История Ява мотоцикла. Ява история мотоцикла


История Ява мотоцикла

Какой мотоцикл хотел себе любой парень, живший во времена СССР? Правильно, гордостью любого парня был Ява мотоцикл. Данные мотоциклы родом их Чехословакии, но в СССР они были самыми популярными и наиболее доступными для людей.

Многие считают, что название Ява мотоциклы получили благодаря существованию одноименного острова, но это является ошибкой. Мотоциклы получили свое название благодаря тому, что владельца фабрики звали Франтишек Яничек, в результатете было сокращено имя и получилось название Ява.

Мотоциклы Ява зачастую появлялись в советских фильмах и может быть благодаря этому получили такую популярность. Люди часто хотят быть похожи на своих героев и готовы приобретать вещи, которыми последние до этого пользовались.

Также популярность мотоциклы получили благодаря тому, что они не уступали другим зарубежным моделям, иногда были даже мощнее, но при этом были значительно дешевле.

В довоенное время Франтишек Яничек развивал производство своих мотоциклов, и было выпущено большое количество патентов на производство разных моделей. История развития данных мотоциклов могла закончиться, когда в 1945 году фабрика была национализирована, но во время войны группа конструкторов работала над производством новой модели мотоцикла, которая была намного мощнее, чем все модели, которые были до войны. Название данному мотоциклу дали Ява-250, он был двухтактный с удобной формой двигателя, в нем также присутствовала задняя подвеска и многие другие нововведения, которые нельзя было встретить на аналогичных моделях. Такие Ява мотоциклы стали популярны во многих странах и закупались большими партиями. Позже в пятидесятых годах Ява продолжает модифицироваться, увеличивается, объев двигателя, и насчитывается более 120 стран, куда экспортировали данные мотоциклы.

За всю историю существования было продано большое количество автомобилей. В 1987 году был выпущен трехмиллионный мотоцикл, думаю эта цифра должна впечатлять, так как не многим предприятиям удается выпустить и реализовать столько автомобилей.

Со стечением обстоятельств в 1997 году образовалась новая компания под названием Jawa Moto, которая успела выпустить несколько моделей мотоциклов, таких как: Jawa -650 Classic, Jawa -650 Style и Jawa -650 Dakar.

К сожалению, за последние десять лет мотоциклы начали терять свою популярность, так как цена на Ява мотоциклы становится несоизмерима и людям выгодней приобрести японский или китайский аналог но за меньшую стоимость.

Но надо отдать должное, так как Ява мотоцикл можно еще встретить во многих гаражах наших отцом и дедушек. Для многих это просто как память, а некоторые хотят передать его через поколения и вопрос, чтобы его продать даже не поднимается. Если посетить музей мотоциклов, то Ява мотоцикл там будет стоять не на последнем месте.

my7lifes.com

История мотоциклов Jawa | moto-mmx.ru

Вам необходимо включить JavaScript, чтобы проголосовать

В 1879 году в небольшой деревушке Кластер-над-Дединой в Восточной Богемии родился Франтишек Яничек. Окончив техническую школу в Праге и колледж в Берлине, он вернулся в столицу бывшей Чехословакии и устроился на работу в компанию Kolben, одну из крупнейших в Богемии.

В 1896 году ему доверили управление новой фабрикой компании в Голландии, где он встретил свою будущую жену, случилось это так: однажды, возвращаясь домой на велосипеде, Франтишек попал под машину. Водитель автомобиля подобрал сбитого горе-велосипедиста и отвёз к себе домой, где доверил дочери уход за пострадавшим. Вскоре пришлось выдать дочь замуж за этого велосипедиста.

В 1909 году Яничек решил работать на себя и открыл собственные мастерские в Праге. После возвращения с Итальянского фронта, куда он был призван во время Первой мировой, он засел за кульман и принялся изобретать, защитив вскоре более 60 патентов. Самым известным произведением его инженерного искусства того периода стала «ручная граната Яничека».

В 1929 году было принято решение о демилитаризации производства и переходе на выпуск мирной продукции, и выбор пал на мотоциклы. Разрабатывать самим двигатель не было времени, так что мотор было решено использовать уже готовый. Выбирали между австрийским двухцилиндровым двухтактным « Пухом», берлинским двухтактником «Шлиха» и новым 500-кубовым четырёхтактным «Вандерером». Яничек выбрал «Вандерер».

Из-за коллапса германской мотоциклетной промышленности «Вандерер» принял решение вообще свернуть мотопроизводство, потому что было видно, что в прямой конкуренции с BMW они проигрывают. Яничек отговорил их от принятого решения: было подписано соглашение о поставке моторов для производства мотоциклов под маркой Jawa (JAnecek+WAnderer — из первых букв этих фамилий сделали торговую марку).

Опыта постройки мотоциклов не было, но производство, работавшее ранее на оборону, было готово осуществить любую конструкторскую идею. У выпускавшейся Jawa 500 было много прогрессивных технических фишек: рессорная передняя подвеска, бензобак аэродинамичной формы «капелька», смазка подшипников шатуна и головки цилиндра маслом под давлением, система вентиляции картерных газов.

В 1930-х, когда большинство мотоциклов-одиночек выпускались с моторами 500 см3, а модели с коляской имели, как правило, кубатуру 750 см3. Яничек же сделал ставку на производство лёгкого мотоцикла с небольшим двухтактным двигателем. Он обратился за помощью к английскому инженеру и фанату мотогонок Патчету, который привёз с собой компактный 175-кубовый одноцилиндровый мотор, к которому надо было разработать шасси. Мотоцикл в итоге получился лёгкий, простой и недорогой. При цене 4250 крон (цены на конкурентов начинались с цифры 7000) мотоцикл стал хитом продаж и самым популярным мотоциклом той поры в Чехословакии. В 1933 году 500-кубовый четырёхтактник был вообще снят с производства, а все производственные мощности задействованы в производстве Jawa 175 Williers.

В качестве более мощной альтернативы к лёгкому двухтактнику Яничек спроектировал одноцилиндровый четырёхтактный мотор объёмом 350 см3 с боковыми клапанами, а через год головка цилиндров была заменена на более эффективную верхнеклапанную. Но самой интересной довоенной моделью можно назвать Jawa 100 Robot: этот 98-кубовый мотоцикл с максимальной скоростью 66 км/ч имел мотор, построенный по схеме «моноблок» — когда ЦПГ и коробка передач размещаются в одном картере. Сейчас эта схема привычна, но в те времена КПП обычно делали отдельным агрегатом. Начало Второй мировой остановило производство и прекратило все мотоциклетные разработки. Немцы оккупировали Чехословакию в 1938, и уже в апреле 1939 фабрика Jawa, как хорошо оснащённое высокотехнологичное производство, производила детали для авиационных двигателей и выпускала бензогенераторы для Третьего Рейха. Никто не верил, что оккупация продлится вечно, поэтому рабочие фабрики работали на немцев неохотно, часто саботировали производство. В 1940 году Яничек начал работу над новым мотоциклом, основываясь на пожеланиях покупателей и свежих наработках мотоиндустрии. Спустя год, в 1941 году, Франтишек Яничек умер, оставив фабрику сыну Карелу, но внешний вид и техническая начинка мотоцикла на тот момент уже были определены. Опытные образцы изготавливались в ремонтных мастерских, чинивших немецкие армейские мотоциклы. Окрашенные в армейский зелёный, они разительно отличались от привычных красных мотоциклов Jawa, и работы по доводке удавалось проводить прямо на глазах у оккупантов. Так в разгар войны удалось разработать модель Perak (в переводе «пружинить») с современными плавными формами и телескопической передней вилкой. Сразу после окончания войны Jawa стала первым мотопроизводителем, показавшим новую модель мотоцикла, уже доведённого до ума, современного, красивого, с одноцилиндровым 250-кубовым двухтактным мотором. К сожалению, предприятие было национализировано новым коммунистическим правительством, и Карелу Яничеку пришлось покинуть страну. В 1948 году на базе «250-ки» был разработан двухцилиндровый 350-кубовый двухтактный мотор, как более мощная альтернатива «чекушке», мотоциклы с объёмом двигателя 350 см3 производились на фабрике Ogar, позднее ставшей частью нового концерна, и назывались Ogar-Jawa. Про четыре такта тоже не было забыто: новый верхнеклапанный двухцилиндровый двигатель объёмом 500 см3 был разработан гоночным подразделением компании. С доработками и улучшениями он выпускался до 1958 года, когда производство 500-кубового четырёхтактного двигателя, а также все работы по его усовершенствованию были остановлены из-за производственных трудностей. Экономически это, может, и было оправдано, но с технической точки зрения послужило началом заката звезды компании.

Развитие двухтактных моделей продолжалось. В 1954 году были представлены новые 250- и 350-кубовые мотоциклы с новым обликом: с «бардачками» по бокам под седлом, гидравлическими подвесками обоих колёс. Эти мотоциклы производились под официальным именем Jawa-CZ 353 и 354, также вскоре на их базе стали делать облегчённые 125- и 175-кубовые модели. Из-за гидравлических подвесок с большим ходом появилась возможность установки небольших 16″ колёс (вместо привычных 19″) без потери плавности хода, в народе эти мотоциклы прозвали Kyvacka (качалка). Когда Советский Союз стал рынком сбыта, ставка была сделана на модель 354, к которой можно было цеплять коляску. Несмотря на заявления тогдашнего президента Чехословакии Навотного «Люди при социализме на мотоциклах не ездят!», наступлению японских производителей и тотальной экономии на всём при социализме, фабрика не умерла и существует и поныне.

Именно Советский Союз с его необъятным рынком и неизбалованными покупателями, способными с радостью переварить товары даже самого низкого качества, наложил вето на технические разработки, доработки и инновации конструкторского подразделения Jawa, заставив перебросить все силы на миллионные тиражи устаревающей с каждым годом продукции. Из более свежих моделей можно отметить Jawa 350-633 Bison (1970) со штампованной пространственной рамой из стального листа, 350-634 (1974), которая была большим шагом вперёд с точки зрения актуализации внешнего вида мотоцикла, и 350-638 (1984), в которой осуществился переход на 12-вольтовую систему электрооборудования. Именно модель 638, выпущенная, по сути, 28 лет назад, производится (хоть и с небольшими изменениями) до сих пор. Обидно, когда компания, когда-то бывшая на острие технического прогресса, так деградирует.

moto-mmx.ru

История мотоцикла ява

Почти 70 лет истории мотоцикла Ява.

История мотоцикла Ява начинается в 1929-м году, когда Франтишек Янечек, инженер и владелец военного завода, прорабатывает прототип мотоцикла Wanderer, объемом 500 кубических сантиметров, с одним лицензированным цилиндром. Однако, обладая интересными аксессуарами, этот прототип потерпел неудачу на рынке. Успех пришел после выпуска модели “175”, более миниатюрной и дешевой, которая, выпускаемая до 1946-го года, был спроектирована инженером Джорджем-Вильямом Пакеттом и оснащена английским двигателем Villiers.

После успешной модели “175” на рынке появилась модель “350 SOHC”, которая считалась более передовой по сравнению с другими мотоциклами того времени. Следующие две модели, первый спортивный прототип с двигателем SOHC объемом 500 кубических сантиметров в 1935-м году и Robot в 1937-м, тоже пользовались большим успехом.

После войны, в конце 1940-х годов, когда завод был национализирован, на рынок были выпущены еще две модели: одноцилиндровый Perak (250 кубических сантиметров) и “Модель 12” с двумя цилиндрами (350 кубических сантиметров), с однотипным дизайном. Его, без преувеличения можно назвать удачным очень даже успешным, потому что модели, похожие на Perak, производятся до сих пор в Индии и Китае, а “Модель 12” была почти полностью скопирована авторами другого чехословацкого мотоцикла.

В 1950-1960-е года Ява концентрируется на производстве спортивных прототипов. Наиболее успешными являются модели: • “Z-15”, выпущенная в 1955-м году;• 350 GP, увидевшая свет в 1968-м.

Настоящим “мотоциклом-убийцей” стала четырехцилиндровая “Модель 673” (80 лошадиных сил, 270 километров в час в последней версии 1971-го года). Качество стали, которая использовалась для производства двигателей модели, была очень низкой. Они стали причиной множества аварий, в том числе и со смертельным исходом (самая нашумевшая – смерть известного английского гонщика Билла Айви). Несмотря на то, что усовершенствованный двигатель V4 с жидкостным охлаждением и оснащенный вращающимися клапанами (технология, используемая и MZ) были очень даже конкурентоспособными, частые аварии предыдущего прототипа привели к падению популярности производителя на западном рынке. Последней моделью чехословацкой Явы участвующей в соревнованиях GP стала модель 250 кубических сантиметров 1976-го года.

Модель 250 Junior, одноцилиндровая, двухтактная и с воздушным охлаждением, использовалась в восточноевропейских странах для частных конках, а в соревнованиях эндуро принимали участие модели 250, 350 и 400 кубических сантиметров и доминировали там на протяжении нескольких лет. Один из самых известных прототипов эндуро, произведенных на заводе Ява, является модель 1989-го года, “560 Enduro”, с четырехтактным двигателем Rotax, вместимостью 600 кубических сантиметров, 4-мя клапанами и воздушным охлаждением.

Настоящую сенсацию произвели мотоциклы Ява 500 “speedway”, 1982-го года выпуска. Тремя годами раньше, в 1979-м, запущена серия “350”, которой суждено дольше всех просуществовать, а в 1984 – модель 500 кубических сантиметров, с превосходным двигателем и карбюратором, расположенным в верхней его части, а не за цилиндрами, что позволяло освободить больше места для ног водителя. К сожалению прототип не был пущен в массовое производство и был заменен моделью 500 R с одноцилиндровым двигателем Rotax.

В 90-е годы 20-го столетия завод входит со старой советской моделью “350”, во всех возможных ее вариантах: чоппер, эндуро, спорт и даже трициклет. И это было агонией - во второй половине 1990-х предприятие обанкротилось и было продано за 35000 долларов.

www.istmira.com

История мотоциклов Ява

История мотоциклов Ява уходит в далекий 1929 год. Первоначально заводы основателя Ява Ф.Янечека занимались выпуском оружия, но заказы на оружие постоянно сокращались, и он принял решение перейти на выпуск мотопродукции.В это время фирма «Вандерер» из Германии решила отказаться от производства мотоциклов в пользу выпуска автомобилей. Янечек приобрел у фирмы лицензии на производство последней модели мотоцикла. Это был тяжелый 500 кубовый мотоцикл с приводом заднего колеса карданным валом.Однако спрос на него был невелик.Решение пришло из разработок конструктора Д.Патчетта (Англия), создавшего мотоцикл с 175 кубовым двухтактным двигателей марки «Вильерс».Мотоцикл имел раму из штампованных профилей и в Чехословакии вскоре освоили выпуск двигателей для него по лицензии.

Производство было начато в 1932 году, модель была очень популярна, было выпущено много усовершенствованных вариантов. Были выпущены модель с 250 кубовым и 350 кубовым четырехтактным нижнеклапанным двигателем, также имелась верхнеклапанная модификация, что по тем временам было символом высоких технологий.С выпуском этих мотоциклов складывался особый стиль Чехословацкой мотоциклетной школы, и всем ее моделям была обеспечена устойчивая популярность.Далее в истории мотоциклов Ява был военный период. Во время Второй мировой войны Чехословакия была оккупирована немцами, и на заводах ремонтировали мотоциклы и другую технику Вермахта. Хотя оккупационные власти наказывали за саботаж, тем не менее, на заводах втайне работали над новыми образцами мотоциклов Ява. Был даже случай, когда под видом обкатки немецких мотоциклов, прошла испытательный пробег серия экспериментальных мотоциклов Ява. Помимо того много деталей было просто спрятано.Все это послужило заделом для нового послевоенного производства. Уже в 1945 году на заводах Ява начали выпускать модели довоенного образца. На автосалоне в Париже в 1946 году продемонстрировали «Ява-250» конструкции И.Иозефа. Он был оборудован одноцилиндровым двухтактным двигателем и коробкой передач с автоматом выключения сцепления.  Кожух фары заодно с чехлом телескопической вилки, задняя подвеска свечная, карбюратор под обтекателем двигателя. Электропроводка была пропущена в раме.

Здесь вы можете прочитать о истории другого Чехословацкого мотоцикла Чезет.После войны Ява стала государственным предприятием. Высокое качество продукции позволило экспортировать продукцию в 120 стран. СССР стал крупнейшим потребителем чехословацкой техники, где она пользовались заслуженным уважением. В СССР издавался журнал на русском языке «Чехословацкое мотор ревю».  В нем публиковались обзоры новинок и рекомендации мотоциклистам. Большинство, кто был знаком с техникой Ява в советское время, до сих пор сохраняет к ним доброе отношение. История Ява продолжается и в настоящее время, читайте обзор Ява 650 Дакар.

Похожие записи:

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

jawa-motor.ru

История мотоциклов Jawa - Истории мотоциклов - Каталог статей

История крупнейшего в Чехословакии производителя мотоциклов – фирмы «Ява» – началась в 1929 году. Количество заказов на вооружение стремительно сокращалось, владелец оружейного завода Ф. Янечек решил перейти на выпуск популярного транспортного средства.

Как раз в это время немецкая фирма «Вандерер» решила перейти на производство автомобилей и полностью отказаться от мотоциклов. Янечек купил у «Вандерера» лицензии на промышленное оборудование и производство последней модели 500-кубового мотоцикла. В условиях разразившегося экономического кризиса спрос на тяжелую машину, имевшую привод заднего колеса через карданный вал, был невелик. Выход был найден в разработках новых моделей под руководством английского конструктора Д.У. Патчетта, создавшего простые и легкие конструкции 175-кубового мотоцикла с двухтактным двигателем «Вильерс». Мотоцикл отличался характерным видом рамы из штампованных профилей, а для полноценного его производства в Чехословакии вскоре был освоен выпуск двигателей по лицензии – в Европе по-другому было нельзя. С самого начала производства в 1932 году у себя в стране эта модель стала чрезвычайно популярной, был продолжен выпуск ее усовершенствованных вариантов. В 1935 году был выпущен мотоцикл с двигателем рабочим объемом 250 куб.см. Самый мощный 350-кубовый мотоцикл имел не только четырехтактный нижнеклапанный двигатель, но и верхнеклапанную модель, что по тем временам было символом самых высоких технологий.С производством этих мотоциклов сложился особый почерк чехословацкой конструкторской школы, и всем ее творениям был обеспечен устойчивый сбыт. Некоторые модели пользовались особой популярностью, например, выпущенный в 1937 году 100-кубовый «Ява-Робот» конструкции И. Иозефа.Во время Второй мировой войны в оккупированной немцами Чехословакии заводы фирмы «Ява» работали на Вермахт и ремонтировали военную технику, среди которой были и мотоциклы. Втайне от оккупационных властей, сурово наказывавших за саботаж военных заказов, шла работа над опытными образцами. Случались и совершенно невероятные вещи – под видом обкатки вышедших из ремонта немецких мотоциклов в военной раскраске и с эмблемами «ДКВ» на бензобаке прошел испытательный пробег серии экспериментальных мотоциклов. Кроме того, около восьми с половиной тысяч комплектов деталей было спрятано.Это создало задел для рывка в послевоенное производство – «Ява» стала одной из самых подготовленных европейских компаний и в 1945 году начала сборку моделей довоенного образца, что удалось, пожалуй, только гиганту НСУ. На Парижском автосалоне 1946 года была продемонстрирована модель «Ява-250», спроектированная и испытанная в тайне во время войны И. Иозефом. Мотоцикл стал сенсацией среди довоенных моделей конкурентов, его точный и законченный облик определил направление развития на десятилетия вперед. Двигатель был одноцилиндровый, двухтактный, сблокированная с ним четырехступенчатая коробка передач имела автомат выключения сцепления. Передняя вилка была телескопической, сзади – свечная подвеска. Кожух фары сливался с чехлом вилки, карбюратор убран под обтекатель двигателя, электропроводка пропущена в раме. Все крупные машиностроительные предприятия Чехословакии после войны были национализированы. «Ява» тоже стала государственным предприятием. Сложно сказать, какова была бы судьба чешских мотоциклов в условиях свободного послевоенного рынка, но если до войны высокое качество позволило вытеснить из страны все импортные мотоциклы, то к концу пятидесятых «Явы» экспортировались в 120 стран мира. В 1948 году была построена 350-кубовая двухцилиндровая версия мотоцикла. С 1953 года на «Явы» стали устанавливать модернизированную переднюю вилку и маятниковую заднюю подвеску, мотоциклы получили обновленную облицовку. Эта модель с середины пятидесятых пошла на экспорт в СССР, ставший их крупнейшим потребителем. «Ява» в СССР была мотоциклом престижа. Качество изготовления и почти автомобильные пробеги между ремонтами создали заслуженное уважение к этой марке. Высокая культура производства чехословацких мотоциклов сказывалась на всем. В СССР, жившем по законам дефицита, основные запчасти к «Явам» были доступнее, чем к остальным мотоциклам. В издававшемся на русском языке журнале «Чехословацкое мотор ревю» завод публиковал рекомендации мотоциклистам и обзоры новинок в конструкции. Общее теплое отношение всех, кто знаком с этими моделями, сохраняется до сих пор.

motomania.ucoz.ru