Мотомир Вячеслава Шеянова. Мотоцикл л 300 фото


А-750 - Мотомир Вячеслава Шеянова

Аудиоверсия статьи:

Мотомириада №67

Видео тест-драйва

В 1929 году на базе “Иж-стальзавода” были организованы мастерские, разработавшие и изготовившие первые пять опытных мотоциклов марки “Иж”. Возглавил коллектив мастерских талантливый инженер Петр Владимирович Можаров. До этого он проходил стажировку в Германии, откуда вернулся убежденным в том, что в СССР надо строить адаптированные копии немецких мотоциклов. Его биограф О. Курихин писал:

Петр Владимирович Можаров

“Петр Владимирович посетил восемь прекрасно оборудованных мотоциклетных заводов: Allright, BMW, DKW, D-Rad, Mabeco, Neander, NSU, Zündapp. 15 других он отнес к “прочим”, поскольку выпуск мотоциклов на них был ограниченным. В этой группе оригинальностью конструкций легких мотоциклов выделялся Берлинский завод Stock.

Наиболее сильное впечатление на Петра Владимировича произвели три фирмы: DKW, Zündapp и Neander. Первая — благодаря массовости и разнообразию выпускаемой продукции, причем как основной — мотоциклы, так и дополнительной — лодочные моторы, моторы-генераторы, вырабатывавшие электроэнергию и т. п. Вторая — за совершенство технических решений, а третья — за интересные конструкторские решения и непосредственное участие ее руководителя Эрнста Неандера в творческом процессе — конструировании и испытаниях, что очень импонировало самому П. В. Можарову”.

Многое из увиденного Можаровым воплотилось в опытных конструкциях. После завершения работы над первыми мотоциклами “Иж” и проведения большого испытательного пробега коллектив Можарова перевели в Ленинград, где готовился массовый выпуск мототехники.

Л-300 из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

DKW Luxus 300

Одновременно с разработкой документации на мотоцикл, названный Л-300, его прототипы — мотоциклы DKW Luxus 300 — проходили испытания в НАТИ — Научном автотракторном институте. После начала выпуска Л-300 в конце 1931 года, Можаров и несколько его коллег переехали в Москву, где в составе НАТИ образовалось КБ Мотоциклостроения. В коллективе работали такие люди, как Сергей Иванович Карзинкин — испытатель, один из создателей первого советского мотоцикла “Союз”, автор многих статей и книг, посвященных конструированию мотоциклов, Александр Минович Федоров, ставший потом главным конструктором Ирбитского мотозавода, Игорь Иванович Окунев — в дальнейшем начальник КБ двигателей АЗЛК, Борис Михайлович Фиттерман — в будущем доктор технических наук, профессор, один из ведущих автомобильных конструкторов.

Мотоциклы НАТИ-А-750

КБ получило задание на разработку типажа средних и тяжелых мотоциклов для армии и народного хозяйства. Первым стал тяжелый мотоцикл НАТИ-А-750. Эта машина стала неким смешением традиций: в ходовую часть, сделанную по образу БМВ, был вмонтирован силовой агрегат американского типа.

Дуплексная рама из штампованных профилей с вложенным внутрь бензобаком сочеталась с рессорной передней вилкой, имевшей мощные штампованные перья. Нижнеклапанный V-образный двухцилиндровый двигатель рабочим объемом 750 куб. см, расположенный в раме продольно, комбинировался с трехступенчатой коробкой передач и цепным приводом заднего колеса. На машине предусматривалось сухое многодисковое сцепление, циркуляционная система смазки двигателя и батарейная система зажигания с высоковольтной катушкой и прерывателем-распределителем автомобильного типа.

ПМЗ-А-750 из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

Второй стала модель НАТИ — Б-375, по некоторым деталям унифицированная с тяжелым мотоциклом. Двигатель фактически представлял собой половинку от А-750 — нижнеклапанный, рабочим объемом 375 куб. см, с углом наклона цилиндра, равным 13°. Ходовая часть с небольшими изменениями была взята от ленинградской модели Л-300, возможно, от этой же модели использовалась и трехступенчатая коробка передач.

Марина Ладынина с мотоциклом ПМЗ-А-750 в знаменитом советском фильме «Трактористы», снятом в 1939 г.

Третьим вариантом стала машина, практически полностью сделанная по образцу БМВ. В ходовую часть, аналогичную А-750 — штампованная дуплексная рама и рессорная передняя вилка, был продольно вмонтирован нижнеклапанный мотор с вертикальным цилиндром. Такое расположение двигателя обусловило применение привода на заднее колесо с помощью торсионного вала. Трехступенчатая коробка передач с кулисой автомобильного типа также была аналогична моделям БМВ. Можаров присвоил этой версии индекс “НАТИ — Иж-6”, возможно потому, что при работе над опытными Ижами он не успел воплотить в металле эту конструкцию.

Изготовление мотоциклов решено было передать в родные группе Можарова Технические мастерские при “Иж-стальзаводе”. Одновременно туда же был направлен заказ на постройку пяти опытных малолитражных автомобилей НАТИ-2. В 1932 году Можаров с коллегами вновь прибыл в Ижевск, где началась постройка партии мотоциклов НАТИ-А-750.

Участники пробега 1933 г. на мотоциклах НАТИ-А-750

Первые опытные замеры показали, что мощность новых двигателей находится в пределах 16-18 л.с., что вполне укладывалось в рамки технического задания. Весной 1933 года четыре мотоцикла с колясками успешно совершили испытательный пробег по маршруту Ижевск Сарапул — Горький — Москва (от Сарапула до Горького мотоциклы из-за распутицы добирались на пароходе).

Планировалось, что в Ижевске начнется серийное производство этих машин, а параллельно будут строиться и испытываться опытные 375-кубовые варианты. Однако в Наркомате среднего машиностроения, руководившем этой работой, решили иначе. В Ижевске к выпуску был рекомендован ленинградский мотоцикл Л-300, а мощности для изготовления тяжелых машин решили разместить под Москвой, на Подольском механическом заводе (ПМЗ).

Подольский механический завод во времена, когда он принадлежал фирме “Зингер”

История ПМЗ началась в 1900 году, когда знаменитый производитель швейных машин – американская компания Singer – приобрел 30 десятин земли в подмосковном городе Подольске. Через два года здесь вырос огромный завод, который уже в 1913 году ежедневно производил только бытовых швейных машин около 2500 штук.

После революции завод был национализирован и производство швейных машин удалось возобновить в 1923 году.Сначала завод носил название “Госшвеймашина”, а в 1931 года получил название ПМЗ – Подольский механический завод. Одновременно предприятие занималось выпуском широкого спектра различной продукции, в том числе и военного назначения.

Хотя ПМЗ-А-750 иногда характеризуют как «двигатель Harley-Davidson в ходовой BMW», на самом деле при проектировании его силового агрегата Можаров отдал дань не только H.-D., но и Indian. На разрезе хорошо видна чисто харлеевская схема с четырьмя кулачками, но, как и на ранних Indian, моторная передача ПМЗ была шестеренчатой, а система смазки – циркуляционной.

Именно сюда и прибыл Петр Можаров, вновь сменивший место работы и жительства. Перед ним была поставлена задача наладить мотопроизводство в Подольске. Задание было труднейшим, поскольку на предприятии отсутствовало главное — прессовое оборудование, необходимое для изготовления ходовой части. В феврале 1934 года был готов первый мотоцикл — еще не способный двигаться самостоятельно, но уже собранный из узлов, изготовленных непосредственно на ПМЗ, а не на смежных предприятиях. Петр Владимирович Можаров позволил себе небольшую передышку и отправился в санаторий, где через месяц погиб при довольно загадочных обстоятельствах. Работы по постановке опытной модели в производство завершались уже без него.

Григорий Константинович Орджоникидзе

Производство мотоциклов налаживалось с большим трудом. Несмотря на трудности с финансированием к июлю 1934 года были готовы первые десять тяжелых мотоциклов, которым дали новое название: ПМЗ-А-750. В июле девять из них продемонстрировали наркому Серго Орджоникидзе. Узнав, что в следующем году работники подольского завода собираются изготовить 500 таких машин, он возразил: “Таких мотоциклов необходимо выпустить не менее полутора тысяч!”

ПМЗ-А-750 нашёл применение не только в армии, в частях НКВД, но и на гражданской службе. Их охотно приобретали горожане и сельские жители. Конструкция мотоцикла получилась прочной и добротной, но, к сожалению, весьма капризной и «недоведенной». Мотоциклисты в шутку расшифровывали буквы ПМЗ, как «Попробуй меня заведи». Многочисленные нарекания привели к тому, что в 1939 году мотоцикл был снят с производства. Думается, что если бы не трагическая смерть Петра Можарова, то судьба этого мотоцикла могла бы быть совсем иной.

ПМЗ-А-750 из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

В статье использованы материалы Энциклопедии мотоциклов журнала “За рулем”, статей “Заезженный символ Америки” (Коммерсант), “Советский V-Твин” (Мото) и “ПМЗ-А-750 – советский харлей!” (Наши мотоциклы).
Производитель Подольский механический завод (ПМЗ)
Годы выпуска 1935-1939
Количество, шт 4 636
Стоимость 7 760 руб
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, V-образный
Объем двигателя, см3 746
Диаметр и ход поршня, мм 70 х 97
Мощность 15 л.с. при 3600 об/мин
Зажигание батарейное
Карбюратор 1, тип МК-1
Аккумулятор 6 В
Сцепление сухое многодисковое
Коробка передач 3-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы дуплексная, штампованная
Передняя подвеска рессорная, 8 листов с регулирующим демпфером
Задняя подвеска жесткая
Тормоза барабанные
Размеры колес 4,00 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм

2 085

Ширина, мм

   890

Высота, мм

   950

Колесная база, мм

1 395

Клиренс, мм

   115

Высота сидения, мм

   820*

Масса, кг

   206

Емкость бензобака, л

     18

Максимальная скорость, км/ч

     95

Дальность, км

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.

motos-of-war.ru

Найдено видео как откопали мотоцикл Л-300 — Энциклопедия Кладоискателя:

Конечно же все копатели и кладоискатели, если они не новички уже хорошо знают эту историю, как нашли мотоцикл Л-300. Но вот совсем недавно в сети появилось таки видео с момента как нашли этот мотоцикл!

И ещё немножко фото:

Наша земля таит в себе ёще много следов боевых действий. Так недавно одними искателями приключений удалось откопать в лесу советский мотоцикл периода Второй Мировой воины Л-300. Л-300 в СССР производился в период с 1930 по 1940г. Эта машина имела 2т. двиг. рабочим объемом 293куб. и мощность около 7 л.с. трехступенчатую коробку, зажигание от магнито. максимальная скорость была 75 км/ч.

Ещё больше интересных истории про найденную военную технику смотрите по ссылке ЭХО ВОЙНЫ

poiskfan.ru

Каталог мотоциклов характеристики цена фото

Кто же был первым ?

Шестьдесят лет назад, в июне 1930 года ленинградский завод «Промет» изготовил первые пять мотоциклов модели Л—300: «ленинградский, 300-кубовый». Затем выпуск их мало-помалу рос и стал серийным. Двигатели к ним и коробки передач делал завод «Красный Октябрь», выросший из инструментального цеха бывшего завода «Русский Рено». Сегодня марка «К. О.» знакома нам по двигателям к мотовелосипедам. Тогда же этот небольшой заводик делал запчасти к тракторам и мотоциклетные моторы.

 

Опытная модель «Союз» (1925 г.): 1 цилиндр, 502 см3, 127 кг, 70 км/ч.

 

Завод «Промет», входивший наряду с «Красным Октябрем» в Трест массового производства («Тремасс»), штамповал рамы и собирал мотоциклы Л—300. В основу Л—300 был положен немецкий «ДКВ-Люксус-300», простая и дешевая машина, рассчитанная на массовый выпуск.

Строительство мотоциклетного завода-гиганта, способного давать в год десятки тысяч машин, казалось нам в те годы близкой перспективой. (Поэтому выбрали массовую модель ДКВ.) Кроме него, предполагалось выпускать мотоциклы в Москве, Ижевске, Харькове.

Споров вокруг выбора наилучшей конструкции, пригодной для специфических условий нашей страны, велось много.

Смотром всех образцов, полностью отечественных, их зарубежных прототипов, а также машин-композиций (свой мотор, чужая рама или наоборот) отдельных конструкторов стала мотоциклетная выставка, открывшаяся 60 лет назад, 10 июня 1930 года под трибунами московского стадиона «Динамо». Там демонстрировались целиком оригинальные модели ИЖ—1 и ИЖ—2, сконструированные Можаровым, оригинальный легкий мотоцикл с двухтактным двигателем харьковчанина Лабура, машина конструкции Волкова и Неймана, а также три мотора в блоке с коробкой передач туляков Токарева, Шитикова и Константинова, необычный мотоцикл, а точнее, его экипажная часть (двигатель — иностранный) москвича Мауэра.

 

Экспериментальный мотоцикл ИЖ—1 (1929 г.): 2 цилиндра, 1200 см3 , 24 л. с., 300 кг (с коляской), 65 км/ч.

 

Рядом с ними — опытные модели ИЖ—3, ИЖ—4 и ИЖ—5 с заграничными моторами «Вандерер», «Шток» и «Кюхен». Как ИЖ—1 и ИЖ—2, они были построены осенью 1929 года. Кстати, эти мотоциклы, родоначальники известной впоследствии марки «ИЖ», принято считать первыми советскими мотоциклами. По соседству с этими машинами, изготовленными на ижевских заводах «Ружпультреста», стояла модель «Союз». Ее единственный образец был построен в Москве на бывшем велосипедном и авиационном заводе «Дукс» по проекту П. Львова. К 1930 году мотоцикл еще был цел и своим присутствием свидетельствовал, что пальма первенства принадлежала именно ему.

«Союз» представлял собой мотоцикл с одноцилиндровым четырехтактным двигателем и пружинной подвеской обоих колес. В 1925 году эта машина была выставлена на Всесоюзный испытательный мотопробег, но из-за поломок ехавший на ней С. Карзинкин на финиш не прибыл. Дальнейшая работа по машине в связи с исключением мотоциклов из программы завода не велась.

 

Серийная машина «Промет—Л300» (1930 г.): 1 цилиндр, 293 см3, 6 л. с., 125 кг, 80 км/ч.

 

Помимо отечественных моделей, на выставке экспонировались машины БСА (их планировали делать на заводе «Велострой» в Москве, а наладили производство на ТИЗе — таганрогском инструментальном заводе), «Харлей-Давидсон» и БМВ.

Пока под трибунами «Динамо» толпились посетители, в Ленинграде в том же 1930 году стартовал испытательный пробег, в котором вместе с семью Л—300 шли два заграничных мотоцикла. Правда, первые семь машин были в основном собраны, как в свое время сообщил автору В. Бек-ман (работавший тогда на «Красном Октябре» конструктором), преимущественно из немецких частей. Но все коробки передач на мотоциклы этой партии были изготовлены в Ленинграде, как и цилиндр одной из машин. Остальное — импортное, не считая второстепенных деталей. На одном образце вместо мотора ДКВ стоял английский «Вильерс» класса 350 см3. Позже, к сентябрю «Красный Октябрь» собрал еще 17 машин — эти уже полностью советского изготовления.

Маршрут протяженностью 3212 километров вел из Ленинграда в Москву, далее через Тулу, Харьков, Брянск — в Смоленск, Псков и оттуда — снова в Ленинград. Машины зарекомендовали себя неплохо, и на следующий год совместными усилиями «Промет» и «Красный Октябрь» начали серийный выпуск. С 1934 года все производство перевели на «Красный Октябрь», а в 1940 году его заменила военная продукция — в Европе уже гремела вторая мировая война.

В 1934 году в Ижевске начали выпуск мотоцикла ИЖ—7, представлявшего собой несколько измененный Л—300. Таким образом, марка «ИЖ» на протяжении более 60 лет (пусть с небольшими перерывами) была связана с мотоциклетным производством. «Промет» и принявший от него эстафету «Красный Октябрь» занимались им лишь десять лет, хотя последний верен моторам для двухколесных машин и поныне. «Дукс» построил один-единственный мотоцикл, но действительно был самым первым. Спор о приоритете так и не разрешился до сих пор. Но, как бы то ни было, все три претендента на звание «первый», а именно «Союз», ИЖ—1 и «Промет— Л300», демонстрировались вместе ровно 60 лет назад на столичном стадионе «Динамо».

С. МАРЬИН

 

1990N0809P16

bazamoto.ru