Лучшие мотоциклы по версии AMA. CZ 360. Мотоцикл cz


ČZ - с ней не могут конкурировать ни мотоциклы Husqvarna, ни мотоциклы Greeves».

Добрых десять лет чешские кроссовые мотоциклы были одними из лучших в мире – свидетельством чему стала внушительная коллекция наград, собранная гонщиками Чехословакии, СССР, ГДР, Бельгии и многих других стран. А для нас «чизы» стали тем снарядом, на котором оттачивали свое мастерство спортсмены советской школы мотокросса.

После Второй мировой войны в мотоспорте доминировали игроки «первой лиги»: Великобритания, Италия, чуть позже (по понятным причинам — в 40-е немцев просто отлучили от международных соревнований) — ФРГ. Но «экономическое чудо» привело к тому, что население этих стран уже в конце 50-х стало пересаживаться на автомобили — и местные мотоциклетные компании на спорте стали экономить. Что дало шанс игрокам «второй лиги».

Две крупнейших мотоциклетных компании Чехословакии — Jawa и ČZ — хоть и попали после войны под управление государства, своих мелкобуржуазных привычек не утратили. Такой, например, как реклама продукции через спортивные победы. Особенных успехов чехи добились в «Шестидневке» ФИМ: с 1952 по 1959 годы команда Чехословакии пять раз завоевывала главный приз — «Международный трофей».

Первый кроссовый 250‑кубовый ČZ – модель 250 / 964.

С 1957 года в Европе стали проводить чемпионат по мотокроссу в классе 250 см³, и чехи вновь не ударили в грязь лицом. Яромир Чижек на мотоцикле Jawa в дебютном сезоне занял третье место, а в следующем году стал чемпионом Европы.

Работники завода ČZ от души завидовали успехам друзей-соперников и тоже решили сделать 250-кубовый кроссовый мотоцикл. Поскольку компания тогда выпускала серийные мотоциклы меньшей кубатуры (125 и 175 см³), то поначалу ее конструкторы использовали четырехтактный верхневальный мотор от гоночного аппарата. Оказалось, что для бездорожья он совершенно не подходит (что получилось у англичан с 500-кубовым AJS, не прошло с высокооборотным двигателем вдвое меньшей кубатуры).

И тогда, в полном соответствии с пословицей о спасении утопающих, за дело в 1959 году взялся молодой гонщик Зденек Поланка. Взяв за основу успешный аппарат для «многодневки» ČZ 175/961, он с помощью механика Вацлава Шишки увеличил рабочий объем двигателя до 200 см³, форсировав его до 20 л.с. Силовой агрегат он установил в ходовую часть от «многодневки»: раздвоенную снизу легкую раму, изготовленную из труб круглого сечения из хром-молибденовой стали.

С успехом выступавший в «Шестидневке» ČZ 175 / 961 стал основой для создания первого кроссового мотоцикла марки.

«Самоделка» успешно выступала в местных соревнованиях, и заводские конструкторы решили взять ее за основу своего 250-кубового «кроссача» — модели 250/964. Рабочий объем они подняли до 246,3 см³, выбрав размерность 70,0×64,0 мм. Чугунный цилиндр имел два продувочных и два выпускных окна. Коленвал сидел на двух шарикоподшипниках со стороны моторной передачи и двухрядном — со стороны зажигания. Шатун имел бронзовую втулку в верхней головке и насыпной роликовый подшипник в нижней. Новый двигатель выдавал 23 л.с. при 6250 об/мин. Трансмиссия — зубчатая главная передача с промежуточной шестерней, четырехступенчатая коробка передач и сидевшее на ведущем валу КП сцепление — и ходовая часть перешли от «многодневки» без существенных изменений. И хотя практика показала, что ходовая и в особенности коробка передач слабы для этого мотора, заводской гонщик Властимил Валек в сезоне 1960 года дважды — в Польше и Великобритании — поднимался на третье место на этапах чемпионата Европы.

К сезону 1962 года конструкторы завода под руководством Павела Гусака существенно переработали машину. Полностью изменилась трансмиссия: появились новые сцепление и коробка передач и моторная передача с двумя шестернями. Заново была сделана рама, а бензобак, каркас седла и крылья изготовлены из стеклопластика, что позволило снизить массу мотоцикла до 106 кг. В том году первенство в классе 250 см³ получило статус чемпионата мира — и чешские гонщики на обновленных ČZ выступили достойно. Властимил Валек выиграл «родной» этап в Чехословакии и занял по итогам чемпионата четвертое место, а его товарищ по команде Карел Пиларж — пятое.

Гонщики на мотоциклах ČZ завоевали на чемпионатах мира по мотокроссу семь золотых медалей, 11 серебряных и 10 бронзовых.

Ощутив вкус победы, чехи с удвоенной энергией взялись за модернизацию мотоцикла. В модели 250/967 был полностью переработан коленвал, на который переместилось сцепление. Кованый поршень, измененная головка цилиндра позволили поднять мощность до 27 л.с. Новая передняя вилка имела значительный по тем временам ход — 170 мм. Ступицы колес и детали картера были изготовлены из магниевого сплава, что вкупе с другими мерами по облегчению машины позволило добиться рекордно малой массы — 95,5 кг. На этом мотоцикле Властимил Валек в 1963 году выиграл четыре этапа чемпионата мира, заняв по его итогам второе место. Такие же ČZ получили и гонщики советской команды; Игорь Григорьев завоевал бронзовую медаль, открыв счет успехов наших кроссменов.

На этап чемпионата мира в классе 500 см³ в Чехословакии ČZ выставил два мотоцикла с моторами увеличенного до 263 см³ рабочего объема. Валек выиграл первый заезд — это была первая победа двухтактного аппарата в «пятисотках». Правда, второй заезд Рольф Тибблин на Husqvarna взял с таким преимуществом, что обеспечил себе общую победу на этапе.

К сезону 1964 года конструкторы вновь полностью переработали коробку передач, добившись наконец похвальной надежности. Но еще удачнее оказалось решение изготовить серию кроссовых аппаратов, впервые выставив их на продажу. Один из таких мотоциклов купил молодой бельгийский гонщик Жоэль Робер, уже успевший оценить марку ČZ — он выступал на чешской машине в «Шестидневке». Робер поразил всех новым стилем езды: в поворотах он не сбрасывал газ, проезжая их в управляемом заносе с пробуксовкой колеса, а большую часть трассы преодолевал стоя на подножках. В итоге он выиграл четыре этапа и стал чемпионом мира 1964 года, завоевав первый титул для чешской марки. Третье место занял наш гонщик Виктор Арбеков, четвертое — Игорь Григорьев. А вот Валек, пересевший на Jawa, стал лишь седьмым.

«Я знал, что имею лучшую машину в мире. С ней не могут конкурировать ни мотоциклы Husqvarna, ни мотоциклы Greeves». Виктор Арбеков, чемпион мира 1965 года.

В «пятисотках» производители четырехтактных машин продавили новый регламент — рабочий объем выступавших в этом классе мотоциклов должен был превышать 350 см³. В ответ чехи создали 360-кубовый (80,0×72,0 мм) кроссовый мотоцикл. Конструктивно он был подобен 250-кубовому, но с одним важным отличием: цилиндр из алюминиевого сплава с запрессованной чугунной гильзой. Новый мотор развивал 32 л.с. при 6500 об/мин.

Сезон 1965 года стал для чешской марки не менее удачным. Виктор Арбеков стал чемпионом мира в классе 250 см³, Жоэль Робер — вице-чемпионом. Отлично показал себя и новый 360-кубовый аппарат: гонщик из ГДР Пауль Фридрихс выиграл три этапа и стал вторым по итогам чемпионата, пересевший на ČZ швед Рольф Тиббллин — третьим. А Игорь Григорьев выиграл домашний этап — в СССР.

Уже в 1964 году на основе 250‑кубового аппарата был создан 360‑кубовый.

Успехи чешских мотоциклов вызвали большой спрос, география поставок включала даже Австралию и США. Правда, серийные мотоциклы в связи с увеличением объемов выпуска стали попроще: картер из алюминиевого, а не магниевого сплава, стальные бензобаки. А вот заводские машины к сезону 1966 года получили новые цилиндры, с одним выпускным окном и трехканальной продувкой. Алюминиевый гильзованный цилиндр применялся теперь и на 250-кубовом варианте. Вместо насыпного роликового подшипника в нижней головке шатуна был установлен игольчатый. Мощность 250-кубового двигателя выросла до 29 л.с., 360-кубового — до 36 л.с. На 360-кубовом аппарате конструкторы перенесли сцепление на первичный вал коробки передач. Выпускные трубы переместились вверх, что позволило увереннее вести машину в глубоких колеях. Чемпионат мира-66 в классе 250 см³ выиграл швед Торстен Халлман на Husqvarna. Но следующие три места заняли гонщики на ČZ: Жоэль Робер — Петр Добры — Виктор Арбеков. Зато в «пятисотках» гонщики на ČZ — Пауль Фридрихс и Рольф Тибблин — сделали победный дубль. Пятое место занял выступавший на чешском мотоцикле англичанин Дейв Бикерс, седьмое — Игорь Григорьев.

Памятуя о том, что титул труднее удержать, чем завоевать, чешские конструкторы к сезону 1967 года бросили все силы на модернизацию «пятисотки». Рабочий объем двигателя вырос сначала до 383 см³, позднее до 402 см³. Для машины разработали новую дуплексную раму. Работа не пропала зря: Пауль Фридрихс вновь выиграл чемпионский титул, Дейв Бикерс завоевал бронзовую медаль. На шестое место вышел гонщик из СССР Гунар Драугс. В классе 250 см³ Жоэль Робер стал вторым, Виктор Арбеков — четвертым. Выступая на ČZ, впервые блеснул будущий чемпион Геннадий Моисеев, занявший третье место на проводившемся в СССР этапе чемпионата мира.

Эндуро ČZ 250 / 988.

В сезоне 1968 года серийные кроссовые мотоциклы ČZ сблизились по своему техническому устройству с заводскими аппаратами образца 1966 года: трехканальная продувка, одно выпускное окно. Но заводские машины шагнули дальше, получив бесконтактное электронное зажигание испанской компании Femsa, с двумя свечами на цилиндр. Фридрихс вновь завоевал чемпионский титул в «пятисотках», Роберу удалось вернуть себе корону в классе 250 см³. Советские гонщики выиграли «Трофей наций» — командный чемпионат мира в «пятисотках». Но сенсацией года стало шестое место шведа Олле Петтерссона в классе 250 см³ на мотоцикле Suzuki: впервые японские концерны заинтересовались мотокроссом. Мало кто предвидел, что вскоре они изменят всю картину…

Жоэль Робер удержал титул и в 1969 году. Второе место в классе 250 см³ занял еще один бельгиец на ČZ — Сильвиан Гебоерс. На четвертое и пятое места вышли чешские гонщики Стодулка и Конечны, девятое-десятое поделили набравшие поровну очков Моисеев и Кавинов. Всего же гонщики на чешских мотоциклах заняли семь мест в первой десятке. А вот в «пятисотках» все было печальнее: Фридрихс откатился на третье место, проиграв Бенгту Абергу на Husqvarna и Джону Бэнксу на BSA.

К сезону 1970 года японцы преподнесли еще одну сенсацию: Suzuki сразу скопом купила и Робера, и Гебоерса! Эта парочка принесла концерну его первый дубль. Интересно, что третье место по итогам чемпионата занял еще один бельгиец, но оставшийся верным марке ČZ — Рожер де Костер. А вот в «пятисотках» лучший гонщик на ČZ — Фридрихс — стал лишь четвертым.

Разрез силового агрегата кроссового ČZ образца 1971 года. Сцепление – на валу коробки передач.

Между тем масштабы производства кроссовых мотоциклов ČZ стремительно росли: в 1969 году компания выпустила 2000 таких машин, в 1970-м — 5000, в 1971 году — 8000. Правда, такой рост был вызван в основном тем, что эту технику стал в большом количестве закупать СССР для организаций ДОСААФ. И массовые советские закупки сыграли с кроссовыми ČZ такую же злую шутку, как с дорожными Jawa: получив стабильный рынок сбыта, производственники утратили стимул внедрять конструкторские новшества. С этого времени разрыв между серийными мотоциклами и специально подготовленными для заводской команды стал нарастать. Серийные теперь менялись больше эстетически: в 1971 году они получили характерные «желтые бензобаки» с крупной заводской эмблемой, а в 1973 году — граненые баки, за свою характерную форму прозванные «гробиками».

Характерной формы «желтый бензобак» стал приметой чешских кроссачей в 1971 году. Такие же баки тогда стояли и на дорожных мотоциклах ČZ.

Впрочем, мало-помалу и на серийных мотоциклах появлялись узлы и детали, опробованные в гонках. Так, в 1973 году в серию были внедрены головки цилиндров с веерообразными ребрами, впервые примененные на аппарате Фридрихса в 1970 году. Пятиступенчатая коробка передач дебютировала на заводском 250-кубовом мотоцикле в 1973 году, на серийном — в 1976 (чтобы в 1983 году вернуться к четырехступенчатой). В 1974 году заводская команда получила пневмоамортизаторы задней подвески, внедренные в серию уже в 1976 году.

Проверенный в деле и достаточно надежный мотор, к тому же выпускаемый приличной серией, чехи решили поставить и на «цивильные» машины. Правда, дорожный мотоцикл ČZ 250/986 с дефорсированным до 25 л.с. двигателем, показанный в 1972 году, в серию так и не пошел. А вот эндуро ČZ 250/988 с 24-сильным вариантом мотора выпускалось маленькими сериями, в основном для экспорта на Запад, с 1973 по 1977 годы.

Граненый бензобак и головка цилиндра с веерным расположением ребер – характерные черты мотоциклов 1974 года.

В 70-е годы заводские конструкторы уделяли больше внимания кроссачам новой кубатуры — 125 см³. А в классе 250 см³ последний серьезный бой они дали в 1974 году, когда Ярослав Фалта едва не стал чемпионом мира. Увы, двойной фальстарт на последнем этапе перечеркнул его надежды — рассмотрев все документы, ФИМ отдала титул выступавшему на KTM Геннадию Моисееву (подробнее — в «Мото» № 12-2014). Конечно, и чехи, и поклонники чешских мотоциклов считают истинным чемпионом именно Фалту. А завод выпустил в 1975 году партию кроссачей Falta Replica, несколько приближенных по своим характеристикам к заводской машине.

Сенсацией стала победа Чехословакии в командном чемпионате мира — «Мотокроссе наций» — в 1975 году. Чехам удалось оттеснить на второе место команду Бельгии, за которую выступали три (!) действующих чемпиона мира. Особую значимость победе придавал тот факт, что команда выставила практически серийную машину, поскольку завод специальных аппаратов в «пятисотках» в том году не делал.

На мотоциклах ČZ с успехом выступали в международных соревнованиях советские гонщики Виктор Арбеков, Игорь Григорьев, Гунар Драугс, Владимир Кавинов, Геннадий Моисеев, Павел Рулев и многие другие.

А на мотоциклах для заводской команды появлялось все больше узлов импортного производства — карбюраторы Mikuni, передние вилки Marzocchi, задние амортизаторы Girling или Ohlins. C 1976 года чешские конструкторы опробовали лепестковый клапан на впуске. Увы, серийные аппараты этих деликатесов не получали — и в итоге серьезные гонщики на Западе ČZ уже не покупали. Они стали уделом новичков и тех, кто приобретал машину для покатушек на ранчо.

Мотоцикл заводской команды 1983 года с задней подвеской с моноамортизатором.

Последним удачным сезоном стал для марки 1980 год. Тогда за ČZ выступали не только чешские гонщики Ярослав Фалта и Юри Хуравы, но и расставшиеся с австрийскими мотоциклами Геннадий Моисеев и Владимир Кавинов. Фалта выиграл две гонки в начале сезона и по итогам чемпионата занял седьмое место. Кавинов принес марке ČZ последнюю победу на этапе чемпионата мира, выиграв Гран-при СССР.

В 1982 году мотоциклы заводской команды получили заднюю подвеску с прогрессивной характеристикой. Через год на трассах появились прототипы с жидкостным охлаждением. Но чешские мотоциклы в своем развитии уже катастрофически отставали от зарубежных машин, и даже фирменные гонщики не могли пробиться в первую десятку. И в 1985 году заводская команда была ликвидирована.

Экспериментальный мотоцикл 1985 года с жидкостным охлаждением двигателя.

А завод продолжал выпускать кроссовые мотоциклы откровенно архаичной для 80-х годов конструкции: с воздушным охлаждением, задней подвеской с двумя амортизаторами и барабанными тормозами. В 1988 году был показан прототип будущего серийного аппарата ČZ 250/520 куда более современной концепции, но в серию он так и не пошел. И с распадом последнего крупного заказчика — СССР — производство кроссачей было свернуто в 1992 году.

Концерн ČZ существует и поныне — выпуская автозапчасти, цепи, турбокомпрессоры и промышленное оборудование. Но к производству мотоциклов он давно уже не имеет никакого отношения. Правда, время от времени появляются слухи о возрождении кроссачей. Последний раз марка засветилась по этому поводу буквально несколько месяцев назад — но то была лишь партия итальянских мотоциклов ТМ с чешской эмблемой на бензобаке.

Выпуск:Журнал «МОТО» — июль 2015

Автор:Александр ВОРОНЦОВ, фото из архива редакции

 

mmoto.tk

Мотоцикл CZ-250 кроссовый.

Мотоцикл С2-250 МС-98С имеется во всех мотоклубах страны. Серийный двигатель CZ -250 имеет мощность 25—27 л. с., а улучшенные двигатели фирменных гонщиков завода — 32 л. с. Все дело в индивидуальной доводке двигателя. Основное внимание надо обратить на цилиндр двигателя (рис. 94).

Необходимо произвести контрольные замеры фаз газораспределения, площадей проходных сечений каналов (особенно впускных и продувочных), а также состояние

поршневых колец, поршня, гильзы цилиндра, зазоров в них. Несоответствие площадей сечений впускных каналов с сечениями окон на гильзе цилиндра ликвидируется распиловкой этих мест (рис. 95), проследив по шаблону канал по всей длине.

Необходимо проверить начало открытия впускного окна (105 мм от в. м. т.). В случае несоответствия размера —допилить до нужного. Далее (не разгильзовывая цилиндра) нужно проверить сечения продувочных каналов —они должны быть одинаковыми. Металл убирается в центральной части канала и на закруглении его по радиусу 20 мм. Желательно плавно подогнать переходы от рубашки цилиндра к окну в гильзе. Выходную кромку продувочного окна обязательно заполировать наждачной шкуркой. Фаза продувки не изменяется.

Для выхода из-под поршня перегретых газов нужно опустить окно третьего канала вниз на 18 мм; в поршне против этого окна сделать отверстие 12 Х 12 мм (рис. 96).

После этой форсировки подшипник верхней головки шатуна уже не синеет, что говорит о его хорошей смазке и охлаждении. Кроме того, улучшается работа поршня и поршневых колец из-за обилия смазки. В общем итоге улучшается продувка за счет дополнительной порции смеси, выведенной из-под поршня в цилиндр. Высота выпускного окна и конфигурация канала тоже требуют изменения.

Высоту окна можно изменять, распилив окно до 33 мм от в. м. т., а форму выпускного окна необходимо проследить по контуру окна с плавным переходом в круглое сечение трубы и после этого заполировать канал. Эта часть выпускного канала имеет большое значение в работе двигателя, улучшая процессы выпуска и дозаправки цилиндра. Изменив фазу выпуска, необходимо изменить и степень сжатия в головке цилиндра путем подрезки головки цилиндра на 1 мм. К ряду изменений следует добавить еще изменение длины выпускной трубы. Выпускную трубу следует укоротить на 100 мм, обрезав ее конец, входящий в глушитель. Глушитель следует подвинуть вперед, а кронштейны крепления переварить на новое место. На этом можно закончить форсировку двигателя СZ. Но если есть желание иметь более мощный двигатель, работы по двигателю следует продолжить. Картер двигателя нужно разобрать, выбить коренные подшипники коленчатого вала, изготовить притиры и при помощи их довести внутренние размеры подшипников до диаметра 25+0.01, то же самое следует сделать

и с подшипниками КП. Для подгонки под скользящую посадку коренных подшипников по наружному размеру тоже следует изготовить притир. При помощи притира довести наружный размер подшипников до скользящей посадки в картер двигателя. Плавающая посадка коленчатого вала в коренных подшипниках уменьшит механические потери в двигателе. После сборки двигателя, без уплотнительных сальников, вращение коленчатого вала и валов КП должно быть очень легким. Подгонка сальников тоже требует внимания. Разность диаметров рабочего состояния сальников диаметром 25 мм и свободного состояния сальника должна составлять 0,8 мм (т. е. размер диаметра 24,2 мм). Этого можно добиться при помощи ослабления натяжения пружинки сальника (ее растяжением) и полировкой шеек коленчатого вала.

Собранный двигатель устанавливают в раму мотоцикла, заливают в КП веретенное масло (0,8 л).

Опережение зажигания следует установить согласно рекомендациям завода, в пределах 2,7—2,8 мм до в. м. т.

Пользоваться нужно бензином АИ-98 «Экстра» и маслом МС-20. Масло заливают в пропорции 1:25.

Если есть возможность, то вместо заводского карбюратора ИКОВ установить карбюратор отечественного производства К -194 с диаметром диффузора 32 мм. Это

улучшит чистоту работы двигателя и повысит его максимальные обороты. После настройки и регулировки двигатель будет иметь максимальную мощность не менее 30 л. с.

ДВИГАТЕЛИ КЛАССА ДО 350 cм3

Работы, проведенные во ВНИИМотопроме по повышению мощности двигателя ИЖ-350 «Планета».

Мощность двигателей ИЖ-350 «Планета-2» серийного производства можно довести до 20,5 л. с. Техническая характеристика двигателя: диаметр цилиндра 72мм, ход поршня

85 мм, рабочий объем цилиндра 346 см3, степень сжатия 6,5, мощность двигателя 14,8 л. с. Опережение зажигания (оптимальное) 3,6мм до в. м. т. Свеча А-5У.

Следует произвести ряд работ для повышения мощности двигателя: на поршне снять боковые лыски (рис. 97).

Это даст прирост мощности 0,8 л. с., и двигатель будет иметь мощность 15,7 л. с.;

изменить форму камеры сгорания (рис. 98) на смещенную полусферическую с вытеснителем, что добавит еще 0,5 л. с. при той же степени сжатия. Мощность двигателя станет 16,2 л. с; расточить диаметр диффузора карбюратора до 27 мм (рис. 99), что облегчит работу двигателя и даст прибавку мощности 1,1 л. с.

Мощность двигателя станет 17,3 л. с.;

удалить перемычки впускного окна и изменить его форму на овальную (рис. 100).

Для этого нужно изготовить новый впускной патрубок (рис.101).

Получим прирост мощности еще 0,8 л. с. Мощность двигателя станет 18,1 л. с.;

увеличить продолжительность выпуска со 138° до 144° путем увеличения высоты выпускного окна на 1,5 мм, что даст увеличение мощности 0,3 л. с. Мощность

двигателя станет 18,4 л. с.

Общее увеличение мощности по сравнению с серийным двигателем составит N = 3,6 л. с.

изменить размеры выпускной системы (рис. 102),

что даст наибольший прирост мощности 2,1 л. с.

Мощность двигателя стала 20,5 л. с., при установке бумажного воздушного фильтра мощность снизилась до 20,2 л. с.

Работы по повышению мощности серийного двигателя производились во ВНИИМотопроме, г. Серпухов. Мощность замерялась на электростенде, при нормальных условиях t= 20°С, давление 750 мм. рт. ст. Бензин А-72,

масло АКп-10. Свеча АУ5.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Лучшие мотоциклы по версии AMA. CZ 360.

Здравствуйте.

В 60-х годах прошлого века центр мирового мото-кросса находился в Европе. И как раз в середине 60-х произошли кардинальные изменения в конструкции кроссовых мотоциклов, вызванные появлением этого аппарата, чехословацкого CZ 360.

Мотоцикл CZ 360 1965 года.

А дело обстояло следующим образом: все кроссовые мотоциклы того времени были четырехтактными, следовательно имели двигатели более сложной конструкции, были не такими резкими, при этом более тяжелыми. В этот момент чехословацкая компания CZ, известная нам по своим мотоциклам, почти полностью повторявшими конструкцию популярных в СССР мотоциклов Ява, выпускаем двухтактный кроссач.

История началась в начале 1960-х годов, когда ЧеЗет выпустила первый двухтактник с рабочим объемом 263 кубических сантиметра. Затем рабочий объем двигателя был увеличен до 500 кубических сантиметров, и это уже был действительно мощный мотоцикл, выигравший множество гонок. Однако, бешеную популярность завоевала одноцилиндровая 360-кубовая модель мотоцикла. Она стоила дешево, имела внушительные показатели – 30 лошадиных сил при сухом весе в 106 килограмм. Кроме того, каждый новый мотоцикл комплектовался ремонтным набором, включавшим в себя кольца, цилиндр, поршень, цепь, звезды и много чего еще. С таким набором, входящим в базовую стоимость, мотоцикл CZ 360 стал настоящим хитом.

Все.

Вся подборка лучших мотоциклов по версии Американской ассоциации мотоциклистов.

Поделиться "Лучшие мотоциклы по версии AMA. CZ 360."

Об авторе mototraveller

Мотоциклами болею с детства, веду этот блог о мотоциклах и мотогонках. Оказываем услуги по ремонту и обслуживанию мотоциклов. Запись опубликована в рубрике Статьи с метками мотоцикл, статьи, четверг. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

mototraveller.ru

Cezet - 3 Июня 2016 - Блог

Предприятие по производству стрелкового оружия в г. Страконице было построено в 1919 г. и первоначально называлось Jihočeská zbrojovka (Южно-Чешский оружейный завод). В 1922 г. путём слияния с другими аналогичными предприятиями возникло акционерное общество Česká zbrojovka v Praze továrny ve Strakonicích (Чешский оружейный завод в Праге предприятия в Страконице). Торговой маркой компании стала аббревиатура CZ (ЧеЗет).

В середине 20-х годов компания начала осваивать и гражданскую продукцию, в частности велосипеды.

Затем был первый мотоцикл Чезет, в следующем году выпущен первый ряд. Мотоцикл имел двигатель на переднем колесе, конструкция была не очень удачной. Всего было выпущено чуть больше двадцати экземпляров. Было принято решение не продавать их, а предложить сотрудникам фирмы. Но даже среди них спрос на мотоцикл был небольшой. До настоящего времени похоже не дошел ни один мотоцикл этой марки.

В 1929 г. был выпущен первый мотовелосипед с двигателем объемом 76 см3, за характерную форму цилиндра прозванный Kaktus.

Технические характеристики мотоцикла CZ 76 Kaktus.

  • Двигатель — 2-х тактный, одноцилиндровый
  • Вес — 40 кг
  • Максимальная скорость — 35 км.ч
  • Рабочий объем — 76 (см3)
  • Степень сжатия — 5,7:1
  • Диаметр поршня — 48 мм
  • Ход поршня — 42 мм

Мотоцикл CZ 76 стал довольно успешным и в 1933 году на заводе был разработан новый мотоцикл CZ 98. Мотоцикл Чезет был оборудован новым двигателем и был в двух модификациях: классической и моделью для женщин (Lady) с пониженной рамой. Мотоцикл выпускался до 1936 г., было выпущено около четырех тысяч мотоциклов Чезет.

CZ 98 (Bezrychlostni) (1933 — 1936) и CZ 98 Lady (1934)

Технические характеристики мотоцикла CZ 98 (Bezrychlostni).

CZ 175 (Standard, Armadni, Special)(1934-1946) самая популярная модель мотоциклов Чезет в довоенное время. Его прототип появился в 1934 году, серийное производство началось годом позже. Мотоцикл оснащен двойной рамой. За одиннадцать лет производства мотоцикл Чезет претерпел множество модернизаций, предлагались варианты с различным электрооборудованием и отделкой. Первоначально на мотоцикле применялись фары Bosch, затем они были заменены на фары собственного производства. Мотоциклы CZ 175 выпускались только черного цвета с белыми полосами и хромированными деталями. К 1946 году производство мотоцикла было прекращено, всего было выпущено около 22 тысяч штук

 Технические характеристики мотоцикла CZ 175 (Standard).

CZ 175 Spetial 1937 года.

  • Двигатель — 2-х тактный, одноцилиндровый
  • Вес — 95 кг
  • Передние шины — 3,00×19″
  • Задние шины — 3,00×19″
  • Рабочий объем — 172 (см3)
  • Степень сжатия — 5,9:1
  • Диаметр поршня — 60 мм
  • Ход поршня — 61 мм
  • Мощность двигателя — 5,5 л.с. при 3800 об./мин.
  • Производитель: Ceska zbrojovka, a.s.,  Страконице, Чехословакия.
  • Объем двигателя: 172,5 кубических сантиметра.
  • Мощность: 4,8 кВт (6,5 л.с.).
  • Максимальная скорость: 80 км/ч.
  • Вес: 95 кг.

Первый настоящий мотоцикл, произведенный на заводе CZ, модель 175, выпускавшаяся с 1935 года. На смену этому мотоциклу пришли различные модели с объемом 250 кубических сантиметров, потом была 500-кубовая модель, затем различные вариации 350-кубовых мотоциклов. Новые модели выходили в свет каждый год, но CZ 175 имел особую популярность. За годы производства было продано около 22 000 мотоциклов этой модели. Правда, это не помешало заводу Jawa также с успехом продавать свои мотоциклы, и в послевоенные годы, благодаря обоим компаниям, мотоциклетная промышленность Чехословакии смогла встать на ноги.

​В 1936 г. было освоен производство более мощных мотоциклов объемом двигателя 250 см3, а в 1938 объемом двигателя 350 см3.

Технические характеристики мотоцикла CZ 250 (Tourist).

  • Двигатель — 2-х тактный, одноцилиндровый
  • Вес — 135 кг
  • Максимальная скорость — 90 км.ч
  • Рабочий объем — 249 (см3)
  • Степень сжатия — 5:1
  • Диаметр поршня — 65 мм
  • Ход поршня — 75 мм
  • Возможность эксплуатации с коляской

    В 1946 г. завод был национализирован. Производство оружия на нем было прекращено. После Второй мировой войны завод освоил производство новых моделей мотоциклов с трубчатой рамой и телескопической вилкой.

 

Мотоцикл CZ 125 — существует много модификаций этой модели. Работа над ним велась во время второй мировой войны. Прототип был готов уже в 1940 году, однако изготавливать мотоцикл стали только после войны в 1946 году. В 1947 был заменен более совершенной моделью мотоцикла чезет «В». Это был легкий мотоцикл, но с совершенно новым компактным двигателем, который был в одном блоке с трехступенчатой коробкой передач. Для своего времени он был, конечно передовым мотоциклом. Но в том же году его устаревшая передняя вилка была заменена на телескопическую и мотоцикл стал именоваться чезет 125В-Т. Тип мотоцикла чезет «С» появился в 1950. В отличие от предыдущих типов изменение претерпели ряд других компонентов. Передние крылья, подвеска сиденья водителя, ящик для инструмента перемещается на другую сторону, вместо него теперь ящик для аккумулятора. Колени выхлопные трубы стали более длинными, задний отражатель был включен в крыло, и т.д.

В дополнение к стандартному, покрашенному в черный лак, хром и белые линии появились еще дешевле так называемые «народные» версии с минимальным числом хромированных деталей и с более роскошным дизайном,  красного цвета с золотыми линиями.

Технические характеристики  CZ 125 C.

  • Двигатель — 2-х тактный, одноцилиндровый
  • Максимальная скорость — 75 км./ч
  • Вес — 84 кг
  • Передние шины — 2,75?19?
  • Задние шины — 2,75?19?
  • Рабочий объем — 123 (см3)
  • Степень сжатия — 7:1
  • Диаметр поршня — 52 мм
  • Ход поршня — 58 мм
  • Мощность — 6,5 л.с. при 5800 об./мин.

    Однако, головным предприятием по производству мотоциклов в ЧССР стала Ява. В связи с этим, мотоциклы CZ были унифицированы с моделями Явы и с 1954 по 1959 г. выпускались под маркой Jawa-ČZ.

В 1960 г. марка CZ была восстановлена.

Мировую известность мотоциклам CZ принесли успехи в спорте, в особенности в мотокроссе. В 1962 г. предприятие выпустило кроссовый мотоцикл с одноцилиндровым двухтактным двигателем объемом 250 см3. На этом мотоцикле бельгийский гонщик  Жоэль Робер  завоевывал титулы чемпиона мира в 1964, 1968 и 1969 г. В 1964 году на нем же завоевал третье место в чемпионате мира Виктор Арбеков.

 

А в 1965-м он первым из советских гонщиков завоевал титул чемпиона мира по мотокроссу.

В классе 500 см3 на мотоцикле CZ чемпионом мира по мотокроссу в 1967 и 1968 г. становился гонщик из ГДР  Пауль Фридрихс.

 

С 1947 по 1982 г. команда Чехословакии на мотоциклах CZ неоднократно побеждала и в шестидневных соревнования Эндуро.

Советским гонщикам хорошо знакомы Мотоциклы «Чезет-980» которые состояли на вооружении многих спортивных клубов.

Производственная программа чехословацкого завода «Чезет» наряду с дорожными мотоциклами классов 125 и 175 см3 включает и спортивные, предназначенные для кроссов. Эти машины пользовались самой широкой известностью. На них выступали многие гонщики Советского Союза, ГДР, ПНР, Австрии, Бельгии, США и других стран. Чтобы удовлетворить спрос экспортного рынка, предприятию пришлось резко увеличить выпуск кроссовых машин. Если в 1970 году из ворот завода в г. Страконице их вышло 2000, то в 1971 году-уже 5000. В последствии  изготавливали более 8000 кроссовых «чезетов» разных моделей в год. Предприятие выпускало машины трех международных классов: 125, 250 и 500 см3. Эти модели имели соответственно заводские индексы: «984», «980» и «981». Все они довольно сходны по конструкции, а две последних даже трудно различить на первый взгляд.

 

    Тип  
 

984

980

981

Параметры      
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм

55×52

70×64

82х72

Рабочий объем, см3

123

247

383

Степень сжатия

13

10,5

10,5

Мощность, л. с.

19

29

42

Число об/мин

7800

6900

6800

Число передач

5

4

4

Диаметр тормозного барабана спереди, мм

160

180

180

сзади, мм

180

180

180

Сухой вес, кг

95

103

106

Каким-то парадоксальным было появление на орбите мотокросса 50х годов 500й серии чезы. А у нас и подавно. Выбирать было не из чего. Буквально не из чего. Кроссачи класса 500 см³ просто не выпускались при советах, и если речь шла о классе 500 – сразу ясно – чезет.  Назвали модель довольно условно, так как о 500 кубах речь не идет. Гонялись на объемах 380 см³, чтобы попасть в класс. Другое дело, что приходилось их доводить(форсировать), дабы быть конкурентноспособными...

 

Индексов тоже была тьма – тьмущая. Завод-то военный и технику ромашкой или козликом как-то не с руки было называть, поэтому и путали непросвещенных обилием индексов.

Но суть одна – CZ выпускались с мотором 125 см³

250 см³ 

380 см³,

А маркировались уже в зависимости от мелких доработок и модификаций. Чтобы снять вопрос о том, какой движок у тебя на чезете, достаточно посмотреть на первые три цифры на отливе картера спереди под цилиндром.  На то время CZ 500 имел потрясающие технические характеристики и идеальное сочетание вес/мощность/размер. 45 л.с. при 100 кг веса – каково? Это 70е года на дворе, когда мы слюни только пускали от Иж Планета. Высоковат мот, но ему положено по статусу – исключительно кроссач. Заводом не предусматривались даже осветительные приборы, кроме специальных моделей для ралли-рейдов, изготовленных единичными экземплярами.  Даже сегодня, когда прошло столько лет и мот не выпускают, популярности он не утратил ни на каплю – надежный, тяговитый, легенький мотоцикл подкупает своей харизмой и ездовыми качествами. 

 

В 1992 г. предприятие было преобразовано в акционерное общество.

Распад СЭВ (совет экономической взаимопомощи) и Чехословакии вызвал серьезные трудности со сбытом мотоциклов CZ. 

В начале 90-х предприятие выкупила итальянская компания Cagiva. Она наладила на предприятии производство собственных моделей мотоциклов Roadster 125 и W8.

 

Однако, в 1998 г. Каджива оказалась в финансовом кризисе и была вынуждена прекратить производство мотоциклов в Чехии.

На начало 2014 г. предприятие в Страконице называется ČZ a.s. и производит турбонагнетатели для автомобилей и вилочные погрузчики DESTA.

В 2013 г. небольшая компания Čezeta motors s.r.o. в Праге организовала производство мотороллеров с электрическим приводом Čezeta 506, по своему дизайну напоминающих старые модели Чезеты.

Закат эпохи CZ к сожалению, события девяностых, происшедшие в СССР, привели не только к распаду бывшего союзного государства, но и всего советского блока. Положение завода Ceska Zbrojovka оказалось просто катастрофическим. Проявляющий повышенный интерес к продукции чешского производителя итальянский концерн Cagiva приобрел завод CZ и наладил выпуск мотоциклов Roadster, продаваемых под торговой маркой Cagiva. Новый мотоцикл выпускался с двумя вариантами двигателя – двухтактным Cagiva (V=124 см3) и четырехтактным CZ (V=200 см3). Однако проект оказался убыточным и, в конце концов, от производства мотоциклетной техники на производственных мощностях предприятия CZ было решено отказаться. И все же, мотоцикл «Чезет» не только сыграл свою яркую роль в истории европейского и мирового мотоциклетостроения, но так же стал всемирно знаменитым брендом, своеобразной визитной карточкой чешских мастеров из города Страконице. Хотя, может быть, у него все еще только впереди?.. 

nov-motocross.ucoz.com

Мотоциклы CZ 125-500 кросс - Другие мотоциклы

У меня был Чезет 250 - зверь мотоцикл. Адреналина вагон. Низов нет вообще, на верхах - пуля. Поднимает передок вплоть до 3ей передачи. На первой если ошибёшься с газом, может перевернутся. Очень лёгкий и резвый. Я не спортсмен, кроссом никогда не занимался, поэтому он для меня был слишком сильный, опасный. Каждый раз как прокачусь минут 40, так ощущений на неделю. Всё время улыбка задумчивая на лице после покатушекКороче сцепление на нём работает только в положении выключено-включено. Оно сухое и срабатывает моментом, им не полцчится буксануть. Низов нет абсолютно, чтобы тронутся надо кочегарить и наваливатся на руль, чтобы при старте не перевернутся.

Вот тут на яваолде большой и главный раздел по кроссовым чезетам.

А вот и мой мотик, юзал его 2 года, потом продал его и Яву и купил себе сибиху 400тку. О юзании чезета только положительный и очень эмоциональные воспоминания.

Потом я его переделал внешне, но ничего кардинально не менял. Облицовка навая крепилась на родные отверстия, а весь родной обвес лежал отдельно.

Не получается отредактировать сообщение... Короче по чезетам главный форум на Яваолде. Найдёшь поисковиком сайт Яваолд, потом там подфорум CZ/ Я там модератор, что непонятно будет обращайся, подскажу. Да и вообще по 250ке (у меня была модель 513) подскажу если что заинтересует.

Это ниразу не эндуро! Это спортивный снаряд, болид! Гонять по полям на нём можно, но медленно он ехать не способен, а быстро - он летит как ракета. Плюс он ещё ревёт как слон, глушителя как такового нет, только выхлопная труба - резонатор. Прыгал на нём на холмах, приземляется жёстко. С запчастями проблемы, но сейчас вроде можно стало найти, заказать. Так просто на экзисте не закажешь По асфальту можно но не в кайф. Самый кайф по полям, по грунту. Но опасный мотоцикл, очень. Для неспортсмена неподготовленного опасный. Надо привыкать, а то разобьёшься. Я тебе говорю как мотоциклист со стажем в 15 лет.

transalp-club.ru

Мотоцикл ČZ 150 C | В стиле Чоппер

Сегодня речь пойдет о чехословацком мотоцикле, который выпускался во времена СССР, но к нам в страну не поставлялся. Мотоцикл ČZ 150 C производился на чешском оружейном заводе в городе Староконицы - Česká zbrojovka Strakonice. На заводе изготавливали оружие, велосипеды и легкие мотоциклы.

В 1946 году предприятие национализировали, и выпуск оружия прекратили, а в конце 40-ых произошло разделение производства мотоциклов между компаниями Jawa и ČZ. Последней досталась малокубатурная техника. А на Jawa занялись разработкой перспективной мототехники, и впоследствии в этом значительно преуспели. Все знают мотоцикл Jawa 350, и то, насколько он был популярен в нашей стране.

Легкий мотоцикл ČZ 150 C запущенный в 50-ом году был во многом похож на Jawa Perak. Он имел свечную заднюю подвеску и телескопическую переднюю вилку. Забавно, что с первого взгляда, сбоку её можно принять за параллелограммную из-за своеобразной формы перьев. Но, увидев гофрированные пыльники внизу, понимаешь, что это не так.

На переднем крыле - "старорежимные" крепления номерного знака. Сидения с набивкой из конского волоса обшиты дерматином. Натяжения пружин сидения регулируются. Справа внизу бардачок для всякой всячины, слева аккумуляторный ящик. Бак каплеобразной формы без хрома. В фаре установлены спидометр и переключатель света; никаких тебе указателей поворота и дуг безопасности.

Мотоцикл ČZ 150 C - одноместный. Но отдельно можно было приобрести сидение на багажник и подножки для пассажиров.

По дизайну этот ČZ очень напоминает довоенный мотоцикл, правда, двигатель уже вполне современный. Двухтактный, сблокированный с трехскоростной коробкой передач, он очень похож на явовский.

Переключение скоростей, в отличие от предыдущих моделей, стало ножным. Карбюратор и воздушный фильтр прикрыты алюминиевым кожухом.

Удивительно, но, несмотря на возраст, с запуском у ČZ 150 C нет никаких проблем. Наверно это особенность всех чешских мотоциклов. Двигатель работает "мягонько", не спеша, не то, что нынешние моторы современных мотоциклов. А тянет, как молодой!

Мотоцикл ČZ 150 C очень легок на ходу и в этом его прелесть, Большие колеса почти не чувствуют неровности. Это качество было важным в те годы, когда хорошего асфальтового покрытия не хватало даже в Европе. На ровной, качественной дороге он просто великолепен! Неудобно лишь то, что поворот нужно показывать рукой.

Данная техника поставлялась в Польскую Народную Республику и в Восточную Германию, ну а в самой Чехословакии она пользовалась большим спросом. Выпуск продолжался до 1954 года.

Если бы мотоцикл ČZ 150 C поставлялся в нашу страну, то спрос на него, наверно, был бы велик, хотя бы потому, что мотоциклов такой кубатуры наши заводы не производили.

www.chopper-style.ru

Лучшие мотоциклы по версии AMA. Jawa CZ360.

Здравствуйте.

Яву в нашей стране знают все. О ней слагались песни (“Яву нахаляву”), на ней катали по деревням девчонок, наконец, ездили на юга, наполнив самодельные дуги безопасности маслом, установив самопальное ветровое стекло из плексиглаза, и даже прицепив к мотоциклу прицеп, – самодельный или фирменный Pav 40.При этом я абсолютно уверен, что не многие даже догадываются о спортивных успехах мотоциклов Jawa на международных соревнованиях.

Jawa CZ360 1969 года.

Немного углублюсь в воспоминания. В моем детстве мотоциклов CZ почти не было, зато были Явы – двухцилиндровая 360-я и одноцилиндровая 250-я. 250-я отлично тянула, особенно по бездорожью, 360-я “старуха” по тем временам рвала, как спортбайк. На 634-ках и 638-х как-то не довелось особенно покататься, о чем особенно и не жалею. Не нравились они мне по дизайну, я всегда был фанатом округлых классических форм “старух”. Мотоциклы марки CZ со 175-кубовыми двигателями не были особенно распространены, и вживую я их видел только издалека пару раз. В общем, ездил я на Яве, пока не попал в уже почти разложившийся в результате Перестройки досаафовский мотоклуб (побывал я там уже в конце 90-х), директор которого в качестве пепельницы держал у себя на столе  огромный перевернутый поршень от триальной Явы. Вот тогда-то я в первый раз и услышал о спортивных успехах мотоциклов этой марки.

Ну да ладно, к статье мои жизненные флешбеки не имеют никакого отношения, перейдем с мотоциклу, попавшему в список АМА 🙂

В 1969 году американский мотокросс был потрясен этим мотоциклом. Одноцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объемом 361 кубический сантиметр выдавал 34 лошади при 6400 оборотов в минуту.

А годом ранее мотоциклы Ява стали чемпионами в классах 250 и 500 кубов.

Поэтому, читатель, теперь, если тебе на глаза попадется старый мотоцикл твоего деда (и если это не Урал или Ижак), будь уверен – это почти спортивный аппарат, порвавший в свое время Америку на гренки!

Все.

Вся подборка лучших мотоциклов по версии Американской ассоциации мотоциклистов.

Поделиться "Лучшие мотоциклы по версии AMA. Jawa CZ360."

Об авторе mototraveller

Мотоциклами болею с детства, веду этот блог о мотоциклах и мотогонках. Оказываем услуги по ремонту и обслуживанию мотоциклов.

mototraveller.ru