Проверочная работа в форме диктанта. Десять смелых педагогов шли диктант проверить


Кружева живого слова...: Краевой семинар издательства "Экзамен"

Здравствуйте, уважаемые читатели блога "Кружева живого слова"! 

       Сегодня в городе прошло событие, привлекшее к себе учителей русского языка и литературы со всего Краснодарского края. Откуда такой интерес к семинару? Ответ прост: организатором этого события стал ИРО, а ключевым выступающим была Егораева Галина Тимофеевна, учитель высшей категории, автор многочисленных пособий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, руководитель Департамента методологии АНО "Национальный центр инноваций в образовании". Отправляясь на семинар, я боялась, что он превратится в очередную рекламу. Однако я ошибалась, потому что встреча превратилась в обмен опытом по подготовке как к ОГЭ  и ЕГЭ, так и к декабрьскому сочинению, основанный на практических навыках и порой горьком опыте учеников. Очень подробно был рассмотрен вопрос о комментариях к тексту, что традиционно вызывают множество затруднений. Например, очень важными оказались ряд моментов (выдержки из презентации):
  • "Ошибки выпускников по критерию К2 обусловлены главным образом незнанием функции, которую выполняет комментарий проблемы в структуре сочинения,  непониманием того, какое место занимает эта часть в композиции высказывания: комментарий развёртывается как целенаправленное движение к заданной точке, конкретный текст становится всего лишь исходным материалом для продуцирования нужного вывода"
  • "Отсутствие нужных знаний приводит к ещё одной ошибке по критерию К2 – неосознанному отступлению от темы.Типологически эта ошибка из того же ряда, что и ошибки по критерию К1: участник экзамена пишет не о том, о чём говорится в тексте, а о том, о чём он может написать. Такое отклонение от проблемы исходного текста особенно характерно для работ, где автор сочинения выделяет какой-либо компонент (пейзаж, интерьер, событие, метафору), который хотя и играет важную роль в создании картины, но к проблеме имеет косвенное отношение, и, разрабатывая этот материал, ученик непроизвольно деформирует содержание текста".

Интересными показались и уточнения по выражению собственного мнения в сочинении ЕГЭ: ошибки учащихся связаны с неумением интерпретировать чужой текст напрямую и неумением создать свой собственный текст, в котором экзаменуемым нужно в соответствии с заданием 25 выразить своё согласие или несогласие с мнением автора. Учитывая, что «текст как результат интерпретации представляет собой итог освоения и адаптации <…> содержания исходного <…> текста», самостоятельно сформулировать свою позицию по проблеме (возможно, недостаточно хорошо поняв прочитанный текст) и при этом аргументировать её удаётся немногим экзаменуемым. А если сказать проще, то ученики, не понимая текст, не могут ничего сказать сами. Какие делаем выводы? А ещё очень важный момент, который может повлиять на балл! ВНИМАНИЕ! Вчитайтесь! НЕЛЬЗЯ применять слова "затронуть" и "упомянуть", если они касаются определения проблемы  и комментария к тексту. За это могут наказать 8 баллами !!!

  • "Уточнены формулировка и критерии оценивания задания 25.
  • В формулировке задания 25 выделено слово «поставленных»: «Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста…» Это изменение должно ещё раз конкретизировать коммуникативную задачу, стоящую перед участником экзамена. Это изменение обусловлено статистикой выполнения задания 25 в 2015 г. Участники экзамена смешивают лексическое значение слов и поэтому неверно выполняют задание. Сложности вызывали слова ставить, затронуть, упомянуть. 
  • Именно невыполнение главного условия задания приводило к снижению баллов по первым четырём критериям оценивания сочинения (минус 8 баллов за выполнение работы)".

Галина Тимофеевна с огромным чувством юмора рассказала о казусных ошибках в сочинениях, что сделало семинар особо запоминающимся. Она с удовольствием поделилась материалами на интернет-носителях  с учителями. Но самое приятное ждало нас в конце, когда все присутствующие получили сертификат участника семинара от издательства "Экзамен".  

Конечно, всех обрадовало стихотворение про учителей, которое прозвучало в конце встречи:

Педагогическая страшилка

Десять смелых педагогов шли диктант проверить, 

Один не сдал отчеты в срок, и их осталось девять. 

Девять педагогов как-то речь вели о ФГОСе, 

Один сказал: «Я не согласен!» - их осталось восемь. 

Один из тех восьми за четверть ставит двойки всем, 

В РОНО звоночек поступил, и их осталось семь. 

Про инклюзив и ОВЗ примчалась в школу весть, 

Подумали учителя, и их осталось шесть. 

Те шестеро готовились в концерте выступать,

Один поставил танец «Пчёлок» – их осталось пять.

Пять молодых учителей мечтали о квартире, 

Один взял ипотеку в банке – стало их четыре. 

Те четверо открытые уроки провели, 

Один озвучил тему сам, и их осталось три. 

А им попасть на ГИА было суждено судьбою,

Один чихнул под камерой – и их осталось двое.

Один из них, забывшись, обнял ученика -

Скандал, Малахов, приговор по трём статьям УК.

Один остался – не сумели напугать его… 

Введут в семнадцатом стандарт – не станет никого.

Смешно! Здорово! Но как же актуально!!! Спасибо, Галина Тимофеевна!

До новых сообщений, уважаемые читатели блога!

dragunovavv.blogspot.com

Диктант "Юбилей". Все правила орфографии и пунктуации. Диктант "Юбилей"

    Этот диктант тоже из моих старых запасов. В нём немало и орфографических, и пунктуационных случаев, некоторые из них я отметила в тексте, но не все. Случаи слитного и раздельного написания не обозначила.  При помощи этого текста не раз я подвергала испытаниям своих питомцев. И вот в очередной раз ему подвергся очередной десятый класс. Результаты не очень меня порадовали, но, может, порадуют кого-то из коллег. Самое интересное, что ошибки, допущенные в диктанте, довольно легко сами же ученики  объясняли и исправляли на следующем уроке, когда происходил "разбор полётов". Поделитесь, пожалуйста, результатами, коллеги.                      

   Юбилей

Чествовать свою учительницу в день её семидесятипятилетия съехались многочисленные её ученики.     Приехал Сергей Синицын, аспирант Московского университета. В течение одиннадцати лет он не был ни разу в родном городе, и  ему, естественно, хотелось повидаться с друзьями-одноклассниками. Ольга Кузьминична, его первая учительница, помнила его малышом и теперь изумилась, увидев взрослым двадцативосьмилетним человеком. Расспросам, разумеется, не было конца: хотелось всё узнать о питомце. Оказалось, что Сергей был участником Великой Отечественной войны, артиллеристом, потом как военный корреспондент он побывал на разных участках фронта и был удостоен высокой награды. Довольно-таки скоро разыскал Сергей в родном городе своих ровесников. Он рассчитывал, что в предъюбилейные дни многие из них будут дома, и расчёты его оправдались.    И вот в палисаднике у здания школы собралась по-прежнему дружная компания. Давно ли, кажется, в светлых школьных коридорах шли бесконечные дискуссии о выборе профессии, и шестнадцатилетний Миша Кириллов мечтал приобрести профессию каменщика, а сверстники посмеивались над ним, однако мечта претворилась в жизнь. Далеко не безынтересно было всем узнать, что веснушчатый Толя Пчёлкин, смышлёный мальчонка, стал врачом в госпитале, а невысокий Шурик, прозванный Ежом за свою взъерошенную чёлку,- директором ремонтно-технической станции. Непоседливая девчонка Нина Пескарёва - теперь искусная повариха, а Валя Цыганкова - небезызвестный в городе аккомпаниатор. Оказалось, что среди собравшихся есть и инженеры, и рабочие всех отраслей промышленности, и даже учёные: Лиля Филиппова на днях защитила диссертацию.   Где бы ни работали ребята, теперь все они пришли в родную школу, чтобы поприветствовать свою учительницу.

 

www.dunaeva.info

Зрительные диктанты

 

Зрительные диктанты по И.Т. Федоренко

 для развития оперативной памяти.

 

Наиболее эффективны они во втором классе и служат для улучшения оперативной памяти. Тексты по И.Т. Федоренко состоят из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Особенность этих предложений- наращивание их длины происходит постепенно, по 1-2 буквы. Первое предложение первого набора наиболее краткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборамт примерно два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребёнок может запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.

При проведении диктантов на доске выписываются щесть предложений одного набора и закрываются листом бумаги. После того как одно из них высвечено (лист бумаги опущен), ребята в течение определённого времени читают его молча и стараются запомнить. Время экспозиции небольшое - от 4 до 7 секунд (оно указано для каждого предложения). Затем учитель стирает предложение и предлагает записать его по памяти. Возможно, что кто-то из учеников скажет: «А я не запомнил». Реагируйте очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно скажите: «Это предложение пропусти, а следующее постарайся запомнить». На шесть предложений одного набора уходит обычно от 5 до 8 минут.

Если учитель видит, что многие дети не пишут, то есть не успели запомнить, то на следующий день надо этот же набор повторить. Когда предложения становятся очень длинными, то каждый набор повторяют по 4-5 дней. В среднем на каждый набор уходит три дня, а всего 54 дня, или два месяца. За этот небольшой срок можно развить оперативную память, но при следующих условиях.

*** Зрительные диктанты надо писать ежедневно. При ежедневном написании зрительных диктантов прибавка скорости чтения за два месяца составляет в среднем 44 слова в минуту. При уменьшении частоты тренировок память не развивается.

*** Диктанты надо писать по текстам И.Т. Федоренко. Постепенное наращивание длины предложений обеспечивает постепенное нарастание трудностей чтения и запоминания, облегчает процесс тренировки.

*** Ученики читают предложения, написанные на доске только молча. Если кто-то читает вслух, то другие будут воспринимать предложения ушами, а не глазами; самостоятельное восприятие и осознание совершенствоваться не будут.

*** Записываются предложения на листочках бумаги. Если писать тексты в тетрадях, то уже на второй день они будут мешать запоминанию.

*** Листочки после записи предложений следует собрать, не проверять и детям не возвращать. Если проверить работы, исправить ошибки и возвратить листки ученикам, то они будут стараться запоминать не только слова в предложении, но и буквы в словах. Произойдёт усложнение учебной задачи, что помешает развитию памяти.

*** Если все дети запоминают короткие предложения, не радуйтесь: работа идёт вхолостую, так как в этом случае трудность недостаточна для тренировки памяти. Переходите к следующему набору.

*** По мере перехода к длинным предложениям многие дети не будут успевать прочитывать и запоминать. Не расстраивайтесь! Вы вошли нормальный тренировочный режим, теперь надо каждый набор повторять несколько дней подряд.

  

Тексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко)

№ п/п

Предложения

Число букв

Время экспозиции (с)

 

123456

Набор №1 (Приложение 1)

Тает снег.Идёт дождь.Небо хмурое.Коля заболел.Запели птицы.Поле опустело.

 

8910111112

 

445556

 

123456

Набор №2 (Приложение 2)

Трещат морозы.Я ищу землянику.В лесу росла ель.Наступила осень.Дни стали короче.В лесу много берез.

 

121313141415

 

666778

 

123456

Набор №3 (Приложение 3)

Прилетели птички.Ярко светит солнце.Лида вытерла доску.Весело бегут ручьи.Подул резкий ветер.Зоя прилежно учится.

 

151616161617

 

888888

 

123456

Набор №4 (Приложение 4)

Дятел долбил дерево.Я хочу посадить цветы.Иней запушил деревья.Без воды цветы завянут.Пролетело жаркое лето.Возле дома посадили ель.

 

171818191920

 

877777

 

123456

Набор №5 (Приложение 5)

Солнышко светит и греет.Федя решал задачу у доски.Загорелась в небе зорька.На деревьях сверкал иней.Город Москва стоит на реке.В лесу собирают землянику.

 

202121212222

 

666666

 

123456

Набор №6 (Приложение 6)

Зимой река покрылась льдом.Мальчик подарил маме цветы.Дежурные стёрли пыль с доски.Оленеводы работают в тундре.На огород забрались цыплята.Мы жили возле берёзовой рощи.

 

232324242424

 

555555

 

123456

Набор №7 (Приложение 7)

Небо покрылось серыми тучами.Дети посадили во дворе акацию.Бабушка купила внуку букварь.Землю согрело тёплое солнышко.Моя сестра работает на фабрике.Ласково грело весеннее солнце.

 

252525262626

 

444444

 

123456

Набор №8 (Приложение 8)

Идёт дождик.Мы любим Амгуэму.Береги учебные вещи.У Андрея чистая тетрадь.Помогай своему товарищу.Солнце осветило всю землю.

10

1417202122

 

578101010

 

123456

Набор №9 (Приложение 9)

Вода в море солёная на вкус.Наша страна борется за мир.Началась большая перемена.Дети ходили в лес за грибами.Руки надо мыть водой с мылом.Красивы улицы нашего города.

 

222223232324

 

777777

 

123456

Набор №10 (Приложение 10)

Москва – столица нашей Родины.Школьники поливают саженцы.Депутаты съехались на съезд.Надо быть честным и правдивым.Звёзды сияют на башнях Кремля.Летом наша семья жила на Волге.

 

242424252525

 

555555

 

123456

Набор №11 (Приложение 11)

Весело колосится густая рожь.Поля запорошило белым снегом.Мы читали интересный рассказ.Мичурин много и упорно работал.Новые дома растут очень быстро.Из машины вышел наш учитель.

 

252425262626

 

444444

 

123456

Набор №12 (Приложение 12)

Мальчики принесли сухих веток.В поле поспевают рожь и пшеница.Из книжки выпал листочек сирени.Дети всех стран хотят жить в мире.Свежий ветерок повеял прохладой.Сверкнула молния, и загремел гром.

 

262627272828

 

444444

 

123456

Набор №13 (Приложение 13)

Давно скосили и убрали луга и поля.Белка взобралась на верхнюю ветку.Солнце светило ярко, и дети купались.Весь народ гордится героями космоса.Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо.Люблю я в поле встречать восход солнца.

 

282930313232

 

444444

 

123456

Набор №14 (Приложение 14)

Поднялась за рекой большая серая туча.В далёкой тайге живут охотники-эвенки.Все радовались встрече с космонавтами.Разведчицы отправились в опасный путь.Дружная семья и землю превратит в золото.Обувь всегда необходимо очищать от пыли.

 

323333333434

 

444444

 

123456

Набор №15 (Приложение 15)

Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород.Меж редеющих верхушек показалась синева.Хороши привольные широкие степи Украины.На смелого собака лает, а трусливого кусает.Нам велит трудиться школа, учит этому семья.Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

 

343535363637

 

444444

 

123456

Набор №16 (Приложение 16)

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.Сквозь волнистые туманы пробирается луна.Школьники готовятся к новому учебному году.Много работы пастухам в стаде ранней весной.На берегу моря раскинулся пионерский лагерь.Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.

 

363637373838

 

555555

 

123456

Набор №17 (Приложение 17)

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.Малыши очень любили слушать волшебные сказки.Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.

 

383939404142

 

566677

 

123456

Набор №18 (Приложение 18)

Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем.Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины.По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник.Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом.Только король удалился, как окружили Алёшу придворные.

 

424344454646

 

777888

 

zabolotneva.umi.ru

Диктанты в 10- классе

В 10 классе предлагаются тексты объёмом от 160 до 200 слов, можно использовать дополнительные задания разных видов. Диктанты проводятся 4 раза в течение учебного года. На первой неделе в сентябре рекомендуется проводить диагностический диктант.

10 классКонтрольный диктант по итогам 2 полугодия

Ёлка в траншее

Это было зимой тысяча девятьсот сорок первого года в осаждённом Ленинграде. Уже много дней и ночей не было электричества, в трубах замёрзла вода, три последних декабрьских дня никто во всём городе не получал хлеба.

В эти самые тяжёлые для Ленинграда дни гитлеровцы усилили бомбардировку города. Мы, мальчишки, часто ночевали в траншеях, вырытых напротив нашего дома. В них было теплее, почти всегда горел огарок свечи или фонарь, а главное – всегда было людно. Невдалеке от нас стояла батарея зениток, охранявшая один из невских мостов. Порой к нам в траншею заглядывали артиллеристы. Как мы радовались каждый раз их приходу! Они-то и устроили для нас новогоднюю ёлку.

Не думайте, что это была большая, пышная ёлка. Высота её была не больше метра, несколько сучков покрывали тонюсенькие светло-зелёные иголочки. Зато вся она была в игрушках. Висело на ёлке и несколько винтовочных гильз, а на самой макушке – ярко начищенная красноармейская бляха с пятиконечной звездой.

Где достали артиллеристы ёлку, для нас так и осталось тайной. Все мы знали, что поблизости нигде ёлок не было. Мы сидели, как заворожённые, уставившись на несколько потрескивавших свечных огарков, оставшихся, вероятно, от предыдущего года. Не было вокруг нашей ёлки плясок, весёлого смеха. А вместо подарков каждому из нас зенитчики дали по куску сахара.

(По Ф. Бездудному.)

(196 слов.)

Волшебная улица

Когда человек слишком мечтает, его ждут жестокие разочарования. Так со мной и случилось.

Погрузившись в розовое облако воспоминаний о чудесных  сказках, я, сам уж не знаю как, забрёл на незнакомую улицу. Вдруг я остановился, поражённый звуками, каких до этого никогда ещё не слышал.

Я огляделся по сторонам: улица была вымощена и чисто подметена. Мне стало совершенно ясно, что ничего интересного здесь не найдёшь.

По обеим сторонам этой чистенькой улицы выстроились красивые деревянные домики, прятавшиеся в зелени садов, как птичьи гнезда.

Вечерело. В глубине улицы, за деревьями большого парка, садилось солнце. Сквозь ветви сияло яркое багровое небо. Горячие недлинные лучи заката пылали в стёклах окон, даже камни мостовой стали ярко-красными.

Со всех сторон лились потоки света, и, казалось, вся улица была охвачена игрой волшебного пламени; в розовом ароматном воздухе дремали ветви, окутанные золотой прозрачной пылью; всё напоминало сказочные города героев, волшебниц и других чудесных существ.

Из-за изгороди акации и сирени выглядывал домик с зелёными ставнями, и из его открытых окон неслись звуки, похожие на солнечные лучи, целующие гладь спокойного озера.

Я сразу же догадался, что вступил в пределы волшебного царства, и, понятно, решил отправиться на разведку таинственной страны, чтобы своими руками потрогать её бесчисленные чудеса и насладиться ими.            

(197 слов.)

Рябина

Осенью, когда похолодает, и река светла до дна, и лесные опушки просвечивают насквозь, и на мокрой от росы траве посверкивает паутина, и в ясном, прозрачном воздухе носятся стаи молодых уток. Вдруг из всех перелесков выдвигаются на передний план нарядные, увешанные гроздьями рябины: вот они мы, не проглядите, дескать, не пренебрегайте нашей ягодой, мы щедрые! Ветерок их оглаживает, ерошит сверху донизу, и птицы на каждой ветке жируют, перелетая, как из гостей в гости, с одной золотой вершины на другую, а они стоят себе, чуть покачиваясь, и любуются сами собой.

Хлынет дождь — и засверкает весь речной берег. Стекает вода с рябиновых кистей, капелька за капелькой, ягоды красные, и капли красные. Где висела одна ягода, сейчас их две, и обе живые. Чем больше дождя, тем больше ягод в лесу.

Всё, конечно, может примелькаться, ко всему со временем привыкаешь, но такое не заметить трудно. Вскинешь голову и неожиданно для себя, как после долгой отлучки, увидишь всю эту красоту в удивительно чистом, завораживающем сиянии. Увидишь, как в первый раз, всё заново и радуешься за себя, что увидел. Ни наяву, ни во сне этого забыть никогда нельзя. Вот она какая, наша рябина!

(По А. Яшину.)

(189 слов.)

Вьюжная ночь

Была ночь, и начиналась вьюга. Мой слух ловил какие-то странные звуки, точно тихий шёпот или чьи-то вздохи с улицы проходили сквозь стены в мою маленькую комнату, на две трети утопавшую в тени. Это, должно быть, снег, вздымаемый ветром, шуршал о стены дома и стёкла окон. Вот мимо окна пронеслось в воздухе что-то лёгкое и белое, пронеслось и исчезло, повеяв на душу холодом.

Я подошёл к окну и посмотрел на улицу, прислонив голову, разгоряченную работой воображения, к холодной раме. Пустынна была улица. Против моего окна горел фонарик. Огонёк его трепетал, борясь с ветром, дрожащая полоса света широким мечом простиралась в воздухе, а с крыш домов сыпался снег, влетая в эту полосу, а влетев, вспыхивал в ней на миг разноцветными искрами. Мне стало грустно и холодно смотреть на эту игру ветра. Быстро раздевшись, я потушил лампу и лёг спать.

Когда погас огонь и тьма наполнила собою мою комнату, звуки стали как бы слышнее, а окно смотрело прямо на меня большим мутно-белым пятном. Часы торопливо считали секунды, иногда шорох снега заглушал их бесстрастную работу, но потом я снова слышал звук секунд, падавших в вечность. Порой они звучали с такой отчетливой ясностью, словно часы помещались у меня в голове.

(194 слова.)

Автограф в лифте

Неделю в нашем лифте длился поединок любителей настенных автографов, с одной стороны, и работников ЖЭКа – с другой. Изрядно разрисованный, поцарапанный ключами и гвоздями лифт обшили новыми панелями. На видном месте был прикреплён лист ватмана с обращением: «Уважаемые остряки! Если кому-нибудь из вас не терпится поупражняться в остроумии, к вашим услугам этот лист бумаги». Через несколько дней я увидел первую надпись на стенке. Это был словно сигнал. Интеллигентная попытка работников ЖЭКа потерпела неудачу.

Чем, в самом деле, пронять этих «рисовальщиков»? Говорить, что за полированными панелями стоит труд лесорубов, столяров, полировщиков? Что людям других представлений о порядке, о чистоплотности их надписи и рисунки оскорбительны, непонятны? Пожалуй, не на всех это подействует. Неуважение к окружающим началось раньше. Не сумели внушить привычку считаться с самочувствием другого, ценить чужой труд.

Иные склонны считать эти забавы в лифте озорством. Но шалость превращается в пошлость, в заурядную порчу имущества. Талантливое озорство фантазирует, забавляет, тешит, а не оскверняет общественное чувство.

Соизмерить любой свой поступок, побуждение с тем, как это отразится на других людях, — в этом, по-моему, заложены истоки воспитания доброты и человечности.

(По А. Васинскому.)

(197 слов.)

Счастье

В самом деле, когда человек счастлив? Когда он достигает того, чего хочет. Сила переживания зависит от силы желания. И если человек страстно желает достигнуть какой-то цели, если это желание не даёт ему покоя, если он ночи не спит из-за этой страсти, – тогда удовлетворение желания приносит ему такое счастье, что весь мир кажется ему сияющим, земля поёт под ним.

И пусть цель ещё не достигнута – важно, чтобы человек страстно желал её достигнуть. Тогда человек раскрывает свои способности, азартно борется со всеми препятствиями, каждый шаг вперёд обдаёт его волной счастья, каждая неудача стегает, как бич, человек страдает и радуется, плачет и смеётся – человек живёт. А вот если нет таких страстных желаний, то нет и жизни. Человек, лишенный желаний, – жалкий человек. Ему неоткуда черпать жизнь, он лишен источников жизни.

Совершенно прав был Писарев, когда говорил, что величайшее счастье человека состоит в том, чтобы влюбиться в такую идею, которой можно без колебаний безраздельно посвятить себя.

Кроме того, приятно посвятить себя делу, которое несёт в конечном счёте обогащение жизни всего человечества. Человек не имеет права радоваться и способствовать делам, от которых чахнут дети и тускнеют глаза взрослых людей.

(По С. Чекмареву.)

(189 слов.)         

Любовь к морю

Ночь была тёмная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было спокойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным, солёным ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря поднимались тёмные остовы судов, вонзая в небо острые мачты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день.

Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы, поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые…

Он, вор, любил море. Его кипучая,  нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой тёмной широты, бескрайней, свободной и мощной. Сидя на корме, он резал рулём воду и смотрел вперёд спокойно, полный желания ехать долго и далеко по  этой бархатной глади.

На море в нём всегда поднималось широкое, тёплое чувство, охватывая всю его душу, оно немного очищало её от житейской скверны. По ночам над морем плавно носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая её злые порывы, родит в ней могучие мечты… (По М. Горькому.)

(192 слова.)

Михайловское и Тригорское

Телега въехала в вековой сосновый лес. В траве, на обочине дороги, что-то белело.

Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись чёрной краской. Я отвёл мокрые стебли вьюнка и прочёл почти забытые слова: «В разные годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я».

Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах над Соротью, на песчаных косогорах по дороге из Михайловского в Тригорское – всюду звучали из травы, из вереска, из сухой земляники простые пушкинские строфы.

Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское.

Трудно было представить себе, что по этим простым дорогам со следами лаптей, по муравейникам и узловатым корням шагал пушкинский верховой конь и легко нёс своего молчаливого всадника.

Я вспоминаю леса, озёра, парки и небо. Это почти единственное, что уцелело здесь от пушкинских времен. Здешняя природа не тронута никем. Её очень берегут. Когда понадобилось провести в заповедник электричество, то провода решили вести под землёй, чтобы не ставить столбов. Столбы сразу бы разрушили пушкинское очарование этих пустынных мест. (По К. Паустовскому.)

(187 слов.)

10 классКонтрольный диктант по итогам учебного года

Капелька неба на земле

В уставшем от зимней тягости лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви ещё не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, неожиданно донёсся запах подснежника!

Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и потому он трепетно-радостный, хотя почти неощутим. Смотрю вокруг – оказалось, он рядом. Стоит на земле цветок, крохотная капля неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас – украшение жизни.

Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в  человечестве: доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.

Если бы я был писателем, то обязательно обратился бы так: «О беспокойный человек! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности. Иди скорее: через несколько дней подснежников может и не быть, и ты не сумеешь запомнить волшебство видения, подаренного природой. Подснежники – к счастью, говорят в народе».

(По Г. Троепольскому.)

(197 слов.)                                                            

Дедушкин дом

Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет — старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зелёным двором, со старой яблоней, с зелёным шатром грецкого ореха. Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зелёной кожурой с ещё нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!

(По Ф. Искандеру.)

(195 слов.)

Воспоминания о родине

Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы.  Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии на освещённом мощными огнями теплоходе. И в этом туманном мире возникли усталые созвездия...

Когда поднял к глазам бинокль, в стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы и птицы — распушенные ветром мокрые комочки.  Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.

Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. Это возвращает в детство.

И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. 3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись.

Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолетного, но счастья. А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (По В. Конецкому.)

(191 слово.)      

www.metod-kopilka.ru

Диктанты для старшеклассников - русский язык, прочее

Диктанты для старшеклассников

Я не буду рассказывать обо всём, что мы увидели, и обо всех местах, где мы побывали. Скажу только, что меня продолжала тревожить мысль: вдруг мы так и не успеем в дом Марка Твена?

Наконец мы едем прямо туда. Так вот он каков, этот дом! Тихий, со старомодными островерхими башенками на крыше, овеянный задумчивым, грустным уютом…

Всё: и веранда, похожая на палубу парохода, и камин, где искры живого пламени встречали мёртвый холод снежинок, и стены, где жили и его счастье и его беда, - всё молчало, всё остановилось в комнатах, откуда много лет назад навеки ушёл умный и добрый Насмешник, знающий о мире и людях многое, чего не знали другие. Опустевший, мёртвый дом…

Но нет, как может быть мёртвым дом, где живёт столько наших друзей, столько людей, милых нашему сердцу! Вот они смотрят на нас, выглядывают из книжных переплётов, дорогие наши мальчишки. Здравствуй, Том Сойер, здравствуй, Гекльберри Финн, здравствуйте все!

Знаете ли вы, как любят вас мальчики и девочки в далёкой стране? Знаете ли вы, сколько взрослых людей зовут вас, ищут вас, и вы спускаетесь с книжных полок, чтобы провести с ними вечерок и рассказать в десятый раз о своих проделках?

Может быть, создавший вас писатель сам посмеивался в усы, когда на его глазах вы дрались и проказничали, выдумывали и влюблялись.

Родившись по воле пера писателя, его герои подчас начинают вытворять бог знает что, а он только поглядывает на них с удивлением и любовью, чувствуя, что они живут уже сами по себе.

Нет, этот дом не может быть мёртвым, ибо герои книг Марка Твена не умрут никогда…

На сенокосе

Трава на некошеном лугу, невысокая, но густая, оказалась не мягче, а ещё жёстче, однако я не сдавался и, стараясь косить как можно лучше, шёл не отставая.

Владимир, сын бывшего крепостного, не переставая махавший косой, почём зря резал траву, не выказывая ни малейшего усилия. Несмотря на крайнюю усталость, я не решался попросить Владимира остановиться, но чувствовал, что не выдержу: устал. В это время Владимир сам остановился и, нагнувшись, взял травы, не торопясь вытер косу и стал молча точить. Я не спеша опустил косу и облегчённо вздохнул, оглядевшись. Невзрачный мужичонка, шедший сзади и, по- видимому, тоже уставший, сейчас же, не доходя до меня, остановился и принялся точить, перекрестившись.

Наточив свою косу, Владимир сделал то же с моей косой, и мы не медля пошли дальше. Владимир шёл мах за махом, не останавливаясь, и, казалось, не чувствовал никакой усталости. Я косил изо всех сил, стараясь не отставать, и всё более ослабевал. С деланным безразличием махая косой, я всё более убеждался, что у меня не хватит сил даже для считанных махов косы, нужных, чтобы закончить ряд.

Наконец ряд был пройден, и, вскинув на плечо косу, Владимир пошёл по уже хоженому прокосу, ступая по следам, оставленными каблуками. Пот, не унимаясь, скатывался с моего лица, и вся рубаха моя была мокра, словно мочёная в воде, но мне было хорошо: я выстоял.

Воспоминания о Шаляпине

У нас было правило: никогда не просить никого из артистов, которые бывали у нас, что – либо исполнять. Хочешь – исполняй, не хочешь – не надо. Упрашивать не полагалось. В первый свой приезд к нам Шаляпин ждал обычной для него просьбы со стороны писателей, но не дождался. Никто ни единым словом не обмолвился о пении. Впоследствии он ценил это, как сам признался, и часто пел подолгу и помногу.

Вспоминается один вечер тысяча девятьсот четвёртого года, совершенно исключительный по впечатлению. Шаляпин, как только вошёл, сейчас же заявил полушутливо: «Братцы, петь хочется до смерти!» Приехал Рахманинов, и необыкновенный концерт начался. Как сейчас помню большую комнату, освещённую только одной висячей лампой над столом, за которым сидят наши товарищи и глядят в одну сторону, туда, где за пианино видна чёрная спина Рахманинова и его стриженый затылок. А у стены, лицом к нам, высокая, стройная фигура Шаляпина. Он в лёгкой чёрной поддевке поверх белой русской рубашки; одной рукой облокотился на пианино; лицо вдохновенное, строгое; преобразился в того, чью душу сейчас раскроет перед нами.

Шаляпин – смелый нарушитель всех традиционных приёмов. В нем всё по- новому, всё глубоко обдумано, неожиданно и прекрасно. Это был человек, одарённый самой природой: высокого роста, статный, к нему шли всякие костюмы: парадный фрак, и простой пиджак, и русская поддёвка. В каком бы костюме он не появился, он был всегда великолепен.

Шаляпин обладал редкой музыкальной памятью. Когда он выступал в какой – либо опере, он помнил и знал не только свою партию, но и всю оперу. «Годунов» до того мне нравился, - говорил Шаляпин, - что, не ограничиваясь изучением роли, я пел всю оперу, все партии, и мужские, и женские, с начала и до конца».

Он не выносил никаких отклонений, и если кто – нибудь из участвующих вольничал, Шаляпин закипал гневом. Работать он любил в одиночестве, по ночам, ложась спать поутру, когда город начинал свой трудовой день.

Не раз мне приходилось наблюдать за выводком лисят, и я не мог не удивляться тому, как лиса – мать ухитряется командовать своей детворой, не издавая ни звука, и как они неизменно понимают и слушаются её.

Этот немой язык – одно из самых интереснейших явлений, какие удаётся подсмотреть у лесных обитателей. Целыми часами просиживал я, бывало, у лисьей норы, но ни разу не слышал, чтобы хоть одна лисица заворчала или тявкнула у своей норы.

И это не только у лисиц. Ни одно дикое животное никогда не подаёт голоса около своего жилья, чтобы не выдать его врагам. Но в этой полной, никем не нарушаемой тишине они всё – таки по- своему как –то объясняются и, по- видимому, очень хорошо понимают друг друга.

В течение целых часов скачут и резвятся малыши на солнышке. Вот один из них припадает к земле, крадётся, выслеживает воображаемую мышь или настоящего кузнечика. Другие затевают драку, но в шутку, не всерьёз, или гоняются друг за другом.

А мать лежит невдалеке, в сторонке. Она лежит молча, не шевелясь, - лежит и наблюдает. Вот один лисёнок, разыгравшись, отбегает от норы дальше, чем полагается. Мать поднимает голову и пристально смотрит на него. Как бы ни увлёкся лисёнок, он не выдерживает этого взгляда, сразу останавливается, как вкопанный. Точно она окликнула его. Оглядывается, ловит её взгляд и бежит к ней, как пёс на свист хозяина.

Всё это не случайность. Сколько ни наблюдал я лисьих выводков, тишина возле лисьей норы никогда не нарушалась.

Огоньки

Как – то осенью, в очень тёмный вечер, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под тайными горами, мелькнул огонёк. Мелькнул ярко, сильно и совсем близко. «Ну, слава богу, - сказал я с радостью, - близко ночлег».

Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять налёг на вёсла. «Далече,» - сказал он мне.

Я не поверил: огонь так и стоял, выступая вперёд из неопределенной тьмы. Но гребец был прав: оказалось действительно далеко.

Свойство этих ночных огней – приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своей близостью. Кажется, вот – вот ещё два- три удара веслом, и путь окончен. А на самом деле далеко.

И долго мы ещё плыли по чёрной, как чернила, реке. Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, оставаясь позади и теряясь, казалось, в бесконечной дали, а огонёк всё стоял впереди, переливаясь и маня, всё так же близко и всё так же далеко.

Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река, затенённая скалистыми горами, и этот живой огонёк. Много огней и раньше и после манили не одного меня своей близостью. Но жизнь течёт всё в тех же берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла.

Ведь всё – таки впереди огни!

Усадьба

Усадьба состояла из двух отдельных домиков, построенных друг против друга по обеим сторонам огромного проточного пруда. Длинная плотина, обсаженная серебристыми тополями, замыкала этот пруд. Построенные одинаково, выкрашенные одной меловой краской, домики как будто переглядывались через широкую водную гладь блестящими стёклами своих маленьких, чистых окон. Посредине каждого из домиков выдавалась круглая терраса, и возвышался острый фронтон, подпёртый четырьмя тесно поставленными белыми колоннами.

Вокруг всего пруда шёл старинный сад. Липы, тянувшиеся по нём аллеями, стояли сплошными купами; заматерелые сосны, тёмные дубы, великолепные ясени высоко поднимали свои одинокие верхушки. Густая зелень разросшихся сиреней и акаций, подступавших вплоть до самых боков обоих домиков, оставляла открытыми одни их передние стороны, от которых бежали вниз по скатам извилистые дорожки, убитые кирпичом.

Пёстрые утки, белые и серые гуси плавали отдельными станицами по светлой воде пркда. Он никогда не зацветал, потому что в его «голове» со дна крутого и каменистого оврага били обильные ключи.

Местоположение усадьбы было хорошо, приветливо, уединённо, красиво.

На далёком берегу

Люди, никогда не бывавшие в холодных странах, обычно преувеличивают «ужасы» полярной природы. В своём воображении они представляют кромешную тьму, непрерывное завывание холодной пурги. В самых мрачных красках рисуется этим людям незнакомая природа. Такое заглазное представление неверно.

Не всегда бушует в холодных странах беспросветная злая пурга. Неописуемо прекрасно в морозную ночь полярное небо. Алмазный свет бесчисленных звёзд отражается в каждом кристаллике снега. Прекрасны, сказочно красивы северные сияния – сполохи. Серебряный свет луны в положенный срок заливает сияющие просторы.

Давным – давно развалились на Севере старинные, сколоченные из плавника избушки, в которых некогда зимовали и нередко умирали от голодной цинги первые отважные путешественники, прокладывавшие путь в неведомые холодные края.

Постепенно люди справились с обычной на севере страшной болезнью. Неузнаваемо изменилась на далёком Севере сама жизнь. Полярники – зимовщики живут обычно в удобных, тёплых квартирах, подчас не уступающих городскому жилью. На многих полярных станциях горит электричество. Заканчивая работу, люди ежедневно собираются в уютной столовой за общим товарищеским столом.

На все полярные станции и дальние зимовки самолёты забрасывают почту, время от времени доставляют свежие газеты и книги. Обитатели полярных станций общаются между собою, держат непрерывную связь с Родиной и родными. За тысячи километров переговариваются между собою полярники – радисты. По радио сообщаются общие новости, поддерживается деловая, общественная, товарищеская связь.

На отдых в Кокушкино

Собираться в Кокушкино начинали с ранней весны: готовили удочки, корзинки, папки для гербариев, десятки других вещей, необходимых для жизни в деревне.

Каждый строил планы – что он сделает за лето. И чем ближе подходил срок отъезда, тем медленнее тянулось время, тем больше все волновались. Но вот, наконец, Саша и Аня сдали экзамены, вещи упакованы – пора и в путь!

С весёлым шумом, с радостно сияющими лицами старшие перебегали по трапу на пароход. Пароход довезёт до Казани, а там до Кокушкино рукой подать.

Праздничное настроение, охватившее детей, передавалось и Илье Николаевичу. Поездка по Волге в Казань – всё это было как бы путешествием в молодость. В студенческие годы он любил ездить. Многое хотелось повидать, да безденежье мешало. Ездил только домой, в Астрахань. Когда –то теперь доведётся ему там побывать? Вот, двенадцатого апреля умер брат Василий, сестру Марию похоронили в прошлом году. Оставалась в отцовском доме одна сестра Федосья.

Охотно ехала в Кокушкино и Мария Александровна. Хотя, выйдя замуж, всё время жила в городах, но никак не могла привыкнуть к их тесноте. Её всё время тянуло на деревенское приволье. Из Симбирска, по улицам которого летом клубились тучи пыли, она всегда уезжала со вздохом облегчения. В городе она чувствовала себя одиноко, а в Кокушкино съезжались её сёстры, с которыми можно было отвести душу. Но больше всего она радовалась за детей. На чистом воздухе они набирались сил и возвращались в город окрепшие, загорелые.

В Казани Мария Александровна останавливалась у сестры Анны. Отдохнув немного с дороги, Илья Николаевич нанимал лошадей, и опять начиналась суета с укладкой вещей на телеги, с распределением мест. Володя, опережая всех, садился на козлы рядом с ямщиком и, весело смеясь, принимался шутить: «А что, дядя Ефим, был бы кнут, а лошади пойдут?» «И овёс пособляет,»- важно отвечал возница.

kopilkaurokov.ru

Знаете ли вы русский язык? "Тотальный диктант" Дмитрия Быкова

Известно, что 21 апреля - международный День грамотности.Акция по массовой проверке знаний под названием "Тотальный диктант" прошла в Москве, где добровольцев, пришедших написать диктант, набралось  около 600 человек.

Хорошее мероприятие: и авторитету русского языка способствует, и к личностному росту подталкивает, и о многом задуматься заставляет...Подробнее - послушайте писателя Дмитрия Быкова. Проверьте себя: напишите под его диктовку "Тотальный диктант".Акция зародилась в Новосибирске несколько лет назад, пройдёт в 85 городах России и мира.

  Участники акции по массовой проверке грамотности "Тотальный диктант" продемонстрируют свои знания орфографии, грамматики, пунктуации и других норм современного русского языка.

 Тест для проверки грамотностиПредложите знакомым написать под диктовку всего четыре предложения, а затем подсчитайте количество ошибок.ДИКТАНТ Полгорода шло по дощатой, брусчатой мостовой на открытие пьедестала далеко не безызвестного артиллериста. Слышался аккомпанемент виолончели.Вблизи можжевельника, где жужжали пчелы и дрожал конопляник, сидел бедный музыкант и потихоньку подыгрывал на аккордеоне, но искусство было не впрок музыканту: мало кто исподтишка подавал ему монеты. А вечером веснушчатая жена музыканта потчевала его лишь винегретом и подобными яствами, ибо на деликатесы денег не хватало.Подсчитайте количество ошибок и определите, кто пришел к вам в гости:0 ошибок - пришелец из других галактик1-5 ошибок - академик6-7 ошибок - может работать корректором в газете8-10 ошибок - может работать учителем русского языка11-14 ошибок - инженерно-технический работник15-19 ошибок - знает русский язык по газетам20-25 ошибок - новый русскийБолее 30 ошибок - иностранец

www.madamam.ru

Проверочная работа в форме диктанта

Проверочная работа по русскому языку

по тексту администрации МОУ СОШ №9.

10-11 класс.

Диктант.

За брусникой.

Солнце ещё греет по-летнему, но трава уже чуть-чуть пожелтела. В тёмно-зелёных косах берёз кое-где виднеются светло-жёлтые пряди.

Вверху над нами бледно-голубое небо, слева лес, а справа ещё не скошенное овсяное поле, за ним вдали небольшая речонка. Мы проходим межой и сворачиваем влево, к лесу.

Лес и теперь по-прежнему хорош. Волей-неволей мы, заворожённые её красотой , останавливамся , а затем нагаем напрямик в чащобу.

Широкие ветви могучих деревьев крепко-накрепко переплелись в вышине, в лесу темно и прохладно.

Медленно продвигаемся вперед и нежданно-негаданно попадаем на полянку, насквозь продуваемую лёгким ветерком.

Здесь должна быть брусника,и её во что бы то ни стало нужно разыскать.

По-моему, надо идти дальше, в глубь леса, но мои подружки врассыпную разбегаются по поляне и уже сыплют в корзинки кроваво-красные ягоды.

Наконец и я замечаю под блестящими, как будто кожаными листьями ягоды брусники. Да их здесь видимо-невидимо! Поляна сплошь покрыта ягодами. Мы разбрелись поодиночке и только изредка перекликаемся друг с дружкой. Понемногу корзины наполнились доверху, да и сами мы наелись досыта.

Однако обед всё-таки нужен. Маруся расстелила на траве сложенную вдвое газету, положила на неё хлеб, соль и яйца, варенные вкрутую. Потчевать никого не приходится. С аппетитом мы съели всё и растянулись на траве.

Где-то поблизости вполголоса звенит кузнечик. Не хочется уходить, но и ночёвка в лесу никого не прельщает. Уже темнеет , а до дому путь вовсе не близкий.

Мы берем корзины, наполненные доверу ягодами, и выходим к дороге.Несмотря на усталость, все шагают быстро, озабоченно поглядывая на солнце , ещё не скрывшееся за лесом. Ветви деревьев еле –еле колышутся, как бы прощаясь с нами.

videouroki.net