Пересвет и Ослябя: тайна героев Куликовской битвы. Почему пересвет был без кольчуги


Поединок Пересвета с Челубеем

Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей.

В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.

Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.

Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.

Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?

Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.

У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.

Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».

Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.

fishki.net

КОЛЬЧУГА ПЕРЕСВЕТА И ПРОЧИЕ НЕСУРАЗИЦЫ |

Пересвет и Челубей – сюжет, знакомый всем с детства. И по личному опыту каждый может знать, как трудно отказываться от того, чему «нас так учили», и любое посягательство на классику воспринимается в штыки. Точнее, в копья.

И все-таки…

Почему Пересвет в кольчуге?

Для школьника, готовящего сочинение к 21 сентября, ответ очевиден - так изображен Пересвет на картинах Виктора Васнецова и Михаила Авилова, так всегда рисуют. Для спеца в военном деле и (или) древнерусской военной истории – вопрос глупый. В целях защиты кольчуга, чтобы избежать тяжелой раны и, вообще, погибели.

Но в том-то и дело, что инок Александр вышел умирать, а не бежать смерти. Приходилось видеть разбор ситуации с точки зрения физики процесса: Пересвет, как опытный боец, рассчитал, что копье Челубея, не встретив сопротивления, пройдет насквозь, и тогда можно будет нанести ему удар с близкого расстояния. Ведь всем было известно, что Челубея ничего не берет (почему – об этом позже). Прекрасная версия, которая лишь подтверждает духовный смысл происходящего.

Никоновская летопись говорит:

 «Преподобный же Сергий… даде им (Пересвету и Ослябе – Примеч. авт.) оружие в тленных место нетленное, крест Христов нашит на схимах, и сие повеле им вместо шоломов возлагати на главы своя и крепце поборати по Христе на враги Его».

Так что не было на Пересвете никаких доспехов, кроме схимы. Иное изображение искажает весь смысл того, что происходило перед битвой. И картина скончавшегося четыре года назад художника Павел Рыженко куда вернее по смыслу: на ней ясно видно, что на коне – русский схимонах Александр, а не «упакованный» в кольчугу поединщик.

Кстати, о копье. В руках схимонаха Александра было не простое копье, а яблоневый посох, полученный от самого Сергия Радонежского, удлиненный и превращенный в копье самим Пересветом. Посох сохранился по сей день, правда, он не помещался в коробочку для хранения и был снова урезан (еще до революции). В настоящее время посох в целости и сохранности, находится в Рязанском краеведческом музее (но, разумеется, «последние научные данные» уже подтвердили, что это не посох Пересвета).

«Язычники» Пересвет и Ослабя

Благодаря интернету количество исследователей растет в геометрической прогрессии, и иной раз приходится слышать как революционное открытие – мол, Пересвет и Ослябя были язычники, а Русская Церковь «примазалась» к славе великого языческого оружия. Ярчайший пример «научного» труда такого типа - «Быль про “инока” Пересвета, или Как церковь к Русскому подвигу “примазалась”» (Подробный разбор «положений» данного труда можно найти тут -http://www.pravoslavie.ru/6989.html).

Имена - не доказательства .Насчет самих имен говорить особо не о чем, если посмотреть в корень: «Пересвет» в корне своем имеет «переял свет», т. е. тот, кто «осилил свет», а «Ослябя», логично предположить, от действия, от глагола «ослабить». То же вражеское войско. При постриге традиционно даются иные имена – так Пересвет стал Александром, а Ослабля – Андреем. Преподобный Сергий, знавший греческий, дал своим инокам мужественные, военные имена: «Александр» - «защитник мужей», Андрей – «мужественный». Причем не исключено, что Пересвет был назван именно в честь Александра Невского (который, несмотря ни на какие «последние исторические данные» и «мнения», очень рано был причислен к лику святых). Ни Александр, ни Андрей язычниками не были – это полная дичь. Изначально это были, как принято теперь говорить, «успешные» люди – бояре на хорошем счету у князя. С учетом того, что летописи говорят, что Пересвет гнал тысячи, а Ослабя – сотни, Александр может считаться полковником, а Андрей – майором. Семейная жизнь была им знакома: Пересвет был вдовцом, у Осляби был как минимум один сын (Яков, упоминаемый в летописи). У них было имущество, положение в обществе, но души их просили Царства Небесного, и они перешли под водительство преподобного Сергия как простые послушники.

Похоже ли это на язычество?

И потом, летописи гласят, что преподобный Сергий благословил их на подвиг молчания. Это были опытные военные, на совести которых была масса смертей, а любое убийство, даже за правое дело, налагает на душу глубокий отпечаток, препятствующий входу в Царствие Божие. И, по благословению преподобного, Александр и Андрей молчали и молились. То есть – были исихастами. А исихаст-язычник – если таковое вообще можно предположить, - это, скорее, Челубей.

Челубей – беглец из ада

Персонаж на самом деле достоин всяческого внимания как древнее оружие устрашения, воплощенная пропаганда. Летописи описывают поистине чудовище: черный, огромный, в смоле и в перьях. К тому же еще и поистине невероятные габариты –  

«Высота его трех сажен, а промеж плеч руская сажень, а промеж очима локоть мерной» («Сказание о Мамаевом побоище», по изданию АН СССР под ред. М. Н. Тихомирова, 1959).

Три сажени – это 6,4 м, а локоть может быть разным – от полноразмемерного до двухладонного. Возможно такое или нет – сказать нельзя, промеры-то трупа никто не делал. Акромегалия – факт научный, генетические модификации – тоже, причем далеко не всегда больной плохо сложен или слаб. В питерской Военно-Медицинской академии в музее хранится скелет трехметровой дамы, вполне хорошо сложенной, не инвалида, которая жила не так давно в одной из российских губерний. Возможно, что Челубей (точнее, Таврул-сокол) специально выращивался с помощью каких-то восточных мега-хитростей. В пользу этой версии может свидетельствовать то, что в ряде изданий сообщалось, что Челубей был адептом шаманства Бон-по, причем достигший таких высот, что стал «бессмертным». Если вкратце, то это в результате некоего бормотания человек впускает в себя «силу зверя» и т.п., и т.д.

Абстрагируясь от духовной составляющей – ничего себе оружие устрашения! Можно даже не выпускать на поле боя, а просто сообщить, что есть, мол, у нас боец под… хорошо, не под шесть, но под три метра ростом. Кто в здравом уме пойдет против такого?

Схимонах Александр, который знал, что делать, пошел - и сломалась вся система.   

Симбиоз-то человека и зверя как бы непобедим, а тут, оказывается, нет.  В неких монастырях Тибета

«Имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духовные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей» - со ссылкой на одного из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказывает Епископ Североморский и Умбский Митрофан (Баданин).

О том, во что превращаются люди, добровольно впустившие в себя черт знает что, можно почитать в трудах еще советских времен, одного из крупнейших российских этнографов, доктора исторических наук Анны Васильевны Смоляк (например, «Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Нижнего Амура)»). Независимо от того, каких размеров был подобный выродок, он мог уничтожить огромное количество русских воинов, и его гибель во многом решила исход сражения.  

Напоследок: о «примазавшейся» Церкви

Если вкратце, то примазавшимися можно назвать кого угодно, вплоть до князя Димитрия. Решительный поворот во внешней политике Москвы, приведший к разрыву с Золотой Ордой и к битве на поле Куликовом – плод преподобного Сергия. Церковь и преподобный Сергий – это архитекторы победы на Куликовом поле. Пересвет и Ослябя – исполнители послушания, данного преподобным. Знали ли они, что должны умереть – бесспорно. Опыт-то у них был большой. Но не убоялись, и пошли, и положили жизни свои - не только за идею военной и духовной победы, но и за близких. И авторитет монахов-воинов всегда был так высок, что разного рода прохвосты сколачивали себе неплохой капиталец, «примазываясь» к просто к их именам. Достаточно вспомнить «выдающегося публициста» Ивана Пересветова (ок. 1538-39), прислужника интервентов, который бездоказательно выдавал за потомка преподобного Александра, чтобы приподняться в глазах населения Московии. Так что идея выдать пару-тройку острых обличений, чтобы прилепить свое имя к именам святым – идея далеко не новая.

osrussia.ru

Пересвет и Челубей ~ Поэзия (Исторические стихи)

Он до пострига был боярином, Люди видели его в сражении, Слыл отважным и храбрым воином, Силу знали его и умение.

В те далёкие годы смутные,Нападали на земли русские.Сворой бешенной, враги лютые.Ордой тысячной, татары гнусные.

Поле выбрано для сражения,В схватке первыми, два поединщика...Пересвет* в схиме** праведной,А напротив- Мирза***в стали хищника.

Копья**** острые, кони быстрые...Под татарские вопли дикие,Словно молнии в небе сходятся, Воины лучшие и великие.

И пробиты щиты, на земь падают,Челубей*** поражен - мертвый валится.Пересвет на коне, но не ведают,Что и он живым не останется.

Куликовская битва славится,Тем, что сбросила иго татарское,Память вечная в нас останется,Сила славная и бунтарская.______________________________________________________________________________________________*Александр Пересвет- по наиболее распространенной версии Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей».Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей.Некоторые источники указывают, что Пересвет родился в Брянскеи до пострижения в монахи был боярином. Возможно,участвовал в ряде походов и боёв. Существует предание,будто Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре.Согласно житию преподобного Сергия Радонежского,перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправилсяк нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми,а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси.Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов.Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода,хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Родион (имя в иноческом постриге) Ослябя,которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую схиму (высший монашеский чин).

**Схима- монашеская накидка с изображением креста,надевается поверх монашеской одежды).Доспехи Пересвет сняли одел схиму,чтобы не было видно что он без кольчуги.Сделал он это для того,чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела набольшой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда онсмог бы нанести удар сам, что и произошло в бою.Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле,смог сам доехать до строя и только там умер.

*** Челубей (по другим версиям — Челибей, Темир-Мирза либо Таврул).По преданию, Челубей не только отличался огромной силой,но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают,что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого татарские войска наняли специально для подобных поединков.Оба противника были на конях, вооружение составляли копья.

**** копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного.Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар,как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла.

www.chitalnya.ru

Пересвет и Ослябя: тайна героев Куликовской битвы

О поединке Пересвета и Челубея знают все, кто не пропустил школьные уроки о Куликовской битве. Найдутся и такие, кто вспомнит картинку, на которой в лихой схватке сошлись русский богатырь в шлеме и кольчуге и татарский воин в богатом шелковом одеянии.

Однако далеко не все знают, что на самом деле воина Пересвета звали Александром и у него был брат Андрей Ослябя, а легендарный поединок с Челубеем выглядел сильно иначе. Что нам известно о Пересвете и Ослябе?

Источники

Александр Пересвет и Андрей Ослябя были монахами Троице-Сергиевского монастыря. Именно этим и объясняются, по всей видимости, их двойные имена. Пересветом и Ослябей их звали до монашества, а при постриге им дали христианские имена. Поскольку оба они были прославлены в лике святых, одним из важнейших источников для нас являются церковные жития. Кроме того, о Пересвете и Ослябе упоминают «Краткая летописная повесть» и «Пространная летописная повесть» - главные источники о Куликовской битве - а так же такие произведения древнерусской литературы, как «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».

В монастыре

Пересвет и Ослябя были братьями, происходили из старинного боярского рода на Брянщине и славились своим воинским мастерством. Впрочем, возможно, родными братьями они и не были, а зафиксированное в тексте «Сказания о Мамаевом побоище» обращение их друг к другу «брате!» объясняется тем, что они оба были монахами.

Все источники повествуют о том, что, незадолго до того как выступить в сторону Дона на битву с Мамаем, князь Дмитрий Иванович посетил известно подвижника преподобного Сергия Радонежского в Троицком монастыре. Игумен Сергий благословил князя на сражение и предрек ему победу. Прощаясь, Дмитрий Иванович попросил, чтобы преподобный Сергий отпустил с ним двух монахов – Пересвета и Ослябю. Тот немедленно позвал обоих и велел им ехать с князем Дмитрием. Далее в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что «И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя». Одни истолковывают это место так, что преподобный Сергий тут же и совершил над Переветом и Ослябей постриг в великую схиму, а другие говорят о том, что оба они уже были к тому моменту схимниками, а игумен лишь указал им на необходимость полагаться более на крест, чем на доспехи.

На поле Куликовом

Зачастую перед сражением по старинному обычаю из рядов противников выходили воины, которые должны были скрестить оружие первыми. Это был ритуальный поединок, победа в котором одного и поражение другого истолковывалась обеими сторонами как знамение.

Перед началом битвы на поле Куликовом из рядов татарского войска выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению, как пишет «Сказание…» «перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его». Вызов Челубея принял Пересвет, выступив из рядов, он сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!». «Сказание…» повествует о том, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба и скончались.

Однако церковное предание повествует об этом поединке совсем иначе. Пересвет увидел, что у Челубея копье очень тяжелое и длинное, длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не сумев нанести Челубею ни одного удара. И тогда Пересвет отказался от воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на таком расстоянии, что сумеет нанести удар.

Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел ударить так, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, сумел вернуться к своему войску и там испустить дух на руках у товарищей. Погибли оба, но со стороны выглядело так, что Челубей был выбит из седла, а Пересвет победителем вернулся к своим.

Ослябя по одному из преданий тоже погиб в сражении. Однако есть и другая версия. Инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Это именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону под березу, где и нашли князя после сражения. Наконец, ряд источников сообщает, что после сражения на Куликовом поле Андрей Ослябя какое-то время служил при митрополите Киприане и даже был в составе посольства в Константинополь в 1398 году.

После битвы

Александр Пересвет был погребен в Москве, рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Симонова слобода). Там же был погребен и Андрей Ослябя. Оба воина-монаха были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. День их памяти отмечается 7 (20) сентября.

Читайте также:

cyrillitsa.ru

Новости дня: Поединок Пересвета с Челубеем: как это было - Свободная Пресса

В последнее время появилась мода на дискредитацию многих исторических событий, которыми мы гордимся. Касается это не только 28 панфиловцев. Предпринимаются попытки переписать и многие другие героические страницы нашего прошлого. Например, опровергается сам факт поединка Пересвета с Челубеем во время Куликовской битвы.

Александр Пересвет

Когда говорят о Куликовской Битве 1380 года, вспоминают документы, которых можно смело назвать первоисточниками. Это — Летописная повесть, «Житие Сергия Радонежского», «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Из них самой древней является Летописная повесть, представленная в двух версиях — Краткой и Пространной. По мнению большинства историков, именно Краткая редакция Летописной повести появилась практически сразу после Куликовской Битвы — во всяком случае, до 1409 года. Состояла она из небольших главок: сказание о битве на «Рождество святыя Богородица», перечень погибших князей и бояр, новость о победе «стояше на костех», сообщение о возвращения войска в Москву, рассказ о рязанском князе Олеге и Мамае. Так вот, в перечне погибших во время сражений бояр и князей упоминается Пересвет. В то же время в государственном синодике середины XV в. его имя не встречается.

Вместо кольчуги — схима с крестом

Рассказывается о Пересвете и в «Задонщине», которая, являясь памятником русской литературы, сохранилась в шести списках. В частности, в самом раннем списке Кирилло-Белозерского монастыря упоминается «Хоробрый Пересвет». В то же время в этом документе нет рассказа о его поединке. Заметим, однако, что Кирилло-Белозерский список «Задонщины», по мнению ряда историков, вполне мог быть составлен в сокращенном виде с более раннего утерянного источника. В другом списке — Ундольского, также рассказывается о Пересвете, который «злаченым доспехом посвельчивает».

Подробнее о событиях сентября 1380 года повествуется в «Сказании о Мамаевом побоище». Имеется восемь редакций этого произведения и примерно 150 списков. Российский историк Р. Г. Скрынников, изучив документ, делает предположение, что книжник опирался на воспоминание «верного самовидца, иже бе от пълку Владимера Андреевича». В то же время «Сказание…» изобилует ошибками, поэтому профессионалы считает его скорее литературным памятником, нежели историческим источником.

В этом документе сказано, что по велению Сергия Радонежского, в поход с князем Дмитрием Ивановичем отправились двое иноков — Пересвет и Ослебя. Им было приказано «вместо золоченых шлемов возлагать на себя схиму с нашитым крестом». Считается, что братьям предстояла нератная служба — молитвой и праведным словом воодушевлять русское войско.

Поединок

В «Сказание о Мамаевом побоище. Основная редакция» (в переводе В.В.Колесова) так описывается поединок Пересвета с Челубеем: «…Выехал злой печенег из большого войска татарского, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!.. И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он был схимою по велению игумена Сергия… Печенег устремился навстречу ему… И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».

Однако в более ранней «Задонщине» Пересвет все-таки вернулся к своим. Согласно этой версии, он был тяжело ранен.

Реконструкция

Судя по всему, Пересвет выехал на схватку с обычной узкой гранёной пикой с квадратным в сечении остриём. Если же у него был щит, то — деревянный, покрытый кожей: круглый или треугольный. Челубей, вероятно, был конным копейщиком, вооруженный луком, длинным копьём с листовидным наконечником, палашом и кинжалом. Такие сведения можно найти в книге «Куликовская битва» А. Щербакова. В любом случае, копье Челубея было длиннее пики Пересвета.

Челобей — он же Чалабай, он же Челибей, он же Темир-Мирза либо Таврул. Сведения о нем крайне скудны, что может свидетельствовать о незнатном происхождении. Уже позднее появилась версия, что он был любимцем Мамая и непобедимым воином-поединщиком.

Кони противников должны были быть специально обучены для таких поединков. В последний момент перед самым столкновением, от воинов требовалось привстать на стременах и поддаться вперед, грамотно и точно действуя щитами и копьями. Английский исследователь старинных конных поединков Эварт Окшатт писал, что длинное копье обеспечивало преимущество в атаке, а более короткая пика — в контратаке. В первом случае копейщик наносил ранение на более дальней дистанции, а во втором — победа доставалась тому, кто смог отклонить оружие противника щитом, нанеся встречный удар более короткой пикой. В любом случае, ранение в грудь было смертельным, более того, копье или пика, как правило, застревали в теле. Очевидно, что с копьем в груди, древко которого, по данным Эварта Окшатта, могло иметь 4−5 метров, вряд ли бы Пересвет доехал до русских полков.

Однако, в «Задонщине» Пересвет вернулся, имея раны (не одну) на груди, о чем сказал Ослебя — «брате, вижю раны на сердци твоемь тяжки». Здесь важно отметить, что до монашества Пересвет был очень опытным воином, о котором знал сам князь Дмитрий. О том, как дрались наши предки, можно прочесть в книгах А. Белова «Русский кулак», Б. Горбунова «Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX — начала XX» и С. Герберштейна «Записки о Московии». Русских бойцов отличало от западных рыцарей и восточных конников искусство «маневрировать в бою, уклоняться от ударов, подныривать под удар». Вполне возможно, Пересвет увернулся от копья Челубея, убив его своей пикой, и тут же был ранен лучниками Мамая. Напомним, что кольчуги на нем не было.

Косвенно об этом говорит костыль из яблоневого дерева, который вплоть до двадцатого века являлся местночтимой реликвией в мужском Дмитриевском Ряжском монастыре, расположенном в 40 километрах от Куликова поля на левом берегу реки Верды. Теперь это — исторический экспонат, который хранится в кладовой Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Речь идет именно о костыле для раненого человека, а не о дорожном посохе ходока. Если это действительно так, то Пересвет и на самом деле мог не погибнуть в поединке, а был смертельно ранен и некоторое время опирался на яблоневую палку. Хоть такое предположение маловероятно, оно остается одной из неразгаданных исторических загадок. Пересвета похоронили в старом Симоновом монастыре в Москве.

svpressa.ru

поединок Пересвета с Челубеем, неизвестные детали: staryiy

Поединок Пересвета с Челубеем, по другим версиям – Темир-Мирза либо Таврул.

А.Пересвет сразил не просто воина Челубея, а великого и ужасного Воина, непобедимого Челубея, который за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, и до сих пор почитаемый на Тибете.

Рассказ архиерея Североморской епархии, епископа Митрофана (Баданина) — в прошлом морского офицера, с 2000 года — священник, настоятель Успенского прихода в селе Варзуга, что на берегу Белого моря.

«Когда мы стояли перед этой картиной(картина Павла Рыженко «Победа Пересвета»), один из игуменов (он тоже уже рукоположен во епископы) рассказал нам такую историю. Я перескажу ее так, как услышал.

В Троице-Сергиевой лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями, боевыми искусствами. И когда началась перестройка, он решил с друзьями поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное. Все-таки, это их национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам…

Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет».

Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духовные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.

Оказывается, Челубей не просто был опытный воин и богатырь, но он был тибетский монах, прошедший воспитание по системе «маг-цзал» и достигнувший статуса «бессмертного». Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких избранных духами воинов-тибетцев (их звали «дабдоб») всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то он и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.

Несколько лет назад китайцы приезжали в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, спрашивали, есть ли летописи о поединке Пересвета с Челубеем. На вопрос, зачем это им, ответили, что на Востоке Челубей считается великим воином, победившим в трёхстах боях. А бои в те времена победой по очкам не кончались. Если бой, значит насмерть. Поэтому китайцы поражались, как мог Пересвет сразить непобедимого великого воина.»

Официальная версия

Копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме,сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам.

Пересвет был из боярского рода, крепок силою, и в прошлом искусный воин. Произнеся молитву и простившись с товарищами, он выехал навстречу Челубею на вороном коне. На нем была схима с красными крестами, полученная им от игумена Сергия вместе с благословением на битву. Все его снаряжение было справлено на монастырскую казну. Наконечник его копья ковал местный кузнец. Древко копья изготовлено из близлежащих лесов. Легендарное копье Пересвета до этого момента было неизвестно никому. Всадники разъехались и, разогнав коней, стали сближаться.

Богатыри сшиблись с такой страшной силой, что копья переломились.

Сильный и опытный воин Челубей точно поразил не имеющего щита Пересвета под левую пазуху. Удар копья Пересвета пришелся в щит Челубея. Но столько силы и решительности было в этом ударе, что копье Пересвета пробило щит насквозь и сам Челубей, получив смертельную рану, упал головой к ордынским войскам. Что было плохим для них предзнаменованием.

Соперники, по словам Сказания, «ударились крепко копьями, едва земля не преломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались». По другой версии Пересвет, получив смертельную рану, продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.

Александр Пересвет погиб, но многие русские воины избежали смерти от руки Темир-мурзы, убитого в поединке. Едва Челубей упал из седла, ордынская конница двинулась в бой и быстро смяла Передовой полк.

Дальнейший натиск татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал там теснить русские полки. Положение спас, вышедший из дубравы, Засадный полк серпуховского князя Владимира Андреевича, ударил в тыл и фланг ордынской коннице и решил исход битвы.

Вражеское войско дрогнуло и обратилось в бегство. Русские воины захватили ханскую ставку и почти на протяжении 50километров (до реки Красивая Мечь) преследовали и уничтожали остатки войск Мамая. Там же была захвачена Ставка ордынцев. Ягайло, узнав о его поражении, также спешно повернул обратно. Предполагают, что мамаева рать была разгромлена за четыре часа (сражение продолжалась с одиннадцати до двух часов дня).

Потери с обеих сторон были огромны (около 200 тысяч человек убитыми и ранеными). Убитых (и русских, и ордынцев) хоронили 8 дней. В сражении пали 12 русских князей, 483 боярина (60% командного состава русского войска.). Князь Дмитрий Иванович, который участвовал в битве на передовой в составе Большого полка, был ранен в ходе сражения, но выжил и получил в дальнейшем прозвище «Донской».

Брат Пересвета Андрей Ослябя героически сражался на Куликовом поле, был ранен, но выжил.

Описание поединка в Сказании побудило некоторых историков усомниться в самом существовании этого эпизода. Однако известно, что павших в Куликовской битве хоронили на поле боя, тело же Пересвета привезли в Москву и погребли в храме Рождества Богородицы в Симоновом монастыре. Рядом с ним позднее похоронили и его брата Андрея Осляблю, который закончил свой жизненный путь в монастыре. При перестройке храма их могилы сохранялись в течение многих веков.

По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох после революции хранился в краеведческом музее г. Рязани.

staryiy.livejournal.com

"Странная" Куликовская битва: historyfakts

Предисловие

Я начал писать этот рассказ в День Защитника Отечества, чтобы ещё раз напомнить вам и себе о славе русского оружия. После работ Л.Н.Гумилева трудно не признать, что эта битва велась не за "освобождение Руси от монголо-татарского ига", ведь уже во время "великой замятни" митрополит Алексий получил ханскую грамоту, по которой великое княжение является наследственным правом московских князей. Ещё раньше, при правлении хана Узбека во время насильственного "обмусульманивания" Золотой Орды многие крещёные татары перешли на службу к московскому князю, в результате чего четверть российского дворянства имела татарские корни.Война велась с Мамаем - который был тёмником (он не был Чингизитом и не мог претендовать на титул хана), ему служили причерноморские половцы (их к тому времени их тоже стали называть татарами, хотя половцы были светловолосыми - от русского слова "полова" - солома). Мамай опирался на союз с Западом, на генуэзские колонии в Крыму. Волжские татары неохотно служили узурпатору, и их у Мамая было незначительное количество. Так что в чьём войске было больше татар, Московском или Мамаевском - это надо ещё посчитать. Его (Мамая) союзником был литовский князь Ягайло, армия корого в основной массе состояла из жителей бывшей Киевской Руси (т.е. Украины и Белоруссии). А, собственно, законным правителем Золотой и Синей Орды в тот период стал хан Тохтамыш, для которого Мамай был самозванцем и злейшим врагом.Т.е. битва на Куликовом поле не была направлена против Золотой Орды, это была защита зарождавшегося Русского государства от "бусурман и латынян" с причерноморских степей (половцев и генуэзцев).Еще со школьной скамьи (точнее - парты) мне не давали покоя вопросы, на которые я сейчас постараюсь ответить - как могу, я не историк, мне некогда рыться по архивам, выискивая факты, поэтому особых доказательств не будет, будет только моё интуитивное понимание, появившееся в результате того, что я пытался поставить себя на место тех или иных персонажей, ну и некоторая элементарная логика. На первый и главный вопрос ответ уже есть, это не была битва за освобождение от монголо-татарского ига (как нас учили в школе). А вот другие вопросы:1.Какова была численность ратей и из кого они состояли?2.Зачем Сергий Радонежский послал монахов на битву?3.Зачем был нужен поединок Челубея и Пересвета?4.Правда ли то, что Пересвет был без доспехов?5.Почему Дмитрий сражался как простой воин, и кто фактически командовал русской армией?Я попытался ответить на эти вопросы и в результате пришел к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: исход битвы был решен в поединке между Челубеем и Пересветом!

Численность ратей

Вначале нам (в школе) говорили о численности в 400 тыс чел. с каждой стороны. Еще бы - для великой битвы за освобождение Руси ничего не жалко! И не важно, что даже если выловить в причерноморских степях всех мужчин призывного возраста (независимо от национальности и вероисповедания), всех коней - всё равно войско в 400 тыс чел. Мамаю всё равно было бы не набрать, да и высший армейский чин у ордынцев - тёмник - это командир отряда в 10 тыс. человек, а более высоких званий просто не было. Но любимый лозунг нашей академической науки: "Если факты не соответствуют теории - тем хуже для фактов!" :о)Потом "ученые" пристыдились и решили всё же уменьшить численность до 200 тыс., именно на неё купился Л.Н Гумилёв. БСЭ дает более скромную цифру в 100-150тыс. Об войске Мамая я уже написал, а кто были в русском войске? Оно состояло из княжеских дружин и ратного ополчения. При слове "ополчение" многие представляют себе длиннобородых мужиков в льняных рубахах с рогатинами в руках и топорами за кушаками :о) Типа - сбежались по призыву Дмитрия и Сергия из всех деревень защитить русскую землю :о) Это, мягко говоря, не так, - 200 тыс. крестьян набрать было бы, конечно, можно, только зачем? Конное бусурманское войско, вооруженное луками, расстреляло бы любое по численности "ополчение", не защищенное бронёй, в считанные минуты - даже не сближаясь с ними. Поэтому ополчение состояло, в основном, из жителей Москвы, а также других городов, было защищено кольчугами, щитами и шлемами, на вооружении имело сабли (мечи уже "вышли из моды"), копья и луки, и, в основном, было пешим - в отличие от конных дружинников. В свободное от войны время это ополчение занимлось ремёслами, сочетая их с боевой подготовкой - наподобии более позднего стрелецкого войска. Ну а фактическую численность можно оценить, как сделал один из авторов, исходя из размеров самого Куликова поля и фронта обеих армий в 2 километра. Если согнать на Куликово поле 400 тыс чел.(русских, татар, половцев и генуэзцев), то им просто там будет очень тесно, ни о каких меневрах полков, засадах вообще было бы бессмысленно говорить, они бы просто все стояли там локоть к локтю или с трудом протискивались бы друг между другом. Поэтому реально говорить о нескольких десятках тысяч воинов с каждой стороны, 30 или 50 тыс. - не так уж принципиально. Важно, что силы обеих армий - и русской, и "монголо-татарской" (а монголы то здесь причём? - их там было максимум несколько сотен, это ближайшее окружение Мамая) были примерно равны, возможно, некотороый численный перевес был у бусурман. Второй важный факт для понимания сути битвы заключен в том, что среди войска Дмитрия было много молодых и неопытных ополченцев-москвичей.

Сергий Радонежский

Общеизвестна роль РПЦ в объединении русской земли вокруг М-вы. Сергий не был митрополитом, у него был скромный чин иегумена Троицкого монастыря и непререкаемый аторитет среди всех православных людей (во всяком случае, сориентированных на Москву). Когда Дмитрий начал собирать в Коломне армию для решающей битвы с Мамаем, далеко не все князья послали свои дружины, а тем более ополчения. Не пришли извечные соперники москалей тверчане, "господа" новгородцы и, конечно - рязанцы (про рязанцев разговор отдельный - столько про них разного наплели). Сергий, несмотря на достаточно сложные взаимоотношения с Дмитрием, благословил Дмитрия и его воинство, предсказал победу русского оружия и большие потери с обеих сторон. Сергий обладал даром предвидиния, кто-то из нас может и не верть в это, но его современники, включая Дмитрия и его воевод, верили в этот дар безусловно - и это тоже, по-моему, отразилось на стратегии в битве. Но на мой взгляд, огромное значение имело и то, что он послал братьев-монахов Пересвета и Ослябю в состав армии. Знал ли он, какую роль должен сыграть Пересвет в битве? Мне кажется, учитывая его дар предвидиния, знал. И уж что он точно знал, что посылает их на верную смерть, именно об этом говорит одетая на монахов схима (особое одеяние из черной ткани, включающая шапочки, по форме похожие на шлемы или будёновки, но с нашитыми крестами на лбу там, где у буденовок звёзды). Что означает эта схима и какой обет дали монахи? Один Бог знает это, но не трудно догадаться, что это Великая Схима - умереть в битве за православную веру, т.е. стать великомученниками. Как к Великим Схимонахам к ним и относились окружающие. Насколько это соответствует монашескому образу жизни - вопрос весьма спорный, вне сомнения, что Пересвет Алесандр (в миру - брянский боярин) был до пострига опытным воином, да и монахи в своей жизни похоже руководствовались принципом "на Бога надейся - а сам не плошай" - достаточно вспомнить осаду того же троицкого монастыря поляками в смутное время. В общем, у меня в голове сложился этакий образ скромных монахов, наподобие шаолинских, но с русским колоритом и характером :о). Конечно, по церковному уставу монахам не полагалось брать в руки оружие, но ведь при нужде брали же. Да и не было ни у кого из окружающих сомнений на этот счет - раз их благословил Сергий, значит так и надо! И благословил то на подвиг во имя православной веры! Пишут, что, послав двух монахов, Сергий хотел воздвигнуть русских князей прийти на помошь Дмитрию. Сомневаюсь я в этом - ведь к тому моменту сбор русских ратей в Коломне фактически уже завершился. Думаю, что у них была совершенно конкретная задача, но об этом ниже... Почему послал двух, а не одного? Возможно, исходя из важности выполняемой миссии, ведь готовят же у космонавтов основной состав и дублёров :о)

Стратегический замысел русских воевод

Первый важный момент плана - переход через Дон, и вызвано это было отнюдь не тем, что русичи хотели отрезать себе путь к отступлению (как часто пишут некоторые сильно "учёные"), а куда более прозаическими вещами - на помощь Мамаю шли другие русичи под командованием князя Ягайло (причем должны были подойти по правому берегу Дона) и были уже на расстоянии двухдневного перехода до Куликова поля, и нужно было разгромить Мамая до подхода Ягайло. Крепко блефовали москали, ведь Мамай мог и не вступать в битву, ожидая подхода Ягайло и тогда Дмитрий оказался бы в ловушке перед лицом двух армий, существенно превосходящих его силы. Думаю, воеводы дали Дмитрию совет пойти на риск, исходя из чисто психологического момента. Ведь это поганые шли на Русь за данью, а не наоборот. Кстати, Москва в то время вообще не платила дани Орде, типа было две враждовашей "крыши", называвших себя ордынцами - Мамай и Тохтамыш, ну и как положено в таких случаях, "крышам" вначале нужно было самим разобраться, кто будет доить "корову", что они и сделали позже в том же 1380 году, когда Тохтамыш, воспользовавшись разгромом на Куликовском поле навязал сражение и победил Мамая на "дважды знаменитой" речке Калке.Но раз уж Мамай шел на Русь за данью, то ему, как говорится, и карты в руки. Негоже "ордынцам" бояться своих потенциальных вассалов и данников, нужно вступать в бой не дожидаясь подхода Ягайло. Думаю, сыграло роль и предсказание Сергия о победе, чисто психологически это облегчило принятие решения о переправе. Поэтому и перправились русские рати через Дон и встали на Куликовом поле. И встали так, что могли только обороняться, а никак не атаковать. Это очень важный момент и его легко доказать.Во-первых, наличие засадного полка - очевидно, что поганые могли попасть в засаду лишь наступая. Кстати, эта хитрость (так же, как кривые сабли) была принята у ордынцев и перенята хитроумными русскими воеводами Владимиром Храбрым и Боброком-Волынским, которым и было доверено командовать стратегическим резервом - засадным полком. Полк был конным и состоял из самых опытных дружинников.В остальном построение русских сил было классическим: большой полк, полки левой и правой руки были смешанные пехотно-конные. Резервный полк состоял из конных дружинников, ну и вперед был выдвинут пеший передовой полк, как и положенно, состоящих из молодых московских ополченцев. Как известно "война - дело молодых, лекарство против морщин". Ну и наконец совсем уж жиденькие ряды пехотинцев сторожевого полка, поставленного впереди передового полка. Таким образом, впереди всего войска стояли пешие передовой и сторожевой полки, которые не могли ни при каких условиях наступать на конных лучников-половцев. Просто я не знаю ни одного случая в военной истории, чтобы пехота наступала на кавалерию. Коннице вроде тоже не положено наступать на пехоту, но таких случаев сколько хочешь, в том числе и во время Куликовской битвы. Таким образом, если бы атаковать пришлось русским дружинам, то конные полки (а это засадный и резервный полки, и наполовину - большой) должны были пройти сквозь строй передового и сторожевого полков... Представляете, какая каша, и это, как я уже отмечал, на достаточно тесном Куликовом поле и в непосредственной близости от неприятеля. Сильно я сомневаюсь, что наспех собранное русское войско было способно на такие маневры.Выводы таковы: построение русского войска было рассчитано на сражение от обороны. Сторожевой и передовой полки, а также полк левой руки были обречены на уничтожение. Т.е. полк левой руки просто обязан был отступить под натиском половецкой конницы. Рядовым воинам, конечно, об этом не сказали.А теперь поговорим в сослагательном наклонении. А почему, собственно, должен был отступить полк левой руки, а если бы отступил полк правой руки, который по численности был практически такой же? Тогда бы на помошь ему пришёл резервный полк, чтобы удержать позицию. Но, по видимому, воеводы сделали всё, чтобы этого не произошло. Просто поставили лучшие дружины на правый фланг, а левый фланг ослабили совсем уж неопытными ополченцами. А почему Мамай не мог прорвать центр русской армии? А потому, что войска в центре были построены фактически в три эшелона (если не считать четвертого эшелона - резервного полка), чего раньше в русской армии никогда не делалось. Да и не принято было у ордынцев (сам то Мамай был ордынцем) прорываться через центр, они стремились, используя своё превосходство в коннице, прорываться на флангах.

Поединок Челубея с Пересветом

Итак, православная и поганая рати стоит в боевых порядках друг против друга. Мамай поглядывает сверху с Красного холма, как и положено по "картофельно-чапаевской" стратегии. И что, собственно, дальше то? Ну с русской армией всё ясно - она в принципе не может атаковать. А почему не атакуют бусурмане? Да по двум причинам: во-первых, атакующая армия всегда находится в более проигрышном положении, чем обороняющаяся, а при примерном равенстве сил это может оказаться решающим моментом. Во-вторых, время работало на Мамая, ведь к нему на помошь шел Ягайло. А что стоило простоять армиям пару дней, ведь стояли же под Бородином две стотысячные армии двое суток - "...два дня мы были в перестрелке - что толку в этакой безделке". Но на такой случай, когда никто не хочет атаковать первым, ещё в древности был заведен обычай - поединок двух лучших воинов, кто из них проиграет поединок, та сторона и обязана атаковать!Итак, перед строем выехал великан-печенег Челубей (Тимур-мурза). А вот в русском войске произошла заминка. Князь Дмитрий, понимая важность результата поединка, сам порывался принять вызов Челубея. Бояре-воеводы отговаривали его, гутаря, мол - негоже князю мериться силами с каким-то безродным поганым. Хотя чуть позже, когда князь захотел драться как рядовой воин - его уже никто не отговаривал от этого. Думаю, лукавили воеводы. Видимо, тоже прекрасно понимали важность этого поединка и... хотели, чтобы в поединке участвовал Пересвет, наверное, потому что верили - Пересвет точно выиграет поединок!Пересвет начал продираться через ряды передового и сторожевого полков, возвышаясь на боевом коне над рядами пехоты. Вот мне очень интересно, что же в этот момент было на нём одето? Ну наверняка же одел кольчугу (возможно - поверх длинной рубахи-схимы), как опытный воин он ни мог не понимать, что без кольчуги его жизнь на поле боя будет слишком скоротечной - под тучей половецких стрел. А вот одел ли он на голову шлем или так и остался в шапочке-схиме - вот это вопрос! Не зря же было столько разговоров, что Пересвет сражался без доспехов. Да и верил он наверняка, что схима, освяшённая Сергием, принесет ему удачу!Не один десяток раз проносились перед моим мысленном взором эти два воина. Очень легко представить, как разъехались они вдоль строя войск, чтобы было где разогнаться, пришпорили коней, и кони понесли их навстреу друг другу. Картина поединка, где они подняли на дыбы коней красива, но не верна по сути. Нельзя на полном скаку поднять коня на дыбы, а они летели на конях галопом - и когда сблизились - ударили друг друга пиками. Страшные это были удары, пики вонзились в их тела, а потом, поскольку кони продолжали бег мимо друг друга, древки пик начали выворачиваться и сломались, оставив в их телах обломки с наконечнками... и глубокие рваные раны, после которых не живут.Челубей умер сразу, упал с коня, и конь тащил его за ногу, застрявшую в стреме. А Пересвет остался живым, чудом удержался в седле. Конь хорошо чувствует всадника, прейдя на лёгкую рысцу он понес его к строю сторжевого полка. Пусть простят меня материалисты, но я верю, что в эти минуты только схима поддерживала в теле Пересвета, истекающего кровью, остатки жизни. И когда въехал он в строй русских воинов, душа покинула тело, и тело упало на руки ратников.Поэтому победителем в поединке и русские, и "бусурмане" считали Пересвета! Мамай вообще не мог знать, что Пересвет умер. И потому он подал знак своей первой линии начать атаку.

Ход битвы

По-моему, исход битвы был уже предрешен, поскольку Мамаю только казалось, что стратегическая инициатива находится в его руках - на самом деле он уже начал выполнять план московских воевод. Видимо так же считал и Дмитрий. Но тяжко было на душе 30-летнего князя, знал он, что жизнью молодых ополченцев он должен будет заплатить за эту победу, помнил он о пророчестве Сергия о больших потерях. Не было у него сил смотреть и ждать, когда бусурмане сомнут его левый фланг. Поэтому снял он золочёные доспехи, отдал их боярину Михаилу Бренку, одел обычные доспехи рядового воина, сел на другого коня и занял чьё-то место в большом полку. Именно в большом полку, а не в передовом, как пишут некоторые авторы - уж хотя бы потому, что передовой полк был пешим. А князь сражался верхом на коне вместе со своими дружинниками. Означает ли это, что и командование всей операцией перешло к Бренку? Нет конечно, командует ходом битвы тот, кто имеет право ввести в бой резервы - в данном случае это были удельные князья Владимир Андреевич Серпуховский ("Храбрый" - внук Ивана Калиты) и Дмитрий Михайлович Боброк (Волынский).Дальше всё известно из школьного курса истории. Конные половецкие рати с криком "урах" атаковали линию сторожевого полка. Ратники первого ряда русской пехоты опустились на правое колено, уперли древки копий в землю, выставив внерёд стальные наконечники, закрывшись каплевидными щитами. Остальные ряды (а их было совсем немного) тоже плотно сдвинули щиты, подняв их до уровня глаз и тоже выставили вперёд копья. Вначале, летя на всем скаку, всадники осыпали русских тучей стрел. Затем кони половцев в галопе напарывались на упертые в землю копья. Копья ломались как спички, и ряды сторожевого полка были завалены трупами коней и самих всадников. Затем точно так же был атакован передовой полк. Не думаю, что коннице так же легко удалось смять и его, учитывая его значительно большую численость. Скорее всего, осыпав передовой полк тучей стрел, половцы вздыбили своих коней перед частоколом русских копий и повернули обратно. А в атаку из второй линии пошла тяжелая генуэзская пехота. Вот она то и уничтожила молодых ополченцев из передового полка и сшиблась с большим полком. А в это время конница уже атаковала фланги. Точно также ощитинилась копьями русская пехота полков левой и правой руки, когда на них летели всадники. А на флангах дрались русские (и к слову - крещеные татарские) конные витязи, также кричали "ура", идя в атаку. Но, видимо, не у всех русских новобранцев на левом фланге хватило духа встретить копьем в брюхо коней мчащихся половцев, и кто-то покинул строй и начал отступать, забыв, что пеший конному не товарищ, и нельзя перегнать коня. Они погибли от сабель половцев. Оставшаяся же часть воинов, сгрудившись в "ежи", закрывшись плотно сдвиутыми щитами, заняли круговую оборону и продолжали отбиваться от скакавших вокруг конных лучников. Тёмник Мамай почувствовал слабину левого фланга войска Дмитрия и бросил туда главные силы конницы, и они начали прорываться в тыл большого полка. Во многих источниках написано, что когда полк левой руки начал отступать, к нему якобы пришла подмога из резервного полка. Я этому не верю, это совершенно не логично, в замысел русских воевод не входило останавливать прорыв половецкой конницы, наоборот, они хотели заманить их в засаду. И когда основные силы Мамая казалось бы уже вышли в тыл большого полка, с одной стороны по ним ударил резервный полк, а с другой стороны и с тыла - засадный полк. Причем засадному полку было где разогнать своих коней, и они сходу смяли уже успевших подустать половецких воинов - битва велась уже третий час подряд. И половецкое войско побежало, и конные русские дружины преследовали их 50 километров, а потом, наспех собрав раненных бойцов и оружие, спешно отступали на север, потому что к куликовскому полю подошло войско Ягайлы. Далеко не всех раненых удалось забрать и увезти. Дружины Ягайлы настигали обозы с ранеными, уничтожая их, убивая раненых единоверцев, говоривших на одном языке, покрыв себя на века позором!

_______________________________________________

План Куликовской битвы. Конные дружины обозначены прямоугольниками, разделёнными по диагонали. План взят из БСЭ, как наиболее детальный и (на мой взгляд) верный. (Впрочем, резервный полк показан как пехотный, хотя он, безусловно, был конным)

картина "Утро на Куликовом поле"

Поединок Пересвета с Челубеем

Коней на дыбы они навряд ли поднимали - я об этом писал

historyfakts.livejournal.com