Журнал Автомобилисты. Мотоцикл ява история


Мотоциклы Ява – краткий исторический обзор

Эти мотоциклы производят в Чехословакии с 1928 года. В советское время, они считались самыми доступными и хорошими. Название происходит от имени владельца главной фабрики Франтишека Яничека (владелец оружейного завода Zbroiowka) и от названия фирмы Wanderer. Мотоциклы Jawa часто использовались в советском кинематографе.

Свою известность эти мотоциклы приобрели благодаря семейству средней кубатуры, с моторами в 250×350 см3, которые выпускали после войны. Хотя многие мотоциклы этого семейства выпускаются до сих пор. По характеристике Jawa абсолютно не хуже чем европейские и американские линии, плюс к этому они намного дешевле. Самый первый мотоцикл этой фирмы это 500 кубовый Wanderer. В 30-е выпускали модели инженера Джорджа Патчетта, они были более элегантны нежели их предшественники.

Во время войны завод выпускал мотоциклы только для победы и для фронта. В1948 году вышел мотоцикл Ява-350 двигателем (двухтактный и двухцилиндровый). С Ява-250 и (-350), а также с их модернизациями были знакомы многие советские мотоциклисты. 1974 год обрадовал новинкой Jawa-350 модели 634-01 специально созданной для езды по льду, бездорожью и скользкой дороге.

С каждым годом владельцев Jawa становилось всё больше и больше.  Последняя модель выходившая в СССР вышла в конце 1980-х. Это “Ява 350 638”, в народе названная “Люкс”, “Супер” или “Ява-Пенал”. На Jawa в отличие от мотоциклов советских заводов можно было ездить не затрудняя себя постоянным ремонтом.

К 1993 году начинают производить более новую и совершенную модель 250/593 Master, на котором был двухтактный двигатель с охлаждением. У этой модели есть две модификации: Police и Sport. На этом производство мотоциклов Jawa не заканчивается.

В 1995 году вышла новая модель лёгкого мотоцикла Mosquito с маломощным 20 кубовым двигателем, изготавливаемый словацкой фирмой Tomos. К данной модели существуют модификации, их две: Mosquito I с более мощным двигателем и литыми колёсами; Mosquito II с менее мощным двигателем и колёсами на проволочных спицах.

Мотоциклы Jawa выпущенные на территории бывшего СССР до сих пор отлично служат своим хозяевам.

avtomobilisty.com

Первый мотоцикл Ява – начало истории Jawa

У истоков рождения всемирно известной марки Jawa стоял чешский инженер Франтишек Янечек (1878-1941гг). Образование получил в Берлинском машиностроительном колледже. После окончания первой мировой войны перебрался в Прагу, к этому времени на его счету уже было около 60 патентов.

В 1922 году основал фирму Zbrojovka Eng. Frantisek, военное министерство инвестировало в нее большие средства и, в 1923 г. здесь начали производить оружие. К 1927 году все основные оружейные заказы сконцентрировались на фирме CZ (в будущем партнер фирмы Jawa) , мелким заказчикам пришлось переходить на выпуск другой продукции или закрываться.

Около двух лет Франтишек Янечек вел переговоры с двумя германскими производителями мототехники Wanderer и Puch. Выбор пал на Wanderer, который согласился продать лицензию вместе с производством. В 1929 году, на заводе в Праге, началось производство мотоциклов с названием Jawa (начальные буквы от Janecek и Wanderer). В этом же году была зарегистрирована торговая марка Jawa.

Первый мотоцикл был почти точным клоном немца, только топливный бак имел другую форму. Цена оказалась достаточно высокой и особого интереса у покупателей эта модель не вызвала.Два года потребовалось на устранение технических недостатков и снижение себестоимости, но к 1932 году было выпущено всего 1016 единиц модели Jawa 500cc OHV.

После знакомства с англичанином Джорджем Уильямом, принято решение — создать более легкий двухтактный двигатель. Изначально это был английский Villiers 175 куб. см., размещенный на облегченной штампованной раме собственной конструкции. Что бы начать выпуск новой модели уже в 1932 г., пришлось импортировать из

Великобритании, дополнительно, множество комплектующих. В этом же году Jawa 175cc Villiers была представлена на Пражском автосалоне. Несмотря на импортные составляющие, цена ее 4650 крон оказалась на 30% меньше чем у конкурентов. За год было выпущено 3020 «Виллиерсов», намного больше чем Jawa 500 за весь предыдущий период. Выпуск Jawa 175cc не прекращался до самой войны.

Почти ежегодно в мотоцикле что-то менялось, было выпущено 17 серий, в каждой свои новшества. Уменьшился импорт и начали собственное производство по английской лицензии, английскими остались только карбюраторы, магнето и цепи.

В 1934 году на Jawa 175cc были поставлены собственный магнетогенератор и карбюратор Amal-Fisher.

Постоянные модернизации и доработки позволили снизить цену в 1936 г. до 3490 крон. Продажа импортных мотоциклов в 1937 г. упала до 6%. Jawa сделала правильный выбор.

avtomobilisty.com

История создания мотоцикла Ява - Мотоциклы [СССР ☭]

Первая модель Явы, выпускавшаяся по лицензии Wanderer с 1929 г., имела 

четырехтактный двигатель объемом цилиндров 500 см3, была достаточно сложной, дорогой. Успех к марке пришел с освоением в 1931 г. легкого мотоцикла с двухтактным двигателем с объемом цилиндра 175 см3. В 1934 г. была освоена 

четырехтактная Ява с объемом двигателя 350 см3, затем двухтактная с объемом двигателя 250 см3. В 1937 г. начался выпуск мотовелосипеда Ява-Робот.

После оккупации Чехословакии в 1938 г., завод перешел под контроль немецких властей и начал производство военной техники. Однако, разработка новых моделей мотоциклов на нем продолжилась. К концу 1944 г. предприятием были подготовлены к производству новые модели мотоциклов с двухтактными двигателями объемом 250 и 350 см3 и задней подвеской свечного типа конструкции DKW.

После освобождения Чехословакии завод был национализирован и уже в мае 1945 г. возобновил производство мотоциклов. В 1946 г. новая модель Явы 250 произвела сенсацию на выставке в Париже, завоевав золотую медаль. За мягкость хода мотоцикл получил прозвище "Перак" (пружинящий).

В 1953 г. был начат выпуск нового семейства мотоциклов Ява с двухтактными двигателями объемом 250 и 350 см3 и маятниковой задней подвеской. Мотоциклы производились совместно с другим Чешским предприятием CZ (Чезет).

 

В 1970 г. началось производство новой серии мотоциклов Ява 250-623 и 350-633, отличавшихся оригинальным дизайном. Мотоциклы имели хребтовую раму и двигатель с раздельной системой смазки.

В 1973 г. в серию пошла модель Ява 350-634 с дуплексной закрытой рамой и новым мотором. Производство мотоциклов с объемом двигателя 250 см3 прекратилось. После модернизации в 1984 г. модель получила индекс 638 и с небольшими изменениями продолжает выпускаться. Общее количество выпущенных мотоциклов Ява в 80-х годах превысило 3.000.000 шт.

 

 

Мотоциклы Ява успешно выступали в 

спорте, в частности в мотокроссе и шестидневных соревнованиях Эндуро. Особенно значительные успехи были достигнуты в спидвее. В 60-70-х годах XX века мотоциклы Ява с четырехтактными двигателями были одними из лучших в мире мотоциклов для спидвея. На них выступали многократные чемпионы мира Барри Бриггс (en:Barry Briggs), Айвен Мейджер (en:Ivan Mauger), Оле Ольсен (Ole Olsen) и многие другие спортсмены. На мотоциклах Ява неоднократно становились чемпионами мира по спидвею советские и российские гонщики Габдрахман Кадыров, Сергей Тарабанько, Анатолий Бондаренко, Николай Красников и другие. Российская сборная команда по спидвею продолжает использовать мотоциклы Ява.

 

После распада Совета экономической взаимопомощи производство мотоциклов Ява резко сократилось, однако предприятию удалось остаться на плаву и сохранить производство мотоциклов оригинальной конструкции. Ассортимент моделей расширился и включает в себя мотоциклы с более мощными двигателями Rotax и Honda.

Нравится

soviet-moto.3dn.ru