Признаки баллады как литературного жанра. Особенности жанра баллады там татары шли
Баллада: история и особенности жанра
Термин “баллада” происходит от провансальского слова и означает “танцевальная песня”. Возникли баллады в средние века. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Много баллад о народном герое по имени Робин Гуд существовало в Англии XIV-XV вв.
Баллада является одним из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. Мир в балладах предстает таинственным и загадочным. В них действуют яркие герои с четко очерченными характерами.
Создателем жанра литературной баллады стал Роберт Бернс (1759-1796). Основой его поэзии было устное народное творчество.
В центре литературных баллад всегда оказывается человек, но поэты XIX века, избравшие этот жанр, знали, что силы человека не всегда дают возможность ответить на все вопросы, стать полновластным хозяином своей судьбы. Поэтому часто литературные баллады представляют собой сюжетное стихотворение о роковой судьбе, например, баллада "Лесной царь" немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте.
Русская балладная традиция была создана Василием Андреевичем Жуковским, писавшим как оригинальные баллады ("Светлана", "Эолова арфа", "Ахилл" и другие), так и переводившим Бюргера, Шиллера, Гете, Уланда, Соути, Вальтер Скотта. Всего Жуковским написано более 40 баллад.
Александр Сергеевич Пушкин создал такие баллады как "Песнь о вещем Олеге", "Жених", "Утопленник", "Ворон к ворону летит", "Жил на свете рыцарь бедный...". Также к жанру баллады можно отнести его цикл "Песен Западных славян".
Отдельные баллады есть у Михаила Юрьевича Лермонтова. Это "Воздушный корабль" из Зейдлица, "Морская царевна".
Жанр баллады использовал в своем творчестве и Алексей Константинович Толстой. Он называет свои баллады на темы родной старины былинами ("Алеша Попович", "Илья Муромец", "Садко" и другие).
Целые отделы своих стихотворений называли балладами, применяя этот термин уже более свободно, А.А.Фет, К.К.Случевский, В.Я.Брюсов. В своих "Опытах" Брюсов, говоря о балладе, указывает только на две своих баллады традиционного лиро-эпического типа: "Похищение Берты" и "Прорицание".
Ряд шуточных баллад-пародий оставил Вл.Соловьев ("Таинственный пономарь", "Осенняя прогулка рыцаря Ральфа" и другие)
События бурного XX века вновь вызвали к жизни жанр литературной баллады. Баллада Э.Багрицкого "Арбуз" хотя и не повествует о бурных событиях революции, но рождена именно революцией, романтикой того времени.
Особенности баллады как жанра:
наличие сюжета (есть кульминация, завязка и развязка)
эмоции автора и чувства героев
сочетание реального с фантастическим
романтический (необычный) пейзаж
мотив тайны
сюжет может заменяться диалогом
лаконичность
сочетание лирического и эпического начал
literatura5.narod.ru
Признаки баллады как литературного жанра
Среди жанров мировой литературы особо выделяются баллады, обращаться к которым любили поэты-романтики. Изначально жанр зародился в поэзии Средних веков, но позднее был переосмыслен и приобрел новое звучание и значение. Предлагаем познакомиться с ключевыми признаками баллады, которые помогут отличить ее от иных стихотворных произведений.
Отличительные черты
Создателем литературной баллады принято считать Роберта Бернса, который активно обращался к народным сюжетам, но облекал их в более правильную стихотворную форму. В его произведениях гармонично сплетены черты собственно песни и увлекательного рассказа с сюжетом. Какие же основные признаки баллады выделяют литературоведы?
- Авторские чувства или ощущения персонажей выражены ярко и выразительно.
- Обязателен сюжет, но в отдельных случаях его может заменять диалог, в котором присутствует какое-либо действие.
- Часто используется элемент таинственности, мистики, чего-то непознанного, это придает тексту особое звучание. Примеры подобного построения текста можно встретить у Жуковского (например, «Светлана», «Ленора» - авторский перевод одноименного произведения Бюргера).
- Зачастую действие происходит на фоне поразительного пейзажа: невероятного красивого или фантастического.
Не менее важно отметить, что отличительный признак баллады как литературного жанра – это объединение в едином тексте, нередко небольшом по объему, эпического и лирического начал.
Отличие от прочих жанров
Рассмотрим, чем баллада отличается от схожих жанров, былины и сказки. Для удобства материал представлен в форме таблицы.
Параметр сравнения | Баллада | Былина | Сказка |
Авторство | Есть народный и литературные тексты | Автора нет, тексты относятся к устному народному творчеству | Есть народные и литературные тексты |
Особенность изложения | Писались в стихотворной форме. Использовалась балладная строка: четные и нечетные стихи обладали различным числом стоп | Написаны тоническим стихом, чаще всего число ударений от 2 до 4 | Могла использоваться как прозаическая, так и стихотворная форма, в зависимости от желания автора |
Сюжет | Наличие сюжета обязательно | ||
Герои | Героем мог быть любой человек, с которым произошло событие, достойное упоминания | Положительный герой – воплощение мужества и справедливости в народном сознании – богатырь или князь. Он всегда совершает свои подвиги ради народа. Отрицательный герой – воплощение злых качеств, нередко являлся выдуманным существом (Соловей-разбойник) | Волшебная сказка: героями были цари, царевичи, выдуманные существа, колдуны. О животных: действуют представители живой природы, наделенные человеческими качествами. Бытовые: обычные люди (крестьяне, попы, солдаты) |
Место действия | На фоне таинственного либо прекрасного пейзажа | Обязательно четко указывалось (Киев-град) | В тексте могло отсутствовать упоминание места действия |
Тема | Необычное событие из жизни любого человека, необязательно героя. Хотя имеется отдельный пласт героических баллад (например, о Робине Гуде) | Событие общероссийского значения, обладающее патриотическим пафосом, нечто великое, грандиозная победа | Абсолютно любое событие по воле рассказчика |
Пользуясь таблицей, можно понять признаки баллады и быстро отличить произведения этого жанра от любых других.
Тексты Жуковского
Этот поэт-романтик настолько любил рассматриваемый жанр, что его в шутку прозвали «балладником». Его перу принадлежит огромное количество и переводов, и собственных текстов, которые до сих пор интересны читателю благодаря незамысловатому слогу и увлекательному сюжету. Какие же основные признаки баллад Жуковского можно выделить?
- Во многих тестах звучит мотив борьбы зла и добра, причем симпатии автора на стороне последнего, но победа часто достается отрицательным персонажам (девушка Людмила в одноименном произведении погибла только за то, что хотела навсегда остаться с возлюбленным).
- Наличие потусторонней силы, мистический компонент (гадания, призраки, фантастические существа – все это делает тексты интересными для современного читателя).
- Большое количество диалогов, которые делают восприятие текста еще более простым.
- Особую роль играет описание природы, иногда пейзаж становится своеобразным действующим лицом.
Признак баллад любовной тематики – глубокая проникновенность и выражение в поэтическом тексте тончайших оттенков чувств.
Приведем пример из «Светланы»:
Как могу, подружки, петь?
Милый друг далеко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался - вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит...
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель.
В тексте переданы все переживания Светланы, ее тоска, сомнения и надежда на то, что любимый к ней все-таки вернется.
«Лесной царь»
Рассмотрим признаки баллады в «Лесном царе» Жуковского, небольшом по объему произведении, построенном в форме диалога. Какие же черты позволяют отнести текст к балладам?
- Наличие сюжета, который имеет определенную динамику.
- Большая роль диалогов.
- Выражение чувств: читая балладу, начинаешь испытывать ужас, который ребенок и его отец ощущают от присутствия Лесного царя.
- Мистический компонент – сам царь, гибель младенца.
Наконец, несмотря на то что произведение по смыслу завершено, оно сохраняет в себе элемент таинственности. Такие признаки баллады можно найти в «Лесном царе» Жуковского.
Баллада – удивительный жанр, который сейчас незаслуженно утратил свою популярность. Эти поэтические тексты позволяют и рассказать о необычном событии, и выразить свое отношение к героям повествования.
fb.ru
Особенности жанра литературной баллады
Если вам нравятся истории о таинственных событиях, о судьбах бесстрашных героев, заповедном мире духов, если вы способны ценить благородные рыцарские чувства, женскую преданность, то, безусловно, вы полюбите литературные баллады.
На уроках литературы в этом учебном году мы познакомились с несколькими балладами. Меня поразил этот жанр.
Эти стихотворения, в которых сочетаются элементы лирики, эпоса и драмы, - своеобразная «универсальная» поэзия, по мнению знаменитого поэта 19 – го века Вордсворта.
Поэт «выбирая события и ситуации из самой будничной жизни людей, старается описать их по возможности языком, каким эти люди говорят на самом деле; но в то же время с помощью воображения придать ему окраску, благодаря которой обыденные вещи предстанут в необычном освещении. ».
Тема « Особенности жанра литературной баллады» показалась мне интересной, я продолжаю работать над ней второй год.
Тема, несомненно, актуальна, так как позволяет проявить самостоятельность и развить способности критика.
2. Литературная баллада: возникновение жанра и его особенности.
Сам термин «баллада» происходит от провансальского слова, означающего «таинственная песня», возникли баллады в суровые времена средневековья. Создавались они народными сказителями, передавались устно и в процессе устной передачи сильно видоизменялись, становились плодом коллективного творчества. Сюжетом баллад были христианские легенды, рыцарские романы, античные миф, произведения древних авторов в средневековом пересказе, так называемые «вечные» или «бродячие» сюжеты.
Сюжет баллады и построен зачастую как раскрытие, узнавание некой тайны, которая держит слушателя в напряжении, заставляет его волноваться, переживать за героя. Иногда сюжет обрывается и, по существу, заменяется диалогом. Именно сюжетность становится тем признаком, который выделяет балладу из других лирических жанров и начинается ее сближение с эпосом. Именно в этом смысле и принято говорить о балладе, как о лирическом жанре поэзии.
В балладах отсутствует граница между миром людей и природы. Человек может превращаться в птицу, дерево, цветок. Природа вступает в диалог с героями. Это отражает древнейшее представление о единстве человека с природой, о возможности людей превращаться в зверей и растения и наоборот.
Своим рождением литературная баллада обязана немецкому поэту Готфриду Августу Бюргеру. Литературная баллада была очень похожа на балладу фольклорную, т. к. первые литературные баллады создавались как подражание народным. Так на смену балладе народной на рубеже 18 и 19 веков приходит баллада литературная, т. е. авторская.
Первые литературные баллады возникли на основе стилизации, и поэтому очень часто их трудно отличить от подлинных народных баллад. Обратимся к таблице №1.
Литературная баллада – это лироэпический жанр, в основе которого лежит сюжетное повествование с включенным в него диалогом. Как и фольклорная баллада , ее литературная сестра часто открывается пейзажным зачином, а закрывается пейзажной концовкой. Но главное в литературной балладе – это голос автора, его эмоциональная лирическая оценка описываемых событий.
И вот теперь мы можем отметить особенности отличия баллады литературной от фольклорной. Уже в первых литературных балладах лирическая позиция автора проявляется более отчетливо, чем в народных произведениях.
Причина этого понятна – фольклор ориентируется на общенародный идеал, а литературная баллада заключает в себе личное отношение автора к самому народному идеалу.
Сначала создатели литературных баллад пытались не выходить за рамки тем и мотивов народных источников, но затем они чаще и чаще стали обращаться к полюбившемуся жанру, наполняя традиционную форму новым содержанием. Стали появляться сказочные баллады, баллады сатирические, философские, фантастические, исторические, героические наряду с семейными, «страшными» и др. Более широкая тематика отличала литературную балладу от народной.
Произошли изменения и в форме литературной баллады. В первую очередь это касалось использования диалога. Литературная баллада гораздо чаще прибегает к скрытому диалогу, когда один из собеседников либо молчит, либо принимает участие в разговоре короткими репликами.
3. Литературные баллады В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова.
Русскому читателю широкие поэтические возможности русской баллады открылись благодаря литературной деятельности В. А. Жуковского, творившего в начале 19 столетия. Именно баллада стала основным жанром в его поэзии, и именно она принесла ему литературную славу.
Баллады Жуковского обычно основывались на западно-европейский источниках. Но баллады В. А. Жуковского это еще и крупное явление русской национальной поэзии. Дело в том, что, переводя английские и немецкие литературные баллады, он использовал художественные приемы и образы русского фольклора и русской поэзии. Иногда поэт очень далеко уходил от первоначального источника, создавая самостоятельное литературное произведение.
Например, прекрасный перевод литературной баллады великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете «Король эльфов», написанной на основе немецкого фольклора передает внутреннюю напряженность фантастической баллады и лирическое отношение автора (И. В. Гёте) к описываемым событиям. В то же время Жуковский в своей балладе «Лесной царь» описывает лес, удивительно похожий на русский, и, если не знать, что перед нами перевод, легко можно принять это произведение за созданное в русской традиции. «Лесной царь» - баллада о роковой судьбе, в ней происходит скрытый зловещим сюжетом вековечный спор жизни со смертью, надежды с отчаянием. Автор использует различные художественные приёмы.
Обратимся к таблице№2.
1. В центре оказывается не событие, не эпизод, а человеческая личность, действующая на том или ином фоне –это красочный пейзаж лесного царства и гнетущий- реальной действительности.
2. Деление на два мира: земной и фантастический.
3. Автор использует образ повествователя для передачи атмосферы происходящего, тональности изображаемого: лирически- страшная тональность в начале с нарастанием ощущения тревоги и безнадёжно-трагическая в конце.
4. Образы реального мира и пришлец из «другого» мира.
5. Характерный ритм баллады –топот коня, связанный с погоней.
6. Использование эпитетов.
Ярких красок и выразительных деталей в балладах Жуковского много. К ним применимы слова А. С. Пушкина о Жуковском: «Никто не имел и не будет иметь слога, равного в своем могуществе и разнообразии слогу его».
«Суд Божий над епископом» - перевод произведения английского поэта-романтика Роберта Саути, современника В. А. Жуковского. «Суд божий над епископом» - написана в марте 1831г. Напечатана впервые в издании «Баллады и повести» в 1831г. в двух частях. Перевод одноименный баллады Р. Саути, основанной на средневековых преданиях о скупом епископе Гаттоне из Метца. Как гласит предание, во время голода 914 года Гаттон коварно пригласил голодающих на «пир» и сжег их в амбаре; за это был съеден мышами.
На этот раз русский поэт очень точно следует за оригиналом «страшной» баллады, описывая жестокость иноземного епископа и его наказание.
1. Такого зачина в фольклорной балладе не найдешь: здесь создается не только определенное лирическое настроение, но через описание стихийного бедствия кратко и ярко создается картина народного горя.
2. В балладе Р. Саути нет и диалога. Поэт вводит в повествование только реплики, но персонажи не обращаются друг к другу. Народ удивляется щедрости Гаттона, но епископ не слышит людских восклицаний. Гаттон рассуждает про себя о своих злодеяниях, но его мысли может узнать только бог.
3. Эта баллада возмездия и искупления. В ней средневековье выступает, как мир противоположности земных и небесных сил.
Трагическая тональность остаётся в этой балладе неизменной , меняются только образы и оценка повествователем их положения.
4. Баллада построена на антитезе:
«Сделался голод, народ умирал.
Но у епископа милостью неба
Полны амбары огромные хлеба»
Общая беда епископа не трогает, зато в конце епископ «бога зовёт в исступлении диком», «воет преступник».
5. Для того чтобы вызвать сочувствие у читателя, автор использует единоначалие.
«Были и лето и осень дождливы;
Были потоплены пажити, нивы»
Жуковский всегда выбирал для перевода произведения, ему внутренне созвучные. Добро и зло в резком противостоянии фигурируют во всех балладах. Их источник всегда сердце человека и управляющие им потусторонние таинственные силы.
«Замок Смальгольм, или Иванов вечер» - перевод баллады Вальтера Скотта «Канун святого Джона». Замок находился на юге Шотландии. Принадлежит одному из родственников Вальтера Скотта. Написано стихотворение в июле 1822г. Эта баллада имеет длинную цензурную историю. Жуковскому вменяли в вину «кощунственное соединение любовной темы с темой Иванова вечера. Иванов вечер- канун народного праздника Купалы, переосмысленного церковью, как празднование рождения Иоанна Крестителя. Цензура требовала коренной переделки финала. Жуковский обратился с жалобой в цензурный комитет к обер-прокурору синода и министерству народного просвещения князю А. Н. Голицыну. Балладу удалось напечатать, изменив «Иванов день» на «Дунканов день».
Из прочитанных мною баллад хочется особо выделить баллады М. Ю. Лермонтова.
Баллада «Перчатка» – это перевод рыцарской баллады немецкого писателя Фридриха Шиллера. Лермонтов - переводчик опирается на опыт Жуковского, поэтому он стремится передать не столько форму произведения, сколько его эмоциональное отношение к вероломной женщине, которая ради забавы подвергает своего рыцаря смертельному испытанию.
1. Пейзажный зачин рисует толпу в цирке, собравшуюся в ожидании зрелища, опасной забавы – боя тигра со львом.
2. В балладе налицо диалог: есть обращение Кунигунды к рыцарю, есть и его ответ даме. Но диалог разорванный: между двумя репликами происходит самое главное событие.
3. Трагическая тональность сменяет общее веселье.
4. Важным элементом композиции является её краткость: она похожа напружину, сжатую между завязкой и развязкой.
5. В области художественной речи отмечается щедрость метафор: «Хор дам прекрасных блестел», « но раб пред владыкой своим тщётно ворчит и злится», «досады жестокой пылая в огне»
Героическая баллада, прославляющая подвиг и непримиримость к врагам, была распространена в России.
Одно из самых лучший патриотических стихотворений, созданных русскими поэтами, - баллада М. Ю. Лермонтова «Бородино».
1. 1. Вся баллада строится на развернутом диалоге. Здесь элемент пейзажного зачина («Москва, спаленная пожаром») включается в вопрос молодого солдата, с которого начинается баллада. Затем следует ответ – рассказ участника Бородинской битвы, в котором слышны реплики участников сражения. Именно эти реплики, а так же речь самого рассказчика позволяют поэту передать истинно народное отношение к Родине и к ее врагам.
2. Для этой баллады характерна полифония- звучит множество голосов. Впервые в русской поэзии появились правдивые образы русских солдат, героев знаменитой битвы. Повествование о дне Бородинской битвы солдат начинает с призыва, с которым обращается, сверкнув очами, командир- полковник. Это речь офицера, дворянина. Он легко называет старых заслуженных солдат «ребятами», но готов идти вместе в бой и умереть как их «брат».
3. В балладе прекрасно изображен бой. Лермонтов сделал все, чтобы читатель смог как бы воочию увидеть сражение.
Поэт дал великую картину Бородинского боя, используя звукопись:
«Звучал булат, картечь визжала»
«Ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел»
Белинский чрезвычайно высоко оценил язык и стиль этого стихотворения. Он писал: « В каждом слове слышится язык солдата, который, не переставая быть грубо простодушным, силен и полон поэзии!»
4. Баллады авторов 20-го века: М. Светлова, Д. Кедрина, В. Высоцкого.
В 20-м веке жанр баллады востребован многими поэтами. Их детство и юность проходили в трудное время больших исторических потрясений: революция, гражданская война , Великая Отечественная война несли с собой кровь, смерть, страдания, разруху. Преодолевая тяготы, люди перекраивали жизнь заново, мечтая о счастливом, справедливом будущем. Это стремительное, как ветер, время было трудным и жестоким, но оно обещало воплотить в реальность самые смелые мечты. У поэтов этого времени не встретишь фантастических, семейных или «страшных» баллад, в их время востребованы баллады героические, философские, исторические, сатирические, социальные.
Даже если произведение рассказывает о событии из давних времён, переживается оно как сегодняшнее в балладе Д. Кедрина «Зодчие».
Авторское, лирическое переживание гибели молодого бойца открывают нам строки баллады М. Светлова «Гренада».
Трагична баллада К. Симонова «Старая песня солдата» («Как служил солдат»).
Газетной выдержкой, придающей произведению публицистичность, предваряется «Баллада о браконьерстве» Е. Евтушенко. Текст её включает монолог сёмги, взывающей к разуму человека.
Благородная торжественность и строгость отличает «Балладу о борьбе» В. Высоцкого, в памяти возникают строки:
Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почём,-
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
Баллада "Зодчие" Д. Кедрина составляет предмет гордости русской поэзии первой половины XX века, написана в 1938 году.
В «Зодчих» проявилось кедринское понимание русской истории, восхищение талантом русского народа, вера во всепобеждающую силу красоты, искусства.
В центре стихотворения история создания Храма Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади в Москве, известного как Храм Василия Блаженного.
Храм построен в 1555 – 1561 годах в честь победы над Казанским ханством. Искусные зодчие Постник и Барма задумали и воплотили невиданное дело: соединили в одно целое восемь храмов – по числу побед, одержанных под Казанью. Они группируются вокруг центрального девятого шатрового стана.
Существует легенда об ослеплении строителей храма Василия Блаженного. Злодеяние будто бы совершено по велению царя Ивана IV, не желавшего, чтобы где-либо мог появиться собор, подобный этому. Документальных подтверждений легенды не существует. Но важно то, что легенда возникла, что она передавалась из поколения в поколение, уже фактом своего существования свидетельствуя о том, что в народном сознании такая жестокость самодержца была возможна. Кедрин придал теме обобщающее значение.
1. В этом стихотворении рассказывается о важном историческом событии. Присутствует сюжет, причем мы видим здесь типичный прием баллады – «повторение с нарастанием». Царь дважды обращается к зодчим: «И спросил благодетель». Этот прием усиливает стремительность действия, сгущает напряжение.
2. Использован диалог, который в балладах движет сюжет. Характеры героев обрисованы выпукло, рельефно.
3. В основе композиции лежит антитеза. Стихотворение четко делится на 2 части, которые противопоставлены друг другу.
4. Рассказ ведётся как бы от лица летописца. А летописный стиль требует бесстрастности, объективности в изображении событий.
5. Эпитетов в начале текста очень мало. Кедрин скуп на краски, его больше волнует трагический характер судьбы мастеров. Говоря об одарённости русских людей, поэт подчеркивает эпитетами их нравственное здоровье, независимость:
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных,
Молодых
Когда же «летописец» доходит до описания «страшной царской милости», голос его вдруг дрогнет:
Соколиные очи
Коли им шилом железным
Дабы белого света
Увидеть они не могли.
Их клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их,
Темных,
На стылое лоно земли.
Форма народного плача подчеркнута здесь фольклорными «постоянными» эпитетами.
В стихотворении несколько сравнений, подчеркивающих красоту и чистоту Храма Покрова Пресвятой Богородицы:
и, дивясь, как на сказку,
Глядела на ту красоту.
Та церковь была –
Как невеста!
Что словно приснилась!
Метафора здесь всего одна (они неуместны в летописи):
А в ногах у постройки
Торговая площадь жужжала
6. Ритм подсказан фразой «гласит летописца сказанье»: размеренный, внушительный голос самой истории. Но ритм в стихотворении меняется: строфы связанные с присутствием государя, звучат торжественно и величаво. Когда же речь идёт о несчастных ослеплённых зодчих, эмоциональная напряженность диктует резкое изменение интонации, ритма: вместо торжественности – звучание одной пронзительно-острой ноты в целой строке:
И в обжорном ряду,
Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
Где кричали дьяки:
«Государево слово и дело!»
Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.
Напряженность ритма создаётся и анафорой (где, где, где), нагнетающей напряжение.
7. Архаизмы и историзмы входят в произведение органично, они всегда понятны в контексте.
Тать – вор, кружало – кабак, торовато – щедро, правеж – наказание, лепота – красота, зело – очень, вельми – очень, смерд – крестьянин, зане – потому что
8. И авторская оценка, несомненно, есть. Она и в изменении ритма стихотворения, когда речь идёт об ослеплении – поэт словно плачет от боли, и в оценочных эпитетах, и в концовке.
У Кедрина в концовке звучит выражение «мнения народного»:
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси гусляры.
29 августа 1926г. "Комсомольская правда" напечатала "Гренаду" — и Светлов в одночасье стал популярнейшим советским поэтом. В. Маяковский, прочитав "Гренаду", выучил ее наизусть и декламировал на своих творческих вечерах. Всем почему-то кажется, что эта баллада о гражданской войне в Испании. На самом деле, война началась через несколько лет после появления стихотворения. Лирический герой просто мечтает раздуть мировой пожар.
Из одного слова «выросло» стихотворение «Гренада». Чем же заворожило это слово поэта? Почему оно стало песней украинского хлопца, бойца – кавалериста, погибшего на гражданской войне? Конечно, Михаилу Светлову прежде всего понравилось как звучит слово Гренада. В нём так много энергии, и совсем нет агрессии, грубости; в его звучании одновременно, и сила, и нежность, и отчётливость реальности, и зыбкость мечты, и стремительность порыва, и успокоенность конца пути. В устах молодого бойца это красивое имя становится звуковым символом его мечты о новой жизни для всех.
1. Пейзажный зачин рисует широкий простор украинских степей. В балладе рассказывается о судьбе и героической гибели молодого бойца.
2. В балладе налицо диалог: автор-участник событий обращается к герою – мечтателю, поющему другую, не отрядную песню.
3. М. Светлов обостряет ритм баллады, разбивая четверостишья на восемь строк. В этом ритме четко слышится ритм движения конного отряда:
Он пел, озирая
Родные края:
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!»
Само слово Гренада воспроизводит размер баллады: в нём три слога и ударение падает на второй слог.
4. Трагическая тональность сменяется звонкой мелодией воскресения мечты.
5. Авторское, лирическое переживание открывается нам в стоках баллады, которые представляют картины природы:
Вотнад трупом
Склонилась луна
Лишь по небу тихо
Сползла погодя
На бархат заката
Слезинка дождя
Олицетворение и метафора указывают на то, как бы ни было грандиозно событие, его значение не может облегчить боль утраты.
Высоцкий написал 6 баллад — «Баллада о времени» («Замок временем срыт»), «Баллада о ненависти», «Баллада о вольных стрелках», «Баллада о любви» («Когда вода Всемирного потопа»), «Баллада о двух погибших лебедях», «Баллада о борьбе» («Средь оплывших свечей и вечерних молитв») для фильма Сергея Тарасова «Стрелы Робин Гуда».
«Хотел я для юношества, которое будет смотреть эту картину, написать несколько песен. И написал баллады о борьбе, о любви, о ненависти — всего шесть довольно серьезных баллад, совсем не похожих на то, что я делал раньше»,- пишет автор.
Высказался прямой речью, наконец, — как говорится, без позы и маски. Только «Песня о вольных стрелках» — условная, ролевая, что ли. А остальные — без игрового раздвоения, без намеков и подтекстов. Здесь есть какая-то антиирония: отважная прямота, как ударом меча, крушит иронические ухмылки, голову любому цинизму отрубает
Но баллады запретили и записи Высоцкого Тарасов потом использовал в картине «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго».
1. Зачин в «Балладе о времени» интересен: здесь создается не только определенное лирическое настроение, но через описание старинного замка, «временем скрытого и укутанного нежным пледом из зелёных побегов», создаётся картина прошлого с походами, боями и победами.
2. В балладе В. Высоцкого диалог скрытый. Используется форма драматического монолога. Поэт вводит в повествование только свои реплики – обращения к потомкам, персонажи же не обращаются друг к другу, перед нами как на экране проходят турниры, осады, бои
3. Эта баллада вечных ценностях. В ней средневековье выступает, как мир, построенный на антитезе:
В грязь валились враги, о пощаде крича
Но не все, оставаясь живыми,
В доброте сохраняли сердца,
Защитив своё доброе имя
От заведомой лжи подлеца
4. Торжественная тональность остаётся в этой балладе неизменной. Автор использует единоначалие:
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена
«В этих шести балладах изложена жизненная позиция поэта. Это глубже, чем на первый взгляд. Это вроде озарения его, завещания»,- писал один из друзей В. Высоцкого.
www.microanswers.ru
Признаки баллады как литературного жанра
Среди жанров мировой литературы особо выделяются баллады, обращаться к которым любили поэты-романтики. Изначально жанр зародился в поэзии Средних веков, но позднее был переосмыслен и приобрел новое звучание и значение. Предлагаем познакомиться с ключевыми признаками баллады, которые помогут отличить ее от иных стихотворных произведений.
Отличительные черты
Создателем литературной баллады принято считать Роберта Бернса, который активно обращался к народным сюжетам, но облекал их в более правильную стихотворную форму. В его произведениях гармонично сплетены черты собственно песни и увлекательного рассказа с сюжетом. Какие же основные признаки баллады выделяют литературоведы?
- Авторские чувства или ощущения персонажей выражены ярко и выразительно.
- Обязателен сюжет, но в отдельных случаях его может заменять диалог, в котором присутствует какое-либо действие.
- Часто используется элемент таинственности, мистики, чего-то непознанного, это придает тексту особое звучание. Примеры подобного построения текста можно встретить у Жуковского (например, «Светлана», «Ленора» - авторский перевод одноименного произведения Бюргера).
- Зачастую действие происходит на фоне поразительного пейзажа: невероятного красивого или фантастического.
Не менее важно отметить, что отличительный признак баллады как литературного жанра – это объединение в едином тексте, нередко небольшом по объему, эпического и лирического начал.
Отличие от прочих жанров
Рассмотрим, чем баллада отличается от схожих жанров, былины и сказки. Для удобства материал представлен в форме таблицы.
Параметр сравнения | Баллада | Былина | Сказка |
Авторство | Есть народный и литературные тексты | Автора нет, тексты относятся к устному народному творчеству | Есть народные и литературные тексты |
Особенность изложения | Писались в стихотворной форме. Использовалась балладная строка: четные и нечетные стихи обладали различным числом стоп | Написаны тоническим стихом, чаще всего число ударений от 2 до 4 | Могла использоваться как прозаическая, так и стихотворная форма, в зависимости от желания автора |
Сюжет | Наличие сюжета обязательно | ||
Герои | Героем мог быть любой человек, с которым произошло событие, достойное упоминания | Положительный герой – воплощение мужества и справедливости в народном сознании – богатырь или князь. Он всегда совершает свои подвиги ради народа. Отрицательный герой – воплощение злых качеств, нередко являлся выдуманным существом (Соловей-разбойник) | Волшебная сказка: героями были цари, царевичи, выдуманные существа, колдуны. О животных: действуют представители живой природы, наделенные человеческими качествами. Бытовые: обычные люди (крестьяне, попы, солдаты) |
Место действия | На фоне таинственного либо прекрасного пейзажа | Обязательно четко указывалось (Киев-град) | В тексте могло отсутствовать упоминание места действия |
Тема | Необычное событие из жизни любого человека, необязательно героя. Хотя имеется отдельный пласт героических баллад (например, о Робине Гуде) | Событие общероссийского значения, обладающее патриотическим пафосом, нечто великое, грандиозная победа | Абсолютно любое событие по воле рассказчика |
Пользуясь таблицей, можно понять признаки баллады и быстро отличить произведения этого жанра от любых других.
Видео по теме
Тексты Жуковского
Этот поэт-романтик настолько любил рассматриваемый жанр, что его в шутку прозвали «балладником». Его перу принадлежит огромное количество и переводов, и собственных текстов, которые до сих пор интересны читателю благодаря незамысловатому слогу и увлекательному сюжету. Какие же основные признаки баллад Жуковского можно выделить?
- Во многих тестах звучит мотив борьбы зла и добра, причем симпатии автора на стороне последнего, но победа часто достается отрицательным персонажам (девушка Людмила в одноименном произведении погибла только за то, что хотела навсегда остаться с возлюбленным).
- Наличие потусторонней силы, мистический компонент (гадания, призраки, фантастические существа – все это делает тексты интересными для современного читателя).
- Большое количество диалогов, которые делают восприятие текста еще более простым.
- Особую роль играет описание природы, иногда пейзаж становится своеобразным действующим лицом.
Признак баллад любовной тематики – глубокая проникновенность и выражение в поэтическом тексте тончайших оттенков чувств.
Приведем пример из «Светланы»:
Как могу, подружки, петь?
Милый друг далеко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался - вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит...
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель.
В тексте переданы все переживания Светланы, ее тоска, сомнения и надежда на то, что любимый к ней все-таки вернется.
«Лесной царь»
Рассмотрим признаки баллады в «Лесном царе» Жуковского, небольшом по объему произведении, построенном в форме диалога. Какие же черты позволяют отнести текст к балладам?
- Наличие сюжета, который имеет определенную динамику.
- Большая роль диалогов.
- Выражение чувств: читая балладу, начинаешь испытывать ужас, который ребенок и его отец ощущают от присутствия Лесного царя.
- Мистический компонент – сам царь, гибель младенца.
Наконец, несмотря на то что произведение по смыслу завершено, оно сохраняет в себе элемент таинственности. Такие признаки баллады можно найти в «Лесном царе» Жуковского.
Баллада – удивительный жанр, который сейчас незаслуженно утратил свою популярность. Эти поэтические тексты позволяют и рассказать о необычном событии, и выразить свое отношение к героям повествования.
Источник: fb.ru Искусство и развлечения Что такое байка как литературный жанрЗаглянув в словарь с тем, чтобы узнать, что такое байка, мы с удивлением обнаружим, что значений у этого слова не меньше четырех.Многозначное словоБайкой называют мягкую коттоновую либо шерстяную ткань...
Образование Жанр рассказ: особенности, история развития, примеры. Рассказ - это жанр литературы? Признаки рассказа как жанраЖанр рассказ является одним из самых популярных в литературе. К нему обращались и обращаются многие писатели. Прочитав эту статью, вы узнаете, каковы особенности жанра рассказ, примеры самых известных произведений, а ...
Автомобили Опорные подшипники передних стоек: фото, признаки неисправности. Как заменить опорный подшипник передней стойки?Опорные подшипники являются элементами передней подвески автомобиля. Их основная задача – сглаживание ударных нагрузок на кузов. Неисправность этих деталей не сулит ничего хорошего. Кроме того, что подвеска и ку...
Здоровье Первые признаки анорексии: как распознать болезнь?Анорексия - психическое заболевание, которое становится все более распространенным. Особенно часто оно регистрируется среди подростков и молодых людей. В 80% случаев жертвы анорексии - это лица 14-18 лет.
Здоровье Признаки СПИДа: как выявить заболеваниеВ силу того, что вирус иммунодефицита в большинстве случаев протекает бессимпотомно (за исключением острой стадии ВИЧ-инфекции), без прохождения специального теста заболевание сложно выявить. А вот признаки СПИДа, кот...
Здоровье Признаки эндометриоза. Какие они?Болезнь эндометриоз является сегодня довольно распространенной. Причем пациентки становится все моложе. Данное заболевание приводит к таким неприятным последствиям как бесплодие и тазовые боли. На сегодняшний день спе...
Искусство и развлечения Портреты Ван Гога как важный жанр в творчестве художникаПортреты Ван Гога занимают видное место в истории мировой живописи. Их значительная часть была написана в 1880-1890-е годы, то есть как раз в то время, когда известный художник переживал весьма противоречивый период т...
Искусство и развлечения Небылица – это живой фольклорный и литературный жанрПри всей своей кажущейся простоте жанр небылицы вызывает много вопросов. Почему так притягательны небылицы для детей? Почему этот жанр универсален для многих культур? Почему именно этот жанр устного народного творчест...
Искусство и развлечения Как называется жанр картин, изображающих природу? История жанра и художникиВсе ли читатели знают, как называется жанр картин, изображающих природу? Конечно, это пейзажная живопись, также известная как садово-парковое искусство. Это произведения, которые изображают горы, реки и моря, любые эл...
Искусство и развлечения Романтизм как литературное направление. Романтизм в литературе 19 векаДанное течение является одним из главных художественных явлений в культуре XIX века России, Европы и Америки. Романтизм как литературное направление зародился еще в конце XVIII столетия, однако наибольшего расцвета до...
monateka.com
Что такое баллада? История и особенности баллады
Содержание
- Особенности баллады
- Из истории термина
В этой статье мы поговорим о таком литературном жанре, как баллада. Что такое баллада? Это литературное произведение, написанное в виде стихов или прозы, которое всегда имеет ярко выраженный сюжет. Чаще всего, баллады имеют исторический оттенок и в них можно узнать о тех или иных исторических или мифических персонажах. Иногда баллады пишут для их воспевания в театральных постановках. Люди полюбили этот жанр, в первую очередь, из-за интересного сюжета, который всегда имеет определённую интригу.
Особенности баллады
При создании баллады, автор руководствуется либо историческим событием, которое его вдохновляет, либо фольклором. В таком жанре редко присутствуют специально выдуманные персонажи. Людям нравится узнавать понравившимся им ранее героев.
Баллада, как литературный жанр имеет следующие особенности:
- Наличие композиции: вступление, основная часть, кульминация, развязка.
- Наличие сюжетной линии.
- Передано отношение автора к героям.
- Показаны эмоции и чувства персонажей.
- Гармоничное сочетание реальных и фантастических моментов сюжета.
- Описание пейзажей.
- Наличие тайны, загадки в сюжете.
- Наличие диалогов персонажей.
- Гармоничное сочетание лирики и эпоса.
Таким образом, мы разобрались со спецификой данного литературного жанра и дали определение, что такое баллада.
Из истории термина
Впервые, термин «баллада» был использован в древних провансальских рукописях ещё в 13 веке. В этих рукописях, словом «баллада» описывали танцевальные движения. В те времена, под этим словом не понимали никакого жанра в литературе или других видах искусства.
Как стихотворную литературную форму, балладу стали понимать в средневековой Франции только в конце 13 века. Одних из первых поэтов, кто пробовал писать в таком жанре, был француз по имени Жанно де Лекюрель. Но, для тех времён, жанр баллады не был чисто поэтическим. Такие стихотворения писались для музыкальных постановок. Музыканты плясали под балладу, тем самым, веселя публику.
В 14 веке поэт по имени Гийом фе Машо, написал более двухсот баллад, в результате чего быстро прославился. Он писал любовную лирику, полностью лишив жанр «танцевальности». После его творчества, баллада стала чисто литературным жанром.
С появлением печатного станка, во Франции стали появляться первые, напечатанные в газетах баллады. Они очень нравились людям. Французы любили собираться всей семьей в конце тяжелого трудового дня, чтобы всем вместе насладиться интересным сюжетом баллады.
В классических балладах, времен Машо, в одной строфе текста, количество стихов не превышало десяти. Спустя столетие, тенденция изменилась, и баллады стали писать в квадратной строфе.
Одной из самых знаменитых балладистов того времени была Кристина Пизанская, которая, как и Машо, писала баллады для печати, а не для танцев и плясок. Она прославилась своим трудом «Книга ста баллад».
Спустя некоторое время, данный жанр нашел свое место в творчестве других европейских поэтов и писателей. Что касается русской литературы, то баллада появилась в ней только в 19 веке. Случилось это из-за того, что русские поэты были вдохновлены немецким романтизмом, а, так как немцы того времени описывали свои лирические переживания в балладах, этот жанр быстро распространился и здесь. Среди наиболее известных российских поэтов, писавших баллады, можно назвать Пушкина, Жуковского, Белинского и других.
Среди наиболее известных мировых литераторов, чьи баллады, без сомнения, вошли в историю, можно назвать Гёте, Каменева, Виктора Гюго, Бюргера, Вальтера Скота и других выдающихся литераторов.
В современном мире, кроме классического литературного жанра, баллада обрела и свои первичные музыкальные корни. На Западе есть целое музыкальное направление в рок музыке, которое называется «рок-баллада». В песнях этого жанра поют, преимущественно, о любви.
topkin.ru
Баллада: история и особенности жанра - Правила - Русская литература - Методический кейс
Баллада: история и особенности жанра
Баллада – лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера, в котором часто используются темы и герои из мифов.Термин “баллада” происходит от провансальского слова и означает “танцевальная песня”. Возникли баллады в средние века. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Много баллад о народном герое по имени Робин Гуд существовало в Англии XIV-XV вв.
Баллада является одним из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. Мир в балладах предстает таинственным и загадочным. В них действуют яркие герои с четко очерченными характерами.
Создателем жанра литературной баллады стал Роберт Бернс (1759-1796). Основой его поэзии было устное народное творчество.
В центре литературных баллад всегда оказывается человек, но поэты XIX века, избравшие этот жанр, знали, что силы человека не всегда дают возможность ответить на все вопросы, стать полновластным хозяином своей судьбы. Поэтому часто литературные баллады представляют собой сюжетное стихотворение о роковой судьбе, например, баллада "Лесной царь" немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте.
Русская балладная традиция была создана Василием Андреевичем Жуковским, писавшим как оригинальные баллады ("Светлана", "Эолова арфа", "Ахилл" и другие), так и переводившим Бюргера, Шиллера, Гете, Уланда, Соути, Вальтер Скотта. Всего Жуковским написано более 40 баллад.
Александр Сергеевич Пушкин создал такие баллады как "Песнь о вещем Олеге", "Жених", "Утопленник", "Ворон к ворону летит", "Жил на свете рыцарь бедный...". Также к жанру баллады можно отнести его цикл "Песен Западных славян".
Отдельные баллады есть у Михаила Юрьевича Лермонтова. Это "Воздушный корабль" из Зейдлица, "Морская царевна".
Жанр баллады использовал в своем творчестве и Алексей Константинович Толстой. Он называет свои баллады на темы родной старины былинами ("Алеша Попович", "Илья Муромец", "Садко" и другие).
Целые отделы своих стихотворений называли балладами, применяя этот термин уже более свободно, А.А.Фет, К.К.Случевский, В.Я.Брюсов. В своих "Опытах" Брюсов, говоря о балладе, указывает только на две своих баллады традиционного лиро-эпического типа: "Похищение Берты" и "Прорицание".
Ряд шуточных баллад-пародий оставил Вл.Соловьев ("Таинственный пономарь", "Осенняя прогулка рыцаря Ральфа" и другие)
События бурного XX века вновь вызвали к жизни жанр литературной баллады. Баллада Э.Багрицкого "Арбуз" хотя и не повествует о бурных событиях революции, но рождена именно революцией, романтикой того времени.
Особенности баллады как жанра:
наличие сюжета (есть кульминация, завязка и развязка)
эмоции автора и чувства героев
сочетание реального с фантастическим
романтический (необычный) пейзаж
мотив тайны
сюжет может заменяться диалогом
лаконичность
сочетание лирического и эпического начал
svitova-litera.at.ua
Баллада - это классика литературных жанров
"Баллада" – это слово, пришедшее в русский лексикон из итальянского языка. Переводится оно как “пляска”, от слова “ballare”. Таким образом, баллада – это танцевальная песня. Писались такие произведения в стихотворной форме, а куплетов было много. Стоит отметить, что исполнялись они только под какой-либо музыкальный аккомпанемент. Но со временем под баллады плясать перестали. Потом они и вовсе преобразовались. Стихи-баллады стали носить эпический и очень серьезный смысл.
Основание жанра
Что такое баллада в литературе? Во-первых, это один из самых главных поэтических жанров романтизма и сентиментализма. Мир, который поэты рисовали в своих балладах, загадочный и таинственный. В нем действуют неординарные герои с определенными и четко выраженными характерами.
Нельзя не отметить такую личность, как Роберт Бернс, который стал основателем этого жанра. В центре этих произведений всегда был человек, однако поэты, творившие в XIX-ом веке, которые избрали этот жанр, знали то, что людские силы далеко не всегда могут дать возможность ответить на каждый вопрос и стать полноправным хозяином собственной судьбы. Именно поэтому зачастую баллада – это сюжетное стихотворение, в котором рассказывается о роке. К подобным произведениям относится “Лесной царь”. Оно было написано поэтом Иоганном Вольфгангом Гёте.
Вековые традиции
Стоит отметить, что баллада – это жанр, который претерпевал изменения и продолжает их терпеть. В Средние века данные произведения стали песнями с бытовой тематикой. В них велась речь о набегах разбойников, мужественных подвигах рыцарей, исторических воинах, а также о любых других событиях, которые касались жизней людей. Следует оговориться, что в основе любой баллады всегда лежал конфликт. Разворачиваться он мог между кем угодно – детьми и родителями, молодым человеком и девушкой, из-за нашествия врагов или социального неравенства. Но факт остается фактом – конфликт был. И в Средние века был ещё один момент. Тогда эмоциональное воздействие данных литературных произведений основывалось на том, что драматический конфликт между смертью и жизни помогал начать ценить смысл сущности и бытия.
Исчезновение литературного жанра
Как дальше развивается баллада? Это интересная история, поскольку в XVII и XVIII веках она перестаёт существовать в качестве литературного жанра. В данный период на театральных сценах ставились пьесы мифологического характера или же те, в которых рассказывалось о героях древней истории. А это всё было очень далёко от быта народа. А чуть раньше было сказано, что центр баллады – это народ.
Но в следующем веке, в XIX, баллада вновь предстала в литературном, а также в музыкальном искусстве. Теперь она превратилась в поэтический жанр, получив абсолютно другое звучание в произведениях таких авторов, как Лермонтов, Пушкин, Гейне, Гёте и Мицкевич. В русской литературе он появился в самом начале 19-го века, когда в Европе он вновь вернулся к своему существованию. В России на тот момент традиции псевдоклассицизма быстро падали из-за романтической немецкой поэзии. Первой русской балладой стало произведение под названием “Громвал” (автор – Г.П. Каменев). Но главным представителем этого литературного жанра является В.А. Жуковский. Ему даже было дано соответствующее прозвище – "балладник".
Баллада в Англии и Германии
Следует отметить, что немецкая и английская баллада носила исключительно мрачный характер. Ранее люди предполагали, что эти стихи были принесены норманнскими завоевателями. Английская природа внушала настроение, которое сказывалось в изображении жутких бурь и кровавых битв. А барды в балладах пели про пиры и битвы Одина.
Стоит оговориться, что в Германии такое слово, как баллада, употребляется в качестве термина, обозначающего стихотворения, которые написаны в характере шотландских и английских старинных песен. Действие в них, как правило, развивается весьма эпизодично. В этой стране баллада в особенности была популярной в конце XVIII века и начале следующего, когда расцветал романтизм и появлялись произведения таких великих авторов, как Гёте, Гейне, Бюргер, Уланд.
Баллада как литературный жанр
Особенности жанра "баллада" весьма отличаются от тех, которые присущи произведениям, написанным в другой форме. Итак, обязательно наличие сюжета с присутствующей завязкой, кульминацией и развязкой. Большое внимание уделяется чувствам героев и эмоциям самого автора. В произведениях сочетается фантастическое с реальным. Присутствует необычный (романтический) пейзаж. Вся баллада обязательно наполнена тайной и интригой – это одна из ключевых особенностей. Иногда сюжет заменялся диалогом. И, конечно же, в произведениях этого жанра сочеталось эпическое и лирическое начала. К тому же авторы, творившие баллады, умели составить произведение максимально лаконично, что ничуть не отражалось на смысле.
fb.ru