SergiosGarage › Блог › На трофеях из Германии. Немецкие трофейные мотоциклы


Машины Второй мировой войны: колеса Вермахта

Не понаслышке зная, что такое фронт и военная операция, Гитлер прекрасно понимал, что без надлежащего обеспечения передовых частей крупномасштабную военную операцию не провести. Поэтому немалую роль в наращивании военной мощи в Германии уделяли армейским машинам.

Источник: wikimedia.org

Вообще-то для проведения военных действий в Европе вполне годились обычные автомобили, но планы фюрера были гораздо более масштабными. Для их осуществления нужны были полноприводные машины, способные справляться с российским бездорожьем и песками Африки.

В середине тридцатых была принята первая программа моторизации армейских частей Вермахта. Автомобильная промышленность Германии приступила к разработке грузовых автомобилей повышенной проходимости трех типоразмеров: легкие (грузоподъемностью 1,5 т), средние (с полезной нагрузкой 3 т) и тяжелые (для перевозки 5-10 т груза).

Разработкой и производством армейских грузовиков занимались компании Daimler-Benz, Bussing и Magirus. Кроме того, в техзадании оговаривалось, что все автомобили как внешне, так и в конструкционном плане, должны быть похожи и иметь взаимозаменяемые основные агрегаты.

Источник: wikimedia.org

Кроме того, автомобильным заводам Германии поступила заявка на производство специальных армейских автомобилей для командования и разведки. Их выпускали восемь заводов: BMW, Daimler-Benz, Ford, Hanomag, Horch, Opel, Stoewer и Wanderer. При этом шасси для этих машин были унифицированы, а вот моторы производители ставили в основном свои.

Источник: wikimedia.org

Немецкие инженеры создали отличные машины, сочетающие полный привод с независимой подвеской на винтовых пружинах. Оснащенные блокирующимися межосевыми и межколесными дифференциалами, а также специальными "зубастыми" шинами, эти внедорожники были способны преодолевать очень серьезное бездорожье, были выносливы и надежны.

Пока военные действия велись в Европе и Африке, эти автомобили полностью устраивали командование сухопутных войск. Но, когда войска Вермахта вступили в Восточную Европу, отвратительные дорожные условия стали постепенно, но методично разрушать высокотехнологичную конструкцию немецких автомобилей

"Ахиллесовой пятой" этих машин оказалась высокая техническая сложность конструкций. Сложные узлы требовали ежедневного технического обслуживания. А самым большим недостатком стала малая грузоподъемность армейских грузовиков.

Как бы там ни было, но ожесточенное сопротивление советских войск под Москвой и очень холодная зима окончательно "добили" практически весь парк имеющихся у Вермахта армейских автомобилей.

Сложные, дорогие и энергозатратные в производстве грузовики были хороши во время практически бескровной европейской кампании, а в условиях настоящего противостояния Германии пришлось вернуться к производству простых и неприхотливых гражданских моделей.

Источник: wikimedia.org

Теперь "полуторки" стали делать: Opel, Phanomen, Stayr. Трехтонки производились на: Opel, Ford, Borgward, Mercedes, Magirus, MAN. Автомобили грузоподъемностью 4,5 тонны - Mercedes, MAN, Bussing-NAG. Шеститонки - Mercedes, MAN, Krupp, Vomag.

Кроме того, вермахт эксплуатировал большое количество автомобилей оккупированных стран.

Самые интересные немецкие автомобили времен ВОВ:

"Хорьх-901 Тип 40" - многоцелевой вариант, базовая средняя командирская машина, наряду с Horch 108 и Stoewer ставшая основным транспортом Вермахта. Комплектовались бензиновым мотором V8 (3,5 л, 80 л.с.), разными 4-ступенчатыми коробками передач, независимой подвеской на двойных поперечных рычагах и пружинах, блокируемыми дифференциалами, гидроприводом всех колесных тормозов и 18-дюймовыми шинами. Полная масса 3,3-3,7 т, полезная нагрузка 320-980 кг, развивали скорость 90-95 км/ч.

Источник: wikimedia.org

Stoewer R200 - выпускался фирмами Stoewer, BMW и Hanomag под контролем Stoewer с 1938 по 1943 год. Stoewer стал основателем целого семейства легких стандартизованных штабных и разведывательных автомобилей с колесной формулой 4x4.

Главными техническими особенностями этих машин являлись постоянный привод на все колеса с блокируемыми межосевым и межколесными дифференциалами и независимая подвеска всех ведущих и управляемых колес на двойных поперечных рычагах и пружинах.

Источник: wikimedia.org

Они имели колесную базу 2400 мм, дорожный просвет 235 мм, полную массу 2,2 т, развивали максимальную скорость 75-80 км/ч. Автомобили оборудовали 5-ступенчатой коробкой передач, механическим приводом тормозов и 18-дюймовыми колесами.

Одной из самых оригинальных и интересных машин Германии стал многоцелевой полугусеничный тягач NSU НК-101 Kleines Kettenkraftrad сверхлегкого класса. Это был некий гибрид мотоцикла и артиллерийского тягача.

В центре лонжеронной рамы помещался 1,5-литровый двигатель мощностью 36 л.с. от Opel Olympia, передававший крутящий момент через 3-ступенчатую коробку на передние звездочки движителя с 4 дисковыми опорными катками и автоматической системой подтормаживания одной из гусениц.

Источник: wikimedia.org

От мотоциклов были заимствованы одиночное переднее 19-дюймовое колесо на параллелограммной подвеске, седло водителя и управление мотоциклетного типа. Тягачи NSU широко применялись во всех подразделениях Вермахта, имели полезную нагрузку 325 кг, весили 1280 кг и развивали скорость 70 км/ч.

Нельзя обойти вниманием легкий штабной автомобиль, производимый на платформе "народного  автомобиля" - Kubelwagen Typ 82.

Мысль о возможности военного использования новой машины появилась у Фердинанда Порше еще в 1934 году, а уже 1 февраля 1938 года Управление по делам вооружений сухопутных войск выдало заказ на постройку прототипа легкого армейского автомобиля.

Испытания экспериментального Kubelwagen показали, что он значительно превосходит все остальные легковые автомобили Вермахта, несмотря на отсутствие привода на передние колеса. Кроме того, Kubelwagen был прост в обслуживании и эксплуатации.

На VW Kubelwagen Typ 82 устанавливался четырехцилиндровый оппозитный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения, небольшой мощности которого (сначала 23,5 л.с., затем 25 л.с.) вполне хватало для перемещения автомобиля полной массой 1175 кг со скоростью 80 км/ч. Расход топлива составлял 9 л на 100 км при движении по шоссе.

Источник: wikimedia.org

Достоинства автомобиля оценили и противники немцев - трофейные "кюбельвагены" использовались и войсками союзников, и Красной Армией. Особенно его полюбили американцы. Их офицеры выменивали у французов и британцев Kubelwagen по спекулятивному курсу. За один трофейный Kubelwagen предлагали три Willys MB.

На заднеприводном шасси типа "82" в 1943-45 гг. выпускали также штабной автомобиль VW Typ 82E и автомобиль для войск СС Typ 92SS с закрытым кузовом от довоенного KdF-38. Кроме того, выпускался полноприводный штабной автомобиль VW Typ 87 с трансмиссией от массовой армейской амфибии VW Typ 166 (Schwimmwagen).

Автомобиль-амфибия VW-166 Schwimmwagen, создан как дальнейшее развитие успешной конструкции KdF-38. Управление вооружений выдало Порше задание на разработку плавающего легкового автомобиля, предназначенного для замены мотоциклов с коляской, состоявших на вооружении разведывательных и мотоциклетных батальонов и оказавшихся малопригодными для условий Восточного фронта.

Плавающий легковой автомобиль тип 166 был по многим узлам и механизмам унифицирован с вездеходом KfZ 1 и имел такую же компоновочную схему с двигателем, установленным в кормовой части корпуса. Для обеспечения плавучести цельнометаллический корпус машины был выполнен герметичным.

Источник: wikimedia.org

Движение автомобиля на плаву обеспечивалось смонтированным в кормовой части корпуса трехлопастным винтом, который при езде по суше откидывался назад и вверх и крепился ремнями. Высота борта машины над водой была явно недостаточной, так что при сколь-нибудь сильном волнении преодолевать водные препятствия на полностью загруженном автомобиле было рискованно.

В то же время, проходимость его по суше была выше всяческих похвал, что объяснялось, прежде всего, наличием привода на все колеса и независимой подвеской колес. На шоссе автомобиль развивал скорость до 80 км/ч, запас хода составлял 520 км. Полезная нагрузка равнялась 435 кг, обычно в автомобиле располагались четыре солдата (включая водителя) с личным оружием и 7,92-мм пулемет MG 42.

Еще одной массовой моделью в войсках Вермахта стала ничем вроде бы не примечательная довоенная модель Opel Blitz. Его популярность базировалась на недорогой и простой конструкции. Эта модель пользовалась значительной популярностью на фронте из-за огромного спроса на трехтонки, как самый распространенный тоннаж по обе стороны фронтовой линии, а также благодаря наличию в модельном ряду версии с передним ведущим мостом.

Источник: wikimedia.org

После провала "Блицкрига" и гибели большей части автопарка Германии в мясорубке Восточного фронта, неприхотливый Blitz стал наиболее массовой моделью армейского грузовика в частях Вермахта. Примерно 100 тыс. Opel Blitz поступили в войска Вермахта - больше, чем каких-либо других автомобилей.

Мотоциклы 

Гражданские модели мотоциклов плохо подходили для нужд армии. Вермахту нужны были мощные, надежные и неприхотливые машины с большой грузоподъемностью и отличной проходимостью. Верховное командование сухопутными войсками поручило крупнейшим в Германии мотоциклетным компаниям BMW и Zundapp разработать прототип будущего армейского мотоцикла.

Так сложилось, что в 1939 г. выиграл тендер Zundapp с моделью KS750. BMW, по настоянию Вермахта, приступил к сборке мотоцикла, на 70% унифицированного с KS750. Но уже в 1941 г. они представили мотоцикл, превосходящий по своим характеристикам KS750.

Таким образом, BMW R75 стал основным мотоциклом Вермахта и стал просто незаменимым при ведении мобильных операций. Кроме того, BMW R75 был одним из главных видов транспорта немецких воздушно-десантных войск, его часто доставляли к месту высадки на внешней подвеске "Юнкерсов".

BMW R75 стал лучшим тяжелым мотоциклом Второй мировой войны. Не случайно, что его упрощенные копии выпускались в СССР и даже в США.

Резюме

Немецкая техника выделялась на фоне американской (наши машины вообще можно назвать примитивными) продуманностью конструкции и внедрением передовых технологий, доселе в массовом производстве не применяемых. Но высокая стоимость и острая необходимость качественного обслуживания этих боевых единиц годилась разве что для молниеносного "Блицкрига".

Именно поэтому естественная селекция выделила в самую массовую техническую единицу довоенный Opel Blitz. Именно сочетание простоты конструкции с ее высокой надежностью и становятся главными при длительных и масштабных военных операциях.

Читай также "Ленд-лиз - помощь союзников" и "Вторая Мировая - война моторов".

 

 

mport.ua

Машины Второй мировой войны: колеса Вермахта

Сегодня мы решили познакомить тебя с техникой, на которой Вермахт планировал осуществить свой «Блицкриг».

Машины Второй мировой войны: колеса Вермахта wikimedia.org

Не понаслышке зная, что такое фронт и военная операция, Гитлер прекрасно понимал, что без надлежащего обеспечения передовых частей крупномасштабную военную операцию не провести.

Поэтому немалую роль в наращивании военной мощи в Германии уделяли армейским машинам.

wikimedia.org

Вообще-то для проведения военных действий в Европе вполне годились обычные автомобили, но планы фюрера были гораздо более масштабными. Для их осуществления нужны были полноприводные машины, способные справляться с российским бездорожьем и песками Африки.

В середине тридцатых была принята первая программа моторизации армейских частей Вермахта. Автомобильная промышленность Германии приступила к разработке грузовых автомобилей повышенной проходимости трех типоразмеров: легкие (грузоподъемностью 1,5 т), средние (с полезной нагрузкой 3 т) и тяжелые (для перевозки 5-10 т груза).

Разработкой и производством армейских грузовиков занимались компании Daimler-Benz, Bussing и Magirus. Кроме того, в техзадании оговаривалось, что все автомобили как внешне, так и в конструкционном плане, должны быть похожи и иметь взаимозаменяемые основные агрегаты.

wikimedia.org

Кроме того, автомобильным заводам Германии поступила заявка на производство специальных армейских автомобилей для командования и разведки. Их выпускали восемь заводов: BMW, Daimler-Benz, Ford, Hanomag, Horch, Opel, Stoewer и Wanderer. При этом шасси для этих машин были унифицированы, а вот моторы производители ставили в основном свои.

wikimedia.org

Немецкие инженеры создали отличные машины, сочетающие полный привод с независимой подвеской на винтовых пружинах. Оснащенные блокирующимися межосевыми и межколесными дифференциалами, а также специальными "зубастыми" шинами, эти внедорожники были способны преодолевать очень серьезное бездорожье, были выносливы и надежны.

Пока военные действия велись в Европе и Африке, эти автомобили полностью устраивали командование сухопутных войск. Но, когда войска Вермахта вступили в Восточную Европу, отвратительные дорожные условия стали постепенно, но методично разрушать высокотехнологичную конструкцию немецких автомобилей

"Ахиллесовой пятой" этих машин оказалась высокая техническая сложность конструкций. Сложные узлы требовали ежедневного технического обслуживания. А самым большим недостатком стала малая грузоподъемность армейских грузовиков.

Как бы там ни было, но ожесточенное сопротивление советских войск под Москвой и очень холодная зима окончательно "добили" практически весь парк имеющихся у Вермахта армейских автомобилей.

Сложные, дорогие и энергозатратные в производстве грузовики были хороши во время практически бескровной европейской кампании, а в условиях настоящего противостояния Германии пришлось вернуться к производству простых и неприхотливых гражданских моделей.

wikimedia.org

Теперь "полуторки" стали делать: Opel, Phanomen, Stayr. Трехтонки производились на: Opel, Ford, Borgward, Mercedes, Magirus, MAN. Автомобили грузоподъемностью 4,5 тонны - Mercedes, MAN, Bussing-NAG. Шеститонки - Mercedes, MAN, Krupp, Vomag.

Кроме того, вермахт эксплуатировал большое количество автомобилей оккупированных стран.

Самые интересные немецкие автомобили времен ВОВ:

"Хорьх-901 Тип 40" - многоцелевой вариант, базовая средняя командирская машина, наряду с Horch 108 и Stoewer ставшая основным транспортом Вермахта. Комплектовались бензиновым мотором V8 (3,5 л, 80 л.с.), разными 4-ступенчатыми коробками передач, независимой подвеской на двойных поперечных рычагах и пружинах, блокируемыми дифференциалами, гидроприводом всех колесных тормозов и 18-дюймовыми шинами. Полная масса 3,3-3,7 т, полезная нагрузка 320-980 кг, развивали скорость 90-95 км/ч.

wikimedia.org

Stoewer R200 - выпускался фирмами Stoewer, BMW и Hanomag под контролем Stoewer с 1938 по 1943 год. Stoewer стал основателем целого семейства легких стандартизованных штабных и разведывательных автомобилей с колесной формулой 4x4.

Главными техническими особенностями этих машин являлись постоянный привод на все колеса с блокируемыми межосевым и межколесными дифференциалами и независимая подвеска всех ведущих и управляемых колес на двойных поперечных рычагах и пружинах.

wikimedia.org

Они имели колесную базу 2400 мм, дорожный просвет 235 мм, полную массу 2,2 т, развивали максимальную скорость 75-80 км/ч. Автомобили оборудовали 5-ступенчатой коробкой передач, механическим приводом тормозов и 18-дюймовыми колесами.

Одной из самых оригинальных и интересных машин Германии стал многоцелевой полугусеничный тягач NSU НК-101 Kleines Kettenkraftrad сверхлегкого класса. Это был некий гибрид мотоцикла и артиллерийского тягача.

В центре лонжеронной рамы помещался 1,5-литровый двигатель мощностью 36 л.с. от Opel Olympia, передававший крутящий момент через 3-ступенчатую коробку на передние звездочки движителя с 4 дисковыми опорными катками и автоматической системой подтормаживания одной из гусениц.

wikimedia.org

От мотоциклов были заимствованы одиночное переднее 19-дюймовое колесо на параллелограммной подвеске, седло водителя и управление мотоциклетного типа. Тягачи NSU широко применялись во всех подразделениях Вермахта, имели полезную нагрузку 325 кг, весили 1280 кг и развивали скорость 70 км/ч.

Нельзя обойти вниманием легкий штабной автомобиль, производимый на платформе "народного автомобиля" - Kubelwagen Typ 82.

Мысль о возможности военного использования новой машины появилась у Фердинанда Порше еще в 1934 году, а уже 1 февраля 1938 года Управление по делам вооружений сухопутных войск выдало заказ на постройку прототипа легкого армейского автомобиля.

Испытания экспериментального Kubelwagen показали, что он значительно превосходит все остальные легковые автомобили Вермахта, несмотря на отсутствие привода на передние колеса. Кроме того, Kubelwagen был прост в обслуживании и эксплуатации.

На VW Kubelwagen Typ 82 устанавливался четырехцилиндровый оппозитный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения, небольшой мощности которого (сначала 23,5 л.с., затем 25 л.с.) вполне хватало для перемещения автомобиля полной массой 1175 кг со скоростью 80 км/ч. Расход топлива составлял 9 л на 100 км при движении по шоссе.

wikimedia.org

Достоинства автомобиля оценили и противники немцев - трофейные "кюбельвагены" использовались и войсками союзников, и Красной Армией. Особенно его полюбили американцы. Их офицеры выменивали у французов и британцев Kubelwagen по спекулятивному курсу. За один трофейный Kubelwagen предлагали три Willys MB.

На заднеприводном шасси типа "82" в 1943-45 гг. выпускали также штабной автомобиль VW Typ 82E и автомобиль для войск СС Typ 92SS с закрытым кузовом от довоенного KdF-38. Кроме того, выпускался полноприводный штабной автомобиль VW Typ 87 с трансмиссией от массовой армейской амфибии VW Typ 166 (Schwimmwagen).

Автомобиль-амфибия VW-166 Schwimmwagen, создан как дальнейшее развитие успешной конструкции KdF-38. Управление вооружений выдало Порше задание на разработку плавающего легкового автомобиля, предназначенного для замены мотоциклов с коляской, состоявших на вооружении разведывательных и мотоциклетных батальонов и оказавшихся малопригодными для условий Восточного фронта.

Плавающий легковой автомобиль тип 166 был по многим узлам и механизмам унифицирован с вездеходом KfZ 1 и имел такую же компоновочную схему с двигателем, установленным в кормовой части корпуса. Для обеспечения плавучести цельнометаллический корпус машины был выполнен герметичным.

wikimedia.org

Движение автомобиля на плаву обеспечивалось смонтированным в кормовой части корпуса трехлопастным винтом, который при езде по суше откидывался назад и вверх и крепился ремнями. Высота борта машины над водой была явно недостаточной, так что при сколь-нибудь сильном волнении преодолевать водные препятствия на полностью загруженном автомобиле было рискованно.

В то же время, проходимость его по суше была выше всяческих похвал, что объяснялось, прежде всего, наличием привода на все колеса и независимой подвеской колес. На шоссе автомобиль развивал скорость до 80 км/ч, запас хода составлял 520 км. Полезная нагрузка равнялась 435 кг, обычно в автомобиле располагались четыре солдата (включая водителя) с личным оружием и 7,92-мм пулемет MG 42.

Еще одной массовой моделью в войсках Вермахта стала ничем вроде бы не примечательная довоенная модель Opel Blitz. Его популярность базировалась на недорогой и простой конструкции. Эта модель пользовалась значительной популярностью на фронте из-за огромного спроса на трехтонки, как самый распространенный тоннаж по обе стороны фронтовой линии, а также благодаря наличию в модельном ряду версии с передним ведущим мостом.

wikimedia.org

После провала "Блицкрига" и гибели большей части автопарка Германии в мясорубке Восточного фронта, неприхотливый Blitz стал наиболее массовой моделью армейского грузовика в частях Вермахта. Примерно 100 тыс. Opel Blitz поступили в войска Вермахта - больше, чем каких-либо других автомобилей.

Мотоциклы

Гражданские модели мотоциклов плохо подходили для нужд армии. Вермахту нужны были мощные, надежные и неприхотливые машины с большой грузоподъемностью и отличной проходимостью. Верховное командование сухопутными войсками поручило крупнейшим в Германии мотоциклетным компаниям BMW и Zundapp разработать прототип будущего армейского мотоцикла.

Так сложилось, что в 1939 г. выиграл тендер Zundapp с моделью KS750. BMW, по настоянию Вермахта, приступил к сборке мотоцикла, на 70% унифицированного с KS750. Но уже в 1941 г. они представили мотоцикл, превосходящий по своим характеристикам KS750.

Машины Второй мировой войны: колеса Вермахта

Таким образом, BMW R75 стал основным мотоциклом Вермахта и стал просто незаменимым при ведении мобильных операций. Кроме того, BMW R75 был одним из главных видов транспорта немецких воздушно-десантных войск, его часто доставляли к месту высадки на внешней подвеске "Юнкерсов".

BMW R75 стал лучшим тяжелым мотоциклом Второй мировой войны. Не случайно, что его упрощенные копии выпускались в СССР и даже в США.

Резюме

Немецкая техника выделялась на фоне американской (наши машины вообще можно назвать примитивными) продуманностью конструкции и внедрением передовых технологий, доселе в массовом производстве не применяемых. Но высокая стоимость и острая необходимость качественного обслуживания этих боевых единиц годилась разве что для молниеносного "Блицкрига".

Именно поэтому естественная селекция выделила в самую массовую техническую единицу довоенный Opel Blitz. Именно сочетание простоты конструкции с ее высокой надежностью и становятся главными при длительных и масштабных военных операциях.

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

4kolesa.mirtesen.ru

На трофеях из Германии — DRIVE2

Весной 1945 года почти все уцелевшие в войну немецкие автомобили сменили владельцев и стали именоваться трофеями – победители вывозили их из поверженной Германии эшелонами. Многие наши офицеры обзавелись тогда машинами, что для Советского Союза было новшеством: до войны автомобили в частные руки не продавались. На память о том времени остались эти фотографии.

Полный размер

Прежде чем стать трофеем Красной Армии, этот кабриолет “Opel Admiral” успел послужить в вермахте, куда он попал скорее всего по мобилизации: о его армейском прошлом говорит светомаскировочная фара, которыми в Германии комплектовались все военные автомобили. Облицовку радиатора латали несколько раз – видимо, немецкий водитель не отличался аккуратностью. На фото вокруг машины собрались офицеры, рядовые и даже штатские – не исключено, что это так называемая “трофейная команда”, занимающаяся сбором техники.

Полный размер

“Мерседес” с отломанной трехлучевой звездой – после 1945 года такие фотографии попадаются сплошь и рядом. Вот и этот “Mercedes-Benz 230” не избежал подобной участи. Комплектация автомобиля довольно богатая – хромированные “хомуты” на запасных колесах, дефлекторы боковых окон…

Полный размер

У “Mercedes-Benz”, модели “170V”, тоже нет родной эмблемы на пробке радиатора – ее место заняли советская пятиконечная звезда и флажок красного цвета.

Полный размер

На груди у младшего сержанта орден Красной Звезды и медали “За взятие Кенигсберга”, “За освобождение Варшавы”, “За взятие Берлина”, по которым можно проследить боевой путь красноармейца. Сфотографировался боец на фоне автомобиля “Hansa 1100”, однако вряд ли это его собственность. В отличие от офицеров нижним чинам приходилось довольствоваться трофейными велосипедами и лишь изредка кому-то удавалось заполучить мотоцикл.

Полный размер

Трофейные машины распределялись среди офицеров в соответствии с негласной табелью о рангах. Так, майору по чину вполне соответствовал “Opel 1.2 Litre” – один из самых распространенных немецких автомобилей 30-х годов. Машина скорее всего служебная, на что указывает присутствие водителя за рулем. Занавески на задних окнах придают малолитражке своеобразный вид, подходящий скорее лимузину.

Полный размер

Постановление Государственного Комитета Обороны № 9036 от 9 июня 1945 года называлось: “О выдаче офицерам и генералам трофейного имущества”. Согласно ему, генерал-майор танковых войск Зелинский стал обладателем “Мерседеса”, о чем свидетельствует это удостоверение за № 3249 – цифра дает возможность представить масштабы перемещения транспортных средств в СССР. Подпись на документе принадлежит генерал-лейтенанту технических войск Ивану Петровичу Тягунову, возглавлявшему с 1943 года Главное автомобильное управление Красной Армии.

Полный размер

Подобного рода справки в те годы штамповались во множестве и служили только одной цели – легализации трофейного автомобиля для последующей отправки его домой. Упомянутый в справке Лихтенштейн – вовсе не княжество в центре Европы, а небольшой городок в Саксонии, недалеко от Глаухау, и его название правильно пишется как Лихтенштайн. Еще одну ошибку переводчик допустил в написании фамилии: буква “z” в немецком произносится как “ц”, соответственно правильный вариант – Баранцев.

Полный размер

Машина, кстати, исправно служила полковнику Баранцеву до 1979 года.

Полный размер

Название у этой модели фирмы “Hanomag” вполне армейское – “Sturm”. Номеров на машине нет ни немецких, ни советских, поэтому можно предположить, что “добыча” свежая. На заднем плане виден полуразрушенный дом, значит, город, на улице которого запечатлен “Штурм”, брали штурмом. Подписей на обратной стороне фотографии нет – остается лишь гадать, в каком городке и на каком доме висела когда-то вывеска “Hermann Wendland”…

Полный размер

Самые лучшие автомобили – “Мерседесы”, “Хорьхи” и “Майбахи” – естественно, забирал себе генералитет, но фотографировались рядом с этими диковинными автомобилями преимущественно водители. Этот снимок сделан в Бабельсберге в марте 1946 года и сопровождается подписью: “На память уважаемому генералу от водителя”. Машина у командира подобающая званию – пульман-кабриолет “Maybach SW38”. Такие модели делались по индивидуальному заказу и являлись верхом роскоши среди немецких автомобилей.

Полный размер

Автопарк Красной Армии образца 1945 года во всем разнообразии. Слева направо: грузовик “Ford V8-51”, предположительно из бельгийской армии, ставший сначала немецким трофеем, а затем советским. Французский пикап “Peugeot 202” наверняка с похожей судьбой. Легковой “Mercedes-Benz 170V” со светомаскировочной фарой-поганкой, отбитый у вермахта. Британский “Bedford MWD”, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. И наша легендарная “полуторка” еще довоенного выпуска с округлыми крыльями, прошедшая через всю войну до победного конца.

Полный размер

Автор текста: Иван БАРАНЦЕВ, фото и документы из коллекции автора Источник: www.klaxon.ru/archivepaper/StatNum.php?ELEMENT_ID=3234

www.drive2.ru

Бельгия — Всё о Второй мировой

Мотоцикл FN-12a SM

Армейский мотоцикл выпускался оружейной фирмой «Fabrique Nationale de Herstal» в 1936-1939 гг. Он имел карданный привод на задние колесо и колесо коляски. Рама – трубчатая, сварная, дуплексная. Передняя подвеска — параллелограммная с фрикционным демпфером. Двигатель был герметично закапотирован для преодоление водных преград. Выпускная система из обоих цилиндров имела один глушитель. Все три колеса были взаимозаменяемы и оснащались шинами с грязевым протектором. Всего было выпущено 1,2 тысячи машин, которые практически все использовались Вермахтом. ТТХ мотоцикла: колесная база – 1,5 м; клиренс – 200 мм; масса – 300 кг; двигатель — двухцилиндровый, оппозитный нижнеклапанный; объем двигателя – 992 см³; мощность двигателя — 22л.с; коробка передач – 4-ступенчатая с задним ходом; емкость бензобака – 19 л; запас хода – 190 км; максимальная скорость – 90 км/ч; тормоза – барабанные.

Трицикл FN M-12 SM T 3 Tricar

Трицикл выпускался в 1938-1940 гг. на базе тяжелого армейского мотоцикла «FN M-12». Трицикл выпускался в модификации пассажирского, грузового мотоцикла, ввиде мастерской, а также с установкой зенитных пулеметов. К задней раме трицикла был прикреплен открытый кузов и задний мост автомобильного типа с рессорной подвеской. Всего было выпущено около 500 машин, из которых на вооружении Вермахта находилось 334 трофейные машины. ТТХ трицикла: длина — 3,4 м; ширина — 1,7 м; высота – 1,1 м; колесная база – 2,1 м; клиренс – 225 мм; масса – 1050 кг; грузоподъемность – 500 кг; двигатель — двухцилиндровый, оппозитный нижнеклапанный; объем двигателя – 992 см³; мощность двигателя — 22 л.с; коробка передач – 4-ступенчатая; емкость бензобака – 19 л; максимальная скорость – 75 км/ч; радиус поворота – 3 м.

Мотоцикл FN M-70 Sahara

Мотоцикл выпускался в 1927-1940 гг. Только Вермахтом использовалось 44,6 тысячи трофейных машин. ТТХ мотоцикла: двигатель – одноцилиндровый, четырехтактный; объем двигателя – 348 см³; мощность двигателя — 9 л.с; коробка передач – 3-ступенчатая; емкость бензобака – 12 л; расход топлива – 3 л/100 км; максимальаная скорость – 90 км/ч; тормоза барабанные.

Мотоцикл FN M-71

Мотоцикл выпускался в 1936-939 гг. ТТХ мотоцикла: колесная база – 1,3 м; масса — 135 кг; двигатель – одноцилиндровый, четырехтактный; объем двигателя – 348 см³; мощность двигателя — 9 л.с; коробка передач – 3-ступенчатая; тормоза барабанные.

Мотоцикл FN M-86 с коляской

Мотоцикл FN M-86 соло

Армейский вариант мотоцикла выпускался в 1935-1940 гг., как с коляской, так и без нее. В 1937 г. часть мотоциклов с колясками была оснащена легким бронированием: водитель был полностью защищен спереди броневым щитком, а коляска забронирована спереди и справа. Только в Германии использовалось 1,6 тысячи трофейных машин. ТТХ мотоцикла: масса – 170 кг; двигатель – одноцилиндровый, четырехтактный; объем двигателя – 497 см³; мощность двигателя – 22 л.с; коробка передач – 4-скоростная; тормоза – барабанные.

Мотоцикл FN M-90

Мотоцикл выпускался с 1931 г. Только в Германии использовалось 2,2 тысячи трофейных машин. ТТХ мотоцикла: двигатель – одноцилиндровый, четырехтактный; объем двигателя – 497 см³; мощность двигателя – 22 л.с; коробка передач – 4-скоростная; тормоза – барабанные.

Мотоцикл Gillet Herstal 500 OHV

Gillet Herstal 500 с коляской

Мотоцикл выпускался компанией «Gillet Herstal» в 1929-1940 гг., как с коляской, так и без нее. До окуппации Бельгии использовался дорожней полицией, затем был реквизирован германскими войсками. Он имел одноцилиндровый четырехтактный двигатель с объемом – 500 см³, паралелограмную переднюю подвеску и барабанные ториоза. Вес мотоцикла без коляски – 170 кг, максимальная скорость – 110 км/ч.

Мотоцикл Gillet Herstal 720 AB

Мотоцикл Gillet Herstal 720 AF

Мотоцикл выпускался компанией «Ateliers Gillet, SA» в 1936-1940 гг. Он имел разборную, трубчатую дуплексную раму и параллелограммную с фрикционным демпфером переднюю подвеску. Привод заднего колеса осуществлялся цепью, а от ступицы заднего колеса к колесу коляски шел торсионный вал, расположенный внутри задней трубы колясочной рамы. По заказу Франции выпускалась экспортная модель под обозначением «Gillet Herstal 720 AF», которая отличалась от базовой модели коляской. Всего для Франции было выпущено 784 машины. После окупации Бельгии и Франции трофейные мотоциклы перешли на службу Вермахту. ТТХ мотоцикла: длина – 2,5 м; ширина – 1,7 м; высота – 1,1 м; колесная база – 1,5 м; клиренс – 120 мм; высота сидения – 0,7 м; масса – 300 кг; двигатель — двухцилиндровый двухтактный; объем двигателя – 728 см³; мощность двигателя – 22 л.с; коробка передач – 4-ступенчатая с задним ходом; емкость бензобака – 15 л; запас хода – 200 км; максимальная скорость – 110 км/ч; тормоза – барабанные.

Мотоцикл Saroléa 38-T6

Гражданский мотоцикл в 1938 г. при адаптации к военным нуждам получил усиленную раму, модернизированный глушитель и шины. ТТХ мотоцикла: объем двигателя — 650 см³; масса – 170 кг.

Мотоцикл Sarolea 350

Мотоцикл выпускался в 1932-1940 гг. в двух модификациях: «А» и «В». Трофейные мотоциклы использовались Вермахтом. ТТХ мотоцикла: колесная база – 1,4 м; масса – 125 кг; двигатель – одноцилиндровый, четыректактный; объем двигателя – 349 см³; мощность двигателя – 9 л.с; коробка передач – 4-ступенчатая; емкость бензобака – 13 л.

Мотоцикл Sarolea 500 24-U

Мотоцикл выпускался оружейной компанией «Sarolea» в 1934-1940 гг. Всего было выпущено 1,5 тысяч машин. ТТХ мотоцикла: масса – 152 кг; двигатель – одноцилиндровый, четырехтактный; объем двигателя – 493 см³; мощность двигателя – 20 л.с; емкость бензобака – 13 л; тормоза – барабанные.

Мотоцикл Sarolea 500 23-S с коляской

Мотоцикл выпускался с 1927 г. ТТХ мотоцикла: двигатель – одноцилиндровый, четырехтактный; объем двигателя – 500 см³; мощность двигателя – 20 л.с; коробка передач – 3-скоростная; максимальная скорость – 80 км/ч; тормоза – барабанные.

Мотоцикл Sarolea 600

Мотоцикл выпускался оружейной компанией «Sarolea» в 1933-1940 гг. ТТХ мотоцикла: двигатель – одноцилиндровый, четырехтактный; объем двигателя – 589 см³; мощность двигателя – 25 л.с.

Мотоцикл Sarolea 1000 38-Н

Мотоцикл выпускался с 1936 г. и имел карданный привод на колесо коляски, с возможностью отключения и двухступенчатый демультипликатор в заднем мосту. Коляска могла сниматься. Во время войны, мотоциклы поставлялись Вермахту. Всего было выпущено 300 машин. ТТХ мотоцикла: масса – 545 кг; двигатель – двухцилиндровый, нижнеклапанный, оппозитный; объем двигателя — 973 см³; мощность двигателя – 30 л.с; коробка передач – 3-ступенчатая с задним ходом; максимальная скорость – 82 км/ч.

wwii.space