Стилистические ошибки. На богатырях кольчуги брюки варежки
Стилистические ошибки-это какие? Неправильное ударение?
Среди ошибок, связанных со слабым овладением ресурсами русского языка, наиболее распространены следующие:
Тип ошибки:Немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов. Пример:Сантехники работали в квартире в течение недели.Иванов получил поверхностное домашнее образование. Иванов умел только говорить по-немецки и танцевать польку.
Тип ошибки:Плеоназмы, то есть словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент. Пример:Дорога каждая секунда времени (секунда связана с понятием времени).Соревнования намечены на май месяц (в слове май уже заключено понятие месяца).
Тип ошибки:Тавтология, то есть тождесловие: повторение сказанного иными словами. Пример:Удар был внезапным и неожиданным.Авторские слова это слова автора.
Тип ошибки:Тавтология, то есть тождесловие: повторение однокоренных слов. Пример:приближаться вс ближе; соединить воедино; удаляться вс дальше.
Тип ошибки:Многословие, вызванное использованием универсальных слов, то есть слов, которые употребляются в самых общих и неопределнных значениях (дело, вопрос, факт, задача и другое). Пример:Дело повышения производительности обсуждено на заседании правления фирмы.
Тип ошибки:Употребление штампов, то есть избитых выражений с потускневшим лексическим значением и стртой экспрессивностью. Пример:Через весь роман красной нитью проходит тема одиночества человека в этом мире. Они отдали свою жизнь за светлое будущее человечества.
Тип ошибки:Употребление слов-паразитов. Пример:Она, понимаешь, если честно, опять не пришла. Это, значит, так было.
Тип ошибки:Немотивированное употребление нелитературной лексики. Пример:Онегин, короче, очень скоро разочаровался в светской жизни.
Тип ошибки:Отсутствие образных средств там, где они естественны и необходимы. Пример:Весной всегда красиво. Мне нравятся зеленые листья на деревьях.
Среди ошибок, связанных с недостаточно развитым языковым стилистическим чутьм, наиболее распространены следующие: Стилистически немотивированное использование экспрессивных средств: сравнений, эпитетов; Смешение разностильной лексики, в частности, немотивированное использование разговорной или книжной лексики; Неблагозвучие, которое создается скоплением гласных, шипящих и т. д.; Нарушение общей функционально-стилевой целостности произведения.
* Употребление слова в несвойственном ему значении: Неправильно: Чтобы быть грамотным и обладать большим жаргоном слов, надо много читать. Правильно: Чтобы быть грамотным и обладать большим запасом слов, надо много читать.
* Нарушение лексической сочетаемости: дешвые цены вм. низкие цены, увеличение уровня благосостояния вм. повышение уровня благосостояния (уровень можно повысить или понизить, но не увеличить или уменьшить) ; Это играет большое значение вм. Это имеет большое значение или Это играет большую роль (значение сочетается с глаголом иметь, играть сочетается с ролью) .
* Употребление лишнего слова (плеоназм) : Прилетели пернатые птицы вм. Прилетели птицы; Он негодовал от возмущения вм. Он негодовал. или Он возмущался.
* Употребление рядом или близко друг от друга в предложении однокоренных слов (тавтология) : В рассказе Муму рассказывается ...вм. В рассказе Муму повествуется... ; В образе Ниловны изображена.. . вм. В образе Ниловны представлена.. .
* Лексические повторы в тексте. Примеры Недавно я прочла одну интересную книгу. Эта книга называется Молодая гвардия. В этой книге интересно рассказывается.. . Лучше: Недавно я прочла одну интересную книгу, которая называется Молодая гвардия. В ней рассказывается.. .
Для того, чтобы хорошо учиться, ученики должны уделять больше внимания учению. Лучше: Для достижения успеха, ученики должны уделять больше внимания занятиям.
* Употребление слова (выражения) неуместной стилевой окраски. Так, в литературном контексте неуместно употребление жаргонной, просторечной, бранной лексики, в деловом тексте следует избегать разговорных слов, слов экспрессивно окрашенных. Пример: Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору. Лучше: Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором.
* Смешение лексики разных исторических эпох: Неправильно: На богатырях кольчуги, брюки, варежки. Правильно: На богатырях кольчуги, латы, рукавицы.
* Бедность и однообразие синтаксических конструкций. Пример: Мужчина был одет в прожжнный ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. Лучше: Мужчина был одет в грубо заштопанный прожжнный ватник. Хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъеденными молью.
* Неудачный порядок слов. Пример: Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. Лучше: В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.
* Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения. Пример: Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. Лучше: Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.
info-4all.ru
Вопросы по грамматике | Сочинитель.ру
26 правил по русскому языку
1. Заменяя существительные местоимениями, позаботьтесь о правильном его согласовании.
2. Между нас говоря: падеж местоимения тоже важен.
3. Если Вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит автор.
... 4. Глагол, кроме того, всегда должны согласовываться в числе с существительными.
5. Не надо нигде не использовать лишних отрицаний.
6. Плохо зная грамматику, сложные конструкции должны употребляться с осторожностью.
7. Kоторые являются придаточными предложениями, составлять надо правильно.
8. Мы хотим отметить, что менять лицо, от имени которого ведется изложение, автор этих строк не рекомендует.
9. Что касается незаконченных предложений.
10. Автор использующий причастные обороты должен не забывать о пунктуации.
11. В письмах статьях докладах ставьте запятые при перечислении.
12. Не используйте запятые, там, где, они не нужны.
13. Вводные слова однако следует выделять запятыми.
14. Ставьте где надо твердый знак, или хотя бы апостроф: объем статьи так все равно не съэкономить.
15. Не сокращ.!
16. Проверьте в тексте пропущенных слов.
17. Автор должен усечь насчет статьи: хочешь неслабо выступить, завязывай с жаргоном.
18. Если неполные конструкции - плохо.
19. Маленькое замечание о повторениях, которые иногда встречаются в статьях, которые печатаются в журналах, которые издаются у нас и за рубежом, которые иногда затуманивают мысль, которую хотел высказать автор, о которых мы и хотели сделать это замечание.
20. По нашему глубокому убеждению, мы полагаем, что автор, когда он пишет статью, определенно не должен приобретать дурную привычку, заключающуюся в том, чтобы использовать чересчур много ненужных слов, которые в действительности совершенно не являются необходимыми для того, чтобы выразить свою мысль.
21. Используйте параллельные конструкции не только для уточнения, но и прояснить.
22. Вотще надеяться, что архаизмы в грамоте будут споспешествовать пониманию оной.
23. Метафора - это гвоздь в ботинке, и лучше ее выполоть.
24. Праверяйте по словарю написание слов.
25. Неделите не делимое и не соединяйте разно родное, а кое что пишите через дефис.
26. Штампам не должно быть места на страницах нашей печати.
© Центр экстремальной журналистики
Классификации ошибок
I. Ошибки в содержании:
1. Ф – фактическая ошибка, неточность (годы, жанр произведения, имя героя и т.д.).
[ ] – лишняя часть слово, выражение.
V – пропуск мысли, слова, выражения.
Z – не выделен абзац (новая часть, мысль).
Л И – нарушена логическая последовательность.
2. Речевые ошибки
Р – нарушение законов употребления в речи лексических единиц (слов), построении предложении:
а) употребление слова в несвойственном ему значении
* П.Корчагин – зачинщик соревнования. /инициатор/
б) нарушение лексической сочетаемости
* Образ Печорина противоречив. /характер/
в) употребление лишнего слова (плеоназм)
* Бесчисленное множество.
г) употребление рядом однокоренных слов (тавтология)
* В рассказе «Бежин луг» рассказывается /повествуется/
д) повторы
*Недавно я прочитал одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге рассказывается о ...
е) употребление слова иной стилистической окраски (рагов)
* Попечитель богоугодных заведений подлизывается
/ведет себя заискивающе/
ж) смешение лексики разных исторических эпох
* На богатырях кольчуги, брюки, варежки.
II. Ошибки на письме:
Орфографические – │ – в написании слов
Пунктуационные – V – знаки препинания.
Грамматические – Г – нарушение норм слово – и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
а) чаще всего несогласование в числе, роде и падеже сущ. + прил., сущ. + прич.;
б) несогласование в числе сущ. + глагол;
в) несогласование времени глагола в рамках одною предложения.
Основные критерии оценки
Оценка | Содержание | Грамотность |
«5» |
| Допускается 1 (│) на исключение из правил или 1 (V) или 1 (Г) |
«4» |
|
всего │ + V + Г – 4 |
«3» |
|
всего │ + V + Г – 6 |
«2» |
| 5 (│) и 5 (V) всего │ + V + Г – 7 |
1. При проверке исправляются, но не учитываются следующие │ и V ошибки:
1). При переносе слов
2). Авторская пунктуация.
3). Описки, искажающие звуковой облик слова: «мемля» (земля), «рапотает» (работает).
2. Однотипными считаются ошибки на одно правило (кроме «Безударные гласные в корне слова»). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая последующая подобная ошибка учитывается отдельно.
З. Если в одном непроверяемом слове (словарном) допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
studfiles.net
Здравствуйте, дорогие студенты! Очень приятно видеть ваши юные и красивые лица в этой аудитории. Для начала мне бы хотелось поблагодарить всех тех, кто прислал мне свои сочинения к первой лекции. Было очень приятно осознать, что вы (не в пример второму курсу) предпочитаете диалог, а не мой монолог с принудиловкой. В целом, я очень довольна вашими работами, несмотря на обилие стилистических ошибок в них. Я уже говорила о том, что чайник звучит гордо, поэтому не стоит стесняться своих ошибок. Их надо искоренять! Также хочу также поблагодарить всех за теплые слова в мой адрес, которые прозвучали в ваших письмах. Теперь о наших с вами планах. Наверняка, многие из вас, собираясь на мою лекцию ожидали самого скучного времяпрепровождения в своей жизни. Некоторые были приятно удивлены, увидев обратное, некоторые восприняли это как должное. Как бы то ни было, наша основная задача на этот семестр – изучить основы литературного анализа. Сейчас многие из вас воскликнут: «Вот начинается та самая скукотища»! Здесь вы, друзья мои, допускаете существенную ошибку. Я отнюдь не случайно начала свои занятия с анализа фильмов. Дело в том, что литературный анализ практически не отличается от вашей предыдущей работы. Многие считают, что читать классику скучно. Данное заблуждение происходит, прежде всего, потому что вы не умеете «ощущать произведение». Если в фильме вы все осязаете зрением, там есть определенная интонация, жесты и так далее, то в печатном тексте вы этого попросту не усматриваете, отсюда все ваши проблемы. Конечно, у каждого есть свои предпочтения в литературе, но вы все равно должны уметь уважать чужую точку зрения, какой бы абсурдной она вам не казалась. Лекции, касающиеся основ литературного анализа, покажутся вам, несомненно, более скучными, чем «Титаник», однако они станут тем самым багажом, при наличии которого вся скучная литература превратится в нечто более интересное и увлекательное. Владея такими понятиями, как стиль, литературное направление, вы увидите всю красоту поэзии Пушкина, прозы Толстого, вы поймете, что вульгаризмы (грубые и жаргонные слова) в поэзии Маяковского есть не более, чем эстетическая грубость. Самое главное правило литературы – сколь угодно абсурдная точка зрения на то или иное произведение имеет право на существование. Впрочем, давайте вернемся к вашим сочинениям. Большинство работ мне понравилось, совершенно очевидно, что определенная база у вас есть, однако для красивой и грамотной речи этого недостаточно. Полагаю, что многие из вас до сих не могут объяснить для себя присутствия моих предметов в магическом университете. Открою вам эту тайну. Дело в том, что существует магия слова, которой вы пользуетесь постоянно. Каждому из вас, наверняка, приходилось что-то доказывать, что-то объяснять, однако никто из вас практически не задумывался о том, что во многом исход ваших бесед зависит от грамотности речи как в стилистическом, так и грамматическом плане. Магию слова особенно остро ощущали древние греки, у них в академиях преподавали такой предмет, как риторика. Наука красноречия, несколько утрировано, но все-таки правильно. Согласитесь, что гораздо приятнее слушать человека, который связно излагает свои мысли, а не мычит что-то невразумительное. Помимо этого, как вы знаете, большинство заклинаний имеют словесную формулировку (либо в виде стихотворения, либо в виде глубокомысленной прозы). На старших курсах вас будут учить составлять заклинания, следовательно, чем успешнее вы будете постигать литературу, тем легче вам будет потом. Чуть ранее я упомянула о стилистических ошибках в ваших сочинениях. Давайте же, разберем их. Что такое стилистическая или речевая ошибка? Кто-нибудь знает? Да, Тинка, я тебя внимательно слушаю. Стилистическими ошибками называют нарушение законов употребления в речи лексических единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций. Угу, совершенно верно. Молодец. Итак, стилистическая ошибка – это неправильное употребление слова и (или) неправильное построение предложения. Посмотрите на доску. Там представлена сводная таблица основных ошибок с примерами. Давайте разберем ее (читаем таблицу и пытаемся в ней разобраться). Основные типы стилистических ошибок
Все успели зарисовать таблицу? Очень хорошо. Теперь всем, кому небезразлична судьба его факультета в Межфакультетском соревновании, предлагаю скачать небольшое сочинение вот здесь. Пользуясь изученной нами таблицей, предлагаю вам выделить синим цветом все стилистические ошибки, которые вы найдете в этом тексте.Ваших работ я по-прежнему жду на [email protected] А у меня на сегодня все. Удачи. |
literatur.narod.ru
Контрольная работа по разделу I «Текст как средство коммуникации. Редактирование текста» (11 класс)
Контрольная работа по разделу I «Текст как средство коммуникации. Редактирование текста» (11 класс)
I вариант
Фамилия, имя ученика_____________________________________________________
I. Теоретическая часть. Продолжите высказывание (полный ответ – 1 б., неполный ответ – 0,5 б., неверный ответ – 0 б. Мах – 10 б.)
1. Редактирование – это_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Языковые ошибки – это __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3.Текстовые ошибки возникают в результате___________________________________________
_________________________________________________________________________________
4.Языковая норма – это ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
5. Речевая ошибка – это ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
6. Стилистические нормы – это ______________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
7. Нарушение склонения сложных числительных – это__________________________ ошибка.
8. Смешение прямой и косвенной речи в одном предложении – это _______________ ошибка.
9. Местоименное удвоения подлежащего – это ________________________________ ошибка.
10. Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм – это ___________ ошибка.
II. Практическая часть. Грамматические ошибки. Укажите, в каких предложениях допущенные грамматические ошибки. Подчеркните фрагменты, подлежащие исправлению. Запишите ваш вариант исправления (полный ответ – 2 б., неполный ответ – 1 б., неверный ответ – 0 б. Поставьте знак Х в предложении, где нет грамматической ошибки – 2 б. Мах – 20 б.)
11.В рассказах и пьесах М.Горького описывается о жизни обыкновенных людей.
________________________________________________________________________________
22. Древние греки были более образованными людьми, чем римляне.
13. Девочка одела фартук и начала готовить обед.
14. Многие утверждают о том, что у нас не соблюдают права человека.
_________________________________________________________________________________
15. По окончанию конференции все делегаты были приглашены на теплоходную прогулку по Неве.
16. Пользуясь толковым словарем, обратите внимание на иллюстративный материал.
17. Называя синонимичным словом сходные предметы, учитываются их самые существенные признаки.
18. Весна в Ростове была ранняя.
19. Занятия в институте шли согласно расписания.
20. Двое девушек собирали цветы в лесу.
III. Практическая часть. Речевые ошибки. Укажите, в каких предложениях допущены речевые ошибки. Подчеркните фрагменты, подлежащие исправлению. Запишите ваш вариант исправления (полный ответ – 2 б., неполный ответ – 1 б., неверный ответ – 0 б. Поставьте знак Х в предложении, где нет речевой ошибки. Мах – 10 б.)
21.Катерина оказала протест против «темного царства».
_________________________________________________________________________________
22. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими статьями.
_________________________________________________________________________________
23. Онегин вел праздную жизнь.
_________________________________________________________________________________
24. В течение недели выпали обильные осадки.
_________________________________________________________________________________
25. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок земли.
_________________________________________________________________________________
IY. Практическая часть. Стилистические ошибки. Укажите, в каких предложениях допущены стилистические ошибки. Подчеркните фрагменты, подлежащие исправлению. Запишите ваш вариант исправления (полный ответ – 2 б., неполный ответ – 1 б., неверный ответ – 0 б. Поставьте знак Х в предложении, где нет стилистической ошибки. Мах – 10 б.)
26. Андрей Болконский – человек с передовыми взглядами. Светское общество ему не родня.
_________________________________________________________________________________
27. В толковых словарях даются различного рода стилистические пометы.
_________________________________________________________________________________
28. Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.
_________________________________________________________________________________
29. На богатырях были кольчуги, брюки, варежки.
_________________________________________________________________________________
30. Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии.
_________________________________________________________________________________
V. Отредактируйте текст. Подчеркните фрагменты, подлежащие исправлению. Дайте пояснения исправленным ошибкам (каждое пояснение с новой строки) (5 баллов – за все правильные исправления, 5 баллов – за пояснения к исправлениям. Мах - 10 баллов)
С момента своего создания в 2000 году «ПроКредит» Банк (Украина) обращал особое внимание на кредитование очень малого и среднего бизнеса и предпринимателей. Банк не принимал участия в кредитном буме 2005-07 годов ни в части кредитования домашних хозяйств, ни в мыльном пузыре на рынке недвижимости. Однако значительная девальвация национальной валюты в конце 2008 года создала у клиентов трудности по обслуживанию своего долга перед банками. Это также оказало влияние на «ПроКредит» Банк Украина, так как он имел значительные суммы в иностранной валюте по выданным кредитам (на 1 января 2008 года активы банка в местной валюте составили только 39% от общего объема активов). Это привело к ухудшению качества кредитного портфеля и к необходимости банку укрепить капитальную базу.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа по разделу I «Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста» (11 класс)
II вариант
Фамилия, имя ученика_____________________________________________________
I. Теоретическая часть. Продолжите высказывание (полный ответ – 1 б., неполный ответ – 0,5 б., неверный ответ – 0 б. Мах – 10 б.)
1.Главные объекты редактирования – это _____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Текстовые ошибки – это__________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
3. К грамматическим ошибкам относятся _____________________________________________
_________________________________________________________________________________
4. Отредактировать текст – значит ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Речевой недочет – это ___________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
6. Можно выделить две группы стилистических ошибок: _______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Неправильное присоединение деепричастного оборота – это ____________________ошибка.
8. Неправильный выбор приставки в слове – это _______________________________ ошибка.
9. Смешение паронимов – это _______________________________________________ ошибка.
10.Ошибочное образование форм глаголов – это _______________________________ ошибка.
II. Практическая часть. Грамматические ошибки. Укажите, в каких предложениях допущенные грамматические ошибки. Подчеркните фрагменты, подлежащие исправлению. Запишите ваш вариант исправления (полный ответ – 2 б., неполный ответ – 1 б., неверный ответ – 0 б. Поставьте знак Х в предложении, где нет грамматической ошибки 2 б. Мах – 20 б.)
11.Целые две недели льют дожди.
_________________________________________________________________________________
12. Имея свидетельство об окончании курсов иностранных языков, меня могут освободить от этого экзамена.
_________________________________________________________________________________
13. Мы поговорили и с тем, и с другим, обои согласились с моим предложением.
_________________________________________________________________________________
14. Президент попросил доложить все, что делается в этом направлении.
_________________________________________________________________________________
15. В двух тысячи двенадцатом году я закончил школу.
_________________________________________________________________________________
16. Мы купили красивый модный тюль.
_________________________________________________________________________________
17. Я одела сегодня теплый костюм, потому что похолодало.
_________________________________________________________________________________
18. По приезду в Таганрог он мне позвонил.
_________________________________________________________________________________
19. Трещина на корню зуба не давала мне уснуть.
_________________________________________________________________________________
20. В полуторастах километрах от областного центра находилась деревушка Сергеево, куда мы собирались заехать на обратном пути.
_________________________________________________________________________________
III. Практическая часть. Речевые ошибки. Укажите, в каких предложениях допущены речевые ошибки. Подчеркните фрагменты, подлежащие исправлению. Запишите ваш вариант исправления (полный ответ – 2 б., неполный ответ – 1 б., неверный ответ – 0 б. Поставьте знак Х в предложении, где нет речевой ошибки. Мах – 10 б.)
21.Хороший руководитель должен во всем быть образцом для своих подчиненных.
_________________________________________________________________________________
22. В своем романе писатель описал жизнь людей пореформенной России.
_________________________________________________________________________________
23. Клещ тешит себя надеждой, что вернется в общество полным членом его.
_________________________________________________________________________________
24. Ему не сообщили всего обо всех обстоятельствах – его тактичные расчеты оказались неверными.
_________________________________________________________________________________
25. Художническое видение мира, свойственное Ван Гогу, было трагическим по своей сути.
_________________________________________________________________________________
IY. Практическая часть. Стилистические ошибки. Укажите, в каких предложениях допущены стилистические ошибки. Подчеркните фрагменты, подлежащие исправлению. Запишите ваш вариант исправления (полный ответ – 2 б., неполный ответ – 1 б., неверный ответ – 0 б. Поставьте знак Х в предложении, где нет стилистической ошибки. Мах – 10 б.)
26.В нашем заведении высокий посетитель вкусил хлеба.
_________________________________________________________________________________
27. Когда Татьяну представили Онегину, ни одна жила не дрогнула на лице светской дамы.
_________________________________________________________________________________
28. Манилов все свое время проводит в строительстве воздушных замков.
_________________________________________________________________________________
29. Мы знакомимся с помещицей Коробочкой. Это торговка, тупая и темная.
_________________________________________________________________________________
30. Ведь и я когда-то была молодая да пригожая.
_________________________________________________________________________________
V. Отредактируйте текст. Подчеркните фрагменты, подлежащие исправлению. Дайте пояснения исправленным ошибкам (каждое пояснение с новой строки) (5 баллов – за все правильные исправления, 5 баллов – за пояснения к исправлениям. Мах - 10 баллов)
И уж если многие автомобилисты делают свой выбор в пользу Infiniti FX, то это может свидетельствовать, что преимущества автомобиля все-таки преобладают над недостатками . Конечно, одна из самых существенных проблем — это отсутствие официальных дилеров и авторизированного технического сервиса этой марки. Я обслуживаюсь на СТО Nissan, но, как и большинство владельцев «бесконечной» марки, сталкиваюсь с рядом проблем. Мелочную деталь можно ждать до трех месяцев, а цена ее мало соотносима с реальной стоимостью.Следует реально оценивать свои навыки вождения при управлении Infiniti FX35. Автомобиль обладает выраженной склонностью к заносу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
doc4web.ru
Стилистические ошибки
Немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов.Строители работали на стройке в течение месяца.Онегин получил поверхностное домашнее образование. Онегин умел только говорить по-французски и танцевать мазурку.
Плеоназмы, то есть словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент.Дорога каждая минута времени (минута связана с понятием времени).Соревнования намечены на апрель месяц (в слове апрель уже заключено понятие месяца).
Тавтология, то есть тождесловие: а) повторение сказанного иными словами;Авторские слова – это слова автора.Удар был внезапным и неожиданным.
б) повторение однокоренных слов.Соединить воедино; приближаться всё ближе; удаляться всё дальше.
Многословие, вызванное использованием универсальных слов, то есть слов, которые употребляются в самых общих и неопределённых значениях (дело, факт, вопрос, задача и др.).Дело повышения дисциплины обсуждено на заседании правления завода.
Многословие, вызванное расщеплением сказуемого, то есть заменой глагола сочетанием глагола с самым широким и неопределённым значением (поднять, обеспечить, получить и т.д.) и отглагольного существительного (если это не диктуется спецификой стиля).Ср.:
Рабочие приняли решение произвести ремонт трактора в кратчайшие сроки. – Рабочие решили отремонтировать трактор в кратчайшие сроки.
Употребление штампов, то есть избитых выражений с потускневшим лексическим значением и стёртой экспрессивностью.Через весь роман красной нитью проходит тема одиночества человека в этом мире. Они отдали свою жизнь за светлое будущее человечества.
Употребление (особенно в устной речи) слов-паразитов.Он, понимаешь, опять не пришёл. Это, значит, так было.
Немотивированное употребление нелитературной лексики.Онегин, короче, очень скоро разочаровался в светской жизни.
Однообразие в построении предложений, в выборе конструкций.В правом углу комнаты стоит телевизор. В левом углу стоят два кресла. В середине комнаты стоит стол.
Отсутствие образных средств там, где они естественны и необходимы.Осенью всегда красиво. Мне нравятся жёлтые листья на деревьях. Красные листья тоже выглядят красиво.
Среди ошибок, связанных с недостаточно развитым языковым стилистическим чутьём, наиболее распространены следующие:Тип ошибкиПримеры
Стилистически немотивированное использование экспрессивных средств (эпитетов, сравнений и др.).Баллада Жуковского звенит как колокольчик. Титанические усилия учителей принесли свои плоды: успеваемость учеников явно возросла в прошлом году.
Смешение разностильной лексики, в частности, немотивированное использование разговорной или книжной лексики.Андрей Болконский – человек с передовыми взглядами. Светское общество ему не родня (слово не мотивировано не только по смыслу, но и стилистически – оно относится к разговорной лексике).
Неблагозвучие, которое создается скоплением гласных, шипящих и т.д.А у Андрея Болконского...Это величайшее произведение, изображающее лучших людей того времени, посвятивших свою жизнь борьбе за светлое будущее человечества.
Нарушение общей функционально-стилевой целостности произведения.Например, тема сочинения требует эмоционального выражения своих впечатлений, а воплощена она сухим научным или канцелярским стилем.
Различные типы стилистических ошибок могут обыгрываться в речи, в частности, в художественных текстах. Так, в Сказке о тройке А. и Б. Стругацких высмеивается страсть чиновников к составлению ненужных памяток, инструкций. На двери лифта висело объявление, в котором сообщалось, что там нельзя заниматься сном и совершать подпрыгивание. В данном случае обыгрывается не только абсурдность содержания инструкции, но и канцелярский приём расщепления сказуемого:спать – заниматься сном, подпрыгивать – заниматься подпрыгиванием.
Основные типы стилистических ошибок
Характер ошибки
Пример
Как правильно?
Комментарий Употребление слова в несвойственном ему значенииВместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь.Одновременно с духовным ростом Павла и Ниловны развивается их речь.Вы слышали, чтобы речь росла? Если да, то расскажите мне, как ее посадить, чем подкармливать и как измеряется ее рост? Линейкой что ли? Вот, вот. Таким образом, в данном случае слово "расти" употребляется в несвойственном значении, поскольку к речи оно неприменимо.
Нарушение лексической сочетаемостиВ стихах Есенина особую роль имеют сравнения.В стихах Есенина особую роль играют сравнения.Я знаю, что роль можно играть, получить роль в спектакле, но я не знаю, что значит иметь роль. Как это? К тому же, простите меня, но в таких случаях я люблю своим ученикам задавать несколько пошлый вопрос: чем и как имеете?
Плеоназм или употребление лишнего словаОн негодовал от возмущения.Он возмущался.ИЛИОн негодовал. Негодовать и возмущаться – это синонимы, так к чему употреблять сразу несколько синонимов к ряду? Краткость – сестра таланта.
Тавтология - употребление рядом или близко однокоренных словВ рассказе Муму рассказывается…В рассказе Муму повествуется…По-моему, тут комментировать нечего.
ПовторыНедавно я прочитал одну книгу. Эта книга называется Собачье сердце. В этой книге интересно рассказывается…Недавно я прочитал одну интересную книгу, которая называется Собачье сердце. В этой книге интересно рассказывается…Вглядитесь сами! Книгу, книга, в книге? Разве красиво?
Употребление слова (выражения) иной стилистической окраскиПопечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором.Думаю, что тут все понятно. В аналитической литературной работе не рекомендовано использовать слова, носящие просторечный характер. То есть лучше использовать слово дегенерат, чем дурак, хотя смысл один и тот же. Единство стиля – важная компонента любой работы. Если пренебрегать стилем, то получится леопардовое сочинение, в пятнушку, так сказать. Тут будет аналитический подход, а там – кабацкий. Разве хорошо?
Смешение стилистики различных исторических эпохНа богатырях были кольчуги, брюки и варежки.На богатырях были одеты кольчуги, латы, рукавицы.Без комментариев.
Бедность и однообразие синтаксических конструкцийМужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью.Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.Эта ошибка – бич всех учащихся, которые не желают употреблять обороты, сложные синтаксические конструкции, предпочитая им простые предложения в три слова. За сочинение, написанное в таком стиле, в любом ВУЗе России поставят два, не читая работы до конца.
Неудачный порядок словЕсть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.В мировой литературе есть немало произведений повествующих о детстве автора.Несмотря на запятую, при чтении первого варианта возникает такое ощущение, что автор провел свое детство в мировой литературе. Честно говоря, мне представить это довольно сложно. Как видите, от порядка слов порой зависит смысл высказывания.
Стилистический и смысловой разнобой между частями предложенияРыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии.Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.Комментарии излишне. Скажу только одно, что мой вариант исправления тоже не идеален, однако он более грамотный.
Неверные падежные окончанияПервых два места определились в бескомпромиссной борьбе.Первые два места определились в бескомпромиссной борьбе.Очень распространенная ошибка, носящая, скорее, грамматический, нежели стилистический характер. Определились кто? или что?, то есть получаем именительный падеж в то время, как наше числительное стоит в родительном падеже.
www.freedocs.xyz
Разновидности речевых ошибок и недочетов | Примеры | |
Лескические | Употребление слова в несвойственном ему значении (ошибка) | «Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов..» |
Нарушение лексической сочетаемости (недочёт) | «Дешевые цены (вместо низкие) | |
Употребление лишнего слова (плеоназм) (недочёт) | «Прилетели пернатые птицы» | |
Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология) (недочёт) | «В рассказе «Муму рассказывается ...» | |
Повторение одного и того же слова или лексический повтор (недочёт) | «Недавно я прочла одну интересную книгу. Эта книга называется «Молодая гвардия. В этой книге рассказывается ...» | |
Стилистические | Употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски (недочёт) | «Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору» |
Неудачное употребление экспрессивного, эмоционально окрашенного средства (ошибка) | «У Олега Кошевого были дружки — Иван Земнухов и Сергей Тюленин» | |
Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений (ошибка) | «На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки» | |
Смешение лексики разных исторических эпох | «В сочинении по картине Васнецова: «На богатырях кольчуга, брюки, варежки» | |
Синтаксические | Неудачное употребление личных и указательных местоимений (ошибка) | «Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол» (книгу или сумку?) |
Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм (ошибка) | «Брат сидел за столом и раскрашивает картинки» | |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций (недочёт) | «Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью» | |
Неудачный порядок слов (недочёт) | «Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе» |
rylovaov.ucoz.ru