Пелевин. Шлем ужаса. Отрывок. Смысл пелевин шлем ужаса


Разъяснения к роману Пелевина "Шлем ужаса"

Поскольку многие жалуются, что не поняли замысла Виктора Олеговича, и кто же был Минотавром, я решил взять на себя смелость донести до общественности замысел автора и объяснить концовку романа.

Согласно мифу, ежегодно семь юношей и семь девушек из Афин посылались на Крит в качестве жертвы. Рога Минотавра, помимо всего прочего, еще и символ супружеской неверности. Следовательно, Минотавру изменила или жена или невеста. Жены у него нет, а девушки, обязательно невинные, должны стать невестами Минотавра. Значит изменницу надо искать среди семи девушек. По Пелевину среди этих девушек оказывается и Ариадна, которой богиня Венера внушила любовь к Тесею, желая помочь тому выбраться из лабиринта. Следовательно, Ариадна потеряла невинность с Тесеем, наставив таким образом рога Минотавру.

Для реконструкции дальнейших событий воспользуемся несложной математикой. Поскольку план лабиринта неизвестен никому, то вероятность встречи Минотавра и каждого узника равные. Минотавр, критянин по месту рождения, не обучен греческим традициям "мужской дружбы" и юношей он просто съедает. Остаются шесть девиц, Ариадна и Тесей. Рассмотрим возможные варианты.

Вариант А. Минотавр-1 встречает Ариадну первой. Вероятность этого события составляет 1/8.Встретив Ариадну, охочий до девиц Минотавр-1, лишает ту невинности и убегает дальше искать развлечений. Ариадна, поклявшаяся в любви Тесею, тем самым изменяет ему, и наставляет рога Тесею. Тесей, став таким образом Минотавром, чувствует как нить дергается в его руке, решает вернуться к Ариадне и посмотреть не случилось ли чего. Найдя зареванную Ариадну на полу, он по разорванному хитону осознает подлость челоовекозверя, но Минотавра уже и след простыл. Он кидается в погоню. Минотавр-1 же находит одну из девушек, и удовлетворяется с ней, тем самым наставив рога уже Ариадне, и не особо задерживаясь, бежит искать следующую жертву. Найдя ее, Минотавр грубо овладевает ей и, тем самым, наставляет рога предыдущей девице. Получаем, что Минотаврами являются и Тесей, и Ариадна, и сам Минотавр-1, и все девицы, кроме последней.

Вариант В. Минотавр-1 встречает одну из девушек. Вероятность 6/8.Встретив молодую девушку, похотливый Минотавр-1, немедленно принимается ххх ту. Этим своим распутством он изменяет Ариадне, наставляя ей рога, и та становится Минотавром. Однако раз Ариадна - Минотавр, то Тесей ххх ее, никак не мог наставить рога Минотавру-1, ведь думая что он ххх Ариадну, на самом деле он ххх Минотавра. Значит Минотавр-1 не Минотавр. Раз так, то Минотавр-1 снасильничав девушку, никак не мог наставить рога Ариадне-Минотавру. Выходит что и Ариадна не Минотавр. А кто тогда настоящий Минотавр, спросите вы? А никто, нет Минотавра и не было.

Вариант С. Минотавр-1 встречает Тесея. Вероятность 1/8.Тут вроде все как и в мифе, но если вспомнить что Тесей - настоящий грек и весьма падок на мужскую любовь, то ничего удивительного, что перед тем как нанести Минотавру-1 разящий удар, он решает еще и потешить себя диковинкой. Силой взяв растроенного Минотавра-1, Тесей приканчивает зверюгу, и сматывая нить, возвращается к Ариадне. Но дело тут в том, что побаловавшись с Минотавром-1, он наставил рога Ариадне. Таким образом, Ариадна-Минотавр, отдав свой цветок юности Тесею, не изменяла Минотавру-1 и он не является Минотавром. Можно представить себе изумление Тесея, когда он увидит на другом конце нити, сидящую девушку с телом Ариадны и головой быка.

PS. Я намеренно не расматриваю дальнейшие варианты от сношений Минотавра с Минотавром, (например, когда Минотавр-1 насилует Ариадну-Минотавра), так как это сильно усложняет ситуацию. Сие увлекательное занятие я оставлю читателю.

www.ljpoisk.ru

В. пелевин, «Шлем ужаса»

Пожалуй, самая непонятная и замороченная вещь из всего пелевинского творчества, по форме представляющая собой сетевой чат между несколькими людьми, запертыми в таинственном лабиринте в комнатах с компьютерами.

 Участники чата пытаются понять, где они оказались, почему они здесь оказались, какой в этом смысл, что такое смысл, зачем вообще он нужен, этот смысл, в чем разница между смыслом и бессмыслицей, а также что такое лабиринт, где находится лабиринт, почему лабиринт имеет форму лабиринта и может ли лабиринт быть частью самого себя. На самом деле, ни о чем таком герои, конечно, не рассуждают, потому что на самом деле никаких героев нет, а есть лишь черные буковки на белом фоне. А как могут черные буковки друг с другом разговаривать, а?

При чем здесь шлем ужаса? А ни при чем. Ну разве что: шлем ужаса – это то, что носит на голове Минотавр. Почему греческий персонаж вдруг обзавелся скандинавским головным убором, никто не знает, да и какая в сущности разница, ведь и Греция, и Скандинавия – это лишь линии на географической карте, а какие у линии могут быть персонажи, а? К тому же шлем ужаса на самом деле (ну, конечно, настолько, насколько словосочетание «на самом деле» применимо к пелевинскому тексту) представляет собой некую чрезвычайно сложную конструкцию, внутрь которой «с трудом пролезает кулак». Отсюда возникает вопрос: куда девается голова Минотавра, когда он нахлобучивает на нее шлем ужаса? Хотя после того, как выясняется, что и сам Минотавр с надетым на него шлемом содержится внутри одного из элементов шлема ужаса, все сразу становится на свои места (а заодно становится понятно, куда девается голова читателя, взявшего в руки книгу Пелевина).

Пользуясь случаем, Пелевин продолжает гнуть начатую еще в «ДПП(нн)» линию на деконструкцию французских деконструкторов. Чем ему так насолили французы, не очень понятно – наверное тем, что их чтение на нормального человека нагнетает дикую тоску, а читать их все равно приходится – потому что так принято в приличном обществе и потому что человек, не читавший французских деконструкторов – это «темнота некультурная» и быдло. А еще, наверное, за то, что при соответствующем дотировании французские философы и их разноплеменные ученики способны вырабатывать дискурс на любую тему, в любых объемах, любого цвета, вкуса и запаха. И, кстати, не стоит видеть в «дотировании» элементарную страсть к стяжательству денежных знаков, ведь почет и слава то же есть форма дотации (ну а то, что почет и слава легко конвертируются в звонкую монету… ну что тут поделаешь, специфика интеллектуальной жизни).

А потом, раз французы сделали себе имя на тотальном развенчании всего и вся, то применение к ним их же методов суть реализация революционного принципа: «экспроприируй у экспроприаторов». Только в отличие от купцов и фабрикантов французские деконструкторы на экспроприацию в отношении себя ни капельки не обижаются, потому что знают одну простую вещь: какие операции над пустотой не проводи, она все равно останется пустотой. А деконструкция пустоты есть ни что иное как взятие производной от пустоты – операция по сути своей бессмысленная. Хоть ты даже из нее вторую производную возьмешь, хоть третью, хоть тридцать третью, в результате все равно “из ничего не выйдет нечто”. Так что французы последовательно придерживаются принципа “подеконструировал сам, дай подеконструировать другому”.

Вы спросите: а какое отношение имеют французы-деконструкторы к лабиринту, Минотавру и шлему ужаса? Да никакого! Нет, ну при желании их, конечно, можно к этому делу приплести (в конце концов, сами же французские философы четко доказали, что любые две вещи можно связать друг с другом – это всего лишь вопрос дотирования), но такой дискурс, в свою очередь, тоже может послужить источником для деконструкции, и так без конца и без начала, порождая  лабиринт переходящих друг в друга деконструкций.

Все-таки нехороший человек – господин Пелевин. Пишет книги, которые совершенно невозможно комментировать. Либо сбиваешься на прямое цитирование, либо «растекаешься мыслей по древу». Есть, правда, еще крайний вариант – можно Пелевина раскритиковать в пух и прах, обвинить в цинизме, гедонизме и буддизме, но для этого надо относится к Пелевину и его текстам серьезно, а как можно серьезно относится к тексту, в котором несколько чатописателей размазывают по страницам кашу про лабиринты, Минотавров и прочие шлемы ужаса? Пелевин – это просто чемпион писательского айкидо – с какого бока на него не напрыгнешь, тут же под действием собственной инерции полетишь в лужу, а он так и будет стоять спокойненько, и даже не шелохнется. Так что я очень сочувствую тем детям, которые будут в школах будущего писать по Пелевину сочинения. Хотя, с другой стороны, дети в будущем ведь тоже будут не промах. Они просто сядут за клавиатуры и начнут гнать пургу, то есть, простите, дискурс, вроде того, что я сейчас пишу.

Что еще можно сказать по поводу очередной нетленки писателя? Ой, да еще множество всего. Можно проанализировать развитие пелевинского стиля (ведь включение в него языка сетевых «падонков» – новая ступень в авторском развитии!), можно погадать о том, что же все-таки произошло в финале повествования (мой вариант: пришел Тесей и всех прогнал), кто такие карлики, которые сопровождают Минотавра (то ли это Фобос и Деймос, то ли очеловечившиеся вороны Одина), с кем из персонажей ассоциирует себя автор (вариант «да со всеми сразу и с каждым в отдельности» с ходу отвергается как обладающий низкой дотационноспособностью), да мало ли о чем еще можно поговорить. Только что толку? Ведь это ни на секунду не приблизит нас к разгадке лабиринта, содержащегося внутри шлема ужаса. Почему? Да потому что на самом деле никакого шлема ужаса не существует! Правда, загадка лабиринта внутри шлема ужаса от этого факта существовать отнюдь не перестает. Ведь “то, чего нет, может вступать с собой в любые мыслимые и немыслимые взаимоотношения, поскольку этих взаимоотношений все равно не существует нигде, кроме как в шлеме ужаса, которого на самом деле нет”. Добавить к этому совершенно нечего. Кроме одного: пора, по-моему, в сетевой язык добавить новую фразу, выражающую восторг и потрясение “афтар ты пилевин”.

Обупликовано в npj.ru 15.12.2005 г.

olnigami.ru

Шлем ужаса, сюжет, аудиокнига, интересные факты, избранная цитата, другие значения, издания

НазваниеШлем ужаса
Жанрроман повесть пьеса
АвторВиктор Пелевин
Язык оригиналарусский
Отдельное издание2005
ИздательствоОткрытый Мир

«Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре» — произведение современного российского писателя-постмодерниста Виктора Пелевина созданное по заказу британского издательства «Canongate» в рамках международного проекта «Мифы». Роман был издан в 2005 году стотысячным тиражом.

Ещё до выхода печатной версии «Шлема ужаса», в продажу поступила одноименная аудиокнига. Роли главных персонажей озвучили: телеведущая Тина Канделаки, переводчик и актёр озвучки Леонид Володарский, актриса Мария Голубкина, актёр озвучки Алексей Колган, актриса Юлия Рутберг, актёр и телеведущий Николай Фоменко, музыкант Александр Ф. Скляр и другие. Печатное издание незначительно отличается от аудиокниги — персонаж аудиоверсии Sartrik переименован в Sliff_zoSSchitan, и из текста изъяты некоторые его реплики. Вскоре после выхода романа была создана театральная постановка «Shlem.com». Пьеса поставлена московским режиссёром Живиле Монтвилайте по мотивам «Шлема ужаса».

Жанр произведения, написанного в форме интернет-чата, не обозначен в печатном издании. Тем не менее на официальном сайте творчества Виктора Пелевина текст книги опубликован в разделе «Романы», подобное жанровое определение присутствует также в некоторых обзорных статьях посвященных произведению. В некоторых рецензиях и критических обзорах по отношению к тексту используются термины пьеса, драматическая повесть.

Сюжет

Восемь персонажей встречаются в одном очень странном чате. Каждый из них неизвестным образом попал в одну из однотипных комнат с монитором и клавиатурой. Вскоре они понимают, что стали участниками мифа о Тесее и Минотавре. Но ситуация оказывается намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Персонажи:

  • Monstradamus
  • IsoldA
  • Nutscracker
  • Organizm(-:
  • Theseus (TheZeus) (только несколько реплик)
  • Ariadna
  • UGLI 666
  • Romeo-y-Cohiba
  • Sartrik (или Sliff_zoSSchitan)

У каждого из персонажей за дверью есть свой собственный лабиринт. У Монстрадамуса — тупик и заряженный револьвер, у Изольды и Ромео — парк (поэтому они пытаются в нём встретиться), у Щелкунчика — комната с аппаратурой и кассетами, у Организма — заставка maze, у Ариадны — спальня, у UGLI 666 — собор, у Слива — «холодильник синьки»…

Аудиокнига

На две недели раньше бумажного издания книги вышла её аудио-версия в форматах Audio CD и MP3.

Аудиокнига отличается от бумажного варианта набором действующих лиц: из него исключается Sliff_zoSSchitan, которого частично заменяет Sartrik. При этом стереотипные комментарии из реплик персонажа исчезают.

Роли:

  • Monstradamus — Леонид Володарский
  • Isolda — Мария Голубкина
  • Nutscracker — Алексей Колган
  • Organizm(-: — Сергей Фролов
  • Theseus — Рафаэль Сафин
  • Ariadna — Тина Канделаки
  • UGLI 666 — Юлия Рутберг
  • Romeo-y-Cohiba — Николай Фоменко
  • Sartrik — Александр Ф. Скляр

Время звучания: 2:41

Издательство: «Союз»

Дата релиза: октябрь 2005 года

Интересные факты

Сам Виктор Олегович Пелевин так рассказывает о своей работе над книгой:

«Это очень интересный проект издательства: всем участникам было дано задание написать версию какого-нибудь мифа по своему выбору, в любой форме. Я попросил дочку своих знакомых итальянцев выбрать для меня миф, она долго думала, а потом прислала мне мэйл с одним единственным словом Minotaurus…».
  • Слоган книги: «Построю лабиринт, в котором смогу затеряться с теми, кто захочет меня найти, — кто это сказал и о чём?».
  • Произведение Виктора Пелевина «Шлем ужаса» носит подстрочное название «Креатифф о Тесее и Минотавре».
  • На обратной стороне обложки Шлема ужаса находятся следующие фразы, пародирующие «язык падонков» и имитирующие отзывы о книге:
    • Афтар, расбигись и убей сибя апстену! // user Sliff_zoSSchitan
    • Афтар лжжот. Имхо КГ/АМ, прости Господи! // user UGLI 666
    • Нираскрыта тема эпистемологии. Аффтар залезь ф газенваген и выпей йаду! // user Minotaur
    • Смиялсо. Афтар пеши есчо. // user Theseus
    • Ужоснах [показана в виде надписи на стене лабиринта, изображенного на обложке]
  • Персонаж Сартрик, которого постоянно тошнит — по-видимому, отсылка к французскому философу двадцатого века Жану-Полю Сартру, прославившемуся романом «Тошнота.»

Избранная цитата

Фсе сделано изтово, кто смотрет. Потому что издругово это сделать нельзя.

Другие значения

«Шлем ужаса» — рунический защитный знак «эгисхьяльмар» («aegishjalmaг»), знак дракона Фафнира. Символ образован из четырёх сложенных вместе рун альгиз.

Издания

 

Другие популярные книги

Комментарии

www.cultin.ru

Шлем ужаса | Time Out

Правду сказать, это была нечестная игра. Задать Пелевину, у которого сам метод строится на игре в мифологемы, переосмыслить миф - это несколько чересчур.

Правду сказать, это была нечестная игра. Задать Пелевину, у которого сам метод строится на игре в мифологемы, переосмыслить миф - это несколько чересчур. Нетрудно было предположить, что при таком раскладе мифа и метода прием безоговорочно восторжествует. Издательство Canongate, озадачившее передовых писателей из разных стран пересказом архетипических сюжетов, вовлекло Виктора Пелевина в чудесную и убийственную авантюру. "Шлем ужаса" уже назвали и самым красивым, и самым удачным романом Пелевина. Ни в одной, ни в другой оценке не содержится ничего экстремально лестного: в конце концов, пересказ мифа - это уже только отчасти оригинальный роман. Кажется, применительно к "Шлему ужаса" имеет смысл вести речь о самом "типическом" произведении автора. Вещи, в которой метод Пелевина кристаллизовался и переосмыслил сам себя, - недаром в финале персонажи-ники складываются в Минотавра.

В некотором царстве, условном, как ландшафт готического триллера, персонажи просыпаются в одинаковых комнатках с выходом в интернет. Интернет загадочный - некий паук рулит сетью, как хочет, и не отпускает героев дальше, чем положено. Все они обречены тащить нить повествования по одной единственной нити Сети. Да, нить-то начала Ariadna. Ники заданы кем-то потусторонним. Таким образом, эти афинские юноши-девушки обречены не только наполнять их собственным содержанием, но и соответствовать: так, бритый усатый детина, "пыльный мужик" с татуировкой в виде фонтана со знаком $, вынужден отыгрывать Ромео, а некий Slif_zoSSchitan изъясняется исключительно на сетевом арго: "аффтар жжот", "ниипет". Все они помещены в лабиринт с неведомой целью, только лабиринт у каждого свой - у кого-то это выстроенный из фанерок скринсейвер, у кого-то регулярный парк с живыми изгородями, а у кого-то стол, лист бумаги и пистолет с одним патроном.

Ники "чатяцца", выдвигают версии одна фантастичнее другой, договариваются до того, что все вокруг иллюзия, - не слишком оригинальная, притом сквозная для Пелевина тема. Ариадне снятся сны, в которых волшебные карлики объясняют устройство мира в общем и устройство шлема ужаса в частности. Шлем ужаса, который носит Минотавр, он же Астериск, властитель вселенной, - не что иное, как генератор кругового обмана, в числе иллюзий шлем воспроизводит и сам себя. Всю эту научно-мифологическую тарабарщину Пелевин раскручивает мастерски - роман-трип, замешенный на детективе, и читается как детектив. С одной разницей - кто здесь будет убийца, каждый может решить для себя сам; и что касается автора, то здесь тоже могут быть версии. Пелевин так судорожно, поспешно и вместе с тем решительно схлопывает повествование, что понять, "соскочил" ли он вместе с Тесеем или с остальными никами-гранями некоей надличности образовал из Минотавра Мнозавра, которого беспрерывно тошнит, - можно в соответствии с личным для вас образом популярного автора. Одно ясно - после "Шлема ужаса" не может больше быть того Пелевина, которого мы все знали, а кто-то и любил. Минотавр - это Тесей, который смотрит на себя в зеркало и видит Минотавра, поскольку на него, бедного, надет шлем ужаса. Метод Пелевина в "Шлеме" выражен на такой чистой и высокой ноте, что чуть не искрит. А что будет дальше - game over или переход на новый уровень, покажет следующий роман.

www.timeout.ru

Пелевин. Шлем ужаса. Отрывок. / Творчество / Мир Адвайты

[Ariadna] Я помню, что шлем ужаса состоял из нескольких главных деталей и множества вспомогательных. У деталей были странные названия: фронтальный сачок, решетка сейчас, лабиринт-сепаратор, рога изобилия, зеркало Тарковского и так далее. Самой большой деталью была решетка сейчас – фронтальный сачок. Она состояла из двух частей, временами сливающихся в одно целое. Ее внешняя часть, сачок, выглядела как забрало с дырочками, а внутренняя, решетка, делила шлем на верхний и нижний отделы, так что голову, даже самую маленькую, в него уже было не просунуть. Карлик сказал, что решетка сейчас отделяет прошлое от будущего, поэтому то, что мы называем «сейчас», существует именно в ней. Отсюда и название. Прошлое находится в верхней части шлема, а будущее – в нижней.

[Monstradamus] Как-то нелогично. Может быть, наоборот?

[Ariadna] Нет, это я помню точно. Дальше карлик стал объяснять, как работает шлем. Он сказал, что надо понять суть, а потом уже углубляться в подробности. Цикл работы шлема не имеет начала, поэтому объяснять его можно с любой фазы. Итак, сказал он, на твое лицо ложится нежный отблеск летнего дня. Вот так же и фронтальный сачок, нагреваясь под действием падающего на него потока впечатлений, передает тепло на решетку сейчас. Решетка возгоняет хранящееся в верхней части шлема прошлое, которое переходит в туманное состояние и под давлением обстоятельств поднимается в рога изобилия. Рога изобилия выходят изо лба, огибают шлем по сторонам и сплетаются в затылочную косу, которая спускается в основание шлема. Там, под решеткой сейчас, находится область будущего, куда выбрасываются пузыри надежды, возникающие в затылочной косе. Эти пузыри, поднимаясь, лопаются на решетке сейчас, создавая давление обстоятельств, приводящее к тому, что в лабиринте-сепараторе возникает поток впечатлений. А поток впечатлений, в свою очередь, расшибается о фронтальный сачок, нагревая решетку сейчас и возобновляя энергию цикла. Тепло, про которое он говорил, используя слово «нагревать» – это не такое тепло, как бывает от огня, а скорее такое, как бывает от любви. Он сказал, что просто пользуется аналогией с хорошо мне известным, чтобы я могла представить себе происходящее. Точно так же поток впечатлений никуда не течет, а пузыри надежды не совсем пузыри, и так далее.

[Monstradamus] Не могу похвастаться, что все понял.

[Ariadna] Я тоже сперва ничего не поняла, и карлик велел задавать вопросы. Я не знала, с чего начать, потому что все было одинаково непонятно. Последним, о чем он говорил, были пузыри надежды. Я спросила, почему они так называются. Карлик немного смутился и сказал, что это официальное название, парадное, так сказать. На самом деле это совсем не обязательно надежда, чаще это страхи и опасения, подозрения и ненависть, всякие пустяки – любая жвачка, которую тупо и привычно жует… Тут он прервал сам себя, воровато оглянулся и пробормотал, что так говорить не следует. Словом, продолжал он прежним лекторским тоном, с технической точки зрения правильно сказать, что это пузыри прошлого. А пузырями их называют потому, что в любой момент они стремятся заполнить собой весь объем шлема, не давая появиться там ничему другому и не оставляя ни места, ни возможности для узнавания происходящего. Ткнув указкой в ту часть схемы, где было изображено что-то вроде вертикального змеевика, в который переходили встретившиеся на затылке рога, карлик сказал, что пузыри надежды возникают в затылочной косе после обогащения прошлого в рогах изобилия. Но, поскольку прошлое обогащается исключительно другим прошлым, пузыри надежды не содержат ничего, кроме него, и это просто иное его состояние. Поэтому, вглядываясь в область будущего, Астериск не видит ничего, кроме прошлого. Нижняя часть шлема нужна главным образом для того, чтобы пузыри надежды охлаждались, приобретая весеннюю свежесть и упругий напор новизны. Лопнув на решетке сейчас, они создают давление обстоятельств, которое поднимает прошлое из верхней части шлема во входную камеру рогов изобилия, продавливая его через лабиринт-сепаратор, где возникает поток впечатлений.

[Monstradamus] Что такое лабиринт-сепаратор?

[Ariadna] Это такая пластина с извилистыми прорезями, которая находится в районе лба, перед входной камерой рогов изобилия. Лабиринт-сепаратор – важнейшая часть шлема ужаса. В нем из ничего вырабатывается все остальное, то есть возникает поток впечатлений. Там же происходит сепарация прошлого, настоящего и будущего. Прошлое движется вверх, будущее – вниз, а настоящее в виде потока впечатлений падает на фронтальный сачок снаружи, создавая страстное желание цикла произойти снова, так что получается своего рода вечный двигатель.

[Monstradamus] Секундочку. Пузыри надежды – это просто другая форма прошлого?

[Ariadna] Да, так я поняла.

[Monstradamus] А после того как они лопаются, получается прошлое, настоящее и будущее?

[Ariadna] Ну да.

[Monstradamus] Выходит, что прошлое распадается на прошлое, настоящее и будущее?

[Ariadna] На самом деле все это просто круговорот сейчас в разных состояниях ума, как вода бывает то льдом, то морем, то жаждой.

[Monstradamus] А почему в лабиринте-сепараторе возникает поток впечатлений?

[Ariadna] Под давлением обстоятельств.

[Monstradamus] Так. Подожди. Лабиринт-сепаратор находится внутри шлема?

[Ariadna] Да.

[Monstradamus] Но ведь ты сказала, что поток впечатлений падает на шлем снаружи. Как так может быть, если он возникает внутри?

[Ariadna] Я тоже спросила об этом. Карлик засмеялся и ответил, что противоречие здесь кажущееся. Дело в том, объяснил он, что «внутри» и «снаружи», про которые я говорю, не существуют сами по себе. Под давлением обстоятельств они вырабатываются в лабиринте-сепараторе, откуда поступают в рога изобилия, где обогащают прошлое до состояния пузырей надежды. Но поскольку нигде, кроме как в рогах изобилия, никакого «внутри» и «снаружи» нет, поток впечатлений, возникающий внутри, может без всяких проблем падать на шлем снаружи. То же относится и ко всему остальному. Но карлик предупредил, что это ни в коем случае не следует считать чем-то реальным; на самом деле это наваждение вроде электромагнитной индукции в трансформаторе. [Monstradamus] Угу. А что такое зеркало Тарковского?

[Ariadna] Это маленькое запотевшее зеркальце, установленное между областью будущего и решеткой сейчас под углом в сорок градусов. Отразившись в нем, поступающие снизу пузыри надежды появляются как бы впереди по курсу, рождая чувство, что этот курс есть.

[Monstradamus] Так. А почему лабиринт-сепаратор – самая важная часть конструкции?

[Ariadna] Во-первых, там появляется поток впечатлений. Во-вторых, там возникают «я» и «ты», хорошее и плохое, правое и левое, черное и белое, пятое и десятое, и все такое прочее. Эта часть шлема ужаса самая важная, сказал карлик, и не меняется уже много тысячелетий. В этот момент солнечный луч осветил висящий возле доски плакат с изображением критской монеты, на которой был выбит чертеж лабиринта. Очень кстати, сказал карлик, это и есть лабиринт-сепаратор. Он выглядит очень характерно. В центре у него крест, куда попадают сразу после входа, а вокруг креста проходит множество параллельных дорожек, которые сначала как бы уводят в неизвестное, а затем возвращаются на круги своя. Это самое распространенное из изображений лабиринта, именно оно повторяется почти на всех античных монетах и рисунках. В развертке этот лабиринт представляет собой прямую линию, то есть, войдя в него, заблудиться или выйти уже невозможно. Поэтому можно рассматривать рога изобилия, решетку сейчас, лабиринт-сепаратор и прошлое с будущим в качестве разных участков одного и того же непрерывного маршрута, по которому на самом деле никто не идет.

[Monstradamus] Почему рога изобилия так называются?

[Ariadna] Потому что там очень много всего – нежные чувства, косые взгляды, высокие слова, последние мысли и все остальное. Настоящее хранилище или свалка. Но это бесконечное многообразие на самом деле состоит из одного прошлого. Насколько я поняла, рога изобилия работают как обогатители в химическом производстве. Продвигаясь по ним под давлением обстоятельств, прошлое перемешивается со всем остальным, обогащается и приобретает ценность, в результате чего в затылочной косе возникают пузыри надежды, которые пробулькивают через область будущего, отражаются в зеркале Тарковского и воспринимаются как неизведанная свежесть нового дня.

[Monstradamus] Я давно чувствую, что в этом есть что-то неладное, но вот что именно, никак не возьму в толк. А теперь, кажется, понял. Кем воспринимаются?

[Ariadna] Как кем? Астериском.

[Monstradamus] Вот оно. А где он сам, этот Астериск? Ведь шлем, как я понимаю, так устроен, что туда не то что голову, кулак не просунешь. Об этом ты, наверно, не спросила?

[Ariadna] Нет, не спросила. Карлик сам сказал. Астериск возникает там же, где все остальное. В лабиринте-сепараторе.

[Monstradamus] А дальше?

[Ariadna] Дальше он под давлением обстоятельств поступает в рога изобилия, смешивается со всем остальным, обогащается и в виде пузырей надежды возвращается на решетку сейчас.

[Monstradamus] Ты не понимаешь. Я хочу узнать про субъект восприятия всей этой xxx. Про его самый конечный субъект. Ты что, не понимаешь? Где он?

[Ariadna] Я действительно не понимаю, что такое самый конечный субъект восприятия. Но он, без всяких сомнений, в рогах изобилия, потому что больше просто негде.

[Monstradamus] А откуда он тогда берется?

[Ariadna] Из лабиринта-сепаратора. Как и все остальное.

[Monstradamus] А ради чего все это тогда затевалось?

[Ariadna] Не знаю.

[Monstradamus] Хорошо. Давай по порядку. Откуда возникает восприятие?

[Ariadna] Оно вырабатывается в лабиринте-сепараторе.

[Monstradamus] Из чего?

[Ariadna] Из прошлого. Оно ведь было в прошлом?

[Monstradamus] Было.

[Ariadna] Так с чего бы ему вдруг исчезнуть из настоящего или из будущего?

[Monstradamus] Куда Щелкунчик делся? Один я все это не осмыслю.

[Nutscracker] С интересом слежу за вашей беседой.

[Monstradamus] У меня скоро шлем ужаса перегреется. Давай я поставлю вопрос по-другому. Если Астериск, восприятие и все остальные вещи вырабатываются в лабиринте-сепараторе, почему мы тогда говорим, что это Астериск их воспринимает?

[Ariadna] Карлик сказал, что это просто его особенность как вырабатываемой вещи. Другими словами, представление о том, что это он все воспринимает, вырабатывается в лабиринте-сепараторе вместе со всем остальным.

[Nutscracker] Из чего вырабатывается?

[Ariadna] Из ничего. Надо было слушать.

[Nutscracker] Хорошо. Тогда у меня тоже вопрос. Как я понял, Астериск появляется в лабиринте-сепараторе?

[Ariadna] Правильно.

[Nutscracker] А вместо головы у него шлем ужаса?

[Ariadna] Да.

[Nutscracker] Но тогда получается, что шлем ужаса появляется в лабиринте-сепараторе, который находится внутри этого же шлема?

[Ariadna] Да, выходит так.

[Nutscracker] Но ведь шлем больше одной из своих частей. Как он может находиться внутри своей собственной детали?

[Ariadna] Карлик сказал, что «внутри» и «снаружи» есть только в рогах изобилия. То же относится к «больше» и «меньше». В этих рогах находится вообще все, о чем можно и нельзя говорить.

[Nutscracker] Но тогда и шлем есть только в этих рогах изобилия?

[Ariadna] Я думаю, да.

[Nutscracker] То есть по-любому получается, что шлем ужаса возникает внутри одной из своих деталей. А существует внутри другой. Где же здравый смысл?

[Ariadna] Как где? В рогах изобилия.

[Nutscracker] Ариадна, ты это серьезно?

[Ariadna] Ну да, наверно. А может и нет. Честно говоря, я устала. Если я встречу карлика, я его обязательно обо всем спрошу. Придумывайте вопросы.

[Monstradamus] Подожди секундочку. Чем кончился сон?

[Ariadna] После лекции я вышла в коридор. Там никого не было, только висело большое зеркало в полукруглой раме. Я подошла к нему, заглянула в него и проснулась.

[Monstradamus] Что ты там увидела?

[Ariadna] Себя.

[Monstradamus] И ничего необычного?

[Ariadna] На мне была соломенная шляпка с круглым верхом, на полях которой лежали два маленьких букета ландышей, закрепленных сзади. У шляпки была плотная кружевная вуаль в круглых дырочках, за которой совсем не было видно лица. Все это выглядело очень красиво, но отчего-то мне стало тревожно. Я никак не могла понять, в чем дело, а потом вдруг узнала в своем отражении эту бронзовую маску, испугалась, и сон сразу кончился. Все, я пошла.

advaitaworld.com

В. Пелевин "Шлем ужаса": nemetss

С выходом в свет этой книги Пелевин устаканил в официальное обращение такой тип литературы как "креатифф". "Шлем" - не роман, не повесть, не рассказ, не новелла и не эссе - именно креатифф. А чем это может быть, если все, что там есть - трендежь нескольких кого-то в чате? Короче Пелевин назвал свое детище креатифф, и был прав, в общем то. Надо полагать, что мода сие подхватит и посыпятся в скором времени на наши головы снегопад всякие креатиффы.Ну да не суть.

Я вчера прочитал отзыв не-помню-кого на эту штуку, там чел расписывал, что противоборство Тезея и Минотавра (хоть и образное) ваще не главное, а главное это обезличивание отношений между людьми, которое "мастерски нам показал писатель", что типа эти отношения уже не предполагают наличие живого человека, уходят в область чистого воображения, и что так типо, в конце концов можно не заметить, как станешь общаться с самим собой (шизофрения, здравствуйте!). Так вот я думаю, шо фигня это все. Не всмысле самой проблема, а в смысле что Пелевин если и хотел вложить в свой текст такой смысл, то сделал это побочно. Потому как главные герои действа все же Тезей и Минотавр.

На самом деле на чистый трендежь в чате это похоже только первых пару-тройку страниц. Потом появолюятся странности. Больно интересные товарищи собрались - один знает латынь, второй принимал участие в разработке софта виртуальных реальностей (да еще и не абы какого, а моделей предопределенного выбора - когда чел думает, что он сам выбирает, а на самом деле его на то сподвигают), третий бухает и говорит по-албански, четвертая видит такие сны, что режисеры голивуда плачут от зависти, пятый и шестая через пол часа общения влюбляются по уши друг в друга, ну а последняя - христианская фанатка.Все эти персонажи сидят по отдельным комнатам и посредством компа общаются. Даже ники им придумал модератор чата - сами они ни на что влиять не могут. Комнаты их выводят к лабиринтам - у каждого лабиринт свой (надо отдать должное фантазии Пелевина - разнообразие лабиринтов мне понравилось). Но у всех этих лабиринтов нет выхода (это выясняется позже) - у этих головоломок нет решения.Но участники нашего действа все же пытаются эту задачу решеить. То есть я сначала думал, что они ее хотят решить. То есть разворачивается действие так, чтобы читатель думал, что они ее хотят решить. Кстате, они же сами и вспоминают про минотавра и намекают на то, что спасти их может только Тезей.А Тезея все нет...

К середине текста я уже понял, что можно провести аналогии между персонажами и человеческими стремлениями. Это и логическое мышление, сексуальность, пофигизм, набожность, лень, любопытство, etc - уж больно разные персонажи, уж больно они яркие в своих ипостасях. Уж больно все это смахивает на бородавки в одной и тойже голове. Ну а Тезея все нет, а дух Минотавра становится все ощутимее и отчетливее, бородавки начинают нервничать...Ну и как положено развитию сюжета - настает кульминация, похожая на полный бред :)То есть на первый взгляд так может показаться. Тезей приходит, и становится понятно, что Минотавр - это все персонажи действия (все семь бородавок в голове Тезея плюс сам Тезей).

Кто такой модератор? - чел, который сидит за компом и следит, чтобы юзеры не позволяли себе лишнего. И все. Что он может? Забанить, стереть пост, раздать ники - все. Он такой же юзер, только прав у него на копейку больше. Он сидит за своим компом и видит истории юзеров их глазами, слышит эти истории их ушами, верит в существованием ИХ лабиринтов. В "Шлеме ужаса" Тезей - модератор чата, в котором "бородавки" пытаются убедить его, что их реальность единственно верная. Минотавр пытается убедить Тезея, что Лабиринт действительно существует, но когда Тезей понимает, что все разыгранное перед ним действие не более чем наглый развод и подлый заговор, он уходит:его ник: Teseus (Тезей) трансформируется в TheZeus (Зевс), избавившись от Минотавра, от Шлема ужаса, Тезей обретает полную свободу (уже, очевидно, божественную). Модератор встает из-за компа, он наконец понимает, что реальности, которую ему пытались втереть бородавки в его же голове попросту не существует.

Ну а минотавр, покинутый своим врагом и господином, вселяется в нового младенца-Тезея. Может быть, Пелевин имел в виду, что Минотавр - это и есть душа? Но решать эту головоломку мне уже не интересно. Я и так над этим текстом мозгом поскрипел :)

Ну а что ж такое "Шлем ужаса"? - это и есть подмена реальности. Это прослойка между нашим сознанием и миром, через которую мы воспринимаем этот мир. Это Минотавр, который пытается доказать Тезею, что мир именно такой, а никакой иначе. Это наши страсти, наше мышление, наши инстинкты. Шлем, который нельзя ни снять, ни одеть - он с рождения на человеке. Шлем, который существует сам в себе и нигде одновременно - эти пространственные парадоксы стали уже визитной карточкой Пелевина (я помню из еще с "Чапаева и пустоты").

Короче, я не уверен, что понял все правильно, или что вообще что-то понял, так что если кто-то прочитал "Шлем" и имеет другие соображения, прошу высказаться - интеерсно услышать другие точки зрения.В любом случае, креатифф сей вполне интересен, да и читается легко.

nemetss.livejournal.com

О "Шлеме Ужаса" Пелевина - Невозможность Ворон

"Астерий - это все, что перед нами и внутри нас, особенно "перед" и "внутри". Вторгаясь в ум, он притворяется этим миром и нашим собственным рассудком со всеми его голосами, так убедительно спорящими друг с другом. Понять это и означает увидеть Астерия. Начать можно с чего угодно, совершенно не беспокоясь..."

 "Подлинное тайное имя Астерия, которое дает над ним власть, - Астерий, который есть Мы. Маги древних времен много лет скалывали последние буквы на всех надписях, чтобы никто не понял, в чем дело..."

"Человек подобен дереву. Мысли в его голове похожи на песни птиц в кроне. Сколько птиц должно запеть вместе, чтобы появилось то, что мы считаем собой? И есть ли на самом деле у дерева своя песня? Астерий тоже сотворен по этому образу..."

 "Главный секрет Астерия в том, что он совершенно не нужен. Он страж, который неподкупно сторожит то, что он создал сам, от того, что он сам создал. Несмотря на суровость его облика и величие его вахты, все им создаваемое, да и он тоже - чистое излишество, игра ума, фальшивый золотой завиток на краю пустоты. Поэтому, когда внутри этого ничего в богато отделанной раме вдруг начинает властно заявлять о себе грозная необходимость или начинается непримиримый бой за торжество истинных ценностей, возникает зрелище, от которого можно обхохотаться до слез, потому что истина в том, что все это совершенно ни к чему с начала и до конца..."

 "Только смеяться надо тихо, а то Астерий обидится. Он не знает, что его на самом деле нет, но иногда начинает догадываться, и это его очень пугает и злит. Способ, которым он уже много тысячелетий пытается сделаться реальным, страшен и глуп, как и все мистерии его мира. Он обливает себя, которого нет, кровью, которой тоже нет. Реальнее от этого он не делается, но об этом становится некому сказать - вокруг остаются только карлики-прислужники, проливающие на него кровь и орущие, что за пролитую кровь наступит возмездие..."

 "Астерия не следует бояться. Если ты боишься, это значит, что на тебе шлем ужаса и он господин твоего мира. А если ты снял шлем, Астерий исчезает и становится не над чем смеяться. И носить шлем, и снимать его - большая ошибка. С ним вообще ничего не надо делать. Хотя бы потому, что на самом деле его не существует..."

 "Ты свободен, и твоя свобода в том, что у ума нет тела, что бы ни врали тебе карлики в странных шляпах. Тела нет даже у тела, поэтому шлем ужаса не на что надеть. Но пока ты этого не понял, Астерий - это все, что ты видишь, чувствуешь, думаешь и знаешь. И пошлый механический фарс, который детали шлема разыгрывают друг перед другом в прозрачной пустоте ума, становится всей твоей жизнью. Если на тебе шлем ужаса, кажется, что это навечно. Но любая вечность длится не больше мига. И уже известно, что будет, когда этот миг пройдет: ты вспомнишь, кто ты на самом деле, и увидишь, что шлем ужаса - просто игрушка, которую ты выдумал сам..."(Шлем Ужаса, В.Пелевин) Пелевинский "Шлем Ужаса" хоть и был написан во многом "по заказу", но даже несмотря на это - одна из лучших вещей, которые можно у Пелевина прочитать. Как по мне, вдумчивое чтение данного пиздеца ничем не хуже любой традиционной медитации или исследования природы ума.Любое описание происходящего просто испортит удовольствие от чтения, но некоторые фрагменты цитабельны донельзя и доневозможно.

Чего только стоит  данное персонажем Ариадной описание,собственно, самого Шлема Ужаса и затем комментарии Щелкунчика про шлем виртуальной реальности.

[Monstradamus] Ариадна, ты уже проснулась?

[Ariadna] А где остальные?

[Monstradamus] Не знаю. Наверно, спят. Ну что? Видела что-нибудь?

[Ariadna] Да.

[Monstradamus] Расскажи.

[Ariadna] Это было похоже на лекцию. Я сидела в аудитории какого-то учебного заведения - технического, судя по большому количеству приборов возле стен. Что это за приборы, я не могу сказать, некоторые были с экраном, как у телевизора, другие напоминали весы со множеством пружинок и противовесов. Аудитория выглядела как амфитеатр - она спускалась к доске, возле которой стоял тот же карлик, что говорил со мной у фонтана. Кроме нас, никого не было. Всю доску занимала сложная схема какого-то устройства.

[Monstradamus] А ты помнишь, что было до этого? Как ты туда попала?

[Ariadna] Нет. Карлик помахал мне рукой, как старой знакомой, и заявил, что им стало известно о нашем желании выяснить, что у их господина на уме. Этому, сказал он, и будет посвящена лекция. Все происходящее казалось само собой разумеющимся, и никаких вопросов у меня не возникало. Хотя вокруг было много странного. Например, схема была не нарисована на доске мелом, а вырезана на ней, как гравюра. Я поняла это, когда карлик, желая поправить что-то в чертеже, взял резак и стал сковыривать с доски длинные пластиковые стружки, оставляя на ней светлые линии.

[Monstradamus] А что было на схеме?

[Ariadna] Это был ум Астериска.

[Monstradamus] Ум?

[Ariadna] Да. Схема называлась "шлем ужаса" - это было написано над чертежом крупными буквами. Но карлик очень настойчиво повторил несколько раз, что это не головной убор и не устройство, а именно ум, хотя по всем признакам это был чертеж какой-то машины. Корпус этой машины походил своей формой на шлем. И такой же точно шлем стоял на демонстрационном столике - древняя бронзовая каска, под которой было загибающееся вовнутрь забрало в дырочках.

[Monstradamus] Что значит "загибающееся вовнутрь"?

[Ariadna] Его нижняя часть уходила внутрь шлема через прорезь посередине лица. Еще там были какие-то боковые пластины, все очень старое, зеленое от времени. Похоже на шлем римского гладиатора - как бы бронзовая шляпа с забралом. Только здесь были еще рога. Они выходили из верхней части шлема и загибались назад. Я уже видела это на площади у фонтана, когда Астериск прошел мимо, только его шлем был больше размером и посложнее, со множеством разных проводов и трубочек. Карлик сказал, что это упрощенная модель. То, что он рассказывал, звучало очень необычно.

[Monstradamus] Можешь пересказать?

[Ariadna] Я помню, что шлем ужаса состоял из нескольких главных деталей и множества вспомогательных. У деталей были странные названия: фронтальный сачок, решетка сейчас, лабиринт-сепаратор, рога изобилия, зеркало Тарковского и так далее. Самой большой деталью была решетка сейчас - фронтальный сачок. Она состояла из двух частей, временами сливающихся в одно целое. Ее внешняя часть, сачок, выглядела как забрало с дырочками, а внутренняя, решетка, делила шлем на верхний и нижний отделы, так что голову, даже самую маленькую, в него уже было не просунуть. Карлик сказал, что решетка сейчас отделяет прошлое от будущего, поэтому то, что мы называем "сейчас", существует именно в ней. Отсюда и название. Прошлое находится в верхней части шлема, а будущее - в нижней.

[Monstradamus] Как-то нелогично. Может быть, наоборот?

[Ariadna] Нет, это я помню точно. Дальше карлик стал объяснять, как работает шлем. Он сказал, что надо понять суть, а потом уже углубляться в подробности. Цикл работы шлема не имеет начала, поэтому объяснять его можно с любой фазы. Итак, сказал он, на твое лицо ложится нежный отблеск летнего дня. Вот так же и фронтальный сачок, нагреваясь под действием падающего на него потока впечатлений, передает тепло на решетку сейчас. Решетка возгоняет хранящееся в верхней части шлема прошлое, которое переходит в туманное состояние и под давлением обстоятельств поднимается в рога изобилия. Рога изобилия выходят изо лба, огибают шлем по сторонам и сплетаются в затылочную косу, которая спускается в основание шлема. Там, под решеткой сейчас, находится область будущего, куда выбрасываются пузыри надежды, возникающие в затылочной косе. Эти пузыри, поднимаясь, лопаются на решетке сейчас, создавая давление обстоятельств, приводящее к тому, что в лабиринте-сепараторе возникает поток впечатлений. А поток впечатлений, в свою очередь, расшибается о фронтальный сачок, нагревая решетку сейчас и возобновляя энергию цикла. Тепло, про которое он говорил, используя слово "нагревать" - это не такое тепло, как бывает от огня, а скорее такое, как бывает от любви. Он сказал, что просто пользуется аналогией с хорошо мне известным, чтобы я могла представить себе происходящее. Точно так же поток впечатлений никуда не течет, а пузыри надежды не совсем пузыри, и так далее.

[Monstradamus] Не могу похвастаться, что все понял.

[Ariadna] Я тоже сперва ничего не поняла, и карлик велел задавать вопросы. Я не знала, с чего начать, потому что все было одинаково непонятно. Последним, о чем он говорил, были пузыри надежды. Я спросила, почему они так называются. Карлик немного смутился и сказал, что это официальное название, парадное, так сказать. На самом деле это совсем не обязательно надежда, чаще это страхи и опасения, подозрения и ненависть, всякие пустяки - любая жвачка, которую тупо и привычно жует... Тут он прервал сам себя, воровато оглянулся и пробормотал, что так говорить не следует. Словом, продолжал он прежним лекторским тоном, с технической точки зрения правильно сказать, что это пузыри прошлого. А пузырями их называют потому, что в любой момент они стремятся заполнить собой весь объем шлема, не давая появиться там ничему другому и не оставляя ни места, ни возможности для узнавания происходящего. Ткнув указкой в ту часть схемы, где было изображено что-то вроде вертикального змеевика, в который переходили встретившиеся на затылке рога, карлик сказал, что пузыри надежды возникают в затылочной косе после обогащения прошлого в рогах изобилия. Но, поскольку прошлое обогащается исключительно другим прошлым, пузыри надежды не содержат ничего, кроме него, и это просто иное его состояние. Поэтому, вглядываясь в область будущего, Астериск не видит ничего, кроме прошлого. Нижняя часть шлема нужна главным образом для того, чтобы пузыри надежды охлаждались, приобретая весеннюю свежесть и упругий напор новизны. Лопнув на решетке сейчас, они создают давление обстоятельств, которое поднимает прошлое из верхней части шлема во входную камеру рогов изобилия, продавливая его через лабиринт-сепаратор, где возникает поток впечатлений.

[Monstradamus] Что такое лабиринт-сепаратор?

[Ariadna] Это такая пластина с извилистыми прорезями, которая находится в районе лба, перед входной камерой рогов изобилия. Лабиринт-сепаратор - важнейшая часть шлема ужаса. В нем из ничего вырабатывается все остальное, то есть возникает поток впечатлений. Там же происходит сепарация прошлого, настоящего и будущего. Прошлое движется вверх, будущее - вниз, а настоящее в виде потока впечатлений падает на фронтальный сачок снаружи, создавая страстное желание цикла произойти снова, так что получается своего рода вечный двигатель.

[Monstradamus] Секундочку. Пузыри надежды - это просто другая форма прошлого?

[Ariadna] Да, так я поняла.

[Monstradamus] А после того как они лопаются, получается прошлое, настоящее и будущее?

[Ariadna] Ну да.

[Monstradamus] Выходит, что прошлое распадается на прошлое, настоящее и будущее?

[Ariadna] На самом деле все это просто круговорот сейчас в разных состояниях ума, как вода бывает то льдом, то морем, то жаждой.

[Monstradamus] А почему в лабиринте-сепараторе возникает поток впечатлений?

[Ariadna] Под давлением обстоятельств.

[Monstradamus] Так. Подожди. Лабиринт-сепаратор находится внутри шлема?

[Ariadna] Да.

[Monstradamus] Но ведь ты сказала, что поток впечатлений падает на шлем снаружи. Как так может быть, если он возникает внутри?

[Ariadna] Я тоже спросила об этом. Карлик засмеялся и ответил, что противоречие здесь кажущееся. Дело в том, объяснил он, что "внутри" и "снаружи", про которые я говорю, не существуют сами по себе. Под давлением обстоятельств они вырабатываются в лабиринте-сепараторе, откуда поступают в рога изобилия, где обогащают прошлое до состояния пузырей надежды. Но поскольку нигде, кроме как в рогах изобилия, никакого "внутри" и "снаружи" нет, поток впечатлений, возникающий внутри, может без всяких проблем падать на шлем снаружи. То же относится и ко всему остальному. Но карлик предупредил, что это ни в коем случае не следует считать чем-то реальным; на самом деле это наваждение вроде электромагнитной индукции в трансформаторе.

[Monstradamus] Угу. А что такое зеркало Тарковского?

[Ariadna] Это маленькое запотевшее зеркальце, установленное между областью будущего и решеткой сейчас под углом в сорок градусов. Отразившись в нем, поступающие снизу пузыри надежды появляются как бы впереди по курсу, рождая чувство, что этот курс есть.

[Monstradamus] Так. А почему лабиринт-сепаратор - самая важная часть конструкции?

[Ariadna] Во-первых, там появляется поток впечатлений. Во-вторых, там возникают "я" и "ты", хорошее и плохое, правое и левое, черное и белое, пятое и десятое, и все такое прочее. Эта часть шлема ужаса самая важная, сказал карлик, и не меняется уже много тысячелетий. В этот момент солнечный луч осветил висящий возле доски плакат с изображением критской монеты, на которой был выбит чертеж лабиринта. Очень кстати, сказал карлик, это и есть лабиринт-сепаратор. Он выглядит очень характерно. В центре у него крест, куда попадают сразу после входа, а вокруг креста проходит множество параллельных дорожек, которые сначала как бы уводят в неизвестное, а затем возвращаются на круги своя. Это самое распространенное из изображений лабиринта, именно оно повторяется почти на всех античных монетах и рисунках. В развертке этот лабиринт представляет собой прямую линию, то есть, войдя в него, заблудиться или выйти уже невозможно. Поэтому можно рассматривать рога изобилия, решетку сейчас, лабиринт-сепаратор и прошлое с будущим в качестве разных участков одного и того же непрерывного маршрута, по которому на самом деле никто не идет.

[Monstradamus] Почему рога изобилия так называются?

[Ariadna] Потому что там очень много всего - нежные чувства, косые взгляды, высокие слова, последние мысли и все остальное. Настоящее хранилище или свалка. Но это бесконечное многообразие на самом деле состоит из одного прошлого. Насколько я поняла, рога изобилия работают как обогатители в химическом производстве. Продвигаясь по ним под давлением обстоятельств, прошлое перемешивается со всем остальным, обогащается и приобретает ценность, в результате чего в затылочной косе возникают пузыри надежды, которые пробулькивают через область будущего, отражаются в зеркале Тарковского и воспринимаются как неизведанная свежесть нового дня.

[Monstradamus] Я давно чувствую, что в этом есть что-то неладное, но вот что именно, никак не возьму в толк. А теперь, кажется, понял. Кем воспринимаются?

[Ariadna] Как кем? Астериском.

[Monstradamus] Вот оно. А где он сам, этот Астериск? Ведь шлем, как я понимаю, так устроен, что туда не то что голову, кулак не просунешь. Об этом ты, наверно, не спросила?

[Ariadna] Нет, не спросила. Карлик сам сказал. Астериск возникает там же, где все остальное. В лабиринте-сепараторе.

[Monstradamus] А дальше?

[Ariadna] Дальше он под давлением обстоятельств поступает в рога изобилия, смешивается со всем остальным, обогащается и в виде пузырей надежды возвращается на решетку сейчас.

[Monstradamus] Ты не понимаешь. Я хочу узнать про субъект восприятия всей этой xxx. Про его самый конечный субъект. Ты что, не понимаешь? Где он?

[Ariadna] Я действительно не понимаю, что такое самый конечный субъект восприятия. Но он, без всяких сомнений, в рогах изобилия, потому что больше просто негде.

[Monstradamus] А откуда он тогда берется?

[Ariadna] Из лабиринта-сепаратора. Как и все остальное.

[Monstradamus] А ради чего все это тогда затевалось?

[Ariadna] Не знаю.

[Monstradamus] Хорошо. Давай по порядку. Откуда возникает восприятие?

[Ariadna] Оно вырабатывается в лабиринте-сепараторе.

[Monstradamus] Из чего?

[Ariadna] Из прошлого. Оно ведь было в прошлом?

[Monstradamus] Было.

[Ariadna] Так с чего бы ему вдруг исчезнуть из настоящего или из будущего?

[Monstradamus] Куда Щелкунчик делся? Один я все это не осмыслю.

[Nutscracker] С интересом слежу за вашей беседой.

[Monstradamus] У меня скоро шлем ужаса перегреется. Давай я поставлю вопрос по-другому. Если Астериск, восприятие и все остальные вещи вырабатываются в лабиринте-сепараторе, почему мы тогда говорим, что это Астериск их воспринимает?

[Ariadna] Карлик сказал, что это просто его особенность как вырабатываемой вещи. Другими словами, представление о том, что это он все воспринимает, вырабатывается в лабиринте-сепараторе вместе со всем остальным.

[Nutscracker] Из чего вырабатывается?

[Ariadna] Из ничего. Надо было слушать.

[Nutscracker] Хорошо. Тогда у меня тоже вопрос. Как я понял, Астериск появляется в лабиринте-сепараторе?

[Ariadna] Правильно.

[Nutscracker] А вместо головы у него шлем ужаса?

[Ariadna] Да.

[Nutscracker] Но тогда получается, что шлем ужаса появляется в лабиринте-сепараторе, который находится внутри этого же шлема?

[Ariadna] Да, выходит так.

[Nutscracker] Но ведь шлем больше одной из своих частей. Как он может находиться внутри своей собственной детали?

[Ariadna] Карлик сказал, что "внутри" и "снаружи" есть только в рогах изобилия. То же относится к "больше" и "меньше". В этих рогах находится вообще все, о чем можно и нельзя говорить.

[Nutscracker] Но тогда и шлем есть только в этих рогах изобилия?

[Ariadna] Я думаю, да.

[Nutscracker] То есть по-любому получается, что шлем ужаса возникает внутри одной из своих деталей. А существует внутри другой. Где же здравый смысл?

[Ariadna] Как где? В рогах изобилия.

[Nutscracker] Ариадна, ты это серьезно?

[Ariadna] Ну да, наверно. А может и нет. Честно говоря, я устала. Если я встречу карлика, я его обязательно обо всем спрошу. Придумывайте вопросы.

[Monstradamus] Подожди секундочку. Чем кончился сон?

[Ariadna] После лекции я вышла в коридор. Там никого не было, только висело большое зеркало в полукруглой раме. Я подошла к нему, заглянула в него и проснулась.

[Monstradamus] Что ты там увидела?

[Ariadna] Себя.

[Monstradamus] И ничего необычного?

[Ariadna] На мне была соломенная шляпка с круглым верхом, на полях которой лежали два маленьких букета ландышей, закрепленных сзади. У шляпки была плотная кружевная вуаль в круглых дырочках, за которой совсем не было видно лица. Все это выглядело очень красиво, но отчего-то мне стало тревожно. Я никак не могла понять, в чем дело, а потом вдруг узнала в своем отражении эту бронзовую маску, испугалась, и сон сразу кончился. Все, я пошла.

[Organizm(-:] Я с самого начала так и подумал, что этот хмырь ходит в виртуальном шлеме. Честное слово.

[Nutscracker] Причем тут виртуальный шлем? Это не виртуальный шлем, а какая-то кастрюля-скороварка. Детские игры. Я-то знаю, как работает виртуальный шлем, когда этим занимаются взрослые люди. Ничего общего.

[Organizm(-:] И как он работает?

[Nutscracker] Я, может быть, не очень понимаю, куда там ток течет и во что превращается, но отлично знаю, что человек в таком шлеме видит и думает, потому что профессионально этим занимался. Изучал проблему выбора в интерактивной среде. Мы там только с этими шлемами и работали.

[Organizm(-:] Никогда про такую проблему не слышал. Что это?

[Nutscracker] Представь себе, что ты смотришь боевик и сам решаешь, кто кого застрелит. Если ты выберешь, чтобы главного героя убили в первой перестрелке, куда денется весь сюжет? Будь у тебя действительно свободный выбор, это могло бы привести к самым печальным результатам. А искусство должно радовать, а не печалить.

[Monstradamus] Это точно. А если даже оно нас печалит, эта печаль должна нас радовать.

[Nutscracker] Во-во. Поэтому на самом деле никакой интерактивности не бывает - она кажущаяся. Или, скажем так, она допускается в той узкой зоне, где любой выбор не изменит сути дела. Главная проблема как раз в том, чтобы избавиться от свободы выбора, жестко подвести к нужному решению, сохранив уверенность, что выбор свободный. По-научному это называется принудительным ориентированием.

[UGLI 666] Что это такое?

[Nutscracker] Долго рассказывать.

[Organizm(-:] Вроде дел у нас особых нет.

[Monstradamus] Правда, расскажи, Щелкунчик. Пускай мозги отдохнут.

[Nutscracker] Я думаю, не надо объяснять, что видит Шлемиль?

[Organizm(-:] Кто?

[Nutscracker] На профессиональном жаргоне так называют человека в шлеме. Шлемиль - это тот, кто находится в искусственном измерении и перемещается по нему. Вернее, думает, что перемещается. Допустим, искусственное измерение представляет собой площадку, где стоят три одинаковые мраморные вазы. Чтобы сюжет развивался нужным образом, наша задача - подвести Шлемиля к средней вазе.

[Organizm(-:] Три одинаковые мраморные вазы. Надо из-за этого было шлем надевать.

[Nutscracker] Вместо ваз могут быть двери, поворот на распутье, в общем, любой выбор. Неважно. Поскольку все, что видно в шлеме, рассчитывается специальной программой, эту программу можно настроить так, что Шлемиль каждый раз будет делать именно тот выбор, который перед этим сделали мы.

[Organizm(-:] Но ведь настроить можно программу, а не подопытного. У него своя программа.

[Nutscracker] В том-то и дело. Когда шлем и Шлемиль сливаются в одно целое, редактировать можно не только воспринимаемое, но и воспринимающего. Поэтому мы говорим, что технологии редактирования бывают внешние и внутренние. Хотя четкой границы между ними нет.

[Organizm(-:] А яснее?

[Nutscracker] Внешние технологии воздействуют на то, что мы видим, а внутренние - на то, что думаем.

[Organizm(-:] Можно пример?

[Nutscracker] Самый простой внешний редактор - "Липкий Глаз". Это когда при поворотах головы одна из ваз как бы залипает в поле зрения и находится там дольше, чем должна.

[Monstradamus] А как же две другие вазы? Они ведь рядом. По законам перспективы...

[Nutscracker] Какая в шлеме будет перспектива, решаем мы с заказчиком. Другой метод называется "Гиря". Когда Шлемиль пытается уйти от нашей вазы, программа замедляет его движение. А когда он приближается к ней, она его ускоряет. Мы как бы подвешиваем к его ноге математическую гирю, которая то исчезает, то появляется. Поэтому в сторону выбранной вазы двигаться легче, чем в любую другую, и при хаотических перемещениях Шлемиль окажется перед ней довольно быстро.

[Organizm(-:] Математическая гиря. Красиво.

[Nutscracker] Следующая технология - "Павловская Сука", это промежуточный редактор, условно-рефлекторный.

[Organizm(-:] Это по имени ученого, который заметил, что у него выделяется желудочный сок, когда звонит телефон?

[UGLI 666] Он изучал на собаках условные рефлексы.

[Nutscracker] Названия не я придумывал. Когда вы смотрите на вазы, которые мы хотим исключить из списка, у вас начинает рябить в глазах, возникает неприятный гул в ушах или даже бьет током. Поэтому лишний раз вы на них смотреть не станете.

[UGLI 666] Но ведь это сразу станет заметно.

[Nutscracker] А мы и хотим, чтобы это сразу заметили, сделали вывод и в будущем смотрели куда надо. Это дешевая технология для стран третьего мира. Но если позволяет бюджет, можно использовать, например, инфразвук. Тогда Шлемиль не заметит ничего, но начнет испытывать мрачный мистический ужас перед всеми вазами, кроме нужной. Реверсивный метод - стимуляция центра удовольствия при правильном выборе. Раньше вживляли электрод, а сейчас это достигается фармакологическими методами или подстройкой под дельта-ритмы мозга.

[Organizm(-:] Ничего себе. Это что, если смотреть интерактивное кино, с нами такое проделают?

[Nutscracker] Не думаю. Эти разработки делались не для кино. И даже не для виртуальной реальности. Там они только моделировались. Все это закрытые темы. Но, поскольку мы с вами теперь тоже закрытые, я думаю, ничего страшного, если я вам расскажу.

[Organizm(-:] А что такое внутренние редакторы?

[Nutscracker] Ну, например, "Солнечный Поцелуй". Та ваза, которую мы должны выбрать, получает положительную эмоциональную характеристику путем использования общепринятых эстетических кодов, то есть ей как бы задается позитивное внутреннее содержание.

[UGLI 666] Внутреннее содержание - это внутри вазы или внутри зрителя?

[Nutscracker] Сложный вопрос. Можно было бы сказать так - внутри шлема. Но это все слова. Я лучше объясню, как это делается. Скажем, на нашу вазу падает солнечный луч или до вас долетает трогающая сердце мелодия, когда она попадает в поле зрения. Реверсивная техника - "Туман и Мрак". Например, когда вы смотрите на ту вазу, которую мы не любим, солнце уходит за тучи, спускается серый туман, раздаются неприятные звуки.

[Organizm(-:] Так-так. А еще?

[Nutscracker] Еще есть техника под названием "Седьмая Печать". Ваза, которую следует выбрать, выделяется с помощью таинственных знаков, будящих воображение или интерес. Это может быть все что угодно - отпечаток руки на ее поверхности, указывающие на нее стрелки на земле, сидящий на ее краю белый голубь, таинственное граффити и прочее. Реверсивный метод - "Ле Пен Клуб". Это когда те вазы, которые мы хотим исключить, оказываются густо исписаны самым грязным матом, причем по возможности даже не краской, а xxx. Виртуальным, понятное дело.

[Organizm(-:] И что, Шлемиль ничего не замечает?

[Nutscracker] Любая из техник, примененная сама по себе, может быть легко обнаружена. Но если они применяются в комбинации и делается это тонко, так, что методы сменяют друг друга постоянно, а их интенсивность все время остается на границе восприятия, достигается практически стопроцентная точность манипулирования при его полной незаметности.

[Organizm(-:] Понимаю. Это как на азиатском вокзале. Когда пассажир думает, что его собирается обмануть наперсточник, а кидалы на самом деле все те, кто играет, хоть они постоянно спорят между собой и даже дерутся.

[Nutscracker] Точно. Только в нашем случае кидалы - это вообще все, кто есть на вокзале, включая атлантов над входной дверью.

[Ariadna] Какой ты умный, Щелкунчик. Я тебя послушала и стихи сочинила. Посвящаются тебе, Ромео и Изольде. Прочесть?

[Nutscracker] Валяй.

[Ariadna] Пусть Липким Взглядом Павловская Сука В окно глазеет сквозь Туман и Мрак. Мой Минотавр! Войди ко мне без стука. И взглядом позови, бесстыдно-наг.

[Nutscracker] Сильно, как всегда. Часть твоего пожелания он уже выполнил. Снял шлем, под которым нет головы. По-моему, обнажиться бесстыднее просто невозможно.

[UGLI 666] Щелкунчик, я из твоего рассказа одного не пойму. Как можно незаметно подменить то, что у человека перед глазами? Получается, что он смотрит в одно место, а видит другое и ничего не замечает?

[Nutscracker] Этого я сперва тоже не мог понять. Но для Шлемиля это "подменить" не имеет никакого смысла. В жизни то, что вы видите, зависит от того, куда вы смотрите. А когда на вас шлем, все наоборот - то, куда вы смотрите, зависит от того, что вы видите. Ясно?

[UGLI 666] Не до конца.

[Nutscracker] В жизни вы будете видеть то, что у вас перед глазами, как бы вы ни вертели жопой. А здесь вы будете видеть то, что у вас перед глазами, как бы вы ни вертели головой. Это, как говорили у нас в xxx, две большие разницы, хоть звучит похоже. Никакой независимой системы координат у вас нет, и все, что вы видите, определяем мы. Поэтому и заподозрить ничего нельзя. И жизнь для вас уже не то, что есть на самом деле, а то, что вам показывают. Вам кажется, что вы естественным образом осматриваетесь по сторонам, а на самом деле вы почти все время натыкаетесь глазами на нашего кандидата, то есть, извините, нашу вазу, и у вас при этом отчего-то легко и радостно на душе. Но вопроса, почему это так, у вас не возникает, точно так же как нет вопроса, почему сегодня солнечный день.

[Organizm(-:] Хорошая оговорочка.

[Nutscracker] А если клиент повернется слишком резко - так, что "Липкий Глаз" и "Солнечный Поцелуй" перестанут работать, - немедленно включатся "Туман и Мрак" с "Гирей".

[Organizm(-:] Да, Щелкунчик, понятно теперь, чем ты занимаешься. Скажи, а у тебя как у профессионала есть чувство, что нас здесь обрабатывают каким-нибудь похожим методом?

[Nutscracker] Надо подумать.

[UGLI 666] Я давно заметила, что конспирология у атеистов вместо религии. Им все время кажется, что ими кто-то манипулирует, кто-то их гипнотизирует, зомбирует, подслушивает, поднюхивает. А этот кто-то - просто дьявол, и все. Дело в том, что от атеизма до шизофрении один шаг, и в большинстве случаев он уже сделан. Вот ты, Организм. Тебе кажется, что тобою кто-то манипулирует?

[Organizm(-:] Если честно, да.

[UGLI 666] В чем же манипуляция?

[Organizm(-:] Ну, например, в том, что меня здесь заперли. Или в том, что второй день кормят оладьями.

[UGLI 666] А, в этом смысле. Ну так это не манипуляция, это кара божья.

[Organizm(-:] Я сейчас объясню тебе, Угли, как нами здесь манипулируют. Допустим, эта каска на голове у Астериска - все-таки виртуальный шлем.

[UGLI 666] И что дальше?

[Organizm(-:] Может быть, все то, что мы сейчас видим, - нечто вроде той площадки, про которую говорил Щелкунчик.

[Nutscracker] Чтобы нами можно было манипулировать таким образом, надо, чтобы шлемы были на нас.

[Organizm(-:] Может, они на нас и надеты.

[Nutscracker] Потрогай лицо руками. Ты что, чувствуешь шлем?

[Organizm(-:] Нет, но...

[Monstradamus] Я знаю, что он сейчас спросит. Он спросит, можно ли с помощью шлема симулировать то, что чувствуют руки.

[Organizm(-:] Ну да. По-моему, естественный вопрос.

[Nutscracker] Если все симулируется этим шлемом, то это уже не шлем и не симуляция. Это жизнь.

[Organizm(-:] Щелкунчик, ты не объяснил одной вещи. Кто включает все эти "липкие глаза" и "солнечные поцелуи"? Ведь надо, чтобы кто-то этим управлял?

[Nutscracker] Разумеется. Есть оператор за специальным монитором. Шлемиль виден ему как точка на радаре. А вазы будут, скажем, красными ромбиками. На этом же экране есть меню манипуляций. Дальше все как в Windows - click and drag.

[Monstradamus] Click and drag. Хорошая реклама для двойного топора.

[Organizm(-:] А можно сделать наоборот?

[Nutscracker] Это как?

[Organizm(-:] Надеть виртуальный шлем на оператора, который управляет манипуляциями. Чтобы оператор каким-то образом заставлял остальных видеть то, что видит сам.

[Nutscracker] А как он их заставит?

[Organizm(-:] Гипнозом.

[UGLI 666] Вот оно. Я давно этого слова жду.

[Nutscracker] Я про гипноз мало знаю. Но если это такой могучий гипнотизер, который может заставить других видеть то, что видит сам, зачем ему вообще какой-то шлем?

[Organizm(-:] Чтобы знать, что должны увидеть другие.

[Monstradamus] Можно пойти еще дальше. Не просто увидеть, а по-настоящему там оказаться. Астериск носит шлем, в котором он видит лабиринт. А мы все - внутри этого лабиринта. И он нами манипулирует.

[Nutscracker] То есть мы все находимся в голове Минотавра?

[Monstradamus] Скажем так, мы в пространстве, которое он видит.

[Nutscracker] А где тогда находится Минотавр?

[Monstradamus] Надо полагать, в пространстве, которое Ариадна видит во сне.

[Organizm(-:] Приехали. Помнится, Щелкунчик, ты в самом начале спрашивал "Где оно, это "здесь""? Я еще твоего вопроса сперва не понял. В шлеме ужаса, вот где.

[Nutscracker] Получается нестыковка. С одной стороны, Минотавр всеми нами манипулирует, а с другой - у него нет головы. Хотя, не касаясь конкретно этого случая, могу засвидетельствовать как профессионал - от этого в реальной жизни все проблемы.

[Organizm(-:] Действительно. У этого Астериска в шлеме какой-то кипятильник с солнечной батареей и больше ничего. Чем же он решает, где будет "Солнечный Поцелуй", а где "Седьмая Печать"?

[Monstradamus] Автоматически. Это может зависеть от того, в каком секторе шлема ужаса лопнул пузырь надежды.

[Organizm(-:] Но ведь солнечный луч или белого голубя вижу я, а не этот Астериск. Что-то я совсем перестал понимать. На ком шлем ужаса? На мне или на Минотавре?

[Nutscracker] На Шлемиле.

[Monstradamus] Мы слишком долго говорим про этот шлем. Такое чувство, что мы его примеряем и примеряем. Скоро он к голове прирастет. Давайте сменим тему"

</lj-cut>

orfis-sakarna.livejournal.com