Те самые "Немецкие танковые шлемы" фильм "Блокада" ! Шлем немецкого танкиста
Униформа танковых войск Германии во Вторую мировую
Ефрейтор Фридхельм Олленшегер одет в выходную форму военного времени. Как было упомянуто ранее, черную форму танкисты носили только при исполнении своих непосредственных служебных обязанностей; их выходная форма была серого полевого цвета. Младшим командирам разрешали носить перчатки только при исполнении служебных обязанностей.
Поясной ремень ефрейтора Олленшегера, как и у миллионов других германских солдат, представляет собой простую ленту из черной кожи шириной 45 мм. Пряжка фиксировалась на ремне справа, что позволяло регулировать длину ремня, а левый конец был снабжен металлической застежкой. Поясной ремень
Модель пряжки ремня (Koppelschloss) была принята в январе 1936 г. на замену старой модели рейхсвера. Она штамповалась из алюминия и красилась в зеленовато — или матово-серый цвет. Размеры пряжки-64 мм на 49 мм.
В целом распределение и модификация немецкого воинского снаряжения осуществлялись в соответствии с уставами воинской службы и книгой приказов по армии. Управление личного состава, интендантское управление и смежные организации внимательно следили за распределением того или иного вида амуниции как по подразделениям, так и между отдельными солдатами.
forma-odezhda.ru
униформа и снаряжение (29 фото)
Ранним утром 22 июня 1941 года немецкие войска атаковали границу Советского Союза на широком фронте от Балтийского до Чёрного моря — началась Великая Отечественная война. Танковые войска вермахта и Красной армии к этому времени были самыми сильными и многочисленными в мире. Как выглядели люди, занявшие места за рычагами боевых машин по обе стороны фронта?
Обилие образцов униформы и снаряжения, принятых на снабжение в Красной армии, привело к тому, что танкисты даже внутри одной воинской части или подразделения могли быть экипированы по-разному. Показанные на фото командиры лёгких танков Красной армии и вермахта выглядят так, как выглядели тысячи танкистов в первый день войны. По возможности наиболее распространённые варианты униформы и снаряжения указаны в описаниях, но, безусловно, материал не может претендовать на исчерпывающую полноту.
Вермахт
1.Пилотка.
Летом 1941 года на головах немецких танкистов чаще всего можно было увидеть пилотку (Feldmütze M34) чёрного цвета. Этот головной убор пришёл на смену специальному танковому берету (Schutzmütze), введённому вместе с комплектом танковой униформы 12 ноября 1934 года.
Берет изготавливался из чёрного шерстяного сукна, оснащался внутренним каркасом из толстых войлочно-тканевых подушек и выполнял защитную функцию, предохраняя голову от ударов внутри танка. Однако ношение берета вместе с наушниками оказалось затруднено, на голове он смотрелся не очень красиво и был неудобен в обиходе. Всё это привело к тому, что танкисты берет не любили и пытались при любом удобном случае заменить на общевойсковую пилотку.
Наконец 15 января 1941 года береты были официально сняты с производства и заменены для танковых подразделений суконной пилоткой. Это не касалось экипажей танков Pz.Kpfw.38(t) и водителей бронеавтомобилей. Изредка берет продолжали носить и в других частях, но это было скорее исключением.
Пилотка для танкистов полностью повторяла покрой обычной пилотки вермахта, но изготавливалась не из принятой для армейцев ткани серо-зелёного цвета (Feldgrau), а из чёрного сукна, использовавшегося для остальной униформы танковых войск. Спереди на пилотке нашивалась круглая кокарда цветов национального флага, над ней «угол» из сутажа по цвету рода войск (Waffenfarbe), а сверху размещался орёл — национальная эмблема. Для каждого рода войск в вермахте использовался свой цвет канта погон и сутажа (так называемый приборный цвет). У танкистов это был розовый.
2. Защитные очки.
Нередко командир танка наблюдал за боем, высунувшись в люк, при этом для защиты глаз использовались различные очки. На фотографии представлен один из распространённых вариантов — такие очки за форму стёкол звали «лисичками». В них алюминиевая оправа со стёклами-триплексами и резиновыми уплотнителями удерживались на голове лентой с резинкой.
2. Бинокль.
В сухопутных войсках вермахта получили распространение бинокли 6×30 (шестикратное увеличение и диаметр передней линзы 30 мм). В военных биноклях была нанесена визирная сетка, позволявшая определять расстояние и размер объектов на местности. Бинокли хранились и переносились в футлярах из различных материалов: кожа, бакелит и т. п. Футляр мог носиться на ремне, продетый через специальные шлёвки, или на ремешке через плечо. Могли носить бинокль и без футляра, надев его на шею.
Помимо немецких биноклей, зачастую использовались трофеи — так, на фото представлен бинокль советского производства, внешне практически полностью соответствующий немецкому.
3. Рубашка и галстук.
Под танковую куртку полагалась надевать уставную рубашку (Heershemd) с галстуком. У танкистов она была серого цвета, с отложным воротником. Рубашка, надевавшаяся через голову, была длинная, до середины бедра, имела разрезы снизу по бокам и застёгивалась на пуговицы в верхней части. Пуговицы не доходили до низа рубашки. Рукава — длинные, с манжетами, застёгивающиеся на пуговицы. Карманов на груди рубашки предусмотрено не было. Галстук был чёрного цвета, допускалось ношение гражданских вариантов.
Жарким летом 1941 года в боевой обстановке немецкие танкисты часто снимали довольно тёплые танковые куртки и оставались в одних рубашках. Из-за этого сложно было определить звание танкистов — офицеров отличали только по соответствующему варианту пилотки. В редких случаях для устранения путаницы офицеры самостоятельно нашивали погоны на рубашку.
4. Танковая куртка.
Специальная чёрная танковая униформа (Sonderbekleidung der Deutschen Panzertruppen) была введена в немецкой армии 12 ноября 1934 года для ношения военнослужащими танковых войск. Она использовалась с незначительными изменениями вплоть до 1945 года. Есть легенда, что к разработке танковой униформы причастен тогдашний начальник штаба моторизованных войск полковник Гейнц Гудериан, что именно он выбрал цвет и придумал дизайн с приталенной короткой курткой на основе популярного лыжного костюма того времени. Чёрный цвет был выбран потому, что на нём меньше видны грязь, копоть, потеки масла и бензина, неизбежно присутствующие в каждом танке или бронемашине.
Танковая куртка (Fieldjacke) шилась из чёрного шерстяного сукна. По бокам на куртке предусматривались крюки для поддержки поясного ремня. На ней не было выступающих пуговиц или карманов, которые могли за что-то зацепиться в тесноте танка, а двойной запах на груди хорошо защищал от ветра или сквозняка. В целом куртка была похожа на современные кожаные куртки байкеров, знаменитые «косухи». Верхние две пуговицы куртки при ношении не застёгивались, лацканы были отвёрнуты. В случае же непогоды куртку можно было застегнуть на все пуговицы, а воротник поднять вверх и прикрыть им шею.
На плечах куртки через шлёвку и на пуговицу закреплялись погоны, на правой стороне груди с 1936 года нашивался орёл — национальная эмблема нацистской Германии, на левом рукаве размещались уголковые унтер-офицерские нашивки-винкели. Край широкого воротника имел выпушку по цвету рода войск (Waffenfarbe), а на воротнике крепились петлицы танковых войск с черепами.
Чёрные суконные петлицы немецких танкистов имели форму косого параллелограмма. По периметру они отделывались приборным цветом, в центре размещалась эмблема танковых войск — череп со скрещёнными костями. Из-за сходства танковой эмблемы с черепом с фуражки войск СС танкистов панцерваффе часто принимали за эсэсовцев со всеми вытекающими для них последствиями. До сих пор чёрная униформа и череп с костями легко вводят в заблуждение неопытного читателя.
Лента к Железному кресту.
1 сентября 1939 года, с началом войны, по указанию Гитлера была восстановлен орден Железного креста. В целом общий вид награды повторял дизайн предшественника, но имел некоторые отличия: свастику в центре креста и год учреждения награды в Третьем рейхе на нижнем луче.Низшей ступенью награды был Железный крест II класса. Награждённые им носили ленту цветов флага нацистской Германии, продетую во вторую петлицу полевой формы или танковой куртки. Иногда танкисты допускали вольности в ношении ленты: на многих фото она продета через первую петлицу.
Нагрудный знак «За танковую атаку».
У этого нагрудного знака для экипажей танков панцерваффе, учреждённого 20 декабря 1939 года, есть несколько названий на русском языке: «За танковый бой», «За танковую атаку», «Нагрудный штурмовой танковый знак». На немецком он называется проще, но тоже не совсем кратко — Panzerkampfwagenabzeichen (букв. «танковый значок»). Для награждения этим знаком необходимо было поучаствовать в трёх или более отдельных танковых атаках, либо получить ранение во время боевой операции, или же проявить особую храбрость в ходе боевой операции, или получить другую награду за храбрость на поле боя.К 22 июня 1941 года существовало две разновидности этого знака: серебряная и бронзовая. Введение бронзового знака потребовалось для награждения военнослужащих танковых войск, не относящихся к экипажам танков: пехотинцев танковых дивизий, медиков, членов экипажей штурмовых орудий и т. п.
5. Поясной ремень.
Поясной ремень с пряжкой (Leibriemen mit Koppelschloss) в панцерваффе использовался стандартный, принятых для остальных частей вермахта. К июню 1941 года в сухопутных войсках было распространено два основных типа солдатских пряжек, различавшихся визуально: с орлом вермахта и свастикой и с орлом рейхсвера.
Ремень рядового и унтер-офицерского состава изготавливался из толстой широкой полосы кожи, к которой для регулировки полноты ремня был пришит зацеп и хлястик с отверстиями для зубцов пряжки. Пряжка надевалась на полотно ремня, а её зубцы входили в отверстия хлястика, после чего ремень застёгивался с помощью зацепа.
У танкистов ремень не являлся основой для размещения всего снаряжения, как у пехоты, и нёс более декоративную функцию — покрой униформы позволял прекрасно обходиться и без ремня, что видно по многим историческим фотографиям. Ремень был необходим на построениях, а также для переноски личного оружия в кобуре. В этом случае кобура размещалась слева сбоку или спереди слева на животе.
6.Личное оружие.
Немецкие танкисты в большинстве своём были вооружены одним из двух типов пистолетов под патрон 9×19 мм — «Люгером» P08, он же знаменитый «Парабеллум», либо «Вальтером» P38 (на фото).
«Люгер» был разработан в начале ХХ века, но зарекомендовал себя мощным, надёжным и точным оружием. Из-за своих характеристик и узнаваемого внешнего вида он был желанным трофеем среди солдат армий антигитлеровской коалиции. «Вальтер» являлся относительно новой конструкцией, разработанной в 1938 году, и к началу войны с СССР большое количество этих пистолетов находилось именно на вооружении танковых экипажей панцерваффе.
Переносился пистолет в кобуре, висящей на поясном ремне либо сбоку слева либо сдвинутой вперёд, на левую часть живота. На фотографии немецкий танкист вооружён пистолетом «Вальтер» P38, под который использовалось два типа кобур: один массивный, из формованной кожи, часто называемый среди коллекционеров «чемоданом», второй упрощённый — он показан на иллюстрации.
7. Танковые штаны.
В комплекте к берету и куртке танкистов 12 ноября 1934 года были введены штаны (Tuchhose). Так же, как берет и куртка, они изготавливались из чёрного шерстяного сукна.
Покрой штанов напоминал лыжные брюки того времени, плотно обхватывающие талию и не стесняющие движения ног, с широкими штанинами прямого кроя, собирающимися вокруг лодыжек. На брюках было два косых кармана с фигурными клапанами спереди и два кармана с клапанами сзади. Все клапаны закрывались на пуговицы. Также спереди был сделан небольшой кармашек для часов. Застёгивались брюки на пуговицы и утягивались на талии спереди с помощью пришитого к поясу ремешка.
Брюки без изменений шили до 1945 года. Одинаковые по покрою, они носились всеми танкистами независимо от звания, от рядового до генерала, потому что каких-либо кантов или лампасов предусмотрено не было.
8. Сапоги.
Основных видов обуви танкистов панцерваффе летом 1941 года было два. Первый — ботинки на шнурках (Schnürschuhe). Танковые брюки собирались вокруг их голенищ и застёгивались на пуговицу, закрывая верхнюю часть ботинок и образуя характерный силуэт.
Обычно танкисты использовали стандартные ботинки, поставлявшиеся в вермахт. Однако служба в танковых войсках не предусматривала длительных пеших переходов, поэтому традиционные для пехоты железные шипы и подковы на носках и каблуках использовались крайне редко. Кроме того, подбитые железом ботинки или сапоги скользили по броне танков и броневиков, что представляло дополнительную опасность для владельца обуви.
Помимо ботинок, танкисты носили обычные маршевые сапоги (Stiefel) с широкими короткими голенищами, иногда укорачивая их специально. Подошвы и каблуки сапог так же, как и у ботинок, старались не подбивать. В случае если танкист носил сапоги, штанины брюк заправлялись в голенище и носились с напуском. Сапоги были удобнее ботинок: они не требовали шнуровки, их можно было быстро обуть или снять. На исторических фотографиях видно, что ношение сапог было широко распространено в танковых войсках вермахта.
РККА
9. Шлемофон.
Танковый шлемофон РККА, разработанный в середине 30-х годов ХХ века, в силу своей конструкции создал легко узнаваемый и по сей день силуэт советского танкиста. Он оказался настолько удачен, что аналогичная конструкция используется до сих пор в армии России как экипажами танков и другой бронетехники, так и, с некоторыми упрощениями, в ВДВ в качестве прыжкового шлема.
К 1934 году танковые войска СССР росли и активно развивались, количество танков уже исчислялось многими сотнями. Назрела необходимость разработки танковой спецодежды, одним из элементов которой стал шлемофон. Шили шлемофоны из прочной и плотной чёрной материи, которая в документах иногда называется «кирза» (фото вверху), но в данном случае важно не путать её с материалом солдатских сапог, с которым ткань не имеет ничего общего. Другим, более редким, материалом была тонкая чёрная кожа (на фото).
Шлем имел подкладку из байки, на который нашивались валики, набитые конским волосом, войлоком, нарезанным сукном или технической ватой. Напротив ушей делались кармашки с клапанами, в которые могли вставляться наушники, а за счёт ремешков сверху и на затылке можно было подгонять размер шлемофона под голову танкиста. Застёгивался шлемофон подбородочным ремешком. Производились летний и зимний варианты шлемофона — последний имел внутри меховую подкладку.
Защитные очки.
Для защиты глаз танкистов от пыли, веток и мелких камней во время движения полагались специальные предохранительные очки. Конструкции у них были самые разные, но на фото представлен наиболее распространённый тип, который почти без изменений можно встретить и сейчас.
Очки полагались всем без исключения членам экипажей танков, транспортных машин, шофёрам автомобилей и их помощникам, трактористам, механикам, строевым расчётам авточастей, военнослужащим войсковых и вспомогательных частей механизированных соединений.
Конструктивно очки представляли собой обычные стёкла в оправе, закреплённые на кожаном или дерматиновом оголовье, которое удерживалось от спадания резинкой с регулировочной пряжкой. Благодаря конструкции очки компактно складывались и не занимали много места при хранении.
10.Гимнастёрка.
До 1 февраля 1941 года обмундирование танкистов, в том числе и гимнастёрка, отличалось от других родов войск цветом: он был «стальной». Однако затем это различие было устранено, и весной 1941 года танкисты получили летнюю гимнастёрку и шаровары единого зелёного цвета. К 22 июня 1941 года рядовой и младший командный состав танковых войск был одет в солдатские гимнастёрки образца 1935 года, на которые были нашиты танковые петлицы.
Гимнастёрка образца 1935 года была введена в РККА взамен гимнастёрки образца 1931 года. На груди нашивались два кармана, закрытые клапанами с пуговицами. Застёгивалась она также на пуговицы, скрытые под планкой. На локтях нашивались налокотники из дополнительного слоя ткани. Рукава — с манжетами, застёгивавшимися на две пуговицы. Изготавливались гимнастёрки из хлопчатобумажной меланжевой ткани.
У гимнастёрки был отложной воротник, на который нашивались цветные петлицы с полем и кантами по роду войск, в данном случае — чёрные с красным. В углу петлицы крепилась эмблема рода войск — золотистый стилизованный силуэт танка БТ. Танковая эмблема была введена 10 марта 1936 года. Танковые петлицы изготавливалось из чёрного бархата у старшего и среднего командного состава, у рядового и младшего командного состава встречались суконные варианты.
11.Палетка для карт.
Для переноски и удобного использования топографических карт в РККА использовалась специальная двухстворчатая сумка-палетка. Именно этот предмет экипировки часто называют планшетом, часто путая с полевой сумкой. Палетка прилагалась к полевой сумке и носилась внутри либо вместо неё.
Изготавливалась палетка из кожи, закрывалась сверху на клапан. Для того чтобы клапан случайно не открывался, были предусмотрены две кнопки, а для того чтобы не раскрывалась вся сумка, в нижнем правом углу был сделан небольшой ремешок с такой же кнопкой. Внутри палетки было одно большое отделение, в которое укладывалась сложенная топографическая карта. Для удобства пользования внутренняя перегородка палетки была сделана из прозрачного целлулоида, который предохранял карту от дождя и царапин.
При переноски палетка либо цеплялась за муфты единого походного снаряжения 1932 года, либо перекидывалась через плечо на тонком кожаном ремешке. После Великой Отечественной войны от этого предмета экипировки отказались, сделав отделение для карт внутри полевой сумки.
12. Снаряжение образца 1932 и 1935 годов.
1 июля 1932 года для среднего, старшего и высшего начальствующего состава сухопутных сил РККА было введено единое походное снаряжение, часто называемое по году принятия на снабжение. Ремень от этого снаряжения очень похож на тот, что использовался позже в советской и российской армиях. Главное отличие — в материале пряжки: она не была латунной.
Изготавливалось снаряжение из кожи разных оттенков, от тёмно-коричневого до коричнево-красного или практически жёлтого. В комплект снаряжения входил поясной ремень с двузубой пряжкой, на который надевались две муфты с полукольцами сверху и снизу. К верхним полукольцам пристёгивались концы плечевых ремней, к нижним крепилась полевая сумка и ремешки для шашки (теми, кому она полагалась). Помимо этого, в снаряжение входили кобура для револьвера, полевая сумка и палетка для карт.
В походно-караульном варианте полагалось носить свисток в чехле со шнуром на одной из плечевых лямок, флягу в чехле на поясе и бинокль в футляре на шее, а сверху надевался противогаз в сумке. В зависимости от формы одежды и рода войск единое походное снаряжение носилось с одним или двумя плечевыми ремнями. Лётчики носили только один плечевой ремень.
3 декабря 1935 года было введено новое обмундирование и знаки различия для всего личного состава РККА. Претерпел значительные изменения поясной ремень, пряжку которого стали делать из латуни с прорезной пятиконечной звездой. Он стал застёгиваться на один шпенёк, от двойных плечевых ремней отказались.
В войсках к 1941 году использовались оба вида снаряжения для среднего, старшего и высшего начальствующего состава, танкистам не было регламентировано, носить один или два плечевых ремня. Кроме того, судя по фотографиям и фильмам, единое походное снаряжение 1932 года или 1935 года могли носить старшины и помощники политруков.
13. Личное оружие.
Основным личным оружием командира танка и механика-водителя был револьвер Нагана образца 1895 года с некоторыми незначительными изменениями, внесёнными в конструкцию в СССР в 1920–1930-е годы.
Одной из важных причин, по которой револьвер был основным личным оружием танкистов, было наличие в башнях танков специальных закрывающихся изнутри бойниц, через которые экипаж в случае необходимости мог отстреливаться от противника. Основной советский пистолет ТТ плохо подходил для этих целей: его ствол нельзя было выставить в бойницу. Тем не менее при нехватке «наганов» танкистам выдавали именно ТТ.
Носился револьвер в кобуре на правом боку. Кобура (верхнее фото) использовалась от комплекта походного снаряжения 1932 года, и в этом случае плечевые ремни цеплялись за полукольца на ней. В другом варианте ношения кобура просто надевалась на поясной ремень образца 1932 или 1935 годов.
Рядовой и младший командный состав мог носить кобуру на простом солдатском ремне, но чаще использовался вариант кобуры со специальным плечевым ремешком. В этом случае поясной ремень прижимал ремешок кобуры к телу, исключая её раскачивание при передвижении. В 1940 году появилась универсальная кобура для пистолета ТТ и револьвера Нагана (нижнее фото). Её носили аналогично ранней кобуре.
14. Полевая сумка.
Использовалась командным составом сначала в армии Российской империи, а позже в РККА. В 20-е годы она претерпела некоторые конструктивные изменения, а в 1932 году вошла в единое походное снаряжение командного состава РККА.
Предназначалась сумка для хранения и переноски документов, компаса, курвиметра, линейки, письменных принадлежностей и инструмента. Зачастую в неё укладывали личные вещи. Носилась полевая сумка на поясном ремне либо на специальном ремешке через плечо. Закрывалась клапаном, который фиксировался ремешком через пряжку. Изготавливалась полевая сумка изначально из кожи, но в 1941 году некоторые сумки стали шить из кирзы темно-зелёного цвета. После Великой Отечественной войны в конструкцию полевой сумки внесли существенное изменение — сделали отделение для карт, закрытое прозрачным целлулоидом для защиты от влаги при использовании под дождём.
Компас.
Старейший войсковой компас был сконструирован в 1907 году В. Н. Адриановым. Он имел простую конструкцию и фосфоресцирующую подсветку стрелки и лимба для работы ночью.
Корпус компаса изготавливался из бакелита, на который надевалось вращающееся кольцо из латуни (позже алюминия). Внутри корпуса компаса помещалась круговая шкала-лимб, разделённая на 120 делений. Для визирования на местные ориентиры и снятия отсчётов по шкале компаса на вращающемся кольце компаса снаружи сделано визирное приспособление: мушка, целик и указатель отсчётов в виде стрелки на внутренней стороне кольца. Компас мог надеваться на руку, в походном положении переносился в полевой сумке. Входил в состав единого походного снаряжения 1932 года. Использовался при работе с картой и ориентировании на местности.
15. Комбинезон.
Как вид специальной одежды танкистов комбинезон появился в 20-х годах ХХ века. В РККА комбинезоны для танкистов были приняты на снабжение в следующем десятилетии. Ранние образцы этой одежды шились из прочной крашеной хлопчатобумажной ткани тёмно-синего цвета и застёгивались на пуговицы. Позже сзади появился откидной клапан, была введена застёжка-молния. Основное предназначение комбинезона — защита обмундирования от грязи при езде в танке и проведении технических работ.
Комбинезон представлял собой комбинацию куртки и шаровар, составляющих одно целое. Сзади по талии был сделан откидной клапан. Воротник комбинезона — отложной, с застёжкой крючком. Рукава трёхшовные, с налокотниками и с затяжными хлястиками для стягивания низа рукава, без манжет. По низу рукава пришивались две регулировочные пуговицы для хлястиков. Штанины по низу имели хлястики для утяжки, также застёгивающиеся на регулировочные пуговицы. На штанины спереди нашивались наколенники в форме ромба, а на задней части — усилители-леи.
Пояс пришивался к разъёмному клапану сзади и затягивался металлической пряжкой спереди. На боках комбинезона на талии вшивались два крючка, на которые накидывались металлические петли клапана, удерживавшие его в застёгнутом положении. Комбинезон имел один карман с клапаном на левой половине груди и один карман на правом бедре, прикрытый полуклапаном; клапаны карманов застёгивались на пуговицу.
Наряду с застёжкой-молнией комбинезоны изготавливались и с застёжкой на пуговицы, прикрытые планкой. Цвет ткани комбинезона не обязательно был тёмно-синим — он мог быть серым, встречаются упоминания о комбинезонах цвета хаки. Черные комбинезоны появились в войсках только после начала Великой Отечественной войны. На отложной воротник комбинезона могли нашиваться петлицы, аналогичные гимнастёрочным. На исторических фотографиях можно видеть комбинезоны как с петлицами, так и без них.
16. Сапоги.
Изначально кожаные юфтевые сапоги были единственной обувью русского солдата: ботинки с обмотками были введены только в начале 1915 года, когда армия резко прибавила в численности и сапог стало не хватать. В РККА сапоги поступали на снабжение всех родов войск.
В середине 30-х годов СССР был придуман материал, который сейчас принято называть «кирза». На тканевую основу наносили искусственный бутадиен-натриевый каучук с имитацией фактуры кожи. Использовался этот материал для изготовления отдельных деталей снаряжения и пошива солдатских сапог. В танковые части Красной армии поступали кожаные сапоги, изготовленные из юфти или яловой кожи. Ботинки с обмотками или кирзовые сапоги танкистам не полагались.
Источник
ribalych.ru
Те самые "Немецкие танковые шлемы" фильм "Блокада" !
Есть вот такие "танковые шлемы" из киноэпопеи "Блокада" 1975 года съемки, на основе стеклопластиковой каски 62 года выпуска. Нужно кому? - один комрад откопал несколько на "Ленфильме". Раритет!
СЛЕПОЙ КРОТ 14-05-2014 20:27судя по надписи, больше похоже на шлемы для детского картинга или мотокросса для спортивного общества Буревестник, сделанные по принципу "я тебя слепила, из того, что было".. если, конечно, не новодельный фейк.Почем барыжат?
NEOPogostie 14-05-2014 21:24Вопрос в том стоит ли мне побарыжить. Это немецкий танковый шлем! Из, фильма "Блокада" 75 год выпуска. Сделан на основе каски из стеклопластика 62 года выпуска. См. фото.
NEOPogostie 14-05-2014 21:25NEOPogostie 14-05-2014 21:31akira82 30-05-2014 14:57Тот самый танковый берет панцерваффе - это вот тут http://www.germanmilitaria.com/Heer/photos/H023770.html
А вышеуказання мосфильмовская шляпа - символ позора военных консультантов
Картушка 30-05-2014 15:27quote:Originally posted by akira82:Тот самый танковый берет панцерваффе - это вот тут http://www.germanmilitaria.com/Heer/photos/H023770.htmlНу, берет-то этот - культовая вещь, за такой настоящий, году в 1991 можно было, наверное, пол-квартиры купить. За него легко давали (бы) 1000 у.е., а квартирка в Мск. тогда стоила примерно 2 000 у.е.quote:Originally posted by akira82:А вышеуказання мосфильмовская шляпа - символ позора военных консультантовЭтот "колпак" всё как-то больше на итальянский похож, может кто из "консультантов" каких итальянских вояк насмотрелся или немцев где нибудь в Испании?CAMOBAP 07-06-2014 22:00на этот похож
Ax48 09-06-2014 12:54А вроде в "Триумфе воли" немецкие танкисты в чем-то похожем маршируют, может оттуда ноги растут?
Картушка 09-06-2014 18:54quote:Originally posted by Ax48:А вроде в "Триумфе воли" немецкие танкисты в чем-то похожем маршируют, может оттуда ноги растут?Может, только фильм снимали в 1934 году...Они бы у нас ещё тогда и солдат Вермахта одевали для съёмок фильма в "каски-с-пикой" времён 1914 года или уж тогда и в кирасы и киверы.guns.allzip.org
Танкисты первого дня войны: униформа и снаряжение
Ранним утром 22 июня 1941 года немецкие войска атаковали границу Советского Союза на широком фронте от Балтийского до Чёрного моря — началась Великая Отечественная война. Танковые войска вермахта и Красной армии к этому времени были самыми сильными и многочисленными в мире. Как выглядели люди, занявшие места за рычагами боевых машин по обе стороны фронта?
Танковая куртка. Специальная чёрная танковая униформа (Sonderbekleidung der Deutschen Panzertruppen) была введена в немецкой армии 12 ноября 1934 года для ношения военнослужащими танковых войск. Она использовалась с незначительными изменениями вплоть до 1945 года. Есть легенда, что к разработке танковой униформы причастен тогдашний начальник штаба моторизованных войск полковник Гейнц Гудериан, что именно он выбрал цвет и придумал дизайн с приталенной короткой курткой на основе популярного лыжного костюма того времени. Чёрный цвет был выбран потому, что на нём меньше видны грязь, копоть, потеки масла и бензина, неизбежно присутствующие в каждом танке или бронемашине.
Танковая куртка (Fieldjacke) шилась из чёрного шерстяного сукна. По бокам на куртке предусматривались крюки для поддержки поясного ремня. На ней не было выступающих пуговиц или карманов, которые могли за что-то зацепиться в тесноте танка, а двойной запах на груди хорошо защищал от ветра или сквозняка. В целом куртка была похожа на современные кожаные куртки байкеров, знаменитые «косухи». Верхние две пуговицы куртки при ношении не застёгивались, лацканы были отвёрнуты. В случае же непогоды куртку можно было застегнуть на все пуговицы, а воротник поднять вверх и прикрыть им шею.
На плечах куртки через шлёвку и на пуговицу закреплялись погоны, на правой стороне груди с 1936 года нашивался орёл — национальная эмблема нацистской Германии, на левом рукаве размещались уголковые унтер-офицерские нашивки-винкели. Край широкого воротника имел выпушку по цвету рода войск (Waffenfarbe), а на воротнике крепились петлицы танковых войск с черепами.
Чёрные суконные петлицы немецких танкистов имели форму косого параллелограмма. По периметру они отделывались приборным цветом, в центре размещалась эмблема танковых войск — череп со скрещёнными костями. Из-за сходства танковой эмблемы с черепом с фуражки войск СС танкистов панцерваффе часто принимали за эсэсовцев со всеми вытекающими для них последствиями. До сих пор чёрная униформа и череп с костями легко вводят в заблуждение неопытного читателя.
Лента к Железному кресту. 1 сентября 1939 года, с началом войны, по указанию Гитлера была восстановлен орден Железного креста. В целом общий вид награды повторял дизайн предшественника, но имел некоторые отличия: свастику в центре креста и год учреждения награды в Третьем рейхе на нижнем луче.
Низшей ступенью награды был Железный крест II класса. Награждённые им носили ленту цветов флага нацистской Германии, продетую во вторую петлицу полевой формы или танковой куртки. Иногда танкисты допускали вольности в ношении ленты: на многих фото она продета через первую петлицу.
Нагрудный знак «За танковую атаку». У этого нагрудного знака для экипажей танков панцерваффе, учреждённого 20 декабря 1939 года, есть несколько названий на русском языке: «За танковый бой», «За танковую атаку», «Нагрудный штурмовой танковый знак». На немецком он называется проще, но тоже не совсем кратко — Panzerkampfwagenabzeichen (букв. «танковый значок»). Для награждения этим знаком необходимо было поучаствовать в трёх или более отдельных танковых атаках, либо получить ранение во время боевой операции, или же проявить особую храбрость в ходе боевой операции, или получить другую награду за храбрость на поле боя.
К 22 июня 1941 года существовало две разновидности этого знака: серебряная и бронзовая. Введение бронзового знака потребовалось для награждения военнослужащих танковых войск, не относящихся к экипажам танков: пехотинцев танковых дивизий, медиков, членов экипажей штурмовых орудий и т. п.
Шлемофон. Танковый шлемофон РККА, разработанный в середине 30-х годов ХХ века, в силу своей конструкции создал легко узнаваемый и по сей день силуэт советского танкиста. Он оказался настолько удачен, что аналогичная конструкция используется до сих пор в армии России как экипажами танков и другой бронетехники, так и, с некоторыми упрощениями, в ВДВ в качестве прыжкового шлема.
К 1934 году танковые войска СССР росли и активно развивались, количество танков уже исчислялось многими сотнями. Назрела необходимость разработки танковой спецодежды, одним из элементов которой стал шлемофон. Шили шлемофоны из прочной и плотной чёрной материи, которая в документах иногда называется «кирза» (фото вверху), но в данном случае важно не путать её с материалом солдатских сапог, с которым ткань не имеет ничего общего. Другим, более редким, материалом была тонкая чёрная кожа (фото внизу).
Шлем имел подкладку из байки, на который нашивались валики, набитые конским волосом, войлоком, нарезанным сукном или технической ватой. Напротив ушей делались кармашки с клапанами, в которые могли вставляться наушники, а за счёт ремешков сверху и на затылке можно было подгонять размер шлемофона под голову танкиста. Застёгивался шлемофон подбородочным ремешком. Производились летний и зимний варианты шлемофона — последний имел внутри меховую подкладку.
Защитные очки. Для защиты глаз танкистов от пыли, веток и мелких камней во время движения полагались специальные предохранительные очки. Конструкции у них были самые разные, но на фото представлен наиболее распространённый тип, который почти без изменений можно встретить и сейчас.
Очки полагались всем без исключения членам экипажей танков, транспортных машин, шофёрам автомобилей и их помощникам, трактористам, механикам, строевым расчётам авточастей, военнослужащим войсковых и вспомогательных частей механизированных соединений.
Конструктивно очки представляли собой обычные стёкла в оправе, закреплённые на кожаном или дерматиновом оголовье, которое удерживалось от спадания резинкой с регулировочной пряжкой. Благодаря конструкции очки компактно складывались и не занимали много места при хранении.
warspot.ru
Броня крепка, но нужны и танковые шлемы.
Эксперименты с бронетехникой на гусеничном или колесном ходу начали еще на стыке 19 и 20 веков, но дальше проектов или единичных опытных броневиков дело не сдвинулось. Первые машины были не надежны, а дополнительный вес брони только создавал лишнюю нагрузку.
Опять же даже колесные броневики были тихоходны, не говоря уже про гусеничные машины и куда им было тягаться с лихими кавалеристами в красивых мундирах. Ожидающаяся война обещала быть войной лихих кавалерийских атак и пехотных маршей… Но жизнь как всегда внесла свои коррективы. После провала блицкригов лета – осени 1914 года война стала позиционной где уже не было места кавалерии, которую выкашивали пулеметы и скорострельные орудия, а еще многие и многие километры траншей и колючей проволоки заставили даже самых дремучих консерваторов в погонах задуматься о поиске решения проблемы. Тут то и вспомнили про безумных изобретателях в промасленных комбинезонах и их консервных банках вооруженных пулеметами. А почему бы и нет? И на втором году войны на поле боя выползли стальные чудовища….
Стоит отметить, что эти железные монстры не отличилась ни особой технологичностью, ни надежностью. Про комфорт работы членов их экипажей не приходится даже говорить. Первые танки, особенно в летнее время были филиалом ада. Жара от работы двигателя, теснота и выхлопные газы… казалось, что служба гребцом на терецкой галере была не самым страшным местом… но война есть война и приказ обязателен к исполнению. Плюс первые танкисты были выходцами из обычных рабочих семей и служба в новом виде войск была отличной возможностью сделать карьеру и выбиться в люди. И стиснув зубы простые парни с окраин городов вцепившись в рычаги шли в бой на немецкие траншеи.
Оправившись от первого страха немцы встречали стальных монстров огнем из орудий и пулеметов. Броня даже выдержав прямое падание могла покалечить экипаж танка мелкими осколками и брызгами раскаленного металла. А обычный синяк, ударившись головой при неловком движении, можно было получить и в стоящем на месте танке. Так как грозные боевые машины появились на поле боя в разгар войны, специальной униформы для танкистов просто не существовало. Да и не воспринимал на тот момент танкистов еще никто в серьез. Первоначально их снабжали тем, что было под рукой. В Англии для танкистов специально модернизировали уже имеющийся пехотный шлем Mk.I, который из-за своей формы известен в простонародье как «тазик».
Данный шлем изготавливался из сплава стали и марганца, по этой причине первые английские шлемы практически не магнитились, при этом они имели всего один размер. Толщина используемой стали составляла 0,9 мм, масса шлема Mk.I — 950 граммов. В данный шлем устанавливался подшлемник, который был выполнен из ткани пропитанной воском, под которым крепилась веревочная сетка, предназначенная для регулирования размера подшлемника. Сам подшлемник крепился при помощи одной клепки, которая была расположена в центральной части купола шлема. К куполу с внутренней стороны была прикреплена антисептическая хлопковая подкладка, которая предназначалась для впитывания пота.
Первоначально шлемы красили в цвет хаки, изредка уже в полевых условиях наносили на него камуфляж, позднее шлемы солдат вспомогательных частей начали окрашивать в темно-синий или черный цвет. С 1916 года при окрашивании в краску добавляли песок, для того чтобы устранить не нужный не передовой блеск.В июне 1916 года специально созданный при Департаменте снабжения Комитет по защите глаз военнослужащих, создал новую версию шлема Круз 1 (Cruise I), который был назван так в честь главы данного комитета капитана Ричарда Круза. Особенностью данного шлема стала толстая кольчужная маска с мелкими ячейками. Данная маска крепилась к шлему на специальной проволочной дужке. Для фиксации она с помощью цепочки крепилась или к подбородному ремешку, который солдат в этом случае должен был закинуть под затылок, или к задней части полей самого шлема. Первоначально данный шлем разрабатывался для нужд окопной войны, им же должны были вооружаться сигнальщики и артиллеристы, однако шлем пригодился и первым танкистам.
Защитная танковая маска , принадлежала 2-му лейтенанту Хасселу в сражении при Камбре 20 ноября 1917 года.
Как это выглядело на самом танкисте
В 1917 году был выпущен улучшенный вариант шлема, получивший название Круз-2. В нем кольчужную маску дополнили специальным рычажком-наносником. Небольшая с виду деталь выполняла сразу две функции: в боевом положении данный наносник предотвращал контакт кожи танкиста с металлом, а во время газовой атаки или если внутри танка становилось просто нечем дышать из-за дыма и пороховой гари, экипаж боевой машины надевал противогазы и с помощью данного рычажка-наносника фиксировал кольчужную маску на наружной части шлема.Во Франции разрабатывать танковый шлем также начали на базе обычной пехотной модели, взяв за основу пехотную каску образца 1915 года системы Огюста Луи Адриана. Стоит отметить, что шлем Адриана стал одним из самых известных символов всей Первой мировой войны. Он широко использовался не только во французской армии, но и в десятках других стран, которые включили его в состав экипировки своих солдат, среди этих стран была и Россия. Данная каска производилась из стального листа толщиной 0,7 мм, а ее вес обычно составлял 700-800 грамм, варьируясь в зависимости от размера, которых были три, в отличии от единственного размера английского шлема Mk.I.
Танковый шлем Адриана, 1917 год
Решение разработать шлем непосредственно для танкистов было принято Адрианом в сентябре 1917 года. Работая над новым вариантом своей каски, он заменил передний козырек, закрепив на его месте толстый противоударный валик, который был выполнен из темной кожи. Также на шлеме появилась эмблема штурмовой артиллерии (с октября 1917 года рыцарский шлем типа Армэ, который был наложен на скрещенные пушечные стволы). Подбородный ремень, толстый подшлемный амортизатор и лепестковый подтулейник были выполнены из коричневой кожи. Данные шлемы красились в темно-синий цвет — «цвет горизонта».В комплекте с танковым шлемом Адриана образца 1917 года, у которого не было забрала, шли шоферские или авиационные очки. Однако некоторые танкисты в бою для защиты лица цепляли к шлему специальную кожаную или стальную маску с очками-жалюзи и подвесной кольчужной «бородой», данные маски французские танкисты времен Первой мировой войны позаимствовали у пехотинцев. В пехоте они достаточно часто использовались наблюдателями в окопах.Маски были призваны защитить танкистов от небольших пулевых осколков, отколов с внутренней стороны брони и свинцовых брызг. Это было необходимо, так как немецкая пехота с начала применения стальных монстров на поле боя начала концентрировать ружейно-пулеметный огонь на открытых смотровых щелях танков.
По этой причине ранения лица и глаз составляли существенный процент ранений членов танковых экипажей. При этом и английские, и французские танкисты в годы Первой мировой войны часто шли в бой в противогазах, вне зависимости от того проводил противник газовую атаку или нет.
спасибо
feldgrau.info
История шлема: karhu53
Одним из самых узнаваемых элементов военного обмундирования танкиста является танковый шлем, постепенно превратившийся в шлемофон. Подобные головные уборы всегда выполняют одни и те же функции: защита танкиста от травм и обеспечение связи, однако исторически танковые шлемы имели довольно сильные конструктивные и визуальные различия. Более того, прообразами первых танковых шлемов в разных странах послужили совершенно разные головные уборы.
Первые танки появились на полях сражений лишь в ходе Первой мировой войны. Стоит отметить, что эти железные монстры не отличились особой технологичностью, а уж о комфорте работы членов их экипажей не приходится даже говорить. Служба первых танкистов была, мягко говоря, некомфортной. Теснота, выхлопные газы, жар от работы двигателя, запах горючего, сильная тряска при движении — вот лишь небольшой перечень того с чем приходилось столкнуться первым танкистам.
В случае попадания в танк снаряда экипаж запросто мог лишиться зрения из-за мелких осколков и раскаленных брызг металла. А обычную бытовую травму, ударившись головой при неловком движении, можно было получить и в стоящем на месте танке. Так как грозные боевые машины появились на поле боя в разгар войны, специальной униформы для танкистов просто не существовало. Первоначально их снабжали тем, что было под рукой. В Англии для танкистов специально модернизировали уже имеющийся пехотный шлем Mk.I, который из-за своей формы известен в простонародье как «тазик».
Данный шлем изготавливался из сплава стали и марганца, по этой причине первые английские шлемы практически не магнитились, при этом они имели всего один размер. Толщина используемой стали составляла 0,9 мм, масса шлема Mk.I — 950 граммов. В данный шлем устанавливался подшлемник, который был выполнен из вощенной ткани, под которым крепилась веревочная сетка, предназначенная для регулирования размера подшлемника. Сам подшлемник крепился при помощи одной клепки, которая была расположена в центральной части купола шлема. К куполу с внутренней стороны была прикреплена антисептическая хлопковая подкладка, которая предназначалась для впитывания пота.Шлем Mk.I Cruise 2
Первоначально шлемы красили в цвет хаки, изредка уже в полевых условиях наносили на него камуфляж, позднее шлемы солдат вспомогательных частей начали окрашивать в темно-синий или черный цвет. С 1916 года при окрашивании в краску добавляли песок, для того чтобы устранить не нужный не передовой блеск.
В июне 1916 года специально созданный при Департаменте снабжения Комитет по защите глаз военнослужащих, создал новую версию шлема Круз 1 (Cruise I), который был назван так в честь главы данного комитета капитана Ричарда Круза. Особенностью данного шлема стала толстая кольчужная маска с мелкими ячейками. Данная маска крепилась к шлему на специальной проволочной дужке. Для фиксации она с помощью цепочки крепилась или к подбородному ремешку, который солдат в этом случае должен был закинуть под затылок, или к задней части полей самого шлема. Первоначально данный шлем разрабатывался для нужд окопной войны, им же должны были вооружаться сигнальщики и артиллеристы, однако шлем пригодился и первым танкистам.
В 1917 году был выпущен улучшенный вариант шлема, получивший название Круз-2. В нем кольчужную маску дополнили специальным рычажком-наносником. Небольшая с виду деталь выполняла сразу две функции: в боевом положении данный наносник предотвращал контакт кожи танкиста с металлом, а во время газовой атаки или если внутри танка становилось просто нечем дышать из-за дыма и пороховой гари, экипаж боевой машины надевал противогазы и с помощью данного рычажка-наносника фиксировал кольчужную маску на наружной части шлема.
Во Франции разрабатывать танковый шлем также начали на базе обычной пехотной модели, взяв за основу пехотную каску образца 1915 года системы Огюста Луи Адриана. Стоит отметить, что шлем Адрина стал одним из самых известных символов всей Первой мировой войны. Он широко использовался не только во французской армии, но и в десятках других стран, которые включили его в состав экипировки своих солдат, среди этих стран была и Россия. Данная каска производилась из стального листа толщиной 0,7 мм, а ее вес обычно составлял 700-800 грамм, варьируясь в зависимости от размера, которых были три, в отличии от единственного размера английского шлема Mk.I.
Танковый шлем Адриана, образца 1917 года
Решение разработать шлем непосредственно для танкистов было принято Адрианом в сентябре 1917 года. Работая над новым вариантом своей каски, он заменил передний козырек, закрепив на его месте толстый противоударный валик, который был выполнен из темной кожи. Также на шлеме появилась эмблема штурмовой артиллерии (с октября 1917 года рыцарский шлем типа Армэ, который был наложен на скрещенные пушечные стволы). Подбородный ремень, толстый подшлемный амортизатор и лепестковый подтулейник были выполнены из коричневой кожи. Данные шлемы красились в темно-синий цвет — «цвет горизонта».
В комплекте с танковым шлемом Адриана образца 1917 года, у которого не было забрала, шли шоферские или авиационные очки. Однако некоторые танкисты в бою для защиты лица цепляли к шлему специальную кожаную или стальную маску с очками-жалюзи и подвесной кольчужной «бородой», данные маски французские танкисты времен Первой мировой войны позаимствовали у пехотинцев. В пехоте они достаточно часто использовались наблюдателями в окопах.
Маски были призваны защитить танкистов от небольших пулевых осколков, отколов с внутренней стороны брони и свинцовых брызг. Это было необходимо, так как немецкая пехота с начала применения стальных монстров на поле боя начала концентрировать ружейно-пулеметный огонь на открытых смотровых щелях танков. По этой причине ранения лица и глаз составляли существенный процент ранений членов танковых экипажей. При этом и английские, и французские танкисты в годы Первой мировой войны часто шли в бой в противогазах, вне зависимости от того проводил противник газовую атаку или нет.
В нашей стране найти человека, который бы не знал о том, как выглядит шлем танкиста, сегодня практически нереально, если речь не идет о малых детях. О том, почему для танкового шлема в Советском Союзе был выбран именно такой силуэт и форма, сказать трудно. Известно лишь, что знакомый нам танковый шлем появился еще в 1934 году, при этом он претерпел до Второй мировой войны еще ряд модернизаций. Войну советские танкисты встречали в шлеме образца 1938 года. Радиооборудованием авиационного типа шлем начали оснащать только в конце 1942 года, после чего его и переименовали в шлемофон, а в простонародье новая версия танкового шлема получила прозвище «говорящая шапка».
Согласно техническим условиям 1938 года предусматривалось несколько вариантов шлемов для советских танкистов — кожаный, крытый кирзой, из кирзы и меховой. Кожаный шлем танкиста шили из черного шеврета, в качестве подкладки использовалась темно-синяя байка. Ото лба к затылку на шлеме находились три валика, выполнявших роль амортизаторов, в передней части располагался налобник. С боков шлема располагался или один валик, который пришивали по центру, или три, расположенные веером. Обязательным элементом советского танкового шлема были клапаны, которые призваны были защищать уши танкиста.
Все валики или ребра наполнялись конским волосом, в более поздних моделях шлемов для этой цели использовались технические волокна. Уже в годы Великой Отечественной войны в увеличенных пазухах и специальных карманах на клапанах шлема стали размещать радиооборудование (овальные чашки ларингофонов и телефонов, а также соединительные шнуры). Советский шлемофон, как собственно и практически вся советская военная машина отличались неким консерватизмом, по этой причине за практически 80 лет своего существования танковый шлем не претерпел никаких особых изменений.
Танковый шлем РККА, образца 1936 года
В США над созданием собственного танкового шлема задумались лишь в 1938 году. Согласно техническому заданию он должен был быть легким и одновременно прочным, обладать хорошей вентиляцией, легко сниматься и надеваться. Также он должен был быть обязательно приспособленным для размещения наушников радиосвязи. Победителем конкурса на создание танкового шлема стала компания Rawlings Manufacturing Corporation, которая представила к 1940 году свою разработку, получившую обозначение М1938. При этом за основу танкового шлема был взят защитный головной убор, который использовали спортсмены, играющие в американский футбол.
Первый американский танковый шлем производился из спрессованного химического волокна, для вентиляции на нем имелось 10 отверстий. Накладки на кожаные клапаны для защиты ушей и так называемое «заднее крыло», которое крепилось к шлему и предназначалось для защиты затылочной части головы танкиста, производились из того же материала. В боковых крыльях шлема М1938 были оборудованы отверстия для установки наушников. Внутри шлема находился подшлемник, который представлял собой 4 лепестка из кожи, соединенных в верхней части при помощи шнура. Данный шлем никак не защищал танкиста от пуль и осколков, но отличался легкостью конструкции, весил всего около 500 грамм. При выходе из танка танкист мог легко надеть поверх танкового шлема стандартный американский стальной шлем М1.
Танковый шлем M1938
Первые партии этих шлемов попали в американскую армию к концу 1941 года и показали себя с самой лучшей стороны. По этой причине правительство США приняло решение об их массовом выпуске. К концу войны над выпуском этих «полуспортивных уродцев», внешне шлем был не самым привлекательным, трудилось как минимум 4 крупных корпорации. Шлем был очень популярен среди танкистов и даже экспортировался в Австралию, Великобританию, Китай и Израиль. Американские танкисты использовали данный шлем вплоть до начала войны во Вьетнаме.
Американские танкисты (кадр из кинофильма «Ярость»)
Немецкие танковые экипажи в годы Первой мировой войны мало чем отличались от своих английских или французских коллег. Для защит головы они использовали кожаный амортизационный шлем с защитными валиками, который напоминал те, что уже носили авиаторы, или упрощенные версии, которые своей формой напоминали шлемы английских пехотинцев. Для того чтобы защитить свое лицо, они использовали маски из металла и кожи с прорезями для глаз, на которые сверху обычно надевали «очки-консервы». Также к этой маске могла крепиться кольчужная борода, которая должна была защитить от осколков область шеи танкиста. В таком облачении немецкий танкист представлял собой весьма устрашающее зрелище.
Любопытно, но в годы Второй мировой войны немецкие танкисты шлемов не использовали. При этом защитный головной убор, созданный еще до войны, у них имелся, по сути, представляя собой обыкновенный берет. Немецкий танковый шлем состоял из двух частей: большого мягкого берета и подшлемника, который непосредственно и облегал голову. Берет был надет поверх подбитого войлоком подшлемника на клеенчатой подкладке и вплотную подгонялся к подшлемнику. Сам подшлемник обтягивался шерстяной тканью черного цвета.
Немецкие танкисты на фоне танка «Тигр»
Уже во время кампании в Польше, голову немецких танкистов покрывали лишь пилотки. Причина отказа немцев от шлемов до сих пор является предметом ожесточенных споров, как между экспертами, так и любителями. По одной из версии довоенные немецкие танковые шлемы просто не стыковались с радиооборудованием, на которое очень серьезно полагались немецкие танковые части с самого начала Второй мировой войны. По другой версии, в немецких танках было достаточно просторно и комфортабельно, поэтому защита головы не требовалась.
Так или иначе, за весь период войны в панцерваффе так и не было введено специального головного убора, который танкисты носили бы именно в танке. Существуют свидетельства о том, что разработка танкового шлема велась в Германии в 1940 году, но дальше экспериментальных образцов дело не пошло.
Любопытным и курьезным представляется тот факт, что в некоторых советских кинолентах, которые были посвящены событиям Великой Отечественной войны, немецкие танкисты изображены в танковых шлемах, при этом в каждом фильме они разные. Одним из самых ярких примеров стал четырехсерийный фильм «Блокада». По причине незнания или непонимания, как можно управлять грозной боевой машиной без защиты головы, весь фильм немецкие танкисты щеголяли в шлемах, похожих на итальянские, которые в годы войны применялись союзниками гитлеровцев: итальянцами, румынами, венграми. Сами же эти шлемы из фильма, по всей видимости, представляли собой стеклопластиковые шлемы для занятий мотоспортом, покрашенные в черный цвет.
История танкового шлема Немецкий танкист в фильме «Блокада» или когда военные консультанты спят.
Если же говорить об итальянских танковых шлемах, то к началу 1930-х годов, танкисты этой страны носили защиты авиационные шлемы. Однако в 1935 году в армию поступил новый шлем, получивший обозначение М1935. Купол этого шлема изготавливался из волокон и сверху обтягивался кожей. Поля шлема были проложены специальным валиком, который наполняли технической ватой, валик должен был служить для гашения силы удара. В отличие от многих других танковых шлемов тех лет, у итальянского шлема отсутствовали крылья по бокам и сзади. Вместо них присутствовал прямоугольный кусок кожи, который был пришит к шлему по типу плаща. Глаза итальянские танкисты обычно прикрывали авиационными очками.
Итальянский танковый шлем отличался простотой своей конструкции и технологических решений, однако зарекомендовал себя достаточно неплохо. Более того, танковый шлем М1935 стал одним из немногих, которые позднее перекочевали из танковых и в другие рода войск. К примеру, в итальянской армии считалось нормальной практикой, когда танковыми шлемами снаряжались десантные части. Позднее в качестве головного убора его начали носить и полицейские моточастей.
Данный танковый шлем почти без изменений продолжал служить итальянским военным вплоть до 1960-х годов. За это время он успел послужить прообразом для создания танковых шлемов в нескольких странах Европы. К примеру, в Венгрии данный шлем модифицировали, заменив боковые вентиляционные отверстия на крепления для средств связи.
Итальянские танкисты в годы Второй мировой войны
Японский танковый шлем образца 1938 года был необычен, но, пожалуй, выглядел лучше, чем многие японские танки, которые иначе как несуразными назвать сложно. Этот танковый шлем представлял собой пробковый полусферический каркас, который сверху был обтянут хлопчатобумажной тканью коричневого цвета. Тканевый чехол шлема формировали шесть треугольных лоскутов, которые были сшиты между собой. В верхней части купола, где сходились лоскуты ткани, имелось единственное вентиляционное отверстие.
Данный танковый шлем, как и американский, напоминал о спорте, представляя собой милитаризированное подобие «жокейского шлема». В передней нижней части шлема на пришитой тканевой пятиугольной кокарде размещалась тканевая пятиугольная звезда.
Японский танковый шлем
Японские танкисты возле своих танков
На голове танкиста шлем удерживался при помощи кожаного подбородочного ремня и двух клапанов, к которым могли крепиться средства радиосвязи. Несмотря на простоту своего внешнего вида, внутренности японского шлема были весьма интересны и были достаточно эффективны, равномерно распределяя энергию удара. Восемь секторов-лепестков из кожи, по четыре с каждой стороны, в центре соединялись между собой при помощи шнуровки. Глубину положения головы в шлеме можно было регулировать с помощью шнура, который проходил через отверстия секторов. Как и другие танковые шлемы Второй мировой, он не мог защитить своего владельца от пуль или осколков, при этом у японского шлема также конструктивно отсутствовала защита ушей и шеи.
Оригинал взят у bibaliy17 в История шлема
karhu53.livejournal.com
История танкового шлема - Дока. Инженер ваших душ.
08:17 pm - История танкового шлема
Одним из самых узнаваемых элементов военного обмундирования танкиста является танковый шлем, постепенно превратившийся в шлемофон. Подобные головные уборы всегда выполняют одни и те же функции: защита танкиста от травм и обеспечение связи, однако исторически танковые шлемы имели довольно сильные конструктивные и визуальные различия. Более того, прообразами первых танковых шлемов в разных странах послужили совершенно разные головные уборы.
Первые танки появились на полях сражений лишь в ходе Первой мировой войны. Стоит отметить, что эти железные монстры не отличились особой технологичностью, а уж о комфорте работы членов их экипажей не приходится даже говорить. Служба первых танкистов была, мягко говоря, некомфортной. Теснота, выхлопные газы, жар от работы двигателя, запах горючего, сильная тряска при движении — вот лишь небольшой перечень того с чем приходилось столкнуться первым танкистам.
В случае попадания в танк снаряда экипаж запросто мог лишиться зрения из-за мелких осколков и раскаленных брызг металла. А обычную бытовую травму, ударившись головой при неловком движении, можно было получить и в стоящем на месте танке. Так как грозные боевые машины появились на поле боя в разгар войны, специальной униформы для танкистов просто не существовало. Первоначально их снабжали тем, что было под рукой. В Англии для танкистов специально модернизировали уже имеющийся пехотный шлем Mk.I, который из-за своей формы известен в простонародье как «тазик».
Данный шлем изготавливался из сплава стали и марганца, по этой причине первые английские шлемы практически не магнитились, при этом они имели всего один размер. Толщина используемой стали составляла 0,9 мм, масса шлема Mk.I — 950 граммов. В данный шлем устанавливался подшлемник, который был выполнен из вощенной ткани, под которым крепилась веревочная сетка, предназначенная для регулирования размера подшлемника. Сам подшлемник крепился при помощи одной клепки, которая была расположена в центральной части купола шлема. К куполу с внутренней стороны была прикреплена антисептическая хлопковая подкладка, которая предназначалась для впитывания пота.
Шлем Mk.I Cruise 2
Первоначально шлемы красили в цвет хаки, изредка уже в полевых условиях наносили на него камуфляж, позднее шлемы солдат вспомогательных частей начали окрашивать в темно-синий или черный цвет. С 1916 года при окрашивании в краску добавляли песок, для того чтобы устранить не нужный не передовой блеск.
В июне 1916 года специально созданный при Департаменте снабжения Комитет по защите глаз военнослужащих, создал новую версию шлема Круз 1 (Cruise I), который был назван так в честь главы данного комитета капитана Ричарда Круза. Особенностью данного шлема стала толстая кольчужная маска с мелкими ячейками. Данная маска крепилась к шлему на специальной проволочной дужке. Для фиксации она с помощью цепочки крепилась или к подбородному ремешку, который солдат в этом случае должен был закинуть под затылок, или к задней части полей самого шлема. Первоначально данный шлем разрабатывался для нужд окопной войны, им же должны были вооружаться сигнальщики и артиллеристы, однако шлем пригодился и первым танкистам.
В 1917 году был выпущен улучшенный вариант шлема, получивший название Круз-2. В нем кольчужную маску дополнили специальным рычажком-наносником. Небольшая с виду деталь выполняла сразу две функции: в боевом положении данный наносник предотвращал контакт кожи танкиста с металлом, а во время газовой атаки или если внутри танка становилось просто нечем дышать из-за дыма и пороховой гари, экипаж боевой машины надевал противогазы и с помощью данного рычажка-наносника фиксировал кольчужную маску на наружной части шлема.
Во Франции разрабатывать танковый шлем также начали на базе обычной пехотной модели, взяв за основу пехотную каску образца 1915 года системы Огюста Луи Адриана.
Он широко использовался не только во французской армии, но и в десятках других стран, которые включили его в состав экипировки своих солдат, среди этих стран была и Россия. Данная каска производилась из стального листа толщиной 0,7 мм, а ее вес обычно составлял 700-800 грамм, варьируясь в зависимости от размера, которых были три, в отличии от единственного размера английского шлема Mk.I.
Танковый шлем Адриана, образца 1917 года
Решение разработать шлем непосредственно для танкистов было принято Адрианом в сентябре 1917 года. Работая над новым вариантом своей каски, он заменил передний козырек, закрепив на его месте толстый противоударный валик, который был выполнен из темной кожи. Также на шлеме появилась эмблема штурмовой артиллерии (с октября 1917 года рыцарский шлем типа Армэ, который был наложен на скрещенные пушечные стволы). Подбородный ремень, толстый подшлемный амортизатор и лепестковый подтулейник были выполнены из коричневой кожи. Данные шлемы красились в темно-синий цвет — «цвет горизонта».
В комплекте с танковым шлемом Адриана образца 1917 года, у которого не было забрала, шли шоферские или авиационные очки. Однако некоторые танкисты в бою для защиты лица цепляли к шлему специальную кожаную или стальную маску с очками-жалюзи и подвесной кольчужной «бородой», данные маски французские танкисты времен Первой мировой войны позаимствовали у пехотинцев. В пехоте они достаточно часто использовались наблюдателями в окопах.
Маски были призваны защитить танкистов от небольших пулевых осколков, отколов с внутренней стороны брони и свинцовых брызг. Это было необходимо, так как немецкая пехота с начала применения стальных монстров на поле боя начала концентрировать ружейно-пулеметный огонь на открытых смотровых щелях танков. По этой причине ранения лица и глаз составляли существенный процент ранений членов танковых экипажей. При этом и английские, и французские танкисты в годы Первой мировой войны часто шли в бой в противогазах, вне зависимости от того проводил противник газовую атаку или нет.
В нашей стране найти человека, который бы не знал о том, как выглядит шлем танкиста, сегодня практически нереально, если речь не идет о малых детях. О том, почему для танкового шлема в Советском Союзе был выбран именно такой силуэт и форма, сказать трудно. Известно лишь, что знакомый нам танковый шлем появился еще в 1934 году, при этом он претерпел до Второй мировой войны еще ряд модернизаций. Войну советские танкисты встречали в шлеме образца 1938 года. Радиооборудованием авиационного типа шлем начали оснащать только в конце 1942 года, после чего его и переименовали в шлемофон, а в простонародье новая версия танкового шлема получила прозвище «говорящая шапка».
Согласно техническим условиям 1938 года предусматривалось несколько вариантов шлемов для советских танкистов — кожаный, крытый кирзой, из кирзы и меховой. Кожаный шлем танкиста шили из черного шеврета, в качестве подкладки использовалась темно-синяя байка. Ото лба к затылку на шлеме находились три валика, выполнявших роль амортизаторов, в передней части располагался налобник. С боков шлема располагался или один валик, который пришивали по центру, или три, расположенные веером. Обязательным элементом советского танкового шлема были клапаны, которые призваны были защищать уши танкиста.
Все валики или ребра наполнялись конским волосом, в более поздних моделях шлемов для этой цели использовались технические волокна. Уже в годы Великой Отечественной войны в увеличенных пазухах и специальных карманах на клапанах шлема стали размещать радиооборудование (овальные чашки ларингофонов и телефонов, а также соединительные шнуры). Советский шлемофон, как собственно и практически вся советская военная машина отличались неким консерватизмом, по этой причине за практически 80 лет своего существования танковый шлем не претерпел никаких особых изменений.
Танковый шлем РККА, образца 1936 года
В США над созданием собственного танкового шлема задумались лишь в 1938 году. Согласно техническому заданию он должен был быть легким и одновременно прочным, обладать хорошей вентиляцией, легко сниматься и надеваться. Также он должен был быть обязательно приспособленным для размещения наушников радиосвязи. Победителем конкурса на создание танкового шлема стала компания Rawlings Manufacturing Corporation, которая представила к 1940 году свою разработку, получившую обозначение М1938. При этом за основу танкового шлема был взят защитный головной убор, который использовали спортсмены, играющие в американский футбол.
Первый американский танковый шлем производился из спрессованного химического волокна, для вентиляции на нем имелось 10 отверстий. Накладки на кожаные клапаны для защиты ушей и так называемое «заднее крыло», которое крепилось к шлему и предназначалось для защиты затылочной части головы танкиста, производились из того же материала. В боковых крыльях шлема М1938 были оборудованы отверстия для установки наушников. Внутри шлема находился подшлемник, который представлял собой 4 лепестка из кожи, соединенных в верхней части при помощи шнура. Данный шлем никак не защищал танкиста от пуль и осколков, но отличался легкостью конструкции, весил всего около 500 грамм. При выходе из танка танкист мог легко надеть поверх танкового шлема стандартный американский стальной шлем М1.
Танковый шлем M1938
Первые партии этих шлемов попали в американскую армию к концу 1941 года и показали себя с самой лучшей стороны. По этой причине правительство США приняло решение об их массовом выпуске. К концу войны над выпуском этих «полуспортивных уродцев», внешне шлем был не самым привлекательным, трудилось как минимум 4 крупных корпорации. Шлем был очень популярен среди танкистов и даже экспортировался в Австралию, Великобританию, Китай и Израиль. Американские танкисты использовали данный шлем вплоть до начала войны во Вьетнаме.
Американские танкисты (кадр из кинофильма «Ярость»)
Немецкие танковые экипажи в годы Первой мировой войны мало чем отличались от своих английских или французских коллег. Для защит головы они использовали кожаный амортизационный шлем с защитными валиками, который напоминал те, что уже носили авиаторы, или упрощенные версии, которые своей формой напоминали шлемы английских пехотинцев. Для того чтобы защитить свое лицо, они использовали маски из металла и кожи с прорезями для глаз, на которые сверху обычно надевали «очки-консервы». Также к этой маске могла крепиться кольчужная борода, которая должна была защитить от осколков область шеи танкиста. В таком облачении немецкий танкист представлял собой весьма устрашающее зрелище.
Любопытно, но в годы Второй мировой войны немецкие танкисты шлемов не использовали. При этом защитный головной убор, созданный еще до войны, у них имелся, по сути, представляя собой обыкновенный берет. Немецкий танковый шлем состоял из двух частей: большого мягкого берета и подшлемника, который непосредственно и облегал голову. Берет был надет поверх подбитого войлоком подшлемника на клеенчатой подкладке и вплотную подгонялся к подшлемнику. Сам подшлемник обтягивался шерстяной тканью черного цвета.
Немецкие танкисты на фоне танка «Тигр»
Уже во время кампании в Польше, голову немецких танкистов покрывали лишь пилотки. Причина отказа немцев от шлемов до сих пор является предметом ожесточенных споров, как между экспертами, так и любителями. По одной из версии довоенные немецкие танковые шлемы просто не стыковались с радиооборудованием, на которое очень серьезно полагались немецкие танковые части с самого начала Второй мировой войны. По другой версии, в немецких танках было достаточно просторно и комфортабельно, поэтому защита головы не требовалась.
Так или иначе, за весь период войны в панцерваффе так и не было введено специального головного убора, который танкисты носили бы именно в танке. Существуют свидетельства о том, что разработка танкового шлема велась в Германии в 1940 году, но дальше экспериментальных образцов дело не пошло.
Любопытным и курьезным представляется тот факт, что в некоторых советских кинолентах, которые были посвящены событиям Великой Отечественной войны, немецкие танкисты изображены в танковых шлемах, при этом в каждом фильме они разные. Одним из самых ярких примеров стал четырехсерийный фильм «Блокада». По причине незнания или непонимания, как можно управлять грозной боевой машиной без защиты головы, весь фильм немецкие танкисты щеголяли в шлемах, похожих на итальянские, которые в годы войны применялись союзниками гитлеровцев: итальянцами, румынами, венграми. Сами же эти шлемы из фильма, по всей видимости, представляли собой стеклопластиковые шлемы для занятий мотоспортом, покрашенные в черный цвет.
История танкового шлема Немецкий танкист в фильме «Блокада» или когда военные консультанты спят.
Если же говорить об итальянских танковых шлемах, то к началу 1930-х годов, танкисты этой страны носили защиты авиационные шлемы. Однако в 1935 году в армию поступил новый шлем, получивший обозначение М1935. Купол этого шлема изготавливался из волокон и сверху обтягивался кожей. Поля шлема были проложены специальным валиком, который наполняли технической ватой, валик должен был служить для гашения силы удара. В отличие от многих других танковых шлемов тех лет, у итальянского шлема отсутствовали крылья по бокам и сзади. Вместо них присутствовал прямоугольный кусок кожи, который был пришит к шлему по типу плаща. Глаза итальянские танкисты обычно прикрывали авиационными очками.
Итальянский танковый шлем отличался простотой своей конструкции и технологических решений, однако зарекомендовал себя достаточно неплохо. Более того, танковый шлем М1935 стал одним из немногих, которые позднее перекочевали из танковых и в другие рода войск. К примеру, в итальянской армии считалось нормальной практикой, когда танковыми шлемами снаряжались десантные части. Позднее в качестве головного убора его начали носить и полицейские моточастей.
Данный танковый шлем почти без изменений продолжал служить итальянским военным вплоть до 1960-х годов. За это время он успел послужить прообразом для создания танковых шлемов в нескольких странах Европы. К примеру, в Венгрии данный шлем модифицировали, заменив боковые вентиляционные отверстия на крепления для средств связи.
Итальянские танкисты в годы Второй мировой войны
Японский танковый шлем образца 1938 года был необычен, но, пожалуй, выглядел лучше, чем многие японские танки, которые иначе как несуразными назвать сложно. Этот танковый шлем представлял собой пробковый полусферический каркас, который сверху был обтянут хлопчатобумажной тканью коричневого цвета. Тканевый чехол шлема формировали шесть треугольных лоскутов, которые были сшиты между собой. В верхней части купола, где сходились лоскуты ткани, имелось единственное вентиляционное отверстие.
Данный танковый шлем, как и американский, напоминал о спорте, представляя собой милитаризированное подобие «жокейского шлема». В передней нижней части шлема на пришитой тканевой пятиугольной кокарде размещалась тканевая пятиугольная звезда.
Японский танковый шлем
Японские танкисты возле своих танков
На голове танкиста шлем удерживался при помощи кожаного подбородочного ремня и двух клапанов, к которым могли крепиться средства радиосвязи. Несмотря на простоту своего внешнего вида, внутренности японского шлема были весьма интересны и были достаточно эффективны, равномерно распределяя энергию удара. Восемь секторов-лепестков из кожи, по четыре с каждой стороны, в центре соединялись между собой при помощи шнуровки. Глубину положения головы в шлеме можно было регулировать с помощью шнура, который проходил через отверстия секторов. Как и другие танковые шлемы Второй мировой, он не мог защитить своего владельца от пуль или осколков, при этом у японского шлема также конструктивно отсутствовала защита ушей и шеи.
источник
artur-s.livejournal.com