Михаил Федорович Романов – первый русский царь. Шлем михаила федоровича романова


Загадки истории. Рубрика «Сокровище нации». Царский шлем

Среди многочисленных артефактов Оружейной палаты есть и те, что имеют непосредственное отношение к русской государственности. Один из них - «шапка ерихонская», или воинский шлем царя Михаила Федоровича. В силу своих выдающихся художественных свойств изображение этого шлема попало на большой герб Российской империи...

В 1613 году Михаил Романов венчался на царство, и Русь, измученная годами Смуты, хотела, чтобы это событие стало символом преодоления и стойкости нашего народа. Поэтому все - от одежды до церемонии венчания - имело первостепенное значение. В связи с этим для придания оружию благолепного и нарядного вида в Москву были свезены мастера из разных городов. Были там и мастера из Мурома, славившегося своими кузнецами. В этой небольшой компании, которой предстояло долгое время трудиться в Кремлевской Оружейной палате, был и известный мастер Никита Давыдов. Опытный и искусный оружейник, он в течение 50 лет создавал русское ратное оружие. По одной из версий, в 1621 году он выковал для Михаила Федоровича парадный булатный шлем под названием «шапка ерихонская», что означало «важная», «главная».

Русские оружейники, которые работали в Московском Кремле, знали восточные чечаки, сабли, щиты, ведь от воинов Золотой Орды остались многие виды вооружений. Поэтому они чаще подражали имевшимся у них образцам, иногда добавляя что-то свое.

Так же поступил и мастер Никита Давыдов. Когда ему заказали изготовить шлем для царя, он взял уже имевшийся - восточной работы из булатной стали - и сильно его обновил.

Орнамент убора имеет оригинальное русское православное происхождение: шлем украшен иконой, на его передней части помещена миниатюра с изображением архангела Михаила. Мастер добавил с обеих сторон наушники на шарнирах, прицепил сзади назатыльник, нанес свой крупный орнамент, украсил драгоценными камнями. Внутреннюю сторону обложил эмалевыми миниатюрами, в центр добавил сюжет с Гераклом. На внешней стороне остались красивый восточный орнамент и арабские надписи из Корана «Обрадуй правоверных обещаниями помощи от Аллаха и скорой победы».

Всего в шапке ерихонской 95 алмазов, 228 рубинов, 10 изумрудов. Вначале ее венчал и небольшой крест, сделанный из чистого золота, который не сохранился.

Так что в итоге получился шлем-корона, символизировавший единство светской и военной власти в руках русского царя - символика, взятая из западноевропейской традиции.

Игорь РОДИОНОВ

zagadki-istorii.ru

Михаил Романов. Люди — Путеводитель по Золотому кольцу России

Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии — Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урождённой Шестовой).

Приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Фёдору I Иоанновичу.

Биография

Род Романовых принадлежит к числу древних семей московского боярства.

Первый известный нам по летописям представитель этой фамилии — Андрей Иванович, имевший прозвище Кобыла, в 1347 г. находился на службе у Великого Владимирского и Московского князя Семена Ивановича Гордого.

При Борисе Годунове Романовы подверглись опале.

В 1600 г. начался розыск по доносу дворянина Бертенева, служившего казначеем у Александра Романова — дяди будущего царя. Бертенев донес, что Романовы хранят у себя в казне волшебные коренья, намереваясь «испортить» (умертвить колдовством) царскую семью.

Из дневника польского посольства следует, что отряд царских стрельцов совершил вооруженное нападение на подворье Романовых.

26 октября 1600 г. братья Романовы были арестованы.

Сыновья Никиты Романовича, Фёдор, Александр, Михаил, Иван и Василий были пострижены в монахи и сосланы в Сибирь в 1601 г., где большинство из них погибли.

В 1605 году Лжедмитрий I, желая на деле доказать родство с домом Романовых, вернул из ссылки оставшихся в живых членов фамилии.

Были возвращены Фёдор Никитич (в монашестве Филарет) с женой Ксенией Ивановной (в монашестве Марфа) и детьми, и Иван Никитич.

Марфа Ивановна с сыном Михаилом поселились сперва в костромской вотчине Романовых, селе Домнине, а затем укрывались от преследования польско-литовских отрядов в Ипатьевском монастыре в Костроме.

 

Избрание на царство

13 марта 1613 г. послы от Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом Рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым прибыли в Кострому; 14 марта они были приняты в Ипатьевском монастыре с решением Земского собора об избрании Михаила Фёдоровича на московский престол.

Инокиня Марфа была в отчаянии, она слёзно умоляла сына не принимать столь тяжкое бремя.

Михаил и сам долго колебался.

После обращения к матери и Михаилу рязанского архиепископа Феодорита Марфа дала своё согласие на возведение её сына на престол. Через несколько дней Михаил выехал в Москву. Мать благословила его на царство Феодоровской иконой Божией Матери, и с этого момента икона стала одной из святынь дома Романовых.

В предании об иконе есть такие слова, приписываемые Марфе:

«Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству».

По дороге он останавливался во всех крупных городах: Костроме, Нижнем Новгороде, Владимире, Ярославле, Троицком монастыре, Ростове, Суздале.

Прибыв в Москву, он отправился через Красную площадь в Кремль. У Спасских ворот его встречали крестным ходом с главными государственными и церковными реликвиями. Затем он молился у гробниц русских царей в Архангельском соборе и у святынь первопрестольного Успенского собора.

11 июня 1613 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых.

Царь Михаил Фёдорович был молод и неопытен, и до 1619 г. страной правили великая старица Марфа и её родня.

Потом, после освобождения в 1619 г. из польского плена Патриарха Филарета, фактическая власть перешла в руки последнего, также носившего титул Великого государя.

Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха.

В царствование Михаила Фёдоровича были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир 1617, по которому России были возвращены Новгородские земли) и Польшей (1634), возобновлены отношения с иностранными державами.

В 1621 г. специально для царя дьяки Посольского приказа стали готовить первую русскую газету — «Вестовые письма».

В 1631—1634 гг. осуществлена организация полков «нового строя» (рейтарского, драгунского, солдатского).

В 1632 г. Андрей Виниус с разрешения Михаила Фёдоровича основал первые чугуноплавильные, железоделательные и оружейные заводы близ Тулы.

В 1637 г. срок поимки беглых крестьян был увеличен до 9 лет, а в 1641 году — ещё на год. Вывезенных же другими владельцами разрешалось искать до 15 лет.

Скончался 13 июля 1645 г. от водяной болезни неизвестного происхождения в возрасте 49 лет. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Итоги правления

  • Заключение «вечного мира» с Швецией (Столбовский мир 1617 г.). Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до начала Северной войны 1700—1721 г. Несмотря на потерю выхода к Балтийскому морю, возвращены большие территории, ранее завоёванные Швецией.
  • Деулинское перемирие (1618 г.), а затем «вечный мир» с Польшей (Поляновский мир 1634 г.). Польский король отказался от претензий на русский престол.
  • Установление прочной централизованной власти на всей территории страны посредством назначения воевод и старост на местах.
  • Преодоление тяжелейших последствий Смутного времени, восстановление нормального хозяйства и торговли.
  • Присоединения к России нижнего Урала (Яицкие казаки), Прибайкалья, Якутии и Чукотки, выход к Тихому океану.
  • Реорганизация армии (1631—1634 г.). Создание полков «нового строя»: рейтарского, драгунского, солдатского.
  • Основание первого железоделательного завода под Тулой (1632 г.).
  • Основание Немецкой слободы в Москве — поселения иностранных инженеров и военных специалистов. Менее чем через 100 лет многие жители «Кукуя» сыграют ключевую роль в реформах Петра I Великого.

Брачные планы

В 1616 г. царю Михаилу исполнилось двадцать лет. Царица-инокиня Марфа, в согласии с боярами, решилась устроить смотрины невест — царю подобало жениться и явить миру законного наследника, чтобы не было смут.

Девушки съезжались в Москву на смотрины, но мать заранее выбрала сыну девушку из знатной боярской семьи, близкой к семье её родственников Салтыковых. Михаил, однако, спутал её планы: обходя ряды красавиц, молодой царь остановился перед боярышней Марией Хлоповой.

Царскую невесту поселили во дворце и даже нарекли новым именем Анастасия (в память о первой жене Ивана Грозного).

Вместе с девушкой ко двору прибыла и её многочисленная родня. Но внезапно девушка заболела, в течение нескольких дней у неё была частая рвота. Осмотревшие её придворные доктора (Валентин Бильс и лекарь Балсырь) выдали заключение: «Плоду и чадородию от того порухи не бывает». Но Михаил Салтыков донёс царю Михаилу, что лекарь Балсырь признал болезнь невесты неизлечимой.

Инокиня Марфа потребовала, чтобы Марию удалили. Был созван Земский собор. Гаврило Хлопов бил челом: "Болезнь произошла от сладких ядей. Болезнь проходит, невеста уже здорова. Не след отсылать её с верху!.

Но бояре знали, что мать царя не хочет Хлопову, поэтому признали: «Мария Хлопова к царской радости непрочна!». Марию вместе с бабкой, тёткой и двумя дядями Желябужскими, разлучив с родителями, отправили в ссылку в Тобольск. Но Михаил Фёдорович продолжал получать известия о здоровье бывшей невесты.

В 1619 году вернулся из плена отец царя, митрополит Филарет, и был посвящён в патриархи. С его появлением влияние матери на Михаила заметно уменьшилось. Филарет не согласился с женой и осудил сына за малодушное поведение.

Невесту и её родственников перевели в Верхотурье, а через год — в Нижний Новгород. Но Филарет не настаивал на браке с бывшей невестой. Принимая во внимание печальное состояние государства, патриарх решил сосватать Михаилу литовскую королевну, но тот отказался.

Тогда отец предложил посвататься к Доротее-Августе, племяннице датского короля Христиана. Летопись сообщает об отказе короля, мотивированном тем, что его брат, принц Иоанн, приезжал сватать царевну Ксению и, по слухам, был уморен отравою.

В начале 1623 г. было отправлено посольство к шведскому королю сватать его родственницу, княжну Екатерину. Но она не захотела исполнить непременного русского условия — креститься в православную веру.

После неудач при иностранных дворах Михаил Фёдорович вновь вспомнил о Марии. Он заявил родителям: «Сочетался я по закону Божию, обручена мне царица, кроме нея не хочу взять иную». Инокиня Марфа вновь обвинила девушку в болезни.

По приказу патриарха Филарета было проведено дознание: допрошены родители Марии, врачи, лечившие её. Врачи Бильс и Балсырь были отправлены в Нижний Новгород, чтобы вновь осмотреть невесту. Они освидетельствовали Марию-Анастасию, допросили родных, духовника и пришли к единому мнению: «Марья Хлопова во всём здорова».

Сама невеста говорила: «Как была я у отца и у матери, и у бабки, так болезни никакие не бывали, да и на государеве дворе будучи, была здорова шесть недель, а после того появилась болезнь, рвало и ломало нутрь и опухоль была, а чаю, то учинилось от супостата, и была та болезнь дважды по две недели. Давали мне пить воду святую с мощей, и оттого исцелена, и полегчало вскоре, и ныне здорова».

После дознания заговор Салтыковых был раскрыт. Михаила и Бориса отправили в свои вотчины, старицу Евникию (наперсницу Марфы) сослали в Суздальский монастырь.

Царь вновь собирался жениться на выбранной девушке. Но инокиня Марфа пригрозила сыну: «Если Хлопова будет царицей, не останусь я в царстве твоём». Через неделю после опалы Салтыковых Иван Хлопов получил царскую грамоту: «Мы дочь твою Марью взять за себя не изволим».

Настояв на своём, инокиня Марфа нашла Михаилу Фёдоровичу новую невесту — родовитую княжну Марию Владимировну Долгорукую из древнего рода потомков черниговских князей — Рюриковичей.

Свадьба состоялась 18 сентября 1624 г. в Москве. Но через несколько дней молодая царица заболела и через пять месяцев умерла. Летопись называет смерть Марии Божьей Карой за оскорбление ни в чём не повинной Хлоповой.

В 1626 г. царю Михаилу Романову шёл тридцатый год и был он бездетный вдовец. Для новых смотрин привезли 60 красавиц из знатных семей. Но приглянулась ему одна из прислужниц — дочь можайского дворянина Евдокия Стрешнева, дальняя родственница боярышни, приехавшей на смотрины. Скромная свадьба состоялась 5 февраля 1626 г. в Москве.

Молодых обвенчал сам патриарх Филарет, отец жениха. Причём, царь ввел Евдокию в кремлёвские палаты всего за три дня до объявления венчания, боясь, как бы враги не испортили девушку. До того отец и братья сами стерегли её дома.

Евдокия отказалась менять имя на Анастасию, объяснив, что ни Анастасии Романовне, ни Марии Хлоповой «имя это счастья не прибавило». Она далека была от борьбы политических «партий» при дворе и интриг.

Семейная же жизнь Михаила Фёдоровича оказалась счастливой.

golden-ring.drugiegoroda.ru

Михаил Федорович Романов: VIKENT.RU

Первый русский царь династии Романовых с 1613 по 1917 год.

 

«После того как отец и мать в 1601 году были насильственно пострижены Борисом Годуновым в монахи, пятилетний Михаил был отправлен в ссылку на Белоозеро, затем в село Юрьевское Клинского уезда.

В 1605 году Михаил Фёдорович как невинно пострадавший был возвращён в столицу и пожалован сокольники, а его отец инок Филарет стал Ростовским митрополитом.

На Земском соборе в январе 1613 год был поставлен вопрос об избрании царя (после изгнания войска поляков – Прим. И.Л. Викентьева). Кандидатура Михаила Фёдоровича по инициативе и под давлением «вольного казачества» получила предварительное одобрение.

21 февраля в Успенском соборе произошло официальное избрание его на царство.

Постепенно Михаил Фёдорович стал символом национального и государственного возрождения, легитимным монархом, вокруг которого объединились самые различные социальные слои.

В 1619 году Михаил Фёдорович поставил на патриаршество своего отца Филарета, который стал соправителем сына, а по существу возглавил правительство. Благодаря этому, резко упало влияние придворных группировок, которые, пользуясь слабостью царя, реализовывали своекорыстные цели.

Необычайную остроту приобрёл при Михаиле Фёдоровиче вопрос о крестьянах.

В целях упорядочения налоговой системы дважды проводилось составление писцовых книг. Для централизации и концентрации власти на местах выросла система воеводского управления, была установлена и получила дальнейшее развитие приказная система.

С 1620-х годов деятельность Земских соборов была ограничена совещательными функциями.

Они собирались по инициативе правительства для решения вопросов, требовавших одобрения сословий: о войне и мире или о введении новых пятиных денег и экстраординарных налогов.

После смерти Филарета  в 1633 году Михаил Фёдорович стал править самостоятельно, опираясь на узкий круг доверенных свойственников, в руках которых было сосредоточено руководство главными приказами.

В немногих дошедших источниках Михаил Фёдорович предстаёт как благодушный, глубоко религиозный человек, склонный к богомольным походам по монастырям. Любимое его занятие - охота, «звериные ловли». Государственная деятельность его была ограничена слабым здоровьем».

Малая энциклопедия персоналий / Сост.: Золотько А.К., С.А. Кондратюк, Харьков «Торсинг», 2001 г., с. 243-244.

 

«Древнееврейское имя Mika'el означает равный Богу Яхве. Смысл не шуточный.

«И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое... И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звёзды, во веки, навсегда» (Даниил, 12:1, 3). […]

Михаилу Фёдоровичу Романову было 16 лет, когда его избрали царём. Было это в феврале 1613 года. До этого дня более десяти лет гуляла по русской земле смута.

До Михаила был ещё один выборный царь, Василий Шуйский. Но правил он неудачно и недолго. Русские люди считали, что он занял московский престол несправедливо. Выборы были поспешными и, говоря языком современным, частично фальсифицированными (а это до добра почти никогда не доводит). Не вся русская земля через своих выборных представителей определила Василия на царство. Прокричали его царём и посадили на трон «благоприятели его и нахлебники в Москве»,  тогда как провинциальные города и веси толком высказаться не успели. Оттого-то Шуйский чувствовал себя неуверенно, через несколько лет был низложен, а позже убит.

После низложения Василия Шуйского, после поднятия на копья Лжедмитрия II («Тушинского вора»), после изгнания поляков из Москвы не только выборные люди, но и служивые, и земские, и казаки составили длинную череду челобитных, в которых называлось лишь одно имя будущего русского царя - Михаила Романова. Получалось, что вся русская земля хочет видеть царём этого юношу. Старинную семью бояр Романовых на Руси любили издавна, а отца Михаила, умного и волевого ростовского митрополита Филарета (Фёдора) уважали необыкновенно. Его, собственно, и выбрали бы царём, если бы не духовный сан (но это ещё куда ни шло) и если бы он был в Москве. Но митрополит Филарет был в то время в плену у польского короля Сигизмунда, осадившего Смоленск и пытавшегося посадить на московский престол своего сына Владислава. Филарет поехал к королю с посольством и был последним задержан. На много лет.

Но русские войска под водительством князя Пожарского и старосты Минина к тому времени польский гарнизон из Москвы медленно, но верно выдавили (поляки сидели в Москве со времён Шуйского). Владиславу не на кого было опереться, а русские люди не хотели царя-католика. Дело в том, что некоторое время назад часть бояр избрала польского королевича русским царём, но условием было принятие последним православия. Владислав отказался и рассчитывал занять трон силой. Не вышло.

Когда же 21 февраля 1613 года на Красную площадь при скоплении народа вышли знаменитые люди - боярин Василий Петрович Морозов, рязанский архиепископ Феодорит и келарь Авраамий Палицын с намерением спросить, хочет ли народ увидеть на троне юного Романова, им и рта не дали раскрыть. Площадь в едином порыве закричала, что Михаил Фёдорович Романов будет царь-государь Московскому государству и всей Русской державе. «Сё быть по смотрению Всевышнего Бога!» - сказал на это келарь Авраамий.

Спустя несколько лет в Москву из плена вернулся Романов-старший и принял деятельное участие в управлении страной. Фактически он правил за сына довольно продолжительное время, до 1633 года.

И это было успешное для Руси время. Сам же царь Михаил был человеком скромным, особыми талантами да и крепким здоровьем похвастать не мог. Но у него хватило ума после смерти отца доверить управление государством боярам, да не болтунам, а людям деятельным и смекалистым. Умер первый Романов в 1645 году, не дожив одного года до пятидесятилетия».

Кацура А.В., В погоне за былым листом, М., «Радуга», 2000 г., с. 242-244.

 

Михаил Фёдорович Романов умер 1645 году в Москве и погребён в Архангельском соборе Кремля.

 

По легенде, в 1613 году, когда юный Михаил был с матерью в Ипатьевском монастыре, но уже был избран на престол, отряд поляков отправился в монастырь убить нового царя, но по дороге был заведён Иваном Сусаниным в дремучий лес…

vikent.ru

МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Михаил Фёдорович Романов.

Русский царь, первый из династии Романовых.

Родился, как считает большинство историков, исходя из возраста на момент кончины и празднования его именин в день память преподобного Михаила Малеина, 12 (22) июля 1596 года. Некоторые ученые предлагают другие даты не только числа и месяца, но и года рождения, например, 1598. Избран на царство 21 февраля (3 марта) 1613 года. Умер в ночь на с 12 на 13 (22-23) июля 1645 года в Москве.

Родословная

Принадлежал к знатной московской семье потомков Андрея Ивановича Кобылы, служившего в XIV веке великому князю Симеону Гордому. По прозвищам и именам своих известных представителей в разное время эта семья называлась Кошкиными, Захарьиными, Юрьевыми. В конце XVI века за ней утвердилось родовое прозвище Романовых по имени прадеда будущего царя - Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина (ум. 1543).

Отец – боярин Фёдор Никитич Романов, впоследствии патриарх Филарет (1554 или 1555 – 1633). Мать Ксения Ивановна, после пострижения – инокиня Марфа (1560 – 1631), происходила из богатого дворянского рода Шестовых, бывшего в родстве со знатными московскими семьями Морозовых, Салтыковых, Шеиных. Их четыре сына, кроме Михаила, умерли во младенчестве, а старшая дочь Татьяна (в замужестве княгиня Катырева-Ростовская), скончалась также молодой в 1611 году.

Детство, юность

Являлся двоюродным племянником царя Фёдора Иоанновича, мать которого - Анастасия Романова (1530 или 1532 – 1560) - была первой женой Ивана IV Грозного и приходилась родной или сводной сестрой деду Михаила - боярину Никите Романовичу Юрьеву (ок. 1522 – 1585 или 1586). Не совсем близкое родство, тем не менее, служило основанием для претензий Романовых на трон после царя Фёдора, умершего бездетным в 1598 году, что вызывало опасения у занявшего престол Бориса Годунова. Как и другие члены рода, родители Михаила были отправлены в ссылку (1601) и пострижены в монахи, что лишило их права на царский венец. Мальчик остался на попечении тетки Марфы Никитичны, княгини Черкасской, жил в стесненных условиях сначала на Белоозере, затем в своей вотчине Клины под г. Юрьевом-Польским. В 1605 году после прихода к власти Лжедимитрий I вернул своих «родственников» Романовых из ссылки, Филарет стал ростовским митрополитом. В царствование Василия Шуйского Михаил десяти лет от роду был записан в 1606/1607 году в службу в чине спальника, которую по малолетству нес, согласно обычаю, при отце. В октябре 1608 года Ростов был захвачен войсками Лжедмитрия II, а митрополит Филарет увезен «неволею» в ставку самозванца Тушино под Москвой, где был наречен патриархом в противовес Ермогену, поставленному на патриаршую  должность при поддержке Василия Шуйского. После свержения этого царя в 1610 году Филарет был отправлен на переговоры по поводу приглашения на русский престол польского королевича Владислава. Не согласившись на условия польской стороны, Филарет был арестован по приказу короля Сигизмунда III и находился в плену до 1619 года. Его жена и сын Михаил пребывали в Москве все время польской оккупации столицы и смогли покинуть её только после освобождения войсками народного ополчения в октябре 1612 года.

Поездка в родовую Домнинскую вотчину под Костромой, доставшуюся в приданное матери, и дальнейшее пребывание в Костромском крае зимой 1612-1613 годов стали самой драматической и судьбоносной страницей в биографии Михаила Романова. Для женщины, оставшейся с сыном-подростком без защиты мужа, попытка укрыться в дальней волости среди заволжских лесов выглядела вполне естественной в условиях разрушенного правопорядка и повсеместных разбоев. Однако расчеты на безопасность не оправдались, и на Домнино с окрестностями было совершенно нападение польско-литовским отрядом, разыскивавшим Михаила Романова, который считался одним из претендентов на русский престол. Староста этой вотчины Иван Сусанин ценой собственной жизни помог своему юному хозяину скрыться, направив врагов по ложному пути и приняв от них мученическую смерть.

Избрание на царство

После нападения на романовскую вотчину Михаил Федорович с матерью обосновались то ли в своем «осадном дворе», который семья имела в Костроме, то ли в Ипатьевском монастыре под городом. Большинство историков и краеведов поддерживает вариант с пребыванием в монастыре, хотя выбор такого убежища кажется неожиданным, поскольку эта обитель поднялась и процвела под покровительством их старинного врага Бориса Годунова. В любом случае именно в монастыре Романовы получили известие о решении Земского собора 21 февраля 1613 года. На нём Михаил Фёдорович был избран новым русским царем. 2 марта делегация из Москвы отправилась в Кострому добиваться согласия Михаила на принятие монаршего венца, поскольку выборы происходили без личного присутствия претендента на престол, его родителей и представителей. Получение этого согласия было делом далеко не формальным. Юному Романову и его окружению, состоявшему в основном из женщин, следовало всё тщательно взвесить, в том числе решить, не приведет ли принятие царского венца к расправе над остававшимся в польском плену отцом. Было также не ясно, достаточно ли сил у новой власти обеспечить безопасность Михаилу и его близким, ведь четыре предыдущих правителя и претендента на престол (Фёдор Годунов, Василий Шуйский, Лжедмитрий I и Лжедмитрий II) оказались убитыми или умершими под арестом. После шести часов колебаний и переговоров 14 марта соборное посольство через увещевания духовных лиц получило согласие как матери, так и сына занять трон.

В историографии высказываются разные суждения о причинах выбора, сделанного Земским собором в 1613 году. Разные исследователи отводят ведущую роль в избрании то боярам, то дворянству, то  казачеству. Однако надо иметь в виду достигнутый на Соборе полный консенсус собравшихся представителей всех сословий. С церковной точки зрения в этом видится божественное предопределение, с рациональной – сочетание нескольких причин. Это избрание довершало воссоздание государственности после изгнания интервентов из столицы, встретив поддержку не только участников Собора, но и основной массы населения страны, хотя внутреннее нестроение в России и иностранное вмешательство на этом еще не закончились. Легитимация верховной власти четко обозначила перевес сил, боровшихся за национальную независимость, правопорядок, нормальные условия существования и хозяйственной жизни. Михаил Федорович, совсем молодой человек, который совершенно не участвовал до того в государственной деятельности, в сложившихся условиях оказался единственно возможной кандидатурой, которая смогла объединить различные слои и группировки, вовлеченные в Смуту и представленные на Земском соборе. Молодость и отсутствие опыта административного и военного служения не рассматривались как препятствие к избранию на трон. Они давали даже определенные преимущества, поскольку никто не мог сказать, что он служил в одном чине с будущим царем, или тем паче, что тот был у кого-нибудь из подданных под началом. Михаил не был сторонником ни одного из неудавшихся и утерявших престиж  претендентов на трон, но и не боролся против кого-либо из них, что испугало бы их прежних сторонников. Все противоборствующие группировки могли питать надежду на то, что они смогут влиять на юного и неискушенного правителя, это тоже способствовало достижению компромисса. Народ надеялся, что молодой царь станет фундаментом, на котором предстоит воссоздать государство. Для русских людей того времени без избрания царя не было державы, начатое дело национального освобождения и возрождения представлялось незавершенным, собранные с трудом силы нации были бы истрачены втуне. Незапятнанный кровью, не замешанный в интригах, не причастный к братоубийству Смуты юный и богобоязненный царь – таким представал облик Михаила Романова перед измученной, но возрождающейся страной. Выехав с крестным ходом из Костромы 19 марта, новый царь по последнему санному пути 21 марта прибыл в Ярославль, где ожидал конца весенней распутицы. С 16 апреля по 2 мая 1613 года царский поезд проехал через Ростов, Переславль-Залесский, Троице-Сергиев монастырь до Москвы. В ходе этого путешествия царь успел создать верный круг правительственных лиц, установить необходимые отношения с Собором, боярами, другими органами власти. Быстрому прибытию в столицу мешали также разорение государственной казны, плачевное состояние дворцовых построек и запасов, разбои на дорогах, неопределенность в деле борьбы с внешней угрозой. Однако, несмотря ни на что, 11 (21) июля состоялось венчание Михаила на царство в Успенском соборе Московского кремля. Переходный период передачи власти новому царю заканчивался.

Правление (1613-1645)

В исторической науке бытует предание, согласно которому власть царя Михаила изначально была ограничена особым соглашением между царем и боярством, а возможно и земством. Полагают, что за кулисами земского собора состоялась негласная сделка, направленная к обеспечению личной безопасности бояр от царского произвола. Никаких документальных материалов, отражающих наличие данного соглашения, не существует. Возможно, такая сделка была заключена в устной форме. Выдвигаются различные предположения о том, какие ограничения накладывались на власть царя. Есть мнение, что права нового монарха не распространялись на решение вопросов войны и мира, распоряжение вотчинами, введение новых налогов. Есть также предположение, что всё это были самоограничения, взятые Михаилом на себя добровольно из нравственных и религиозных побуждений. Однако даже если эти ограничения первоначально существовали, они не помешали первому царю из Романовых принять титул самодержца и постепенно привести свою власть в соответствие с ним. На правление первого Романова оказали влияние последствия Смуты и интервенции. С одной стороны, они тяжело отразились на состоянии экономики, войска и государственного управления. С другой стороны, преодоление негативных факторов способствовало консолидации общества, служило началом формирования политической нации в России. Вопреки иногда высказываемым представлениям о безвольном и зависимом правителе Михаил демонстрировал четкое понимание собственных прав и обязанностей. Обращаясь к боярам, требуя помощи в пополнении государственной казны или пытаясь прекратить беспорядки в стране, он напоминал Земскому собору о том, что сам не напрашивался в цари, но требует соответствующего отношения к своему званию. Управлять страной в годы после Смутного времени в одиночку было невозможно. В правление Михаила Романова многие решения принимались коллегиально. Большое влияние на сына оказывал Филарет, возведенный после возвращения из плена уже официально в сан патриарха с титулом «великого государя». Однако и сам царь заметно влиял на политику страны. Так, при его участии формировалось правительство, которое состояло из ближайших товарищей или родственников монарха: Ф.И. Шереметьева, Б.М. Лыкова-Оболенского, И.Ф. Троекурова, И.М. Катырева-Ростовского. В 1613 году был создан приказ Большого дворца, ставший важным государственным учреждением и укрепивший позиции царя. Важным мероприятием Михаила было введение воеводского правления, которое позволило снизить злоупотребления на местах и централизовать управление. Правительство Михаила проводило и другие реформы, нацеленные на укрепление порядка и дисциплины в стране. Был издан указ, вводивший в качестве наказания за «бесчестие» высокий денежный штраф. Запрещалось курение, часто становившееся причиной пожаров. Восстановление системы государственных финансов и налоговых сборов шло в основном по пути введения государственной монополии на целый ряд товаров, расширения системы откупов, взыскания таможенных и торговых пошлин. Хотя после Смутного времени в российском обществе снова оказались востребованными древний идеал «тишины» и стремление к устойчивому миропорядку, но на деле Михаил Романов и его правительство под знаменем верности «старине» запустили механизм модернизационных изменений, который станет характерным для всего правления Романовых. Как всегда, это было особенно заметно в военном деле. Так, при первом Романове в России стали набирать полки из иностранцев, появились новые войсковые части, выученные «иностранному строю», в частности, конные рейтары и драгуны. В 1632 году Андрей Виниус с разрешения царя основал первые чугуноплавильные, железоделательные и оружейные заводы близ Тулы. Главным результатом в области внешней политики стало прекращение войн со Швецией (1617 год – Столбовский мир) и Речью Посполитой (1618 год – Деулинское перемирие, 1634 год – Поляновский мир). Несмотря на территориальные потери Балтийского побережья, Смоленской и Черниговской земель, Россия добилась устранения династических проблем и поводов для иностранного вмешательства в свои дела. Она восстановила свой государственный престиж в отношениях со странами Европы. В отношениях с Турцией главной проблемой стал захват казаками крепости Азов в 1637 году и их предложение отдать её под власть русского царя. Несмотря на желание закрепиться у морских берегов, царь и Земский собор не смогли найти средств на ведение войны за Азов, и крепость была в 1642 году возвращена туркам. В 1614 году была предотвращена попытка втянуть в антироссийские действия Персию. Благодаря своевременному разгрому на Нижней Волге и Яике выступления Ивана Заруцкого и Марины Мнишек, жены обоих известных самозванцев Лжедмитриев, был устранен повод для вмешательства восточных держав в русскую Смуту и подавлен один из последних опасных её очагов. Заруцкий и малолетний сын Марины были казнены, а сама она умерла или была тайно убита в заключении. Защита южных рубежей от набегов крымских татар и других кочевников, охрана торговых путей привела к строительству городов-крепостей Пензы, Симбирска, Козлова, Верхнего и Нижнего Ломова, Тамбова и других, а также к восстановлению разрешенных в годы Смуты (Саратова, Царицына и проч.).

Личная жизнь

Семейная жизнь Михаила налаживалась непросто. В 1616 году, когда ему исполнилось двадцать лет, собрали, по обычаю, девиц из боярских и дворянских фамилий, чтобы царь мог выбрать себе невесту. Выбор царя пал на небогатую дворянку Марию Ивановну Хлопову. Однако мать и приближенные воспротивились браку и расстроили его, хотя Михаил очень привязался к невесте. Закончились неудачей сватовства к датской и шведской принцессам. Мать нашла сыну новую родовитую невесту – княжну Марию Владимировну Долгорукую. Свадьба состоялась 18 сентября 1624 году, но через несколько дней молодая царица заболела и через пять месяцев скончалась. Через год устроили новые смотрины. Никто из приехавших невест царю не понравился, но он обратил внимание на состоявшую наперсницей при дочери Григория Волконского племянницу того Евдокию Лукьяновну Стрешневу, происходившую из небогатой дворянской семьи. Попытки отговорить царя на этот раз оказались безуспешными, он настоял на своем выборе, родители дали благословение и 5 февраля 1626 года состоялась свадьба. В этом браке родились три сына и семь дочерей, из которых выжил один мальчик – будущий царь Алексей Михайлович и три его сестры Ирина, Анна и Татьяна. Из последних ни одна не вышла замуж, хотя Ирина Михайловна (1627-1679) была помолвлена с сыном датского короля Вольдемаром, но тот отказался принимать православие, а потому брак не состоялся.

Как и других русских царей, Михаила Федоровича после смерти погребли в Архангельском соборе  Московского Кремля.

w.histrf.ru

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -

Русская Православная Церковь

  • 14 Сентябрь 2018

    16 сентября, Воскресенье, после Литургии, в трапезной храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах пройдут лекции в Воскресной школе для взрослых.  В 11.30 лекция по предмету "Священное Писание":  " Иосиф и его братья ".  В 12.30 лекция по предмету "Христианская философия":  Что есть Прекрасное? Ведущий - Аркадий Малер, преподаватель философии философского факультета ГАУГН и Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе, член Синодальной Библейско-богословской комиссии.

  • 06 Сентябрь 2018

    9 сентября, Воскресенье, после Литургии, в трапезной храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах пройдут лекции в Воскресной школе для взрослых.  В 11.30 лекция по предмету "Священное Писание":  " Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль ".  В 12.30 лекция по предмету "Христианская философия":  Что есть Благо? Ведущий - Аркадий Малер, преподаватель философии философского факультета ГАУГН и Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе, член Синодальной Библейско-богословской комиссии. Вход свободный.

  • Все новости

hram-troicy.prihod.ru

Михаил Федорович Романов | Журнал | RETROBAZAR

05, Февраль 2012 23:45 | 11 фото | просмотров 48204

Михаил Федорович Романов - первый русский царь (1613 - 1645) из династии Романовых. Он находился ближе всех по родству с прежними русскими царями: внучатый племянник Анастасии Романовны Захарьиной, первой жены Ивана Грозного.

БиографияМихаил Фёдорович Романов родился (12) 22 июля 1596 года. Род Романовых принадлежит к числу древних семей московского боярства. Его приход к власти положил конец долгому периоду смуты. Но прежде чем это произошло, Михаил и его семья пережили немало бед. Сын боярина Федора Никитича Романова . С 1601 г., после насильственного пострижения родителей, жил при тетке Марфе Николаевне Черкасской, в 1605 - 1608 годы - с матерью и отцом (тогда Ростовским митрополитом), затем с матерью в Москве, откуда, освобожденный из польского плена в ноябре 1612 г., переехал в Кострому. Их семья подвергалась преследованиям со стороны поляков, у которых тоже были виды на Российский престол.

После смерти отцаПосле смерти Филарета (1633) Михаил Федорович стал править самостоятельно, опираясь на узкий круг доверенных лиц-свойственников, в руках которых было сосредоточено руководство главными приказами (князь И. Б. Черкасский, боярин Ф. И. Шереметев). Готовясь к войне с Речью Посполитой, патриарх Филарет надеялся заключить военный союз с шведским королем Густавом II Адольфом. Одновременно создавались обученные и вооруженные на европейский манер полки нового строя. Однако, начавшаяся еще при жизни Филарета, Смоленская война 1632-1634 закончилась позорной капитуляцией русской армии под командованием воеводы боярина М. Б. Шеина новому польскому королю Владиславу IV Вазе. Военный союз со Швецией не состоялся, а сама идея войны с Польшей была непопулярна в обществе. В июне 1634 был заключен Поляновский мир и прежняя граница была объявлена «вечной», а король Владислав IV отказался от своих прав на русский престол. Во время Смоленской войны на южные и даже центральные уезды страны обрушились волны набегов крымцев. Со второй половины 1630-х гг. правительство приступило к восстановлению и строительству новых укрепленных линий — засечных черт. В немногих дошедших источниках Михаил Федорович предстает как благодушный, глубоко религиозный человек, склонный к богомольным походам по монастырям. Любимое его занятие — охота, «звериные ловли». Государственная деятельность его была ограничена слабым здоровьем.

Избрание на царство13 марта 1613 года послы от Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом Рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым прибыли в Кострому; 14 марта они были приняты в Ипатьевском монастыре с решением Земского собора об избрании Михаила Фёдоровича на московский престол. Инокиня Марфа была в отчаянии, она слёзно умоляла сына не принимать столь тяжкое бремя. Михаил и сам долго колебался, но после обращения к матери и Михаилу рязанского архиепископа Феодорита Марфа дала своё согласие на возведение её сына на престол. Через несколько дней Михаил выехал в Москву. Мать благословила его на царство Феодоровской иконой Божией Матери, и с этого момента икона стала одной из святынь дома Романовых. Прибыв в Москву, он отправился через Красную площадь в Кремль. У Спасских ворот его встречали крестным ходом с главными государственными и церковными реликвиями. Затем он молился у гробниц русских царей в Архангельском соборе и у святынь первопрестольного Успенского собора.11 июня 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых. Но царь Михаил Фёдорович был молод и неопытен, и до 1619 года страной правили великая старица Марфа и её родня. 

Внешняя политикаБорьба со шведами шла с переменным успехом. Если наступление их в Новгородской земле и на Карельском перешейке было удачным, то под Псковом, Тихвином, в Заонежье и Южном Беломорье они потерпели поражение. В феврале 1617 удалось заключить Столбовский мир со Швецией, согласно которому в обмен на Новгород и ряд других городов и уездов русская сторона уступала Швеции Ижорскую землю и город Корела. Сложнее оказалось достигнуть мира с Речью Посполитой. Слабые попытки Михаила Федоровича вернуть в 1615 году Смоленск, польские войска под номинальным командованием королевича Владислава перешли в 1617-1618 годах в наступление. Однако взять столицу приступом им не удалось. Будучи ограниченным в средствах и связанным сеймом обещанием прекратить военные действия в 1618 году, Сигизмунд III Ваза согласился на переговоры. В декабре 1618 было заключено Деулинское перемирие с Сигизмундом III сроком на 14,5 лет. Его условия были крайне тяжелыми для Русского государства: оно уступало Речи Посполитой смоленские, черниговские, новгород-северские земли с 29 городами.

Внутренняя политикаВнутренняя политика Михаила Федоровича Романова была более обширной и успешной, нежели внешняя, хотя, конечно, на международном уровне Россия кое чего добилась. Главной внутриполитической проблемой Михаила Федоровича были ни как не успокоившиеся после «смуты» самозванцы. В 1614 году, в Москве были казнены Марина Мнишек и её сын Воренок, скрывавшиеся до этого в Нижнем Поволжье. В 1619 году, из польского плена возвращается отец Михаила Федоровича митрополит Филарет. Филарет посчитал, что приоритет во внутренней политики государства надо поставить в сторону укрепления принципов самодержавия. Связи с этим крупные угодия передавались во владения светским и церковным землевладельцам, дворянство за службу получало в награду земли и привилегии,  шел процесс закрепления крестьян за их владельцами, путем увеличения срока их сыска, расширялся состав боярской думы. Но круг лиц имеющих реальную власть сузился, резко увеличивается число приказов. С целью повышения авторитета центральной власти были введены новые государственные печати, а так же появился новый титул «самодержавец». После поражения русских войск под Смоленском в 1634 году, Михаил Федорович проводит военную реформу. Начинается формирование кавалерийских пехотных соединений по западному образцу. Части вооружались новым, современным оружием, и действовали по новым тактическим схемам. В Москве увеличилось число иностранцев и Михаил Федорович активно приглашал их на русскую службу.

Брачные планыВ 1616 году царю Михаилу исполнилось двадцать лет. Царица-инокиня Марфа, в согласии с боярами, решилась устроить смотрины невест. Девушки съезжались в Москву на смотрины, но мать заранее выбрала сыну девушку из знатной боярской семьи. Михаил, однако, спутал её планы: молодой царь остановился перед боярышней Марией Хлоповой. Царскую невесту поселили во дворце и даже нарекли новым именем Анастасия (в память о первой жене Ивана Грозного). Но внезапно девушка заболела, в течение нескольких дней у неё была частая рвота. Осмотревшие её придворные доктора (Валентин Бильс и лекарь Балсырь) выдали заключение:"Плоду и чадородию от того порухи не бывает". Инокиня Марфа потребовала, чтобы Марию удалили. Марию вместе с бабкой, тёткой и двумя дядями Желябужскими, разлучив с родителями, отправили в ссылку в Тобольск. Но Михаил Фёдорович продолжал получать известия о здоровье бывшей невесты.С возвращением отца Михаила, митрополита Филарета, влияние матери на Михаила заметно уменьшилось. Филарет не согласился с женой и осудил сына за малодушное поведение. Невесту и её родственников перевели в Верхотурье, а через год — в Нижний Новгород. Но Филарет не настаивал на браке с бывшей невестой. Принимая во внимание печальное состояние государства, патриарх решил сосватать Михаилу литовскую королевну, но тот отказался. Тогда отец предложил посвататься к Доротее-Августе, племяннице датского короля Христиана.В начале 1623 года было отправлено посольство к шведскому королю сватать его родственницу, княжну Екатерину. Но она не захотела креститься в православную веру.После неудач при иностранных дворах Михаил Фёдорович вновь вспомнил о Марии. Инокиня Марфа вновь обвинила девушку в болезни. По приказу патриарха Филарета было проведено дознание: допрошены родители Марии, врачи, лечившие её. Врачи Бильс и Балсырь были отправлены в Нижний Новгород, чтобы вновь осмотреть невесту. Они пришли к единому мнению: «Марья Хлопова во всём здорова». Царь вновь собирался жениться на выбранной девушке. Но инокиня Марфа пригрозила сыну: «Если Хлопова будет царицей, не останусь я в царстве твоём». Через неделю Иван Хлопов получил царскую грамоту: «Мы дочь твою Марью взять за себя не изволим».Настояв на своём, инокиня Марфа нашла Михаилу Фёдоровичу новую невесту — родовитую княжну Марию Владимировну Долгорукую из древнего рода потомков черниговских князей — Рюриковичей. Свадьба состоялась 18 сентября 1624 года в Москве. Но через несколько дней молодая царица заболела и через пять месяцев умерла. Летопись называет смерть Марии Божьей Карой за оскорбление ни в чём не повинной Хлоповой.В 1626 году царю Михаилу Романову шёл тридцатый год и был он бездетный вдовец. Для новых смотрин привезли 60 красавиц из знатных семей. Но приглянулась ему одна из прислужниц — дочь можайского дворянина Евдокия Стрешнева, дальняя родственница боярышни, приехавшей на смотрины. Скромная свадьба состоялась 5 февраля 1626 года в Москве. Молодых обвенчал сам патриарх Филарет, отец жениха. Причём, царь ввел Евдокию в кремлёвские палаты всего за три дня до объявления венчания, боясь, как бы враги не испортили девушку. До того отец и братья сами стерегли её дома. Евдокия отказалась менять имя на Анастасию, объяснив, что ни Анастасии Романовне, ни Марии Хлоповой «имя это счастья не прибавило». Она далека была от борьбы политических «партий» при дворе и интриг. Семейная жизнь Михаила Фёдоровича оказалась счастливой.

ДетиВ браке Михаила Фёдоровича и Евдокии Лукьяновны родились:Ирина Михайловна (22 апреля 1627 — 8 апреля 1679)Пелагея Михайловна (1628—1629) — умерла в младенчествеАлексей Михайлович (19 марта 1629 — 29 января 1676) — русский царьАнна Михайловна (14 июля 1630 — 27 октября 1692)Марфа Михайловна (1631—1632) — умерла в младенчествеИоанн Михайлович (2 (12) июня 1633—10 (20) января 1639) — умер в 5 летСофья Михайловна (1634—1636) — умерла в младенчествеТатьяна Михайловна (5 января 1636, Москва — 24 августа 1706, Москва)Евдокия Михайловна (1637) — умерла в младенчествеВасилий Михайлович (25 марта 1639 - 25 марта 1639) — младший сын; погребён в Архангельском соборе Москвы.

Итоги правления Михаила Федоровича РомановаЗаключение «вечного мира» со Швецией (Столбовский мир 1617 г.). Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до начала Северной войны 1700—1721 г. Несмотря на потерю выхода к Балтийскому морю, возвращены большие территории, ранее завоёванные Швецией. Деулинское перемирие (1618 г.), а затем «вечный мир» с Польшей (Поляновский мир 1634 г.). Польский король отказался от претензий на русский престол. Установление прочной централизованной власти на всей территории страны посредством назначения воевод и старост на местах. Преодоление тяжелейших последствий Смутного времени, восстановление нормального хозяйства и торговли. Присоединения к России нижнего Урала (Яицкие казаки), Прибайкалья, Якутии и Чукотки, выход к Тихому океану. Реорганизация армии (1631—1634 г.). Создание полков «нового строя»: рейтарского, драгунского, солдатского.Основание первого железоделательного завода под Тулой (1632 г.).Основание Немецкой слободы в Москве — поселения иностранных инженеров и военных специалистов. Менее чем через 100 лет многие жители «Кукуя» сыграют ключевую роль в реформах Петра I Великого.

auction.retrobazar.com

Биография царя Михаила Федоровича Романова

14:4328.01.2013

(обновлено: 10:56 31.01.2013)

7763010424

Михаил Федорович Романов, первый русский царь из династии Романовых, родился 22 июля (12 июля по старому стилю) 1596 года в Москве.

Первый русский царь из династии Романовых — Михаил Федорович Романов родился 22 июля (12 июля по старому стилю) 1596 года в Москве.

Его отец — Федор Никитич Романов, митрополит (позднее — патриарх Филарет), мать — Ксения Ивановна Шестова (позднее — инокиня Марфа). Михаил приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Федору Ивановичу.

В 1601 году вместе с родителями подвергся опале Бориса Годунова. Жил в ссылке. С 1605 года вернулся в Москву, где попал в плен к полякам, захватившим Кремль. В 1612 году, освобожденный ополчением Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, уехал в Кострому.

3 марта (21 февраля по старому стилю) 1613 года Земский собор избрал Михаила Романовича на царствование.

23 марта (13 марта по старому стилю) 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол.

Поляки пытались помешать новому царю прибыть в Москву. Небольшой отряд отправился убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин, согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес.

21 июня (11 июня по старому стилю) 1613 года Михаил Федорович в Москве венчался на царство в Успенском соборе Кремля.

В первые годы царствования Михаила (1613-1619) реальная власть находилась у его матери, а также у ее родни из бояр Салтыковых. С 1619 года по 1633 год страной правил вернувшийся из польского плена отец царя — патриарх Филарет. При существующем на то время двоевластии государственные грамоты писались от имени Государя Царя и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

В царствование Михаила Федоровича Романова были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир, 1617 год) и Речью Посполитой (Деулинское перемирие, 1618 год, позже — Поляновский мир, 1634 год). 

Преодоление последствий Смуты требовало централизации власти. На местах выросла система воеводского управления, была восстановлена и получила развитие приказная система. С 1620-х годов деятельность Земских соборов была ограничена совещательными функциями. Они собирались по инициативе правительства для решения вопросов, требовавших одобрения сословий: о войне и мире, о введении экстраординарных налогов. 

В 1630-е годы началось создание регулярных воинских частей (полков рейтарского, драгунского, солдатского), рядовой состав которых составляли "охочие вольные люди" и беспоместные дети боярские, офицерами были иноземные военные специалисты. Под конец царствования Михаила возникли кавалерийские драгунские полки для охраны границ.

Также правительство приступило к восстановлению и строительству оборонительных линий — засечных черт. 

При Михаиле Федоровиче были установлены дипломатические отношения с Голландией, Австрией, Данией, Турцией, Персией.

В 1637 году срок поимки беглых крестьян был увеличен с пяти до девяти лет. В 1641 году к нему прибавили еще год. Крестьян, вывезенных другими владельцами, разрешалось искать до 15 лет. Это свидетельствовало о нарастании крепостнических тенденций в законодательстве о земле и крестьянах.

Москва при Михаиле Федоровиче была восстановлена от последствий интервенции. 

В Кремле в 1624 году воздвигнута Филаретовская звонница. В 1624-1525 годах над Фроловской (ныне Спасской) башней был сооружен каменный шатер и установлены новые часы с боем (1621). 

В 1626 году (после опустошительного пожара в Москве) Михаил Федорович издал ряд указов о назначении лиц, обязанных восстановить строения в городе. В Кремле были восстановлены все царские дворцы, в Китай-городе построены новые торговые лавки.

В 1632 году в Москве появилось предприятие по обучению бархатному и камчатному делу — Бархатный двор (в середине XVII века его помещения служили складом оружия). Центром текстильного производства стала Кадашевская слобода с государевым Хамовным двором. 

В 1633 году в Свибловой башне Кремля были установлены машины для подачи воды из Москвы-реки в Кремль (отсюда ее современное наименование — Водовзводная). 

В 1635-1937 годах на месте парадных покоев XVI века для Михаила Федоровича был выстроен Теремной дворец, заново расписаны все кремлевские соборы, в том числе Успенский (1642), церковь Ризоположения (1644). 

В 1642 году началось строительство собора Двенадцати Апостолов в Кремле. 

23 июля (13 июля по старому стилю) 1645 года Михаил Федорович скончался от водяной болезни. Погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Первая жена — Мария Владимировна Долгорукова. Брак оказался бездетным. 

Вторая жена — Евдокия Лукьяновна Стрешнева. Брак принес Михаилу Федоровичу семерых дочерей (Ирину, Пелагею, Анну, Марфу, Софью, Татьяну, Евдокию) и трех сыновей (Алексея, Ивана, Василия). Не все дети дожили даже до отрочества. Особенно тяжело пережили родители смерть в один год сыновей Ивана и Василия.

Наследником престола стал Алексей Михайлович Романов (1629-1676, царствовал 1645-1676).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru