Дорожные мотоциклы. Производство мотоциклов иж


Разработка и производство мотоциклов ИЖ в СССР в 1930-е годы. История России.

В 1928 году инженер Петр Можаров подал официальное предложение об организации выпуска мотоциклов на Ижстальзаводе. Было организовано конструкторское бюро где были спроектированы, изготовлены и испытаны первые мотоциклы Иж. В 1932 году при Наркомате тяжелой промышленности создается комиссия по мотоциклостроению. По ее решению на базе опытных мастерских Ижстальзавода было решено создать Ижевский мотоциклетный завод, который приступил к выпуску мотоциклов ИЖ-7 на базе немецкого ДКВ «Люкс-300». О том, как развивалось производство мотоциклов ИЖ, рассказывается в статье Олега Курихина "С маркой "ИЖ", опубликованной в "Технике-молодёжи" в N6 за 1989 год.

--- Зимой 1932 – 1933 года на ижевском Опытном мотоциклетном заводе готовились к освоению серийного производства мотоцикла Л-300, рекомендованного советом добровольного общества Автодор и уже выпускавшегося в Ленинграде, на предприятиях треста "Тремасс". Тогда в Ижевск приехали молодые специалисты из Московского механического института, выпускники Нижегородского автомобильного техникума, инженеры с ленинградского завода "Красный Октябрь". Последние и доставили на Опытный мотоциклетный завод необходимую техническую документацию на Л-300.

Л-300 "Красный октябрь"

Однако Ижевские конструкторы, привыкшие к точным техническим заданиям, присущим оружейному делу, нашли в ленинградских чертежах немало ошибок, неувязок. Пришлось взяться за основательную переделку привезенной документации, попутно внося в нее существенные изменения. В результате появились чертежи на во многом новую машину, получившую обозначение ИЖ-7. Эта работа была проделана на столько быстро, что в том же 1933 году удалось собрать 12 мотоциклов этой марки.

Работами руководили выпускник Московского механического института В. В. Рогожин, вскоре ставший главным конструктором и временно главным технологом ОМЗ. Всеволод Вячеславович рассказывал мне, что когда первую десятку ИЖ-7 отправили в торговую сеть, неожиданно для заводчан всю партию вернули – оказалась некачественная система зажигания. Рекламация послужила полезным уроком, дефект оперативно устранили, и на 1934 год завод получил заказ уже на 400 мотоциклов.

Иж-7

Одновременно ИМЗ поручили выпустить, используя мотоциклетный мотор, по 50 мотопил и стационарных двигателей. Изготовить их нужное количество поначалу никак не удавалось, что сказалось и на выпуске мотоциклов – их сделали всего-навсего 111.

Но в следующем году, хотя план и увеличили до 450 машин, заводчане не только выполнили, а и перевыполнили его на… один мотоцикл, причем рекламаций не было – производство удалось наладить.

Год спустя собрали спортивную команду из жен работников завода, вручили ей новенькие ИЖ-7 и отправили в Москву, поручив доставить рапорт об освоении в Ижевске серийного производства. Участвовавший в столь необычном пробеге Рогожин вспоминал:

«Бездорожье не смутило женщин, а вот асфальт на шоссе Москва – Горький разволновал: «Не поскользнуться бы!» Но все обошлось.

В столице мотоциклисток принял Серго Орджоникидзе. Осмотрев ИЖи, нарком тяжелой промышленности предложил удвоить их выпуск, а работники ОМЗ приняли встречный план и сделали 2207 мотоциклов вместо запланированных 1000.

Одновременно улучшалось качество ИЖей. Для этого Рогожин организовал обкатку ИЖ-7 на дистанции 25 км на заводском полигоне, а отдельные машины по долгу гонял в окрестностях города по «ижгрязи». Первое время испытатели каждый день возвращались и объясняли механикам, что нужно отрегулировать. Рогожин предложил испытателям уходить в длительные, на сотни километров пробеги и отмечать в рабочих журналах все, что им приходилось делать в пути – подтягивать цепи, крепить гайки и тому подобное. Потом записи суммировали, анализировали, выявляя таким образом узлы и детали, чаще всего выходящие из строя.

Еще одно существенное обстоятельство. Испытателями, как правило, становились инженеры и конструкторы, участвовавшие в проектировании и изготовлении мотоциклов. Их профессиональные замечания и предложения оперативно передавали в отдел главного конструктора и в рабочие чертежи вносили изменения, одновременно накапливая интересные технические решения.

Например, на ИЖ-7 в процессе испытаний и производства облегчили поршень двигателя, убрав с него дефлектор, изменили форму камеры сгорания и каналов подачи рабочей смеси, заменили фару более мощной, установили стоп-сигнал, аккумулятор, генератор постоянного тока с клиноременным приводом от коленвала. А потом на основе улучшенного мотора сконструировали ИЖ-8, применив на нем обновленную экипажную часть от ИЖ-7 и другие технические решения, созревающие в процессе улучшения прототипа.

ИЖ-8

Поставив ИЖ-8 в массовое производство, заводчане увеличили план на 1000 машин. Спрос населения на эту машину повлек очередную коррекцию плана: в 1939 году до 4300 мотоциклов. К началу того же года конструкторский отдел спроектировал новый двухтактный двигатель рабочим объемом 350 см. кубических и мощностью более 10 л. с. для нового мотоцикла ИЖ-9. Так завершилась долгая работа по совершенствованию рекомендованного Автодором Л-300.

На ИЖ-9 изменили систему продувки цилиндра, направили выхлопные газы в два глушителя, улучшили охлаждение цилиндра и головки блока, в шатуне применили игольчатый подшипник, создали более прочную и надежную вилку переднего колеса, увеличили диаметр тормозных барабанов. В итоге новая машина по основным характеристикам уверенно вышла на мировой уровень.

ИЖ-9

Осенью 1939 года, по заведенной традиции, опытные ИЖ-9 вместе с серийными ИЖ-8 отправили в испытательный пробег в район Урала протяженностью 3 тыс. км. Желая быстрее получить максимум информации, создали три сменные бригады водителей-испытателей с таким расчетом, чтобы каждая машина прошла не менее 9 тыс. км. ИЖ-9 полностью оправдал надежды коллектива Опытного мотоциклетного завода, продемонстрировав превосходство над предыдущей моделью. Мелкие недоработки, выявленные в пути, оперативно устранили на заводе.

В мае 1940 года началось серийное производство ИЖ-9. Предполагалось, что эту модель будут выпускать в течении пяти лет. Одновременно ижевские конструкторы уже во всю трудились над более совершенным мотоциклом ИЖ-10 и прикидывали, каким станет следующий, ИЖ-11.

Эту продуманную и технически обоснованную программу наращивания производства мотоциклов и повышения их качества прервала Великая Отечественная война. В ноябре 1941 года производство ижевских мотоциклов пришлось прекратить, а вскоре и сам мотоциклетный эвакуировали в Ирбит.

Нужно отметить оперативность ижевских конструкторов, проявленную ими при совершенствовании базовой модели и разработке новых. За сравнительно короткий срок (1928 – 1941 годы) молодой коллектив так наладил процесс проектирования и производства, что ему удалось создать 12 во многом оригинальных машин, причем весьма высокого качества. Немалая роль в успехе ИЖей принадлежит В. В. Рогожину, инициатору весьма эффективных нововведений, скажем, ускоренных испытаний мотоциклов и их доводка в процессе серийного выпуска.

До наших дней сохранилось несколько десятков ИЖей, выпущенных в 30-е годы. В частности, в Музее трудовой славы ижевского мотоциклетного завода экспонируются ИЖ-7, ИЖ-8. ИЖ-9.

Просмотров: 14118

statehistory.ru в ЖЖ:

statehistory.ru

Реферат Иж (мотоцикл)

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 Производство опытных образцов
  • 2 Серийное производство
  • 3 Массовое производство
  • 4 Список моделей
    • 4.1 Дорожные мотоциклы
    • 4.2 Спортивные мотоциклы
    • 4.3 Спецтехника

Введение

ИЖ планета 3

Иж — советская и российская марка мотоциклов, разработанных и выпускаемых в городе Ижевск на заводе «Ижмаш-Мото».

В 1928 году на Ижстальзаводе под руководством инженера П. В. Можарова были созданы чертежи, а в 1929 году изготовлены образцы первых «Ижей». Попытки же создать первые опытные образцы русских мотоциклов были предприняты в 1914—1918 годах московским заводом «Дукс» и рижским заводом Лейтнера, но они не увенчались успехом. Можно рассматривать три периода истории мотоциклостроения: производство опытных образцов, серийное производство, массовое производство.

1. Производство опытных образцов

Мотоциклы ИЖ-1 и ИЖ-Планета-5 на марочном листе 1999 г.

Производство опытных образцов мотоциклов (Иж-1, Иж-2, Иж-3, Иж-4, Иж-5) в мастерских «Мотосекции» на ижевском оружейном заводе в период 1928—1929 гг.

Может показаться совершенно невероятным, но за считанные месяцы были разработаны, изготовлены и подготовлены к участию во Всесоюзном мотопробеге пять мотоциклов пяти различных моделей. Наиболее импозантными были мотоциклы — колоссы «Иж-1» и «Иж-2» с двухцилиндровыми V-образными двигателями рабочим объёмом 1200 см³ и максимальной мощностью 24 л.с. Для своего времени это были чрезвычайно оригинальные и передовые конструкции. Коленчатый вал двигателя располагался продольно, крутящий момент на заднее колесо передавался от трёхступенчатой коробки передач, выполненной в блоке с двигателем, карданным валом. Массивная штампованная рама и передняя вилка, сочетавшая свойства параллелограммной и рычажной, были навеяны идеями конструктора Эрнста Нойманна-Неандера, с которым Можаров познакомился во время стажировки в Германии. Нижняя часть рамы служила также и корпусом глушителя — эта особенность была характерна для всех пяти мотоциклов первой серии. «Иж-2» отличался вентилятором для охлаждения двигателя и приводом на колесо коляски. «Иж-3» имел двухцилиндровый V-образный 750-кубовый двигатель «Вандерер», коленчатый вал которого был расположен поперечно, и привод на заднее колесо цепью, работавшей в герметично закрытом кожухе, заполненном маслом.

«Иж-4» — один из самых лёгких из пятёрки, отличался одноцилиндровым двухтактным двигателем «Шток» и приводом на заднее колесо валом.

«Иж-5», прозванный «Композиция», был создан с использованием агрегатов 500-кубового мотоцикла «Неандер», но с оригинальной передней вилкой и изменённой рамой.

Все эти мотоциклы приняли участие во Втором Всероссийском мотопробеге, состоявшемся в сентябре-октябре 1929 года, и успешно прошли 3300 км — не только трассу пробега, но и расстояние от Ижевска до Москвы. После окончания пробега самая маленькая из экспериментальных моделей — «Иж-4» — был рекомендован для серийного производства. Однако «Ижстальзавод» получил более важный заказ, и первый опыт мотопроизводства не получил продолжения. Но Можаров на этом не остановился и перебрался со своей группой в Ленинград, где принялся за разработку лёгкого мотоцикла «Л-300» по документации, привезённой с немецкой фирмы DKW.

2. Серийное производство

Советский дорожный мотоцикл Иж-8, Государственный Политехнический музей (г.Москва)

Серийное производство на мотозаводе (Иж-7, Иж-8, Иж-9, Иж-12) в период 1933—1940 гг.

К началу 30-ых годов мотоциклы не изготавливались. Несмотря на это, над созданием отечественного мотоцикла работали отдельные инициативные группы энтузиастов в Москве, Ленинграде, Харькове, в том числе П. В. Можаров — в Ижевске. Комиссия экспертов Президиума ВСНХ СССР рассмотрела вопрос о строительстве большого мотоциклетного завода и пришла к выводу, что наиболее подходящим местом для его размещения будет Ижевск. В городе существовал полный комплекс машиностроительного производства — от выплавки стали до изготовления сложного инструмента и станков, рабочие обладали необходимой квалификацией, не было затруднений и в поставке сырья. Здесь, на базе фабрики охотничьих ружей фабриканта Березина, расположенной на улице Базарной, и началось строительство Опытного мотоциклетного завода.

Сначала на этом заводе планировали выпускать тяжелый мотоцикл «НАТИ-А-750», спроектированный под руководством П. В. Можарова. Мотоцикл имел двухцилиндровый V-образный двигатель рабочим объемом 747 кубических см., характерную для можаровских мотоциклов штампованную раму, и достигал мощности 15 л.с. К 1 мая 1933 года были изготовлены 4 первые мотоцикла. Параллельно были собраны и опытные экземпляры лёгких мотоциклов «Иж-7» по документации, полученной из Ленинграда. Фактически это были двойники модели «Л-300» (та самая, разработанная Можаровым копия «ДКВ-Люксус-300») — двухтактный одноцилиндровый двигатель с поперечной продувкой, трёхступенчатая коробка передач, привод на заднее колесо цепью, рама из штампованных элементов, собранная на болтах, параллелограммная передняя вилка, неподрессоренное заднее колесо. Но «Иж-7» подвергся печально знакомой нам операции «снижения трудоёмкости»: исчезли багажник и передние щитки, плоские подножки были заменены на круглые, вращающуюся ручку газа заменила поворотная манетка, привод декомпрессора не дистанционный, а краником на головке цилиндра.

В конце концов для серийного производства был избран именно «Иж-7». Правда, из 12 мотоциклов, изготовленных в 1933 году, почти все вернулись на завод — подвела система зажигания. Но вскоре «детские болезни» были преодолены, и в 1934 году завод выпустил уже 111 мотоциклов.

В начале 1938 года на смену «Иж-7» пришла новая модель «Иж-8». 300-кубовый двигатель получил петлевую продувку с двумя продувочными каналами, за счет чего мощность повысилась с 5,5 до 8 л.с. Совершеннее стала и система электрооборудования — вместо маховичного магнето машина стала оборудоваться генератором и аккумулятором. А в 1940 году началось производство модели «Иж-9», с увеличенной до 9 л. с. мощностью. Тогда же из Ленинграда была получена документация на мотоцикл «Л-8», оснащённый 4-тактным верхнеклапанным двигателем рабочим объёмом 348 см³ и максимальной мощностью 13,5 л.с. Для ускорения освоения новой модели было решено применить ходовую часть мотоцикла «Иж-9». Серийное производство нового мотоцикла, получившего обозначение «Иж-12», должно было начаться летом 1941 года. Однако дальнейшему развитию мотоциклостроения на заводе помешала война.

3. Массовое производство

Массовое производство на ижевском машиностроительном заводе (в настоящее время это ОАО «Ижмаш» и ДОАО «Ижмаш-Мото») в период с 1946 года и по сей день, за который выпущено около 11 миллионов мотоциклов различных моделей. Данная информация не совсем достоверна, так как завод обанкротился в 2008 году.

В 1946 году завод получил оборудование, чертежи и технологии, вывезенные из Германии в счёт репараций, и освоил производство мотоцикла «Иж-350» — сделал копию немецкого «DKW NZ-350». Он представлял собой смесь разновидностей немецкого мотоцикла. Так, картер был из алюминиевого сплава, как у ранних моделей, но грязевые щитки — как у более поздних, выпускаемых уже во время войны. Мотоцикл был адаптирован под отечественное электрооборудование и приборы. В целом же общий вид и конструкция были практически идентичны с германским оригиналом. Следует отметить, что для своего времени это был довольно современный, простой и надёжный мотоцикл. Было решено поставить производство мотоцикла на оружейном заводе.

Характерной чертой советской мотопромышленности в 40-60-х годах был выпуск спортивных модификаций дорожных мотоциклов. Заложив основу для развития массового мотоспорта, они стали в то же время «испытательными стендами» для проверки тех решений, которые затем применялись на серийной продукции. В 1948 году в Ижевске был изготовлен мотоцикл «Иж-350С» с телескопической передней вилкой, заменившей архаичную параллелограммную. Заднее колесо получило свечную подвеску с пружинно-гидравлическими амортизаторами. Двигатель имел алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой. Мощность его возросла до 14 л.с. В 1950 году началось серийное производство усовершенствованного варианта спортивного мотоцикла «Иж-50».

В 1951 году в сжатые сроки конструкторы создали более совершенную модель «Иж-49». За счёт применения передней вилки телескопического типа, задней подвески с гидравлическими амортизаторами и других усовершенствований повысилась комфортабельность езды и надёжность в эксплуатации, улучшилась проходимость мотоцикла в плохих дорожных условиях. Без остановки производства был осуществлён переход на массовый выпуск мотоциклов «Иж-49», завоевавший всеобщую популярность у населения нашей страны и открывший дорогу на зарубежные рынки. Это была первая модель ижевских мотоциклов с боковым прицепом, производство которой организовали в Вятских Полянах. Впоследствии была выпущена опытная партия машин с колясками.

В 1955 году началось производство нового семейства спортивных мотоциклов с трубчатой сварной рамой и маятниковой задней подвеской. «Иж-54» для шоссейно-кольцевых гонок имел двигатель мощностью 18 л.с., а «Иж-55» для кроссовых и многодневных соревнований — 16 л.с.

Конструкторская группа, работающая над проектированием мотоциклов выделилась в специальное бюро. В 1956 году появилась новая модель — «Иж-56», а в скором времени завод уже выпустил их опытную партию. По своей конструкции мотоцикл существенно отличался от ранее выпускаемых. Штампованная рама стала трубчатой, были предусмотрены глубокие щитки колёс, защищающие водителя от пыли и грязи, седло из губчатой резины с чехлом. Карбюратор и воздухоочиститель закрыли кожухами, которые в сочетании с инструментальными ящиками придали машине хороший внешний вид. Колеса с прямыми спицами стали взаимозаменяемыми. Он был на 20 процентов мощнее своего предшественника, мощность двигателя повысилась до 13 л.с. Неудивительно, что «Иж-56» стал более массовой моделью. Его «тираж» за время выпуска составил 680 тысяч штук, из которых 130 тысяч были оснащены боковым прицепом. В целом машина стала более современной.

В дальнейшем в содружестве с работниками центрального конструкторского экспериментального бюро создаётся и испытывается ряд опытных образцов мотоциклов и отдельных узлов. Группа перспективного проектирования конструирует мотоциклы «Сатурн», «Орион», «Сириус». Наиболее оригинальным из них был «Сатурн» — машина класса 250 см³. В отличие от обычного мотоцикла со сварной рамой это была безрамная модель. Бензобак, рулевая колонка и инструментальные ящики представляли собой единый целый узел, в нижней части которого подвешивался двигатель. В это же время создаётся несколько модификаций спортивных машин. На базе первых дорожных мотоциклов «Иж-350» и «Иж-49» появляются спортивные машины «Иж-350С», «Иж-50», «Иж-50А», «Иж-50Б», на которых наши спортсмены начинают принимать участие в мотоциклетных соревнованиях и успешно защищать честь марки «Иж».

В 1954—1955 годах были разработаны модели мотоциклов «Иж-54» и «Иж-54А» для шоссейно-кольцевых гонок. Их двигатели развивали мощность до 20 л.с. Выступая на этих машинах, наши спортсмены, в том числе мастер спорта В. Медведев, завоевали звание чемпиона СССР и заняли призовые места. Примерно в этот же период создаются мотоциклы «Иж-55М» и «Иж-55К» для многодневных и кроссовых соревнований. В дальнейшем они заменяются более надёжными моделями «Иж-57М» и «Иж-57К».

На вторую половину 1958 года перед конструкторами бюро встала новая задача — подготовка к выпуску мотоцикла «Иж Юпитер». Ижевские машиностроители демонстрировали опытный образец новой модели на Всемирной выставке в Брюсселе уже в 1957 году. Мотоцикл сначала именовался «ИЖ-58», а затем переименован в «Иж-Юпитер». Мотоцикл сохранял экипажную часть «Иж-56», но имел совершенно новый двухцилиндровый мотор. Первые опытные образцы показали весьма хорошие результаты. Мощность двигателя была доведена до 18-19 л.с., мотор имел оригинальную конструкцию раздельных цилиндров. Более удобной в эксплуатации была и коробка переключения передач. Улучшена смазка подшипников. Производство двигателя было организовано на Ижевском механическом заводе. Серийный выпуск начат в 1961 году. Выпуск мотоцикла производился в двух модификациях — как для езды в одиночку, так и с боковым прицепом.

С 1962 года на базе машины «Иж-56» освоено производство мотоцикла «Иж Планета». Экипажная часть этой модели была максимально унифицирована с «Иж-Юпитером». Гарантийный пробег «Иж-Планеты» по сравнению с «Иж-56» возрос на 2000 км, а срок службы цилиндра и деталей поршневой группы благодаря применению контактно-масляного воздухоочистителя увеличен в полтора раза.

Период 1966—1970 годов для мотоциклостроителей ознаменовался освоением новых дорожных мотоциклов «Иж-Планета-2» и «Иж-Юпитер-2».

1971-75 годы были посвящены выпуску дорожных мотоциклов «Иж-Планета-3», «Иж-Юпитер-3», «Иж-Юпитер-3К», «Иж-Планета-Спорт». В перечисленных марках мотоциклов сочетаются надёжность в эксплуатации удобство в обслуживании. С приобретением опыта по разработке конструкций, оснащением производства новым прогрессивным оборудованием, появлением новых материалов сократился период разработки новых моделей и увеличился объем их выпуска, улучшились эксплуатационные качества. Примером может служить «Иж-Юпитер-3», мощность которого по сравнению с предшественником возросла почти на 40 процентов. Моделям «Иж-Планета-3» и «Иж-Юпитер-3» был присвоен государственный Знак качества. Их выпуск доведён в 1975 году до 250 тысяч в год.

Особняком стоит мотоцикл «Иж-Планета-Спорт», разработанный в 1974 году. Это совершенно новая модель, которая отличалась от немецкой. Первая партия мотоциклов была собрана из японских деталей, да и сам двигатель собран из японских деталей. Двигатель в сочетании с японским карбюратором Микуни развивал мощность 32 л.с., к тому же здесь впервые была применена новая раздельная система смазки. Эта модель пользовалась большой популярностью среди молодёжи. В дальнейшем завод отказался от импорта и стал заменять комплектующие, что привело к изменению облика мотоцикла в худшую сторону, двигатель стал развивать только 28 л.с., да и надёжность резко упала, что сказалось на спросе и привело к завершению выпуска.

В начале 80-х годов завершилось строительство нового комплекса по производству мотоциклов. Высокоавтоматизированный, оснащённый подвесными сборочными конвейерами, он был рассчитан на выпуск 450 тысяч мотоциклов в год. В 1981 году в новом комплексе началось производство мотоциклов «Иж-Юпитер-4». А в 1982 году появилась «Иж-Планета-4» с новым 12-вольтовым электрооборудованием.

С 1985 года началось производство мотоцикла «Иж Юпитер-5» с двигателем, мощность которого была снижена с 28 до 24 л.с. Появилась кнопка «аварийного запуска», отключавшая все приборы, кроме зажигания, при запуске с подсевшим аккумулятором. «Иж Планета-5», выпущенная в 1987 году получила значительно обновлённый двигатель мощностью 22 л.с. и новую внешность: бензобак, облицовки и приборный щиток. Вскоре подобным образом изменился и «Юпитер». В этот же период, на основе японского двигателя ХТ-550, были спроектированы и изготовлены опытные образцы перспективных и по сей день мотоциклов «Орион», «Марафон» и «Спринтер». По своему дизайну и характеристикам это были очень современные и смелые модели.

В период 1992—96 годов разработаны грузовой боковой прицеп «Иж 9.204» и грузовой модуль «Иж 9.604 ГР». Конструкция грузового модуля была разработана таким образом, чтобы его можно было установить на любой мотоцикл семейств «Планета» или «Юпитер». Установив грузовой модуль вместо заднего колеса и маятниковой вилки мотоцикла, получается трёхколёсный грузовой мотоцикл с симметричным расположением колёс. Наличие раздаточной коробки, блокировки дифференциала, заднего хода расширяет сферу использования мотоцикла.

С 1995 по 1998 годы разрабатывалась гамма стационарных двигателей: СД 101 — на базе двигателей «Иж-ПС» и СД 1012 — на базе двигателя «Иж-П-5». Одновременно с разработкой центробежного самовсасывающего насоса Иж НЦС спроектирована мотопомпа «Иж МП-1» с двигателем СД 1012.

1997 год ознаменовался разработкой мотоцикла «Иж 6.92001» для перевозки противопожарного оборудования (мотопомпы, набора пожарных рукавов, огнетушителя и т. п.) и грузового мотоцикла «Иж 6.920ГР» с двигателем «Иж-Ю-5» Сб.1-08.10 жидкостного охлаждения, разработанным на Ижевском механическом заводе в 1990-92 годах.

В период 1996—2000 годов появилась принципиально новая модель — мотоцикл «Иж 6.113-05» (он же «Юнкер») в стиле чоппер. Московский мотовзвод ГИБДД, в целях поддержки отечественного производителя, в качестве эксперимента несколько лет нёс свою нелёгкую службу в компании с кастомами модели «Иж-Юнкер». [1] [2] По различным причинам, в дальнейшем, руководство московского ГИБДД отказалось от продолжения закупок мотоциклов марки ИЖ.

В связи с большими долгами, завод ИЖмото в 2008 году был законсервирован на неопределённый срок, а большая часть оборудования была распродана.

4. Список моделей

4.1. Дорожные мотоциклы

  • Иж-350 (1946—1951 гг.)
  • Иж-49 (1951—1956 гг.)
  • Иж-56 (1956—1962 гг.)
  • Иж Юпитер (1961—1966 гг.)
  • Иж Планета (1962—1966 гг.)
  • Иж Планета Спорт (1974—1985 гг.)
  • Иж Планета-3 (1971—1975 гг.)
  • Иж Планета-5
  • Иж Юпитер-5
  • Иж Юнкер
  • Иж Корнет
  • Дельта rmr-24

иж юпитер 3 к

4.2. Спортивные мотоциклы

  • Иж-350С
  • Иж-50 для кроссовых соревнований
  • Иж-54 для шоссейно-кольцевых гонок
  • Иж-55 для кроссовых и многодневных соревнований
  • Иж-57К для кроссовых соревнований.
  • Иж-57М для многодневных соревнований

4.3. Спецтехника

  • Иж (ДПС) Юпитер — 5
  • Иж (ДПС) Юнкер
  • Иж Самсон (мотовездеход)
  • Иж ГР (грузовой)
  • Иж 6.92001 (мотоцикл для пожаротушения)

wreferat.baza-referat.ru

Дорожные мотоциклы - Отечественные мотоциклы, описание, ремонт и тюнинг

ИЖ 6.113-05 "Юнкер"Мотоцикл прогулочного типа, создан в стиле, характерном для моделей американских производителей. Отличительные особенности данной модели от предыдущих серий: высокий руль, обтекаемый бак (каплевидный), на котором расположена панель приборов, седло двухуровневого типа (для большего комфорта пассажира).

Также на «Иж Юнкер» установлены: дисковый тормоз переднего колеса, система впуска-выпуска нового типа, позволяющая снизить уровень шума и обеспечивающая высокую тягу на низких оборотах. Подножки мотоцикла вынесены вперёд для того, чтобы водитель мог ехать в вальяжной посадке. «Юнкер» окрашен в цвет «металлик».

читать дальше

ИЖ 7.107 "ИЖ Планета 5"Это дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для езды по дорогам с разным покрытием. Выпускается Ижевским машиностроительным заводом с 1987 года.Двигатель устанавливаемый на данные модели обладает на малых оборотах высокой тягой. К мотоциклу возможно присоединение бокового грузового или пассажирского прицепа, или универсального грузового модуля. Также на него можно дополнительно устанавливать багажник и коленные щитки.читать дальше

ИЖ 6.113-020-03 "ИЖ Юпитер 5"Мотоцикл среднего класса, предназначен для передвижения на дорогах, имеющих разное покрытие. Выпускается Ижевским машиностроительным заводом с 1985 года. К мотоциклу можно присоединять боковой грузовой или пассажирский прицеп, а также универсальный грузовой модуль. Масса бокового прицепа — 200 кг, грузового модуля — 480 кг.читать дальшеИЖ 2.673 "Корнет" Минимотоцикл Иж 2.673 Корнет имеет высокий руль, дисковые тормоза, хромированные детали, пластиковую облицовку и вынесенные вперёд подножки. Данная модель обладает малыми габаритами, низким расходом топлива и высокой маневренностью.Ёмкость бензобака — 5 л, используемый тип бензина — А-76 в смеси с маслом 25:1. Так как объём двигателя не превышает 50 сантиметров кубических, мотоцикл не требует регистрации в ГИБДД или водительского удостоверения.читать дальше ИЖ Планета СпортИж Планета Спорт — дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для туристических и спортивных поездок по дорогам с разным покрытием в одиночку или с пассажиром. Выпускался Ижевским мотозаводом с 1974 по 1984 год.читать дальше

В 1946 году завод получил оборудование, вывезенное из Германии в счет репараций, и освоил производство мотоцикла Иж-350 ? сделал копию немецкого ДКВ-NZ350. Было решено поставить мотоцикл на основе оружейного завода.

Характерной чертой советской мотопромышленности в 40 - 60 годах был выпуск спортивных модификаций дорожных мотоциклов. Заложив основу для развития массового мотоспорта, они стали в то же время "испытательными стендами" для проверки тех решений, которые затем применялись на серийной продукции. В 1948 году в Ижевске был изготовлен мотоцикл Иж-350С с телескопической передней вилкой, заменившей архаичную параллелограммную. Заднее колесо получило свечную подвеску с пружинно гидравлическими амортизаторами. Двигатель имел алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой. Мощность его возросла до 14 л.с. В 1950 году началось серийное производство усовершенствованного варианта спортивного мотоцикла Иж-50.

В 1951году в сжатые сроки конструкторы создали более совершенную модель Иж-49. За счет применения передней вилки телескопического типа, задней подвески с гидравлическими амортизаторами и других усовершенствований повысилась комфортабельность езды и надежность в эксплуатации, улучшилась проходимость мотоцикла в плохих дорожных условиях. Без остановки производства был осуществлен переход на массовый выпуск мотоциклов Иж-49, завоевавший всеобщую популярность у населения нашей страны и открывший дорогу на зарубежные рынки. Это была первая модель ижевских мотоциклов с боковым прицепом, производство которой организовали в Вятских Полянах. В последствии - выпущена опытная партия машин с колясками.

В 1955 году началось производство нового семейства спортивных мотоциклов с трубчатой сварной рамой и маятниковой задней подвеской. Иж-54 для шоссейно-кольцевых гонок имел двигатель мощностью 18 л.с., а Иж-55 для кроссовых и многодневных соревнований - 16 л.с.

Конструкторская группа, работающая над проектированием мотоциклов выделилась в специальное бюро. В 1956 году появилась новая модель ? Иж-56, а в скором времени завод уже выпустил их опытную партию. По своей конструкции мотоцикл существенно отличался от ранее выпускаемых. Штампованная рама стала трубчатой, были предусмотрены глубокие щитки колес, защищающие водителя от пыли и грязи, седло из губчатой резины с чехлом. Карбюратор и воздухоочиститель закрыли кожухами, которые в сочетании с инструментальными ящиками придали машине хороший внешний вид. Колеса с прямыми спицами стали взаимозаменяемыми. Он был на 20 процентов мощнее своего предшественника, мощность двигателя повысилась до 13 л.с.. Неудивительно, что Иж-56 стал более массовой моделью. Его "тираж" за время выпуска составил 680 тысяч штук, из которых 130 тысяч были оснащены боковым прицепом. В целом машина стала более современной.

В дальнейшем, в содружестве с работниками центрального конструкторского экспериментального бюро, создается и испытывается ряд опытных образцов мотоциклов и отдельных узлов. Группа перспективного проектирования конструирует мотоциклы Сатурн, Орион, Сириус. Наиболее оригинальным из них был Сатурн ? машина класса 250 кубических сантиметров. В отличие от обычного мотоцикла со сварной рамой это была безрамная модель. Бензобак, рулевая колонка и инструментальные ящики представляли собой единый целый узел, в нижней части которого подвешивался двигатель. В это же время создается несколько модификаций спортивных машин. На базе первых дорожных мотоциклов Иж-350 и Иж-49 появляются спортивные машины Иж-350С, Иж-50, Иж-50А, Иж-50Б, на которых наши спортсмены начинают принимать участие в мотоциклетных соревнованиях и успешно защищать честь марки ИЖ.

В 1954-1955 годах были разработаны модели мотоциклов Иж-54 и Иж-54А для шоссейно-кольцевых гонок. Их двигатели развивали мощность до 20 л.с. Выступая на этих машинах, наши спортсмены, в том числе мастер спорта В. Медведев, завоевали звание чемпиона СССР и заняли призовые места. Примерно в этот же период создаются мотоциклы Иж-55М и Иж-55К для многодневных и кроссовых соревнований. В дальнейшем они заменяются более надежными моделями Иж-57М и Иж-57К.

На вторую половину 1958 года перед конструкторами бюро встала новая задача - подготовка к выпуску мотоцикла Иж-Юпитер. Ижевские машиностроители демонстрировали опытный образец новой модели на Всемирной выставке в Брюсселе уже в 1957 году. Мотоцикл сохранял экипажную часть Иж-56, но имел совершенно новый двухцилиндровый мотор. Первые опытные образцы показали весьма хорошие результаты. Мощность двигателя была доведена до 18 - 19 л.с., мотор имел оригинальную конструкцию раздельных цилиндров. Более удобной в эксплуатации была и коробка переключения передач. Улучшена смазка подшипников. Производство двигателя было организовано на Ижевском механическом заводе. Серийный выпуск начат в 1961 году.

С 1962 года на базе машины Иж-56 освоено производство мотоцикла Иж-Планета. Экипажная часть этой модели была максимально унифицирована с Иж-Юпитером. Гарантийный пробег Иж-Планеты по сравнению с Иж-56 возрос на 2000 километров, а срок службы цилиндра и деталей поршневой группы благодаря применению контактно-масляного воздухоочистителя увеличен в полтора раза.

Период 1966-1970 гг. для мотоциклостроителей ознаменовался освоением новых дорожных мотоциклов Иж-Планета-2 и Иж-Юпитер-2.

1971-75 годы были посвящены выпуску дорожных мотоциклов Иж-Планета-3, Иж-Юпитер-3, Иж-Юпитер-3К, Иж-Планета-Спорт. В перечисленных марках мотоциклов сочетаются надежность в эксплуатации удобство в обслуживании. С приобретением опыта по разработке конструкций, оснащением производства новым прогрессивным оборудованием, появлением новых материалов сократился период разработки новых моделей и увеличился объем их выпуска, улучшились эксплуатационные качества. Примером может служить Иж-Юпитер-3, мощность которого по сравнению с предшественником возросла почти на 40 процентов. Моделям Иж-Планета-3 и Иж-Юпитер-3 был присвоен государственный Знак качества. Их выпуск доведен в 1975 году до 250 тысяч в год.

Особняком стоит мотоцикл Иж-Планета-Спорт, разработанный в 1974 году. Это совершенно новая модель, которая отличалась от немецкой. Двигатель в сочетании с японским карбюратором развивал мощность 32 л.с., к тому же здесь впервые была применена новая раздельная система смазки. Эта модель пользовалась большой популярностью среди молодежи.

В начале 80-ых годов завершилось строительство нового комплекса по производству мотоциклов. Высокоавтоматизированный, оснащенный подвесными сборочными конвейерами, он был рассчитан на выпуск 450 тысяч мотоциклов в год. В 1981 году в новом комплексе началось производство мотоциклов Иж-Юпитер-4. А в 1982 году появилась Иж-Планета-4 с новым 12-вольтовым электрооборудованием.

С 1985 года началось производство мотоцикла Иж-Юпитер-5 с двигателем, мощность которого была снижена с 28 до 24 л.с. Появилась кнопка "аварийного запуска", отключавшая все приборы, кроме зажигания, при запуске с подсевшим аккумулятором. Иж-Планета-5, выпущенная в 1987 году получила значительно обновленный двигатель мощностью 22 л.с. и новую внешность: бензобак, облицовки и приборный щиток. Вскоре подобным образом изменился и Юпитер. В этот же период, на основе японского двигателя ХТ-550, были спроектированы и изготовлены опытные образцы перспективных мотоциклов Орион, Марафон и Спринтер. По своему дизайну и характеристикам это были очень современные и смелые модели.Еще одна особенность в том, что новые модели и модификации на ЗиДе появляются постоянно, хотя и с максимально возможным использованием узлов и деталей, уже освоенных в производстве. Одних мокиков на базе 50-кубового двигателя несколько штук: это и «Пилот», и «Актив» с более современным дизайном, и мини-роллер «ЗиД-50», и трехколесный грузовой «ЗиД-50» с тележкой. Конструкторское бюро ЗиДа совместно с Ассоциацией картинга Российской автомобильной федерации спроектировало карты «Пионер» и «Кадет» с «движками» от «Пилота», и небольшая партия их уже выпущена. Сейчас на заводе испытывают китайские четырехтактные двигатели Lifan (копия «хондовского» движка), которые собираются устанавливать на мопеды вместо привычных «двухтактников». Но самые большие надежды ЗиД возлагает на четырехколесный мопед «Робинзон» с тем же 50-кубовым двигателем и максимальной скоростью 24 километра в час. Подобных изделий ни в Коврове, ни на других российских заводах еще не выпускали. «Робинзон» предназначен для детей от 8 лет – простой в управлении, устойчивый, с мощными шинами, обеспечивающими повышенную проходимость, он предназначен для езды по сельской местности. Помимо двигателя, от «Пилота» взяты топливный бак, седло и глушитель, от карта – детали переднего и заднего моста. Заново разработаны рама и облицовка из стеклопластика. В планах инженеров – совершенствование конструкции: электрозапуск двигателя, автоматические сцепление и коробка передач. Для экзотического мотобола подойдет юркий «Пилот» (Фото: Руслан Ямалов) На заводе мечтают о том времени, когда в парках, на базах отдыха и на пляжах откроют пункты проката «Робинзонов». В рознице «игрушка» будет стоить чуть меньше тысячи долларов, но зидовцев это не пугает – маркетинговые исследования показали, что новые русские готовы покупать четырехколесники, чтобы приобщить к мототехнике своих детей. Вот только выберут ли они отечественный четырехколесник? Пока в рамках рекламной акции «Робинзонов» в московских автосалонах их будут отдавать даром покупателям дорогих автомобилей – в качестве подарка для ребенка. Первая партия из 80 «Робинзонов» уже готова, до конца этого года планируется выпустить еще 250 штук, а в будущем году – две с половиной тысячи. Руководители ЗиДа уверены, что их детище не повторит судьбу уральского «Волка».С 1985 года началось производство мотоцикла Иж-Юпитер-5 с двигателем, мощность которого была снижена с 28 до 24 л.с. Появилась кнопка "аварийного запуска", отключавшая все приборы, кроме зажигания, при запуске с подсевшим аккумулятором. Иж-Планета-5, выпущенная в 1987 году получила значительно обновленный двигатель мощностью 22 л.с. и новую внешность: бензобак, облицовки и приборный щиток. Вскоре подобным образом изменился и Юпитер. В этот же период, на основе японского двигателя ХТ-550, были спроектированы и изготовлены опытные образцы перспективных мотоциклов Орион, Марафон и Спринтер. По своему дизайну и характеристикам это были очень современные и смелые модели.

                                                            Иж Юпитер
Наименование параметров агрегатов, систем

Двигатели

ИЖЮИЖЮ2ИЖЮ3ИЖЮ4ИЖЮ5.Сб.1-05ИЖЮ5.Сб.1-08
Год начала выпуска196219661971198019841992
Тип двигателя

Карбюраторный 2-тактный с кривошипно-камерной продувкой в одном картере с муфтой сцепления и коробкой передач

Число цилиндров

Два в рядном расположении

Рабоций объем, см3347347347347,6347,6347,6
Диаметр цилиндра, мм61,7561,7561,75626262
Ход поршня, мм58585857,657,657,6
Степень сжатия6,7-7,06,7-7,08,5-9,09,39,39,3
Мощность максимальная, кВт (л.с.)13,35(18)14(19)18,4(25)20,58(28)17,65(24)18.4(25)
Частота вращения коленчатого вала, соответствующая максимальной мощности, об/с (об/мин)81,67(4900)81,67(4900)95(5700)98,33(5900)83,33(5000)85(5100)
Макисмальный крутящий момент, Нм (кгс*м)25,3(2,58)25,5(2,6)31,4(3,2)33,35(3,4)34,82(3,55)35,3(3,6)
Частота вращения коленчатого вала, соответствующая максимальному крутящему моменту, об/с (об/мин)80(4800)80(4800)85(5100)88(5280)83,33(5000)85(5100)
Моторная передачацепь втулочная двухряднаяцепь втулочная двухрядная усиленная (широкая)
Передаточное число моторной передачи2,572,572,572,572,572,57
Муфта сцепленияфрикционная многодисковая в масляной ванне
Число пар трения 666777
Механизм выключения муфты сцеплениярычажного типа, сблокированный с механизмом переключния передач
Передаточные числа:
1-я передача3,173,173,173,173,173,17
2-я передача1,711,171,811,811,811,81
3-я передача1,261,261,261,261,261,26
4-я передача1,01,01,01,01,01,0
Переключение передач

ножным 2-плечим рычагом

Механизм пуска двигателя

храпового типа через моторную передачу ножным рычагом

Система зажигания батарейная контактная 6 Вбатарейная контактная 12 В
Мощность генератора, Вт454545100140140
Система выпуска2-трубная с мощностной настройкой и акустическим фильтром
Система питания:
воздухоочистительинерционно-масляный
карбраторК28ЖК36ЖК36ДК62ДК65Д или К62ДК65Д
Система олаждениявоздушное встречным набегающим потокомжидкостное с автоматическим включением вентилятора
                                                                     Иж Планета

Наименование параметров агрегатов, систем

Двигатели

ИЖ49

ИЖ56

ИЖП

ИЖП2

ИЖПЗ

ИЖП4

ИЖП5

ИЖП5-01

ИЖП6

Год начала выпуска

1951

1956

1962

1965

1970

1984

1987

1994

1996

Тип двигателя

Карбюраторный 2-тактный 1-цилиндровый с кривошипно-камерной продувкой в одном картере с муфтой сцепления и коробкой передач

Рабочий объем, см3

346

346

346

346

346

346

346

346

340

диаметр цилиндра, мм

72

72

72

72

72

72

72

72

76

Ход поршня, мм

85

85

85

85

85

85

85

85

7.5

Степень сжатия

6,6-7,0

6,5-6,8

6,5-6,8

6,6-7,0

7,8-8,2

8,2-8,7

8,2-8,7

8,2-8,7

8,7-9,2

Мощность максимальная, кВт (л.с.)

8,5 (11,5)

9,6 (13)

9,6 (13)

11,4 (15,5)

13,2 (18)

14,7 (20)

16,2 (22)

16,2 (22)

18 (24,5)

Частота вращения коленчатого вала, соответствующая максимальной мощности, об/с (об/мин)

66,7(4000)

73,3(4400)

73,3(4400)

76,73(4600)

86,7(4800)

80(4800)

80,8(4850)

80,8(4850)

80,8(4850)

Максимальный крутящий момент 11*м (кгс*м)

21,1 (2,15)

21,6 (2,2)

21,6 (2,2)

22,5 (2,3)

24,5 (2,5)

27,5 (2,8)

28,4 (2,9)

28,4 (2,9)

33 (3,37)

Частота вращения коленчатого вала, соответствующая максимальному крутящему моменту, об/с (об/мин)

65,0(3900)

70,8(4250)

73,3(4250)

81,7(4400)

78,3(4900)

81,7(4700)

76,7(4600)

76,7(4600)

76,6(4600)

Моторная передача

цепь втулочная 1-рядная

цепь втулочная 2-рядная

цепь втулочная усиленная 2-рядная (широкая)

Передаточное число моторной передачи

2,17

2,17

2,17

2,17

2,17

2,17

2,17

2,17

2,17

Муфта сцепления

фрикционная многодисковая в масляной ванне

Число пар трения

6

6

6

6

6

6

6

77

с усиленными шлицами ведущих дисков

Механизм выключения муфты сцепления

червячного типа

кулачкового типа

Коробка переключения передач

Шестеренчатая 3-вальная 2-кулачковая

Передаточные числа:         
1-я передача

4,32

4,32

4,32

4,32

3,17

3,17

3,17

3,17

3,17

2-я передача

2,24

2,24

2,24

2,24

1,81

1,81

1,81

1,81

1,81

3-я передача

1,4

1,4

1,4

1,4

1,26

1,26

1,26

1,26

1,26

4-я передача

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

Переключение передач

ножное и ручное

ножным одноплечим рычагом

ножным 2-плечим рычагом

Механизм пуска двигателя

храпового типа через моторную передачу ножным рычагом

Система зажигания

батарейная контактная 6 В

Батарейная контактная, 12 В

Бесконтактная электронная с автоматическим регулированием угла опережения зажигания, независимая от аккумуляторной батареи, 12В

Мощность генератора, Вт

45

45

45

45

45

100

140

105

105

Система выпуска

2-трубная с мощностной настройкой и акустическим фильтром

1-трубная с мощностной настройкой и акустическимфильтром

Система смазки

В смеси с топливом (бензином)

Раздельная от топлива с автоматическим регулированием количества подаваемого в цилиндр масла

Система охлаждения

воздушное (встречным набегающим потоком)

Жидкостное с автоматическим включением вентилятора

Система впуска (карбюратор)

К28Б

К2ЗД

К28И

К36И

К36И

КЙ2И

К62И (К65И)

К65И

К65И

Воздушный фильтр

инерционный

инерционно-масляный

izh-motor.ru