Откуда на шлемах русских князей надписи об Аллахе. Арабская вязь на шлеме ивана грозного


Шлем ивана грозного арабская вязь

Откуда в Оружейной палате арабское оружие? Загадочные исламские надписи объясняют альтернативные историки.

Аят из Корана на шлеме Александра Невского (вн.). А вы знали об этом?

Чтобы понять, насколько оружие с арабскими надписями типично для коллекции Оружейной палаты, обратимся к описи Оружейной палаты Московского Кремля, составленной в 1862 году помощником директора Оружейной палаты Лукианом Яковлевым. Этот редчайший документ существует лишь в каллиграфической рукописи и хранится в архиве Оружейной палаты Московского Кремля.

Поэтому собрание сабель Оружейной палаты в рамках традиционной истории выглядит неестественным. Оно требует специальных объяснений.

На основе традиционной истории логично предположить, что крестоносец напишет на щите девиз на латыни, мусульманин — аяты из Корана, а русский воин воспользуется хотя бы родным языком. Вместо этого мы наблюдаем засилье так называемого «восточного» оружия на Руси с надписями религиозного содержания, выполненными почти исключительно на арабском языке. Как правило, это аяты из Корана и обращения к Аллаху.

Причемречь идет НЕ о трофейном оружии. Сабли с арабскими надписями на Руси покупались  и изготавливались в Оружейной палате русскими мастерами.

Половина «шапок иерихонских», являющихся важной частью торжественного воинского наряда русского царя, имеет религиозные арабские надписи.

Откуда на шлемах русских князей надписи об Аллахе. Русские победы "мусульманским" оружием

Поразительно, что другие языки, кроме арабского, при этом не используются.

Есть даже пример парадоксального, с точки зрения традиционной истории, соседства казалось бы совершенно чуждых друг другу религиозных символов на «шапках иерихонских» русских царей. Так, например, на «шапке иерихонской» Михаила Федоровича Романова, работы мастера Оружейной палаты Никиты Давыдова 1621 года, в клеймах помещена арабская кораническая надпись: «Обрадуй правоверных обещанием помощи Божьей и скорой победы». Эта надпись соседствует с восьмиконечными православными крестами на самом шлеме и с образом архангела Михаила на стрелке шлема.

Другой пример. На зерцалах царских доспехов первых Романовых, хранящихся в Московской Оружейной палате, кириллицей по-русски написаны только титулы Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Религиозные же надписи на зерцалах выполнены сплошь на арабском языке.

В целом прослеживается следующая, поразительная с точки зрения внушенной нам версии русской истории, картина. Надписи обычно присутствуют на традиционном русском княжеском вооружении — сабле, зерцальном булатном доспехе и шапке иерихонской, — которое входило в «большой наряд» русских царей.

Причем только арабские надписи, как правило, содержат религиозные формулы на русском оружии. Пожалуй, единственное исключение — это двуязычная «турецкая» сабля XVI века из собрания Московской Оружейной палаты, на которой религиозные надписи выполнены и по-арабски и по-русски.

На пяте этой сабли написано по-арабски: «Во имя Бога, благого и милосердного!», «О победитель! О заступник!». По обуху той же сабли идет надпись кириллицей также религиозного содержания: «Суди Господи, обидящьия мя. Побори борющьия мя. Прими оружие и щит и возстани в помощь».

Такое широкое применение арабского языка на старом русском оружии, причем преимущественно для религиозных формул, говорит о том, что арабский язык до XVII века мог быть одним из священных языков Русской православной церкви. Сохранились и другие свидетельства использования арабского языка в Русской православной церкви доромановской эпохи. 

Например, драгоценная митра — головной убор православного епископа, до сих пор хранящаяся в музее Троице-Сергиевой лавры. Ее фотография приведена в альбоме Л. М. Спириной «Сокровища Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. Древнерусское прикладное искусство» (ГИПП «Нижполиграф», Н. Новгород, год издания не указан). На митре спереди, прямо над православным крестом, помещен драгоценный камень с арабской надписью.

Обилие арабских религиозных надписей на предметах, входящих в состав Большого наряда русских царей, то есть их парадного воинского доспеха, и практически полное отсутствие каких-либо надписей на других видах вооружения (за исключением разве что клейм изготовителя на шпагах и немецких мечах) также служит косвенным свидетельством в пользу использования арабского языка на Руси в качестве старого языка традиционных обрядов и старого церковного языка.

Фрагмент шлема Ивана Грозного. Над именем царя на кириллице — арабский «узор». Это надпись «Аллах Мухаммед», сделана она семь раз по окружности шлема.

Имя Александра Невского известно каждому. Его деятельность пришлась на один из тяжелейших периодов истории древнерусского государства.  

Жизнь великих людей всегда обрастала тайнами. Множество легенд было и вокруг имени Александра Невского — некоторые даже считали его сыном хана Батыя. История бережно хранит все, что связано с именем великого полководца. 

В музее Московского Кремля хранится шлем Александра Невского с арабскими надписями. На нем высечен арабской вязью аят из Корана (61:13). На поверхности шлема отчетливо видно нанесенное золотой насечкой изображение царского венца с восьмиконечным православным крестом. На носовой стрелке шлема помещено эмалевое изображение архангела Михаила. 

А вокруг острия шлема ИДЕТ ПОЯС АРАБЕСОК. То есть АРАБСКИХ изречений, заключенных в рамки. На арабеске каноническим арабским шрифтом помещена надпись «Ва башшир аль-муминин» — «И обрадуй же верующих». Это часто встречающееся выражение из Корана. 

ИВАН ГРОЗНЫЙ

Правление Ивана Грозного стало вехой, поворотным пунктом в истории России. Говоря о России, каждый имеет в виду и Ивана Грозного, и Петра I. При них происходили крутые повороты в истории великого народа. При этом мы незаслуженно забываем Ивана III. Именно Иван III собрал практически все русские земли под единое начало. На место безобразного конгломерата отдельных княжеств, когда братья-князья воевали друг с другом и в прямом смысле выкалывали друг другу глаза, пришло единое государство с централизованной властью. Построить такое государство на этой безобразной почве можно было, только употребив власть. Употребляли власть и Иван III, и Василий III, и Иван Грозный. Россия без власти разрушается, её разрывают на куски отдельные хищники. Это происходит и в наше время. Разрывать Россию это необязательно означает разрывать её территориально. Когда от неё отрывают природные богатства и наживают при этом многие миллиарды долларов, то это и есть разрывание России, обречение её народа на нищенское существование. Тут-то и надо употребить власть. Иван Грозный употребил власть и создал независимое сильное государство.

Иван Грозный родился 25 августа 1530 года. Он был сыном Василия III. Его матерью была Елена Глинская. Когда мальчику было три года, отец умер. В течение 13 лет Московией правили бояре. В 16 лет Ивана короновали, и он стал Иваном IV. В церемонии коронования принимал участие митрополит Макарий. Ивана короновали не на княжество, а на царство. За последние десятилетия политическая и духовная основа под такой переход была заложена. Полностью эта основа была сформирована, когда Иван Грозный завоевал Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. Эти завоевания имели и религиозную окраску. До этого православная Россия была под игом басурман, с этого момента она не только освободилась, но и подчинила себе этих басурман. Долг платежом красен. Россия фактически превращалась в оплот истинной христианской веры. Недаром Иван Грозный считал истинным христианством только православие. Он снисходительно отзывался о шведских королях, польских «выборных» королях и даже об английской королеве. При всем том русский царь не претендовал на мировое господство, не был сторонником насильственной христианизации, то есть насаждения православия силой. Надо сразу сказать и о другом – русский царь не был сторонником русификации многочисленных народов, которые населяли территорию России. Как в армии, так и в государственной службе он опирался на лиц самых различных национальностей – от татар до поляков и евреев. При нем не существовало национального вопроса, хотя в стране жили самые различные народы и народности. После развала исламских ордынских ханств Иван Грозный не стремился искоренить ислам и насадить православие.

Иван Грозный

В течение 13 лет страной правили бояре. О боярских злоупотреблениях можно говорить много.

Мыслящим людям было ясно, что необходимы кардинальные изменения. Выходец из Литвы Иван Пересветов считал, что российскую империю следует строить по турецкому образцу.

Откуда на шлемах русских князей надписи об Аллахе

Османская империя находилась в стадии расцвета и военной мощи. Российская аристократия губила страну. По мнению Пересветова, к государственному строительству необходимо привлечь дворянство. Богачи-аристократы – бездельники и разрушают государственную систему. Именно из-за ленивых вельмож-богачей погибла Византия. Османская империя во главе с Магометом-Салтаном сильна своими дворянами-воинами. Пересветов ратовал за то, чтобы русский царь правил «с грозой», воздействуя на некоторых «вельмож», применял силу.

При Боярской думе была создана обширная канцелярия, состоящая из отделов (приказов). Служащие этих приказов выполняли основную управленческую работу. Управленцы состояли из дьяков и «писарей». Знатного происхождения здесь не требовалось. Главное было – исполнительность и сообразительность. Много талантливых людей прошли через эту канцелярию. Примером может служить дипломат Иван Висковатый, который происходил из самых низов. Он сформировал Посольский отдел (приказ). Управление и на местном уровне становилось более совершенным и эффективным. Примером может служить замена практики «кормления», когда боярин бесконтрольно и не всегда законно «кормился» за счет разных поборов, выплатой жалованья из казны. Казна получала средства, которые бесконтрольно присваивал себе боярин-правитель. Бесконтрольно – но законно: он «кормился».

Любые преобразования в любой стране должны иметь под собой материальную основу. В противном случае попытка таких преобразований – пустой звук. Централизация Российского государства стала возможной не потому, что Московское княжество завоевало Новгород, Псков, Рязань, Тверь и др. Она стала реальной только и только потому, что бояре на местах (в Новгороде, Твери, Пскове, Рязани и др.) стали «кормиться» с руки государя. Это и была действенная основа централизации. Но централизованное, единое государство должно иметь дееспособную армию, чтобы не оказаться под игом более сильного соседа. Механизм создания такой армии также материальный. Другого просто нет и быть не может. Солдат – это бывший крестьянин. Десять солдат – отделение, тридцать солдат (крестьян) – это взвод и т. д. Но солдатам нужны офицеры. Далее схема простая, но очень жизненная. Офицеру дается земля вместе с крестьянами. Он имеет доход от этого поместья, но он же обязан нести военную службу – иначе он лишится этой земли, а значит и средств к существованию. Хозяин поместья, которое было ему дано государством, должен был по первому требованию выступить в поход. И не только сам, но и привести с собой солдат (крестьян) из расчета один солдат на 150 десятин принадлежащей ему пашни. Крестьяне были не просто землепашцы, а невольники-холопы. Их мнения никто не спрашивал.

Наш современник не очень различает знать и дворянство. Но разница была колоссальной. Знать имела собственные земли, дворянам земельные участки давало государство. Естественно, знать ощущала своё превосходство. Но оно было ликвидировано очень просто: все – как знать, так и дворянство – должны были поставлять солдат из расчета 1 на 150 десятин. И вот вся спесь знати постепенно исчезла.

Старая система вооруженных сил была проста – каждый боярин (владелец земли и холопов) имел свой воинский отряд, свою дружину. Он решал, воевать ему или нет и с кем воевать. Вернее, решал не он, а князек, который был над ним. Он решал, воевать ли с половцами, татарами или с родным братом, племянником или дядей. Его решения могли меняться в один момент. Реформа армии должна была исключить такое самоуправство. Армия не могла зависеть от желаний и решений отдельных бояр и князьков. Она должна была образовывать единый, хорошо отлаженный механизм, управляемый из одного центра. Суть армейской реформы в том и состояла, чтобы на сборный пункт приводили строго определенное число солдат. Дальше ими, как и самим офицером, распоряжались высшие военные чины. Это означало образование армии как единого государственного организма, управляемого из единого центра. В этом плане различие между дворянами и знатью исчезла – и те и другие должны были формировать воинские отряды, численность которых определялась величиной земельного надела. Такие преобразования армии и централизация государственной власти позволили Российскому государству обезопасить свои рубежи. Русская армия не только скинула с тела России татарских ханов с их притязаниями на дань, но и присоединила их к России. Русские войска появились на Северном Кавказе. На очереди была Прибалтика. Были заняты порт Нарва, Дерпт (Тарту) и большое количество рыцарских

lezgidin.ru

Русские монархи с сурой Корана. Миф о шлеме Александра Невского.: biboroda

Тайны любят окружать не только живых существ, но и неодушевленные предметы. Особенно, если это история Московии, шитая нитками лжи и бисером мифов. Шлем Александра Невского, который хранится в Оружейной палате московского Кремля, из этого числа.

Такой убор венчал голову московского правителя. Все в нем намешано до кучи: красное железо, форма в виде купола храма, образ архистратига Михаила Архангела на носовой стрелке, золотая насечка, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг… И вдруг – арабская вязь! На шлеме как бы православного князя! Что это? 13-й стих 61-ой суры Корана: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы».

Российские историки-мифотворцы и коллекционеры всему найдут объяснение. В горизонте собственной эрудиции, опыта, сновидений, обсессий… Они любят логику. Логику педагогов начальных классов, разъясняющих школярам невозможность существования призраков.Согласно легенде шлем Невского был перекован в XVII веке специально для Михаила Федоровича, первого царя от Романовых (немецких правителей Московского кыштыма). Придворный мастер Никита Данилов дополнил его драгоценными камнями. Обновленный шлем получил имя «Ерихонская шапка царя Михаила Федоровича». Никакой модернизации здесь не было – шлемы на Московии было принято так называть, поскольку московитские монархи, страдающие комплексом неполноценности со времен Ивана Грозного любили сравнивать себя с Иисусом Навином, ветхозаветным еврейским царем, взявшим Иерихон.В XX веке историки не поверили в легенду, усомнившись, что шлем когда-то принадлежал Александру Невскому. Подвергнув булатный головной убор бесчисленным экспертизам и анализам, ученые пришли к выводу, что «Ерихонская шапка» была выкована на Востоке (откуда арабские надписи) в XVII веке. Затем с оказией шлем оказался у Михаила Федоровича, где подвергся «христианскому тюнингу».

Правда, никто не объясняет, а почему царь не распорядился убрать «басурманское письмо»? Неужели по халатности носил символ, как говорят сегодня русские, «чурок»? Вряд ли. По незнанию? Едва ли. Царский двор всегда был переполнен татарами, знакомых с арабской каллиграфией.Интересно, что арабская вязь украшала и шлем Ивана Грозного, а также других родовитых персон средневековой Московии. Конечно, можно говорить, о том, что это были трофеи. Ага, как же, данники Золотой Орды с трофеями:-) Можно предположить, что Иван IV водрузил на свою голову бывший в употреблении шлем. Причем в употреблении у «басурмана»… Ведь присвоил же себе московский правитель византийскую курицу, почему б не поносить шлем от своих хозяев?Разумеется, царственные владельцы «ерихонских шапок» знали происхождение и перевод «арабских узоров». И при этом проявляли толерантность к присутствию на собственных шлемах. Возможно, выгравированным сурам из Корана придавались какие-то магические свойства – этакой «графической» иерихонской трубы, разрушающие стены крепостей не звуком, а письменами. Но, самой вероятной разгадкой мусульманского шлема московских правителей является то, что на Московии в средние века господствующей религией являлся некий микст византийского православия и ислама и покорность московских князей ордынским правителям.

источник

biboroda.livejournal.com

"Арабская надпись" на шлеме Ивана Грозного.

13 Ноябрь 2013 @ 19:33

"Арабская надпись" на шлеме Ивана Грозного.  

Оригинал взят у aquilaaquilonis в Иранский консул отжогГенеральный консул Ирана Сейед Голамрез Мейгуни расшифровал арабскую надпись на шлеме Ивана Грозного, выставленном в астраханском Музее боевой славы. Дипломат утверждает, что выполненная на верхнем горизонтальном поясе царского шлема надпись переводится с одного редкого арабского диалекта как «Аллах Мухаммед». Эти слова могут быть сокращенной версией известного выражения «Велик Аллах, и Мухаммед пророк его».«Мы рассматриваем перевод иранского консула как версию, которая, безусловно, требует проверки лингвистов, востоковедов. Одним из объяснений, почему такая надпись могла быть на шлеме православного русского царя, может служить предположение, что головной убор был подарен отцу Ивана Грозного турецким султаном для его сына. Ведь на втором горизонтальном поясе шлема надпись сделана уже на славянском языке – “Шелом Князя Ивана Васильевича, Великого Князя, сына Василия Ивановича, господаря Всея Руси самодержца”», – пояснила ИТАР-ТАСС старший научный сотрудник музея Елена Арутюнова.

Что за нагромождение бреда!Иранский консул переводит с арабского языка фразу, которую не смогли перевести специалисты по арабскому языку, включая самих арабов.Шахада – исламский «символ веры» – написана не в оригинальном виде, а на редком арабском диалекте, чего не могло быть в принципе. Причем два эти слова настолько просты и общеупотребительны, что не могли бы остаться неопознанными ни на одном, даже самом редком арабском диалекте.Шахада написана не полностью, а в сокращении, чего не могло быть в принципе.Турецкий султан – халиф, духовный и светский глава мусульман – шлет гяурскому правителю шлем с написанной на нем шахадой.Шахада эта написана в сокращенном виде и на редком арабском диалекте.На тот же шлем турецкими мастерами безошибочно нанесена надпись на чистом русском языке, свидетельствующая об их поразительно хорошем знании русских реалий.Я думаю, что на этом перечисление бредовых предположений можно остановить.Достаточно взглянуть на «арабскую надпись» на шлеме, чтобы понять, почему ее до сих пор никому не удалось расшифровать.

Потому что это не надпись, а орнамент, стилизованный под арабскую вязь. Шлем сделан русскими мастерами по восточным образцам.

 

eto-fake.livejournal.com

Арабская вязь на шлеме Ивана Грозного : mv1979

Генеральный консул Ирана Сейед Голамрез Мейгуни расшифровал арабскую надпись на шлеме Ивана Грозного, выставленного в астраханском Музее боевой славы. Дипломат утверждает, что выполненная на верхнем горизонтальном поясе царского шлема надпись переводится с одного редкого арабского диалекта как "Аллах Мухаммед". Эти слова могут быть сокращенной версией известного выражения "Велик Аллах, и Мухаммед пророк его". "Мы рассматриваем перевод иранского консула как версию, которая, безусловно, требует проверки лингвистов, востоковедов.

Шлем Ивана Грозного Интерено, почему Иван Грозный был настолько толерантным к исламу...Шлем царя Михаила Фёдоровича.

Михаи́л Фёдорович Рома́нов (1596—1645) — первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года), был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года, что закрывало период Смутного времени. Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии — Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урождённой Шестовой). Приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Фёдору I Иоанновичу.

Cециалист, заведующий научно-хранительским отделом Ору­жейной палаты Государственного историко-культурного заповедника «Московский Кремль» Алексей Левыкин:

«...Шлем был изготовлен в 1621 году одним из лучших за всю историю Оружейной палаты мастеров — Никитой Давыдовым, который проработал в палате около 40 лет и умер в середине 60-х годов XVII века. Делал он этот шлем специально для царя Михаила Федоровича — в качестве парадного боевого наголовья. Когда мы стали внимательно читать древние описания этого шлема, выяснилось, что он венчался крестом. Иными словами, перед нами не просто парадный шлем, а боевая корона русских царей...

...Царь Алексей Михайлович мог пользоваться, и пользовался отцовским шлемом. Особого для него не делали. Кстати, шлем этот настолько красив и хорош, что в XIX веке родилась легенда о том, что раньше он принадлежал Александру Невскому. Этот шлем вошел в состав официаль­ного герба России, который был создан в середине XIX века. Если присмотреться к ордену Александра Невского, то на нем русский князь и святой изображен именно в этом шлеме».http://www.newarthistory.eu/rus/index.html?89_shlem.html

На шлеме был вычеканен 13-й аят 61-й суры Корана: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы».

Шапка Иерихонская. Принадле­жала царю Алексею Михайлови­чу. Хранится в коллекции Московского Кремля. Изготовлена Никитой Давы­довым, уроженцем г. Мурома, не раньше 1621 года. Сталь, золото, драгоценные камни, жемчуг; ковка, чеканка, насечка, резьба, эмаль.

Для сравнения:Церемониальный шлем середины 16-го века. сталь, золото, рубины и бирюза. Музей Топ Капи, Истамбул.Иранский шлемФёдор Иванович Мстиславский (XVI век — 1622 год) — последний князь-Гедиминович из рода Мстиславских, один из руководителей думской аристократии, боярин (1576), сын полководца Ивана Фёдоровича Мстиславского.Шлем князя Фёдора Ивановича Мстиславского с арабской вязью:Парадный щит, исключительный по качеству и красоте работы, выкован из цельного листа тигельного булата. На верхней части щита три гладкие декоративные полосы заполнены фигурами борющихся зверей на фоне орнамента из цветов, другие три полосы - с орнаментом из характерных для ирано-азербайджанского искусства облаков и две - со стилизованным орнаментом из трав, типичным для XVI в.Имхо, ислам и православие когда-то (и не так давно) были одним целыИсточник http://detiboga.ru/groups/topic/view/group_id/165/topic_id/538

mv1979.livejournal.com

Откуда на шлемах русских князей надписи об Аллахе

«Вот свидетельство того, что русские веками плясали под дудку Орды!» - тут же посыпались злорадные комментарии блогеров. Знатоки истории, конечно, посмеются над такими умозаключениями. Но и правда интересно: откуда арабские слова на наших шлемах?

НА ЦАРЕ ШАПКА ГОВОРИТ

Действительно, на шлеме Михаила Федоровича Романова написаны слова молитвы из Корана: «Радуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы». В XIX веке этот шлем даже поместили в центр герба Российской империи - на основе легенды, что его носил Александр еще Невский.

Но экспертиза показала, что эта «шапка» была выкована и украшена восточными изречениями в XVI веке в Турции и была доставлена в Россию с посольскими дарами. А веком позже шлем украсил христианскими ликами оружейный мастер Никита Давыдов. Что было обычной практикой. Сами подумайте: если бы царь, который считался в народе наместником Бога на земле, понимал, что на его шлеме изречения из Корана, стал бы он его носить?

Турецкий шлем Михаила Федоровича Романова. Фото: wikipedia.org

- Так откуда у русских царей восточные доспехи? - спрашиваю у хранителя коллекции холодного оружия Музеев Московского Кремля Василия Новоселова:

- Они стали популярны среди русских царей на рубеже XV - XVI веков, когда на поле боя стал главенствовать лук. Закупали их на востоке, но еще чаще получали в подарок. В маневренном бою нужна была защита от стрел. Поэтому в доспехах родовитого воина появились сфероконические шлемы, кольчужные бармицы. Дополнялось все это булатной саблей.

А восточные мастера, украшая шлемы, вплетали в декор надписи на арабском или персидском языках, часто религиозного характера.

ВОСТОЧНУЮ ВЯЗЬ СЧИТАЛИ ОРНАМЕНТОМ

- Но цари вообще понимали, что там написано? Могли они знать арабский язык?

- Восточные надписи на оружии принимали за часть традиционного декора. Как пример можно привести украшение шлема Ивана Грозного, что хранится в Швеции (вывезен из Кремля поляками в Смутное время и перешел шведам при взятии Варшавы. -Авт.). На нем повторяются одни и те же фрагменты слова, в которых угадывается имя - Аллах. Видимо, и русский мастер наносил их как орнамент, не зная значения, а потому без всякого смысла повторял несколько раз часть имени.

Шлем Ивана Грозного хранится в Швеции. Фото: wikipedia.org

Что до рядовых воинов, их доспех и оружие в нашем музее представлены единичными, чудом уцелевшими экземплярами, так как во время Смуты 1605 - 1613 гг. кремлевский арсенал был разграблен польским гарнизоном. Мы только можем предполагать, что воин-дружинник Куликовской битвы мог идти в бой с мечом (в конце XV века их вытеснили сабли и палаши) и длинным копьем для конного таранного удара.

На шлеме повторяются одни и те же фрагменты слова, в которых угадывается имя - Аллах. Фото: wikipedia.org

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Место Куликовской битвы искали 6 веков. А нашли только этим летом

Россия отмечает 635-ю годовщину победы войск Дмитрия Донского над Золотой Ордой

21 cентября 1380 года на территории нынешней Тульской области, между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча, на Куликовом поле случилось решающее сражение между русским войском во главе с Московским князем Дмитрием Донским и войском хана Золотой Орды Мамая. За 6 веков эта победа, положившая начало избавлению Руси от татаро-монгольского ига, обросла мифами. А само Куликово поле оказалось... затерянным. (подробности)

www.vologda.kp.ru