Верхом на иномарке: тест-драйв мотороллера Cezeta 502.05. Чизетта мотоцикл
Тест-драйв мотороллера Cezeta 502.05 (Чезета)
Своих мотоциклов Страна Советов производила мало. На окрепший после военной разрухи к началу 1960-х рынок работали пять мотозаводов, и их продукция не задерживалась ни в магазинах сети «Спорттовары», ни в точках сельской потребкооперации, ни в системе торговли ОРС (отделов рабочего снабжения) крупных предприятий. В помощь отечественному мотопрому подключили промышленность стран социалистического лагеря. У нас начали продавать 250-кубовые Pannonia и MZ, 250- и 350-кубовые Jawa, 175- и 250-кубовые CZ, а еще мотороллеры Cezeta с мотором объемом 172 «кубика».
Этот вид транспорта как раз становился все более популярным как в Европе, так и в СССР. В последние дни бабьего лета мы покатались на одном из наименее известных, но, пожалуй, самом стильном одноколейном транспорте советской эпохи – чехословацком мотороллере Cezeta 502.
Кузов на двух колесах
Чезет было несколько – существовали модели 501, 502 и каждая еще в нескольких версиях (наш экземпляр – 502/05 De Luxe 1963 года выпуска). Но объединяло их самое интересное из того, что в них было, – кузов. Для всех версий Cezeta (кроме грузовой конечно) он был одинаков – выразительный внешне, функциональный, рациональный с инженерной точки зрения. По традиции тех лет кузов был несущим, сваренным из нескольких крупных стальных деталей, полученных путем штамповки.
Фото: Олега Соловьева
Поскольку Cezeta была типичным представителем европейской школы мотороллеростроения, упомянутый кузов – точнее, его наличие – был, помимо всего, и главным отличием мотороллеров Cezeta от мотоциклов CZ.
Одноцилиндровый двигатель для нашего мотороллера модели 502 объемом 171,7 куб. см вместе со сцеплением и коробкой передач позаимствован у байка CZ 450. Силовой агрегат размещен не по-мотороллерному – на качающемся рычаге подвески, а по-мотоциклетному – на несущей конструкции аппарата.
Соответственно, и передача крутящего момента на ведущее заднее колесо реализована как у мотоциклов – длинной цепью в плотно закрытом кожухе, качающемся параллельно рычагу подвески. Даже руль у первых Cezeta был мотоциклетным, если не сказать велосипедным: типичные «рога», гнутые из блестящей трубы. Да и посадка водителя на поверку оказалась не стопроцентно мотороллерной, а отчасти верхом.
Между ступней водителя громоздится силовой элемент несущего кузова – высокий тоннель наподобие трансмиссионного «горба» в автомобиле, который препятствует классической мотороллерной посадке «как на стуле». Справедливости ради стоит сказать, что такую особенность имела не только Cezeta, но и некоторые другие ее современники.
Большой оригинал
Но есть у чехословацкого «скутера» и эксклюзивные компоновочные решения, существенно повлиявшее на его «харизму». Так, его передок, точнее, его неподвижное переднее крыло не только защищает окружающих от воды и грязи, но и служит носителем нескольких компонентов. Во-первых, в этом нетипичном месте, прямо над передним колесом, конструкторы пристроили 12-литровый бензобак. А передней точкой мотороллера сделали фару, вынеся ее вперед, – получилось почти как у автомобиля. А чтобы уж походить на автомобиль до конца, спереди фару защитили… алюминиевым бампером! То, как это скопление тяжестей отразилось на поведении двухколесной машины, мы поняли во время тест-драйва.
Еще одно решение, позволяющее говорить о мотороллере Cezeta как о большом оригинале – большой багажник под сиденьем. Переселение бензобака вперед позволило создать тут грузовой отсек объемом никак не менее 20 литров.
Присмотримся
«Держи!» – с этим коротким словом владелец (он же реставратор) бело-зеленого мотороллера отступил в сторону и передал мне руль своего стоящего на травке детища. Я потянул его к себе за теплые резиновые ручки и впечатлился: насколько разителен контраст между легкой, парящей над дорогой внешностью роллера и его реальной массой. Cezeta тяжелая и, да простят меня ее фанаты, на месте, в состоянии покоя, даже кажется неуклюжей. Обращаться со стоящим аппаратом тяжелее обычного, да еще единственная ручка для поддерживания кормы расположена в труднодоступном месте – над задним фонарем, за сиденьем.
На самом деле ее снаряженный вес всего 148 кг – это, конечно, больше нашей младшей по классу Вятки ВП-150 (118 кг), но почти столько же, сколько у более литражной Тулы-200М (145 кг).
Дело тут не в абсолютных цифрах, а в развесовке. Которая, как по мне, у Cezeta не самая рациональная с точки зрения маневренности и управляемости. Во-первых, двигатель стоит хоть и в центре базы, но достаточно высоко – из-за этого мотороллер тяжело удерживать при большом наклоне. В отличие от той же Вятки, у которой мотор «висит» у самой земли, на рычаге задней подвески. Во-вторых, тяжелый нос с его бензобаком и прочим вышеупомянутым оборудованием получается удаленным от центра базы машины, где желательно сосредоточить все тяжелое. Может быть, поэтому аппарат такой неповоротливый?
Об этом я размышлял, потея под осенним солнышком, пока на косогоре вручную разворачивал мотороллер то одним, то другим боком к привередливому фотографу. Может быть, на ходу он будет более послушным?
Покатаемся!
Одноцилиндровый двухтактный (9,5 л.с. при 5 000 об/мин) мотор Cezeta в версии 502/05 запускается династартером – генератором, совмещающим в себе функцию стартера. Он проворачивает коленвал достаточно живо, а главное – комфортно, без лишних шумов и вибраций. Мотор отзывается сразу и начинает ровно рокотать. На поворот правой ручки двигатель реагирует без задержек, но и без особого рвения. Звук двигателя глуховат – сказывается то, что он закрыт капотом, а глушитель расположен далеко сзади.
Важная деталь: кикстартер – педаль для запуска ногой – тоже есть. Причем съемная. Малогабаритные аккумуляторы в середине прошлого века не отличались долговечностью, поэтому «ножка» в багажнике под сиденьем нет-нет да и была востребована. Я опробовал в деле и ее – вполне удобный инструмент, теплый двигатель заводится с первого толчка. Правда, чтобы надеть рычаг кикстартера на вал, нужно заранее потренироваться – или придется вставать на колено для «визуального контакта», как это делал я.
Упрощенная модификация Cezeta в версии 502/01 оснащалась постоянно зафиксированной «ножкой», поскольку не имела династартера и, кстати, отличалась шестивольтным электрооборудованием.
Спрятав под полку-подножку подставку, сажусь в мягкое седло и, выжав левой рукой податливый рычаг сцепления, под традиционный металлический щелчок включаю первую передачу. Чтобы тронуться, сильно накручивать газ не нужно, крутящего момента двигателя достаточно даже на оборотах ниже средних (его максимум – 1,5 кгм при 4 000 об/мин).
Однако когда мотороллер тронулся с места, случился небольшой облом: я не нашел, куда поставить ноги! Мои кроссовки 42-го размера едва помещаются в передней части полок! Места на полу оказалось не так много, как того можно ожидать, особенно слева, где немало пространства занимает двуплечая педаль переключения передач. Моя ошибка: нужно было примеряться еще на месте, до начала движения. Но немного освоившись, я пристроил ноги и постарался запомнить место каждой из них.
После переключения на вторую передачу проблем с ногами уже не было. На ходу мотороллер оказался вполне дружелюбным, послушным рулю. Разве что когда приходилось маневрировать на неровных тропинках в старом парке, мотороллер снова отяжелел. И еще не понравились не особенно эффективные тормоза. Чтобы остановиться сходу, приходится здорово давить на педаль правой ногой. Передним тормозом – на правой рукоятке руля – пользоваться легче, но им одним можно только притормаживать.
Когда я набрал скорость повыше, Cezeta начала мне нравиться еще больше. Звук мотора, и без того мягкий и негромкий, начал отставать. Подвеска оказалась весьма комфортной, все неровности – конечно, разумных размеров – она поглощала так, что половину из них я просто не замечал. Колеса с посадочным диаметром 12 дюймов – хоть и неширокие (шины 3,25 х 12 дюймов), но по диаметру больше привычных нам колесиков современных скутеров, и это тоже играет свою роль.
Ход Cezeta 502 остается уверенным и плавным даже на высокой скорости, тут определенная массивность транспортного средства пришлась как раз кстати. Задуманный как городской транспорт, этот мотороллер приспособлен и к быстрой езде по шоссе. Обещанных в паспорте 90 км/ч максималки я не развивал, опасаясь за сохранность недавно отреставрированного раритета, но судя по запасу «на ручке», не исключено, что это можно было сделать.
Как игрушка
И тем не менее, положа руку на сердце, скажу, что Cezeta мне понравилась не за то, как она ездит, а за то, как она выглядит. Даже при ближайшем рассмотрении мотороллер оставляет впечатление дорогой игрушки, большого и недешевого сувенира. Тщательно проработан не только дизайн, но и исполнение всех деталей фурнитуры, а также видимая часть технической начинки.
Причем речь идет не о теперешней аккуратности, когда производитель подгоняет друг к другу одноразовые детали отделки, дутые из дешевого пластика. Все самое впечатляющее у Cezeta сделано из металла. Тут и фигурная пробка бензобака около фары, напоминающая изысканный маскот, и краник бензопровода у моей левой ноги, и полированный щиток под ним, защищающий краску от носка ботинок, и ручка подсоса чуть выше. А экраны вентиляционных решеток-капотов по бокам! Отдельный респект конструкторам и стилистам за клавиши управления электроприборами – новаторскими для начала 1960-х поворотниками, фарой, сигналом. Вы тоже сразу не заметили, где они расположены? Это вам еще один повод уважать создателей этого маленького чехословацкого чуда.
Читайте также:
www.kolesa.ru
Обычные объявленияНайдено 69 объявлений Найдено 69 объявленийХотите продавать быстрее? Узнать как | |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
www.olx.ua
Чешские мотоциклы
Перейти к материалам
Мотоциклы из Чехии – возвращение легендарных брендов
Чешские мотоциклы – это еще одна популярная ветвь развития отечественного байкерского движения. Если говорить про классику, то мотоциклы из Чехии славились своей доступностью и качеством, если про современные модели - невысокой стоимостью и интересными техническими решениями.
Описание классического мотоцикла Чезет 350
Первые мотоциклы появились в 1930 году. Разработали его специалисты из города Чехословакия.
Впервые данный мотоцикл выпустился с завода - CZ, в то время на нем изготавливалось оружие.
Обзор мотоцикла Jawa (Ява) 650
Ява 650 была очень долгожданной для фанатов фирмы.
До нее компания выпускала только гоночные модели и серии в малым количеством экземпляров.
themoto.net
теперь на электротяге — Авторевю
Какие импортные мотоциклы можно было купить в СССР? Марка Jawa известна, наверное, каждому, а вот венгерская Pannonia и ČZ из Чехословакии встречались не так часто. И только редким счастливчикам удавалось достать мотороллер Čezeta производства того же завода ČZ в чешском Страконице. Даже в начале шестидесятых прохожие сворачивали шеи при виде этой двухметровой машины, за характерную форму носа прозванной торпедой или свиньей. Дело в том, что в носовой части несущего кузова конструкции Ярослава Франтишека Коха располагался бензобак, из-за чего под сиденьем имелась огромная ниша для скарба. Владельцы шутили, что Čezeta — управляемый снаряд, а фара на конце бензобака — детонатор. Хотя статистика утверждает, что возгорания Чезет, по сравнению с мотороллерами других марок, случались ничуть не чаще.
Оригинальные мотороллеры Čezeta
Оригинальные Чезеты выпускались с 1957 по 1964 год. Сначала это были машины серии 501 с одноцилиндровым 175-кубовым двухтактником мощностью 8 л.с. и приточным воздушным охлаждением. Мощность мотора версии 502 выросла до 9,5 л.с., а система охлаждения была усилена вентилятором. Чезету можно было купить с боковой коляской Druzeta или забавным одноколесным прицепом PAV40. Кроме того, были и трехколесные грузовые версии Čezeta 505 наподобие известного тульского мотороллера Муравей. Всего же было выпущено свыше 100 тысяч Чезет.
А теперь легендарный мотороллер возвращается! Но не силами оригинального чешского завода, прекратившего выпуск мотопродукции еще 20 лет назад. За возрождением скутера стоит британец Нил Смит, выкупивший права на марку и дизайн Чезеты. За три года с основания фирмы Čezeta Motors ему удалось разработать новую конструкцию на электротяге и построить заводик в предместье Праги. А сейчас, как раз к шестидесятилетию оригинальной модели, объявлено о начале производства.
Новая Čezeta 506 базируется на стальной хребтовой раме, одетой в композитный кузов. В движение ее приводит электромотор в ступице заднего колеса: у базовой версии 506/01 его мощность равна 8 кВт, а двигатель модификации 506/2 выдает 11 кВт, то есть примерно в полтора раза больше, чем силовой агрегат былой модели Čezeta 502. В первом случае мотороллер оборудуется тяговой литий-железо-иттрий-фосфатной (LiFeYPO4) батареей фирмы Panasonic емкостью 4 кВт·ч. Разгон до 50 км/ч занимает 4,5 с, максимальная скорость — 85 км/ч, а радиус действия может достигать 100 км. Более мощная версия с батареей емкостью 6 кВт·ч, конечно же, быстрее: 3,2 с до «полтинника», 120 км/ч максималки и до 150 км на одной зарядке. Встроенное зарядное устройство позволяет за каждый час, проведенный у розетки, прибавлять по 42 км пробега. А вращая вперед оригинальную ручку «газа» Sway, можно на ходу регулировать интенсивность рекуперативной зарядки.
Преимущество новой Чезеты, помимо яркой ретровнешности, — это возможность управлять ею без водительских прав: по европейским законам машина относится к категории А1, что соответствует бензиновым скутерам с двигателем объемом до 125 «кубиков». А главный недостаток — большая масса. Если сухой вес оригинальной Чезеты был около 140 кг, то теперь примерно столько весит лишь батарея, а еще 115 кг приходится на шасси.
И, конечно же, кусается цена. Даже базовая Čezeta 506/01 стоит на родине 6700 евро без налогов, а более мощная версия обойдется не менее чем в 8300 евро. И это — без учета батареи, которую можно либо арендовать за 750—958 евро в год (в зависимости от емкости), либо купить отдельно за 2500—3333 евро. А еще есть опции: ветровой щиток обойдется в 160 евро, адаптивная светодиодная фара стоит 740 евро, пятилетняя гарантия вместо стандартной двухлетней потянет на 715 евро... Итого: укомплектованная по полной Čezeta 506/02 облегчит карман примерно на 15 тысяч евро!
Впрочем, создатели электроскутера рассчитывают на эксклюзивность. В этом году будет сделано не больше 600 экземпляров. Увеличение объемов производства обещано лишь на 2018 год, когда начнутся поставки электро-Чезет на рынки за пределами Европы.
autoreview.ru