KidsClever - развитие ребенка Детский развивающий сайт. Шли сорок мышей нашли сорок грошей две мыши поплоше нашли по два гроша
Скороговорки для 7 класса | KidsClever
Главная > Скороговорки
На данной странице вы найдете скороговорки для 7 класса, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.
Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкупки.Шли сорок мышей, нашли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.
***
Свинья тупорыла, белорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
***
Архип осип, Осип охрип.
***
Добр бобр до бобрят.
***
Вавилу ветрилоПромоклосквозило.
***
Вбили кол в частокол,Подприколошматили.
***
Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
***
В нашей покупке —Крупы и крупки.
***
Водовоз вез воду из водопровода.
***
Вожжи из кожиВ хомут вхожи.
***
Во поле затопали кони.
***
В пруду у Поликарпа —Три карася, три карпа.
***
Гроза грозна, грозна гроза.
***
Дед Додон в дуду дудел,Димку дед дудой задел.
***
Добры бобры идут в боры.
***
Дровоколорубы рубили дубы.
***
Грабли — грести, метла — мести, весла — везти, полозья — ползти.
***
Евсей, Евсей, муку просей,А просеешь муку —Испеки в печи калачиДа мечи на стол горячи.
***
Идет с козой косой козел.
***
Кашевар кашу варил,Подваривал да недоваривал.
***
Колотил Клим в один блин клин.
***
Краб крабу сделал грабли,Подарил грабли крабу.— Грабь граблями гравий, краб.
***
Кукушка кукушонкуКупила капюшон.Надел кукушонок капюшон,В капюшоне кукушонок смешон.
***
Купи кипу пик.
***
Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
***
Летят три пичужкиЧерез три пустых избушки.
***
Милу мама мылом мыла.
***
На дворе растет трава,На траве стоят дрова.Не руби дроваНа траве двора.
***
Наш Полкан попал в капкан.
Носит Сеня в сени сено,Спать на сене будет Сеня.
***
Оса на ноги боса и без пояса.
***
От топота копыт пыль по полю летит.
***
Отвори, Увар, ворота,У двора на траве дрова.
***
Пекарь пек пироги в печи.
***
Перепелка перепелят прятала от ребят.
***
Под плетень, в теньТопор в пень — дзень!
***
Пошла Поля полоть в поле.
***
Пришел Прокоп — кипит укроп,Ушел Прокоп — кипит укроп.И при Прокопе кипит укроп,И без Прокопа кипит укроп.
***
Проворонила ворона вороненка.
***
Раз дрова, два дрова, три дрова.
***
Сел сокол на гол ствол.
***
Стоит копна с подприкопеночком,А под копной перепелка с перепеленочком.
***
Стоит, стоит у воротБык ТУПОГУБОШИРОКОРОТ.
***
Столы белодубовые,ГЛАДКОТЕСОВЫСТРУГАННЫЕ.
***
Сшила Саша Саше шапку.
***
Сшит колпак, вязан колпак,Да не по-колпаковски.Вылит колокол, кован колокол,Да не по-колоколовски.Надо колпак переколпаковать,Да перевыколпаковать.Надо колокол переколоколовать,Да перевыколоколовать.
***
Ткет ткач ткани на платье Тане.
***
Толком толковать,Да без толку расперетолковывать.
***
Уже ужи в луже.
***
У Кондрата куртка коротковата.
***
У осы не усы, не усищи, а усики.
***
У Саши в кашеСыворотка из-под простокваши.
***
У четырех черепашек по четыре черепашонка.
***
Хитрую сорокуПоймать морока,А сорок сорок —Сорок морок.
***
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!
***
Цапля чахла, цапля сохла.
***
Шла Саша по шоссе,Несла сушку на шестеИ сосала сушку.
kidsclever.ru
детские скороговорки...детские скороговорки...
Детский интернет-журнал «RазвLекуха» |
Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкупки.
Шли сорок мышей, нашли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.
Свинья тупорыла, белорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
Архип осип, Осип охрип.
Веселей, Савелий, сено пошевеливай. В нашей покупке — Крупы и крупки.
Водовоз вез воду из водопровода.
Вожжи из кожи В хомут вхожи.
Во поле затопали кони.
В пруду у Поликарпа — Три карася, три карпа.
Гроза грозна, грозна гроза.
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Добры бобры идут в боры.
Дровоколорубы рубили дубы
Грабли — грести, метла — мести, весла — везти, полозья — ползти.
Евсей, Евсей, муку просей, А просеешь муку — Испеки в печи калачи Да мечи на стол горячи.
Идет с козой косой козел.
Кашевар кашу варил, Подваривал да недоваривал.
Колотил Клим в один блин клин.
Краб крабу сделал грабли, Подарил грабли крабу. — Грабь граблями гравий, краб.
На дворе растет трава, На траве стоят дрова. Не руби дрова На траве двора.
Наш Полкан попал в капкан.
Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня.
Оса на ноги боса и без пояса.
От топота копыт пыль по полю летит.
Сшила Саша Саше шапку.
Сшит колпак, вязан колпак, Да не по-колпаковски. Вылит колокол, кован колокол, Да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, Да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, Да перевыколоколовать.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.
У Саши в каше Сыворотка из-под простокваши.
У четырех черепашек по четыре черепашонка.
Хитрую сороку Поймать морока, А сорок сорок — Сорок морок.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!
Цапля чахла, цапля сохла.
Ехал Грека через реку, Видит Грека: в реке – рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку – цап!
Пётр Петрович, По прозванью Перов, Поймал птицу пигалицу; Понёс по рынку, Просил полтинку, Подали пятак, Он и продал так.
Бык тупогуб, У быка губа тупа.
На дворе трава, На траве дрова.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.От топота копыт пыль по полю летит.
Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
На дворе растет трава, на траве стоят дрова. Не руби дрова на траве двора.
Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке – pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку – цап!
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Шакал шагал, шакал скакал.
У нас на дворе подворье погода размокропогодилась. Иван болван молоко болтал, да не выболтал.
Петр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
Не диковина полубрату сказать про Поликарпа.
Бежит лиса по шесточку: "Лизни, лиса песочку!"
Летят три пичужки через три пусты избушки.
По ремешку, по бревешку боком проведу кобылку.
присылайте скороговорки E-mail
kinderroom.narod.ru
Шли сорок мышей нашли сорок грошей две мыши поплоше нашли по два гроша
Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
Проверка усвоения. Согласитесь с данным утверждением или опровергните его: «Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем его написание» (К. Горбачевич).
Занятие 3. Особенности ударения в русском языке.
Цели: расширить представления учащихся о роли ударения в русском языке, раскрыть его особенности, закономерности постановки ударения в различных частях речи, закрепить навыки правильной постановки ударения в «ошибкоопасных» словах.
Лекция учителя.Опорная запись.
Фонетический строй русского языка во многом определяется особенностями ударения.
Словесное ударение - это выделение одногоиз слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово.
Сила гласного проявляется в его громкости. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные
Ударность/безударность - это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах. В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему - приставку, корень, суффикс и окончание: выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать.Такое ударение называется свободным.
Функции:
- лексикологическая – является дополнительным средством различения слов (а́тлас – атла́с)
- морфологическая – является дополнительным средством различения грамматической формы слова (ру́ки – руки́)
- некоторые слова в РЯ имеют акцентные варианты и этот факт рассматривается как варианты литературной нормы (и́наче – ина́че)
Местом ударения различают следующие варианты слов:
- общеупотребительные и профессиональные (добы́ча - до́быча)
- литературные и диалектные (хо́лодно – холодно́)
- литературный и просторечный (магази́н – мага́зин)
- нейтральный и разговорный (звони́шь – зво́нишь)
Подобные варианты в русском языке встречаются нечасто. Очень редко варианты ударения бывают равноценными: тво́рог – творо́г (оба варианта соответствуют литературной норме). Русский язык имеет зафиксированное, устойчивое ударение.
Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам, составляя с ними одно фонетическое слово. Безударное слово, стоящее впередиударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на горе, ко мне; сестра | и брат; сказал, | чтобы пришли; не знаю. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Энклитиками бывают обычно односложные частицы: скажи-ка, он же, придёт ли. Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой: на спину, под руки.
Особенности русского словесного ударения.
1). Характеризуется как силовое, или динамическое (ударный слог отличается большей силой, напряжённостью и сложностью).
2). Подвижное (возможно перемещение с одного слога на другой при изменении слова), при этом в русском языке преобладают слова с неподвижным ударением.
3). Некоторые слова могут иметь не одно а 2 или 3 ударения – одно основное, другие – побочные. Побочные обычно на первом слоге, а основные на других:
- сложные слова из двух основ древнерусский
- многие сложносокращённые слова стройматериалы
- слова с приставками после, вне, меж, внутри и иноязычные элементы архи, анти, супер (окололитературный, суперобложка
- в сложных и сложносокращённых словах, состоящих из 3 основ возможно 3 ударения: аэрофотосъемка
Не всякое сложное слово имеет побочное ударение. Побочное ударение бывает, когда обе части слова чётко выделяются в смысловом отношении. Если сложение основ выделяется слабо или не выделяется, то побочное ударение не выделяется: хлебозавод, достоверный
4). Ударение может меняться с течением времени. Например, прилагательное дневное мы произносим с ударением на окончании, а в XIX веке оно произносилось с ударением на корне («Погасло дне́вное светило», - писал Пушкин).
Практикум.
А) Расставить ударения. Проверить по словарю.
Агент, аргумент, жалюзи, столяр, обеспечение, ходатайство, баловать, партер, втридорога, валом валит, досуг, цемент, щавель, камбала, еретик, корысть, туфля, цыган, ракушка, ломоть, газопровод, электропровод, филолог, каталог, вероисповедание, баловать, избалованный, ржаветь, ржавеющий.
Б) Составить словосочетания, раскрывающие значение слова.
А́тлас – атла́с, за́мок – замо́к, о́тзыв – отзы́в, при́вод – приво́д, хло́пок - хлопо́к, кру́жки – кружки́
В) Самостоятельная аналитическая работа. Поставить ударение по образцу. Сделать выводы о закономерностях постановки ударения в разных формах слова. Обращайте внимание на часть речи, ее форму ( число, падеж и т. д.), морфемы, количество слогов.
1. Бинт – бинта́, винт – винта́, вред, герб, гриб, ковш, пласт, крот, плод, пруд, след, шест.
2. Беда – беду́, весна-весну́, изба, нора, плита, скала, стопа.
Борода – бо́роду, борона – бо́рону, вода, гора, земля, зима, пора, спина, стена, цена, щека.
3. Ве́сел, весела́, ве́село, веселы́; глуп, глух, дорог, жалок, молод, редок, сыт.
4. Класть – кла́л, кла́ла, кла́ло, кла́ли; бить, мыть, красть, шить.
Брать – бра́л, брала́, бра́ло, бра́ли; быть, взять, гнать, лить, снять, плыть.
Занять – за́нял, заняла́, за́няло, за́няли; начать, запереть, прибыть, придать, проклясть.
Г) Используйте подсказку, чтобы объяснить ударение в предложенных словах.
Парте́р, жалюзи́, диспансе́р, визави́ (из французского).
Полисме́н, джентльме́н (из английского), фено́мен (из греческого).
Полнота́ (полный), сирота́ (сирый), немота́ (немой).
Дремо́та (дремать), зево́та (зевать), ломо́та (ломать).
3. Проверка усвоения. Развернутый ответ с использованием опоры «Причуды русского ударения. Можно ли его упростить?»
Занятие 4. Тайны звукописи.
Цели: расширить представления учащихся о фонетических возможностях русского языка, дать понятие благозвучной речи, познакомить с приемами фонетической выразительности в поэзии.
1. Лекция учителя с попутной беседой и записью новых понятий.
Кто из этих существ, по-вашему, жаваруга, а кто – мамалына? Обоснуйте свое мнение.
Современная наука не отрицает того, что звуки речи, произносимые даже отдельно, вне слов, способны вызывать у нас незвуковые представления. В то же время значения звуков речи воспринимаются носителями языка интуитивно и поэтому носят довольно общий, расплывчатый характер.
Благозвучность речи.
В художественной речи, и прежде всего в поэтической, сложилась традиция деления звуков на красивые и некрасивые, грубые и нежные, громкие и тихие.
Фоника – звуковая организация речи.
В русском языке согласные обычно чередуются с гласными, не создавая трудностей для произношения. А если встречаются сочетания нескольких согласных, то обычно в начале слова (страна). Стечение согласных создает ущерб фонике. Помните о написании слов с непроизносимыми согласными? Язык выработал правило: при определенном сочетании согласных один из них в произношении опускается: здравствуй, известно и др. Плохо, если рядом окажутся одни гласные: у аэроклубов, у иудеев. Кстати, такое сочетание звуков называется зиянием. В соответствии с требованиями благозвучия заимствованные имена Иоанн, Феодор стали произноситься как Иван, Федор. Речь становится неблагозвучной и тогда, когда рядом оказываются одинаковые или похожие слоги: взгляд из-за занавески, свыше полутораста студентов. Требования благозвучия определяются особенностями звукового строя самого языка. Все, что ему несвойственно, что выходит за рамки привычного, как говорится, «режет слух». Не украшают речь и скопления шипящих, свистящих звуков (Происходящие события перешли в решающую стадию). Но если обращаться с ними умело, эти же звуки могут придать речи особую выразительность. Но тогда их использование будет уже художественным приемом. В художественных произведениях, и главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи. Особым образом организованная поэтическая речь получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску. В этом - одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе». Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков.
Аллитерация — самый распространенный тип звукового повтора. Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: « Држвн, Бтшкв, Пшкн, Нкрсв». Такая «весомость» согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень значительны.
В аллитерациях на ж — з слышится леденящий холодок металла в отрывке из стихотворения Н. Заболоцкого «Журавли»
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс.
Ассонансом называется повторение гласных (Пора, пора, рога трубят...- Пушкин). В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Звукопись стала одним из основных художественных приемов в поэзии Серебряного века. Под названием Серебряный век вошли в русскую литературу годы, принадлежащие концу XIX – началу XX столетия. В это время в стране появился целый ряд выдающихся поэтов, имена которых навсегда останутся в русской и мировой литературе. Это Ахматова, Гумилев, Блок, Маяковский и многие другие. Все эти люди творили в нелегкое для России время. Началом Серебряного века условно считают 1892 год, конец же его пришел с Октябрьской революцией и Гражданской войной. Именно в эти годы в России появилась социально-политическая напряженность, возникшая в связи с затянувшимся феодализмом, неспособностью дворянства проводить качественные реформы, медлительностью монархии, не желавшей идти на уступки. Все это рождало у интеллигенции, к которой относились и поэты Серебряного века, чувство приближающихся потрясений. В их душе возникало ощущение того, что мир перевернулся, а потому появилось стремление разгадать причины такой дисгармонии и найти пути исцеления России. Эти поиски нашли отражение в русской литературе, породив новое напрвление – модернизм. В свою очередь, оно разделилось на три течения: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты Серебряного века очень разные, но для всех характерны борьба со стереотипами, поиск новых, смелых образов, разнообразных ритмов и рифм. Они любили экспериментировать, любили игру со словом. Если у поэтов XIX века звукопись возникала в силу звучности самого языка, то у модернистов она создавалась специально и демонстрировала фонетические возможности русской речи. Вот стихотворение Игоря Северянина «Чары Лючинь», где в каждом слове есть буква «ч»:
Лючинь печальная читала вечером ручьисто-вкрадчиво,
Так чутко чувствуя журчащий вычурно чужой ей плач,
И, в человечестве чтя нечто вечное, чем чушь Бокаччио,
От чар отчаянья кручинно-скучная, чла час удач.
Чернела, чавкая, чумазой нечистью, ночь бесконечная,
И челны чистые, как пчелы - птенчики безречных встреч,
Чудили всячески, от качки с течами полуувечные,
Чьи очи мрачные из чисел чудную чеканят речь.
Чьи очи мрачные из чисел чудную чеканят речь пречистую.
Отлично честная Лючинь сердечная лечила чад
Порочных выскочек? Коричне-глетчерно кричит лучистое
В качалке алчущей Молчанье чахлое, влача волчат...
Подобная звуковая организация речи воспринимается как искусственная, когда смысл приносится в жертву форме. Но у того же Северянина есть стихи, в которых фоника выполняет важную смысловую функцию. И не только у Северянина.
2.Практикум.Работа в группах.Интерпретация фонетических средств выразительности в стихотворениях Игоря Северянина и Константина Бальмонта. Каждая группа анализирует одно из стихотворений, но у каждого ученика есть тексты всех стихотворений, чтобы при обсуждении можно было аргументировать свои замечания и добавления.
Игорь Северянин.
Запевка
О России петь - что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам...
О России петь - что весну встречать,
что невесту ждать, что утешить мать...
О России петь - что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!
Лесной набросок
Леса сосновые. Дорога палевая.
Сижу я в ельнике, костер распаливая.
Сижу до вечера, дрова обтесывая...
Шуршит зеленая листва березовая...
Пчела сердитая над муравейниками,
Над мухоморами и над репейниками
Жужжит и кружится, злом обессиленная.
Деревья хвойные. Дорога глиняная.
***
Бегут ручьи, бурлят ручьи!
Играют, пляшут воды!
Купает солнце в них лучи!
Спешат, шумят, бурлят ручьи,
Как радостные годы.
И под лучами, как мечи,
Лед рубят бешено ручьи,
Ревут, бушуют воды!
Константин Бальмонт
Камыши
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
Мелькают, мигают – и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.
Полночной порой камыши шелестят,
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.
И тиной запахло. И сырость ползет.
Трясина заманит, сожмет, засосет.
«Кого? Для чего? - камыши говорят, -
Зачем огоньки между ними горят?»
Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет все ниже свой лик.
И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.
ЧЕЛН ТОМЛЕНЬЯ
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог,
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
Мчится взморьем, мчится морем,
Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.
Умер вечер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растет.
Челн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.
Выразительное чтение стихов на основе произведенного анализа.
Контроль усвоения. Творческий практикум «Звучит слово».
Создайте небольшой текст (5-6 предложений), передающий:
а) звуки летнего утра (в городе, в деревне, на озере и т. д.)
б) голоса весны
в) шум школьной перемены
uchebana5.ru
Скороговорки для вокалистов
В прошлой статье мы говорили о важности развития дикции и артикуляционного аппарта. В продолжении публикуем список скороговорок, которые при постоянных практиках несомненно поможет вам улучшить результаты!
Буквы: К, Р, Ц, Ы, Я
Жили-были три китайца Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.Жили-были три китайки Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.Вот они переженились:Як на ЦыпеЯк-Ци-Драк на Цыпе-дрипеЯк-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.И у них родились дети:У Яка с Цыпой – Шах,У Якцы-драка с Цыпой-дрипой – Шах-Шахмони,У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони – Шах-Шахмони-Лимпомпони.
Буквы: В, Л, Р, Ф
Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.
Буквы: Ф, Л, В
Была у Фрола, на Лавра Фролу наврала.Пойду ко Лавру, на Фрола Лавру навру.
Буквы: С, Р, Т
Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принёс на борт матрас.В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.
Буквы: П, Р, Ч, К
Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.
Скороговорки на б, п, ф, в, к, д, т, х
1. Добыл бобов бобыль.2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.3. От топота копыт пыль по полю летит.4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.б. Верзила Вавила весело ворочал вилы.7. Около кола колокола, около ворот коловорот.8. Шакал шагал, шакал скакал.9. Купи кипу пик.10. Купи кипу пуха.11. Ткет ткач ткани на платки Тани.12 Водовоз вез воду из-под водопровода.13. Наш голова вашего голову головой переголовил, пере-выголовил.14. Вашему пономарю нашего пономаря не перепонома-рить стать; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.15. В один, Клим, клин колоти.16. Стоит копна с подприкопёночком.17. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.18. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!19. У елки иголки колки.20. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!21. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.22. На меду медовик, а мне не до медовика.23. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.24. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.25. Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая.26. Волховал волхв в хлеву с волхвами.27. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.28. У Феофана Митрофаньча три сына Феофанычи.29. У нас гость унес трость.30. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.31. Рододендроны из дендрария даны родителями.32. К Габсбургам из Страсбурга.33. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.34. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.35. Хвалю халву.36. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.
Скороговорки на р, л, м, н
1. Дробью по перепелам да по тетеревам.2. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.3. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.4. Клара-краля кралась с крокодилом к Ларе.5. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.6. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.7. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.8. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.9. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.10. Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.11. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.12. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.13. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.14. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня?15. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.16. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.17. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.18. Всех скороговорок не перескоговоришь, не перевыскороговоришь.19. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.20. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.21. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.22. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.23. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.24. Король-орел.25. Курьера курьер обгоняет в карьер.26. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.27. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.28. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.29. Талер тарелка стоит.30. Идти на рать, так бердыш брать.31. Интервьюер интервента интервьюировал.32. Либретто Риголетто.33. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.34. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.35. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.36. Во мраке раки шумят в драке.37. На дороге с утра тарахтят трактора.38. Жри во ржи, да не ржи во ржи.39. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.40. Город Нерль на Нерли-реке.41. На горе Арарат рвала Варвара виноград.42. Из-под Костромы, из-под Костромшины шли четыре мужчины. Говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.43. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.44. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.45. А мне не до недомогания.
Скороговорки на с, з, ш, ш, ж, ч, ц
1. У Сени и Сани в сетях сом с усами.2. У осы не усы, не усища, а усики.3. Везет Сенька Санька с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.4. Осип охрип, а Архип осип.5. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.6. Сачок зацепился за сучок.7. По семеро в сани уселися сами.8. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.9. Свиристель свиристит свирелью.10. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.11. Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.12. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.13. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.14. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.15. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.16. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.17. Четверть четверика гороха без червоточинки.18. Инцидент с интендантом.19. Прецедент с претендентом.20. Константин констатировал.21. У ежа ежата, у ужа ужата.22. Жутко жуку жить на суку.23. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.24. Тщетно тщится щука ущемить леща.25. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.26. Яшма в замше замшела.27. В Чите течет Читинка.
jamschool.ru