мотоцикл повышенной проходимости. Мотоцикл высокой проходимости


Мотоцикл повышенной проходимости "ТУЛА" ТМЗ 5,951 — DRIVE2

Это был далекий 2010 год. Я как раз закончил школу. Права у меня тогда были на категории BC. Раньше мотоциклов я побаивался, но почему -то 2010 год был переломным моментом. Одним летним вечером отец приходит и говорит, что его знакомый продает мотоцикл, но какой-то особенный. Я тогда не сильно разбирался в них. Ну я согласился съездить и посмотреть. Тем же вечером я стал счастливым обладателем мотоцикла из города-героя. Внешний вид был потрепанный, амортизаторы мертвые, сиденье еле живое, мотор тоже дышал еле -еле.

Внешний вид До

Но с первых метров езды я понял, что это то, что мне очень нравится. Это мое! Буквально через несколько недель был куплен донор и было решено осуществить реставрацию. Мотоцикл такой встречается не очень часто. Это фактически эксклюзив. Технологические решения и неубиваемость просто на высоте! Отдельное уважение тульским инженерам). Но обо всем попорядку. Оформил мотоцикл в ГАИ, получил первые в своей жизни номера и принялся вместе с отцом его восстанавливать. Мотор на доноре был перебран 200 куб. см, 2 такта, 4 передачи и принудительное воздушное охлаждение — это то, что может предложить тульский моторчик. Это облегчило часть задачи, в остальном мотоцикл был разобран до винтика. После реставрации не стыдно и в центе показаться на людях. Тогда в 2010 я еще не представлял, сколько всего мне придется пройти вместе с этим чудом 86 года выпуска. Но обо всем по порядку. Первым этапом после покраски стал процесс восстановления электропроводки. Полностью вся проводка была переделана на оригинальную

заводскую.Второй этап — замок зажигания. Дело в том, что в мотоцикле имеется диностартер. Замок зажигания должен иметь положение "стартер" и при повороте ключа мотоцикл просто заводится (прикольная фишка). Замок зажигания от Москвича подходит как нельзя лучше. И по размеру и по функциональности. Установка новых тормозов (барабанные) и окончательная сборка мотоцикла завершили этап восстановления. После этого можно было выезжать на городские улицы. Мотоцикл блестал.

Шло время, я "учился" ездить на мотоцикле в автошколе и получил еще категорию А. Оформил страховку и начал ездить на нем ежедневно. Ощущения от езды — неповторимые. Никакие ямы, никакие кочки не замечаются. Мотоцикл все проглатывает. Максимальная скорость невелика, по паспорту всего 85 км\ч. В реальности — 110. Но это внедорожник. И его стихия позже пришлась мне по душе. Стоило съехать с асфальта и мотоцикл начинал показывать себя во всей красе. Я изо всех сил пытался не "лажать" и учился преодолевать различные выдуманные препятствия. (брод, песчаные холмы, грязь, снег, лед, глина, торф, топи, рельса). Благо край богат на всякие дивные пейзажи.

Шли годы, я научился ездить на этом мотоцикле и не было бы такой местности в радиусе 60 км от города, куда бы я не забрался на этом вездеходе. Подвел меня мотоцикл всего один раз. Реле — регулятор поломалось и выкипел аккумулятор. Я был в 45 км от города. Пришлось звать на помощь папу)Итоговый пробег за 5 лет эксплуатации около 4000 км по окрестностям района.Но в прошлом году случилась беда. На заправке заправился горючкой якобы АИ-92. До дома я не доехал 200 метров. Мотоцикл на ходу потерял мощность и заглох. Попытался завести и не смог провернуть коленвал с кик-стартера. Так мотоцикл встал на ремонт во второй раз. На новогодних праздниках планирую перебрать мотор и вновь мотоцикл будет на боевом посту. Всем надежной техники и красивых пейзажей!

www.drive2.ru

мотоцикл повышенной проходимости видео Видео база

...

2 лет назад

Мы в контакте https://vk.com/snow_reg Сайт http://www.snowreg.ru/

...

2 лет назад

Благодарим "Мастер Техно" за предоставленный для обзора мото вездеход Тарусь! https://goo.gl/x4tRHY Самые лучшие...

...

1 лет назад

самодельный мопед повышенной проходимости тест колёса 22 12 8 двигатель лифан 2.5 сил вес 59кг тормоз механичес...

...

1 лет назад

В этом ролике мы устраиваем баттл между полноприводными мотовездеходами: Тарусь 2х2 vs Архар 2х2. Более того,...

...

2 лет назад

Полугусеничный мотоцикл повышенной проходимости. Kettenkrad HK 101 — полугусеничный мотоцикл высокой проходимос...

...

1 лет назад

краткий обзор мотоцикла повышенной проходимости от Ямаха! 2000гв, 14000км, 125сс.

...

1 лет назад

Здесь я описываю свои впечатления по мотовездеходу "Атаман" На нем Вы не получите дорожных увечий и штрафо...

...

10 меc назад

В основе всеми любимый ИЖ, колеса и ступицы от мотоцикла Тула. Построен в 90 х годах. По пашне спокойно едет...

...

10 меc назад

Auto Tuning SUPER AVTO TUNING!!!!!!!!!!!!!!

...

11 меc назад

г.Черняховск, Калининградская область 7, янв. 2018 г. Мопец собрал: https://vk.com/id28461754 #wildwest4x4 #offroad39 #дикийзапад4х4...

...

2 лет назад

Пробный выезд на мотоцикле 2х2.

...

2 лет назад

Боевой мотоцикл — советский проект одноместного полугусеничного полностью бронированного мотоцикла...

...

4 лет назад

Мотоциклы Тула с одноцилиндровыми 200-кубовыми двигателями широко распространены на территории постсоветс...

...

1 лет назад

Мотоцикл внедорожный СКАУТ-4 мотомир.рф.

...

4 лет назад

Мото вездеход от компании Минск Мото REX 200.

...

4 лет назад

Мотовездеход повышенной проходимости конструктора Тарусь 2x2 Александра Зинина.

...

2 лет назад

Мотовездеход СКАУТ-2 мотомир.рф.

...

12 меc назад

Мотоцикл Скаут-3, обновленный мотомир.рф.

...

1 лет назад

Мотопробег Горнозаводск, Пермский край, мотоциклы Скаут мотомир.рф.

...

2 лет назад

Спонсор выпуска: http://yulsun.ru - запчасти для иномарок с доставкой по всей России. Vilar (производители Архара):...

...

2 лет назад

Полноприводный мотоцикл БОБА обзор.

video-base.ru

Каталог мотоциклов характеристики цена фото

Известно, что большинство наших мотоциклистов — жители сельской местности. А значит, нужна им такая машина, которая уверенно шла бы по полевой дороге и лесной тропе, не «задыхалась» под тяжестью багажника с порядочным грузом, а то и бокового прицепа. Да при этом не перегревалась на малой скорости, заводилась, как говорят, с пол-оборота, ела, что дают (понятно, чем меньше, тем лучше!). Словом, надежный помощник, который верно служит изо дня в день, не требуя особого внимания и не вводя в лишние расходы.

Получилось, однако, так, что ориентация на «лучшие зарубежные образцы» в какой-то момент направила развитие нашей мототехники в сторону от нужд ее сельских потребителей. Мы вовсе не хотим сказать, что мотоциклы стали хуже. Нет, их конструкция регулярно модернизировалась, поднималась мощность двигателей, неуклонно росли объемы производства. Но пришел день, когда работники торговли забеспокоились: спрос на мотоциклы упал. Письма читателей помогли нам понять, в чем дело: моторы развивают нужную мощность только на высоких оборотах, в очень узком диапазоне. Значит, на тяжелой дороге возможны перегрев, перерасход топлива, ускоренный износ деталей. А на шоссе скорость ограничена — потому и тут двигатель не всегда удается вывести на оптимальный режим, и прибавка лошадиных сил остается, по существу, на бумаге, то бишь в характеристике. Красивые глушители нередко задевают за неровности дороги, мнутся. Между щитками и колесами набивается грязь, затрудняет вращение колес. А улучшенная отделка, новые приборы, повышенные параметры повлекли за собой и увеличение цен, которым порой качество и надежность мотоциклов не соответствовали.

Характерно письмо А. А. АНИСОВА из г. Облучье Хабаровского края; «Что греха таить, хорошего мотоцикла для сельской местности, районов Сибири и Дальнего Востока и горной местности у нас нет. Те, у кого были ИЖ-49, ИЖ-56, полностью со мной согласятся. Данные машины низко-оборотны, надежны в работе, у многих до сих пор еще эксплуатируются. А их проходимости, особенно ИЖ—49, молодые мотоциклисты лишь удивляются. Равной ему в настоящее время нет ни одной модели мотоцикла, в этом плане, конечно. А «Юпитеры — 4» у нас на базе райпо стоят».

Подобные известия мы получали не только из Хабаровского края. Недостаточная приспособленность «Юпитера—4» к современным условиям езды как по шоссе, так и по грунтовым сельским дорогам отмечена и в ходе наших редакционных испытаний.

Но вернемся к письму А. А. Анисова. «На мой взгляд, — говорится в нем далее, — изучением спроса на мотоциклы у нас никто не занимается. Поэтому хотелось бы, чтобы на страницах «За рулем» высказали свое мнение специалисты, любители, представители заводов».

Пусть читатель не во всем прав: есть у нас организации, изучающие покупательский спрос, в том числе и на мотоциклы. Однако, видно, результаты их деятельности пока слабо отражаются в работе промышленности, в принятом ей типаже машин. И потому редакция решила обсудить на страницах журнала актуальный вопрос: каким должен быть «сельский» мотоцикл? Прежде всего мы адресовали его работникам заводов, НИИ, организаций, руководящих мотоциклетной промышленностью, предложив для начала обсуждения два пути. Первый — создание модификации типа «эндуро», то есть дорожного мотоцикла с дефорсированным двигателем, шинами повышенной проходимости, поднятыми глушителями и щитками колес (подробнее о машинах этого типа мы уже писали — «За рулем», 1980, № 2 и 12; 1983, № 4 и 7). Второй — разработка специальной машины для сельских условий.

Практически во всех ответах признается важность темы.

«Затронутые вами проблемы, — пишет начальник СКВ завода имени Дегтярева Ю. В, ДАНИЛОВ, — как никогда важны для мотоциклостроителей, и их, решение должно быть осуществлено в ближайшие годы.

На основании изучения писем потребителей, предложений торгующих организаций мы готовим на базе мотоцикла «Восход-3М» новый ряд модификаций... Мотоцикл «Восход-3М-спорт» будет отвечать требованиям, предъявляемым к «эндуро»: у него предусмотрены высоко расположенный передний щиток, приподнятые выше оси колеса глушители, руль спортивного типа с перемычкой, двигатель с лепестковым клапаном на впуске, что улучшает приспо-сабливаемость к условиям эксплуатации и уменьшает расход топлива, удобное как для одного водителя, так и для езды с пассажиром седло. Предусмотрены также новые шины повышенной проходимости и ряд других изменений».

Почин сделан. Положение на других заводах обрисовал исполняющий обязанности директора ВНИИмотопрома Ю. М. МАРТЫХИН: «На минском мотоциклетном и велосипедном заводе намечается выпуск мотоциклов для сельской местности ММВЗ— 3.112.11 и «3.114.1» типа «эндуро»... Семейство новой мототехники повышенной проходимости разрабатывается на тульском машиностроительном заводе имени Рябикова. Это мотоцикл ТМЗ—5.951 (ведется подготовка производства) и грузовой трехколесный мотороллер ТМЗ—5.801, оба с широкопрофильными шинами. Считаем, что все эти модели будут иметь спрос у покупателя».

Идея модификации «эндуро» оказалась не чужда и одному из изготовителей тяжелых мотоциклов. «Ирбитский мотозавод, — пишет его главный конструктор И. М. КОШЕЛЕВ, — имеет богатый опыт в создании кроссовых мотоциклов, поэтому проектирование на их базе модели типа «эндуро» не представляет технической трудности».

Осторожнее высказывается на сей счет В. И. ПУДОВЕЕВ, главный конструктор СКВ тульского машиностроительного завода имени Рябикова: «Эндуро» — вариант, возможный для езды по сухим проселочным дорогам Нечерноземья для сравнительно узкого круга покупателей, в основном спортивной молодежи. Это объясняется особенностями конструкции, в частности динамическими параметрами, которые усложняют управление и делают машину недоступной для нетренированных водителей».

Примем и это к сведению. Но сейчас для нас важнее, что авторы всех цитированных ответов положительно оценивают как возможность разработки «эндуро», так и целесообразность его производства, а некоторые из них имеют в активе уже готовые конструкции.

Наряду с вопросом об «эндуро» мы, как уже говорилось, задали и другой: нужен ли специальный тип машины для сельской местности? Письма с завода показали, что и здесь налицо конструктивный подход.

«Слово «вездеход» многообещающее, — размышляет далее В. И. Пудовеев. — Обнаружив его в технической характеристике мотоцикла, хочется думать об универсальной двухколесной машине, способной свободно перемещаться в любое время года в различных климатических зонах и по любому грунту. Но это лишь иллюзия.

В зависимости от условий — почвенных, климатических, погодных — размер шин и рисунок их протектора должны быть разными: от стандартных кроссовых для сухого проселка, широкопрофильных для песчаных грунтов, пахоты, гравийных дорог и до сверхбаллонов для болотистых почв, рыхлого снега. А такой набор не может вписаться в универсальную переднюю и заднюю вилки. Появляется необходимость создания специального мотоцикла в различных модификациях.

Именно таким путем шла разработка мотоцикла повышенной проходимости (модель ТМЗ—5,951) на тульском заводе. Среди особенностей, отличающих его от серийно выпускаемых в стране, отметим, во-первых, принцип плотной компоновки узлов — он дал более низкое расположение центра тяжести, а следовательно, хорошую устойчивость при удобной посадке водителя... Двигатель' — с пластинчатым клапаном на впуске, не только обеспечивающим экономию топлива (в среднем на 10%), но и улучшающим динамику на малых оборотах... Применены широкопрофильные шины размером 6,70—10, которые при низком удельном давлении позволяют расширить диапазон использования машины на различных грунтах (особенно мокрых и сыпучих), чего не дают шины для кроссовых мотоциклов.В конце 1984 года опытная партия из 100 мотоциклов ТМЗ — 5.951 продана через магазины тульского облепорткультторга. Завод установил на них повышенную гарантию (2 года) и обеспечил на этот период систематическое техобслуживание с условием, что владелец предоставляет письменную информацию о работе машины через каждые 3 тыс. км».

Как выяснилось, такая работа идет и на других заводах. «Нами изготовлены опытные образцы трехколесных мокиков с двигателями В—50, — сообщил из Риги исполняющий обязанности главного конструктора завода «Саркана Звайгзне» В. А. СИПЕРКОВСКИИ. — Новое транспортное средство предназначено для владельцев садовых участков и огородников, рыбаков, продавцов передвижных торговых точек и, в какой-то степени, вообще для сельских жителей. Летом 1985 года планируем провести опытную эксплуатацию 50 трехколесных мокиков в Латвийской ССР... Намерены разработать конструкцию микромотоцикла для сельской местности с двигателем 80 см3 мощностью около 6 л.с., производство которого может быть начато в 1988—1990 году».

«ВНИИмотопром и ММВЗ совместно разрабатывают также трехколесный мотоцикл повышенной проходимости с широкопрофильными шинами, который может быть использован для сельскохозяйственных работ, — ответили нам из Серпухова. — Но каким он будет, пока сказать трудно».

Идею разработки специального мотоцикла повышенной проходимости развивает В. И. Пудовеев: «Такую машину создать можно, применив трех- или четырехколесную схему, которая способна привлечь больше покупателей разных возрастов (в том числе женщин), чем двухколесная».

Отрадно, что заводчане и работники НИИ по-деловому озабочены поисками решения, которое было бы в интересах сельского потребителя. Но есть здесь свои трудности. Об одной из них сказал И. М. Кошелев: «Трудности возникнут при производстве нескольких моделей на нашем (ирбитском — ред.)

заводе ввиду ограниченности материальных и людских ресурсов. Кроме того, значительно усложнится обеспечение запасными частями».

Есть и сомнения. Конечно, для них в таком деле всегда могут быть основания: ведь в свое время не нашел спроса «Минск-спорт», модель, близкая к мотоциклам категории «эндуро». Но, наверное, стоило глубже проанализировать причину этих неудач. Видимо, консерватизму какой-то части потребителей не была противопоставлена активная разъясняющая реклама минских мотоциклов. Здесь, полагаем, заслуживает всяческого одобрения и распространения опыт тульских машиностроителей, о котором говорилось выше.

Мы вовсе не склонны считать, что пути, обозначившиеся в решении проблемы сельского мотоцикла, выверены и прямы. Да и сами работники отрасли достаточно критически оценивают сделанное на сегодня. Но из писем можно с удовлетворением заключить: растет понимание того, что ассортимент выпускаемой техники надо энергично расширять, а параметры — приближать к запросам потребителя, в первую очередь сельского.

Итак, обсуждение требований к сельскому мотоциклу открыто. Слово — вам, уважаемые читатели. Публикуя на этих страницах фотографии и краткие характеристики разных машин, мы хотим узнать ваше мнение: каким вы видите сельский мотоцикл ближайших лет? Нужна ли модификация «эндуро» на базе дорожного мотоцикла, какими особенностями она должна обладать. Привлекают ли вас трех- и четырехколесные «вездеходы». Какова должна быть их мощность, тип двигателя, область применения, наконец, ориентировочная цена. Способны ли такие «вездеходы» вытеснить традиционный мотоцикл с коляской. Вопросов, как видите, много. Приглашаем к их активному обсуждению.

Отдел науки и техники«ЗА РУЛЕМ»

 

Первое приближение к «эндуро» — ИЖ—64М 1967 года для многодневных соревнований (349 см3, 20 л. с., 140 кг, 120 км/ч). Его особенности: малофорсированный двигатель, близкий по тяговым свойствам к ИЖ—49, высоко поднятые щитки и глушители, руль спортивного типа.

 

Один из экспериментальных мотоциклов тульского машиностроительного завода, оснащенный широкопрофильными шинами повышенной проходимости размером 6,70—10 дюймов. Рабочий объем двигателя — 199 см , мощность 18 л. с. Масса машины — 115 кг. Скорость — 105 км/ч.

 

Четырехколесный мотоцикл или легкий трактор с мотоциклетной посадкой водителя. Эту машину с широкопрофильными шинами выпускает для жителей сел завод «Сузуки» (Япония). Двигатель — четырехтактный рабочим объемом 125 или 178 см . Трансмиссия — восьмиступенчатая. Масса — 138 кг.

www.bazamoto.ru

Мотоцикл повышенной проходимости. 1939 год.

16.04.13 в 07:01 - Мотоцикл повышенной проходимости. 1939 год.

16.04.13 в 08:17

И ничего не фотошоп, мне эта фотка попадалась еще лет 15 назад! В 30-х годах Германия совершила гигантский скачок в техническом прогрессе, была эра изобретательства, рассматривали всерьез все подряд предложения, даже изначально идиотские!

16.04.13 в 08:45

У кого-ниубдь из здесь присутствующих есть хотя бы азы технического образования ? :))Хорошо. Пусть этот образец имел место быть в те годы. Не хочу быть столь категоричен.Но "аппарат" этот абсолютно неуправляем, он не сможет поворачивать. Это - мотик для камикадзе.Вы же видите - кругом сварные и клепаные швы. А нафиг тогда руль такому монстру ?:)

16.04.13 в 09:21

Повторюсь, в то время в Германии рассматривали всё подряд, даже самые идиотские проекты, начиная от подобного монстра, заканчивая человеком-невидимкой)))

16.04.13 в 09:25

А я и не спорю! :)) Это все реальные события и каталоги этих выставок можно найти при желании.Хотелось просто поговорить предметно, думал, кто-нибудь механику захочет обсудить... :))Но и в чисто эстетическом смысле - это чудо внушает уважение...

Edited at 2013-04-16 09:26 (UTC)

16.04.13 в 09:37

Извините, конечно, но я как-то больше гуманитарий, с техникой не очень! А вот насчет мотоциклов... я с 14 лет гонял на них, любой из совковых моциков знал отлично, каждый год менял их, штук пять переменил пока в аварию не попал) Правда последний у меня был Ява-350 одновременно с мотороллером тулица, в народе - "ванна", ваще прикольная хрень, особливо если утром по росе по травке пьяным ехать)))

16.04.13 в 09:50

Очень приятно, товарищ гуманитарий, что мы, похоже с одного врмени родом. Ну я тоже не совсем уж такой технарь... тоже немножко нахватал "вершков" в науках и искусствах... :)И я эту технику знаю не по наслышке. Бились на этих явах пацаны только так...Пьяным по утренней росе не доводилось пока ездить, но восторг очень даже понимаю... :)

16.04.13 в 09:59

Так у этой тулицы колеса-то широкие, она не едет по грязи, по траве мокрой, она плывет, чуть маленько и поплыл в сторону, только и успевай рулем крутить. Мне только один раз довелось проехаться на шоссейнике, японской Ямахе, во где кайф и адреналин!!!

17.04.13 в 06:58

Не удержусь. Продолжу. Денис Осипович на днях рассуждал о гомосексуализме, как всегда "по верхам", утверждая (гомоненавистник Вы наш), что гомосексуализм встречается ТОЛьКО (и выделил "только") среди людей. Забыл он перед этим, бедняга, в гугл заглянуть, чтобы узнать, что его, гомосексуализма, нравится он вам или нет, навалом встречается во всём животном мире. Да я понимаю, Д. Осиповичу как инженеру телефонщику, привычно лазать "по верхам".

17.04.13 в 06:27

Молодец, Денис Осипович! Очень Вы меня в этот раз порадовали. Очень... Именно "вершков", т.e. "слышу звон, но не знаю где он". Наконец-то Вы стали к себе более объективно относится. Вот надо бы ешё разобраться с фанаберией о "двух мирах" и о "страданиях, которых Вы насмотрелись как никто". Вы случайно в военных действиях не участвовали? Нет? Ну да, только, разве что бомбы взрывали под Семипалатинском.

16.04.13 в 08:52

Передние колеса скорее всего деревянные. Трак - резиновая лента с плашками.Заднее колесо, скорее всего - обычное колесо и с обычным движком.В случае, если все из железа - этот "самокат" просто перевернется через метр. Потому что центр тяжести не сбалансирован.Явно - шутка для журнала...

Для тех, кому интересно посмотреть на настоящие гусеничные мотоциклы того времени :

http://warstar.info/moto_germany/moto_germany.html

Edited at 2013-04-16 08:55 (UTC)

Рабочие моменты

Темы блога

*, А где-то..., Гаджеты, Герои, Доброе, Документы, Жуткое, Забавное, Загадка, Заметки на полях, Игры, Идея, Интересное, История успеха, Как это делается, Компьютеры, Красивое, Личное, Люди, Музыка, На ночь глядя, Не понял..., Незаметное, Необычное, Ничего себе..., Новости, Ностальгия, Обои, Панорама, Пейзажи, Пища для размышлений, Полезное, Политика, Радио, Реклама, Розыгрыш, Сказки, Спорт, Странности, Техника, Утро, Фильм, Чёрный юмор

Карта посетителей

Флаги читателей

Счётчик Li

mytholog.livejournal.com

Каталог мотоциклов характеристики цена фото

Многоликий современный мотоцикл

 

Активная механизация всех отраслей промышленности, сельского хозяйства естественным образом подготовила внедрение разнообразных средств механизации быта человека. И, так как удовлетворение общественных и личных потребностей ныне все теснее связано с постоянными перемещениями, во всех странах все чаще возникает вопрос о перспективности мотоцикла как индивидуального транспортного средства на фоне резкого увеличения выпуска легковых автомобилей.

Действительно, уровни спроса на мотоциклы и легковые автомобили всегда были тесно связаны. Поэтому, когда два десятилетия назад за рубежом заметно упало производство мотоциклов, а ряд некогда знаменитых фирм («Ройал-Энфильд», «Ариель», «Велосетт» в Англии, НСУ и ДКВ в ФРГ, «Индиан» в США и др.) полностью прекратили их выпуск, то и специалисты, и неспециалисты уверенно сочли причиной этого явления резкий рост производства автомобилей и появление на рынках в значительных количествах относительно дешевых малогабаритных моделей. Возможность обзавестись «автомобильной крышей» над головой словно загипнотизировала многих мотоциклистов и привела к мысли о том, что прекращение производства и потребления одноколейных машин — дело ближайшего будущего.

Однако в этот же период довольно неожиданно для европейских фирм начало активно развиваться японское мотоциклостроение. Его продукция буквально наводнила традиционные рынки. В связи с возобновлением спроса «Харлей-Давидсон» в США, «Мотобекан» во Франции, БМВ в ФРГ, «Бенелли» в Италии восстановили или расширили выпуск мотоциклов, и в настоящее время мировое производство их в классах свыше 50 см3 превышает 3—4 миллиона в год. В чем причины таких трансформаций?

Если внимательно познакомиться с проспектами и каталогами двадцати-тридцатилетней давности, можно заметить одну характерную черту — мотоциклы различались тогда практически только рабочим объемом двигателей. Использовались все модели весьма универсально, не существовало специализированных типов для шоссейных дорог или сельской местности. Даже в соревнованиях по кроссу и кольцевым гонкам нередко стартовали машины, принципиально мало отличавшиеся от серийных.

Видимо, первыми оценили все недостатки универсальности японские фирмы. Специалисты «Хонды», «Сузуки», «Ямахи», «Кавасаки», изучая спрос, убедились, что в условиях увеличенного выпуска автомобилей мотоциклы должны не конкурировать с ними, как это было прежде, а дополнять их. Они пришли к выводу, что, конструируя перспективные модели мотоциклов, невозможно, да и не нужно удовлетворять все, часто весьма противоречивые требования потребителя, — надо создавать специализированные разновидности. Такой подход, как показала практика, позволил не только гибко приспособиться к требованиям рынка, но и расширить во многих случаях круг интересов потребителей, предложив им модели, ранее не известные по сфере применения.

В настоящее время сформировался широкий ассортимент мотоциклов (см. таблицу на вкладке). Каждая из разновидностей имеет свое назначение, обеспечивая в целом мотоциклу прочное место в системе транспортных средств.

Рассмотрим конструктивные особенности различных категорий и условия эксплуатации, для которых предназначены современные мотоциклы, чтобы сформировать общее представление о путях их дальнейшего развития.

«Универсал». Как показывает само название, такой мотоцикл предназначен для удовлетворения повседневных нужд в разнообразных дорожных условиях. Имеет наилучшую защиту от грязи: развитые щитки колес и облицовку. Двигатель низкофорсированный, удельная мощность не превосходит 80 л.с/л.

Универсальность применения означает наиболее массовое распространение этих машин, следовательно, они должны быть технически просты и надежны, пригодны к многолетней интенсивной эксплуатации, а капитальный ремонт их — доступен практически каждому владельцу. Распространение «универсалы» получили не только в СССР, но и в ряде стран со сходными дорожными условиями. В результате многие заводы, в том числе и японские, в последнее время расширили их выпуск.

«Универсал» с боковым прицепом. Эта разновидность охватывает модели класса с 350 см3 и выше (пока в мотоциклетной технике классификация идет по рабочему объему двигателей). Широкого распространения в большинстве стран она сегодня не имеет. В СССР с его разнообразием дорожных условий на «универсалы» с коляской сохраняется хороший спрос в сельских районах, так как по проходимости там эти машины предпочтительней автомобилей. К особенностям, отличающим мотоцикл с коляской от одиночки, относится более прочная и тяжелая рама, передняя вилка повышенной поперечной жесткости (в ряде случаев встречались и рычажные передние вилки, имеющие уже определенное распространение за рубежом).

Стрит — по-англииски уличньй , дорожный. Так называют мотоцикл для дорог с улучшенным покрытием и для дальних туристских поездок. Это наиболее мощная (свыше 100 л.с./л) и динамичная разновидность. Взаимное расположение седла, руля, подножек таково, что позволяет водителю принять посадку с сильным наклоном вперед (для снижения лобового сопротивления). Езда по шоссе, по автострадам допускает наименьший ход подвески: передней — 140—160 мм, задней — 100—120 мм. В этих условиях шины могут иметь специальный, «шоссейный» рисунок протектора, который обеспечивает хорошие устойчивость и управляемость на больших скоростях и минимальные потери на качение. Широко применяются дисковые тормоза, причем в классах 350— 500 см и выше — самых быстроходных — не редкость двухдисковый передний тормоз. В связи с тем, что на ровных шоссейных дорогах с небольшим количеством крутых поворотов масса мотоцикла в отношении управляемости не имеет первостепенного значения, в конструкции моделей этой категории применяется много решений, повышающих комфортабельность и динамические качества, но значительно утяжеляющих машину. Это прежде всего система электропуска, обтекатели, многоцилиндровые двигатели. Мотоциклы типа «стрит» наиболее сложны и дороги (в ряде случаев их цена соразмерна с ценой легковых автомобилей) и немногочисленны.

Эндуро — по-испански выносливый. Эти мотоциклы хорошо приспособлены для эксплуатации в сельской местности, на проселках. Поэтому у протектора их шин развитые грунтозацепы, а ход подвесок больше: передней — до 160— 180 мм, задней — до 120—140 мм. Посадка водителя — классическая, с небольшим наклоном вперед. Дисковые тормоза на «эндуро» еще редки — чаще применяются барабанные, хорошо герметизированные. Электростартер ставят в основном на моделях классов 350— 500 см4. Двигатели в классах до 250 см3 обычно одноцилиндровые, свыше 250 см3 — двухцилиндровые. Их удельная мощность не превышает 100 л.с.ул. Глушитель для повышения проходимости обычно приподнят, хотя бы в задней части.

Трайел — по-английски состязание. Так называют разновидность мотоцикла категории «эндуро», который еще более приспособлен к сложным дорожным условиям. У него шины и колеса кроссового типа с очень развитыми грунтозацепами, причем их размер, как правило, 21 (спереди) и 18 или 19 (сзади) дюймов. Седло одно- или полутораместное. Глушитель поднят над коробкой передач или даже над двигателем. Внешне «трайел» очень похож на кроссовый мотоцикл и отличается от него наличием фары, светосигнальных приборов и меньшей шумностью. Двигатель, как правило, двухтактный с одним цилиндром, двухцилиндровый встречается крайне редко. Электростартера нет. Литровая мощность такая же или немного выше, чем у «эндуро».

«Эндуро» и «трайел» служат не для повседневной езды, а в основном, как сейчас принято говорить, в развлекательных целях, для моторизации отдыха и для спорта.

Сферы и особенности эксплуатации мотоциклов «стрит», «эндуро» и «трайел» определяют довольно небольшую ее интенсивность, и машины обычно не успевают изнашиваться. Как следствие, дело до капитального ремонта не доходит, а владельцы сменяют мотоциклы по престижным соображениям с появлением более модных новинок.

Для удовлетворения же чисто хозяйственных и транспортных нужд служат следующие три разновидности машин.

Внедорожный мотоцикл. Стал входить в обиход лишь недавно и пока во всем мире представлен несколькими моделями. Двигатель менее форсирован, чем у «эндуро» или «трайела» (ниже 70 л.с./л), но более «гибок», а крутящий момент в среднем диапазоне чисел оборотов довольно высок. Сочетание такой характеристики со сверхширокими шинами и пониженным передаточным числом вторичной передачи обеспечивает повышенную проходимость.

Пока еще не сложился определенный в социально-экономическом отношении контингент владельцев внедорожных мотоциклов. Заводы ориентируются сейчас на таких потребителей, как фермеры, охотники, геологоразведчики, строители, лесорубы. Учитывая это, можно предположить, что у нас в сельской местности подобные машины были бы встречены с большим интересом как индивидуальное средство транспорта для ежедневных поездок.

Мотоцикл высокой проходимости. Выпускают их всего несколько фирм. Наиболее известны американские машины «Рокон», по внешнему виду ассоциирующиеся с двухколесным трактором, хотя для сельскохозяйственных работ они непригодны.

Шины у мотоциклов этой категории, как и у внедорожных, сверхширокого профиля с очень низким удельным давлением на грунт. На них можно передвигаться даже по болотистой местности. Есть и модели с приводом на оба колеса. Системы подрессоривания нет. Скорость мотоциклов высокой проходимости не более 40 км/ч.

Пока такие машины (аналогичные джипам среди автомобилей) еще не привлекли стабильного интереса потребителей. Тем не менее они могут найти в будущем свой круг приверженцев.

Мотороллер. Он появился и получил широкое распространение в период, когда автомобиль был еще относительно недоступен. Компромиссом между ним и мотоциклом и явилась одноколейная машина повышенной комфортабельности — мотороллер. С ростом производства сравнительно дешевых малогабаритных автомобилей интерес к мотороллеру упал. Сейчас пользуются спросом лишь модели с двигателем ма-лого рабочего объема, являющиеся хорошим подспорьем там, где еще плохо развит коммунальный транспорт, а бензин дорог.

Грузовой мотороллер. Название несколько условное, поскольку под ним разумеются также грузовые мотоциклы и трехколесные сверхлегкие грузовики (с рулем мотоциклетного типа). Особенности, объединяющие их, — три колеса, грузовая платформа и «мотоциклетное» происхождение. Широкое распространение эти машины получили одновременно с легковыми мотороллерами. В ряде стран с мягким климатом (Италия, Япония, Индия, Таиланд) они популярны и сегодня.

Мопед. Этот термин образовался от сокращения словосочетания «моторный велосипед». Попытки создать облегченные и упрощенные конструкции легкого мотоцикла с вспомогательным педальным приводом велосипедного типа предпринимались неоднократно. Однако лишь в 50-е годы мопеды получили широкое распространение, чему способствовало принятое во многих странах разрешение ездить на них с 16 лет без специальных документов («прав»). Одновременно для мопедов был введен лимит максимальной скорости — 40—50 км ч. Такое ограничение должно быть заложено в конструкции мопеда и контролируется специальными государственными службами при аттестации к продаже каждой новой модели.

Поначалу мопеды имели двух- и трехступенчатую коробку передач, а для торможения служил специальный механизм велосипедного типа во втулке заднего колеса. В последние 10 лет за рубежом определилось преобладание конструкций с автоматическим клиноременным вариатором. Он привел к некоторому удорожанию машины, но управлять ей стало настолько просто, что практически каждый умеющий ездить на велосипеде за полчаса овладевает мопедом. Сейчас мопеды производят более ста фирм, а их общий выпуск исчисляется десятками миллионов. Интересно, что мопеды не только получили со временем широкое признание, но и стали родоначальником еще трех разновидностей машин, о которых речь пойдет ниже.

Мофа. И внешне и по существу это упрощенный мопед. Причина его появления проста. В ряде стран детям с 14 лет разрешено ездить на простейших мопедах, у которых наибольшая скорость 25—30 км/ч. Эти машины получили признание и среди пожилых людей.

Конструктивно мофа проще мопеда. Меньшая скорость упростила требования к трансмиссии, и не нужна стала коробка передач; широкое применение нашло автоматическое сцепление. Очень часто заднее колесо не имеет подвески. Весит мофа на 10—15 кг меньше мопеда.

Мокик. Мопед с кик-стартером — так можно расшифровать это название. Из других отличий следует отметить большее, чем у мопеда, число передач, обусловленное отсутствием педального привода и необходимостью иметь дополнительную передачу для преодоления крутых подъемов.

Минибайк. Это микромотоцикл, задуманный как транспортное средство для крупных городов. Уменьшение внешних размеров — результат более плотной компоновки всей машины и применения малых колес. В большинстве случаев некоторые элементы (руль, седло) складные или убирающиеся. Благодаря всему этому минибайк занимает очень мало места при маневрировании, на стоянке, в хранении (немаловажное обстоятельство для городской квартиры), его можно перевозить в багажнике легкового автомобиля. Минибайки изготовляют на базе узлов мопедов и моф, но чаще мокиков. Благодаря малому размеру колес центр тяжести у минибайка расположен очень низко, поэтому машина очень устойчива и маневренна.Мы рассмотрели все известные сегодня категории мотоциклов. Большое их разнообразие говорит о стремлении конструкторов найти в изменившихся условиях новые сферы применения одноколейных транспортных средств, где специфические особенности мотоциклов дали бы им преимущество перед автомобилями. Таким образом, сейчас речь идет не о вытеснении легковыми автомобилями мотоциклов вообще, а о рациональном распределении между ними «сфер влияния».

Такой вывод справедлив и для нашей страны, где обширные пространства и большое разнообразие дорожных и климатических факторов создают особо выгодные условия для гармоничного сочетания всех разновидностей перечисленных выше категорий мотоциклов с автомобилями. И сейчас, когда заканчивается разработка планов развития народного хозяйства в одиннадцатой пятилетке, мы должны особенно тщательно проанализировать перспективный спрос и типаж мотоциклов, мотороллеров и мопедов.

Ставя перед собой цель улучшить ассортимент мотоциклетной техники и увеличить ее выпуск, наша промышленность уже сейчас должна учесть изменения, происходящие в характере спроса и, не теряя времени, заняться подготовкой новых моделей. Бесспорно, переход на выпуск машин незнакомых еще разновидностей повлечет болезненную ломку производства на заводах, привыкших выпускать одну-две традиционные модели большим тиражом. И тем не менее он необходим, ибо послужит более полному удовлетворению спроса потребителей и обеспечению надежного сбыта продукции.

Сразу дать конкретный рецепт, какие категории мотоциклов уже следует развивать и в каких количествах, трудно — для этого нужно тесное сотрудничество заводов с торговыми организациями на основе экспериментальных поставок партий мотоциклов (новых разновидностей) в различные зоны страны. Можно лишь сказать, что, по всей видимости, еще долго наибольший интерес к себе сохранят мотоциклы типа «универсал». Однако уже сейчас видна перспективность для наших условий мотоциклов типов «эндуро» и высокой проходимости.

Очень интересен и заслуживает самого пристального внимания зарубежный опыт ограничения скоростей и введения возрастного ценза для мопедов и мокиков.

Благодаря средствам массовой информации довольно хорошую известность получил у нас минибайк. И не только получил, но и имеет уже своих твердых приверженцев. Видимо, и в этом направлении следует ждать от промышленности конкретных предложений.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что мотоцикл нужен и должен существовать, но не всякий, а только в тех конкретных разновидностях, которые соответствуют специфическим условиям эксплуатации и потребностям людей.

 

 

А. ЮДИН, инженер

 

1980N02P6-7

bazamoto.ru

Н. Эрнест - Мотоцикл в армии

Из табл. 2 видно, что в пределах литража от 250 до 350 см3 мотоциклы имеют одинаковый вес. Это дает для мотоцикла, литражем в 350 см3, преимущество перед мотоциклом меньшего литража, так как нагрузка на 1 л. с. у мотоцикла с большим литражем меньше.

Проходимость мотоциклов легкого типа увеличивается за счет силы водителя: машина настолько легка, что водитель вытаскивает ее из грязи или втаскивает в гору. Незначительная длина этих машин облегчает управление ими, что особенно важно в полевых условиях, где нужно использовать всякий "пятачок" местности, чтобы ускорить преодоление пространства. Малые размеры машины делают ее менее заметной, что в боевых условиях обеспечивает легкость маскировки и меньшую уязвимость.

Увеличение литража сверх 350 см3 повышает вес мотоцикла, вследствие чего уменьшается его подвижность. Кроме того, большая нагрузка на 1 л. с. (12,5- 13 кг) уменьшает проходимость машины.

Все эти обстоятельства говорят за то, что для полевого мотоциклa-одиночки наиболее целесообразно и экономично иметь четырехтактный двигатель, литражем в 350 см3. Однотипность такого двигателя с автомобильным позволяет мотоциклисту быстро перейти на управление автомобилем.

Для повышения проходимости современные мотоциклы оборудуются специальными приспособлениями. Чтобы повысить проходимость через болота и грязные участки, на заднее ведущее колесо надевается цепь или специальные бандажи с наклепанными на них металлическими бляхами.

Для движения зимой по снегу к обыкновенному мотоциклу-одиночке добавляются две коротких лыжи. Крепление лыж не требует никаких конструктивных или производственных изменений в мотоцикле и производится весьма просто. Эти лыжи позволяют мотоциклу-одиночке двигаться целиной (рис. 13).

Рис. 13. Мотоцикл с лыжным легкосъемным приспособлением для движения по зимним дорогам. Сконструирован в СССР.

Для уменьшения буксования ведущего колеса на него надевается цепь. При езде в обычных условиях лыжи приподняты на уровень подножек мотоцикла и ноги водителя свободно стоят на них. Когда же нужно проехать по глубокому снегу или по скользкой дороге, водитель ногами нажимает на лыжи и опирается ими на снег. Этим создается устойчивость мотоцикла и проходимость его по снегу. Дополнительной затраты сил водителя при этом не требуется, а расход горючего при езде по снегу увеличивается лишь на 10–20 %.

Для повышения проходимости мотоцикла за границей производят и конструктивные изменения. В Англии заднее ведущее колесо заменили двумя, меньших диаметров, расположенными одно за другим (рис. 14).

Рис. 14. Принятый в английской армии современный мотоцикл повышенной проходимости.

Большая опорная их поверхность дает большую площадь соприкосновения с землей, уменьшает буксование и увеличивает проходимость. На оба эти колеса может быть надета гусеница. Все эти конструктивные изменения приводят к увеличению веса мотоцикла, два же задних колеса увеличивают его длину и, стало быть, уменьшают его поворотливость.

Проще применять на мотоциклах колеса-баллоны, обеспечивающие большую проходимость благодаря большей опорной поверхности баллона. Проходимость мотоцикла в значительной мере зависит от заднего (ведущего) колеса. Поэтому желательно, чтобы оно имело по возможности больший профиль (применение баллона). Необходимо, чтобы масса покрышки была тверда, а ее профилировка обладала цепкостью и способностью "самоосвобождения от грязи".

Подвижность и длительность беспрерывной зксплоатации мотоцикла во многом зависит от того, насколько удобно водитель сидит на машине. Для наиболее свободной посадки водителя рукоятки руля должны быть на высоте распределительного щитка, при растворе рукояток в 700–750 мм. Толщина рукоятки не должна быть больше 22 мм в диаметре. В Германии на состязаниях, если рукоятки имели диаметр в 25 мм, водители машин снимали с них резиновые наконечники.

При конструировании полевых мотоциклов необходимо усиливать охлаждение двигателя, так как в полевых условиях приходится длительное время двигаться на низших передачах, что приводит к быстрому перегреву двигателя.

Все детали привода мотоцикла должны быть укрыты рамой для предохранения их от ударов и толчков. В этом отношении весьма интересен одноцилиндровый мотоцикл фирмы "БМВ", литражем в 400 см3. У него двигатель спрятан за стальной рамой, а весь мотор в целом весьма компактен, имеет очень мало выступающих деталей и хорошо работает в полевых условиях.

Все бензино- и маслопроводы мотоцикла и его электропроводка должны быть гибкими, эластичными. За границей на состязаниях часто устраивают двойную проводку для быстрой замены основных проводок при их порче.

Подножки полевых мотоциклов должны быть возможно выше. Низкие подножки мешают мотоциклу свободно двигаться по колеям, по высокой траве и глубокой грязи. Кроме того, подножки обязательно должны быть откидывающимися.

Выхлопную трубу необходимо поднять выше и "спрятать", чтобы она не подвергалась ударам снизу и с боков. Особо важно также иметь по возможности высокий клиренс, не менее 130 мм.

Чтобы обеспечить бесперебойную работу карбюратора при езде по пыльной местности, его надлежит снабжать сильными фильтрами. В Германии на мотоциклах полевого и спортивного типов вводятся так называемые "мокрые" воздушные фильтры, способные задерживать мельчайшую пыль. Фильтрующей массой в них является самородная "волосистая медь", пропитанная смазочными маслами.

Таковы в основном конструктивные изменения в современных полевых мотоциклах, повышающие их проходимость по "сухопутью".

Мотоцикл может преодолевать короткую водную преграду, двигаясь с погруженным в воду мотором. Для этого необходимо изолировать небольшие детали, боящиеся воды (например, свечи), резиновыми колпачками и шлангами, а большие детали (динамо, аккумуляторы и т. д.) вазелиновой или парафиновой смазкой. Труба для подвода воздуха должна быть выведена выше уровня воды.

Чтобы сделать полевой мотоцикл "водоходным", в Германии вносят в него специальные конструктивные изменения. Он снабжается специальным карбюратором, причем соединение бензинопровода с карбюратором покрыто резиновым набалдашником и все воздушные отверстия карбюратора (например, отверстие в поплавковой камере, соединяющее ее с атмосферным воздухом) выведены во всасывающий воздушный патрубок. После того как этот патрубок удлинен гибким шлангом, карбюратор может свободно работать и под водой. Аккумуляторы помещаются в герметически закрытых ящиках и возможно выше.

Таким образом, современный мотоцикл-одиночка становится действительно "вездеходной" машиной. К созданию именно такого мотоцикла должны стремиться и наши конструкторы, так как подобный мотоцикл отвечает хозяйственным требованиям и требованиям обороны страны. При нашем бездорожьи и необъятных пространствах только быстроходная и вездеходная машина может найти широкое применение.

Один полевой мотоцикл-одиночка не может удовлетворить всех наших потребностей. Нам нужен еще и мотоцикл с коляской, обладающий большой подвижностью. Подвижность такого мотоцикла прежде всего зависит от мощности двигателя, позволяющей свободно протаскивать коляску по грязным дорогам, сыпучим пескам и по полям вне дорог. Для этого необходим двигатель мощностью не менее 20 л. с. Современные четырехтактные мотоциклетные двигатели, литражем в 1 000 см3, уже дают свыше 25 л. с.

Учитывая дорожные условия, в городе целесообразно применять мотоцикл с коляской, менее мощный, но более экономный в эксплоатации, а именно мотоцикл с четырехтактным двигателем, литражем в 750 см3, обладающим мощностью не менее 20 л. с.; для села же пригодны только мотоциклы с более мощным двигателем в 1 000 см3.

В качестве полевого мотоцикла нам нужны два типа машин с четырехтактным двигателем в 350 см3 и 500 см3. Первая из них нужна как легкая, вездеходная и поворотливая одиночка, вторая - как самая быстроходная и вездеходная машина, свободно поднимающая и второго седока на заднем седле. Эти машины должны быть доступны всем трудящимся, должны стать излюбленным средством для туристских путешествий с целью отдыха и изучения нашей великой родины.

Развертыванию производства мотоциклов в нашей стране должно сопутствовать строительство и организация ремонтных баз и производство запасных частей.

profilib.org

МОТОЦИКЛ ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ - Октябрь 1959 года

  • Онлайн
    • Архив
    • Форум
    • Wiki
    • Купи авто
    • Реклама
  • Издания
    • Журнал “За рулем”
    • Газета “За рулем – Регион”
    • Журнал “Купи авто”
    • Журнал “Мото”
    • Журнал “Рейс”
    • Книги, Каталоги
    • Подписка
  • Товары и услуги
    • Интернет магазин
    • Товары ЗР
    • Реклама
    • Турбюро
  • Реклама
  • Подписка
  • Архив
  • Форум
  • Wiki
  • Купи авто
  • Войти
  • Анонсы
  • Издания
    • За рулем
    • Газета "За рулем - Регион"
    • Купи авто
    • Мото
    • Рейс
  • За рулем
  • Газета "За рулем - Регион"
  • Купи авто
  • Мото
  • Рейс
  • Книги и каталоги
    • Новинки
    • Популярная литература
    • Техническая литература
  • Марки и модели
    • Все марки
    • Acura
    • Alfa Romeo
    • Alpina
    • Aston Martin
    • Audi
    • BAW
    • Bentley
    • BMW
    • Brilliance
    • Bristol
    • Bugatti
    • Buick
    • BYD
    • Cadillac
    • Caterham
    • Changan
    • Chery
    • Chevrolet
    • Chrysler
    • Citroen
    • Cord
    • Dacia
    • Daewoo
    • Daihatsu
    • Delahaye
    • Derways
    • DFM
    • Dodge
    • Eriba moving
    • FAW
    • FBS
    • Ferrari
    • FIAT
    • Fisker
    • Ford
    • Freightliner
    • Geely
    • GMC
    • Great Wall
    • Grinnall
    • Gumpert
    • Hafei
    • Haima
    • Hino
    • Honda
    • Horch
    • Hummer
    • Hymer
    • Hyundai
    • Infiniti
    • International
    • Iran Khodro
    • Isuzu
    • Iveco
    • JAC
    • Jaguar
    • Jeep
    • Jinbei
    • Kamaz
    • KIA
    • Lamborghini
    • Lancia
    • Land Rover
    • LDV
    • Lexus
    • Lifan
    • Ligier
    • Lincoln
    • Lotus
    • Luxgen
    • Mahindra
    • Man
    • Maserati
    • Maybach
    • Mazda
    • Mercedes-Benz
    • Mercury
    • MG
    • Mini
    • Mitsubishi
    • Morgan
    • Nash Ambassador
    • Nissan
    • Noble
    • Opel
    • ORCA
    • Pagani
    • Pegaso
    • Perodua
    • Peugeot
    • Piaggio
    • Pininfarina
    • Polaris
    • Pontiac
    • Porsche
    • Proton
    • Renault
    • Rolls-Royce
    • Rover
    • SAAB
    • Saleen
    • Samsung
    • Saturn
    • Scania
    • Scion
    • SEAT
    • Setra
    • Shuanghuan
    • Skoda
    • Smart
    • Spyker
    • Ssang Yong
    • Steyr
    • Strathcarron
    • Studebaker
    • Subaru
    • Suzuki
    • TATA
    • Tianma
    • Tianye
    • Toyota
    • Tucker
    • Venturi
    • Volkswagen
    • Volvo
    • Vortex
    • Westfield
    • Willys
    • Xin Kai
    • YAMAHA
    • Zxauto
    • Богдан
    • ВАЗ
    • Валдай
    • ВИС
    • Волжанин
    • ГАЗ
    • ГолАЗ
    • ё-мобиль
    • ЗАЗ
    • ЗИЛ
    • ЗИС
    • ЗМЗ
    • ИЖ
    • КАВЗ
    • Комбат
    • КРАЗ
    • ЛиАЗ
    • МАЗ
    • Москвич
    • ОКА
    • ПАЗ
    • РОАЗ
    • Сталкер
    • ТагАЗ
    • Тигр
    • УАЗ
    • Урал
  • Поиск
  • Анонсы
  • За рулем
  • Газета "За рулем - Регион"
  • Купи авто
  • Мото
  • Рейс
  • Книги и каталоги
  • Марки и модели
  • Поиск
ЗР 1959
  • ЗР 2018
  • ЗР 2017
  • ЗР 2016
  • ЗР 2015
  • ЗР 2014
  • ЗР 2013
  • ЗР 2012
  • ЗР 2011
  • ЗР 2010
  • ЗР 2009
  • ЗР 2008
  • ЗР 2007
  • ЗР 2006
  • ЗР 2005
  • ЗР 2004
  • ЗР 2003
  • ЗР 2002
  • ЗР 2001
  • ЗР 2000
  • ЗР 1999
  • ЗР 1998
  • ЗР 1997
  • ЗР 1996
  • ЗР 1995
  • ЗР 1994
  • ЗР 1993
  • ЗР 1992
  • ЗР 1991
  • ЗР 1990
  • ЗР 1989
  • ЗР 1988
  • ЗР 1987
  • ЗР 1986
  • ЗР 1985
  • ЗР 1984
  • ЗР 1983
  • ЗР 1982
  • ЗР 1981
  • ЗР 1980
  • ЗР 1979
  • ЗР 1978
  • ЗР 1977
  • ЗР 1976
  • ЗР 1975
  • ЗР 1974
  • ЗР 1973
  • ЗР 1972
  • ЗР 1971
  • ЗР 1970
  • ЗР 1969
  • ЗР 1968
  • ЗР 1967
  • ЗР 1966
  • ЗР 1965
  • ЗР 1964
  • ЗР 1963
  • ЗР 1962
  • ЗР 1961
  • ЗР 1960
  • ЗР 1959
  • ЗР 1958
  • ЗР 1957
  • ЗР 1956
  • ЗР 1955
  • ЗР 1954
  • ЗР 1953
  • ЗР 1952
  • ЗР 1951
  • ЗР 1950
  • ЗР 1949
  • ЗР 1948
  • ЗР 1947
  • ЗР 1946
  • ЗР 1945
  • ЗР 1944
  • ЗР 1943
  • ЗР 1942
  • ЗР 1941
  • ЗР 1940
  • ЗР 1939
  • ЗР 1938
  • ЗР 1937
  • ЗР 1936
  • ЗР 1935
  • ЗР 1934
  • ЗР 1933
  • ЗР 1932
  • ЗР 1931
  • ЗР 1930
  • ЗР 1929
  • ЗР 1928
№10
  • №1
  • №2
  • №3
  • №4
  • №5
  • №6
  • №7
  • №8
  • №9
  • №10
  • №11
  • №12
МОТОЦИКЛ ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ
  • К обзору номера
  • 0 — КЛАСС ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРАВИЛ ДВИЖЕНИЯ
  • 0 — ЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
  • 0 — КУРСАНТ СДАЕТ ЭКЗАМЕН
  • 0 — ОБЛОЖКА НОМЕРА
  • 0 — В этом номере вы прочтете:
  • 1 — СОВЕТСКАЯ РАКЕТА НА ЛУНЕ!
  • 2 — В СТРАНЕ «БОЛЬШОГО СКАЧКА»
  • 4 — МЕЖДУНАРОДНЫЕ УСПЕХИ СПОРТСМЕНОВ ГДР
  • 5 — Сотрудничать в обстановке дружбы
  • 6 — Автоматика - крылья семилетки!
  • 9 — Сегодня в цехах
  • 10 — АВАРИЙНОСТЬ - ОБЩИЙ ВРАГ
  • 11 — Скорости возрастают, конструкции упрощаются
  • 12 — MОTОTPEK-3A ДВА МЕСЯЦА!
  • 14 — БОЕВЫЕ УРОКИ
  • 15 — ПЕРВЫЙ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ
  • 16 — КЛАСС ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРАВИЛ ДВИЖЕНИЯ
  • 17 — ЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
  • 18 — ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ
  • 19 — Технические результаты
  • 20 — ФИНАЛ НА ИППОДРОМЕ
  • 22 — ЯРОСЛАВСКИЕ ВОДНОМОТОРНИКИ
  • 23 — Рекордные старты на Южном Буге
  • 24 — Чтобы не осрамиться перед «периферией»
  • 24 — ТОРМОЗА
  • 24 — ПЕРВЕНСТВО ЕВРОПЫ ПО РАЛЛИ
  • 25 — „ПЛЕВАТЬ МНЕ НА ПРАВИЛА"
  • 25 — НОВОЕ В УЧЕТЕ ТРАНСПОРТНОЙ РАБОТЫ
  • 25 — УТОМЛЕНИЕ ВЕДЕТ К АВАРИЯМ
  • 26 — САМЫЕ ОТВЕТСТВЕННЫЕ УЗЛЫ

www.zr.ru