Модульное вооружение, специальные операции. Анатолий федорович шлемов
Новые корабли для Черноморского флота
А.КУРЕННОЙ: Здравствуйте.
А.ЕРМОЛИН: Саш, добрый вечер. Наш гость сегодня – Анатолий Федорович Шлемов, директор департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации. Говорим про новые корабли, в том числе про Черноморский флот. Добрый вечер, Анатолий Федорович.
А.ШЛЕМОВ: Добрый вечер.
А.ЕРМОЛИН: У нас такая традиция, которую мы стали забывать, что Саша задает первый вопрос. Давай вспомним эту традицию.
А.КУРЕННОЙ: Давай. Я не против. Анатолий Федорович, будем говорить и про гособоронзаказ, и про Черноморский флот. И первый вопрос. Может быть, ответ на него будет коротким (подозреваю даже, что так). Но сильно ли изменится гособоронзаказ в связи с понятными событиями, в связи с тем, что Черноморский флот начинает жить по-новому, он начинает жить у себя на родине, а не в отрыве от нее? Так будут ли какие-то изменения?
А.ШЛЕМОВ: Ну, что я могу доложить по этому поводу? Верховный Главнокомандующий, президент РФ Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что в связи с тем, что, я считаю, вполне законно и заслуженно Крым стал на территории России, никаких изменений вообще с точки зрения государственного оборонного заказа не планируется. Это же было подчеркнуто и вице-премьером, отвечающим за оборонно-промышленный комплекс России, Дмитрием Олеговичем Рогозиным, и на сегодня, ну, как бы, владея этим вопросом, я могу подчеркнуть, что никаких секвестров сегодня не намечается. То есть, значит, предприятия промышленности, военно-морской флот, Министерство обороны в установленном порядке в нашей стране готовят предложения по корректировке государственного оборонного заказа, который утвержден постановлением правительства на 2014-й год. Но это чисто уточнение, исходя, может быть, из уточнения цен, из уточнения приоритетов. Но ни в коем случае не снятие каких-то заданий государственного оборонного заказа, я имею в виду прежде всего, конечно, по линии военно-морского флота.
А.КУРЕННОЙ: А увеличение его именно в части кораблей, которые стоят на Черном море?
А.ШЛЕМОВ: Ну, увеличение для тех кораблей, которые на сегодня эксплуатируются в составе Черноморского флота, да, наверное, оно будет предполагаться, потому что мы должны поддерживать и обеспечивать их техническую, следовательно, боевую готовность. Но это будет все в рамках ассигнований без ущерба, я думаю, для других видов вооруженных сил и для строительства других кораблей.
А для новых кораблей (ну, видимо, мы дальше чуть подробнее остановимся) все задания понятны, они будут уточняться в сторону, в общем-то, увеличения. Это, наверное, правильный подход. Потому что мы сейчас вот тоже опять же в установленном порядке уточнили цены по строительству ряда кораблей и, наверное, значит, они будут внесены на корректировку государственного оборонного заказа, что, безусловно, позволит обеспечить установленные сроки сдачи этих кораблей, ввода их в состав Черноморского флота.
А.ЕРМОЛИН: Анатолий Федорович, а, вот, черноморский бассейн – он как-то накладывает какие-то ограничения на специфику судов, которые, ну, собственно, вы создаете?
А.ШЛЕМОВ: Ну, да.
А.ЕРМОЛИН: Ну, масштаб не очень большой, скажем так. Какие типы там предпочтительнее?
А.ШЛЕМОВ: Нет, любой театр военных действий, значит, любой флот, конечно, накладывает определенные ограничения. Прежде всего, Черное море – это море внутреннее. Черное море в соответствии с определенными соглашениями международными, все-таки, является не атомным морем, поэтому атомные лодки и атомные, естественно, боевые надводные корабли, ну, просто не планируются, значит, к вводу в боевой состав Черноморского флота. То есть это понятно, это главное начальное условие по развитию как и подводных, так и надводных сил разнородных для Черноморского флота. Это правильно.
Ну, дальше, конечно, мы же понимаем (я уже подчеркнул), Черное море – внутреннее море. То есть чтобы выйти в Средиземное море для решения поставленных государством задач как и мирного времени, так и, не дай бог, военного времени, ну, конечно, это Босфор, Мраморное море, Дарданеллы. То есть, конечно, есть специфика прохождения проливов. Это, конечно, учитывается и Министерством обороны, и главкомат Военно-морского флота, когда они выдают тактико-технические задания для создания кораблей для Черноморского флота. Вот, я бы так ответил.
А.ЕРМОЛИН: А какие типы предпочтительнее?
А.ШЛЕМОВ: Ну, давайте начнем, что я уже подчеркнул, что для Черноморского флота нужны разнородные силы. Конечно, так как… Ну, военно-морской флот, если по-крупному, говоря о корабельном составе, состоит из морских сил ядерного сдерживания, или морских сил стратегического назначения, и морских сил общего назначения. Конечно, Черноморский флот не должен иметь морских сил ядерного сдерживания, потому что атомные подводные крейсера стратегического назначения – конечно, это Северный флот и Тихоокеанский флот.
А так, вот, ну, как бы, мое мнение, хотя это больше прерогатива военно-морского флота, но я сегодня, как бы, организую исполнение заданий гособоронзаказа, это, конечно, и дизельные подводные лодки, ну, или как сейчас принято говорить, не атомные подводные лодки. Они нужны Черноморскому флоту для решения всех задач. И боевые корабли разных классов. То есть это должны быть корабли и, безусловно, класса Фрегат, и класса Корвет. Это должны быть и десантные корабли. Ну, прежде всего, вот, боевые корабли нужны многоцелевые корабли, которые должны решать поставленные задачи и на акватории Черноморского бассейна, и должны иметь способность выходить в Средиземное море, дальше в Атлантику, то есть решать, как бы, ну, вот, в этих точках мирового океана. Я бы сказал так.
А.ЕРМОЛИН: Вот, про многоцелевые. У нас есть один интернет-соведущий капитан Колесников. Вот, мы еще не успели поздороваться, а уже вопрос от него поступил. Он спрашивает, как обстоят дела с реализацией контракта по постройке серии универсальных десантных кораблей типа Мистраль? Если французская сторона, все-таки, выполнит взятые на себя обязательства, то поступят ли эти корабли на Черноморский флот? Я засомневался, в каких… Капитан Колесников – он какой армии капитан? (смеется)
А.КУРЕННОЙ: Ну, да.
А.ШЛЕМОВ: Нет, ну, вопрос интересный. Он немножко не в моей компетенции, но, тем не менее, я знаю. У нас строятся в соответствии с заключенными контрактами 2 корабля типа Мистраль. Первый корабль, который у нас будет называться Владивосток, и будет он базироваться на Тихоокеанском флоте – это однозначно принятое решение. Значит, по имеющейся у нас информации, он успешно провел во Франции уже 3 выхода в море, сейчас готовится к 4-му. И пока никаких сомнений… Может быть, я не всё знаю, но никаких сомнений, что он будет поставлен вовремя и в срок, вот, у меня лично нет. Более того, всё это спланировано, он придет в Санкт-Петербург, где будет дооснащен определенными видами оружия, вооружения, которые мы поставим сами. Ну, это связь, система боевого управления, там есть ряд еще вопросов.
Значит, второй корабль – я тоже знаю, что успешно строится. Более того, он на Балтийском заводе, значит, 30-го апреля состоится, ну, спуск на воду уже той архитектурной части корабля, которую мы в соответствии с контрактом делаем сами. Мы делали это для первого Мистраля, делаем это для второго. Поэтому сомнений в выполнении этого контракта у меня лично нет. Я считаю, что, ну, принятые решения надо выполнять, тем более, что это международный контракт. Ну и мои коллеги… Я там не был, но которые бывали в (НЕРАЗБОРЧИВО), они говорят, что, в общем-то, ну, французы, по крайней мере, крайне заинтересованы – я имею в виду не политиков, а специалистов в области кораблестроения в исполнении этого контракта.
А.КУРЕННОЙ: Ну, оно и понятно: денег там, все-таки, немало заложено.
А.ЕРМОЛИН: А какой смысл вы вкладываете в понятие «универсальный корабль»? Даже, вот, уходим от Мистраля.
А.ШЛЕМОВ: Нет, универсальный корабль или многоцелевой корабль? Это разные вещи. Об универсальном корабле мы говорим, как правило, корабль, который, все-таки, имеет, ну, в основном, функции, значит, высадки десанта. Ведь, бывают универсальные корабли комплексного снабжения. А когда мы говорим о боевых кораблях, то мы более, наверное, приемлем термином многоцелевые корабли.
То есть многоцелевой корабль – это корабль, который способен решать все задачи. То есть задачи и ударные, задачи противолодочной обороны, задачи противовоздушной обороны, специальные задачи. Ну, они бывают очень разные. Ну, вот такие корабли называются «многоцелевые».
И сегодня и российский флот, ну и, в принципе, все развитые страны, в основном, создают боевые надводные корабли многоцелевые.
А.ЕРМОЛИН: А, вот, например, какие это корабли?
А.ШЛЕМОВ: Ну, например, берем Фрегат. Вот тот Фрегат. Ну, скажем, если Черноморского флота, то он на заводе Янтарь строится. Такое решение было принято еще в 2007 году. 6 кораблей проекта 1135.6 по проекту Северного проекта конструкторского бюро, вот, 6 Фрегатов. Они являются многоцелевыми кораблями. То есть они обладают возможностью нанесения ударов и по морским целям, и по наземным целям. Они имеют развиты контур противолодочной обороны и контур противовоздушной обороны, и способны выполнять также ряд, в общем, других задач. Вот это многоцелевой корабль.
Если говорить о других кораблях, еще один Фрегат, который делается в Санкт-Петербурге на Северной верфи. Он называется у нас «Адмирал Горшков» в честь великого главнокомандующего. Ну, это корабль, мы считаем, вообще 4-го поколения. Он абсолютно удовлетворяет требованиям, которые сегодня ставит главкомат военно-морского флота к многоцелевым кораблям. То есть и по районам плавания, и по мореходности, и по контурам оружия. То есть вот эти корабли позволяют решать большое количество задач. Наверное, это правильный путь развития морских сил общего назначения.
А.ЕРМОЛИН: Мы тут летчиков всё время пытаем, что такое истребитель 5-го поколения. А что такое судно 4-го поколения, боевой корабль?
А.ШЛЕМОВ: Ну, я не летчик, вы видите, я в прошлой жизни вице-адмирал, поэтому можно я, все-таки, про корабли?
А.ЕРМОЛИН: Я про них. Вот, чем поколение от поколения отличается?
А.ШЛЕМОВ: Нет, ну, было принято так… Ну, давайте, вот, про подводные лодки. На сегодня, вы знаете, мы вот… Ну, есть, чем гордиться, что 23 декабря прошлого года мы сдали первую серийную атомную подводную лодку, первую серийную 4-го поколения. Это ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта Борей «Александр Невский». А головную лодку сдали тоже в декабре 2012 года. Вот это главные наши корабли 4-го поколения.
1-е поколение – это «Ленинский комсомол» — мы сдали в 1958 году. То есть 1-е, 2-е, 3-е, 4-е. чем отличаются? Отличаются, прежде всего, тактико-техническими требованиями военно-морского флота. Они реализуются промышленностью с точки зрения выполнения тактико-технических требований в тактико-технической характеристике. Это глубина погружения, это уровень физических полей, это комплексы оружия. По дальности, по точности, по составу, по количеству. Значит, это скоростные характеристики, это характеристики обитаемости, живучести. Вот, поколение от поколения подводных лодок (мы сейчас говорим про подводные лодки) отличаются выполнением требованием. Существенно отличаются.
Если сравнить лодку «Ленинский комсомол», ну, это первенец нашего атомного подводного флота. И, скажем, многоцелевую атомную подводную лодку головную 4-го поколения «Северодвинск», которую мы передали сейчас военно-морскому флоту в опытную эксплуатацию, то… Ну, это небо и земля с точки зрения и глубины, и скорости, и энергетики, и шумности, ну, физполей, хотя… Ну, шумность – основная характеристика. Но также можно сказать и о магнитном поле, электромагнитном поле и прочее-прочее.
Надо подчеркнуть, радиационная безопасность, ядерная безопасность, живучесть корабля и условия жизни личного состава, конечно. Вот, по всем характеристикам… Ну и самое главное, для чего лодка? Это, все-таки, не яхта, это боевой корабль, это сложная система вооружений и, конечно, комплекс оружия и вооружения. То есть если на «Ленинском комсомоле» это были только чисто торпеды, то сегодня на всех атомных подводных лодках это и ракеты, причем разного назначения – для стрельбы опять по береговым целям и по морским целям, плюс торпеды, плюс еще определенные комплексы оружия, которые могут решать любые задачи. Вот я попытался объяснить.
Для надводных кораблей, в принципе, это то же самое. И, вот, первые наши корабли, ну, в принципе, если говорить о довоенном флоте, ну, это понятно, те корабли, которые, ну, ковали нашу победу и на Севере, и на Черном море. Это, допустим, эсминцы там (НЕРАЗБОРЧИВО) – это лидеры. Допустим, это крейсера типа «Красный Крым», «Красный Кавказ», если говорим о Черноморском флоте. Ну, потом пошли эсминцы другого поколения – это корабли 56-го проекта, допустим, 57-го проекта. Потом под руководством Сергея Георгиевича Горшкова это переход на ракетный флот, то есть это пошли корабли, ну, скажем, проекта 1134 или корабли проекта 61 (вот, можно их вспомнить). Это очень удачные корабли.
Я говорю только о больших кораблях, ну а дальше появляется уже 3-е поколение – это корабли, которые сегодня составляют основу боевого состава военно-морского флота в настоящее время. Это корабли проекта 1155, которые очень успешно показали себя для решения всех задач. И, вот, в настоящее время достаточно успешно решали не свойственную им задачу в Аденском заливе. Ну, просто, так решило государство и военно-морской флот сказал «Есть!» То есть их потенциал позволяет, все-таки, вот это обеспечивать. Хотя, по радиусу использования это прилично: туда ходили корабли и Северного флота, и Тихоокеанского флота. Это эсминцы и 56-го проекта. Это, вот, сегодня корабли океанской зоны. Плюс, конечно, я должен вспомнить 3-е поколение – это наши 2 флагманских корабля, это тяжелый несущий крейсер «Адмирал Кузнецов» и тяжелый ракетный атомный крейсер «Петр Великий». Вот это корабли 3-го поколения.
Сейчас идет 4-е поколение.
А.ЕРМОЛИН: А «Москва»?
А.ШЛЕМОВ: «Москва» обязательно. Корабли проекта 1164, их в боевом составе сегодня 3 корабля. По каждому кораблю на каждом флоте. То есть это «Варяг» на Тихоокеанском флоте, это «Маршал Устинов» на Севере и «Москва» — это флагманский корабль Черноморского флота. Это очень интересные корабли, это ракетные крейсера, которые, ну, на мой взгляд, имеют приоритет, даже несмотря, что они построены более 25 лет тому назад. Серьезные корабли.
А.КУРЕННОЙ: Приоритет в мире, вы имеете в виду? Или в нашей группировке?
А.ШЛЕМОВ: Нет, в нашей группировке – да. Я сказал, у Черноморского флота это флагманский корабль, безусловно. И в мире тоже. А почему нет?
А.КУРЕННОЙ: В этом классе?
А.ШЛЕМОВ: В этом классе, да. То есть это достаточно серьезный класс.
А.ЕРМОЛИН: Это авианесущие, да?
А.ШЛЕМОВ: Нет.
А.ЕРМОЛИН: Вот, «Москва»?
А.ШЛЕМОВ: Нет. Ну, «Москвы» было две. Если вы имеете в виду корабль-вертолетоносец проекта 1123, их было два всего – это «Москва» и «Ленинград» — они давно уже списаны из боевого состава флота. Они тоже базировались на Черном море, это были чисто вертолетоносцы. Очень, кстати, для своего времени интересные корабли. Ну, это был первый наш опыт создания в военно-морском флоте, ну, будем говорить авианесущих кораблей. Но не в плане палубной авиации, как бы, с летательными аппаратами, самолетами, а именно с точки зрения вертолетов. Ну, это было очень давно.
А сейчас все наши корабли, которые перечислил, все абсолютно, даже Корвет, который я классифицирую как корабль 4-го поколения… Ну, это Корвет типа «Стерегущий», который построил наше передовое предприятие «Северная Верфь» в Санкт-Петербурге по проекту Центрального конструкторского бюро Алмаз. Ну, вот, я считаю, что это корабль 4-го поколения – там есть вертолет постоянного базирования, что для корабля такого водоизмещения около 2 тонн, это, в общем, я считаю, ну, довольно грамотное решение научно-технической задачи. И все корабли, которые я перечислил, они все имеют вертолеты. Причем, постоянного базирования. То есть это ангарного хранения.
А.КУРЕННОЙ: Немножко поговорили мы про подводные лодки и поняли, что будет в ближайшем будущем вводиться, еще какие единицы новые у нас появятся. А в надводном флоте какие у нас будут новинки? Может быть, принципиальные какие-то будут? Или хотя бы те, которые существующих проектов, но поступят в ближайшее время в течение исполнения вот этого, текущего гособоронзаказа к нам на флот?
А.ШЛЕМОВ: Ну, к нам на флот вообще в этом году мы должны сделать всё, чтобы обеспечить выполнение задания государственного оборонного заказа по поставке. Ну, я считаю, что войдут в строй 10 боевых кораблей. Если говорить о надводных кораблях, то это, прежде всего, корвет «Стойкий». Это четвертый корабль проекта 20380 постройки Северной верфи. Он успешно уже прошел государственные испытания на Балтийском море, сейчас находится на заводе для завершающего периода. Это окончательная отделка, ревизия, устранение замечаний государственной комиссии. И я думаю, что мы сдадим его военно-морскому флоту в конце мая, в июне месяце. Это вот сразу первое поступление.
Дальше тут я хочу подчеркнуть, что для Черноморского флота в плане его развития – это корабли проекта 135.6, о которых я уже говорил. Это «Адмирал Григорович», головной корабль и «Адмирал Эссен». Тоже «Адмирал Григорович» 14 марта на заводе Янтарь спущен на воду. Это такая, реперная точка в технологическом цикле постройки корабля. Ну, уместно сказать, что была внучка адмирала Григоровича. Это очень приятно.
А.КУРЕННОЙ: Я видел кадры со спуска на воду.
А.ШЛЕМОВ: Да. Потому что, ну, это был великий морской министр, который много сделал для развития флота России.
Дальше мы построим корабль связи, опять же, на Северной верфи. Это вот принципиально по надводным кораблям, ну, как бы, большого класса. Кроме этого, будут сданы малые ракетные корабли, будут сданы, ну, ряд катеров специального назначения абсолютно разных классов. Но это вот то, что спланировано по госзаказу на этот год.
Плюс еще подводные лодки как и атомные, так и дизельные. Ну, дизельные для Черноморского флота очень интересного проекта, который себя хорошо зарекомендовал, прежде всего, по линии военно-технического сотрудничества. Вот, Центральное конструкторское бюро морской техники улучшило этот проект для нашего военно-морского флота, и в соответствии с гособоронзаказом мы должны однозначно построить несколько подводных лодок этого проекта.
А.ЕРМОЛИН: А как сейчас с эксплуатацией? Я просто вспоминаю момент, когда я был на пункте управления, и вопрос задали люди не флотские, говорят «Сколько у вас кораблей на боевом дежурстве?» Там говорят «74». Все так: «О-о-о». А человек как раз флотский говорит «А на боевой службе?» Те говорят «3». Вот, как сейчас с боевым дежурством и с боевой службой? Это было в 90-е.
А.ШЛЕМОВ: Нет, понимаете, я вам на этот вопрос, к сожалению, не отвечу. Несколько лет тому назад я бы вам доложил. Нет, я могу сказать, ну, то, что знаю, что сегодня корабли всех флотов несут боевую службу, причем, в разных районах мирового океана. Это и наши ракетные крейсера стратегического назначения (ну, это государственная задача). Это и многоцелевые атомные подводные лодки, и дизельные подводные лодки, ну и надводные корабли. Но надводные корабли, вот, значит, «Адмирал Кузнецов» — вы все знаете и я думаю, наши слушатели тоже знают, что он успешно выполнил все задачи и в Атлантике, и в Средиземном море. Но совсем недавно достаточно сложный поход и тоже успешный – это тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Корабли проекта 1155 – ну, они постоянно находились, выполняя совершенно разнообразные задачи, в том числе и боевой подготовки, в том числе и которые были обозначены, так сказать, заданиями и планами применения. Ну, дальше, вот, значит, было очень много учений разных флотов. Вот сейчас недавно совсем прошли такие учения на Балтике, где одновременно ударными комплексами работали 3 наших Корвета. Это очень такие, сложные учения по постановке задачи. Но насколько я имею информацию, всё прошло крайне успешно. Я горд, потому что принимал участие в создании и строительстве этих кораблей. Поэтому я считаю, что, ну, по крайней мере…
А.ЕРМОЛИН: Вот тут мы прервемся, Анатолий Федорович.
А.ШЛЕМОВ: Давайте.
А.ЕРМОЛИН: Потому что у нас должен быть небольшой перерывчик. И продолжим через несколько минут.
НОВОСТИ
А.ЕРМОЛИН: Мы продолжаем программу «Арсенал», наш эксперт сегодня – Анатолий Федорович Шлемов, директор департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации. Говорим про новые корабли, говорим про российский флот. Вот, нас капитан Колесников не отпускает нас от военных задач.
А.КУРЕННОЙ: Капитан какого ранга, очень хочется спросить?
А.ЕРМОЛИН: Да. Вот, по телеканалу «Звезда» мельком показали модель нового эскадренного миноносца. Когда у нас появится эсминец нового поколения? Расскажите, пожалуйста, поподробнее про этот проект».
А.ШЛЕМОВ: Ну, я могу рассказать. В соответствии с заданиями государственного оборонного заказа на этот год по заданию Министерства обороны наша промышленность приступает к проектированию корабля этого класса. Эти корабли нужны военно-морскому флоту. Ну, можно называть его эсминец, но, в принципе, наверное, терминологически более корректно назвать его многоцелевой корабль океанской зоны. То есть это будет корабль с многоцелевым вооружением, то есть с обязательным достаточно полномасштабным контуром ударного оружия. То есть обязательно он будет решать противолодочные задачи, обязательно он будет решать задачи противовоздушной обороны, а, может быть (ну, это уже зависит от требований военно-морского флота) и противоракетной, и воздушно-космической обороны в принципе. Это будет корабль водоизмещением в 2 раза больше, чем строящийся Фрегат, с большей мореходностью, с большей дальностью плавания. Поэтому… Ну, российскому флоту, причем всем флотам такие корабли очень нужны. Ну, несколько минут ранее я перечислял, что сегодня корабли – это эсминцы 956 проекта, большие противолодочные корабли проекта 1155. Ну, как бы, мы ими гордимся, но, наверное, пусть они еще служат определенное время, но нужно строить новый флот. И, вот, корабли такого класса как многоцелевой корабль океанской зоны должны идти им на замену.
Это сложная задача для проектирования. Но, в принципе, наша промышленность как и в области проектирования, так и в области строительства, ну, я считаю как человек, за это отвечающий в Объединенной судостроительной корпорации, мы к ней готовы.
А.ЕРМОЛИН: Вот тут интересный вопрос. Мы любим сравнивать свои вооруженные силы с американскими, с вооруженными силами блока НАТО. Вот тут интересный вопрос: «Можно ли сравнить потенциалы Черноморского флота России и турецких военно-морских сил? Какая страна сегодня господствует (такой, забытый термин) в Черном море? И что мы можем противопоставить турецкому и американскому флоту в Средиземноморье?»
А.ШЛЕМОВ: Ну, американский флот в настоящее время представлен там либо одним, либо иногда двумя кораблями. Ну, и, наверное, хватит. Корабли других стран НАТО, ну, иногда заходят в черноморский бассейн. Но достаточно очень подготовленный, значит, как бы, слушатель. Турецкий флот достаточно сильный. Но я считаю, что при вводе в боевой состав Черноморского флота 6 кораблей проекта 1135.6 (это очень современные Фрегаты) и группировки из 6-ти не атомных подводных лодок проекта 636, боевой потенциал Черноморского флота существенно увеличится, и флот будет способен решать, ну, как бы, все задачи как и на акватории Черного моря, так и в Средиземном море, и прочее, и прочее. Поэтому я считаю, что абсолютно правильно были приняты решения в 2007 году Министерством обороны, главкомата военно-морского флота по усилению боевого потенциала Черноморского флота. И мы сейчас их реализуем.
А.КУРЕННОЙ: Вопрос не связанный, на самом деле, на первый взгляд с темой нашей сегодняшней беседы, но меня очень просили мои друзья задать его. Будет ли реанимирована база в Балаклаве? Или уже смысла нет, она засвечена, там музей, уже толпы народа через нее прошли?
А.ШЛЕМОВ: Ну, вы знаете, вот, база в Балаклаве – конечно, это потрясающее, очень сложное сооружение. Наверное, можно гордиться, что в Советском Союзе мы создали такое. Но сегодня это не нужно. Просто не нужно по определению. То есть сегодня совершенно другие, как бы, силы, другие средства и, наверное, нет необходимости просто создавать сооружение инженерное вот такого уровня.
Поэтому… Ну, перспективы – это зависит не от меня. Сейчас это музей, как я понимаю.
А.КУРЕННОЙ: Да.
А.ШЛЕМОВ: Что будет дальше? Ну, я считаю… Я буду очень рад, если, все-таки, это состоится как, действительно… Ну, можно употребить слово «памятник»? Памятник, действительно, определенного подвига, все-таки, ну, вот, наших инженеров, которые обеспечивали такое уникальное место базирования для подводных лодок в свое время.
А.КУРЕННОЙ: А продолжая инфраструктурную тему, как мы уже за рамками эфира успели немножко выяснить, что у нас предприятия раскиданы по разным частям нашей страны. А на Черном море есть ли у нас сейчас предприятия, которые способны обеспечивать техническое обслуживание, ремонт, может быть, модернизацию? Раньше-то был завод в Николаеве. А сейчас? Может быть, в планах есть строительство новых доков на Черном море? Или они там уже есть?
А.ШЛЕМОВ: Ну, понимаете, Николаевский кораблестроительный куст – он в Советском Союзе был самый серьезный. То есть в Николаеве это 3 судостроительных завода. Но, тем не менее, сейчас они находятся на территории Украины и, в общем-то… Ну, находятся в нормальном, как бы, состоянии, решают какие-то задачи. И ради бога. А на акватории Черного моря… Николаев – все-таки, это немножко не Черное море, но, тем не менее, так.
Сегодня с точки зрения технического обеспечения сегодняшних кораблей – они успешно решались заводом Министерства обороны №13, который был дислоцирован в Севастополе. Он достаточно успешно обеспечивал всю техническую и, следовательно, боевую готовность всего корабельного состава Черноморского флота. По ряду кораблей 3-4-го ранга с этим справлялся завод в Темрюке, который входит в состав Объединенной судостроительной корпорации. Он входит в состав северодвинской Звездочки. Тем не менее, он достаточно серьезно развился, есть планы его развития, но это корабли определенных классов. Но на сегодня надо сказать, что Крым стал российским, а в Крыму дислоцированы несколько очень серьезных предприятий. 13-й завод я упомянул, Севастопольский морской завод, который назывался Завод имени Орджоникидзе прямо в центре Севастополя – это было очень серьезное судоремонтное предприятие. Ну, в настоящее время его техническое состояние не очень хорошее: он был не загружен и прочее-прочее.
И есть 2 очень серьезных завода, один в Керчи (это завод Залив)... Это очень хороший завод, который имеет совершенно уникальный сухой док длиной 350 метров, шириной порядка 60-ти. Это очень серьезный завод, который был создан… Ну, уникальный был даже в Советском Союзе. Его можно использовать для решения задач долгосрочной программы и военного кораблестроения, и, естественно, для очень серьезных судов гражданских, причем, разного назначения.
И есть завод в Феодосии – это завод Море, который строил для советского военно-морского флота достаточно успешно корабли, прежде всего, с динамическими принципами поддержания. Наверное, его тоже в перспективе можно загружать теми классами кораблей, которые нужны военно-морскому флоту.
То есть, вот, с переходом Крыма… Крым всегда был не только базой для кораблей Черноморского флота, но имел предприятия, которые обеспечивали и судоремонт, и, в общем-то, строительство новых кораблей. Ну, вот, исходя из тех поручений, которые мы имеем и от президента РФ, и от вице-премьера Дмитрия Олеговича Рогозина, конечно, сейчас Объединенной судостроительной корпорацией активно прорабатываются вместе с флотом вопросы по обеспечению загрузки предприятий и в плане реализации заданий и кораблестроительной программы.
Ну, вы знаете, вообще это интересно, что впервые за много лет (это очень серьезно) по указанию президента РФ Владимира Владимировича Путина Министерством обороны, главкоматом военно-морского флота с участием нашей корпорации и вообще промышленности, Минпромторгом России была разработана и сейчас находится на последней стадии утверждения долгосрочная программа военного кораблестроения до 2050 года. Это очень принципиальный документ, который будет определять облик военно-морского флота до 2050 года.
Ну, я вот долго служил в военно-морском флоте, много раз ставилась такая задача. Но всё равно дальше, чем на 10 лет, мы никогда не планировали. С учетом того, что кораблестроение – это очень серьезно, это длительный цикл и проектирования, и изготовления. То есть для кораблей, ну, атомных подводных лодок, для кораблей класса Авианосец или тяжелый атомный ракетный крейсер этот цикл составляет, ну, минимум 15 лет. То есть это очень серьезно, это очень правильно. Это позволит, как бы, грамотно осуществлять стратегическое планирование, и государственной программы вооружений в части военно-морского флота. Поэтому документ очень принципиальный.
А.КУРЕННОЙ: А нет ли планов по включению этих предприятий крымских в структуру ОСК? Или пока будет просто, скажем так, консультационная, контролирующая функция с вашей стороны?
А.ШЛЕМОВ: Нет, понимаете, ну, вот, эти предприятия имеют разную форму собственности. То есть, например, есть государственное предприятие – это завод Море в Феодосии. Все остальные предприятия – это частные. Есть предприятие Министерства обороны, с ним ничего не надо делать, оно успешно. Я еще забыл, есть очень неплохой завод Фиолент – это завод в Симферополе. Но это очень продвинутое предприятие и оно сохранилось. То есть для советского флота оно делало очень много – это системы управления техническими средствами, разнообразные средства управления техническими средствами. Ну вот эти предприятия.
Поэтому, ну, наверное, вот при решении в установленном порядке вопросов собственности тут есть разные варианты. Ну, наверное, перспективы их вхождения в такую интегрированную структуру как Объединенная судостроительная корпорация.
А.ЕРМОЛИН: Анатолий Федорович, вот, судя по тому, что вы рассказываете, сейчас идут огромные инвестиции в судостроение. И в этой связи как это влияет на техническое перевооружение предприятий и, собственно, строительство тех же самых новых доков? Ну, вот тут у нас такой, грустный вопрос от Максима «Какова ситуация с постройкой кораблей на Дальнем Востоке? (НЕРАЗБОРЧИВО) в Комсомольске-на-Амуре, градообразующий завод умирает». Вот, как?.. Как в целом и как в Комсомольске-на-Амуре?
А.ШЛЕМОВ: Вы знаете, я бы не сказал, что Амурский судостроительный завод умирает. Амурский судостроительный завод сегодня имеет задание гособоронзаказа. Это прежде всего строительство двух Корветов. И в период посещения (это было в феврале-месяце) министром обороны РФ Сергеем Кужугетовичем Шойгу этого предприятия были подписаны в новых ценах 2 контракта на Корветы. Сегодня… Вот, у меня сегодня был в силу служебной необходимости генеральный директор этого завода Басаргин Андрей Георгиевич, мы обсуждали вопросы. Очень жесткий срок поставлен сдачи первого Корвета в следующем году. Для этого предпринимаются все меры. Поэтому на заводе есть загрузка.
Другое дело, что завод раньше строил атомные подводные лодки. Ну, раньше в Советском Союзе вообще было 4 предприятия, которые их строили. Сегодня, конечно, лидер в плане атомного подводного кораблестроения – это Севмаш. И исходя из техзаданий, он вполне обеспечивает создание всех группировок подводных лодок, которые заданы государственной программой вооружений.
А для Амурского завода я вижу перспективы в плане надводного кораблестроения для пополнения боевого состава Тихоокеанского флота.
Да, есть на заводе проблемы. Ну, прежде всего, эти проблемы связаны с людьми, потому что сегодня, ну, действительно, надо привлекать и в военное, и в гражданское кораблестроение, судостроение желательно молодых людей. Но для этого очень нужно многое делать и нашей корпорации, ну и, наверное, государству. Это и социальные условия, это и заработные платы, потому что нужно так, чтобы люди верили в это государственное дело. На мой взгляд, кораблестроение – это очень сложный бизнес (мне не очень нравится слово), но это важнейшая национальная задача, которая нужна государству. Потому что Россия всегда позиционировалась и будет позиционировать себя как великая морская держава. Имея, как бы, границу морскую более 40 тысяч километров, имея столько морей и столько задач, мы обязаны развивать военно-морской флот однозначно.
А.КУРЕННОЙ: А где сейчас вообще готовят специалистов для наших судостроительных предприятий?
А.ШЛЕМОВ: Ну, вы знаете, у нас осталась развитая система, все-таки, высших учебных заведений. Прежде всего… Можно я по-старому? Они сейчас называются по-другому, но это Ленинградский институт, так называемый ЛКИ – это учебное заведение, которое, наверное, выучило, выпестовало весь цвет и нашей кораблестроительной науки, и техники. Серьезный институт, и он сегодня развивается. Это самый ведущий.
Ну, было очень хорошее заведение – это Николаевский кораблестроительный институт. К Сожалению, он на территории Украины и очень много и сегодняшних руководителей предприятий заканчивали институт. Институт был очень хороший.
Потом в очень многих, как бы, городах у нас есть кораблестроительные факультеты. Это я говорю чисто о профессиональном образовании. Но кроме того кораблестроение, так, довольно сложная и очень высокоинтегрированная область нашей промышленности. Туда же привлекаются выпускники и других вузов.
Ну, например, пример Северодвинска – там есть, ну, бывший Севмаш, сегодня это, как бы, часть, дислоцированное в Северодвинске подразделение Поморского государственного университета. Ведь, очень много специалистов северодвинских предприятий оборонных – это и Севмаша, это и Звездочки, и Арктики – закончили вот этот институт, в том числе и сегодняшний генеральный директор Севмаша. Вот так можно сказать.
Поэтому система, конечно, действует. Другое дело, что она должна быть адекватна сегодняшним задачам и сегодняшнему уровню развития производства. То есть надо учиться, ну, с перспективой, тому, что нужно. В общем, я считаю, что, как бы, в этом плане за последний период делается очень много. Это я имею в виду кораблестроительное.
А.КУРЕННОЙ: Да.
А.ШЛЕМОВ: Но есть еще и военное образование – там нормально у нас, я считаю. Есть еще, ну, остались и, вот, значит, высшие военно-морские учебные заведения, в том числе и инженерные. И, в принципе, там осуществляется достаточно хорошая подготовка и в плане эксплуатации сегодняшних кораблей, ну и, наверное, в плане их создания.
Ну и есть Военно-морская академия тоже – это очень серьезное высшее учебное заведение. Поэтому, вот, как бы, совместными усилиями и флота, и кораблестроительной промышленности надо решать вот эту сложную, но нужную государству задачу.
А.ЕРМОЛИН: Вот к вопросу о бизнесе, кстати говоря. Вот, ваши коллеги как-то нам объяснили, почему мы строим в разы иногда дольше, чем на Западе. Это связано с тем, что мы практически почти всегда собираем корабли посекционно. А современные технологии позволяют их крупноблочно собирать. И вопрос упирается как раз в такие очень большие блоки, которые позволяют это делать. Вот, в этом ключе будут появляться новые доки, которые позволяют по новым технологиям собирать?
А.ШЛЕМОВ: Конечно, будут. Вот то, что вы сейчас сказали, это перспективный метод. Он, конечно, у нас развивается и применяется. Очень много зависит от реализации федеральной целевой программы по развитию ОПК России. Там есть большая часть в плане судостроения. Идет это в Минпромторг России, естественно, с нашим участием, с участием базовых институтов типа Крыловского центра и прочее-прочее. Ну, сразу можно сказать, что, вот, я уже говорил про завод Залив, но это Крым, это климат, это сухой док. Мы не Южная Корея. К большому сожалению, сухие доки в условиях севера – ну, сложно всё равно с учетом климатических условий обеспечивать качество сборки, сварки и так далее, и так далее. Хотя, такая задача есть.
Но я могу сказать, что на многих предприятиях мы ведем блочную сборку кораблей. Это подводные лодки на Севмаше однозначно мы строим блоками. Севмаш давно уже освоил для лодок 3-го поколения модульный метод проектирования и постройки кораблей. Это очень высокотехнологичный метод, который позволил и обеспечить качество, и резко повысит сроки.
Ну, тем не менее, надо развивать новые технологии. Здесь я с вами абсолютно согласен. Надо строить быстрее. Наверное, в области гражданского судостроения сложно нам догнать, имея сегодняшнюю производственную базу, Южную Корею. Ну, это мировой лидер. Ну, вот, так сложилось. Люди, которые мои коллеги в области кораблестроения, которые там бывали (я, к сожалению, не был), они приезжали с перевернутой головой, потому что там, конечно, серьезные сухие доки, серьезное крановое хозяйство. То есть, действительно, строят большими модулями. Но мы к этому придем. Ну, то, что как, допустим, развивается сейчас в Большом Камне, это перспективный достаточно корпусообрабатывающий цех построен, который позволяет работать с большими габаритами листов для обшивки корпусов, и дальше переходить не на секционный, а на блочный метод. В этом перспектива, я согласен. Ну а модульный (НЕРАЗБОРЧИВО) – это вообще. То есть когда одновременно мы делаем крупные блоки для корпуса, а потом их насыщаем уже готовыми сборочными единицами. Это тоже перспективно. Сроки, качество.
А.КУРЕННОЙ: Это точно. А в каком направлении (меня в теорию уже слегка ведет), а в каком направлении, в принципе, сейчас в мире развивается кораблестроение? Может быть, какие-то новые материалы, новые силовые установки или новая форма?
А.ШЛЕМОВ: Ой, такой вопрос. Как бы, такая, многокритериальная задача. Ну, за несколько минут даже трудно сказать. Ну, в принципе, всё кораблестроение как такая, очень специфическая область промышленности в мире и в России развивается по одним и тем же векторам.
А.КУРЕННОЙ: Мы современные? Вот, мы идем в ногу или?..
А.ШЛЕМОВ: Мы где-то очень современные. Вот, в области подводного кораблестроения, ну, могу сказать…
А.КУРЕННОЙ: Впереди планеты всей.
А.ШЛЕМОВ: Нет. Я бы сказал… По многим вопросам впереди. То есть по глубине впереди, по использованию материалов (я имею в виду титан) ни одна из стран развитых (США, там, Франция, Великобритания, кто серьезно занимается, прежде всего, атомным флотом) не построила кораблей из титана. Можно вспомнить «Комсомолец». Да, к сожалению, трагедия, он погиб, тем не менее, была уникальная лодка по достигнутой глубине и по материалу.
По оружию – безусловно, ну, я считаю, что мы идем наравне в том числе и по высокоточному.
По стратегическому оружию, я считаю, что имея такие серьезные центры как Миасский центр или как наша последняя разработка «Булава», ну, я считаю, что то, что создано народом, у нас надежно защищено.
С точки зрения физических полей, ну, тут есть определенные вопросы, потому что это связано с очень большими технологическими задачами. Конечно, надо менять парк станков – это правильно, потому что на ряде предприятий, ну, просто станки уже старые. Это сложно. Мы надеемся на реализацию, как бы, в установленном плане ФЦП развития ОПК, который позволит именно перейти на новые технологии, в том числе станки.
Дальше материалы. В плане композитных материалов, ну, например, на (НЕРАЗБОРЧИВО) заводе это мировой приоритет: никто еще не делал тральщик как сделали мы. Вот сейчас на (НЕРАЗБОРЧИВО) заводе мы планируем сдать в следующем году. Там самые современные материалы и самые современные технологии по использованию неметаллических материалов.
С точки зрения стеклопластик-обтекателей для наших опять подводных лодок, я считаю, что тоже, как бы, достаточно успешно. В области спецпокрытий, ну, имея в виду которым облицованы атомные подводные лодки, ну, вот, наш ведущий институт – это Крыловский центр с помощью нашего бюро проектантов тоже на уровне.
Поэтому очень много у нас… То есть, есть чем гордиться. Ну и в том числе есть, безусловно, к чему стремиться.
Ну, в области радиоэлектронного вооружения, ну, конечно, самое главное – это элементная база. Это серьезная государственная задача, здесь надо развивать. Даны определенные поручения, здесь надо работать, конечно.
А.ЕРМОЛИН: Ну, я уже вижу, что вопросов гораздо больше, чем у нас остается времени. Вот, про возрождение прежних видов судов. Вот есть вопрос про суда на воздушной подушке, какие у них перспективы. И второе (уж совмещу), нужны ли современной России с ее уровнем развития производства и стратегическими целями новый авианосец? Или же мы могли бы обойтись реанимацией проекта тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143?
А.ШЛЕМОВ: Ну, быстро отвечаю. Значит, 1143.5 – это наш «Адмирал Кузнецов», это флагман, как бы, нашего флота. Надо создавать новый авианосец. Это очень сложная государственная задача. В ближайшей перспективе, видимо, ее решать не будут, но такие задачи поставлены. Но опять я подчеркиваю, это государственная задача, это очень сложная в научно-техническом плане, в организационном и в бюджетном плане. Но, вот, на мой взгляд, что, конечно, России в перспективе авианосцы, наверное, нужны, для Тихоокеанского флота и для Северного флота.
Следующая часть вопроса. Мы имели большой приоритет в кораблях с динамическим принципом поддержания, в том числе и кабина воздушной подушки. Они у нас есть в составе военно-морского флота. Бюро Алмаз занимается проектированием, есть ряд проектов. И государственная программа вооружений, государственный оборонный заказ предполагает продолжение строительства по, ну, как бы, ряду новых проектов. Они нам нужны. Причем, нужны для разных флотов, для решения определенных задач. И, вот, я уже говорил, что завод Море, который сейчас в Феодосии, наверное, в перспективе можно использовать. Ну, я думаю, трудовой коллектив вспомнит, как в свое время они успешно строили корабли этих проектов.
А.КУРЕННОЙ: Это хорошо. Еще у нас вот тут вот.
А.ЕРМОЛИН: На полторы минуты.
А.КУРЕННОЙ: Да-да-да. Вот, кстати, интересная штука – это уже про международную интеграцию, даже, я бы сказал, поглощение. Допускаете ли вы возможность приобретения немецких или корейских? Ну, тут написано «судостроительных активов». Я уж не знаю, как насчет активов, но, может быть, хотя бы станков, тех же самых технологий пусть для наших нужд, для наших предприятий?
А.ШЛЕМОВ: Ну, я считаю, что технологии приобретать надо. Надо приобретать технологии – это правильный путь. Желательно их использовать для себя, смотреть, может быть, создавать у себя лучше. Но на сегодня если есть возможность, то технологии приобретать надо. Вот, корабли, наверное, приобретать – это очень дискуссионно. А определенные технические средства для наших кораблей, если они лучше и дешевле, приобретать надо. Но имея, прежде всего, задачу не только тактическую, но и стратегическую. Это, прежде всего, смотреть на эти технологии и реализовывать их у себя в стране. Наверное, это грамотно, это правильно.
А.ЕРМОЛИН: Тут я вклиниваюсь. К сожалению, как всегда наговориться не успели по столь актуальной теме. Вот, я хочу напомнить, что в гостях у нас был Анатолий Федорович Шлемов, директор департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации. Говорили про флот, про корабли. Спасибо огромное, Анатолий Федорович. Приходите к нам еще.
А.ШЛЕМОВ: Спасибо.
echo.msk.ru
Шлемов, Анатолий Фёдорович | | Изыскатель
Шлемов, Анатолий ФёдоровичВ Википедии есть статьи о других людях с фамилией Шлемов.
Анатолий Фёдорович Шлемов | |
14 октября 1949(1949-10-14) | |
Ленинград, СССР | |
17 мая 2018(2018-05-17) (68 лет) | |
Москва, Россия | |
СССР СССРРоссия Россия | |
ВМФ России | |
с 1967 | |
Вице-адмирал | |
начальник Управления кораблестроения ВМФ | |
| |
отец Ф. С. Шлемов |
Шлемов Анатолий Фёдорович мужское русское личное имя греческого происхождения; восходит др.-греч (1949—2018) — офицер должностное лицо силовых структур: вооружённых сил, в некоторых государствах полиции (милиции) военно-морского флота, начальник Управления кораблестроения ВМФ — заместитель начальника или управляющий, руководитель — наёмный работник, занятый управлением на определённом участке производства или сферы услуг кораблестроения, вооружения и эксплуатации вооружения Военно-морского флота по кораблестроению и вооружению, директор департамента гособоронзаказа Объединённой судостроительной корпорации, вице-адмирал, лауреат премии Правительства РФ.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Награды
- 3 Семья
- 4 Примечания
Биография
Шлемов Анатолий Фёдорович родился 14 октября 1949 года в Ленинграде в семье военного моряка, учёного в области прочности и боевой защиты кораблей Ф. С. Шлемова. В 1967 году Анатолий Азия (греч Шлемов окончил с золотой медалью Ленинградское НВМУ и поступил на кораблестроительный факультет Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского. С 1972 года, после окончания училища, служил командиром электротехнической части транспортного дока судоремонтного завода, затем младшим военным представителем военного представительства на Северном флоте[1].
С 1979 года, после окончания с золотой медалью Военно-морской академии назначен заместителем старшего военного представителя, а затем старшим военный представитель военного представительства на Северном флоте крупное объединение кораблей и членов их экипажа как правило под единым командованием. Являлся заместителем ведущего военпреда по кораблестроительной части при строительстве головного проекта многоцелевой атомной подводной лодки проекта 971 «Щука-Б» (К-284 «Акула»)[2]
В 1987 году был переведён в Главное управления кораблестроения ВМФ, где служил старшим офицером группы отдела подводных лодок, начальником группы, заместителем начальника и начальником отдела подводных лодок. В 1996 году окончил Академию народного хозяйства при Правительстве РФ. В том же году внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима) стал лауреатом премии Правительства РФ и назначен заместителем заменяющее кого-то в его отсутствие, представитель начальника Управления Управление (философия) — деятельность субъекта по изменению объекта для достижения некоторой цели кораблестроения или кораблестроение, — отрасль тяжёлой промышленности (машиностроения), осуществляющая постройку судов ВМФ. В 1998 году назначен начальником Управления кораблестроения ВМФ[1].
22 декабря 1999 года Указом Президента РФ № 1675 «О присвоении воинских званий высших офицеров военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации» А. Ф. Шлемову было присвоено звание устанавливаемое и присваиваемое уполномоченными компетентными органами наименование, свидетельствующее об официальном признании заслуг человека или коллектива либо о профессиональной, служебной, контр-адмирал[3].
14 мая 2004 года был назначен начальником Управления кораблестроения — заместителем начальника кораблестроения, вооружения и эксплуатации вооружения Военно-морского флота по кораблестроению и вооружению это комплекс технических средств или технологических процессов, предназначенных для поражения живой силы и объектов инфраструктуры противника. В марте 2005 года назначен врио начальника управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Минобороны России суверенное государство в Восточной Европе и Северной Азии[4].
Являлся директором департамента гособоронзаказа Объединённой судостроительной корпорации (ОСК)[1].
17 мая 2018 года Шлемов Анатолий Фёдорович умер в Москве[5].
Награды
- Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3 степени
- Орден Красной Звезды
- Орден За военные лицо (человек), исполняющее должностные обязанности, связанные с прохождением военной службы, которая призвана решать задачи в сфере безопасности и обороны государства, и в связи с этим, обладающее заслуги
Семья
- Отец — Шлемов, Фёдор Степанович (1914—2002) — учёный в области прочности и боевой защиты кораблей, педагог, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, капитан 1 ранга
- Брат — Шлемов Юрий Фёдорович (род. 23 сентября 1955).
Примечания
- ↑ 1 2 3 Шлемов Анатолий Фёдорович. nvmu.ru. Ленинградское НВМУ. Проверено 18 мая 2018.
- ↑ Михаил Старожилов. Лица русского флота: контр-адмирал Анатолий Шлемов. pravda.ru (10 сентября 2003). Проверено 18 мая 2018.
- ↑ Указ Президента РФ № 1675 от 22 декабря 1999 года «О присвоении воинских званий высших офицеров военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации» // Морской сборник. — 2000. — № 2.
- ↑ Умер российский вице-адмирал. news.ru (17 мая 2018). Проверено 18 мая 2018.
- ↑ Умер вице-адмирал Анатолий Шлемов средство (элемент формы одежды) индивидуальной защиты головы человека, надеваемое на голову, для защиты от травм и ранений и размещения специального оборудования (Шлемофон, Гермошлем). vistanews.ru (17 мая 2018). Проверено 18 мая 2018.
Шлемов, Анатолий Фёдорович
5 (100%) 1 voteru-z.ru
Лица русского флота: контр-адмирал Анатолий Шлемов
Его, начальника управления кораблестроения ВМФ, на Севмашпредприятии (Северодвинск, Архангельская область), знают многие. Он жил в Северодвинске, служил в военной приемке, работал в одной связке с корабелами. Сейчас контр-адмирал Шлемов работает в Москве, но судьба его неразрывно связана с заводом...
- Анатолий Федорович, для Севмаша важнейший военный заказ — 711-й. С этим кораблем Вас многое связывает...... - После окончания академии меня назначили на головную "Акулу" заместителем ведущего военпреда по кораблестроительной части. Прошел всю постройку. Испытания были интересные, но крайне тяжелые. Завод, военная приемка, Беломорская база и Северный флот с ними справились. Незабываемые дни, интересная, напряженная работа. - Корабелы переживают, что эти уникальные подлодки начали утилизировать...... - Из состава ВМФ пока выведены только три корабля данного проекта. Утилизируется только АПЛ с заводским номером 712. Заказы 713 и 724 находятся по месту базирования, в губе Нерпичья. Решение по их утилизации не принято, корабли хотелось бы сохранить. 725-й и 727-й заказы периодически приходят на Севмаш для поддерживающего ремонта, выполнения работ по ракетному комплексу. - А какова судьба первого экипажа головной "Акулы"? Знаю, что Вы вместе работали... - Командир Александр Васильевич Ольховиков, вышел в отставку, живет в Москве. Его старпом Валерий Владимирович Иванов, ставший впоследствии командиром дивизии, а затем председателем госприемки ВМФ, недавно тоже ушел на заслуженный отдых. Самое интересное, что сейчас он заместитель директора "Дома игрушек". Контр-адмирал, командир дивизии "Акул" справится с любым делом...... Первый экипаж 711-го был очень успешно подготовлен, это талантливые офицеры. Многие работают в Санкт-Петербурге, кто-то до сих пор служит. Виктор Зелюкин, например, — зам. начальника Управления боевой подготовки ВМФ. - Когда Вас ждать на любимый корабль? - Осенью...... Я несу служебную, а больше моральную ответственность за готовность этого корабля к выходу в море. Это очень принципиально, потому что есть жесткий график, утвержденный главкомом ВМФ. Большая ответственность в выполнении сроков возложена и на корабелов Севмаша. Надо положить много сил и энергии. Пока — все в графике. Корабль важен для флота еще и потому, что это единственная лодка великого третьего поколения, которую смогли отремонтировать. - Анатолий Федорович, если уж затронули такую проблему, скажите, будет ли достроена АПЛ "Белгород"? - "Белгород" есть в программе вооружения. На его строительство затрачено много средств: установлены паропроизводящие и паротурбинные установки, все 24 контейнера для ракет, выполнены электромонтажные работы. Начиная с 2004 года, пойдет нормальное финансирование, которое позволит сдать лодку. - Интересно узнать Ваше мнение о возможном акционировании ФГУПов...... - Это сложный вопрос. Промышленность надо реструктуризировать. Но что касается Севмашпредприятия, стоит подумать и принять оптимальное решение. Ведь это уникальный завод, единственный в России. Я считаю, предприятия такого уровня должны быть только государственными. - Какова информационная политика ВМФ в отношении СМИ? - У Военно-морского флота есть своя пресс-служба, ее возглавляет капитан 1 ранга Игорь Дыгало, которого, наверное, знает весь мир. Ему досталась тяжелая доля — комментировать события "Курска". Много информации о флоте на страницах журнала "Морской сборник", официального печатного органа ВМФ России. К вопросу гласности надо подходить дифференцированно. Есть вещи, о которых не говорят, такова мировая практика. С другой стороны, неправильно скрывать, что мы построили, допустим, подводную лодку. Для американцев это праздник. А у нас он всегда был локальным, для завода, города. В Северодвинске и то не все знали. Я считаю, это неправильно. - А успехами американцев интересуетесь? Отслеживаете кораблестроительную программу? - Я обязан это делать. Америка богатая страна, за ней не угнаться. Да мы и не ставим теперь такую задачу, изменились политические оценки. Те задачи, что ставились перед флотом СССР, перед флотом России сейчас не ставятся. С одной стороны, это не нужно, с другой — невозможно. Есть морская доктрина, утвержденная президентом. Нельзя быть независимым от экономического состояния страны, но сегодня динамика положительная и вектор на развитие безусловный. На Севмаше пакет заказов достаточно серьезный. И деньги на их строительство выплачиваются. По заказу 711, например, финансирование обеспечено с января. Такого давно не было. - Беседуя с Вами на Севмаше, мы затронули тему охраны гостайны. Хотелось бы знать ваше мнение о делах Пасько и Никитина? - Мне приходилось участвовать в исполнении заключений по материалам Никитина. Некоторые публикации норвежской организации "Беллуна" действительно представляют государственную тайну, и я не верю, что г-н Никитин представлял информацию бескорыстно и заботился об интересах ВМФ и России. Согласен, о многом "Беллуна" пишет правильно, но не факт, что об этом нужно и можно говорить. Экологические проблемы флоту знакомы, но все определяется экономикой. Вопросы утилизации подводных лодок, проблемы ядерной и радиационной безопасности находятся во внимании Минобороны и Минатома. Не все решено, безусловно, но, я считаю, что подобные публикации недопустимы в открытой печати и наносят вред государству. - Шквал публикаций о гибели АПРК "Курск", наверное, также не остался без внимания начальника Управления ВМФ? - Наиболее объективно вел себя журналист РТР Аркадий Мамонтов. На страницах "Комсомольской правды" облили грязью создателей корабля и флот, причем абсолютно безграмотно. Чувствуется, что люди незнакомы с трудностями подводной службы, спецификой корабля, техническими особенностями проекта. Государство, Министерство обороны и флот сделали все возможное, чтобы спасти "Курск", поднять лодку, решить социальные проблемы. Это квартиры, материальная помощь, забота о детях погибших моряков.... Обидно, что об этом мало писали. А расследованием причин трагедии должны заниматься профессионалы. Наиболее корректную и информативную книгу о "Курске" написал Черкашин. По ней можно делать выводы, такую критику можно принять. - Анатолий Федорович, раз уж завели разговор о книгах, что читаете в свободное время? - Литературой интересуюсь всю жизнь. Мои дочери считают, что надо успевать читать то, что публикуют сегодня. Так я открыл для себя Улицкую, прочитал роман "Алхимик" Пауло Коэльо. Детективы не греют, но нравится, что пишет Андрей Константинов. Просматриваю "Известия", "Аргументы и факты", "Московский комсомолец", журналы "Власть" и "Итоги". Благодарен, что присылаете "Корабел". - Телевизор успеваете смотреть? - Безусловно, это информационные программы. С удовольствием смотрю "Культуру", особенно передачи, которые ведет Швыдкой. Жалею, что не посмотрел премьеру "Идиота" (по актерскому составу и режиссуре — это событие!). Стараюсь ходить в театр. Нравится, что делают Меньшиков, Захаров, театр Маяковского. Горжусь, что посетил концерт Пола Маккартни...... - Вы это серьезно?!... - А почему нет? Я воспитан на "Битлз". Билет, конечно, стоил недешево, но семья сделала мне подарок. На концерте было много узнаваемых людей. Я встретил там даже руководителей оборонных предприятий. Приятно, что пришел президент. Вместе с Маккартни пела вся площадь. Было очень трогательно.... Но "Битлз" это еще не все. В июне я был почетным гостем на юбилейном, тридцатом Грушинском фестивале. Бросил все дела и на сутки съездил с женой и младшей дочкой в Самару. Грушинский фестиваль — великое действо. Более двухсот тысяч человек. Удалось пообщаться с известными бардами. Особенно запомнился концерт-ретроспектива 30-ти фестивалей, где вспомнили всех лауреатов, почтили память Валерия Грушина.
Может и хорошо, что наша беседа о флоте завершилась на таких, "некорабельных", темах. Иногда как раз такой разговор помогает глубже понять человека, позволяет ему раскрыться. Анатолий Шлемов воспитан в лучших традициях флотской интеллигенции. И служит контр-адмирал тоже с честью.
Михаил Старожилов, "Корабел"
На фото Михаила Воркункова: генеральный директор "Россудостроение" В. Поспелов, начальник 1059 военного представительства П. Нычко, контр-адмирал А. Шлемов.
← Нажми «Нравится»и читай нас в Facebookwww.pravda.ru
Вооруженные силы: Силовые структуры: Lenta.ru
В рамках Международного военно-морского салона МВМС-2015 в Санкт-Петербурге «Ленте.ру» удалось взять эксклюзивное интервью у начальника департамента Гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации Анатолия Шлемова, который рассказал о перспективных проектах кораблей и подводных лодок для ВМФ России.
«Лента.ру»: Анатолий Федорович, начнем с самого интересного. На недавнем форуме «Армия-2015»…
Анатолий Шлемов: …Я там не был.
Анатолий Шлемов
Фото: ОАО ЦКБ МТ «Рубин»
...На форуме «Армия-2015» были представлены несколько вариантов компоновки перспективного универсального десантного корабля для ВМФ России. Известны несколько индексов ведущихся разработок. «Лавина», «Прибой», тема НИР «Кашалот». Можно ли разъяснить, что именно разрабатывается и какой корабль заменит непоставленные «Мистрали» в составе ВМФ России?
Мы ведем соответствующие работы. ОСК их ведет, Невское и Северное конструкторские бюро, и мы готовы выполнить техническое задание ВМФ. Но задача начала строительства нового корабля в планах на 2015-2017 годы не стоит.
Главком в ходе пресс-конференции называл характеристики. Если принимать их за основу (16 вертолетов и пр.), можно ли сказать, что речь идет о десантном корабле классической авианосной архитектуры, со сквозной полетной палубой?
Он назвал требования ВМФ, которые мы выполняем. У нас есть неплохие наработки по тематике ДВКД (десантный вертолетоносный корабль-док), не только по самому кораблю, но и по его оснащению, — в первую очередь это авиакрыло и десантно-высадочные средства. При этом в последней части мы обладаем мировым приоритетом. У нас отличные наработки на базе «Мурены», КБ «Алмаз» умеет это делать. Есть где реализовывать — Хабаровский завод может строить такие корабли.
Макет десантного корабля проекта «Лавина»
Фото: Александр Вильф / РИА Новости
Постройка собственно корпуса и его компоновка — задача второстепенная, мы уже доказали, что можем это сделать, построив половины корпуса для обоих наших «Мистралей», причем на втором корпусе («Севастополь») довели свою долю работ по кораблю до 40 процентов.
Вторая ключевая тема: перспективный корабль океанской зоны (эсминец). В какой стадии его проектирование?
В настоящее время есть проект с Северным ПКБ на эскизное проектирование. В начале 2016 года проект должен быть окончен в двух вариантах: атомном и газотурбинном. После защиты эскизного проекта будет принято окончательное решение по облику. Только после этого мы начнем рабочее проектирование.
Сколько времени оно займет?
Мы можем завершить его в 2017 году и начать разработку рабочей конструкторской документации. Это позволит в 2018-2019 годах произвести закладку головного корпуса.
Наиболее вероятный строитель — Северная верфь?
Да. Вы сами знаете, почему.
Они уже строят корабли нового поколения…
Да. Они уже строят фрегаты нового проекта, кроме того, сегодня исполняющийся проект развития Северной верфи должен обеспечить развитие производства именно ввиду предстоящего строительства «Лидера» (перспективный корабль океанской зоны разрабатывается в рамках темы «Лидер» — прим. «Ленты.ру»).
Какое отношение к теме «Лидера» имеет модель крыловцев (Крыловского государственного научного центра кораблестроения — прим. «Ленты.ру»)?
Модель крыловцев — концептуальная модель подобного корабля. Северное ПКБ в настоящее время создает более конкретную модель в соответствии с техническим заданием военных.
Есть и модель авианосца от крыловцев…
Давайте так. Каждый должен заниматься своим делом. Проектированием кораблей — авианосца в частности — у нас занимается Северное ПКБ и Невское ПКБ.
Проектирование авианосца ведется?
Да.
В какой оно стадии? Эскизный проект?
Нет, ведутся предварительные проработки. Эскизного проекта пока нет. Надо понимать, что проектирование авианосца — занятие весьма серьезное, оно невозможно без государственного решения и соответствующих объемов финансирования.
Давайте к теме связей с Украиной. Как разрыв сотрудничества по газотурбинным двигателям повлиял на строительство кораблей проекта 11356 и 22350?
По 11356 мы в срок сдаем первые три корабля, их энергетика поставлена полностью. По остальным мы ищем решение совместно с флотом.
Что будет с фрегатами проекта 22350?
С ними все будет нормально, они будут сданы флоту с отечественной энергетикой.
Насколько сдвинутся сроки?
Программа предусматривает строительство восьми фрегатов к 2021 году. В этот срок мы укладываемся.
Фрегаты проекта 22350, а точнее головной «Горшков», часто называют испытательным стендом для нового оборудования, в частности, для того, которое должно будет встать на новый эсминец. Насколько это справедливо?
Флот и ОСК в настоящее время реализуют совместно программу создания новых классов кораблей. Это последовательная линейка: корвет — фрегат — корабль океанской зоны. Разумеется, сначала мы на корвете отработали многое из того, что должно было встать на новый фрегат, и, конечно, на фрегате отрабатывается многое из того, что потом получит корабль первого ранга.
Давайте перейдем к подлодкам. Сейчас программа предусматривает строительство восьми стратегических ракетоносцев типа «Борей» и «Борей-А». Будет ли продолжение?
ОСК выполняет имеющуюся программу. Она предусматривает строительство восьми РПК СН (ракетных подводных крейсеров стратегического назначения) проекта 955 «Борей» и «Борей-А», три из них уже построены. Также мы поддерживаем техническую готовность имеющихся кораблей проектов 667БДР, 667БДРМ и 941.
В этом году мы ждем закладку седьмого «Борея»?
Да. В следующем году — восьмой, он пока без имени.
А седьмой — с именем?
Седьмой с именем. Но это прерогатива флота.
А имя известно?
Повторюсь, это прерогатива флота. Но информация такая есть, что рекомендовали вспомнить царей, и он будет назван в честь Александра...
…Третьего? Слухи ходят...
Повторяю, имена даем не мы. Но информация такая есть, да.
Что можно сказать про новый проект МЦАПЛ (многоцелевой атомной подводной лодки)? Какова ее идеология?
У нас ведутся проработки по определению облика МЦАПЛ пятого поколения. Базовые принципы таковы: первый — модульный принцип проектирования; второй — единая базовая платформа; третий — максимальная унификация проектов в рамках базовой платформы по оборудованию. В рамках ведущихся работ будут созданы две модели. Главное назначение первой — обеспечение боевой устойчивости группировки РПК СН, борьба с подлодками противника.
Вторая — ПЛАРК?
Совершенно верно, носитель крылатых ракет для поражения береговых и надводных целей. Повторюсь, они будут созданы в рамках единой базовой платформы, различия будут заключаться во врезке в корпус ПЛАРК отсека с ракетным вооружением.
Разработчик — «Малахит»?
У нас два ведущих подводных КБ, но мы считаем, что да — разработку многоцелевых АПЛ целесообразнее вести «Малахиту».
Давайте о новых разработках «Рубина». Чего ждать от новых работ по тематике неатомных подлодок?
Давайте разберемся с тем, что есть. Сейчас мы ведем строительство шести корпусов проекта 636.3 на Адмиралтейских верфях, сдаем флоту третью лодку («Старый Оскол» — прим. «Ленты.ру»). Мы ведем строительство двух серийных лодок проекта 677. «Рубин» ведет НИР по созданию лодки с воздухонезависимой энергетической установкой. Мы достигли определенного результата и считаем целесообразным немедленно продолжить эту работу уже как опытно-конструкторскую.
Там очень большие перспективы как для нас самих, так и — потенциально — на экспорт. Но никто у нас ничего не купит, пока мы для себя не построим.
Давайте о корветах напоследок. Очень много моделей…
Каких моделей?
На стендах.
У нас есть серийный тип корвета — 20380. Построены четыре единицы, еще две строятся. Было принято решение построить два корвета проекта 20385, и в дальнейшем развивать проект 20386.
Первый серийный заказ проекта 20380 – корвет «Сообразительный»
Фото: Александр Чиженок / «Коммерсантъ»
Его облик серьезно изменился.
Совершенствование проекта ведется непрерывно, архитектура меняется. Перемены вызваны дальнейшими работами по снижению заметности, особенно с верхней полусферы. Улучшена обитаемость.
На модели этого корвета показаны съемные контейнеры в кормовой части под палубой. Модульное вооружение?
Да. Модульное вооружение, приспособленность для проведения специальных операций.
Спасибо.
lenta.ru
Шлемов, Анатолий Фёдорович - WikiVisually
1. Москва – Moscow is the capital and most populous city of Russia, with 13.2 million residents within the city limits and 17.8 million within the urban area. Moscow has the status of a Russian federal city, Moscow is a major political, economic, cultural, and scientific center of Russia and Eastern Europe, as well as the largest city entirely on the European continent. Moscow is the northernmost and coldest megacity and metropolis on Earth and it is home to the Ostankino Tower, the tallest free standing structure in Europe, the Federation Tower, the tallest skyscraper in Europe, and the Moscow International Business Center. Moscow is situated on the Moskva River in the Central Federal District of European Russia, the city is well known for its architecture, particularly its historic buildings such as Saint Basils Cathedral with its brightly colored domes. Moscow is the seat of power of the Government of Russia, being the site of the Moscow Kremlin, the Moscow Kremlin and Red Square are also one of several World Heritage Sites in the city. Both chambers of the Russian parliament also sit in the city and it is recognized as one of the citys landmarks due to the rich architecture of its 200 stations. In old Russian the word also meant a church administrative district. The demonym for a Moscow resident is москвич for male or москвичка for female, the name of the city is thought to be derived from the name of the Moskva River. There have been proposed several theories of the origin of the name of the river and its cognates include Russian, музга, muzga pool, puddle, Lithuanian, mazgoti and Latvian, mazgāt to wash, Sanskrit, majjati to drown, Latin, mergō to dip, immerse. There exist as well similar place names in Poland like Mozgawa, the original Old Russian form of the name is reconstructed as *Москы, *Mosky, hence it was one of a few Slavic ū-stem nouns. From the latter forms came the modern Russian name Москва, Moskva, in a similar manner the Latin name Moscovia has been formed, later it became a colloquial name for Russia used in Western Europe in the 16th–17th centuries. From it as well came English Muscovy, various other theories, having little or no scientific ground, are now largely rejected by contemporary linguists. The surface similarity of the name Russia with Rosh, an obscure biblical tribe or country, the oldest evidence of humans on the territory of Moscow dates from the Neolithic. Within the modern bounds of the city other late evidence was discovered, on the territory of the Kremlin, Sparrow Hills, Setun River and Kuntsevskiy forest park, etc. The earliest East Slavic tribes recorded as having expanded to the upper Volga in the 9th to 10th centuries are the Vyatichi and Krivichi, the Moskva River was incorporated as part of Rostov-Suzdal into the Kievan Rus in the 11th century. By AD1100, a settlement had appeared on the mouth of the Neglinnaya River. The first known reference to Moscow dates from 1147 as a place of Yuri Dolgoruky. At the time it was a town on the western border of Vladimir-Suzdal Principality
2. Россия – Russia, also officially the Russian Federation, is a country in Eurasia. The European western part of the country is more populated and urbanised than the eastern. Russias capital Moscow is one of the largest cities in the world, other urban centers include Saint Petersburg, Novosibirsk, Yekaterinburg, Nizhny Novgorod. Extending across the entirety of Northern Asia and much of Eastern Europe, Russia spans eleven time zones and incorporates a range of environments. It shares maritime borders with Japan by the Sea of Okhotsk, the East Slavs emerged as a recognizable group in Europe between the 3rd and 8th centuries AD. Founded and ruled by a Varangian warrior elite and their descendants, in 988 it adopted Orthodox Christianity from the Byzantine Empire, beginning the synthesis of Byzantine and Slavic cultures that defined Russian culture for the next millennium. Rus ultimately disintegrated into a number of states, most of the Rus lands were overrun by the Mongol invasion. The Soviet Union played a role in the Allied victory in World War II. The Soviet era saw some of the most significant technological achievements of the 20th century, including the worlds first human-made satellite and the launching of the first humans in space. By the end of 1990, the Soviet Union had the second largest economy, largest standing military in the world. It is governed as a federal semi-presidential republic, the Russian economy ranks as the twelfth largest by nominal GDP and sixth largest by purchasing power parity in 2015. Russias extensive mineral and energy resources are the largest such reserves in the world, making it one of the producers of oil. The country is one of the five recognized nuclear weapons states and possesses the largest stockpile of weapons of mass destruction, Russia is a great power as well as a regional power and has been characterised as a potential superpower. The name Russia is derived from Rus, a state populated mostly by the East Slavs. However, this name became more prominent in the later history, and the country typically was called by its inhabitants Русская Земля. In order to distinguish this state from other states derived from it, it is denoted as Kievan Rus by modern historiography, an old Latin version of the name Rus was Ruthenia, mostly applied to the western and southern regions of Rus that were adjacent to Catholic Europe. The current name of the country, Россия, comes from the Byzantine Greek designation of the Kievan Rus, the standard way to refer to citizens of Russia is Russians in English and rossiyane in Russian. There are two Russian words which are translated into English as Russians
3. Союз Советских Социалистических Республик – The Soviet Union, officially the Union of Soviet Socialist Republics was a socialist state in Eurasia that existed from 1922 to 1991. It was nominally a union of national republics, but its government. The Soviet Union had its roots in the October Revolution of 1917 and this established the Russian Socialist Federative Soviet Republic and started the Russian Civil War between the revolutionary Reds and the counter-revolutionary Whites. In 1922, the communists were victorious, forming the Soviet Union with the unification of the Russian, Transcaucasian, Ukrainian, following Lenins death in 1924, a collective leadership and a brief power struggle, Joseph Stalin came to power in the mid-1920s. Stalin suppressed all opposition to his rule, committed the state ideology to Marxism–Leninism. As a result, the country underwent a period of rapid industrialization and collectivization which laid the foundation for its victory in World War II and postwar dominance of Eastern Europe. Shortly before World War II, Stalin signed the Molotov–Ribbentrop Pact agreeing to non-aggression with Nazi Germany, in June 1941, the Germans invaded the Soviet Union, opening the largest and bloodiest theater of war in history. Soviet war casualties accounted for the highest proportion of the conflict in the effort of acquiring the upper hand over Axis forces at battles such as Stalingrad. Soviet forces eventually captured Berlin in 1945, the territory overtaken by the Red Army became satellite states of the Eastern Bloc. The Cold War emerged by 1947 as the Soviet bloc confronted the Western states that united in the North Atlantic Treaty Organization in 1949. Following Stalins death in 1953, a period of political and economic liberalization, known as de-Stalinization and Khrushchevs Thaw, the country developed rapidly, as millions of peasants were moved into industrialized cities. The USSR took a lead in the Space Race with Sputnik 1, the first ever satellite, and Vostok 1. In the 1970s, there was a brief détente of relations with the United States, the war drained economic resources and was matched by an escalation of American military aid to Mujahideen fighters. In the mid-1980s, the last Soviet leader, Mikhail Gorbachev, sought to reform and liberalize the economy through his policies of glasnost. The goal was to preserve the Communist Party while reversing the economic stagnation, the Cold War ended during his tenure, and in 1989 Soviet satellite countries in Eastern Europe overthrew their respective communist regimes. This led to the rise of strong nationalist and separatist movements inside the USSR as well, in August 1991, a coup détat was attempted by Communist Party hardliners. It failed, with Russian President Boris Yeltsin playing a role in facing down the coup. On 25 December 1991, Gorbachev resigned and the twelve constituent republics emerged from the dissolution of the Soviet Union as independent post-Soviet states
4. Вице-адмирал – Vice admiral is a senior naval flag officer rank, equivalent to lieutenant general and air marshal. A vice admiral is typically senior to an admiral and junior to an admiral. The rank insignia for a vice admiral often involves three stars, but this is not always the case, in the navy of Iraq, vice admiral insignia involves one star. Vice admiral is the equivalent of air marshal in the Royal Australian Air Force, in the Royal Canadian Navy, the rank of vice-admiral is equivalent to lieutenant-general of the Canadian Army and Royal Canadian Air Force. A vice-admiral is an officer, the naval equivalent of a general officer. A vice-admiral is senior to a rear-admiral and major general, two rows of gold oak leaves are located on the black visor of the white service cap. Vice-admirals are addressed by rank and name, thereafter by subordinates as Sir or Maam, vice-admirals are normally entitled to a staff car, the car will normally bear a flag, dark blue with three gold maple leaves arranged one over two. A vice-admiral generally holds only the most senior command or administrative appointments, barring only Chief of Defence Staff, charles, Prince of Wales holds the honorary rank of vice admiral in the Royal Canadian Navy. The vice-amiral rank used to be an OF-8 rank in NATO charts, the rank of vice-amiral descadre equals a NATO OF-8 rank. In the ancien régime Navy, between 1669 and 1791, the office of Vice-Admiral of France was the highest rank, the supreme office of Admiral of France being purely ceremonial. Distinct offices were, 1669-1791 Vice-admiral of the West, 1778-1791 Vice-admiral of the Asian and American Seas. 1784-1788 Vice-admiral of the Indian Seas, vizeadmiral is an OF-8 three-star rank equivalent to the German Heer and Luftwaffe rank of Generalleutnant. In India, vice admiral is a three star admiral, in Italy, the equivalent to vice admiral is the ammiraglio di squadra or squadron admiral. In the Philippines, the vice admiral is the highest-ranking official of the Philippine Navy. He is recognized as the flag officer in-charge of the Navy, the rank vice-admiral in the Philippines, has the same ranking in the U. S Navy. In Vietnam, the equivalent to vice admiral is the phó đô đốc
5. Орден «За военные заслуги» (Россия) – The Order For Military Merit is a military decoration of the Russian Federation established by presidential decree №442 of March 2,1994 to reward military excellence. The intended recipient and the person recommending the award must both have a minimum of 20 years of service. The Order For Military Merit is worn on the side of the chest. A rosette in the colours of the ribbon of the Order may be worn on civilian clothing, the Order For Military Merit is a 40 millimetres wide silver and enamelled eight pointed star. The four diagonal points of the star being enamelled in the colours of Russia, white, blue. The obverse has a red enamelled medallion with the silver state emblem of Russia in the center. The medallion is surrounded by a band with a relief laurel wreath on the lower half. The otherwise plain reverse bears the serial number at the bottom. The individuals below were recipients of the Order For Military Merit
6. Орден Красной Звезды – The Order of the Red Star was a military decoration of the Soviet Union. The Order of the Red Star is worn on the side of the chest. If worn in the presence of Orders or medals of the Russian Federation, the Order of the Red Star was also used as a long service award from 1944 to 1958 to mark fifteen years of service in the military, state security, or police. The Order of the Red Star is a red enamelled 47mm to 50mm wide silver five pointed star, the band below the soldier bore the relief inscription USSR. Below the shield, the hammer and sickle also of oxydised silver, the otherwise plain reverse bore the makers mark and the award serial number. The Order was attached to clothing by a threaded stud and screw attachment, when the order wasnt worn, a ribbon could be worn in its stead on the ribbon bar on the left side of the chest. The ribbon of the Order of the red Star was a 24mm wide silk moiré dark red with a 5mm wide central silver stripe. The Order of the Red Star was awarded 6 times to 5 people,5 times to more than 15 people, four times to more than 150 people, legal Library of the USSR Soviet-Awards. com A non-commercial website Russian language, non-commercial website
7. Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту» – The Jubilee Medal 300 Years of the Russian Navy was a state commemorative medal of the Russian Federation awarded to deserving citizens to denote the 300th anniversary of the Russian Navy. It was established on February 10,1996 by Presidential Decree №176, Presidential Decree 1099 of September 7,2010 removed the Jubilee Medal 300 Years of the Russian Navy from the list of state awards of the Russian Federation. The Jubilee Medal 300 Years of the Russian Navy is a 32mm in diameter silvered tombac circular medal with raised rims on both sides. On the obverse in relief, in the background at the left, the Admiralty building, at center. Along the top edge, the inscription in relief 300 Years of the Russian Navy, on the reverse, the relief inscription 1696-1996, in the lower part, laurel and oak branches around the image of crossed anchors. The individuals below were all recipients of the Jubilee Medal 300 Years of the Russian Navy
wikivisually.com