ВАСКОВ: В колхозе работала? Лиза лизавета что не шлешь ты мне привета


В колхозе работала? — МегаЛекции

БРИЧКИНА: Работала. А больше отцу помогала. Он лесник, на кордоне мы жили.

ВАСКОВ: То-то крякаешь хорошо.

БРИЧКИНА: Засмеялась.

ВАСКОВ: Любят они смеяться, не отвыкли еще, - Ничего не заметила?

БРИЧКИНА: Пока тихо.

ВАСКОВ: Ты все примечай, Бричкина. Кусты не качаются ли, птицы не шебаршатся ли. Человек ты лесной, все понимаешь.

БРИЧКИНА: Понимаю.

ВАСКОВ: Вот-вот... Потоптался старшина: вроде все сказал, вроде дал указания, вроде уходить надо, а ноги не шли. Уж больно девка своя-то была, лесная, уж больно устроилась уютно, уж больно теплом от нее тянуло, как от той русской родимой печки, что привиделась ему сегодня в дреме.

- Лиза, Лиза, Лизавета, что ж не шлешь ты мне привета, что ж ты дроле не поешь, аль твой дроля не пригож, - с ходу, казенным голосом отбарабанил комендант и пояснил: - Это припевка в наших краях такая.

БРИЧКИНА: А у нас...

ВАСКОВ: После споем с тобой, Лизавета. Вот выполним боевой приказ и споем. Дорогу назад хорошо помнишь?

БРИЧКИНА: Ага, товарищ старшина.

ВАСКОВ: Гляди: левее фрицев сосняк тянется. Пройдешь его, опушкой держи вдоль озера.

БРИЧКИНА: Там, где вы хворост рубили?

ВАСКОВ: Молодец, девка! Оттуда иди к протоке. Напрямик, там не собьешься.

БРИЧКИНА: Да знаю я, товарищ...

ВАСКОВ: Погоди, Лизавета, не гоношись. Главное дело - болото, поняла? Бродок узкий, влево-вправо - трясина. Ориентир - береза. От березы прямо на две сосны, что на острове.

БРИЧКИНА: Ага.

ВАСКОВ: Там отдышись малость, сразу не лезь. С островка целься на обгорелый пень, с которого я в топь сигал. Точно на него цель: он хорошо виден.

БРИЧКИНА: Ага.

ВАСКОВ: Доложишь Кирьяновой обстановку. Мы тут фрицев покружим маленько, но долго не продержимся, сама понимаешь.

БРИЧКИНА: Ага.

ВАСКОВ: Винтовку, мешок, скатку - все оставь. Налегке дуй.

БРИЧКИНА: Значит, мне сейчас идти?

ВАСКОВ: Слегу перед болотом не позабудь.

БРИЧКИНА: Ага. Побежала я.

ВАСКОВ: Дуй, Лизавета батьковна.

БРИЧКИНА: И поэтому Лиза летела как на крыльях. "После споем с тобой, Лизавета, - сказал старшина. - Вот выполним боевой приказ и споем..." Лиза думала о его словах и улыбалась, стесняясь того могучего незнакомого чувства, что нет-нет да и шевелилось в ней, вспыхивая на упругих щеках. И, думая о нем, она проскочила мимо приметной сосны, а когда у болота вспомнила о слегах, возвращаться уже не хотелось. Здесь достаточно было бурелома, и Лиза быстро выбрала подходящую жердь.

Перед тем как лезть в дряблую жижу, она затаенно прислушалась, а потом деловито сняла с себя юбку. Привязав ее к вершине шеста, заботливо подоткнула гимнастерку под ремень и, подтянув голубые казенные рейтузы, шагнула в болото.

На этот раз никто не шел впереди, расталкивая грязь. Жидкое месиво цеплялось за бедра, волоклось за ней, и Лиза с трудом, задыхаясь и раскачиваясь, продвигалась вперед. Шаг за шагом, цепенея от ледяной воды и не спуская глаз с двух сосенок на островке.

Но не грязь, не холод, не живая, дышащая под ногами почва были ей страшны. Страшным было одиночество, мертвая, загробная тишина, повисшая над бурым болотом. Лиза ощущала почти животный ужас, и ужас этот не только не пропадал, а с каждым шагом все больше и больше скапливался в ней, и она дрожала беспомощно и жалко, боясь оглянуться, сделать лишнее движение или хотя бы громко вздохнуть.

Она плохо помнила, как выбралась на островок. Вползла на коленях, ткнулась ничком в прелую траву и заплакала. Всхлипывала, размазывала слезы по толстым щекам, вздрагивая от холода, одиночества и омерзительного страха.

Вскочила - слезы еще текли. Шмыгая носом, прошла островок, прицелилась, как идти дальше, и, не отдохнув, не собравшись с силами, полезла в топь.

Идти труднее стало, топь до колен добралась, но теперь с каждым шагом приближался тот берег, и Лиза уже отчетливо, до трещинок видела пень, с которого старшина тогда в болото сиганул. Смешно сиганул, неуклюже: чуть на ногах устоял.

И Лиза опять стала думать о Васкове и даже заулыбалась. Споют они, обязательно даже споют, когда выполнит комендант боевой приказ и вернется опять на разъезд. Только схитрить придется, схитрить и выманить его вечером в лес. А там... Там посмотрим...

Огромный бурый пузырь вспучился перед ней. Это было так неожиданно, так быстро и так близко от нее, что Лиза, не успев вскрикнуть, инстинктивно рванулась в сторону. Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Давно копившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью отдавшись в сердце. Пытаясь во что бы то ни стало удержаться, выкарабкаться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула, и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь.

Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком месиве. А тропа была где-то совсем рядом: шаг, полшага от нее, но эти полшага уже невозможно было сделать.

- Помогите!.. На помощь!.. Помогите!..

Жуткий одинокий крик долго звенел над равнодушным ржавым болотом. Взлетал к вершинам сосен, путался в молодой листве ольшаника, падал до хрипа и снова из последних сил взлетал к безоблачному майскому небу.

Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила.

Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет - теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для нее...

 

РОДИНА:Родимый край, былинами богатый…

Здесь все мое – рассветы и закаты,

И запах хлеба, и настой берез,

И песня, та, что радует до слез,

И музыка пастушьего рожка,

И первый шаг, и первая строка…

 

IV. Соня Гурвич

ГУРВИЧ:Соня Гурвич доселе сапоги никогда не носила и по неопытности получила в каптерке на два номера больше. Сонина семья была штатской, сапог там вообще не водилось, и даже Сонин папа не знал, за какие уши их надо тянуть...

На дверях их маленького домика за Немигой висела медная дощечка: "ДОКТОР МЕДИЦИНЫ СОЛОМОН АРОНОВИЧ ГУРВИЧ". И хотя папа был простым участковым врачом, а совсем не доктором медицины, дощечку не снимали, так как ее подарил дедушка и сам привинтил к дверям. Привинтил, потому что его сын стал образованным человеком, и об этом теперь должен был знать весь город Минск.

А еще висела возле дверей ручка от звонка, и ее надо было все время дергать, чтобы звонок звонил. И сквозь все Сонино детство прошел этот тревожный дребезг: днем и ночью, зимой и летом. Папа брал чемоданчик и в любую погоду шел пешком, потому что извозчик стоил дорого. А вернувшись, тихо рассказывал о туберкулезах, ангинах и малярии, и бабушка поила его вишневой наливкой.

У них была очень дружная и очень большая семья: дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина сестра, еще какая-то дальняя родственница, и в доме не было кровати, на которой спал бы один человек, а кровать, на которой спали трое, была.

Еще в университете Соня донашивала платья, перешитые из платьев сестер, - серые и глухие, как кольчуги. И долго не замечала их тяжести, потому что вместо танцев бегала в читалку и во МХАТ, если удавалось достать билет на галерку. А заметила, сообразив, что очкастый сосед по лекциям совсем не случайно пропадает вместе с ней в читальном зале. Это было уже спустя год, летом. А через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха имени Горького сосед подарил ей тоненькую книжечку Блока и ушел добровольцем на фронт.

Да, Соня и в университете носила платья, перешитые из платьев сестер. Длинные и тяжелые, как кольчуги... Недолго, правда, носила: всего год. А потом надела форму. И сапоги - на два номера больше.

 

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

А зори здесь тихие

Васков дремлет

Осянина. Товарищ комендант!.. Товарищ старшина!..

Хлопает сонными глазами:

Васков. Что?

Осянина. Немцы в лесу!

Васков. Так... Откуда известно?

Осянина. Сама видела. Двое. С автоматами, в маскировочных накидках...

Васков. Команду — в ружье: боевая тревога!

Осянина строит взвод.

Старшина метнулся, натянул сапоги, накинул гимнастерку, второпях, как при пожаре.

Девчонки выбегают на построение.

Васков. Ну, стройте людей.

Осянина. Построены, товарищ старшина.

Васков.(осматривает) Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, У другой какие-то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими в лес, лови немцев с автоматами. Вольно!

Осянина. Женя, Галя, Лиза...

Васков. Погодите, Осянина! Немцев идем ловить — не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли...

Осянина. Умеют.

Васков. Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?

Гурвич. Я знаю.

Васков. Что — я? Что такое я? Докладывать надо!

Гурвич. Боец Гурвич.

Васков. Как по-ихнему — руки вверх?

Гурвич. Хенде хох.

Васков. Точно. Ну, давай, Гурвич...

Васков. Идем надвое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов... по пять обойм. Подзаправиться... Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по-человечески, в порядок себя привести, подготовиться. Р-разойдись!..

Музыкальная заставка.

Васков. Ну что, товарищи бойцы, умаялись?

Бричкина. Умаялись...

Васков. Ну, отдыхайте покуда. Дальше легче будет: до сухой березы добредем — и шабаш.

Четвертак. А мне как же без сапога?

Васков. А тебе чуню сообразим. Только уж за болотом, не здесь. Потерпишь?

Четвертак. Потерплю.

Гурвич. И вечный бой, покой нам только сниться…

Васков. На позициях лежать как мыши. Первым я с ним говорить буду.

Гурвич. По-немецки?

Васков. По-русски! А вы переведете, коли не поймут. Ежели вы и в бою так высовываться будете, то санбата поблизости нет и мамань тоже. Все. И не спать, –– вести наблюдение.

Четвертак, Комелькова и Осянина уходят за экран.

Бричкина и Гурвич разбегаются по своим местам.

Васков. Сразу видно, бывалый ты человек Лизавета. Хорошо устроилась. Ничего не заметила?

Бричкина. Тихо пока.

Васков. Ты все примечай… Хорошо-то как!

Бричкина. Будто и войны нет.

Васков. (Поет) Лиза, Лиза, Лизавета, что ж не шлешь ты мне привета?

Бричкина. А у нас поют…

Васков. После споем с тобой Лизавета. Вот выполним боевой приказ и споем.

Ушел.

Гурвич читает за своим камнем книжку. Бубнит нараспев, точно молитву, и Федот Евграфыч послушал, прежде чем подойти

Гурвич. Рожденные в годы глухие

Пути не помнят своего.

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы

Кровавый отсвет в лицах есть...

Васков. Кому читаешь-то? Кому, спрашиваю, читаешь?

Гурвич. Никому. Себе.

Васков. А чего же в голос?

Гурвич. Так ведь стихи.

Васков. А-а... (полистал ). Глаза портишь.

Гурвич. Светло, товарищ старшина.

Васков. А в голос, все-таки не читай. Ввечеру воздух сырой тут, плотный, а зори здесь тихие, и потому слышно аж за пять верст. И поглядывай. Поглядывай, боец Гурвич.

Гурвич и Бричкина уходят за экран, к Васкову выбегают Комелькова и Осянина.

«Скрежет автоматов, разрывы гранат»

Васков. Пригнись.

И снова автоматы, и разрывы гранат…

Комелькова. Скорее!.. Рита!..

Осянина падает, к ней подбегает Комелькова, затем Васков.

Васков.Чем?

Осянина. Граната...

Васков. Тряпок! Белье давай!

Женька трясущимися руками рвет свой мешок, достает что-то легкое, скользкое...

Васков. Да не шелк! Льняное давай!..

Комелькова. Нету...

Васков. А, леший! (отрывает клин от своей рубахи, прикладывает ткань к животу Риты)

Осянина. Немцы... Где немцы?

Женька секунду смотрит на нее в упор, а потом, схватив автомат, кинулась в сторону...

Васков. Ничего, Рита, ничего... Он поверху прошел: кишки целые. Заживет...

«Скрежет автоматов, разрывы гранат»

Осянина. Иди... туда иди... Женька там…

Васков укрывает ее бушлатом и уходит за экран.

Комелькова. (поет) Расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой…Ну, идите сюда, идите… Выходила на берег Катюша … Эй, вы … уносила песню за собой… за Риту (кидает гранату), выходила на берег Катюша… за Галку(кидает гранату), уносила песню за собой … за Софью(кидает гранату), за Лизу...(падает от выстрела)

«Скрежет автоматов, разрывы гранат»

На сцену выходит Васков, за ним по очереди выстраиваются девчонки.

(На фоне осеннего леса и звуков леса звучит голос автора)

….. первой умерла Лиза Бричкина. Она утонула в болоте, возвращаясь на разъезд: “Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила”. Она до последнего мгновения верила, что завтра наступит и для нее.

Соню Гурвич застрелили, когда она вернулась за забытым кисетом Васкова.

У Гали Четвертак не выдержали нервы, когда она сидела со старшиной в дозоре.

Риту Осянину ранило гранатой, и Женя погибла, отводя от нее немцев. Рита, зная, что ее рана смертельна, выстрелила себе в висок.

4

studfiles.net

Полное содержание А зори здесь тихие Васильев Б.Л. [3/7] :: Litra.RU

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Полные произведения / Васильев Б.Л. / А зори здесь тихие

    — А ясненько, так прошу пройти на позицию. Он развел бойцов по местам, что загодя прикинул вместе с Осяниной, указал каждой ориентиры, еще раз лично предупредил, чтоб лежали, как мыши.      — Чтоб и не шевельнулся никто. Первым я с ними говорить буду.      — По-немецки? — съехидничала Гурвич.      — По-русски! — резко сказал старшина. — А вы переведете, ежели не поймут. Ясно говорю? Все молчали.      — Ежели вы и в бою так высовываться будете, то санбата поблизости нету. И мамань тоже.      Насчет мамань он напрасно сказал, совсем напрасно. И рассердился поэтому ужасно: ведь всерьез же все будет, не на стрельбище!      — С немцем хорошо издаля воевать. Пока вы свою трехлинеечку передернете, он из вас сито сделает. Поэтому категорически лежать приказываю. Лежать, пока лично «огонь!» не скомандую. А то не погляжу, что женский род... — Тут Федот Евграфыч осекся, махнул рукой. — Все. Кончен инструктаж.      Выделил сектора наблюдения, распределил попарно, чтоб в четыре глаза смотрели. Сам повыше забрался, биноклем кромку леса обшарил, пока слеза не прошибла.      Солнце уже совсем за вершины цеплялось, но камень, на котором лежал Васков, еще хранил накопленное тепло. Старшина отложил бинокль и закрыл глаза, чтоб отдохнули. И сразу камень этот теплый плавно качнулся и поплыл куда-то в тишину и покой, и Федот Евграфыч не успел сообразить, что дремлет. Вроде и ветерок чувствовал и слышал все шорохи, а казалось, что лежит на печи, что забыл дерюжку подстелить и надо бы об этом мамане сказать. И маманю увидел: шуструю, маленькую, что много уж лет спала урывками, кусочками какими-то, будто воруя их у крестьянской своей жизни. Увидел руки, худые до невозможности, с пальцами, которые давно уж не разгибались от сырости и работы. Увидел морщинистое, будто печеное, лицо ее, слезы на жухлых щеках и понял, что доселе плачет маманя над помершим Игорьком, доселе виноватит себя и изводит. Хотел он ласковое ей сказать, да тут вдруг кто-то его за ногу тронул, а он почему-то решил, что это тятька, и испугался до самого сердца. Открыл глаза: Осянина на камень лезет и за ногу его трогает.      — Немцы?..      — Где... — испуганно откликнулась она.      — Фу, леший... Показалось.      Рита длинно посмотрела на него, улыбнулась:      — Подремлите, Федот Евграфыч. Я шинель вам принесу.      — Что ты, Осянина. Это так, сморило меня. Покурить надо.      Спустился вниз — под скалой Комелькова волосы расчесывает. Распустила — спины не видно. Стала гребенку вести — руки не хватает: перехватывать приходится. А волос густой, мягкий, медью отливает. И руки у нее плавно так ходят, неторопливо, покойно.      — Крашеные, поди? — спросил старшина и испугался, что съязвит сейчас и кончится вот это вот, простое.      — Свои. Растрепанная я?      — Это ничего.      — Вы не думайте, там у меня Лиза Бричкина наблюдает. Она глазастая.      — Ладно, ладно. Оправляйся...      О леший, опять это слово выскочило! Потому ведь из устава оно. Навеки врубленное. Медведь ты, Васков, медведь глухоманный!..      Насупился старшина. Закурил, дымом укутался.      — Товарищ старшина, а вы женаты?      Глянул: сквозь рыжее пламя зеленый глаз проглядывает. Неимоверной силы глаз, как стопятидесятидвухмиллиметровая пушка-гаубица.      — Женатый, боец Комелькова.      Соврал, само собой. Но с такими оно к лучшему. Позиции определяет, кому где стоять.      — А где ваша жена?      — Известно где — дома.      — А дети есть?      — Дети?.. — вздохнул Федот Евграфыч. — Был мальчонка. Помер. Аккурат перед войной.      — Умер?..      Отбросила назад волосы, глянула — прямо в душу глянула. Прямо в душу. И ничего больше не сказала. Ни утешений, ни шуточек, ни пустых слов. Потому-то Васков и не удержался, вздохнул:      — Да, не уберегла маманя...      Сказал и пожалел. Так пожалел, что тут же вскочил, гимнастерку одернул, как на смотру.      — Как там у тебя, Осянина?      — Никого, товарищ старшина.      — Продолжай наблюдение!      И пошел от бойца к бойцу.      Солнце давно уже село, но было светло, словно перед рассветом, и боец Гурвич читала за своим камнем книжку. Бубнила нараспев, точно молитву, и Федот Евграфыч послушал, прежде чем подойти:      Рожденные в года глухие      Пути не помнят своего.      Мы — дети страшных лет России —      Забыть не в силах ничего.      Испепеляющие годы!      Безумья ль в вас, надежды ль весть?      От дней войны, от дней свободы      Кровавый отсвет в лицах есть...      — Кому читаешь-то? — спросил он, подойдя, Переводчица смутилась (все ж таки наблюдать приказано, наблюдать!), отложила книжку, хотела встать. Старшина махнул рукой.      — Кому, спрашиваю, читаешь?      — Никому. Себе.      — А чего же в голос?      — Так ведь стихи.      — А-а... — Васков не понял. Взял книжку — тонюсенькая, что наставление по гранатомету, — полистал. — Глаза портишь.      — Светло, товарищ старшина.      — Да я вообще... И вот что, ты на камнях-то не сиди. Они остынут скоро, начнут из тебя тепло тянуть, а ты и не заметишь. Ты шинельку подстилай.      — Хорошо, товарищ старшина. Спасибо.      — А в голос, все-таки не читай. Ввечеру воздух сырой тут, плотный, а зори здесь тихие, и потому слышно аж за пять верст. И поглядывай. Поглядывай, боец Гурвич.      Ближе к озеру Бричкина располагалась, и еще издали Федот Евграфыч довольно заулыбался: вот толковая девка! Наломала лапнику елового, устелила ложбинку меж камней, шинелью прикрыла: бывалый человек. Даже поинтересовался:      — Откуда будешь, Бричкина?      — С Брянщины, товарищ старшина.      — В колхозе работала?      — Работала. А больше отцу помогала. Он лесник, на кордоне мы жили.      — То-то крякаешь хорошо.      Засмеялась. Любят они смеяться, не отвыкли еще — Ничего не заметила?      — Пока тихо.      — Ты все примечай, Бричкина. Кусты не качаются ли, птицы не шебаршатся ли. Человек ты лесной, все понимаешь.      — Понимаю.      — Вот-вот...      Потоптался старшина: вроде все сказал, вроде дал указания, вроде уходить надо, а ноги не шли. Уж больно девка своя-то была, лесная, уж больно устроилась уютно, уж больно теплом от нее тянуло, как от той русской родимой печки, что привиделась ему сегодня в дреме.      — Лиза, Лиза, Лизавета, что ж не шлешь ты мне привета, что ж ты дроле не поешь, аль твой дроля не пригож, — с ходу, казенным голосом отбарабанил комендант и пояснил: — Это припевка в наших краях такая.      — А у нас...      — После споем с тобой, Лизавета. Вот выполним боевой приказ и споем.      — Честное слово? — улыбнулась Лиза.      — Ну, сказал ведь.      Старшина вдруг залихватски подмигнул ей, сам же первым смутился, поправил фуражку и пошел. Бричкина крикнула вслед:      — Ну, глядите, товарищ старшина! Обещались!..      Ничего он ей не ответил, но улыбался всю дорогу, пока через гряду на запасную позицию не вышел. Тут он улыбку с лица смахнул и стал искать, куда запряталась боец Четвертак.      А боец Четвертак сидела под скалой на мешках, укутавшись в шинель и сунув руки в рукава. Поднятый воротник прятал ее голову вместе с пилоткой, и между казенных отворотов уныло торчал красный хрящеватый носик.      — Ты чего скукожилась, товарищ боец?      — Холодно...      Протянул руку, а она отпрянула: решила сдуру, что хватать он ее пришел, что ли...      — Да не рвись ты, господи! Лоб давай. Ну?..      Высунула шею. Старшина лоб ее стиснул, прислушался: горит. Горит, лешак тебя задави совсем!      — Жар у тебя, товарищ боец. Чуешь?      Молчит. И глаза печальные, как у телушки: любого обвиноватят. Вот оно, болотце-то, товарищ старшина Васков. Вот он, сапог, потерянный бойцом, твоя поспешаловка и майский сиверко. Получи в натуре одного небоеспособного — обузу на весь отряд и лично на твою совесть.      Федот Евграфыч сидор свой вытащил, лямки сбросил, нырнул : в укромном местечке наиважнейший его энзе лежал — фляга со спиртом, семьсот пятьдесят граммов, под пробку. Плеснул в кружку.      — Так примешь или разбавить?      — А что это?      — Микстура. Ну, спирт, ну?      Замахала руками, отодвинулась:      — Ой, что вы, что вы...      — Приказываю принять!.. — Старшина подумал маленько, разбавил чуть водой. — Пей. И воды сразу.      — Нет, что вы...      — Пей, без разговору!..      — Ну, что вы в самом деле! У меня мама — медицинский работник...      — Нету мамы. Война есть, немцы есть, я есть, старшина Васков. А мамы нету. Мамы у тех будут, кто войну переживет. Ясно говорю?      Выпила, давясь, со слезой пополам. Закашлялась. Федот Евграфыч ее ладонью по спине постукал слегка. Отошла. Слезы ладонями размазала, улыбнулась:      — Голова у меня... побежала!..      — Завтра догонишь.      Лапнику ей приволок. Устелил, шинелью своей покрыл:      — Отдыхай, товарищ боец.      — А вы как же без шинели-то?      — Я здоровый, не боись. Выздоровей только к завтрему. Очень тебя прошу, выздоровей.      Стихло кругом. И леса, и озера, и воздух самый — все на покой отошло, затаилось. За полночь перевалило, завтрашний день начинался, а никаких немцев не было и в помине. Рита то и дело поглядывала на Васкова, а когда одни оказались, спросила:      — Может, зря сидим?      — Может, и зря, — вздохнул старшина. — Однако не думаю. Если ты фрицев тех с пеньками не спутала, конечно.      К этому времени комендант отменил позиционное бдение. Отправил бойцов на запасную позицию, приказал лапнику наломать и спать, пока не подымет. А сам здесь остался, на основной, и Осянина за ним увязалась.      То, что немцы не появлялись, сильно озадачивало Федота Евграфыча. Они ведь и вообще могли здесь не оказаться, могли в другом месте на дорогу нацелиться, могли какое-либо иное задание иметь, а совсем не то, которое он за них определил. Могли уже бед натворить уйму: стрельнуть кого из начальства или взорвать что важное. Поди тогда объясняй трибуналу, почему ты вместо того чтобы лес прочесать да немцев прищучить, черт-те куда попер. Бойцов пожалел? Испугался в открытый бой их кинуть? Это не оправдание, если приказ не выполнен. Нет, не оправдание.      — Вы бы поспали пока, товарищ старшина. На зорьке разбужу...      Какой там, к лешему, сон! Даже холода комендант не чувствовал, даром что в одной гимнастерке...      — Погоди ты со сном, Осянина. Будет мне, понимаешь ли, вечный сон, ежели фрицев проворонил.      — А может, они спят сейчас, Федот Евграфыч?      — Спят?      — Ну да. Люди же они. Сами говорили, что Синюхина гряда — единственный удобный проход к железной дороге. А до нее им...      — Погоди, Осянина, погоди! Полста верст, это точно, даже больше. Да по незнакомой местности. Да каждого куста пугаясь... А?.. Так мыслю?      — Так, товарищ старшина.      — А так, то могли они, свободное дело, и отдыхать завалиться. В буреломе где-нито. И спать будут до солнышка. А с солнышком... А?..      Рита улыбнулась. И опять посмотрела длинно, как бабы на ребятню смотрят.      — Вот и вы до солнышка отдохните. Я разбужу.      — Нету мне сна, товарищ Осянина... Маргарита, как по батюшке?      — Зовите просто Ритой, Федот Евграфыч.      — Закурим, товарищ Рита?      — Я не курю.      — Да, насчет того, что и они тоже люди, это я как-то недопонял. Правильно подсказала: отдыхать должны. И ты ступай, Рита. Ступай.      — Я не хочу спать.      — Ну, так приляг пока, ноги вытяни. Гудят с непривычки небось?      — Ну, у меня как раз хорошая привычка, Федот Евграфыч, — улыбнулась Рита.      Но старшина все-таки уговорил ее, и Рита легла тут же, на будущей передовой, на лапнике, что Лиза Бричкина для себя заготовила. Укрылась шинелью, думала передремать до зари — и заснула. Крепко, без снов, как провалилась. А проснулась, когда старшина за шинель потянул.      — Что?      — Тише! Слышишь?      Рита скинула шинель, одернула юбку, вскочила. Солнце уж оторвалось от горизонта, зарозовели скалы. Выглянула: над дальним лесом с криком перелетали птицы.      — Птицы кричат...      — Сороки!.. — тихо смеялся Федот Евграфыч. — Сороки-белобоки шебаршат, Рита. Значит, идет кто-то, беспокоит их. Не иначе — гости. Крой, Осянина, подымай бойцов. Мигом! Но скрытно, чтоб ни-ни!., Рита убежала.      Старшина залег на свое место — впереди и повыше остальных. Проверил наган, дослал в винтовку патрон. Шарил биноклем по освещенной низким солнцем лесной опушке.      Сороки кружили над кустами, громко трещали, перещелкивались.      Подтянулись бойцы. Молча разошлись по местам, залегли.      Гурвич к нему пробралась:      — Здравствуйте, товарищ старшина.      — Здорово. Как там Четвертак эта?      — Спит. Будить не стали.      — Правильно решили. Будь рядом, для связи. Только не высовывайся.      — Не высунусь, — сказала Гурвич.      Сороки подлетали все ближе и ближе, кое-где уже вздрагивали верхушки кустов, и Федоту Евграфычу показалось даже, будто хрустнул валежник под тяжелой ногой идущего. А потом вроде замерло все, и сороки вроде как-то успокоились, но старшина знал, что на самой опушке, в кустах, сидят люди. Сидят, вглядываясь в озерные берега, в лес на той стороне, в гряду, через которую лежал их путь и где укрывался сейчас и он сам и его румяные со сна бойцы.      Наступила та таинственная минута, когда одно событие переходит в другое, когда причина сменяется следствием, когда рождается случай. В обычной жизни человек никогда не замечает ее, но на войне, где нервы напряжены до предела, где на первый жизненный срез снова выходит первобытный смысл существования — уцелеть, — минута эта делается реальной, физически ощутимой и длинной до бесконечности.      — Ну, идите же, идите, идите... — беззвучно шептал Федот Евграфыч.      Колыхнулись далекие кусты, и на опушку осторожно выскользнули двое. Они были в пятнистых серо-зеленых накидках, но солнце светило им прямо в лица, и комендант отчетливо видел каждое их движение.      Держа пальцы на спусках автоматов, пригнувшись, легким, кошачьим шагом они двинулись к озеру...      Но Васков уже не глядел на них. Не глядел, потому что кусты за их спинами продолжали колыхаться, и оттуда, из глубины, все выходили и выходили серо-зеленые фигуры с автоматами наизготовку.      — Три... пять... восемь... десять... — шепотом считала Гурвич. — Двенадцать... четырнадцать... пятнадцать, шестнадцать... Шестнадцать, товарищ старшина...      Замерли кусты.      С далеким криком отлетали сороки.      Шестнадцать немцев, озираясь, медленно шли берегом к Синюхиной гряде...           6           Всю свою жизнь Федот Евграфыч выполнял приказания. Выполнял буквально, быстро и с удовольствием, ибо именно в этом пунктуальном исполнении чужой воли видел весь смысл своего существования. Как исполнителя, его ценило начальство, а большего от него и не требовалось. Он был передаточной шестерней огромного, заботливо отлаженного механизма: вертелся и вертел других, не заботясь о том, откуда началось это вращение, куда направлено и чем заканчивается.      А немцы медленно и неуклонно шли берегом Вопь-озера, шли прямо на него и на его бойцов, что лежали сейчас за камнями, прижав, как ведено, тугие щеки к холодным прикладам винтовок.      — Шестнадцать, товарищ старшина, — почти беззвучно повторила Гурвич.      — Вижу, — сказал он, не оборачиваясь. — Давай в цепь, Гурвич. Осяниной скажешь, чтоб немедля бойцов на запасную позицию отводила. Скрытно чтоб, скрытно!... Стой, куда ты? Бричкину ко мне пришлешь. Ползком, товарищ переводчик. Теперь, покуда что, ползком жить будем.      Гурвич уползла, старательно виляя между камней. Комендант хотел что-то придумать, что-то немедленно решить, но в голове было отчаянно пусто, и только одно годами воспитанное желание назойливо тревожило: доложить. Сейчас же, сию секунду доложить по команде, что обстановка изменилась, что своими силами ему уже не заслонить ни Кировской железной дороги, ни канала имени товарища Сталина.      Отряд его начал отход; где-то брякнула винтовка, где-то сорвался камень. Звуки эти физически отдавались в нем, и, хотя немцы были еще далеко и ничего не могли слышать, Федот Евграфыч переживал самый настоящий страх. Эх, пулемет бы сейчас с полным диском и толковым вторым номером! Даже бы и не дегтярь — автоматов бы тройку да к ним мужиков посноровистей... Но не было у него ни пулеметов, ни мужиков, а была пятерка смешливых девчат да по пять обойм на винтовку. Оттого-то и обливался потом старшина Васков в то росистое майское утро...      — Товарищ старшина... Товарищ старшина...      Комендант рукавом старательно вытер пот, только потом обернулся. Глянул в близкие, растопыренные донельзя глаза, подмигнул:      — Веселей дыши, Бричкина. Это же даже лучше, что шестнадцать их. Поняла?      Почему шестнадцать диверсантов лучше, чем два, этого старшина объяснять не стал, но Лиза согласно покивала ему и неуверенно улыбнулась.      — Дорогу назад хорошо помнишь?      — Ага, товарищ старшина.      — Гляди: левее фрицев сосняк тянется. Пройдешь его, опушкой держи вдоль озера.      — Там, где вы хворост рубили?      — Молодец, девка! Оттуда иди к протоке. Напрямик, там не собьешься.      — Да знаю я, товарищ...      — Погоди, Лизавета, не гоношись. Главное дело — болото, поняла? Бродок узкий, влево-вправо — трясина. Ориентир — береза. От березы прямо на две сосны, что на острове.      — Ага.      — Там отдышись малость, сразу не лезь. С островка целься на обгорелый пень, с которого я в топь сигал. Точно на него цель: он хорошо виден.      — Ага.      — Доложишь Кирьяновой обстановку. Мы тут фрицев покружим маленько, но долго не продержимся, сама понимаешь.      — Ага.      — Винтовку, мешок, скатку — все оставь. Налегке дуй.      — Значит, мне сейчас идти?      — Слегу перед болотом не позабудь.      — Ага. Побежала я.      — Дуй, Лизавета батьковна.      Лиза молча покивала, отодвинулась. Прислонила винтовку к камню, стала патронташ с ремня снимать, все время ожидаючи поглядывая на старшину. Но Васков смотрел на немцев и так и не увидел ее растревоженных глаз. Лиза осторожно вздохнула, затянула потуже ремень и, пригнувшись, побежала к сосняку, чуть приволакивая ноги, как это делают все женщины на свете.      Диверсанты были совсем уже близко — можно разглядеть лица, — Федот Евграфыч, распластавшись, все еще лежал на камнях. Кося глазом на немцев, он смотрел на сосновый лесок, что начинался от гряды и тянулся к опушке. Дважды там качнулись вершинки, но качнулись легко, словно птицей задетые, и он подумал, что правильно сделал, послав именно Лизу Бричкину.      Убедившись, что диверсанты не заметили связного, он поставил винтовку на предохранитель и спустился за камень. Здесь он подхватил оставленное Лизой оружие и прямиком побежал назад, шестым чувством угадывая, куда ставить ногу, чтобы не было слышно топота.      — Товарищ старшина!..      Бросились, как воробьи на коноплю. Даже Четвертак из-под шинелей вынырнула. Непорядок, конечно: следовало прикрикнуть, скомандовать, Осяниной указать, что караула не выставила. Он уж и рот раскрыл и брови по-командирски надвинул, а как в глаза их напряженные заглянул, так и сказал, словно в бригадном стане:      — Плохо, девчата, дело.      Хотел на камень сесть, да Гурвич вдруг задержала, быстро шинельку свою подсунула. Он кивнул ей благодарно, сел, кисет достал. Они рядком перед ним устроились, молча следили, как он цигарку сворачивает. Васков глянул на Четвертак:      — Ну, как ты?      — Ничего. — Улыбка у нее не получилась: губы не слушались. — Я спала хорошо.      — Стало быть, шестнадцать их. — Старшина старался говорить спокойно и поэтому каждое слово ощупывал. — Шестнадцать автоматов — это сила. В лоб такую не остановишь. И не остановить тоже нельзя, а будут они здесь часа через три, так надо считать.      Осянина с Комельковой переглянулись, Гурвич юбку на коленке разглаживала, а Четвертак на него во все глаза смотрела, не моргая. Комендант сейчас все замечал, все видел и слышал, хоть и просто курил, цигарку свою разглядывая.      — Бричкину я в расположение послал, — сказал он погодя. — На помощь можно к ночи рассчитывать, не раньше. А до ночи, ежели в бой ввяжемся, нам не продержаться. Ни на какой позиции не продержаться, потому как у них шестнадцать автоматов.      — Что же, смотреть, как они мимо пройдут? — тихо спросила Осянина.      — Нельзя их тут пропустить, через гряду, — сказал Федот Евграфыч. — Надо с пути сбить. Закружить надо, в обход вокруг Легонтова озера направить. А как? Просто боем — не удержимся. Вот и выкладывайте соображения.      Больше всего старшина боялся, что поймут они его растерянность. Учуют, нутром своим таинственным учуют — и все тогда. Кончилось превосходство его, кончилась командирская воля, а с нею и доверие к нему. Поэтому он нарочно спокойно говорил, просто, негромко, поэтому и курил так, будто на завалинку к соседям присел. А сам думал, думал, ворочал тяжелыми мозгами, обсасывал все возможности.      Для начала он бойцам позавтракать велел. Они возмутились было, но он одернул и сало из мешка вытащил. Неизвестно, что на них больше подействовало — сало или команда, а только жевать начали бодро. А Федот Евграфыч пожалел, что сгоряча Лизу Бричкину натощак в такую даль отправил.      После завтрака комендант старательно побрился холодной водой. Бритва у него еще отцовская была, самокалочка-мечта, а не бритва, — но все-таки в двух местах порезался. Залепил порезы газетой, да Камелькова из мешка пузырек с одеколоном достала и сама ему эти порезы прижгла.      Все-то он делал спокойно, неторопливо, но время шло, и мысли в его голове шарахались, как мальки на мелководье. Никак он собрать их не мог и все жалел, что нельзя топор взять да порубить дровишек: глядишь, и улеглось бы тогда, ненужное бы отсеялось, и нашел бы он выход из этого положения.      Конечно, не для боя немцы сюда забрались, это он понимал ясно. Шли глухоманью, осторожно, далеко разбросав дозоры. Для чего? А для того, чтобы противник их обнаружить не мог, чтобы в перестрелку не ввязываться, чтоб вот так же тихо, незаметно просачиваться сквозь возможные заслоны к основной своей цели. Значит, надо, чтобы они его увидели, а он их вроде не заметил?.. Тогда бы, возможное дело, отошли, в другом месте попробовали бы пробраться. А другое место — вокруг Легонтова озера: сутки ходьбы...      Однако кого он им показать может? Четырех девчонок да себя самолично? Ну, задержатся, ну, разведку вышлют, ну, поизучают их, пока не поймут, что в заслоне этом ровно пятеро. А потом?.. Потом, товарищ старшина Васков, никуда они отходить не станут. Окружат и без выстрела, в пять ножей снимут весь твой отряд. Не дураки же они в самом-то деле, чтоб от четырех девчат да старшины с наганом в леса шарахаться...      Все эти соображения Федот Евграфыч бойцам выложил — Осяниной, Комельковой и Гурвич; Четвертак, отоспавшись, сама в караул вызвалась. Выложил без утайки и добавил:      — Ежели за час-полтора другого не придумаем, будет, как сказал. Готовьтесь.      Готовьтесь... А что готовьтесь-то? На тот свет разве! Так для этого времени чем меньше, тем лучше...      Ну, он, однако, готовился. Взял из сидора гранату, наган вычистил, финку на камне наточил. Вот и вся подготовка: у девчат и этого занятия не было. Шушукались чего-то, спорили в сторонке. Потом к нему подошли:      — Товарищ старшина, а если бы они лесорубов встретили?      Не понял Васков: каких лесорубов? Где?.. Война ведь, леса пустые стоят, сами видели. Они объяснять взялись, и — сообразил комендант. Сообразил: часть — какая б ни была — границы расположения имеет. Точные границы: и соседи известны, и посты на всех углах. А лесорубы — в лесу они. Побригадно разбрестись могут: ищи их там, в глухоте. Станут их немцы искать? Ну, вряд ли: опасно это. Чуть где проглядишь — и все, засекут, сообщат, куда надо. Потому никогда не известно, сколько душ лес валит, где они, какая у них связь.      — Ну, девчата, орлы вы у меня!..      Позади запасной позиции речушка протекала, мелкая, но шумная. За речушкой прямо от воды шел лес — непролазная темь осинников, бурелома, еловых чащоб. В двух шагах здесь человеческий глаз утыкался в живую стену подлеска, и никакие цейсовские бинокли не могли пробиться сквозь нее, уследить за ее изменчивостью, определить ее глубину. Вот это-то место и имел в соображении Федот Евграфыч, принимая к исполнению девичий план.      В самом центре, чтоб немцы прямо в них уперлись, он Четвертак и Гурвич определил. Велел костры палить подымнее, кричать да аукаться, чтоб лес звенел. А из-за кустов не слишком все же высовываться: ну, мелькать там, показываться, но не очень. И сапоги велел снять. Сапоги, пилотки, ремни — все, что форму определяет.      Судя по местности, немцы могли попробовать обойти эти костры только левее: справа каменные утесы прямо в речку глядели, здесь прохода удобного не было, но чтобы уверенность появилась, он туда Осянину поставил. С тем же приказом: мелькать, шуметь да костер палить. А тот, левый фланг, на себя и Комелькову взял: другого прикрытия не было. Тем более, что оттуда весь плес речной проглядывался: в случае, если бы фрицы все ж таки надумали переправляться, он бы двух-трех отсюда свалить успел, чтобы девчата уйти смогли, разбежаться.      Времени мало оставалось, и Васков, усилив караул еще на одного человека, с Осяниной да Комельковой спешно занялся подготовкой. Пока они для костров хворост таскали, он, не таясь (пусть слышат, пусть готовы будут!), топором деревья подрубал. Выбирал повыше, пошумнее, дорубал так, чтоб от толчка свалить, и бежал к следующему. Пот застилал глаза, нестерпимо жалил комар, но старшина, задыхаясь, рубил и рубил, пока с передового секрета Гурвич не прибежала. Замахала с той стороны.      — Идут, товарищ старшина!      — По местам, — сказал Федот Евграфыч. — По местам, девоньки, только очень вас прошу: поостерегитесь. За деревьями мелькайте, не за кустами. И орите позвончее...      Разбежались его бойцы. Только Гурвич да Четвертак на том берегу копошились. Четвертак все никак бинты развязать не могла, которыми чуню ее прикручивали. Старшина подошел:      — Погоди, перенесу.      — Ну, что вы, товарищ...      — Погоди, сказал. Вода — лед, а у тебя хворь еще держится.      Примерился, схватил красноармейца в охапку (пустяк: пуда три, не боле). Она рукой за шею обняла, вдруг краснеть с чего-то надумала. Залилась аж до шеи:      — Как с маленькой вы...      Хотел старшина пошутить с ней — ведь не чурбак нес все-таки, — а сказал совсем другое:      — По сырому не особо бегай там.      Вода почти до колен доставала — холодная, до рези. Впереди Гурвич брела, юбку подобрав. Мелькала худыми ногами, для равновесия размахивая сапогами. Оглянулась:      — Ну и водичка — бр-р!      И юбку сразу опустила, подолом по воде волоча. Комендант крикнул сердито:      — Подол подбери!      Остановилась, улыбаясь:      — Не из устава команда, Федот Евграфыч...      Ничего, еще шутят! Это Васкову понравилось, и на свой фланг, где Комелькова уже костры поджигала, он в хорошем настроении прибыл. Заорал что было сил:      — Давай, девки, нажимай веселей!.. Издалека Осянина отозвалась:      — Эге-гей!.. Иван Иваныч, гони подводу!..      Кричали, валили подрубленные деревья, аукались, жгли костры. Старшина тоже иногда покрикивал, чтоб и мужской голос слышался, но чаще, затаившись, сидел в ивняке, зорко всматриваясь в кусты на той стороне.      Долго ничего там уловить было невозможно. Уже и бойцы его кричать устали, уже все деревья, что подрублены были, Осянина с Комельковой свалили, уже и солнце над лесом встало и речку высветило, а кусты той стороны стояли недвижимо и молчаливо.      — Может, ушли?.. — шепнула над ухом Комелькова.      Леший их ведает, может, и ушли. Васков не стереотруба, мог и не заметить, как к берегу они подползали. Они ведь тоже птицы стреляные — в такое дело не пошлют кого ни попадя... Это он подумал так. А сказал коротко:      — Годи.      И снова в кусты эти, до последнего прутика изученные, глазами впился. Так глядел, что слеза прошибла. Моргнул, протер ладонью и — вздрогнул: почти напротив, через речку, ольшаник затрепетал, раздался, и в прогалине ясно обозначилось заросшее ржавой щетиной молодое лицо.      Федот Евграфыч руку назад протянул, нащупал круглое колено, сжал. Комелькова уха его губами коснулась:      — Вижу...      Еще один мелькнул, пониже. Двое выходили к берегу, без ранцев, налегке. Выставив автоматы, обшаривали глазами голосистый противоположный берег.      Екнуло сердце Васкова: разведка! Значит, решились все-таки прощупать чащу, посчитать лесорубов, найти меж ними щелочку. К черту все летело, весь замысел, все крики, дымы и подрубленные деревья: немцы не испугались. Сейчас переправятся, юркнут в кусты, змеями выползут на девичьи голоса, на костры и шум. Пересчитают по пальцам, разберутся и... и поймут, что обнаружены.      Федот Евграфыч плавно, ветку боясь шевельнуть, достал наган. Уж этих-то двух он верняком прищучит, еще в воде, на подходе. Конечно, шарахнут по нему тогда, из всех оставшихся автоматов шарахнут, но девчата, возможное дело, уйти успеют, затаиться. Только бы Комелькову отослать...      Он оглянулся: стоя сзади него на коленях, Евгения зло рвала через голову гимнастерку. Швырнула на землю, вскочила, не таясь.      — Стой!.. — шепнул старшина.      — Рая, Вера, идите купаться!.. — звонко крикнула Женька и напрямик, ломая кусты, пошла к воде.      Федот Евграфыч зачем-то схватил ее гимнастерку, зачем-то прижал к груди. А пышная Комелькова уже вышла на каменистый, залитый солнцем плес.      Дрогнули ветки напротив, скрывая серо-зеленые фигуры, Евгения неторопливо, подрагивая коленками, стянула юбку, рубашку и, поглаживая руками черные трусики, вдруг высоким, звенящим голосом завела-закричала:      Расцветали яблони и груши,      Поплыли туманы над рекой...      Ах, хороша она была сейчас, чудо как хороша! Высокая, белотелая, гибкая — в десяти метрах от автоматов. Оборвала песню, шагнула в воду и, вскрикивая, шумно и весело начала плескаться. Брызги сверкали на солнце, скатываясь по упругому, теплому телу, а комендант, не дыша, с ужасом ждал очереди. Вот сейчас, сейчас ударит — и переломится Женька, всплеснет руками и...      Молчали кусты.      — Девчата, айда купаться!.. — звонко и радостно кричала Комелькова, танцуя в воде. — Ивана зовите!.. Эй, Ванюша, где ты?..      Федот Евграфыч отбросил ее гимнастерку, сунул в кобуру наган, на четвереньках метнулся вглубь, в чащобу. Схватил топор, отбежал, яростно рубанул сосну.      — Эге-гей, иду!.. — заорал он и снова ударил по стволу. — Идем сейчас, погоди!.. О-го-го-го!..      Сроду он так быстро деревьев не сваливал — и откуда сила взялась. Нажал плечом, положил на сухой ельник, чтоб шуму больше было. Задыхаясь, метнулся назад, на то место, откуда наблюдал, выглянул.      Женька уже на берегу стояла — боком к нему и к немцам. Спокойно натягивала на себя легкую рубашку, и шелк лип, впечатывался в тело и намокал, становясь почти прозрачным под косыми лучами бьющего из-за леса солнца. Она, конечно, знала об этом, знала и потому неторопливо, плавно изгибалась, разбрасывая по плечам волосы. И опять Васкова до черного ужаса обожгло ожидание очереди, что брызнет сейчас из-за кустов, ударит, изуродует, сломает это буйно-молодое тело.

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

/ Полные произведения / Васильев Б.Л. / А зори здесь тихие

Смотрите также по произведению "А зори здесь тихие":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Лиза, Лиза, Лизавета! - Русская электронная библиотека

Советуем посетить

Лиза, Лиза, Лизавета!Удивляюсь, ты ли это?Звезды плещутся в глазах!Луч играет в волосах!На щеках румянец ясныйЗавершает лик прекрасный.Что за чудо из чудесК нам спустилося с небес?Меня оторопь взяла,Лиза сердце отняла…Постояв как истукан,Скоро догадался сам!Ты в любви прими признанья,В тугодумности раскаянья,Поздравленья с Днем рожденья,В восхищенье уверенья!

Все материалы, книги, новости, статьи и поздравления взяты из свободных источников в интернете или добавлены нашими пользователями. Если вы считаете, что тот или иной материал ущемляет ваши авторские права - свяжитесь с администрацией сайта. По требованию автора статья может быть удалена или добавлена ссылка на первоисточник.

www.rubiteka.ru

Ода Лизавете ~ Стихи (Иронические стихи) ~ Галущенко Влад

Лиза, Лиза, Лизавета!

Я люблю тебя за ЭТО!

И за ЭТО, и за то,

Что не спишь со мной в пальто.

 

Что никто тебя умнее,

Не нарежет колбасу.

Что глаза твои темнее,

Чем у дедушки в носу.

 

Косолапою походкой,

Ты бредешь на сеновал,

Даже после  пива с водкой

Всех сражаешь наповал

 

Не толчешь ты мысли в ступе,

И не капаешь мне в нос,

Так люблю я нюхать в супе,

Аромат твоих волос.

 

Любишь ты меня потискать,

Можешь рассмешить до слез,

А яичницей с сосиской

Намекаешь, что Колосс!

 

Нам теперь обед не нужен,

Подавитесь вы борщом.

Смотрим с Лизой мы  на ужин

Камасутру голышом.

 

 Ты умеешь нетипично

Носик вытереть пальтом.

А платочек эстетично

Оставляешь на потом.

 

Я люблю ворота Рая,

Молотилку для конфет.

В них ничо не застревает,

Ведь зубов давно уж нет.

 

Поварешкой можешь треснуть,

В чай добавить приворот.

Мне и это тоже лестно,

Значит любит,  если бьет!

 

Все в тебе меня пленяет,

От подола и до пят.

Красота ведь не линяет,

Как в народе говорят.

 

По весне ты расцветаешь,

Сняв исподнее в кустах.

И метелкою сметаешь,

Что скопилось в волосах.

 

Обниму тебя стихами,

Слизну родинку с плеча.

В душу влезу я с ногами,

И туда, где горяча.

 

Лиза, Лиза, Лизавета,

Как любить тебя за это?

Где скрывается тот зной,

Что не видно под луной?

 

***

 

  Девы разные нужны

  И за бабки, и за так.

  Девы разные важны,

  Лишь бы было - чем и как.

 

 

Мне нравится:

1

Николай Кульгускин     (30.06.2014 в 16:44) Гениатально, особенно вот это - Все в тебе меня пленяет,От подола и до пят. это ж какая обширная площадь...))) Галущенко Влад     (02.07.2014 в 11:09) Спасибо, конечно.Однако - не ожидал, да еще на сайте, где рулит поэзия.Мне здесь неуютно и... грустно...Другое дело Изба-читальня - там меня любят и читают по 100-200 в день.А здесь... Но там тоже не пишут, полковнику никто не пишет...А он тогда зачем строчит по ночам?Надо завязывать и идти доить козу деда Глухаря, мово соседа.

www.litprichal.ru

Картина 7. Проводы Лизаветы



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Драматическая постановка

«А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…»

по повести Б. Васильева

Действующие лица:Софья Гурвич, Галка Четвертак, Лиза Бричкина,

Евгения Комелькова, Рита Осянина, Федот Евграфыч Васков, Капитан Альберт Федотыч

Реквизит: сборник стихов, карта, фляжка, кружка, бинокль, цветы, вещь-мешки, ветки

Декорации: двойные кулисы, маскировочная сетка, искусственные елки, деревянные конструкции для изготовления скальных пород, мраморная плита с фамилиями погибших, бугорок на погосте,

Костюмы:военная форма

Оборудование: музыкальный центр, микрофоны

Цель:

Ø формирование героического сознания воспитанников и соотношения цены великой победы;

Ø воспитание патриотизма, гордости за подвиг многонационального советского народа, уважения и благодарного отношения к героизму русских женщин.

Картина 1. Память

Музыкальный акцент

Тема «Финальная»

 

Капитан-ракетчик пробирался сквозь багровую листву густого леса, теребя букетик свежих хризантем и прижимая к сердцу маленькую мраморную плиту. Оказывается он разыскали могилу … И нашел ее по каким-то своим приметам.

Здесь, оказывается, тоже воевали... Капитан быстро установил мраморную плиту и молчаливо приклонил колено…

 

Картина 2. Тревога

 

Осянина. Товарищ комендант!.. Товарищ старшина!..

Хлопал сонными глазами:

Васков. Что?

Осянина. Немцы в лесу!

Васков. Так... Откуда известно?

Осянина. Сама видела. Двое. С автоматами, в маскировочных накидках...

Васков. Команду — в ружье: боевая тревога!

Старшина метнулся в дом. Натянул сапоги, накинул гимнастерку, второпях, как при пожаре.

Картина 3. Подготовка

Васков. Ну, стройте людей.

Осянина. Построены, товарищ старшина.

Васков. Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, У другой какие-то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими в лес, лови немцев с автоматами. Вольно!

Осянина. Женя, Галя, Лиза...

Васков. Погодите, Осянина! Немцев идем ловить — не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли...

Осянина. Умеют.

Васков. Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?

Гурвич. Я знаю.

Васков. Что — я? Что такое я? Докладывать надо!

Гурвич. Боец Гурвич.

Васков. Как по-ихнему — руки вверх?

Гурвич. Хенде хох.

Васков. Точно. Ну, давай, Гурвич...

Выстроились эти пятеро. Серьезные, как дети, но испуга вроде пока нет.

Васков. Идем надвое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов... по пять обойм. Подзаправиться... Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по-человечески, в порядок себя привести, подготовиться. Р-разойдись!..

 

Картина 4. Сборы

Музыкальный акцент

Тема «А зори здесь тихие»

Васков. Противника не бойтесь. Он по нашим тылам идет, — значит, сам боится. Но близко не подпускайте, потому, как противник все же мужик здоровый и вооружен специально для ближнего боя. Если уж случится, что рядом он окажется, тогда затаитесь лучше. Только не бегите, упаси бог: в бегущего из автомата попасть — одно удовольствие. Ходите только по двое. В пути не отставать и не разговаривать. В случае обнаружения противника или чего непонятного... Кто по-звериному или там по-птичьему кричать может?

Захихикали

Васков. Я серьезно спрашиваю! В лесу сигналы голосом не подашь: у немца тоже уши есть.

Гурвич. Я умею.По ослиному: и-а, и-а!

Васков. Ослы здесь не водятся. Ладно, давайте крякать учиться. Как утки.

Показал, а они засмеялись. Васков не понял, но и сам улыбки не сдержал.

Васков. Так селезень утицу подзывает.Ну-ка, попробуйте.

Крякали с удовольствием.

Васков. Идем на Вопь-озеро. Глядите сюда.

Столпились у карты

Васков. Ежели немцы к железке идут, им озера не миновать. А пути короткого они не знают: значит, мы раньше их там будем. До места нам верст двадцать — к обеду придем. И подготовиться успеем. Все понятно, товарищи бойцы?

Все. Понятно...

Васков. Тогда в путь.

Музыкальный акцент

Тема «Щербатый месяце»

Картина 5. Привал

Васков. Ну что, товарищи бойцы, умаялись?

Бричкина. Умаялись...

Васков. Ну, отдыхайте покуда. Дальше легче будет: до сухой березы добредем — и шабаш.

Осянина. Нам бы помыться.

Васков. На той стороне протока чистая, песчаный берег. Хоть купайтесь. Ну, а сушиться, конечно, на ходу придется.

Четвертак. А мне как же без сапога?

Васков. А тебе чуню сообразим. Только уж за болотом, не здесь. Потерпишь?

Четвертак. Потерплю.

Гурвич. И вечный бой, покой нам только сниться…

Васков. Товарищи бойцы, я решил встретить врага и предложить ему сдаться. В случае сопротивления одного убить, а второго все ж таки взять живым.

Комелькова. Все ясненько.

Васков. А ясненько, на позициях лежать как мыши. Первым я с ним говорить буду.

Гурвич. По-немецки.

Васков. По-русски, а вы переведете, коли не поймут. Ежели вы и в бою так высовываться будете, то санбата поблизости нет и мамань тоже. Все. И не спать, вести наблюдение.

Разошлись по позициям. Васков залег и сразу задремал.

Картина 6. На позициях

Музыкальный акцент

Тема «Воспоминание»

Васков. Немцы?..

Осянина. Где?

Васков. Фу, леший... Показалось.

Осянина. Подремлите, Федот Евграфыч.

Васков. Ну, что ты Осянина, это я так, сморило меня. Будет мне вечный сон, ежели фрицев проворонили.

Пошел проводить осмотр боевых позиций.

Музыкальный акцент

Тема «Возвращение старшины. Пение птиц»

Васков. Сразу видно, бывалый ты человек Лизавета. Хорошо устроилась. Ничего не заметила.

Бричкина. Тихо пока.

Васков. Ты все примечай. Хорошо-то как!

Бричкина. Будто и войны нет.

Васков. (Поет) Лизи, Лиза, Лизавета, что ж не шлешь ты мне привета?

Бричкина. А у нас поют…

Васков. После споем с тобой Лизавета. Вот выполним боевой приказ и споем.

Ушел.

Гурвич читала за своим камнем книжку. Бубнила нараспев, точно молитву, и Федот Евграфыч послушал, прежде чем подойти

Гурвич. Рожденные в годы глухие

Пути не помнят своего.

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы

Кровавый отсвет в лицах есть...

Васков. Кому читаешь-то? Кому, спрашиваю, читаешь?

Гурвич. Никому. Себе.

Васков. А чего же в голос?

Гурвич. Так ведь стихи.

Васков. А-а... (полистал ). Глаза портишь.

Гурвич. Светло, товарищ старшина.

Васков. А в голос, все-таки не читай. Ввечеру воздух сырой тут, плотный, а зори здесь тихие, и потому слышно аж за пять верст. И поглядывай. Поглядывай, боец Гурвич.

Музыкальный акцент

Тема «А зори здесь тихие»

 

Васков. Ты чего скукожилась, боец Четвертак?

Четвертак. Холодно...

Протянул руку ко лбу…

Васков. Жар у тебя, товарищ боец. Чуешь?

Федот Евграфыч вытащил, фляжку. Плеснул в кружку.

Четвертак. А что это?

Васков. Микстура.

Четвертак. Ой, что вы, что вы...

Васков. Приказываю принять!

Четвертак. Нет, что вы...

Васков. Пей, без разговору!..

Четвертак. Ну, что вы, в самом деле! У меня мама — медицинский работник...

Васков. Нету мамы. Война есть, немцы есть, я есть, старшина Васков. А мамы нету. Мамы у тех будут, кто войну переживет. Ясно говорю?

Музыкальный акцент

Тема «Финальная»

Васков. Может, зря сидим?

Осянина. Может, и зря.

Васков. Однако не думаю. Если ты фрицев тех с пеньками не спутала, конечно.

Осянина. Тише! Слышишь?

Васков. Птицы кричат... Сороки!.. Сороки-белобоки шебаршат, Рита.

Осянина. Значит, идет кто-то, беспокоит их. Не иначе — гости.

Васков. Осянина, подымай бойцов. Мигом! Но скрытно, чтоб ни-ни!

Картина 7. Проводы Лизаветы

Тема «Финальная»

Подтянулись бойцы. Молча разошлись по местам, залегли.

Васков. Ну, идите же, идите, идите...

Гурвич. Три... пять... восемь... десять... Двенадцать... четырнадцать... пятнадцать, шестнадцать... Шестнадцать, товарищ старшина...

Васков. Вижу. Это же даже лучше, что шестнадцать их. Поняла? Бричкина, дорогу назад хорошо помнишь?

Бричкина. Ага, товарищ старшина (рванула)

Васков. Погоди, Лизавета, не гоношись. Главное дело — болото, поняла? Бродок узкий, влево-вправо — трясина. Ориентир — береза. От березы прямо на две сосны, что на острове.

Бричкина. Ага. (рванула)

Васков. Погоди. Доложишь Кирьяновой обстановку. Мы тут фрицев покружим маленько, но долго не продержимся, сама понимаешь.

Бричкина. Значит, мне сейчас идти?

Васков. Дуй, Лизавета батьковна.

Васков. Плохо, девчата, дело. Стало быть, шестнадцать их. Шестнадцать автоматов — это сила. В лоб такую не остановишь. И не остановить тоже нельзя, а будут они здесь часа через три. На помощь можно к ночи рассчитывать, не раньше. А до ночи, ежели в бой ввяжемся, нам не продержаться. Ни на какой позиции не продержаться, потому как у них шестнадцать автоматов.

Гурвич. Продержимся, ежели, конечно, Бричкина вовремя прибежит.

Осянина. Прибежит. Она быстрая.

megapredmet.ru

Текст песни Ты ждешь, Лизавета, слова песни

название: автор:

Малинин Александр, проект "Старые

рейтинг: ★★★★★ / 4.8 / 770 просмотров

Ты ждёшь, Лизавета, От друга привета. Ты не спишь до рассвета, Всё грустишь обо мне. Одержим победу, К тебе я приеду На горячем боевом коне. Одержим победу, К тебе я приеду На горячем боевом коне. Приеду весною, Ворота открою, Я с тобой, ты со мною Неразлучны вовек. В тоске и тревоге Не стой на пороге, Я вернусь, Когда растает снег. В тоске и тревоге Не стой на пороге, Я вернусь, Когда растает снег. Моя дорогая, Я жду и мечтаю, Улыбнись, повстречая, Был я храбрым в бою. Эх, как бы дожить бы До свадьбы-женитьбы И обнять любимую свою. Эх, как бы дожить бы До свадьбы-женитьбы И обнять любимую свою.

Послушать/Cкачать эту песню

Mp3 320kbps на стороннем сайте

А как ты думаешь, о чем песня "Ты ждешь, Лизавета" ?

Марина Давыдова 23 июл 9:57эта песня ты ждеш лизавета но там на писану в ней что она ждет от друга привета что там еще на писано что они типо одержут победу что он типо к ней приедит когда расстает снег и он к ней типо приедит на горячем боевом коне что она типо не спит до рассвета что она типо грустит о нем что он типо к ней приедит весною откроет вороты что он типо ждет и мечтаетчто б она типо нестояла на пороге

Галина Нечаева 1 фев 8:38песня о тоске солдата о любимой, который верит, что вернется с победой домой. Замечательная песня, полная оптимизма, любви к Родине, и любви к близкому человеку. Спасибо всем, ансамблям и тем , кто просто поет эту песню. Особенно трогает, когда эту песню поет современная молодежь, красивые парни и девчата. Так держать, потомки!

webkind.ru