««Золотое слово русской литературы» (о «Слове о полку Игореве»)». Хочу либо голову свою сложить либо шлемом испить из дону это метафора


а любо испити шеломомь Дону ~ Проза (Миниатюра)

Слово о полку Игореве.

Отрывок с этой фразой:

«"Хощу бо, - рече, - копие приломитиконець поля Половецкаго,съ вами, русици, хощу главу свою приложити,а любо испити шеломомь Дону".

Это слова князя Игоря о цели похода.

копие приломити-пройти с боем половцев до конца, занятой ими территории Руси,

чтобы оказаться на земле государства под названием РIМ, Император которого

Христос, к которому и шли войска князя Игоря, чтобы головы свои приложить

к Нему, как к Богу, в Его столице-Тьмуторокань(сейчас Стамбул).

Еще бы.

Конечно, всем захочется увидеть Христа, их и уговаривать не надо.

Князь Игорь и князь Всеволод Его уже видели.

Где?

На своих свадьбах, где Христос будет Самым Главным и Самым желанным Гостем.

Игорь женат на племяннице Христа Ефросинье, дочери старшей сестры Христа Елены.

Всеволод женат на сестре Христа Ольге.

Слова "а любо испити шеломомь Дону" остались неразгаданными.

Что там у ученых и поэтов, мастеров-затейников слова, переводивших Поэму?

Там казнь на глазах у всего русского народа.

Палач-сам русский язык.

Вокруг поэты и ученые сложившие свои головы перед простым русским словом

"приложити"

Возглавляет толпу Владимир Даль.

Который вместе со всеми считает, что приложить-это вместе сложить головы.

Лихачев.

«Хочу, – сказал, – копье преломитьна границе поля Половецкого;с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,либо шлемом испить из Дону».

Заболоцкий.

«Копие хочу я преломитьВ половецком поле незнакомом,С вами, братья, голову сложитьЛибо Дону зачерпнуть шеломом!»

Евтушенко.

С вами,русичи,мой путь.Либо пасть без срама,либо Дону зачерпнутьшеломами в шрамах…

И так далее, от Даля до советских академиков и поэтов.

Что сказал князь Игорь о цели похода в главном произведении русской и мировой

литературы?

Ученые и поэты считают, что князь Игорь сказал:

-Братцы, давайте головы сложим или попьем водички.

Несчастные головы переводчиков попали в смысловой капкан!

А поставил этот капкан Бог-Слово, словами князя Игоря.

Или поэма лишается смысла, что и сделали все поэты и ученые.

Или Игорь идет с войском к Христу-Автору Слова.

Не предлагал князь Игорь складывать головы.

Он вполне адекватен.

Не собирался князь Игорь побеждать всех половцев, как утверждают фальшивые

старинные летописи, не старше 1800 года, года издания Слова.

Если можно обойтись без боя, то войско князя Игоря будет идти скрытно.

И об этом есть в Слове

Я уже писал об этом, но здесь надо повториться.

Почему скрытно?

Потому что сил у него мало.

По словам Автора Слова-Христа, чтобы разбить половцев надо объединиться всем

князьям.

Куда уж там, справиться одному князю Игорю.

И Игорь это прекрасно понимает.

Поэтому принимает бой на пограничной реке Сула, чтобы в случае неудачи у него

была возможность сохранить людей, перейдя реку к своим.

И такой момент есть в Слове.

И Игорь уже уводил свои войска, но Всеволод видимо был окружен и Игорю пришлось

вернуться.

А если Игорю удалось бы разбить пограничные войска половцев, то дальше бы он шел

тихо и скрытно.

Что сказал Христос о выборе пути движения Игорем?

По сулию-грязь и бездорожье.

По сурожу-поля –это тоже бездорожье.

По корсуню-болота.

Кроме того, Всеволод сказал и об оврагах

«яругы имь знаеми»

Вот об этом и эмоционально-поэтическое "Любо испити шеломом дона".

Где дон надо писать с маленькой буквы.

Это не название реки, а любая река на пути.

Дома ты попьешь водички из кружечки.

И эта водичка будет чистенькой из колодца.

А в походе у тебя не будет кружечки и пить ты будешь воду, которую пьет твой

конь.

Вот и будет тогда мужское, суровое, походное, русское, песенное, веселое, боевое, залихватское

 Любо.

Любо, Господи, Любо!

Зашеломянем!

www.chitalnya.ru

Сочинение по произведению на тему: «Золотое слово русской литературы»

Сочинения: Слово о полку Игореве
    Не пора ль нам, братия, начать     О походе Игоревом слово,     Чтоб старинной речью рассказать     Про деянья князя удалого?     Н. Заболоцкий          Более семи с половиной веков назад, в 1187, было создано “Слово о полку Игореве” — гениальное произведение русской литературы. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не только не уменьшается, но становится все более глубоким и вдумчивым. Почему же это произведение остается актуальным на протяжении веков?     Любовь автора к родине вдохновила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. Он патриот, горячо и нежно, преданно и сильно любит Русь, переживает за ее неудачи и междоусобицы, стремится быть полезным. С нескрываемым душевным волнением он говорит о поражении войск Игоря, о полегших воинах и скорби по ним русских женщин. Все это делает “Слово” неувядающим год от года. Произведение является живым и неопровержимым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и народности.     “Слово о полку Игореве” создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов-княжеств враждует между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство. Падает значение Киева как центра Русской земли. Призывая к единению, народ киевский обратился к Владимиру Мономаху с просьбой не “погубити Руськые земли”, враги родины — половцы “имуть радоватися и возьмуть землю нашю”, если князья не перестанут затевать междоусобиц. Это прямой укор князьям.     Упадок политического единства Руси не был, однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры времени “Слова о полу Игореве” ярко свидетельствуют архитектура Древней Руси и ее прикладное искусство. Русский язык этой поры отвечал потребностям чрезвычайно усложнившейся действительности и создал богатую политическую, военную и техническую терминологию. Речи русских князей перед битвами “придавали дерзость” своим войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения:          О дружина моя и братья!     Лучше ведь убитым быть,     чем плененным быть:     сядем же, братья, да посмотрим хоть     на борзых коней     на синий Дон.          Чувство воинской чести и любовь к родине отличали и профессионалов-дружинников и простых воинов, набранных из народа. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы:          Хочу,— сказал,— копье преломить     на границе поля Половецкого:     с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,     либо шлемом испить из Дону.          Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не подчинил свои действия интересам родины, он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к паражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод буй тур — оказались в плену.          Игорь полки поворачивает,     Ибо жаль ему милого брата Всеволода.     Билися день,     Билися другой;     На третий день к полудню пали стяги Игоревы.     Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы;     Тут кровавого вина недостало;     Тут пир закончили храбрые русичи:     Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.     Никнет трава от жалости,     А дерево с горем к земле приклонилось.          “Слово о полку Игореве” было создано вскоре после описанных в нем событий. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий, от непритупившегося еще горя. Автор “Слова” обращается в своем произведении к современникам событий, которым были известны все подробности и обстоятельства их. Поэтому “Слово” соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя-современника.          О, далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю!     Игорева храброго полка не воскресить!      По нем кликнула Карна, и Желя     Поскакала по Русской земле,     Огонь мыкая в пламенном роге.          “Слово” было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Оно не только повествует о событиях Игорева похода — оно дает и оценку. Это пламенная и взволнованная речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь — то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.          Стреляй же, господин, в Кончака,     поганого раба,     за землю Русскую,     за раны Игоревы,     буйного Святославича!      Подлинный смысл призыва автора “Слова о полку Игореве заключался, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, заклеймить вредные феодальные представления, настроить общество против поисков князьями личной “славы”, “чести”. Задачей “Слова” было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве родной земли.     Вы ведь своими крамолами      начали наводить поганых     на землю Русскую,     на богатство Всеслава.     Из-за усобицы ведь настало насилие     от земли Половецкой!          В патриотическом настрое “Слова” кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.



vsekratko.ru

цитаты характеризующие игоря из "слово... "

Игорь «отвагою закалил себя, заострил сердца своего мужеством и, исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». И сказал Игорь дружине своей: "Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братья, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон!" Запала князю дума Дона великого отведать и знамение небесное ему заслонила. "Хочу, – сказал, – копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону". О, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить! Ведь те два храбрых Святославича, Игорь и Всеволод, зло пробудили, которое усыпил было грозою отец их Святослав грозный великий Киевский… Тут немцы и венециане, тут греки и морава … корят князя Игоря, что добычу утопил на дне Каялы, реки половецкой, золото свое рассыпал. Тут Игорь князь пересел с седла золотого, а в седло невольничье. Приуныли у городов стены, а веселье поникло. Игорь спит, Игорь не спит, Игорь мыслию степь мерит от великого Дону до малого Донца. В полночь Овлур свистнул коня за рекою; Велит князю не дремать. Кликнул; стукнула земля, зашумела трава, ежи половецкие задвигались. А Игорь князь поскакал горностаем к камышу, пал белым гоголем на воду. Кинулся на борзого коня и соскочил с него серым волком. И побежал к лугу Донца, и полетел соколом под туманами, избивая гусей и лебедей к обеду, и полднику, и ужину. Когда Игорь соколом полетел, тогда Овлур волком побежал, труся собою студеную росу; надорвали они своих борзых коней. Донец сказал: "Князь Игорь! Не мало тебе славы, а Кончаку нелюбия, а Русской земле веселия!" Игорь сказал: "О Донец! Не мало тебе славы, что лелеял князя на волнах, стлал ему зеленую траву на своих серебряных берегах, одевал его теплыми туманами под сенью зеленого дерева, стерег его гоголем на воде, чайками на волнах, утками на ветрах". Не такова, сказал, река Стугна; мелкую струю имея, поглотила она чужие ручьи и потоки, потопила в омуте у темного берега юношу князя Ростислава. То не сороки застрекотали – по следу Игореву едут Гзак с Кончаком. "Тяжко голове без плеч, беда и телу без головы". Так и Русской земле без Игоря. Солнце светит на небе – Игорь-князь в Русской земле… Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей. Страны рады, города веселы. Слава Игорю Святославичу, буй-туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу!

С вами, русичи, хочу либо голову свою сложить. либо. шлемом испить из Дону. О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть...

touch.otvet.mail.ru

слово о полку игореве сочинение

1 Август 2012       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   10903

«Слово о полку Игореве» — одно из крупнейших произведений  русской литературы: Оно притягивает к себе взоры многих и многих людей. это произведение волнует загадочной историей открытия и проблемой подлинности, которая не решена и до наших дней. «Слово о полку Игореве» является историческим памятником не только  древнерусской литературы, но имеет и мировое значение. Содержание поэмы переносит нас в события ХП столетия, показывая всему миру историю Руси, ее жизнь, культуру, самобытность великого русского народа.

Сюжет этой бессмертной книги загадочен. В центре внимания автора не победа, как казалось бы, должно быть, а поражение.  Поражение князя Игоря и его брата Всеволода в 1185 году. В истории  Руси нет такого периода, когда на ее богатые и обширные земли не приходили бы злобные враги. Так и в 1184 году объединенными усилиями русских. князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты и опасность, казалось бы, надолго отступила от русской земли.                                                                       .

Однако князь Игорь не смог участвовать в этом победоносном  походе. Ему не удалось доказать свою преданность союзу русских князей и разделить батальную славу союзников. Игорь Новгород- Северский — могущественный, гордый и бесстрашный, любящий родину, но безрассудный и недальновидный князь; когда дело идет о честолюбивых помыслах его.

Смелость, чувство чести столкнулись  в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы против врагов своей земли. В «Слове о полку Игоревом» Игорь с братом Всеволодом показаны автором как отважные и мужественные воины. Они молоды, красивы, сильны и полны решимости «добыть себе славы». Князь Игорь так упорен в этом стремлении, что не может увидеть ненужности своего похода, его не страшат «знамения», случившиеся в пути и предвещавшие поражение.

Князь Игорь бесстрашен и неудержим в своем порыве защитить Отечество, он стремится скорее достичь Дона: «Хочу копье переломить на границе поля Половецкого; с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона». эти слова князя обращены к любимой дружине. Братья по-отцовски любят свои дружины и дорожат дружескими узами, связывающими их с воинами. Ничем не выдавая себя, князья . наравне с простыми ратниками, несут все походные тяготы.

На такую любовь доблестные витязи отвечают князьям преданностью и стойкостью на поле брани. Князь Всеволод — двоюродный брат князя Игоря, так говорит о своей дружине: «А мои куряне — опытные воины: под трубами пеленаны, под шлемами взлелеяны, с. конца копья вскормлены, дороги им известны, овраги знакомы, сабли заострены, сами скачут, словно серые волки в поле, ища себе чести, а князю — славы».

Сердцем чувствуя боевой дух и настрой своего войска, окрыленного победой в первой битве, Игорь говорит: «О, дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней, да посмотрим хоть на Синий Дон». Мужеству и стойкости в битвах дружина учится у своих князей.

Восхищаясь отвагой Игоря и Всеволода, автор рисует их образы, как сильных и умелых полководцев. Храбро сражаясь с половцами, в тяжелом бою погибает князь Всеволод. Слова автора полны гордости за смелого русича: «Яр тур Всеволод! Бьешься ты в первых рядах, прыщешь на воинов стрелами, гремишь по шлемам мечами харалужными, … куда, ярый тур поскачешь, своим златым шлемом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие». Благороден князь Игорь.

Братская дружба и воинская честь зовуг его на помощь милому Всеволоду, Но ничто не спасает их от бесславного поражения. Велико несчастье Игоря, но страшнее оно для Земли . Русской. Утрачено значение блестящей победы над половцами Святослава .Киевского. Вновь «поганые» ринулись разорять землю русскую, некому было защитить ее, потому что князья заняты были были распрями своими да междуусобными войнами.

«Слово о полку Игореве» было непосредственным откликом на события Игорева похода. На примере его поражения автор показывает печальные последствия княжеских усобиц и разъединения Руси. Кульминацией произведения является’ «Золотое слово» Святослава». Именно в нем цель произведения, его главный смысл.

В образе Святослава Киевского автор видит символ сильной княжеской власти, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей и с помощью которых должно было осуществиться единство русской земли. Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства и: помыслы автора. Он ощущает родину как единое огромное целое.

Читая произведение, мы видим обширные пространства: Половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, а из городов — Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород и многие другие — вся Русская земля находится в поле зрения автора. С любовью описывая обширные богатства родины, автор противопоставляет ей пустынную половецкую степь — «страну незнаемую», ее холмы, болота, «грязевые места». Создавая «Слово», автор сумел окинуть взором всю Русь целиком с высоты птичьего полета, объединив в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.

«Слово о полку Игорсве» сыграло значительную роль в общественно-политической жизни ХН века. По сути оно явилось «призывом русских князей к единению как раз перед нашествием … монгольских полчищ». (Карл Маркс).

«Слово о полку Игореве» — героическая поэма о Руси

Поставь оценку статье     Метки: Слово о полку Игореве     

info-shkola.ru

Урок-игра "По страницам "Слова""

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (4,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (6,9 МБ)

Цели урока:

  • Образовательные: продолжить знакомство учащихся с величайшим памятником древнерусской литературы.
  • Воспитательные: проявить интерес к изучению древнерусской литературы как источнику, отражающему духовный смысл национальной жизни.
  • Развивающие: совершенствовать культуру речи; развивать образное и ассоциативное мышление.

Тип урока: литературная игра.

Методы обучения: частично-поисковый; эвристический.

Оборудование: NOTEBOOK у учащихся

Оформление: на доске красочные рисунки учащихся, выполненные к «Слову о полку Игореве»; музыка к опере А.П.Бородина «Князь Игорь».

Эпиграф: «Слово о полку Игореве» представляет собой вечно цветущий ствол, протягивающий тяжёлые от плодов ветви в будущее. Поэтому мы слышим прямые и косвенные отголоски «Слова», переклички с ним во многих произведениях нашей культуры и искусства. Из памятника старины оно превращается в живое достояние созидательной культуры». (П.Антокольский)

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя: На уроках литературы вы познакомились с замечательным памятником Древнерусской литературы «Словом о полку Игореве». Нам хотелось бы ещё раз обратиться  к этой колыбели русской литературы, к этому «благоухающему, свежему, яркому, дикому полевому цветку», как назвал его В.Г.Белинский. Мы предлагаем очень интересную и увлекательную игру «По страницам «Слова».

В игре принимают участие 7-8 команд по 3-4 человека. Команды получают маршрутный лист. (Приложение 1)

Сцена 1  (музыка из оперы  А.П.Бородина «Князь Игорь»)

Боян.

Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами печальные повести о походе Игоревом, Игоря Святославича?.. (музыка…) Начнём же, братья, повесть эту от  старого Владимира до нынешнего Игоря, который скрепил силою своею и поострил сердце своё мужеством; исполнившись ратного духа, навёл свои  храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую.

Первое задание  – кроссворд 1 (Приложение 2)

Сцена 2 (музыка…)

Автор.

Тогда Игорь взглянул  на светлое солнце и увидел воинов своих тьмою  прикрытых. И сказал Игорь-князь дружине своей:

Игорь.

О  дружина моя и братья! лучше ведь убитым быть, чем пленённым быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон. Хочу копьё преломить на границе поля Половецкого с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить, либо шлемом испить из Дону (музыка…)

Боян.

Не буря соколов занесла через поля широкие – Стаи галок бегут к Дону великому. Кони ржут за Сулой – звенит слава в Киев трубы  трубят в Новгороде – стоят стяги в Путивле!

Всеволод.

Один брат, один свет светлый – ты, Игорь! Оба мы – Святославичи! Седлай же брат, своих борзых коней, а мои-то готовы, оседланы у Курска ещё раньше. А мои-то куряне – опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, пути им ведомы, овраги им знаемы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли изострёны; сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы (музыка…)

Второе задание – тест 1 (Презентация 1)

Сцена 3

Автор.

В Киеве далёком, на горах, смутный сон приснился Святославу, и объял его великий страх, и собрал бояр он по уставу. Молвил князь, поникнув головою: 

Святослав.

Этой ночью с вечера одевали меня чёрным покрывалом на кровати тисовой; черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали мне из пустых колчанов поганых иноземце крупный жемчуг на грудь и нежили меня. Всю ночь с вечера серые вороны граяли у Плесеньска, в преградье стоял лес Кияни, и понеслись они, вороны, к синему морю.

Бояре.

1-й.

Уже, князь, горе ум полонило; это ведь два сокола слетели  с отчего престола золотого добыть города Тмутороканя или испить шлемом Дона.    

2-й.

Уже соколом крыльца подсекли сабли поганых, а самих опутали в путы железные.

Автор.

На реке на Каяле тьма свет покрыла – по Русской земле простёрлись половцы, точно выводок гепардов. Уже пал позор на славу; уже ударило насилие на свободу; уже бросился див на землю. И вот готские красные девы запели на берегу синего моря (музыка…)

Святослав.

О мои дети, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но нечестно вы одолели, нечестно кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в смелости закалены. Что же сотворили вы моей серебряной седине? (музыка…)

Третье  задание – кроссворд 2 (Приложение 3)

Сцена 4

Автор.

А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. О, далеко залетел сокол, птиц избивая, – к морю! Игорева храброго полка не воскресить! Жены русские восплакались, приговаривая:

Жёны.

Уже нам своих милых лад ни мыслию не смыслить, ни думою не сдумать, ни глазами не повидать, а золото и серебра совсем не потрогать.

Автор.

Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской… На Дунае Ярославнин голос слышится:

Ярославна.

Полечу кукушкою по Дунаю,омочу князю кровавые его раны на могучем его теле. О ветер, ветрило!Зачем, господин, веешь ты навстречу? Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльцах  на воинов моего милого? Разве мало тебе было под облаками веять, лелеять корабли на синем море? Зачем, господин, моё веселье  по ковылю ты развеял? О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую. Ты лелеял на себе Святославовы насады до стана Кобякова. Прилелей же, господин, моего милого ко мне,чтобы не слала я к нему слёз на море рано. Светлое и трижды светлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно: зачем, владыко, простёрло ты горячие свои лучи на воинов моего лады? В поле безводном жаждою им луки скрутило, горем им колчаны заткнуло? (музыка...)

Четвёртое задание – тест 2 (Презентация 2)

Сцена 5

Автор.

А Игорь-князь поскакал  горностаем к тростнику и белым гоголем на воду.

Гзак.

Если сокол к гнезду летит, расстреляем соколёнка своими золочёными стрелами.

Кончак.

Если сокол к гнезду летит, то опутаем мы соколёнка красною девицей.

Гзак.

Если его опутаем красной девицей, не будет у нас ни соколёнка, ни красной девицы, и станут нас птицы бить в поле Половецком.

Автор.

Солнце светится на небе, – а Игорь-князь в Русской земле; девицы поют на Дунае, – вьются голоса их через море до Киева (музыка…)

Учитель.

Мы сегодня говорили много О делах былых и ратной славе. И о том, как воинскую доблесть На полях сражений добывали. Главный нами всё ж урок усвоен: Что один ты во поле не воин. В одиночку можно стать героем, Но Отчизне славу и победы Миром всем ковали наши деды!

– Умирая, человек продолжает жить, – он живёт в своих делах. И важно отметить, что в человеке жило, живёт и будет жить только лучшее. Лучшее в человеке бессмертно. Ещё более это относится к памятникам искусства. Лучшие произведения искусства продолжают участвовать в жизни народа и его литературы. Вот почему «Слово о полку Игореве» – продолжающее жить в произведениях 19-21 веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

««Слово о полку Игореве» Золотое слово русской литературы»

Более семи с половиной веков назад, в 1187, было создано «Слово о полку Игореве» — гениальное произведение русской литературы. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не только не уменьшается, но становится все более глубоким и вдумчивым. Почему же это произведение остается актуальным на протяжении веков?

Любовь автора к родине вдохновила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. Он патриот, горячо и нежно, преданно и сильно любит Русь, переживает за ее неудачи и междоусобицы, стремится быть полезным. С нескрываемым душевным волнением он говорит о поражении войск Игоря, о полегших воинах и скорби по ним русских женщин. Все это делает «Слово» неувядающим год от года. Произведение является живым и неопровержимым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и народности.

«Слово о полку Игореве» создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов - княжеств враждует между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство. Падает значение Киева как центра Русской земли. Призывая к единению, народ киевский обратился к Владимиру Мономаху с просьбой не «погубити Руськые земли», враги родины — половцы «имуть радоватися и возьмуть землю нашю», если князья не перестанут затевать междоусобиц. Это прямой укор князьям.

Упадок политического единства Руси не был, однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры времени «Слова о полу Игореве» ярко свидетельствуют архитектура Древней Руси и ее прикладное искусство. Русский язык этой поры отвечал потребностям чрезвычайно усложнившейся действительности и создал богатую политическую, военную и техническую терминологию. Речи русских князей перед битвами «придавали дерзость» своим войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения:

О дружина моя и братья!

Лучше ведь убитым быть,

Чем плененным быть:

Сядем же, братья, да посмотрим хоть

На борзых коней

На синий Дон.

Чувство воинской чести и любовь к родине отличали и профессионалов - дружинников и простых воинов, набранных из народа. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы:

Хочу,— сказал,— копье преломить

На границе поля Половецкого:

С вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,

Либо шлемом испить из Дону.

Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не подчинил свои действия интересам родины, он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к паражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод буй тур — оказались в плену.

Игорь полки поворачивает,

Ибо жаль ему милого брата Всеволода.

Билися день,

Билися другой;

На третий день к полудню пали стяги Игоревы.

Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы;

Тут кровавого вина недостало;

Тут пир закончили храбрые русичи:

Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.

Никнет трава от жалости,

А дерево с горем к земле приклонилось.

«Слово о полку Игореве» было создано вскоре после описанных в нем событий. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий, от непритупившегося еще горя. Автор «Слова» обращается в своем произведении к современникам событий, которым были известны все подробности и обстоятельства их. Поэтому «Слово» соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя - современника.

О, далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю!

Игорева храброго полка не воскресить!

По нем кликнула Карна, и Желя

Поскакала по Русской земле,

Огонь мыкая в пламенном роге.

«Слово» было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Оно не только повествует о событиях Игорева похода — оно дает и оценку. Это пламенная и взволнованная речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь — то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.

Стреляй же, господин, в Кончака,

Поганого раба,

За землю Русскую,

За раны Игоревы,

Буйного Святославича!

Подлинный смысл призыва автора «Слова о полку Игореве заключался, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, заклеймить вредные феодальные представления, настроить общество против поисков князьями личной «славы», «чести». Задачей «Слова» было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве родной земли.

Вы ведь своими крамолами

начали наводить поганых

На землю Русскую,

На богатство Всеслава.

Из - за усобицы ведь настало насилие

От земли Половецкой!

В патриотическом настрое «Слова» кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.

www.allsoch.ru

Сочинение на тему «Золотое слово русской литературы» (о «Слове о полку Игореве»)

Не пора ль нам, братия, начать

О походе Игоревом слово,

Чтоб старинной речью рассказать

Про деянья князя удалого?

Н. Заболоцкий

Более семи с половиной веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Олегова» гениальное произведение русской литературы. Автор «Слова…» неизвестен. А разыскал произведение известный собиратель древностей и знаток русской словесности Мусин-Пушкин. Изучению образной структуры «Слова…» посвящено множество работ. Из последних и наиболее значительных труды академика Д. С. Лихачева, который изучал стилистику произведения и его художественные особенности. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не только не уменьшается, но становится все более глубоким.

Любовь автора к Родине побудила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. «Слово о полку Игореве…» создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов-княжеств воюют между собой, оспаривая друг (у друга владения. Но упадок политического единства Руси не был, однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры Древней Руси ярко свидетельствует архитектура и прикладное искусство. Русский язык отвечал потребностям той поры и создал богатую политическую, военную и техническую терминологию. Речи русских князей перед битвами «придавали дерзость» своим войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения:

О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть,

чем плененным быть: сядем же, братья,

на борзых коней да посмотрим хоть

на синий Дон.

Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к Родине с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы:

Хочу, сказал, копье преломить на границе поля Половецкого: с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,

либо шлемом испить из Дону. Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не подчинил свои действия интересам Родины, он не смог отказаться от стремления к славе, и это привело его к гибели. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья

Игорь и его брат Всеволод оказались в плену.

Игорь полки поворачивает, Ибо жаль ему милого брата Всеволода. Бились день, Бились другой;

На третий день к полудню пали стяги Игоревы. Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы; Тут кровавого вина недостало; Тут пир закончили храбрые русичи: Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую. Никнет трава от жалости, А дерево с горем к земле приклонилось.

«Слово о полку Игореве…» было создано вскоре после описанных в нем событий. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий, от непритупившегося еще горя. Автор «Слова…» обращается в своем произведении к современникам событий, которым были известны все подробности и обстоятельства их. Поэтому «Слово…» соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя современника.

О, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю! Игорева храброго полка не воскресить!

По нем кликнула Карна, и Желя Поскакала по Русской земле, Огонь мыкая в пламенном роге.

«Слово…» было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Оно не только повествует о событиях Игорева похода оно дает и оценку. Это пламенная и взволнованная речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в Родину, полная гордости за нее, за ее будущее.

Стреляй же, господин, в Кончака,

поганого раба,

за землю Русскую,

за раны Игоревы,

буйного Святославича! Подлинный смысл призыва «Слова…» заключался, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей. Задачей «Слова…» было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве родной земли.

Именно в патриотическом настрое «Слова о полку Игореве…» кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.

www.allsoch.ru