Самые дорогие шлемы. Шлемы с рогами. Шлем с рогами


Самые дорогие шлемы. Шлемы с рогами: wowavostok

Именно «рогатый шлем» стал, к сожалению, неотъемлемой частью нашей культуры, вернее – наших «знаний» о прошлом. Особенно досталось викингам. В шлемах с рогами они изображены на памятниках, на живописных полотнах, в кино. И, наверное, если выйти на улицу в любом российском городе и спросить: «Какое главное отличие шлемов викингов от шлемов всех прочих народов?», то ответ будет один – «рога». Однако, «рогатый шлем» был известен в бронзовом веке, причем, как по его изображениям, так и по археологическим находкам.

Самый известный «шлем с рогами», безусловно, вот этот – шлем английского короля Генриха VIII, который с 1994 года экспонируется в Королевском арсенале в городе Лидс.

Стела царя Нарам-Сина XXIII в. до н. э. Аккад. Розовый известняк, барельеф. Высота 2 м, ширина 1,05 м. (Лувр, Париж)

Начнем с того, что изображение воина в шлеме с рогами можно увидеть на барельефе Нарам-Сина из Лувра, на котором изображено, как он наносит поражение неким луллубеям. На нем шлем явно украшен рогами, причем весьма характерной формы. Затем нам известны две бронзовые статуэтки, относящиеся к XII веку до н. э., которые нашли на Кипре при раскопках в Энкоми. На них изображены воины (или по крайней мере на одной изображен воин) в шлемах с рогами.

«Рогатый бог из Энкоми» (Археологический музей в Никосии). Вторая (или первая?) статуэтка из Энкоми.

Два бронзовых шлема, относящихся к более позднему времени (1100—900 гг. до н. э.), археологи нашли возле городка Вексо в Дании в 1942 году. Но это явно небоевые шлемы, а ритуальные, да и к викингам (и даже к кельтам!) отношения они не имеют. (Национальный музей Дании, Копенгаген)

Кельтский бронзовый шлем – так называемый «Ватерлоо шлем» (150—50 гг. до н. э.), обнаруженный на дне Темзы в центре Лондона у моста Ватерлоо в 1868 году. Шлем изготовлен из очень тонкого металла (бронзы) и, скорее всего, являлся ритуальным головным убором.

Обнаженный кельтский воин в рогатом шлеме. III век до н.э. Находка сделана в северной Италии. (Берлинский музей)

Рога можно было встретить в качестве украшения даже на шлемах древних греков.

Изображение воина в рогатом шлеме есть на «котле из Гундеструпа» - серебряном чеканном сосуде латенской культуры (около 100 года до н. э.), найденном в Дании (Северная Ютландия) в торфяном болоте около поселка Гундеструп в 1891 году. И это явно кельтская работа. Так что вполне возможно, что именно у кельтов «рогатые шлемы» использовались, но все-таки не были характерным атрибутом их военной культуры.

Вот оно - изображение на котле из Гундеструпа». Пластина С. (Национальный музей Дании, Копенгаген)

Также кельтской культуре принадлежал и известный конский налобник с рогами. (Королевский музей Шотландии, Эдинбург)

Нашлемные украшения маедатэ, имевшие вид плоских рогов из металлических пластин, украшали многие шлемы японских самураев, однако они располагались над козырьком. Однако были и шлемы с огромными рогами водяного буйвола, укреплявшиеся, как и положено по бокам. Такие «рогатые шлемы» носили как правило победоносные полководцы.

Изображений самураев в таких шлемах, как и самих шлемов, сохранилось ну просто очень много. Вот это, например, изображение самурая в шлеме с рогами маэдатэ находится в Библиотеке Конгресса США, отделе эстампов и фотографий.

А вот и один из японских рогатых шлемов типа судзи-кабуто, XVIII в. Медь, золото, лак, шелк, дерево. Вес 3041.9 г. На нем и нашлемное украшение маедатэ, и самые настоящие рога по бокам! (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Индо-персидские воины также носили рогатые или украшенные шипами шлемы. Шлем, которой находится перед вами, является экспонатом Государственного Эрмитажа в С. Петербурге. (Фото Н.Михайлова)

О нем известно, что это шлем под названием кухах худ, середины XIX в. Сталь, медь; ковка, золотая насечка. Рога, как видите, прикреплены так, чтобы по ним было бы трудно нанести сильный боковой удар. (Фото Н.Михайлова)

Таких шлемов было, очевидно, достаточно много. Поэтому их много и в музеях. Шлем из Центрального музея в Джайпуре, Индия.

Ну, а то, что в массовой культуре викингов изображают в рогатых шлемах, неудивительно. Этот миф возник благодаря стараниям католической церкви, поскольку это она являлась основным поставщиком информации о викингах. Священники и монахи объявляли их «отродьем дьявола», описывали их «дьявольскую хитрость», «дьявольскую жестокость» - словом, создавали крайне отталкивающий образ врагов христианской веры. А потом в 1820-е годы шведский художник Август Мальмстрём нарисовал рога на шлемах викингов на иллюстрациях к поэме «Сага о Фритьофе» шведского поэта Есайаса Тегнера. Книгу переиздавали много раз, причем на разных языках, и миф этот понемногу распространился. В той же Германии, например, художник Карл Доплер пользовался именно этими рисунками, когда разрабатывал эскизы костюмов для оперы Вагнера «Кольцо Нибелунга».

Деревянная панель с изображением викинга в шлеме из церкви в Сетесдале, в Норвегии (XII в.). (Музей викингов в Осло)

В XIII-XIV веках рыцарские шлемы типа топфхельм, как боевые, так и турнирные (что хорошо видно из миниатюр средневековых манускриптов), также иногда имели нашлемные украшения в виде «рогов».

Максимилиановский шлем армэ 1525 г. Германия. Вес 2517.4 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Что же касается шлема английского короля Генриха VIII, то он появился в эпоху «максимилиановских доспехов» (то есть рифленых), однако выглядит весьма специфически. Считается, что этот странный рогатый шлем вместе с доспехами Генриху VIII подарил Максимилиан I, император Священной Римской империи, который как раз и придумал эти доспехи и способствовал их распространению. Что он хотел этим подарком сказать или показать? То, что Генрих — шут, а не король? Или что-то другое? Во всяком случае, по стоимости это был истинно королевский, вернее, императорский подарок, и Генрих, даже если что-то плохое о нем и подумал, тем не менее не мог его не принять.

Шлем в экспозиции Королевского арсенала в Лидсе.Тот же шлем крупным планом.

Шлем по конструкции типичный армэ, хотя и отличается от обычных шлемов этого типа наличием ряда специфических деталей. Ну, прежде всего, это позолоченные рога барабана, грубо прикрепленные двумя большими и одной маленькой заклепками. «Щеки» повторяют форму черепа, и аналогично окаймлены заклепками. На обеих ушах имеется гравированная цветочная розетка с шестью пробитыми отверстиями. Маска – забрало шлема, имеет оригинальную конструкцию с петлей, закрепленной на лобной части. Оно изображает лицо с длинным крючковатым носом, причем на нем проделано множество отверстий, несомненно служивших для вентиляции. Гравировка на «лице» изображает щетину, складки в углах глаз, брови и волосы над верхней губой. Столь тщательное воспроизведение таких деталей вполне могло быть рассчитано на юмористический эффект. И, разумеется, на нем бросаются в глаза бронзовые очки. Левое кольцо оправы склепано из двух половин, правое – цельное. Стекла в оправе не предусматривались изначально.

Одно время считалось, что это были доспехи для королевского шута Сомерса, однако нужно себе представить их стоимость, а потом уже решать – мог ли король (пусть даже и король!), заказывать доспехи для шута, либо сам шут, пусть даже и знатного рода, имел бы такую возможность.

Как видите, на шлеме воспроизведены такие детали, которые, в общем-то, для боевого шлема совсем не нужны…

Шлем достаточно тяжел, его вес 2.89 кг. Сделал его мастер из Инсбрука Конрад Зойзенхофер в 1512 году. Позднее, а именно уже в XVII веке этот шлем был показан на выставке в Тауэре, где о нем сообщалось, что это часть «доспехов Уилла Сомерса», придворного шута Генриха VIII. Долгое время вообще никто не знал, кому он принадлежал в действительности. Недавно возникли серьезные научные сомнения в подлинности этого шлема. Например, были ли рога барана и очки по-настоящему его частью, или же их добавили позже? Но самое главное, почему столь причудливый предмет должен был стать подарком одного монарха другому? В любом случае этот шлем по-настоящему уникален, и дорог, как исторически «бесценная» реликвия.

П.С. Автор и редакция сайта ВО выражают признательность Н. Михайлову за проведенную им съемку экспонатов Эрмитажа и предоставленные им фотографии.

Источник

wowavostok.livejournal.com

Кто носил шлемы с рогами?. Вторая Книга всеобщих заблуждений

Кто носил шлемы с рогами?

Не воины-викинги. Правильный ответ: жрецы-кельты.

Ни один из рогатых шлемов, найденных археологами в Европе, не датируется эпохой викингов (700—1100). Большинство из них – кельтские и были созданы в железном веке (800 г. до н. э. – 100 г. н. э.), в том числе и знаменитый шлем, поднятый со дна Темзы в 1860-х гг. и выставленный в Британском музее. Легкость металла и красота отделки «темзского» шлема дают основания полагать, что надевали его не для битв, а для обрядовых церемоний. Современному зрителю «рога» шлема напоминают скорее конусы на знаменитом остроконечном лифе певицы Мадонны.

Формально говоря, единственный найденный подлинный шлем викинга датируется X веком (хотя сделан он в том же стиле, что и шлемы довикингового периода из погребения в Венд еле[77]). Шлем изготовлен из железной пластины, найден при раскопках могильного кургана в Норвегии и похож на круглый чепец со встроенной защитой для глаз наподобие очков в железной оправе. И ни единого намека на рог. Если викинги и носили шлемы, то лишь старшие по званию, и шлемы были железные. Как видно из сохранившихся изображений того периода, большинство викингов сражались либо в простых кожаных шлемах, либо вообще с непокрытой головой.

Ассоциация рогатых шлемов с викингами восходит лишь к XIX столетию – периоду, когда имперские государства Европы взялись за «возрождение» своего мифологического наследия. В Британии все были помешаны на друидах и легендарном короле Артуре; немцы упивались операми о средневековых тевтонских рыцарях; скандинавы не отставали и принялись сдувать пыль со своих древних саг. Именно в одной из них, переиздании древнеисландской «Саги о Фритьофе», шведский художник-иллюстратор Густав Малмстрём пририсовал к головному убору главного персонажа маленькие рога и крылья дракона.

«Сага о Фритьофе» (1825) стала международным хитом. До тех пор слово «викинг» было редкостью в английском языке (обычными терминами являлись «Dane», «датчанин», и «Norseman», «норманн»), так что сага в буквальном смысле сделала викингам имя, а их якобы рогатые шлемы создали мощный зрительный образ, доживший до наших дней.

С другой стороны, обычай украшать голову рогами в религиозных целях был широко распространен в мире кельтов. Бог Цернунн, самый колоритный персонаж кельтской мифологии, изображался с огромными оленьими рогами на голове, а греческий историк Диодор Сикул, описывая галлов в I веке до н. э., упоминал о шлемах, увенчанных рогами (в том числе и оленьими) и даже животными целиком. Никто точно не знает, что представляли собой религиозные ритуалы кельтов, но церемониальные оленьи рога, скорее всего, служили символом плодовитости и возрождения, поскольку сбрасываются и отрастают вновь каждый год.

Корень церн в имени бога Цернунна на древнеирландском означает рог (англ. horn) и происходит от индоевропейского корня, давшего нам единорога (unicorn), кератин (keratin) (вещество, из которого рог состоит) и натоптыш (сот) (участок твердой, копытоподобной кожи).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Зачем немецкие солдаты носили шлемы с "рогами" (12 фото)

Зачем немецкие солдаты носили шлемы с рогами

Большую часть ХХ века Германию считали агрессивной военной державой, а образ немецкого солдата сложно было представить без шлема с рогами. Эти стальные каски стали настоящим символом зла, а носящие их и поныне ассоциируются с нацизмом. Зачем нужны рога на сугубо военном предмете – далее...

Юный немецкий штурмовик в «рогатом» шлеме М16. Западный фронт, 1918 год.

Зачем немецкие солдаты носили шлемы с "рогами"

Первая мировая война началась в 1914 году достаточно динамично. Генералы маневрировали войсками, совершали переходы с места на место. Но уже к концу года позиции воюющих сторон установились, солдаты «зарылись в землю».

Немецкий политик и военный Отто фон Бисмарк в пикельхельме.

Зачем немецкие солдаты носили шлемы с "рогами"

С началом траншейной войны стало очевидно, что многое из существующего снаряжения должно быть пересмотрено и изменено. Самые большие нарекания у военных всех стран вызывали головные уборы. В сражениях теперь была видна лишь ничем не прикрытая голова солдата. В немецкой армии в тот момент носили каски «пикельхельм», сделанные из кожи, а у французов и британцев и вовсе были только фуражки.

Вскоре во всех противоборствующих державах разработали металлические защитные каски. Они не спасали от выстрелов в упор, но могли остановить осколки снарядов, шрапнель, отрикошетить пулю. Так, у Антанты появились шлемы Адриана и Броди.

Зачем немецкие солдаты носили шлемы с "рогами"

Разработчик Stahlhelm M16 доктор Фридрих Шверд и процесс штамповки каски.

Зачем немецкие солдаты носили шлемы с "рогами"

В 1915 году в Германии появилась своя версия стального шлема. Его разработал доктор Фридрих Шверд из Ганноверского университета. Первые образцы получали солдаты штурмовых подразделений, снайперы, саперы, наблюдатели. В следующем году каску запустили в массовое производство и она получила название Stahlhelm M16 («Стальной шлем, модель 1916 года»).

Шлемы М16 со съемными броневыми пластинами.

Зачем немецкие солдаты носили шлемы с "рогами"

Немецкий солдат-наблюдатель с биноклем, 1916-1918 гг.

Зачем немецкие солдаты носили шлемы с "рогами"

Доктор Шверд предусмотрел по бокам каски «рожки», в которых были сквозные отверстия для вентиляции. Но это не основное их назначение. Они нужны для крепления дополнительной брони - защитной стальной пластины. Она была очень тяжелой, поэтому носилась только в траншеях. Считалось, что толщины в 6 мм достаточно, чтобы остановить пулю, выпущенную в упор.

Зачем немецкие солдаты носили шлемы с "рогами"

Боец мюнхенского фрайкора.

Зачем немецкие солдаты носили шлемы с "рогами"

Когда каска попала на фронт, оказалась, что вся затея не стоит выеденного яйца. Шлем хорошо спасал от шрапнели, разлетающихся обломков, от пуль мелкого калибра на излете. Прямое попадание из винтовки также не пробивало пластину, но тут уже не выдерживал человек: у солдата буквально ломалась шея. По этой причине бронепластины никто не хотел носить, но рога с каски убрать уже было нельзя. Каски с характерным внешним видом выпускали еще много лет.

Солдаты противника даже высмеивали немцев. Они выкрикивали, что те слишком много времени провели на фронте. За это время жены наставили им рога, и те уже проросли сквозь каску.

Зачем немецкие солдаты носили шлемы с "рогами"

Антинемецкий военный плакат. США, 1942 год.

Зачем немецкие солдаты носили шлемы с "рогами"

Немецкий стальной шлем узнаваемой формы надолго стал одним из символов немецкого милитаризма и нацизма. Спустя годы каска с рожками даже повлияла на внешний вид одного из знаменитых кинозлодеев Голливуда – Дарта Вейдера.

Зачем немецкие солдаты носили шлемы с "рогами"

ribalych.ru

Самые дорогие шлемы. Часть седьмая. Шлемы с рогами

Цикл статей про «самые дорогие шлемы» вызвал интерес среди читателей ВО. Многие начали предлагать свои варианты развития этой темы. Кто-то просил рассказать о каких-то конкретных образцах, что, однако, не всегда возможно, хотя дорогих шлемов, стоящих иногда целое состояние, хоть пруд пруди. Сегодня в продолжении темы мы расскажем о шлемах с рогами, поскольку именно «рогатый шлем» стал к сожалению неотъемлемой частью нашей культуры, вернее – наших «знаний» о прошлом. Особенно досталось викингам. В шлемах с рогами они изображены на памятниках, на живописных полотнах, в кино. И, наверное, если выйти на улицу в любом российском городе и спросить: «Какое главное отличие шлемов викингов от шлемов всех прочих народов?», то ответ будет один – «рога». Однако, «рогатый шлем» был известен в бронзовом веке, причем, как по его изображениям, так и по археологическим находкам.

Самый известный «шлем с рогами» безусловно вот этот – шлем английского короля Генриха VIII, который с 1994 года экспонируется в Королевском арсенале в городе Лидс.

Самые дорогие шлемы. Часть седьмая. Шлемы с рогами

Стела царя Нарам-Сина XXIII в. до н. э. Аккад. Розовый известняк, барельеф. Высота 2 м, ширина 1,05 м. (Лувр, Париж)

Начнем с того, что изображение воина в шлеме с рогами можно увидеть на барельефе Нарам-Сина из Лувра, на которой изображено, как он наносит поражение неким луллубеям. На нем шлем явно украшен рогами, причем весьма характерной формы. Затем нам известны две бронзовые статуэтки, относящиеся к XII веку до н. э., которые нашли на Кипре при раскопках в Энкоми. На них изображены воины (или по крайней мере на одной изображен воин) в шлемах с рогами.

«Рогатый бог из Энкоми» (Археологический музей в Никосии).

Вторая (или первая?) статуэтка из Энкоми.

Два бронзовых шлема относящихся к более позднему времени (1100—900 гг. до н. э.) археологи нашли возле городка Вексо в Дании в 1942 году. Но это явно небоевые шлемы, а ритуальные, да и к викингам (и даже к кельтам!) отношения они не имеют. (Национальный музей Дании, Копенгаген)

Кельтский бронзовый шлем – так называемый «Ватерлоо шлем» (150—50 гг. до н. э.) обнаруженный на дне Темзы в центре Лондона у моста Ватерлоо в 1868 году. Шлем изготовлен из очень тонкого металла (бронзы) и, скорее всего, являлся ритуальным головным убором.

Обнаженный кельтский воин в рогатом шлеме. III век до н.э. Находка сделана в северной Италии. (Берлинский музей)

Рога можно было встретить в качестве украшения доже на шлемах древних греков.

Изображение воина в рогатом шлеме есть на «котле из Гундеструпа» — серебряном чеканном сосуде латенской культуры (около 100 года до н. э.), найденном в Дании (Северная Ютландия) в торфяном болоте около поселка Гундеструп в 1891 году. И это явно кельтская работа. Так что вполне возможно, что именно у кельтов «рогатые шлемы» использовались, но все-таки не были характерным атрибутом их военной культуры.

Вот оно — изображение на котле из Гундеструпа». Пластина С. (Национальный музей Дании, Копенгаген)

Также кельтской культуре принадлежал и известный конский налобник с рогами. (Королевский музей Шотландии, Эдинбург)

Нашлемные украшения маедатэ, имевшие вид плоских рогов из металлических пластин украшали многие шлемы японских самураев, однако они располагались над козырьком. Однако были и шлемы с огромными рогами водяного буйвола, укреплявшиеся, как и положено по бокам. Такие «рогатые шлемы» носили как правило победоносные полководцы.

Изображений самураев в таких шлемах, как и самих шлемов сохранилось ну просто очень много. Вот это, например, изображение самурая в шлеме с рогами маэдатэ находится в Библиотеке Конгресса США, отделе эстампов и фотографий.

А вот и один из японских рогатых шлемов типа судзи-кабуто, XVIII в. Медь, золото, лак, шелк, дерево. Вес 3041.9 г. На нем и нашлемное украшение маедатэ и самые настоящие рога по бокам! (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Индо-персидские воины также носили рогатые или украшенные шипами шлемы. Шлем, которой находится перед вами, является экспонатом Государственного Эрмитажа в С. Петербурге. (Фото Н.Михайлова)

О нем известно, что это шлем под названием кухах худ, середины XIX в. Сталь, медь; ковка, золотая насечка. Рога, как видите, прикреплены так, чтобы по ним было бы трудно нанести сильный боковой удар. (Фото Н.Михайлова)

Таких шлемов было, очевидно, достаточно много. Поэтому их много и в музеях. Шлем из Центрального музея в Джайпуре, Индия.

Ну, а то, что в массовой культуре викингов изображают в рогатых шлемах неудивительно. Этот миф возник благодаря стараниям католической церкви, поскольку это она являлась основным поставщиком информации о викингах. Священники и монахи объявляли их «отродьем дьявола», описывали их «дьявольскую хитрость», «дьявольскую жестокость» — словом создавали крайне отталкивающий образ врагов христианской веры. А потом в 1820-е годы шведский художник Август Мальмстрём нарисовал рога на шлемах викингов на иллюстрациях к поэме «Сага о Фритьофе» шведского поэта Есайаса Тегнера. Книгу переиздавали много раз, причем на разных языках, и миф этот понемногу распространился. В той же Германии, например, художник Карл Доплер пользовался именно этими рисунками, когда разрабатывал эскизы костюмов для оперы Вагнера «Кольцо Нибелунга».

Деревянная панель с изображением викинга в шлеме из церкви в Сетесдале, в Норвегии (XII в.). (Музей викингов в Осло)

В XIII-XIV веках рыцарские шлемы типа топфхельм, как боевые, так и турнирные (что хорошо видно из миниатюр средневековых манускриптов), также иногда имели нашлемные украшения в виде «рогов».

Максимилиановский шлем армэ 1525 г. Германия. Вес 2517.4 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Что же касается шлема английского короля Генриха VIII, то он появился в эпоху «максимилиановских доспехов» (то есть рифленых), однако выглядит весьма специфически. Считается этот странный рогатый шлем вместе с доспехами Генриху VIII подарил Максимилиан I, император Священной Римской империи, который как раз и придумал эти доспехи и способствовал их распространению. Что он хотел этим подарком сказать или показать? То, что Генрих — шут, а не король? Или что-то другое? Во всяком случае по стоимости это был истинно королевский, вернее императорский, подарок и Генрих, даже если что-то плохое о нем и подумал, тем не менее не мог его не принять.

Шлем в экспозиции Королевского арсенала в Лидсе.

Тот же шлем крупным планом.

Шлем по конструкции типичный армэ, хотя и отличается от обычных шлемов этого типа наличием ряда специфических деталей. Ну, прежде всего это позолоченные рога барабана, грубо прикрепленные двумя большими и одной маленькой заклепками. «Щеки» повторяют форму черепа, и аналогично окаймлены заклепками. На обеих ушах имеется гравированная цветочная розетка с шестью пробитыми отверстиями. Маска – забрало шлема, имеет оригинальную конструкцию с петлей, закрепленной на лобной части. Оно изображает лицо с длинным крючковатым носом, причем на нем проделано множество отверстий, несомненно служивших для вентиляции. Гравировка на «лице» изображает щетину, складки в углах глаз, брови и волосы над верхней губой. Столь тщательное воспроизведение таких деталей вполне могло быть рассчитано на юмористический эффект. И, разумеется, на нем бросаются в глаза бронзовые очки. Левое кольцо оправы склепано из двух половин, правое – цельное. Стекла в оправе не предусматривались изначально.

Одно время считалось, что это были доспехи для королевского шута Сомерса, однако нужно себе представить их стоимость, а потом уже решать – мог ли король (пусть даже и король!), заказывать доспехи для шута, либо сам шут, пусть даже и знатного рода, имел бы такую возможность.

Как видите, на шлеме воспроизведены такие детали, которые, в общем-то, для боевого шлема совсем не нужны…

Шлем достаточно тяжел, его вес 2.89 кг. Сделал его мастер из Инсбрука Конрад Зойзенхофер в 1512 году. Позднее, а именно уже в XVII веке этот шлем был показан на выставке в Тауэре, где о нем сообщалось, что это часть «доспехов Уилла Сомерса», придворного шута Генриха VIII. Долгое время вообще никто не знал, кому он принадлежал в действительности. Недавно возникли серьезные научные сомнения в подлинности этого шлема. Например, были ли рога барана и очки по-настоящему его частью, или же их добавили позже? Но самое главное, почему столь причудливый предмет должен был стать подарком одного монарха другому?В любом случае этот шлем по-настоящему уникален, и дорог, как исторически «бесценная» реликвия.

П.С. Автор и редакция сайта ВО выражают признательность Н. Михайлову за проведенную им съемку экспонатов Эрмитажа и предоставленные им фотографии.

polit-smi.ru

Рогатый шлем

Топфхельм Альберта фон Пранка, 14 век (Музей истории искусств, Вена). Показывает стиль шлемов, часто используемый рыцарями Тевтонского Ордена.Европейские шлемы Бронзового и Железного веков с рогами известны по нескольким сохранившимся описаниям, и по еще меньшему количеству находок. Подобные шлемы с установленными на них рогами животных (либо их копиями), вероятно, использовались в религиозных церемониальных или ритуальных целях.

Рогатые шлема в доисторической Европе

Бронзовый "Отлитый бог" из Энгоми, 12 век до н.э., Кипрский археологический музей, НикосияДве бронзовые статуэтки, датированные началом 12 века до н.э., так же называемые «рогатый бог» и «отлитый бог», изображающие божества, одетые в рогатые шлемы, были найдены в Энгоми (Кипр).

Два бронзовых рогатых шлема из позднего Бронзового Века (датированные приблизительно 1100-900 гг. до н.э.) были найдены около Вексо (Дания) в 1942г.

До-римский кельтский церемониальный бронзовый шлем с украшениями, выполненными техникой металлопластики в кельтском стиле «la tene», датированный приблизительно 150-50 гг до н.э., был найден в реке Темза (Лондон, Англия). Он имеет абстрактные прямые конические «рога», отличающиеся от рогов на более ранних находках. Поздние галльские шлема (примерно 55 год до н.э.) с маленькими рогами и украшенными изображением колеса, напоминают комбинацию рогатого шлема и колеса на пластине С котла из Гундеструпа (приблизительно 100 год до н.э., Дания), были найдены в Оранже (Франция).

Рогатые шлема в Эпоху Великого переселения народов

Изображенные на Триумфальной арке Константина в Риме, открытой в 315 году н.э., германские солдаты, иногда называемые «рогатыми», показаны одетыми в шлема с рогами. На барельефе, изображающем Битву за Верону (312 год), эти солдаты стоят в первых рядах, а на барельефе, изображающем Битву у Мульвийского моста, они изображены сражающимися с лучниками.

Изображение на штампе периода Великого переселения народов (5 век) из Эланда (Швеция), показывает воина в шлеме, украшенном двумя змеями или драконами, размещенными наподобие рогов. Декоративные пластины шлема из Саттон-Ху (курганный некрополь восточнее Вудбриджа, графство Саффолк, Англия) содержат изображение танцующего человека с копьем, одетого в рогатый шлем. Штампы для выбивки декоративных тарелок подобного типа были найдены в Торсланде (Швеция). Гравированная застежка ремня, найденная в могиле 7 века в Финглшаме (Англия) в 1965 году содержит изображение обнаженного воина, стоящего между двумя копьями и одетого в рогатый шлем.

Существуют некоторые доказательства продолжения традиции использования рогатых шлемов в культовых целях в Эпоху Викингов: иллюстрация на гобелене, найденном в Осебергском погребальном корабле Эпохи Викингов, и изображение на амулете, найденном в Уппланде (Швеция).

Рогатые шлема в Средневековье

Немецкий гербовник, (конец 15 века), содержит изображение рогатого шлема в нижнем рядуВ течение средневековья, причудливые головные уборы стали популярными среди рыцарей, особенно на турнирах, в знак каких-либо достижений, или в изображении некоторых гербов, таких как герб Лазаря Хребеляновича (правитель Сербии, 1370-1389 гг.), изображавших рогатые шлемы, но эти шлема редко встречались на полях сражений. Иногда утверждается, что шлемы Железного века не носились непосредственно в бою вследствие значительного стеснения ими движений владельца. Однако, непрактичные украшения доспехов носились на полях сражений на протяжении всей истории. Шлемы с большими рогами были особенно популярными у рыцарей Тевтонского Ордена во время их Восточной кампании, в целях запугивания противников.

Популярные ассоциации рогатых шлемов в викингами

Церемониальное использование рогатых шлемов в течение германского Железного века продолжалось до 7 века, и могло пересекаться с ранней Эпохой Викингов. Но не существует доказательств того, что рогатые шлемы использовались на полях сражений на протяжении всей Эпохи Викингов.

Однако, массовая культура прочно связала рогатые шлемы с воинами викингов. Эта популярная ассоциация возникла, вероятно, в 19 веке в шведском романтизме, возможно из-за неверной трактовки изображений Бронзового Века.

bsmith.ru


Смотрите также