Ездить на мотоцикле по песку. Мотоциклы по песку
Сонник Ездить на мотоцикле по песку. К чему снится Ездить на мотоцикле по песку видеть во сне
Ездить по кругу — означает, что ваши мысли вращаются вокруг одного и того же предмета и вы не можете найти выхода из сложившегося положения.
Смотрите толкование: дорога; транспортные средства по названиям: лошадь, скачки, движение, автомобиль.
Ездить верхом спокойно и размеренно — знак благополучия во всех делах.
Упасть с лошади во сне — к несчастью, увидеть во сне упавшего с лошади — к убыткам.
Слезать с лошади — знак ухудшения положения и раздора с близкими или друзьями.
Ехать верхом в компании мужчин — знак хороший и обещает прибыль; в компании женщин — плохой сон, который предвещает неприятности через обман и сплетни.
Ехать в карете (коляске) — плохой сон для больных, так как предсказывает им смерть; но военным сон обещает повышение по службе.
Тем, кто стремится улучшить свое состояние посредством рискованного предприятия, такой сон предсказывает неудачи и долги.
Ехать через лес, пустыню или покинутый город — к неудачам или несчастью.
Ездить в богатом экипаже (или на дорогой автомашине) во сне — знак почестей и богатства.
Ездить на бричке (телеге) по тряской дороге — знак того, что вы переживаете нелегкие дни, но они закончатся, и ваша обычная жизнь будет казаться вам раем.
Ездить на диких зверях во сне — знак победы над врагами.
Ездить на людях — сон благоприятный для тех, кто занимает ответственный пост, стремится к власти или имеет подчиненных.
Другим людям такой сон обещает убытки и неприятности. Иногда такой сон предсказывает вам, что вы будете беззастенчиво использовать людей в своих корыстных целях.
Всадник в вашем сне — посланник. Смотрите, как он выглядит: такое известие и получите.
Въезжать в город верхом. Больному такой сон обещает выздоровление, а тому, кто потерял что-то и хочет найти, сон обещает удачу в его поисках и последующий успех.
Выезжать во сне из города (поселка, дома) — сон дурной.
Больным он предсказывает скорую кончину, военному — поражение, ранение или смерть в бою. Другим людям — неудачи в делах.
www.sunhome.ru
Езда по песку
Здравствуйте, наши дорогие мотопутешественники. На страницах нашего альманаха мы начинаем цикл статей о том, как правильно и интересно мотоциклировать, и при этом возвращаться домой живым, здоровым, и по возможности – на мотоцикле.
А поможет нам в этом Крис Скотт, чей мототуристический опыт он воплотил в своей книге Adventure Motorcycling Handbook (рекомендуется к прочтению, издана в России на русском языке издательством Sputnik Books органиченным тиражом; кто не купил – читайте нас). Привет, Крис.
Здоровенькі були.
Итак, первая статья в нашем цикле посвящается езде по бездорожью. Как частный случай этого явления – езде по песку. Мы с Крисом точно знаем, что многим посетителям нашего сайта уже приходилось почувствовать на себе, что это такое, и у многих наверняка есть свой опыт езды по песку – так вы не стойте в стороне, вливайтесь в дискуссию. Делиться опытом – как раз и есть одно из назначений нашего проекта. Проекта, который мы делаем для вас.
Можно достаточно спокойно ехать по песку, пока он относительно твердый. Но когда он становится сыпучим, езда превращается в тренажер для ног, реакции и нервов, особенно если дорога неровная. Скажи, Крис?
Да, обычно пустынный райдер сталкивается с ездой вдоль колей, что гораздо сложнее. Здесь сыпучий песок смывается ливневыми паводками, и ты можешь неколько миль ехать стоя по колее шириной в 1-2 фута. Жутко утомительно!
Как можно облегчить себе жизнь? Легче всего - остаться дома. Остаться дома и смотреть на пустыни по Discovery Channel или National Geographics, хоть они и не заплатили за рекламу на страницах нашего альманаха. Да, кстати, на наших страницах тоже можно посмотреть фотографии пустынь. Тем более, что оттуда недавно вернулись наши друзья – Доцент, Чиж и Лексус. Там много песка. И не только там. Везде песок. Песок в пустыне. Песок в цементе, которым затянуты наши дома. Песок в часах наших жизней. Люди пассивно наблюдают, как он бежит, тоненькой струйкой сбегая сверху вниз, превращаясь в растущую кучу смятых листков отрывного календаря. Мы сидим и смотрим – это легко, гораздо легче, чем сесть на мотоцикл, и ехать. Ехать в холод. Ехать в дождь. Ехать в грязь. В осыпающиеся под ногами пески. И не искать легких путей.
Wow…
Но вернемся к нашей пустыне. То, что мы не ищем легких путей, еще не значит, что ездить летом надо на санках, а окопы надо рыть вилками. Поэтому, сохранить некоторое количество волос на голове нам помогут кое-какие опробованные методики и советы от Криса Скотта.
Итак, методика первая. Надо немного сдуть шины, как минимум – заднюю. Понижение давления на 0.3 бара увеличит пятно контакта шины с песком в длину (в ширину, конечно, тоже увеличит, но не намного). Таким образом, колесо превратится в некоторое подобие гусеницы (не той, что в перспективе может стать бабочкой, а той, на которых ездят танки, БМП и гусеничные трактора), что увеличит сцепление с дорогой.
У этой методики есть и побочный эффект – при пониженном давлении в шинах сильнее нагревается срезина из-за трения корда. От высокой температуры шина размягчается и становится более уязвимой для повреждений – при такой оказии сбрасывай скорость и следи за колесами постоянно.
Быстрое открытие дросселя придаст мотоциклу импульс и устойчивость, и ты сможешь уверенно пронестись по короткой песчаной полосе, когда переднее колесо скользит по поверхности. Неважно, как виляет заднее колесо, держи скорость и не возвращайся в седло столько, сколько понадобится. Пока переднее колесо на дороге, ты контролируешь ситуацию. Забудь о тормозе, особенно о переднем. Если нужно затормозить – тормози коробкой передач, но приготовься к тому, что мотоцикл потеряет устойчивость.
Такая жизнь. Ехать в позе «привстав на подножках» - жутко неудобно и утомительно, но зачастую другого выхода нет. Кроме того, если сбросить газ и остановиться (или упасть), то есть все шансы потом завязнуть и вообще не тронуться с места. Крис мне тут подсказывает, что в Тимбукту, если ехать от Бурема на восток, то таким способом придется проехать ни много ни мало – 300 км.
От езды по песку волосы встают дыбом, ты постоянно едва не падаешь, но преодолеть полосу сыпучего песка без нежелательных последствий можно только при помощи вышеописанной техники.
Теперь о езде по песчаной колее. С этим также часто приходится сталкиваться – не только по пустыням, но и в искуственно насаженных хвойных лесах где-нибудь в Харьковской области.
Как правило, наиболее удачной комбинацией для движения по песчаной колее является 3 передача и скорость порядка 40 км/ч. Низкая передача и хороший запас на ручке газа дают возможность уверенно себя чувствовать на песке. В случае необходимости, всегда можно разгрузить переднее колесо, добавив газ. Тормозить – только двигателем. Двигатель – не жалеть. Кстати, именно в таких условиях плохие или неотрегулированные двигатели сдают и перегреваются. Некоторые даже погибают окончательно.
Fuck…
Попав в такую колею, старайтесь оставаться в ней до победного. Если вам кажется, что соседняя колея чем-то лучше – не обольщайтесь. Как говорится, соседняя очередь всегда движется быстрее. Как только вы туда перелезете, окажется, что та колея, из которой вы только что с таким трудом и матюками выбрались, была гораздо лучше. Но если вы все-таки твердо решили это сделать, то лучший способ – это встать на подножках, открутить «на все деньги» газ, и швырнуть своим весом байк в соседнюю колею.
Только не выделывайте такие трюки на 1150 GS со своей красавицей на заднем сиденье.
www.ru.mmotoparts.com
HYOSUNG RT125D KARION (2010): БУРЯ В ПЕСОЧНИЦЕ
RT125D KARION – это так называемый «SAND BIKE», предназначенный для езды по песку.
С Hyosung RT125D Karion я познакомился еще года три назад. Когда-то в редакцию прикатил парень лет 18-ти на смешном с виду мотоцикле, экипированный только в непонятный китайский шлем. Я попросил проехаться на его двухколесном вокруг квартала. 125-кубовый мотор Кариона еле тянул, YBR125 по сравнению с ним казался намного более мощным байком. Зачем выпускать мотоцикл с претензией на внедорожник, если его динамика в городе – как у «задушенного» полтинника? Ну, для подростка, наверное, сойдет. Как раз, чтобы научиться ездить.
Вторая встреча с Карионом состоялась осенью. Владелец мотоцикла купил его с той же учебной целью, чтобы его сын-подросток осваивал азы управления двухколесным. Только ареал обитания Кариона был более адекватным: не столичные улицы и проспекты, а узкие пригородные дороги, асфальтированные и не очень. А в двух шагах от дома в Конче-Заспе – хвойный лес с превосходным для оффроуд-покатушек переменным рельефом, поваленными деревьями и песчаным грунтом. На песке следует остановиться подробнее.
Кругом один песок
Hyosung RT125D Karion относится к неофициальному классу так называемых «sand bikes» – любительских оффроуд-мотоциклов, предназначенных для езды по песку. Главная их особенность – широкие внедорожные шины.
На самом деле, для преодоления песчаных участков сгодиться любой эндуро или кроссач, о чем свидетельствуют самые известные в мире ралли-рейды, нередко проходящие через пустыни. Только на обычном эндуро нужно еще уметь передвигаться по сыпучему песку, а на сэнд-байке поедет и полный чайник. Благодаря широким шинам и достаточно развитым протекторам, мотоциклу не грозит «плавание» передка и зарывание ведущего колеса в случае остановки. Класс «песчаных байков» невелик, на данный момент выпускается всего три таких внедорожника: Suzuki RV125 Van Van, Yamaha TW200 и, собственно, Карион. Общие их особенности – шины формата 130/80 спереди и 180/80 сзади, а также маломощные 4-тактные движки, которые опытному оффроуд-райдеру будет даже скучно заводить.
Получив в руки Карион, я сразу отправился на нем в лес. Там нет машин, которые все будут явно быстрее моего маленького мотоцикла, зато много песка. Небольшой прохват по асфальту с заездом на заправку оживил в памяти воспоминания трехлетней давности: неимоверно «дохлый» моторчик. На шоссе, где минимально безопасная скорость – 80 км/ч, этому двухколесному делать нечего.
Когда асфальт под колесами сменился петляющими между деревьев узкими лесными тропинками, а разумная скорость опустилась до 30-40 км/ч, Карион сразу оживился. Он очутился в своей стихии. Короткая база в 1350 мм позволяет маневрировать на Карионе, как на велосипеде, а 230-мм клиренс и стоковая металлическая защита картера – забыть о преградах на пути вроде поваленных деревьев. Задняя 180-мм шина гребет песок, как трактор, ограничения на «отжиг» накладывают лишь неглубокие протекторы покрышек двойного назначения Shinko SR428. Предназначение передней 130-мм шины на таком покрытии – не вязнуть в песке, с чем она справляется на все сто. Задний барабанный тормоз работает намного адекватнее, чем на асфальте: между моментом нажатия на педаль и реальным замедлением проходит не целая вечность, а всего пару секунд. А в эти пару секунд происходит неизменный на песке контролируемый снос заднего колеса, от которого получаешь массу удовольствия.
Мало огня
За рулем этого байка хочется отжигать, однако его мотор вяло поддерживает энергичные порывы райдераВообще, если говорить о любительских оффроуд-покатушках, езда в контролируемом заносе – самая веселая забава. На песке она получается легко и непринужденно, тем более, когда высота по седлу мотоцикла составляет 790 мм. Всегда можно подстраховаться ногами.
Первые полчаса за рулем Кариона мне было очень весело. Я барахтался в песке, как ребенок, петлял между деревьями, а поворачивал исключительно после нажатия на педаль заднего тормоза. Конечно, пару раз упал, но пострадавших не было ни с моей, ни с мотоциклетной стороны. В плане готовности к падениям Карион – настоящий внедорожник: узкий движок, стянутый снизу металлической защитой картера, дешевый мягкий пластик в районе сиденья, миниатюрная приборка и небольшая круглая фара. Не помешала бы защита рукояток руля, чтобы не погнуть рычаги тормоза и сцепления. Больше ломаться здесь нечему.
Падения – не менее увлекательный элемент езды, чем снос заднего колеса. Максимум, что можно повредить, – погнуть рычаг тормоза или сцепления
Большой плюс Кариона в том, что он относительно легкий – 135 кг снаряженного веса. Конечно, современные внедорожные 450-ки весят намного меньше, а «злости» в них – как в пяти Карионах. Но тот, кто пробовал заезжать в дебри на тяжелых эндуро-туристах или дорожниках, знает, что 135 кг – это очень мало. На сыпучем покрытии малый вес – главное преимущество.
Вот если бы еще к этим килограммам добавить хотя бы 20-25 «лошадей» и столько же крутящего, доступного где-то на 6000 об/мин! Хилость 125-кубового мотора Кариона нагоняет тоску, хотя на бездорожье это не так заметно, как на асфальте. Если мотор хорошенько крутить, мотоцикл более-менее едет. 11 Нм снимаются здесь при 8000 об/мин, максимум мощности в 13,5 л.с. – вообще на десяти тысячах. Зачем столько шума? Какой толк от этих экстра-лошадей и ньютон-метров, которые бродят где-то на самом верху? Для справки: «воздушка» народного YBR125 обеспечивает мотоциклу 10 Нм уже при 6000 об/мин и 10 л.с. при 7800 оборотов. Мотор с такими характеристиками в теле Кариона был бы более уместен.
Сельская местность
Прежде, чем вернуть мотоцикл владельцу, я основательно погонял его по идеальному асфальту Старообуховской трассы Р-01, а так же ее ответвлениями в сторону Днепра. Там покрытие уже сильно отличается: к элитным коттеджным поселкам проложен элитный асфальт, к полузаброшеным турбазам ведут кривые бетонки вперемешку с грунтовками.
Ехать на Карионе по хорошему асфальту – неимоверная скука. Ровная отдача корейского 125-кубового движка при таком скромном объеме, как по мне, неуместна. Было бы веселее, если бы моторчик подхватывал в определенном диапазоне, лучше всего, с «низов». Активно работая ручкой газа и коробкой, мне удалось увидеть на электронном спидометре цифру 85 км/ч. После обкатки, когда мотор можно будет крутить на полную, Карион, наверное, поедет сотню. Больше – только с горки и при попутном ветре.
Посадка на мотоцикле вполне комфортна как для небольших прохватов. Седло в меру широкое, 9-литровый бак может обеспечить до 300 км автономной езды. Ветрозащита отсутствует как таковая, но с такими скоростями она и не нужна.
1. 1-цилиндровый мотор воздушно-масляного охлаждения раскручивается до 10000 об/мин, на «верхах» выдавая максимум мощности и крутящего. Металлическая защита картера устанавливается в стоке 2. Электронная приборная панель лаконична, но и сам мотоцикл не отличается наличием каких-то наворотов. Тахометр отсутствует 3. Сила Кариона – в широких, как у квадрика, шинах. Протекторы универсальных покрышек Shinko неглубокие как для серьезного бездорожья. Задний барабанный тормоз не боится грязи и песка, но его эффективность оставляет желать лучшего 4. Узкий бак вмещает всего 9,1 л бензина 5. Передний диск дополнен знакомым владельцам мотоциклов Hyosung 2-поршневым суппортом Tcic. Его информативность оставляет желать лучшего
Если свернуть с асфальта на обочину, не сбрасывая скорость, жизнь становиться веселее. Длинноходные подвески уверенно проглатывают небольшие ямы и выбоины, а широкие шины позволяют не обращать внимания на песчаные «ловушки», крайне опасные для обычных дорожников на шоссейной резине.
Также приятно колесить на Карионе по петляющим грунтовкам. Легкий мотоцикл послушно ложится в поворот, позволяя свешиваться, почти как на спортбайке. Если покрытие не внушает доверия, можно ехать в повороте по-супермотардовски, страхуя себя ногой. 135 кг – это же чуть тяжелее, чем велосипед!
Кроме песчаных россыпей и кривых лесных троп, приправленных корягами, ветками и поваленными деревьями, сельские грунтовки – вот, что прекрасно подходит Кариону. И максималка в 80-90 км/ч там не будет смотреться унизительно. Живи я в селе, с удовольствие ездил бы на таком мотоцикле
Технические характеристики
ЦЕНА | $4000 |
КУПИТЬ | HYOSUNG-MOTORS.COM.UA |
ДВИГАТЕЛЬ | |
МОЩНОСТЬ | 13,5 Л.С. ПРИ 10000 ОБ/МИН |
КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ | 11 НМ ПРИ 8000 ОБ/МИН |
ТИП | 124 СМ3, 1Ц, 4Т, 4V, DOHC, ВОЗДУШНО-МАСЛЯНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ |
ДИАМЕТР Х ХОД ПОРШНЯ | 57 Х 48,8 ММ |
СТЕПЕНЬ СЖАТИЯ | 11,3:1 |
СИСТЕМА ПИТАНИЯ | КАРБЮРАТОР |
СЦЕПЛЕНИЕ | МНОГОДИСКОВОЕ В МАСЛЯНОЙ ВАННЕ |
ТРАНСМИССИЯ | 5-СТУП., ЦЕПЬ |
ШАССИ | |
РАМА | СТАЛЬНАЯ ДУПЛЕКСНАЯ |
УГОЛ НАКЛОНА / ВЫНОС ВИЛКИ | Н.Д. |
ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА | ТЕЛЕСКОПИЧЕСКАЯ ВИЛКА ОБЫЧНОГО ТИПА, НЕРЕГУЛИРУЕМАЯ |
ЗАДНЯЯ | МАЯТНИК, МОНОАМОРТИЗАТОР, РЕГУЛИРОВКА ПРЕДПОДЖИМА ПРУЖИНЫ |
ТОРМОЗА ПЕРЕДНИЕ | 275 ММ ДИСК, 2-ПОРШ. СУППОРТ |
ЗАДНИЕ | БАРАБАН |
ШИНА ПЕРЕДНЯЯ | 130/80 R18 |
ЗАДНЯЯ | 180/80 R14 |
РАЗМЕРЫ | |
КОЛЕСНАЯ БАЗА | 1350 ММ |
ВЫСОТА ПО СЕДЛУ | 790 ММ |
КЛИРЕНС | 230 ММ |
БАК | 9,1 Л |
СНАРЯЖЕННЫЙ ВЕС | 135 КГ |
Опубликовано в журнале БАЙК №2/2011
mmoto.tk
ГЛАВА 3. ПОКРЫТИЯ — Байки о байках
Как правило, на любом внедорожном маршруте встречаются самые разные типы покрытия. Необходимо заранее изучить их свойства и отточить навыки, необходимые для их преодоления.
Помните, что вне зависимости от того, что у вас под колёсами, самое главное – не опускать голову! Смотрите вперёд как минимум на 15-20 метров. Нужно постоянно оценивать обстановку впереди и выстраивать оптимальную траекторию. Это невозможно сделать, глядя под переднее колесо.
Следуя принципам, изложенным в предыдущих главах, вам следует стараться ехать, экономно расходуя свои силы. Но даже если вы в совершенстве умеете ездить по бездорожью, некоторые покрытия всё равно измотают вас. Об этом нужно постоянно помнить.
В этой главе мы рассмотрим разные типы покрытия и приёмы их успешного преодоления.
ГРАВИЙ
Как правило, наибольшее количество внедорожных километров на любом маршруте приходятся на гравийные дороги. При съезде на них, старайтесь держать мотоцикл вертикально. Если вы съезжаете на гравий в наклоне, переднее колесо может соскользнуть, особенно если вы едете быстро, потому что гравий держит хуже асфальта.
Следует прокладывать траекторию по тем участкам дороги, где меньше всего камней, особенно если они с острыми краями. Всегда помните о самом главном – держите горову повыше и смотрите подальше – тогда вы сможете увидеть неприятности до того, как подъедете к ним и построить траекторию по участкам с наибольшим сцеплением. Смотрите только туда, куда хотите ехать. Держите ровный газ. При необходимости вставайте в стойку. Если на дороге имеется след от автомобилей, лучше ехать по нему, потому что гравий там плотнее.
Обратите внимание на свою позу. Она должна быть собранной, но не зажатой, устойчивой, но гибкой. Постарайтесь почувствовать, как мотоцикл ведёт себя на нетвёрдой поверхности. Если вы впервые на гравии, сожмите бак коленями для лучшей стабильности и при необходимости опускайте стопы, скользя ими поверх дороги. Это поможет вам на первых порах чувствовать себя увереннее, но будьте осторожны – если нога ударится о камень или корень, добром это не кончится. Когда вы немного освоитесь, попробуйте ехать в стойке, вам станет легче держать равновесие.
Не нужно сжимать руль, руки должны быть расслабленными. Переднее колесо должно поворачиваться довольно свободно (не совсем свободно, конечно), хотя поначалу его поведение будет довольно пугающим. Но даже вы будете ему сопротивляться, оно всё равно возьмёт своё.
Не гоните на гравии быстрее своих возможностейОпытные водители могут мчаться по гравию очень быстро, но для новичков и обычных мотоциклистов средняя скорость подойдёт лучше. Подберите наиболее комфортную для себя скорость и старайтесь поддерживать её, насколько позволяют условия.
Если перед вами участок очень сыпучего гравия, значит пришло время замедлиться. Тогда вы сможете или преодолеть его с небольшим ускорением, но при этом не достигнуть спортивных скоростей. Если вы почувствуете, что байк начинает болтаться под вами, просто ускорьтесь, и он стабилизируется. Если дорога становится очень неровной, встаньте на подножках и позвольте мотоциклу ходить под вами, преодолевая неровности. При этом сжимайте его коленями, но туловище держите расслабленным.
Паническое торможение на гравии как правило приводит к падению, так что пользуйтесь передним тормозом поаккуратнее. Старайтесь вообще не тормозить кроме самых крайних случаев, но и в них обращайтесь с рычагом как можно мягче. Если мягко не получается, значит вы едете слишком быстро. При резком торможении и даже быстром закрытии газа колёса могут потерять остатки сцепления с поверхностью.
В общем, не гоните слишком быстро и расслабьте мышцы – это поможет вам лучше управлять мотоциклом и не потерять слишком много сил.
ПЕСОК
Езда по песку – довольно пугающее занятие, а всё из-за практически полного отсутствия сцепления переднего колеса. Иногда кажется, что оно живёт своей собственной жизнью, не обращая внимания на ваши действия. Вдобавок, езда по песку очень выматывает, особенно если ехать неправильно. Песок очень быстро высосет из вас всю энергию, и в результате вы начнёте совершать ошибки в управлении мотоциклом.
Ни в коем случае не останавливайтесь на пескеСамое главное – помнить, что скорость ваш единственный друг. Заставьте байк двигаться вперёд и вы обретёте над ним контроль и сохраните свои силы.
При съезде на песок с твёрдой поверхности хочется немедленно сменить стойку на сидячую позицию. Ещё хочется немедленно сбросить скорость, просто чтобы не снесло переднее колесо. На самом деле, всё это только сделает ситуацию хуже. Если вы добавите газ и переместите тяжесть тела как можно дальше назад, вы тем самым разгрузите переднее колесо и мотоцикл снова станет послушным. Стойка хороша ещё и тем, что на песке мотоцикл становится крайне восприимчив к боковому перемещению веса водителя, то есть вы сможете управлять им, загружая при необходимости правую или левую подножку и смещая вес тела в нужную сторону.
Если перед вами долгие мили пустыни или песчаного пляжа, вам потребуется снизить давление в шинах. Но будьте осторожны, иначе покрышка может провернуться на ободе, особенно если она не зафиксирована замком.
Начните двигаться на невысокой скорости, а когда почувствуете, что зарываетесь, аккуратно добавляйте газ. Не прижимайте локти к телу. Перенесите вес тела как можно дальше назад. Позвольте мотоциклу свободно перемещаться под вами. Когда песок станет по-настоящему сыпучим, изо всех сил старайтесь не остановиться. Двигайтесь, даже если для этого вам придётся перебирать ногами или спрыгнуть с мотоцикла и бежать рядом с ним. Помните – чем тяжелее мотоцикл, тем быстрее он завязнет и тем труднее его откопать.
На сыпучем песке заднее колесо закапывается очень быстро. Если это случилось, ни в коем случае не газуйте, а то закопаетесь ещё дальше. Попробуйте раскачать мотоцикл вперёд-назад, и когда почувствуете, что готовы, добавьте газ и выезжайте из канавы. Если не получается, прекратите жечь сцепление, лучше заглушите мотор и положите байк на бок. Теперь забросайте яму песком и утрамбуйте его ногами, потом поднимите мотоцикл, троньтесь и только потом запрыгивайте в седло.
Помните, что песок очень вреден для мотоцикла. Он забирается в каждую дырочку, сильно увеличивая износ деталей. Тщательно помойте мотоцикл, как только песок останется позади и обязательно почистите воздушный фильтр. Обслужите цепь и звёзды – тщательно удалите все песчинки и лишь потом наносите смазку.
ДЮНЫ
Дюны – более продвинутая разновидность песка. Нравится вам это или нет, но рано или поздно вам придётся переехать дюну, а не объехать её. Это может быть довольно весело, но, как и в случае любого другого внедорожного опыта, степень веселья прямо зависит от уровня подготовки. Дюны очень коварны, они состоят из песка нескольких разных видов. Попадается такой мелкий, что он способен натурально проглотить ваш байк, отправив вас в полёт через руль, если вы будете неосторожны.
Преодоление дюн предъявляет высокие требования не только к физподготовке водителя (попробуйте поподнимать мотоцикл каждые пять минут), но и к его способности ориентироваться на местности. Дюны как будто созданы, чтобы в них было легко заблудиться. Добавьте к этому вполне вероятную жару и недостаток воды. Скотт Харден пишет в своей книге «Погоня за Дакаром»: «Эффективность – ключевое слово при езде в дюнах. Поднимать раллийный мотоцикл очень тяжело, многие гощики жалуются, что их пульс достигает предельных значений. Берегите силы и не забывайте пить почаще из своего гидратора».
Слева: слегка отклонитесь назад, расслабьте мышцы, и позвольте мотоциклу ходить под вами. Справа: самое главное — двигаться, даже если для этого придётся слезть с байка и толкать его рукамиСамое главное в дюнах – двигаться без остановок. Нужно быть готовым добавить газу как только вы почувствуете, что песок стал мягче и мотоцикл начал зарываться. От самозакапывания очень помогают подспущенные шины, снижающее давление на грунт. Чем мягче песок – тем ниже давление.
Подъём на дюну, как и любой подъём на холм, требует скорости, уверенности и храбрости. Кстати, падение в песок, как правило, менее болезненно. Немного сместите вес тела назад, чтобы разгрузить переднее колесо и помочь заднему цепляться за песок, но помните, что если вы сместитесь слишком сильно, переднее колесо оторвётся от земли. Обхватите бак коленями, это поможет вам удержаться, когда и если переднее колесо зароется в песок.
Песок высасывает энергию и из мотора, а потому будьте готовы открывать газ на полную. Штурмуйте дюну под углом (песок часто бывает таким мягким, что лобовая атака невозможна), не давайте байку остановиться на склоне, будьте готовы ко всему, что ждёт вас за вершиной, а это может быть что угодно – упавший товарищ, крутой склон и даже ещё один подъём. Кстати, штурм под углом даст вам немного времени, чтобы разобраться, что же там, на той стороне, и позволит как съехать на неё, так и продолжить движение по гребню, а то и вернуться к подножию.
При спуске с дюны, старайтесь не газовать, чтобы заднее колесо не закопалось. Встаньте в стойку, сместите вес тела назад и тормозите двигателем, а не тормозами.
КАМНИ
Езда по камням весьма сложное занятие, оно требует осторожности, особенно если камни большие и неустойчивые. Возможно, лучшим вашим помощником окажется страх. Даже опытные водители, подъезжая к камням, сбрасывают скорость до минимальной и преодолевают их, помогая себе ногами. Россыпи мелких камней можно пройти и в стойке, лучший обзор поможет выбирать оптимальную траекторию. Важно, чтобы локти и колени отрабатывали неровности, помогая сохранять контроль над мотоциклом.
Сохраняйте концентрацию и держите руль прямоВыбирайте как можно более прямой путь, попытки объезда только сильнее утомят вас. Кроме того, прямолинейная езда добавит мотоциклу стабильности. Помните, что не всегда нужно объезжать большие камни. Держак на них лучше, так что иногда бывает полезнее поехать по ним, а не вокруг них.
Подвески предназначены для гашения ударов, так не мешайте им делать свою работу. Держите тело в нейтральной позиции, тогда вы сможете контроливать мотоцикл при проезде им неровностей разных размеров. Примите решение, доверьтесь ему, сосредоточьтесь на следующем препятствии, держите скорость – вот и всё, что от вас требуется, мотоцикл сделает остальное.
Используйте сцепление, чтобы исключить проскальзывание колёс. Правильная скорость очень важна при езде по камням. Чем лучше вы её поддерживаете, тем проще вам держать равновесие и управлять мотоциклом, то есть тем проще вам ехать.
Если камни лежат неустройчиво, аккуратно пользуйтесь передним тормозом. Если вы чувствуете, что переднее колесо зарывается, значит вы тормозите слишком сильно и пришло время приотпустить рычаг. Всегда тормозите осмысленно, в противном случае вас ждёт падение.
Если местность становится слишком сложной, значит пришло время спешиться, разведать дорогу и перевести мотоцикл руками. Лучше всего делать это вдвоём, мотоцикл слишком тяжёлая и громоздкая штука для одного. Ведите байк с работающим мотором, используйте газ, тормоз и особенно сцепление. Смотрите, куда ступаете – если вы упадёте, мотоцикл может упасть на вас.
ГРЯЗЬ
Езда по непредсказуемым поверхностям, таким как грязь, как правило подразумевает плохой зацеп, а значит – плохую управляемость. Вы должны заранее планировать любое изменение скорости и направления, и приступать к маневрам заблаговременно. Грязь часто скрывает сюрпризы, так что будьте готовы к камням и колеям.
Двигайтесь постоянно и аккуратно, опасайтесь невидимых под грязью препятствийНе существует секретного знания или простого ответа, позволяющего легко проехать по грязи на тяжёлом внедорожном мотоцикле. Иногда нужно ехать в стойке, иногда нужно перебирать ногами. Будьте готовы к тому, что преодоление грязевого участка займёт очень много времени.
Если грязь неглубока и позволяет ехать в стойке, используйте нейтральную позицию. Когда вы почувствуете, что теряете сцепление, переместите вес назад, это поможет заднему колесу зацепиться. Если вы чувствуете, что плывёт переднее колесо, переместите вес вперёд. Если мотоцикл начинает мотать, компенсируйте это перемещениями тела. Главное – держите колёса вертикально, малейший наклон может привести к падению. При движении в колее, не пытайтесь из неё выбраться и, для лучшего контроля над байком, загрузите переднее колесо, переместив тело вперёд.
Попытки проскочить грязевой участок на скорости редко оканчиваются успехом, особенно в случае тяжёлых мотоциклов. Лучше осмотреться, выбрать траекторию и проехать её со скоростью быстрой ходьбы. Помните, что при плохом зацепе мотоцикл острее реагирует на движения ног, так что помогайте ему поворачивать, загружая подножки.
Самое главное – поддерживать скорость, так что по возможности выбирайте максимально открытые и прямые траектории.
Советы Саймона
Старайтесь выбирать траекторию с наилучшим зацепом
Встаньте на подножках
Поддерживайте скорость и высокие обороты мотора
Байк может перегреться, если ехать медленно на высоких оборотах, так что проверьте, не забит ли радиатор
Объезд работает не всегда и застрять на берегу можно даже сильнее, поскольку почва вокруг слишком слаба, чтобы держать мотоцикл
Прогуляйтесь пешком – разведайте обстановку. Если вы не можете идти по этому, значит вы не можете по этому ехать.
Если вы застряли, быстро спрыгните с мотоцикла и постарайтесь вывести его, толкая на первой передаче.
БРОД
Бывают маршруты, на которых нет ни единого брода, но в странах типа Исландии они встречаются на каждом шагу. Никогда не считайте пересечение реки простой задачей. Броды очень коварны, а тяжёлый мотоцикл только увеличивает риск. Не забывайте про мощь текущей воды.
Держите байк вертикально и не останавливайтесьПрежде всего, не лезьте в воду, не зная броду. По возможности, изучите реку с высокой точки, найдите самые пологие и гладкие участки русла, избегайте валунов и прочих препятствий. Не пытайтесь пересечь реку, если она несёт брёвна, ветки и прочий мусор. Важно знать глубину брода и скорость потока.
Если вы нашли подходящее место, засеките на противоположном берегу какой-нибудь ориентир и перейдите реку, ориентируясь на него и замечая препятствия. Если маршрут покажется вам преодолимым, вернитесь к мотоциклу и пересеките реку по точно тому же маршруту. Причём он не обязательно должен быть перпендикулярным, езжайте наискосок, если вам так удобнее. В таком случае лучше ехать навстречу потоку. Впрочем, у перпендикулярного маршрута есть своё неоспоримое преимущество – он самый короткий.
Самое главное – держать равновесие и скорость. Если байк начинает скакать, поиграйте газом и сцеплением, главное – держать байк вертикально и продолжать ехать, движение – ключ к успеху.
Если брод сложный, разгрузите мотоцикл, перенесите вещи на другой берег и поезжайте на разгруженном байке – вам будет легче держать равновесие на низкой скорости.
Пересекать реку лучше в стойке, потому что в этом случае лучше обзор. Расслабьте тело и руки, согните колени, держите равновесие. Не газуйте, правьте на ориентир на противоположном берегу, следите за волной, расходящейся от переднего колеса. Если она начнёт вас захлёстывать, значит вы едете слишком быстро.
При сильном течении пересекайте реку в положении сидя, перебирая ногами по дну – мокрые ботинки небольшая плата за успешное преодоление брода.
Прежде всего изучите траекторию | |
Если вы не уверены в успехе — переведите байк руками | |
Снимите груз, чтобы облегчить мотоцикл | |
Если в стойке вам не комфортно, пересекайте реку сидя, помогая себе ногами |
Если по какой-то причине брод вам не нравится, переведите байк через реку с помощью спутника. Тщательно работайте сцеплением и газом. Ваш помощник может быть в одной из трёх позиций – с другой стороны мотоцикла помогает держать байк в равновесии, толкает сзади или тянет спереди. Постоянно координируйте усилия с помощником.
Как правило, дно реки довольно твёрдое, иначе тут была бы не река, а болото, так что не переживайте по поводу слоя грязи на дне. Грязь может быть на берегу, не газуйте в таких местах, езжайте внатяг. На дне часто попадаются обкатанные круглые камни, поэтому на длинном броде для лучшего сцепления подспустите колеса на 30-50%.
Не полагайтесь на броды, которые используются автомобилистами. Джип сильно деформирует дно реки, раздвигая колёсами камни по сторонам, так что возможно разумнее будет пересечь реку в стороне от автомобильной переправы.
АСФАЛЬТ
Езда по дорогам с покрытием, когда гладкий асфальт сам ложится под колёса, а в пределах видимости нет никаких препятствий, может быть очень расслабляющей, особенно когда за плечами остались недели бездорожья. Но не снижайте концентрацию, даже если все препятствия остались позади. Езда по дорогам, особенно в странах третьего мира, одно из самых опасных занятий. Непредсказуемые водители и пешеходы, животные, разлитое масло, ямы – всё это требует ста процентов вашего внимания.
Выбравшись наконец на асфальт, не снижайте концентрациюМожно ехать сидя, но будьте готовы встать на подножках, чтобы получше рассмотреть дорогу впереди. Ваша безопасность зависит от вас, следите за дорогой, пытаясь как можно раньше заметить неприятности и совершить нужный маневр. Особенно важно правильно оценивать вероятный тормозной путь и ехать с такой скоростью, чтобы дорога просматривалась на всём его протяжении. Впрочем, этого правила следует придерживаться где бы вы не катались.
И на городских, и на сельских дорогах вас могут подстерегать неприятности. Вот как классифицирует их Марк Ходсон, мотоинструктор и основатель London Advanced Motorcyclists.
Дождь. Мокрый асфальт держит хуже сухого, особенно если дождь прошёл после долгого периода сухой погоды, поэтому увеличьте дистанцию и двигайтесь в поворотах помедленнее. Следите за небом, тучи заранее предупредят вас о скором дожде. Помните, что даже если дождь уже закончился, асфальт ещё долго может быть мокрым под мостами, эстакадами, раскидистыми деревьями и в тоннелях, куда воду натаскивают машины на своих колёсах. К слову сказать, в темноте влажный участок легко заметить, потому что он отражает свет фар.
Иней. Не должен стать сюрпризом, поскольку хорошо виден. Обычно встречается по утрам и вечерам, днём тает под солнцем. Иней предупреждает о низкой температуре, когда асфальт и резина держат хуже, а значит надо ехать помедленнее и не закладывать в поворотах. Помните, что солнце перемещается, и ярко освещённый участок дороги 30 минут назад мог быть в тени. Если вас гложут сомнения, просто поводите подошвой бота по асфальту и вы поймёте многое. Только водите за подножкой или сбоку от неё, а не перед ней.
Лёд. Чрезвычайно опасен. Сцепление с дорогой практически полностью отсутствует. Прежде всего образуется на мостах и эстакадах, поскольку они открыты ветрам со всех сторон. Вода может скопиться в ямах и замёрзнуть там. Разрывы в ограждениях тоже опасны, поскольку появляется ветер, который выстужает асфальт. Следите за прогнозами погоды, дождь может превратиться в лёд. Выставьте во двор блюдце с водой и проверьте утром, не замёзла ли она. Следите за машинами впереди, если они вдруг начинают вести себя странно, например смещаться в боковом направлении, значит впереди скользко. Впрочем, при малейшем подозрении, что на дороге лёд, следует отменить поездку.
Снег. Сильно снижает видимость. Закрывает знаки, разметку, обочины и даже бордюры. Залепляет визор, а если вы будете его постоянно протирать, то рука очень быстро замерзнет. Вдобавок, визор сильно потеет изнутри. Существуют разные типы снега. Тот, что прекрасно подходит для игры в снежки и снеговиков, быстро залепит канавки резины и набьётся между колесами и крылями. В этом случае сцепление с дорогой ухудшится, а вероятность блокировки колеса повысится. Если же снег не лепится, следуйте советам, данным по части льда.
В экзотических странах и препятствия на дорогах экзотическиеМокрые листья. Сцепление с дорогой практически равно нулю, причём этот эффект сохраняется, даже если дождь прошёл очень давно. Дело в том, что высохший верхний слой листьев блокирует влагу в нижних слоях. Их появление легко предсказать, если принять во внимание время года и близость деревьев, но следует помнить, что в ветреную погоду листья могут переноситься на значительные расстояния.
Грязь. Встречается на пересечениях с дорогами без покрытия и в местах, где обочина расположены выше полотна, особенно, если недавно прошёл дождь. Тип зависит от почвы в этом месте. В городах встречается редко, а потому может застать врасплох. Будьте особенно осторожны рядом со стройками и в местах ремонта дорог. По идее, такие участки должны быть обозначены предупредительными знаками, но их может унести ветер.
В пустыне ветер часто наметает песок на дорогуПесок. А также гравий, окурки и всё, что принесёт ветер, скапливается на обочине и по центру дороги, особенно если там есть ограждение или разделительная полоса. То есть как раз там, где мы ездим при плотном траффике. Колёса цепляются за мусор хуже, чем за асфальт, то же самое можно сказать и про подошву мотобот. Помните об этом, когда ловко всех объедете и встанете первым на светофоре, нога может соскользнуть в сторону, что приведёт к падению. В таком случае допускает опираться на левую ногу, держать байк тормозами и не выключать передачу.
Лужи топлива. Частая причина падений. Бензин хотя бы быстро испаряется, солярка же остаётся надолго. Бывает, что топливо выплёскивается через неплотно закрытую крышку бензобака в поворотах и на перекрёстках. Часто лужи топлива можно встретить на бензоколонках, автобусных остановках и автопарках, имеющих собственные заправки. Бывает, что топливо вытекает из топливной магистрали – изношенных шлангов, старого бензонасоса или старого фильтра. Как правило, если лужа топлива попалась вам, например, в левом повороте, высока вероятность, что она опять попадётся в следующем левом повороте.
Помёт. Встречается в сельской местности, где разводят скот, и в лесах, где водятся дикие звери. Ну и вокруг рынков и скотобоен.
Автобус принято пропускать! В разных странах разные обычаи, в том числе и на дорогахМусор. Непривычно для европейца, но обычное дело в странах третьего мира. Старые дорожные конусы, шины, трупы животных, целые или разрушенные палеты, а также глушители и обода. А на неровных участках вы можете встретить всё, что может упасть с грузовика через дырявый борт. В поворотах груз может вываливаться сбоку, а на сопряжениях с мостами – сзади. Бойтесь встречных, они могут выехать вам навстречу, объезжая свой мусор. Поэтому полезно бывает следить за мусором на встречке, особенно если скоро поедете обратно той же дорогой.
Советы Саймона
Не доверяйте непрогретым покрышкам
Всегда бросайте взгляд через плечо при перестроении
При проезде перекрёстком будьте готовы совершить манёвр или затормозить
Следите за пассажирами, выходящими из автобуса или спрыгивающих с грузовика — они могут выбежать вам под колёса
Не проезжайте перекрёсток не осмотревшись, даже если вам горит зелёный свет, может найтись любитель езды на красный
Если вы едете не один и видите какую-то опасность на дороге, по возможности укажите на неё следующему за вами товарищу
bikestories.ru
1 методика:В условиях песка Вы когда-нибудь сбивались с пути на своем мотоцикле, ехали по песку и просто падали? Прочтите эту статью, чтобы быть готовыми к этому. Шаги
В условиях песка
Советы
Предупреждения
|
ves-mir.3dn.ru