Рецензия к фильму «Беспечный ездок» («Easy Rider») 1969 года. Беспечный ездок мотоцикл


Рецензия к фильму "Беспечный ездок" ("Easy Rider") 1969 года.

Здравствуйте.

«Беспечный ездок» — культовый фильм 1969 года, снятый Дэннисом Хоппером в экспериментальной манере, с обилием импровизации и недописанными на момент съемок диалогами главных героев. Сюжет, как таковой, отсутствует. То есть, общая линия прослеживается, но классического «начало-кульминация-концовка» там нет.Сразу скажу, что «Беспечный ездок» — один из самых моих любимых фильмов вообще, наряду с «Забрийски Пойнт» и «Апокалипсисом сегодня», поэтому сегодня я буду долго и хорошо о нем распинаться, и уж, естественно, я горячо рекомендую его посмотреть! Прекрасная игра актеров, саундтрек и операторская работа — просто отвал башки, атмосфера свободы — больше такой ни в одном фильме не найдете!  Этот фильм не про классических «клубных» байкеров, и в список байкерского кинематографа попал только потому, что оба главных героя передвигаются на чопперах. В этом я вижу даже некоторую иронию, что самый лучший байкерский фильм — совсем не про байкеров 🙂

По сюжету, два хиппи на мотоциклах, Уайатт, также известный, как «Капитан Америка» (Питер Фонда) и его друг Билли (Дэннис Хоппер), проворачивают крупную сделку с кокаином, перебросив партию наркотика из Мексики в Штаты. Полученные деньги они герметично упаковывают, запихивают в бензобаки своих мотоциклов и уезжают на Марди Гра. То есть, героям предстоит проехать через все Штаты с запада на восток, из Калифорнии в Орлеан. По дороге они сталкиваются с зачастую недружелюбным отношением к своему внешнему виду и образу жизни со стороны местного населения, попадают в хипповскую коммуну, затем оказываются в тюрьме, где знакомятся с адвокатом Джорджем Хенсоном (Джек Николсон). Хенсон едет с ними на Марди Гра, но по дороге его убивают реднеки из какого-то провинциального городка. Капитан Америка и Билли решают почтить его память, заехав в бордель в Орлеане, куда Хенсон очень хотел попасть, берут пару проституток, кушают на четверых подаренную хиппарями марку ЛСД и дико отвисают на кладбище. На следующий день они едут дальше, но встречают других реднеков, которые убивают обоих героев выстрелами из дробовика.Скажете, фигня сюжет? Соглашусь! Но этот фильм надо смотреть ради атмосферы! Этот фильм про людей, свободных и упивающихся этой своей свободой, и несвободных, но готовых на все, чтобы лишить этой свободы других.Сравнивать «Беспечного ездока» с любым другим байкерским фильмом в высшей степени неправильно. Я думаю, что по своей концепции фильм имеет гораздо больше общего с «Забрийски Пойнт».

Капитан Америка, Билли и их мотоциклы.Капитан Америка (Уайатт) — главный герой фильма в исполнении Питера Фонды. Немногословен, задумчив, очень крут, носит кожаную куртку со звездно-полосатым флагом на спине, звездно-полосатый же шлем, который большую часть времени пристегнут к сисси-бару его мотоцикла, и ездит на чоппере, имеющим настолько же культовый статус, как и сам фильм.

Уайатт крут, но, при этом, не наигранн. Он естественно говорит, естественно двигается, то есть, когда мы видим, что он выбрасывает наручные часы в самом начале путешествия, мы понимаем, что для него это норма. Когда он запрыгивает на свой мотоцикл, чтобы поехать за помощью Билли в самом конце фильма, обратите внимание, что он сначала дает газу, разгоняется, и только потом, легким, абсолютно непередаваемым движением ноги убирает боковой упор прямо на скорости. Это мелочи, но именно они строят образ. Именно эта проработанность персонажа, среди всего прочего, и отличает шедевр от очередной эксплуатационной дешевки.

Билли неразговорчив, не слишком умен и не столь харизматичен. Но без него нельзя, поскольку иначе неправдоподобным выглядел бы Уайатт. Носит шляпу, бусы из чьих-то зубов и усы.

Мотоциклы Уайатта и Билли — два чоппера на базе Харлеев с сухими рамами и двигателями Panhead. Потрясающе органичные и стильные мотоциклы. Оба мотоцикла были созданы Беном Харди и Клиффом Вогсом, каждый по несколько экземпляров. Известно, что два их них были раскурочены при съемках финальной сцены фильма, а остальные были украдены.

Самое прикольное, что сцену у костра в последнюю ночь, где Уайатт говорит Билли, что они продули свою мечту, снимали уже после кражи мотоциклов. Обратите внимание, что в каждой сцены у костра на заднем плане стоят мотоциклы главных героев. В последнюю ночь мотоциклов в кадре нет.

Джордж Хенсон и второстепенные персонажи.Второстепенными персонажами являются хиппари из коммуны, где главные герои проводят некоторое время после того, как подкинули одного из них. В фильм хиппи добавлены во-первых, ради привлечения целевой аудитории, ведь 1969 год — это расцвет движения хиппи. А во-вторых, хиппи как раз олицетворяют свободное общество и оттеняют зацикленных и консервативных техасских реднеков.

Главным второстепенным персонажем является Джордж Хенсон (Николсон). Хенсон — провинциальный адвокат-алкоголик, решившийся выбраться на Марди Гра с главными героями.

Хенсон олицетворяет желание и боязнь среднестатистического обывателя переступить через себя и совершить нечто безбашенное. Николсон прекрасно сыграл эту роль, часть фраз Хенсона, вроде «закажу почку, свою я оставил где-то на дороге» стали крылатыми.

Также классическим является загон Хенсона по поводу инопланетян, когда главные герои накурили его травкой)) В общем-то, известно, что при съемках фильма в косяки забивался далеко не укроп, но все равно, загон очень правдоподобный и классический, а диалог Хенсона с главными героями, когда они склоняют его покурить, по-моему, является самой мощной пропагандой марихуаны в мире)))

Все.

Поделиться "Рецензия к фильму «Беспечный ездок» («Easy Rider») 1969 года."

mototraveller.ru

Easy Rider / Беспечный ездок 1969 США / Мото в кино / БайкПост

«Беспечный ездок» — художественный фильм Дэнниса Хоппера, который стоит у истоков жанров роуд-муви и «кислотного вестерна», традиции американского независимого кино и школы Нового Голливуда. Премьера состоялась на Каннском фестивале, где Хоппер был удостоен приза за лучший дебют. Это первый фильм, за который Джек Николсон был номинирован на «Оскар».

Двое байкеров-неформалов (Питер Фонда и Дэннис Хоппер) на деньги от контрабанды мексиканских наркотиков пускаются на поиски свободы по южным штатам Америки — из Калифорнии в Луизиану, чтобы успеть на марди-гра. На дворе «лето любви», друзья заезжают в общину хиппи, попадают в заштатном городишке в «кутузку», знакомятся там с философствующим адвокатом и открывают ему радости марихуаны.

Троица беспечных путников, оставив все житейские заботы позади, оказывается на пороге подлинных свободы и счастья. Но трагедия уже наступает им на пятки. Консервативные южане видят в них чужаков и встречают враждебно; во время ночного нападения реднеков гибнет примкнувший к друзьям адвокат (Джек Николсон). Наркотическая вакханалия в одном из публичных домов Нового Орлеана оставляет по себе грустный осадок.

Путь друзей на север прерывается во время очередной нелепой стычки со злобными обывателями. Герой Фонды («капитан Америка») уже давно предчувствовал такой исход — во время самых невинных разговоров у него перед глазами вставала финальная сцена с горящим на обочине «харлеем»… Неожиданный в своей резкости финал предоставляет зрителям самим решать, нашли ли бунтари в кожаных куртках долгожданную свободу.

«Беспечный ездок» красноречиво запечатлел разлом американского общества в эпоху Вьетнамской войны на консервативных сторонников репрессивного истеблишмента и молодёжную контркультуру, для которой были свойственны протестные настроения. Он часто упоминается в числе фильмов, наиболее повлиявших на формирование ценностей американской молодёжи конца 1960-х. Фильм романтизировал молодёжную субкультуру, связанную с гонками на мотоциклах, потреблением наркотиков и прослушиванием рок-музыки. По словам Андрея Плахова, «каждый, кто посмотрел в своё время этот фильм, ощутил спазм, который бывает у пленника, глотнувшего свободы». Плахов определяет «Беспечного ездока» как «бессюжетный роуд-муви, плывущий под наркотические рок-ритмы 60-х», который «чуть не положил на лопатки Голливуд»

Фрагмент из фильма

bikepost.ru

Беспечный ездок / Easy Rider Мир с мотоциклом, для мотолюбителей

Беспечный ездок / Easy Rider

Два прикинутых рокера – Уайт, он же «Капитан Америка», и его усатый кореш Билл — покупают два пакета белого порошка, чтобы тут же оперативно сбыть «коку» некому нуворишу. Они прячут баксы в бензобак и выбрасывают наручные часы, чтобы затем под рок-шлягеры 60-х полтора часа экранного времени рассекать на своих «Харлеях» пространство южных штатов. Они едут из Лос-Анджелеса в Новый Орлеан, где через неделю стартует знаменитый карнавал. Но для них праздник жизни уже начался — в тот самый момент, когда было отпущено сцепление. В пути они курят марихуану и болтают всякую чушь на привалах, попадают в коммуну хиппи, где «дети цветов» буквально пытаются стать детьми, выращивая хлеб не из зерен, а из ракушек.

Потом их забирают в полицию, где на нарах отсыпается адвокат Джордж Хэнсон — забулдыга и трепач, отправившийся вместе с Уайтом и Биллом в город вечного веселья. Испытав на себе всю ненависть техасских обывателей, готовых линчевать всякого, кто выбивается из общего ряда и тем самым ставит под сомнение принцип их растительного существования, они все же, хоть и с «большими потерями», добираются до места назначения. И прежде чем отправиться в мир иной, принимают участие и в уличном карнавале, и в свальном грехе: наглотавшись ЛСД, предаются на местном кладбище безудержному сексу с проститутками…

Easy Rider никогда не относили к разряду шедевров (тех фильмов, которые двигают кинематограф вперед), однако в свое время именно эта картина оказала огромное влияние на умы и настроения как тех, кто делает кино, так и тех, кто его смотрит. Фактически после появления «БЕ» в обиходе утвердилось понятие «культовое кино» — когда успех не запланирован, но очевиден. Больше того, «…ездока» можно считать первым фильмом нового поджанра — road-movie.

Рыхлость сценария (проще говоря, перед нами кино без сюжета) и отсутствие привычной разработки характеров (у главных героев просто-напросто нет биографий) компенсировались как операторскими изысками – тогда еще никем не апробированной съемкой в контражуре (впоследствии быстро ставшей общим местом), так и необычными режиссерскими приемами, например, «флешфорвертсами» (которые, как раз, наоборот, так и не прижились в кино), когда новый эпизод соединяется с предыдущим не одной склейкой, как обычно, а несколькими короткими перебивками соседствующих планов.

А все началось зимой 1968-го, когда два актера, два голливудских тусовщика и старых приятеля — Питер Фонда и Деннис Хоппер — заняли «по случаю» 340 тысяч баксов у старшего Фонды – «папы Генри» (через полтора года эти двое уже будут ломать головы над тем, как честно разделить 19 миллионов чистой прибыли). Написав совместно сценарий, вернее, некий план примерных действий, парни по справедливости (совсем как братья Коэны в дальнейшем) распределили обязанности.

30-летний Фонда стал продюсером, 33-летний Хоппер – режиссером. Хотя в строгое разграничение привилегий верится с трудом. Достаточно всего лишь взглянуть в уже тогда безумные глаза Хоппера. Не в его пользу говорит и тот факт, что во всех последующих режиссерских работах Хоппер ничего подобного уже не смог сделать. Скорее всего, режиссировало фильм некое особое состояние души, требующее выхода у обоих. Фильм сняли быстро — за два весенних месяца 1968-го.

В процессе съемок к этим двоим добавился еще один выкормыш Роджера Кормана, уже несколько лет безуспешно обивавший пороги Фабрики грез. Это был мало кому известный 32-летний Джек Николсон. На его долю отвели ровно треть сценария, но именно за эти 25 минут экранного действия Николсон получил номинацию на «Оскар» и стал знаменитостью, расчистив себе путь к будущим актерским триумфам.

Несмотря на труднодоступность фильма в уже замерзающем СССР, эти парни стали интернациональными символами независимости. Именно с именами Петрухи Фондорина, Дениса Хопрова и Женьки Никольского после 1969-го ассоциировались представления о свободе вне рамок системы, по крайней мере, для тех, кому повезло увидеть это кино. Это были времена, когда Америке еще были интересны не супермены, а аутсайдеры, когда там еще не боялись бунтарских настроений и плохих концов.

«Беспечный ездок», ставший «самой культовой молодежной лентой десятилетия» не только за океаном, опирался и одновременно развенчивал ключевые мифы своего времени — миф большой дороги и, как производную от него — миф свободы передвижения, миф безобидных наркотиков и миф индивидуального протеста, ну и, конечно же, миф об Американской мечте.

Он разрушил голливудскую монополию на право владеть умами массового зрителя, утвердив идеи контркультуры, что были явлены здесь в концентрированном и сверхдоходчивом виде. Движение + рок-музыка (звуковая дорожка от Боба Дилана до Джимми Хендрикса — просто из чистого золота) – вот две составляющих, из которых возник сакральный образ фильма, перевернувшего представления о кино.

www.motolib.info

Беспечный ездок Википедия

«Беспе́чный ездо́к» (англ. Easy Rider) — художественный фильм Денниса Хоппера (1969), который стоит у истоков жанров роуд-муви и «кислотного вестерна», традиции американского независимого кино и школы Нового Голливуда[6]. Премьера состоялась на Каннском фестивале, где Хоппер был удостоен приза за лучший дебют. Это первый фильм, за который Джек Николсон был номинирован на «Оскар».

В 1998 году Библиотека Конгресса внесла фильм «Беспечный ездок» в Национальный реестр фильмов, имеющих особое культурное, историческое или эстетическое значение. Влияние его обманчиво бессюжетной нарративной конструкции ощутимо во многих малобюджетных американских фильмах 1970-х и особенно 1980-х, таких как «Более странно, чем в раю» Джима Джармуша (1984) и «Мой личный штат Айдахо» Гаса Ван Сента (1991)[7].

Сюжет

Двое байкеров-неформалов (Питер Фонда и Деннис Хоппер) на деньги от контрабанды мексиканских наркотиков пускаются на поиски свободы по южным штатам Америки — из Калифорнии в Луизиану, чтобы успеть на марди гра. На дворе «лето любви», друзья заезжают в общину хиппи, попадают в городке в полицию, знакомятся там с философствующим адвокатом.

Консервативные южане видят в них чужаков и встречают враждебно; во время ночного нападения реднеков гибнет примкнувший к друзьям адвокат (Джек Николсон). Происходит наркотическая вакханалия в одном из публичных домов Нового Орлеана. Путь друзей на юг прерывается во время очередной стычки с обывателями. Герой Фонды («капитан Америка») давно предчувствовал такой исход — во время разговоров у него перед глазами вставала финальная сцена с горящим на обочине «харлеем».

В ролях

Работа над фильмом

«Беспечный ездок», созданный Хоппером и Фондой с бюджетом всего 340 тыс. долларов и без поддержки ведущих голливудских студий, примыкает к традиции байкерских фильмов шестидесятых, представленной, в частности, фильмом «Дикие ангелы» (1966), главную роль в котором сыграл также Фонда. Съёмки велись летом 1968 года. Работа над фильмом шла очень тяжело. Кроме того, что Хоппер был неопытным режиссёром, он в этот момент много пил и сидел на наркотиках. На съемочной площадке царила анархия (актёры, режиссёр, оператор и другие члены группы употребляли наркотики), сценарий переписывался на ходу, а сцены постоянно переснимались.

Под влиянием принципов французской «новой волны» многие диалоги сочинялись прямо на съёмочной площадке[8].

Непосредственность документалистики фильму придавало курение актёрами настоящей марихуаны (хотя под видом кокаина использовалась сахарная пудра). Чтобы добиться жёсткого тона от завсегдатаев забегаловки, где останавливаются «хорошие плохие парни», Хоппер рассказал им, что по сценарию они изнасиловали и убили девочку из их города[9].

Формальное новаторство Хоппера проявилось в как бы залипающих переходах между сценами, предвещающих флешфорвард к финальной сцене. От этих флешфорвардов, возможно, намекающих на наркотическое расширение сознания героев, при окончательном монтаже (который курировал не Хоппер) сохранилось очень немногое.

Прошло время, прежде чем фильм смог найти дистрибьютера. В итоге только в США он собрал в прокате около 19 миллионов, войдя в четвёрку самых кассовых фильмов года и окупившись многократно. Наряду с успехом «Бонни и Клайда» и «Выпускника» триумф фильма Хоппера подтвердил то, что «продвинутая», настроенная против истеблишмента молодёжь была в состоянии предопределить успех или провал фильма. Эти три ленты обозначили крушение старой студийной системы и рождение Нового Голливуда[10].

Восприятие и критика

«Беспечный ездок» красноречиво запечатлел разлом американского общества в эпоху войны во Вьетнаме на консервативных сторонников репрессивного истеблишмента и молодёжную контркультуру, для которой были свойственны протестные настроения[8][11]. По словам критика Н. Аграновского, статус этого фильма в истории кино следует назвать «дух эпохи»[12]. Он часто упоминается в числе фильмов, наиболее повлиявших на формирование ценностей американской молодёжи конца 1960-х. Фильм романтизировал молодёжную субкультуру, связанную с гонками на мотоциклах, потреблением наркотиков и прослушиванием рок-музыки[8].

Популярность картины в Европе, где «Беспечный ездок» получил Пальмовую ветвь за лучший дебютный фильм, также имела свои не строго художественные причины. Как отмечал знаменитый американский критик Эндрю Саррис, включивший «Беспечного ездока» в свой ежегодный список лучших фильмов в 1970 году[13], европейцы в значительной степени смотрели это кино через призму войны во Вьетнаме. Их не волновал и не должен был волновать поиск путей развития далекой Америки и решение её внутренних проблем, но хиппующие байкеры не могли не вызывать симпатий у антимилитаристски настроенной публики.

Свой контекст восприятия существовал и в Америке. Обозреватель «Нью-Йорк Таймс» Манола Дерджес в большой статье от 7 апреля 2010 года, посвященной кончине Хоппера, указывает на то, что американская индустрия обратила внимание в первую очередь не на формальное новаторство фильма, а на его коммерческий успех (при бюджете в 400 тыс. долларов картина собрала в прокате более 20 млн)[14].

В СССР критика не оставила фильм незамеченным, хотя в основном упоминая его в ряду лент независимых режиссёров: «независимые американские режиссёры инстинктивно чувствуют ярмо голливудских студий и косные буржуазные идеалы, но до настоящего понимания проблем с позиций марксисткой идеологии им еще далеко». Непосредственно «Беспечному ездоку» внимания отечественные критики уделили немного. Иными словами, положительные упоминания (и то в достаточно умеренной форме) об этой картине продиктованы только тем, что она была критично ориентирована по отношению к Америке. Сам факт наличия критицизма, а также антимилитаристский настрой фильма заставили советскую критику высказываться о фильме с некоторой симпатией[12].

По словам Андрея Плахова, «каждый, кто посмотрел в своё время этот фильм, ощутил спазм, который бывает у пленника, глотнувшего свободы»[15]. Плахов определяет «Беспечного ездока» как «бессюжетный роуд-муви, плывущий под наркотические рок-ритмы 60-х», который «чуть не положил на лопатки Голливуд»[15].

«С одной стороны, фильм „Беспечный ездок“ является точным и тонким отражением определенного времени — беспокойных 1960-х. Тогда в моде были бунт против консервативной морали, отцовских ценностей, так называемого нормального образа жизни, что, конечно, сильно раздражало поборников нравственности и жесткого порядка, — комментирует киновед Алена Сычева. — С другой стороны, эта кинокартина с представленными характерами, отношениями и ситуациями оказалась актуальна для любой эпохи. Герои фильма бездельничают, курят травку и колесят по дорогам родной Америки. Словом, ведут свободолюбивый образ жизни, чуждый и непонятый обывателям. Будучи милыми, тихими и миролюбивыми парнями, они раздражают даже своим внешним видом — длинными патлами, модной одеждой, шумными мотоциклами, на которых разъезжают не ради эпатажа, а по зову души. Эти парни и не думали шокировать общественность, привлекать к себе внимание или будоражить мещанское болото, но тем не менее разбудили в рядовых гражданах кровожадных зверей. Нетерпимость — одна из вечно актуальных тем, исследуемая в кино еще со времен Гриффита. Как и великий родоначальник американской кинематографии, режиссер фильма „Беспечный ездок“ Деннис Хоппер для животрепещущей темы подбирает новое оформление: для раскрытия актуального содержания он использует неожиданные способы съемки, монтажа, актерской работы, драматургического построения сюжета. Легкая импровизационная манеры игры, привлечение непрофессиональных артистов, отказ от павильонов, использование подвижной камеры, резкий монтаж коротких кусков, ночные съемки при трепещущем отблеске костра, отсутствие активного действия и традиционной интриги, уделение значительного внимания музыке, которая не сопровождает действие, а ведет за собой героев… Все это шло в контру традициям Голливуда с его высоким стилем, эстетской красотой, живописностью каждого кадра, захватывающими сюжетами и правилами железного сценария, не допускающими импровизации. Фильм нарушил многие традиции и, вместе с тем, очаровал публику. Коммерческий успех „Беспечного ездока“ доказал востребованность нового кинематографа — Нового Голливуда»[16].

Признание

Копия «харлея» Капитана Америки в одном из немецких музеев[17]

Награды

  • 1969 — Каннский кинофестиваль
    • Лучшая первая работа — Деннис Хоппер
  • 1970 — Премия Национального общества кинокритиков США
    • Лучшая мужская роль второго плана — Джек Николсон
    • Специальный приз — Деннис Хоппер

Номинации

Саундтрек

Звуковая дорожка к фильму оказалась такой же вехой в истории популярной музыки, как сам фильм — в истории кино. До «Беспечного ездока» отдельными пластинками издавались только саундтреки, составленные из оригинального материала, написанного для того или иного фильма. Иным был подход к составлению звуковой дорожки «Беспечного ездока». Подборку рок-песен, прозвучавших в фильме, Дэннис Хоппер составил самостоятельно из числа близких фильму по настроению радиохитов тех лет.

Учитывая малобюджетность фильма, Хопперу не составило труда убедить звукозаписывающие компании дать согласие на включение песен в состав саундтрека (исключение составил лейбл Capitol Records, поэтому на пластинке звучит не оригинальная версия «The Weight» в исполнении The Band, а кавер-версия). В Billboard 200 пластинка достигла 6-го места и по суммарным продажам превзошла все саундтреки 1969 года, за исключением звуковой дорожки к «Ромео и Джульетте», сочинённой Нино Рота.

В числе прочих в фильме прозвучали такие хиты, как «The Pusher» и «Born to Be Wild» Steppenwolf, «The Weight» The Band, «Wasn’t Born to Follow» The Byrds, «If Six Was Nine» Jimi Hendrix Experience, а также неожиданные (и почти юмористические по своему эффекту) номера: «If You Want to Be a Bird» (Holy Modal Roundersand) и «Don’t Bogart Me» (Fraternity of Man)[11].

Единственную оригинальную песню к фильму Хоппер попросил написать Боба Дилана, однако легендарный музыкант — якобы не оценив концовку фильма — ограничился тем, что набросал на салфетке один куплет и послал его лидеру The Byrds Роджеру МакГуинну с просьбой «довести до ума». Так родилась песня Ballad of Easy Rider[18].

Факты

  • Слоган фильма гласил: «Он отправился на поиски Америки, но не мог найти её нигде».
  • Роль адвоката изначально писалась в расчёте на друга Хоппера, актёра Рипа Торна. Будучи южанином, Торн обиделся на то, как изображены в сценарии его земляки, и его выяснение отношений с Хоппером и Фондой чуть не переросло в поножовщину[19]. Торна пришлось заменить на тот момент никому не известным Николсоном.
  • Сцены из «Беспечного ездока» видит в забытьи герой романа Филипа К. Дика «Помутнение».
  • В фильме «Убойная парочка: Старски и Хатч» (2004) главные герои используют образы героев «Беспечного ездока» для того, чтобы войти в доверие байкеров в придорожном баре; Хатч представляется как «Канзас и Тото».
  • В 2012 году был выпущен фильм Easy Rider: The Ride Back («Беспечный ездок снова в седле» или «Беспечный ездок: возвращение»), снятый по мотивам и в продолжение оригинальной ленты 1969 года. Главный герой Морган Уильямс (в исполнении Фила Питцера) по сюжету — родной брат Уайатта.

Примечания

Ссылки

См. также

wikiredia.ru

«Трудно быть свободным, если работаешь приказчиком в лавке»

«Беспечный ездок», один из самых точных фильмов своего времени, рассказывал о двух идеалистах, которые во время путешествия на мотоциклах по США сделали удивительное открытие: свободы на самом деле не существует1. Наивное кино об утрате иллюзий отражало настроения конца 1960-х: революционный запал молодежных революций к тому моменту начал сходить на нет, надежды на скорое преобразование мира растаяли, а бунт молодых против всего мира принял пассивные формы. Глядя на то, как полиция разгоняет дубинками студенческие демонстрации, как обыватели массово голосуют за Ричарда Никсона, одни молодые люди совершали внутреннюю эмиграцию с помощью наркотиков, другие делали карьеру в алкоголизме, третьи — основывали коммуны, чтобы жить по собственным правилам как можно дальше от больших и малых городов. «Беспечный ездок» морально готовил своих разочарованных и усталых зрителей к консервативной эпохе 1970-х годов и наглядно доказывал: все диссиденты в конечном итоге ложатся в сырую землю2.

 

1. «Беспечные ездоки»: герои без прошлого и будущего

В течение всего фильма его персонажи исследуют вопрос — можно ли быть свободным в «стране свободы» и при этом не быть частью общества: не иметь биографии, профессии, определенных занятий и других социальных ярлыков?3 Можно ли существовать «вне системы»? Именно поэтому зрители так и не узнают о том, кем были главные герои «Беспечного ездока» до того, как отправились в путь.Авторы фильма декларируют: трудно быть свободным, если работаешь приказчиком в лавке; свободен лишь тот, кому не сидится на месте; ничто так не опасно для свободы личности, как оседлость, неподвижность, статичность… Байкеры до самого конца фильма останутся персонажами без прошлого и будущего. Дорога для них — единственный возможный дом, путешествие в никуда — главная цель жизни, а постоянное движение — залог существования. Даже с их гибелью в финале фильма кино не заканчивается, а просто обрывается.

 

2. Байкеры покупают свободу у наркоторговца: нелегальная сделка

«Американское общество, — писал французский журнал „Аван-сен“ в своей рецензии на фильм, — берет человека в свои тиски с момента его рождения. Деньги — это единственное средство, при помощи которого можно выжить в этом обществе».1 Совершив контрабандистскую сделку, байкеры подтверждают эту теорию. Большие деньги — непременное условие обретения свободы (пусть и вне рамок «системы»), которое позволяет им купить новые мотоциклы и без забот колесить по стране.

 

3. Наркоторговец: продюсер The Beatles

Эпизодическую роль наркоторговца исполнил известный американский музыкальный продюсер Фил Спектор, причастный к созданию последнего альбома группы The Beatles.

 

4. Байкеры выбрасывают часы: бунт против времени

Один из идеологов студенческих революций 1960-х, философ Герберт Маркузе видел во времени средство репрессивной культуры и подавления личности: «Поток времени является самым естественным союзником в поддержании закона и порядка, конформизма и институтов, которые превращают свободу в вечную утопию»4. Следовательно, если часовой механизм — это мегамашина, превращающая человека в винтик общества, и раз временем невозможно манипулировать, его надо игнорировать3. Выбросив перед началом путешествия часы, байкеры пытаются символически избавиться от гнета «времени»* и выпасть из привычного хода вещей.

 

5. «Easy Rider»: любитель легких денег, или «обманутый дурак»

По словам Питера Фонды, исполнителя роли Уайта («Капитан Америка»), выражение «Easy Rider» было позаимствовано из сленга: «Так называют приятеля проститутки. Не сутенера, а такого беззаботного чувака, которому все легко достается»5. Поэтому главные герои превращаются в «беспечных ездоков» не сразу, а только после того, как, продав наркотики, делают легкие деньги и обманываются. «Так вот, это то самое, что случилось с Америкой, — объяснял замысел фильма Фонда, — Свобода становится шлюхой, а все мы — обманутые дураки»6.

 

6. Первый роуд-муви: бывший вестерн

Малобюджетный «Беспечный ездок» заложил в американском кино каноны нового жанра — road-movie (фильма дороги), который стал наследником и современным эквивалентом другого классического жанра — вестерна. В обоих случаях герои выражали себя через движение в пространстве: типичные для вестерна безымянные чужаки без прошлого вторгались в незнакомый агрессивный мир7. Даже действие происходило в одних и тех же местах — в юго-западной части США. Новая форма дала режиссерам новые возможности. Во-первых, позволила вывести на экран нетипичных героев: маргинальные персонажи «Беспечного ездока» предлагали зрителям новые модели поведения8, противопоставляя себя одномерным обывателям.Во-вторых, авторы, не будучи скованы условностями старых жанров, могли теперь свободно размышлять обо всех, кто встречался на пути их героев, то есть обо всей Америке сразу или даже целом мире.

 

7. Байкер: современная версия ковбоя

Костюмы главных героев позволяют авторам «Беспечного ездока» провести параллели между их кинокартиной и классическими вестернами. «Капитан Америка» одет как типичный байкер из фильмов тех лет: мотоциклетный шлем, черные кожаные штаны и кожаная куртка. Персонажа Денниса Хоппера внешне напоминает типичного покорителя Дикого запада: ковбойская шляпа и куртка из сыромятной (оленьей) кожи. Соседство двух столь не похожих друг на друга персонажей подразумевает: байкер — это современная версия ковбоя9.

 

8. Пустые дороги: иллюзия свободы

Дороги в «Беспечном ездоке» почти всегда символически пусты и открыты. И лишь появление встречного автомобиля с реднеками в финале фильма, кладет этим иллюзиям конец.

 

9. Саундтрек: песня вместо психологии

То, что в бессобытийном «Беспечном ездоке» про себя недоговаривают персонажи, зрителям помогает домысливать саундтрек. Заказдровые песни компенсируют недостаток информации о психологии и мотивации героев, которые стараются избегать любых конфликтов. Без них фильм наверняка превратился бы в обычную историю о двух мелкоуголовных бродягах. «Я часто курил траву, — поет голос за кадром, оправдывая сделку с наркоторговцем, — но я никогда не прикасался к тому, что могло бы убить мою душу».

 

10. Сюжет фильма: «беспечные ездоки» в поисках «своих»

Одной из ключевых установок контркультуры было категоричное деление мира на «своих» и «чужих», на «бунтарей» и «традиционных американцев»3. Отсюда и нетрадиционная фабула: «Беспечный ездок» построен как череда эпизодов, в каждом из которых герои пытаются найти место, где они могут почувствовать себя «своими». Байкеры меняют одну локацию на другую, но так и не находят его, поэтому, несмотря на всю беспечность ездоков, весь фильм пронизан скрытым ощущением нарастающей тревоги.

 

11. Американский флаг на спине «Капитана Америка»: надругательство над государственными символами?

 

Квазипатриотическая форма одежды «Капитана Америки», с помощью которой он почти кричит о своей преданности ценностям американского образа жизни, не вызывает у встречных обывателей никакого доверия. Молодые зрители 1969 года, глядя на костюм Питера Фонды, не могли не вспомнить о наказании, которому незадолго до того американский суд подверг лидера «Чикагской семерки» Эбби Хоффмана. За то, что тот пришел на слушания* в Комитет по расследованию антиамериканской деятельности в рубахе из флага США, его приговорили к 30 дням ареста за надругательство над государственными символами.

 

12. Направление путешествия: Запад — Восток

В традиционных вестернах герои двигались с востока на запад, чтобы обрести на новых землях свободу и осуществить американскую мечту. «Беспечный ездок» иронично и смело переворачивает эту модель8. Байкеры предпринимают путешествие в обратном направлении (из Лос-Анджелеса в Орлеан), что имеет символическое значение: предполагается, что утраченную свободу бессмысленно искать на бывшем Диком Западе и надо двигаться в сторону очагов цивилизации9.

 

13. Первая остановка: в гостях у фермера

Первая точка на маршруте — дом классического американского фермера. Байкеры без осуждения, с уважением относятся к нему, но его традиционный образ жизни им чужд.

 

14. Мотоцикл: новая версия коня

Еще одна аллюзия на вестерн: мотоцикл*, попавший в конюшню, в наше время заменяет лошадь во всех смыслах.

 

15. Диалог между байкером и фермером: английский как иностранный

Байкеры и фермеры почти в буквальном смысле говорят на разных языках, поэтому их встреча напоминает контакт представителей разных цивилизаций:— Вы откуда?— Эл Эй.— Чего?— Лос-Анджелес!

 

16. Ночь: граница между мирами

Каждый дневной этап пути чередуется с обязательной ночной сценой, во время которой герои курят марихуану и подводят итоги дня. Днем байкеры вынуждены вступать в контакт с окружающим миром, ночь — время, когда они вновь обретают себя.

 

17. Наркотики: последний оплот свободы

Курение марихуаны для персонажей «Беспечного ездока» — чуть ли не единственная форма протеста против общества, которую они себе позволяют. Возможно, именно требование безграничной свободы личности стало одной из причин наркомании, захлестнувшей Запад в 60-е годы3. «Беспечный ездок», — считал журнал «Аван-сен», — это рассказ о безнадежной опустошенности восставшего поколения, выбитого из колеи, бездеятельного, скучающего, единственная форма протеста которого — наркотики, единственная надежда — наркотики, средство, помогающее отключиться, сублимировать, забыться»1.

 

18. Вторая остановка: коммуна хиппи

Из четырех тысяч коммун (подобных той, в которую попадают герои «Беспечного ездока») к началу 1970-х осталось всего лишь несколько десятков11. Одних погубило отсутствие сельскохозяйственного опыта, других — враждебное отношение местных жителей к бывшим горожанам, третьи мутировали в гангстерские банды, наиболее страшной из которых оказалась группа Чарльза Менсона. Авторы фильма не идеализируют коммуну: они объективно показывают ее бедность, тягостный быт, склоки между членами и странный досуг — диковатые театральные постановки, похожие на манерничанье в стиле маркизов XVIII века.

 

19. Эра Водолея: «Нет, я Рыбы»

Один из подтекстов фильма — повсеместное увлечение молодых неформалов астрологией, магией, оккультизмом, политеизмом и восточными мистическими учениями, вызывающее у адептов нового философского движения (Нью Эйдж) чувство принадлежности к новой эре — «Эре Водолея»3. Первое, что спрашивает девушка из хипповской коммуны у Капитана Америка: «Ты водолей?». И получает разочаровывающий ответ: «Рыбы» (символ уходящей, христианской эры).

 

20. Купание в водопаде: момент гармонии

Наглядная иллюстрация общих мест философии Нью Эйдж: Билли и Капитан Америка ныряют в горное озеро вместе с девушками-хиппи из коммуны и возвращаются в невинность. Апофеоз коммунальной жизни: мужское и женское сливаются друг с другом в одной из первоначальных земных стихий.

 

21. Третья остановка: провинциальный город, тюрьма, Джек Николсон

Адвокат, персонаж Джека Николсона, — центральная фигура фильма. Человек, что в идеальных пропорциях сочетает либеральные и консервативные взгляды. Единственный персонаж, который пытается нащупать правильную дистанцию между идеалом и реальностью6. Байкерам все время приходится ему что-то объяснять, поэтому для главных героев он становится чем-то вроде психоаналитика, раскрывающего им призрачность грез о свободе12. Судя по хроническому алкоголизму, регулярным арестам и повадкам начинающего демона, слоняющегося без дела, в Америке у героя Николсона будущего нет*. Он такой же лишний человек, представитель «потерянного поколения», как и «беспечные ездоки».

 

22. Адвокат покупает свободу у полицейских: легальная сделка

Чтобы выйти из тюрьмы со своими новыми друзьями, адвокат дает взятку полицейским. Иначе говоря, покупает свободу в рамках системы. Тех, кто поступает по-другому, «система» жестоко уничтожает1.

 

23. Профессия Джека Николсона: юрист комитета гражданских свобод

«Я юрист — объясняет персонаж Джека Николсона, — делаю кое-какую работу для комитета гражданских свобод». Указав на точное место работы своего героя, авторы фильма намеренно проводят параллель между контркультурой хиппи и движением за гражданские права: реднеки из южных штатов с одинаковой желанием жаждали крови обоих и не делали между ними особой разницы.

 

24. Съемка против солнца: новый художественный прием

Оператор фильма Ласло Ковач сделал съемку против солнца новым художественным приемом: до появления «Беспечного ездока» блики света, падающего прямо в камеру и расходящегося по кадру цветовой радугой, считались техническим браком. Сегодня этот прием стал штампом.

 

25. Четвертая остановка: в гостях у обывателей

До «Беспечного ездока» байкеры считались в американском кино исчадьями ада, которые терроризировали мирных добропорядочных обывателей. Фильм Хоппера полностью перевернул привычную схему7: самыми опасными существами на свете теперь были обыватели, а байкеры стали их безобидными жертвами. «Простые» («одномерные») люди категорически отвергают все, что не укладывается в их картину мира — мужские длинные волосы, мотоцикл нестандартной формы, человека без определенных занятий и т. д. Они не способны вырваться за границы общественного мнения и всегда придерживаются общепринятой системы взглядов. «Для меня в „Беспечном ездоке“ самое главное — объяснял замысле фильма Питер Фонда, —это параллель между индивидуальной анархией (драматической, сентиментальной, романтической, абсурдной) и маразмом американского общества. Моя идея тут состоит в следующем: когда индивид пытается разбить некоторые правила, чтобы создать свой образ жизни, он непременно сталкивается с установленной системой и обществом, которое может только разрушить этого индивида»6.

 

26. Волосы: главный объект ненависти

Внешний вид главных героев и длинные волосы — едва ли не главная причина оскорблений, которые отпускают в адрес мотоциклистов жители провинциального города. «У нас тут движение, — объясняет недоумевающим байкерам персонаж Джека Николсона, — „Сделаем Америку прекрасной“: вооружились ножницами и стригут всех под Юла Блиннера».* Ситуация, в которую попадают персонажи фильма, типична для тех лет. Кинорежиссер Терри Гильям, чья молодость прошла в США, вспоминал: «Вряд ли теперь молодежь понимает, что значили волосы в шестидесятые годы… Копы мели всех, у кого была необычная стрижка или слишком длинные волосы… Ровно с того момента [как я прекратил стричься] на меня стали орать на улицах, и стоило мне зайти в кафетерий, как на меня тут же накидывалась какая-нибудь старушка»13.

 

27. Конфликт в кафе: сцена из жизни

Сцена, в которой идеально передан психологический процесс перехода обычной недоброжелательности в откровенную ненависть. Отсутствие ответной агрессии со стороны байкеров парадоксальным образом еще сильнее злит жителей провинциального городка из-за того, что подобное поведение не укладывается в традиционные представления и отступает от общепринятой нормы*.

 

 

28. Разговор у костра: центральный монолог

Юрист в позолоченном шлеме озвучивает главные мысли фильма, предостерегает байкеров и предсказывает собственное скорое будущее: «Говорить о свободе и быть свободным — это две разные вещи… Не говори людям, что они не свободны, иначе они покалечат тебя или убьют, чтобы доказать обратное».

 

29. Шабаш на кладбище: кошмар наяву

Чтобы погасить ярость зрителей, вызванную неожиданной бессмысленной смертью персонажа Джека Николсона, авторы «Беспечного ездока» ломают логику фильма и вставляют в него немотивированную сцену — эпизод, снятый в «психоделическом» духе на кладбище. Набор бессвязных кадров, обрывков воспоминаний, религиозных и сексуальных символов ничем не напоминает наркотическую нирвану. Гораздо больше он походит на тот кошмар, который под конец фильма преследует героев в реальной жизни.

 

30. Последняя реплика фильма: «Мы проиграли»

Последней репликой фильма фактически становится фраза «Капитана Америки», обращенная ко второму байкеру — персонажу Денниса Хоппера («Билли»): «Мы проиграли». Этими словами он подводит итог десятилетию молодежных бунтов, в течение которых неформалы так и не смогли бесповоротно перевернуть мир и найти ответы на волнующие вопросы.* «Капитан Америка» признает, что зашел в тупик: свобода, приобретенная вне рамок действующий системы, — в Америке обречена. Существующий порядок вещей не позволяет дать положительный ответ на вопрос, волнующий героев, поэтому под конец фильм превращается в «трагическую поэму о неизбежном подчинении системе"1.

 

31. Смерть главных героев: война во Вьетнаме как фон

Несмотря на то, что изначально Хоппер и Фонда хотели, чтобы в финале главные герои катили на своих «байках» в даль на фоне заката, сценариста фильма Терри Саузерн настоял смерти главных героев. По его замыслу, бессмысленная смерть «беспечных ездоков» должна была резонировать с бесполезными смертями тысяч американцев в Вьетнаме. «Деннис Хоппер, — вспоминал Саузерн, — понятия не имел, о чем, собственно, его фильм. Когда он прочитал [мой] сценарий, то спросил: „Ты что, издеваешься? Ты собираешься погубить обоих?“. В моем же представлении концовка должна была служить обвинением Америке „синих воротничков“, людям, на которых, как я считаю, и лежала ответственность за войну во Вьетнаме»10.

 

32. Флэшфорвад: мгновения будущего

В «Беспечном ездоке» несколько раз появляются кадры, которые опережают действие и несколько мгновений вперед предсказывают дальнейшие события. Этот новаторский прием — флэшфорвард — то немногое, что осталось при окончательном монтаже фильма от идей режиссера Дениса Хоппера: после того, как он «увяз» в отснятом материале, его отстранили от заключительного этапа работы над фильмом. «В каком-то смысле „Беспечный ездок“стал фильмом без автора, словно рукой некоего сценариста водила сама контркультура»10.

 

33. Смерть «беспечных ездоков»: единичный случай или один из многих?

Заключительные кадры сняты средними и дальними планами: вместо ожидаемых кадров, драматизирующих гибель байкеров и позволяющих почувствовать их боль (глаза умирающих, предсмертные слова, психологические нюансы и проч.), зрители видят, как камера поднимается на десятки метров вверх и масштаб изображения непрерывно увеличивается. Отказываясь от приближения к героям в момент их смерти, фильм поднимается на новый уровень обобщения: это уже не отдельно взятый единичный случай из жизни Америки, а очередное происшествие из бесчисленного множества таких же «заурядных происшествий. Но со смертью главных героев камера не останавливается, она поднимается все выше и выше, и зрители понимают: движение продолжается.

 

Использованные источники:

  1. «Беспечный ездок». Фильм универсального значения», Мари-Анжель Вильямс. L`Avant Scene Cinema № 117. Сентябрь 1971 г.
  2. «Бунт на продажу», Хиз Д., Поттер Э. М., Добрая книга, 2007 г.
  3. «Культура молодежного протеста и американский кинематограф. 1960–1970-е годы», Дарья Коростелева. «Киноведческие записки», № 60, 2002 г.
  4. «Человек и миф», Капралов Г. М., Искусство, 1984
  5. «Jack`s Life. A biography of Jack Nicholson», Patrick McGilligan. 2004 г.
  6. «Сто великих зарубежных фильмов», Мусский И.А. М., Вече, 2006
  7. «Конь вороненый. Мотоцикл — один из главных героев культуры XX века», Трофименков М., «Коммерсантъ», № 132 (3708), 27 июля 2007 г.
  8. «Смена парадигмы развития киноискусства и киноиндустрии США: от классического Голливуда к Новому Голливуду», Артюх А. М., 2010 г.
  9. «The Brief Ride of the Biker Movie», Allison Perlman, март 2007 г.
  10. «Беспечные ездоки, бешеные быки», Бискинд П. М., АСТ, 2007
  11. «Легенды и реалии: История американского уголовного фильма», Карцева Е. М., Материк, 2004 г.
  12. «Первый век кино. Популярная энциклопедия». М., Локид-пресс, 1996
  13. «Терри Гиллиам. Интервью. Беседы с И.Кристи». СПб., Азбука-классика, 2010 г.

 

distantlight.tv

За байк "Капитан Америка" хотят баснословную сумму

Harley-Davidson из фильма "Беспечный ездок" (1969). Фото: sky news

Мотоцикл Harley-Davidson из фильма "Беспечный ездок" (1969) с Джеком Николсоном и Питером Фондой в главных ролях едет на аукцион.

На аукцион выставят раритетный чоппер (мотоцикл с удлинённой рамой) Harley-Davidson из культового фильма байкеров - "Беспечный ездок". Символ свободы и бунтарства носит зычное имя - "Капитан Америка". Питер Фонда в кожаной куртке, играя одного из героев, рассекал на нем по просторам Луизианы.

Начальная стоимость раритета от 1,2 миллиона долларов. Аукцион состоится 18 октября на торгах "Профили истории", передает Скай Ньюс.

Питер Фонда, Джек Николсон и Дэнис Хоппер в фильме "Беспечный ездок" (1969).

Продает "игрушку" Майкл Айзенберг, предприниматель из Калифорнии. Вместе с Деннисом Хоппером и Фондой он владеет байкер-пабом.

В прошлом году Айзенберг приобрел байк у актера Дэна Хаггерти. Именно Дэн первым продемонстрировал фирменный рев Харлея, ставший затем символом байкерского движения. Средства, вырученные от продажи мотоцикла, направят на благотворительность.

Чоппер можно рассмотреть онлайн и в галлерее "Профили Истории" в Калабасасе, Калифорния.

Фильм "Беспечный ездок" стал одним из символов свободы байкеров. Фото: Publicity pic

БУНТАРЬ

"Беспечный ездок" (англ. Easy Rider) - культовое кино Денниса Хоппера (1969). Его причисляют к первым фильмам жанра роуд-муви и "кислотного вестерна". Также режиссеру удалось удачным образом воплотить традиции американского независимого кино и школы Нового Голливуда. Премьера состоялась на Каннском фестивале, где Хоппер был удостоен приза за лучший дебют. Это первый фильм, за который Джек Николсон был номинирован на "Оскар". Одну из главных ролей  сыграл Питер Фонда.

Фильм романтизировал молодёжную субкультуру, связанную с гонками на мотоциклах, потреблением наркотиков и прослушиванием рок-музыки.

Один из слоганов картины: "Он отправился на поиски Америки, но не смог найти её нигде".

kp.ua

Фильм Беспечный ездок (Easy Rider): фото, видео, список актеров

Культовый американский роуд-муви с Питером Фондой / Peter Fonda, Деннисом Хоппером / Dennis Hopper и Джеком Николсоном / Jack Nicholson в главных ролях. 

Фильм «Беспечный ездок» / «Easy Rider» снял Деннис Хоппер по сценарию, написанному совместно с Питером Фондой и Терри Саутерном / Terry Southern. Фонда стал продюсером картины. 

Фильм «Беспечный ездок» был отмечен премией Каннского кинофестиваля и двумя номинациями на «Оскар». 

Команда фильма Беспечный ездок / Easy Rider

 

Сюжет фильма Беспечный ездок / Easy Rider 

Два хиппи-байкера Уайатт (Питер Фонда) и Билли (Деннис Хоппер) привозят контрабандный кокаин из Мексики в Лос-Анджелес, где выгодно продают его незнакомцу с роллс-ройсом (Фил Спектор). Заработав кучу денег и спрятав их в мотоцикле Уайатта, друзья отправляются в дорогу в надежде доехать до Нового Орлеана к карнавалу Марди Гра. 

По дороге Уайатт и Билли знакомятся с фермером, чья простая жизнь восхищает их. Они подбирают попутчика (Люк Аскью / Luke Askew) и подвозят его до коммуны, где проводят день. Члены коммуны – молодые хиппи, которые пытаются вырастить урожай в засушливом районе с бедными почвами и минимум осадков. Там же они знакомятся с актерами, которые дают представления за еду. 

В следующем городе байкеры становятся случайными участниками парада, и их арестовывает полиция. В тюрьме они знакомятся с юристом, борцом за права и пьяницей Джорджем (Джек Николсон). Он помогает им выйти на свободу и отправляется с ними в Новый Орлеан. 

Добравшись до Луизианы, троица привлекает внимание местных жителей. С ними заигрывают молодые девушки, но мужчины оскорбляют, а официантка отказывается принять заказ. 

Ночью на привале троица подвергается нападению неизвестных. 

В Новом Орлеане Уайатт и Билли заезжают в бордель и вместе с двумя проститутками отправляются гулять по улицам, захваченным карнавалом. 

Интересные факты о фильме Беспечный ездок / Easy Rider 

Деннис Хоппер и Фонда работали вместе над фильмом 1967 года «Трип», сценарий которого написал Джек Николсон. 

Фильм «Беспечный ездок» снимали практически без сценария, импровизируя на ходу, имея только имена героев и сюжетную линию. Главных персонажей назвали в честь героев вестерна Уайатта Эрпа и Билли Кида. 

В сценах в коммунах снимались маленькие дети Питера Фонды – дочь Бриджет и сын Джастин. 

К моменту съемок Питер Фонда был намного более опытном мотоциклистом, чем Деннис Хоппер. 

Последнюю сцену у костра забыли снять и сняли уже после вечеринки в честь окончания съемок. К тому моменту мотоциклы украли, поэтому их не видно в кадре. 

В саундтрек фильма «Беспечный ездок» вошли композиции культовых групп 1960-х The Band, The Byrds, The Jimi Hendrix Experience, Steppenwolf, а также две песни Боба Дилана в исполнении Роджера МакГинна из The Byrds. 

При бюджете 360 тысяч долларов фильм «Беспечный ездок» собрал в мировом прокате 60 миллионов, став третьим среди самых кассовых фильмов 1969 года. 

Деннис Хоппер получил приз Каннского кинофестиваля за лучший режиссерский дебют. Джек Николсон номинировался на «Оскар» за лучшую роль второго плана, а также фильм выдвигался на премию за лучший оригинальный сценарий, который был также отмечен Гильдии писателей США. Николсон получил номинацию на BAFTA, «Золотой глобус», получил премию «Лаурель» и приз Национального общества кинокритиков. Картина входит в список «100 лет, 100 фильмов» Американского киноинститута. В 1998 году фильм включили в Национальный кинорегистр США за «культурную, историческую и эстетическую значимость». 

www.vokrug.tv