Откуда на шлемах русских князей надписи об Аллахе. Древнерусские шлемы фото


Забытая реальность — Русские доспехи и оружие средневековья

В этой подборке фотографий из музеев России и Украины я пытался собрать русские доспехи которые применялись русскими если не в бою, то хотя бы на парадах. На первый взгляд может показаться что собственного стиля доспеха в России не было, он представляет собой доспех турецкого стиля и примесью кавказского и индо персидского. Но тем не менее свои особенности есть. В Московской России и на территории Украины и Белоруссии никогда не применялись тюрбанные шлемы. Корпусной бехтерцевый доспех застегивался всегда по бокам. Круговой зерцальный доспех в Московии делался с гофрированной поверхностью, и был настолько популярен, что в англоязычном оружиеведении употребляется термин «krug armour» даже для зерцальных доспехов привезенных из Турции или Египта.

Но тем не менее русский воин 16-17 веков был часто очень похож на тех против кого воевал. Потому что доспех его был у «басурман» куплен, получен в качестве трофея или подарка. Это относится не только к оружию, высший класс Московского государства пользовался вещами и предметами роскоши восточного происхождения и не видел в этом ничего плохого – ориентировались на красоту и качество.

Русские оружейники в дань уважения к стилю своих восточных учителей производя свои изделия старательно чеканили на своих изделиях арабскую вязь, правда с ошибками и сокращениями.

Русские шлемы

Шлем приписываемый князю Ярославу Всеволодовичу. Диаметр 19,5 см. Оружейная палата Московского Кремля.

Куполообразной формы, тулья кованае из одного куска железа, наносник прикован отдельно. Ряд небольших круглых отверстия для крепления бармицы. К лобной части прикована большая пластина из позолоченного серебра доска тиснением с фигурой архангела Михаила, огибаемая выгравированной надписью на кириллице: «Во имя Архистратига Михаила, помочи рабу твоему Федору». Верх украшен серебрянными пластинами, показывающими Бога Всевышнего и святых: Василия, Георгия и Федора. Край обрамлен серебряным позолоченным тиснением с фигурами птиц, грифонов, растительным орнаментом.

Вид с лицевой стороны.

Шлем с. Никольское бывш. Орловской губ. Случайная находка, 1866 г. (Эрмитаж). Фото А. Н. Кирпичникова

Тулья из трех частей выкована для увеличения прочности продольными желобками. К передней части прикреплена накладка с вырезами для глаз и горбатым заостренным наносником. Края накладки-полумаски и обрез наносника снабжены мелкими дырочками для бармицы, закрывавшей кроме шеи всю нижнюю часть лица. По низу корпуса заметны остатки 8-9 петель для тыльной части бармицы. Обруч не сохранился. Весь шлем покрыт тонким серебряным позолоченным листом, который во многих местах поврежден и выкрошился.

Шапка с Деисусом. Византия, XIII-XIV вв. Железо. Ковка, насечка золотом, насечка серебром. Диаметр — 30,0 см; вес – 2365,7 г. Оружейная палата Московского Кремля.

Колпак шлема конусообразный, разделен на равновеликие сегменты восемью инкрустированными в железо и идущими от вершины вниз золотыми прутиками. На прямом, почти цилиндрическом венце помещены вместе с именующими надписями резные золоченые изображения Спаса Вседержителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи (Деисус), Архангела Михаила, Архангела Гавриила, двух херувимов, двух евангелистов и св. Николая Чудотворца. К венцу присоединены широкие, чуть наклонные поля. Вся поверхность шлема покрыта тончайшим травным орнаментом.

Полумаска найденная Б. А. Рыбаковым в 1948 г. при раскопках детинца летописного города Вщиж (Жуковский район, Брянская область, Россия). Хранится в Государственном истори- ческом музее (ГИМ, опись 1115В; № 2057). Реставрация в 2010 году показала серебрение и золочение методом амальгамирования.

Датировка: вторая половина 12 -13век.

«Мугальские» то есть из Северной Индии шлемы с личинами. Оружейная Палата Московского Кремля. Эти маски имеют остатки налобных шарниров, и характерные монголоидные черты. Одна из личин жестко приклепана к шлему прямо сквозь шарнир – очевидно, это позднее «творчество» музейных работников. В действительности маски крепились к шлемам c помощью налобного шарнира и фиксирующего флажка, в закрытом положении проходящего сквозь специальную прорезь внутри защитного полукруглого буртика. И шлем и маска украшены схожим растительным орнаментом, что может свидетельствовать в пользу их комплектности. Еще один шлем из Оружейной Палаты Интересно, что у этого шлема нос, состоящий из двух частей, припаян к маске медным припоем, а на щеках сделаны характерные «шрамы», присутсвующие практически на всех поздних масках.

Шишак царя Михаила Романова. Оружейная палата Московского Кремля. Мастер. Н. Давыдов. 1613-1639. Железо, кожа. Ковка, насечка золотом, клепка.

Шапка ложчатая боярина Никиты Ивановича Романова. Россия, XVI в. Государственная Оружейная палата Московского Кремля. Наносник утрачен, но от него есть крепление, лицо защищает кольчужное полотно. Уши закрыты наушами, вплетенными в кольчужное полотно. Кольчуга также принадлежала Никите Романову.

Шлем Александра Невского, принадлежавший царю Михаилу Федоровичу. Втор. пол. 16 ст. В 1621 году переделанный мастером Никитой Давыдовым: он вероятно добавил фигурку святого на наносник и изображение короны на тулью.

По ободу арабская надпись из Корана: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы»

Оружейная палата Московского Кремля. Сталь, золото, драгоценные камни, жемчуг, шелковая ткань. Резьба, ковка, чеканка, насечка золотом, эмаль. Диаметр — 22 см. Высота — 35 см. Вес — 3285 г.

Шишак князя Федора Мстиславского. Оружейная палата Московского Кремля. Шлем турецкого происхождения, 16 век. Науши были добавлены реставраторами в 19 веке, они соответствуют шлему по периоду, но несколько ему велики.

Надписи на арабском языке на тулье шлема: Во имя Бога благого и милосердного дал тебе победу явную, да отпустит бог тебе грехи, которые содеял ты и которые сотворишь исполнит тебя господь благодати своей, наставит на путь правды и укрепит помощью преславной. Надписи на наушах: Боже единосущный царь всяческих, бессмертный, премудрый, святый.

Сборник из Киевского Национального Исторического Музея. Датируется рубежом 14-15 века.

Шлем царевича Ивана Ивановича. Россия, 1557. Оружейная палата Московского Кремля. Золото, сталь булатная, ткань шелковая, камни драгоценные, жемчуг. Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба, эмаль .

Изготовлен по повелению Ивана Грозного для его трехлетнего сына Ивана в 1557 году. Об этом свидетельствует насеченная золотом надпись по венцу шлема. Стрельчатая форма шлема с высоким шпилем типична для первой половины XVI века.

Турецкий шлем. Эрмитаж Санкт Петербург. Сер. — втор. пол. 16-го века Сталь и золото, ковка, клепка и насечка. Высота 27,9 см.

Шелом Ивана Грозного, предположительно 1547 год. Диаметр шлема 19 см – для головы подростка, Иван Васильевич вступил на царствование в 14 лет. Надпись у нижнего края тульи на арабском языке – «Аллах Мухамед» является сокращенной версией извесной мусульманской молитвы.

На втором поясе написано: «Шеломъ князя Василиевичя великого князя с(ы)на Василиа Ивановичя господаря всея Руси самодержца».

Хранится в музее Ливруст камера, Стокгольм, Швеция (Stockgolm Livrust Kammaren).

Каппелина шлем. Мастера: Ringler, Hieronymus. Германия, Аубург.

Первая треть 17-го века Сталь и кожа, кованый, резьба, чеканка, гравированные и позолочены. Выста. 32,8 см. Доспехи турецкого стиля делали не только в Турции.

Мисюрка боярина Голицина Василия Васильевича (умер в 1619 году). Оружейная палата Московского Кремля. Редкого для Руси раннетюрбанного типа.

Высокий шлем, Россия, начало 16 века. Железо, ковка. Найден в Москве на территории Китай-города.

Трофейный русский шишак, нач. 17 века. Музей Войска Польского. Варшава.

Шлем «шапка ерихонская» Турция, XVI в. Сталь булатная, камни драгоценные, бирюза, ткань, металл белый Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба Диаметр: 21,3 см Принадлежал князю Федору Ивановичу Мстиславскому

Шлем Германия (?). Эрмитаж Санкт Петербург. Первая половина 16-го века Сталь; кованые, чеканка, гравировка и позолотой. H. 27,1 см

Шапка мисюрка.

Шапка мисюрка. Национальный архитектурно-исторический заповедник «Древний Чернигов”

Высокий шлем с выставки кладов в подклете Благовещенского собора Московского кремля. Клад предметов вооружения рубежа 14-15 вв. Найден в 1975 году при расчистке колодца в Угловой Арсенальной башне Московского Кремля.

Продолжение следует

http://swordmaster.org/2012/12…

В развитие темы:

Откуда на шлемах русских князей надписи об Аллахе. Русские победы «мусульманским» оружием https://cont.ws/post/313827

Другие посты по средневековью:

Воин на Руси : характер, одежда и оружие  https://cont.ws/post/290460

Рыцарские доспехи: защита или обуза https://cont.ws/post/312383

Упражнения французского рыцаря середины XIV века https://cont.ws/post/312316 .

Как построить средневековый замок «с нуля»? Многолетний эксперимент во Франции. https://cont.ws/post/310585 3/07/16 .

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

Русские доспехи и оружие средневековья

В этой подборке фотографий из музеев России и Украины я пытался собрать русские доспехи которые применялись русскими если не в бою, то хотя бы на парадах. На первый взгляд может показаться что собственного стиля доспеха в России не было, он представляет собой доспех турецкого стиля и примесью кавказского и индо персидского. Но тем не менее свои особенности есть. В Московской России и на территории Украины и Белоруссии никогда не применялись тюрбанные шлемы. Корпусной бехтерцевый доспех застегивался всегда по бокам. Круговой зерцальный доспех в Московии делался с гофрированной поверхностью, и был настолько популярен, что в англоязычном оружиеведении употребляется термин "krug armour" даже для зерцальных доспехов привезенных из Турции или Египта.

Но тем не менее русский воин 16-17 веков был часто очень похож на тех против кого воевал. Потому что доспех его был у "басурман" куплен, получен в качестве трофея или подарка. Это относится не только к оружию, высший класс Московского государства пользовался вещами и предметами роскоши восточного происхождения и не видел в этом ничего плохого – ориентировались на красоту и качество.

Русские оружейники в дань уважения к стилю своих восточных учителей производя свои изделия старательно чеканили на своих изделиях арабскую вязь, правда с ошибками и сокращениями.

 

Русские шлемы

Шлем приписываемый князю Ярославу Всеволодовичу. Диаметр 19,5 см. Оружейная палата Московского Кремля.

Куполообразной формы, тулья кованае из одного куска железа, наносник прикован отдельно. Ряд небольших круглых отверстия для крепления бармицы. К лобной части прикована большая пластина из позолоченного серебра доска тиснением с фигурой архангела Михаила, огибаемая выгравированной надписью на кириллице: "Во имя Архистратига Михаила, помочи рабу твоему Федору". Верх украшен серебрянными пластинами, показывающими Бога Всевышнего и святых: Василия, Георгия и Федора. Край обрамлен серебряным позолоченным тиснением с фигурами птиц, грифонов, растительным орнаментом.

Вид с лицевой стороны.

Шлем с. Никольское бывш. Орловской губ. Случайная находка, 1866 г. (Эрмитаж). Фото А. Н. Кирпичникова

 

Тулья из трех частей выкована для увеличения прочности продольными желобками. К передней части прикреплена накладка с вырезами для глаз и горбатым заостренным наносником. Края накладки-полумаски и обрез наносника снабжены мелкими дырочками для бармицы, закрывавшей кроме шеи всю нижнюю часть лица. По низу корпуса заметны остатки 8-9 петель для тыльной части бармицы. Обруч не сохранился. Весь шлем покрыт тонким серебряным позолоченным листом, который во многих местах поврежден и выкрошился.

Шапка с Деисусом. Византия, XIII-XIV вв. Железо. Ковка, насечка золотом, насечка серебром. Диаметр - 30,0 см; вес – 2365,7 г. Оружейная палата Московского Кремля.

Колпак шлема конусообразный, разделен на равновеликие сегменты восемью инкрустированными в железо и идущими от вершины вниз золотыми прутиками. На прямом, почти цилиндрическом венце помещены вместе с именующими надписями резные золоченые изображения Спаса Вседержителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи (Деисус), Архангела Михаила, Архангела Гавриила, двух херувимов, двух евангелистов и св. Николая Чудотворца. К венцу присоединены широкие, чуть наклонные поля. Вся поверхность шлема покрыта тончайшим травным орнаментом. 

Полумаска найденная Б. А. Рыбаковым в 1948 г. при раскопках детинца летописного города Вщиж (Жуковский район, Брянская область, Россия). Хранится в Государственном истори- ческом музее (ГИМ, опись 1115В; № 2057). Реставрация в 2010 году показала серебрение и золочение методом амальгамирования.

Датировка: вторая половина 12 -13век.

"Мугальские" то есть из Северной Индии шлемы с личинами. Оружейная Палата Московского Кремля. Эти маски имеют остатки налобных шарниров, и характерные монголоидные черты. Одна из личин жестко приклепана к шлему прямо сквозь шарнир – очевидно, это позднее «творчество» музейных работников. В действительности маски крепились к шлемам c помощью налобного шарнира и фиксирующего флажка, в закрытом положении проходящего сквозь специальную прорезь внутри защитного полукруглого буртика. И шлем и маска украшены схожим растительным орнаментом, что может свидетельствовать в пользу их комплектности. Еще один шлем из Оружейной Палаты Интересно, что у этого шлема нос, состоящий из двух частей, припаян к маске медным припоем, а на щеках сделаны характерные "шрамы", присутсвующие практически на всех поздних масках.

Шишак царя Михаила Романова. Оружейная палата Московского Кремля. Мастер. Н. Давыдов. 1613-1639. Железо, кожа. Ковка, насечка золотом, клепка.

Шапка ложчатая боярина Никиты Ивановича Романова. Россия, XVI в. Государственная Оружейная палата Московского Кремля. Наносник утрачен, но от него есть крепление, лицо защищает кольчужное полотно. Уши закрыты наушами, вплетенными в кольчужное полотно. Кольчуга также принадлежала Никите Романову.

Шлем Александра Невского, принадлежавший царю Михаилу Федоровичу. Втор. пол. 16 ст. В 1621 году переделанный мастером Никитой Давыдовым: он вероятно добавил фигурку святого на наносник и изображение короны на тулью.

По ободу арабская надпись из Корана: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы»

Оружейная палата Московского Кремля. Сталь, золото, драгоценные камни, жемчуг, шелковая ткань. Резьба, ковка, чеканка, насечка золотом, эмаль. Диаметр - 22 см. Высота - 35 см. Вес - 3285 г.

 

 

Шишак князя Федора Мстиславского. Оружейная палата Московского Кремля. Шлем турецкого происхождения, 16 век. Науши были добавлены реставраторами в 19 веке, они соответствуют шлему по периоду, но несколько ему велики.

Надписи на арабском языке на тулье шлема: Во имя Бога благого и милосердного дал тебе победу явную, да отпустит бог тебе грехи, которые содеял ты и которые сотворишь исполнит тебя господь благодати своей, наставит на путь правды и укрепит помощью преславной. Надписи на наушах: Боже единосущный царь всяческих, бессмертный, премудрый, святый.

 

 

Сборник из Киевского Национального Исторического Музея. Датируется рубежом 14-15 века.

Шлем царевича Ивана Ивановича. Россия, 1557. Оружейная палата Московского Кремля. Золото, сталь булатная, ткань шелковая, камни драгоценные, жемчуг. Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба, эмаль .

Изготовлен по повелению Ивана Грозного для его трехлетнего сына Ивана в 1557 году. Об этом свидетельствует насеченная золотом надпись по венцу шлема. Стрельчатая форма шлема с высоким шпилем типична для первой половины XVI века.

 

Турецкий шлем. Эрмитаж Санкт Петербург. Сер. - втор. пол. 16-го века Сталь и золото, ковка, клепка и насечка. Высота 27,9 см.

Шелом Ивана Грозного, предположительно 1547 год. Диаметр шлема 19 см – для головы подростка, Иван Васильевич вступил на царствование в 14 лет. Надпись у нижнего края тульи на арабском языке – "Аллах Мухамед" является сокращенной версией извесной мусульманской молитвы.

На втором поясе написано: "Шеломъ князя Василиевичя великого князя с(ы)на Василиа Ивановичя господаря всея Руси самодержца".

Хранится в музее Ливруст камера, Стокгольм, Швеция (Stockgolm Livrust Kammaren).

 

Каппелина шлем. Мастера: Ringler, Hieronymus. Германия, Аубург.

Первая треть 17-го века Сталь и кожа, кованый, резьба, чеканка, гравированные и позолочены. Выста. 32,8 см. Доспехи турецкого стиля делали не только в Турции.

 

Мисюрка боярина Голицина Василия Васильевича (умер в 1619 году). Оружейная палата Московского Кремля. Редкого для Руси раннетюрбанного типа.

Высокий шлем, Россия, начало 16 века. Железо, ковка. Найден в Москве на территории Китай-города.

Трофейный русский шишак, нач. 17 века. Музей Войска Польского. Варшава.

Шлем "шапка ерихонская" Турция, XVI в. Сталь булатная, камни драгоценные, бирюза, ткань, металл белый Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба Диаметр: 21,3 см Принадлежал князю Федору Ивановичу Мстиславскому

Шлем Германия (?). Эрмитаж Санкт Петербург. Первая половина 16-го века Сталь; кованые, чеканка, гравировка и позолотой. H. 27,1 см

Шапка мисюрка.

Шапка мисюрка. Национальный архитектурно-исторический заповедник "Древний Чернигов” 

Высокий шлем с выставки кладов в подклете Благовещенского собора Московского кремля. Клад предметов вооружения рубежа 14-15 вв. Найден в 1975 году при расчистке колодца в Угловой Арсенальной башне Московского Кремля.

Продолжение следует

http://swordmaster.org/2012/12...

hystory.mediasole.ru

Откуда на шлемах русских князей надписи об Аллахе

«Вот свидетельство того, что русские веками плясали под дудку Орды!» - тут же посыпались злорадные комментарии блогеров. Знатоки истории, конечно, посмеются над такими умозаключениями. Но и правда интересно: откуда арабские слова на наших шлемах?

НА ЦАРЕ ШАПКА ГОВОРИТ

Действительно, на шлеме Михаила Федоровича Романова написаны слова молитвы из Корана: «Радуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы». В XIX веке этот шлем даже поместили в центр герба Российской империи - на основе легенды, что его носил Александр еще Невский.

Но экспертиза показала, что эта «шапка» была выкована и украшена восточными изречениями в XVI веке в Турции и была доставлена в Россию с посольскими дарами. А веком позже шлем украсил христианскими ликами оружейный мастер Никита Давыдов. Что было обычной практикой. Сами подумайте: если бы царь, который считался в народе наместником Бога на земле, понимал, что на его шлеме изречения из Корана, стал бы он его носить?

Турецкий шлем Михаила Федоровича Романова. Фото: wikipedia.org

Турецкий шлем Михаила Федоровича Романова. Фото: wikipedia.org

- Так откуда у русских царей восточные доспехи? - спрашиваю у хранителя коллекции холодного оружия Музеев Московского Кремля Василия Новоселова:

- Они стали популярны среди русских царей на рубеже XV - XVI веков, когда на поле боя стал главенствовать лук. Закупали их на востоке, но еще чаще получали в подарок. В маневренном бою нужна была защита от стрел. Поэтому в доспехах родовитого воина появились сфероконические шлемы, кольчужные бармицы. Дополнялось все это булатной саблей.

А восточные мастера, украшая шлемы, вплетали в декор надписи на арабском или персидском языках, часто религиозного характера.

ВОСТОЧНУЮ ВЯЗЬ СЧИТАЛИ ОРНАМЕНТОМ

- Но цари вообще понимали, что там написано? Могли они знать арабский язык?

- Восточные надписи на оружии принимали за часть традиционного декора. Как пример можно привести украшение шлема Ивана Грозного, что хранится в Швеции (вывезен из Кремля поляками в Смутное время и перешел шведам при взятии Варшавы. -Авт.). На нем повторяются одни и те же фрагменты слова, в которых угадывается имя - Аллах. Видимо, и русский мастер наносил их как орнамент, не зная значения, а потому без всякого смысла повторял несколько раз часть имени.

Шлем Ивана Грозного хранится в Швеции. Фото: wikipedia.org

Шлем Ивана Грозного хранится в Швеции. Фото: wikipedia.org

Что до рядовых воинов, их доспех и оружие в нашем музее представлены единичными, чудом уцелевшими экземплярами, так как во время Смуты 1605 - 1613 гг. кремлевский арсенал был разграблен польским гарнизоном. Мы только можем предполагать, что воин-дружинник Куликовской битвы мог идти в бой с мечом (в конце XV века их вытеснили сабли и палаши) и длинным копьем для конного таранного удара.

На шлеме повторяются одни и те же фрагменты слова, в которых угадывается имя - Аллах. Фото: wikipedia.org

На шлеме повторяются одни и те же фрагменты слова, в которых угадывается имя - Аллах. Фото: wikipedia.org

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Место Куликовской битвы искали 6 веков. А нашли только этим летом

Россия отмечает 635-ю годовщину победы войск Дмитрия Донского над Золотой Ордой

21 cентября 1380 года на территории нынешней Тульской области, между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча, на Куликовом поле случилось решающее сражение между русским войском во главе с Московским князем Дмитрием Донским и войском хана Золотой Орды Мамая. За 6 веков эта победа, положившая начало избавлению Руси от татаро-монгольского ига, обросла мифами. А само Куликово поле оказалось... затерянным. (подробности)

www.kuban.kp.ru

Русские доспехи и оружие средневековья | Блог Дмитрий Савицкий

В этой подборке фотографий из музеев России и Украины я пытался собрать русские доспехи которые применялись русскими если не в бою, то хотя бы на парадах. На первый взгляд может показаться что собственного стиля доспеха в России не было, он представляет собой доспех турецкого стиля и примесью кавказского и индо персидского. Но тем не менее свои особенности есть. В Московской России и на территории Украины и Белоруссии никогда не применялись тюрбанные шлемы. Корпусной бехтерцевый доспех застегивался всегда по бокам. Круговой зерцальный доспех в Московии делался с гофрированной поверхностью, и был настолько популярен, что в англоязычном оружиеведении употребляется термин "krug armour" даже для зерцальных доспехов привезенных из Турции или Египта.

Но тем не менее русский воин 16-17 веков был часто очень похож на тех против кого воевал. Потому что доспех его был у "басурман" куплен, получен в качестве трофея или подарка. Это относится не только к оружию, высший класс Московского государства пользовался вещами и предметами роскоши восточного происхождения и не видел в этом ничего плохого – ориентировались на красоту и качество.

Русские оружейники в дань уважения к стилю своих восточных учителей производя свои изделия старательно чеканили на своих изделиях арабскую вязь, правда с ошибками и сокращениями.

Русские шлемы

Шлем приписываемый князю Ярославу Всеволодовичу. Диаметр 19,5 см. Оружейная палата Московского Кремля.

Куполообразной формы, тулья кованае из одного куска железа, наносник прикован отдельно. Ряд небольших круглых отверстия для крепления бармицы. К лобной части прикована большая пластина из позолоченного серебра доска тиснением с фигурой архангела Михаила, огибаемая выгравированной надписью на кириллице: "Во имя Архистратига Михаила, помочи рабу твоему Федору". Верх украшен серебрянными пластинами, показывающими Бога Всевышнего и святых: Василия, Георгия и Федора. Край обрамлен серебряным позолоченным тиснением с фигурами птиц, грифонов, растительным орнаментом.

Вид с лицевой стороны.

Шлем с. Никольское бывш. Орловской губ. Случайная находка, 1866 г. (Эрмитаж). Фото А. Н. Кирпичникова

Тулья из трех частей выкована для увеличения прочности продольными желобками. К передней части прикреплена накладка с вырезами для глаз и горбатым заостренным наносником. Края накладки-полумаски и обрез наносника снабжены мелкими дырочками для бармицы, закрывавшей кроме шеи всю нижнюю часть лица. По низу корпуса заметны остатки 8-9 петель для тыльной части бармицы. Обруч не сохранился. Весь шлем покрыт тонким серебряным позолоченным листом, который во многих местах поврежден и выкрошился.

Шапка с Деисусом. Византия, XIII-XIV вв. Железо. Ковка, насечка золотом, насечка серебром. Диаметр - 30,0 см; вес – 2365,7 г. Оружейная палата Московского Кремля.

Колпак шлема конусообразный, разделен на равновеликие сегменты восемью инкрустированными в железо и идущими от вершины вниз золотыми прутиками. На прямом, почти цилиндрическом венце помещены вместе с именующими надписями резные золоченые изображения Спаса Вседержителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи (Деисус), Архангела Михаила, Архангела Гавриила, двух херувимов, двух евангелистов и св. Николая Чудотворца. К венцу присоединены широкие, чуть наклонные поля. Вся поверхность шлема покрыта тончайшим травным орнаментом.

Полумаска найденная Б. А. Рыбаковым в 1948 г. при раскопках детинца летописного города Вщиж (Жуковский район, Брянская область, Россия). Хранится в Государственном истори- ческом музее (ГИМ, опись 1115В; № 2057). Реставрация в 2010 году показала серебрение и золочение методом амальгамирования.

Датировка: вторая половина 12 -13век.

"Мугальские" то есть из Северной Индии шлемы с личинами. Оружейная Палата Московского Кремля. Эти маски имеют остатки налобных шарниров, и характерные монголоидные черты. Одна из личин жестко приклепана к шлему прямо сквозь шарнир – очевидно, это позднее «творчество» музейных работников. В действительности маски крепились к шлемам c помощью налобного шарнира и фиксирующего флажка, в закрытом положении проходящего сквозь специальную прорезь внутри защитного полукруглого буртика. И шлем и маска украшены схожим растительным орнаментом, что может свидетельствовать в пользу их комплектности. Еще один шлем из Оружейной Палаты Интересно, что у этого шлема нос, состоящий из двух частей, припаян к маске медным припоем, а на щеках сделаны характерные "шрамы", присутсвующие практически на всех поздних масках.

Шишак царя Михаила Романова. Оружейная палата Московского Кремля. Мастер. Н. Давыдов. 1613-1639. Железо, кожа. Ковка, насечка золотом, клепка.

Шапка ложчатая боярина Никиты Ивановича Романова. Россия, XVI в. Государственная Оружейная палата Московского Кремля. Наносник утрачен, но от него есть крепление, лицо защищает кольчужное полотно. Уши закрыты наушами, вплетенными в кольчужное полотно. Кольчуга также принадлежала Никите Романову.

Шлем Александра Невского, принадлежавший царю Михаилу Федоровичу. Втор. пол. 16 ст. В 1621 году переделанный мастером Никитой Давыдовым: он вероятно добавил фигурку святого на наносник и изображение короны на тулью.

По ободу арабская надпись из Корана: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы»

Оружейная палата Московского Кремля. Сталь, золото, драгоценные камни, жемчуг, шелковая ткань. Резьба, ковка, чеканка, насечка золотом, эмаль. Диаметр - 22 см. Высота - 35 см. Вес - 3285 г.

Шишак князя Федора Мстиславского. Оружейная палата Московского Кремля. Шлем турецкого происхождения, 16 век. Науши были добавлены реставраторами в 19 веке, они соответствуют шлему по периоду, но несколько ему велики.

Надписи на арабском языке на тулье шлема: Во имя Бога благого и милосердного дал тебе победу явную, да отпустит бог тебе грехи, которые содеял ты и которые сотворишь исполнит тебя господь благодати своей, наставит на путь правды и укрепит помощью преславной. Надписи на наушах: Боже единосущный царь всяческих, бессмертный, премудрый, святый.

Сборник из Киевского Национального Исторического Музея. Датируется рубежом 14-15 века.

Шлем царевича Ивана Ивановича. Россия, 1557. Оружейная палата Московского Кремля. Золото, сталь булатная, ткань шелковая, камни драгоценные, жемчуг. Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба, эмаль .

Изготовлен по повелению Ивана Грозного для его трехлетнего сына Ивана в 1557 году. Об этом свидетельствует насеченная золотом надпись по венцу шлема. Стрельчатая форма шлема с высоким шпилем типична для первой половины XVI века.

Турецкий шлем. Эрмитаж Санкт Петербург. Сер. - втор. пол. 16-го века Сталь и золото, ковка, клепка и насечка. Высота 27,9 см.

Шелом Ивана Грозного, предположительно 1547 год. Диаметр шлема 19 см – для головы подростка, Иван Васильевич вступил на царствование в 14 лет. Надпись у нижнего края тульи на арабском языке – "Аллах Мухамед" является сокращенной версией извесной мусульманской молитвы.

На втором поясе написано: "Шеломъ князя Василиевичя великого князя с(ы)на Василиа Ивановичя господаря всея Руси самодержца".

Хранится в музее Ливруст камера, Стокгольм, Швеция (Stockgolm Livrust Kammaren).

Каппелина шлем. Мастера: Ringler, Hieronymus. Германия, Аубург.

Первая треть 17-го века Сталь и кожа, кованый, резьба, чеканка, гравированные и позолочены. Выста. 32,8 см. Доспехи турецкого стиля делали не только в Турции.

Мисюрка боярина Голицина Василия Васильевича (умер в 1619 году). Оружейная палата Московского Кремля. Редкого для Руси раннетюрбанного типа.

Высокий шлем, Россия, начало 16 века. Железо, ковка. Найден в Москве на территории Китай-города.

Трофейный русский шишак, нач. 17 века. Музей Войска Польского. Варшава.

Шлем "шапка ерихонская" Турция, XVI в. Сталь булатная, камни драгоценные, бирюза, ткань, металл белый Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба Диаметр: 21,3 см Принадлежал князю Федору Ивановичу Мстиславскому

Шлем Германия (?). Эрмитаж Санкт Петербург. Первая половина 16-го века Сталь; кованые, чеканка, гравировка и позолотой. H. 27,1 см

Шапка мисюрка.

Шапка мисюрка. Национальный архитектурно-исторический заповедник "Древний Чернигов”

Высокий шлем с выставки кладов в подклете Благовещенского собора Московского кремля. Клад предметов вооружения рубежа 14-15 вв. Найден в 1975 году при расчистке колодца в Угловой Арсенальной башне Московского Кремля.

Продолжение следует

http://swordmaster.org/2012/12...

В развитие темы:

Откуда на шлемах русских князей надписи об Аллахе. Русские победы "мусульманским" оружием https://cont.ws/post/313827

Другие посты по средневековью:

Воин на Руси : характер, одежда и оружие  https://cont.ws/post/290460

Рыцарские доспехи: защита или обуза https://cont.ws/post/312383

Упражнения французского рыцаря середины XIV века https://cont.ws/post/312316 .

Как построить средневековый замок «с нуля»? Многолетний эксперимент во Франции. https://cont.ws/post/310585 3/07/16 .

×

cont.ws

Откуда на шлемах русских князей надписи об Аллахе

«Вот свидетельство того, что русские веками плясали под дудку Орды!» - тут же посыпались злорадные комментарии блогеров. Знатоки истории, конечно, посмеются над такими умозаключениями. Но и правда интересно: откуда арабские слова на наших шлемах?

НА ЦАРЕ ШАПКА ГОВОРИТ

Действительно, на шлеме Михаила Федоровича Романова написаны слова молитвы из Корана: «Радуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы». В XIX веке этот шлем даже поместили в центр герба Российской империи - на основе легенды, что его носил Александр еще Невский.

Но экспертиза показала, что эта «шапка» была выкована и украшена восточными изречениями в XVI веке в Турции и была доставлена в Россию с посольскими дарами. А веком позже шлем украсил христианскими ликами оружейный мастер Никита Давыдов. Что было обычной практикой. Сами подумайте: если бы царь, который считался в народе наместником Бога на земле, понимал, что на его шлеме изречения из Корана, стал бы он его носить?

Турецкий шлем Михаила Федоровича Романова. Фото: wikipedia.org

Турецкий шлем Михаила Федоровича Романова. Фото: wikipedia.org

- Так откуда у русских царей восточные доспехи? - спрашиваю у хранителя коллекции холодного оружия Музеев Московского Кремля Василия Новоселова:

- Они стали популярны среди русских царей на рубеже XV - XVI веков, когда на поле боя стал главенствовать лук. Закупали их на востоке, но еще чаще получали в подарок. В маневренном бою нужна была защита от стрел. Поэтому в доспехах родовитого воина появились сфероконические шлемы, кольчужные бармицы. Дополнялось все это булатной саблей.

А восточные мастера, украшая шлемы, вплетали в декор надписи на арабском или персидском языках, часто религиозного характера.

ВОСТОЧНУЮ ВЯЗЬ СЧИТАЛИ ОРНАМЕНТОМ

- Но цари вообще понимали, что там написано? Могли они знать арабский язык?

- Восточные надписи на оружии принимали за часть традиционного декора. Как пример можно привести украшение шлема Ивана Грозного, что хранится в Швеции (вывезен из Кремля поляками в Смутное время и перешел шведам при взятии Варшавы. -Авт.). На нем повторяются одни и те же фрагменты слова, в которых угадывается имя - Аллах. Видимо, и русский мастер наносил их как орнамент, не зная значения, а потому без всякого смысла повторял несколько раз часть имени.

Шлем Ивана Грозного хранится в Швеции. Фото: wikipedia.org

Шлем Ивана Грозного хранится в Швеции. Фото: wikipedia.org

Что до рядовых воинов, их доспех и оружие в нашем музее представлены единичными, чудом уцелевшими экземплярами, так как во время Смуты 1605 - 1613 гг. кремлевский арсенал был разграблен польским гарнизоном. Мы только можем предполагать, что воин-дружинник Куликовской битвы мог идти в бой с мечом (в конце XV века их вытеснили сабли и палаши) и длинным копьем для конного таранного удара.

На шлеме повторяются одни и те же фрагменты слова, в которых угадывается имя - Аллах. Фото: wikipedia.org

На шлеме повторяются одни и те же фрагменты слова, в которых угадывается имя - Аллах. Фото: wikipedia.org

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Место Куликовской битвы искали 6 веков. А нашли только этим летом

Россия отмечает 635-ю годовщину победы войск Дмитрия Донского над Золотой Ордой

21 cентября 1380 года на территории нынешней Тульской области, между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча, на Куликовом поле случилось решающее сражение между русским войском во главе с Московским князем Дмитрием Донским и войском хана Золотой Орды Мамая. За 6 веков эта победа, положившая начало избавлению Руси от татаро-монгольского ига, обросла мифами. А само Куликово поле оказалось... затерянным. (подробности)

www.stav.kp.ru