Интегрированный урок по развитию речи. 4-й класс. Заблистал в сорок тысяч шлем это
Ильины три поездочки, с. 13 — 15
Ответы к стр. 13 — 15
- О каких событиях рассказывается в былине? Запиши.
В былине рассказывается, как Илья Муромец боролся с врагом.
- Какие события былины могли бы реально произойти? Запиши.
Встреча с разбойниками (татаро-монголами), освобождение пленных, строительство церквей.
- Найди в былине и запиши слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца.
Описание внешнего вида Ильи Муромца встречается только в былине «Ильины три поездочки», в эпизоде, когда месяц осветил его воинское снаряжение: «Заблистал в сорок тысяч шлем…», «засияли камни-яхонты».
- Выпиши из учебника (с. 20 №6) те черты характера, которые ты считаешь главными.
Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.
- Найди и запиши слова, которые показались тебе необычными. Например, ночь тёмная-растёмная, богатство несметное,
Славнорусские богатыри, ходовитые разбойнички, дуб кряковистый, кустики низовенькие, камушки кремнёвенькие.
- Составь рассказ о богатыре Илье Муромце. Запиши опорные слова, которые ты используешь в своём рассказе.
Любовь к родной земле, стоит на страже Родины, приходит на помощь своему народу, спасают его от порабощения, воплощение идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека, не страшит несметные силы врага, не страшит даже сама смерть.
Илья Муромец любит родную землю, стоит на страже её границ, в минуту опасности приходит на помощь своему народу, спасает его от порабощения и унижения. Он являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец вызывает у меня восхищение, радость, веру в силы народные. Илья Муромец – богатырь-воин, защитник Родины, поэтому ему нужно выбирать ту дорогу, где затаились разбойники. Эту дорогу ему нужно освободить от нечисти. Илья настолько силён и умён, что любое препятствие, даже непреодолимое, ему по плечу, с любым врагом он справится играючи.
- Запиши свой план или используй данный.• Первый подвиг богатыря.• Второй подвиг богатыря.• Третий подвиг богатыря.• Илья Муромец — защитник земли Русской.
1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное выздоровление.2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское снаряжение).3. Характер и поступки Ильи Муромца.4. Моё отношение к герою былин.
- Какой вариант былины (прозаический или стихотворный) тебе понравился больше? Прочитайте друг другу вслух оба варианта былины. В каком случае можно передать напевность произведения?
Стихотворный. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому в стихотворном варианте можно передать напевность произведения.
- Запиши, как в старину исполнялись былины (их пели или рассказывали). Какие музыкальные инструменты использовались?
Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей (гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В XVIII–XIX веках, когда учёные начали собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без аккомпанемента.
- Чем богатыри отличаются от героев сказок? Запиши свои мысли.
Богатыри отличаются от героев сказок тем, что богатыри – это реальные герои которые жили в России много веков тому назад. И с ними придуманы всякие сказки и былины, которые наполовину реальные, а наполовину вымышленные.
- Найди былину «Ильины три поездочки» в библиотеке. Напиши, в каком сборнике она помещена.
«Илья Муромец» — М.-Л., 1958 г.
Ответы по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.
Ильины три поездочки, с. 13 — 15
4.2 (83%) 40 votesvolzsky-klass.ru
Интегрированный урок по развитию речи. 4-й класс
Разделы: Начальная школа
Цели: познакомить с новым литературным жанром “былинами”, научить работать над текстом, развитие устной и письменной речи учащегося, совершенствовать навык чтения, расширять кругозор и словарный запас.
Значение былин в процессе обучения
“Эпическое повествование … в народе слывет былиною или былью, иначе – стариною, потому что повествует о старине”. Так запишет в “Русской народной словесности” исследователь устного творчества Ф.И. Буслаев.
Из рода в род прославляла земля русская богатырей. Это символ смелости, бесстрашия, непобедимости. Былины актуальны в любое время. Читают дети их с желание, интересом. У большинства появляется потребность в изучении дополнительного материала. Тем самым возрастает интерес к чтению.
Былины – эмоциональное произведение, в котором учитель проявляет свое мастерство, учащиеся в процессе познания показывают умение высказаться, проанализировать прочитанное.
В работе задействованы все психические сферы ребенка: память, мышление, внимание, воображение…
Уроки изучения былин – интегрированные уроки.
1. Вступительная беседа
(Помогает установить связь с ранее изученным материалом, восстанавливает знания, дает возможность сориентироваться в предстоящих событиях, организует детей на работу. Цель: вспомни)
2. Прослушивание кассеты, диска
(Всегда материал воспринимается лучше, если звучит выразительно, с участием профессионалов. Учитель эмоционален.
Цель: умение слушать звучащее слово.
Если ребенок внимательно воспринимает “чужое звучание”, он будет слушать своего одноклассника).
3. Чтение былин
В 4 классе авторы учебника “Родная речь” предлагают две былины “Ильины три поездочки”, “Илья Муромец выходит на свободу”.
После первичного восприятия дети читают текст по смысловым частям. Это помогает вдумчиво воспринимать прочитанное, проходит анализ этой части, работа над словарем.
- Когда собирались на походный совет?
- Кто собирался?
- Почему богатырей назвали славнорусскими?
- Как вы поняли строку (слова) “Думу думали, раздумывали?”
- Чем усиливается смысловое значение слов “По нарядам снарядился?”
- Во что мог быть одет богатырь?
- Какие он имел доспехи?
Обязательно доспехи надо показать на иллюстрации или настоящие. У меня на уроках были палица, меч, стрелы. С каждым уроком число предметов росло.
Словарная работа идет от текста. Если есть необходимость, то на партах лежат толковые словари (дети объединяются группами).
Таким образом, на первом уроке учитель успевает отработать две дороженьки. Для домашней работы задание: дочитать, прочитать сначала, выбрать описание богатырей, разбойников, иноземцев.
Второй урок – это урок разбор, работа над художественной стороной произведения.
- Найдите и прочитайте описание природы. За кого она выступает? На чьей стороне? Почему?
“Из-за тучи месяц выглянул, Прочитай вон, на камени Придорожным надписочка Четко-ясно высечина…”.
“Навалилась туча черная, Поглотила светлый месяц она. Поехал Илья Муромец На погибель на предписанную Ночью темную-распретемную”.
“Светлый месяц опять выходил, Все убранство на Илье озарил: Заблистал в сорок тысяч шлем, Засияли камни-яхонты Во сто тысяч во гриве у коня, Сам конь выше цен, выше смет!”.
Даже природа принимает сторону богатыря. Почему?
- Как себя показал Илья Муромец в сражениях? Какой он?
- Назовите черты характера?
- Почему народ воспевал богатырей?
- Можно ли назвать былину сказкой? Что сказочного? (троекратные повторы, дуб кряковистый, мистические числа 3, 7, 30…)
- Что было в действительности?
Цель: совершенствовать навык чтения, умение связать старину с реальностью, свободно владеть текстом, работать над содержанием, составляя образ богатыря, использовать устаревшие слова в своей лексике.
Письменный пересказ.
“Одна поездочка Ильи”.
Это один из видов развития устной и письменной речи. Работают память: зрительная и слуховая, логическое мышление, представление того момента: словесное рисование заменяется письменным.
Все дети с заданием справились. Работы были творческие. Но разделились: девочки писали про жену веселую, мальчики – ходовитых разбойничков, про воинов латинских.
Работали в классе 15-20 минут. Тема раскрыта. (Изложения прилагаются)
5. Просмотр нескольких кадров из мультфильма или видеофильма
Цель: опиши богатыря, каким ты себе его представлял?
6. Рисунки
Цель: рисование по представлению.
7. Домашняя былина
Цель: с одним из былинных героев составить новое произведение, новую историю (творческая работа).
Домашнее задание преследует сразу несколько жизненно важных воспитательных моментов:
- связь детей и родителей (многие лишены такого общения)
- потребность друг в друге
- связь учителя с домом, родителями, семьей.
8. Сочинение по картине В.М.Васнецова “Богатыри” (фото картины)
1. Беседа
Былины – это древние песнопения о славных подвигах богатырей, исполняющихся певцами нараспев под звон гуслей. Исследователи относят истоки этого жанра на Руси к 9-10 векам.
Как люди, не знающие письменности, могли передавать былины?
Почему на Руси?
Русский народ певучий. Он любил поработать, да и мог повеселиться. Предпочтение отдавалось певцам-гуслярам. Они ходили по селам, играли на гуслях и рассказывали о событиях в других местах, кто женился, у кого кто народился, кто жадный, кто жестокий, прославляли. Чудо: таким чудом могла быть удаль молодецкая, сила неравная, для врага – погибель.
Былины славят русский народ, подчеркивая его удивительную силу, мужество, доброту, благородство. Подобно сказочным героям богатыри способны к чудесным превращениям, им даже помогает сама природа.
Вспомните, как меняется все вокруг, когда Илье грозит опасность?
Как озаряется кругом, когда Муромец чувствует силу во сто сабель?
Кто такие богатыри? (Защитники отечества с высокими представлениями о чести, достоинстве, справедливости и долге).
Как повел себя богатырь, когда открыл погреба со златом и серебром?
О каких богатырях вы читали?
К старшим богатырям относят Святогора, Вольгу Святославовича, Микулу Селяниновича.
Младшие богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – любимые русские герои. Они создали крепкую дружину. Богатыри не боятся опасностей, смело идут навстречу смерти, выбирая “дорогу прямоезжую”.
- Вспомните былину “Ильины три поездочки”. Какую он выбрал дорогу? Илья остановился на одном пути?
- Распевая такую песню о чем думал русский народ?
Былины – это героические народные песни о подвигах сильных могучих защитников русской земли. Они любят свою родную землю, стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают от порабощения и унижения.
Былины – это поэтическое, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного.
- Что вас удивляет в былинах?
- Похожи ли они на сказку?
- Почему? (Волшебные герои, построение)
Былины имеет зачин, кульминацию, концовку.
Зачин.
“Как из далеча, далеча, из чисто поля Из того было раздольица из широкого Что не грозная бы туча накатилася, Что не буйные бы ветр позымалися Выбегало там стадичко змеиное, Не змеиное бы стадичко – звериное”.
(Былина “Рождение богатыря”)
“В славном городе во Муроме, Во селе было Карачарове, Сиднем сидел Илья Муромец, Сиднем сидел цело тридцать лет”.
(“Исцеление Ильи Муромца”)
Концовка.
“Налетала на Русь та орда словно гнус, Да в бореньях с Ильей поиссякла вся, Был Батый да вконец избатыился.”
(“Илья Муромец выходит на свободу”)
“Говорил Илья да таковы слова: “Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей Тебе полно-тко вдовить да жен молодых Тебе полно-тко спущать сиротить малых детушек!”
(“Илья Муромец и Соловей-разбойник”)
- Что же было в кульминации? (Основная часть)
Вот представьте: сидит певец, играет на гуселках. И любуются люди на своих героев.
2. Инсценировка
(Дети в русских народных костюмах, в шлемах, в руках мечи, палица).
Цель: приучать учащихся к инсценировке, к перевоплощению.
(Сидит гусляр, три главных героя)
Гусляр:
“Посреди поля чистого, На закате красна солнышка, На восходе красна месяца На заставу богатырскую Собирались на походный совет Славнорусские богатыри. Думу думали, раздумывали, По нарядам снарядились.” “Илья Муромец и Соловей-разбойник”.
Илья Муромец:
“Ехал Илья Муромец по дороге в Стольный Киевград повстречал Соловья-разбойника и расправился с ним. А у старого казака Ильи Муромца Его й сердце богатырское не сдрогнуло, А берет он в руки плеточку шелковую, А удары давает все тяжелые… Да й берет он свою стрелочку каленую, Натянул тетеиву шелковую, Так просвистнула стрелочка А попала в Соловья-разбойника, А попала ему да во правый висок, Она сбила Соловья да из сыра дуба Во сыру землю, да и во ковыль-траву”.
“Добрыня и змей” (Записано от Т.Г.Рябинина из деревни Середка Петрозаводского уезда, 1850 год)
Добрыня Никитич:
“ Тут молоденький Добрынюшка Никитич – А подпоры-то он железные откидывал, За затворы-то он медные отдвигивал, Он прошел во норы во змеиные! А во тех-то норах во змеиных Много-множество да полонов сидит, Полоны сидят да все русские, А сидят-то там князи да бояре, Сидят русские могучие богатыри!”
“Алеша Попович и Тугарин” (Былины. Н.Н.Надеждин, 1804-1856)
Алеша Попович:
“Поменялся Алеша с каликой платьем.
Навстречу Тугарин:
Гей, калика перехожий, не видал ли ты молодого Алешу Поповича, Я бы его копьем заколол, огнем спалил! Стоит Алеша еле жив, однако говорит змею: Не слышу, что говоришь ты Тугарин Змеевич, подъезжай сюда поближе, скажи погромче. Поверил ему Тугарин, подъехал к нему вплотную. Как кинет ему в лоб Алеша палицу свою тяжелую в пятьдесят пудов – расшиб Тугарину голову, упал змей навзничь”.
- Каками вы себе их представляете?
3. Работа над картиной
Перед вами картина Виктора Михайловича Васнецова “Богатыри”. Художник родился и жил в детстве в Вятском крае, где много лесов. Будучи очень впечатлительным мальчиком, он надолго запомнил сказки и былины, которые часто слышал в детстве. В последствие эти впечатления отложились на его полотнах “Аленушка”, “Иван-царевич на сером волке”, “Царевна Лягушка”. А картину “Богатыри” Васнецов писал 17 лет. Размеры ее восхищают 295,3 см на 446 см. Посмотрите. (Все смотрят на картину)
Застава богатырская зорко охраняет русскую землю, в дозоре три славных защитника. Число три - сказочное
- Где встречалось оно вам?
Васнецовские герои наделены чертами национального русского характера.
- Кого вы видите в центре?
На вороном коне Илья Муромец.
- Как он выглядит?
- Что выражает его лицо? (Благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья в черкесском седле. На сбруе и уздечке красуются пряжки красна золота, они мокнут, но не ржавеют. Поводья и подпруги шелковые, они тянутся но не рвутся. Нет такой силы, которая выбьет его из седла. Подстать седоку и конь. “Если он двинется, то зачудит земля.”)
- Чем оснащен богатырь? (С правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке – щит и громадное “мурзавецкое” копье)
- Во что одет богатырь? (Одет он в железную кольчугу, на голове - шлем. Зорко всматривается Илья из-под узорной рукавицы в степную даль, в сторону врагов. Он готов к бою, но не торопится: даже ногу высвободил из стремени. Илья Муромец справедлив, бесстрашен, прямодушен, не способен на хитрости. Он не станет проливать людскую кровь. По правую руку от Ильи – побратим Добрыня Никитич)
- Почему побратим? (Добрыня искусен в боях и забавах. Лучший стрелок из лука. Умеет играть на гуслях и петь песни. Добрынюшка вежлив)
- От какого слова произошло его имя? (“Добрыня знает как речь вести как себя блюсти”. Добрыня из города Рязани. Исследователи считают, что чертами лица Добрыня напоминает самого Виктора Васнецова, автора картины. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла инкрустирован золотом, узорчатый шлем, нарядные сапоги.
Добрыня нетерпеливо сжимает рукоятку меча наполовину вынутого из ножен, ноги в стременах, глаза зорко всматриваются вдаль, он готов в любую минуту броситься в бой. Уберет Илья копье – значит может Добрыня ринуться на врага.
Третий богатырь – Алеша Попович, сын ростовского попа Мотия, тоже храбрый и смелый, хотя и не так силен)
- Почему? (“Но Алеша силой не силен, да напуском смел”)
- Почему? (Где не взять силой он берет ловкостью, находчивостью. Рыжий конь низко наклонил голову, хочет пощипать степной травы, но уши навострил – ждет команды.)
Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, глаза косит, а тугой лук с “каленой стрелочкой” держит наготове. Он моложе всех. Безбородое лицо, юное, милое. Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга богаты и красивы, сбоку виднеются гусли.
Алеша – весельчак и балагур.
- Какая природа вокруг?
- Какая растительность?
- Почему выбрал художник именно такое место? (Ровное степное поле. Низко кланяется ковыль. Никакой жизни вокруг)
- Какие краски?
- Какое небо? (Нависло низкое небо. Покрыто холодными свинцовыми тучами)
- Какими красками написана картина?
“Русь” И.С.Никитин.
Под большим шатром Голубых небес Вижу – даль степей зеленеется.
По степям в моря Реки катятся, И лежат пути во все стороны. Посмотрю на юг – Нивы зрелые, Что камыш густой тихо движутся.
Это ты моя Русь державная Моя родина православная!
Широка ты Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася!
Богатыри на страже. Можно ли отделить одного из них? Три богатыря – это единое целое.
В.М.Васнецов нашел правильное расположение фигур. Герои возвышаются над линией горизонта. От этого картина имеет силу.
Какую?
- Актуальна ли эта картина сегодня?
- Какое она имеет значение?
Картина “Богатыри” - это памятник воинской славы русского народа.
4. Творческая работа
Оформление доски.
Тема: В.М.Васнецов “Богатыри”
Картина | План сочинения | Краткие сведения | Слова |
В.М.Васнецов Картина “Богатыри”. Третьяковская галерея – Лаврушинский переулок. Васнецов трудился над ней 17 лет. Размеры: 295 см на 446 см |
1. Сведения о картине и авторе. 2. Богатыри на заставе. 3. Мое отношение к картине |
Илья Муромец … Добрыня Никитич … Алеша Попович… |
Богатыри Кольчуга Палица Копье мурзацкое |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Ильины три поездочки, с. 13 — 15
Ответы к стр. 13 - 15
- О каких событиях рассказывается в былине? Запиши.
В былине рассказывается, как Илья Муромец боролся с врагом.
- Какие события былины могли бы реально произойти? Запиши.
Встреча с разбойниками (татаро-монголами), освобождение пленных, строительство церквей.
- Найди в былине и запиши слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца.
Описание внешнего вида Ильи Муромца встречается только в былине «Ильины три поездочки», в эпизоде, когда месяц осветил его воинское снаряжение: «Заблистал в сорок тысяч шлем...», «засияли камни-яхонты».
- Выпиши из учебника (с. 20 №6) те черты характера, которые ты считаешь главными.
Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.
- Найди и запиши слова, которые показались тебе необычными. Например, ночь тёмная-растёмная, богатство несметное,
Славнорусские богатыри, ходовитые разбойнички, дуб кряковистый, кустики низовенькие, камушки кремнёвенькие.
- Составь рассказ о богатыре Илье Муромце. Запиши опорные слова, которые ты используешь в своём рассказе.
Любовь к родной земле, стоит на страже Родины, приходит на помощь своему народу, спасают его от порабощения, воплощение идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека, не страшит несметные силы врага, не страшит даже сама смерть.
Илья Муромец любит родную землю, стоит на страже её границ, в минуту опасности приходит на помощь своему народу, спасает его от порабощения и унижения. Он являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец вызывает у меня восхищение, радость, веру в силы народные. Илья Муромец – богатырь-воин, защитник Родины, поэтому ему нужно выбирать ту дорогу, где затаились разбойники. Эту дорогу ему нужно освободить от нечисти. Илья настолько силён и умён, что любое препятствие, даже непреодолимое, ему по плечу, с любым врагом он справится играючи.
- Запиши свой план или используй данный.• Первый подвиг богатыря.• Второй подвиг богатыря.• Третий подвиг богатыря.• Илья Муромец — защитник земли Русской.
1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное выздоровление.2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское снаряжение).3. Характер и поступки Ильи Муромца.4. Моё отношение к герою былин.
- Какой вариант былины (прозаический или стихотворный) тебе понравился больше? Прочитайте друг другу вслух оба варианта былины. В каком случае можно передать напевность произведения?
Стихотворный. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому в стихотворном варианте можно передать напевность произведения.
- Запиши, как в старину исполнялись былины (их пели или рассказывали). Какие музыкальные инструменты использовались?
Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей (гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В XVIII–XIX веках, когда учёные начали собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без аккомпанемента.
- Чем богатыри отличаются от героев сказок? Запиши свои мысли.
Богатыри отличаются от героев сказок тем, что богатыри – это реальные герои которые жили в России много веков тому назад. И с ними придуманы всякие сказки и былины, которые наполовину реальные, а наполовину вымышленные.
- Найди былину «Ильины три поездочки» в библиотеке. Напиши, в каком сборнике она помещена.
«Илья Муромец» — М.-Л., 1958 г.
ГДЗ по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.
Ильины три поездочки, с. 13 — 15
3.4 (67.23%) от 94 голосующихrazviwaika.ru
УСЛЫШЬ - Христианский Журнал - Богатырь Илья Муромец
Посреди поля чистого, На закате красна солнышка, На восходе ясна месяца
На заставу богатырскую
Собрались на походный совет
Славно русские богатыри.
Думу думали, раздумывали,
По нарядам снарядилися.
Доставалось Илье Муромцу
Ехать в Западную сторону
На великий богатырский дозор.
Выезжал Илья Муромец,
Доезжал он до росстани (перекресток дорог, распутье),
Под ночной тучей западной.
Наезжал на белый камень Илья.
Из-за тучи месяц выглянул.
Прочитай вон, на камени
Придорожном надписочка
Четко-ясно повысечена:
''Прямо ехать – убитому быть!
Влево ехать – женатому быть!
Вправо ехать – богатому быть!
Всё судьбой сие предписано!''
Во глубоком раздумье Илья.
Он стоит, сам себе говорит:
''Это Бог с тобой, что – судьбой:
Я готов и с судьбиной на бой!
Только выбрать какую судьбу,
Чтобы с нею вступить мне в борьбу?
Мне в походах жена не нужна,
Мне богатство не надобно,
Ах, поеду, молодец, я туда,
Где показано убитому быть!''
Навалилась туча черная,
Поглотила светлый месяц она.
И поехал Илья Муромец
На погибель на предписанную
Ночью тёмною-растёмною.
Вдруг тут из ночной темноты
Из-за кустиков низовеньких,
Из-за камушков кремнёвеньких
Выглядали, выскакивали
Ходовитые разбойнички,
Псы ночные подорожнички.
Голоса у них горластые,
А щиты у них крестастые,
На них шлемы, будто вёдра вверх дном,
Кони-лошади в булатной броне.
А заглавный пёс-разбойничек
Наседает, угрозой грозит:
''Стой! Куда, деревенщина?
Помолись перед погибелью!''
Добрый молодец не молится,
Перед псом он не поклонится.
Светлый месяц опять выходил,
Всё убранство на Илье озарил:
Заблистал в сорок тысяч шлем,
Засияли камни-яхонты
Во сто тысяч во гриве у коня,
Сам конь выше цен, выше смет!
Во тут-то разбойнички
На богатство и обзарились,
Друг друга подзадоривают,
Подстрекают, подзуживают:
''Мы убьём его, пограбим-ко,
Со конем его разлучим-ко!''
Илья палицей размахивался
Да слегка и приударил вожака.
А размяк от удара вожак,
Покачнулся, упал, не встал.
Из налучника лук тугой,
Из колчана калёну стрелу
Вынимал да пускал Илья
В дуб кряковистый разрывчатую.
Разрывала, расщепляла стрела
Старый дуб во щепу, во черенки.
Череночки да щепочки
Разлетелись, угодили они
Во разбойничков да всех до одного
В одночасье погубили подряд!
Повернулся ко камени Илья.
Надпись старую вычеркивал,
Надпись новую надписывал:
''Богатырь Илья Муромец
Там был, да убит не бывал.
Поразъездил дороженьку,
Порасчистил широкую!''
www.yslish.com
о каких событиях рссказывается в былине Ильины три поездочки
Ильины три поездочки Посреди поля чистого, На закате красна солнышка, На восходе ясна месяца На заставу богатырскую Собирались на походный совет Славнорусские богатыри. Думу думали, раздумывали, По нарядам снарядилися. Доставалось Илье Муромцу Ехать в Западную сторону На великий богатырский дозор. Выезжал Илья Муромец, Доезжал он до росстани, Под ночной тучей западной. Наезжал на белый камень Илья. Из-за тучи месяц выглянул: Прочитай вон, на камени Придорожном надписочка Четко-ясно повысечена: «Прямо ехать — убитому быть! Влево ехать — женатому быть! Вправо ехать — богатому быть! Все судьбой сие предписано! » Во глубоком раздумье Илья. Он стоит, сам себе говорит: «Это бог с тобой, что — судьбой: Я готов и с судьбиной на бой! Только выбрать какую судьбу, Чтобы с нею вступить мне в борьбу? Мне в походах .жена не нужна, Мне богатство ненадобно. Ах, поеду, молодец, я туда, Где показано убитому быть! » Навалилась туча черная, Поглотила светлый месяц она. И поехал Илья Муромец На погибель на предписанную Ночью темною-растемною. Вдруг тут из ночной темноты Из-за кустиков низовеньких, Из-за камушков кремневеньких Выглядали, выскакивали Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички. Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто ведра вверх дном, Кони-лошади в булатной броне. А заглавный пес-разбойничек Наседает, угрозой грозит: «Стой! Куда, деревенщина? Помолись перед погибелью! » Добрый молодец не молится, Перед псом он не клонится. Светлый месяц опять выходил, Все убранство на Илье озарил: Заблистал в сорок тысяч шлем, Засияли камни-яхонты Во сто тысяч во гриве у коня, Сам конь выше цен, выше смет! Вот тут-то разбойнички На богатство и обзарилися, Друг друга подзадоривают, Подстрекают, подзуживают: «Мы убьем его, пограбим-ко, Со конем его разлучим-ко! » Илья палицей размахивался Да слегка и приударил вожака, А размяк от удара вожак, Покачнулся, упал, не встал. Из налучника лук тугой, Из колчана калену стрелу Вынимал да пускал Илья В дуб кряковистый разрывчатую. Разрывала, расщепляла стрела Старый дуб во щепу, во черенки. Череночки да щепочки Разлетелись, угодили они Во разбойников да всех до одного В одночасье погубили подряд! Повернулся ко камени Илья. Надпись старую вычеркивал, Надпись новую надписывал: «Богатырь Илья Муромец Там был, да убит не бывал. Поразъездил дороженьку, Порасчистил широкую! » После этого быванья Илья: «Я поеду, — говорит, — уж туда, Где показано женатому быть! » Луговины, горы, реки да поля Проскакал Илья Муромец, На дворцы островерхие Понаехал краснокаменные. Вереницами девицы к нему Выходили, встречали молодца. Все красивые, приветливые, Все угодливые, ласковые, Разговоры веселые Про женитьбу, про венчанье ведут. «Погодите вы с венчаньем таким! Семь раз я отмериваю, Да один раз отрезываю! » Поспешают красны девицы: На столы, на столешницы Стелют скатерти-прелестницы, Ставят вина заморские, На упой добра молодца поят, С обручаньем-венчаньем спешат. Без успеху! Только смеху Илье Целый год, поди, не высмеять! «Вы бы лучше, красавицы, Отвели бы во спаленку меня: Мне б с дороги уснуть-отдохнуть! » — Говорит Илья Муромец. Подходила красавица, Уводила Илью Муромца,
привет 54 школе 4 б классу
прочитайте сами!
touch.otvet.mail.ru
Ильины три поездочки стр 13 -15 / Рабочая тетрадь по литературному чтению
О каких событиях рассказывается в былине? Запиши.
В стихотворной былине рассказывается о знаменитой поездке русского богатыря Ильи Муромца.
О том, как он видел на перепутье надписи и, не испугавшись, поехал той дорогой, что вещала смерть.
Но славный богатырь преодолел все препятствия и поменял надпись, указав, что он там был, остался жив, расчистил дорогу, то есть теперь туда можно держать путь.
В прозаичном пересказе продолжения былины рассказывается о двух следующих поездках молодца.
Сначала он поехал дорогой, что вещала женитьбу.
Заехав во двор, он увидел, что 12 девиц его очень радостно встретили.
Среди них была красавица королевна.
Но, будучи мудрым, Илья Муромец не верил таком ласковому и трепетному отношению к нему.
Когда его уложили спать, он начал раздумывать, что же затеяла эта девица. Тогда он схватил ее и бросил на кровать к стене, открылась дверь в подвал и туда завалилась королевна.
И тут Илья все понял. Как оказалось, в подвале томилось очень много желающих женится.
Богатырь всех их выпустил и разослал по домам и родным землям. А королевну убил, чтоб больше никому не причинила зла.
Далее Илья поехал к большому белому камню, который, судя по надписи, вещает богатство тому, кто его сдвинет.
А этого никому не удавалось. Как оказалось, Муромец был самым сильным из желающих обогатиться.
Он сдвинул камень и увидел под ним погреб с богатствами невиданными. На эти деньги он построил 3 церкви, а остальное раздал нуждающимся и немного оставил себе.
После этого Илья Муромец поменял надпись на камне, указав, что дорога влево больше не сулит богатства.
Какие события былины могли бы реально произойти? Запиши.
Я считаю, что вполне реальной может быть встреча богатыря с разбойниками.
Ведь русским воинам не раз приходилось с ними воевать.
Также реальной является встреча с недобросовестной царевной. Подлость всегда была присуща некоторым людям.
Еще я считаю, что строительство церкви вполне могло быть реальным событием.
Также Илья мог бы помогать нуждающимся, ведь этим выделялись все настоящие богатыри.
Найди в былине и запиши слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца.
В стихотворной былине присутствуют следующие слова, что говорят о внешнем виде Ильи Муромца: «заблистал в сорок тысяч шлем», «засияли камни - яхонты», «богатырь».
В прозаичной части былины присутствуют следующие слова, что описывают внешний вид богатыря: «могучее плече», «русский богатырь».
Выпиши из учебника (с. 20 No 6) те черты характера, которые ты считаешь главными
Я посмотрел в учебнике на странице 20, в задании No6 предлагаемые черты характера Ильи Муромца.
Считаю, что главными являются: смелый и мужественный, ведь он ничего не боялся и в первую очередь поехал дорогой, что предназначена для смерти;
мудрый, умный и хитрый, ведь Илья смог «раскусить» злые намерения королевны и заставить попасть ее в свою же ловушку;
сильный, ведь он смог победить разбойников и поднять камень, который был не под силу другим;
справедливый, ведь он убил злую девушку, чтоб та больше никому не причинила зла;
бескорыстный, ведь богатырь на полученные богатства построил 3 церкви для своего народа и раздал много добра нуждающимся;
способный к состраданию, ведь он выпустил всех пленных королевны и приказал вернуться на свои земли.
А такие черты, как глупый, трусливый, жадный совсем не подходят Илье Муромцу.
Кто-то может посчитать богатыря еще жестоким, ведь он убил многих разбойников и королевну.
Но я считаю, что Илья сделал это, чтоб другие не пострадали от их рук.
Ведь, неизвестно сколько бы еще добрых душ попались в их сети.
Найди и запиши слова, которые показались тебе необычными. Например, ночь тёмная - растёмная, богатство несметное
Когда я читал былину, то и в стихотворном варианте, и в прозе нашел для себя слова, что показались мне необычными.
Например, в первом поездочке это следующие слова: «красна солнышка», «ясна месяца», «ночной тучей», «чётко - ясно повысечена», «кустиков низовеньких»,
«камушков кремнёвеньких», «кресты кристастые», «булатной броне», «выше смет», «калёна стрела», «в дуб кряковский разрывчатую», «череночки да щепочки», «поразъездил дороженьку».
В пересказе двух следующих поездочек для меня необычные такие слова: «терема златоверхие», «калачи крупитчатые», «поддал плечем, «богатства несметные», «ни полушечки».
Составь рассказ о богатыре Илье Муромце. Запиши опорные слова, которые ты используешь в своём рассказе.
Илья Муромец – это славный богатырь земли русской.
Он отличается своей мудростью, храбрость и силой.
Ему по плечу любые преграды, даже те, которые ранее никто не мог преодолеть.
Прославился Илья Муромец тремя знаменитыми поездочками.
Именно в них он показал всю неповторимость богатырского духа.
Он никогда не искал легких путей, поэтому когда перед ним стоял выбор: пойти на смерть, жениться либо стать богатым, Илья в первую очередь пошел по дороге, что сулит погибель.
Но благодаря своей невиданной мощи и силе, он победил всех разбойников, что и были «носителями смерти».
Затем он поехал в путь, что вещал женитьбу.
Но и тут русский богатырь не расслабился и не потерял своей бдительности.
Он смог предугадать, что королевна не только красива, а и хитра. Илья, благодаря своей мудрости, вычислил ловушку и освободил всех ее пленников.
А чтоб королевна больше никому не смогла причинить зла, Муромец срубил с нее голову.
Потом Илья Муромец поехал дорогой, что была предназначена для обогащения.
Стоит заметить, что раз эта дорога была последней в путешествии, значит для богатыря богатство далеко не главное.
Это показывает отсутствие у Ильи жажды к обогащению. И здесь молодец показал всю силу богатырскую.
Он смог сделать то, что ранее никому не удавалось – сдвинул камень.
Под камнем он обнаружил погреб, в котором было куча драгоценностей.
Благодаря этому, Илья Муромец смог построить 3 церкви и помочь бедным и нуждающимся.
А себе оставил небольшую часть, что говорит о его щедрости, и сожалению к другим.
Илья Муромец – добрый и бескорыстный, храбрый и сильный, мудрый и непоколебимый!
Опорные слова, которые я использовал в своем рассказе:
славный богатырь, мудрость, храбрость, сила, преграды, мощь, обогащение, бдительность, щедрость.
Запиши свой план или используй данный.
1. Первый подвиг богатыря.
2. Второй подвиг богатыря.
3. Третий подвиг богатыря.
4. Илья Муромец — защитник земли Русской
Данный план не совсем скупо раскрывает сюжет былины, поэтому я использовал свой:
1) Илья Муромец – славный богатырь.
2) Смертный путь
3) Зловещая невеста
4) Богатство под камнем
5) Добрые дела
6) Лучшие черты богатыря
Какой вариант былины (прозаический или стихотворный) тебе понравился больше? Прочитайте друг другу вслух оба варианта былины. В каком случае можно передать напевность произведения?
Выберите один из вариантов ответа:
Вариант 1. Мне нравится стихотворный вариант былины больше, чем прозаический.
Средства художественной выразительности в нем хорошо передают характер, настрой героев и атмосферу событий.
Такой вариант мне гораздо интересней читать и легче воспринимать. Именно он передает напевность былины.
Вариант 2. Мне нравится прозаический вариант былины больше, чем стихотворный.
В стихотворном слишком много средств художественной выразительности, что мешает мне воспринимать суть событий.
В прозаическом все более понятно, нет ничего лишнего, хотя и присутствуют художественный элементы, но в умеренном количестве.
Вариант 3. Мне одинаково понравились оба варианта былины.
В стихотворном варианте средства художественной выразительности хорошо передают характер, настрой героев и атмосферу событий.
А в прозаическом варианте больше идет акцент на суть событий. Но и тот, и другой вариант былины мне одинаково по душе.
Напевность больше передает стихотворная былина, так как прозаическая предназначена для обычного рассказа о событии.
Запиши, как в старину исполнялись былины (их пели или рассказывали). Какие музыкальные инструменты использовались?
Былины в старину, как правило, напевались.
А для того, чтоб звучание было красивее, это сопровождалось игрой на музыкальном инструменте, который называется гусли.
Также, я читал, что еще использовали ложки, бубенцы и свистульки.
Чем богатыри отличаются от героев сказок? Запиши свои мысли.
Ученые доказали, что в отличие от героев сказок, богатыри существовали на самом деле.
Они действительно отличались своей силой и добротой, защищали свой народ и свою землю, служили князю и ходили в походы.
А сказочных героев не существовало в реальности.
Возможно у них и был настоящий протопит, но этого никто не может знать. На то она и сказка.
Какие былины ты хотел бы прочитать? Отметь знаком «+».
Я хотел бы прочитать былину об Илье - Муромце и Соловее - разбойнике.
Когда-то я смотрел мультик, а теперь хочу сравнить, как события описаны в письменном виде.
Также хочу прочитать былину о Садко. Мне не было известно это название ранее, поэтому интересно о чем идет речь.
Также Вы можете дополнить этот ответ своими вариантами.
Найди былину «Ильины три поездочки» в библиотеке. Напиши, в каком сборнике она помещена.
Я нашел былину в сборнике «Онежские былины».
Также в библиотеке есть большой сборник, что так и называется «Былины», там я тоже нашел «Ильины три поездочки».
Как сказал библиотекарь, это произведение есть еще во многих различных сборниках.
Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 4 класс. Ильины три поездочки стр. 13 - 15
gdz-gramota.ru
Ильины три поездочки.Какие события былины могли бы реально произойти...
Ильины три поездочки Посреди поля чистого, На закате красна солнышка, На восходе ясна месяца На заставу богатырскую Собирались на походный совет Славнорусские богатыри. Думу думали, раздумывали, По нарядам снарядилися.
Доставалось Илье Муромцу Ехать в Западную сторону На великий богатырский дозор.
Выезжал Илья Муромец, Доезжал он до росстани, Под ночной тучей западной. Наезжал на белый камень Илья. Из-за тучи месяц выглянул: Прочитай вон, на камени Придорожном надписочка Четко-ясно повысечена:
«Прямо ехать — убитому быть! Влево ехать — женатому быть! Вправо ехать — богатому быть! Все судьбой сие предписано! » Во глубоком раздумье Илья. Он стоит, сам себе говорит: «Это бог с тобой, что — судьбой: Я готов и с судьбиной на бой! Только выбрать какую судьбу, Чтобы с нею вступить мне в борьбу? Мне в походах .жена не нужна, Мне богатство ненадобно. Ах, поеду, молодец, я туда, Где показано убитому быть! »
Навалилась туча черная, Поглотила светлый месяц она. И поехал Илья Муромец На погибель на предписанную Ночью темною-растемною. Вдруг тут из ночной темноты Из-за кустиков низовеньких, Из-за камушков кремневеньких Выглядали, выскакивали Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички. Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто ведра вверх дном,
Кони-лошади в булатной броне. А заглавный пес-разбойничек Наседает, угрозой грозит: «Стой! Куда, деревенщина? Помолись перед погибелью! »
Добрый молодец не молится, Перед псом он не клонится. Светлый месяц опять выходил, Все убранство на Илье озарил: Заблистал в сорок тысяч шлем, Засияли камни-яхонты Во сто тысяч во гриве у коня, Сам конь выше цен, выше смет! Вот тут-то разбойнички На богатство и обзарилися, Друг друга подзадоривают, Подстрекают, подзуживают: «Мы убьем его, пограбим-ко, Со конем его разлучим-ко! » Илья палицей размахивался Да слегка и приударил вожака, А размяк от удара вожак, Покачнулся, упал, не встал. Из налучника лук тугой, Из колчана калену стрелу Вынимал да пускал Илья В дуб кряковистый разрывчатую. Разрывала, расщепляла стрела Старый дуб во щепу, во черенки.
Череночки да щепочки Разлетелись, угодили они Во разбойников да всех до одного
В одночасье погубили подряд! Повернулся ко камени Илья. Надпись старую вычеркивал, Надпись новую надписывал: «Богатырь Илья Муромец Там был, да убит не бывал. Поразъездил дороженьку, Порасчистил широкую! »
После этого быванья Илья: «Я поеду, — говорит, — уж туда, Где показано женатому быть! » Луговины, горы, реки да поля Проскакал Илья Муромец, На дворцы островерхие Понаехал краснокаменные. Вереницами девицы к нему Выходили, встречали молодца. Все красивые, приветливые, Все угодливые, ласковые, Разговоры веселые Про женитьбу, про венчанье ведут. «Погодите вы с венчаньем таким! Семь раз я отмериваю, Да один раз отрезываю! »
Поспешают красны девицы: На столы, на столешницы Стелют скатерти-прелестницы, Ставят вина заморские, На упой добра молодца поят, С обручаньем-венчаньем спешат. Без успеху! Только смеху Илье Целый год, поди, не высмеять! «Вы бы лучше, красавицы, Отвели бы во спаленку меня: Мне б с дороги уснуть-отдохнуть! » — Говорит Илья Муромец. Подходила красавица, Уводила Илью Муромца,
klassgdz.ru