ТИЗ (мотоцикл). Мотоцикл тиз


ТИЗ (мотоцикл) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. ТИЗ.

Мотоци́клы «ТИЗ» — модельный ряд мотоциклов, выпускавшихся в Таганроге в 1935—1941 годах Таганрогским инструментальным заводом № 65 им. Сталина (позднее преобразован в Таганрогский комбайновый завод), а после эвакуации в 1941 году — Тюменским мотоциклетным заводом (1941—1943 гг.). Наиболее известная модель ТИЗ АМ-600 широко использовалась в РККА во время Второй мировой войны.

История

После прекращения производства мотоциклов на Харьковском мотоциклетном заводе, все его наработки были переданы на «ТИЗ». Одновременно с подготовкой к производству мотоцикла ХМЗ-1М, завод получил задание на адаптацию к условиям советских дорог английского мотоцикла BSA модели «Sloper» с 600-кубовым нижнеклапанным двигателем и четырёхступенчатой коробкой передач. В 1935 году были разработаны чертежи нового мотоцикла ТИЗ АМ-600 (заводской индекс — ТИЗ-1), а в 1936 году он был утверждён в серийное производство (мотоцикл предназначался для Красной Армии, НКВД, и Народно-освободительной армии Китая[1]).

В 1941 году завод ТИЗ был эвакуирован в Тюмень и переименован в Тюменский мотоциклетный завод (ТЮЗ). На этом заводе планировалось создать производство ИМЗ М-72, но этого не удалось сделать. Тогда была предпринята попытка восстановить производство довоенного ТИЗ-АМ-600, с использованием вывезенных из Таганрога запасных частей. До ноября 1943 года было изготовлено 614 мотоциклов. Параллельно с этим разработали и собрали несколько мотоциклов ТИЗ-53 с приводом на колесо коляски. Мотовездеход имел привод на колесо коляски, 1000-кубовый двигатель на базе картера М-72, четырёхступенчатую коробку передач, передачу заднего хода и демультипликатор, дифференциал заднего моста мог блокироваться. Колёса имели размер 6×16", что обеспечивало дорожный просвет 180 мм. Мотоцикл прекрасно показал себя на испытаниях, но серийное производство этой модели было признано нецелесообразным. В 1943 году всё оборудование и кадры были переброшены в Горький, на усиление Горьковского мотоциклетного завода (ГМЗ).

Выпускавшиеся модели

  • ТИЗ-АМ-600, 1935—1943;
  • ТИЗ-50, 1939—1941;
  • ТИЗ-БМ-1200, экспериментальный, 32 л.с.;
  • ТИЗ-Комета-1, экспериментальный спортивный;
  • ТИЗ-6, 1938, экспериментальный спортивный;
  • ТИЗ-7, конец 1930-х, экспериментальный спортивный;
  • ТИЗ-51, конец 1930-х, экспериментальный ;
  • ТИЗ-53, экспериментальный мотовездеход, с приводом на колесо коляски.

Видео по теме

Источники

  1. ↑ Слуцкий Б. М. Таганрогский комбайновый завод // Таганрог. Энциклопедия. — Таганрог: Антон, 2008. — С. 692. — ISBN 978-5-88040-064-5.

wikipedia.green

ТИЗ АМ-600 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 октября 2014; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 октября 2014; проверки требуют 5 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску
ТИЗ АМ-600Общая информация Производитель Годы выпуска Составляющие Система смазки Система охлаждения Сцепление КПП
ТИЗ
1935—1943
ДвигательПроизводитель Марка Тип Объём Максимальная мощность Цилиндров Диаметр цилиндра Ход поршня Система питания Охлаждение Клапанной механизм Тактность (число тактов)
ТИЗ
ТИЗ АМ-600
бензиновый
595 см3
16,5 л. с., при 3800 об/мин
1
85 мм
108 мм
карбюратор МК-17
воздушное
SV
4
циркуляционная с полусухим картером
воздушное
сухое многодисковое

ru.wikipedia.org

АМ-600 - Мотомир Вячеслава Шеянова

Мотомириада №87

В 1934 году Народный Комиссариат тяжелой промышленности принял решение об организации мотоциклетного производства на Таганрогском инструментальном заводе имени Сталина. Выбор был не случаен – завод имел хорошую материально-техническую базу, квалифицированные инженерные кадры и высокий уровень культуры производства. Во время Первой мировой войны ТИЗ производил артиллерийские снаряды, взрыватели к ним, сельскохозяйственное оборудование и инструменты. Заведующим вновь созданным мотоциклетным производством был назначен Наум Абрамович Гуткин.

Советский мотоцикл ХМЗ-1М

В том же 1934 году было свернуто производство мотоциклов на Харьковском мотоциклетном заводе, а техническая документация и серийные экземпляры мотоциклов ХМЗ-1М были переданы по распоряжению Наркомата тяжелой промышленности на ТИЗ. Ввиду отсутствия на заводе кадров, знакомых с мотоциклетным производством, с других предприятий и институтов на ТИЗ были направлены специалисты. Само руководство завода также приняло меры по привлечению молодых инженеров, окончивших ВТУХ по специальностям «авто- и двигателестроение».

Освоение нового вида продукции проходило сложно, хотя успех все же был достигнут. Однако серийное производство мотоциклов модели 1М так и не было организовано. Завод изготовил лишь небольшую партию 350-кубовых 6-сильных двигателей типа ХМЗ, предназначенных, в первую очередь, для стационарных силовых установок, и все изготовленные моторы были реализованы через местную торговую сеть.

Л-300 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

Причина свертывания программы производства ХМЗ-1М заключалась в том, что эти машины не соответствовали требованиям основного заказчика – автобронетанкового управления Красной Армии. Для оснащения РККА требовались надежные мощные мотоциклы, пригодные к эксплуатации как одиночкой, так и с боковой коляской. В это время промышленность выпускала лишь маломощные машины с двухтактными двигателями (Л 300 завода «Красный Октябрь» и ИЖ-7), плохо подходившие военным.

Опыт эксплуатации показал, что и армии, и народному хозяйству нужен мотоцикл среднего класса, с двигателем рабочим объемом 500-600 куб. см. Этот вопрос был впервые поднят еще в 1931 году на Всесоюзном совещании по мотоциклостроению. Тогда было постановлено обязать МОСНХ и Московский велозавод организовать в 1932 году производство мотоциклов. Предполагалось выпускать мотоцикл по типу английского BSA-500 с четырехтактным одноцилиндровым нижнеклапанным двигателем рабочим объемом 500 куб.см. Учитывался также и тот факт, что велосипедный завод строился при технической помощи и на оборудовании той же фирмы BSA. Но руководство МВЗ категорически отказалось от проведения такого эксперимента, мотивируя это отсутствием соответствующей материально-технической базы и загруженностью уже существующего производства.

И вот 20 марта 1935 года решением Наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе Таганрогскому инструментальному заводу имени Сталина (по военной номенклатуре «завод № 65») было поручено спроектировать на основе BSA-500 новый тип советского мотоцикла и приступить к его серийному выпуску. К концу года заводу предлагалось выпустить 250 машин – и это при том, что три образца BSA-500, с которых предполагалось снимать чертежи, были закуплены в Англии только в апреле.

Тем временем на предприятии сформировали коллектив и организовали конструкторское и технологическое бюро. Главным конструктором мотоотдела завода был назначен один из учеников П.В. Можарова – Яков Вениаминович Коганов.

В конце сентября 1935 года на завод прибыл английский прототип. И отделом главного конструктора было принято решение не копировать этот образец полностью, а приняв его за основу, создать более приспособленную к отечественным условиям машину. Заново спроектировали раму, переднюю вилку и колеса, перевели все детали с дюймовой на метрическую систему мер и заменили дюймовый модуль в шестернях коробки передач и двигателя. За очень короткий срок (до 31 декабря 1935 года) КБ выпустило все рабочие чертежи, технические условия на изготовление сложных деталей, на сборку узлов и машины в целом, а также на изделия смежных производств. Технологическое бюро выпустило всю необходимую документацию, спланировало и организовало сборку экспериментальной партии. Отдел снабжения ТИЗа проделал кропотливую работу по обеспечению завода большой номенклатурой деталей от смежных производств. Машина получила наименование АМ-600 («А» – первая модель, «М» – мотоцикл, «600» – рабочий объем двигателя).

В течении четырех месяцев были изготовлены и собраны пять опытных мотоциклов. На Первомайской демонстрации мотоциклы оказались в центре внимания горожан, а затем успешно прошли заводские испытания и 27 мая 1936 года в Москве были показаны Государственной комиссии под председательством Серго Орджоникидзе. Орджоникидзе дал указание обеспечить завод всем необходимым для серийного выпуска АМ-600 с коляской уже в текущем году. Персональная ответственность за это была возложена на товарища Твертинова. И надо отдать должное последнему за то, что за считанные месяцы своего пребывания на ТИЗе, он сумел организовать к октябрю 1936 года выпуск первой партии из 200 машин. Параллельно с организацией серийного производства в КБ завода была спроектирована боковая коляска, выпуск которой также начался на ТИЗе.

Рассмотрим конструкцию мотоцикла ТИЗ АМ-600. Рама – трубчатая, разборная: наиболее ответственные ее узлы – кованые. Вилка – также трубчатая, параллелограммного типа с одной спиральной бочкообразной пружиной. Двигатель – одноцилиндровый, четырехтактный с нижним расположением клапанов, рабочим объемом 595 куб. см. Мощность двигателя – 16,5 л.с. при 38000 об/мин. У мотоциклов поздних серий мощность двигателя была доведена до 18 л.с. Коробка передач – четырехскоростная, отдельным блоком. Привод от мотора к КПП и на заднее колесо – роликовыми цепями. Сухой вес мотоцикла-одиночки составлял 185 кг. Максимальная скорость – 95 км/час.

Конструкция АМ-600 постоянно совершенствовалась. Многочисленные модификации узлов и агрегатов, а также производственные варианты отдельных деталей и по сей день вызывают головную боль у реставраторов мототехники. Дело в том, что, как и на большинстве советских мотозаводов, на ТИЗе модернизационные изменения фиксировались лишь в заводской документации, а в каталогах и брошюрах, выпускаемых для широкого круга пользователей, не отражались. Ситуация усугубляется еще и тем, что почти весь заводской архив был утрачен во время войны.

Стоит перечислить лишь некоторые различия. Известно, как минимум, два варианта головок цилиндра – первый (ранних выпусков) изготовлен из чугуна, второй – из алюминия. Три варианта картера двигателя, отличающиеся объемом масляного резервуара, формой маслоналивной горловины и дозатором смазки. Четыре типа крышки газораспределения. Три вида крыльев, различающихся формой и профилем, Два варианта комплектов электрооборудования. И это далеко не полный перечень.

Помимо постепенной модернизации ТИЗ АМ-600 должен был пережить и одну коренную. Новая версия машины имела электрооборудование (фару, задний фонарь, центральный переключатель, аккумулятор и звуковой сигнал), унифицированное с мотоциклами ИЖ-9, ИЖ-12 и Л-8, топливный бак увеличенного объема, лишенный приборной панели, более мощный 18-сильный мотор и ряд других отличий. Но по экономическим причинам в серию эта модификация не пошла – лишь некоторые из усовершенствований перенесли на серийный АМ-600.

В больших количествах эта модель исользовалась в РККА. ТИЗы воевали в Финляндскую и Великую Отечественную войны – на коляску устанавливался пулемет Дегтярева на специальной турели. Начиная с 1937 года «шестисотые» принимали регулярное участие в парадах войск на Красной площади. Специально для парадов была выпущена партия мотоциклов-одиночек, оснащенных пулеметными турелями на рулях и патронными ящиками большого объема, установленными по бокам машин на багажниках.

Основано на материалах книги Мятиева А.А. – «Иcтория советского мотоцикла».

 

Производитель ТИЗ («Таганрогский инструментальный завод № 65 имени товарища Сталина»)
Годы выпуска 1935-1943
Количество, шт
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип четырехтактный, одноцилиндровый, нижнеклапанный
Объем двигателя, см3 595
Диаметр и ход поршня, мм 63 х 80 / 2.48″ X 3.15″
Мощность 16 л.с. при 3800 об/мин.
Зажигание
Карбюратор
Аккумулятор
Сцепление
Коробка передач 4-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая, разборная, ответственные узлы – кованые
Передняя подвеска параллелограммная
Задняя подвеска жёсткая
Тормоза барабанные
Размеры колес 4 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2 170
Ширина, мм 830
Высота, мм 970
Колесная база, мм 1 420
Клиренс, мм 125
Высота сидения, мм 700
Масса, кг

 185 

Емкость бензобака, л

 17

Максимальная скорость, км/ч

 95 

Дальность, км  280

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.

 

motos-of-war.ru

ТИЗ (мотоцикл) - это... Что такое ТИЗ (мотоцикл)?

У этого термина существуют и другие значения, см. ТИЗ.

Мотоци́клы «ТИЗ» — модельный ряд мотоциклов, выпускавшихся в Таганроге в 1935—1941 годах Таганрогским инструментальным заводом № 65 им. Сталина (позднее преобразован в Таганрогский комбайновый завод), а после эвакуации в 1941 году — Тюменским мотоциклетным заводом (1941—1943 гг.). Наиболее известная модель ТИЗ АМ-600 широко использовалась в РККА во время Второй мировой войны.

История

После прекращения производства мотоциклов на Харьковском мотоциклетном заводе, все его наработки были переданы на «ТИЗ». Одновременно с подготовкой к производству мотоцикла ХМЗ-1М, завод получил задание на адаптацию к условиям советских дорог английского мотоцикла BSA модели «Sloper» с 600-кубовым нижнеклапанным двигателем и четырёхступенчатой коробкой передач. В 1935 году были разработаны чертежи нового мотоцикла ТИЗ АМ-600 (заводской индекс — ТИЗ-1), а в 1936 году он был утверждён в серийное производство (мотоцикл предназначался для Красной Армии, НКВД, и Народно-освободительной армии Китая[1]).

В 1941 году завод ТИЗ был эвакуирован в Тюмень и переименован в Тюменский мотоциклетный завод (ТЮЗ). На этом заводе планировалось создать производство ИМЗ М-72, но этого не удалось сделать. Тогда была предпринята попытка восстановить производство довоенного ТИЗ-АМ-600, с использованием вывезенных из Таганрога запасных частей. До ноября 1943 года было изготовлено 614 мотоциклов. Параллельно с этим разработали и собрали несколько мотоциклов ТИЗ-53 с приводом на колесо коляски. Мотовездеход имел привод на колесо коляски, 1000-кубовый двигатель на базе картера М-72, четырёхступенчатую коробку передач, передачу заднего хода и демультипликатор, дифференциал заднего моста мог блокироваться. Колёса имели размер 6×16", что обеспечивало дорожный просвет 180 мм. Мотоцикл прекрасно показал себя на испытаниях, но серийное производство этой модели было признано нецелесообразным. В 1943 году всё оборудование и кадры были переброшены в Горький, на усиление Горьковского мотоциклетного завода (ГМЗ).

Выпускавшиеся модели

  • ТИЗ-АМ-600, 1935—1943;
  • ТИЗ-50, 1939—1941;
  • ТИЗ-БМ-1200, экспериментальный, 32 л.с.;
  • ТИЗ-Комета-1, экспериментальный спортивный;
  • ТИЗ-6, 1938, экспериментальный спортивный;
  • ТИЗ-7, конец 1930-х, экспериментальный спортивный;
  • ТИЗ-51, конец 1930-х, экспериментальный ;
  • ТИЗ-53, экспериментальный мотовездеход, с приводом на колесо коляски.

Источники

  1. ↑ Слуцкий Б. М. Таганрогский комбайновый завод // Таганрог. Энциклопедия. — Таганрог: Антон, 2008. — С. 692. — ISBN 978-5-88040-064-5.

dic.academic.ru

ТИЗ (мотоцикл) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. ТИЗ.

Мотоци́клы «ТИЗ» — модельный ряд мотоциклов, выпускавшихся в Таганроге в 1935—1941 годах Таганрогским инструментальным заводом № 65 им. Сталина (позднее преобразован в Таганрогский комбайновый завод), а после эвакуации в 1941 году — Тюменским мотоциклетным заводом (1941—1943 гг.). Наиболее известная модель ТИЗ АМ-600 широко использовалась в РККА во время Второй мировой войны.

История

После прекращения производства мотоциклов на Харьковском мотоциклетном заводе, все его наработки были переданы на «ТИЗ». Одновременно с подготовкой к производству мотоцикла ХМЗ-1М, завод получил задание на адаптацию к условиям советских дорог английского мотоцикла BSA модели «Sloper» с 600-кубовым нижнеклапанным двигателем и четырёхступенчатой коробкой передач. В 1935 году были разработаны чертежи нового мотоцикла ТИЗ АМ-600 (заводской индекс — ТИЗ-1), а в 1936 году он был утверждён в серийное производство (мотоцикл предназначался для Красной Армии, НКВД, и Народно-освободительной армии Китая[1]).

В 1941 году завод ТИЗ был эвакуирован в Тюмень и переименован в Тюменский мотоциклетный завод (ТЮЗ). На этом заводе планировалось создать производство ИМЗ М-72, но этого не удалось сделать. Тогда была предпринята попытка восстановить производство довоенного ТИЗ-АМ-600, с использованием вывезенных из Таганрога запасных частей. До ноября 1943 года было изготовлено 614 мотоциклов. Параллельно с этим разработали и собрали несколько мотоциклов ТИЗ-53 с приводом на колесо коляски. Мотовездеход имел привод на колесо коляски, 1000-кубовый двигатель на базе картера М-72, четырёхступенчатую коробку передач, передачу заднего хода и демультипликатор, дифференциал заднего моста мог блокироваться. Колёса имели размер 6×16", что обеспечивало дорожный просвет 180 мм. Мотоцикл прекрасно показал себя на испытаниях, но серийное производство этой модели было признано нецелесообразным. В 1943 году всё оборудование и кадры были переброшены в Горький, на усиление Горьковского мотоциклетного завода (ГМЗ).

Выпускавшиеся модели

  • ТИЗ-АМ-600, 1935—1943;
  • ТИЗ-50, 1939—1941;
  • ТИЗ-БМ-1200, экспериментальный, 32 л.с.;
  • ТИЗ-Комета-1, экспериментальный спортивный;
  • ТИЗ-6, 1938, экспериментальный спортивный;
  • ТИЗ-7, конец 1930-х, экспериментальный спортивный;
  • ТИЗ-51, конец 1930-х, экспериментальный ;
  • ТИЗ-53, экспериментальный мотовездеход, с приводом на колесо коляски.

Источники

  1. ↑ Слуцкий Б. М. Таганрогский комбайновый завод // Таганрог. Энциклопедия. — Таганрог: Антон, 2008. — С. 692. — ISBN 978-5-88040-064-5.

Напишите отзыв о статье "ТИЗ (мотоцикл)"

Отрывок, характеризующий ТИЗ (мотоцикл)

– Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади. – Да отчего же? – сказала княжна. Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались. – Отчего же вы не хотите? – спросила она опять. Никто не отвечал. Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд. – Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил: – Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба. – Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности. – Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас… Но голос ее заглушали голоса толпы. – Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего! Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко. – Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе. Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.

Долго эту ночь княжна Марья сидела у открытого окна в своей комнате, прислушиваясь к звукам говора мужиков, доносившегося с деревни, но она не думала о них. Она чувствовала, что, сколько бы она ни думала о них, она не могла бы понять их. Она думала все об одном – о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться. С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина. Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего – болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое – она чувствовала – она была не в силах созерцать даже в своем воображении в этот тихий и таинственный час ночи. И картины эти представлялись ей с такой ясностью и с такими подробностями, что они казались ей то действительностью, то прошедшим, то будущим.

wiki-org.ru

Легендарный мотоцикл из Таганрога - история в фотографиях

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Таиланда, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос, опять Бардо, опять Бордо, опять Монро, оружие, отдых, открытки, офф-топ, охота, памятники, парады, партизаны, пейзаж, печальное, пин ап, писатели, плакат, плакаты, побасенки, побасёнки, победа, победители, победителиь, подвиги, политика, полиция, поскачите с автором, поэзия, праздники, пресса, природа, промышленность, пропаганда, професии, профессии, прощай, пурга, путешествия, пятничная красавица, пятничное, радио, разведка, развлечения, ребятам о зверятах, революционеры, революция, реки, реклама, реконструкции, рекорды, религия, репрессии, рисинки, рисунки, русско-японская война, самолеты, самоубийства, семейное фото, семейный альбом, семейный архив, скульптура, слайд-шоу, смешно, смешной Третий Рейх, смешной Третий рейх, снова Бордо, советско-финская война, спецслужбы, спор, спорт, спорь, сравнительные фотографии, сравнительныефотографии, средние века, староверы, страны, субкультура, субкультуры, тайные общества, танки, театр, текст, тексты, телевидение, телеграф, террор, тесты, техника, торговля, трагедия в Новороссии, транспорт, труд, тюрьмы, убийства,

foto-history.livejournal.com

ТИЗ (мотоцикл) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. ТИЗ.

Мотоци́клы «ТИЗ» — модельный ряд мотоциклов, выпускавшихся в Таганроге в 1935—1941 годах Таганрогским инструментальным заводом № 65 им. Сталина (позднее преобразован в Таганрогский комбайновый завод), а после эвакуации в 1941 году — Тюменским мотоциклетным заводом (1941—1943 гг.). Наиболее известная модель ТИЗ АМ-600 широко использовалась в РККА во время Второй мировой войны.

История

После прекращения производства мотоциклов на Харьковском мотоциклетном заводе, все его наработки были переданы на «ТИЗ». Одновременно с подготовкой к производству мотоцикла ХМЗ-1М, завод получил задание на адаптацию к условиям советских дорог английского мотоцикла BSA модели «Sloper» с 600-кубовым нижнеклапанным двигателем и четырёхступенчатой коробкой передач. В 1935 году были разработаны чертежи нового мотоцикла ТИЗ АМ-600 (заводской индекс — ТИЗ-1), а в 1936 году он был утверждён в серийное производство (мотоцикл предназначался для Красной Армии, НКВД, и Народно-освободительной армии Китая[1]).

В 1941 году завод ТИЗ был эвакуирован в Тюмень и переименован в Тюменский мотоциклетный завод (ТЮЗ). На этом заводе планировалось создать производство ИМЗ М-72, но этого не удалось сделать. Тогда была предпринята попытка восстановить производство довоенного ТИЗ-АМ-600, с использованием вывезенных из Таганрога запасных частей. До ноября 1943 года было изготовлено 614 мотоциклов. Параллельно с этим разработали и собрали несколько мотоциклов ТИЗ-53 с приводом на колесо коляски. Мотовездеход имел привод на колесо коляски, 1000-кубовый двигатель на базе картера М-72, четырёхступенчатую коробку передач, передачу заднего хода и демультипликатор, дифференциал заднего моста мог блокироваться. Колёса имели размер 6×16", что обеспечивало дорожный просвет 180 мм. Мотоцикл прекрасно показал себя на испытаниях, но серийное производство этой модели было признано нецелесообразным. В 1943 году всё оборудование и кадры были переброшены в Горький, на усиление Горьковского мотоциклетного завода (ГМЗ).

Выпускавшиеся модели

  • ТИЗ-АМ-600, 1935—1943;
  • ТИЗ-50, 1939—1941;
  • ТИЗ-БМ-1200, экспериментальный, 32 л.с.;
  • ТИЗ-Комета-1, экспериментальный спортивный;
  • ТИЗ-6, 1938, экспериментальный спортивный;
  • ТИЗ-7, конец 1930-х, экспериментальный спортивный;
  • ТИЗ-51, конец 1930-х, экспериментальный ;
  • ТИЗ-53, экспериментальный мотовездеход, с приводом на колесо коляски.

Видео по теме

Источники

  1. ↑ Слуцкий Б. М. Таганрогский комбайновый завод // Таганрог. Энциклопедия. — Таганрог: Антон, 2008. — С. 692. — ISBN 978-5-88040-064-5.

www.wikipedia.green