Какой арабский узор изображен на шлеме Александра Невского. Шлем александра невского арабская вязь
Шлем Александра Невского . Чёрт побери
В Оружейной палате Московского Кремля под инвентарным номером 4411 хранится воинский головной убор, украшенный золотым орнаментом и драгоценными камнями. До середины XIX века его демонстрировали с указанием, что это шлем святого великого князя Александра Невского. Изображение шлема даже попало на герб Российской империи — несмотря на то что среди украшающей его христианской символики выделяется арабская вязь со строкой из Корана. Но каким образом эта надпись оказалась на головном уборе православного князя?
Шапка ерихонская
Внешний вид шлема очень примечателен. Он выкован из красного железа и покрыт растительным золотым орнаментом. На нем размещены 95 алмазов, 228 рубинов и 10 изумрудов, с трех сторон насечены золотом короны с крестами. Над передней задвижкой, защищающей нос, располагается изображение архангела Михаила.
Арабская надпись представляет собой 13-й аят 61-й суры Корана и переводится так: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы». Даже без тщательной экспертизы заметно, что христианские изображения на шлеме появились позже данной надписи — некоторые из них слегка накладываются на нее сверху.
В сохранившейся описи царской оружейной казны от 1687 года шлем назван «шапка ерихонская» с припиской «Микитина дела Давыдова». То есть создателем головного убора указан мастер Никита Давыдов, работавший в Оружейной палате Московского Кремля с 1613 по 1664 год. В других исторических документах отмечено, что шлем был преподнесен в дар царю Михаилу Федоровичу, первому из династии Романовых, и упоминается дата этого события — 1621 год.
Но почему же владельцем головного убора называют Александра Невского, жившего намного раньше, в XIII веке?
Смерть великого князя
Историки Российской империи ссылались на легенду, согласно которой ерихонская шапка царя Михаила Федоровича была перекована из шлема святого великого князя.
В 1262 году в русских городах Владимир, Суздаль, Ростов и Ярославль начались восстания против татаро-монгольского правления, в ходе которых убили ордынских откупщиков дани. В это же время хан Берке, готовившийся к борьбе с Ираном, объявил военный набор среди жителей России. Великий князь Александр Ярославич, передав власть сыновьям, поехал к хану улаживать оба важнейших политических вопроса.
Его визит затянулся почти на год. Князю удалось уговорить хана не разорять мятежные города и отказаться от призыва российских воинов. Но, находясь в Орде, Александр Ярославич заболел (по некоторым данным, его отравили). На обратном пути он доехал до Городца Волжского (или Мещерского) недалеко от Нижнего Новгорода и там в Федоровском монастыре осенью 1263 года скончался, перед смертью приняв схиму под именем Алексий. Его тело было перевезено и похоронено в монастыре Рождества Богородицы во Владимире (в 1724 году мощи святого князя по приказу Петра I перезахоронили в Санкт-Петербурге).
Далее в легенде наблюдается некоторая нестыковка — потому что, согласно преданию, шлем великого князя был перевезен в Москву и позже оказался в Оружейной палате. Хотя Москва только через 100 лет после смерти Александра Невского стала центром Российского государства, а Оружейная палата впервые упомянута в документах как Оружейный приказ вообще только в 1547 году!
Где все это время находился шлем великого князя — неизвестно. Но данную легенду активно поддерживали представители царского дома Романовых. Делалось это сразу по двум причинам: во-первых, головной убор Александра Ярославича, переделанный для царя Михаила Федоровича, символизировал преемственность двух династий — Рюриковичей и Романовых. А во-вторых, вещь, когда-то принадлежавшая канонизированному в 1547 году и ставшему святым Александру Невскому, в глазах народа, несомненно, налагала отпечаток святости и на ее последующих владельцев.
Артист на ордене
Никаких документов о судьбе вещей князя Александра Ярославича не сохранилось. Российские историки долгое время придерживались версии, что шлем мог храниться в Федоровском монастыре — поскольку на Руси при принятии схимы надо было отдавать храму все личное имущество, — и спустя несколько столетий его передали в Оружейный приказ.
До середины XIX века считалось, что шлем был выкован в Золотой Орде, а арабскую надпись объясняли тесными связями Александра Невского с ее правителями. Когда-то его отец, Ярослав Всеволодович, отдал малолетнего сына на воспитание хану Батыю — это было одним из условий утверждения Ярослава на великое княжение. Александр вырос в ханской семье и даже побратался на крови с Сартаком, сыном Батыя, так что ему, несомненно, было известно значение арабской надписи.
Утверждение, что ерихонская шапка когда-то принадлежала святому князю, казалось бесспорным, и ее изображение попало не только на большой герб Российской империи, но и на учрежденный в 1725 году орден Святого Александра Невского. Знак награды представлял собой крест, в центре которого находился круглый медальон с изображение князя на коне. Фигура была очень мелкой, из- за чего черты лица вышли непроработанными, но шлем получился очень узнаваемым.
После Октябрьской революции эта награда была отменена, но в 1942 году ее учредили вновь — для награждения высшего командного состава. Эскиз разрабатывал художник Иван Телятников. Поскольку прижизненных изображений Александра Невского не сохранилось, он воссоздал на ордене образ, созданный артистом Николаем Черкасовым в вышедшем в 1938 году фильме режиссера Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Соответственно, шлем великого князя стал другим, таким, как в кинокартине, — с большой надлобной иконой и без исламской надписи.
Арабский как второй церковный язык?
В середине XIX века историки пришли к единодушному выводу — ерихонская шапка царя Михаила Федоровича не является головным убором Александра Невского и создана в XVII веке (уже в советское время этот факт подтвердила тщательная научная экспертиза). Но ученым Российской империи не хотелось, чтобы такой яркий образец оружейного искусства считался творением зарубежных мастеров. Экспонат Оружейной палаты получил название «Шлем булатный работы Никиты Давыдова» и датировку — 1621 год. Исламскую надпись объясняли тем, что в начале XVII века арабский язык использовался на Руси для некоторых обрядов и в качестве второго церковного языка.
При этом исследователи ссылались на огромное количество хранящихся в разных музеях оружия и украшений, на которые нанесены арабские надписи. Например, на одной из богато инкрустированных сабель есть исламское изречение, которое можно перевести как «Во имя Бога, благого и милосердного». На шлеме царя Иоанна Грозного, из-за формы также названного ерихонской шапкой, по окружности семь раз повторяются арабские слова «Аллах Мухаммед». Исламская надпись присутствует даже на митре православного епископа, которая хранится в музее Троице-Сергиевой лавры, — она размещена под драгоценным камнем, расположенным рядом с православным крестом.
Подобной точки зрения придерживались и советские исследователи середины XX века (в частности, Ф. Я. Мишутин и А. В. Писаревская): шлем царя Михаила Федоровича изготовлен русским мастером Никитой Давыдовым, а исламская надпись сделана, исходя из существующих в то время военных и религиозных традиций. Но если принять версию об арабском языке как втором церковном, почему на шлеме нет кириллической надписи, относящейся к основному церковному языку? И главное — почему на головном уборе нанесена цитата не из Библии, а из Корана?
Полотно за работу
В красочном альбоме «Государственная Оружейная палата» (авторы И.А. Бобров- ницкая, Л.П. Кириллова и др., год издания — 1990-й) приводится другая точка зрения. Исследователи считают, что русские мастера XVII века попросту копировали восточное оружие вместе с надписями на нем. По их мнению, шлем, который когда-то приписывался Александру Невскому, Никита Давыдов создавал с некоего несохранившегося образца, воспроизведя арабскую вязь и в дополнение украсив православной символикой.
Загадка ерихонской шапки царя Михаила Федоровича была раскрыта только в конце XX века, когда в исторических архивах отыскали лист из книги Казенного приказа, датированный 1621 годом, — о выдаче мастеру Никите Давыдову нескольких аршинов тканей, которые государь пожаловал ему за то, что он «венцы, мишени и науши наводил золотом» (венец — верх шлема, мишень — отдельный орнамент, науши — пластины для защиты ушей). Таким образом, русский мастер совершенно очевидно не изготавливал головной убор, а лишь дополнил и украсил его.
Дальше все достаточно просто и понятно. Само словосочетание «ерихонская шапка» указывает на ближневосточный город Иерихон — то есть шлем, как и многое другое оружие, был выкован на Ближнем Востоке, скорее всего — в Иране. Восточный булат в Средние века очень ценился — и надписи на арабском языке бережно сохранялись и служили чем-то вроде клейма качества.
Подлинный шлем Александра Невского пока так и не обнаружен. Но можно вспомнить, что осенью далекого 1808 года возле села Лыково Владимирской губернии крестьянка Ларионова нашла головной убор, принадлежавший отцу святого князя Ярославу Всеволодовичу (в этих местах в 1216 году была битва на реке Липице — одно из междоусобных сражений сыновей Всеволода Большое Гнездо за владимирский престол). Именно он послужил прообразом княжеского шлема в фильме Сергея Эйзенштейна и на советском боевом ордене. Так что есть надежда, что когда-нибудь найдется и головной убор Александра Невского. И, может быть, даже не один.
Анастасия Бабановская
chert-poberi.ru
откуда арабская вязь на шлеме православного князя?
Тайны любят окружать не только живых существ, но и неодушевленные предметы. Шлем Александра Невского, который хранится в Оружейной палате Московского Кремля, из этого числа. Это, конечно, не Святой Грааль, но загадок в нем не меньше.
Красиво, очень красиво… Такой убор мог венчать голову Рюриковича, истинного Избранника. Все к одному: красное железо, форма в виде купола храма, образ архистратига Михаила Архангела на носовой стрелке, призванный дрогнуть руку врага с вознесенным мечом, золотая насечка, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг… И вдруг – арабская вязь! На шлеме православного князя! Что это? 13-й стих 61-ой суры Корана: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы».
Историки и коллекционеры всему найдут объяснение. В горизонте собственной эрудиции, опыта, сновидений, обсессий… Они любят логику. Логику педагогов начальных классов, разъясняющих школярам невозможность существования призраков.
Согласно легенде шлем Невского был перекован в XVII веке специально для Михаила Федоровича, первого царя от Романовых. Придворный мастер Никита Данилов дополнил его драгоценными камнями. Обновленный шлем получил имя «Ерихонская шапка царя Михаила Федоровича». Никакой модернизации здесь не было – шлемы на Руси было принято так называть, поскольку русские монархи со времен Ивана Грозного любили сравнивать себя с Иисусом Навином, ветхозаветным царем, взявшим Иерихон.
В XX веке историки не поверили в легенду, усомнившись, что шлем когда-то принадлежал Александру Невскому. Подвергнув булатный головной убор бесчисленным экспертизам и анализам, ученые пришли к выводу, что «Ерихонская шапка» была выкована на Востоке (откуда арабские надписи) в XVII веке. Затем с оказией шлем оказался у Михаила Федоровича, где подвергся «христианскому тюнингу».
Правда, никто не объясняет, а почему царь не распорядился убрать «басурманское письмо»? По халатности? Вряд ли. По незнанию? Едва ли. При царском дворе всегда было немало татар, знакомых с арабской каллиграфией.
Интересно, что арабская вязь украшала и шлем Ивана Грозного, а также других родовитых персон средневековой Руси. Конечно, можно говорить, о том, что это были трофеи. Но сложно представить, чтобы регламентированный Иван IV водрузил на свою венценосную голову бывший в употреблении шлем. Причем в употреблении у «басурмана»…
С большой долей вероятности царственные владельцы «ерихонских шапок» знали происхождение и перевод «арабских узоров». Но при этом проявляли толерантность к присутствию на собственных шлемах. Возможно, выгравированным сурам из Корана придавалось какие-то магические свойства – этакой «графической» иерихонской трубы, разрушающие стены крепостей не звуком, а письменами.
Источник
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
7lostworlds.ru
Какой арабский узор изображен на шлеме Александра Невского
Тайны любят окружать не только живых существ, но и неодушевленные предметы. Шлем Александра Невского, который хранится в Оружейной палате Московского Кремля, из этого числа. Это, конечно, не Святой Грааль, но загадок в нем не меньше.
Красиво, очень красиво... Такой убор мог венчать голову Рюриковича, истинного Избранника. Все к одному: красное железо, форма в виде купола храма, образ архистратига Михаила Архангела на носовой стрелке, призванный дрогнуть руку врага с вознесенным мечом, золотая насечка, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг… И вдруг – арабская вязь! На шлеме православного князя! Что это? 13-й стих 61-ой суры Корана: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы».
Историки и коллекционеры всему найдут объяснение. В горизонте собственной эрудиции, опыта, сновидений, обсессий… Они любят логику. Логику педагогов начальных классов, разъясняющих школярам невозможность существования призраков.
Согласно легенде шлем Невского был перекован в XVII веке специально для Михаила Федоровича, первого царя от Романовых. Придворный мастер Никита Данилов дополнил его драгоценными камнями. Обновленный шлем получил имя «Ерихонская шапка царя Михаила Федоровича». Никакой модернизации здесь не было – шлемы на Руси было принято так называть, поскольку русские монархи со времен Ивана Грозного любили сравнивать себя с Иисусом Навином, ветхозаветным царем, взявшим Иерихон.
В XX веке историки не поверили в легенду, усомнившись, что шлем когда-то принадлежал Александру Невскому. Подвергнув булатный головной убор бесчисленным экспертизам и анализам, ученые пришли к выводу, что «Ерихонская шапка» была выкована на Востоке (откуда арабские надписи) в XVII веке. Затем с оказией шлем оказался у Михаила Федоровича, где подвергся «христианскому тюнингу».
Интересно, что арабская вязь украшала и шлем Ивана Грозного, а также других родовитых персон средневековой Руси. Конечно, можно говорить, о том, что это были трофеи. Но сложно представить, чтобы регламентированный Иван IV водрузил на свою венценосную голову бывший в употреблении шлем. Причем в употреблении у «басурмана»…
С большой долей вероятности царственные владельцы «ерихонских шапок» знали происхождение и перевод «арабских узоров». Но при этом проявляли толерантность к присутствию на собственных шлемах. Возможно, выгравированным сурам из Корана придавалось какие-то магические свойства – этакой «графической» иерихонской трубы, разрушающие стены крепостей не звуком, а письменами.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Арабская вязь на шлеме александра невского
Кто ковал шлем Александру Невскому?
Лариса Студеникина
Под покровительством бога Сварога
В Московской Оружейной палате хранится шлем Александра Невского. Величественный головной убор истинного воина, увенчанный исполненным золотом растительным орнаментом, жемчугом и драгоценными камнями (всего на шлеме 95 алмазов, 228 рубинов и 10 изумрудов). Но кто же автор этого поистине «ерихонского» шедевра – до сих пор неизвестно. Да и арабская вязь среди традиционно русских рисунков, христианского образа архистратига Михаила на носовой стрелке, гласит: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы» (стих 13 61-ой суры Корана), вызывая недоумение у всех, кто когда-либо пытался разгадать её тайну.
Согласно легенде, шлем Александра Невского в XVII веке был приукрашен и поднесен царю Михаилу Федоровичу. Придворный мастер Никита Д. дополнил его драгоценными камнями. После реставрации шлем получил имя «Ерихонская шапка царя Михаила Федоровича». Русские монархи со времен Ивана Грозного сравнивали себя с Иисусом Навином, победившим Иерихон. Но мог ли православный мастер начертать на шлеме арабскую вязь? Вряд ли.
В XX веке историки подвергли шлем различным экспертизам и объявили, что «Ерихонская шапка» была выкована на Востоке (откуда и арабские надписи) в XVII веке. Затем каким-то образом шлем оказался у Михаила Федоровича. Спрашивается, зачем привозить красный булат с Востока, если у самих железа не перековать, а мастеров – целые слободы, и каждый готов отличиться для любимого князя. Да, и никто из экспертов не объясняет, почему царь не распорядился убрать «басурманское письмо»? По незнанию? Едва ли. При царском дворе всегда было немало мудрецов, знавших чужеземные тайны.
Арабская вязь украшала не только шлем Александра Невского, но также присутствовала на шлеме Ивана Грозного, других родовитых персон средневековой Руси. Возможно ли, чтобы вооцерквленные христиане водружали на свои венценосные головы мусульманские символы, не глядя? Царственные особы и другие владельцы «ерихонских шапок» не могли не знать, что у них «на лбу написано», равно как и о происхождении надписей. Что же заставляло русских князей, христиан, поклоняться арабской вязи, до сих пор остается загадкой.
"Восточный орнамент с растительными мотивами"- так описывает изделие метр Оружейной палаты Ф. Мишуков и отдает авторство златокузнецу «Н.Д.», совершенно не поясняя, почему он решил, что шлем изготовил именно этот мастер. Забавно, что на шлеме нет ни имени Никиты Д., ни какого-либо другого имени.
Для того, чтобы хоть чуточку приоткрыть завесу тайны над загадочным артефактом, обратимся к истории кузнечного дела. Холодная ковка возникла у индейцев Северной и Южной Америки до 16 века до н.э. Позже, в 4-3 вв. до н.э. появилась горячая ковка: в Иране, Месопотамии, Египте. Древние кузнецы работали с особым видом сырья — болотной рудой, сохранившей промышленное значение вплоть до XVIII в. Болотная (озерная, дерновая, луговая) руда — бурый железняк органического происхождения (железистые отложения на корневищах болотных растений) — содержит от 18 до 40 % железа (черного оксида). Формула этого вещества 2Fe2O3-3h3O.5 По своим технологическим качествам болотная руда была наиболее подходящим сырьем для примитивной металлургии, так как восстановление железа из руды начиналось при температуре всего 400°.
Все русские земли, на которых жили древние племена, а позднее раскинулись русские княжества, лежали на рудных месторождениях, и кузнецы почти повсеместно были обеспечены сырьем. Найти железную руду было не труднее, чем залежи гончарной глины. Болотная руда сохранила свое значение для металлургической промышленности до XVIII века. По внешнему виду болотная руда представляла собой плотные тяжелые землистые комья красно-рыжего цвета, иногда она залегала в земле слоями около 30 см толщиной, иногда — выходила в разрез берегов рек или озер. На дне болот и в озерах ее разведывали шестом-щупом («рожном»), а добывали с плотов или лодок черпаками с длинной рукоятью. Добыча железной руды производилась в августе, затем ее сушили, обжигали на кострах, а осенью или зимой приступали к выплавке.
Считалось, что кузнецы находились под покровительством бога Сварога.
В средние века кузнечное дело вышло на высокий уровень. В Новгороде и Москве стали возникать кузнечные корпорации, кузнецы селились «артелями», образуя слободы (Кузнецкий мост в Москве, Кузнецкая слобода в Старице).
Таким образом, шлем ковали на территории русских земель, но мастера, не иначе как потомственные, тщательно скрывали свое родовое происхождение.
В 15-19 вв. кузнечное ремесло в России специализировалось, например фонари, ограды, решётки, ворота ковали лучше в Петербурге (Царское село) и Верее. «Черный Смит» и первые металлурги
По официальной версии кузнечное дело возникло у индейцев Северной и Южной Америки примерно в 16 веке до нашей эры. Но тогда между словами «кузнец, кузнь, казнь, ковать, ковка, кузница» в английском языке должны были сохраниться общие корни. Что же на самом деле? В английском переводе слово «кузнец» – это «Черный Смит» — «black smith», что свидетельствует лишь об отголосках работорговли, с которой в Америку и англоязычные страны поступали кованые изделия. В Древней Греции мы так же не находим исторических корней кузнечного дела, на греческий язык слово «кузнец» переводится как «металлург». Черкесы снаряжали торговые караваны по всему миру, продавая, в том числе, и булат, но и в языках коренных кавказских народов не прослеживается такая тесная коренная связь вышеназванных слов, как в русском языке. Словом «кузнь» на Руси назывались все металлические изделия – дело рук кузнеца, а кузнецами — мастера по металлу. Причем, в древности гласные буквы в словах опускались, согласные разделялись твердым знаком, и прочитать слово «къзънь» можно было и как «кузнь», и как «казнь», и как «казна».
Археологи нашли на всей территории России немало курганов дославянского происхождения. С антропологической точки зрения древние заселения Московской и прилегающих областей в так называемый курганный период свидетельствовали о том, что население средней России было представлено людьми, а не человекообразными существами. Это были очень умелые, смекалистые, сильные люди, и даже фенотипически немного отличались от современного человека формой головы и крепостью скелета. В их курганах археологи нашли изделия из кожи и ткани, как грубой, так и парчи, медные перстни и проволоку, другие изделия из металла, бубенчики, минералы, стеклянные бусы. Об этом свидетельствовал русский антрополог А.П. Богданов в своем научном труде «Материалы для антропологии курганного периода в Московской губернии», вышедшем в Москве в 1867 году.
Наряду с перечисленными находками, в захоронениях были найдены горшки из черной глины, по-видимому, окрашенной оксидом железа.
Недалеко от г. Вереи, в селе Крымское, в 19 веке проводил раскопки известный Анатолий Богданов. Курганы в этой местности песчаные, и многих из них еще не коснулась археологическая наука.
Египетские «кузни», или почему утонул фараон
Вернемся к дате, упоминаемой в официальных источниках, и посмотрим, какие события сопутствовали 16 веку до нашей эры. Обнаружим сразу, что примерно этим временем датируется потоп, указанный в библейском повествовании, как Всемирный. Но такой ли уж «всемирный», если в Египте, как утверждают археологи, нет захороненных один над другим городов, как в Месопотамии, вследствие чего историкам очень трудно определить, какой фараон или какой памятник существовал раньше другого.
Следовательно, потоп был не «Всемирный», и, возможно, не единственный, во всем мире произошло несколько потопов, в том числе и на Русской равнине. Наиболее вероятной причиной представляется вскрытие природных хранилищ пресной воды, находившихся под железорудными месторождениями. Как только первые люди научились добывать болотную руду и получили первые металлические изделия, они стали добывать руду повсеместно и нарушили естественную защиту подземных водных хранилищ. Вода хлынула и затопила сушу. И, возможно, впервые это произошло на Русской равнине, из которой во все концы света потянулись мастера по металлу со своими знаниями и умениями. Пришли они и в Месопотамию, из которой затем – накануне библейского потопа – в Египет. Только в этом случае смекалистые «кузнецы» долины Ефрата и Тигра могли предвидеть потоп и уйти из Месопотамии в Египет накануне потопа.
Историк И.А. Крывелев в своей книге «Раскопки в «библейских» странах» пишет о том, что во времена правления фараона Тутмоса одно небольшое племя (семья) без определенной национальности попросила приюта у египетского владыки. На стенах древнеегипетских сооружений сохранились изображения труда белокожих людей под присмотром африканских слуг фараона, но нигде не назывались они рабами.
Прошло 400 лет, и плодовитое племя, работавшее на фараона, размножилось до двухмиллионного населения. Вместе со строителями работали и мастера по металлу, они изготовляли замки и петли для ворот. По всей вероятности, умные кузнецы получили предостережение от своих предков, и если бы добыча металла в Египте не прекратилась, он разделил бы участь ушедшей под воду Месопотамии. Но фараон не хотел отпускать работников, пожелавших покинуть Египет. Тогда под предводительством Моисея египетские рудокопы пошли на хитрость. Они пригрозили фараону бедствиями, которые Господь нашлет на Египет. Когда фараон отказался отпустить работников, свершилась первая «казнь» египетская – воды Нила окрасились в красный цвет. Известно, что бурый, красноватый, цвет воды появляется при подъеме рек, если по берегам расположены рудные месторождения. Например, река Руть (старое название Рудь) под Вереей всегда словно окрашена в красно-бурый цвет из-за руды.
Арабская вязь на экспонатах Оружейной палаты Кремля
Вторая и последующие «казни» являлись лишь следствием предыдущих, и Моисей умело «предсказывал» их фараону. Когда же число их дошло до десяти, фараон, наконец, поверил, и отпустил людей. И они пошли по болоту за Моисеем, в руках у которого был шест. Это говорит о том, что Моисей повел свой народ по тому пути, где рудокопы оставили нетронутыми запасы железной руды. Спустя некоторое время фараон раскрыл хитрость Моисея, но догнать и вернуть людей не сумел, потому что не знал, где можно было пройти по руде, и повел свое войско по болоту, утопив его в болотной трясине. Боги небес и земли
Это были «люди из шема». В шумерских текстах они именуются «богами небес и земли». Слово «шем» (shem) переводится обычно как «имя» и в библейских текстах встречается в сказаниях об «издревле славных людях». В соответствии с достоверными исследованиями, слово «шем» изначально происходит от слова «шамах», что в переводе означает «то, что в вышине», следовательно, его можно перевести, как головной убор славного воина. И даже целиком – облачение славных воинов. Это латы, шлемы, щиты, словом, металлические изделия, которые делают воина неуязвимым. «Люди из шема» — воины, снявшие свое воинское облачение. О наличии металла в облачениях древнего воина – «бога небес и земли» — свидетельствуют рельефные оттиски, изображающие «богов» внутри конусообразных камер – «шлемов». Откуда же в слове «шлем» появилась буква «л»? В результате раскопок в Месопотамии и Сирии оказалось, что корень «эл» входил в состав имен большого количества месопотамских и сирийских богов (множественная форма – Элохим), а имена шумерских богов очень близки к человеческим именам, упоминаемым в Ветхом завете. Следовательно, «богами небес и земли» в древнем Шумере называли людей в металлическом воинском облачении, а буква «л» закрепилась в слове «шлем» в память об этих «богах». Откуда же пришли в Шумер эти боги? При том, что пришли они в Шумер тогда, когда во всей Месопотамии, Африке и Америке кузнечное дело еще не упоминалось.
И здесь мы подошли к самому главному вопросу. Чью Родину защищали русские цари, водружая на головы безымянные шлемы, невзирая на Коран, языческие и христианские символы? Дмитрий Донской, Иоанн Васильевич, и даже поэт Александр Пушкин указывают нам на величественный, славный коренной народ, населявший русские равнины, когда здесь еще не было славян, кривичей, вятичей, исчезнувший под сенью древних курганов. Именно на кургане, под Рязанью, князь Дмитрий Донской сажает сосну после победы в Куликовской битве, подчеркивая свою благодарную память о коренном курганном народе, обучившем весь мир кузнечному ремеслу. В 1569 году царь Иоанн Васильевич, назвав Святою Синичью гору под Псковым, указывает устроить алтарь на вершине холма, на том самом месте, где росла сосна «с явленною иконой Одигитрии». И не те же ли курганы не давали покоя экс-президенту США Эйзенхауэру, который просил в 1956 году, чтобы спилили сосну, мешавшую ему играть в гольф… Сосна эта стоит на месте до сих пор.
Но только если русские цари укрепляли памятью безымянных предков свои венценосные головы, нынешние князьки, превратившие древние курганы в собственные делянки добычи недр, бросают эту память нам под ноги, засыпают в ямы фундаментов своих родовых имений. Конечно, согласно А.П. Богданову, «не курганные предки дают право народу на уважение, могут унизить или возвысить русский народ и ход его истории», но та глубокая духовная сила коренного народа русских равнин, которая была святыней для всех русских царей.
Кстати, если следовать русскоязычной общности слов, связанных с кузнечным делом, то родовые корни прародителя А.С.Пушкина Ибрагима Ганнибала в Эритрее («эритрея» в греческом переводе означает «красный»), следовало бы искать не в Лого Чова, а в Лого Кузаи около Хазому на длинной прибрежной верее.
© Copyright: Лариса Студеникина, 2014Свидетельство о публикации №214032402387
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении
Другие произведения автора Лариса Студеникина
Рецензии
Написать рецензию
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.
Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Лариса Студеникина
lezgidin.ru
Почему на шлеме Александра Невского была надпись из Корана?
Тайны любят окружать не только живых существ, но и неодушевленные предметы. Шлем Александра Невского, который хранится в Оружейной палате Московского Кремля, из этого числа. Это, конечно, не Святой Грааль, но загадок в нем не меньше. Такой убор мог венчать голову Рюриковича, истинного Избранника. Все к одному: красное железо, форма в виде купола храма, образ архистратига Михаила Архангела на носовой стрелке, призванный дрогнуть руку врага с вознесенным мечом, золотая насечка, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг… И вдруг – арабская вязь! На шлеме православного князя! Что это? 13-й стих 61-ой суры Корана: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы».
Историки и коллекционеры всему найдут объяснение. В горизонте собственной эрудиции, опыта, сновидений, обсессий… Они любят логику. Логику педагогов начальных классов, разъясняющих школярам невозможность существования призраков. Согласно легенде, шлем Невского был перекован в XVII веке специально для Михаила Федоровича, первого царя от Романовых. Придворный мастер Никита Данилов дополнил его драгоценными камнями. Обновленный шлем получил имя «Ерихонская шапка царя Михаила Федоровича». Никакой модернизации здесь не было – шлемы на Руси было принято так называть, поскольку русские монархи со времен Ивана Грозного любили сравнивать себя с Иисусом Навином, ветхозаветным царем, взявшим Иерихон. В XX веке историки не поверили в легенду, усомнившись, что шлем когда-то принадлежал Александру Невскому. Подвергнув булатный головной убор бесчисленным экспертизам и анализам, ученые пришли к выводу, что «Ерихонская шапка» была выкована на Востоке (откуда арабские надписи) в XVII веке. Затем с оказией шлем оказался у Михаила Федоровича, где подвергся «христианскому тюнингу». Правда, никто не объясняет, а почему царь не распорядился убрать «басурманское письмо»? По халатности? Вряд ли. По незнанию? Едва ли. При царском дворе всегда было немало татар, знакомых с арабской каллиграфией. Интересно, что арабская вязь украшала и шлем Ивана Грозного, а также других родовитых персон средневековой Руси. Конечно, можно говорить, о том, что это были трофеи. Но сложно представить, чтобы регламентированный Иван IV водрузил на свою венценосную голову бывший в употреблении шлем. Причем, в употреблении у «басурмана»… С большой долей вероятности царственные владельцы «ерихонских шапок» знали происхождение и перевод «арабских узоров». Но при этом проявляли толерантность к присутствию на собственных шлемах. Возможно, выгравированным сурам из Корана придавалось какие-то магические свойства – этакой «графической» иерихонской трубы, разрушающие стены крепостей не звуком, а письменами.
Источник: Почему на шлеме Александра Невского была надпись из Корана?
© Русская Семерка russian7.ru
https://cont.ws/post/476017
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
myhistori.ru
Какой арабский узор изображен на шлеме Александра Невского
Тайны любят окружать не только живых существ, но и неодушевленные предметы. Шлем Александра Невского, который хранится в Оружейной палате Московского Кремля, из этого числа. Это, конечно, не Святой Грааль, но загадок в нем не меньше.
Красиво, очень красиво… Такой убор мог венчать голову Рюриковича, истинного Избранника. Все к одному: красное железо, форма в виде купола храма, образ архистратига Михаила Архангела на носовой стрелке, призванный дрогнуть руку врага с вознесенным мечом, золотая насечка, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг… И вдруг – арабская вязь! На шлеме православного князя! Что это? 13-й стих 61-ой суры Корана: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы».
Историки и коллекционеры всему найдут объяснение. В горизонте собственной эрудиции, опыта, сновидений, обсессий… Они любят логику. Логику педагогов начальных классов, разъясняющих школярам невозможность существования призраков.
Согласно легенде шлем Невского был перекован в XVII веке специально для Михаила Федоровича, первого царя от Романовых. Придворный мастер Никита Данилов дополнил его драгоценными камнями. Обновленный шлем получил имя «Ерихонская шапка царя Михаила Федоровича». Никакой модернизации здесь не было – шлемы на Руси было принято так называть, поскольку русские монархи со времен Ивана Грозного любили сравнивать себя с Иисусом Навином, ветхозаветным царем, взявшим Иерихон.
В XX веке историки не поверили в легенду, усомнившись, что шлем когда-то принадлежал Александру Невскому. Подвергнув булатный головной убор бесчисленным экспертизам и анализам, ученые пришли к выводу, что «Ерихонская шапка» была выкована на Востоке (откуда арабские надписи) в XVII веке. Затем с оказией шлем оказался у Михаила Федоровича, где подвергся «христианскому тюнингу».
Правда, никто не объясняет, а почему царь не распорядился убрать «басурманское письмо»? По халатности? Вряд ли. По незнанию? Едва ли. При царском дворе всегда было немало татар, знакомых с арабской каллиграфией.
Интересно, что арабская вязь украшала и шлем Ивана Грозного, а также других родовитых персон средневековой Руси. Конечно, можно говорить, о том, что это были трофеи. Но сложно представить, чтобы регламентированный Иван IV водрузил на свою венценосную голову бывший в употреблении шлем. Причем в употреблении у «басурмана»…
С большой долей вероятности царственные владельцы «ерихонских шапок» знали происхождение и перевод «арабских узоров». Но при этом проявляли толерантность к присутствию на собственных шлемах. Возможно, выгравированным сурам из Корана придавалось какие-то магические свойства – этакой «графической» иерихонской трубы, разрушающие стены крепостей не звуком, а письменами.
labuda.blog
Почему на шлеме Александра Невского была надпись из Корана? | Блог vladimir
Тайны любят окружать не только живых существ, но и неодушевленные предметы. Шлем Александра Невского, который хранится в Оружейной палате Московского Кремля, из этого числа. Это, конечно, не Святой Грааль, но загадок в нем не меньше. Такой убор мог венчать голову Рюриковича, истинного Избранника. Все к одному: красное железо, форма в виде купола храма, образ архистратига Михаила Архангела на носовой стрелке, призванный дрогнуть руку врага с вознесенным мечом, золотая насечка, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг… И вдруг – арабская вязь! На шлеме православного князя! Что это? 13-й стих 61-ой суры Корана: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы».
Историки и коллекционеры всему найдут объяснение. В горизонте собственной эрудиции, опыта, сновидений, обсессий… Они любят логику. Логику педагогов начальных классов, разъясняющих школярам невозможность существования призраков. Согласно легенде, шлем Невского был перекован в XVII веке специально для Михаила Федоровича, первого царя от Романовых. Придворный мастер Никита Данилов дополнил его драгоценными камнями. Обновленный шлем получил имя «Ерихонская шапка царя Михаила Федоровича». Никакой модернизации здесь не было – шлемы на Руси было принято так называть, поскольку русские монархи со времен Ивана Грозного любили сравнивать себя с Иисусом Навином, ветхозаветным царем, взявшим Иерихон. В XX веке историки не поверили в легенду, усомнившись, что шлем когда-то принадлежал Александру Невскому. Подвергнув булатный головной убор бесчисленным экспертизам и анализам, ученые пришли к выводу, что «Ерихонская шапка» была выкована на Востоке (откуда арабские надписи) в XVII веке. Затем с оказией шлем оказался у Михаила Федоровича, где подвергся «христианскому тюнингу». Правда, никто не объясняет, а почему царь не распорядился убрать «басурманское письмо»? По халатности? Вряд ли. По незнанию? Едва ли. При царском дворе всегда было немало татар, знакомых с арабской каллиграфией. Интересно, что арабская вязь украшала и шлем Ивана Грозного, а также других родовитых персон средневековой Руси. Конечно, можно говорить, о том, что это были трофеи. Но сложно представить, чтобы регламентированный Иван IV водрузил на свою венценосную голову бывший в употреблении шлем. Причем, в употреблении у «басурмана»… С большой долей вероятности царственные владельцы «ерихонских шапок» знали происхождение и перевод «арабских узоров». Но при этом проявляли толерантность к присутствию на собственных шлемах. Возможно, выгравированным сурам из Корана придавалось какие-то магические свойства – этакой «графической» иерихонской трубы, разрушающие стены крепостей не звуком, а письменами.
Источник: Почему на шлеме Александра Невского была надпись из Корана?
© Русская Семерка russian7.ru
×cont.ws