Забрала и шлемы Жана Дюнана. Военный шлем с забралом


Самые дорогие шлемы. Часть десятая. Шлемы топфхельм » Военное обозрение

Не так давно один из посетителей сайта ВО задал мне вопрос, какие доспехи сохранились от XII века, и разве тогда была нержавеющая сталь? Удивительно, не правда ли? Почему удивительно? Да просто потому, что в XII никаких доспехов, то есть защитного снаряжения из цельнокованых металлических пластин воины еще не носили, были только кольчуги и вот они-то, хотя и в малом числе, до нашего времени дошли, но очень и очень ржавые. Например, кольчуги из погребения в Гъермундбю или Гнездовских курганов, вернее то, что от них еще осталось. Изделия из металла выкованные в виде пластин – это шлемы. Но если мы обратимся к археологическим находкам этих шлемов, то увидим, как сильно они за минувшие века пострадали от коррозии. Тем не менее, шлемов XIII – XIV вв. Найдено довольно-таки много и все они, безусловно, очень ценные (а значит и дорогие!), хотя ни золота, ни драгоценных камней на них нет.Давид побеждает филистимлян. Иллюстрация из Библии Мациевского, на которой хорошо видны горшковидные шлемы всадников с усиливающими накладками в виде креста, середина XIII века. (Библиотека Пирпонта Моргана)

Речь пойдет о так называемом шлеме топфхельм (жаргонное название топхелм) – «горшковом шлеме», англ. Great Helm – «большом шлеме», – то есть сугубо рыцарском шлеме для боя верхом, появившемся примерно в конце XII века. Как правило, этот шлем собирался из нескольких, обычно пяти, металлических пластин, соединявшихся при помощи клепки.

Акваманила – сосуд для воды в виде всадника в шлеме топфхельм, 1250 г. Тронхейм. (Датский Национальный музей военной истории, Копенгаген)«Топхельм» середины XIV века. (Германский национальный музей, Нюрнберг)

Генезис этого шлема очень интересен и заслуживает того, чтобы рассказать о нем поподробнее. Начнем с того, что во времена Карла Великого и позднее вся Европа, включая и легендарных викингов, прикрывала голову сегментными шлемами, либо сфероконической, либо куполовидной формы, о чем нам лишний раз напоминает «вышитое полотно из Байё». Но этот шлем, даже с наносником в виде металлической пластинки, давал плохую защиту для лица. А тут начались крестовые походы, европейским рыцарям пришлось сражаться с конными лучниками мусульман и ранения в лицо стали обычным явлением. В результате уже в 1100 году в Германии, а затем и во Франции появляются шлемы с масками с прорезями для глаз и отверстиями для дыхания. То есть к старым по форме шлемам добавили новую деталь, не более.

Лунет дает Ивэйну волшебное кольцо. Роспись на стене в замке Роденег. «Ивэйн, или Рыцарь со львом» рыцарский роман Кретьена де Труа, 1170 г. На рыцаре типичный «шлем кастрюля с маской».

Однако около 1200 года в добавление к коническим шлемам появляется еще один, уже совершенно новый и ранее неизвестный тип шлема – «шлем кастрюля» или «шлем-таблетка». Выгода от его появления была немалая. Во-первых, он был намного технологичнее сегментных шлемов, так как собирался всего из двух деталей. Во-вторых, он не слишком плотно сидел на голове и хотя удары с него теперь не соскальзывали, в то же время они и цели не достигали, поскольку приходились на Г-образную кромку тульи «кастрюли», прорубить которую было сложнее, чем гладкую пластину толщиной 1,5-мм. Теперь оставались лишь усилить защитные свойства этого шлема с помощью лицевой маски, что и было сделано уже в том же 1200 году. Причем тогда же появились и нашлемные украшения в виде крепившихся на них флажков, поднятых кверху ладоней и орлиных лап.

Изображения воинов в закрытых шлемах из Speculum Virginum (Jungfrauenspiegel «Зеркало девственниц») - дидактического трактата XII века о женской монашеской жизни. Первоначальный текст датируется серединой XII века и, возможно, был составлен в Августинском аббатстве Андернах, основанном Ричардом, аббатом Спрингерсбаха, для его сестры в 1128 году.

Вторым поводом к появлению лицевых масок стала новая тактика боя копьем – куширование, при котором его уже не держали в руках, а зажимали под мышкой. Теперь оставалось только приклепать к этому шлему еще и назатыльник, чтобы получить совершенно закрытый со всех сторон шлем, что и было сделано уже к 1214 году, когда рыцари Англии и Германии в таких новомодных шлемах впервые появились в битве при Бувине. С добавлением назатыльника мы видим уже полностью сформировавшийся вид раннего топфхельма. Но изображения подобных шлемов известны и ранее, а именно с конца XII века, в частности, в миниатюрах из «Энеиды» около 1200 года, на фигурах с алтаря в соборе в Аахене и т. д.

Практически все шлемы, о которых здесь рассказывается, можно увидеть в советском кинофильме 1982 года «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго».

Следующим шагом в развитии этого шлема стало появление на его лицевой части острого продольного ребра, так что она теперь приобрела форму острого угла. Это ребро вызывало соскальзывание наконечника копья в стороны, благодаря чему он не успевал передать всю энергию копейного удара в голову, покрытую таким шлемом. Ребро дополнительно укрепили крестообразной накладкой в форме креста, вертикальные лучи которого шли от лба и до подбородка, а горизонтальные – располагались там же, где и смотровые щели, и не давали наконечнику копья соскользнуть в них. Концы лучей креста было принято оформлять в виде трилистника либо цветка лилии. Подобные шлемы хорошо известны по миниатюрам из «Библии Мациевского» (середина XIII века) и многим другим изображениям этого времени.

Вот из таких кованых пластин и состоял «горшковый шлем».«Шлем из Даргена». Едва ли не самый известный среди всех сохранившихся до наших дней «больших шлемов» и самый растиражированный в современной массовой культуре. Был найден в развалинах замка Шлоссберг, неподалеку от германской деревни Дарген в Померании, в честь которой и получил свое название. Относится ко второй половине XIII века. На средневековых миниатюрах похожие шлемы встречаются с 1250 по 1350 годы. Средний вес около 2,25 кг. (Немецкий исторический музей, Берлин).В жару поверх шлема можно было надеть и вот такую шляпу! Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

Удивительно, но уже в 1220 году в Англии появились шлемы топхельм с забралом, откидывающимся вертикально, а в 1240 году эти же шлемы во Франции и Германии снабдили забралом-дверцей, на петле с левой стороны и «замочком» на правой. Очень жаль, что такие шлемы никто не показал в кино. Это было бы очень забавно! Ну, а с 1250 года в моду вошел классический топхельм в форме слегка расширяющегося кверху цилиндра, и со спущенной на шею передней частью. Верх обычно был плоским. Отверстия для дыхания располагались равномерно по обе стороны. Для защиты от ржавчины шлемы окрашивались.

Шлем с забралом-дверцей. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.Шлемы с забралом. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

К 1290 году форма «большого шлема» изменилась. Теперь его верхняя часть приобрела конусовидные очертания, а верхнюю пластину стали делать выпуклой. Конструкция такого шлема давала защиту голове спереди, с боков и сзади, смотровые щели были шириной 9-12 мм, из-за чего на ближней дистанции обзор из него был ограниченным. Отверстия для вентиляции, находившиеся ниже смотровых щелей, могли иметь разную форму. Иногда их пробивали так, что получались узоры или изображения (как это было сделано, например, на шлеме Эдуарда Уэльского – «Черного Принца», где эти отверстия были сделаны в виде короны), но чаще просто в шахматном порядке. На поздней разновидности этого шлема – кюбельхельме эти вентиляционные отверстия уже в XIV веке стали располагать исключительно с правой стороны, чтобы не ослаблять металл на левой стороне, наибольшим образом подверженной ударам копий противника.

Топфхельм и его устройство. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

Затем к началу XIV века форма «большого шлема» вновь изменилась. Он стал еще больше, так как его стали надевать поверх еще одного, малого шлема — сервильера, а, затем и шлема бацинет. Дело в том, что находиться в полностью закрытом шлеме долгое время было очень тяжело и рыцари нашли выход: «на всякий случай» стали надевать полусферический сервильер и конический бацинет, а уже непосредственно перед атакой водружали себе на голову топхельм. Такие горшковые шлемы второй половины XIV века как раз и принято называть кюбельхельмами.

Самые распространенные шлемы XIV века. Рис. Грэхема Тёрнера.

С начала XIV века тулью шлема начинают делать конической, причем часто цельнокованой, и прикрепляют к нижнему основанию, собранному из пары пластин. При этом предличная пластина и назатыльник теперь опускаются спереди и сзади в форме клина на грудь и спину. На ней, в самом низу, появляются крестообразные отверстия для пуговицы на конце цепи, второй конец которой закреплялся на груди. О цепях в свое время на ВО был материал «Доспехи… и цепи» (https://topwar.ru/121635-dospehi-i-cepi.html), так что повторяться в данном случае смысла нет, но следует подчеркнуть, что, несомненно, цель эти цепи преследовали не только декоративную.

Реконструктор в шлеме топфхельм. (Датский Национальный музей военной истории, Копенгаген)

Например, есть мнение, что они, например, не давали сорвать шлем с головы владельца в рукопашной хватке, хотя по мне, скорее уж, наоборот, помогали это сделать. Хотя, да, действительно, изображения подобного захвата одним рыцарем за шлем другого, чтобы сорвать или сместить его на голове в сторону, чтобы лишить его владельца обзора, неоднократно изображались в сценах средневековых сражений, включая и знаменитой «Манесский кодекс».

Айвенго из фильма 1982 года в типичном шлеме из книги Виолле ле Дюка. Интересно, какой смысл был в этом забрале, которое закрывало только… рот?!

Как всегда, находились… ну скажем так: «странные люди», заказывавшие мастерам шлемы с забралом, причем небольшим. Кстати, такой шлем с забралом, закрывавшем только рот, носит Айвенго в советской кинокартине 1982 года, «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» – фильме, где словно специально показаны все виды шлемов, названные в этой статье, так что есть смысл сразу же после ее прочтения этим же вечером его пересмотреть…

Воины в самых различных шлемах из Холкхемской библии, (ок.1320 – 1330). (Британская библиотека, Лондон)

Окончательно отказались от этого шлема на рубеже XIV – XV веков, когда исход войны решался уже не одним только полевым сражением и схваткой конных латников, а в ходе длительных военных кампаний, где от всадника потребовались высокая мобильность и возможность вести бой как конным, так и пешим. Главным противником тяжеловооруженной конницы теперь все чаще стала выступать пехота, лучники и арбалетчики, да и сами рыцари все чаще спешивались для боя с пехотой. В этих условиях бацинеты с подвижным забралом оказались удобнее, так как позволяли с легкостью обозревать поле боя, открывая и закрывая забрало, не выпуская при этом оружия из рук и не прибегая к помощи оруженосца.

Печать сэра Томаса Бошана, графа Уорика, 1344 г. Нашлемная фигура – голова лебедя.А вот еще один «лебединый шлем», свидетельствующий о популярности именно этой геральдической фигуры. Миниатюра из манускрипта «Роман об Александре» (1338-1344г.) (Бодлеанская библиотека Оксфордского университета)В таком шлеме в кинофильме про Айвенго разъезжал барон Реджинальд Фрон де Беф …А это прямо-таки иллюстрация к одному из романов серии «Проклятые короли».

Так «большой шлем» исчерпал свои возможности и завершил свою эволюцию в качестве средства защиты на поле боя, но еще использовался на турнирах, и где в XVI веке его сменил так называемый «жабий шлем» или шлем «жабья голова», ставший завершающим итогом и результатом его развития.

«Большой шлем» XIV века, использовавшийся на турнирах. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.«Шлем сахарная голова» - название популярное среди реконструкторов, но не официальное. По сути тот же топфхельм, но с заостренной верхушкой. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.И его внутреннее устройство…А это изображение подобных шлемов, причем в большом количестве, в миниатюре из «Хроники Колмариенса», 1298 г. (Британская библиотека, Лондон).

История «большого шлема» самым неразрывным образом связана со средневековой геральдикой. Сначала, а именно в первой половине XIV века, эти шлемы вместе с различными нашлемными украшениями были введены в рыцарские гербы в Германии, а затем мода на включение этих шлемов в свой герб распространилась уже по всей Европе.

Шлем с короной. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

Когда же сам топфхелм уже вышел из употребления, стали использовать цветовую дифференциацию этих шлемов в качестве еще одного средства опознавания. Так, позолота отдельных деталей указывала на высокое дворянское звание и знатность владельца этого герба, а вот если шлем был позолочен целиком, то это означало его принадлежность к королевскому роду. Шлем в верхней части щита имели многие королевские, графские и баронские гербы, причем как правило они увенчивались короной соответствующей формы, имели на нем шлемовой намет и украшались перьями и гербовой фигурой.

Страница из Цюрихского гербовника, 1340 год. (Библиотека Цюриха, Швейцария)

Среди самых известных шлемов этого типа можно назвать «шлем из Больцано», найденный в башне города Больцано в Италии. Известен также под названием «шлем из города Бозен» (название города Больцано на немецком языке). Датируется началом XIV века. Вес – 2,5 кг. (Замок св. Ангела, Рим). Затем – «шлем из замка Аранас», Швеция. Датируется началом XIV века. Вес шлема составляет около 2,34 – 2,5 кг. (Государственный исторический музей, Стокгольм), ну и, конечно, шлем из собрания Тауэра в Лондоне. Датируется второй половиной XIV века. Примерный вес – 2,63 кг. (Королевский арсенал, Лидс). Все они представляют собой огромную ценность и потому, естественно, очень дороги.

Также очень известный шлем Альберта фон Пранка XIV века. (Художественно-исторический музей, Вена)

Продолжение следует...

topwar.ru

История шлема

С немецкого языка слово шлем - обозначает военный головной убор, он немножко похож на "морион" вояк каролингского тысячелетия. Коническая каска - подоспела на замену шлему. С неподвижным наносником, такая каска, очень часто оборудованная затылочным щитком. Форму каски часто именуют норманнской, так как она, вероятно, пришла к нам из Нормандии или даже Скандинавии. Следом за ней пришла новая модель, напоминала выпуклой колокол - она из Северной Германии. Шлем в точном значении слова, какой мы на сегодняшний день в него вкладываем - предмет в виде короба, что закрывает голову целиком и полностью. В форме вытянутого колокола возникает шлем вначале XIV века. Шлем или правильнее будет сказать его начальный эскиз, появился в первый раз в - "Саде наслаждений" - аббатисы Герды де Ландсберг, там, где встречаются изображение забрала с дырами, приклепанного к конической немецкой каске в форме выпуклого колокола. Данное забрало приобрело значительные размеры только к концу XII века, чтобы через пару десятилетий позднее появится на классическом шлеме. Простой куполообразный шлем оказался очень чувствителен к тяжелым ударам военной булавы. Шлем получил коническую форму, все больше заточенную, чтобы противостоять причиняющимся ударам сверху вниз. Любопытно отметить тот факт, что шлем мало кто носил в Испании, его заменила совсем небольшая каска, напоминающая форму чаши. Такие каски, как эти два типа раскрашивались под цвет герба своих обладателей. Конический шлем первоначально одевали на своеобразный набитый ватой капюшон, после чего кожаный или металлический подшлемник, а еще чаще поверх небольшой каски. В свою очередь каска одевалась наверх хауберта, то есть капюшона, что закрывал не только голову, но и плечи до груди. На протяжении XIV века хауберт был вытеснен "ожерельям", оно крепилось к кольцам бацинета шелковыми шнурками и отнятым капюшоном.

С немецкого языка слово шлем - обозначает военный головной убор, он немножко похож на "морион" вояк каролингского тысячелетия. Коническая каска - подоспела на замену шлему. С неподвижным наносником, такая каска, очень часто оборудованная затылочным щитком. Форму каски часто именуют норманнской, так как она, вероятно, пришла к нам из Нормандии или даже Скандинавии. Следом за ней пришла новая модель, напоминала выпуклой колокол - она из Северной Германии. Шлем в точном значении слова, какой мы на сегодняшний день в него вкладываем - предмет в виде короба, что закрывает голову целиком и полностью. В форме вытянутого колокола возникает шлем вначале XIV века. Шлем или правильнее будет сказать его начальный эскиз, появился в первый раз в - "Саде наслаждений" - аббатисы Герды де Ландсберг, там, где встречаются изображение забрала с дырами, приклепанного к конической немецкой каске в форме выпуклого колокола. Данное забрало приобрело значительные размеры только к концу XII века, чтобы через пару десятилетий позднее появится на классическом шлеме. Простой куполообразный шлем оказался очень чувствителен к тяжелым ударам военной булавы. Шлем получил коническую форму, все больше заточенную, чтобы противостоять причиняющимся ударам сверху вниз. Любопытно отметить тот факт, что шлем мало кто носил в Испании, его заменила совсем небольшая каска, напоминающая форму чаши. Такие каски, как эти два типа раскрашивались под цвет герба своих обладателей. Конический шлем первоначально одевали на своеобразный набитый ватой капюшон, после чего кожаный или металлический подшлемник, а еще чаще поверх небольшой каски. В свою очередь каска одевалась наверх хауберта, то есть капюшона, что закрывал не только голову, но и плечи до груди. На протяжении XIV века хауберт был вытеснен "ожерельям", оно крепилось к кольцам бацинета шелковыми шнурками и отнятым капюшоном.

шлем средневековыйК началу девятнадцатого века у конников и пехотинцев на вооружении стали появляться шлемы, кои, из-за  своего очень выгодного строения и малой стоимости, заполучили большую известность у бойцов. Данные шлемы собственным внешним обликом смахивали на что-то похожее, на шляпу, поэтому-то воины шлемы называли как «эйзенхут» (от немецкого «Eisenhut»), перевод с немецкого языка это слова иммет значение близкое к словосочетанию «железная шляпа». В прочих странах, в Италии и во Франции, их нарекали соответствующе как «капеллино» и «шапель» , другими словами просто «шляпа».

Это были цилиндро-конические, походящие на цилиндр, или даже полусферические изголовья с приделанными к ним слегка широковатыми и немного спущенными ближе к низу полями. Эти поля способны защищать не только голову, но даже немного плечи. Эти устройства очень удобны были для начала всего тем, что отлично защищали воина от ударов от клинкового оружия кавалерии. Также, они были отлично приспособлены для защиты солдата во время атаки городского укрепления от падающих вниз камней, сбрасываемых поленьев или даже песка. В этих случаях «капеллины» применяли редко даже сами рыцари.

Этот шлем надевали сверху кольчужного или капюшона сделанного плотного тряпичного или кожаного материала и укреплялись на голове при помощи специального ремешка с пряжкой или простых завязок.

Применение  он находил до начала шестнадцатого столетия. Более новые «капеллины» начали выполняться уже никак не клепаными, а уже из цельных кусков металла. Часто шлем выполняли так, что с его помощью можно было защищать и верхнюю часть головы. Отсюда следует, что если в какой-нибудь момент боя солдату необходимо прикрыть голову от удара, он просто-напросто надевал на него шлем и наблюдал сквозь отверстия.

Редко к «капеллине» приделывали металлический нашейник, который защищал и нижнюю часть головы. Особенно часто это использовали конные воины. 

 

Знакомой ещё в самой глубокой старине, простейшая форма шлема была сделана из меха или шерсти, вроде шапки. Так, теплая куртка комплектовалась вместе с папахой, в которой останавливались самые сильные удары сабель. Отороченные мехами и заполненные пенькой шапки стрельцов придавали похожий эффект. Но, недостатком мягких типов шлемов было в том, что кроме сабель были и палицы.

Шлемы производились и по тем же способом, что и плотные панцири из кожи, - или шлем из смягчающей подстилки и немногих слоёв кожи обшивался полосами металла, или на него прикреплялись стальные бляшки. Но от сильного удара не спасало ни тот вариант, ни другой. Нужный уровень защиты способна обеспечить только сплошная твердая конструкция.

Независимая важность мягких шлемов была очень мала. Как и стёганая бронь, они были способны быть полезны в основном в наборе с другими доспехами бойца. Так, под шлем из металла фактически всегда одевалась смягчающая шапка. «Фактически» – потому, что обожающие своеобразие японские войны обходились без неё. Японцы применяли считай плоский шлем, кой одевался на узел волос на верхушке головы самурая. При потрясении сверху узелок из волос исполнял роль смягчителя, а шлем падал на бок, проводя вражеский клинок мимо тела.

Дело, таким образом, оставалось за самим твёрдым и прочным шлемом, в наборе с коим смягчающая шапка способна принести достаточно пользы. Но, если убрать даже гнутую пластину с плеч было бы под силу только самому хорошему профессионалу, то об изделии очень непростой формы, как шлем, и говорить почти нечего.

Шлем зачастую бывал сделан по абсолютно другой и, как обычно, более совершенной технологии, чем вся остальная часть защитной одежды. Так, ещё во времена шумеров шлем из меди был рядом с кожаным панцирем, а в 13-15-е века сварной шлем лишь дополнял кольчугу, доспех из кожи или «чешую». Даже в времена пластинчатых доспехов шлемы покупались отдельно от панциря.

Сходно с этим, как было дело с кирасами, старейшие шлемы из металла сначала отливались, - вначале из меди, потом из бронзы, а позже только переменились на сварные. Но если в период с 13 по 25 века доспехи ещё производилась по простой технологии, то со шлемом так не удалось. Поэтому в Европе во времена до возрождения цивилизации города цельнометаллические шлемы были очень редки - для почти всех рыцарей они были доступны только к началу 14 века, а для всех массы горожан, - только к концу 14-го века. В середине 14 в. генуэзские арбалетчики владели хоуберками и бригантинами, но шлемы – ещё не имели (спорное утверждение - на множестве рисунуов 13-14 веков больше распространены с типом шлема цельнометаллическим). Это были шлемы в виде широкополой шляпки, которая сравнительно просто изготавливался.

  • Хаубергон
  • Шапка Железная
  • Черепник
  • Цервельер
  • Топфхельм или Опхель
  • Саллад
  • Норманнский шлем
  • Каркасный шлем
  • Капалин
  • Шапель
  • Кабаньи шлемы
  • Ерихо́нка
  • Вендельские шлемы
  • Бацинет
  • Барбют
  • Армет
  • Шлем В Европе
  • Шлемы на Руси
  • Азиатские шлемы
  •    Страницы: «1» 

    listatel.ru

    Забрала и шлемы Жана Дюнана

    Массовое появление французских солдат в стальных шлемах на фронте Шампани в сентябре 1915 года,означало возвращение данного типа защиты в реалии современной войны,хотя принятая модель и была далека от совершенства.Соотношение прочности и защиты шлема Адриана оставляло желать лучшего.С другой стороны,это был первый шлем принятый на вооружение и французские солдаты были благодарны интенданту Адриану,который являлся отцом этого нововведения.С силуэтом,который продолжал линию стальных шлемов прошлых веков,шлем Адриана был разработан и произведен очень быстро,и после ввода в эксплуатацию считался совершенным.Это было мнение многих,кто знал о проблемах связанных с защитой головы и глаз солдат,которые были прижаты к земле глубоко в окопах.Многих,но не всех...Жан Дюнан (Jean Dunand) являлся одним из тех,кто во Франции без общественной поддержки (официальная модель уже была принята) упрямо и неуклонно продвигался вперед,подталкивая дальнейшие исследования по защите головы солдата.В работе ему постоянно помогал брат,который не забывал страданий пережитых его товарищами в окопах и который сам потерял глаз в первые дни войны.

    СЪЕМНЫЕ ЗАБРАЛА

    Первоначальные исследования братьев Дюнан были связаны со съемной защитой лица,крепившейся к шлему Адриана.Эти забрала были запатентованы в июле и августе 1916 года.Все они имели перфорацию во фронтальной части в районе глаз необходимую для обзора.

    Забрала могли быть сняты,перевернуты и закреплены на верхней части шлема,чтобы иметь полный обзор.Положение,которое по словам Жана Дюнана,дает солдату "очень важный аспект" (патент 5 июля 1916).

    Забрала достигшие стадии производства (возможно и другие модели) изготавливались из тонкого стального листа,окрашенного в серо-голубой цвет шлема Адриана.По сравнению с чертежами патентов,Жан Дюнан использовал стальные полосы,перфорированные по всей поверхности,что облегчило производство,но так и не вышло за рамки стадии прототипа.Было произведено не более нескольких тысяч экземпляров,что по сравнению с выпущенными двадцатью миллионами шлемов Адриана было крошечной цифрой.

    Забрала и шлемы Жана Дюнана

    Первые проекты Жана Дюнана (рисунки патента 5 июля 1916 года)

    1.Защитное устройство для глаз,состоящее из стальной пластины с перфорацией в районе глаз и крепившееся по периметру юбки шлема Адриана.Закреплялось на задней его части винтом и гайкой.

    2.Вариант защитного устройства с поднимающимся забралом с перфорацией.

    3.Съемное забрало,состоящее из двух пластин,шарнирно соединенных друг с другом в передней части.

    ЗАБРАЛА ДЮНАНА 1916-1918

    Забрала и шлемы Жана Дюнана

     

    Три варианта приведенные в патенте 29 августа 1916 года.На последнем рисунке съемное забрало в своем окончательном виде.:

    Клейма "Dunand,Paris,depose" с каждой стороны застежки

    Клейма "Dunand, Paris, depose" с каждой стороны застежки

    Небольшое улучшение предыдущего забрала co слегка выпуклой поверхностью.Клейма "Brevete France et pays allies,Dunand,modele depose":

    Забрала и шлемы Жана Дюнана

    Забрало идентично предыдущему,но верхняя неподвижная пластина также перфорирована

    Feldgrau.info

    Съемное забрало используемое на шлемах Дюнана 1918 года

    Feldgrau.info

    Feldgrau.info

    Feldgrau.info

    Изготовление съемного забрала для Дюнана было только первым шагом.Реальное решение проблемы защиты головы,к которой он вернулся в конце 1916 года,это производство шлема полученного путем штамповки из одного листа стали,а также его округлой общей формы без каких-либо углов с областями низкого сопротивления,для большей устойчивости к попаданию пуль и осколков (патент 20 Декабря 1916г.).Это был способ подчеркнуть многие недостатки шлема Адриана и попытку их исправить.

     

    ШЛЕМЫ 1916 ГОДА 

    В соответствии со спецификациями первого патента (20 Декабря 1916г.) рождаются несколько вариантов шлемов Дюнана сделанных вручную.Одна из первых моделей была безуспешно представлена французской армии.Шлем был окрашен в серо-голубой цвет и оснащен сине-бело-красными кокардами,закрепленными на шарнирах съемного забрала с каждой стороны шлема.

    Рисунок из патента 20 декабря 1916 года

    Шлем сделанный вручную в конце 1916 начале 1917 года.Только несколько деталей отличаются от патентного дизайна,более выраженный гребень.Подшлемник похожий на модель шлема Адриана.Крепления удерживающие забрало и кокарды похожи на модели используемую немцами с 1891 года.

    Забрала и шлемы Жана Дюнана

    В декабре 1916 года,Дюнан предлагает аналогичный шлем швейцарскому правительству,но ему будет отказано и шлем будет отправлен обратно изобретателю в феврале 1917 года.

    Хотя швейцарцы и отказались от шлема Дюнана,по фотографиям прекрасно видно что швейцарский шлем L'eplattenier практически целиком скопирован с французской модели

    ШЛЕМЫ 1917 ГОДА

    16 июня 1917 года,Жаном Дюнаном был зарегистрирован патент с новыми вариантами шлемов и забрала.Сферы шлемов были меньшего размера,с более вытянутым силуэтом спереди назад.Новое забрало из не перфорированной листовой стали.Вместо того,чтобы использоваться для защиты глаз и верхней части лица,оно опускалось ниже уровня глаз и защищало нос,рот,подбородок и шею. 

    Рисунки шлемов из патента от 16 июня 1917 года. Все кроме первого не могли быть оборудованы забралами

    Шлем Дюнана изготовленный в ручную из марганцевой стали,образец которого был представлен американским властям.

    Новую модель шлема из патента 16 июня 1917 года,но с перфорированным забралом,Жан Дюнан предложил Генеральному штабу американских экспедиционных сил.В августе 1917 года американское командование,впечатленное предлагаемой моделью но уже готовое принять другую модель шлема от союзников,заказало пробную серию в 10000 экземпляров,которая должна была быть сделана для США из марганцевой стал и протестирована во Франции.Но компания Crosby & Co. (Буффало,Нью-Йорк) привлеченная к производству шлема Дюнана,отказалась от производства из-за проблем,связанных с растяжением стали в двух точках шлема,гребня на верхней части шлема и изгиба в нижней задней части.Из за проблем в производстве американский контракт в конечном итоге будет отменен в начале 1918 года.

    Feldgrau.info

     

    Feldgrau.info

    Шлем вручавшийся властям США летом 1917 года был окрашен в коричневый хаки.Во фронтальной части выштамповывалась эмблема в виде орла,а с левой стороны располагалась кокарда американских цветов.Вес 1,8кг.

     

     

    ШЛЕМЫ 1918 ГОДА 

    Эти события не остановили Дюнана.Принимая во внимание технические проблемы,полученные из опыта Crosby & Co.,изобретатель снова принимается за работу в конце 1917 года,уточняя формы своего нового шлема: почти полностью удалив гребень и смягчив линии нижнего края.Наконец то ничто не могло помешать промышленному производству,и в январе 1918 года компания Compteurs a Gaz de Montrouge,которая занималась производством шлемов Адриана с 1915 года и умела отлично штамповать марганцевую сталь английского типа,выпускает небольшую партию шлемов Дюнана.Эта новая модель регистрируется в патенте 18 июня 1918 года под названием "передовой военный шлем".Он мог использоваться с забралом или без него.Края забрала были приклепаны к краям шлема чтобы упростить производство,а кокарды удалены. Но этот «совершенный шлем» так и остался прототипом.Его не приняли ни во Франции,ни в Соединенных Штатах,где эксперименты будут принимать самые разнообразные формы.

    Шлем новой формы, все еще сделанный вручную в конце 1917 или в начале 1918г. Крепления забрала обр.1916 года.

     

    Промышленно штампованный шлем из марганцевой стали в начале 1918г. Новые крепления забрала к краям шлема.Повреждения получены во время тестирования в США

    Американские солдаты во время испытаний брони и шлемов 1918г.

    Американские солдаты во время испытаний брони и шлемов 1918г.

    «Передовой военный шлем» с патентных чертежей 18 июня 1918г:

     

    «Военный шлем со съемной и сменной маской для использования в танках»,патент 18 июня 1918г.

     

    НЕУДАЧЛИВЫЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ 

    В результате разумного подхода и "модернистского" дизайна,шлем Дюнана стал жертвой двух основных факторов.Первая техническая: невозможность производства в промышленных масштабах шлема в своих первоначальных версиях,он мог быть изготовлен только в "усовершенствованной" форме 1918 года,что в конечном итоге обеспечивало меньшую защиту,чем у моделей которые использовались союзниками.Что касается забрала,независимо от модели,эксперименты доказали,что обзор через прямоугольные отверстия быстро вызывал нарушения баланса у его владельца,особенно при движении.С этой точки зрения Дюнан ошибался.Второй фактор чисто субъективного характера,состоял в том,что армия редко принимает модели,которые не были разработаны собственными конструкторами.

    Автор: Павел Прохоров

    Спасибо

    feldgrau.info