосиф Бродский - Представление
Рекомендуем стихи Иосифа Бродского
45parallel.net
Представление - Бродский Иосиф
Михаилу Николаеву
Председатель Совнаркома, Наркомпроса, Мининдела! Эта местность мне знакома, как окраина Китая! Эта личность мне знакома! Знак допроса вместо тела. Многоточие шинели. Вместо мозга -- запятая. Вместо горла -- темный вечер. Вместо буркал -- знак деленья. Вот и вышел человечек, представитель населенья.
Вот и вышел гражданин, достающий из штанин.
'А почем та радиола?' 'Кто такой Савонарола?' 'Вероятно, сокращенье'. 'Где сортир, прошу прощенья?'
Входит Пушкин в летном шлеме, в тонких пальцах -- папироса. В чистом поле мчится скорый с одиноким пассажиром. И нарезанные косо, как полтавская, колеса с выковыренным под Гдовом пальцем стрелочника жиром оживляют скатерть снега, полустанки и развилки обдавая содержимым опрокинутой бутылки.
Прячась в логово свое волки воют 'і-мое'.
'Жизнь -- она как лотерея'. 'Вышла замуж за еврея'. 'Довели страну до ручки'. 'Дай червонец до получки'.
Входит Гоголь в бескозырке, рядом с ним -- меццо-сопрано. В продуктовом -- кот наплакал; бродят крысы, бакалея. Пряча твердый рог в каракуль, некто в брюках из барана превращается в тирана на трибуне мавзолея. Говорят лихие люди, что внутри, разочарован под конец, как фиш на блюде, труп лежит нафарширован.
Хорошо, утратив речь, встать с винтовкой гроб стеречь.
'Не смотри в глаза мне, дева: все равно пойдешь налево'. 'У попа была собака'. 'Оба умерли от рака'.
Входит Лев Толстой в пижаме, всюду -- Ясная Поляна. (Бродят парубки с ножами, пахнет шипром с комсомолом.) Он -- предшественник Тарзана: самописка -- как лиана, взад-вперед летают ядра над французским частоколом. Се -- великий сын России, хоть и правящего класса! Муж, чьи правнуки босые тоже редко видят мясо.
Чудо-юдо: нежный граф превратился в книжный шкаф!
'Приучил ее к минету'. 'Что за шум, а драки нету?' 'Крыл последними словами'. 'Кто последний? Я за вами'.
Входит пара Александров под конвоем Николаши. Говорят 'Какая лажа' или 'Сладкое повидло'. По Европе бродят нары в тщетных поисках параши, натыкаясь повсеместно на застенчивое быдло. Размышляя о причале, по волнам плывет 'Аврора', чтобы выпалить в начале непрерывного террора.
Ой ты, участь корабля: скажешь 'пли!' -- ответят 'бля!'
'Сочетался с нею браком'. 'Все равно поставлю раком'. 'Эх, Цусима-Хиросима! Жить совсем невыносимо'.
Входят Герцен с Огаревым, воробьи щебечут в рощах. Что звучит в момент обхвата как наречие чужбины. Лучший вид на этот город -- если сесть в бомбардировщик. Глянь -- набрякшие, как вата из нескромныя ложбины, размножаясь без резона, тучи льнут к архитектуре. Кремль маячит, точно зона; говорят, в миниатюре.
Ветер свищет. Выпь кричит. Дятел ворону стучит.
'Говорят, открылся Пленум'. 'Врезал ей меж глаз поленом'. 'Над арабской мирной хатой гордо реет жид пархатый'.
Входит Сталин с Джугашвили, между ними вышла ссора. Быстро целятся друг в друга, нажимают на собачку, и дымящаяся трубка... Так, по мысли режиссера, и погиб Отец Народов, в день выкуривавший пачку. И стоят хребты Кавказа как в почетном карауле. Из коричневого глаза бьет ключом Напареули.
Друг-кунак вонзает клык в недоеденный шашлык.
'Ты смотрел Дерсу Узала?' 'Я тебе не все сказала'. 'Раз чучмек, то верит в Будду'. 'Сукой будешь?' 'Сукой буду'.
Входит с криком Заграница, с запрещенным полушарьем и с торчащим из кармана горизонтом, что опошлен. Обзывает Ермолая Фредериком или Шарлем, придирается к закону, кипятится из-за пошлин, восклицая: 'Как живете!' И смущают глянцем плоти Рафаэль с Буонаротти -- ни черта на обороте.
Пролетарии всех стран Маршируют в ресторан.
'В этих шкарах ты как янки'. 'Я сломал ее по пьянке'. 'Был всю жизнь простым рабочим'. 'Между прочим, все мы дрочим'.
Входят Мысли о Грядущем, в гимнастерках цвета хаки. Вносят атомную бомбу с баллистическим снарядом. Они пляшут и танцуют: 'Мы вояки-забияки! Русский с немцем лягут рядом; например, под Сталинградом'. И, как вдовые Матрены, глухо воют циклотроны. В Министерстве Обороны громко каркают вороны.
Входишь в спальню -- вот те на: на подушке -- ордена.
'Где яйцо, там -- сковородка'. 'Говорят, что скоро водка снова будет по рублю'. 'Мам, я папу не люблю'.
Входит некто православный, говорит: 'Теперь я -- главный. У меня в душе Жар-птица и тоска по государю. Скоро Игорь воротится насладиться Ярославной. Дайте мне перекреститься, а не то -- в лицо ударю. Хуже порчи и лишая -- мыслей западных зараза. Пой, гармошка, заглушая саксофон -- исчадье джаза'.
И лобзают образа с плачем жертвы обреза...
'Мне -- бифштекс по-режиссерски'. 'Бурлаки в Североморске тянут крейсер бечевой, исхудав от лучевой'.
Входят Мысли о Минувшем, все одеты как попало, с предпочтеньем к чернобурым. На классической латыни и вполголоса по-русски произносят: 'Все пропало, а) фокстрот под абажуром, черно-белые святыни; б) икра, севрюга, жито; в) красавицыны бели. Но -- не хватит алфавита. И младенец в колыбели,
слыша 'баюшки-баю', отвечает: 'мать твою!' '.
'Влез рукой в шахну, знакомясь'. 'Подмахну -- и в Сочи'. 'Помесь лейкоцита с антрацитом называется Коцитом'.
Входят строем пионеры, кто -- с моделью из фанеры, кто -- с написанным вручную содержательным доносом. С того света, как химеры, палачи-пенсионеры одобрительно кивают им, задорным и курносым, что врубают 'Русский бальный' и вбегают в избу к тяте выгнать тятю из двуспальной, где их сделали, кровати.
Что попишешь? Молодежь. Не задушишь, не убьешь.
'Харкнул в суп, чтоб скрыть досаду'. 'Я с ним рядом срать не сяду'. 'А моя, как та мадонна, не желает без гондона'.
Входит Лебедь с Отраженьем в круглом зеркале, в котором взвод берез идет вприсядку, первой скрипке корча рожи. Пылкий мэтр с воображеньем, распаленным гренадером, только робкого десятку, рвет когтями бархат ложи. Дождь идет. Собака лает. Свесясь с печки, дрянь косая с голым задом донимает инвалида, гвоздь кусая:
'Инвалид, а инвалид. У меня внутри болит'.
'Ляжем в гроб, хоть час не пробил!' 'Это -- сука или кобель?' 'Склока следствия с причиной прекращается с кончиной'.
Входит Мусор с криком: 'Хватит!' Прокурор скулу квадратит. Дверь в пещеру гражданина не нуждается в 'сезаме'. То ли правнук, то ли прадед в рудных недрах тачку катит, обливаясь щедрым недрам в масть кристальными слезами. И за смертною чертою, лунным блеском залитою, челюсть с фиксой золотою блещет вечной мерзлотою.
Знать, надолго хватит жил тех, кто головы сложил.
'Хата есть, да лень тащиться'. 'Я не блядь, а крановщица'. 'Жизнь возникла как привычка раньше куры и яичка'.
Мы заполнили всю сцену! Остается влезть на стену! Взвиться соколом под купол! Сократиться в аскарида! Либо всем, включая кукол, языком взбивая пену, хором вдруг совокупиться, чтобы вывести гибрида. Бо, пространство экономя, как отлиться в форму массе, кроме кладбища и кроме черной очереди к кассе?
Эх, даешь простор степной без реакции цепной!
'Дайте срок без приговора!' 'Кто кричит: 'Держите вора!'?' 'Рисовала член в тетради'. 'Отпустите, Христа ради'.
Входит Вечер в Настоящем, дом у чорта на куличках. Скатерть спорит с занавеской в смысле внешнего убранства. Исключив сердцебиенье -- этот лепет я в кавычках -- ощущенье, будто вычтен Лобачевский из пространства. Ропот листьев цвета денег, комариный ровный зуммер. Глаз не в силах увеличить шесть-на-девять тех, кто умер,
кто пророс густой травой. Впрочем, это не впервой.
'От любви бывают дети. Ты теперь один на свете. Помнишь песню, что, бывало, я в потемках напевала?
Это -- кошка, это -- мышка. Это -- лагерь, это -- вышка. Это -- время тихой сапой убивает маму с папой'.
1986
stih.pro
Представление.(И.Бродский) - Читальня
foren.germany.ru
«Представление» - Иосиф Бродский
Михаилу Николаеву
Председатель Совнаркома, Наркомпроса, Мининдела!Эта местность мне знакома, как окраина Китая!Эта личность мне знакома! Знак допроса вместо тела.Многоточие шинели. Вместо мозга – запятая.Вместо горла – темный вечер. Вместо буркал – знак деленья.Вот и вышел человечек, представитель населенья.
Вот и вышел гражданин,достающий из штанин.
«А почем та радиола?»«Кто такой Савонарола?»«Вероятно, сокращенье».«Где сортир, прошу прощенья?»
Входит Пушкин в летном шлеме, в тонких пальцах – папироса.В чистом поле мчится скорый с одиноким пассажиром.И нарезанные косо, как полтавская, колесас выковыренным под Гдовом пальцем стрелочника жироможивляют скатерть снега, полустанки и развилкиобдавая содержимым опрокинутой бутылки.
Прячась в логово своеволки воют «і-мое».
«Жизнь – она как лотерея».«Вышла замуж за еврея».«Довели страну до ручки».«Дай червонец до получки».
Входит Гоголь в бескозырке, рядом с ним – меццо-сопрано.В продуктовом – кот наплакал; бродят крысы, бакалея.Пряча твердый рог в каракуль, некто в брюках из баранапревращается в тирана на трибуне мавзолея.Говорят лихие люди, что внутри, разочарованпод конец, как фиш на блюде, труп лежит нафарширован.
Хорошо, утратив речь,встать с винтовкой гроб стеречь.
«Не смотри в глаза мне, дева:все равно пойдешь налево».«У попа была собака».«Оба умерли от рака».
Входит Лев Толстой в пижаме, всюду – Ясная Поляна.(Бродят парубки с ножами, пахнет шипром с комсомолом.)Он – предшественник Тарзана: самописка – как лиана,взад-вперед летают ядра над французским частоколом.Се – великий сын России, хоть и правящего класса!Муж, чьи правнуки босые тоже редко видят мясо.
Чудо-юдо: нежный графпревратился в книжный шкаф!
«Приучил ее к минету».«Что за шум, а драки нету?»«Крыл последними словами».«Кто последний? Я за вами».
Входит пара Александров под конвоем Николаши.Говорят «Какая лажа» или «Сладкое повидло».По Европе бродят нары в тщетных поисках параши,натыкаясь повсеместно на застенчивое быдло.Размышляя о причале, по волнам плывет «Аврора»,чтобы выпалить в начале непрерывного террора.
Ой ты, участь корабля:скажешь «пли!» – ответят «бля!»
«Сочетался с нею браком».«Все равно поставлю раком».«Эх, Цусима-Хиросима!Жить совсем невыносимо».
Входят Герцен с Огаревым, воробьи щебечут в рощах.Что звучит в момент обхвата как наречие чужбины.Лучший вид на этот город – если сесть в бомбардировщик.Глянь – набрякшие, как вата из нескромныя ложбины,размножаясь без резона, тучи льнут к архитектуре.Кремль маячит, точно зона; говорят, в миниатюре.
Ветер свищет. Выпь кричит.Дятел ворону стучит.
«Говорят, открылся Пленум».«Врезал ей меж глаз поленом».«Над арабской мирной хатойгордо реет жид пархатый».
Входит Сталин с Джугашвили, между ними вышла ссора.Быстро целятся друг в друга, нажимают на собачку,и дымящаяся трубка… Так, по мысли режиссера,и погиб Отец Народов, в день выкуривавший пачку.И стоят хребты Кавказа как в почетном карауле.Из коричневого глаза бьет ключом Напареули.
Друг-кунак вонзает клыкв недоеденный шашлык.
«Ты смотрел Дерсу Узала?»«Я тебе не все сказала».«Раз чучмек, то верит в Будду».«Сукой будешь?» «Сукой буду».
Входит с криком Заграница, с запрещенным полушарьеми с торчащим из кармана горизонтом, что опошлен.Обзывает Ермолая Фредериком или Шарлем,придирается к закону, кипятится из-за пошлин,восклицая: «Как живете!» И смущают глянцем плотиРафаэль с Буонаротти – ни черта на обороте.
Пролетарии всех странМаршируют в ресторан.
«В этих шкарах ты как янки».«Я сломал ее по пьянке».«Был всю жизнь простым рабочим».«Между прочим, все мы дрочим».
Входят Мысли о Грядущем, в гимнастерках цвета хаки.Вносят атомную бомбу с баллистическим снарядом.Они пляшут и танцуют: «Мы вояки-забияки!Русский с немцем лягут рядом; например, под Сталинградом».И, как вдовые Матрены, глухо воют циклотроны.В Министерстве Обороны громко каркают вороны.
Входишь в спальню – вот те на:на подушке – ордена.
«Где яйцо, там – сковородка».«Говорят, что скоро водкаснова будет по рублю».«Мам, я папу не люблю».
Входит некто православный, говорит: «Теперь я – главный.У меня в душе Жар-птица и тоска по государю.Скоро Игорь воротится насладиться Ярославной.Дайте мне перекреститься, а не то – в лицо ударю.Хуже порчи и лишая – мыслей западных зараза.Пой, гармошка, заглушая саксофон – исчадье джаза».
И лобзают образас плачем жертвы обреза…
«Мне – бифштекс по-режиссерски».«Бурлаки в Североморскетянут крейсер бечевой,исхудав от лучевой».
Входят Мысли о Минувшем, все одеты как попало,с предпочтеньем к чернобурым. На классической латынии вполголоса по-русски произносят: «Все пропало,а) фокстрот под абажуром, черно-белые святыни;б) икра, севрюга, жито; в) красавицыны бели.Но – не хватит алфавита. И младенец в колыбели,
слыша «баюшки-баю»,отвечает: «мать твою!» «.
«Влез рукой в шахну, знакомясь».«Подмахну – и в Сочи». «Помесьлейкоцита с антрацитомназывается Коцитом».
Входят строем пионеры, кто – с моделью из фанеры,кто – с написанным вручную содержательным доносом.С того света, как химеры, палачи-пенсионерыодобрительно кивают им, задорным и курносым,что врубают «Русский бальный» и вбегают в избу к тятевыгнать тятю из двуспальной, где их сделали, кровати.
Что попишешь? Молодежь.Не задушишь, не убьешь.
«Харкнул в суп, чтоб скрыть досаду».«Я с ним рядом срать не сяду».«А моя, как та мадонна,не желает без гондона».
Входит Лебедь с Отраженьем в круглом зеркале, в которомвзвод берез идет вприсядку, первой скрипке корча рожи.Пылкий мэтр с воображеньем, распаленным гренадером,только робкого десятку, рвет когтями бархат ложи.Дождь идет. Собака лает. Свесясь с печки, дрянь косаяс голым задом донимает инвалида, гвоздь кусая:
«Инвалид, а инвалид.У меня внутри болит».
«Ляжем в гроб, хоть час не пробил!»«Это – сука или кобель?»«Склока следствия с причинойпрекращается с кончиной».
Входит Мусор с криком: «Хватит!» Прокурор скулу квадратит.Дверь в пещеру гражданина не нуждается в «сезаме».То ли правнук, то ли прадед в рудных недрах тачку катит,обливаясь щедрым недрам в масть кристальными слезами.И за смертною чертою, лунным блеском залитою,челюсть с фиксой золотою блещет вечной мерзлотою.
Знать, надолго хватит жилтех, кто головы сложил.
«Хата есть, да лень тащиться».«Я не блядь, а крановщица».«Жизнь возникла как привычкараньше куры и яичка».
Мы заполнили всю сцену! Остается влезть на стену!Взвиться соколом под купол! Сократиться в аскарида!Либо всем, включая кукол, языком взбивая пену,хором вдруг совокупиться, чтобы вывести гибрида.Бо, пространство экономя, как отлиться в форму массе,кроме кладбища и кроме черной очереди к кассе?
Эх, даешь простор степнойбез реакции цепной!
«Дайте срок без приговора!»«Кто кричит: „Держите вора!“?»«Рисовала член в тетради».«Отпустите, Христа ради».
Входит Вечер в Настоящем, дом у чорта на куличках.Скатерть спорит с занавеской в смысле внешнего убранства.Исключив сердцебиенье – этот лепет я в кавычках —ощущенье, будто вычтен Лобачевский из пространства.Ропот листьев цвета денег, комариный ровный зуммер.Глаз не в силах увеличить шесть-на-девять тех, кто умер,
кто пророс густой травой.Впрочем, это не впервой.
«От любви бывают дети.Ты теперь один на свете.Помнишь песню, что, бывало,я в потемках напевала?
Это – кошка, это – мышка.Это – лагерь, это – вышка.Это – время тихой сапойубивает маму с папой».
1986
brodskiy.su