Фотографии мотоциклов Второй Мировой Войны. Мотоциклы Красной Армии и Союзников (Часть 2). Красные мотоциклы


Сообщества › Это интересно знать... › Блог › Сокровище, найденное в лесу, мотоцикл времен Великой Отечественной войны…

Редкая находка, мотоцикл Л-300 «Красный октябрь»

В 2013 году военными археологами был, найдет комплектный мотоцикл Л-300 «Красный Октябрь».По мнению поисковиков, он был спрятан отступающими частями Советской армии летом 1941 года.И даже спустя 72 года аппарат сохранился в хорошем состоянии благодаря песчаному грунту и консервации предпринятой бойцами Красной армии.Дальнейшая судьба Л-300, судя по источникам в интернете сложилась удачно, он был отреставрирован и теперь является экспонатом одного из московских музеев.Фотографии поражают своей сюрреалистичностью. Кажется, смой грязь, с выкопанного из под земли мотоцикла Л-300 «Красный Октябрь», залей технические жидкости и подкачай шины, он с легкостью заведется и на нем можно будет отправляться в дорогу.Первый серийный советский мотоцикл

Мотоциклы первых годов выпуска были произведены в 1933 году. Имели 300 куб. см. рабочего объема двигателя (зашифровано в его названии, литера «Л» означала город Ленинград, 300- рабочий объем мотоцикла).

Л-300 производился на заводе «Красный Октябрь».

Технические данные мотоцикла:

Двигатель одноцилиндровый, двухтактный, рабочий объем 293 см3 , мощностью 6- 6.5 л.с. Мотоцикл разгонялся до максимальной скорости в 75 км/ч. Топливный бак имел вместимость 12 литров. Расход Л-300 составлял 4-4.5 литра на 100 км. Ступеней в трансмиссии- три. Сухая масса- 125 кг.

К огромному сожалению, до наших дней дошли немногим более нескольких десятков этих красивых и удивительных аппаратов. Еще меньше оригинальных по комплектации машин. Хотя объем произведенных Л-300 «Красный Октябрь» за девятилетний период с 1931 по 1940 годы составил 18.985 мотоциклов.С началом Великой Отечественной войны, Л-300 помогали фронту и вносили свою лепту в дело приближения Победы.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

www.drive2.ru

Мотоциклы, вперед! Двухколесная конница Красной армии

Двухколесная конница Красной армии / Фото: img-fotki.yandex.ru

В годы Великой Отечественной войны мотоциклы активно использовали немецкие войска. Но не многие знают о том, что в составе Красной армии действовал 41 мотоциклетный полк, шесть из которых стали гвардейскими. 

Фото art16.ru

В Подмосковье, наряду с образцами современной боевой техники, можно было ознакомиться с большим количеством экспонатов ретро-техники. Многие посетители 20 павильона наверняка не прошли мимо уникальной экспозиции военных мотоциклов времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Здесь можно было увидеть мотоциклы известных марок BSA WM-20 и ИМЗ М-72, Harley Davidson WLA-42 и BMV R-75, Zundap RS-750 и МВ-750 (К-750 "Днепр") отечественного и зарубежного производства. Неизменный интерес вызывали мотоциклы необычного дизайна в стиле стимпанк и созданные по мотивам игры "Война миров". 

Мотоцикл стиля стимпанк / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Соколов

Мотоцикл по мотивам игры "Война престолов" / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Соколов

В "мотоциклетной" ретро-экспозиции был представлен и редкий экспонат из коллекции мотоклуба "Ночные волки" – мотоцикл-кабелеукладчик из состава 8 отдельного мотоциклетного полка.

Интерес к этой экспозиции неудивителен и вполне объясним. Ведь почти в каждом фильме о второй мировой войне есть сюжеты, в которых немцы действуют на мотоциклах. Однако сегодня далеко не многие знают о том, что против немцев в составе Красной Армии действовал 41 мотоциклетный полк, 6 из которых стали гвардейскими. Одним из них был 8 отдельный мотоциклетный полк (омп) под командованием Петра Алексеевича Белика. 

Фото: yandex.ru

Полк был сформирован в Забайкалье (Манчжурка) и в августе 1940 г. под командованием майора Белика вошел в состав 5 механизированного корпуса. В мае-июне 1941 г. полк в составе 16 армии Киевского военного округа принял боевое крещение в первые дни войны. В августе 1941 г. полк вошел в состав сводного отряда 22 армии, а в последующем - сводной бригады (дивизии) 29 армии. В дальнейшем полк участвовал в Смоленском сражении и в битве под Москвой. В октябре 1941 - августе 1942 гг. полк восстанавливал боеспособность в районе Байгуши (Владимирский район). В августе 1942 г. 8 омп убыл на фронт в составе 5 танковой армии и находился в действующей армии по 9 мая 1945 года.   

Мотоцикл 8 отдельного мотоциклетного полка типа BMW R-75 / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Соколов

Прославился 8 омп на Юго-Западном фронте в ходе операции по разгрому немецких войск под Сталинградом. В первый же день советского наступления полк с ротой танков Т-34 и истребительно-противотанковой артиллерией вошел в прорыв и с 19 по 28 ноября 1942 г. при полном отрыве от главных сил в глубоком тылу противника уничтожал его штабы, связь и подходящие резервы.

В результате его действий за 8 дней было убито до 800 и взято в плен 1100 солдат и офицеров противника, уничтожено 7 складов с боеприпасами и продовольствием, 247 автомашин, 14 танков, 16 самоходных и 15 противотанковых орудий, 11 самолетов, выведена из строя железная дорога и линия связи на перегоне Сталинград - Лихая. Полк освободил из плена 850 человек и сформировал 8 партизанских отрядов в составе 30-50 человек каждый.

Фото / img-fotki.yandex.ru

При этом 8 омп потерял всего 26 человек и 3 мотоцикла. На девятые сутки полк соединился с наступавшими частями фронта. За этот рейд 18 декабря 1942 г. полк был преобразован в 3 отдельный гвардейский мотоциклетный полк, а в феврале 1943 г. его командир подполковник Петр Белик был удостоен звания Героя Советского Союза.

Генерал Петр Белик / Фото yandex.ru

Белик Петр Алексеевич (6.10.1909-12.06.1980) уроженец с. Жуковицы Киевской обл., Украина. Генерал армии, Герой Советского Союза. Окончил Киевскую пехотную школу (1930), Московские бронетанковые курсы (1932), Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба (1953). В Красной Армии с 1927 года, на фронте - с июня 1941 г. В 1943 г. участвовал в сражениях под Харьковом и битве за Днепр. После окончания краткосрочных Высших академических курсов при Военной академии бронетанковых войск РККА (1944) вернулся в полк и участвовал в освобождении Белоруссии и Восточно-Прусской наступательной операции. В послевоенный период служил на должностях первого заместителя главкома ГСВГ и командующий войсками ЗабВО (1966-1979), а затем в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Награжден орденами Ленина (3), Октябрьской Революции, Красного Знамени (4), "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3 степени, медалями и иностранными орденами.

Отдельный мотоциклетный полк времен войны предназначался для ведения разведки, развития успеха и решения других задач. Для этого он был оснащен новейшими по тем временам оружием и техникой. Состав и количество подразделений полка определялись решаемыми задачами и были непостоянны. Штат мотоциклетного полка РККА от 22 июня 1941 г. предусматривал наличие 1417 человек, 389 и 45 мотоциклов с коляской и без нее соответственно, 17 бронеавтомобилей, шесть 45-мм противотанковых орудий и 24 (50-мм) минометов. На каждом мотоцикле с коляской размещались, как правило, 3 бойца с карабинами (автоматами) и ручным пулеметом.  

Тяжелый мотоцикл МВ-750 (впоследствии К-750 "Днепр") с коляской. Состоял на вооружении войск связи / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Соколов

Техническая справка

BSA WM-20 – британский армейский мотоцикл, который по ленд-лизу поставлялся Красной Армии. Кроме того, он состоял на вооружении австралийских, британских и новозеландских войск. За период 1937-1955 гг. выпущено 126000 единиц. При массе 176 кг и мощности двигателя 13 л.с. мог двигаться с максимальной скоростью 90 км/ч. 

Мотоцикл BSA WM-20 / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Соколов

ИМЗ М-72 – отечественный тяжелый мотоцикл. В период с 1941 по 1960 гг. выпущено (г. Ирбит) 330000 единиц. С 1941 г. поступал в армию, с 1954 г. - в народное хозяйство. Двигатель мощностью 22 л.с. обеспечивал движение мотоцикла массой 110 кг с максимальной скоростью 110 км/ч.  

Тяжелый отечественный мотоцикл ИМЗ М-72. Дошел до Берлина и Праги / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Соколов

Harley Davidson WLA-42 – армейский вариант американского гражданского мотоцикла серии WL. От гражданской модели отличается наличием мощного заднего багажника для перевозки радиостанции и чехла для автомата "Томпсон", а также фонарями со светомаскировкой. Выпускался в США с 1942 по 1945 гг. При массе 230 кг двигатель мощностью 24 л.с. обеспечивал максимальную скорость 110 км/ч.   

Американский мотоцикл Harley Davidson WLA-42 / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Соколов

BMV R-75 – мотоцикл с коляской повышенной проходимости немецкого производства. В период с 1941 по 1946 гг. выпущено 18000 машин. Создан с учетом опыта военных действий 1940 г. на Балканах и Ближнем Востоке. Имел запасное колесо, отсеки для хранения снаряжения и боеприпасов, вертлюг на коляске для пулемета. Экипаж – 2-3 человека. При массе 420 кг двигатель мощностью 26 л.с. обеспечивал движение со скоростью до 95 км/ч.  

Мотоцикл BMV R-75 / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Соколов

Мотоцикл Zundapp KS-750 / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Анатолий Соколов

Zundap RS-750 – немецкий мотоцикл для применения в условиях тяжелого бездорожья. Производился в Германии и за период с 1940 по 1948 гг. произведено 18695 единиц. Поставлялся для корпуса Роммеля в Африку и на другие театры военных действий. Двигатель мощностью 25 л.с. обеспечивал движение мотоцикла массой 420 кг со скоростью до 95 км/ч.

 

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Анатолий Соколов www.arms-expo.ru 1

www.arms-expo.ru

Фотографии мотоциклов Второй Мировой Войны. Мотоциклы Красной Армии и Союзников (Часть 2).

Здравствуйте.

Опять-таки продолжаю тему мотоциклов Второй Мировой Войны. К этому моменту у нас есть две подборки фотографий мотоциклов Вермахта (раз, два) и подборка фотографий мотоциклов Красной Армии и Союзников. Сегодня я продолжаю эту тему, у нас будет немного мотоциклистов Красной Армии и совсем чуть-чуть  – Союзников.

Я уже писал о сомнительных боевых качествах мотоциклов и о том, как мотоциклы использовались во время войны. Я это про использование мотоциклов вестовыми и разведкой. То есть, в бой на мотоциклах не ходили и даже не выделяли отдельных крупных мотоциклетных соединений. Были небольшие разведроты мотоциклистов при танковых батальонах, отдельные мотоциклисты осуществляли функции полевой почты. И все.

Разведторы при танковых батальонах были очень распространены. Прежде, чем пустить тяжелую технику, которая, мало того, жрет много топлива, еще и периодически ломается, на разведку отправляли мотоциклистов. Этот транспорт был более маневренным и экономичным. На мотоциклы с коляской ставили пулеметы (не думаю, чтобы это спасало экипаж) и ездили на разведку по двое или трое. На мотоциклах-одиночках передвигались в основном вестовые и курьеры.

Красная Армия использовала мотоциклы в любую погоду и в любое время года.

Трофейные немецкие мотоциклы, захваченные во время Битвы за Москву.

Еще трофейный мотоцикл и старшина на фоне разбитого Юнкерса. Потрясный кадр.

Вот занятный кадр. Бойцы Красной Армии в одном из освобожденных чешских городков на мотоцикле CZ. Марка мотоцикла отчетливо читается на раме, это точно ЧеЗет, но вот только ни немцы, ни Союзники на таких мотоциклах не ездили. Вполне возможно, что данный аппарат просто отжали у кого-нибудь из местных 🙂 А может, подобрали брошенный. Во всяком случае, трофейным этот мотоцикл назвать как-то рука не поднимается.

А вот разведчики-танкисты с детьми.

А вот небольшое исключение из того правила об использовании мотоциклов, о котором я писал в начале статьи. Это минометчики на мотоциклах H-D WLA. Не знаю, насколько массово использовались мотоциклы для перевозки минометов, во всяком случае, множество источников говорят о ненадежности Харлеев. Данный кадр, как мне кажется, постановочный, хоть и снят во время наступательной операции в Белоруссии. Уж слишком “по-школьному” они заряжают минометы, уж слишком аккуратно заправлены гимнастерки, да и автомат во время заряжения миномета не очень-то сподручно держать на плече… Но, в любом случае, ценности кадра это не умаляет.

“А где на этой фотке мотоцикл?” – спросите вы. А нету мотоцикла! Есть танк, а перед ним стоит советский военный мотоциклист в очень крутых стимпанковских мотоциклетных очках на лбу!

Ну и в заключение – пара кадров Союзников. Американец на Валуе где-то в Африке.

И польский партизан на неопознанном мотоцикле.

Предыдущую подборку найдете тут, а эта – не последняя, так что следите за обновлениями.

Все.

Также всем интересующимся военными мотоциклами рекомендую к прочтению книгу “Motorcycles at War” Гарвина Бёрча.

Поделиться "Фотографии мотоциклов Второй Мировой Войны. Мотоциклы Красной Армии и Союзников (Часть 2)."

Об авторе mototraveller

Мотоциклами болею с детства, веду этот блог о мотоциклах и мотогонках. Оказываем услуги по ремонту и обслуживанию мотоциклов.

mototraveller.ru