Своими руками - Как сделать самому. Зимний мотоцикл на гусеницах


Необычные типы снегоходов: зимняя экзотика

Наконец-то в средней полосе России выпал настоящий снег. Туристы расчехляют утили, быстрые парни – спортивные машины. Однако далеко не всегда снегоход – это машина с двумя лыжами и одной гусеницей. Желание ездить по снегу «аки по асфальту» породило множество очень интересных конструкций. Какие-то из них ушли в историю, а какие-то весьма популярны до сих пор.

 

Думаю, что стремление воплотить сказочное «наши сани едут сами» появилось ровно в тот момент, когда господин Даймлер прикрутил двигатель внутреннего сгорания к своему «рейтвагену». Однако если с двигателем все было понятно – его изобрели, то вот с движителем дела обстояли заметно сложнее. Колесо для снега подходит не очень. По плотному и укатанному (а кто же его укатает) оно еще едет, но вот по «пухлому» – никак. Отличный выход – полозья или лыжи, но они не могут быть движителем, а очевидная технология гусеничного привода в начале, да и к середине прошлого века не развилась дальше брезентовых тряпок с поперечными зацепами. Вариант металлических гусениц для малой техники, ясное дело, не подходил.

Аэросани

Выход нашелся: на волне шагающей семимильными шагами авиации к стоящей на трех или четырех лыжах «телеге» приделали авиационный двигатель и снабдили самолетным же винтом. Даже переделывать ничего не пришлось – просто развернули винт наоборот, чтобы он из тянущего стал толкающим – и поехали.

Аэросани КА-30

Аэросани пользовались довольно большой популярностью в Сибири и на Крайнем Севере, курсировали по замерзшим руслам рек, обслуживая отдаленные населенные пункты, вахты буровиков и геологов, а также оленеводов, живущих в тундре. Широко аэросани использовались и во время Великой Отечественной войны, причем как нашими войсками, так и немцами.

Одной из наиболее популярных и массовых моделей в СССР стали аэросани Север-2, разработанные в КБ Камова в 1959 году. За основу был взят кузов автомобиля ГАЗ-20 Победа, к которому приделали лыжи и авиационный двигатель АИ-14 – звездообразный девятицилиндровый агрегат объемом 10,4 литра и мощностью 260 л.с. Скорость машины была невысокой, расход топлива – ощутимым, да и груза или пассажиров такая машина могла перевезти немного.

Однако гораздо ближе к нашей снегоходной теме многочисленные самопальные аппараты, которые местечковые «кулибины» строили в огромных количествах в мастерских и гаражах, благо конструкция не имела каких-то особенно сложных элементов. Корпус зачастую вообще отсутствовал: сиденье на раме, лыжи, мотор, винт – и вперед.

Очевидными минусами любых аэросаней можно назвать высокий расход топлива при не самых высоких скоростях, посредственную управляемость, почти полное отсутствие тормозов, сложность с преодолением глубоких участков пухляка и не лучший акустический комфорт для ездоков. Видимо по совокупности этих причин тема гибрида самолета и саней не нашла развития.

Пукер-каракат

Гораздо более эффективными и универсальными оказались машины на колесах низкого давления – пневматиках. В разных частях страны их называют по-разному: каракаты, пневматики и даже пукеры, но смысл от этого не меняется. К снегоходам в строгом смысле этого слова каракаты относятся частично, поскольку способны передвигаться по любым поверхностям от болотистых топей до твердых грунтов и снега и даже умеют плавать. Однако именно зимой эти аппараты можно встретить чаще всего.

Каракат на агрегатах и раме мотоцикла Иж Планета-5 – классика жанра

В основе конструкции таких машин чаще всего лежит мотоциклетный двигатель от Ижа, Минска или Восхода, а сейчас умельцы ставят и китайские агрегаты. Компоновка может быть трех- или четырехколесной. Если трехколесный вариант – это чаще всего доработанный мотоцикл, то четыре колеса уже требовали изготовления самостоятельной рамы.

Основные достоинства – простота и дешевизна изготовления в гаражных условиях. Именно этим обусловлена популярность пукеров до сегодняшних дней. Минусов, однако, у этого типа снежных машин тоже изрядно: неспособность ездить по глубокому снегу, малая скорость, плохая управляемость, непобедимая «нежность» колес, изготовленных из камер грузовых автомобилей и тракторов. Естественно, ни о каком развлекательном использовании таких машин не может быть и речи: максимум, на что они способны – перемещать тело или два в пространстве. Медленно и скучно.

Мотособака – друг человека

Когда-то мотоцикл в СССР был весьма распространенным транспортом, что в первую очередь и обусловило появление большого количества каракатов. Однако сейчас найти в гараже старый, но исправный мотоцикл – та еще задача, да и время на «самопальство» есть далеко не у всех, а потребность в дешевом и компактном снеговом транспортном средстве никуда не делась. Тем же рыбакам совсем не сладко топать по льду 5-10 километров до клевого места, но покупать ради этого снегоход – тоже не вариант. Поэтому на данный момент самым компактным, простым и дешевым способом перемещения себя и небольшого груза по неглубокому снегу является мотобуксировщик или мотособака.

Простейшая рама, гусеница (чаще всего от Бурана) на роликах без какой-либо подвески и мотор для силовой техники – такой же, какие используют в бензогенераторах и мотопомпах. Картину дополняют пластиковые сани на жесткой сцепке – вот и весь рецепт.

Мотособаки могут отличаться размерами и мощностью, иметь вариатор или (что гораздо чаще) не иметь его, так же как фары и сиденья – это все опции. Зато среднестатистическая конструкция помещается в багажник универсала, что, без сомнения, поднимает его функциональность до небес.

Естественно, говорить о развлекательно-покатушечном использовании таких саней тоже невозможно. Комфорт нулевой, скорость – чуть быстрее пешехода, маневренность – на уровне железнодорожного вагона. Как нельзя лучше этому транспорту подходит слоган «зато не пешком». Если учесть, что «пешком» приходится зачастую по льду и много километров, звучит особенно актуально.

Микроснегоходы

Для тех, кто не хочет ездить на «корыте с мотором», современная промышленность, причем как наша, так и китайская, предлагает более высокий уровень техники – микроснегоходы. По компоновке это практически настоящие сноумобили, разве что совсем маленькие. Зачастую аппараты имеют разборную конструкцию и тоже способны уместиться в багажник большого универсала или минивэна.

Микроснегоход Рыбинка производства «Русской Механики». Наш ответ китайцам

Такая техника уже может называться «настоящей» и годится не только для перемещения себя и своего рыбацкого ящика от дороги до лунки, но и в покатушках вокруг дачи может принять участие.

Конечно, говорить о комфорте, динамике или проходимости не приходится и тут, но зато это уже вполне полноценный снегоход.

Китайский ответ русскому снегу: Irbis Dingo

Детские снегоходы

Кто-то скажет: «Ха, да это же техника для детей», и будет прав лишь отчасти. Конечно 125-150 кубовые микроснегоходы похожи на детские, но все же в первую очередь рассчитаны на взрослых ездоков. А вот тем, кто хочет приобщить чадо к миру снегоходов стоит обратить внимание на специальные детские модели. Их не так много: в мире детские «снежики» выпускает всего несколько фирм. Среди них Yamaha, Arctic Cat и «Русская Механика», причем все три модели практически идентичны по ТТХ.

Отечественный РМ «Тайга Рысь» – 196 «кубов», 6,5 л.с., 75 кг

Детские машины – полноценные аппараты, с эргономикой и кинематикой «взрослых» машин, но в детском масштабе. Иные юные снегоходчики садятся за руль таких машин лет в пять-шесть и наравне со взрослыми райдерами пилят снег на «неправильной ноге» и гоняют по пухляку, пусть и не быстро. В целях безопасности скорость таких машин ограничена.

Yamaha SRX 120 – японский вариант «первого снегохода»

Толстяки

На противоположном «полюсе» персональной снегоходной техники лежат «мастодонты» – большие снегоходы. Таких в мире совсем немного – сказывается ограниченная сфера их использования. Тем не менее спрос на такие машины есть – есть и предложение. Совсем недавно компания BRP совершила попытку выпустить на рынок снегоход «повышенной комфортности» – Ski-Doo Elite, причем дважды. Первая попытка состоялась в начале 80-х годов прошлого века.

Первое поколение Ski-Doo Elite

Вторая инкарнация – в 2004 году. Машину отличала нестандартная компоновка: две гусеницы и две лыжи, посадка водителя и пассажира бок о бок и «автомобильные» органы управления. Сейчас «эксперимент» свернут. При внешних плюсах вроде комфорта в «салоне» и мягкости хода, машина оказалась довольно плохо приспособленной к жизни вне подготовленных трасс. Закопать в снег тяжелую и неуклюжую машину – легче легкого, а вот вызволить из снежного плена – семь потов сойдет. Да и по уровню фана и драйва такая «кибитка» заметно уступает обычному «снежику».

Второе поколение машины увидело свет в 2004-м, но почти сразу ушло в историю

Есть, правда, и «перспективные разработки» отечественных производителей вездеходов – НПО «Транспорт». Среди привычных гусеничных транспортеров есть машина под названием ТТМ-Беркут, построенная на агрегатах автомобиля Ока, и ее вторая итерация с более презентабельным дизайном, которая была представлена в 2013 году. Однако «русский путь», как известно, отличается от путей всего остального мира, и понять, что подобные машины не очень жизнеспособны и практичны, им придется самим.

ТТМ-Беркут – отечественная попытка сделать из снегохода снегомобиль

Единственным серийным аппаратом подобной «квадратной» компоновки с двумя гусеницами и двумя лыжами остается Alpina Sherpa. Снегоход также имеет две гусеницы и две управляемые лыжи, оснащен двигателем от автомобиля Peugeot 206 объемом 1,6 литра и мощностью 115 л.с. Шерпа способна перевозить до пяти человек на «себе», да к тому же имеет в «штатном расписании» прицеп, вмещающий еще шестерых. Кстати, снегоход может тащить и не одни сани.

Разумеется, о проходимости Sherpa, как и прочих толстяков, говорить не приходится, но зато на ратраченных (то есть укатанных траками) склонах, ухоженных трассах и горнолыжных курортах замены ему не найти. Он может не только возить пассажиров, причем быстро и много, но и перевозить грузы, прокладывать лыжни или ровнять склоны вместо ратрака.

Сноубайки

Отдельно от всех прочих видов стоит класс «однорядных» снежных машин – вернее, снежных мотоциклов. Если все вышеописанные машины были в большей или меньшей степени утилитарными, то сноубайки – это плод фантазий экстремалов-охотников за адреналином.

Первенцем моносноубайков можно назвать канадский аппарат A.D. Boivin Snow Hawk, который появился в продаже в начале 2000-х. Отличие «снежного ястреба» от прочих – в компоновке: у него одна гусеница и одна лыжа, что позволяет ехать на нем, как на мотоцикле, наклоняясь внутрь поворота. Однако аппарат получился довольно тяжелым по меркам мотоцикла и вскоре был снят с производства.

A.D. Boivin Snow Hawk

Дальнейшая эволюция сноубайков привела к идее, что «изобретать» мотоцикл нет смысла: их и так в достатке, причем хороших и разработанных специально для того, чтобы дубасить по пересеченке – это эндуро и «кроссачи». Нужно просто «научить» мотоцикл ехать по снегу, а для этого в продажу стали поступать многочисленные конверсионные комплекты для мотоциклов.

Снял колеса и передний тормоз, установил вместо колес лыжу и гусеницу – и вперед, в сугробы! Конверсионных китов разных конструкций появилось множество, однако первые варианты, произведенные в середине-конце нулевых не отличались продуманностью и надежностью. Однако сейчас дело пошло на лад и можно быть уверенным в том, что вернешься домой не пешком.

Сноубайк стремительно развивается. Проходимость легкой и узкой машины феноменальная. Там, где тяжелый снегоход нужно удерживать на одной лыже, сноубайк просто едет. Плюс кроссовые подвески априори более энергоемкие, чем самые крутые амортизаторы снегоходов, так что прыгать на легкой и юркой машине – одно удовольствие. Словом, сноубайк очень скоро из разряда экзотики перекочует в мейнстрим.

В заключение

Вы думали, что снегоходы – это скучно, и они все одинаковые? Все оказалось гораздо интереснее. Стоит ли говорить, что даже любители автомобилей стремятся в снег и пытаются приспособить свои четырехколесные экипажи для езды по снегу. Приятно осознавать, что снегоходом хочет стать даже Ford Raptor, а в снегоходчики метит сам Кен Блок.

Читайте также:

www.kolesa.ru

motoriding.ru - KTM,TM, - Конверсия: гусеничные комплекты для эндуро

Зимние покатушки на легких эндуро давно стали вполне привычной развлекухой, вот только в наших среднерусских сугробах никакая самая пятеристая петрошина уже не спасает и «отжиг» по снежным пампасам превращается в таскание мотоцикла на себе.О гусеничных комплектах для эндуро слышали, наверное, уже все. Но если смысл изобретения более-менее ясен, то с тем, как же все эти конверсионные комплекты устроены, далеко не все понятно, тем более что сейчас в России можно приобрести аж три разных модели гусениц. Но сходство комплектов лишь кажущееся. Конструкции, а следовательно и эксплуатационные характеристики китов, не имеют друг с другом ничего общего, хотя, казалось бы, что там можно придумать? Вот и разберемся.

SnoXcycle Xcore(от 129 000 руб). Система выглядит ажурной и легкой на фоне своих конкурентов. Лаконичность конструкции даже заставляет вспомнить о заезженном «все гениальное просто». Судя по всему, именно этой фразой и руководствовались создатели гусеницы, пытаясь максимально упростить как саму конструкцию, так и ее установку на мотоцикл. Гусеница приводится зубчатым колесом изнутри ленты – по сути, классическая схема. Ведущее колесо – на месте родного мотоциклетного и приводится стандартной цепью от стандартной же звезды, полотно гусеницы скользит по склизу и нескольким роликам, установленным на изгибах. Из плюсов: легкость конструкции, малое количество деталей, легкость установки на мотоцикл, широкое применение «родных» элементов мотоцикла, включая цепь, звезды, тормозной механизм и диск. Минусов, правда, оказалось несколько больше: из-за привода штатной цепью ширина гусеницы ограничена примерно 140 мм. Кроме того, ведущее колесо цепляется зубьями за отверстия в гусенице, что здорово сокращает ее полезную площадь. Единственным способом увеличить пятно контакта со снегом остается удлинение самой «гусёны», а расположение ведущего колеса на стандартной оси позволяет «удлиняться» только в одну сторону – назад. С таким «хвостом» длина мотоцикла увеличивается чуть ли не вдвое, а площадь контакта гусеницы все равно получается весьма скромной. Не стоит забывать и о том, что вся эта полезная площадь вынесена за базу мотоцикла и загрузить ее как следует физически не получается.

Испытание «иксцикла» подтвердили догадки: снегоцикл сносно передвигается по прямой, при условии хорошо утрамбованного или свежего, но не очень глубокого снега, все равно неистово буксуя «зубастой», но узкой лентой гусеницы. При глубине снега более 50 см «икс» встает окончательно, и дальнейшее передвижение возможно только «под уздцы». Сам себя мотоцикл еще везет, но с седоком – шансов нет. Разумеется, с такой общей длиной экипажа, поворачивать на этом снегоцикле тоже получается не очень хорошо. Замечу, что повороты на гусеничной мототехнике – вообще достаточно специфичное упражнение, имеющее мало общего с привычной мотоциклетной техникой прохождения кривых.

Простота конструкции – единственный плюс SnoXcycle. Узкая гусеница с множеством отверстий не обеспечивает должной опоры.

Сильно вынесенная назад гусеница плохо загружается при езде и усложняет маневрирование.

Склизовая система ограничивает возможность использования гусеницы – только на снегу!

2moto RadiX (от 168 100 руб). Билл Кинг, изобретатель и производитель системы, с которым мне удалось пообщаться лично, пошел иным путем и сделал основной упор не на экономии материалов и человеко-часов при производстве, а на эксплуатационные характеристики. Здесь гусеничный блок представляет собой самостоятельный сегмент, не нуждающийся в «родных» мотоциклетных комплектующих. «Тумото» оснащен собственным амортизатором (кстати, Ohlins, а не абы что), дисковым тормозом и даже маятником. Широкая гусеница без отверстий, хотя и приводится зубчатым роликом изнутри. Правда, сам ролик приводится через две цепные передачи: «родная» мотоциклетная цепь вращает ось, на которой установлены тормозной диск и еще одна промежуточная звезда, которая через вторую цепь и крутит приводной ролик гусеницы. Вся эта конструкция монтируется в стандартных точках крепления маятника, который, разумеется, приходится снимать вместе с колесом, тормозом и всей системой задней подвески. Процесс установки комплекта 2moto займет не час и не два, однако овчинка выделки стоит. Гусеничный блок оказывается примерно на месте заднего колеса, и общая длина аппарата остается вполне мотоциклетной. Благодаря правильному расположению гусеницы, можно полноценно перемещать центр тяжести по продольной оси мотика во время движения. «Тумоте» совершенно по барабану, по какому покрытию ехать – от утоптанного до состояния камня снега до глубокого пухляка. Кстати, именно с глубокими сугробами и надо быть особенно аккуратным: стоит завалиться на бок в повороте, или просто решить спешиться, как залезть обратно на высокий мотоцикл, к тому же почти не проваливающийся в толщу снега, становится проблематично. Если снега хотя бы по колено, седло мотоцикла оказывается уже на уровне груди.

Кстати, общий недостаток любой из снегоциклических систем –  невозможность подключения штатного спидометра (в варианте с лыжей, естественно). Однако пробные заезды в паре с катером на воздушной подушке показали, что 2moto запросто разгоняется и легко держит 120 км/ч по припорошенному снегом льду водоема (комплект был установлен на KTM 450EXC). Неплохой результат даже для «заряженных» снегоходов!

Самое интересное в освоении снегоцикла любой конструкции – повороты. Широкая или длинная гусеница плоского профиля противится любой попытке накренить мотоцикл. А снег, обладающий определенной рыхлостью и вязкостью, обладает совершенно иным «держаком», чем грунт или асфальт. Чтобы повернуть гусеничный мотоцикл – нужно буквально рывком бросать его в крен, а сделать это особенно тяжело, ведь опыт вождения колесных мотоциклов говорит о том, что при такой глубине крена и резкости совершения маневра мотоцикл непременно отправится в неуправляемый «полет», потеряв дорогу обоими колесами. Здесь же такого не происходит, если слой снега составляет хотя бы 15 см, ведь и лыжа, и гусеница, буквально упираются в него, а не цепляются, как колеса, за счет силы трения. Кстати, в отличие от SnoXcycle, лыжа комплекта 2moto имеет не только поперечную степень свободы, но и продольную, причем этот параметр регулируется. Чем меньше задемпфирован шарнир продольного наклона лыжи, тем надежнее мотоцикл «стоит» в повороте, ведь лыжа, остается стоять на снегу всей площадью, несмотря на то, что мотоцикл наклонен, в то же время, если демпфер зажать, мотоцикл будет гораздо острее рулиться.

Словом, система показала себя очень практичной, жизнеспособной и универсальной. Правда, за возможность ехать везде и всегда приходится расплачиваться большим весом комплекта, сложностью монтажа на мотоцикл и относительной хрупкостью. Во время теста 2moto в повороте с легким боковым скольжением встретился боковой поверхностью рамы со спрятанным под снегом пеньком. Результатом стала погнутая рама и очень условная возможность дальнейшего движения.

Конструкция 2moto наиболее сложная из всех. Гусеница оборудована собственной подвеской, тормозом и системой привода с двумя последовательными цепными передачами.

Гусеница 2moto не только шире, но и не нарушает геометрию мотоцикла.

Боковой удар рамой гусеницы о спрятанный под снегом пень привел к выходу 2moto из строя.

AD Bovin Explorer (от 151 263 руб). Третий участник теста – из Канады. Компания AD Bovin широко известна в кругах тех, кто интересуется снежными средствами передвижения. Вспомнить хотя бы одноколейный снегоход Snow Hawk. Конструктивно, Explorer находится между уже описанными системами. Гусеничный блок крепится к маятнику мотоцикла и, разумеется, использует «родные» мотоциклетные тормоза и заднюю подвеску, что делает монтаж системы менее трудоемким делом, чем в случае с 2moto. Обе эти системы близки по своим ходовым характеристикам, ведь ширина, длина и расположение гусениц у них схожи, вплоть до изменяемого демпфирования продольного наклона лыжи, однако у «эксплорера» есть существенные отличия.

Во-первых, гусеница здесь приводится зубчатым колесом, висящим на месте заднего колеса, но не изнутри трака, а снаружи, причем в полотне гусеницы нет отверстий для зубьев, а колесо цепляется прямо за грунтозацепы гусеницы. Обратное направление вращения приводного колеса достигнуто столь же оригинальным методом – цепь не «обнимает» ведомую звездочку, а «работает» по ней тыльной стороной, через пару вспомогательных роликов. Такой тип привода заметно легче и технологичнее, чем у 2moto и в то же время лишен недостатков системы SnoXcycle.

Во-вторых, гусеница «работает» не по склизам, а по роликам. Здесь нет скользящих деталей, нуждающихся в постоянном притоке смазки в виде снега и воды, а значит ее можно катать по любому типу покрытия, хоть по болотной жиже, хоть по песку, только установить вместо лыжи обычное мотоциклетное колесо в вилку. Разве не заявка на победу? Естественно, с гусеницей не сравнится самая «зубастая» кроссовая покрышка, так что по проходимости в летних пампасах мотоциклу с «эксплорером» равных не будет! Еще одно преимущество роликов в том, что, располагаясь по центру гусеницы, они позволяют ей сгибаться во время кренов мотоцикла, принимая полукруглую в сечении форму.

Третий бонус «эксплорера» – возможность регулировать положение всей гусеницы относительно продольной оси мотоцикла в диапазоне более полуметра. Для езды по глубокому снегу можно сдвинуть «гусёну» максимально вперед, тем самым максимально ее загрузив, уменьшив базу аппарата и увеличив «угол атаки», а для скоростного «отжигания» по плотному неглубокому снегу можно передвинуть ее максимально назад, улучшив стабильность мотоцикла на прямых. Разумеется, фиксированных положений нет – гоняй тележку вперед-назад по пазам как хочется. Единственное «но» – для подобных регулировок нужен ключ «на 19» и некоторый запас времени, а ковыряться с инструментами, сидя в сугробе, понравится далеко не всем. Кстати, регулировка высоты установки лыжи тоже приспосабливает снегоцикл к движению по глубокому или плотному снегу, поскольку меняется и угол атаки гусеницы. Ну и не могу не обратить внимание и на тот факт, что по стоимости Explorer заметно выигрывает у 2moto.

Форма и ширина гусеницы Explorer сходны с 2moto, однако конструкция совершенно иная. Багажник и канистра – из списка доп. оборудования.

Роликовые опоры гусеницы не требуют смазки, а значит на Explorer можно гонять и по песку. Прорезь на боковой поверхности рамы служит для регулировки положения гусеницы.

Обратное направление вращения приводного колеса достигнуто укладкой цепи на ведомую звезду через вспомогательные ролики.

ИТОГ. В наших тестах далеко не всегда определяется однозначный победитель, но в этом испытании картина получается буквально хрестоматийная. Систему от SnoXcycle можно смело записывать в аутсайдеры. На фоне более сложных и совершенных систем 2moto и Explorer, «икссайкл» совершенно неконкурентоспособен по всем показателям (кроме разве что количества деталей). Удивительно, что по цене он держится крепким середнячком. Второй «американец» и «канадец» идут «ноздря в ноздрю» по ездовым показателям, и здесь можно было бы объявить честное разделение первого места пополам, если бы не два нюанса «эксплорера»: возможность эксплуатации в любое время года и по любым покрытиям (кроме асфальта) и заметное преимущество в цене. Поэтому ответ на вопрос о лидере нашего теста очевиден.

Сноубайк сложно уронить в повороте. Если слой снега составляет хотя бы 15 см, лыжа, и гусеница, буквально упираются в него, а не цепляются, как колеса, за счет силы трения.

Хоть спортивный эндуро и не предполагает перевозки пассажира, гусеница справляется с удвоенным весом играючи!

Чем глубже снег – тем интереснее кататься на снегоцикле, а главное правило управления таким аппаратом такое же, как и на эндуро – «больше газа»! Да и падать не больно.

В глубоком снегу забраться на снегоцикл без посторонней помощи может быть весьма непросто!

Если в мире есть маршрутки на воздушной подушке, то мотоциклу на гусенице и подавно место под солнцем обеспечено!

Благодарим ООО «Тверской Мотозавод» за помощь в организации теста.

Понравилось? Поделись

motoriding.ru

Снегоцикл своими руками (фото) – на гусеницах для зимних покатушек | Своими руками

Реклама

В северных районах нашей страны снегоходы очень популярны и воспринимаются местным населением как обычное транспортное средство, которое используют не только рыбаки и охотники.

В Подмосковье снегоходы не так популярны, снег ложится поздно, а сходит рано, цена практически любого снегохода высокая, а использовать его получается редко, так что большую часть года снегоход занимает место в гараже. Не у всех есть место рядом с домом или дачей, где можно кататься на снегоходах, а для перевозки их к месту катания необходимо иметь прицеп к автомобилю.

Эти факторы сдерживают многих от приобретения снегохода. Мне нравится проводить свободное время на природе, вести активный образ жизни, зимой кататься на лыжах, в тёплый период года ездить на мотоциклах и мопедах.

Водительский стаж управления двухколёсной техникой у меня больше тридцати пяти лет, каждую осень, убирая средства передвижения в гараж, грущу от предстоящего расставания на несколько месяцев, до весны.

Чтобы легче переносить разлуку со своим мототранспортом, решил самостоятельно построить мотоцикл для зимних покатушек — снегоцикл, который заменял бы мне мотоциклы и мопеды в зимний период и максимально соответствовал моим требованиям: мог ехать по любому снегу, выпадающему в Подмосковье, был компактным и маневренным для передвижения в лесу между деревьями, лёгким, экономичным, надёжным, двухместным — для катания с супругой или дочкой, способным буксировать санки с небольшим грузом или пассажиром, быстро разбирался на отдельные модули без использования специального инструмента, в разобранном состоянии умещался в багажном отделении легкового автомобиля для перевозки, а для хранения до следующего сезона не занимал много места в гараже.

Зимой его можно оставлять, между воскресными покатушками, в багажном отделении автомобиля или на балконе обычной городской квартиры, если дом оборудован лифтом.

Для того чтобы снегоцикл получился надёжным и недорогим, использовал узлы и детали от снегоходов промышленного изготовления — ведущие звёзды гусеницы, валы, катки, гусеницу, склизы, лыжи… Самостоятельно изготовил только элементы по вески, рамы модулей и пластиковые обвесы.

Читайте также: Снегоход своими руками – фото сборки и чертежи

В качестве силового агрегата решил использовать четырёхтактный двигатель от квадроцикла объёмом 150 см3 мощностью 9 л. с. — этот двигатель недорогой, имеет небольшой вес. маленький расход топлива, оборудован вариатором и автоматическим сцеплением, имеет реверс заднего хода, электростартер.

Несмотря на то что мощность двигателя небольшая, тем не менее на плотном снегу с одним водителем снегоцикл разгоняется до 45-50 км/ч, способен буксировать санки-«ватрушку», преодолевать крутые подъёмы. Рекорды скорости на нём не установишь, но для безопасных семейных покату-шек по выходным вполне достаточно. Управлять снегоциклом просто, только ручка газа и тормоза, супруга и пятнадцатилетняя дочка быстро освоились за его рулём.

Я сделал два схожих по конструкции снегоцикла: «МикС X» — с широкой (38 см) гусеницей от снегохода «Буран», Катковой подвеской гусеницы и мини-«МикС X» — с узкой (25,7 см) гусеницей длиной три метра, подвеска гусеницы на склизах.

Между собой все модули соединяются с помощью штифтов и велоболтов с ручкой, благодаря им собрать или разобрать снегоход на отдельные модули можно за несколько минут без помощников и инструмента.

В разобранном состоянии снегоходы занимают мало места при хранении, их можно перевозить в багажном отделении легкового автомобиля, быстро собрать или разобрать.

Благодаря модульной конструкции и рычажной подвеске управляемых лыж снегоциклы могут эксплуатироваться в межсезонье, тогда вместо лыж устанавливаются колёса, а гусеничный движитель используется для увеличения проходимости.

Гусеничный модуль можно заменить на колёсный модуль с одним широким колесом, тогда «МикС X» превращается в обратный трайк, для летней эксплуатации. В летний период на снегоходе спереди ставлю колёса от мотоцикла «Тула», заднее колесо — от квадроцикла.

Ссылка по теме: Скутер снегоход своими руками – фото и инструкция как сделать

Рама сделана из металлического профиля (квадратной трубы) сечением 20 х 20 мм и 30 х 30 мм.

В итоге у меня получилось транспортное средство для круглогодичного использования, его не получается классифицировать как снегоход, вездеход или мотоцикл, поэтому я дал ему название — «МикС X», которое можно расшифровать как Модульный Индивидуальный Компактный Самоход Икс (значение неизвестное), так как может быть использован с одной управляемой лыжей и гусеницей (снегоцикл), с двумя управляемыми лыжами и гусеницей (классический снегоход), с двумя колёсами и гусеницей (вездеход), в колёсном варианте (обратный трайк).

Съёмные крепления за счёт крючков и велоболтов (болт с ручкой).

СНЕГОЦИКЛЫ СОСТОЯТ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ

Лыжные модули с двумя и одной управляемой лыжей (для удобства транспортировки, погрузки и хранения лыжи снимаются).

Моторный модуль, где помимо двигателя размещён бензобак, аккумулятор, рулевой вал (для удобства транспортировки и погрузки устанавливаются специальные колёса, а руль с фарой и щитком снимаются). К моторному модулю во время сборки снегохода крепится подрамник с сиденьем.

Ссылка по теме: Снегоход своими руками – вариант с колесами

Гусеничный модуль (для удобства транспортировки, погрузки и очистки от снега сделан разборным).

«МикС X» с двумя лыжами и мини-«МикС X» с одной лыжей

© Автор: Сергей Хомяков. Создатель множества интересных моделей снегоходов

Реклама

Ниже другие записи по теме "Как сделать своими руками - домохозяину!"

  • Устойчивые складные козлы для мастерской своими руками – фото и чертеж Складные козлы для мастерской своими...
  • Кафельный столик своими руками – декор Декор старого столикаУ многих где-нибудь...
  • Ночник из светодиодов своими руками Как сделать ночной светильник своими...
  • Браслет из молнии своими руками (ФОТО + ПОШАГОВОЕ ОПИСАНИЕ) КАК СДЕЛАТЬ БРАСЛЕТ ИЗ ОБЫЧНОЙ...
  • Вешалка для шланга с полочкой своими руками Как сделать полезную вешалку для...
  • Подставка для вертикального хранения инструментов своими руками (+ чертежи) Вертикальное хранение инструментов в мастерской...
  • Светильник из керамической плитки своими руками (фото+схема) Ночник своими руками из керамической...

    Подпишитесь на обновления в наших группах.

    Будем друзьями!

  • kak-svoimi-rukami.com