"Когда строку диктует чувство..." (По лирике Б.Л. Пастернака.). Когда строку диктует чувство оно на сцену шлет раба
Анализ стихотворения «О, знал бы я, что так бывает» Бориса Пастернака
- Анализ стихотворений русских поэтов
- Борис Пастернак
- О, знал бы я, что так бывает
Стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…», написанное Пастернаком в начале 1930-х годов, в первую очередь затрагивает тему творчества. Лирический герой предается воспоминаниям о годах, когда ему только предстояло решиться на дебютное выступление. Первые строки рождались легко, практически сами собой, интерес к поэзии был робким. В то время молодой стихотворец не мог предположить, что занятия искусством способны обернуться трагедией. Пастернак представляет перед читателями яркий образ обнаженной боли, квинтэссенция которого заключена в следующих словах: …строчки с кровью — убивают, Нахлынут горлом и убьют! При написании стихотворения, продиктованного подлинным чувством, поэт будто приносит человечеству в жертву самое дорогое, что у него есть. Так в тексте возникает сравнение литературного мастерства с актерским. Лирик, как и выходящий на театральные подмостки артист, открыт для всего мира. Люди внимательно слушают его речи, надеясь обрести внутреннюю силу. Главная задача человека творческого – не разочаровать их.
Неслучайно в произведении появляется образ Рима, города, славившегося жестокими гладиаторскими боями. Он требует от актера не читки (так называется начальный период репетиций), а «полной гибели всерьез». Сцена для артиста превращается в арену самозаклания. Смерть свершается во имя и ради зрителей. Пафос стихотворения «О, знал бы я, что так бывает…» – пафос жертвенности, важнейшее чувство – чувство нравственности. Подобные мотивы и мысли встречаются в другом произведении Пастернака – «Мне по душе строптивый норов…», где в роли старости выступает поздний опыт, в роли сцены – арена, в роли нравственного чувства – «борение с самим собой».
В некоторой степени стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…» можно считать провидческим. В 1958 году началась масштабная травля Бориса Леонидовича в родном СССР. Причиной послужило получение Нобелевской премии. Ее вручили за достижения в лирической поэзии и за роман «Доктор Живаго», считавшийся на родине писателя клеветническим и антисоветским. Против Пастернака выступили крупнейшие литераторы того времени, в том числе Сергей Михалков и Вера Инбер. В народе травля нобелевского лауреата запомнилась под названием «Не читал, но осуждаю». Фактически гонения свели Бориса Леонидовича в могилу – в 1960 году он скончался. Причина смерти – рак легкого.
Анализы других стихотворений
* * *
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплёкой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далёко,
Так робок первый интерес.
Но старость – это Рим, который
Взамен турусов и колёс
Не читки требует с актёра,
А полной гибели всерьёз.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлёт раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
1932
- Анализ стихотворений русских поэтов
- Борис Пастернак
- О, знал бы я, что так бывает
45parallel.net
Поэзия, жизнь, смерть, Пастернак - koncheev
Орфография и пунктуация автора заметки сохранены.ОЛЬГА БАКУШИНСКАЯ
Размышление о природе творчества
О, знал бы я, что так бывает,Когда пускался на дебют,Что строчки с кровью – убивают,Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплекойЯ б отказался наотрез.Начало было так далеко,Так робок первый интерес.
Но старость – это Рим, который Взамен турусов и колесНе читки требует с актера,А полной гибели всерьез.
Когда строку диктует чувство,Оно на сцену шлет раба,И тут кончается искусство,И дышат почва и судьба.
В этом небольшом стихотворении Бориса Пастернака заложено столько глубокого смысла, что даже несколько не по себе. Дело в том, и я это, в сущности, уже давно поняла, а когда поняла и разозлилась, и испугалась. Потому что когда Бог(многие мои читатели в Бога не верят, так вы поменяйте на "дорогое мироздание" или "природа") знает, что у тебя есть хоть малююсенький творческий талант, ты себе уже не принадлежишь ровно на величину своего таланта. Вот эту твою часть, как куклу в театре марионеток, заставят любым способом исполнить роль. Если нужно, то разобрав на фрагменты и собрав в ином порядке. Если нужно, то оторвав ноги. Я не могу сказать, что мои способности какие-то выдающиеся, но они есть, и те, что есть, в сущности определяли многое. Когда я в шестнадцать стала писать дневник в тетради в клеточку и кое-кому его показывать, так стало понятно, что надо развивать. Но я как-то очень легкомысленно вместо этого села перепечатывать Ленины черновики набело. Потому что в школе научилась ловко на машинке тарабанить - полезное качество. Шли годы, стало ясно, что я не собираюсь ничего с собой делать. Тогда меня тряхнуло по-взрослому. Ого как. Я даже начала с неплохих стихов, хотя ни разу не поэт. В сущности, потом я делала еще несколько попыток соскочить. Меня каждый раз трясли, перемешивали и возвращали к генеральной линии. Линии бывали разные, но это не суть. Суть в том, что никто и никогда тебя не спросит: "Что бы ты предпочел - талант или счастье?" Счастье многое производит, но редко творчество. Поэтому несчастий у тебя будет ровно столько, чтобы извлечь то, что из тебя можно извлечь. Бывает, что отпускают? Ну вот, совершенно ясно, что у Никиты Михалкова был большой талант, а сейчас его отпустили на волю. Он свободен. Лучше ли это - не знаю. Может, для него и лучше, как посмотреть. Теперь вернемся к стихотворению. Как вы думаете, чтобы написать такое, на сколько нужно себе не принадлежать? Да полностью. Гениальность вообще ни о чем не спрашивает своего обладателя, просто волочет его по камням, болотам, льду и горячему песку. Полагаю, что мой адок определенного таланта выглядит по сравнению с этим сущим раем.
ЭССЕ КОНЧЕЕВА А.С. ОБ ОДНОМ СТИХОТВОРЕНИИ БОРИСА ПАСТЕРНАКА
«В этом небольшом стихотворении Бориса Пастернака заложено столько глубокого смысла, что даже несколько не по себе». Ольга Бакушинская
Я несчетное число раз слышал эти стихи. Один мой приятель всегда их читал, слегка подвыпивши, и не уставал ими восхищаться. Я же чувствовал, что слова могучие, но смысл их казался мне даже нелепым, что ли?
Вообще-то, это, возможно, происходило оттого, что я больше слушал слова, ритм, отдельные пассажи, не пытаясь, собственно, проанализировать текст. Стихотворение, повторюсь, мне нравилось, но и раздражало ужасно. Я думал. Пастернак, поэт, обласканный властью, но под конец жизни ею же и предельно униженный. Жил на шикарной даче, не бедствовал, пользовался славой и народной любовью. На войну не попал, хотя вроде бы и порывался. Какие еще кровавые строчки у него горлом нахлынули?
Вчера я (или кто-то) почему-то произнес в своем (моем) уме фразу: «От шуток с этой подоплекой я б отказался наотрез…» Я не мог вспомнить, кому она принадлежит. Может, Высоцкому? Интонация в его духе. Наконец, Яндекс дал мне ответ. Заодно он и привел меня сюда. (раздел ЖЖ Ольги Бакушинской http://bakushinskaya.livejournal.com/945712.html )Я решил внимательно прочесть стихотворение. Ну, разумеется, обычная для Пастернака невнятица, предельно эффектно произнесенная. Но, действительно, гений.
О, знал бы я, что так бывает,Когда пускался на дебют,Что строчки с кровью – убивают,Нахлынут горлом и убьют!
Ну, а сейчас откуда это известно? Судя по всему, поэт давно не в дебюте, но все еще жив. Как это они горлом нахлынут? Ну, положим, могут строчки нахлынуть и даже горлом, но с какой радости они должны убивать? Ну, и знал бы, так что, не стал бы поэтом? Ясное дело, что стал. Так о чем эта фраза? Я решил посмотреть шире, философски. Может, имеется в виду не поэтический дебют, а жизненный (дожизненный)? Мистическая такая подоплека? А строки вовсе и не строки, а все то, что выпадает в жизни. Можно так подумать, но как-то видится такая трактовка надуманной. Нет. Хорошо сказано, но смысла нет.
От шуток с этой подоплекойЯ б отказался наотрез.Начало было так далеко,Так робок первый интерес.
Может, это я такой отморозок, но эти строки мне не нравятся вообще. Ерничающий тон не вяжется с мрачным и тяжелым настроением стиха в целом. Но, с другой стороны, можно увидеть подтверждение мистической версии трактовки этого стихотворения. Ведь, если речь идет о поэтическом творчестве, то какой смысл в «отказе наотрез»? Что за интерес? Почему робкий? Пиши себе стихи и пиши. Ну, понятно, служение музе и т.п. Надумано это все. А, вот, «начало было так далеко» в мистическую версию отлично укладывается.
Но старость – это Рим, который Взамен турусов и колесНе читки требует с актера,А полной гибели всерьез.
Ну, тут уж все сказано прямым текстом. Старость!!! Да, старость. Это, действительно, суровый Рим. Тут уж не будешь болтать чепуху, разводить турусы на колесах. Пастернак не зря и поговорку переиначил, чтобы передать то, насколько сурова в его глазах старость. И, уж, тут точно читка никакая неуместна (1), нет репетиций, исправлений, игры. Пришло время ― погибай. Родился? ― Умри. Ну, не зря же в Марбурге философия изучалась. Судя по всему, Пастернак был хорошим философом, раз его так высоко смогли оценить в Марбургском университете.
Когда строку диктует чувство,Оно на сцену шлет раба,И тут кончается искусство,И дышат почва и судьба.
Эх, хитрец! Ну, при чем тут строка? Это слово всегда и вводило меня в заблуждение. Строка ― это слово из литературы. Строка стихотворения. Строка любовного письма. По смыслу бы «когда меня диктует чувство». И, вот, раб на сцене. Играй, но по-настоящему, не в строчки, а в жизнь. Не люблю слово «почва» в таком контексте. Но это меня наше время испортило. Но в любом случае «почва» это снижение, это неточно. Куда могуче слово ― «судьба». Да, кончается искусство, дышит судьба, ну, заодно и почва. Но звучит (Как не признать?) красиво.
Я думаю, что Пастернак написал стихотворение, в сущности, о судьбе человека на земле (почве), который обречен рождаться, жить и умирать, но исполнил его так, чтобы можно было подумать, что речь идет о поэтическом творчестве, но почему-то, ну, очень близко принятом к сердцу.
Собственно, ничего особо глубокого я в этой тривиальной мысли не вижу. Ну, да. Так и есть. Кто про это не говорил? Но написано здорово. Потрясающе.
Примечание: (1) Вуди Алену принадлежит фраза: «Никто не умирает, насвистывая».
Tags: пастернак бакушинская поэзия кончается и
koncheev.livejournal.com
Когда строку диктует совесть... - Быть может, прежде губ уже родился шёпот...
Не наладив глубокие связи с «почвой и судьбой», о которых говорит Борис Пастернак в своём известном стихотворении, человек теряет ключи жизни и превращается в куклу. Однако, есть и другая альтернатива: можно отдаться во власть Низа и закружится в восторге безбрежного кровавого пиршества на новом Майдане, который не заставит себя долго ждать.
«И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба», — пишет Борис Пастернак в своём известном стихотворении.
Эта фраза наверняка вызовет негодование эстета, для которого нет ничего выше искусства: «Искусство ради искусства», — непрерывно провозглашает он и ссылается на Достоевского, верившего, что Красота спасёт мир. Ограничимся замечанием, что Фёдор Михайлович говорил всё таки о Красоте, а не об эстетике, то есть о чём-то цельном. Не случайно именно в России, в отличие от Запада, можно услышать такие мнения: «В красоте правда», «В красоте истина». Достоевский же вообще говорит о спасении через Красоту, то есть сразу ставит её задачи на порядок выше, чем задачи эстетики — «красоты ради красоты».
Кто-то справедливо поправит нас, отметив, что Пастернак не говорит о том, что почва и судьба находятся именно выше искусства, что скорее они находятся в области или совсем ему не доступной, или проникновение в которую для него весьма проблематично.
Так что же это за область? И почему Пастернак говорит именно о двух категориях — о почве и судьбе?
Прежде всего, важно отметить что, по мнению Пастернака, их — по ту сторону искусства — две, именно две, не больше и не меньше. Причём, это именно разные категории, адресующие к разным источникам в человеческом существе.
Что же это за источники, которые находятся по ту сторону искусства? Нам не разобраться в этом вопросе, не поняв, что же именно вкладывает Пастернак здесь в понятие искусства. Для этого процитируем целиком рассматриваемое нами стихотворение поэта:
О, знал бы я, что так бывает,Когда пускался на дебют,Что строчки с кровью - убивают,Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплекойЯ б отказался наотрез.Начало было так далеко,Так робок первый интерес.
Но старость - это Рим, которыйВзамен турусов и колесНе читки требует с актера,А полной гибели всерьез.
Когда строку диктует чувство,Оно на сцену шлет раба,И тут кончается искусство,И дышат почва и судьба.
Как мы видим, стихотворение построено на противопоставлении: между легкомысленным дебютом и «нахлынувшими горлом» «строчками с кровью», которые убивают; между робкой «юностью», впервые пытающейся играть роль, и «старостью», становящуюся выше любой, сколь угодно умелой читки, и решающейся на «полную гибель всерьёз». Из последней строфы становится окончательно понятно, о каком противопоставлении говорит Пастернак: «И тут кончается искусство и дышат почва и судьба». Связывая воедино все приведённые антиномии, мы видим, что речь идёт о противоположении искусства как совершенства формы и чего-то, что находится по ту сторону искусства, без чего оно теряет вкус, яркость, живость и становится выхолощенной мёртвой формой. В другом своём произведении — романе «Доктор Живаго» — Пастернак даёт такое определение красоты: «Красота есть счастье обладания формой». Здесь не случайно говорится о счастье. Соседство счастья и формы вообще выглядит несколько парадоксально. Здесь же говорится не просто о соседстве, а об их глубокой связи! Однако, как легко заметить, эта парадоксальность — та же, что и в вышеприведённом стихотворении, построенном на противопоставлении искусства и чего-то ещё, без чего искусство умирает.
Борис Пастернак | Роман «Доктор Живаго». Публикация Фельтринелли |
Итак, Фрейд выделял три уровня личности человека: Я, подсознательное (ОНО) и Сверх-Я.Впоследствии как сами эти категории Фрейда, так и вообще вся его психоаналитическая теория подверглись достаточно мощной и обоснованной критике и трансформации. Однако, мы сейчас не будем концентрироваться на этом.
Также вместо термина «подсознательное» мы иногда будем пользоваться термином «бессознательное», поскольку Фрейд (для него подсознательное — область тёмных инстинктов) и уж тем более его непосредственные последователи дали этой области психики слишком, на наш взгляд, негативную трактовку. Это соответствовало дискурсу Модерна, пытающегося всё построить на основаниях рациональности, требовавшего отказаться от иррационального вообще. Модерн фактически приравнял гуманизм к рациональности, тем самым иррациональность становилось синонимом дикости, и отвергалась гуманистическим пафосом Просвещения. Мы же глубоко не согласны с данной точкой зрения и убеждены, что в бессознательном находятся источники, без которых невозможно высшее духовное бытие человека.
Введя эти необходимые пояснения, вернёмся к Пастернаку.
Как легко видеть, искусство (форма), о которой идёт речь в стихотворении соответствует культурному пласту человеческой психики, то есть Я и «Сверх-Я» Фрейда. Также однозначно определяется и положение «почвы» — это бессознательное. Именно на него делают ставку фашисты, заявляющие о главенстве «крови и почвы», что запечатлено в их символике. Например, в красно-чёрном бандеровском флаге.
Но чему же тогда соответствует во фрейдовской архитектуре личности категория «судьба», вводима Пастернаком? Как мы видим, ей вообще нет места в концепции Фрейда. И как знать, быть может Пастернак, писал это стихотворение, ведя неявную полемику с фрейдистами.
Для нахождения ответа на это вопрос обратимся к роману «Иосиф и его братья» крупнейшего немецкого прозаика XX века Томаса Манна. В введении к роману, озаглавленном «Сошествие во Ад», Манн говорит об Аврааме, этом духовном страннике, вышедшим из Ура:
«Силой, заставившей его сняться с места, была тревога духовная, забота о боге, и если он сподоблялся каких-то обетований, в чем сомневаться непозволительно, то относились они к распространению того нового и особого восприятия бога, которому он с самого начала и старался приобрести сторонников и радетелей. Он страдал и, сопоставляя меру своего внутреннего беспокойства с мерой его у огромного большинства людей, заключал, что его страдания служат будущему. Не напрасна, говорил ему новооткрытый бог, твоя мука, твоя тревога. Она оплодотворит множество душ, родит себе стольких приверженцев, сколько песка на дне морском, и повлечет за собой великое множество событий, зародыш которых в ней заключен, — одним словом, ты будешь благословением. Благословением? Вряд ли это слово верно передает смысл того, что предстало ему в видении и что соответствовало его душевному складу, его ощущению самого себя. В слове «благословение» есть та оценка, которая не подходит для деятельности таких натур, как он, людей внутренне беспокойных и непоседливых, чьи новые представления о боге призваны определить будущее. Жизнь тех, с кого начинается та или иная история, очень и очень редко бывает чистым и несомненным «благословением», и совсем не это нашептывает им их самолюбие. «И будешь судьбою» — вот более четкий и более верный перевод слова обета, на каком бы языке оно ни было сказано: а уж означает ли эта судьба благословение или нет, это вопрос другой, вопрос, второстепенность которого явствует из того, что на него всегда и без всяких исключений можно ответить по-разному, хотя на него отвечали, конечно, утвердительно члены той возраставшей физически и духовно семьи, которая признавала бога, выведшего из Халдеи урского странника, истинным Баалом и Адду круговорота...»
Итак, высшая связь с Элохимом, обетование, данное им Аврааму, в трактовке Томаса Манна было обещанием того, что он станет судьбою! При такой постановке вопроса, сама судьба становится чем-то высшим и бесконечно дорогим, чего можно сподобиться только, решившись на особый путь, как это сделал странник из Ура. Только тогда человек обретает судьбу, которая является следствием духовного союза с богом, заключённого для «взаимного освящения», как пишет Томас Манн в этом же романе в другой его части. Более того, Манн фактически приравнивает способность быть судьбою к способности творить Историю.
Томас Манн | Роман «Иосиф и его братья» |
Для того, чтобы учесть явления этого порядка, теория Фрейда должна быть дополнена ещё одним этажом, находящимся над «Сверх-Я». Именно его Сергей Кургинян называет «Четвёртым этажом», а в различных религиях и эзотерических учениях он называется по-разному: сверхсознание, супраментал, Атман и т. п.
Итак, судьба в стихотворении Пастернака — это сверхсознание. Оно же «Четвёртый этаж».
Пастернак, вводя именно две — а не одну — категории, находящиеся по ту сторону сознания, указывает на особую важность рассмотрения категории сверхсознания. Как показывает История XX века, без наличия мощного источника, находящегося над Домом человеческого бытия — то есть над Я и Сверх-Я Фрейда, над культурой в широком смысле этого слова, — человек оказывается беззащитен перед импульсами бессознательного, перед всеразрушающей энергетикой Низа. А сама по себе культура, противопоставленная этому Низу, не может с ним справится и пасует. Более того, культура, становящаяся единственным оплотом против наступающего хаоса тёмной энергии бессознательного, делает ставку на АнтиХаос, на тотальный Порядок, то есть — на Форму, становящуюся господином. Цивилизация превращается в сверхрегламентацию всего и вся и оказывается невыносимым гнётом для человека. Как знать, когда поганое словечко «тоталитаризм» очистят до конца ото всех ложных наслоений, не окажется ли его подлинным смыслом усталость от самой цивилизации, превращающей человека в машину?
Эту коллизию предчувствовал Фридрих Ницше, говоря в своей работе «Рождение трагедии из духа музыки» о противостоянии Аполлонистического и Дионисийского начал. По мнению великого философа, тотальная аполлонистичность неизбежно выхолащивается и в итоге бросается в разгул дионисийской стихии, мня в ней своё единственное спасение. Именно это и случилось в самой зарегулированной стране Запада — Германии, присягнувшей фашизму, именно это встаёт новой зловещей тучей над миром, чьи чёрные молнии мы уже сегодня видим на Украине.
Фридрих Ницше | «Рождение трагедии из духа музыки». Первое издание |
Отсутствие сверхсознания делает современного человека не способным на какое-либо изменение существующего положения вещей, он живёт лишь приспособлением, адаптацией к внешним условиям. Именно неспособность Модерна, отказавшегося от Бога, построить свою устойчивую трансцендентную территорию, привело к провозглашению Жизни как высшего принципа бытия, весь трагизм которого уловил всё тот же Ницше, воскликнув в отчаянии: «Над жизнью нет судьи!». Однако, смерть сильнее жизни, и это очевидно каждому. Эта диалектика жизни и смерти и является тем внутренним механизмом, который порождает всю динамику сегодняшнего мирового политического процесса. И если достойный ответ смерти не будет дан, человечество, обуянное ею, неминуемо кинется в объятия новой фашистской судороги.Именно это мы сегодня видим — нет, не только на Украине — повсеместно!
Отсутстивие доступа на территорию судьбы приводит человека в то состояние, которое мы сегодня наблюдаем повсеместно: под непрестанные возгласы о развитии и личностном росте человек на деле последовательно разрушает себя и всё больше упивается таким саморазрушением. А как иначе? Современный человек — это крайне ветхая обитель, непрерывно сотрясаемая штормами хаоса. Его выбор: или быть сметенным или позволить Низу оседлать себя. И это крайне актуальная проблема — глядя на кипучую жизнь бандеровского половодья на Украине, европейская молодежь повально устремилась в ультраправые организации (она и до Украины была далеко не чужда этому). Эмиссары хунты выезжают в Европу с целью установления связей с неофашистским подпольем, которое не только снабжает украинских фашистов денежными и иными материальными средствами, но и посылает добровольцев в карательные батальоны на Донбасс.
Сверхсознание — это мощный фильтр, способный очистить тёмную энергию Низа, а затем направить её, в таком уже очищенном состоянии, в область культуры (на территорию Я и Сверх-Я). Тем самым сверхсознание способно защитить культуру как от полного её разрушения под напором фашизма, так и от высыхания, превращающего её в живое кладбище, которым стала современная культура (особенно хорошо это видно по Европе).
Не в меньшей степени, чем Запада, это проблема касается и нас — страны оказавшейся вне Судьбы и Пути после предательства своей сущности в ходе развала Советского Союза.
Без оформления «четвёртого этажа» не будет восстановлена уничтоженная Перестройкой идентичность русского человека, последствия которого мы наблюдаем повсеместно: не стоит тщить себя надеждой, что современный русский патриотизм стал такой идентичностью. Сегодня, он, к сожалению, в значительной своей части, является данью моде, которая завтра может и перемениться, пустышкой, не имеющей большой разницы с повсеместно конструируемыми ложными идентичностями, наивысшим проявлением которых стало «Жё сви».
В наших словах нет никакого желания оскорбить русский патриотизм, более того, мы самих себя причисляем к этому стану. Единственно, мы хотим указать на необходимость выйти из состояния «Жё сви»-патриотов, поскольку это состояние неминуемо приведёт к гибели страны.
Разве от недавно заполнившего русский интернет патриотичного и яркого ролика «Здравствуйте! Я русский оккупант!», который даже заметили на Западе, не исходит запах того же «жё сви»-патриотизма? Для тех, кто ещё не видел этот ролик, педлагаем посмотреть его, он того стоит:
Без восстановления связи с «четвёртым этажом» не будет связи и с почвой, единством с которой так гордятся националисты. Нет у них этой связи (обуянность разрушительными импульсами Низа такой связью мы не считаем). Если бы они её обрели и действительно заглянули в глаза предков, которые сразу бы предстали перед ними в этом случае, националисты неминуемо устыдились бы своего поведения, оскорбляющего их память. Связь с почвой необходима, поскольку при её отсутствии человека поражает бессилие, и он теряет способность на какое-либо созидательное действие, а также способность сопротивляться любому нажиму сколь угодно малому нажиму, выстаивать. Разве именно это мы не наблюдаем на Украине, где торжество бандеровского режима во многом держится на том, что большинство просто спрятало голову в песок?
В спектакле «Iзнь» Сергей Кургинян полемизирует с Борисом Пастернаком, указывая, что строку диктует не чувство, а совесть (как мы помним, в стихотворении Пастернак говорит: «Когда строку диктует чувство...»):
Строку диктует совесть!Не чувство, совесть. Шлет онаНа сцену вовсе не раба.
Именно отсутствие совести, которую националисты назвали бы голосом предков, не только не позволяет сформироваться идентичности, но также делает человека не способным различать очевидные, казалось бы, вещи. Именно так нашими героями становятся пораженцы, отступающие из Славянска. Причём ореол пораженчества и делает их, парадоксальным образом, героями. Мы говорим о Стрелкове, ставшем в какой-то момент чуть ли не главным героем патриотического сообщества. Что это, как не «жё сви»-патриотизм?
Разве вы не видите родства между стрелковской истерией и Порошенко, стоящим с листом бумаги, на котором написано «Жё сви Волноваха»? Или «болотными» толпами, клубящимися по всему миру с такой же бумажкой, на которой теперь написано «Жё сви Немцов»?
Мы смеёмся над их тупостью. И в этом смехе слышится необоснованное высокомерие. Разве патриотический интернет, пестреющий группами, вроде «Великая непобедимая Россия» не болеет в значительной степени этим самым «жё сви»-патриотизмом? Разве это не очевидно? Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что завтра русское патриотическое сообщество, заряженное очередным деструктивным героическим мифом вроде стрелковского, не выйдет на улицы — точно также, с такой же поганой бумажкой, на которой будет написано очередное «Жё сви»?
andreybersenev.livejournal.com
Пастернак. Разговор с Богом
Пастернак Борис Леонидович родился десятого февраля 1890 года. Сегодня ему исполнилось бы сто двадцать четыре года. Некруглая дата, но его можно вспоминать не только по круглым, но и некруглым, каждое утро, день, вечер...
Однако в день рождения Пастернака хочется остановиться не на биографии поэта, а его христианском отношении к жизни, к тому, чем она наполнена: к женщине, России, детям, близким, знакомым.
Его поэзия и жизнь были истинно христианскими - с милостью, болью и детской радостью одновременно. Известный пастернаковский библейский цикл является вдохновляющим образцом для многих поэтов нашего времени. Бродский, выполняя завет Анны Ахматовой и наследуя Пастернаку, создал свой Рождественский цикл, продолжающий библейскую русскую традицию.
Борис Пастернак был крещен няней и с детства у него формировался христианский взгляд. Жизнь поэта была постоянным диалогом с Богом, явным или скрытым. Особенно это стало заметным в послевоенные годы. В одном из последних интервью он сказал:
«Художник разговаривает с Богом, и тот ставит ему различные представления, чтобы ему было что писать. Это может быть фарс, а может быть трагедия».
Это вторит тому, что когда-то писала Марина Цветаева:
«Благоприятные условия? Их для художника нет. Жизнь сама неблагоприятное условие. Всякое творчество – перебарыванье, перемалыванье, переламыванье жизни – самой счастливой… Жизнь – сырьем – на потребу творчества не идет».
Поэт оставил нам не только гениальные стихи и прозу, но и огромное количество писем: за границу, в лагеря, родным и близким. Ольга Седакова назвала их апостольскими посланиями, которые сегодня воспринимаются современниками как наказ и послание из прошлого в будущее.
Он жил как свободный человек в несвободной стране, являя свою внутреннюю свободу всегда. Он был, может быть, единственным свободным в то время.
Он не боялся принимать у себя иностранцев, посылать посылки осужденным, выстаивая часами в очереди у тюремных ворот, писать письма туда, откуда мало кто возвращался.
Он оставался тем островком и осколком старой русской интеллигенции, о которой еще помнили и знали, что такое быть русским интеллигентом. Сегодня это уже мало кому понятно. Но его стихи - это поэзия, являющая эту свободу, которая не дается никогда и никем извне. Свободным человеком можно только быть, самому быть.
О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью - убивают, Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплекой Я б отказался наотрез. Начало было так далеко, Так робок первый интерес.
Но старость - это Рим, который Взамен турусов и колес Не читки требует с актера, А полной гибели всерьез.
Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлет раба, И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба.
***
Художник (отрывок) Мне по душе строптивый норов Артиста в силе: он отвык От фраз, и прячется от взоров, И собственных стыдится книг.
Но всем известен этот облик. Он миг для пряток прозевал. Назад не повернуть оглобли, Хотя б и затаясь в подвал.
Судьбы под землю не заямить. Как быть? Неясная сперва, При жизни переходит в память Его признавшая молва.
Но кто ж он? На какой арене Стяжал он поздний опыт свой? С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой.
***
Ночь (отрывок)Не спи, не спи, работай,Не прерывай труда,Не спи, борись с дремотой,Как летчик, как звезда.
Не спи, не спи, художник,Не предавайся сну.Ты - вечности заложникУ времени в плену.
Душа моя, печальница
О всех в кругу моем,Ты стала усыпальницейЗамученных живьем.
Тела их бальзамируя,Им посвящая стих,Рыдающею лироюОплакивая их,
Ты в наше время шкурноеЗа совесть и за страхСтоишь могильной урною,Покоящей их прах.
Их муки совокупныеТебя склонили ниц.Ты пахнешь пылью трупноюМертвецких и гробниц.
Душа моя, скудельница,Всё, виденное здесь,Перемолов, как мельница,Ты превратила в смесь.
И дальше перемалывайВсё бывшее со мной,Как сорок лет без малого,В погостный перегной.1956
***
Учись прощать
Учись прощать... Молись за обижающих,Зло побеждай лучом добра.Иди без колебаний в стан прощающих,Пока горит Голгофская звезда.
Учись прощать, когда душа обижена,И сердце, словно чаша горьких слез,И кажется, что доброта вся выжжена,Ты вспомни, как прощал Христос.
Учись прощать, прощать не только словом,Но всей душой, всей сущностью своей.Прощение рождается любовьюВ творении молитвенных ночей.
Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.Великодушье лечит, как бальзам.Кровь на Кресте за всех пролита.Учись прощать, чтоб ты был прощен сам.
1952 год
Тина Гай
sotvori-sebia-sam.ru
| / Сочинения / Пастернак Б.Л. / Разное / "Когда строку диктует чувство..." (По лирике Б.Л. Пастернака.) Великолепный музыкант, знаток нескольких иностранных языков, писатель, блестящий стилист, поэт — Борис Пастернак. И еще человек, находившийся в вечном поиске, в постоянной неудовлетворенности самим собой, в бесконечном совершенствовании собственных способностей. Ученик Скрябина, он успешно гастролировал, исполняя фортепьянные произведения. Особенно хорошо звучала под его чуткими пальцами музыка любимого — Шопена. Гремит Шопен, из окон грянув, А снизу, под его эффект, Прямя подсвешники каштанов, На звезды смотрит прошлый век... Возможно, именно благодаря музыкальному образованию столь музыкальны и его стихи. А благодаря создателю цветомузыки, Скрябину, в его поэзии присутствуют все цвета радуги. В конце, как женщина отпрянув И чудом сдерживая прыть Впотьмах приставших горлопанов, Распятьем фортепьян застыть. А век спустя, в самозащите, Задев за белые цветы, Разбить о плиты общежитий Плиту крылатой правоты. Опять... И, посвятив соцветью Рояля гулкий ритуал, Всем девятнадцатым столетьем Упасть на старый тротуар. Эта большая цитата из его "Шопена" просто необходима: ведь в ней и музыка, и цвет, и история. Поиски самого себя у широкообразованного человека не менее мучительны, чем у человека невежественного. А возможно, и более. О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью — убивают, Нахлынут горлом и убьют! От шуток с этой подоплекой Я б отказался наотрез. Начало было так далеко, Так робок первый интерес. Да нет, знал он, что так бывает. Знал, когда бросал профессиональную работу музыканта-исполнителя и бросался, как в омут, в неизведанное пространство поэзии. И прекрасно осознавал огромную ответственность создателя стихов. Но старость — это Рим, который Взамен турусов и колес Не читки требует с актера, А полной гибели всерьез. Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлет раба, И тут кончается искусство И дышат почва и судьба. Достигнув известности, почти славы, Пастернак написал: "Быть знаменитым некрасиво. // Не это подымает ввысь". И подытожил стихотворение словами: "И должен ни единой долькой // Не отступаться от лица, // Но быть живым, живым, и только, // Живым и только — до конца". Это его кредо, и от него он не отступал всю жизнь. Уже после скандала с "Доктором Живаго" (ничего себе — скандал, получить международную "нобелевку" и одновременно угрозу тюрьмы от собственного правительства), будучи отлученным от читателя, лишенный возможности публиковаться, Борис Пастернак остался "живым и только" и не отступился от лица.
/ Сочинения / Пастернак Б.Л. / Разное / "Когда строку диктует чувство..." (По лирике Б.Л. Пастернака.) | Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
www.litra.ru
Какие вы знаете песни на стихи Пастернака?
Ко всему уже сказанному хочу только добавить ещё три стихотворения : 1. Я тоже любил 2.Начальная пора 3. О, знал бы я, что так бывает : О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью - убивают, Нахлынут горлом и убьют! От шуток с этой подоплекой Я б отказался наотрез. Начало было так далеко, Так робок первый интерес. Но старость - это Рим, который Взамен турусов и колес Не читки требует с актера, А полной гибели всерьез. Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлет раба, И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба. 1932 Прошу прощения - " Я тоже любил " уже упомянули .
Метель. Исполняет Пугачева, Носков тоже.
кроме этой я к сожалению не знаю, но есть не много др. песня: Место встречи - От заката до рассвета. Там взято не все стихоторение "Зимняя ночь", а часть На столе свеча. Падает туфля. И не знаю я может быть тебя. Может быть меня разжигает страх, И я иду к тебе в синих башмаках. В наши окна, смотрит лето от заката до рассвета Я тебя люблю, расскажи почему В наши окна, смотрит лето от заката до рассвета Я тебя люблю И падали два башмачка со стуком на пол И воск слезами с ночника на платье капал И цветы на одеяле свою песню нам играли. Долгий стон короткий сон и я в тебя уже влюблен В наши окна, смотрит лето от заката до рассвета Я тебя люблю, расскажи почему В наши окна, смотрит лето от заката до рассвета Я тебя люблю В наши окна, смотрит лето от заката до рассвета Я тебя люблю И не знаю почему мне кажется что все изменится к утру И я не знаю где и я не знаю как Но может быть вобще что-то здесь не так И я сейчас уйду, и я сейчас уйду В наши окна, смотрит лето от заката до рассвета Я тебя люблю, расскажи почему В наши окна, смотрит лето от заката до рассвета Я тебя люблю
Зимняя ночь Никого не будет в доме Я тоже любил Сиреневая ветвь<a rel="nofollow" href="http://irc.lv/video?id=jlnG5ABlqcwM" target="_blank" >http://irc.lv/video?id=jlnG5ABlqcwM</a>Любимая песня
Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет
touch.otvet.mail.ru
| / Сочинения / Пастернак Б.Л. / Разное / "Когда строку диктует чувство..." (По лирике Б.Л. Пастернака.) Великолепный музыкант, знаток нескольких иностранных языков, писатель, блестящий стилист, поэт — Борис Пастернак. И еще человек, находившийся в вечном поиске, в постоянной неудовлетворенности самим собой, в бесконечном совершенствовании собственных способностей. Ученик Скрябина, он успешно гастролировал, исполняя фортепьянные произведения. Особенно хорошо звучала под его чуткими пальцами музыка любимого — Шопена. Гремит Шопен, из окон грянув, А снизу, под его эффект, Прямя подсвешники каштанов, На звезды смотрит прошлый век... Возможно, именно благодаря музыкальному образованию столь музыкальны и его стихи. А благодаря создателю цветомузыки, Скрябину, в его поэзии присутствуют все цвета радуги. В конце, как женщина отпрянув И чудом сдерживая прыть Впотьмах приставших горлопанов, Распятьем фортепьян застыть. А век спустя, в самозащите, Задев за белые цветы, Разбить о плиты общежитий Плиту крылатой правоты. Опять... И, посвятив соцветью Рояля гулкий ритуал, Всем девятнадцатым столетьем Упасть на старый тротуар. Эта большая цитата из его "Шопена" просто необходима: ведь в ней и музыка, и цвет, и история. Поиски самого себя у широкообразованного человека не менее мучительны, чем у человека невежественного. А возможно, и более. О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью — убивают, Нахлынут горлом и убьют! От шуток с этой подоплекой Я б отказался наотрез. Начало было так далеко, Так робок первый интерес. Да нет, знал он, что так бывает. Знал, когда бросал профессиональную работу музыканта-исполнителя и бросался, как в омут, в неизведанное пространство поэзии. И прекрасно осознавал огромную ответственность создателя стихов. Но старость — это Рим, который Взамен турусов и колес Не читки требует с актера, А полной гибели всерьез. Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлет раба, И тут кончается искусство И дышат почва и судьба. Достигнув известности, почти славы, Пастернак написал: "Быть знаменитым некрасиво. // Не это подымает ввысь". И подытожил стихотворение словами: "И должен ни единой долькой // Не отступаться от лица, // Но быть живым, живым, и только, // Живым и только — до конца". Это его кредо, и от него он не отступал всю жизнь. Уже после скандала с "Доктором Живаго" (ничего себе — скандал, получить международную "нобелевку" и одновременно угрозу тюрьмы от собственного правительства), будучи отлученным от читателя, лишенный возможности публиковаться, Борис Пастернак остался "живым и только" и не отступился от лица.
/ Сочинения / Пастернак Б.Л. / Разное / "Когда строку диктует чувство..." (По лирике Б.Л. Пастернака.) | Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
www.litra.ru