Выпускаются ли мотоциклы иж сейчас


Почему в России больше не производятся мотоциклы «ИЖ»? | Екабу.ру

По коллекции мотоциклов в заводском музее «Ижмаша» можно проследить все взлеты и падения советской мотоциклетной отрасли. Хотя мотоциклы разных модификаций и характеристик создавали в советское время несколько заводов, «ИЖ», безусловно, был самым распространенным. А в деревне вообще долгое время оставался чуть ли не единственным видом транспорта. На нем катали девчонок, ездили на рыбалку, возили сено и дрова — как только не использовали.

Между тем мало кто знает, что началась родословная «ИЖ» в начале прошлого века, когда на завод «Ижсталь» приехал, отучившись в Лейпцигском университете, молодой инженер дворянских корней Петр Можаров. Об истории создания ижевских мотоциклов рассказывает директор музея «Ижмаша» Алексей Азовский.

Алексей Алексеевич, кем был Петр Можаров и как сложилась его судьба?

Алексей Азовский: Теплотехник по образованию, он уже тогда страстно увлекался мотоспортом, у него был свой импортный мотоцикл, на котором он "рассекал" по Ижевску.

В городе Можаров модернизировал паровые котлы, сконструировал даже аэросани и глиссеры, но все это время его не отпускала мечта о собственном, не импортном, советском мотоцикле. И в 1929 г. вместе с группой таких же энтузиастов он выпустил первую опытную серию мотоциклов «ИЖ». Первые три «ИЖа» — с первой по третью модификацию — были тяжелые. Четвертый и пятый — легкие. Вся эта колонна техники в сентябре 1929 года с участием еще нескольких иномарок отправилась в первый, наделавший шуму, советский мотопробег Ижевск — Нижний Новгород — Москва — Ленинград — Харьков.

Главный результат мотопробега — конструкция мотоциклов оказалась настолько удачна, что весь многотысячный путь колонна проделала практически без поломок. Казалось бы, мотоцикл можно запускать в серию, но этого сделано не было. В стране шла большая стройка, в ВСНХ (Высшем совете народного хозяйства) сталкивались разные мнения насчет приоритетов, и необходимость создания мотоциклетного завода в Ижевске доказать не удалось.

Тем не менее именно Ижевск стал позже "столицей» советских мотоциклов?

Азовский: После той неудачной попытки Можаров уезжает сначала в Ленинград, где проектирует легкий мотоцикл, а затем в Москву, где создает тяжелый. Но затем вновь возвращается в Ижевск, где изготавливает пять опытных мотоциклов и увозит их на показ в столицу. На этот раз руководство страны дало "добро", и мотоциклы начинают серийно делать на Подольском машиностроительном заводе. Всего до войны было сделано 4,5 тыс. штук. Хотя для такой огромной страны это капля в море, их до сих пор можно найти в музеях и частных коллекциях.

И все-таки городом, где должен быть организован именно массовый выпуск мототехники, Можаров видел именно Ижевск. Здесь на вновь созданном мотоциклетном заводе и был налажен выпуск по-настоящему массовых советских мотоциклов «ИЖ-6» и «ИЖ-7».

Как только первые мотоциклы пошли с заводского конвейера, Можаров впервые в жизни берет отпуск, который стал для него роковым. В марте 1934 года на завод пришла телеграмма, в которой сообщалось: Можаров умер при невыясненных обстоятельствах. То ли покончил с собой, то ли кто-то "помог" уйти ему из жизни. В 2012 году его могилу лишь случайно отыскали местные жители. Они заинтересовались надписью на осколке могильной плиты, гласившей о том, что здесь похоронен создатель первых советских мотоциклов.

В войну завод тоже выпускал мотоциклы?

Азовский: Нет, с началом войны мотозавод перешел на выпуск пулеметов "Максим", но после войны предприятие вновь вернулось к «ИЖам». Хотя и не совсем к «ИЖам». В 1946 году из-под Дрездена был практически целиком вывезен в Ижевск небольшой мотоциклетный завод «DKW», что фактически предопределило судьбу дальнейших ижевских мотоциклов, да и вообще всей советской мототехники, учитывая масштабы производства в Ижевске. Причем, как считают некоторые, не в лучшую сторону. Дело в том, что за основу был взят немецкий мотоцикл с двигателем объемом 350 куб. см. Этот параметр после войны практически во всем мире, за исключением нескольких стран соцлагеря, был забыт. А мир наводнили 500-кубовые мотоциклы и "кратные" им разновидности с объемом двигателя от 125 до 1000 «кубиков». И если бы в Ижевск отправили, например, завод «BMW», который уже тогда специализировался на выпуске 500-кубовых машин, еще неизвестно, как бы сложилась судьба отечественного мотопрома. Но история сослагательного наклонения, как известно, не терпит, и Ижевский завод стал выпускать мотоциклы с объемом двигателя в 350 «кубиков».

Чтобы наладить выпуск мотоциклов, на завод привезли группу немецких инженеров. Так был создан первый послевоенный ижевский мотоцикл — знаменитый «ИЖ-49», который был почти копией «DKW-350». На нем поменяли переднюю подвеску — поставили телескопическую вилку, установили второе седло, новые амортизаторы, внесли еще ряд несущественных изменений. Возможно, именно потому, что не стали сильно вмешиваться в конструкцию немецкой машины, «ИЖ-49» получился надежным и по 1956 год выпускался большими объемами. Потом появился «Иж-56» со щитками приборного ящика, большим числом оборотов и мощностью двигателя.

В 1970-е годы ему и его модификациям на замену пришло знаменитое семейство «Планета» — самый массовый советский мотоцикл. Попытавшийся его сменить позже двухцилиндровый "Юпитер" оказался менее надежен и такой популярности не получил.

Сейчас завод еще выпускает мотоциклы?

Азовский: К сожалению, нет. 1 апреля 2008 года выпуск «ИЖ» был прекращен. За все время с заводского конвейера сошло 10 770 тыс. мотоциклов. Почему так все закончилось, сказать трудно. Об этом спорят до сих пор. Лично я считаю, что, несмотря на внешнее обилие марок, десятками лет завод выпускал, по существу, одно и то же. Это было время всеобщего дефицита, когда купить мотоцикл можно было только по спискам или по случаю. Тогда зачем было тратить деньги на перевооружение завода, зачем бороться за экономичность двигателя, когда бензин стоит 20 копеек? Мотоцикл возьмут все равно, в любых количествах, да еще спасибо скажут.

Показательный пример. В 1970 году к очередному съезду партии руководству завода был дан приказ из Москвы сделать новый мотоцикл — подарок советскому человеку. Но денег на его создание дали лишь 5% от необходимого. И вот наши заводские конструкторы начинают всячески изворачиваться, чтобы и мотоцикл был «как новый», и чтобы в смету уложиться. Переносят указатель поворота на фару, заказывают новый бензобак и осваивают окраску мотоцикла аж в два цвета. Вносят еще ряд несущественных изменений. Но в принципе это все тот же мотоцикл. В итоге задание партии выполнено, и советский человек получает «подарок». А завод — «индульгенцию» выпускать «старый-новый» мотоцикл еще 10 лет. Прошло 55 лет с того момента, как в Ижевск привезли немецкий мотоцикл, и хотя, конечно, в его конструкцию внесены сотни изменений, но его «уши» торчат до сих пор. Вся основная компоновка и идеология машины остались теми же.

И когда в 90-е годы были открыты границы и народ получил возможность сравнить машины, спрос на отечественные мотоциклы резко упал. Одновременно повысились цены на материалы, энергоносители, резко выросла себестоимость. И когда эти два фактора сошлись во времени, советский мотопром фактически ушел в прошлое.

А знаменитый «ИЖ Планета-спорт» не мог стать той самой «соломинкой», за которую хватается утопающий?

Азовский: С ним была вообще интересная история. В начале 70-х годов на заводе создали инициативную группу, которая разработала по-настоящему новую, перспективную модель с возможностью поставок на экспорт. Характеристики были вполне на уровне тогдашних «ямах» и «хонд». Сделали один опытный экземпляр и послали на ВДНХ. А у "Спорта" были не только хорошие характеристики, но и впечатляющий внешний вид. На выставке его увидели иностранцы, и закрутилось: «берем 30 тысяч, 40 тысяч». Директора завода вызвали в ЦК КПСС и сказали: коли решились без спроса выставить мотоцикл, извольте в течение года организовать выпуск в необходимых количествах на экспорт. А на заводе лишь опытный образец.

Два уже готовых новых корпуса, предназначенных для выпуска оружия, тут же переоборудовали под выпуск мотоциклов. Естественно, все делали в спешке. Да и на доводку конструкции не было ни времени, ни денег. В результате в серии мотоцикл получился совсем не тот, что задумывался, и за границей не пошел. В СССР за ним, конечно, гонялись, но план заводу спускали по общему количеству выпущенных мотоциклов, без учета моделей. А у него трудоемкость в разы выше, и «Спортов» делали лишь малую часть от общего количества.

Кончилось тем, что в министерстве сказали — делайте-ка вы лучше вашу «Планету». Позже стали завязывать кооперацию с японцами, пытались выпускать скутеры, но это уже были годы лихолетья, и все осталось на уровне опытных образцов.

«Иж Планета-спорт»

«Иж Планета-3»

«Иж Планета-2»

«Иж Планета-3»

Мотоциклисты испытывают мотоциклы системы «Иж-Планета» на стадионе Ижевского автозавода

«Иж Планета-4»

Мотоцикл с коляской «Иж-Юпитер 3». Продукция Ижевского мотозавода.

Модели мотоциклов Юпитер и Планета производственного объединения «Ижмаш»

«Иж Юпитер-5»

«Иж Планета-5»

«Иж Юнкер». С внешностью иномарки он считается самым красивым из всех советских мотоциклов.

ekabu.ru

Выпускают ли сейчас в России мотоциклы?

Да. В Ирбите выпускается "Урал". В Коврове ЗИД "Курьер". Ижевский мотозавод к всеобщему сожалению обанкрочен.. . Цена на новый "Урал" сравнима со стоимостью "Классики". "Курьер" покупать не советую, -мотоцикл снискал себе славу капризного и ненадёжного в эксплуатации. "Иж-Планета"-флагман нашего мотопрома. Являясь копией немецкого военного мотоцикла"DKW" этот мотоцикл вобрал в себя все что нужно для тяжёлой ратной службы, -он надёжен, неприхотлив, вынослив, ремонтопригоден. Малооборотистый, длинноходный двигатель имеет прекрасную, ровную тягу на всех режимах работы. Обладает феноменальной надёжностью. Идеален для поездок на дальние расстояния. За более чем полувековую историю этой модели её конструкция была отшлифована до совершенства, -этот мотоцикл почти лишён каких бы то небыло недостатков. Даже купленный с рук, этот мотоцикл прослужит ещё не один десяток тысяч километров. И не вздумай брать кЕтайские говнолёты, -кЕтайчы умеют делать лишь детей. Я прошёл на "Планетах" прошёл около 70000Км. -почти 2 кругосветки. Думаю моего опыта должно быть достаточно что-бы порекомендовать тебе свой выбор.

УРАЛ точно выпускают. и даже с дисковыми тормозами )))

В Калининграде "Балтмоторс" китайчиков собирает, такая же ситуация везде по стране. В Белоруссии "Минск" новые модели производит, тоже с применением китайских двигателей и комплектующих.

УРАЛЫ выпускают точно и чтото ещё ,,спрос есть ..

Урал выпускают.

У меня был Юпитер ИЖ6,114, проехал 85000 км. с доработкой к. в. может проехать в три раза больше. была усилена рама.

У меня ИЖ Планета 5 с 1990 года и до сих пор работает без проблем и ремонта меняю только резину.... Прекрасный МОТОЦЫКЛ

В Москве на велозаводе выпускается Стелс

Ребята, -это -Пиздепец!

touch.otvet.mail.ru

Удмуртская правда » Экономика » Пока «Ижи» еще бегают…

Недавно прочитал о том, что в Ижевске пытаются возобновить производство мотоциклов. Очень хочется, чтобы это осуществилось. Но возникли и сомнения. Поэтому решил написать в редакцию. Думаю, что журналистам, работающим в Удмуртии, небезразлично, как развивается производство.

У меня есть «Иж-Ю5» и автомобиль. На мотоцикле езжу на рыбалку, за грибами, то есть там, где жаль использовать автомобиль. Свой первый «Иж-Ю5» продал в 1998 году, а в 2007 году снова купил мотоцикл такой же модели. «Иж-Ю5» - мотоцикл хороший, но не без недостатков. Главный из них – несовершенный двигатель. Если бы он был надежным, простым, качественным, то цены бы не было мотоциклу! В условиях бездорожья равных «Ижу» и «Уралу» пока нет.

Огромное количество «Ижей» ездит по России, но запчасти к ним производят в Китае. И вот я подумал: если мотостроение в Ижевске будут возобновлять с помощью китайцев, получат ли качественную продукцию?

Сейчас Китай покупает у России металл, выпускает мотоциклы (по японским технологиям, но с нарушениями) и продает эти изделия нам. Зачем ему конкурент? И для чего Ижевску «отверточная сборка»?

Считаю, что если уж речь идет о возобновлении производства, то надо восстановить прежде всего производство запасных частей к тем «Ижам», которые еще бегают в нашей стране. Владельцы мотоциклов «Иж» стараются найти старые, еще советские запчасти: они не идеальные, но лучше китайских.

Можно было бы поступить таким образом: купить в Германии или Японии двигатель образца 80-90-х годов (этот двигатель подходил под раму «Ижа-5», «Планеты-5») и на его основе выпустить новые модели мотоцикла.

На мой взгляд, целесообразно возобновить производство «Ижа-5», устранив его недостатки. О двигателе я уже говорил. Еще нужно улучшить сиденье, переднюю вилку, задние амортизаторы, боковые крышки, бензобак, изменить дизайн заднего фонаря - и будет отличный мотоцикл!

Российская техника неплохая, но недоработанная. Производители словно не слышат потребителей. Взять, к примеру, УАЗ. Нужная машина, но качество недостаточно хорошее.

Сейчас производить ерунду и получать сверхприбыли не получится. Люди понимают: скупой платит дважды. В качестве примера для подражания приведу белорусский «Минск»: ставят и свой двигатель, и китайский.

Если Китай поднимет качество продукции, «Ижу» не подняться никогда.

Европейцам и японцам надоели вычурные формы. Мотозаводы вновь стали выпускать изделия классических форм – «Хонду», «Триумф».

Хотел бы сказать еще вот о чем: полное (а не «отверточное») производство «Ижа» решило бы и некоторые проблемы металлургии: мотоцикл практически весь железный. Кстати, поэтому и не боишься его уронить.

В России полно Кулибиных. И не чиновники, а технари должны бы восстановить производство мотоциклов. Надеюсь, что разговоры не останутся разговорами, и мы будем не только вспоминать об «Ижах», но и на них ездить.

В заключение еще раз скажу: у сборочного производства китайского мотоцикла под названием «Иж» перспектива, на мой взгляд, недалекая. Но при продуманной модернизации, использовании качественного металла и при качественной сборке «Иж» займет свою нишу, даже потеснит конкурентов.

Мотоцикл типа «Альфа» (Китай продает в основном такие мотоциклы) – это, скорее, мопед. Мужчины в России – достаточно высокого роста (170–180 сантиметров), весят 80-90 килограммов. На «Альфе» они выглядят нелепо. В хозяйстве мотоцикл без бокового прицепа не нужен. Да и не «потянет» «Альфа» на хозяйственных работах – слаб двигатель.

Если бы разработать для «Ижа» различные приставки, он мог бы с легкостью превратиться из мотоцикла в снегоход. Тогда мотоцикл покупали бы охотники, рыбаки.

А. САДИЛОВ, г. Оса Пермского края

Фото: izhmoto.ru

udmpravda.ru