"Первая российская революция и ее влияние на процессы модернизации". 11-й класс. В каком направлении шли социальные процессы


Trojden | Город и деревня России в процессе модернизации: Алексашкина Л. Н.

1. Особенности российской социальной модернизации. Процесс модернизации приводит к значительным изменениям и в социальной сфере. В западноевропейских странах развитие общества шло в направлении сглаживания местных, региональных, сословных или классовых особенностей, создания единого для всех политического, правового и культурного пространства, т. е. формирования национальной гражданской культуры, на базе которой происходила консолидация отдельных групп населения в единую нацию.

Российское общество к началу XX в. оставалось расколотым на сословия, имевшие различные юридические права, бытовой уклад, уровень образования и культурного развития, а также свойственные каждому сословию мировоззренческие и поведенческие установки. Между сословиями и внутри их существовала огромная имущественная дифференциация, общественное сознание тоже во многом сохраняло сословный характер, следствием чего была слабая социальная мобильность, т. е. переход людей из одной социальной группы в другую.

В то же время новые явления в экономике объективно вели к формированию новых классов, которые уже не вписывались в традиционную систему социальных отношений, являлись носителями новых ценностей.

Процесс социальной нивелировки отношений означал прежде всего ликвидацию культурно-бытовых различий между городом и деревней. В России этот процесс протекал крайне медленно, чему в значительной мере способствовали некоторые особенности российской модернизации.

2. Особенности менталитета русского крестьянства. В социальной структуре российского общества преобладало, и весьма значительно, крестьянство (до 83% населения), психология и поведение которого формировались под воздействием общины. Основой мировосприятия русского крестьянина была убежденность в несправедливости существования частной собственности на землю. Землю крестьяне считали Божьей, смотрели на нее как на общее достояние тех, кто ее обрабатывает. Отсюда искреннее убеждение, что и помещичья земля должна принадлежать крестьянам. Крестьяне считали также, что источником существования каждого человека является личный труд, приносящий в семью достаток, который понимался ими как удовлетворение скромных материальных потребностей. Богатство, основанное на эксплуатации чужого труда, считалось греховным. Поведенческими чертами крестьянского менталитета было терпение, самопожертвование, солидарность, равенство, справедливость и взаимопомощь.

Подобные взгляды некоторые исследователи называют «моральной» экономикой в противовес европейской предпринимательской этике.

Особенностью крестьянского мировосприятия было патриархальное отношение к власти, противопоставление царской власти и государства. Государство они олицетворяли с барами и чиновниками, с которыми монарх находился в постоянной борьбе. Они не стремились переустроить общество на демократических началах, мечтая лишь о том, чтобы иметь возможность время от времени информировать царя-батюшку через ходоков о своих нуждах и творимых несправедливостях. Вместе с тем, по крестьянскому разумению, власть должна вести себя по-божески. В противном случае они оставляли за собой право на бунт. Но бунтовали крестьяне вовсе не для того, чтобы устранить неугодную власть, а с демонстративной целью: сообщить ей о своем, почему-то не расслышанном мнении.

3. Особенности менталитета российской буржуазии. Не только рабочие — выходцы из крестьян, но и традиционное городское население — купцы, ремесленники, мещане — обладали менталитетом, сходным с крестьянским. Мещане и ремесленники никогда не были предпринимателями в подлинном смысле этого слова. Подобно крестьянам, целью их хозяйства являлось достижение достатка, а не накопление капитала. Стремление к богатству осуждалось общественным мнением.

Существенным препятствием для превращения мещан и ремесленников в предпринимателей была их малограмотность.

Даже представителей русских купеческих родов (прежде всего старообрядческих) трудно в полной мере назвать носителями предпринимательской этики.

Зачастую купеческие дети чувствовали неловкость оттого, что они являлись наследниками богатства, нажитого, как считалось, неправедным путем. Историк В. П. Булдаков приводит показательную запись одного купеческого сына в своем дневнике: «Был у тятеньки на фабрике и ночью в окнах все стекла перебил! Давно я эту мысль в уме своем лелеял!»

Тем не менее среди российской буржуазии были и носители модернизационных взглядов, предприниматели европейского масштаба, организовавшие крупное производство по всем канонам фирменной интеграции и менеджмента. Настоящие «капитаны» индустрии вышли из семей Путиловых, Рябушинских, Прохоровых, Коншиных и др.

Легковой автомобиль на Фонтанке в Петербурге. 1910 г.

Однако и деловая элита привыкла к государственному протекционизму, имела тесные связи с бюрократическим аппаратом.

Таким образом, в начале XX в. у многих российских купцов и промышленников не были развиты «капиталистические инстинкты». Они уклонялись от конкуренции друг с другом и боялись иностранной конкуренции. Для них правительство, использовавшее принудительные меры, было союзником, способным регулировать внутреннюю конкуренцию, предотвращать путем тарифов вторжение иностранных товаров и покупать большую часть из произведенных ими товаров. Разобщенная по этническим и географическим признакам, экономически зависимая от государства, российская буржуазия не являлась единым классом, сплоченным общей предпринимательской этикой, способной стать во Главе процесса модернизации, сцементировать все слои общества и увлечь его за собой.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ П. А. БУРЫШКИНА «МОСКВА КУПЕЧЕСКАЯ»

...Самое отношение «предпринимателя» к своему делу было несколько иным, чем теперь на Западе или в Америке. На свою деятельность смотрели не только или не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного долга. Нужно сказать вообще, что в России не было того «культа» богатых людей, который наблюдается в западных странах. Не только в революционной среде, но и в городской интеллигенции к богатым людям было не то что неприязненное, а мало доброжелательное отношение.

Каковы особенности мировосприятия русского купечества?

4. Причины слабости буржуазного менталитета в российском обществе. Огромную роль в модернизации западноевропейского общества сыграл процесс распространения буржуазного менталитета, основанного на рационализации и индивидуализации сознания, на все слои общества. В России в силу ряда обстоятельств это явление практически отсутствовало.

Дело заключалось прежде всего в том, что ведущую роль в деле модернизации страны играла не буржуазия, а верховная власть. Да и слабость русских предпринимателей, их зависимость от государства, отсутствие внутреннего единства тормозили формирование подлинно буржуазного менталитета. К тому же в стране практически отсутствовали мелкие буржуазные собственники, носители индивидуалистических и частнособственнических настроений. Общинные традиции, господствовавшие в сознании населения, препятствовали развитию индивидуализма.

Огромную роль в процессе становления буржуазного менталитета в странах Западной Европы сыграла церковь. Католическая церковь сумела так или иначе адаптироваться к модернизации, а протестантская религия и этика прямо провозглашали в качестве основных ценностей частную инициативу и предприимчивость. Россия в силу прочных исторических традиций избежала процесса религиозной реформации. Господствующая православная церковь непоколебимо и последовательно отстаивала нравственно-этические ценности христианства, стремилась отгородить свою паству от чуждых западных идей.

5. Влияние грамотности на социальную модернизацию. Во всех европейских странах процесс втягивания крестьян в национальную гражданскую культуру происходил в результате расширения рынков, строительства железных и шоссейных дорог, распространения начального образования, всеобщей воинской повинности, расширения средств массовой информации и т. д.

Многие из этих процессов отмечались и в России. Краткосрочный призыв на военную службу молодых мужчин значительно расширял их кругозор, повышал грамотность. Если уровень грамотности деревенского населения вырос с 10% в начале 1880-х гг. до 25% в 1910—1913 гг., то среди военнослужащих он поднялся с 21,4% в 1874 г. до 67,8% в 1913 г.

Большое внимание повышению грамотности и общей культуры крестьян уделяли земства. В сельской местности действовало около 40 тыс. земских и воскресных школ. Развивалась практика приглашения крестьянами «ходячих» учителей, которые занимались с небольшими группами детей. Быстро развивалась и стала основной сеть училищ Министерства народного просвещения, во много раз увеличились ассигнования на церковно-приходские школы. В деревне открывались общественные и народные библиотеки (к 1904 г. их насчитывалось свыше 10 тыс.), библиотеки при земских и других школах. Во многих селах возникли народные дома, при которых были кружки грамотности, читальни, ставились спектакли. Часто они создавались кооперативами, у которых подобная деятельность была отражена в уставе. Все больше издавалось дешевых (по 1—3 копейки) книг специально для народа. Известный издатель И. Д. Сытин, крестьянин по происхождению, выпускал «Библиотеку для самообразования», издал миллионы экземпляров букварей, популярных календарей, детских книг с картинками. А. С. Суворин издал 300 выпусков «Дешевой библиотеки», в которую входили книги русских писателей, жития святых и др.

Тем не менее социальную модернизацию значительно тормозил низкий уровень грамотности населения. Согласно переписи 1897 г. в России насчитывался 21% грамотных. Только дворянство и духовенство, составлявшие 2% населения России, достигли почти полной грамотности. Остальные сословия по степени грамотности находились на уровне западноевропейских стран XVII в. Однако не все грамотные люди, особенно в деревне, имели возможность читать книги и уж тем более газеты и журналы.

Читательская аудитория России насчитывала в конце XIX в. 3—4 млн человек, или 3—4% населения. А ведь именно книги и печать несли в крестьянский мир достижения культуры, делали его открытым влиянию города, информировали о событиях, происходивших в мире, расширяли крестьянский кругозор, т. е. во многом способствовали сближению крестьянства с другими сословиями. Безграмотность деревенского населения, отсутствие навыков систематического чтения вели к сохранению особой народной культуры, носившей преимущественно устный характер. Устная же передача опыта приводила к тому, что в деревне из поколения в поколение воспроизводились традиционные навыки, умения, стереотипы поведения и мировосприятия (менталитета).

6. Влияние урбанизации на социальную модернизацию. Вытеснению из деревни традиционных общинных настроений и норм поведения в значительной мере способствовала урбанизация. Все больше крестьян набирались опыта городской жизни, работая в промышленности и на транспорте. Число выходцев из деревни в 1881 г. составляло 42% всего населения Петербурга, в 1900 г. — 63%, а в 1910 г. — 69%. В Москве в 1902 г. 67% жителей были сельскими мигрантами, но недавние выходцы из деревни еще не ощущали себя горожанами. Обследование одной из ткацких фабрик в Москве в 1899 г. показало, что, хотя опрошенные рабочие провели в городе в среднем по 10 лет, 90% из них все еще имели в деревне земельный надел, семью и ежегодно ездили туда для возобновления отметки в паспорте.

Однако, приезжая в деревню, эти крестьяне оказывали значительное влияние как на материальную, так и на духовную культуру. Работа в городе делала крестьян восприимчивыми к новшествам, к иным системам ценностей и нормам поведения, повышала общий культурный уровень. Они ощущали свое превосходство над односельчанами и старались подчеркнуть его. Современник отмечал, что такие крестьяне отличаются от остальных «по устройству жизни: постройки у них гораздо просторнее и лучше, содержатся чище, скот пускают в жилые помещения очень редко, избы преимущественно белые. Одежда гораздо чище, щеголеватее и гигиеничнее, ребята содержатся чище, почему у них реже встречается чесотка и кожные болезни».

Под влиянием городской жизни менялся не только материальный быт крестьян, но и их психология. Крестьяне, работающие в городе, являлись «пионерами городской культуры», которая разрушала сложившиеся веками «заветы старины».

Таким образом, в деревне, особенно в тех местностях, которые находились в зоне интенсивной индустриализации и урбанизации, проходила постепенная трансформация крестьянской культуры в буржуазную. Этот процесс начался с использования отдельных вещей, что влекло за собой значительные изменения в материальной культуре, за этим следовали перемены в домашнем и общественном быту, затем затрагивалось мировоззрение, и, наконец, менялся менталитет. Однако эти процессы протекали крайне медленно.

МНЕНИЕ СОВРЕМЕННИКА

Воспринимая [городскую культуру], крестьяне, особенно молодежь, начинают презрительно относиться к старым дедовским обычаям... В результате получается самая безотрадная картина. Семейное начало с каждым годом слабеет все более и более, правовые воззрения, выработанные и проверенные веками, забываются, свое родное мировоззрение заменяется чуждым, наносным. Лишь малейшее облегчение сношений глухого уголка с центром — сейчас же замечается падение нравов, падение всякого уважения к старине и стремление, хотя бы внешним образом, походить на носителей так называемой культуры.

Объясните, почему процесс столкновения городской и традиционной сельской культуры приводил к «падению нравов» в деревне.

Тем не менее в России по сравнению с западноевропейскими странами темпы урбанизации были значительно ниже: процент городского населения за 1861—1914 гг. увеличился с 9,4 до 15,3, или всего на 6%. Слабый рост городов тормозил процессы географического перемещения населения и размывания региональных и сословных перегородок. Город «переваривал» на новый, «модернистский» лад лишь незначительную часть крестьянства. Это задерживало проникновение новых социальных и культурных идей в деревню. Замедленная урбанизация тормозила процесс социальной нивелировки общества.

К тому же к началу XX в. в России значительное количество промышленных предприятий находилось в сельской местности: в городе в 1860—1914 гг. было сосредоточено около 40% всех рабочих, в деревне — остальные 60%. Такая рассеянная индустриализация позволяла крестьянам сочетать сельскохозяйственные занятия с промышленными, традиционные модели поведения с новыми.

7. Окрестьянивание города. В западноевропейских странах зачинателями модернизации выступали горожане. Именно город являлся очагом формирования буржуазных отношений, буржуазной культуры, складывания буржуазной ментальности, которая распространялась и на сельское население.

В России начала XX в. наблюдалась иная картина: крестьянство оказывало активное влияние на город. Возросший поток мигрантов из деревни повлек за собой окрестьянивание городского населения как по социальному составу, так и по образу мысли и образу жизни, что приводило к торможению процесса созревания буржуазного менталитета.

Особенно большое влияние крестьянские мигранты оказывали на рабочих — новый класс, сформировавшийся в процессе индустриализации. К началу XX в. почти 80% рабочих составляли выходцы из крестьян. Большинство из них были пролетариями в первом поколении и сохраняли тесные отношения с деревней. Не успев «перевариться» в фабричном или городском котле, они во многом несли на себе печать крестьянского менталитета. У них сохранилась крестьянская вера в то, что богатство законно лишь тогда, когда заработано тяжелым трудом и потом. В глубине души такие рабочие считали капиталистическую собственность своей, а потому подлежащей либо конфискации в удобный момент, либо открытому уничтожению. Социальную напряженность в городе увеличивали огромные контрасты нищеты и роскоши в жизни рабочих и предпринимателей.

Разрушение традиционного уклада и отрыв от родных мест и семьи, тяжелая работа на фабрике порождали чувство безысходности, выливавшееся в отчаяние и злобу. В такой атмосфере любая несправедливость со стороны мастера и хозяина могла стать толчком к бунту. Но в отличие от крестьян недовольство рабочих носило более организованный характер (этому в немалой степени способствовали сами условия труда на фабрике).

Тем не менее большинство рабочих не проявляло политической активности, среди них были широко распространены монархизм и патриархальные представления о власти. Они мечтали переустроить промышленность и город по модели сельской передельной общины, желали улучшить свою жизнь, не меняя самодержавного строя.

И лишь незначительная часть профессионального пролетариата примыкала к политически активной части населения, какой традиционно являлась российская интеллигенция.

8. «Размывание» дворянства. Интенсивнее всего процесс размывания сословных перегородок шел в среде дворянства. Уже в пореформенное время оно стало постепенно утрачивать свои сословные привилегии, сближаясь в правовом положении с другими сословиями. Вслед за потерей монопольного права на владение крепостными дворяне потеряли монополию на формирование органов местного управления и уездной полиции, попали под юрисдикцию общесословных судов, стали на общих основаниях привлекаться к отбыванию воинской повинности, утратили налоговые привилегии.

Многие дворяне так и не смогли приспособиться к новым условиям ведения хозяйства и в конечном счете оказались вынужденными продать свои земли. На рубеже XIX—XX вв. в Европейской России, по данным Особого совещания по делам дворянского сословия, имелись «сотни семей безграмотных, превратившихся в простых хлебопашцев дворян. Экономически многие из них беднее крестьян, но тем не менее и земства и администрация отказывают им в помощи, обращая их к дворянским сословным органам. Дворянские общества помочь им не могут». Обедневшие дворяне поступали на государственную или частную службу, некоторые служили в качестве наемной прислуги, иногда случалось, что женщины-дворянки становились проститутками, а мужчины — люмпенами. Таким образом шел процесс пополнения городских и сельских низов, в том числе и за счет дворян.

Те же из дворян, которые хотели сохранить свое материальное благосостояние, были вынуждены переместить свою деятельность в промышленность, торговлю, банковское дело. Это свидетельствовало о сближении двух социальных групп: аристократов-аграриев и финансово-промышленной буржуазии — и о формировании единой предпринимательской элиты России. Однако данный процесс шел крайне медленно, так как в соответствии с дворянскими представлениями занятие торговлей и промышленностью считалось делом недостойным и дворянство в целом весьма неприязненно относилось к предпринимательскому классу.

Правда, правительство пыталось различными способами укрепить положение дворянства, поддержать его экономическими и политическими мерами. В конце XIX в. в годы контрреформ Александра III была усилена роль дворян в местном самоуправлении, создан Дворянский банк, предоставлявший льгот

trojden.com

"Первая российская революция и ее влияние на процессы модернизации". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Эпиграф

В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Медведев Д.А. (Из ежегодного послания Президента Федеральному Собранию (2009 год)

Цель: определить влияние революции 1905-1907 гг. и аграрной реформы Столыпина на процессы модернизации.

Задачи: Продолжаем формировать навыки:

  • анализа текста, сравнения и обобщения;
  • самостоятельной работы с документами,
  • составления смыслового плана;
  • умения  вести диалог, делать выводы, работать в группах.

План урока

  • Первая российская революция как порождение модернизационных противоречий.
  • Становление российского парламентаризма.
  • Особенности российской многопартийности.
  • Крестьяне и аграрный вопрос в революции 1905 года.
  • Столыпинская программа модернизации России.

Опорные знания и понятия: модернизация, конституционная монархия, политическая партия, гражданское общество, аграрная реформа, капитализация деревни;

  • 1905 – 1907 гг. – первая российская революция;
  • 17 октября 1905 года – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»;
  • 23 апреля 1906 года – издание новой редакции «Основных законов Российской империи»;
  • 1906 – 1911 гг.  – Столыпин П.А. - председатель правительства;
  • 9 ноября 1906 года – Указ о праве свободного выхода крестьян из общины, Закон от 14 июня 1910 года.

Исторические персоналии: Николай II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин.

Оборудование: учебник «История. Россия и мир в XX – начале XXI века» 11 класс. Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. – М.: Просвещение. 2008; карты «Революция 1905-1907 гг. в России», «Российская империя 1907 – 1910 гг.»; компьютер, проектор, мультимедийный учебник «История России. XX век. Часть I» Данилов А.А., «Клиософт»; портреты политических деятелей; подборка документов, проект-презентация «Революция 1905-1907 гг. в России».

Методическая особенность урока – урок практикум.

Ход урока

Актуализация знаний учащихся:

1. Выскажите свою точку зрения по вопросам: «Какие проблемы, стоявшие перед страной в начале XX века, вы считаете самыми острыми и почему?» 2. Как связана модернизация с задачами, стоявшими перед первой российской революцией? Была ли революция неизбежной?

Изучение нового материала.

1. Первая российская революция как порождение модернизационных противоречий

Россия в начале ХХ века представляла собой клубок противоречий: экономических, политических, социальных, национальных. Растущее отставание от западных стран заставило российское государство и общество на рубеже XIX-XX вв. искать пути ускоренной модернизации. Эти поиски велись в условиях возрастания в российском обществе радикалистских тенденций. Работа над понятием «модернизация»:

  • усовершенствование, отвечающее современным требованиям;
  • процесс перехода от традиционного, аграрного общества к индустриальному, характеризующийся радикальными изменениями всех сторон жизни общества;

Процесс модернизации в России имел свои особенности.

Вопросы:

  • В каком направлении шли социальные процессы в западных странах в период модернизации?
  • Каковы особенности российской экономической модернизации?
  • Каковы особенности менталитета русского крестьянства?
  • Почему буржуазная ментальность в российском обществе была слабо развита?
  • Что тормозило социальную модернизацию в России?

Вывод:

Модернизация общества не ограничивается только экономикой. Социальная модернизация в отличие от индустриальной в России проходила медленно и не сопровождалась процессом консолидации общества. Господствующей в обществе была не буржуазная, а крестьянская ментальность. Ведущая роль в деле модернизации принадлежала не буржуазии, а верховной власти. Несоответствие индустриальной и социальной модернизации обостряло социальные отношения в стране. Среди  господствующего класса единства не было. Интеллектуальная элита находилась в бескомпромиссном конфликте с самодержавием. Логика модернизации требовала доведения до конца начатых реформ, но российская власть, будучи сама инициатором этого процесса, оказалась в начале ХХ века  неспособной решать проблемы в рамках эволюционного развития. Это вызвало нарастание недовольства, вылившееся в противостояние власти и общества. Просмотр презентации «Революция 1905-1907 гг. в России» (Приложение 1).

Вопросы и задания:

  • Можно ли было предотвратить революцию 1905-1907 гг.?
  • Имело ли правительство в своем составе  реформаторов (или хотя бы одного), способного предотвратить революцию?
  • Как вы относитесь к дилемме «реформы или революция»?
  • Раскройте смысл следующего высказывания: «Все революции происходят от того, что правительства вовремя не удовлетворяют народные потребности …, остаются глухими к народным нуждам» (С.Ю.Витте).

Вывод:

реформаторская деятельность представляется большим благом для общества, чем революция. Революции сотрясают все общество, требуют колоссальных жертв, ввергают его в состояние нестабильности, хаоса, часто кровавого.

  • Что вам известно о личности и политических взглядах С.Ю. Витте?

Учащиеся  составляют психологический портрет Витте.

Витте полагал, что в будущем у дворянства не будет лидирующей роли. Россия переходит к капиталистическому строю, поэтому на первое место он поставил индустриализацию («дедушка русской индустриализации»). С.Ю.Витте был одним из представителей российской элиты, который первый понял, что все слои населения имеют основательные претензии к власти, которые уже нельзя игнорировать. И, тем не менее, по мнению  многих историков, революцию можно было предотвратить. Выступления в стране не несли угрозу власти, так как в обществе пока еще были сильны патерналистские настроения: вера в справедливого царя, способного решить все проблемы. Самостоятельная работа с текстом учебного пособия «Россия  и мир в ХХ - начале  ХХI века».11 класс. С.78-79.

Вопросы:

  • Какое событие нанесло удар по патернализму?
  • В чем заключалась двойственность российской политической системы?
  • Что в личности Николая II и его правлении вызывает несогласие, неодобрение и почему многие современники и историки считали поведение Николая II самоубийственным?

Чтобы выпускники эмоционально ощутили трагедию 9 января, можно прослушать воспоминания участника  события  рабочего Широкова (мультимедийный учебник А.Данилова. История России ХХ век. Часть I или прочесть фрагмент очерка М.Горького, очевидца этих событий.  Приложение 2).

Вывод.

Таким образом, в начале ХХ века верховная власть  в России окончательно утратила реформаторский потенциал, что резко ослабило позиции власти в деле модернизации страны. 9 января  нанесло удар по патерналистским основам. Император допускал просчеты, которые были несовместимы с патерналистскими традициями.

Звучит фрагмент песни «Отречемся от старого мира…»

2. Становление российского парламентаризма

В стране разразилась революция, которая заставила Николая II провести реформы, кардинально изменившие социально-политический строй Российской империи. Главным завоеванием стала Государственная Дума. И произошло это именно по настоянию С.Витте, которому, по сути, удалось спасти монархию. Манифест от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» возвестил о введении  законодательного парламента и гражданских свобод. 23 апреля 1906 года царь утвердил новую редакцию «Основных государственных законов Российской империи», в разработке которой Витте принимал самое активное участие. Днем раньше, 22 апреля Витте со своим кабинетом ушёл в отставку.

Работа учащихся в группах с документами:

1 группа. На основании документа (Приложение 3) определите мотив, которым царь руководствовался при издании Манифеста 17 октября 1905 года. Дайте оценку документу.

2 группа. Как изменилась система государственных органов власти по Манифесту? Внести дополнение в схему «Высшие органы власти Российской империи». См. документ (Приложение 4). Определить в каком направлении происходило изменение государственного строя России после выхода Манифеста 17 октября.

3 группа. Приведите доводы «за»  и «против» высказывания: «Государственная Дума ограничила самодержавие». Сделайте выводы. Внимание учащихся обращается на статью 87  Основных законов Российской империи. См. фрагмент документа «Основные Государственные законы» (Приложение 5).

4 группа.Можно ли назвать Думу парламентом западного образца? Получила ли Дума законодательные функции? См. фрагмент документа «Основные Государственные законы…» статьи №56-71, 87 (Приложение 5).

Вывод.

Революция 1905 года придала самодержавию черты конституционной монархии, т.е. император сохранял большие полномочия. Население получило основные политические права, россияне из подданных императора превратились в граждан страны. Было создано коллегиальное правительство – Совет министров.

3. Особенности российской многопартийности

Встав на путь реформаторства, правительство открыло простор для деятельности созидательных общественных сил, для ускорения темпов модернизации страны, формирования гражданского общества. Манифест способствовал возникновению множества политических партий. В поддержку Манифеста и правительственного курса выступили буржуазные круги, ведущую роль среди них играли конституционные демократы (кадеты) и «Союз 17 октября» (октябристы). На экране портреты П.Н. Милюкова и А.И. Гучкова с краткими биографическими данными (Мультимедийный учебник «История России. XX век» Данилов А.А.)

Работа с текстом учебника «Россия и мир в ХХ - начале ХХI века» с.80-81

  • Чем отличалась российская многопартийная система от западноевропейского варианта. Каков был порядок возникновения партий в России?
  • Каковы были программные политические требования правых и либеральных партий?
  • Каковы были политические лозунги и требования радикальных политических партий (большевиков, меньшевиков и эсеров) в аграрном вопросе? (В ходе работы составляется небольшая таблица).

Линии сравнения

Социал-демократы

Социалисты-революционеры (эсеры)

большевики

меньшевики

Политические лидеры

 

Основные политические лозунги

 

 

Решение аграрного вопроса

В.И. Ленин

 

свержение самодержавия, установление диктатуры пролетариата, восьмичасовой рабочий день

 

 

национализация земли

Ю. Мартов Г. Плеханов

ликвидация самодержавия, установление диктатуры пролетариата, представляющей большинство населения, восьмичасовой рабочий день

муниципализация земли

В. Чернов

уничтожение самодержавия, установление диктатуры трудового народа, восьмичасовой рабочий день

 

 

социализация земли

Вывод:

многопартийность в России была создана в основном усилиями интеллигенции и в кратчайшие сроки. И в целом вся партийно-политическая система объективно оказалась нацелена на разрушение самодержавия. Ни одна из партий не была в состоянии реально претендовать на политическое лидерство. Политическая инициатива оставалась в руках правящих кругов.

4. Крестьяне и аграрный вопрос в революции 1905 года.

Предлагается составить смысловой план на тему «Крестьяне в первой русской революции». Вариант смыслового плана:

  • Рост политической активности крестьян. Разнообразные способы их борьбы.
  • Основные требования крестьян:
    • отмена частной собственности на землю;
    • передача земли тем, кто ее обрабатывает;
    • всеобщее бесплатное начальное образование;
  • Вера основной массы крестьян в царя.
  • Попытки организации крестьянского движения в общероссийском масштабе:
    • созыв учредительного съезда Всероссийского крестьянского союза 31 июля – 1  августа 1905 года;
    • программа Союза;
    • второй съезд Крестьянского союза. Рост влияния эсеров  среди крестьян;
    • арест участников съезда. Распад Крестьянского союза как общероссийской организации;
  • Крестьяне и Дума.
    • Раскол между крестьянскими  массами  и интеллигенцией;
    • Составление  на сходах приговоров для подачи в Государственную Думу;
    • Аграрный вопрос для крестьян превалировал над всеми другими вопросами. Единство крестьян в  этом вопросе.

Вывод.

Благодаря активному участию в революции крестьян, они получили более ощутимые результаты: отменены выкупные платежи, снижена арендная плата за землю, сословно-куриальная система выборов в Государственную Думу давала перевес крестьянским представителям в первых двух  российских парламентах, повышенная зарплата сельскохозяйственным рабочим. Однако крестьяне не смогли создать общенациональную организацию. Многие из них испытывали противоречивые чувства: ненавидели помещиков и чиновников, но не хотели выступать против царя и очень надеялись на Государственную Думу.

5. Столыпинская программа модернизации России.

Власть извлекла из революции определенные уроки и взяла на некоторое время инициативу реформирования страны в свои руки. В июле 1906 года Петр Аркадьевич Столыпин был назначен председателем Совета министров.

Сообщение учащихся о П.А. Столыпине (На экране портрет П. Столыпина).

Представитель старой земельной аристократии, владелец имения в семь тысяч десятин. Последний реформатор старой России, одна из трагических фигур нашей истории, верный слуга царя и Отечества. Умный, способный администратор, возможно единственный после С.Ю. Витте понимавший, что революцию можно предотвратить, только изменив устаревшую государственную и социальную модель России. В истории осталась характеристика Столыпина, как «российского Бисмарка», что свидетельствует о высокой оценке деятельности премьер-министра. Его политическим кредо было «либеральные реформы и сильная власть». Сильная власть предполагала подавление революции. Новый председатель правительства обладал поразительной работоспособностью и сумел зарекомендовать себя, как человек мыслящий, хладнокровный, не боявшийся прямых вопросов. 25 августа 1906 года Столыпин предложил I Государственной думе широкую программу преобразований, целью которой было превращение России в правовое государство. Предполагалось ввести равноправие сословий, неприкосновенность личности, свободу вероисповедания, страхование рабочих, а также узаконить экономические стачки рабочих, допустить адвокатов к участию в предварительном следствии, главным же из предложенного было улучшение крестьянского землевладения. Аграрную реформу Столыпин считал последним шансом предотвратить революцию. Не решив аграрного вопроса, страна не могла двигаться по пути модернизации. Мероприятия Столыпина, по сути, были логическим продолжением политики Витте, который еще в начале века сделал вывод о тормозящей роли крестьянской общины. Столыпин стремился создать в русской деревне мощный слой зажиточного крестьянства, но при этом отвергал любые попытки удовлетворить крестьянские нужды за счёт помещиков. При таком подходе укрепить слой зажиточных хозяев можно было только за счёт других слоёв крестьянства. По этому пути и пошёл Столыпин, положив в основу своей реформы разрушение общины. Некоторые исследователи считают, что в таких условиях решение аграрной проблемы было неразрешимой задачей. Другая группа исследователей считает, что реформы Столыпина могли стать программой модернизации России.

Организация самостоятельной работы учащихся с документами (Приложение 6).

Вопросы:

  • На основе документов охарактеризуйте политическую программу Столыпина?
  • Как вы понимаете заключительную фразу из выступления Столыпина в Думе: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна ВЕЛИКАЯ РОССИЯ». К кому обращены эти слова?
  • Чем был опасен путь радикализма в России? К чему это привело?
  • В чем заключался трагизм положения Столыпина?

Следует отметить, что, несмотря на значительный прогресс в сельском хозяйстве, его проекты были обречены на провал, так как к ним не стремилась власть, а российское общество было расколотым и враждебно встречало любой проект со стороны правительства.

Задание: сгруппируйте факты, свидетельствующие об успехе аграрной реформы или её провале (Приложение 7).

Работа с картой «Россия в 1907 – 1914 гг.»

Вводятся элементы ролевой игры. Задания по группам:

1 группа. Представьте себя на месте крестьянина и ответьте на вопрос, почему вы не хотите выходить из общины и почему, уехав в Сибирь, возвратились вновь в свою деревню? 2 группа. Представьте себя в качестве думского депутата, кадета. Почему вы не поддержали аграрную реформу Столыпина? Какие его идеи и взгляды были для вас неприемлемы.3 группа выступает от имени октябристской партии, которая в 1910 году вместе с правыми одобрила аграрную реформу Столыпина. Почему вы поддержали Столыпина?4 группа выступает от имени рабочих Москвы, участвовавших в Декабрьском вооруженном восстании 1905 года. Какую сторону деятельности Столыпина они будут оценивать в первую очередь? 

Вывод:

реформаторская деятельность Столыпина была последней попыткой коренным образом изменить общественную модель старой России, сделать ее более передовой и современной. Задуманная им ломка патриархальных установок российского крестьянства и насаждение буржуазных стереотипов поведения, капитализация деревни, требовали значительного  времени. «Дайте нам двадцать лет покоя, и вы не узнаете Россию», - говорил он. Однако довести до конца процесс модернизации Россия не успела. Столыпин был смертельно ранен в Киеве 1 сентября 1911 года. В стране не оказалось ни лидеров, ни политических сил, способных продолжить его начинания. Аграрный вопрос так и не был решен, именно это и станет одной из главных причин предстоящих революций в России. Проблемы, которые не удалось решить в ходе революции 1905 года, дали о себе знать десятилетие спустя. В этих условиях особое значение приобретала гибкость и дальновидность власти, готовность её к опережающим шагам, которые могли бы снять напряжение в обществе. Но монархия и ее ближайшее окружение не желали видеть той пропасти, к которой шла страна. В результате левые партии, прежде всего большевики, получают уникальный исторический шанс на власть, на реализацию своего проекта модернизации страны. Россия стояла на пороге коммунистической модернизации.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Особенности менталитета крестьян в России

Особенности менталитета крестьян в России.

 

´Менталитет

´

´1) Менталитет - ( фр. mentalite) - склад ума, мироощущение , мировосприятие, психол.

´2) Менталитет - - обобщенное понятие, политико-публицистическое, обозначающее в широком смысле совокупность и своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений. Характеризует оригинальный способ мышления, склада ума, умонастроения.

´3) Менталитет - – (лат. – ум, мышление, образ мыслей) социально-психологический настрой большой социальной группы (народности, нации, класса , сословия ), который определяет ее картину мира и скрепляет единство культурной традиции.  

´4) Менталитет - - система образов, представлений, которые в разных группах или слоях общества сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей ( определение понятия взято у Жоржа Дюби, лидера Новой исторической науки).

 

´Не только рабочие — выходцы из крестьян, но и традиционное городское население — купцы, ремесленники, мещане — обладали менталитетом, сходным с крестьянским. Мещане и ремесленники никогда не были предпринимателями в подлинном смысле этого слова. Подобно крестьянам, целью их хозяйства являлось достижение достатка, а не накопление капитала. Стремление к богатству осуждалось общественным мнением.

 

´Существенным препятствием для превращения мещан и ремесленников в предпринимателей была их малограмотность.

´Даже представителей русских купеческих родов (прежде всего старообрядческих) трудно в полной мере назвать носителями предпринимательской этики.

´Зачастую купеческие дети чувствовали неловкость оттого, что они являлись наследниками богатства, нажитого, как считалось, неправедным путем. Историк В. П. Булдаков приводит показательную запись одного купеческого сына в своем дневнике: «Был у тятеньки на фабрике и ночью в окнах все стекла перебил! Давно я эту мысль в уме своем лелеял!»

´Тем не менее среди российской буржуазии были и носители модернизационных взглядов, предприниматели европейского масштаба, организовавшие крупное производство по всем канонам фирменной интеграции и менедж- мента. Настоящие «капитаны» индустрии вышли из семей Путиловых, Рябушинских, Прохоровых, Коншиных и др.

´Однако и деловая элита привыкла к государственному протекционизму, имела тесные связи с бюрократическим аппаратом.

Просмотр содержимого документа «Особенности менталитета крестьян в России»

multiurok.ru

55. Урбанизация и контрурбанизация как социальные процессы в странах Запада и России.

Урбаниза́ция (от лат. urbanus — городской) — процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки урбанизации — рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.). Процесс, обратный урбанизации, называется рурализацией.

Процесс урбанизации идёт за счёт:

  • преобразования сельских населённых пунктов в городские;

  • формирования широких пригородных зон;

  • миграции из сельской местности (провинции) в городскую.

Явление трансформации естественных природных ландшафтов в искусственные под влиянием застройки обозначают понятием «урбанизация природы». Процесс ко- или соэволюции искусственных и природных факторов развития называют геоурбанизацией, его изучает геоурбанистика.

Урбанизация тесно связана со многими политическими процессами в государстве (а часто и собственно появлением этого института). Например Р. Адамс считает наличие городов непременным признаком государства. Гринин и Коротаев указывают на тесную взаимосвязь между урбанизацией и эволюцией государственности. Так, первая фаза урбанизации наблюдались в IV — нач. III тыс. до н. э. и была связана со становлением ранних государств. Появление первого развитого государства (в середине II тыс. до н. э. в Египте) оказало заметное влияние на динамику урбанизации: в XIII в. до н. э. численность городского населения мира впервые превысила 1 млн чел. Урбанизационный взрыв XIX-ХХ вв. и мегаурбанизация (то есть роста численности населения сверхкрупных городов в общем населении мира) в сфере политического развития соотносятся с повсеместным распространением зрелой государственности.

Технология производства пищи требует, чтобы люди жили в селах, а не в городах, поэтому ещё в начале 20-го века в селах жило 87 % населения России. Но с появлением тракторов и машин, производительность труда выросла и необходимость в натуральном хозяйстве уменьшалась. В 1887 году в России насчитывалось 16 городов с населением более 50 000 чел., в 1989 году в РСФСР был 1001 город, в 170 городах проживало 70 % населения. На 2010 год процент городского населения составил 73,7 % (высокий уровень урбанизации)

В конце 60-х гг. А.С.Ахиезер, Л.Б.Коган и О.Н.Яницкий выдвинули концепцию урбанизации "как всемирно-исторического процесса развития концентрации, интенсификации общения, как процесса интеграции все более разнообразных форм практической жизнедеятельности" . Тем самым была преодолена плоско технократическая трактовка урбанизации, ее сведение к той или иной форме расселения, утвержден социально-исторический метод анализа данного феномена. В процессе урбанизации кристаллизуется городской образ жизни с особой структурой общения, спецификой развития личности, семейных отношений и т.д. Важнейшим его признаком, по Л.Б.Когану, является мобильность, стимулируемая потребностью в интенсификации и разнообразии общения, в обновлении профессиональной и общекультурной информации. Мобильность проявляется как готовность к смене социальной среды и пространственной локализации социальной активности, в повышенной территориальной подвижности и миграционных процессах.

А.В.Кочетков ввел понятие социально-доступного разнообразия городской среды, отметил роль групповых систем расселения как средства преодоления культурной замкнутости монофункциональных городов, продемонстрировал зависимость эффективности общественного производства от степени дифференциации-интеграции этой среды. Л.Б.Коган эмпирически подтвердил падение роли соседства в среде урбанизированных регионов, отметил возрастающую роль жилища как места социальной коммуникации. В 1974 г. ленинградскими социологами был поставлен вопрос о необходимости разработки критериев определения качества городской среды . Одномоментного решения проблемы найти не удалось, но прошедшая дискуссия стимулировала работу социологов в двух направлениях: междисциплинарных исследованиях города и разработки планов социального развития.

Контрурбанизация - процесс деконцентрации населения и расселения его вне городов, в определённой мере — процесс противоположный урбанизации. Происходит главным образом в развитых странах из-за резкого ухудшения природной и социальной среды жизни в крупных городах (шум, загрязненность, преступность и т.д.). Например, интенсивно сокращается население Лондона, достигающее всего 6,6 млн человек (сократилось за 10 лет более чем на 10%). С пригородами это сокращение не так велико: с 10 588 тыс. в 1970 г. до 10 209 тыс. 1980 г. Население Западного Берлина сократилось с 1970 по 1980 г. с 2121 тыс. до 1957 тыс. человек.

Близость к финансовым потокам, развитость сферы услуг, развитость социальной и городской инфраструктуры, центры культуры - все это делает большие города максимально привлекательными центрами для миграции людских потоков. Но локализация и кластеризация производств в итоге приведет к перераспределению финансовых потоков. Это ослабит большие города, которые перестанут быть центрами финансовых потоков.

Сфера услуг окажется в сложной ситуации. Вся эпоха постмодерна прошла под лозунгами деиндустриализации, считалось, что это рудимент для развитых стран. Так, США вывезли заграницу бОльшую часть производств, за что, в конечном счете, они и поплатились, и будут еще долго расплачиваться. К слову, по этому пути частично пошла и вся Европа. Кто особо преуспел, можно увидеть по аббревиатуре PIGGS. Сегодня большие города – это обитель сферы услуг. Ее основа, если вкратце, – высокая добавленная стоимость и низкая себестоимость товаров. Так как этот зазор будет сокращаться, то и сфера услуг будет сжиматься. Этот процесс будет изменять вектор миграционных потоков. В большие города, вероятно, будет возвращаться промышленность, но скорее всего это будет наукоемкая, точная промышленность. Роль городов как культурных центров будет сильно нивелирована благодаря интернету и информационным потокам.

Интернет уже сегодня делает понятие культурных центров все более виртуальным. Например чтобы далеко не ходить, odnako.org – это уже не просто сайт, а платформа для общения людей с определенным уровнем знаний и политических взглядов. Такие виртуальные платформы для общения смогли стать «реальностью» только в начале XXI столетия. Характерно, что география людей, посещающих подобные сайты, не ограничивается ни городами, ни даже странами.

Еще одним характерным нюансом контрурбанизации станет скорость передвижения пригородного и междугороднего транспорта. Эта скорость снизит «потребность в постоянном присутствии» в самом мегаполисе.

studfiles.net

25. Социальные процессы, социальные изменения и социальное развитие.

Социальный процесс — это любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или эволюции, короче говоря — любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация его количественных или качественных характеристик.

Социальный процесс — изменение состояния социального объекта. Поскольку социальные процессы разворачиваются во всех сферах общественной жизни и затрагивают все существующие социальные образования, то они различаются по ряду показателей.

Виды социальных процессов:

1. Однолинейные (однонаправленные) процессы следуют одной-единственной траектории или проходят через схожую последовательность необходимых стадий.

2. Мультилинейные процессы следуют по нескольким альтернативным траекториям, добавляют в своем движении нетипичные стадии.

3. Нелинейные процессы предполагают качественные скачки или прорывы после продолжительных периодов количественного роста.

4. Ненаправленные (или текучие) процессы имеют чисто случайный, хаотический характер, не опираются на какой-либо образец.

5. Волнообразные процессы. Их течение подчиняется определенным повторяющимся или схожим моделям, причем каждая следующая стадия либо идентична, либо качественно напоминает предыдущие (представляют собой некое подобие кривой на экране осциллографа).

6. Цикличные процессы возникают в том случае, когда существует возможность повторения.

7. Спиралевидные процессы возникают в случае, если наблюдается сходство процессов, но при этом они различаются уровнем сложности.

8. Случайные процессы. Частный случай процессов, когда изменения не следуют какому-либо известному образцу.

9. Стагнация (застой). Другой частный случай процессов, когда в состоянии системы в течение какого-то времени не происходит никаких изменений.

Понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как социетальной системе.

Формы социальных изменений:

• Эволюция в широком смысле – это синоним развития, точнее, это процессы, которые в социальных системах ведут к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (хотя бывает и наоборот). Эволюция в узком смысле включает лишь постепенные количественные изменения, противопоставляемые качественным изменениям, т.е. Революции.

• Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Реформа может иметь и стихийный характер, но всегда - это процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система или важные ее стороны. В результате процесса накопления зарождаются, появляются и укрепляются новые элементы. Этот процесс называется инновацией. Затем идет отбор инноваций сознательно или стихийно, посредством которого в системе закрепляются элементы нового и как бы "выбраковываются" другие.

• Революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений. Они знаменуют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и буквально "перепахивают" людей. Они ничего не оставляют без изменения; заканчивают прежние эпохи и начинают новые. В момент революций общество достигает пика активности; происходит взрыв его потенциала самотрансформации. На волне революций общества как бы рождаются заново. В этом смысле революции - знак социального здоровья.

Поскольку общество находится в постоянном движении, то оно претерпевает соответствующие социальные изменения, связанные с переходом социальных явлений, их элементов и структур, связей, взаимодействий и отношений из одного состояния в другое, с возникновением или исчезновением того или иного явления, его элемента и т.д.

Изменения могут различаться:

1. по масштабам. Они могут происходить на микроуровне (т.е. быть связаны с более или менее существенным изменением положения или роли отдельной личности, например, со вступлением в какую-нибудь общественную организацию или партию, с выходом из нее или переходом из одной в другую), а другие — на макроуровне (т.е. быть связаны с определенными изменениями в целых социальных группах и общностях и даже во всем обществе)

2. по глубине. Изменения могут происходить в рамках сохранения качества данного социального явления, а могут выйти за пределы этого качества.

В обыденном сознании понятия «изменение» и «развитие» чаще всего отождествляются, в связи с чем любое изменение в обществе рассматривается как его развитие. В этом случае развитие общества понимается в широком смысле – как последовательный процесс однонаправленных изменений.

В узком смысле слова социальное развитие— это не всякое движение общества, не любое его изменение, а лишь такое, которое связано с более или менее глубинными, структурными его изменениями, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

Отличительная черта социального развития: происходящие в его рамках социальные изменения имеют определенную направленность, исключающую хаотичное, произвольное, невзаимосвязанное нагромождение таких изменений.

studfiles.net

Понятие социального процесса

Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновения лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, располагающими особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие с интересами других групп. Такое положение является абсолютно естественным и позволяет обществу находить наиболее эффективный путь развития, способный консолидировать интересы большинства своих членов. Вследствие этого возникающие в обществе проблемы вызывают изменения, от которых одни категории людей получают пользу, тогда как другие терпят ущерб. Сами люди, являясь непосредственными участниками социальных процессов, тем не менее, не всегда в состоянии оказывать на них влияние. Причина этого заключается в том, что, вызывая соответствующие изменения в обществе, люди утрачивают контроль над ними в силу неготовности или неспособности понять внутренние механизмы этих изменений.

Например, изменения в обществе, ведущие к увеличению доли бедных в стратификационной структуре общества, могут обусловливаться несовершенством экономического механизма, не обеспечивающего оптимального распределения материальных ресурсов между людьми. Постигая сложную природу пауперизации (процесса обнищания отдельных слоев населения), ученые и политики пытаются понять причину этого процесса, факторы, его формирующие, и последствия, к которым он может привести. Решение этой проблемы даже теоретически позволит определить возможные направления сдерживания этого процесса, создав необходимые условия для его фактической элиминации.

Наблюдая за происходящими в обществе изменениями, давая им оценку, не всегда можно точно предсказать последствия, к которым могут привести эти изменения. Увеличение способности общества оценивать и контролировать ход своих изменений становится составным элементом социальной культуры и является важнейшим условием его устойчивости.

Социальный процесс следует отличать от социального явления — понятия в большей степени распространенного в социологической литературе. П. Сорокин так определял содержание этого понятия: «Социальное явление есть социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов, выступая в то же время по содержанию и продолжительности за его пределы. Это то, что многие называют "социальной душой", это то, что другие называют цивилизацией и культурой, это то, что третьи определяют термином "мир ценностей", в противоположность миру вещей, образующих объект наук о природе. Всякое взаимодействие, между кем бы оно ни происходило, раз оно обладает психическим характером (в вышеуказанном смысле этого слова) — будет социальным явлением».

Социальный процесс имеет более выраженную временную составляющую, придающую объективированный характер исследуемому объекту, позволяя рассматривать все свойства последнего в зависимости от времени. Психическое сопровождение социальных процессов отходит при этом на второй план. Временная обусловленность процесса особенно интересна в исследовании социально-экономических и политических процессов, где фактор времени играет большое значение и служит одним из критериев формализации, объективации процесса.

Люди непрерывно находятся в фокусе беспорядочно наслаивающихся друг на друга процессов: экономических, политических, социальных, экологических, культурных, инновационных и пр. И если одни процессы могут служить предметом их внимательного изучения, то другие — создают фон для решения людьми их повседневных проблем. Это различие обусловливает процедуру актуализации текущих процессов, разбиение ее на две формы: практическую и когнитивную.

Практическая актуализация процессов предполагает низкую степень рефлексии с ориентацией на ценностные и ситуационные способы фиксации этих процессов. В ходе практической актуализации социального процесса человек склонен переживать его последствия для себя посредством ряда стратегий: полного игнорирования, адаптации, открытого противодействия и целенаправленного ухода. Избирая ту или иную стратегию своего отношения к процессам, человек осознанно занижает значение одних и, напротив, усиливает значимость других, исходя из собственных представлений об этих процессах, достигнутых на основе простого жизненного опыта. Ставя перед собой личные цели, человек стремится подчинить их логике внешние изменения.

Практическая актуализация выступает своеобразной формой редукции сложности действительного мира, сведение актуализированных им процессов до ограниченного перечня изменений, по отношению к которым необходимо выстроить оптимальную линию поведения. При такой тактике человек игнорирует природу процессов, протекающих вовне, причины, их вызвавшие, и даже последствия, к которым они могут привести. Приоритетной задачей является подчинение этих процессов собственной линии поведения, определению по отношению к некоторым из них своего варианта возможных действий.

В условиях когнитивной актуализации фактор рефлексии за протекающими в действительности процессами выходит на первое место. Суть когнитивной актуализации заключается в определении всей инфраструктуры процесса, его свойств, последствий и пр. То, что для обычного человека кажется несущественным и малозначимым, для ученого, являющегося главным субъектом когнитивной актуализации, обретает особый смысл, позволяющий понять природу процесса, и в перспективе — научиться им управлять. Основными функциями когнитивной актуализации являются описание, объяснение, понимание и прогноз, выступающими в качестве ведущих инструментов научного подхода к действительности. Целью когнитивной актуализации социального процесса является формулировка его идентификационных признаков, выявление причин и факторов воздействия. Такое знание позволит систематизировать информацию об актуальных событиях в обществе, определить степень их влияния на эти события, способствовать созданию соответствующих институтов, призванных регулировать и контролировать объективные процессы.

В различные периоды становления человечества представления общества о происходящих в нем изменениях существенно различались. Ученые долгое время стремились объяснить социальные явления с позиций ведущей науки своего времени. В XVII-XVIII веках такой дисциплиной служила механика И. Ньютона, в XIX веке — эволюционная теория Дарвина, в начале XX — теория относительности А. Эйнштейна. Используя выведенные в рамках этих теорий законы, общие принципы и терминологию, наука стремилась придать точность и законосообразность тем изменениям, участниками которых в качестве членов общества были сами ученые. Однако большинство исследователей не могло не понимать более сложной и неоднозначной природы социальных процессов.

К началу XX века сложившейся научной дисциплиной можно считать только историю. Что касается экономики, социологии, политологии и психологии, то они только ко второй четверти XX века смогли обрести статус научных дисциплин. К этому времени все названные социальные дисциплины стремились объяснить сложные общественные изменения исключительно в собственных рамках. Причиной этого являлась недостаточная развитость методологического аппарата. Такой путь безусловно обогатил наши знания о социальных процессах в разрезе соответствующих дисциплин, однако не давал возможности понять логику этих изменений, совместить воедино поставленные этими науками проблемы.

Процессы глобализации, пик которых пришелся на 70-е г. XX века, привели к качественному преобразованию сложившихся взглядов на природу социальных изменений. Как писал новосибирский экономист П. Олдак: «В 70-х гг. разворачиваются процессы, которые привели к еще большему разрушению старых представлений о границах экономического анализа. Мир сталкивается с явлениями нового порядка — связками проблем. Они имеют общую экономическую основу, но их уже нельзя объяснить с позиции одной науки. Речь идет прежде всего о глобальных проблемах: экологическая, сырьевая, продовольственная, демографическая. Это связка, цепь проблем. Вы начинаете изучать одну проблему, и за ней тянется вторая, третья, четвертая... Изучая факторы развития экономики, мы уже не можем вычленить ее из системы периферийных связей. Так мы выходим на представление о метасистеме — высшей целостности связей всех общественных структур».

В условиях усложнения природы социальных изменений, уплотнения сети взаимосвязей между социальными процессами, протекающими в различных частях планеты, роста коммуникационных и кооперационных возможностей научного знания все чаще начинают говорить об экономическом и политическом характере этих процессов. Значение экономического и политического аспекта социальных процессов стало возрастать по мере возникновения приоритетов экономической и политической стабильности общества, обусловливающих наилучшие условия для решения текущих социальных проблем. Становление экономики и политологии как научных дисциплин, формулировка ими ряда базовых для них закономерностей и исследовательских принципов позволили обрести реальную методологическую основу для изучения соответствующих процессов, найти возможность контролировать н управлять ими.

Социальный процесс — это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения определенного интереса. В процессе столкновения интересов различных социальных групп обнажаются факты доминирования одних групп относительно других, структурирующие взаимоотношения в обществе под действием различных факторов — социальных, экономических, политических, экологических, правовых и пр.

Вектор социального процесса определяется неоднородностью в положении социальных субъектов, стремящихся достичь равновесия во взаимоотношении друг с другом. В результате столкновения интересов людей проявляется действие каких-то скрытых сил, возникновение которых вызвано именно этим столкновением. Ожидаемый результат такого столкновения определяет направление вектора, оценку возможных последствий исследуемого процесса.

По мнению известного польского социолога П. Штомпки процессуальный подход к социальным проблемам приобретает в последнее время доминирующее значение. В соответствии с этим подходом общество представляется не столько в качестве объекта (группы, организации), но как своего рода «поле возможностей» социальных субъектов. Ключевой единицей анализа становится «событие», раскрывающееся в действиях социальных субъектов, последствия которых являются многовариантными.

Известным русским ученым П. Сорокиным было дано классическое определение социального процесса: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или "эволюции", короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик»

Процесс предполагает наличие структуры и динамики, обеспечивающих ему устойчивый и направленный характер, упорядочивающий ход пронизывающих его социальных изменений. Структура процесса включает в себя совокупность всех входящих в него участников, содействующих факторов, условий и пр. Динамика процесса базируется на показателях силы и масштабах происходящих изменений, их продолжительности и рабочего ритма.

Процесс характеризуется масштабом, направленностью, интенсивностью, составом и характером стимуляции.

Масштаб процесса предполагает измерение степени вовлеченности в него субъектов. Охват вовлеченных в процесс индивидов или отдельных социальных групп означает микроуровень в исследовании таких процессов. Тогда как приобретение статуса субъекта процессов государствами, народами, этносами или культурами означает переход на макроуровень с переориентацией наблюдателя на принципиально иную систему координат.

Направленность процесса характеризуется его вектором, выражающим ориентацию процесса на определенный исход.

Интенсивность процесса задается осознанным значением его результатов для вовлеченных в него участников. Фактически это значение может быть задано через освещение этого процесса в СМИ, общественную огласку, осознание глобальности его последствий для социального субъекта (например, из-за сокращения численности населения в результате техногенных катастроф или военных столкновений).

Состав процесса складывается из составляющих его участников, их социального расслоения, политических ориентаций и места в системе общественного разделения труда.

Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, контролирующего и направляющего этот процесс. В соответствии с этим признаком процесс может быть форсированным или равномерным, стремительным или вялым.

Основными элементами социального процесса выступают: участники, субъект (инициатор) процесса, причины и наблюдатель, являющийся членом научного сообщества. К числу участников процесса можно отнести всех активных и пассивных членов общества, чьи интересы затрагивают происходящее в обществе изменения. По числу участников процесса можно судить о его характере, масштабах и уровне охвата. Субъектом (инициатором) процесса выступает один из его участников, располагающий значительными ресурсами, позволяющими продолжительное время поддерживать динамику и направленность социальных изменений. Инициатор процесса способен оказывать серьезное влияние на ход таких изменений путем воспроизведения благоприятных условий, направленных на достижение ожидаемого результата. Оказываемое инициатором влияние на процесс может быть и не осознанным, вызывающим определенные изменения вопреки воле и интересам инициатора. Все это способно стимулировать широко распространенные случаи утраты инициаторами контроля за вызванными ими изменениями. Роль инициатора процесса может быть многократно усилена в случае обладания им широкими властными полномочиями, полученными им как легальным, так и нелегальным образом. Будучи распорядителем средств, ресурсов, осуществляя право законодательной инициативы, субъект процесса устанавливает правила игры для всех его участников, задавая желаемый вектор направленности процессу.

Субъектом социальных процессов могут выступать и социальные системы. Каждая эволюционирующая система имеет свою динамику, представляемую в виде либо непрерывного кумулятивного процесса, либо — цикла.

Причины являются неотъемлемым элементом социальных изменений, выступая фактором их проявления. Если инициатор процесса может быть скрыт от внимания исследователей, то причина органично присуща процессу и составляет его внутренний источник. Потенциальными причинами социальных процессов можно назвать:• природные причины — истощение ресурсов, загрязнение природной среды, катаклизмы и пр.;• демографические причины — колебания численности населения, перенаселенность, миграции, процесс смены поколений;• изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс;• социально-политические причины — конфликты, войны, революции, реформы; привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т. д.

Важнейшим элементом в режиме восприятия и оценки социальных процессов является научное сообщество — сообщество ученых, специалистов, практиков, формулирующих ключевые стандарты оценки, измерения и регулирования исследуемых процессов. При помощи таких стандартов, норм инициатор процесса способен контролировать и моделировать ход событий, а наблюдатель — определять критерии оценки развертывания процессов в пространстве и времени.

Наблюдатель, будучи формальным или неформальным членом научного сообщества, является источником когнитивных параметров процесса. Когнитивный смысл процессу придается в акте его восприятия, познания, объяснения и понимания. Отображая процесс, наблюдатель, основываясь на выработанных научным сообществом подходах, стремится распознать логику процесса, актуализируя сам факт его протекания, и вырабатывает некую мысленную схему понимания и объяснения полученных в ходе наблюдения событий. Интерпретируя результаты и ход социальных процессов, наблюдатель делает видимыми источники, масштаб и направленность текущих процессов, используя надёжные и общепринятые методы анализа и обработки информации.

Наблюдатель является преимущественно пассивным участником процесса, составляющим представление о его характере, придающим ему определенный смысл и значение. С целью измерения исследуемых процессов наблюдатель предлагает систему координат, значимую для всех его участников.

Всякий процесс может быть измерен. Характер измерения процессов произволен от способа его структуризации, типа и положения наблюдателя. Основными структурными единицами, определяющими направление и интенсивность происходящих процессов, являются социальные системы.

psyera.ru

В каком направлении шла эволюция пищеварительной системы животных?

1) Появление полостного пищеварения у двуслойных животных (гастральная = кишечная полость у кишечнополостных) 2) Формирование кишечника - обеспечивает более эффективное пищеварение (появляется у плоских червей - слепо замкнут, дифференцирован на переднюю и среднюю кишку) 3) Дальнейшая дифференциация кишечника. Появление задней кишки и анального отверстия у круглых червей - обеспечивает непрерывность пищеварения. Дифференциация средней кишки на отделы (начиная с кольчатых червей) - обеспечивает поэтапность пищеварения. 4) Возникновение пищеварительных желез, обеспечивающих более быстрое и полное переваривание пищи (начиная с моллюсков и членистоногих) . 5) Появление ротового аппарата (у членистоногих) - обеспечивает активный захват добычи. Появление челюстей (рыбы) ; дифференциация зубов (млекопитающие) . Итак, эволюция шла в направлении дифференциации пищеварительного тракта и выделения пищеварительных желез, расположенных за пределами пищеварительного канала и связанных с ним протоками.

В направлении усложнения. однако у некоторых животных (кольчатые черви и др) , ведущих паразитический образ жизни, пищеварительная система деградировала.

touch.otvet.mail.ru