Леонид Быков и Владимир Конкин на съёмках "Аты-баты, шли солдаты…", 1976 год. Леонид быков аты баты шли солдаты


Леонид Быков и Владимир Конкин на съёмках "Аты-баты, шли солдаты…", 1976 год: dubikvit

Фильм "Аты-баты, шли солдаты…" был последней работой замечательного Леонида Быкова. Он снимался зимой 1976 года недалеко от Загорска - у села Городок (ныне село Радонеж) и на станции Хотьково. Леонид Быков начал с самого тяжёлого эпизода – марш-броска роты лейтенанта Суслина. Режиссёр добивался одного – чтобы с первых же дней съёмок актёры погрузились в материал и на собственном опыте поняли, что значит воевать в тридцатиградусные морозы. Киноаппаратура выходила из строя, но никто из артистов не жаловался, поскольку Быков заражал всех своим энтузиазмом.

За месяц было отснято более полутора километров плёнки. Однако позже выяснилось, что большая часть материала оказалась в браке. Это случилось из-за технической накладки на студии. Леонид Быков вынужден был идти на поклон к маршалу Гречко и просить его ещё раз выделить солдат для съёмок, при этом режиссёру пришлось выслушать в самых нелитературных выражениях всё, что министр думает о горе-киношниках.Изначально персонаж Суслина Быков берёг для себя, но затем отдал его Владимиру Конкину, ставшему в то время очень популярным после роли Павки Корчагина

Из рассказа Конкина: "Поле горело и дымилось. Ветродуй "проветривал" нас до костей, но мы держались в своих шинелях, ватниках и полушубках. Сцену боя снимали тремя камерами, за одной из которых сидел сам Быков. Я работал без дублёра. При подготовке к съёмке в окопе, где стоял мой герой, вырыли дополнительную ямку, куда я должен был скрыться при приближении танка. У каждого из них есть "мёртвая зона", попадая в которую, водитель перестаёт видеть то, что творится прямо перед машиной. Чтобы я понял, когда наступит время проваливаться, техники поставили флажки. Мне сказали: как только танк к ним приблизится, срочно ложись.

Начались съёмки. Я видел, что танк пересёк "красную линию", но пошевелиться не мог. Чувства страха не было, но и ступор не проходил. Стою, смотрю на приближающийся уже вплотную танк, словно кролик на удава. Спас меня ассистент оператора. В каком-то невероятном прыжке он бросился ко мне, успел толкнуть ногой в спину и сбить с ног буквально в последний момент: через мгновение тяжёлая машина прошла надо мной, противотанковое ружьё раздавило всмятку, меня завалило землёй... Когда меня откопали, гимнастёрка была изодрана в клочья, а бутафорская, нарисованная кровь смешивалась с настоящей. "Наверное, это как на войне", — сказал я Быкову и хлопнулся в обморок. Очнулся в машине "скорой помощи". Серьёзных травм не было, но съёмки остановили на два дня..."

[Источники...]Источники

www.aif.ru/culture/person/leonid_bykov_na_moih_pohoronah_nikakih_rechey_a_to_vstanu_i_uyduwww.tvc.ru/channel/brand/id/2293/show/news/news_id/808www.hotkovo.net.ru/main.php?id=763

Смотрите также:

dubikvit.livejournal.com

«Аты-баты, шли солдаты…». Леонид Быков. Аты-баты…

«Аты-баты, шли солдаты…»

На Земле безжалостно маленькой

жил да был человек маленький.

У него была служба маленькая.

И маленький очень портфель.

Получал он зарплату маленькую…

И однажды – прекрасным утром —

постучалась к нему в окошко

небольшая, казалось, война…

Автомат ему выдали маленький.

Сапоги ему выдали маленькие.

Каску выдали маленькую

и маленькую – по размерам – шинель.

…А когда он упал – некрасиво, неправильно,

в атакующем крике вывернув рот,

то на всей земле не хватило мрамора,

чтобы вырубить парня в полный рост!

Роберт Рождественский, «Баллада о маленьком человеке»

Говорят, Леонид Федорович очень любил это стихотворение Роберта Рождественского, и встречи со зрителями часто завершал именно им. Он и себя считал таким же маленьким человеком, солдатом.

Обращаясь в своем творчестве к лучшему в человеке, Леонид Быков говорил с экрана о самом сокровенном. О том, что нужно стараться беречь в себе, как самое дорогое – ощущение внутренней свободы и доброе отношение к людям, не черстветь душой. Не терять человеческого достоинства и порядочности ни при каких обстоятельствах. Делал он это с присущей ему мягкой улыбкой, с изящным и легким юмором.

Несмотря ни на что, Быкову удалось сохранить в себе особое мальчишеское озорство. Он продолжал верить, что можно победить и болезнь, и кривотолки, и косное руководство… Если было нужно, отчаянно бросался в бой. Даже осознавая, что такие, как он, как его экранные герои, гибнут в первую очередь: на фронте, в творчестве, в труде. И доказал это своей жизнью.

Леонид Федорович никогда в работе не обращался к высоким словам. Он собственным примером вел за собой молодых актеров, снимавшихся у него. Его удивительная способность органически существовать в образе, беспощадная самоотдача, теркинское лукавство и самозабвенная преданность делу вызывали в них восхищение и желание следовать за наставником. Сам Быков был весьма скромного мнения о своих творческих способностях. И словно оправдываясь, признавался, что «недостаток профессионализма» ему приходится «компенсировать сердцем». И говорило в нем не кокетство, а высочайшая требовательность к себе художника.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Леонид Быков и Владимир Конкин на съёмках "Аты-баты, шли солдаты…", 1976 год

Фильм "Аты-баты, шли солдаты…" был последней работой замечательного Леонида Быкова. Он снимался зимой 1976 года недалеко от Загорска - у села Городок (ныне село Радонеж) и на станции Хотьково. Леонид Быков начал с самого тяжёлого эпизода – марш-броска роты лейтенанта Суслина. Режиссёр добивался одного – чтобы с первых же дней съёмок актёры погрузились в материал и на собственном опыте поняли, что значит воевать в тридцатиградусные морозы. Киноаппаратура выходила из строя, но никто из артистов не жаловался, поскольку Быков заражал всех своим энтузиазмом.

За месяц было отснято более полутора километров плёнки. Однако позже выяснилось, что большая часть материала оказалась в браке. Это случилось из-за технической накладки на студии. Леонид Быков вынужден был идти на поклон к маршалу Гречко и просить его ещё раз выделить солдат для съёмок, при этом режиссёру пришлось выслушать в самых нелитературных выражениях всё, что министр думает о горе-киношниках.Изначально персонаж Суслина Быков берёг для себя, но затем отдал его Владимиру Конкину, ставшему в то время очень популярным после роли Павки Корчагина

Из рассказа Конкина: "Поле горело и дымилось. Ветродуй "проветривал" нас до костей, но мы держались в своих шинелях, ватниках и полушубках. Сцену боя снимали тремя камерами, за одной из которых сидел сам Быков. Я работал без дублёра. При подготовке к съёмке в окопе, где стоял мой герой, вырыли дополнительную ямку, куда я должен был скрыться при приближении танка. У каждого из них есть "мёртвая зона", попадая в которую, водитель перестаёт видеть то, что творится прямо перед машиной. Чтобы я понял, когда наступит время проваливаться, техники поставили флажки. Мне сказали: как только танк к ним приблизится, срочно ложись.Начались съёмки. Я видел, что танк пересёк "красную линию", но пошевелиться не мог. Чувства страха не было, но и ступор не проходил. Стою, смотрю на приближающийся уже вплотную танк, словно кролик на удава. Спас меня ассистент оператора. В каком-то невероятном прыжке он бросился ко мне, успел толкнуть ногой в спину и сбить с ног буквально в последний момент: через мгновение тяжёлая машина прошла надо мной, противотанковое ружьё раздавило всмятку, меня завалило землёй... Когда меня откопали, гимнастёрка была изодрана в клочья, а бутафорская, нарисованная кровь смешивалась с настоящей. "Наверное, это как на войне", — сказал я Быкову и хлопнулся в обморок. Очнулся в машине "скорой помощи". Серьёзных травм не было, но съёмки остановили на два дня..."

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

kinoistoria.ru

Аты-баты, шли солдаты… — Википедия

«А́ты-ба́ты, шли солда́ты…» — художественный фильм, последняя режиссёрская работа Леонида Быкова и его последняя роль в кино. 7-е место в прокате 1977 года — 35 800 000 зрителей.

Сюжет

Маленькая станция Подбедня ничем не отличается от многих других станций Советского Союза. В годы Великой Отечественной здесь велись жестокие бои. А теперь сюда съезжаются родные тех, кто приближал Победу, но не дожил до неё.

В фильме «Аты-баты, шли солдаты» показаны параллельно две сюжетные линии. Первая развивается в середине 1970-х годов, вторая — весной 1944 года. К концу фильма линии смыкаются на поле боя, который происходит 18 марта 1944 года и память о котором чтят собравшиеся 18 марта 1974 года.

События 1974 года

Константин — майор танковых войск, празднует в кругу сослуживцев получение звания подполковника. В этот же день он получает открытку с приглашением приехать на станцию Подбедня, где 30 лет тому назад погиб его отец. Константин не помнил отца: ведь когда тот погиб, ему был всего один год. А вскоре умерла мать и Константин воспитывался в детдоме.

В поезде Константин знакомится с Анной Веленстович — дочерью младшего лейтенанта Игоря Суслина, погибшего в том же бою, что и отец Константина.

Анна носила фамилию матери. Её мать и отец провели вместе всего одну ночь накануне того последнего боя для отца Анны, а мать Суслина не пожелала признать ни её мать, ни саму Анну.

Анна объяснила, что это она написала открытку. Вместе с местным председателем колхоза в годовщину боя они решили собрать родственников погибших воинов.

Свидетелем боя была местная жительница Валентина Ивановна. Ей было тогда 12 лет. Именно в их доме остановился на ночь взвод младшего лейтенанта Суслина, бойцам которого на следующий день предстояло ценой своих жизней остановить немецкие танки.

События 1944 года

Младший лейтенант Суслин, закончивший школу-десятилетку и ускоренные командирские курсы, был назначен командиром взвода истребителей танков. Перед отправкой на фронт ему было поручено подготовить ударный взвод истребителей танков.

Во взводе, кроме молодых и необстрелянных солдат, были опытные фронтовики. Один из них — ефрейтор Святкин по прозвищу «Сват». Святкин недавно уничтожил три немецких танка, был при этом ранен и уже в госпитале получил орден Красной Звезды. После госпиталя Святкин был направлен во взвод Суслина.

Весельчак, балагур и бывший детдомовец, «Сват» подшучивает над молоденьким лейтенантом, никогда не видевшим немецкого танка, и Суслин поначалу даже просит комбата убрать из своего взвода Святкина как недисциплинированного бойца.

Взвод Суслина прибывает на находящуюся в тылу станцию Подбедня. Ротный командир приказывает Суслину выдвинуться в Ильинку и заночевать там, а с утра двигаться в Румянцево, найти там старшего и действовать так, как прикажут.

Взвод должен остановиться на ночлег в Ильинке, и Святкин просит командира взвода разрешить ему отметить с товарищами день рождения сына (в 1970-х мы видим его — это подполковник Константин), так как у него самого дня рождения «нет».

Товарищ Святкина Вано Кодеридзе приглашает на праздник двух девушек из соседнего медсанбата. В одной из них Суслин неожиданно узнаёт одноклассницу Киму Веленстович. Игорь и Кима в школе были влюблены друг в друга, но не признавались в этом. Ночь они проводят вместе.

Утром Игоря вызывают к тяжело раненому полковнику. Он сообщает Суслину, что немецкая моторизованная группа прорвала окружение и идёт к Ильинке, где много раненых.

Суслину и его взводу истребителей танков предстоит остановить врага.

Видео по теме

Прототипы

Похожий на описанный в фильме бой произошёл под Харьковом в 1943 году. Взвод истребителей танков под командованием лейтенанта Петра Широнина (также как и «Суслик» только что из пехотного училища) удерживал у села Тарановка бронегруппу противника. Их, как и в фильме, было 25. Начиная с утра 2 марта, до полудня 6 марта взвод «широнинцев» выдержал все атаки противника, в общей сложности уничтожив при этом 16 танков, 10 бронеавтомобилей и более сотни солдат противника. Самым яростным был бой 5 марта, в котором и погибло девятнадцать «широнинцев», прозванных впоследствии украинскими панфиловцами. Все павшие были похоронены 8 марта 1943 года в братской могиле в Тарановке.

В ролях

1944

1970-е

  • Леонид Бакштаев — Константин, сын Святкина
  • Евгения Уралова — Анна, дочь Суслина и Кимы
  • Гия Авалишвили — Тенгиз Кодеридзе, сын Вано
  • Николай Гринько — полковник, командир Константина
  • Михаил Езепов — Михаил, певец, сын Мятникова
  • Нина Кирьякова — сестра Крынкина
  • Маргарита Кошелева — Любаша, жена Константина
  • Пётр Любешкин — Илья Иванович, тесть Константина
  • Леонид Марченко — Лёня, сын Лавкина
  • Наталия Наум — Валентина Ивановна
  • Вилорий Пащенко — Петрович, председатель колхоза
  • Борис Химичев — Юрий Иванович, сын Сайко
  • Юрий Шерстнёв — племянник Глебова
  • Аида Юнусова — дочь Хабарбекова

В эпизодах

Съёмочная группа

Призы

Технические данные

  • Язык: Русский
  • Цвет: Цветной
  • Звук: Моно

Издание на видео

Фильм выпущен на VHS-кассетах дистрибьютором «Энио-Фильм».

Фильм выпущен на DVD компанией Amalgama.

Технические данные:

  • формат изображения: 16:9
  • Система цвета: PAL
  • Звуковая дорожка: Dolby Digital, DTS 5.1
  • Субтитры: Русские
  • Бонус: Фотогалерея, фильмографии, интервью и другие…

Прочее

В Польской Народной Республике фильм посмотрело 378 000 зрителей[1].

Примечания

  1. ↑ Grzegorz Wiśniewski. Polsko-radzieckie stosunki kulturalne w latach siedemdziesiątych: współpraca kultur artystycznych. Wydawn. Poznańskie, 1980. ISBN 9788321002071. С. 208.

Ссылки

wikipedia.green

"АТЫ-БАТЫ, ШЛИ СОЛДАТЫ...". ПОСЛЕДНИЙ ФИЛЬМ ЛЕОНИДА БЫКОВА

Последней работой талантливого, любимого миллионами зрителей актёра и режиссёра Леонида Быкова стала картина о Великой Отечественной войне "Аты-баты, шли солдаты…". В творческой биографии автора это был второй фильм на данную тематику (в 1973 году с большим успехом прошла картина "В бой идут одни "старики"). Отличительной чертой быковских кинолент о войне, и в особенности картины "Аты-баты, шли солдаты…", является удивительное сочетание трагедии и юмора, героизма и лирики, при полном отсутствии какого-либо пафоса и нравоучения.

Фильм, выпущенный в 1977 году на киностудии имени Довженко, рассказывал о буднях обычных солдат немного в ином ракурсе, чем другие военные картины. Один из главных персонажей – ефрейтор Святкин – являет собой пример крайне самоироничного героя, который своим отношением к происходящему обескураживает зрителя. С улыбкой на лице он встречает все испытания, которые выпали на его долю. И даже во время сражения на поле боя не теряет чувства юмора: "А если тут вдруг заварушка начнётся, ну что-то вроде войны…" – говорит Святкин, отправляясь в атаку.    

Сюжет фильма построен на раскрытии человеческих отношений в комсомольском взводе, состоявшем из 18 молодых ребят, которым хочется жить и любить, петь и смеяться, но военное время требовало самопожертвования и героизма, подвига и их жизней. Каждый образ – это небольшая история, каждый человек — скромный герой, готовый стоять на смерть ради Отчизны.

Сценаристы мастерски переплетают настоящее с минувшим. Кадры, повествующие о войне, взаимосвязаны с происходящим 30 лет спустя. В том месте, где в 1944 году шли ожесточённые бои, и проливалась кровь молодых солдат, собрались родственники этих героев, чтобы почтить их память. От обелиска с именами погибших бойцов камера плавно переходит на взвод солдат, идёт перекличка – так зритель впервые знакомится с главными персонажами. По ходу фильма возвращения в прошлое и обратно в настоящее происходят всё чаще. Смерть героев чередуется с кадрами возложения красных гвоздик на снег к месту их гибели, а сцена, где солдат Крынкин признаётся в краже мыла для того, чтобы его родные смогли купить себе хлеба, перекликается с уже мирными воспоминаниями его сестёр. Каждый кадр проникнут любовью и человеческим теплом. Это фильм не только о войне, он о крепкой мужской дружбе, о сплочении людей разных национальностей для общей победы, о самопожертвовании и силе человеческого духа.

Обычные солдаты, которые защищали, на первый взгляд, ничем не примечательную деревню, совершили настоящий подвиг. Ценою собственных жизней, они остановили колонну немецких танков, отвоевали свою землю у врага и тем самым подарили будущее потомкам.

Замечательная музыка звучит в фильме "Аты-баты, шли солдаты…". Все звуковые фрагменты подобраны очень гармонично. Задорные строевые песни, блистательный танец Свата "Цыганочка с выходом" (персонаж Быкова), легендарная "День Победы" и, конечно же, финальная баллада "Бери шинель, пошли домой" на стихи Булата Окуджавы... Такие душевные и понятные всем песни не оставляют равнодушными зрителя, вызывая в его душе бурю переживаний.

Через год после съёмок кинолента "Аты баты, шли солдаты…" принесла Леониду Быкову Государственную премию имени Шевченко Украинской ССР.

Интересные факты:

Картина "Аты-баты, шли солдаты…" в 1977 году стала лидером советского кинопроката, её посмотрели свыше 35 миллионов зрителей.

Фильм снимался зимой 1976 года в Загорске (в настоящее время – Сергиев Посад). Леонид Быков начал с самого тяжёлого эпизода – марш-броска роты лейтенанта Суслина. Режиссёр добивался одного – чтобы с первых же дней съёмок актёры погрузились в материал и на собственном опыте поняли, что значит воевать в тридцатиградусные морозы. Киноаппаратура выходила из строя, но никто из артистов не жаловался, поскольку Быков заражал всех своим энтузиазмом.

За месяц было отснято более полутора километров плёнки. Однако позже выяснилось, что большая часть материала оказалась в браке. Это случилось из-за технической накладки на студии. Леонид Быков вынужден был идти на поклон к маршалу Гречко и просить его ещё раз выделить солдат для съёмок, при этом режиссёру пришлось выслушать в самых нелитературных выражениях всё, что министр думает о горе-киношниках.

Изначально персонаж Суслина Быков берёг для себя, но затем отдал его Владимиру Конкину, ставшему в то время очень популярным после роли Павки Корчагина.

В 1977 году помимо награждения Леонида Быкова Государственной премией имени Шевченко Украинской ССР, военная кинолента "Аты-баты, шли солдаты…" завоевала главный приз Международного кинофестиваля в Быстрице (Чехословакия).

 

Цитаты из фильма:

"Всё в порядке – Бобик сдох!"

"Завтрак – пшено, обед – пшено, ужин – пшено! Узбек вам птичка, что ли?"

"Мужчина не плачет, мужчина огорчается".

"Нам бы кралю, нам бы кралю хоть одну!.. – А что это они поют такое? – "По долинам и по взгорьям", товарищ генерал".

"Начальство всегда найдёт!"

"Порядок в танковых войсках!"

"Суслик бежит! - На полусогнутых".

"Я не философ, а филолог. - Да один хрен, грамотный!"

 

Мария Кулагина

lera-komor.livejournal.com

Аты-баты, шли солдаты (фильм) - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«А́ты-ба́ты, шли солдаты…» — художественный фильм, последняя режиссёрская работа 49-летнего Леонида Быкова и его последняя роль в кино. 7-е место в прокате 1977 года — 35 800 000 зрителей.

Сюжет[ | ]

Маленькая станция Подбедня ничем не отличается от многих других станций Советского Союза. В годы Великой Отечественной здесь велись жестокие бои. А теперь сюда съезжаются родные тех, кто приближал Победу, но не дожил до неё.

В фильме «Аты-баты, шли солдаты» показаны параллельно две сюжетные линии. Первая развивается в середине 1970-х годов, вторая — весной 1944 года. К концу фильма линии смыкаются на поле боя, который происходит 18 марта 1944 года и память о котором чтят собравшиеся 18 марта 1974 года.

События 1970-х годов[ | ]

Константин, майор танковых войск, празднует в кругу сослуживцев получение звания подполковника. В этот же день он получает открытку с приглашением приехать на станцию Подбедня, где тридцать лет тому назад погиб его отец. Константин не помнил отца: ведь когда тот погиб, ему был всего один год. А вскоре умерла мать, и Константин воспитывался в детдоме.

В поезде Константин знакомится с Анной Веленстович, дочерью младшего лейтенанта Игоря Суслина, погибшего в том же бою, что и отец Константина.

Анна носила фамилию матери. Её мать и отец провели вместе всего одну ночь накануне того последнего боя для отца Анны, а мать Суслина не пожелала признать ни её мать, ни саму Анну.

Анна объяснила, что это она написала открытку. Вместе с местным председателем колхоза в годовщину боя они решили собрать родственников погибших воинов.

Свидетелем боя была местная жительница Валентина Ивановна. Ей было тогда двенадцать лет. Именно в их доме остановился на ночь взвод младшего лейтенанта Суслина, которому на следующий день предстояло ценой своих жизней остановить немецкие танки.

События 1944 года[ | ]

Младший лейтенант Суслин, закончивший школу-десятилетку и ускоренные командирские курсы, был назначен командиром взвода истребителей танков. Перед отправкой на фронт ему было поручено подготовить ударный взвод истребителей танков.

Во взводе, кроме молодых и необстрелянных солдат, были опытные фронтовики. Один из них — ефрейтор Святкин по прозвищу «Сват». Святкин недавно уничтожил три

encyclopaedia.bid