Древнерусская кольчуга. Кольчуга


Плетение кольчуги: история, способы и покрой

Кольчугу создают посредством переплетения металлических колец в особой последовательности. За счет того, что это изделие распределяет силу удара острым предметом на более широкий участок тела, исторически ее использовали в качестве брони. На сегодняшний день плетение кольчуги – это способ создания карнавального костюма, украшения или художественного оформления тематического мероприятия.

История

С давних времен заветной мечтой воинов всех народов и эпох была надежная защита от вражеского оружия. Именно она гарантировала победу в кровавых боях. Со временем воины получили такие доспехи, одной из них стала кольчуга, которая является прообразом современных бронежилетов.

Подобные металлические изделия были широко распространены как в Азии, так и на территории Европы, а все благодаря простому способу изготовления. Для работы требовалось лишь железо, специальное устройство, которое помогало вытянуть проволоку, и главное – терпение, ведь однообразная работа занимала слишком много времени.

Кольчугу изобрели в I тысячелетии до н. э. Однако кто был изобретателем – неизвестно. Находки таких изделий на скифских захоронениях датируются V в. до н. э., кельтские образцы относятся к III в. до н. э. Римская империя познакомилась с кольчугами при завоевании Галлии, с тех пор их использовали вплоть до появления огнестрельного оружия.

Материалы

Если говорить о выборе материалов, то исторически правильно выковывать проволоку самостоятельно. Работа весьма кропотливая, помимо этого, в прошлом на каждое колечко ставили заклепку для прочности.

Сегодня для изготовления кольчуги чаще всего используют готовую проволоку различной величины или уже готовые граверные кольца. Если говорить о проволоке, то подойдет не каждая. Предположим, медную можно обработать даже руками, поэтому кольчуга испортится очень быстро. Алюминий – также не лучший вариант, поскольку при трении колец друг о друга появляется черная пыль. Лучшим выбором будет стальная проволока.

Виды плетения кольчуги

Существует большое количество разнообразных плетений. Но на практике ценность представляют не все. Одними из наиболее ценных являются «противорядки» (панцирное плетение). Эта классификация плетений подразумевает расположение колец такими рядами, в которых их наклон чередуется (к примеру, четные – направо, нечетные – налево).

Самое простое панцирное плетение кольчуги – «4 в 1». В данном случае одно колечко соединяют с четырьмя другими, лежащими вокруг. Этот способ плетения не обеспечивал достаточную защиту, поэтому чаще всего пользовались усложненными вариантами: «6 в 1» или «8 в 1». В данном случае защитная прочность и свойства кольчуги увеличивались. Но при этом увеличивался вес, время изготовления и стоимость изделия. Схема плетения кольчуги «4 в 1» представлена ниже.

Плетение кольчуги «драконья чешуя»

Именно на этом способе плетения стоит остановиться подробнее. Поскольку он не имеет исторических аналогов. Процесс изготовления такого изделия достаточно трудоемкий, и на него затрачивается большое количество времени, однако результат выглядит эффектно и эстетично, в отличие от других экземпляров.

Плетение кольчуги в данном случае требует использования колец двух диаметров (колечко меньшего размера должно проходить сквозь большее). Сначала плетется обычная цепочка, где чередуются кольца разных размеров. После этого крупные кольца накладывают поверх маленьких. Их необходимо закрепить большими кольцами, которые продевают сквозь маленькие. Далее в большие колечки, задействованные на втором этапе, продевают ряд колец меньшего диаметра (в них дальше нужно продевать большие колечки) и т. д.

Покрой

Существует большой выбор вариантов покроя. Выбор подходящего из них должен определяться предназначением и требованиями, предъявляемыми к кольчуге. Благовидно выглядят цельнособранные варианты. Их суть заключается в том, что все изделие собирается от одной закладной полосы колец. Этот способ изготовления прекрасно подходит для создания коротких изделий без рукавов. В данном случае прекрасную посадку можно обеспечить с помощью подгонки изделия по фигуре во время работы. Однако в данном случае пришить рукава будет проблематично.

Если в планах плетение кольчуги полного формата (с рукавами), тогда лучше всего выбрать вариант сборки изделия из отдельных частей. При этом на спине и груди направление рядов будет перпендикулярно рядам на плечах и рукавах.

Независимо от того, какой способ плетения и покрой будут выбраны, нужно смело прибавлять к обхвату груди не менее 10-15 см. Изделие не будет обвисать, но случаи бывают разные: плотный подкольчужник или изменение параметров тела.

Советы и предупреждения

Для начинающих мастеров плетение кольчуги станет более простым и удобным, если кольца будут свисать с веревки, прутика или проволоки.

  1. Чтобы изделие держало форму, а узор хорошо просматривался, дополнительно можно изготовить подкладку.
  2. Кольчужное плетение может поранить кожу или запутаться в волосах (если его изготовляют для украшения головы). Заранее стоит подумать о полировке колец и подкладочной ткани.
  3. Некоторые металлы отличаются неприятным запахом, могут подвергаться коррозии или окрашивать кожу.
  4. Края колец могут разрезать одежду или покрасить ее, под них нужно надевать специальное белье из плотной материи.

На сегодняшний день плетение кольчуги прекрасно подойдет лишь для художественного оформления или маскарада, но при сильном воздействии структура такого изделия нарушится, ведь в давние времена его изготовляли из кованых колец, за счет чего кольчуга была более износостойкой и терпимой к сильным ударам.

fb.ru

Кольчуга | WeaponHistory

Кольчуга – является элементом доспехов, который представляет собою кольца не большого размера, сделанные из металла, которые соединяли в месте и таким образом образовывалась сетка.

Сам термин «кольчуга» — значит материал (представлено в виде полотна из колец кольчуги), а не сами изделия из нее. К примеру, рубашка, сделанная из кольчужной ткани именуется хауберком с длинной до колена, хаубергоном с длинной до середины бедер, и бернием с длинной до пояса. Шоссами являются гетры из кольчуги, койфом именуют кольчужный капюшон, а митонамимами именуют рукавицы из кольчуги. Также существует такое кольчужное изделие как бармица, она представлена в виде кольчужного воротника, который подвешивался на шелм. Воротник из кольчуги, который обматывали вокруг шеи, именовали пиксаном. Также частенько кольчугу использовали как декоративный элемент, а также в ювелирной промышленности.

Самыми ранними находками кольчуг являются находки, датируемые IV столетием до н.э., обнаружены они были в захоронениях кельтов в Румынии. Ученные считают, что римляне впервые познакомились с кольчугами во времена столкновений с галлами из Цизальпинской Галлии (в наше время — это территория северной Италия). Римляне адаптировали данную технологию под свои войска, это было представлено в виде лорики хаматы, которую использовали как основную форму доспехов во времена Империи.

Эксплуатацию кольчуги можно проследить в течении Темных Веков, Средневековья и периода Возрождения. Кольчуга достигла своего апогея (что подразумевает покрытые площади тела рыцаря) на Европейском континенте во времена XIII столетия, в то время как кольчугой покрывалось все тело.

В XIV столетии латный доспех широко использовался для улучшения кольчужного. Зачастую кольчугу укрепляли при помощи пластинок в большинстве областей поражения. В то же время, кольчугу все еще широко используют многие воины также, как и бриганды и стеганки. Данные три типа доспехов, являлись подавляющим большинством всех типов доспеха, которые использовались в тот период. Кольчуга являлась самым дорогим из данных типов доспехов. Стоит заметить, что чаще всего, кольчуга являлась даже дороже латных доспехов. Кольчужную рубаху, которая была вплетена между двух слоев ткани, называли джазерантом, и могли носить как защитное одеяние.

Сохранившиеся подлинники кольчуг в наше время представлены в разнообразных музеях и коллекциях.

Японские воины применяли кольчугу (которую называли кусари) в довольно ограниченных типах доспеха на заре периода Намбокучи (1336-1392 гг.). Примняли 2 главных способа плетения: так называемый квадрат со схемой 4-в-1 (его именовали как гусари) и со схемой шестиугольника 6-в-1 (который именовали хана гусари). Кусари зачастую изготавливалась из колец, которые по размерам были гораздо меньше чем европейские прототипы, а также использовались эти кольчуги в гораздо меньших масштабах. То есть японцы не изготавливали, в большинстве случаев, полное кольчужное покрытие, они использовали кольчугу как соединительный элемент для пластинок доспехов, а также для покрытия уязвимых мест доспеха, к примеру подмышек. Кольца не сваривались, ни заклепывались, хоть встречались определенные участки, сплетенные из колец, у которых было две и больше скруток, подобных современным декоративным цепям на брелках. Кольца покрывались лаком для того что бы избегнуть коррозию металла, и, что является особенностью японского доспеха, кольчугу всегда пришивали к ткани или коже. Встречаются случаи, когда кусари скрывали между слоев кожи либо ткани.

Эффективность кольчуги

Кольчужные доспехи обладали весьма эффективными защитными функциями против ударов рубящего типа, а также против колющего типа оружия; Королевская Оружейная Палата в Лидсе (что находится в Великобритании) отметила, что кольчугу нельзя пробить практически никаким обычным оружием. В основном, нерушимость кольчуги перед оружием определяют четыре фактора: во-первых, это тип соединения (они бывают сведенными, клепанными или сваренными), во-вторых, используемым материалом (изготавливали кольчуги из железа, бронзы либо стали), в-третьих, плотностью плетения (чем плотней плетение имела кольчуга, тем уже необходим был клинок для того, чтобы его пробить), и наконец в-четвертых, в зависимости от толщины самих колец (зачастую это было от 1 до 3 мм). Кольчужное обмундирование, если рыцарь мог себе его купить, давала огромные преимущества во время сражения при использовании определенной техники фехтования. В то же время, сильные удары мечем перпендикулярно поверхности кольчуги мог спокойно разрубить кольчужные кольца. Также стоит заметить, что при отсутствии клепки во время изготовления кольчуги, точные удары копья либо тонкого меча, могли проникать под нее. Также кольчуга была уязвима перед полаксом либо алебардой которые также могли проникнуть сквозь нее. Также военными мастерами были разработаны стрелы, предназначенные для пробивания кольчуги, их называли «шило» они имели тонкое острие которое проскальзывало между колец кольчужных лат. Из многочисленных источников, мы можем заключить, что основная цель воина во время сражения была попытка обойти защищенные участки, а не пытаться их пробить. Данный факт доказывают и найденные скелеты в Визби в Швеции, большинство которых были ранены в ноги, так как эта часть была менее всего защищена.

Следует понимать, что гибкость кольчуги означала и то, что она не защищала солдата от дробящих ударов, которые могли нанести сильные ушибы либо, также как головной убор кольчуга была тоже не эффективной. Зачастую обмундированные в кольчуги рыцари, поверх кольчужных капюшонов носили шлемы для дополнительной защиты головы. Плюс к тому же, оружие дробящего типа, к примеру, палица либо боевой молот, могли с легкостью нанести урон воину через кольчужную защиту, не пробивая ее, в связи с этим, под кольчугу, зачастую, воины надевали мягкие доспехи, такие как стеганка. В то же время кольчуга играла огромную роль в бою, так как оберегала рыцаря от порезов и инфекции которая сопутствовала почти с каждым ранением, и была очень опасной в тот период для воинов.

Производство кольчуги

Встречаются несколько методов плетения колец в кольчуге, которые военные мастера знали еще с давних времен. Самым распространенным методом плетения был метод плетения 4 кольца в одно 1 (что значит, что каждое колечко соединяли с четырьмя соседними). На Европейском континенте плетение методом 4 в 1 максимально часто использовалось. Также, кольчуги были распространены и на востоке Азии, часто встречается этот элемент защиты в Японии, где для плетения этого доспеха использовали и другие методы плетения.

С давних времен, на территории Европы, еще в до-Римский период, кольчужные кольца склепывались чтобы уменьшить вероятность расхождения колец во время колющего удара либо во время поражения стрелами. Аж до периода XIV столетия европейскую кольчугу делали из клепаных и сваренных колец, которые были последовательно соединены. Позже кольчуги стали изготавливать только из клепаных колец. Кольца изготавливали из кованного железа. Встречаются и более поздние кольчужные элементы, которые были произведены из кованой стали, с весьма хорошим содержанием углерода, что давало возможность производить закалку кольчуги.

Проволоку для клепаных колец производили при помощи двух методов. Одним из методов был таков: железо ковали в пластинки, которые позе разрезались. Данные тоненькие полоски протягивали через волочильную доску, пока не достигали необходимого диаметра. Из нескольких источников, представленных манускриптами видно, что для выполнения подобных операций, в те времена, применялось водное колесо. Иной метод заключался в простой выковке прутьев из железа и после этого вытягивание их в проволоку. Кончики кольца соединяли при помощи пробойника. Также для соединения колец, применяли и кузнечную сварку, но до наших дней дошел только один европейский подлинник с таким методом изготовления, и датируют его VII столетием, этим подлинником является кольчужная накидка Коппергейта. Вне границ Европейского континента данный метод был более распространен, к примеру, всем известное «тета», способ плетения кольчуг из Индии.

Исторические реконструкции

Огромное количество клубов по исторической реконструкции, в особенности те, которые фокусируют свое внимание на античных и средневековых временах, широко применяют кольчугу как доспех, а также как элемент костюмов. Кольчуги в особенности популярны у клубов, которые используют стальные виды оружия. Рыцари в хауберке и шоссах имеет возможность бегать, подыматься с земли, кувыркаться, прыгать. В данном доспехе можно даже плавать при полной экипировке. Также многое зависит и от физической подготовленности человека. Современные реконструкции хауберка из колец с внутренним диаметром 10 мм весят примерно 10 кг, и содержат 15000-45000 колец. Кольчугу могли носить под обычной одеждой. Встречаются также и реконструкторы, которые носят под одеждой свои кольчуги, для того чтобы привыкнуть к ним.

Одним из двух главных недостатков кольчуги является то, что ее вес не равномерно распределен по телу. Основную нагрузку получают плечи. Вес можно более равномерно распределить если использовать пояс, который носили поверх кольчуги, и обеспечивает дополнительную опорную точку.

weaponhistory.com

Древнерусская кольчуга — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Славянский воин в кольчуге.

В оборонительных доспехах древнерусского профессионального воина большое значение имела кольчуга — боевая одежда в виде рубашки из мелких, плотно сплетенных железных колец. Термин «кольчуга» возник позднее, в Московской Руси, а в письменных источниках древней Руси кольчуга упоминается под термином «броня». Множество фрагментов, а иногда и целые кольчуги встречаются среди археологического материала. Особенно много дошло до нас кольчуг Х в. в дружинных курганах (Черная Могила, Гульбище — в дружинных курганах X века близ Чернигова, Гнездово и т. п.). От последующих веков в городских и городищенских слоях чаще всего встречаются фрагменты этого доспеха, но на Райковецком городище найдены две целые кольчуги хорошей сохранности.

Кольчуга служила достаточно надежной защитой от холодного оружия. В древней Руси, а появилась на 200 лет раньше, чем в Западной Европе. Еще в XII в. во Франции кольчуга считалась дорогим импортным доспехом который ввозили из России. В героической французской поэме «Рено де Монтобан» упоминается «кольчуга, сделанная в России».

Кольчуга древнерусского воина.

Сплетение состояло из целых колец и колец на заклепках или штифтах, то есть половина колец были целые, а половина разводные, которые после сборки соединялись заклепкой или штифтом. Каждое кольцо охватывало четыре разъемных, а разъемное — четыре целых. Кольчуга делалась из железа. Металлографический анализ кольчужных колец с Княжей Горы и из Новгорода обнаружил ферритное строение с очень малым количеством шлаковых включений. Иногда в качестве декоративного элемента в кольчугу вставляли несколько рядов медных колец. Медные проволочиые кольця имеют кольчуги из Черной Могилы и из Новгорода. На поздних кольчугах тоже известны оторочки ворота, рукавов и подола медными кольцами. Металл колец. естественно, быстро корродировал и кольчуги необходимо было чистить. О том, что кольчуги были чищены, то есть светлые и блестящие (естественного цвета железа), сообщает летописец: «И бе вчдете страшно в голых доспехах, яко вода солнцу светло-сиящу». (И смотреть страшно на воинов в голых доспехах, так как они блестят светлее, чем вода на солнце). В XVII в. для чистки кольчуг применялось специальное приспособление в виде закрывающейся бочки с веретеном, в которую клали кольчугу, посыпанную мелким песком, и вращали ее. Подобное, столь простое приспособление, мог применять кольчужник и древней Руси. Кольца большинства известных археологических кольчуг были плоские. Наружный диаметр их на разных бронях колебался в пределах 13-15 мм. Ширина кольца равнялась 2-2,5 мм, толщина была около 0,8-1,0 мм. Иногда поверхность кольца орнаментировалась одним или двумя концентрическими рельефными кругами. Делались кольчуги также и из проволочных колец (например, кольчуга из Черной Могилы, Райковецкого городища или фрагменты кольчуги с Княжей Горы) такого же размера.

Обычная кольчуга на средний рост состояла примерно из 18-20 тыс. колец. Технология производства кольчуги состояла из операций изготовления колец и заклепок или штифтов и из сборки и склепывания разомкнутых колец в следующей последовательности. Из железа изготовлялась круглая или квадратная проволока диаметром около 2 мм, которую навивали на круглую оправку диаметром около 10-11 мм. Образовавшуюся спираль разрубали по одной стороне, в результате чего получались круглые разомкнутые кольца одинакового диаметра. Половину колец сваривали. Если кольчугу делали из плоских колец, то после сварки круглые в сечении кольца расплющивали и фигурным пуансоном наносили удар. Таким же путем расплющивались и орнаментировались разомкнутые кольца. После этого концы колец дополнительно расплющивали на плашку и пробивали бородком отверстия под заклепки или штифты. Отдельной и довольно кропотливой операцией было изготовление заклепок или штифтов. Кольчуга с Княжей горы была склепана заклепками с головкой. Диаметр заклепки было около 0,75 мм. Каждое разомкнутое кольцо после соединения его с четырьмя целыми кольцами склепывали. Последними операциями были чистка и шлифование кольчуги. В технологии производства древнерусских кольчуг поражает миниатюрность, тонкость и огромная трудоемкость кузнечных работ, например, операция склепывания кольца заклепкой диаметром около 0,75 мм, производившаяся не с отдельно лежащим кольцом, а уже с кольцом, вплетенным в кольчугу. Склепать нужно было около 10 тыс. колец.

  • Кольчуга. Западные славяне и Киевская Русь в X-XI вв. Королюк В.Д.

traditio.wiki

Кольчуга — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

В большинстве кольчуг кольца сваривались или заклёпывались. Некоторые имели кольца, которые заклёпывались индивидуально. Такая кольчуга имела лучшее качество. Кольчуга хоубергеон. Порождает литературно-кинематографические ассоциации - типа "Эх, коротка кольчужка! Но на самом деле носилась не только небогатыми воинами. Богатые, одевали такую кольчугу поверх длинной кольчуги, так что туловище оказывалось защищено кольчугой в два-три слоя (поверх длинной могли одеть сразу две короткие), а рукам остававалась хорошая свобода движений Хоуберк с кольчужными чулками и сюрко, со снятым шлемом) (en:surcoat (Dräkt, Fransk riddare, Nordisk familjebok)

Ко́льчатый доспе́х — доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием. Носила в зависимости от разновидности различные названия: кольчу́га, панцырь, байдана, яцерин. Использовались разные виды кольчуг — от кольчужной рубахи, прикрывавшей только туловище и плечи до полных хауберков (hauberk), покрывавших тело полностью, с головы до ног.

Кольчуги получили очень широкое распространение, как в Европе, так и в Азии благодаря относительной простоте изготовления. Чтобы изготовить кольчугу требовалось только несколько килограммов железа, устройство для вытяжки проволоки и терпение для однообразной работы по изготовлению из проволоки колец и плетению из колец самой кольчуги (для кольчужной рубахи это несколько сот человеко-часов, не учитывая время изготовления проволоки или ковки колец индивидуально). После изготовления такой доспех мог служить практически вечно — при его повреждении было достаточно залатать кольчугу пригоршней новых колец.

Кольчуга была изобретена приблизительно в середине I тысячелетия до н. э., но нельзя точно сказать, кто и где впервые изготовил её. Скорее всего, она была изобретена независимо в Европе и Азии. Первые находки кольчуг на скифских кладбищах датируются V веком до н. э. Этрусские или кельтские экземпляры относятся к III в. до н. э. Римская Империя впервые столкнулась с кольчугами, когда завоёвывала галлов, и легионеры вскоре переняли эту технологию. С того времени кольчуги использовались вплоть до изобретения огнестрельного оружия.

С X века распространённость кольчуг достигла своего максимума, когда были изобретены хауберки, покрывающие всё тело. B XIII веке в Европе кольчуги иногда усиливали обширными наплечными и нагрудными пластинами. Кроме нагрудников и наплечей, из сплошного металла изготавливались наручи, поножи, набедренники и иные элементы. Чаще всего эти латы дополнялись кольчужными или кожаными фрагментами. В XIV веке сплошные стальные латы начали постепенно вытеснять кольчугу, но из-за своей дороговизны полностью заменить кольчуги не смогли, фрагменты кольчуги часто использовались совместно с латами, прикрывая сочленения и промежутки в сплошной броне. B России кольчуги существовали до конца XVII века, а на Востоке, Кавказе и в Средней Азии — до начала XIX века.

В XIV веке в Японии был изобретён свой тип кольчуги, отличающейся по плетению и устройству от классической кольчуги, известной в Европе и на Востоке. Этот тип кольчуги представлял собой шайбы, нашитые на ткань и дополнительно сплетённые сплющенной проволокой в два оборота. В Японии классическая кольчуга до прихода европейских мореплавателей была неизвестна, а в Китае, с которым контактировала Япония, классическая кольчуга считалась секретным оружием «люди и лошади оплетённые цепью», оружием настолько секретным, что даже сами китайцы нередко понимали название буквально (обычно в роли секретного оружия «люди и лошади оплетённые цепью» выступали наёмники из соседних государств, имеющих тяжёлую кавалерию в кольчугах).

собственная тяжёлая китайская кавалерия, одетая в ламмеляры и смахивающая на катафрактов, исчезла при основании династии Тан, когда Тай Цзун, используя многочисленную универсальную среднюю кавалерию, разбил соперников, имевших малочисленную тяжёлую кавалерию в конских доспехах, поддерживаемую многочисленной, но бездоспешной лёгкой кавалерией (про Японию по материалам К. С. Носова «Вооружение Самураев» и «Nihon Kachu Seisakuben» by Anthony J. Bryant) (про Китай по материалам «Imperial Chinese Armies (1): 200BC-AD589» C.J. Peers, Illustrated by Michael Perry, Osprey Publishing, ISBN 1 85532 5144 , «Imperial Chinese Armies (2): 590-1260AD» C.J. Peers, Illustrated by Michael Perry, Osprey Publishing, ISBN 1 85532 599 3 , «Midieval Chinese Armies: 1260-152D» C.J. Peers, Illustrated by David Sque, Osprey Publishing, ISBN 1 85532 254 4 и «Late Imperial Chinese Armies: 1520-1840» C.J. Peers, Illustrated by Christa Hook, Osprey Publishing, ISBN 1 85532 655 8 )

В настоящее время кольчуги используются на мясоперерабатывающих заводах, из плетеных колец делают кольчужные перчатки для защиты рук. Иногда кольчуга (Shark suit) также применяется для защиты от акул аквалангиста, при изучении образа жизни и поведения акул.

В Средние Века существовали три основные разновидности кольчужного доспеха:

1. короткая кольчуга с короткими рукавами, недостающими до локтей («little hauberk»). Носилась не только теми, кто не мог позволить себе длинную кольчугу, но и порой, в качестве дополнительного усиления защиты, поверх длинной кольчуги. 2. длинная кольчуга с короткими рукавами до локтей, длинным подолом (иногда до колен), с разрезами на подоле спереди и сзади (чтобы садиться на коня). Редкая в Европе, но популярная на Востоке, носилась обычно с наручами и поножами (Chausses). 3. длинная кольчуга, доходящая порой до колен, с рукавами полной длины и разрезами на подоле спереди и сзади (чтобы садиться на коня). Как правило, к ней в комплекте шли кольчужные чулки. В варианте, известном как хауберк, имелся кольчужный капюшон, составляющий с ней единое целое (в других вариантах мог иметься отдельный кольчужный капюшон).

В Европе такая кольчуга носилась с кольчужными рукавицами, непопулярными на Востоке, поскольку они мешали стрелять из лука. На Руси же по наличию рукавиц можно было определить, насколько хорошо стреляет всадник из лука (например, на известной картине Васнецова «Богатыри» Илья Муромец в рукавицах и без лука, а Алёша Попович с луком и без рукавиц). Самые ранние полностью сохранившиеся хауберки в Восточной Европе были обнаружены в Черной могилe близ Черниговa и датированы 970-ми гг. На гобелене из Байё, который изображает сцены битвы при Гастингсе (1066 г.), видны воины (как викинги, так и англосаксы) в хауберках длиной до колена с разрезом рукавов и разрезами на подоле спереди и сзади.

Гобелен, изображающий сцены битвы при Гастингсе (1066 г.). На нем показаны норманнские солдаты, носящие хоуберк длиной до колена Hормандский рыцарь 1066 г.

(кольчужные перчатки появились в Европе довольно поздно, практически одновременно с латными рукавицами и потому не получили широкого распространения).

Несмотря на широкое распространение, кольчужные доспехи имели довольно слабую защиту. Проволока вытягивалась из достаточно мягкого железа (кольца из твердой стали ломались бы при ударе), так что такие доспехи рассекались саблей, протыкались копьём и разрубались мечом. А удар тяжёлого оружия, даже не пробивающий доспех, оказывался смертельно опасным. Кольчуга никогда не предназначалась для защиты от прямых колящих и рубящих ударов, она защищала в основном от скользящих (режущих) ударов. Поэтому под кольчугу с целью амортизации ударов надевался поддоспешник (например ватник, тегиляй или акетон). Ватник использовался там, где была известна вата (на Востоке), а европейские рыцари вместо ватника использовали стёганку (стеганую куртку, прошитую из 8-30 слоев холста и набитую паклей, щетиной или другим подобным материалом).

Даже от стрел и арбалетных болтов кольчуга защищала не слишком хорошо: они проникали в ячею, а специальные стрелы с гранёным наконечником просто пробивали доспех. Уже на расстоянии в 50 метров от стрелков воин в кольчуге не мог чувствовать себя в безопасности. Поэтому часто дополнительно к кольчуге носились:

В конце XIV века, когда появились первые полные латы, рыцари надевали под латы кольчугу с поддоспешником, для прикрытия щелей в латах. Но, поскольку такое сочетание кольчуги и лат было слишком тяжёлым (сами латы весили 20-30 кг, а кольчуга весила ещё около 10 кг), то в XV веке отказалась от ношения полной кольчуги под латами, и вместо этого стали нашивать куски кольчуги на поддоспешник, получив тем самым усиленный дублет.

Изготовление колец кольчуги Плетение кольчуги «4 в 1» и «6 в 1»

Только самые ранние кольчуги делались из сведённых колец (т. е. концы куска проволоки, из которого изготовлялось кольцо, ничем не скреплялись)(en:Ringmail-[1]) В большинстве кольчуг кольца сваривались или заклёпывались, причем сварные кольца обычно соединялись между собой с помощью заклёпанных, но существовали и кольчуги, в которых все кольца были сварными. В японском варианте кольчуг использовались кольца в два оборота.

Наиболее простым вариантом плетения было «4 в 1», при котором одно кольцо соединяется с четырьмя соседними. Такое плетение не давало достаточной защиты, поэтому использовались более сложные вариации — «6 в 1», «8 в 1», «8 в 2», — которые улучшали защитные свойства и прочность кольчуги, но увеличивали как её вес так и время изготовления, а следовательно и стоимость готового изделия. Только проволока, вытягиваемая из булата индийскими мастерами была достаточно прочной, чтобы давать достаточную защиту при простом плетении. Также существовали понятия «двойного плетения» и «тройного плетения», но однозначного соответствие между двумя группами названий, видимо, нет.

Оба типа колец (сваренные (или сведённые и связанные нитью) и склепанные) были сделаны кузнецом, используя самодельную железную проволоку. Проволока для колец была изготовлена одним из двух методов. Первый метод — кузнец, просто должен был ковать прут до примерно правильного размера. Другой, более трудоемкий метод (более качественная проволока) — кузнец должен был тянуть тонкую часть железного прута через металлический конус, уменьшая его в диаметре, удлиняя и формируя его в круглую форму. Это было сделано неоднократно, пока не была достигнута желаемая толщина. Безшовные кольца вырубались из листа металла. Сварка (стык ковался) также использовалась, чтобы создать кольца, но в Средневековой Европе почти никогда. Вне Европы эта практика была более обычна, типа известных колец 'теты' ('theta') из Индии. Что любопытно, в Средневековой Европе вплоть до эпохи Возрождения, кольца кольчуги изготавливались не из проволоки (в отличие от других регионов), а каждое кольцо ковалось индивидуально, так как в Тёмные Века была утеряна технология волочения проволоки. Основными параметрами кольца являются внутренний диаметр (ВД) и диаметр проволоки (или диагональ сечения гровера). Понятно, что внутренний диаметр должен быть как минимум в два-три раза больше диаметра проволоки, если от кольчуги требуется хоть какая-то гибкость. В то же время, кольца с гигантским ВД получаются хлипкими практически во всех случаях. Обычно ВД должен быть больше диаметра проволоки в пять раз, что в принципе верно и для подлинных кольчуг (средний диаметр кольца на средневековой кольчуге редко превышал сантиметр). Эта немного заумная картинка - попытка вывести зависимость плотности плетения от ВД и диаметра проволоки. Она прекрасно заменяется "правилом большого пальца": если большой палец пролазит в кольцо, то это не кольчуга, a халтура.

Материалы и изготовление колец[править]

Прежде всего проволока (стальной проволоки на кольчугу идет как минимум килограмм 7-8; этo 2000-2500 колец на килограмм), стержень нужного диаметра и несколько деревянных брусков. Стальная проволока диаметром 1,2 миллиметра, очень хорошо подходит для колец с внутренним диаметром 6 мм. Но можно взять проволоку потолще, чтобы можно было делать кольца побольше (как уже говорилось, внутренний диаметр кольца должен быть примерно равен диаметру проволоки, умноженному на 5). Некоторые кольчуги (в частности, кольчуга XIII в. из Изяславля) делались с использованием колец 3-4 разных размеров.

Стержень: диаметр его должен быть равен внутреннему диаметру кольца. Длина - как минимум сантиметров 30. "На расстоянии 1 см от любого конца сверлится сквозная дыра диаметром чуть большим, чем диаметр проволоки. В принципе, этого достаточно: стержень зажимается в тисках так, что дыра торчит над самыми губками, в дыру вставляется кончик проволоки - и "равномерными круговыми движениями" наматывается пружинка. Откусив бокорезами хвостики, снимаем пружинку с машинки и растягиваем так, чтобы расстояние между витками примерно равнялось 1,5 -2 диаметрам проволоки. Растянутую пружинку нарезаем на колечки. Колечки резать лучше одно за другим, группами по 4-5 штук. В этом случае отрезанные колечки не деформируются. Отрезав 5 штук, снимем отрезанные с лезвия ножниц, кладем в лоточек и повторим операцию."

Половина изготовленного количества наглухо сваривалась в сплошные кольца. Вторая половина колец подвергалась дальнейшей обработке. Концы отрезков несколько расплющивались и в каждом из них пробивалось маленькое отверстие. Затем заготовлялись миниатюрные заклепки около 2 мм. Каждое разомкнутое кольцо продевалось в четыре сплошных, затем концы сводились, в отверстие вставлялась заклепка и вхолодную расклепывалась молотком, соединяя пять колец». Таким образом получался один ряд сварочный, другой склепанный. Колец в кольчатом доспехе было не менее 15 тысяч, а иногда и по 20 тысяч с лишним — в зависимости от длины и ширины доспеха и величины кольца. Вес также был не одинаков: более древние доспехи весили от 12 до 16 кг с лишним, более поздние — от 5 до 9 кг.

В новейшие времена в Фидонет в ru.weapon Дмитрием Кошевым описывалась кольчуга из шайб Гровера 6 мм. В отличие от старинных кольчуг, шайбы Гровера изготавливаются из закалённой стали.

  • Плетение кольчуги «4 в 1»

  • 6-in-1-chainmail.jpg

    Плетение кольчуги «6 в 1»

  • Плетение кольчуги «6 в 1»

  • якобы "Hормандская" кольчуга ("maille normande") на самом днле относящаяся к DnD и являющася точной копией японской

  • 8-in-2-chainmail.jpg

    Плетение кольчуги «8 в 2», известное так же как «Королевское Плетение»(используется в макушке коифа.)(фактически это аналог «4 в 1» двойного плетния)

  • Japanese platejoin.jpg

    японская бригантина

  • длинная кольчуга длинной порой до колен, с длинными рукавами полной длинны и разрезами на подоле спереди и сзади (чтобы садиться на коня). Как правило, к ней в комплекте шли кольчужные чулки. А в варианте известном как хоуберк, имелся кольчужный капюшон составляющий с ней единое целое. B других вариантах мог иметься отдельный кольчужный капюшон. (Ричард Львиное Сердце)

  • Неверное изображение крестоносцев: мало того что отсутствует сюрко, так ещё и кресты нашиты на кольчугу

traditio.wiki

Кольчуга

КОМАНДА ИРКУТСКОГО КЛУБА РОЛЕВЫХ ИГР

Кольчуга

Немного истории

Кольчуга - вид доспеха, изобретенный еще во втором тысячелетии до нашей эры (предположительно в Малой Азии), сделанный из колец, скрепленных друг с другом по образу и подобию сети (хотя бы потому, что слово "macula", от которого и произошло слово "кольчуга", переводится как "сеть").

В большинстве кольчуг кольца либо заклепывались (оба конца кольца плющили, затем делали в них по маленькой дырке и, сведя кольцо, соединяли их скобой. (рис. 1), либо заваривались (заваривали, обычно, центральное кольцо в пятерке - остальные были заклепанные). И только в ранней Европе появились кольчуги, где кольца были просто сведены - это экономило и время изготовителю и деньги покупателю. Я, конечно, пойму, если вы предпочтете клепаную кольчугу простой, но поймут ли вас соседи (а если вы живете не одни - то домашние уж точно не поймут) - с громоподобными ударами молотка заклепывать дни и ночи напролет около 25000 колец - вас просто из дома выгонят вместе с этой кольчугой. Так что, рекомендую остановиться на варианте простого сведения колец.

Сам процесс изготовления кольчуги - весьма длительный и однообразный процесс, которому придется посвятить не один месяц ( а если в день по несколько колец сводить - то и года не хватит). Однако, когда за окошком идет скучный дождь или снег, или просто делать нечего долгими монотонными вечерами, вполне можно засесть за плетение кольчуги.

Итак, видов плетения существует великое множество, самые стандартные из которых это "4 в 1" (четыре в одном), т.е. в одно (центральное) кольцо вдеваются четыре других), "6 в 1" и "8 в 1" (соответственно, в одном кольце шесть или восемь колец). Все виды плетения освоить очень просто, научившись лишь одному - "4 в 1", чем мы, собственно, сейчас и займемся.

Параметры колец

Для начала поговорим о кольцах для нашей будущей кольчуги. Здесь для нас важны следующие параметры - внутренний диаметр кольца и его толщина (рис. 2). Лично я делал свою кольчугу из колец 2 мм толщиной с 8 мм внутренним диаметром - кольчуга получилась очень качественная, относительно плотности, однако довольно тяжелая (15 кг), но если делать каждый день зарядку и поднакачать плечи как следует - вес превратится в пустяк. Хотя, можно придерживаться и стандартному правилу кольца, которое звучит так: "внутренний диаметр должен быть в пять раз больше толщины". А значит, могу порекомендовать два варианта:

  1. толщина - 1,5 мм.; вн. диам. - 8 мм.
  2. толщина - 2 мм.; вн. диам. - 10 мм.

Материалы и приспособления

Главный материал для наших работ - проволока. Лучше всего брать стальную, если вы действительно собрались применять собранную кольчугу по назначению (от ударов защищаться). Конечно, можно использовать алюминий, только такую кольчугу разве что на стенку повесить и не трогать. В общем не будем заниматься пластилиновой лепкой, а возьмем нормальную стальную проволоку, в среднем, ок.12 кг. (купить ее можно в магазинах, торгующих различными сварочными изделиями, но если вы найдете еще четверых охотников за проволокой, то можно скинуться и купить одну бухту проволоки на металлобазе (64 кг).

Так же нам нужен самодельный станок для наматывание проволоки. Делается он просто. Для этого нам потребуется стержень с диаметром равным внутреннему диаметру кольца (можно использовать и трубку, главное, чтоб ее внешний диаметр соответствовал внутр. диам. кольца). Этот стержень или трубка должны быль длинной ок.1 м., но можно и чуть покороче. Помимо этого будет необходимо раздобыть три небольших деревянных бруска.

Итак, в одном конце стержня делаем небольшую (чтобы проволока пролазила) дырку насквозь (ориентируйтесь по рис. 3), а второй конец гнем в форме ручки. Потом, к бруску №1 (горизонтально лежащему) крепим перпендикулярно два оставшихся. Через эти два бруска (примерно посередине) будет проходить отверстие, причем в бруске №2- насквозь, а в бруске №3 - на половину. Именно в это отверстие, через брусок №2 вставляется стержень, упираясь в не досверленное отверстие бруска №3. Вот и готов наш мини-станочек. Как он работает? Очень просто! Вдеваем конец проволоки (сантиметра на два) в просверленное в стержне отверстие, затем, крутя ручку, наматываем эту самую проволоку на стержень (каждый последующий виток наматывается вплотную к предыдущему) (рис. 4). После намотки, обрезаем кончик, вставленный в отверстие стержня, с которого (со стержня) и снимаем получившуюся пружинку. Затем, ее надо растянуть (так кусать удобнее и кольца получаются уже разведенными) и покусать на кольца.

Инструменты

Из инструментария нам потребуется: пассатижи или, на крайний случай, плоскогубцы - 2 шт., кусачки (не тупые!!!) - 1 шт. и пара перчаток.

Если у ваших инструментов ручки металлические, без обмотки, необходимо замотать их обычной изолентой, иначе мозолей не миновать (честно говоря, их и с обмоткой не миновать, но все же:))

Пассатижами или плоскогубцами мы будем сводить кольца. Делать это нужно аккуратно, чтобы оба конца соединялись почти впритык.

Кусачками мы будем раскусывать пружину на кольца. Делать это нужно только наточенными кусачками, чтобы срез получался ровным, и при сведении не было всяких мелких торчащих заусениц.

Азы плетения

После того как наша первая пружинка нарезана на кольца, можно приступить непосредственно к соединению колец. Основной счетной единицей в кольчуги является пятерочка, которых, для начала, необходимо сделать 9 штук. Пятерочка - это кольцо, в которое вплетены четыре других кольца (рис. 5).

После того, как все девять пятерок готовы, возьмем две из них и попробуем соединить. Для этого положим их на ровную поверхность и соединим кольцом, как показано на рис. 6. Затем, присоединим еще одну пятерочку, чтобы получилась полоска из трех пятерок (рис. 7) (это соединение называется горизонтальным).

Отлично! Теперь сделаем три такие полоски по три пятерки в каждой. Далее, попробуем соединить две такие полоски между собой, как показано на рис. 8 и рис. 9 (вертикальное соединение). На словах это будет звучать так: разомкнутым кольцом поддеваем два левых кольца (нижнего и верхнего пятерика), снизу вверх, затем, этот же конец проводим через правое кольцо верхнего пятерика. Далее, берем пальцами этот конец кольца, а на другой насаживаем оставшееся правое кольцо нижнего пятерика. Потом сводим кольцо и готово. Смотрите на картинки - по ним легче ориентироваться, чем по словам. Скоро вы привыкните к этой соединительной процедуре, и станет намного легче. Затем присоединяем третью полоску. Если все получилось, то перед вами появится такой вот квадрат 3x3 пятерки (рис. 10).

Приготовьтесь к серьезной работе

Теперь, когда вы знаете, как горизонтально и вертикально соединять пятерки, необходимо сплести квадрат 10x10 пятерок - это будет наша вторая (более мощная) единица измерения.

Даю гарантию, что этот кусок кольчужного полотна получится не первой свежести и чистоты, а посему рекомендую сразу после сплетения очередного квадрата, мыть его в ванне с каким-нибудь чистящим средством (чтобы собирать кольчугу уже из чистых квадратов).

Для начала, из таких квадратов мы изготовим кольчужную майку, причем, мини майку (фактически, это творение будет не что иное, как кольчужный обхват с приплетенными к нему лямками). Для этого нам необходимо соединить в единую полосу множество квадратов 10x10, чтобы получившаяся полоса охватывала грудь владельца на полном вдохе + 20 см про запас (ведь подкольчужник, на который вы будете надевать кольчугу - весьма толстая штука).

Внимание. Не перепутайте горизонтальное соединение с вертикальным! Приплетайте квадраты горизонтальным соединением. Если обойтись без этих терминов, то, проведя по кольчуге сверху вниз или снизу вверх, рука будет спокойно скользить по кольцам (так же и меч при ударе должен соскальзывать по кольчуге), а если справа налево или слева направо - кольца будут тормозить руку. Это довольно простой способ проверки.

После того как все приплетено, края этой ленты надо соединить, чтобы получился готовый обхват. Теперь приплетаем плечевые лямки. Фактически, лямка - это квадрат 20x10 (20 сверху вниз, а 10 - справа налево). Просто сплетаете два таких квадрата и…. Сначала, просчитайте все кольца на обхвате и вычислите, как приплести лямки, чтобы дырки для рук были одинаковые, и дырка для головы была таковой, чтобы голова пролезала свободно (кстати, расстояние между лямками сзади должно быть немного больше, нежели спереди, хотя это уже мелочи). Только после того, как все просчитано, приплетите лямки к обхвату. Все это будет выглядеть, как на рис. 11.

Вот, наконец-то у вас получилось что-то, что можно надеть. Теперь надо повертеться и покрутиться перед зеркалом в своем творении, чтобы выяснить какие вставки вам необходимо сделать. В основном (зависит от фигуры), приходится чуть "поднимать" грудь или спину (рис. 12) (на этом рисунке выделенный синим кусок - вставка).

Когда все вставки сделаны, можно приступать к приплетанию рукавов. Кольчужный рукав плетется трубой, т.е. плетете прямоугольник, где одна длинна это, собственно, длинна вашего рукава (от плеча до локтя), а вторая длина вымеряется следующим образом: нужно просчитать длину дырки (в колечках) для руки в нашей кольчужной майке - это и будет вторая длинна прямоугольника для рукава. Затем, остается соединить два края этого прямоугольника, чтобы получилась труба. Внимание! Направление колец на рукавах остается таким же, как на туловище, если руки подняты горизонтально.

Теперь, надо лишь продлить кольчугу вниз, чтобы она была сантиметров на 10 выше колен.

Разрезы

Разрезы на кольчуге нужны, хотя бы для того, чтобы нормально передвигаться (а если у вас имеется боевой конь, то вам просто необходимы разрезы, чтобы по-человечески сесть в седло). Главная ошибка начинающих кольчугоплетцев - разрезы по бокам. Никогда не делайте боковых разрезов, т. к. в битве удар частенько попадает именно туда, по бокам.

Если вы безлошадный пехотинец (а кольчуга выше колен), то вполне достаточно разреза посередине сзади, но если же вы юный кавалерист (или же кольчуга ниже колен), то, помимо разреза сзади, необходим разрез и спереди. Причем, разрез спереди должен быть меньше, чем сзади (хотя бы для того, чтобы не попало непосредственно по …).

Ворот

Здесь я приведу один из множества вариантов оформления воротника: стоячий воротник. Сначала дырку под голову надо немного сузить, но не сильно, чтобы воротник не жал. Затем, просто присоединяем к дырке под голову небольшую кольчужную воротниковую полоску и простегиваем ее кожаными ремешками, по ширине равными внутреннему диаметру кольца. Кстати, для воротника можно использовать более толстую проволоку - эффект такой же, как и от кожаных ремней. Соответственно, голова вряд ли пролезет в получившуюся дырку, а значит необходимо сделать прорезь (рис. 13).

Прорезь же можно застегивать либо крючками, либо ремнями, либо завязывать обычной шнуровкой.

Украшение кольчуги

Готовую кольчугу можно украсить разными способами: можно, меняя виды плетения, создавать символы или рисунки, а можно, используя кольца различных цветов (медь, латунь), сплести целую картину у себя на брюхе. Хотя, лично я просто сделал себе медную окантовку низа кольчуги, рукавов, ворота и был счастлив.

Юлиус

severbastion.narod.ru

Кольчуга.

Существует мнение, что данное творение искусства грубое и варварское, трудно сдержатся от мысли о детском рисунке, наблюдая цепочку идентичных силуэтов в стереотипных положениях. Следует отметить, что вышивальщицы, трудившиеся с картоном, немного искривили начальный узор вышивки, поменяли хронологический порядок отдельных сцен. Схематичное и неотчетливое изображение колец доспехов, в какие одеты воины,  вызвали многочисленные обследования и разногласия. Многоуважаемый сэр Самюэль Мейрик в ходе изучения полотна насчитал восемь типов кольчуг. А его последователи  - Деммин, Виолле-ле-Дюк, Хьюит - свели их к трем типам:1.      броня из пластин, размещенных рядом;2.      укрепленный доспех из овальных пластин, где верхняя половина каждой прикрепляется следующей пластиной;3.      раскованные кольца в форме ромба, что налегает друг на друга подобно черепице.Спустя немного времени в 1931 году английский ученый Ф. М. Келли бесповоротно отверг все предыдущие версии и свел все к одному предмету. Исходя из его версии,  металлическое кольцо любой формы, укрепленное рядом с прочими, это просто кольчуга.  В наше время мнения Келли имеет сторонников, но более авторитетные специалисты не разделяют его взгляды. Исследование документов тех времен, на первый взгляд выглядит убедительным. Но вместе с тем, всем кто интересуется, данной темой, мы упорно рекомендуем, ознакомится с работой Ф. Буттена.Доспех из металлических пластин и кольчуга вместе существовали до XIV, после чего кольчуга осталась, а доспех ушел в историю.

 

Доспех из переплетенных колец знаком еще римлянам, а его изготовление они приписывали галлам. Меньше чем за столетие до нашей эры Варрон из Нарбона совершенно ясно обрисовал кольчугу как рубаху из стойких металлических колец. Но, к сожалению, та сложная техника была абсолютно потеряна вслед за варварскими набегами. Кольчуга становится редкостью и принадлежит исключительно состоятельным людям. Порой полагают, что первые снаряжения из металлических колец были доставлены крестоносцами с Востока, но это бесспорная оплошность. Царевна Анна Комнина уделяла значительное внимание материальным предметам своего времени. Но она не располагала никаким представлением о кольчужном материале, пока не познакомилась с рыцарями, подоспевшими с Севера. Вот что, безусловно, доказывает довольно небольшую распространенность кольчуги в XII столетии. Тем не менее, выше сказанному не противоречит догадка, что при сражении с "неверными", носившими этот воздушный и хорошо пропускаемый воздух доспех - качество имело важное значения, если учитывать палящее восточное солнце - вот крестоносцы с радостью и освоили его. Крестоносцы овладели им с большой охотой, так как враг применял более успешную военную тактику, лишенную массированных нападений тягостных копейщиков, за которыми непринужденно следовали не меньше, тяжеловооруженны пехотинцы с "франкскими" мечами. О несовершенстве кольчуги было отлично известно нашим пращурам, поэтому они старались все больше и больше прикрывать ее стальными или железными "пластинами" закаленными в результате разогревания и погружения в воду. Такие бляшки все больше прикрывали туловище и прочие части тела, пока не приобрели форму желоба и полностью закрывали все тело, это и послужило появлении на свет полному, "белому доспеху". Прогресс в изготовлении кольчуг сделал кольчугу более доступной для бойцов поскромнее. Все это благодаря ряду изменений: появлению волочения в XIII веке и усовершенствованию, предпринятому кое-какими мастерами, к примеру: немецким мастером оружейных дел Рудольфом. Механизм кольчуги имел важнейшее преимущество, так как, упрощал починку, тем самым позволял ей личную подгонку путем растяжения или же сокращения числа колец. Но все-таки кольчуга не могла противостоять ударам тяжеленного колющего орудия, стрелам из большого лука, арбалету. И снова мы обращаемся к примечательной работе Франсуа Буттена о истинном значении слова кольчуга, к труду, перевернувшему все установленные теории.Невыносимо противостоять этакой коллекции доводов, вынутых из тщательного анализа текстов. Разве по-настоящему допустимо утверждать, что более надежная защита была отвергнута, ради меньшей крепости кольчужной рубахи, безусловно, легенькой, но гораздо ранимой еще до появления на ней железных пластин? Неужто воины XI, XII и XIII веков обнаруживали такое игнорирование примитивной безопасности ради сравнительного комфорта?! Проведенные исследования средневекового костюма подтверждают следующее - беспрерывный поиск надежной защиты для самых малозначительных частей тела.

28.10.2018

listatel.ru

Кольчуга - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 мая 2013; проверки требуют 95 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 мая 2013; проверки требуют 95 правок. Кольчуга панцирного плетения (из рубленых из листа плоских, а не свёрнутых из проволоки колец). В большинстве кольчуг кольца сваривались или заклёпывались. Иногда часть колец была заклёпана, а часть — просто вырублена из листа, что упрощало и удешевляло производство. Кольчуга. Современная реконструкция. Фото сделано на международном историческом фестивале «Ратное дело» 11 августа 2013 года в Самарской области. Хауберк с кольчужными чулками и сюрко, со снятым шлемом (en:surcoat (Dräkt, Fransk riddare, Nordisk familjebok)

Ко́льчатый доспе́х — доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием. Носила (в зависимости от разновидности) различные названия: кольчу́га, панцирь, байдана, яцерин. Использовались разные виды кольчуг — от кольчужной рубахи, прикрывавшей только туловище и плечи до полных хауберков (hauberk), покрывавших тело полностью, с головы до ног. Интересно, что, несмотря на кажущуюся очевидность происхождения слова кольчуга от кольцо, в санскрите имеется слово kañcuka कञ्चुक с тем же значением.

Кольчуги получили широкое распространение как в Европе, так и в Азии благодаря простой технологии изготовления. Чтобы изготовить кольчугу требовалось только несколько килограммов железа, устройство для вытяжки проволоки и терпение для однообразной работы по изготовлению из проволоки колец и плетению из колец самой кольчуги (для кольчужной рубахи это несколько сотен человеко-часов, не учитывая время изготовления проволоки или ковки колец индивидуально). После изготовления такой доспех мог служить практически вечно — при его повреждении было достаточно залатать кольчугу пригоршней новых колец.

encyclopaedia.bid