Сценарий познавательной викторины к 23 февраля (8 класс). Презентация от кольчуги до мундира


Презентация по истории костюма "Российский военный мундир"

Инфоурок › История › Презентации › Презентация по истории костюма "Российский военный мундир"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

История российского военного мундира Автор: Макрецова Ольга Александровна, преподаватель СТТ ГГТУ г.о.Орехово-Зуево

2 слайд Описание слайда:

Российский военный мундир имеет долгую и славную историю, являясь неотъемлемой принадлежностью облика защитника Отечества. Уважение к армии, патриотизм, державность – не пустые слова, а наполненные глубоким содержанием понятия, определяющие позицию человека как гражданина своей страны. Художник по костюму, как специалист в области проектирования одежды, должен быть достаточно осведомлен в области, касающейся, в том числе, одежды специального назначения.

3 слайд Описание слайда:

Итак, что подразумевается под мундиром? В Военной Энциклопедии И. Сытина, изданной в 1914 году, написано: «Мундир - форма одежды, присвоенная военным чинам. В широком значении слово мундир означает всякую вообще форменную одежду в противоположность статскому платью». Термин «мундир» включает в себя особые требования кодекса военнослужащего – т.н. «честь мундира».

4 слайд Описание слайда:

к 1661 году, когда каждый из стрелецких полков получил кафтаны, шапки и сапоги особого цвета. Первые сведения о военных мундирах в России относятся

5 слайд Описание слайда:

Замена в армии традиционной для Руси одежды на европейскую находилась в ряду реформ Петра I. В конце 17-го века военный мундир был модернизирован и приближен к западноевропейским образцам.

6 слайд Описание слайда:

Время правления Павла I и его потомков можно назвать временем расцвета в России систем военного мундира. Весь XVIII век русская военная форма менялась согласно канонам, заложенным еще Петром I.

7 слайд Описание слайда:

Павел I был не понят современниками. Дворянская среда сознавала, что наступает конец прежней екатерининской вольнице. Наступало время всеобъемлющей дисциплины и порядка. Мундир становится как бы составной частью жизни русского общества. Это можно объяснить тем, что русские императоры были военными и получали военное воспитание и образование. В тему сказал генерал-лейтенант Я.П. Кульнев: “Люблю нашу матушку Россию за то, что у нас всегда где-нибудь да дерутся…”

8 слайд Описание слайда:

Инициатором введения новой формы стал генерал-фельдмаршал Г. А. Потемкин. Он говорил, что в результате перемен «…солдат будет здоровее и, лишась щегольских оков, поворотливее и храбрее… Красота одежды военной состоит в равенстве и соответствии вещей с их употреблением.... Завивать, пудриться, плесть косы - солдатское ли это дело; у них камердинеров нет… Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдата должен быть таков: что встал - то готов..."

9 слайд Описание слайда:

Отечественная война 1812г. является границей, разделяющей правление АлександраI на две части. До войны были реформы, игры в либерализм, после - «реакция, палочная дисциплина, аракчеевщина». Это напрямую связано с армией. В ней все стремится к единообразию, стандарту, регламенту.

10 слайд Описание слайда:

Основы военной формы, заложенные Александром I, были продолжены его братом, Николаем I, возведшим мундир в абсолют. При нем происходит как бы борьба между традиционно русскими канонами и продолжающимся прусским влиянием.

11 слайд Описание слайда:

С появлением в русской армии гусаров для них было установлено отличное от других полков обмундирование, заимствованное у австрийских имперских войск. В начале XIX века модной деталью костюма кавалергарда были лосины - штаны белого цвета из кожи лося (лосины) или оленя. Правда, в повседневной жизни они долго не удержались, т.к. были крайне неудобны в носке: для идеального облегания лосины надевались влажными и высыхали на теле.

12 слайд Описание слайда:

К началу 30-х годов XIX века происходит окончательная унификация военного мундира. Уже не существует каких-либо разночтений в правилах его ношения. Темно-зеленый мундир с красной отделкой - вот основные цвета николаевских солдат. Время НиколаяI – это апофеоз развития военного костюма. После 50-х гг. унификация и торжество стандарта пойдут на спад.

13 слайд Описание слайда:

АлександрII в период с 1855г. по 1874г., проведя закон о всеобщей воинской повинности, параллельно с этим еще раз поменяет внешний вид военного обмундирования.

14 слайд Описание слайда:

Александр III, царь-миротворец, не собирался воевать, и военную форму ввел скромную и однообразную, берущую корни в народной, как ему казалось, одежде. Этот “народный” стиль господствовал в русской армии до 1907г., когда под влиянием поражения в русско-японской войне правительство ввело новую форму, пытаясь поднять боевой дух армии.

15 слайд Описание слайда:

Новые образцы были симбиозом различных типов мундиров, использовавшихся в русской армии. При этом, кроме яркой парадной формы, вводилась еще и полевая, защитного цвета, единая для всех родов войск. Ее предназначение - использование при ведении военных действий. В 1913г.была произведена последняя попытка совместить парадную и полевую формы.

16 слайд Описание слайда:

После октябрьской революции в России одним из первых массовых костюмов была красноармейская форма. В 1919 году была утверждена новая форма: шинель (от древнерусского кафтана с петлицами), рубаха, шлем (от древнерусского шелома с бармицей), кожаные лапти. Шлем вскоре получил название буденовки и просуществовал до начала Великой Отечественной войны.

17 слайд Описание слайда:

В 1919 году в Красной Армии впервые вводится единая для всех военнослужащих форма одежды и нарукавные знаки различия для командного состава: под красной звездой красные суконные треугольники для младшего комсостава, квадраты для среднего и ромбы для старшего и петлицы с расцветкой по родам войск

18 слайд Описание слайда:

К 1935 году, претерпев несколько изменений, сложилась новая система обозначения родов войск. Она включала в себя петлицы определенного цвета и эмблемы к ним. Знаками отличия командного состава, помимо треугольников, квадратов и т.д. стали ещё и нарукавные шевроны, у комиссаров вместо них помещались красные вышитые звёзды. Повседневная форма одежды включала в себя гимнастёрку и бриджи защитного цвета (у офицеров синие галифе с кантами по роду войск). Исключение составляли авиаторы - полностью синяя офицерская форма и танкисты - форма серо-стального цвета.

19 слайд Описание слайда:

Технические войска, помимо повседневной, носили ещё и специальную форму для работы с машинами - это кожаные куртки и пальто, меховые комбинезоны, шлемы, краги. Наибольшие отступления от уставной формы позволяли себе лётчики ввиду специфики профессии и привилегированного положения.

20 слайд
Описание слайда:

В 1985 году вводится новая полевая форма, получившая обиходное название «афганка». На новой форме, одинаковой для всех категорий военнослужащих, погоны являлись элементом самой куртки (так называемые погоны-хлястики). Цвет таких погон имел цвет самой формы (серый, хаки, камуфляжный, песочный и т.п.). Нашивки зеленого цвета были введены для сержантского состава, зеленые звездочки для прапорщиков и офицеров.

21 слайд Описание слайда:

Современная армия немыслима без камуфлированной одежды. Камуфляж (в переводе с французского – маскировка) – способ военной маскировки, состоящий в нанесении на маскируемый предмет разноцветных пятен, линий, полос, искажающих его форму и затрудняющих распознавание маскируемых объектов.

22 слайд Описание слайда:

В последнее время офицерский мундир применяется всё реже, заменяясь гимнастеркой и свободной одеждой защитной окраски.

23 слайд Описание слайда:

В заключение скажу, что мне представляется крайне интересным изучение русского военного мундира как источника творчества для разработки эскизов современной молодежной одежды в стиле «сафари» и «милитари».

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-489898

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Сценарий познавательной викторины к 23 февраля (8 класс)

От кольчуги до мундира

(познавательная викторина)

Цели: познакомить школьников со становлением русской и российской армии, с крупными победами русского оружия; воспитывать у учащихся любовь к Родине, уважение к её защитникам.

Учитель: 23 февраля… уже много лет сильная половина человечества отмечает праздник силы, выносливости, патриотизма и добра. В ознаменование победы над немецкими захватчиками под Нарвой и Псковом 23 февраля 1918 года был издан декрет о праздновании Дня Красной армии, впоследствии он был переименован в День Советской армии и Военно0морского флота, и вот уже несколько лет он празднуется как День защитника Отечества. Издавна в России профессия военного была одной из самых уважаемых и почётных. Служить Отечеству значит оберегать мирную жизнь нашего народа, хранить честь и достоинство своей Родины.

Ведущий 1: Становление и развитие государства тесно связано с его взаимодействием с соседними народами. И не всегда это взаимодействие бывает мирным. Защита своих границ или походы на соседние территории требует наличие армии и флота. Так было и с Россией.

Ведущий 2: Первые военные походы русских связаны с именами русских князей, которые решали задачи по защите своих земель от набегов со стороны соседей, завоеванием новых территорий. Первые походы осуществлялись дружинами князей, использовались народные ополчение. Как и любое государство, Киевская Русь прошла период феодальной раздробленности, что привело к ослаблению военной мощи государства. Для Киевской Руси это выразилось в том, что она не смогла дать отпор татаро-монгольским ордам и долгие три столетия находилась под их властью, хотя русский народ и пытался сопротивляться.

Учитель: В это же время новгородским князьям пришлось отражать нападение немецко-шведских агрессоров с северо-запада, здесь и проявил свой военный талант Александр Невский. Через полтора столетия после начала монгольского нашествия Русские земли, объединившись под властью Москвы в 1380 году, смогли нанести сокрушительное поражение татаро-монгольским войскам. Русские войска в этой битве возглавлял Дмитрий Донской. Окончательное сражение монгольского ига произошло при Иване III в 1480 году. Причём Иван III внёс ряд изменений в военное дело, в частности, войска стал возглавлять главный воевода, а не глава государства.

Ведущий 1. В результате, Русь стала одним из сильнейших государств мира, хотя примерно до XYI века в России не было регулярной армии. Регулярная армия начала складываться при Иване IY. В результате военных реформ Ивана IY было отменено местничество во время походов, определён единый порядок прохождения воинской службы, появились полки нового строя (стрелецкие).

Ведущий 2: До XYII века перед Россией стояли три основные задачи: поиск выход к Балтийскому мору, защита южных рубежей от набегов крымского хана и возврат ранее утраченных территорий. Эти задачи решались и с помощью войн России частично удалось решить эти проблемы, хотя были и ощутимые поражения (за время опричнины, Смутное времени).

Учитель: Русским людям всегда была свойственна любовь к родному краю, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов. О русской воинской доблести писали Г.Державин, М. Ломоносов, А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и др.

Ведущий 1: Предлагаем вашему вниманию военно-историческую викторину «От кольчуги до мундира», посвященную истории русского военного костюма. Появление формы одежды воинов относится к глубокой древности и связано с необходимостью отличать свои войска от неприятельских. Впервые обмундирование использовали в Спарте. Спартанцы избрали красный цвет военной одежды, чтобы текущая из ран кровь была менее заметна. В Древней Риме легионеры носили одежду белого цвета, один легион от другого отличался по цвету перьев на шлемах воинов.

Ведущий 2: А как же было в России? Форменную одежду носили люди, имя которым было «Защитники Отечества». И для них униформа имела особое значение. Вот почему история мундира – это не только рассказ о воротниках, пуговицах, выпушках, петлицах, но и повествование о прекрасной и удивительной истории России, её замечательных полководцах, доблестных солдатах и офицерах, подвигах и походах, совершённых во славу русского оружия.

Учитель. Героическое прошлое нашей Родины отразилось в устном народном творчестве. Народ помнит своих легендарных героев-стражей: Илью Муромца, Василия Буслаева, Добрыню Никитича, Алешу Поповича.

Ведущий 1: Необыкновенную смелость, самоотверженность проявляли другие русские воины при защите западных, восточных, северных и южных границ Русского государства от нежданных пришельцев – печенегов и половцев, татаро-монголов, немецких рыцарей.

Ведущий 2: В сегодняшней викторине мы надеемся примут участие всех. Сейчас мы раздадим вам листы для ответов – вы их подпишите и ответьте на наши вопросы.

Учитель: Первый вопрос. Эту рубашку придумали в древней Ассирии, но особенно полюбилась она русским воинам – её носили с X до XYII века, а потом она стала бесполезной. Что это за рубашка?

Участникам даётся время на написание ответа в своих бланках.

Ведущий 1: Это кольчуга – рубашка из множества железных колец.

Ведущий 2: В древние времена кольчуга на Руси была излюбленной и распространенной одеждой. Её носили как воины, так и сельские и городские жители, бравшиеся за оружие в особых случаях. Чтобы изготовить кольчугу, требовалось большое мастерство. На одну кольчугу шло не менее 600 метров проволоки.

Учитель: Для изготовления кольчуги требовалась проволока сечением не более 2 мм. Чтобы сделать её, использовали древний способ волочения. Он назывался сутужным и заключался в том, что железный прут протягивали через ряд постепенно уменьшающихся отверстий в железной доске.

Ведущий 1: В кузнеце устраивали особое сооружение: врывали в землю два столба, на них крепили железную волочильную доску, а напротив подвешивали к потолку качели. Мастер садился на качели, захватывал клещами просунутый в первое отверствием кусок раскаленного железа, отталкивался ногами от столбов и летел вверх, таща за собой светящуюся металлическую нить. Затем отпускал её, качели возвращались вниз, мастер перехватывал клещами заготовку и снова отталкивался от столбов.

Ведущий 2: Второй вопрос. Он служит для того, чтобы в бою оберегать голову владельца от ран. Для защиты лица от поперечных ударов имеет железную полоску – «нос». Иногда вместо «носа» имеет «личину» - железную маску, которая закрывает верхнюю половину лица. Что это?

Время для ответа.

Учитель: Шлем.

Ведущий 1: Русские шлемы существовали в военном снаряжении в XIII -XYII веках. Они были разной формы, поскольку защищали от ударов различного оружия. Самым древним является металлический шлем, изготовленный в начале XIII века.

Ведущий 2: История его такова: в 1216 г. бились князья Константин и Георгий, сыновья Всеволода Большое Гнездо, за Владимирский великокняжеский стол. Союзником Константина в сражении бы Мстислав Удалой, а союзником Георгия – Ярослав Всеволодович. Одержали победу Константин и его соратник, а противники позорно, побросав своё боевое вооружение, бежали с поля битвы… И на этом месте спустя 600 лет найден бы в лесной яме шлем побежденного князя Ярослава. А предполагалось, что носить его будет герой. Шлем выкован из листа железа, имеет выгнуто-стрельчатую форму. Поверхность его гладко отполирована и украшена накладными серебряными чеканными пластинами.

Учитель: Третий вопрос. В эпоху какого царя русского солдата одевают в немецкую одежду – кафтан, камзол, штаны, чулки с башмаками, треугольную шляпу и пояс-шарф?

Время для ответа.

Ведущий1: В эпоху Петра I.

Ведущий 2: Носить эту одежду полагалось носить и летом, и зимой. Правда, в непогоду и холода сверху можно было набросить короткий плащ – епанчу. Законодателей офицерских мод не смущало, что в Европе и в России зимы, мягко говоря, разные, и что немцу здорово, то русскому – насморк. Но ничего, носили! Железные люди служили в русской армии.

Учитель: В петровскую эпоху мундиры солдат и офицеров по цвету не различались. Пехота вся была земляного цвета, драгуны (кавалерия) – синего, артиллеристы – красного. Офицеров, правда, немного оттенили золотом – золоченные пуговицы и золоченный галун на шляпе, воротнике, обшлагах и краях карманов. И особенно хорош бы офицерский шарф. Он выполнялся из красных, синих и серебряных нитей под цвет нового российского фага и носился через правое плечо.

Ведущий 1: Гусары появись в русской армии при Елизавете Петровне, а так как родиной этого вида легкой кавалерии была Венгрия, то и форму заимствовала оттуда. Гусары носи рейтузы, называемые чикчирами, короткую куртку (доломан) и суконную, отороченную мехом куртку (ментик), которая обычно носилась на левом плече, закрепленная (чтобы не скаку не свалилась) специальным шнуром. И вся эта амуниция была сплошь расшита золотым или серебряным шнуром и украшена многочисленными золоченными пуговицами.

Ведущий 2: Гусары прославились своим героизмом в Отечественную войну 1812 года. И отличить на поле боя, в дыму, на большом расстоянии один полк от другого можно было по разным цветам доломанов и ментиков.

Учитель: Четвёртый вопрос. Как назывались эти наплечные знаки в русской армии и флоте?

Время для ответа.

Ведущий 1: Погоны и эполеты.

Ведущий 2: Погоны сначала были скорее украшением, поскольку долго не могли решить, как обозначить разницу в чинах. Дело попытались исправить, появились эполеты. Теперь обер-офицеров можно было отличить от штаб-офицеров, и уж тем более – от генералов.

Ведущий 1: До конца XYII века в Росси не существовало регулярной армии, хотя были регулярные полки. Создание регулярной армии связано с именем Петра. Все его реформы связаны с превращением России в великую державу и, как следствие, были направлены на коренную реорганизацию вооруженных си страны. Его «потешные» полки стаи прообразом боевой подготовки для новых формирований. Стрелецкие полки распускаются с 1698 года и создаются регулярные полки. При их комплектовании использовалась практика наборов солдат и драгун, сложившаяся к концу XYII века. Была оформлена рекрутская система, в соответствии с которой солдатский состав набирался из крестьян и других сословий, офицерский корпус – из дворян.

Ведущий 2: Для обучения солдат и офицеров создаются различные наставления и уставы, школы, проводится стажировка молодых дворян за границей для обучения военному делу. Вместе с созданием регулярной армии строится военно-морской флот. Основные усилия были направлены на создание Балтийского флота, который начал формироваться в 1708 году, а через 20 лет становится фотом на Батике. Для обучения морских офицеров создаются инструкции, в 1715 году создаётся Морская академия, с 1716 года – ведется подготовка через гардемаринскую школу.

Учитель: Основным событием правления Петра I можно считать Северную войну, которую Россия вела со Швецией за выход к балтийскому морю. Начало войны для России было неудачным, это связано с большими потерями. С 1703 года российские войска одерживают победы. Самыми значительными победами были Полтавская битва (27 июня 1709 г.) и морское сражение у мыса Гангут (Ханко, 27июля 1714г.). Эти победы поставили Россию в число сильнейших государств XYII века, что не удовлетворяло страны Европы. Это проявилось в ряде военных столкновений второй половины XYIII века (Семилетняя война 1755-1762 гг., Русско-турецкая война 1768-1774 гг., в столкновениях со Швецией, Францией). В этих войнах проявился военный талант Потёмкина, Румянцева, Ушакова, Суворова.

Ведущий 1: Вообще слово «армия» происходит от латинского слова armo – «вооружаю». Но не только оружием сильна армия, она сильна стойкостью и храбростью своих солдат. В годы Второй мировой войны наша Советская армия разгромила войска Гитлера и освободила Европу от фашистских захватчиков.

Ведущий 2: А мирное время наша армия охраняет десятки тысяч километров сухопутных, воздушных и водных границ России. И всегда руководствуется лучшими военными традициями наших предков.

Ведущий 1: Славные победы Александра Невского и Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова, Георгия Жукова и Константина Рокоссовского вдохновляют на подвиг нынешних солдат, учат любви к Родине. В замечательном фильме «Офицеры» один из главных героев говорит: «Есть такая профессия – Родину защищать!».

Учитель: Богатырь земли родной

И защитник слабых,

Одержал победу он

В злом бою кровавом.

Соловья-разбойника

Он служить заставил,

Тот чинить разбой и зло

Навсегда оставил.

Ведущий 1: Пятый вопрос. Как зовут трёх богатырей на картине Виктора Васнецова «Три богатыря»?

Время для ответа.

Ведущий 2: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

Учитель: Шестой вопрос. Что означает звание гардемарин?

Время для ответа.

Ведущий 1: В переводе с французского «Гардемарин» означает «морская гвардия», то есть гардемарин это человек, окончивший морскую академию.

Ведущий 2: Это звание было установлено Петром I в 1716 году.

Учитель: Седьмой вопрос. Кто такие гренадёры?

Ведущий 1: Гренадёры – это солдаты-гранатомётчики, идущие впереди колонны.

Ведущий 2: Восьмой вопрос. «Проверено, мин нет». Кто делает такие надписи? Про них говорят ещё, что они ошибаются только один раз.

Учитель: Сапёры.

Ведущий 1: Девятый вопрос. Как называется рулевое колесо, с помощью которого управляют кораблём?

Ведущий 2: Штурвал.

Учитель: А теперь сдавайте свои ответы для подведения итогов.

Зачитываются итоги викторины, награждаются победители.

infourok.ru

Сценарий классного часа на тему "Честь имею" (10 класс)

Краткий отчёт о мероприятии героико-патриотической направленности, проведённом в рамках месячника героико-патриотической работы

название мероприятия

цель и задачи

форма проведения

краткое содержание

кол-во детей, задействованных в подготовке и проведении

для кого проводилось мероприятие

дата

Час общения «Честь имею»

расширить представление выпускников о службе в армии, об этических традициях русского воинства; формировать позитивную оценку таких качеств, как патриотизм, гражданственность, чувство долга; развивать положительное отношение к военной службе; воспитывать уважение к Вооруженным силам России, к военнослужащим; пробуждать у будущих призывников стремление к воинской службе, готовность стать защитником Отечества.

Час общения, посвященный морально-этическим традициям российской армии.

- вступительное слово.

- Интерактивная беседа по теме «Что ты знаешь о службе в ВС России? ».

- Работа с понятиями.

-Информацион -

ный блок «Кодекс чести».

1 «Да, были люди в наше время...»

2. Честь имею.

- Дискуссия по теме «"Честь имею!"- уже неактуально?».

-Заключитель -

ное слово.

- Подведение итогов.

22

Для детей младшей и старшей групп

17.02.16

Час общения «Честь имею»

Честь - это стремление быть

благородным, высшим существом

по внутренним достоинствам,

совершать поступки, достойные

славы, без всякого принуждения

извне и без всякого другого

вознаграждения, кроме одобрения

своей совести.

П.А. Румянцев

Форма: Час общения, посвященный морально-этическим традициям российской армии.

Цели: расширить представление выпускников о службе в армии, об этических традициях русского воинства; формировать позитивную оценку таких качеств, как патриотизм, гражданственность, чувство долга; развивать положительное отношение к военной службе; воспитывать уважение к Вооруженным силам России, к военнослужащим; пробуждать у будущих призывников стремление к воинской службе, готовность стать защитником Отечества.

Подготовительная работа: распределить тексты информационного блока между ведущими (4 ученика), подготовить презентации «Дух чести, служения, верности» и «От кольчуги до мундира»

Оформление: написать на доске тему классного часа, задания для работы с понятиями: «честь мундира»; «поле чести»; «суд чести»; «кодекс чести»; «жизнь - Отечеству, честь - никому».

План мероприятия:

I. Вступительное слово.

II. Интерактивная беседа по теме «Что ты знаешь о службе в ВС России? ».

III. Работа с понятиями.

IV. Информационный блок «Кодекс чести».

1 «Да, были люди в наше время...»

2. Честь имею.

V. Дискуссия по теме «"Честь имею!"- уже неактуально?».

VI. Заключительное слово.

VII. Подведение итогов.

Ход мероприятия:

I. Вступительное слово

Ведущий 1: Вся тысячелетняя история России - это борьба за целостность, самостоятельность и независимость родной земли. Служение Родине всегда ассоциировалось в нашем сознании со словами «честь» и «доблесть», «мужество» и «слава». Олицетворением этих понятий стала российская армия. Наша армия была для молодого поколения школой испытания и проверки своих сил. А также школой чести, доблести, мужества. Ассоциируется ли в вашем сознании служение Родине с этими словами? Какие события истории России вызывают такие ассоциации? Знаете ли вы о Днях воинской славы России? (Дети отвечают.)

II. Интерактивная беседа по теме «Что ты знаешь о службе в ВС России? »

Ведущий 2: Что же изменилось в наше время? Почему большинство ребят не хотят служить в армии? (Изменение ценностей современной молодежи, негативные стереотипы, отсутствие патриотизма)

Какими способами пытаются получить отсрочку от армии?

(Высказывания детей)

Хотите ли вы стать офицерами? Знаете ли, где в России можно получить профессию офицера? (в России 57 военно-учебных заведений: 10 академий, 9 университетов, 38 институтов.)

Знаете ли вы, каков срок службы по призыву? (12 месяцев.)

Можно ли еще сократить этот срок? (Специалисты в области современных вооружений полагают, что на меньший срок призывать молодых людей невозможно, имея в виду, что сложность военной техники возрастает, и за меньший промежуток времени просто не возможно ничему научить.)

Какая часть Вооруженных сил России комплектуется на профессиональной основе и добровольно, а какая - за счет призывников? (2/3 по контракту, 1/3 призывники.)

Принимают ли участие в боях в горячих точках военнослужащие по призыву? (Нет.)

Почему современному призывнику необходимы высокий интеллект, психическая устойчивость, физическая выносливость? (На вооружении российской Армии сейчас самая современная техника, которая требует высокого уровня интеллекта, психической устойчивости, физического здоровья.)

III. Работа с понятиями

Ведущий 3: Служба в армии всегда была почетной в России. Она всегда была связана с понятием чести. К сожалению, в наше время это понятие обесценено или вовсе забыто. В словаре С. Ожегова «честь» -это «достойные уважения и гордости личные качества человека; его соответствующие принципы».

По В. Далю, «честь» - это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Предлагаю уточнить смысл понятия «честь».

Первая группа, поясните, что означает понятие «честь мундира». Можно ли запятнать честь мундира?

- Сначала мы предлагаем немного познакомиться с историей солдатского обмундирования.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «От кольчуги до мундира»

И теперь, после просмотра презентации можно пояснить понятие «честь мундира». (Означало это понятие, прежде всего, честь полка и появилось, когда каждый род войск получил свою форму, мундир, честь которого офицер обязан был защищать. Этим, в частности, объясняется столь внушительное количество дуэлей в российской армии XIX в. Гордость за страну, храбрость, верность долгу, дисциплину, верность традиции, знамени. Как только человек надел военную форму, он уже не может располагать собой по собственному усмотрению. По его поведению судят о государстве и об армии.)

Вторая группа, поясните, что такое «поле чести». Что защищают на этом поле? (Это поле битвы, поле брани, где бой идет по правилам, где противники уважают друг друга; поле сражения за честь Отечества.)

Третья группа, что такое суд «офицерской чести»? Каким мог быть его приговор? (Неофициальный нравственный суд сослуживцев, может наказать презрением, бойкотом, изгнанием из сообщества офицеров.)

Четвертая группа, вам достался кадетский девиз: «Жизнь Отечеству. Честь - никому!». Как понимать это выражение?

(Ответ группы.)

Пятая группа, поясните, что стоит за понятием «кодекс чести». (Свод негласных законов, которые приняты всеми членами сообщества, порядочность, уважение, нравственность.)

(в течение 3 мин. дети обсуждают ответы.)

IV. Информационный блок «Кодекс чести»

Ведущий 1:. Российская армия всегда была сильна своим духом. На протяжении столетий она славилась доблестью, отвагой и самопожертвованием, службой Отечеству «верой и правдой», «по долгу и чести». И такие же принципы царили в обществе. Пока эти понятия сохранялись, безопасность Отечества была гарантирована. Когда они стушевывались, исчезали (хотя бы временно), все рушилось. Хорошо сказал об этом русский философ Иван Ильин: «...Россия будет существовать, расти и цвести, если в ней воцарится дух чести, служения и верности».

«Дух чести, служения и верности» - что входит в это понятие? Небольшая историческая справка, которую подготовили (имена, фамилии).

1. «Да, были люди в наше время...» Примерный текст для ведущих (1,2):

«Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя, богатыри, не вы...«Так говорил о русском воинстве ветеран Бородина... О силе духа, военном профессионализме русского воина высказывались многие выдающиеся люди.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Дух чести, служения, верности»

Слайд 1 - Прусский король Фридрих II: «Русского солдата мало убить, его надо повалить».

Слайд 2 - Наполеон: «Дайте мне русского солдата, и я покорю весь мир».

Слайд 3 - Бернадот, бывший маршал Наполеона, затем король Швеции советовал шведам: «Подражайте русским, для них нет ничего невозможного».

Слайд 4 - Но лучше всех высказался о русском солдате А.В. Суворов - всего два слова: «Чудо-богатыри!»

- Верность присяге, верность долгу, патриотизм - вот что всегда отличало русского воина.

Несколько примеров из истории.

Слайд 6 - 1380 г. Куликово поле. Великий князь Дмитрий Иванович, сняв великокняжеское облачение и надев доспехи простого воина, встал в общий строй Большого полка и вместе со своим войском 3 часа держал страшный удар татарской конницы.

Слайд 7 - 1812 г. Генерал Николай Раевский. В безнадежном положении под деревней Салтановкой лично повел свой корпус в атаку, взяв с собой двух сыновей 16-ти и 11 -ти лет. Пораженные решимостью генерала не щадить ни себя, ни своих детей, солдаты в жестоком бою опрокинули врага.

Слайд 8 - 1854 г. Адмирал Владимир Корнилов, организатор обороны Севастополя. Смертельно раненный, истекая кровью, он успевает произнести: «Скажите всем, как приятно умирать, когда совесть спокойна. Я счастлив, что умираю за Отечество».

Слайд 9 - 1904 г. Капитан первого ранга В.Ф. Руднев, командир крейсера «Варяг», оказавшись один на один с японской эскадрой, отверг требование сдаться, вступил в бой и, одержав нравственную победу, навсегда прославил русский флот и русский национальный характер.

Слайд 10 - 1904 г. Малый миноносец «Стерегущий» против 2 крейсеров и 4 (и 1Ш.ших миноносцев Японии. Японцы, окружив миноносец, предложили ему сдаться. На это предложение русские моряки даже не ответили, а Андреевский флаг на всякий случай прибили гвоздями к мачте. В ходе боя из 52 человек экипажа 46, в т. ч. все офицеры были убиты, четверых израненных моряков японцы взяли в плен.

Попытка взять на буксир полуразрушенный корабль не удалась. Два матроса Иван Михайлович Бухарев и Василий Сергеевич Новиков бросились в машинное отделение, задраили помещение и, жертвуя жизнью, открыли кингстоны.

Слайд 11 - 1941 г. Великая Отечественная. Битва за Москву. 28 героев панфиловцев. Всего 28 человек, в т. ч. один офицер. Вооружение - бутылки с «горючкой», гранаты, несколько противотанковых ружей. Справа и слева - никого. Могли разбежаться - и ищи ветра в поле. Могли сдаться, и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа -и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну - 20 танков, другую - 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по 2 танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли!

Сегодня многие не верят и спрашивают: почему?

Ведущий 2: Пробуйте ответить на этот вопрос. Почему наши воины жертвовали жизнью, не сдавались, не отсиживались в окопах? Откуда такое самопожертвование? Готовы ли сегодняшние воины к подобным подвигам? (Дети высказываются)

Не секрет, что сегодня в России отношение к армии неоднозначное, у многих даже негативное. И это неудивительно. Армия болеет теми же болезнями, что и все наше общество. Отсюда и дедовщина, и отсутствие патриотизма, и безнравственность, которая стала привычной в офицерской среде. Не случайно многие офицеры выступают сейчас за создание офицерского «Кодекса чести». И в качестве образца предлагается именно опыт и традиции царской армии России.

2. Честь имею

Ведущий 3: Где же записаны эти правило чести? Как они передавались из поколения в поколение? Об этом рассказывают [имена, фамилии).

Примерный текст для ведущих (3,4):

«Правила чести» русского офицера отражались в наставлениях воспитанникам кадетских корпусов, в полковых инструкция*, в «дуэльном кодексе», в «памятках» командиров для подчиненных, Кодекс чести не был записан в какой-то одной книге. Это был свод неписанных правил, которые вырабатывались веками, передавались от отца к сыну в дворянских военных династиях. Моральные традиции в офицерском корпусе Российском армии всегда играми важнейшую роль. Воспитанные на понятиях чести, офицеры берегли честь мундира, честь полка, свою личную честь. В 1911 г. в Петербурге существовал четкий перечень заведений, которые офицер имел право посещать и где он не должен был появляться. К первым относились: Императорский аэроклуб, Императорское автомобильное общество, яхт-клуб, дворянское благородное собрание, литературно-художественное общество. В числе запрещенных для посещения офицерами заведений были частные клубы и собрания, где имелись азартные игры, варьете, ресторан «Яр», мелкий кинематограф, рестораны и гостиницы низших разрядов, все трактиры, чайные, пивные, а также буфеты 3-го класса на станциях железных дорог. В театре, в гостях, в поезде, ресторане или на улице - всюду офицер должен был помнить, что он носит мундир русской армии. На семейных вечерах все держали себя просто, как в единой культурной семье. Обычно офицеры и члены их семей здоровались за руку. Законом было уважение к женщине. Ни один офицер не садился, если стояли женщины.

Мундир испокон веков на Руси олицетворял идею государственности, само Отечество. Потому и по сию пору особый смысл заложен в понятии «честь мундира».

Известен исторический факт, который гласит, что в 1821 г. во время ужина на одном из балов полковник лейб-гвардии Московского полка Г.А. Римский-Корсаков, вопреки существующим правилам, расстегнул мундир. Этого пустякового нарушения оказалось достаточно для его вынужденного ухода в отставку. Император Александр I приказал; «Мундира (т. е. права его ношения) Корсакову не давать, ибо замечено, что оный его беспокоит». И это не прихоть самодержца, а знак уважения к мундиру, в армии, к государству.

Мужество, храбрость, честность, самоуважение, благородство высоко ценились в офицерской среде, Унизить офицера, посягнуть на его честь было опасно. Он должен был защитить свою честь с оружием в руках.

В этой связи интересен и «Дуэльный кодекс». Дуэль давала негласное право на защиту своей чести. Основными поводами для поединков служили: брань, пощечина, компрометирование офицера или его жены, другие оскорбления, в т. ч. и отказ во взаимном приветствии.

Сама возможность поплатиться жизнью за оскорбление офицера играла большую роль в поддержании чувства собственного достоинства и уважения его в других.

Право на поединок способствовало очищению офицерского звания от элементов плебейства и подхалимства. За оскорбительные слова «я вас в бараний рог согну», произнесенные публично на смотре полка, капитан Василий Норов - боевой офицер, кавалер многих наград - потребовал сатисфакции у самого великого князя Николая Павловича, будущего императора. А остальные офицеры лейб-гвардии Егерского полка в знак протеста решили выйти в отставку.

Еще примеров 1823 г. бригадный командир Мордвинов бросил вызов своему командиру, начальнику штаба Киселеву, причем настоял на заведомо смертельных условиях поединка (расстояние 8 шагов, число выстрелов неограниченное). И генерал принял вызов своего подчиненного, чтобы никто не смог усомниться в его чести. На этой дуэли Мордвинов был убит. Царь простил генерала Киселева. А тот в силу благородства до конца жизни выплачивал вдове убитого содержание из собственных средств.

Высокие представления о чести проявлялись и в отношении к ветеранам.

Для примера можно привести воспоминания одного из ветеранов лейб-гвардии Кексгольмского полка.

Двигаясь в походной колонне по улицам местечка... батальонный командир заметил древнего старца, который при виде наших мундиров снял шапку и вытянулся.

-Ты что, дед? - спросил батальонный командир. - Почему стоишь

смирно?

-А как же, -ответил старик, - ведь это же мой родной полк. В таком вот мундире я, батюшка мой, еще на туретчину ходил.

Батальонный повернул коня и помчался к полковому командиру. Генерал приказал развернуть все 16 знамен, и мы торжественным маршем, под музыку, с развернутыми знаменами прошли перед ветераном...

Трудно рассказать о чувствах, которые охватили в этот торжественный момент всех нас. Глаза молодых и старых воинов блестели, сердца охватил священный трепет. В журнал полка в тот же день было записано точное место и время встречи с ветераном. Так родилась в нашем полку новая традиция.

Рыцарская честь требовала благородного отношения офицеров не только друг к другу, но и к солдатам. Все честные русские офицеры и генералы славились своим гуманным отношением к солдатам.

Русская офицерская этика требовала и на главном «поле чести» (на войне) придерживаться гуманных методов, соблюдать «законы войны», избегать ее бесчеловечных форм, проявлять милосердие, не проливать лишней крови.

Следует отметить также и присущее русскому офицерскому корпусу здоровое стремление отличиться в боевой обстановке, получить заслуженные награды, знаки поощрения и внимания. Такое «доблестное и благородное честолюбие», дополненное полезным для Отчества славолюбием, являлось одной из движущих (воодушевляющих на геройские дела) сиг развития армии, ее стойкости, непобедимости в боях.

По мнению Ивана Ильина, рыцарственное служение Родине, характерное для русского офицерства и делающее его представителей «подлинными дворянами», необходимо культивировать во всем обществе. В статье «О рыцарском духе» в1928! философ, в частности, отмечал: «Во всей великой смуте наших дней, среди крушений, бед и утрат, s раздорах и соблазнах мы должны помнить одно и жить одним: поддержанием и насаждением духа рыцарственного служения... Ибо этот дух есть как бы воздух и кислород русского национального спасения... Вне рыцарственного духа национального служения - все бесцельно, все тщетно, все вредно; вне его никто ничего не освободит и не возродит, а создаст только новый раздор, новую смуту и новую гражданскую войну на погибель России и на радость ее исконным и всемирным врагам»,

V. Дискуссия по теме «"Честь имею!"- уже неактуально?»

Ведущий 4: Давайте обсудим, актуально ли сейчас для нашей армии понятие «честь имею»?

Сначала попробуйте объяснить такой парадокс: с одной стороны молодежь уклоняется от службы, а с другой - огромный конкурс в кадетские корпуса, суворовские училища. О чем это говорит?

  • Славные традиции нашей армии - они сохраняются сегодня?

  • Знаете ли вы героев, защитников современной России?

  • Изменилось ли в современной российской армии представление о чести, долге?

  • Считаете ли вы, что в нашей армии нужно принять офицерский «Кодекс чести»?

  • В горячих точках сейчас служат только контрактники. Что заставляет современных ребят идти на войну, подвергать свою жизнь опасности?

  • Как бы отреагировал офицер царской армии на оскорбление ветерана?

  • Как мы сегодня относимся к ветеранам?

  • Как мы относимся к тем, кто уклоняется от службы в армии?

  • Как мы относимся к своей истории? Почему не даем отпор тем, кто поливает грязью нашу историю, оскорбляет наши святыни?

  • Как вы можете охарактеризовать нравственное состояние современного российского общества?

  • Есть такая поговорка: «Каждый народ получает то правительство, которое он заслуживает». Можно ли сказать, что каждый народ получает ту армию, которую он заслуживает?

  • За какие поступки вы бы не подали руки, перестали здороваться?

  • Дуэли улучшают нравы? Если бы сейчас разрешили дуэли, что бы изменилось в нашем обществе? Может ли в безнравственном обществе быть нравственная армия? Актуально ли сегодня выражение «честь имею!»? (Высказывания детей.)

VI. Заключительное слово

Ведущий 3: «Кто пойдет воевать за Россию?» - так назвали свой репортаж из горячей точки на Кавказе два корреспондента журнала «Русский репортер». Послушайте отрывок из этого репортажа.

...Сегодня армия в России если и срез, то только небольшой части общества - не самой социально успешной. Это парни, которые в Москве бывали максимум по разу. Им непонятны термины «гламур» и «готично». Они не умеют складно говорить и вряд ли отличат Маркеса от Борхеса. В уличном конфликте они всегда ударят первыми, а после третьей рюмки будут делить мирно понюхавших пороха и «шпаков»... У них своя, понятная система ценностей: человек, который ворует, - «крыса», товарищ, отлынивающий от работы, - «шланг», девчонка, что не дождалась, - сука, а та, что ждет и пишет, - святая и «за нее порву любого». Вряд ли они будут долго обдумывать приказ.

...Именно эти пахнущие потом и гуталином люди вытащили на своих плечах две чеченские кампании и вытащат - не дай бог, конечно, - новую войну.

А вот и их наставник. Молодой ветеран Анатолий Лебедь. Кадровый офицер, окончил вертолетное училище, служил в Афганистане. В Чечню пошел добровольцем. В 2003 г. в горах под Улус-Кертом он подорвался на мине. В госпитале отрезали ногу. Потом обратно - в Чечню.

...Мы говорим с ним на аэродроме в Киржаче, где Анатолий прыгает с парашютом вместе со своими солдатами. Трижды кавалер ордена Красной Звезды, дважды кавалер ордена Мужества, Герой России, он невысок ростом и мускулист, Совсем не похож на доброго дядю-офицера - скорее, на черта. У него обритый наголо череп, франтоватая стриженая бородка и черная «Мазда-6». Есть в этом одноногом человеке что-то пугающее и притягательное одновременно. Такие люди - вне привычных социальных отношений. С ними бесполезно говорить про мораль и про деньги. Их трудно представить в мирной жизни. И трудно представить мирную жизнь без них, воюющих где-то на окраине страны.

- Тебе, видно, все это нравится?

- Не знаю, - смеется он.

- Квартира, семья есть?

- Семья есть, квартиру пока не дают.

- Нет обиды на государство?

- Да ладно, - отмахивается он, - чего там государство! Государство вон - парни стоят. Вот за них и воюю. Надо успеть их научить, чтобы не мычали, когда им глотки режут. Ну и за народ - за бабулек, за бомжей, чтобы не издевались над ними. Надо думать о тех, кто рядом, тогда и получается нормальная работа. Это наверху пускай предают - хоть нас, хоть себя, хоть родных своих, нам главное - задачу свою выполнять. У каждого свой бой в жизни, у кого-то он уже был, у кого-то еще впереди...

Авторы репортажа рассказывают о людях, которые стесняются громких слов о патриотизме, долге, чести. Но читая об их службе, мы понимаем, что эти понятия в России еще не обесценились.

В названии этого репортажа поставлен вопрос: «Кто пойдет воевать за Россию?» Вы можете на него ответить?

(Высказывания детей.)

VII. Подведение итогов

Ведущий 4: Какие факты вас поразили? О чем вы уже знали? Что заставит задуматься?

Список литературы

1. Скобелев М.Д. Воспитание войск/О долге и чести воинской в Российской армии // Собрание материалов, документов и статей. М.: Воениздат, 1991.

2. Рашидов О., Бабченко А. Кто пойдет воевать за Россию? // Русский репортер. 06.09.2007.

3. Штучный С.А. Патриотизм-источник духовных сил воина // <http:// referat, nndb.ru/referatc88bO6Oa.html>.

infourok.ru

Педагогический проект От кольчуги до мундира

2423160-489585Библиотека Библиотека 7090410-480060Храм Святой Троицы Храм Святой Троицы 4671060-480060Экскурсии к памятнику погибшим воинам Экскурсии к памятнику погибшим воинам -177165-480060Мечеть Мечеть

54425852006600032518352673350060998102006601765935200660 7166610128905Музей Музей -177165167005Площадь Площадь

242316066675Детский сад 00Детский сад

670941075565176593594615 -17716570485Спорткомплекс « Цильнинский» Спорткомплекс « Цильнинский» 716661070485Средняя школа Средняя школа

637603522733000176593617018000

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ « СОЦИАЛИЗАЦИЯ»: По задачам и содержанию воспитательно- образовательной работы По средствам организации и оптимизации воспитательно -образовательной работы КОММУНИКАЦИЯ ПОЗНАНИЕ ТРУД БЕЗОПАСНОСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧТЕНИЕ ХУД.ЛИТЕРАТУРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД ПОЗНАНИЕ КОММУНИКАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ По задачам и содержанию воспитательно- образовательной работы По средствам организации и оптимизации воспитательно -образовательной работы КОММУНИКАЦИЯ ПОЗНАНИЕ ТРУД БЕЗОПАСНОСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧТЕНИЕ ХУД.ЛИТЕРАТУРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД ПОЗНАНИЕ КОММУНИКАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ « СОЦИАЛИЗАЦИЯ» ЦЕЛИ: ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ВКЛЮЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЗАДАЧИ: РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПРИОБЩЕНИЕ К ЭЛЕМЕНТАРНЫМ ОБЩЕПРИНЯТЫМ НОРМАМ И ПРАВИЛАМ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ, СЕМЕЙНОЙ, ГРАЖДАНСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ,ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ, ЧУВСТВА ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К МИРОВОМУ СООБЩЕСТВУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ « СОЦИАЛИЗАЦИЯ» ЦЕЛИ: ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ВКЛЮЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЗАДАЧИ: РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПРИОБЩЕНИЕ К ЭЛЕМЕНТАРНЫМ ОБЩЕПРИНЯТЫМ НОРМАМ И ПРАВИЛАМ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ, СЕМЕЙНОЙ, ГРАЖДАНСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ,ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ, ЧУВСТВА ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К МИРОВОМУ СООБЩЕСТВУ КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ТРУД ИГРА ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Интерес к родного города и страны жизни Гордость за достижения своей страны Уважение к культуре и традициям своей страны О культуре народа,традициях, народном творчестве ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ О природе родного края и страны,о деятельности человека в природе О символике родного город

profhelp.net