Open Library - открытая библиотека учебной информации. Кусок красной ткани или юфти в виде флюгера на вершине воинского шлема
Земля Мертвых читать онлайн - Александр Прозоров (Страница 33)
Пряженцы — жаренные пирожки.
Разгром литовского войска под Дорогобужем — 1500 год.
Расстегай — пирог с открытой начинкой.
Революция в Голландии — Нидерландская революция (1566–1609), проходила во главе с Вильгельмом Оранским под знаменем кальвинизма и была направлена на ликвидацию испанского господства
Россох — раздвоении дороги.
Русалка — на Руси это не просто утопленница, а девушка, утопившаяся из-за любви, причем русалка вполне может выйти замуж за нормального человека, если воспылает к нему взаимной страстью.
Сабельные клинки — появились примерно в XII веке, а к XIV веку сабли вытесняют прямые мечи во всем цивилизованном мире: в Персии, Турции, на Руси, Ближнем Востоке и других странах. Преимущества искривленного клинка для рубки очевидны: наклонное и скользящее при ударе положение лезвия в отношении противника присоединяет к удару рубяще-дробящему еще и режущее свойство ножа. Вместе это позволяет достигать более легким клинком того же эффекта, что и тяжелым рубящим мечом, а рука при пользовании саблей менее утомляется. Однако изготовление сабельного клинка более трудоемко и требует более совершенной технологии: требуется материал более высокого качества и точный расчет в построении дуги, чтобы центр удара был в удобном для руки месте. Распространение сабли заметно сдвигает центры оружейного производства: если с IX по XIV века одними из лучших считаются киевские мечи, то начиная с XIV — московские и дагестанские (из Кубачи). Между тем, в Средневековой Европе никогда не умели изготавливать хорошего оружия и брони — даже в начале XIX века французские кирасиры часто жаловались, что в сшибках с турками от ударов ятаганами их клинки разлетаются, как стеклянные. Производство сабель Европе освоить так и не удалось, и она перешла в огнестрельному оружию прямо от алебард и двуручных сплюснутых заточенных ломов.
Сажень — мера длины, первоначально равная длине вытянутой руки или большому шагу. Термин происходит от глагола сягать (широко шагать). С XI в. так стали называть меру в два раза большую — от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой. Это так называемая прямая сажень. Косая сажень определялась от пальцев ноги до конца пальцев руки, вытянутой над головой по диагонали. Сажень уточнялась более чем тридцатью различными определениями, которые указывали на разное метрологическое содержание и на сферу применения: сажень аршинная, береговая, большая, великая, городовая, государева, дворовая, землемерная, земляная, казачья, казенная, коловратная, косая, косовая, крестьянская, лавочная, маховая, мерная, мостовая, небольшая, новая, ножная, печатная, писцовая, полная, простая, прямая, ручная, степенная, ступенная, таможенная, трехаршинная, трубная, указная, ходячая, царская, церковная, человечья, четырехаршинная и так до бесконечности.
Саламата — пресная кипяченная болтушка из муки.
Сафьяновые сапоги — сапоги из тонкой мягкой козьей или овечьей кожи.
Сбитень — горячий напиток из воды, меда и пряностей.
Сволота угличская — в XVI веке «сволочь», это не ругательство, а просто человек низкого происхождения.
Скидывать Мамая ходили — На Куликовском поле с Дмитрием Донским против Мамая сражались касимовские татары, а вот за Мамая, согласно «Сказания о Мамаевом побоище» дрались ясы и аланы, черкасы, половцы и печенеги, фряги. Так что татары оказались в рядах победителей, а не побежденных.
Складень — так Руси так назывались все складывающиеся предметы — начиная от ножа и заканчивая складными столиками и походными иконостасами.
Скудель, скудельный сосуд — сосуд из глины, земли. На Руси скудельный сосуд символизировал человеческую судьбу.
Служилый боярин — дворянин, получавший земельный надел за воинскую службу. Обязанность нести службу передавалась по наследству вместе с наделом.
Смага — пожар.
Смерд — крепостной крестьянин в древнерусском государстве. Позднее — презрительное название всех простолюдин. Предполагается, что название произошло от слова смердеть (вонять, чадить), хотя могло быть и наоборот. Понятие «крестьянин» (христианин) по оценке историков появилось не раньше XVII, а то и XVIII века.
Сорочинская ярмарка — так иронично называли рисовую каша. Наименование «сорочинская» произошло от слова «сарацин» — мусульманин, так как рис привозили из мусульманских стран.
Станишник — тать, разбойник, вор, преступник.
Стрелецкий приказ — одно из главных правительственных учреждений Руси в XVI веке. Ведал московскими (то есть строевыми) и городовыми (гарнизонная и пограничная служба) стрельцами, их землями, дворами, выдачей денежного и хлебного содержания (жалованья), а также оружия и боезапаса. На Руси, в отличие от дикой средневековой Европы, пушки и пищали делать кому ни попадя, и торговать ими случайным людям не позволялось — производство вооружения было поставлено централизовано, с «госприемкой» и соблюдением единых стандартов. Соответственно, и распределялось оружие централизовано, через приказы. Прикупить себе пищаль на рынке или по случаю было ничуть не проще, чем сейчас — автомат Калашникова. Зато за соответствующее вознаграждение любой приличный кузнец мог превратить вас в танк — одеть в броню с ног до головы, повесить на пояс кистень или палицу, дать в руки саблю, а в другую — рогатину. Именно таким путем и вооружалась поместное ополчение.
Совня — разновидность копья, представляет собой широкое, утяжеленное на конце лезвие длиной около полуметра и сантиметров десять шириной, с круто изогнутым концом. Можно сказать — меч на очень длинной рукояти.
Судовая рать — понятие «пехота» на Руси очень долго отсутствовало. Имелась конная княжеская дружина и «судовая рать» перемещавшаяся, соответственно, на кораблях. Пешим бывало ополчение — но это уже не профессиональное воинство.
Сыромятина — низкосортное железо.
Сыто — разбавленный водой мед, подаваемый в конце застолья. Наесться «до сыта» дословно означает — нажраться до упора.
Твеновский «Янки» — «Янки при дворе короля Артура» Марка Твена.
Тегиляй — одежда в виде кафтана с короткими рукавами и с высоким стоячим воротником, подбитая ватою или пенькой и многократно насквозь простеганная. Тегиляй обладал достаточными защитными качествами и носился вместо доспехов небогатыми ратниками. В этом случае тегиляй делался из толстой материи и по груди мог обшиваться металлическими пластинками. Из шлемов тегиляю соответствовала «шапка бумажная», которая делалась на вате из сукна и шелковых тканей и иногда усиливалась кольчужной сетью, помещенной в подкладку. Иногда шапка снабжалась железным наносьем.
Темляк — кожаная петля, которая крепится к рукояти сабли, шашки или лыжной палки и не дает им сорваться в руки.
Терем — на Руси так называли жилое помещение над воротами. Соответственно, наличие в доме терема предполагает и существование внутреннего двора, а стало быть — говорит о достаточно больших размерах самого дома.
Тиун — сборщик «подорожного» налога
Трудник — человек, взявший на себя подвижнический обет
Турсук — кожаная фляга
Тягло — налогообложение вольных людей. Продавшись в рабство, можно было скостить часть выплат, договорившись с хозяином о меньшем обложении.
Убоина — говядина.
Умбон — срединная железная бляха полусферической или конической формы на щите, защищавшая руку воина от пробивающих щит ударов. Крепится в месте, где находилась рукоять, за которую щит удерживается.
Уступить баню друзьям банника — любителям парной следует помнить, что в русской бане есть две опасности: моющегося там после полуночи человека банник может погубить — чрезвычайно зловредное существо; в четвертую очередь на Руси всегда моются черти, лешие и овинники. Попадаться к ним в компанию чрезвычайно опасно — запарят.
Уха — так на Руси называлась любая похлебка не из мяса. Уха из яблок — яблочный компот.
Ушкуйники — члены новгородских вооруженных ватаг, на ушкуях (древнерусское речное судно с веслами) разбойничавших за границами своего княжества. Особо известны тем, что во времена наивысшего величия Золотой Орды несколько раз походя разграбили ее столицу — Сарай.
Фибула — металлическая застежка для одежды в виде булавки, заколки со щитком, обычно богато украшенным. Один из самых древних предметов украшения. Использовалась в повседневности аж до XVIII века.
Хлынов — нынешняя Вятка.
Ходить не опоясавшись — всякий православный человек опоясывается при святом крещении, после чего всегда должен ходить с поясом. «Распоясался» — для православного человека звучит как ругательство, это значит, что человек потерял всякий стыд и достоинство.
Хоронить по буям — при церквях.
Чага — пленница, рабыня.
Чалдар — латы для коня. На Руси изготавливались из нашитых на сукно металлических пластин и обычно защищали грудь, бока и круп коня.
Черевики — кожаная обувь на Руси, сшитая из нескольких кусков, с пришивной мягкой подошвой и краями, закрывавшими всю стопу несколько выше щиколотки. Получила свое название из-за брюха, черевия животного, с которого снимали кожу. На Украине это слово до сих пор заботливо сохранено, пусть и в слегка измененном виде — «черевички».
Черносотенец — вооруженный представитель рабочего люда. Это не шутка: в старину городское население для учета делили на сотни. Поскольку большинство горожан были ремесленниками, «черными людьми», сотни, учитывающее население ремесленных слобод, назывались «черными сотнями», так же, как и снаряжаемые ими по военному призыву отряды.
Черпало — поварешка.
Чуга — летняя верхняя одежда, узкая в талии, с короткими, рукавами, из-под которых высовывались рукава нижней одежды.
Шестопер — русское холодное оружие XV–XVII веков, разновидность булавы с головкой из шести металлических пластин — «перьев» (отсюда название). Первые варианты шестопера, появившиеся в середине XIV века, имели общую длину около 60 см, треугольное сечение ребер, весили 1,8–2,7 кг. Позднее шестопер стал примерно вдвое легче. Шестопер имел рукоять, отделенную кольцом или гардой, иногда на нем ставился крюк для захвата вражеского оружия.
Шишак — шлем из железа, стали или меди; отличается на-вершием в виде длинного шпиля (шиша — отсюда название). Часто к шишу прикрепляли еловец (или яловец) — кусок красной ткани или кожи (красной юфти) в виде флюгера. Шишак состоит из венца, тулей и шиша. К венцу шишака иногда крепили козырек, науши, наносник, назатыльник, бармицу.
Щи — щами на Руси назывался любой суп.
Юрьев — нынешний город Тарту.
Юшка — бульон
Юшман — это кольчужная рубашка с вплетенным на груди и спине набором горизонтальных пластин. На изготовление юшманов, обычно, шло около 100 пластин, которые монтировались с небольшим припуском друг на друга. Юшман имел полный разрез от шеи до подола, надевался в рукава, как кафтан, застегиваясь застежками — «кюрками» и петлями. Иногда «доски» юшмана «наводились» золотом или серебром; такой доспех мог стоить очень дорого. Вес юшмана: 12–15 кг.
Ярыга — человек, попавший за долги в кабалу. В отличие от крепостного, он не мог покинуть своего хозяина.
Ятаган — рубяще-колющее оружие, среднее между саблей и мечом, с лезвием на вогнутой стороне клинка. Известен с XVI века в основном как оружие турецких янычар. Но помимо Турции ятаган применялся в армиях стран Ближнего Востока, Балканского полуострова и Южного Закавказья. Некоторые ятаганы имеют двояковыгнутый клинок, обратный у основания и сабельный у острия. Эфес ятагана без гарды, рукоять у головки имеет расширение («уши») для упора кисти руки. Клинок входит в ножны вместе с частью рукояти. Общая длина оружия — до 80 см, длина клинка около 65 см, масса — до 800 г.
knizhnik.org
KenMaks Блог
Существует в среде патриотично настроенных людей миф о том, что мол наше образование лучшее в Мире, в Европах образования нет и не было. Но проблема в том, что:
1. Просвещенное правление впервые в единой Европе проводилось Карлом Великим. 2. В Европе университет был в Кордубе начиная где-то с VIII века и в христианской части в Болоньи с 1088 года.3. Ну и мы заимствовали систему образования у Германии, переработали её и адаптировали.
Обо всём этом в своё время поразмышляем, а пока самое начальное. В моей записи о "неграмотности Карла Великого" подчеркнул важный момент: этот человек постоянно учился и развивался. Он понимал, что такими возможностями обладает как король. Ему требовались образованные подданные, которых у него не было.Карл Великий принимает мастера двора Алкуина
И он начал с деятельности при дворе, когда нашёл, если не ошибаюсь, в Павии Алкуина(а если бы он не отправился в Рим тогда?!), после чего назначил его Мастером двора. Последний при своей должности в основном занимался образованием придворных. Показатели у него были поразительные на счёт обученных поразительные. Карл конечно не стремился устроить самый настоящий ЛИКБЕЗ - империя бы не потянула. Но получить толковых подчиненных он очень хотел. И это выразилось в его законотворчестве. Его перевод текста ниже. Капитулярий «О занятиях науками» Карл, милостью Божией король франков и лангобардов, и патриций Рима, Баугульфу аббату и всей общине, отправив к ним предварительно своих молитвенников (oratores), посылаем во имя всемогущего Бога свой ласковый привет!Да будет ведомо вашему благочестию в Бозе, мы вместе со своими верными определили считать полезным, чтобы в епископствах и монастырях, врученных милостью Христа нашему управлению, кроме исполнения правил монастырской жизни и религиозных упражнений, прилежали к размышлению о науках и их изучению, каждый по своим способностям, как он может учиться, при помощи Божией. Как монастырские правила содействуют чистоте нравов, так обучение и учение украшают нашу речь; пусть тот, кто желает угодить Богу правильною жизнью, не пренебрегает и тем, чтобы угодить Ему правильным словом. Ибо сказано в Писании: «Или по словам твоим оправдаешься, или по словам твоим осудишься». Конечно, хороший поступок лучше, чем хорошее знание, однако же нужно прежде знать дело, чтобы его сделать (quamvis enim melius sit bene facere, quam nosse, prius tamen est nosse quam facere). Таким образом, каждый должен предварительно изучить то, что он желает привести в исполнение: чтобы плодотворно было каждое дело, пусть знают, какой опасности может подвергнуть душу язык, даже и воздавая похвалу Богу, без предосторожностей против ошибок. Если всякому следует избегать ложного, то тем более должны заботиться о том, по мере сил своих, те, которые только для того и поставлены, чтобы исключительно служить истине.
К нам приносили в последние годы из некоторых монастырей послания, в которых говорилось, что братия, живущая в них, поминает наше имя в своих святых и благочестивых молитвах; но мы заметили, что в большей части таких посланий внутренний смысл речи хорош, но сама речь не обработана; внутреннее верно продиктовано благочестием, но в отношении внешнем невежественный язык был не в силах выражаться без ошибок. Вот потому-то мы и начали бояться, что если братия так мало смыслит в искусстве письма, то еще гораздо менее, может быть, она смыслит в чтении Священного Писания. А мы все хорошо знаем, что как ни опасны ошибки в словах, но еще опаснее ошибки в уразумении смысла. Почему и убеждаем вас не только не пренебрегать научными занятиями, но со всею скромностью и благим перед Богом намерением предаваться им прилежно, чтобы вы могли тем легче и вернее проникать в тайны Священного Писания. Так как на его страницах встречаются аллегории, тропы и тому подобное, то, без сомнения, только тот поймет все это духовно, кто был предварительно наставлен в области науки. Но для такого дела избирайте таких людей, которые имели бы способность и охоту учиться сами и вместе [с тем] желание учить других. Все это должно делать только с таким намерением, какое внушается нашим благочестием, потому что мы желаем, чтобы вы, как то и приличествует воинству церкви, были бы в одно и то же время и внутри благочестивы, и вне учены, чисты жизнью и красноречивы; чтобы всякий, кто пригласил бы вас к себе имени Божиего ради и для назидания в беседе, был бы наставлен одним взглядом на вас и возвратился бы радостно, благодаря всемогущего Бога, почерпнув для себя вашей мудрости, которую он мог услышать и в чтении и в вашем пении.
Если желаешь приобресть нашу благосклонность, то не забудь разослать копию с этого письма ко всем подведомственным тебе сопастырям (coepiscopos) и по всем монастырям. …Читающему доброго здоровья!
Комментарий КенМаксаПо сути император ввел всеобщее обучение грамоте, но инициатива была настолько передовой для Запада, что капитулярий стал работать только в XV веке, когда монастырская жизнь на Западе сильно развилась и аббатства смогли учить детей грамоте, не озираясь на условия и сословность.
kenmaks.blogspot.com
KenMaks Блог: января 2017
Русские средневековые шлемы
Ерихо́нка, ерихо́нская ша́пка — тип шлема, о котором ниже.
Состоит из железной или стальной тульи с остроконечным верхом, с защитой ушей, плоским козырьком, скользящим наносником для защиты лица от поперечных ударов, часто с пластинчатым назатыльником для защиты от удара в шею. Науши и назатыльник крепились к тулье с помощью ремней или цепочек. Такие шлемы использовались на Руси, в странах Западной Азии и Европы в XVI—XVIII веках. На Русь они пришли из Турции, Ирана, а потом попали на запад — в Польшу, Венгрию, Литву и другие страны.Происхождение названия «ерихонка» неизвестно. Одни предполагают, что это искажённое слово «югренский», или «грузинский». Другие — от слова «ерихониться», то есть хорохориться, важничать, упрямиться. Есть те, кто придерживаются мнения о происхождении от названия города Яркенд, или, что наиболее очевидно, но сомнительно — Иерихон.Ерихонки давали хорошую защиту от ударов такого оружия, как сабля, по голове, особенно — сверху. Обеспечивали хороший обзор, что очень важно в бою.Ша́пка желе́зная — общее название простых лёгких шлемов, применявшихся в XVI—XVIII веках.
Общей чертой является пониженная полукруглая тулья, сделанная из куска железа. К ним часто добавляли защиту. Часто добавляли науши, козырёк, назатыльник, реже бармицу и наносник. Изредка тулья делалась рифлёной. Очень быстро с момент появления они вместе с шишаками стали преобладающим типом и оставались им до конца XVII века. Иногда стрельцы носили шапку железную с небольшими полями.Шишак — металлический шлем, заканчивающийся острием с шишкой, был в обиходе в XII-XVII веках.
Был предназначен для защиты головы от ударов холодным оружием; в качестве материала использовали железо, сталь или медь. Отличается навершием в виде шпиля, то есть шиша. Состоит из венца, тулеи и шиша. К венцу шишака крепили козырек, науши, наносник, назатыльник, бармица.Первоначально появился в восточных странах, где быстро обрел разнообразную форму, часто совершенно открывая лицо, на которое опускался наносник. С Востока шишак пришел на Русь, где стал чрезвычайно распространен. Любили к шишу прикреплять еловец (или яловец), кусок красной ткани или кожи (красной юфти) в виде флюгера. В начале XX века шишак послужил прообразом для создания буденовки.Ша́пка бума́жная — головной убор, аналогичный шлему.
По сути это были стёганные шапки, из сукна, шёлковых или бумажных (хлопок, отсюда и название) материй, с толстой хлопчатобумажной или пеньковой подкладкой. Прокладку укрепляли кусками от панцирей или кольчуг. Для защиты от поперечного удара в лицо саблей имели металлический наносник. Эдакий шлем для бедных, представлял собой наиболее дешёвый военный головной убор в России до XVII века, но встречалась редко, используясь, в основном, обедневшими дворянами. Заменой шлему использовали и некоторые из кочевников, например калмыки.
По защитным свойствам «шапка» была схожа с тегиляем — надёжной защиты не давала, но, по свидетельствам современников, могла задержать стрелу.
kenmaks.blogspot.com
I. Доспех
Русское оружие
Изучая историю русского древнего вооружения, мы различаем в нем три периода,существенно отличающиеся один от другого. Древнейший - нормандский, период характеризуется кольчатыми доспехами, прямыми мечами, длинными щитами и шлемами. В XIII веке нормандский период сменяется монголо-татарскнм, который вносит восточное вооружение. Меч сменяется саблей, длинный щит (нормандский) заменяется круглым, и появляется масса доспехов и наголовия -чисто восточных. С начала XVII столетия мало - помалу начинает слабеть восточное влияние, заменяясь западным - начинается западный период в русском вооружении. Но смена эта идет очень медленно и восточное влияние долго еще остается сильным, а некоторые предметы этого вооружения остаются у нас навсегда.
По свидетельству арабского писателя Х века Ибн Даста, у славян князья имели предохранительное вооружение, состоящее, между прочим, из драгоценных кольчуг. В княжение Святослава кольчатый доспех и шлем, как наголовье, входят уже в большое употребление, это мы узнаем из рассказов современника и очевидца боевых схваток этого князя - дьякона Калойского Льва. Доспехи эти заимствованы были у норманнов, что подтверждают и найденные шлемы этого времени.
Кольчатых тельных доспехов в это время различалось два: панцирь и кольчуга.
Пансирем или панцирем (рис. 351) был доспех в виде рубахи, длиною до колен и выше, с короткими или длинными рукавами с разрезами у шеи для продевания головы и у подола или подбора для удобнейшего сидения на лошади. Края подбора назывались подзором; панцири делались из весьма мелких, плотно сплетенных железных колец, а иногда серебряных; у богатых людей он иногда покрывался бархатом. Он мог быть с воротником (ожерельем), плотно застегивающимся на шее запонами, или без воротника. На груди, спине и подоле впоследствии иногда помещали круглые металлические бляхи или мишени.
Кольчуга или колчюга (рис. 352) - доспех, подобный панцирю, но кольца ее крупные, а потому и плетение реже.
С начала XIII столетия с появлением и завоеванием татар последние вносят нам и свои доспехи. Шлем заменяется мисюркой, ерихонкой, шишаком или колпаком, а на кольчуге начинают закреплять металлические доски, переходя таким образом к типу восточных доспехов. Таким образом явились байданы, бабхтерцы, калаптари и куяки.
Рис. 351-352. Панцирь, кольчуга.
Байдана (рис. 353) от арабского бадан - короткий кольчатый доспех -подобный кольчуге, но кольца плоские. Если этот доспех был длиною до колен и ниже и притом с длинными рукавами, то собственно и назывался байданой, если же он был короче, то полубайданой.
Рис. 353-354. Байдана,бахтерец.
Бахтерец или бехтерец (рис. 354) - от монгольского бектер - панцирь или кольчуга, на груди и спине которых, а иногда и боках, было по несколько рядов мелких пластин или досок из железа, меди, часто с серебряной или золотой насечкой.
Калантирь (рис.355) -доспех без рукавов из двух половин, передней и задней, застегивавшихся или завязывавшихся на обоих плечах и боках. Каждую половину от шеи до пояса составляли ряды крупных металлических досок, скрепленных между собою железными кольцами; у пояса прикреплялась кольчужная или панцирная сеть-подол до колен. Спинные доски калантаря делались тоньше и меньше грудных.
Рис. 355. Калантарь.
Рис.356. Куяк.
Юшман или юмшин - панцирь или кольчуга с крупными досками подобно калантарю, но расположенными вертикально и часто украшенными насечкой. Он имел полный разрез от шеи до подола и надевался в рукава как кафтан, застегиваясь застежками или кюрками и петлями.
Куяк (рис. 356) - доспех также с металлическими досками, но обыкновенно круглой формы и не скрепленными между собою кольцами, а прикрепленными к сукну или бархату: иногда поверх доспеха надевалась бархатная или суконная покрышка, поверх мелких досок на спине и груди иногда было по большой доске почти во всю грудь или спину. Эти доски назывались щитами. Куяк несколько напоминал западно-европейскую бригантину. У китайцев употреблялись почти подобные нашим куяки.
Бедные ратники вместо доспеха носили тегиляй, короткое платье с высоким стоячим воротником и короткими рукавами. Он обыкновенно делался из сукна или толстой бумажной материи и подбивался пенькой или ватой, в которые часто помещали обрывки кольчатой или панцирной сети, а также небольшие обломки железа.
Необходимую принадлежность доспеха составляли:
Бармица (рис. 357) - оплечье, походившее на отложное ожерелье, оно делалось или из сплошного железа, или из нескольких скрепленных между собою кольцами частей.
Рис.357. Бармица.
Зарукавья (рис. 358) - металлические пластины, набранные на тесьме, сукне или бархате, и употреблялись при доспехах с длинными рукавами. Они застегивались ремнями с пряжками. Нижняя часть эарукавья называлась запястьем, а верхняя - чашкою.
Наручи (рис. 359) - металлические выгнутые доски, закрывавшие руку от кисти до локтя и стягивавшиеся застежками. Верхняя часть у кисти руки называлась запястьем, а нижняя, более длинная - локотником; иногда последний был такой длины, что заходил за локоть. В этом случае наручи назывались с локтями.
Рис. 358. Зарукавье.
Рис. 359. Наруч.
Рукавицы (рис. 360) - делавшиеся из кожи, покрывались с наружной стороны металлической сетью или бляхами.
Наколенники (рис. 361) - несколько соединенных между собою металлических пластин, закрепленных на шарнире.
Поножи, бурулыки или бутырлыки (рис. 362) служили для защиты ног. Они бывали трех видов: 1- из трех широких досок, соединявшихся металлическими кольцами таким образом, что бутурлык обхватывал всю ногу от пятки до колена; 2-из одной широкой доски и из двух узких, такой бутурлык защищал лишь наружную сторону ноги, внутренняя же, обращенная к седлу, оставалась открытой, и 3- бутурлык состоял только из одной выгнутой доски. К ноге он прикреплялся ремнями и застежками.
Рис. 360. Рукавица.
Рис. 361-362. Наколенник. Бутурлык.
К XVII столетию западное влияние заметно сказывается на нашем вооружении появлением сплошных доспехов - зерцала, лат и кириса, хотя, должно заметить, носившихся лишь знатными и богатыми лицами, а также и царственными особами.
Зерцало (рис. 363) состояло из ряда досок, скрепленных со внутренней стороны ремнями или пряжками, а в редких случаях соединенных кольцами (тогда внизу имелся панцирный подол). Соединяясь между собою, доски образовывали переднюю или грудную половину доспеха и заднюю (также иногда называвшихся досками), соединявшихся ремнями на боках и плечах. Каждую половину составляли: средняя доска или круг, боковые дощечки, верхняя (над кругом) или ожерелье и обруч -часть, охватывающая шею. У передней половины были еще парамки -плечевые скрепления, а у задней - наплечки.
Рис. 363. Зерцало.
Латы состоят из-двух досок (кирас): нагрудной или груди и задней или спины; на плечах и боках были застежки, крюки или петли. Кроме этого, на талии доски стягивались ремнем или поясом. Латы употреблялись довольно редко.
В описаниях сохранились указания еще на один доспех - кирис -сплошной западно-европейский доспех, он, если и употреблялся, то лишь в редких единичных случаях.
Воинские наголовья в старой Руси были довольно разнообразны: древнейшие, сохранившиеся доныне, относятся к XIII веку - это шеломы великих князей Георгия и Ярослава Всеволодовичей. По своему виду и материалу наголовья различались: шеломы или шеломы, колпаки., ши-шаки, мисюры или мисюрки и шапки: железные, медные и бумажные. В смотровых книгах упоминаются иногда и "труские шапки", но что это было за наголовьс - неизвестно. В общежитии очень часто шлемами называют всякое древнее металлическое наголовье независимо от того, к какому типу оно принадлежит.
Рис. 364-365. Шоломы (шлемы).
Рис. 366- Шелом с личиной.
Шоломом или шеломом (слово шлем не было в старину употребительным) называли невысокую железную шапку (тулью) конусообразной формы (рис. 364 и 365) с железными же ушами или наушками, завязывающимися под подбородком. Шелом мог быть иногда и без ушей. Для защиты лица от поперечных ударов меча или сабли шлем имел железную полосу, нос, проходивший через отверстие, сделанное в казырке или полке шелома и опускавшийся и поднимавшийся с помощью шурупца. Нижний край тульи называли венцом, а верхний вершьем. Такую форму имеет шелом, найденный в 1818 году во Владимирской губернии, близ реки Колокши, и принадлежавший великому князю Ярославу (Фе-одору) Всеволодовичу. Шелом этот булатный, сложенный чеканными серебряными золочеными бляхами. На вершье вычеканены образа: Спасителя, великомученика Георгия, Василия Великого и Феодора. Спереди изображен архангел Михаил с чеканною надписью вокруг: "Великий архистратиже Господень Михаиле помози рабу своему Феодору".
Иногда вместо носа шелом имел железную личину- маску, закрывавшую верхнюю часть лица (рис. 366). Но такие шеломы встречаются гораздо реже. Личина обыкновенно была неподвижная, хотя иногда она прикреплялась к венцу с помощью шарниров и таким образом могла подыматься вверх.
Колпак состоял из околыша или венца и из остроконечной тульи или навершья, вверху которой металлическое украшение - репье или яблочко. Часть наголовья между навершьем и венцом называлась подвершь-ем. Колпак не имел носа, почему лицо оставалось совершенно открытым. Затылок, щеки и уши и плечи защищены были кольчужной сеткой, застегивавшейся на груди или у горла одною, двумя или тремя запонами (рис. 367). Такая сетка называлась бармицей, а края ее подзорами.
Рис. 367-368. Колпак. Шишак.
Шишак отличался от шелома и колпака длинным шпилем или шишом, которым оканчивалось навершье. Шишак чаще всего носился с бармицей, которая не только покрывала затылок, щеки, уши и плечи, как в колпаке, но и лицо, заменяя таким образом личину (рис. 368). В бармице, покрывавшей лицо, для глаз делалось отверстия. Часто к шишу прикрепляется еловеи, (или яловец) - кусок красной ткани в виде флюгера (рис. 369). Иногда кусок этот был кожаным (красной юфти).
Мисюрами (мисюрками) или шапками мисюрскими назывались железные шапки с бармицей, подобною бармице у колпаков и шишаков, а иногда и с наушками (наушами). Такое название наголовья происходит от арабского слова "миср" или "мисраим" - Египет, что доказывает арабское или египетское происхождение наголовья. Мисюрки были двух родов: прилбицы и наплешники.
Рис. 369. Шишак с еловцем.
Прилбица имела тулью, доходившую до лба. Нижняя часть прилбицы называлась венцом, а верхняя - черепом, оканчивавшимся иногда репьем (рис. 370). Наплешники состояли лишь из одного плоского черепа, к которому прикреплялись уши и бармица (рис. 371).
Ерихонка или шапка ерихонская, иначе шапка юргенская, т.е. грузинская, имеет вид монгольского шишака. Это высокое наголовье состояло из венца и навершья с репьем. К венцу прикреплялись уши, затылок и полка, сквозь последнюю проходил нос с шурупцом (рис. 372). Ерихонка была наголовьем воевод, князей и государей, а потому часто украшалась серебряною и золотою насечкою, жемчугом и дорогими камнями. Подобную форму имеет шлем великого князя Александра Невского (рис. 373). Он роскошной работы, украшен драгоценными камнями, крестами и коронами. Последнее дает повод думать, что наголовье это принадлежало кому-нибудь из грузинских царей.
Рис. 370. Прилбица (мисюра).
Рис. 371. Наплешник (мисюра).
Шапка медяная своею формою во всем подобна ерихонке, но делалась из меди (рис. 374).
Шапка бумажная делалась из сукна, шелковых или бумажных тканей, стеганых обыкновенно на вате, реже на пуху. В подкладку иногда помещали куски от панцирей или кольчуг. Шапка имела железный нос со шурупцом (рис. 375).
Шапка железная была самым простым и дешевым наголовьем и носилась лишь бедными пешими ратниками. Это была высокая шапка из листового или кованого железа, без носа, затылка и бармицы (рис. 376). Иногда она имела околыш или полку, но чаще этого не было.
Все воинские наголовья делались с толстой наглухо прикрепленной подкладкой, или под них надевали толстые стеганые шапки. Иногда, впрочем крайне редко, колпак или шишак надевался поверх шелома.
Рис. 372. Ерихонка.
Рис. 373. Ерихонка.
Рис 374. Шапка медная.
Рис. 375. Шапка бумажная.
Рис. 376. Шапка железная.
Рис. 377. Круглый шит.
Рис. 378. Щит, украшенный жемчугом и орнаментовкой.
Писатель Х века Лев, диакон калойский, свидетельствует, что в его время щиты у руссов были длинные до самых ног и они ими прикрывались наподобие стены; отступая, руссы закидывали их на спины. Вероятно, щиты эти были подобны нормандским (рис. 171). Татарское нашествие, внеся с собою восточное вооружение, сменило эти щиты круглыми, остававшимися в обращении до конца XVII века (рис. 377). Они делались из железа, булата, стали, дерева, камыша и кожи. Деревянные щиты были в наибольшем употреблении и оклеивались или обтягивались иногда бархатом, шитым шелком и золотом. В наружной стороне щита различались: венец - крайняя часть близ окружности, навершье - или середина и кайма - промежуток между ними. Навершье имело выпуклое украшение, называвшееся яблоком, маковкою или просто навершьем;, в этом случае середина щита называлась подвершьем. Окружность щита оторачивалась золотым или серебряным галуном и бахромою из шелка или серебряных и золотых нитей. Поверхность щита часто покрывалась драгоценными камнями и жемчужинами (рис. 378). На простых щитах украшения только наводились золотом, серебром или финифтью. Наиболее любимым был красный цвет, и червленые щиты встречаются уже в "Слове о полку Игореве". Железные щиты были обыкновенно черные.
Рис. 379. Внутренняя сторона щита.
Рис. 380. Торч.
Рис. 381. Внутренняя сторона торча.
Внутренняя сторона имела подкладку бархатную, атласную, суконную, а иногда даже тафтяную и кумачную, прикрепленную серебряными и золочеными гвоздями, шляпки которых, оставаясь на наружной стороне щита, служили для ее украшения. По середине внутренней стороны помещалась подушка, к которой прикреплялись привязки, т.е. шелковые и нитяные шнуры (столбцы) или тесьма с кольцами и пряжкою. Они служили для удержания щита на руке (рис. 379).
Крайне редко при обороне крепостей и городов употреблялся щит другого вида, называвшийся торч (рис. 380), от арабского туре - щит. Он был круглой формы, но навершье состояло из металлической руки со шпагою; в эту руку входила левая рука воина, а самый торч привязывался к туловищу ремнями или шнурами. Щит этот был очень тяжел.
studlib.info
I. Доспех
Военное дело I. Доспех
просмотров - 85
Русское оружие
Изучая историю русского древнего вооружения, мы различаем в нем три периода,существенно отличающиеся один от другого. Древнейший - нормандский, период характеризуется кольчатыми доспехами, прямыми мечами, длинными щитами и шлемами. В XIII веке нормандский период сменяется монголо-татарскнм, который вносит восточное вооружение. Меч сменяется саблей, длинный щит (нормандский) заменяется круглым, и появляется масса доспехов и наголовия -чисто восточных. С начала XVII столетия мало - помалу начинает слабеть восточное влияние, заменяясь западным - начинается западный период в русском вооружении. Но смена эта идет очень медленно и восточное влияние долго еще остается сильным, а некоторые предметы этого вооружения остаются у нас навсегда.
По свидетельству арабского писателя Х века Ибн Даста͵ у славян князья имели предохранительное вооружение, состоящее, между прочим, из драгоценных кольчуᴦ. В княжение Святослава кольчатый доспех и шлем, как наголовье, входят уже в большое употребление, это мы узнаем из рассказов современника и очевидца боевых схваток этого князя - дьякона Калойского Льва. Доспехи эти заимствованы были у норманнов, что подтверждают и найденные шлемы этого времени.
Кольчатых тельных доспехов в это время различалось два: панцирь и кольчуга.
Пансирем или панцирем (рис. 351) был доспех в виде рубахи, длиною до колен и выше, с короткими или длинными рукавами с разрезами у шеи для продевания головы и у подола или подбора для удобнейшего сидения на лошади. Края подбора назывались подзором; панцири делались из весьма мелких, плотно сплетенных железных колец, а иногда серебряных; у богатых людей он иногда покрывался бархатом. Он мог быть с воротником (ожерельем), плотно застегивающимся на шее запонами, или без воротника. На груди, спине и подоле впоследствии иногда помещали круглые металлические бляхи или мишени.
Кольчуга или колчюга (рис. 352) - доспех, подобный панцирю, но кольца ее крупные, а потому и плетение реже.
С начала XIII столетия с появлением и завоеванием татар последние вносят нам и свои доспехи. Шлем заменяется мисюркой, ерихонкой, шишаком или колпаком, а на кольчуге начинают закреплять металлические доски, переходя таким образом к типу восточных доспехов. Таким образом явились байданы, бабхтерцы, калаптари и куяки.
Рис. 351-352. Панцирь, кольчуга.
Байдана (рис. 353) от арабского бадан - короткий кольчатый доспех -подобный кольчуге, но кольца плоские. В случае если данный доспех был длиною до колен и ниже и притом с длинными рукавами, то собственно и назывался байданой, если же он был короче, то полубайданой.
Рис. 353-354. Байдана,бахтерец.
Бахтерец или бехтерец (рис. 354) - от монгольского бектер - панцирь или кольчуга, на груди и спине которых, а иногда и боках, было по несколько рядов мелких пластин или досок из железа, меди, часто с серебряной или золотой насечкой.
Калантирь (рис.355) -доспех без рукавов из двух половин, передней и задней, застегивавшихся или завязывавшихся на обоих плечах и боках. Каждую половину от шеи до пояса составляли ряды крупных металлических досок, скрепленных между собою железными кольцами; у пояса прикреплялась кольчужная или панцирная сеть-подол до колен. Спинные доски калантаря делались тоньше и меньше грудных.
Рис. 355. Калантарь.
Рис.356. Куяк.
Юшман или юмшин - панцирь или кольчуга с крупными досками подобно калантарю, но расположенными вертикально и часто украшенными насечкой. Он имел полный разрез от шеи до подола и надевался в рукава как кафтан, застегиваясь застежками или кюрками и петлями.
Куяк (рис. 356) - доспех также с металлическими досками, но обыкновенно круглой формы и не скрепленными между собою кольцами, а прикрепленными к сукну или бархату: иногда поверх доспеха надевалась бархатная или суконная покрышка, поверх мелких досок на спине и груди иногда было по большой доске почти во всю грудь или спину. Эти доски назывались щитами. Куяк несколько напоминал западно-европейскую бригантину. У китайцев употреблялись почти подобные нашим куяки.
Бедные ратники вместо доспеха носили тегиляй, короткое платье с высоким стоячим воротником и короткими рукавами. Он обыкновенно делался из сукна или толстой бумажной материи и подбивался пенькой или ватой, в которые часто помещали обрывки кольчатой или панцирной сети, а также небольшие обломки железа.
Необходимую принадлежность доспеха составляли:
Бармица (рис. 357) - оплечье, походившее на отложное ожерелье, оно делалось или из сплошного железа, или из нескольких скрепленных между собою кольцами частей.
Рис.357. Бармица.
Зарукавья (рис. 358) - металлические пластины, набранные на тесьме, сукне или бархате, и употреблялись при доспехах с длинными рукавами. Οʜᴎ застегивались ремнями с пряжками. Нижняя часть эарукавья называлась запястьем, а верхняя - чашкою.
Наручи (рис. 359) - металлические выгнутые доски, закрывавшие руку от кисти до локтя и стягивавшиеся застежками. Верхняя часть у кисти руки называлась запястьем, а нижняя, более длинная - локотником; иногда последний был такой длины, что заходил за локоть. В этом случае наручи назывались с локтями.
Рис. 358. Зарукавье.
Рис. 359. Наруч.
Рукавицы (рис. 360) - делавшиеся из кожи, покрывались с наружной стороны металлической сетью или бляхами.
Наколенники (рис. 361) - несколько соединенных между собою металлических пластин, закрепленных на шарнире.
Поножи, бурулыки или бутырлыки (рис. 362) служили для защиты ноᴦ. Οʜᴎ бывали трех видов: 1- из трех широких досок, соединявшихся металлическими кольцами таким образом, что бутурлык обхватывал всю ногу от пятки до колена; 2-из одной широкой доски и из двух узких, такой бутурлык защищал лишь наружную сторону ноги, внутренняя же, обращенная к седлу, оставалась открытой, и 3- бутурлык состоял только из одной выгнутой доски. К ноге он прикреплялся ремнями и застежками.
Рис. 360. Рукавица.
Рис. 361-362. Наколенник. Бутурлык.
К XVII столетию западное влияние заметно сказывается на нашем вооружении появлением сплошных доспехов - зерцала, лат и кириса, хотя, должно заметить, носившихся лишь знатными и богатыми лицами, а также и царственными особами.
Зерцало (рис. 363) состояло из ряда досок, скрепленных со внутренней стороны ремнями или пряжками, а в редких случаях соединенных кольцами (тогда внизу имелся панцирный подол). Соединяясь между собою, доски образовывали переднюю или грудную половину доспеха и заднюю (также иногда называвшихся досками), соединявшихся ремнями на боках и плечах. Каждую половину составляли: средняя доска или круг, боковые дощечки, верхняя (над кругом) или ожерелье и обруч -часть, охватывающая шею. У передней половины были еще парамки -плечевые скрепления, а у задней - наплечки.
Рис. 363. Зерцало.
Латы состоят из-двух досок (кирас): нагрудной или груди и задней или спины; на плечах и боках были застежки, крюки или петли. Кроме этого, на талии доски стягивались ремнем или поясом. Латы употреблялись довольно редко.
В описаниях сохранились указания еще на один доспех - кирис -сплошной западно-европейский доспех, он, если и употреблялся, то лишь в редких единичных случаях.
Воинские наголовья в старой Руси были довольно разнообразны: древнейшие, сохранившиеся доныне, относятся к XIII веку - это шеломы великих князей Георгия и Ярослава Всеволодовичей. По своему виду и материалу наголовья различались: шеломы или шеломы, колпаки., ши-шаки, мисюры или мисюрки и шапки: железные, медные и бумажные. В смотровых книгах упоминаются иногда и "труские шапки", но что это было за наголовьс - неизвестно. В общежитии очень часто шлемами называют всякое древнее металлическое наголовье независимо от того, к какому типу оно принадлежит.
Рис. 364-365. Шоломы (шлемы).
Рис. 366- Шелом с личиной.
Шоломом или шеломом (слово шлем не было в старину употребительным) называли невысокую железную шапку (тулью) конусообразной формы (рис. 364 и 365) с железными же ушами или наушками, завязывающимися под подбородком. Шелом мог быть иногда и без ушей. Для защиты лица от поперечных ударов меча или сабли шлем имел железную полосу, нос, проходивший через отверстие, сделанное в казырке или полке шелома и опускавшийся и поднимавшийся с помощью шурупца. Нижний край тульи называли венцом, а верхний вершьем. Такую форму имеет шелом, найденный в 1818 году во Владимирской губернии, близ реки Колокши, и принадлежавший великому князю Ярославу (Фе-одору) Всеволодовичу. Шелом данный булатный, сложенный чеканными серебряными золочеными бляхами. На вершье вычеканены образа: Спасителя, великомученика Георгия, Василия Великого и Феодора. Спереди изображен архангел Михаил с чеканною надписью вокруг: "Великий архистратиже Господень Михаиле помози рабу своему Феодору".
Иногда вместо носа шелом имел железную личину- маску, закрывавшую верхнюю часть лица (рис. 366). Но такие шеломы встречаются гораздо реже. Личина обыкновенно была неподвижная, хотя иногда она прикреплялась к венцу с помощью шарниров и таким образом могла подыматься вверх.
Колпак состоял из околыша или венца и из остроконечной тульи или навершья, вверху которой металлическое украшение - репье или яблочко. Часть наголовья между навершьем и венцом называлась подвершь-ем. Колпак не имел носа, почему лицо оставалось совершенно открытым. Затылок, щеки и уши и плечи защищены были кольчужной сеткой, застегивавшейся на груди или у горла одною, двумя или тремя запонами (рис. 367). Такая сетка называлась бармицей, а края ее подзорами.
Рис. 367-368. Колпак. Шишак.
Шишак отличался от шелома и колпака длинным шпилем или шишом, которым оканчивалось навершье. Шишак чаще всего носился с бармицей, которая не только покрывала затылок, щеки, уши и плечи, как в колпаке, но и лицо, заменяя таким образом личину (рис. 368). В бармице, покрывавшей лицо, для глаз делалось отверстия. Часто к шишу прикрепляется еловеи, (или яловец) - кусок красной ткани в виде флюгера (рис. 369). Иногда кусок данный был кожаным (красной юфти).
Мисюрами (мисюрками) или шапками мисюрскими назывались железные шапки с бармицей, подобною бармице у колпаков и шишаков, а иногда и с наушками (наушами). Такое название наголовья происходит от арабского слова "миср" или "мисраим" - Египет, что доказывает арабское или египетское происхождение наголовья. Мисюрки были двух родов: прилбицы и наплешники.
Рис. 369. Шишак с еловцем.
Прилбица имела тулью, доходившую до лба. Нижняя часть прилбицы называлась венцом, а верхняя - черепом, оканчивавшимся иногда репьем (рис. 370). Наплешники состояли лишь из одного плоского черепа, к которому прикреплялись уши и бармица (рис. 371).
Ерихонка или шапка ерихонская, иначе шапка юргенская, ᴛ.ᴇ. грузинская, имеет вид монгольского шишака. Это высокое наголовье состояло из венца и навершья с репьем. К венцу прикреплялись уши, затылок и полка, сквозь последнюю проходил нос с шурупцом (рис. 372). Ерихонка была наголовьем воевод, князей и государей, а потому часто украшалась серебряною и золотою насечкою, жемчугом и дорогими камнями. Подобную форму имеет шлем великого князя Александра Невского (рис. 373). Он роскошной работы, украшен драгоценными камнями, крестами и коронами. Последнее дает повод думать, что наголовье это принадлежало кому-нибудь из грузинских царей.
Рис. 370. Прилбица (мисюра).
Рис. 371. Наплешник (мисюра).
Шапка медяная своею формою во всем подобна ерихонке, но делалась из меди (рис. 374).
Шапка бумажная делалась из сукна, шелковых или бумажных тканей, стеганых обыкновенно на вате, реже на пуху. В подкладку иногда помещали куски от панцирей или кольчуᴦ. Шапка имела железный нос со шурупцом (рис. 375).
Шапка железная была самым простым и дешевым наголовьем и носилась лишь бедными пешими ратниками. Это была высокая шапка из листового или кованого железа, без носа, затылка и бармицы (рис. 376). Иногда она имела околыш или полку, но чаще этого не было.
Все воинские наголовья делались с толстой наглухо прикрепленной подкладкой, или под них надевали толстые стеганые шапки. Иногда, впрочем крайне редко, колпак или шишак надевался поверх шелома.
Рис. 372. Ерихонка.
Рис. 373. Ерихонка.
Рис 374. Шапка медная.
Рис. 375. Шапка бумажная.
Рис. 376. Шапка железная.
Рис. 377. Круглый шит.
Рис. 378. Щит, украшенный жемчугом и орнаментовкой.
Писатель Х века Лев, диакон калойский, свидетельствует, что в его время щиты у руссов были длинные до самых ног и они ими прикрывались наподобие стены; отступая, руссы закидывали их на спины. Вероятно, щиты эти были подобны нормандским (рис. 171). Татарское нашествие, внеся с собою восточное вооружение, сменило эти щиты круглыми, остававшимися в обращении до конца XVII века (рис. 377). Οʜᴎ делались из железа, булата͵ стали, дерева, камыша и кожи. Деревянные щиты были в наибольшем употреблении и оклеивались или обтягивались иногда бархатом, шитым шелком и золотом. В наружной стороне щита различались: венец - крайняя часть близ окружности, навершье - или середина и кайма - промежуток между ними. Навершье имело выпуклое украшение, называвшееся яблоком, маковкою или просто навершьем;, в этом случае середина щита называлась подвершьем. Окружность щита оторачивалась золотым или серебряным галуном и бахромою из шелка или серебряных и золотых нитей. Поверхность щита часто покрывалась драгоценными камнями и жемчужинами (рис. 378). На простых щитах украшения только наводились золотом, серебром или финифтью. Наиболее любимым был красный цвет, и червленые щиты встречаются уже в "Слове о полку Игореве". Железные щиты были обыкновенно черные.
Рис. 379. Внутренняя сторона щита.
Рис. 380. Торч.
Рис. 381. Внутренняя сторона торча.
Внутренняя сторона имела подкладку бархатную, атласную, суконную, а иногда даже тафтяную и кумачную, прикрепленную серебряными и золочеными гвоздями, шляпки которых, оставаясь на наружной стороне щита͵ служили для ее украшения. По середине внутренней стороны помещалась подушка, к которой прикреплялись привязки, ᴛ.ᴇ. шелковые и нитяные шнуры (столбцы) или тесьма с кольцами и пряжкою. Οʜᴎ служили для удержания щита на руке (рис. 379).
Крайне редко при обороне крепостей и городов употреблялся щит другого вида, называвшийся торч (рис. 380), от арабского туре - щит. Он был круглой формы, но навершье состояло из металлической руки со шпагою; в эту руку входила левая рука воина, а самый торч привязывался к туловищу ремнями или шнурами. Щит данный был очень тяжел.
Читайте также
План Время 2 часа Лекция 16. Россия в начале ХХI века.1. Экономика РФ начала ХХI в. 2. Политическая модернизация в 1999-2009 гг. 3. Парламентские и президентские выборы. Основой социально-экономической политики правительства России с 2000 г. стала десятилетняя программа... [читать подробенее]
Новые материалы. Железобетон. Железобетон появился в 1868 г., когда садовник Монье применял железную сетку в качестве каркаса для бетонных цветочных горшков. Железобетон не находил широкого применения до 1990-х гг., когда его одновременно стали использовать в Америке Эргст... [читать подробенее]
Развитие архитектуры первой половины XIX в. характеризовалось постепенным отходом от классицизма в сторону ретроспективизма и эклектизма. С начала XIXв. значительно более активно, чем раньше использовались металлы – чугун, кованое железо. Во второй половине XIX в. стала... [читать подробенее]
Конструктивного x Процент износа Удельный вес Определение величины износа объектов недвижимости 1. Износ - это уменьшение стоимости объекта недвижимости, обусловленное различными причинами. Понятие “износ”, используемое в оценочной деятельности,... [читать подробенее]
План 1. Сутність політичного процесу. 2. Україна у сучасному свiтi. 3. Глобальні проблеми сучасності. Функціональний аспект міжнародних політичних відносин розкриває поняття світового політичного процесу. У політологічній літературі це поняття використовується... [читать подробенее]
Щодо сучасних вимог безпеки парові та водогрійні котли поділяються на 2 групи: &... [читать подробенее]
Для экономического возмещения физического и морального износа стоимость основных фондов в виде амортизационных отчислений включается в затраты на производство продукции. Таким образом, амортизация это постепенный перенос стоимости основных средств на производимую... [читать подробенее]
Population density is the number of inhabitants per a unit of area. Population density depends on a number of factors: 1) natural conditions. Favorable climate, fertile soil and sea attract population. 80 of every 100 inhabitants live in lowland, i.e. lower than 500 meters above the sea level; 2) historical factor; 3) demographic factor. High or low natality can influence population density of a territory. 4) social and economic factors.These include occupational structure of... [читать подробенее]
III. Атрезия трехстворчатого клапана А. Встречаемость: 2-5% больных с синими пороками сердца. Б. Анатомия. 1. Присутствуют четыре основные аномалии: 1) атрезин трехстворчатого клапана, 2) ДМПП, 3) гипоплазия ПЖ, 4) ДМЖП. Кровь обычно поступает в ПЖ через ДМЖП. 2. У 30% больных... [читать подробенее]
III. Полный (открытый) предсердно-желудочковый канал А. Эмбриология: выраженные дефекты развития эндокардиальных валиков. Б. Патология. 1. Значительный атриовентрикулярный дефект, включающий как меж-предсердную, так и межжелудочковую перегородку. 2. Патология... [читать подробенее]
oplib.ru