Механические противоугонные блокировки. Механическая противоугонка для мотоцикла


Противоугонные замки ABUS

Не зря многие в шутку называют свой байк "железным конём". В этой шутке есть определённая доля правды - мы подсознательно вносим в наши отношения с ним те тёплые чувства, которые связывали наших предков с этими сильными животными.  И точно так же, как и сотни лет назад, мы любим своего "коня", дарим ему заботу и надеемся, что он будет служить нам верой и правдой и никогда не подведёт. Но так же, как и раньше, существует определённая категория людей, которые не гнушаются тем, чтобы увести чужого коня. В нашем времени - железного.

В этой статье мы рассмотрим способы механической защиты Вашего двухколёсного друга и поможем понять, как сделать правильный выбор, чтобы уберечь его от "конокрадов"... 

Искать угнанный байк – дело почти безнадежное.  Статистика показывает, что из общего числа угнанных двухколёсных находят, в среднем, не более 20%. Грустно... Неудивительно, что каждый уважающий себя мотоциклист первым делом к новому байку обязательно покупает противоугонные средства. Противоугонные средства для мотоциклов и скутеров делятся на механические и электронные, а хороший хозяин использует для защиты своего байка оба вида, ведь задача сигнализации – оповестить мотоциклиста о вопиющем посягании на святое, а замка - принять удар и как можно дольше препятствовать угону. Цепи, блокираторы, замки и прочее «железо» выполняют гораздо более важную функцию: остановить или как можно дольше задержать вора. А, в большинстве случаев, и попросту отпугнуть не слишком опытного "пионера", чтобы у него даже мысли не возникло близко подходить. Поэтому они являются ключевым элементом защиты мотоцикла от угона.

Если не учитывать китайские поделки, а также единичные удачные образцы российской промышленности, наиболее полный ассортимент механических противоугонных средств представлен в продукции немецкого концерна ABUS – одного из лидеров в производстве запирающих устройств в общем и безоговорочного фаворита - в противоугонных систем для мотоциклов, скутеров, ATV и велосипедов.  В своей сфере этот немецкий бренд по качеству и надежности можно сравнить лишь с Mercedes или BMW. 

А началось все еще в 1924 году, когда Август Бремикер с сыновьями организовал небольшое предприятие по производству качественных замков. Завод не только пережил многие мировые кризисы и войну, но и значительно «повзрослел», стал крупной международной компанией, чья продукция представлена в 170 странах мира. Благодаря безупречному качеству своих продуктов ABUS входит в тройку лидеров европейского рынка замков и цилиндров и является единственным поставщиком немецкой полиции. Компания занимается практически всем спектром «замочной продукции»: бытовые и промышленные замки, сложные электронные охранные комплексы и, конечно же, защита для двухколесной техники. 

Механические противоугонные системы ABUS для мотоцикловделятся на несколько основных видов: замки на тормозной диск, цепи с замками, тросы и U-образные замки. ABUS принципиально отказываются переносить мощности в более дешевый Азиатско-Тихоокеанский регион. Только Made in Germany! Штаб-квартира компании находится в городе Фольмарштайн, Германия. Здесь располагается менеджмент, а также тестовый и инженерный отделы. Соответственно, все необходимые тесты систем защиты, научные исследования и разработки проводятся здесь. 

Научные исследования и разработки – одна из самых сильных сторон ABUS. Отдел компании, который специализируется на этом, делится на два департамента: разработки и тестирования. Первый занимается внедрением новых изделий – это место, где идеи воплощаются в реальный продукт. Не менее важен и второй отдел. Здесь готовые замки проходят многоуровневое тестирование. Например, это происходит таким образом: сначала замки охлаждают до –20 Сº, что намного ниже, чем может дать любой замораживающий спрей, и оставляют в таком состоянии на 24 часа. Затем их помещают в специальные станки, где имитируется удар кувалды. Такие машины могут заменить шестикилограммовый молоток, падающий с высоты двух метров. Еще один тест – испытание на растяжение. Растягивающее усилие равняется 8 тоннам, что намного больше, чем у автомобильного домкрата, который воры зачастую используют для взлома замка. Следующий тест – на срез (максимальная нагрузка в 14 тонн) и скручивание (нагрузка до 1500 Нм). Существует и множество других испытаний, учитывающих специфику разнообразных противоугонных систем. 

Основная философия ABUS заключается в том, что замки должны соответствовать своему уровню защиты при использовании как «интеллектуальных» методов вскрытия, так и силовых, при этом исключая любые их внутренние повреждения. Инженеры компании стараются предусмотреть все возможные варианты взлома и отслеживают новые находки взломщиков. Подтверждением серьезности подхода ABUS стало то, что их градация степеней защиты замков была принята и одобрена основными тестовыми организациями Евросоюза. 

Продукция ABUS представлена в 170 странах мира. Германская ассоциация German Standards присвоила ABUS звание The Brand Of The Century (дословно – «Бренд столетия»). В 2005 году компания была единственным в Германии производителем систем защиты, попавшем в список German Standards. А противоугонные системы компании прошли аттестацию одной из наиболее строгих тестовых лабораторий в Германии – VdS Schadenverhütung. 

Как выбрать мотозамок? На какие критерии опираться?

Если с производителем мы с Вами уже определились, то в тонкостях - сейчас разберёмся.

Для начала - пару слов о тех магических цифрах, которые встречают нас на упаковке замков ABUS.  Это - система уровней защиты ABUS. Каждому устройству фирма присваивает индекс защиты: от 1 до 25. Градация разработана специалистами ABUS и признается тестовыми лабораториями во всем мире. С помощью этой системы легко подобрать правильную защиту для конкретного байка. Оценка любого замка суммируется из трех факторов:  1. Первый и основной фактор (75% оценки) – защита, надежность и устойчивость замка или системы в целом к разным способам взлома, как к «интеллектуальному», так и к силовому. Учитывается диаметр скобы (троса, звена цепи и т.д.), способ запирания и надежность цилиндра. Также важнейший элемент надежного замка или цепи – используемый материал. В случае с ABUS это высокотехнологичная закаленная сталь, успешно противостоящая сверлению, деформации и распилу.  2. Второй фактор (20% оценки) – легкость и простота использования. Обычно учитывают гибкость и компактность противоугонной системы, удобство перевозки, возможность замыкания одной рукой, другие эргономические особенности.  3. Третий фактор – это дизайн, и ему отводится 5% в структуре оценки. Да, инженерам ABUS не безразлично, как выглядят их устройства. А чуть ниже мы рассмотрим, почему внешний вид имеет значение.

Теперь определимся с бюджетом - в Европе не считается зазорным потратить до 10% от стоимости своего мотоцикла или скутера на его защиту. Скажете "много"?  А давайте посмотрим. Во-первых, не надо сравнивать защиту двухколёсного транспорта с защитой автомобиля. Автомобиль, чтобы угнать, сначала надо вскрыть. А двухколесного коня, при желании, можно вдвоём закинуть в грузовик и увезти. Причём займет это дело десять секунд!  Во-вторых, давайте прикинем, сколько будет стоить страховка КАСКО? И ведь её Вам придётся оплачивать каждый год.  Но основная проблема даже не в стоимости страховки - если с вашим байком что-то случится, Вам придётся еще долго побегать, прежде чем получить страховое возмещение. Да и разве смогут деньги компенсировать тот моральный ущерб, который получает владелец, не найдя одним, отнюдь не прекрасным днём, своего коня на том месте, где оставил? А если это в начале сезона? А если он был привезён на заказ, да еще потом со всей душой и любовью "кастомизирован" в тёплой компании единомышленников вечерами в гараже под любимое пиво?

Нет, тут даже речи быть не может - надо сделать так, чтобы байк было просто невозможно угнать. А еще лучше - чтобы такая мысль даже не посетила голову потенциального угонщика.

Поэтому приступим.

1. Противоугонные цепи для мотоциклов. Пожалуй, наиболее популярные механические противоугонные средства в самой высокой степенью защиты как от механического, так и от интеллектуального взлома. Так как размер позволяет. Бывают разной длины, обычно от одного до полутора метров.  Какой выбрать? Понятно, что пятиметровую цепь, которой можно опутать весь мотоцикл, Вы не найдёте. Да и как её с собой возить? Поэтому, как всегда, придется идти на компромисс: достаточная длина при приемлемых габаритах и массе. Из того, чем представлен выбор, чем длиннее будет цепь - тем лучше, так как более длинная цепь позволит Вам пристегнуть своего друга не к тоненькому прутику, а к вполне солидному столбу, да еще и захватить как раму, так и колесо. А столб должен быть надёжным, чтобы у угонщиков не возникло желания перепилить его вместо Вашей цепи.

Наиболее мощные варианты - замки Abus Granit Extreme Chain 37 и Abus Granit Extreme Chain Plus 59 с высшей степенью защиты, равной 25 баллов.

2. Противоугонные тросы для мототехники. Чуть проще, дешевле, легче. Подходят, скорее, для недорогих скутеров. Бывают как в варианте чистого троса в оплетке из ПВХ, так и троса, заключённого в "броню" из шарнирной оболочки. Последний вариант предпочтительней, так как оболочка из круглых чешуек, прокручивающихся относительно троса, не позволит угонщику перепилить сам трос. Опять же, чем длиннее, тем лучше. И не забываем про прочность места, к которому крепим байк.

Примеры: Abus Granit Steel-O-Flex X-Plus 1050, Abus Granit Steel-O-Flex 1000  и Abus Steel-O-Flex 950 

3. U-образные скобы. Представляют собой замок с крепящейся в нём U-образной скобой. Хороший вариант для небольших скутеров и велосипедов. Если крепить его таким образом, чтобы зазоры между байком и местом крепления были минимальны, это сильно осложнит неблагородное дело угонщика.

Пример: Abus Granit X-Plus 54 

4. Замки на тормозной диск. Блокираторы на тормозной диск бывают как совсем простые (чтобы школьники не укатили), так и достаточно серьёзные, как, например, Abus Granit Detecto X-Plus 8000, представляющий собой замок на тормозной диск 22-го уровня защиты со встроенной сигнализацией. Этот необычайно крепкий цельнометаллический девайс весом 1500 г оборудован трёхмерным датчиком положения и сиреной. После его установки на тормозной диск сигнализация автоматически активируется. Представьте себе, как будет удивлён угонщик, когда от малейшего изменения положения этот замок споёт ему "колыбельную" громкостью в 110 дБ! И даже если есть "сигналка" в самом мотоцикле, то дуэт, поющий в унисон, сильно озадачит нерадивого "дирижёра".  Блокираторы тормозного диска можно применять и отдельно, если Вы, например, решили по-быстрому заскочить в магазин, а тросом привязать не за что, но вариант вкупе с тросом или цепью с первого взгляда должен отпугнуть любого любителя халявы.

Простой вариант: Abus Provogue 305  Усиленный: Abus Trigger 330  С сигнализацией: Abus Granit Detecto X-Plus 8000 

Вообще, защита мотоцикла, конечно же, должна быть комплексной. Тут, как и с защитой себя, любимого - много не бывает. К тому же, хороший защитный комплекс может без проблем кочевать с одного мотоцикла на другой, по мере их обновления в Вашем гараже. Поэтому, при выборе средств защиты мотоцикла или скутера рассчитывайте на то, что необходимо будет приобрести сигнализацию с обратной связью (обратная связь действительно нужна, это для дела), цепь (трос) и замок на диск. Такая комбинация отработает вложенные средства на все 100%: замок и цепь не дадут быстро укатить или увезти Ваш байк, а громкая сигнализация оповестит Вас и всех окружающих о том, что с Вашим другом творят что-то непотребное.  Пусть даже соседская ребятня решила поиграть в байкеров - лучше перебдеть.

Пару слов о том, как правильно пользоваться всем тем великолепием, которым можно порадовать своего "железного коня".

Как и в случае с персональной защитой, следует помнить, что она - не панацея. Оставив свой байк на глухих задворках в темноте, где никто никогда не ходит, Вы окажете большую услугу ворам, так как им будет спокойно делать своё дело вдали от чужих глаз. Поэтому, если уж и пришлось где-то оставить мотоцикл, постарайтесь сделать это так, чтобы он был в зоне Вашей видимости, на крайний случай - в зоне действия охраны или охранных камер (банки, магазины, частные объекты), чтобы по видеозаписи можно было понять, "кто, когда и куда". Если есть охраняемая стоянка, договоритесь с охраной - небольшое количество денег за присмотр не сильно подорвёт Ваш бюджет. Также стоит стараться, чтобы цепь или трос, которым Вы пристегнули коня, не лежали на земле и были минимально доступны для перепиливания и перекусывания.

Ввиду всего вышесказанного, представим эшелоны защиты Вашего байка в виде трёх составляющих:

1. Визуальный эффект: Поверьте, увидев внушительные замки с именитым брендом, большинство "залётных" (а эти ребята лучше нас с Вами знают, какие замки приносят им проблемы) пройдёт мимо и постарается найти более доступный вариант. Тут как в мире животных - чем заметнее окраска, тем более ядовитым будет знакомство с её обладателем. Серьёзный замок, который ничем, кроме промышленного инструмента, не победить, снимает все вопросы о том, чей это байк, в Вашу пользу. Другой вариант - не отсвечивать. Пристегнув байк всем, что имеется, накройте его чехлом, чтобы не привлекал лишнего внимания.

2. Первый контакт: Если вдруг "пионер" не читал подобных статей и не знаком с мировыми брендами, то при первой же попытке вскрыть защиту он должен понять, что ему тут ничего не светит, а еще лучше - услышать громкую сирену и ретироваться, пока его не "приняли".

3. Неприступная крепость: Бывет и так, что Вашим байком заинтересовались всерьёз. Это - самый плохой вариант, потому что тут борьба с профессионалом идёт на секунды. И этих секунд должно быть как можно больше: механические средства защиты мотоцикла должны препятствовать его угону, а электронные - сообщить Вам и охране об этом вопиющем факте. Поэтому, чем лучше Вы продумаете, чем, где и как прикрепить Ваш байк, тем больше времени будет у Вас, чтобы среагировать, и тем дольше угонщику придётся мучиться. Ну а умный вор поймет, что лучше взять другого "клиента"...

Надеюсь, этот материал поможет Вам и Вашему железному коню проехать вместе много километров удовольствия и Вы никогда не расстанетесь с ним по чужой воле.

www.velocityk.ru

Механические противоугонные блокировки - Мотобратва

Статейка чуть вводит в курс дела, какая есть противоугонная механическая защита на мотоциклы и скутеры. Статья не новая, но актуальность не потеряла.

Чем больше на наших дорогах появ­ляется дорогих иностранных мотоцик­лов, тем острее встает проблема их со­хранности. Оставлять мотоцикл без присмотра более чем на несколько ми­нут рискованно и зачастую равноценно его утрате. Многие проблемы решает уста­новка противоугонной сигнализации. Но в случае посягательства электроника издаст лишь пронзительный шум, которого может быть явно недостаточно — окружающие и милиция давно перестали об­ращать внимание на такие проявления охран­ных функций. И потому веками проверенная механическая защита считается, пожалуй, са­мой надежной. Вариантов замков много: мож­но использовать привычную цепь с запором, но это не только не эстетично, но и небезопас­но: амбарные аксессуары изготовленные из "сырой" стали, легко перепиливаются даже обломком ножовочного полотна. А еще есть специальные кусачки, способные за мгнове­ния освободить мотоцикл от "оков". Поэтому лучше воспользоваться фирменной продукци­ей, благо, что она теперь доступна.

Есть две основные концепции защиты — блокировать колеса от вращения и фиксиро­вать сам мотоцикл от перемещения. Первое осуществить довольно просто — достаточно повесить на передний тормозной диск (если, конечно, тормоз дисковый) специальную ско­бу (30-60 $). Такой замочек удобен во всех от­ношениях. Он очень прочный, и в то же вре­мя компактный, его сложно сломать. Пробле­ма транспортировки замка решается просто, такие изделия снабжаются либо специальной скобой, позволяющей закрепить замок в удоб­ном месте на мотоцикле, либо маленькой пояс­ной сумочкой.

Для фиксации собственно мотоцикла подойдут различ­ные тросовые замки (40-70 $). Особенность их конструк­ции в многокомпонентной структуре — прочный трос внутри и металлические втул­ки, соединенные встык, сна­ружи. Для удобства все это заключено в прозрачный пластиковый шланг - окра­шенные детали мотоцикла те­перь не поцарапаются. Та­кой "удавкой" можно и колеса заблокировать, и мотоцикл "приковать" к чему-нибудь фундаментальному. Но в карман ее не положишь, придется пользо­ваться багажником.

Такая "удавка" легко запрет колесо.

Надежный замок на тормозной диск.

Третий распространенный замок — с U-образной скобой несколько менее удобен, чем два предыдущих. Главное достоинство — эстетичный внешний вид. Но есть у него и обратная сторона: так как скоба цельнометаллическая и поэтому жесткая, ее до­вольно удобно пилить. Остается уповать лишь на более дорогие варианты, стоимо­стью за сотню долларов. В идеале, конечно, лучше всего оборудовать мотоцикл сигна­лизацией, прикупить пару механических "противоугонок" и вдобавок — не спускать с него глаз.

Текст: Александр Дмитриев

motocafe.ru

Противоугонное устройство для мотоцикла

Предлагаемое противоугонное устройство не содержит потайного выключателя. В дежурном режиме устройство не потребляет электроэнергии, что особо актуально при малых емкостях аккумуляторной батареи. Конструкция оригинальна тем, что размещается внутри фары мотоцикла "Ява", но ее можно применить и в других типах мотоциклов и автомобилей. При этом обязательно нужно учитывать полярность питания бортовой сети.

Принципиальная схема первого варианта устройства показана на рис.1. Низкое напряжение питания (6 В) обусловило применение релейного коммутатора включения сигнала, поскольку падение напряжения на ключевом транзисторе или тиристоре существенно снижает громкость звучания сигнала.

При разомкнутых контактах концевых выключателей SB1 и SB2 и выключенном зажигании поляризованное реле К1 находится в состоянии, когда контакты Я-П разомкнуты. Реле К2 и звуковой сигнал обесточены.

В процессе эксплуатации мотоцикла оказалось, что любой человек, подошедший к мотоциклу с добрым или злым намерением, сразу берется за руль и поворачивает его в удобное положение. Это свойство и положено в основу работы противоугонного устройства. Выключатели SB1 и SB2 установлены внутри фары и поэтому не привлекают внимания. SB2 установлен так, что при крайнем правом положении руля мотоцикла его контакты разомкнуты.

При повороте руля влево контакты замыкаются, через конденсатор С1 включается реле К1, замыкаются контакты П-Я, включается реле К2, которое своими контактами включает звуковой сигнал. При включении зажигания через резистор R2 на реле К1 подается напряжение, контакты П-Я реле К1 размыкаются, и звуковой сигнал прекращается. Следует помнить, что замки зажигания в таких мотоциклах номерные и подбор ключа в полевых условиях практически невозможен. Заблокировать выключатель SB1 можно, забравшись внутрь фары, но выключатель SB1 установлен для того, чтобы невозможно было снять фару (срабатывает при попытке снять фару).

Но и при этом остается еще одна возможность обезвредить сигнализацию, подключив внешнюю батарею к клеммам катушек зажигания, которые расположены под топливным баком и имеют свободный доступ. Чтобы исключить такую возможность, установлен диод VD1. Этот диод должен иметь минимальное прямое падение напряжения при токе до 5 А. Дело в том, что установка этого диода имеет некоторые нежелательные последствия: затрудняется запуск двигателя при сильно разряженной аккумуляторной батарее и затрудняется движение на малых оборотах двигателя мотоцикла “Ява" в ночное время с включенной фарой из-за недостаточной мощности бортового генератора. Но это - нестандартные ситуации, и к этому нужно относиться спокойно (замечание относится только к мотоциклам “Ява").

В зависимости от того, в каком положении оставлен руль, схема находится в выключенном или в дежурном состоянии. В выключенном режиме (руль влево) конденсатор С1 остается заряженным, и при размыкании (замыкании) контактов SB2 реле К1 не перебрасывается. Если же оставить руль в крайнем правом положении, то контакты SB2 разомкнутся, и конденсатор С1 разрядится через резистор R1. Номиналы С1 и R1 подобраны таким образом, что время разряда составляет 20-30 с.

Владелец должен включать зажигание, не вращая руль. Это не привлекает внимания окружающих какими-то дополнительными действиями. Если же водитель длительное время движется накатом с выключенным зажиганием (кстати, такой режим весьма вреден для двухтактных двигателей из-за прекращения смазки поршневых групп), то сигнализация все равно не сработает, поскольку контакты SB2 не могут быть разомкнуты длительное время, и конденсатор С1 не успевает разрядиться.

Однако схема оказалась не очень практичной: при срабатывании охранного устройства и длительном отсутствии владельца “сгорает" звуковой сигнал (при хорошем аккумуляторе). Чтобы этого не происходило, устройство сначала было дополнено мультивибратором, а затем и реле времени.

Доработанная схема показана на рис.2. Схема обеспечивает подачу 3-4 звуковых сигналов и выключается.

В качестве поляризованного реле нужно обязательно использовать реле-переключатели с двумя управляющими обмотками, например, РПС20, РПС28, РПC32, РПC34, РПC36, РПС42, РПС43, РПС45, РПС47 (подходящие по напряжению). Можно для такого режима отрегулировать и нейтральное поляризованное реле, но не все они поддаются регулировке, да и сама регулировка требует определенного опыта. При установке такого реле на мотоцикл обязательно обратите внимание на то, чтобы якорь перемещался горизонтально, в противном случае, при сильной тряске реле может самопроизвольно перебрасываться.

В качестве промежуточного можно использовать любое реле с мощными контактами и подходящим напряжением, но лучше всего для этой цели подходят реле типа ТК.

В качестве мультивибратора можно использовать готовое реле поворотов мотоцикла ИЖ, увеличив емкости конденсаторов C3 и С4 вдвое.

Любопытна реакция людей на работу такой сигнализации. Вначале от неожиданности человек вздрагивает и отходит, но потом пытается что-то предпринимать, в том числе и вертеть руль. Тут сигнализация прекращается (истекло время выдержки). Подергав за все, что можно, человек уходит. Но любопытство тянет обратно, и через некоторое время он возвращается. Сигнализация снова срабатывает. Долгое время мои знакомые были уверены, что это емкостное реле, но все намного проще.

При установке такого устройства на автомобиль и при использовании в качестве датчика включателя фонарей заднего хода получается следующее: пнули ногой по колесу - молчит, открыли двери - молчит. Угонщик успокаивается. Но перед включением зажигания, буксировкой, попыткой откатить подальше, угонщик вынужден установить рычаг переключения передач в нейтральное положение. Вот тут и срабатывает сигнализация.

Для автомобильного варианта надо немного видоизменить схему включения, но это под силу радиолюбителю с небольшим опытом. Причем, в качестве SB1 можно использовать датчик капота двигателя.

В качестве концевого выключателя SB2 я использовал механический “концевик". Он работает у меня уже 28 лет! Но иногда после зимы его приходится несколько раз потренировать. Применив геркон, можно избежать этого неудобства.

Обратите внимание: даже если за вами будут следить, то практически невозможно заметить, что вы включили сигнализацию.

Автор: В.М.Палей, г. Чернигов

shema.info