МотоЭндуро в Беларуси. Шлем для туристического эндуро


Интеграл с козырьком

Классическая иллюстрация того, что даже недорогая вещь, будучи сделанной по уму, может быть хорошей. Vega не выделяется ни в каком из параметров, но при этом составила очень приятное впечатление о себе. Она очень комфортная внутри, плотно садится на голову и не пытается вращаться отдельно от неё, хорошо совместима с очками. Уровень шума приемлемый, сам шум нейтральный и равномерный и не меняется при изменении наклона головы. В шлеме прослеживаются кроссовые корни – у него большой передний воздухозаборник, воздух из которого идёт как на стекло, так и в лицо, но есть задвижка, полностью перекрывающая этот поток, козырёк длинный и широкий, опусканием головы можно уберечься от попадания брызг и грязи в глаза от едущих впереди, подбородочная дуга широкая и крепкая. Верхние воздухозаборники реально остужают голову после их открытия. Из недостатков можно отметить резкий рост сопротивления воздуха при поворотах головы на больших скоростях и отсутствие пинлока – в холодную погоду шлем запотевает.

Выводы

Полученные результаты тестирования достаточно точно отражают субъективные ощущения от езды в шлемах. Больше всего понравился AGV , набравший наибольшее количество баллов (21), а аутсайдеры теста, набравшие всего по 7–8 баллов, не запомнились вообще ничем хорошим. Огорчил Suomy, от которого я ждал в разы большего, зато приятно удивили LS2 и Marushin.

Если обобщать, то все участники теста проиграют кроссовым шлемам по весу и доступу воздуха для дыхания, а дорожным «интегралам» по уровню шума и поведению на высоких скоростях. Использовать их на быстрых дорожных мотоциклах бессмысленно, но в качестве шлемов для езды на туристических эндуро с высоким стеклом или одноцилиндровых эндуро и супермото с невысокой максимальной скоростью они подходят неплохо. Не блеща ни в чём, они подкупают универсальностью, как кроссоверы типа Nissan Qashqai, которые рулятся хуже, чем хэтчбек, беспомощны на бездорожье, но ежедневная возможность припарковаться в тесном дворе двумя колёсами на 20-сантиметровом бордюре перевешивает эти недостатки.

Козырёк

Наличие козырька помогает при езде в солнечный день и при езде по грязи. Мало того, что он реально защищает от солнца, бьющего в глаза, так он помогает от камней и комьев грязи, вылетающих из-под колёс едущих впереди. Поездив немного в кроссовом или эндурном шлеме, ты воспринимаешь козырёк как должное, и очень по нему «скучаешь», надевая обычный шоссейный закрытый шлем. Меня удивило, что большинство участников теста очень неплохо себя вели на скоростях под 200 км/ч при поднятии головы вверх – по идее, сила сопротивления ветра, давящая на нижнюю сторону козырька, должна была стремиться закинуть голову назад или снять с неё шлем гораздо сильнее, но с помощью науки аэродинамики большинству производителей удалось так подобрать форму, чтобы минимизировать этот эффект.

Расцветка

В обзоре я ни слова не сказал про дизайн и расцветку. Во-первых, у любого производителя есть и скучные однотонные, и весёлые разноцветные варианты, во-вторых, они год от года меняются, в-третьих, это уже зависит от личных предпочтений. На уровень шума и вес схема раскраски влияет не очень сильно, разве что цена от неё зависит. Если есть возможность подобрать шлем под цвет мотоцикла или экипировки, то это может служить побуждением к покупке, для кого-то даже решающим. Важно, чтобы совпадающий цвет не стал единственным положительным качеством шлема.

Материал

Для изготовления капсулы шлема применяется две технологии: либо литьё из пластмассы (термопласт, ABS , поликарбонат), либо изготовление «слоёного пирога» из ткани и полиэфирных смол (композит). Ткань может быть разная, просто фиберглас либо карбон-кевлар в более дорогих моделях. Состав литьевого пластика тоже бывает разный, он, к примеру, может содержать армирующие волокна, увеличивающие прочность на разрыв. При равной прочности клеёные капсулы будут легче литых, что хорошо демонстрируют цифры реального веса шлемов. К тому же клеёный шлем не может расколоться от удара пополам – волокна ткани не дадут ему распасться на несколько частей даже при большой деформации. Если бы не фактор цены, то все шлема были бы клеёными и изготавливались вручную, но отливать их из пластика на станке дешевле, быстрее и экологичнее.

Децибел

Величина, выраженная в децибелах, численно равна десятичному логарифму безразмерного отношения физической величины к одноимённой физической величине, принимаемой за исходную, умноженному на десять.

Децибел – это безразмерная единица, применяемая для измерения отношения некоторых величин – «энергетических» (мощности, энергии, плотности потока мощности и т. п.) или «силовых» (силы тока, напряжения и т. п.). Иными словами, децибел – это не абсолютная величина, как, например, ватт или вольт, а такая же относительная, как кратность («трёхкратное отличие») или проценты, предназначенная для измерения отношения двух других величин, причём к полученному отношению применяется логарифмический масштаб.

Если переводить децибелы в «разы», то увеличение громкости на 1 дБ – это будет примерно «в 1,26 раза», на 3 дБ = «в 2 раза». Разброс значений усреднённого уровня шума между минимальным и максимальным зафиксированным получился равен 1,3 – то есть примерно в полтора раза. Это очень хорошо чувствуется ухом, особенно когда ехать предстоит далеко. Сами по себе 80+ децибел – это высокий уровень шума, в дальней дороге стоит пользоваться берушами.

Измерения

Для измерения веса мы пользовались обычными кухонными весами, в которых можно сбросить на ноль вес с подставкой (ею служила бутылка вина, на которую шлем надевался сверху, как на кол), а для измерения уровня шума использовался смартфон с проводной гарнитурой. Микрофон от гарнитуры приклеивался пластырем напротив ушной раковины, запускалось приложение Decibelmeter, которое в течение 60 секунд анализировало уровень шума и фиксировало максимальное и усреднённое его значение. За эту минуту удавалось разогнаться до 190 км/ч и по два раза неспешно повернуть на этой скорости голову вправо-влево и кивнуть вверх-вниз. Все цифровые данные фиксировались сразу после заезда, субъективные ощущения тоже, чтобы потом не напрягать память и не разбирать наслоения.

Победитель теста

Маршрут

Тестовый маршрут был единым для всех шлемов. По дороге от дома до начала Международного шоссе оценивалась эффективность вентиляции, обзорность, характер шума на разных скоростях, сопротивляемость визоров запотеванию. В начале Международного шоссе запускался измеритель уровня шума, и до конца скоростного участка удавалось поддерживать 170–200 км/ч для оценки поведения на таких скоростях. На участке от терминала F аэропорта Шереметьево до дома формировалось субъективное мнение, и рождались эпитеты для характеристики, кому добрые, кому и не очень. Продолжительность маршрута – примерно 16 км, из них протяжённость скоростного участка – чуть меньше 4 км.

Мотоцикл

Все заезды производились на нейкеде Husqvarna Nuda 900, специально для теста оборудованном небольшим ветровичком испанской компании Puig , отправляющим встречный поток ветра от груди немного выше, как раз в область шеи и головы. Так удалось отправить в шлем максимальное количество воздуха из набегающего потока, чтобы как можно больше особенностей поведения можно было оценить на коротком тестовом маршруте.

Погода

Для тестов выбирались сухие весенние дни с температурой воздуха не выше +10 °С. При низкой температуре гораздо ярче проявляются все огрехи вентиляции – отсутствующие или неплотно закрывающиеся заслонки, запотевающие визоры, неперекрываемые потоки воздуха на лицо. Оценить вентиляцию головы тоже легко – она должна начинать мёрзнуть сразу же после открытия задвижки. Если это так, то можно с уверенностью говорить о достаточности вентиляции при применении летом.

www.motoxp.ru

Правильно выбираем мотоэкипировку для кросса и эндуро

Экстремальные виды спорта всегда были популярны. Преодоление самого себя, не иллюзорная угроза, действия на пределе возможностей – все это привлекает людей. Одним из самых рискованных является мотоспорт. Это связано с развиваемой техникой высокой скоростью (при которой управление транспортом требует особых навыков) и минимальной системой безопасности. Вся страховка сводится к амортизационным колодкам, щитку лобового стекла и экипировке мотоциклиста.

Мотоспорт разделяется на много подвидов. Самыми популярными, за последнее время, стали кросс и эндуро. Первый – это круговая гонка по заранее обозначенному маршруту. Эндуро – гонка-спринт, не обусловленная определенной трассой. Обычно есть место старта и финиша, а как добираться до конца – дело спортсмена. Чтобы обеспечить безопасность гонщиков нужно правильно подобрать экипировку.

Экипировка для кросса и эндуро

Производство обмундирования для мотоспорта развивается огромными темпами. С каждым годом появляются все новые, более надежные изделия. Условно, снаряжение можно разделить на две группы: основную, вспомогательную.

К первой относятся:

  • Мотоботы.
  • Защита коленей.
  • Защита торса.
  • Шлем.

Эти элементы призваны защитить части тела, которые первыми пострадают во время аварии.

Вспомогательное снаряжение включает:

  • Штаны.
  • Перчатки.
  • Комбинезон.

Мотоботы

Этот элемент экипировки рекомендуется выбирать по цене – чем дороже, тем лучше. Экономить средства в данной ситуации нелогично. Более дешевые мотоботы не обеспечат защиту от воды, будут неудобны при езде и быстро потребуют замены, что приведет к дополнительным затратам. Проще сразу купить более дорогой товар.

мотоботы

При выборе стоит акцентировать внимание на вспомогательные части мотоботов:

  • Шарнир – его присутствие обязательно.
  • Наличие съемного сапога и возможность заменить подошву. В гонке, при поворотах спортсмены используют ноги для более точного выполнения маневра. Со временем, после таких манипуляций, подошва стирается, поэтому ее приходится менять.
  • Надежность креплений. Мотоботы должны плотно сидеть на ноге, но не передавливать ее.

Протектор подошвы не должен быть чересчур глубоким. Это затруднит перемещение ноги при переключении скоростей.

Защита коленей

Наколенник мотоциклиста имеет продолговатый вид, а в ходе использования составляет одно целое с голенью стопы. Допустимо применять более дешевые, менее функциональные модели. Они сконструированы без шарниров или гибких элементов. Одевая наколенник, сгибать/разгибать ногу становится трудно. Такая броня подойдет для мотокросса.

наколенники мотоцикл

Этот элемент экипировки при занятии эндуро потребует более совершенной конструкции – наличие тех самых шарниров или гибких элементов в области коленей. Во время гонки по пересеченной местности приходится некоторые участки преодолевать пешком, ведя мотоцикл сбоку. Для этого требуется, чтобы наколенники не стесняли движения.

Существует три вида наколенников:

  1. Для начинающих. Это модели отлично подходят при мотокроссе. Они обеспечивают должную защиту, а стоят недорого.
  2. Полупрофессиональные. Наколенники, имеющие шарниры, которые гарантируют определенную гибкость суставов, что избавит от соответствующих травм. Изготавливается из пластика или легкого металла.
  3. Брейсы. Профессиональная экипировка для эндуро обязательно должна включать этот элемент. Наколенники имеют жесткую устойчивую конструкцию, плотно охватывая ногу, тем самым фиксируя суставы. Гибкость обеспечивается с помощью шарниров. Особенно популярны изделия из карбона – прочного и легкого материала, который надежно защитит колено, не ограничивая гонщика в движении.

Защита торса

Представить экипировку для занятий мотокроссом или эндуро без защиты торса сложно. Ведь при ударе об руль или падении могут пострадать грудная клетка, ребра, восстановление которых отнимает много времени, за которое спортивная форма будет потеряна.

krossovyy-pantsir-s-zaschitoy-shei-87833-large

Эндуро – экстремальный вид гонок. При движении по пересеченной местности спортсмену угрожает масса опасностей. Поэтому защиту нужно выбирать максимально надежную. Для занятия эндуро подходит два вида экипировки: панцирь и моточерепаха. Первый вариант более облегченный. Мотоэкипа такого вида не защищает локти и плечи – придется покупать эти элементы отдельно. Рекомендуется приобретать изделия одной фирмы.

Моточерепаха – комплексная защита торса. Она компактна, не создает помех. Такая броня является самой предпочтительной при занятии эндуро.

Во время мотокросса нет нужды использовать слишком массивную броню. При прохождении трассы гонщик должен круг за кругом выполнять сложные маневры, перенося центр тяжести. Перебор с обмундированием лишит гонщика подвижности. Поэтому используют легкие панцири без рукавов и защиты плеч.

Шлем

Первое на что обращают внимание при покупке шлема – размер. Примеряют снаряжение сразу на месте, выбирая наиболее подходящее. Можно заранее подготовиться, чтобы поход в магазин был ненапрасным. Для этого портняжным метром, на 1,5 – 2 сантиметра выше бровей и над ушами измеряют обхват головы. Получившийся результат сверяют с размерной сеткой конкретного производителя.

шлемы кросс эндуро

Шлемы отличаются (в зависимости от производителя) комфортом, качеством вентиляции, весом. Оптимальное сочетание массы и защиты обеспечивают изделия из карбона. Вместе со шлемом приобретают очки. Они бывают нескольких видов, в зависимости от погодных условий. Для эндуро подойдут модели из прозрачного стекла. При мотокроссе рекомендуется использовать монохроматические очки. Там используются стекла, которые меняют прозрачность в зависимости от освещенности. Следует выбирать изделия, оборудованные перемоткой. Это механизм, который позволит по ходу гонки очищать очки от грязи и пыли. Принцип работы прост. По обеим сторонам окуляров установлены катушки – одна с отрывной лентой, другая нет. Когда на очки попадает грязь, гонщик дергает за ручку. Тогда лента с одной катушки наматывается на другую, тем самым очищая линзы.

Для полной защиты лица во время эндуро нужно использовать шлем с визором. При прохождении трассы могут на пути гонщика встречаться мелкие ветки и камни, вылетающие из-под колес. Очки не обеспечат должной защиты. Только эндуро шлем с визором станет залогом безопасной езды, при которой голове и лицу гонщика ничего угрожать не будет.

Вспомогательная экипировка

Что же касается вспомогательного обмундирования, то тут следует выбирать, ориентируясь на удобство. Единственное что стоит учесть – не покупать экипировку из скользящей ткани. Это нужно, чтобы крепления защитных элементов плотно держались при выполнении разнообразных маневров.

Похожие статьи

zextrem.com

Эндуро-экипировка. Для чего нужна, какую выбрать и как выбирать? / Блог им. Master / МотоЭндуро в Беларуси

Дорогие райдеры! Уже не первый раз мне задают вопрос с просьбой подсказать, какую экипировку лучше использовать в условиях эндуро. Сразу оговорюсь, что для каждого человека есть своё понятие эндуро. Однако, если ваше понимание эндуро примерно совпадает с моим — прыжки через брёвна и шины, заезды на крутые горки, преодоление сложной песчаной местности и серьёзных лесных завалов, скоростные прохваты по лесным тропам и гравейке, езда по очень скользкому покрытию, в том числе по грязи и через броды — то из своего опыта я могу подсказать, что лучше защитит вас.

Итак, начнём!

Шлем
Это самая важная и основная защита для каждого мотоциклиста. Шлемов бывает очень много, но для нашего дела подходят только эндуро и кроссовые шлемы. Это очень прочные шлемы, которые максимально защищают нас в условиях, в которых мы ездим. Козырёк защищает нас от сыплющейся сверху грязи и от солнца, нижняя вытянутая «челюсть» шлема защищает нас при «лицевых» падениях, полётах через руль, а также позволяет фиксировать очки и т.д.

Моим первым шлемом был эндуро-шлем M4U с визором:

Этот шлем мне очень понравился. Он хорошо и плотно сидел на голове и был особенно хорош на скоростных участках и в прохладное время года. Спустя какое-то время я пришёл к выводу, что визор большую часть поездки у меня открыт, а следовательно, он мне не особо нужен. Также он мне иногда мешал даже в открытом состоянии, особенно на узких тёмных лесных участках и при прыжках через брёвна. Я решил перейти на кроссовые шлемы с очками и приобрёл себе шлем LS2 Dirty Racers:

Шлем мне очень понравился, хотя имел один недостаток — внутренняя съёмная левая подушка постоянно царапала мне до крови ухо острым пластиком, когда я снимал шлем. Этот момент в шлеме я исправил (подточив и обработав пластик подушки) и шлем стал практически идеальным. Однажды я заметил, что на сильных кочках и прыжках через крупные брёвна шлем стал немного ёрзать, доставляя неудобства. Размер шлема был «L», как и у прошлого моего шлема. Мог ли я не замечать такое ёрзание шлема раньше? Мог. А может быть подсели подушки шлема. Сложно было утверждать однозначно. Но пришло время покупать новый шлем, так как шлем должен сидеть на голове очень плотно! Почитав отзывы в интернете, послушав рассказы мотокроссменов и пощупав «вживую» несколько моделей, я остановил свой выбор на шлеме Airoh:

Этот шлем сел на голову «как влитой». Единственный недостаток — сложновато снимать из-за его специфической формы, старающейся повторить овал головы до самого низа. Эта специфика шлема позволяет как раз таки ему очень здорово и плотно держаться на голове. Поэтому, лучше уж испытывать удовольствие при езде и неудовольствие при снимании шлема, чем наоборот. Также у шлема есть очень, на мой взгляд, полезная штука — лицевая часть (назовём её «носом») выполнена в такой форме, что очки упираются не в наш нос, а в нос шлема, что позволяет оставаться нашему носу не зажатым очками, тем самым оставляя нам возможность дышать! В других шлемах очки ни во что не упирались и падали прямо на нос со всеми вытекающими последствиями.

При подборе шлема помните главное — он должен очень плотно сидеть на голове, практически сжимать вашу голову (без фанатизма, конечно). Если шлем хоть чуть-чуть ёрзает, знайте, это на ваша модель или не ваш размер! Лучше потратить время на поиски шлема, чем купить не подходящий вам по размеру. Также помните, что со временем подушки шлема хоть немного, но «подсядут», поэтому Ваш плотный шлем сегодня может оказаться не таким плотным уже через месяц.

Черепаха
Черепаха — это комплексная защита вашего тела, а именно: грудь, спина, плечи и локти. В условиях эндуро я рекомендую использовать именно черепаху. Защита, которую используют в мотокроссе, менее эффективна в условиях эндуро. Дело в том, что моткросс проходит на открытых площадках и хоть там падения часты и неизбежны, но почти всегда есть пространство, куда можно приземлиться райдеру. В условиях эндуро пространства зачастую не бывает, так как впереди нас поджидает либо дерево, либо серьёзный овраг, а времени, чтобы успеть сгруппироваться и удачно шлёпнуться — нет! Поэтому экипировка эндуро защищает лучше. Конечно, есть в ней и минусы — она очень жаркая. Но лучше вспотеть и отделаться синяком, чем остаться холодным во всех смыслах этой фразы. ;) Я использую черепаху Acerbis с первого моего дня занятия эндуро:

Данная черепаха имеет прочный панцирь, спрятанный в пластик. Также данная черепаха защищает наши руки от попадания веток, которые очень часто безжалостно хлещут нас на лесных дорогах. Разумеется, будет всё равно больно, но не так, как если бы мы получили веткой по голой руке.

Наколенники
Этой частью защиты некоторые начинающие райдеры совершенно пренебрегают, считая, что эта часть защиты лишняя. Однако, я могу точно сказать, что наколенники — это очень важная часть защиты. Наши колени имеют очень сложную структуру (чашки, хрящи, миниски, связки и т.д.). Повредив один раз колено можно на всю жизнь остаться хромым и забыть не только про мотоцикл, а про многие другие активные виды спорта и отдыха. Падая с мотоцикла, как правило, мы приземляемся на колени или хотим так приземлиться из-за нашей физиологии. В результате, падая даже на землю средней мягкости, можно получить приличный ушиб! А если земля будет твёрдой или на земле будет какой-то предмет или этим предметом окажется мотоцикл? Результат такого удара будет очень плачевным. Поэтому, безо всяких раздумий покупаем наколенники и надеваем их КАЖДУЮ поездку! Я использую наколенники Acerbis: Эти наколенники показали себя с очень хорошей стороны. Из минусов я бы выделил постоянно растягивающиеся ремешки — лучше всего их заменить на ремешки-липучки.
Мотоботы
Мотоботы рекомендую покупать кроссовые — они дубовые и спасут ногу даже при невероятно сильном падении или попадании в ногу некоего предмета (бревна, камня и даже мотоцикла). Эндуро-боты намного мягче кроссовых. В них удобнее переключать передачи и передвигаться пешком. Но в условиях жёсткого эндуро я бы не считал это достоинствами, так как нам нужна максимальная защита и мы не ходим, а ездим. Я использую кроссовые мотоботы TCX PRO 2.1:

Эти мотоботы проявили себя очень достойно и однажды спасли мне ногу! Из недостатков я бы выделил недостаточную длину среднего ремешка (второй сверху). Я использую 45-ый размер мотобот (мой размер ноги 42.5) и при надевании наколенников средний ремешок приходится застёгивать, серьёзно применяя силу. Если есть возможность удлинить средний ремешок, сделайте это обязательно! Если такой возможности нет, тогда сначала застёгивайте все остальные ремешки, а средний в самом конце. С трудом, но всё же сможете застегнуть.

Перчатки
Этот вид защиты также необходим. Перчатки защищают нашу кожу от кровавых мозолей — да-да, при активной езде мы мгновенно сдираем свою кожу о шершавые грипсы и о дальнейшей поездке можно забыть. Перчатки также бывают эндуро и кроссовые. Отличаются они тем, что кроссовые перчатки очень тонкие и не имеют защиты костяшек, а эндуро — напротив, более плотные и с защитой костяшек. Какие перчатки выбрать — здесь уже личное дело каждого. Я сначала использовал эндуро-перчатки, но рука очень быстро потела, а также в таких перчатках мне было достаточно сложно выжимать сцепление одним пальцем. В результате, я перешёл на кроссовые перчатки. Однако, отсутствие защиты костяшек в таких перчатках очень часто даёт о себе знать — почти в каждой поездке я сбиваю то одну, то другую костяшку о различные ветки, деревья и прочие «придорожные» элементы. Разумеется, это всё при наличии защиты рук/ручек на руле. Без такой защиты всё было бы гораздо хуже.

Эндуро-перчатки

Кроссовые перчатки

Вот и всё, пожалуй. Напоследок хочу сказать — берегите себя. Помните, что вас кто-то любит и ждёт. Пользуйтесь экипировкой в любой поездке на мотоцикле!

Вадим Master

motoenduro.by